Чеботарев Н.Ф. Оценка стоимости предприятия (бизнеса) - файл n1.doc

приобрести
Чеботарев Н.Ф. Оценка стоимости предприятия (бизнеса)
скачать (1393 kb.)
Доступные файлы (1):
n1.doc1393kb.24.08.2012 08:47скачать

n1.doc

  1   2   3   4   5   6   7   8   9   10
Н.Ф. Чеботарев

ш

\ flljl

i L J fIf■




11

учебник

sV\

Издательско-торговая корпорация «Дашков и К°»

Н. Ф. Чеботарев

ОЦЕНКА

СТОИМОСТИ

ПРЕДПРИЯТИЯ

(БИЗНЕСА)

Учебник

Рекомендуется ГОУ ВПО

"Государственный университет управления"

в качестве учебника для студентов экономических

вузов, обучающихся по направлению

"Экономика" и экономическим специальностям

Москва, 2009

УДК 330 ББК 65.6 4-34

Рецензенты:

В. Н. Незамайкин — доктор экономических наук, профессор; Т. Д. Викулина — доктор экономических наук, профессор.

Чеботарев Н. Ф.
4-34
Оценка стоимости предприятия (бизнеса): Учебник /

Н. Ф. Чеботарев. — М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К°», 2009. — 256 с.

ISBN 978-5-394-00059-1

В учебнике изложены основные темы учебного курса «Оценка стоимости предприятия (бизнеса)» по экономическим специально­стям в соответствии с требованиями Государственного образователь­ного стандарта высшего профессионального образования Российской Федерации.

Приведены основные методы оценки стоимости имущества предприятия (бизнеса), его нематериальных активов, человеческого капитала и др.

Для студентов, магистров, аспирантов, преподавателей вузов.

УДК 330 ББК 65.6

ISBN 978-5-394-00059-1 © Чеботарев Н. Ф., 2008

© ООО «ИТК «Дашков и К'», 2008

ОГЛАВЛЕНИЕ

Введение 7

Глава 1. Основные понятия, цели и этапы процесса

оценки имущества предприятия 8

  1. Понятие оценки имущества предприятия 8

  2. Цели и этапы процесса оценки имущества 12

  3. Правовое регулирование

оценочной деятельности 18

1.4. Информационное обеспечение оценочной
деятельности 19

Глава 2. Содержание принципов, подходов и методов оценки

имущества предприятия 22

  1. Принципы оценки имущества предприятия 22

  2. Выбор подхода к оценке имущества

предприятия и стандарта стоимости 26

  1. Методы оценки имущества предприятия 28

  2. Методы учета фактора риска

в оценке предприятия (бизнеса) 55

Глава 3. Оценка эффективности финансово-хозяйственной
деятельности предприятия в целях определения
его стоимости
59

  1. Основные критерии оценки эффективности финансово-хозяйственной деятельности предприятия 59

  2. Методы измерения экономического эффекта

и экономической эффективности 65

3

  1. Финансовая устойчивость предприятия как показатель его эффективности 72

  2. Оценка эффективности

инвестиционного проекта 82

Глава 4. Критерии оценки несостоятельности

(банкротства) предприятия 91

  1. Основные понятия, виды и этапы банкротства предприятия 91

  2. Государственное антикризисное регулирование деятельности хозяйствующих субъектов:

формы и методы 104

4.3. Диагностика финансового состояния

предприятия в антикризисном управлении 105

4.4. Контроллинг в антикризисном управлении
предприятием: цели и функции 108

Глава 5. Оценка объектов недвижимости 112

  1. Виды стоимости недвижимого имущества 112

  2. Доходный подход к оценке недвижимости 115

  3. Рыночный подход к оценке недвижимости 118

  4. Определение износа зданий и сооружений 121

Глава 6. Оценка рыночной стоимости машин и оборудования... 123

6.1. Доходный подход к оценке рыночной стоимости

машин и оборудования 123

  1. Рыночный подход к оценке стоимости машин и оборудования 124

  2. Затратный подход к оценке рыночной

стоимости машин и оборудования : 125

Глава 7. Оценка стоимости нематериальных активов 131

  1. Особенности учета нематериальных активов 131

  2. Доходный подход к оценке рыночной стоимости нематериальных активов 136

4

  1. Рыночный и затратный подходы к оценке нематериальных активов 137

  2. Особенности оценки нематериальных активов

с использованием имущественного подхода 138

Глава 8. Оценка стоимости товарно-материальных запасов 142

  1. Общая характеристика товарно-материальных запасов 142

  2. Классификация товарно-материальных

запасов по целевому назначению 145

8.3. Особенности учета

товарно-материальных запасов 149

8.4. Особенности оценки

товарно-материальных запасов 150

Глава 9. Оценка стоимости имущества предприятия-
должника с целью продажи при банкротстве
153

  1. Особенности оценки стоимости имущества предприятия в процессе антикризисного управления 153

  2. Сравнительный подход к оценке стоимости имущества предприятия-должника 158

  3. Имущественный подход к оценке стоимости имущества предприятия-должника 163

  4. Доходный подход к оценке стоимости

имущества предприятия-должника 163

Глава 10. Методы и модели оценки человеческого

капитала предприятия 166

  1. Методы оценки человеческого капитала предприятия 166

  1. Модели оценки и учета человеческого капитала 169

  1. Использование модели активов в оценке объектов интеллектуальной собственности (ОИС) 174

  1. Оценка активов структурного капитала предприятия... 181

5

Глава 11. Оценка человеческого капитала предприятия 187

11.1. Затратный подход к оценке человеческого

капитала 187

11.2. Доходный подход к оценке человеческого

капитала 189

11.3. Экспертный подход к оценке

человеческого капитала 194

11.4. Сравнительный подход к оценке человеческого
капитала 195

Глава 12. Оценка долей в предприятии (бизнесе) 198

12.1. Подходы к оценке долей в бизнесе.

Виды стоимости эмиссионных ценных бумаг 198

12.2. Подходы к оценке неконтрольных

(миноритарных) пакетов 203

12.3. Премии и скидки в определении

рыночной стоимости акций 203

12.4. Модели расчета рыночной стоимости акций

и облигаций 205

Глава 13. Оценка стоимости предприятия

при реструктуризации 215

  1. Цель реструктуризации 215

  1. Виды деятельности по стратегическому направлению реструктурирования предприятий 216

  1. Формы реструктуризации предприятий 218

  2. Оценка рыночной стоимости предприятия

при реструктуризации .: 221

Глоссарий .j, 225

Литература 251

6

ВВЕДЕНИЕ

В данном учебнике систематизирован теоретический и ме­тодический материал по оценке стоимости активов предпри­ятия (бизнеса).

Структура учебника предусматривает изучение основных понятий, целей и этапов процесса оценки имущества предпри­ятия, содержания, принципов, подходов и методов оценки.

Настоящее издание ставит задачу ознакомления с основа­ми методологии оценки стоимости имущества предприятия с ис­пользованием рыночного (сравнительного), затратного (имущес­твенного) и доходного подходов к оценке предприятия (бизнеса).

В рамках изложенного учебного материала раскрыты ме­тоды оценки нематериальных активов, человеческого капитала предприятия, эффективности финансово-хозяйственной де­ятельности предприятия в целом и эффективности инноваций в частности, а также аспекты оценки активов предприятия в процессе антикризисного управления.

Оценка стоимости активов предприятия рассматривается в издании в виде системного процесса, отражающего целост­ность экономики как сложной системы. Особое место уделено методам оценки эффективности финансово-хозяйственной де­ятельности предприятия в целях определения стоимости его активов. Охарактеризована концепция управления, нацеленно­го на создание стоимости (Value-Based Management, в дальней­шем VBM). Рассмотрены методы оценки стоимости имущества предприятия-должника с целью продажи при банкротстве.

В учебнике отражены также вопросы правового регули­рования оценочной деятельности и ее информационного обес­печения. Рассмотрена методика оценки будущей доходности предприятия. Особое внимание уделено экономической и норма­тивно-правовой терминологии, принятой в оценочной деятель­ности. Данный подход отражен в глоссарии, который раскрыва­ет основные понятия процесса оценки имущества предприятия.

7

Глава 1

ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ, ЦЕЛИ И ЭТАПЫ

ПРОЦЕССА ОЦЕНКИ ИМУЩЕСТВА

ПРЕДПРИЯТИЯ

  1. Понятие оценки имущества предприятия

  2. Цели и этапы процесса оценки имущества

  3. Правовое регулирование оценочной деятельности

  4. Информационное обеспечение оценочной деятельности

1.1. ПОНЯТИЕ ОЦЕНКИ ИМУЩЕСТВА ПРЕДПРИЯТИЯ

Под имуществом предприятия понимаются материаль­ные и нематериальные активы, являющиеся объектами соб­ственности предприятия.

Активами предприятия считаются хозяйственные сред­ства, контроль над которыми организация получила в резуль­тате свершившихся фактов ее хозяйственной деятельности и которые должны принести ей экономические выгоды в бу­дущем. Это экономические ресурсы, сформированные за счет инвестированного в них капитала, характеризующиеся стои­мостью, производительностью и способностью генерировать доход. Постоянный оборот активов в процессе их использова­ния связан с факторами времени, риска, ликвидности.

Активы материальные — группа активов предприятия, имеющих вещественную (материальную) форму. В группу ма­териальных активов входят:

- основные средства;

8

Активы как имущественные объекты предприятия прини­маются к бухгалтерскому учету в качестве основных средств, если одновременно выполняются следующие условия:

Единицей бухгалтерского учета основных средств являет­ся инвентарный объект.

Данные по основным средствам как действующим, так и находящимся на консервации или в запасе отражаются в ба­лансе предприятия по остаточной стоимости. В размере фак­тических затрат на приобретение показываются земельные участки, объекты природопользования (вода, недра и другие природные ресурсы).

Расшифровка движения основных средств предприятия в течение отчетного года, а также их состав на конец года приво­дятся в приложении к бухгалтерскому балансу (форма № 5).

Активы внеоборотные (долгосрочные) — совокупность имущественных ценностей предприятия, многократно участ­вующих в процессе его хозяйственной деятельности и пере­носящих на продукцию использованную стоимость частями.

9

В практике учета к ним относят имущественные ценности (ак­тивы) всех видов со сроком использования более одного года.

Активы оборотные (текущие) — совокупность имущест­венных ценностей предприятия, обслуживающих текущий хо­зяйственный процесс и полностью потребляемых в течение од­ного операционного (производственно-коммерческого) цикла. В практике учета к ним относят имущественные ценности (ак­тивы всех видов со сроком использования менее одного года).

Нематериальные активы предприятия — часть его иму­щества, представляющая собой идентифицируемые неденеж­ные, не имеющие физической формы объекты, которые ис­пользуются в производстве, при предоставлении товаров или услуг, для сдачи в аренду другим сторонам в административ­ных целях.

К нематериальным активам, используемым при произ­водстве продукции, выполнении работ, оказании услуг в те­чение периода хозяйственной деятельности (превышающего 12 месяцев) и приносящим экономические выгоды (доход), от­носятся:

Состав нематериальных активов предприятия в течение отчетного года и на конец года приводится в приложении к бух­галтерскому балансу (форма № 5).

Ю

Оценка стоимости активов (имущества) предприятия и операций с ними имеет принципиальное значение для субъек­тов рынка:

При заключении арендного договора с включением поло­жения о повышении арендной платы последняя может быть ус­тановлена в процентах от рыночной стоимости недвижимости.

Когда одна компания стремится приобрести другую, то первой может потребоваться оценка текущей стоимости акти­вов, принадлежащих второй.

Оценка стоимости любого объекта представляет собой целенаправленный процесс определения в денежном выраже­нии его цены с учетом потенциального и реального дохода, приносимого им в данный момент времени.

Объектом оценки является любой объект собственности в совокупности с правами, которыми наделен собственник (движи­мое и недвижимое имущество, нематериальные активы, ценные бумаги и т. д.). Оценка не ограничивается только учетом одних затрат на создание или приобретение объекта. Обязательно учи­тывается совокупность рыночных факторов: времени и риска, уровня конкуренции, особенностей оцениваемого объекта и др.

Предприятие в целом или его часть могут быть объектом купли-продажи, залога, аренды и других сделок, связанных с установлением, изменением и прекращением вещных прав. Предприятие как имущественный комплекс включает все виды имущества, предназначенные для его деятельности, — в том числе земельные участки, здания, сооружения, оборудование, инвентарь, сырье и материалы, продукцию, права требования, долги и т. д.

и

Результат оценки стоимости предприятия может быть его вероятной продажной ценой, которая отражает свойства пред­приятия как товара:

а) полезность для покупателя;

б) затраты, сопутствующие этой полезности.
Рыночная цена предприятия — это денежная мера его

стоимости, установленная покупателем данного вида собс­твенности в процессе торговой сделки (купли-продажи), ком­промисса между продавцом и покупателем. Рыночная цена предприятия— это денежная сумма, уплаченная владельцу предприятия за отчуждение его собственности в пользу поку­пателя, осуществленное на открытом рынке в условиях конку­ренции.

Таким образом, рыночная стоимость оцениваемого пред­приятия (объекта), как правило, является расчетным показа­телем, а его рыночная цена — результатом договоренности, торга, компромисса между продавцом и покупателем.

1.2. ЦЕЛИ И ЭТАПЫ ПРОЦЕССА ОЦЕНКИ ИМУЩЕСТВА

Цели оценки имущества могут быть следующими:

  1. улучшение процесса текущего управления предприяти­ем для увеличения его стоимости;

  2. определение стоимости ценных бумаг в случае купли-продажи крупных пакетов акций на фондовом рынке;

  3. установление стоимости предприятия в случае его куп­ли-продажи целиком или частями;

  4. реструктуризация предприятия — ликвидация, погло­щение, слияние, выделение самостоятельных производствен­ных единиц;

  5. разработка плана развития предприятия (будущие до­ходы компании, степень ее финансовой устойчивости, имидж и т. д.);

  6. определение кредитоспособности предприятия и стои­мости залога при кредитовании;

12

  1. определение стоимости активов в процессе страхования имущества предприятия при вероятности возникновения по­терь;

  2. определение стоимости и доходности инвестиционного проекта в процессе обоснования бизнес-плана;

  3. установление налогооблагаемой базы для исчисления налога на имущество предприятий (налога на недвижимость);




  1. определение стоимости оборудования и иных основных средств, передаваемых в лизинг (на условиях договора финан­совой аренды;

  2. продажа части недвижимости, чтобы избавиться от неиспользуемых зданий и сооружений, земельных участков и др.;

  3. страхование недвижимости и определения стоимости страхуемого имущества;

  4. получение банковского кредита под залог недвижимос­ти (ипотечного кредита);

  5. сдача недвижимости в аренду;

  6. оформление части недвижимости в качестве вклада в уставный капитал вновь создаваемого предприятия;

  7. продажа отдельных видов физически и морально уста­ревших машин и оборудования для их замены на более эффек­тивные;

  8. передача машин и оборудования в аренду и т. д.

Если в соответствии с законодательством предприятие должно осуществлять оценку активов в обязательном порядке, тогда необходимо пользоваться услугами профессиональных оценщиков. Во всех остальных случаях предприятие может вы­бирать: провести оценку собственными силами или обратиться к соответствующим специалистам.

Отношения с оценщиками строятся на взаимных догово­ренностях, которые закрепляются в специальном договоре. Договор заключается в письменной форме, служит основанием для проведения оценки и при этом не подлежит обязательному нотариальному удостоверению.

Процесс оценки состоит из следующих основных этапов:

13

На подготовительном этапе в зависимости от целей оцен­ки и возможностей определяется стандарт стоимости и методы оценки, готовится необходимая для проведения оценки инфор­мация, анализируется финансовое состояние и риски оценива­емого предприятия.

На оценочном этапе непосредственно оценивается пред­приятие (бизнес) в соответствии с выбранным стандартом сто­имости и методами оценки.

На заключительном этапе оценки осуществляются необхо­димые корректировки стоимости (в частности, на финансовое положение предприятия, на степень контроля, на ликвидность, качество менеджмента и степень диверсификации производ­ства) и составляется отчет об оценке предприятия (бизнеса).

В зависимости от цели оценки применяются следующие стандарты (виды) стоимости:

Рыночная стоимость — цена, по которой может быть за­ключена сделка между продавцом и покупателем при условии, что оба действуют без принуждения, компетентно и к обоюдной выгоде. Чаще всего необходимость рассчитать рыночную стои­мость возникает при заключении сделки по переходу прав собст­венности на предприятие и когда необходимо определить цену его покупки-продажи. Объектом оценки является собственный капитал предприятия. На рыночную стоимость оказывает су­щественное влияние соотношение спроса и предложения.

Рыночная стоимость предприятия — это результат рег­ламентированной процедуры количественного определения его

14

ценности, осуществляемой владельцем или уполномоченными лицами.

Рыночную стоимость предприятия определяют капита­лизацией его ценности (прибыльности, рентабельности), соци­ально-экономической значимости, уникальности, инновацион-ности и интеллектуализации выпускаемой продукции, работ, услуг.

Итоговая величина рыночной стоимости предприятия зави­сит от доходности и степени риска хозяйственной деятельности предприятия, платежеспособности потенциального покупателя, наличия альтернативных объектов вложения средств и т. д.

Инвестиционная стоимость — учитывает требования конкретного инвестора (по уровню риска, доходности и др.). Рассчитывается в случае необходимости принять инвестици­онное решение.

Залоговая стоимость — цена, которую кредитор надеется получить от продажи на рынке актива в случае неплатежеспо­собности заемщика. Оценивается, когда предприятие является предметом залога при привлечении кредитных ресурсов или в случае обеспечения других обязательств.

Ликвидационная стоимость — цена раздельной продажи активов за вычетом всех обязательств предприятия и затрат на продажу. Оценивается в случае ликвидации предприятия.

Налоговая стоимость — рассчитывается для целей нало­гообложения в соответствии с требованиями представителей налоговых органов.

Страховая стоимость — определяется в целях страхо­вания имущества и представляет собой затраты на воспроиз­водство точной копии объекта (восстановительная стоимость) или на создание другого объекта, аналогичного по функциям (стоимость замещения). Объектом оценки в данном случае яв­ляется имущество (активы) предприятия.

Фундаментальная стоимость — это рыночная стоимость, которой обладал бы актив, если бы рынок имел о нем полную информацию. Определяется для целей финансового анализа и управления.

15

Балансовая стоимость предприятия не рассматривается в качестве стандарта стоимости и, как правило, не использует­ся в целях оценки бизнеса, так как включает только стоимость активов баланса и потому не дает полного представления о сто­имости предприятия.

После определения стандарта стоимости для оценки выби­рают подход и методы оценки стоимости.

Выделяют следующие подходы к оценке стоимости иму­щества предприятия: рыночный (сравнительный), затратный (имущественный), доходный.

Рыночный (сравнительный) подход означает, что наибо­лее вероятной величиной стоимости оцениваемого предпри­ятия может быть реальная цена продажи идентичной компа­нии, сложившаяся на рынке.

Затратный подход (имущественный подход, подход на основе активов) заключается в оценке текущей стоимости тех или иных элементов имущественного комплекса предприятия и его нематериальных активов. При этом стоимость активов предприятия рассматривается с точки зрения понесенных издержек, т. е. определяется суммой затрат на его воспроиз­водство или замещение с учетом физического и морального износа.

При затратном подходе предприятие рассматривается как комплекс имущества и имущественных прав (нематериальных активов). В этой связи применять его целесообразно в случа­ях продажи активов при ликвидации предприятия, при стра­ховании имущества, т. е. если возникает необходимость оценки имущественного комплекса предприятия.

Затратный подход может быть единственным в оценке имущественного комплекса предприятия, поскольку:

1)для неэффективных, неприбыльных, предприятий за­тратный подход позволяет получить приемлемую для продав­ца цену, так как учитывает именно стоимость активов и не при­нимает во внимание потенциальную прибыльность;

2) для оценки бизнеса затратным подходом существует не­обходимая статистика (в отличие от сравнительного подхода).

16

Доходный подход рассматривает предприятие как актив, приносящий доход в будущем, что и является основным пре­имуществом данного подхода. Одним из главных недостатков подхода является прогнозный характер информации, на основе которой осуществляется оценка.

Перечисленные подходы к оценке имущества предпри­ятия (бизнеса) дополняют друг друга. Как правило, в зависи­мости от целей оценки, условий, состояния объекта оценки, внешней среды стоимость предприятия оценивают сразу не­сколькими методами (двумя-тремя), наиболее подходящими для конкретной ситуации в рамках указанных выше подходов, а потом рассчитывают итоговую величину как средневзвешен­ную (методом математического или экспертного взвешивания). При выборе удельного веса каждого отдельного метода прини­мают во внимание такие факторы, как: характер деятельности предприятия, цель оценки и используемые методы определе­ния стоимости, количество и качество данных, используемых каждым методом, и др.

По результатам проведения оценки составляется отчет. Отчет содержит следующие разделы:

Результаты оценки являются основой для принятия как текущих, так и инвестиционных решений. В первом случае собственники, руководители предприятия получают инстру-

17

мент управления стоимостью предприятия, в другом случае появляется возможность показать потенциальному инвестору или кредитору процесс создания стоимости предприятия.

1.3. ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ОЦЕНОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Правовые нормы оценочной деятельности закреплены в Федеральном законе от 29 июля 1998 г. № 135-ФЗ "Об оценоч­ной деятельности в Российской Федерации", где введены поня­тия оценочной деятельности, объекта и субъекта оценки, обя­зательность проведения оценки отдельных объектов, права и обязанности оценщика и др.

Правовые взаимоотношения оценщика и заказчика регу­лируются договором, заключаемым в письменной форме и не требующим нотариального удостоверения.

Договор должен содержать следующие существенные ус­ловия:

Подтверждением надлежащего исполнения оценщиком своих обязанностей по договору является письменный отчет, представляемый заказчику. Отчет подписывается оценщиком и заверяется его печатью.

Стандарты оценки, обязательны к применению субъекта­ми оценочной деятельности. Система нормативных документов (стандарты, методики, кодекс этики) саморегулируемых орга­низаций оценщиков направлена на защиту прав, охраняемых законодательством интересов потребителей и специалистов-оценщиков.

18

1.4. ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОЦЕНОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Информация, используемая в процессе оценки, должна быть достоверной, точной и представительной. Информацию в процессе оценки стоимости предприятия (объекта) подраз­деляют на внешнюю и внутреннюю. Внешняя информация характеризует условия деятельности предприятия в регионе, отрасли и экономике, внутренняя — дает представление о де­ятельности предприятия.

Объем и характер внешней информации различаются ис­ходя из целей оценки. Информацию целесообразно предостав­лять в достаточном объеме и ориентированной на оцениваемый объект. Макроэкономические параметры включают информа­цию о том, как влияют на деятельность предприятия основные факторы макроэкономического характера:

  1. темпы роста валового внутреннего продукта (ВВП);

  2. уровень инфляции;

  3. изменение обменного курса валют;

  4. изменение учетной ставки банковского процента;

  5. новации в налоговом законодательстве;

  6. уровень политической стабильности в стране и др. Блок внешней информации кроме макроэкономических

показателей включает отраслевые показатели: условия конкуренции, рынки сбыта товаров и услуг, доступность используемых в производстве сырья и материалов и др. Условия функционирования предприятия в отрасли могут оказать существенное влияние на стоимость оцениваемого объекта.

Внутренняя информация характеризует текущую де­ятельность предприятия и включает:

  1. исторический аспект деятельности предприятия;

  2. характеристику поставщиков;

  3. производственные мощности;

  4. менеджмент;

19

  1. внутреннюю финансовую информацию (бухгалтерский баланс, отчет о прибылях и убытках, отчет о движении денеж­ных средств и др.);

  2. другую информацию, имеющую непосредственное отно­шение к оценке стоимости предприятия.

Анализ маркетинговой стратегии предполагает изучение следующей информации:

  1. объем продаж за прошлый и текущий периоды и прогноз на будущее;

  2. себестоимость продаж;

  3. прогнозируемое изменение объема спроса на продукцию предприятия;

  4. производственные мощности предприятия;

  5. периоды жизненных циклов товаров.

Цель анализа текущей бухгалтерской отчетности — оп­ределение финансового состояния предприятия: его финан­совой устойчивости, платежеспособности, деловой и рыноч­ной активности на дату оценки, действительной величины чистой прибыли, рентабельности активов и собственного ка­питала, а также рыночной стоимости необоротных и оборот­ных активов.

В зависимости от целей оценки изменяются направления финансового анализа. Например, если оценивается рыночная стоимость неконтрольного пакета акций акционерного обще­ства, то потенциального инвестора в большей степени интере­суют прогнозная оценка рентабельности общества и его способ­ность выплачивать приемлемые дивиденды.

В отчете по результатам проведения оценки указывается, что объем собранной и использованной в процессе оценки ин­формации является необходимым и достаточным для итогового заключения о стоимости предприятия (объекта).

Контрольные вопросы

1. Что понимается под процессом оценки какого-либо объ­екта?

20

  1. Что входит в состав нематериальных активов предпри­ятия?

  2. В чем заключаются отличия рыночной цены предпри­ятия от его рыночной стоимости?

  3. В каких целях необходима оценка имущества предпри­ятия?

  4. Какие стандарты (виды) стоимости применяются в зави­симости от цели оценки?

  5. Какие выделяют подходы к оценке стоимости имущест­ва предприятия?

  6. Какие существенные условия должен содержать дого­вор об оценке?

  7. Какие разделы содержит отчет об оценке?

  8. Какие требования предъявляются к информации, ис­пользуемой в процессе оценки?

10. Какие показатели включает блок внешней информации
кроме макроэкономических показателей?

21

  1   2   3   4   5   6   7   8   9   10


Учебный материал
© nashaucheba.ru
При копировании укажите ссылку.
обратиться к администрации