Драч Г.В. История мировой культуры - файл n1.doc

приобрести
Драч Г.В. История мировой культуры
скачать (2950.5 kb.)
Доступные файлы (1):
n1.doc2951kb.24.08.2012 08:41скачать

n1.doc

  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   31
Янко Слава (Библиотека Fort/Da) || slavaaa@yandex.ru || http://yanko.lib.ru

Сканирование и форматирование: Янко Слава (Библиотека Fort/Da) || slavaaa@yandex.ru ||

yanko_slava@yahoo.com || http://yanko.lib.ru || Icq# 75088656 || Библиотека:
http://yanko.lib.ru/gum.html ||
update 21.10.05

ИСТОРИЯ МИРОВОЙ КУЛЬТУРЫ

(МИРОВЫХ ЦИВИЛИЗАЦИЙ)



Учебное пособие=ИСТОРИЯ МИРОВОЙ культуры-(мировых цивилизаций)=Ответственный редактор И. Жиляков

Янко Слава (Библиотека Fort/Da) || slavaaa@yandex.ru || http://yanko.lib.ru

Издание 2-е, дополненное и переработанное Рекомендовано Министерством общего и профессионального образования Российской Федерации в качестве учебного пособия для студентов высших учебных заведений, обучающихся по гуманитарным специальностям и направлениям Под научной редакцией доктора философских наук, профессора Г. В. Драча

Ростов-на-Дону

«Феникс»

2002

Учебное пособие=ИСТОРИЯ МИРОВОЙ культуры-(мировых цивилизаций)=Ответственный редактор И. Жиляков

Янко Слава (Библиотека Fort/Da) || slavaaa@yandex.ru || http://yanko.lib.ru

ББК 63.3(0) И 90

Научный редактор доктор философских наук, профессор Г. В. Драч

Редакционная коллегия:

доктора философских наук Г. В. Драч, В. К. Королев, О. М. Штомпель

Авторский коллектив:

Г. В. Драч (Предисловие, гл. 1; гл. 5); В. Д. Бакулов (гл. 4); В. К. Королев (гл. 6; гл. 10.1-10.5); В. А. Кондрашов (гл. 7.3); Л. М. Павкин (гл. 11); Т. С. Паниотова (гл. 8; гл. 10.6); В. И. Сороковикова (гл. 3); Е. А. Чичина (гл. 7.1); В. А. Шкуратов (гл. 2); О. М. Штомпель (гл.7.2; гл. 9)

И 90 История мировой культуры (мировых цивилизаций). 2-е доп. и перер. изд. — Ростов н/Д: изд-во «Феникс», 2002. — 544 с.

Учебное пособие по истории мировой культуры и цивилизации предназначено восполнить отсутствующий в обществоведческих курсах необходимый историко-культурный и циви-лизациологический материал. Оно охватывает широкий спектр рассмотрения основных культурно-цивилизационных типов как с позиций их традиционных оснований, так и в плане вхождения их в единое цивилизационное пространство. Отдельная глава посвящена истории отечественной культуры.

Пособие адресуется студентам высших учебных заведений, учащимся лицеев, гимназий и колледжей, а также всем, кого интересует история культуры и цивилизации.

ISBN 5-222-02621-3

ББК 63.3(0)

© Авторский коллектив, 2002

© Оформление, изд-во «Феникс», 2002

Учебное пособие=ИСТОРИЯ МИРОВОЙ культуры-(мировых цивилизаций)=Ответственный редактор И. Жиляков

Янко Слава (Библиотека Fort/Da) || slavaaa@yandex.ru || http://yanko.lib.ru

Электронное оглавление

Электронное оглавление 4

ПРЕДИСЛОВИЕ 7

Глава 1. КУЛЬТУРА, ЦИВИЛИЗАЦИЯ, ИСТОРИЯ 9

Культура и цивилизация 9

Восточная и западная цивилизации 14

Глава 2. ПЕРВОБЫТНЫЕ КОРНИ МИРОВЫХ ЦИВИЛИЗАЦИЙ 21

Культура нижнего палеолита и эволюция человека 22

Культуры верхнего палеолита 25

ПАЛЕОЛИТ 27

Средний палеолит 27

Верхний палеолит 28

I. Перигорд (35—20 тыс. лет). . 28

II. Ориньяк (30—19 тыс. лет). . 28

  1. Солютре (18—15 тыс. лет)... 28

  2. Мадлен (15—10 тыс. лет). . 28

«Физиопластическая» живопись 29

Тип цивилизации и первоэлементы культуры 29

Тотемизм 32

Схема соответствия стадий развития культуры морфологического типа и умственно-речевой

деятельности гоминид 34

Мезолит 35

Охотники и рыболовы неолита 36

Земледельцы неолита 37

Магия и мифология неолитических земледельцев 37

Литература 39

Глава 3. ЦИВИЛИЗАЦИОННЫЕ МИРЫ ТРАДИЦИОННЫХ ОБЩЕСТВ
ВОСТОКА 40


Картина мира человека традиционных культур задавалась именно мифологией и религией. . 41

Египет 42

Историческая периодизация 42

Социально-политическая структура 43

Религиозно-мифологические представления египтян 44

Искусство Древнего Египта 46

Мир повседневности 48

Знания 48

Индия 49

Периодизация истории Индии 49

Религиозно-мифологические представления в истории Индии 50

Социально-политическая структура 54

Техника запоминания больших текстов 54

Индия. Мир повседневности 56

Искусство 57

В эпоху Гуптов 57

Китай 59

Историческая периодизация 59

Эпоха Чжоу (около XI—III вв. до н. э.), 59

Социально-политическая структура 60

Главной агрокультурой в Китае всегда был рис.. 61

Главной проблемой был отбор будущих чиновников и их подготовка. . 61

Религиозно-мифологические представления китайцев 62

Конфуцианство 62

даосизм и чань-буддизм 63

Мир повседневности 64

Искусство 65

Япония 67

Социально-экономическая структура 68

Религиозно-мифологические представления 68

Синтоизм 69

Учебное пособие=ИСТОРИЯ МИРОВОЙ культуры-(мировых цивилизаций)=Ответственный редактор И. Жиляков

Мир повседневности 69

Янко Слава (Библиотека Fort/Da) || slavaaa@yandex.ru || http://yanko.lib.ru

Искусство 71

Литература 73

Глава 4. АРАБО-ИСЛАМСКИЙ МИР 74

Коран 76

Сура 45 79

Сура 99. Землетрясения 79

Сунна 80

Шариат 83

Мусульманская философия и наука средневековья 85

Суфизм 85

Литература 88

Глава 5. У ИСТОКОВ ЕВРОПЕЙСКОЙ ЦИВИЛИЗАЦИИ: АНТИЧНЫЙ МИР 89

Архетипический характер культуры Древней Греции 89

гомеровской эпохи (XI—IX вв. до н. э.) 89

Эпоха классики (V в. до н. э.) 90

Шпенглер и античность 93

Античная культура 94

Полис 95

Созерцательность 95

От Микен к полису 99

Был ли гомеровский грек личностью? 102

Аполлоновское и дионисийское в античной культуре 108

Античный полис как феномен культуры 113

Древнегреческая философия 121

Литература 123

Глава 6. ЦИВИЛИЗАЦИИ СРЕДНЕВЕКОВОГО ЗАПАДА 124

Литература 140

Глава 7. Культурный облик ВОЗРОЖДЕНИЯ И РЕФОРМАЦИИ 141

Итальянское Возрождение 141

«Обратная сторона» возрожденческого титанизма 146

Культура эпохи Реформации. Контрреформация 151

Литература 166

Глава 8. НОВОЕ ВРЕМЯ: ОФОРМЛЕНИЕ ЕВРОПЕЙСКОЙ КУЛЬТУРЫ И
ЦИВИЛИЗАЦИИ 167


Культура XVII века 167

Политика.. 168

Научная революция. . 170

Парадоксы «века гениев». . 171

Искусство XVII в. . 173

Культура XVIII века 176

Просвещение и просветители. Энциклопедисты 178

Борьба просветителей с религией и церковью. . 178

Прогресс естественных наук.. 179

Политические и правовые учения. . 180

Мораль. . 183

Искусство XVIII в.. 184

Европейская культура XIX века 186

Исторические и логические границы культуры XIX в. . 187

Наука и техника 189

Политическая культура 191

Мораль и религия 192

Искусство в XIX веке 195

Литература 202

Глава 9. СУДЬБЫ КУЛЬТУРЫ И ЦИВИЛИЗАЦИИ В XX ВЕКЕ XX ВЕК В
ЗЕРКАЛЕ КУЛЬТУРОЛОГИЧЕСКОЙ МЫСЛИ 203


Кризис культуры «общества быстрых перемен» 206

Глобальные проблемы современности 209

Современная культура: пути и возможности развития 213

Литература 216

Глава 10. СОВРЕМЕННЫЕ ЛИКИ культуры 217

Япония 217

Учебное пособие=ИСТОРИЯ МИРОВОЙ культуры-(мировых цивилизаций)=Ответственный редактор И. Жиляков

Китай 220

Янко Слава (Библиотека Fort/Da) || slavaaa@yandex.ru || http://yanko.lib.ru

Арабский Восток 223

США 225

Африка 227

Латинская Америка 228

Культура колониальной эпохи.. 232

Завоевание независимости и поиски духовного самобретения 234

Особенности латиноамериканской цивилизации и культуры... 236

Литература 237

Глава 11. КУЛЬТУРА И ЦИВИЛИЗАЦИОННЫЕ ПРОЦЕССЫ В РОССИИ 239

Культура языческой и Киевской Руси 240

Русская культура периода золотоордынского ига 246

Культура Московского государства 250

Культура Петербургской империи 256

Культура советского и постсоветского периода 263

Литература 270

Оглавление 271

Учебное пособие=ИСТОРИЯ МИРОВОЙ культуры-(мировых цивилизаций)=Ответственный редактор И. Жиляков

Янко Слава (Библиотека Fort/Da) || slavaaa@yandex.ru || http://yanko.lib.ru

ПРЕДИСЛОВИЕ

Первое издание данного учебного пособия, рекомендованного студентам высших учебных заведений, вышло в 2000 году. Тогда оно завершало комплект учебников и учебных пособий по культурологии, созданных учеными Ростовской школы под руководством профессора Г. В. Драча и опубликованных, в основном, в издательстве «Феникс». Культурология как наука о культуре, базирующаяся на фундаментальных теориях западных и отечественных исследователей (ряд этих теорий специально рассматриваются в главе 9 данного учебного пособия как форма самосознания европейской культуры), с необходимостью включает в себя и большой историко-культурный материал. История мировой культуры, написанная самостоя­тельно и специально, не могла быть простой сводкой этого материала, с необходимостью возникал целый ряд вопросов, прежде всего о соотношении понятий «культура» и «цивилизация». А с этими вопросами связана проблема фундаментального свойства — как соотносится история мировой культуры с историей мировых цивилизаций. Предлагаемое второе издание учитывает возникающую проблему, тем более что она касается как теоретического содержания пособия, которое и в первом издании имеет достаточно определенную взаимосвязь с цивилизациологическими вопросами, так и его практического применения. Учебник оказался востребованным в высшей школе, в лицеях, гимназиях и колледжах в качестве пособия по истории мировых цивилизаций. Здесь, видимо, сказалось то обстоятельство, что авторы ориентировались на новей-

3

шую культурологическую (и одновременно цивилизациологическую) литературу. Тем не менее в данном издании вводится специальная глава, посвященная понятиям «культура» и «цивилизация» и уже на этом фоне обосновывается вектор мирового цивилизационного развития.

Содержание настоящей работы позволяет высветить широкую панораму мировой культуры с точки зрения особенностей исторического становления, формирования и развития отдельных культур, их судеб и архетипов, а также общемирового цивилизационного развития человече­ства. Преобладает ли обособленность отдельных культур как культурно-цивилизационных типов или же сохраняется преемственность в их культурном развитии? Эти вопросы в нашей книге актуализируются по отношению к современной мировой цивилизации: существует ли общность между различными культурами и в какой форме она проявляется, какие тенденции наблюдаются в современной культуре и каковы ее возможные судьбы? Все эти и многие другие вопросы рассматриваются в нашей книге на основании анализа широкого круга исторических и философских работ. В пособии предпринята попытка суммировать не только основные достижения культурологии, хотя эта наука и рассматривается в качестве основной для построения истории мировой культуры, но и философии культуры, а также цивилизациологии, которая изучает человеческую культуру несколько с иных методологиче­ских позиций, нежели культурология. Кроме того, авторы стремились обобщить и в максимально доступной форме изложить основные результаты исследований в этих областях знания и в конечном счете ответить на вопрос, который волновал людей с давних пор: каковы судьбы развития человечества и может ли человек хотя бы отчасти повлиять на них? Не стоит забывать, что тема эта, хотя и

4

интересует каждого человека, задумывающегося о мировой культуре, в то же время является достаточно сложной и для всестороннего и глубокого рассмотрения требует знакомства не только с трудами по культурологии, но и основательного изучения исторического материала. В этом плане цивилизациология опирается на историю и требует соответствующих методов и теорий.

В данном пособии не могут быть решены все проблемы цивилизациологии, прежде всего — это учебник по истории мировой культуры. Рассматриваются основные типы человеческой культуры начиная с ее зарождения (первобытная культура, заложившая архаический базис мировой цивилизации). Далее, Восток как многообразие цивилизационных миров. Китайская культура, внесшая в копилку мировой истории особый взгляд на окружающий мир, тесно

Учебное пособие=ИСТОРИЯ МИРОВОЙ культуры-(мировых цивилизаций)=Ответственный редактор И. Жиляков

Янко Слава (Библиотека Fort/Da) || slavaaa@yandex.ru || http://yanko.lib.ru

связанный не столько с логическим, сколько с этическим и эстетическим его восприятием, уважительное отношение к традициям и истории. Культура Индии, начиная с ведической культуры, породила множество значительных религиозных учений, в том числе брахманизм, индуизм и буддизм, и оставила нам великие культурные памятники. Не забыта в учебнике и культура арабского мира, колыбели мусульманства, возникшего на основе многочисленных племенных религий, долгие столетия оказывающего влияние на жизнь народов этого региона и играющего чрезвычайно важную роль сегодня не только внутри него, но и в странах всего мира.

История европейской культуры представляет для нас не меньший интерес. Она начинается с античности, когда закладывались основания современной культуры Европы. В книге показаны особенности и достижения греческого гения, создавшего не только шедевры скульптуры и архитектуры, но и глубокие философские труды, качественно

5

отличающиеся от оригинальных философских раздумий мыслителей Востока. Эллинистическая и римская культуры, явившись преемниками достижений древних греков, передали их молодым народам, которым было суждено стать носителями средневековой европейской культуры. Важная роль в этом принадлежит христианству, которое, зародившись в условиях разрушающейся Римской империи, окрасило в свои цвета историю культуры прежде всего европейских стран и послужило затем мощным основанием мировой христианской цивилизации. История европейской культуры освещена в пособии вплоть до на­ших дней, ознаменовавшихся важными переменами в Европе, России и во всем мире и созданием единого европейского цивилизационного пространства.

В любом случае важно увидеть многообразие, «полифонизм» мировых культур, в своей уникальности создающих собственные цивилизационные миры. Отсюда возникает необходимость реконструкции многовариантного генезиса культуры, рассмотрения основных типов древних цивилизаций (Египет, Вавилон, Китай, Индия). На этом фоне становится возможным выявление специфики и уникальности древнезападной (античной) культуры. Уже на этом уровне выявляется многообразная палитра мировых культур, которые в глубокой древности закладывают основания для современных цивилизационных различий. Полное историческое рассмотрение в одном учебном пособии всех мировых культур, их социально-исторических метаморфоз, не представляется возможным. Однако ценности традиционных культур, коренящиеся в глубокой древности, охарактеризованы в первых главах нашей книги, что и позволяет в дальнейшем (глава 10 «Современные лики культуры») охарактеризовать их современное состояние как синтез традиционного и универсалистски науч-

6

ного. Естественно, что при таком подходе приходится сосредоточиваться на истории европейской культуры, доводя ее до современности, а затем, возвратившись к многообразию традиционных культур, прослеживать, как реализовался в них европейский импульс, как он способствовал их трансформации в условиях диалога культур и усвоения европейской по происхождению «научной парадигмы». Поэтому в учебном пособии предполагается рассмотрение культуры XX в. в его многовариантном развитии, продиктованном как сохранившимися традиционными основами культур, так и особенностями современного научно-технического (в первом и основном значении — цивилизационного) развития. Но, самое главное, при этом мы учитываем проблемы, порожденные техногенной цивилизацией, что и предполагает рассмотрение их в специальной главе «Судьбы культуры и цивилизации в XX веке».

Учебник «История мировой культуры» может быть использован при разработке и изучении курсов культурологии, истории мировой культуры, истории мировых цивилизаций, а также ряда специальных и элективных курсов, посвященных рассмотрению различных типов мировых культур и цивилизаций.

Учебное пособие=ИСТОРИЯ МИРОВОЙ культуры-(мировых цивилизаций)=Ответственный редактор И. Жиляков

Янко Слава (Библиотека Fort/Da) || slavaaa@yandex.ru || http://yanko.lib.ru

Гл а в а 1. КУЛЬТУРА, ЦИВИЛИЗАЦИЯ, ИСТОРИЯ

В данной главе мы познакомим читателя с исходными понятиями, прежде всего такими как «культура» и «цивилизация». В какой степени эти понятия применимы к историческому рассмотрению? Видимо, надо выявить исторический потенциал этих понятий. И второе, чему будет уделено специальное внимание. Как соотносятся основные мировые цивилизации в ходе исторического развития? По нашему мнению, исторический вектор мирового циви-лизационного развития (современное состояние, конечно, значительно сложнее) определяется взаимоотношением двух цивилизационных миров — Востока и Запада.

Культура и цивилизация

Культура — калька латинского cultura, его основные значения — «возделывание», «обрабатывание», «уход». Соответственно, «культура» — это обработка земли, разведение растений и животных и т. п., a cultor — возделыватель, землепашец, виноградарь, скотовод. Однако так же переводится и другой латинский термин «культ» (cultus), а вместе они допускают и второе, характерное для римской античности толкование, — поклонение, почитание, образование, воспитание и развитие. Отсюда термин cultor

8

имеет еще одно значение — воспитатель, наставник, а «культура» — ряд производных значений: воспитанность, облагороженность, утонченность и приличествующие этому одеяния, убранство жилья и в целом образ жизни. И этим образом жизни может быть как изучение искусств и литературы (служение музам), философии (служение мудрости), так и поклонение, служение богам (религиозный культ). Поскольку cultura сохраняет этимологическое родство с cultus, можно говорить о ритуальном понимании культуры, что не противоречит исконно античному ее значению как воспитания и образования, так как в этом случае речь идет о служении отеческим богам, защитникам города-государства, т. е. о развитии культуры в пространстве античного полиса.

В наше время слово «культура» является одним из наиболее употребляемых и в обыденном языке, и во множестве научных определений, что говорит как о многозначности термина, так и о многообразии самого феномена культуры. Но классифицируя в соответствии со сложив­шимся словоупотреблением различные области культуры, следует учитывать то обстоятельство, что культура — это не только различные области действительности, но и дей­ствительность человека в этих областях, глобальная сфера человеческой жизни. Все, чем мы пользуемся в области культуры (в том числе и само понятие культуры), было когда-то открыто, осмыслено и введено в глобальный мир человеческой повседневности. Культура — это уровень отношений, которые сложились в коллективе, те нормы и образцы поведения, которые освящены традицией, обязательны для представителей данного этноса и различных его социальных групп. Культура предстает формой трансляции социального опыта через освоение каждым поколением не только предметного мира культуры, навыков и приемов технологического отношения к природе, но и культурных ценностей, образцов поведения. Причем эта регулирующая социальный опыт роль культуры такова, что она формирует устойчивые художественные и познавательные каноны, представление о прекрасном и безоб-

9

Учебное пособие=ИСТОРИЯ МИРОВОЙ культуры-(мировых цивилизаций)=Ответственный редактор И. Жиляков

Янко Слава (Библиотека Fort/Da) || slavaaa@yandex.ru || http://yanko.lib.ru

разном, добре и зле, отношении к природе и обществу, сущему и должному и т. п. Возможность построения обобщающей модели культуры привлекала внимание представителей разных наук: философии, психологии, социологии, истории, археологии, этнографии. Но только в середине XX в. начинается реализация все более осознаваемой потребности и возможности специального межпредметного исследования культуры. Основы культурологии как самостоятельной научной дисциплины, в которой объект изучения — куль­тура несводим к философскому и другим подходам к этому феномену, были заложены творчеством американского ученого Лесли Уайта. Попытки обнаружить за номинальным единством, фиксируемым понятием «культура», реальное содержание или, наоборот, показать, что такового не существует — одна из главных задач, которую должна решить теоретическая культурология. Очевидно, что наука о культуре — культурология как наука XX в. не просто сводит воедино существующее многообразие представлений о культуре и классифицирует бесчисленные дефиниции своего главного понятия, но опирается на глубокие философские традиции, которые ее генетически связывают с философией истории и философией культуры. Европейская культурология формировалась как наука «вторичная», выходя из-под родительской опеки философии и опираясь на ряд наук, выступивших по отношению к ней в роли «эмпирических доноров». Среди них особая роль принадлежит социологии, психологии, этнографии, искусствоведению, религиоведению и т. д. Сама логика размежевания обозначилась как преодоление классического (опирающегося на процедуру теоретического самосознания) философствования и свойственного ему панлогизма и европоцентризма, разрушение классической модели культуры и выход в область культурологизирования (чаще всего в форме обсуждения проблемы «кризиса Европы»). Современное культурологическое знание складывалось как осознание кризиса культуры, невозможности гармонии человека и природы как глобальной пробле-

10

мы. Происходит отказ от поиска рациональных оснований этой гармонии и, соответственно, разрушение философской процедуры самосознания и рефлексии как метода реконструкции культурной традиции. «Разрывы», «зазоры» между природой и культурой не удалось ликвидировать на почве идеалистического историзма. Этот факт можно рассматривать и как неудачу в построении определенной культурно-философской теории, и как крушение некоего глобального культурного проекта, все еще связанного с эпохой Просвещения. Гегель достраивал свою философию Абсолютного духа, снимающего в себе все противоречия, когда в Германии, а затем и во всей Европе развивалось движение романтизма. В романтической философии культуры оппозиция «культуры» и «природы» или «культуры» и «жизни» была вновь сформулирована со всей определенностью и резкостью, чтобы остаться впредь одной из основных проблем философии культуры вообще. Затем формирующееся в недрах «философии жизни» понимание культуры оказало мощное влияние на развитие культурологической теории. Другие ее проблемы создали противоречия внутри самой культуры, предопределили последующий распад ее внутреннего единства (основой и целью которого служили Бог, Разум, Абсолютный дух) и противопоставление прежде единых ценностей и идеалов: ценностей науки, например, ценностям морали и искусства и т. д. Все обостряющаяся борьба заставляет говорить о кризисе культуры, ее трагедии, и эта тема входит в философию культуры, доминируя в ней вплоть до второй половины XX в. Не трудно заметить, что преодоление монолинейной установки на глобальное культурное развитие и признание равноценности различного типа культур требовало (что наблюдается уже у О. Шпенглера) расширения исследовательского поля за счет отказа от философских спекуляций в пользу культурной конкретики. В отличие от существовавших ранее и продолжавших свое развитие философских теорий культуры появляются конкретные исследования культуры, опирающиеся на обширный эт-

11

Учебное пособие=ИСТОРИЯ МИРОВОЙ культуры-(мировых цивилизаций)=Ответственный редактор И. Жиляков

Янко Слава (Библиотека Fort/Da) || slavaaa@yandex.ru || http://yanko.lib.ru

нографический материал, развивается культурантропология. Открывался широкий спектр видения многообразного типа культур, возможностей перехода от рефлексивных форм осознания культуры к дескриптивным, от размышлений об основаниях культуры к проведению конкретных культурологических исследований, т. е. трансформации философии культуры в теорию культуры. В XX в. успешные исследования культуры проводятся представителями американской школы культурной антропологии (начиная с Франца Боаса) и британской социальной антропологии (Бронислав Малиновский), но свои концепции культуры, развернутые культурологические сюжеты и образы создают и практически все направления философии.

Исследование культуры в собственном поле культурологического исследования с неизбежностью предполагает обращение к «археологии культуры», выявляет ее генезис, функционирование и развитие, раскрывает способы культурного наследования и устойчивости, «код» культурного развития. Воспроизведение культуры как целого осу­ществляется на трех уровнях: сохранение культуры, ее базисных оснований, скрывающихся за вербальной, символической оболочкой; обновление культуры, институты обновления знания, новационные воздействия на «код» культуры; трансляция культуры — опредмеченный мир культуры как мир социализации индивидуума. Все три уровня, характеризуя культуру в широком спектре ее формообразований (наука, техника, искусство, религия, философия, политика, экономика и т. д.), в то же время позволяют выявить структуру, образ деятельности, целостность культуры, что не может сводиться к описанию достижений культуры (элитарной культуры), и предполагает постановку и концептуальное решение проблемы воссоздания такой целостности.

Культура выступает в XX в. как предмет и область глобального научного рассмотрения, содержанием которого становится генезис, функционирование и развитие культуры как специфически человеческого способа жизни, который исторически раскрывает себя в процессе культур-

12

ного наследования, внешне сходного, но радикально отличного от существующего в мире живой природы. Задача глобалистики — построить «генетику» культуры, которая бы не только объясняла историко-культурный процесс (в мировом и национальном масштабах), но и могла бы, в перспективе, прогнозировать его. Поставленная задача предполагает решение следующих фундаментальных проблем: выявление «гена» и «генетического кода» культурных феноменов, т. е. базисных структур, которые ответственны за сохранение, передачу социального опыта; изучение факторов, оказывающих расшатывающее, мутационное воздействие на «гены» культурно-исторических образований, перестраивающих их «код» в процессе творчества; изучение суммарных последствий такого развития как реальной истории «очеловечивания» мира.

Сейчас мы должны перейти к другому, родственному, понятию — «цивилизация», которое и позволяет рассматривать культуру в ее глобальных последствиях и результатах. Цивилизация — данное понятие происходит от латинского civilis — гражданский, государственный и в самом первом своем значении выражает уровень общественного развития, преимущества жизни в гражданском обществе (civitas), комплекс человеческих достижений, подобающих городскому (civilitas) состоянию, черты поведения, такие как обходительность, приветливость, учтивость. Базовые значения данного понятия лежат в представлениях римлян и греков о полисной— городской жизни (греки раньше римлян обосновали это представление) о преимуществах жизни по закону, в государстве. Государство — это общество, в котором правит закон, которому подчиняются все люди, живущие в данном обществе, поэтому они рассматриваются как люди цивилизованные, т. е. обладающие гражданскими правами и связанными с ними достоинствами. По мнению греков, народы, не знавшие закона и подчинявшиеся не закону, а царю (как это было у персов), были лишены добродетелей свободного человека — мужества, справедливости, человеческого достоинства. В частности, этим греки и обосновывали неизбеж-

13

Учебное пособие=ИСТОРИЯ МИРОВОЙ культуры-(мировых цивилизаций)=Ответственный редактор И. Жиляков

Янко Слава (Библиотека Fort/Da) || slavaaa@yandex.ru || http://yanko.lib.ru

ность поражения многочисленного персидского войска от небольшого отрада греков. Следовательно, цивилизация, цивилизованные отношения и т. п. — это нечто, достигнутое обществом в ходе его социального развития, непосредственно связанного с развитием личности.

Последующее развитие понятия «цивилизация» было связано с осмыслением понятия «культура» и вытекающей из него проблематикой. В частности, в новое время слово «цивилизация» начинает использоваться как синоним слова «культура» и пониматься как продукт духовного развития человечества, совокупность достижений на пути перехода от естественных к социальным формам жизни, т. е. как нечто непосредственно связанное с социальным и духовным прогрессом человека, с развитием человеческого разума и просвещения. Новое время в пределах «классической модели культуры» связывает развитие цивилизации с прогрессом человеческого разума, проблемы развития техники не имеют еще самодовлеющего значения при характеристике цивилизованности. В то же время уже в этот период (XVIII в.) начинает осознаваться противоречивость развития цивилизации, появляются идеи культурно-цивилизованной замкнутости.

В XIX в. были обоснованы и развиты основные концепции цивилизации. Одна из них принадлежит Шпенглеру, согласно взглядам которого цивилизация (основные ее показатели — развитие индустрии и техники, на которые древний мир при характеристике цивилизации не обращал внимания) есть последняя (заключительная) стадия развития культуры. Еще более определенно проводит идею цивилизационной замкнутости культур отечественный культуролог Н. Я. Данилевский. В целом, эти два основные заключения наиболее отчетливо проявляются в современных теориях культуры: 1. Под цивилизацией, цивилизованностью понимают исторически достигнутые результаты какой-либо культуры. В плане социально-по­литическом, технологическом и т. д., речь идет об «оснащенности» культуры, ее политических, технологических и т. д. достижениях. В этом случае остается опасность ев-

14

ропоцентристского рассмотрения исторического развития цивилизации, понимаемой на основе европейских образцов науки, техники и социальных отношений; 2. Под цивилизацией понимают культуру определенного региона и определенного исторического периода. Культура (ее институты, нормы, материальные достижения), существующие способы и формы образования, духовной жизни в целом и социальных отношений объединяются в единое целое. Эти целым и выступает цивилизация. Так, например, речь может идти в этом смысле о цивилизациях древнего мира (древние цивилизации).

Одной из особенностей теоретического рассмотрения проблем цивилизации в XX в. являлось повышенное внимание к проблеме кризиса современной цивилизации, перспектив технического развития и его влияния на судьбы мировой цивилизации, взаимовлияния и взаимодействия цивилизаций как самодетерминируемых целостностей (замкнутых, самостоятельных структур). Проблемы эти стали предметом специального рассмотрения в специальной науке — «цивилизациологии». Эта дисциплина изучает различные типы мировых цивилизаций, как целостности, объединяющие в единое целое экономические, социальные, психологические, ментальные и другие факторы. Понятие цивилизации, разработанное такими учеными как О. Шпенглер, А. Тойнби, П. Сорокин, А. Вебер, М. Вебер, отвергает марксистское разделение на базис и надстройку. Более того, цивилизации рассматриваются как замкнутые миры, тем самым опровергается второй догматический постулат марксистской теории: о поступательном, прогрессирующем развитии всего человечества. Этот постулат обосновывался учением об общественно-экономических формациях, единых для всего человечества. Современное понятие цивилизации исключает противопоставление базиса и надстройки, производительных сил и производственных отношений, поскольку психологические и духовные факторы оказываются зачастую оп­ределяющими в экономическом развитии, а стимулирующие факторы развития общественного производства
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   31


Учебный материал
© nashaucheba.ru
При копировании укажите ссылку.
обратиться к администрации