Курсовая работа Избирательное право, избирательная система России - файл n1.doc

Курсовая работа Избирательное право, избирательная система России
скачать (192.5 kb.)
Доступные файлы (1):
n1.doc193kb.24.08.2012 07:20скачать

n1.doc

Содержание:

Введение………………………………………………………………………….3

Глава 1. Избирательное право, как подотрасль конституционного права: общая характеристика.…………………………………………………………..4

§1. Избирательное право, предмет, метод, место в системе российского права…………………………………………………………4

§2. Субъективное избирательное право и избирательный процесс предметы правового регулирования: особенности законодательного закрепления принципов проведения выборов в России.………………..9

§3. Избирательная система, как предмет регулирования в избирательном праве: понятие, критерии, типологизация......................13

Глава 2. Особенности регулирования избирательных систем в Российской Федерации.………………………………………………………………………17

§1. Особенности избирательной системы при выборах Президента Российской Федерации…………………………………………………………17

§2. Особенности избирательной системы при выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации….19

§3. Особенности избирательной системы при выборах депутатов законодательных органов субъектов Российской Федерации………………20

Заключение………………………………………………………………………22

Список использованной литературы………………………………………….24

Приложение 1……………………………………………………………………27

Приложение 2……………………………………………………………………32

Введение

Последние два десятилетия с момента развала Советского Союза, проходит процесс демократизации всех институтов нашего российского общества. Не обошел стороной этот процесс такую сферу правоотношений, как выборы.

Особенно активно реформация законодательства в этой области началась в 2000-е годы, за этот период был принят колоссальный массив правовых актов, регулирующих процедуру выборов, что в свою очередь породило не поддельный интерес к данной отрасли законодательства, поскольку от его состояния, во многом зависит расстановка политических сил, формирование и работа представительных органов, стабильность политической системы в целом. В связи с этим большое количество известных юристов принялись анализировать состояние избирательного права России, составлять свое мнение об этой отрасли права, прогнозировать дальнейшее изменение. Среди них можно выделить таких как, Любарев А. Е., Постников А. Е., Князев С., Кынев А., Дмитриев Ю.А. и другие представители.

Как и в любой другой отрасли права, Россия не могла пойти по обычному пути развития в силу своего исторического, политического опыта. Поэтому избирательное право России намного сложнее для понимания нежели аналогичная отрасль права европейских государств. Факт приведенный выше натолкнул автора к изучению именно данной отрасли законодательства, так как по достаточно спорным вопросам можно формировать свою точку зрения, или позицию, в отличие от тем которые изучены досконально, в которых лишь приходиться соглашаться с видными ученными, которые не первые год занимаются своими разработками.

Целью данной работы автор ставит выявление особенностей регулирования института выборов в России. Для достижения данной цели поставлены следующие задачи, решив которые мы сможем сложить целостное представление о рассматриваемом вопросе.

  1. Проанализировать нормативную базу по данной проблеме, проследить историю ее изменений;

  2. Рассмотреть научную и учебную литературу по данной проблеме, и на основе нее выделить особенности российского пути развития избирательного права;

  3. Сформулировать собственную точку зрения на проблемы российского законодательства по данной отрасли права.

При исследовании материалов по данной теме, автор использует такие методы, как эмпирический метод, а именно изучение законодательства. Метод теоретического исследования, анализ и синтез, конкретизация, аналогия, обобщение, контент-анализ.

Глава 1. Избирательное право, как подотрасль конституционного права: общая характеристика

§1. Избирательное право, предмет, метод, место в системе российского права

Понятие избирательного права может быть истолковано исходя из двух смыслов понимания данного термина 1) в объективном смысле избирательное право представляет собой систему правовых норм, регулирующих порядок формирования выборных государственных органов власти, т.е. избирательную систему; 2) в субъективном смысле это право гражданина избирать и быть избранным в органы государственной власти, это определение понимает под собой наличие у гражданина активного и пассивного избирательного права, соответственно.1 Предметом избирательного права являются совокупность общественных отношений, регулируемых избирательным правом. Предмет избирательного права является одной из важнейших характеристик данной подотрасли конституционного права.

Под методом избирательного права следует понимать совокупность юридических приемов и средств, с помощью которых осуществляется правовое регулирование общественных отношений, составляющее предмет.2 Вместе с предметом метод служит юридическим критерием квалификации избирательного права, выделения избирательного права в самостоятельную отрасль. Основные черты метода правового регулирования состоят в том, что он является инструментом государственного воздействия на соответствующие общественные отношения, объективно нуждающиеся в таком воздействии; обусловлен характером социально-правовой среды, то есть единым предметом правового регулирования; имеет специфическую в общесоциальном плане материально-правовую основу в виде установленных или санкционированных государством юридических правил (норм), система которых образует российское право. Для децентрализованного метода регулирования, используемого в избирательном праве, характерно равноправие участников избирательных правоотношений; автономия участников избирательных правоотношений, которая означает способность субъекта права свободно (независимо от других) формировать свою волю на участие в избирательных действиях; самостоятельность избирательных правоотношений: например, кандидат может самостоятельно распоряжаться денежными средствами избирательного фонда, нести ответственность за нарушение избирательного законодательства, возмещать ущерб (как моральный, так и материальный), причиненный его неправомерными действиями. В избирательном праве используется и метод централизованного, императивного, правового регулирования. В этом случае правоотношения строятся на принципах субординации, подчиненности. Субъекты, выполняющие властные функции, действуют самостоятельно в пределах предоставленных им полномочий (избирательные комиссии всех уровней). Одним из признаков, свойственных публично-правовому методу, является позитивное обязывание, которое находит выражение в подготовке и издании актов, регламентирующих общие подходы, задачи, цели, функции конкретного органа или выполняет роль конкретного индивидуального предписания на совершение конкретных юридически значимых действий. В юридической литературе отмечается, что в комплексных отраслях права, в зависимости от характера регулируемых отношений, данные методы встречаются в различных вариантах и сочетаниях.

Общественные отношения, включаемые в предмет избирательного права, опосредуют осуществление и защиту права граждан избирать и быть избранными в органы государственной власти и органы местного самоуправления, а также процедуру реализации этого права в процессе организации и проведения выборов и в межвыборный период3.

В предмет избирательного права не входят общественные отношения, возникающие в связи с отзывом депутатов и выборных должностных лиц. За рамки избирательного права выходят также и общественные отношения по вопросам организации и проведения референдумов. Правовое регулирование указанных общественных отношений осуществляется в рамках соответствующих институтов конституционного права.

В субъектном составе данных отношений основная роль принадлежит носителям субъективного избирательного права, поскольку реализация последнего выступает в качестве цели правового регулирования, осуществляемого на основе соответствующих норм, образующих рассматриваемую комплексную отрасль права.

Будучи систематизированными в рамках нормативных правовых актов и классифицированными по определенным критериям, данные нормы образуют систему избирательного права и являются его источником.

По юридической силе нормы избирательного права подразделяются на законы и подзаконные акты. Верхнюю позицию в этой иерархии занимает Конституция Российской Федерации, закрепившая субъективные избирательные права как таковые и создавшая основу для более детального правового регулирования посредством законотворчества. Данное регулирование содержится в комплексе федеральных законов, определивших порядок и процедуры реализации соответствующих прав граждан: выдвижение кандидатов и списков кандидатов, инициирование и назначение референдума, голосование за кандидатов и списки кандидатов на основе принятой избирательной системы, голосование по вопросам референдума, установление результатов голосования и т.д. Основополагающими в числе таких законов являются:

- Федеральный конституционный закон от 28 июня 2004 года N 2-ФКЗ "О референдуме Российской Федерации";

- Федеральный закон от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" (далее ФЗ № 67 «Об основных гарантиях избирательных прав»);

- Федеральный закон от 18 мая 2005 года N 51-ФЗ "О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации", (далее ФЗ №51 «О выборах депутатов»);

- Федеральный закон от 10 января 2003 года N 19-ФЗ "О выборах Президента Российской Федерации" (далее ФЗ №19 «О выборах Президента»).

В связи с наличием законодательной базы доля подзаконных актов в системе нормативной регуляции избирательного права достаточно невелика. При этом они, как правило, не содержат комплексного регулирования, а содержат отдельные нормы избирательного права, призванные конкретизировать некоторые положения законодательства.

В качестве примера таких подзаконных актов можно привести Постановление Правительства Российской Федерации от 17 сентября 2007 года N 589 "О мерах по оказанию содействия избирательным комиссиям в реализации полномочий при подготовке и проведению выборов депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации и Президента Российской Федерации", Постановление Правительства Российской Федерации от 2 июля 2003 года N 391 "О порядке выдачи гражданам Российской Федерации, находящимся в местах содержания под стражей подозреваемых и обвиняемых, справки для участия в выборах или в референдуме".

Кроме того, Президент издает указы о назначении выборов в Государственную Думу, однако эти акты являются не нормативными, а правоприменительными и принимаются в порядке реализации Президентом его конституционного полномочия по назначению выборов.

Нельзя так же забывать о таком источнике права, как постановления Центральной избирательной комиссии Российской Федерации, которыми регулируются многие формальные стороны избирательного процесса.

Следующим источником избирательного права являются международные правовые акты, особенно важны три из них:

1) Всеобщая декларация прав человека;

2) Международный пакт о гражданских и политических правах;

3) Европейская конвенция о защите прав человека и основных свобод;

4) Конвенция о стандартах демократических выборов, избирательных прав и свобод в государствах — участниках Содружества Независимых Государств, подписанная в г. Кишиневе 7 октября 2002 г., ратифицирована Российской Федерацией (Федеральный закон от 2 июля 2003 г.).

Определяя место избирательного права в российской правовой системе, следует отметить, что ему может быть отведено место, как самостоятельной комплексной отрасли, так и подотрасли конституционного права. Такая неоднозначная трактовка имеет под собой несколько оснований. Во-первых, как уже было определено выше, избирательное право имеет свой собственный предмет правового регулирования – отношения складывающиеся в процессе организации и проведения выборов и референдумов. Данная точка зрения возникает, если рассматривать определение избирательного права в объективном смысле. С другой стороны, если принимать во внимание субъективную сторону данного определения, то предмет правоотношений будет иным, а именно наличие пассивного и активного избирательного права у граждан Российской Федерации. Это право также имеет отношение к другой более обширной отраслевой группе прав – конституционных прав граждан. Рассматривая избирательное право как комплексную отрасль, мы акцентируем внимание на том, что оно в процессе своего функционирования использует различные методы, свойственные как публичному, так и частному праву. Подводя итог всему вышесказанному, хотелось бы отметить, что четкой позиции поэтому вопросу не выработано, поэтому можно лишь придерживаться одной из позиций. Автор данной работы полагает, что избирательное право является самостоятельной отраслью права, постольку поскольку уже на протяжении долгого времени идут споры относительно принятии в России избирательного кодекса, что свидетельствует о стремлении выделения самостоятельной отрасли законодательства. Хотя даже без данного нормативно-правового акта, система избирательного права, включает достаточно большой массив правовых документов, а их кодификация всего лишь техническое улучшение, для более удобного поиска и применения норм права. И если учитывать опыт субъектов России, то многие из них приняли собственные избирательные кодексы.

§2 Субъективное избирательное право и избирательный процесс предметы правового регулирования: особенности законодательного закрепления принципов проведения выборов в России;

Органы государственной власти формируются двумя способами: путем выборов и путем назначения. Однако и назначения на высшие посты в органах исполнительной и судебной власти осуществляются выборными органами. Таким образом, выборы дают высшую изначальную легитимность всей структуре органов государственной власти. В Российском государстве на федеральном уровне прямым способом избирается одна палата Федерального Собрания — Государственная Дума и глава государства — Президент Российской Федерации. Именно в них воплощается высшая властеобразующая воля народа и от них дается главный импульс формированию всей исполнительной и судебной власти на федеральном уровне. На выборной основе формируются органы государственной власти в субъектах Федерации, а также органы местного самоуправления. Отсюда исключительно важно значение выборов на всех уровнях. Через выборы граждане оказывают воздействие на формирование органов государственной власти и тем самым реализуют свое право на участие в управлении государственными делами.4

Хотя определение субъективного избирательного права изложенного в первой главе содержит указание только лишь на права граждан избирать и быть избранным, но с учетом последних изменений, когда политическая партия получает все больший и больший вес среди всех участников избирательного процесса, нельзя забывать о ней как обладательнице субъективного избирательного права. Подробнее эти вопросы будут освещаться ниже при описании избирательных систем на разных уровнях выборов в России.

Большой юридический словарь определяет выборы, как способ формирования органов государства и местного самоуправления с помощью голосования.5 Реализация гражданами своего права выбора является одной из важнейших форм их участия в управлении государством.

Выборы могут быть парламентскими и президентскими, всеобщими или частичными, общегосударственными или местными, очередными или досрочными, однопартийными, многопартийными или беспартийными, на альтернативной основе и, прямыми или косвенными, основными или дополнительными. Классификация выборов в определенной степени определяет те принципы, которые рассмотрены ниже.

Особенностью России является и то, что в отличие от многих других государств с относительно новыми конституциями в ее Конституции нет специального раздела об избирательном праве (избирательной системе), в котором были бы закреплены общие принципы избирательного права — всеобщее, равное, прямое избирательное право при тайном голосовании и др. Только в самой общей форме активное и пассивное избирательное право закреплено в ст. 32 Конституции РФ, а также в ст. 81 при определении порядка избрания Президента РФ. Между тем общие принципы избирательного права в их полном объеме и применительно к выборам во все органы государственной власти страны и местного самоуправления нуждаются не только в законодательных, но и конституционных гарантиях.

Принципы права согласно общетеоретической характеристике данной категории представляют собой исходные начала правового регулирования общественных отношений. При этом выделяют общие принципы права, характерные для регулирования отношений, независимо от их отраслевой принадлежности, а также принципы отраслей и институтов, выражающие основные начала регулирования, обусловленные его предметом и спецификой субъектного состава.

Принципы избирательного права в основном закреплены законодательно и обозначены в статье 3 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав" как принципы проведения в Российской Федерации выборов и референдума. По своему содержанию они соответствуют положениям Конституции и международным стандартам непосредственной демократии.

Гражданин Российской Федерации участвует в выборах на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании, а в референдуме - на основе всеобщего равного и прямого волеизъявления при тайном голосовании.

Принцип всеобщего избирательного права и права на участия в референдуме конкретизирован в статье 4 указанного Федерального закона, согласно которой гражданин Российской Федерации, достигший возраста 18 лет, имеет право избирать, голосовать на референдуме, а по достижении возраста, установленного Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, конституциями (уставами), законами субъектов Российской Федерации, - быть избранным в органы государственной власти и органы местного самоуправления. Гражданин Российской Федерации, который достигнет на день голосования возраста 18 лет, вправе участвовать в предусмотренных законом и проводимых законными методами других избирательных действиях, других действиях по подготовке и проведению референдума.

Гражданин Российской Федерации имеет право избирать, быть избранным, участвовать в референдуме независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств. Принцип равного избирательного права заключается в установлении для граждан равных оснований участия в выборах и референдуме. Если на выборах в законодательный (представительный) орган государственной власти или в представительный орган муниципального образования образуются избирательные округа с разным числом мандатов, каждый избиратель имеет число голосов, равное числу мандатов, подлежащих распределению в избирательном округе с наименьшим числом мандатов, либо один голос.

Принцип прямого избирательного права означает, что граждане голосуют на выборах и референдумах за кандидатов (списки кандидатов), а в случаях, предусмотренных законом, - за или против кандидата, за вынесенные на референдумы вопросы или против них непосредственно.

В соответствии со статьей 7 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме" голосование на выборах и референдуме является тайным, исключающим возможность какого-либо контроля за волеизъявлением гражданина, что отражает содержание принципа тайного голосования.

Выборы федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, депутатов этих органов являются обязательными, периодическими и проводятся в сроки, обеспечивающие соблюдение сроков полномочий этих органов или депутатов. В данном положении статьи 9 указанного Федерального закона отражено содержание принципов обязательности и периодичности выборов.

Статья 3 указанного Федерального закона закрепляет принцип независимости органов (комиссий), организующих и проводящих выборы и референдум. Вмешательство в деятельность комиссий со стороны законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти, органов местного самоуправления, организаций, должностных лиц, иных граждан не допускается.

Кроме того, статья 3 закрепляет принцип открытости и гласности в осуществлении комиссиями деятельности по подготовке и проведению выборов, референдума, подсчету голосов, установлению итогов голосования, определению результатов выборов и референдума.

Все эти принципы реализуются процессе проведения выборов, который включает в себя: а) назначение выборов; б) регистрации избирателей в установленном законом порядке; в) организацию избирательных округов, районов, избирательных участков и пунктов для голосования; г) выдвижение кандидатов; д) проведение голосования; е) определение результатов голосования, и распределение депутатских мандатов.

§3 Избирательная система, как предмет регулирования в избирательном праве: понятие, критерии, типологизация;

Основным элементом избирательного права является избирательная система, понятие которой определяется в двух смыслах.

Избирательная система в узком смысле — это совокупность правил и приемов, регламентирующих процесс формирования органов власти путем голосования в ходе выборов.

Избирательная система в широком смысле - это весь организм формирования выборных органов государственной власти и органов местного самоуправления, включая организацию и проведение выборов, а также определение их результатов и соответствующее распределение депутатских мандатов. 6

Сущность любой избирательной системы - характер соотношения голосов избирателей, поданных за отдельного кандидата или партийный список, и полученных ими мандатов.

Как и по многим другим вопросам, классификация избирательных систем не имеет четкого разграничения.

В данной работе представлена классическое деление и современный взгляд на проблему классификации избирательных систем.

Мировая практика выборов, выделяет следующие типы избирательных систем используемых при формировании высших органов государственной власти:

1) мажоритарная; 2) пропорциональная;

Мажоритарная избирательная система (от фр. majorite - большинство, от лат. маjor - большой) предполагает, что результаты выборов определяются большинством голосов, поданных за данного кандидата или данную партию в избирательном округе.

Мажоритарная система относительного большинства это самая простая система, при которой избранным считается тот кандидат, который получил наибольшее число голосов, то есть больше голосов, чем любой из его соперников.

Мажоритарная система абсолютного большинства отличается тем, что требует для избрания абсолютного большинства голосов, то есть более половины общего их числа. Но это исходное общее число может быть трояким: а) общее число зарегистрированных избирателей (это самое жесткое требование, которое практически не встречается); б) общее число поданных голосов; в) общее число поданных действительных голосов.

Мажоритарная система квалифицированного большинства - при этой системе избранным считается кандидат (список кандидатов), получивший квалифицированное большинство голосов. Квалифицированное большинство устанавливается законом и, во всяком случае, превышает большинство абсолютное. Такая система чрезвычайно редка, поскольку еще менее результативна, чем система абсолютного большинства.

Пропорциональная избирательная система - предполагает голосование по партийным спискам, т.е. избиратель голосует не за кандидата, а за партию, которая выдвигает свой список депутатов.

Так же существует ряд смешанных избирательных систем, каждая из которых включает в себя элементы обоих систем представленных ранее.

Теперь подробнее хотелось бы остановится на современной классификации избирательных систем, которая были представлена в диссертации кандидата юридических наук Любарева Аркадия Ефимовича7. В основу своего деления он положил четыре следующих аспекта:

  1. содержание голоса;

  2. величина округа (или порядок суммирования голосов);

  3. правило переведения полученных голосов в мандаты;8

  4. голосование за конкретного кандидата или за партию (список кандидатов).

И так, исходя из данных критериев, можно выделить представленные ниже типы избирательных систем.

В одномандатных округах по его мнению возможна только система, которую принято называть мажоритарной. Обычно выделяют два типа подобной системы – абсолютного и относительного большинства. Такое деление связано со значением третьей переменной.

По его мнению, более важной характеристикой при выборах по одномандатному округу (особенно с точки зрения избирателей) является способ голосования (т.е. первая переменная). Как уже отмечалось, из четырех типов голосования здесь целесообразны только два – категорическое и ординальное (преференциальное). Использование первого дает классическую мажоритарную систему (абсолютного большинства с перебаллотировкой или относительного большинства), а второго – систему мажоритарно-преференциальную (другое ее название – система альтернативного голосования – представляется не вполне адекватным). Последняя применяется крайне редко (на общегосударственном уровне – только на выборах в нижнюю палату австралийского парламента), однако она имеет серьезные преимущества при избрании должностных лиц местного самоуправления.

В случае многомандатного округа с голосованием за конкретных кандидатов возможны все четыре из перечисленных способов голосования. При категорическом голосовании мы получаем систему единственного непередаваемого голоса, при кумулятивном – кумулятивный вотум, при ординальном (преференциальном) – систему единственного передаваемого голоса. При одобрительном голосовании действует одна из двух версий “блоковой” системы: ограниченного вотума, когда избиратель имеет меньше голосов, чем разыгрывается мандатов, или неограниченного вотума, когда число голосов у избирателя соответствует числу мандатов.

Случай многомандатного округа с голосованием за партии – это знакомая нам с 1993 г. система закрытых партийных списков. Ее разновидности обусловлены методикой распределения мандатов, наличием или отсутствием заградительного барьера и величиной округа, так выборы могут проводиться как по единому или общенациональному или общерегиональному округу, так и по нескольким многомандатным округам.

Гораздо сложнее классифицировать смешанные ситуации, когда избиратель голосует и за партию, и за конкретных кандидатов. Здесь приходится использовать дополнительные переменные. Одна из них отвечает на вопрос: является ли голосование раздельным? В одних случаях избиратель голосует отдельно за кандидата и отдельно за партию. В других – голосование за кандидата считается одновременно и голосованием за партию, в список которой он включен.

Другая переменная отвечает на вопрос о том, раздельно или нет подводятся итоги голосования по кандидатам и по партийным спискам? Мандаты могут сначала распределяться между партиями, а потом – между кандидатами внутри партийного списка. Другой вариант – мандаты между партийными списками распределяются в больших многомандатных округах, а результаты голосования по кандидатам определяются в меньших округах (обычно одномандатных).

Таким образом, мы получаем четыре конструкции. Первая – система открытых партийных списков. Необходимо отметить, что голосование за партию всегда категорическое, тогда как при выборе кандидатов внутри партийного списка могут использоваться все четыре перечисленных способа голосования категорическое, кумулятивное, одобрительное, преференциальное.

Вторая система – “панаширование”: избиратель вправе голосовать за нескольких кандидатов, входящих в списки разных партий; при этом поданные им голоса засчитываются в первую очередь как голоса за соответствующие партии, а после распределения мандатов между партиями – как голоса за соответствующих кандидатов.

В рамках третьей системы она называется “персонализированной” смешанной и действует например при выборах депутатов германского бундестага, избиратель голосует раздельно за партию и за конкретных кандидатов. Результаты голосования по кандидатам определяются в одномандатных округах. Однако (в отличие от российской системы) распределение мандатов в одномандатных округах влияет на число мандатов, получаемых партией по итогам списочного голосования.

К четвертому типу относится система, ее иногда именуют “системой добавочных представителей”, при которой избиратель голосует за кандидатов, баллотирующихся в одномандатных округах, но его голос засчитывается и как поданный за партию, в список которой входит данный кандидат. Результаты голосования по кандидатам определяются в одномандатных округах, а по спискам – в общенациональном многомандатном округе.

Глава 2. Особенности регулирования избирательных систем в Российской Федерации;

§1 Особенности избирательной системы при выборах Президента Российской Федерации

После рассмотрения теоретических аспектов касающихся избирательных систем хотелось бы уделить особое внимание их правовому регулированию в РФ, а поскольку выборы в России различают три уровня, то можно выделить особенности каждого из них. Предполагаю, что начать следует с выборов главы государства.

Основы данного уровня выборов заложены в Конституции РФ, а именно в статьей 81, в которой сказано что Президент Российской Федерации избирается на 6 лет, на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании. Также следует указание на цензы установленные для кандидатов на должность президента. В последнем пункте статьи приводится отсылочная норма на ФЗ «О выборах президента».

Первый такой закон был принят в 1995 году, для выборов президента Российской Федерации, впоследствии принимались как новые редакции законов, так и поправки к законам. Процесс эволюции данных нормативно-правовых актов будет представлен в таблице9.

На сегодняшний день, процесс выборов Президента регулируется ФЗ № 19-ФЗ «О выборах Президента».

Избирательная система при выборах Президента устанавливается статьей 77, которая впрочем не определяет сам тип избирательной системы, а содержит лишь элементы избирательной системы известной, как мажоритарной избирательной системы абсолютного большинства, с двух туровым голосованием, которое проводится в случае если в избирательный бюллетень было включено более двух зарегистрированных кандидатов и ни один из них по результатам общих выборов не был избран на должность Президента Российской Федерации, Центральная избирательная комиссия Российской Федерации назначает повторное голосование на выборах Президента Российской Федерации по двум зарегистрированным кандидатам, получившим наибольшее число голосов избирателей ( п.1 ст.77 ФЗ-19).

Есть и еще одна особенность данной статьи, изложенная в пункте 5 указанного ФЗ, согласно которому повторное голосование может проводиться по одной кандидатуре в случае, если после выбытия зарегистрированных кандидатов останется только один зарегистрированный кандидат. При этом зарегистрированный кандидат считается избранным на должность Президента Российской Федерации, если он получил не менее 50 процентов голосов избирателей, принявших участие в голосовании, что не так уж и сложно учитывая характер голосования, то есть фактически нарушается принцип альтернативности голосования.
§2. Особенности избирательной системы при выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации

Следующим примером реализации норм избирательного законодательства на территории России можно выделить выборы депутатов Государственной Думы Федерального собрания Российской Федерации, которые также представляют систему выборов на федеральном уровне.

Как и выборы Президента, так и выборы депутатов Государственной Думы частично урегулированы Конституцией России, а также соответствующим ФЗ, в который так же были внесены значительные изменения с момента принятия первого из них в 1995 году.10

Что касается избирательной системы используемой при распределении депутатских мандатов, то большую часть своей истории она представляла собой простую смешанную избирательную систему, при которой половина депутатов избиралась по пропорциональной избирательной системе с закрытыми списками, а половина по мажоритарной избирательной системе относительного большинства. Но с недавнего времени, а точнее с принятием новой редакции ФЗ №51 «О выборах депутатов» в 2005 году, была введена чисто пропорциональная избирательная система с закрытыми списками. Данная система была апробирована в 2007 году.

§3 Особенности избирательной системы при выборах депутатов законодательных органов субъектов Российской Федерации.

Начало реформирования избирательного права на федеральном уровне не могло, не отразится на региональном уровне выборов, об этом в своей книге рассуждает А. Кынев: «2000-е годы в России стали периодом масштабной избирательной и партийной реформы, которая затронула как региональные, так и федеральные выборы.

Её основным содержанием стало принудительное введение в систему выборов пропорциональной составляющей (с 2003 в виде смешанной, мажоритарно-пропорциональной, избирательной системы, с 2007 года в ряде регионов полностью пропорциональной). В сочетании с постоянным ужесточением партийного законодательства, усиливающего, с одной стороны, государственный контроль над политическими партиями, с другой стороны, ведущего к резкому сокращению общего числа остающихся партий, подобная система вела к усилению косвенного контроля государственной бюрократии над депутатским корпусом через контроль над бюрократией партийной.» 11

Например были внесены такие изменения в закон о политических партиях12, которые запретили создавать региональные партии, что с моей точки зрения привело к тому что депутаты избираемые в законодательные собрания субъектов, могли не быть связанны с ним, а следовательно не знакомы с экономическим состоянием, проблемами и потребностями населения.

Так же он уделяет внимание такой проблемы, как «сопротивление» регионов установлению смешанной или полностью пропорциональной избирательной системы, на выборах своих законодательных собраний, в частности он отмечает такой, факт что в 2002-2003 годах ни один регион, ранее не

использовавший смешанную избирательную систему, так и не перешел на нее в «добровольном порядке». А часть регионов и после 14 июля 2003 всячески затягивала принятие нового законодательства (в результате, к примеру, в Корякском автономном округе, закон вовремя так и не был принят и выборы Думы КАО в декабре 2004 года прошли по правилам, утвержденным региональным избиркомом).

Затем он представляет статистику по выборам прошедшим за время проведения реформы, которая показывает существенные недостатки внесенных изменений: «…в результате с 2003 года избирательная система страны прошла большой путь от довольно свободной конкуренции на пропорциональных выборах к её фактической минимизации, по сути, сократившейся до принудительного выбора лишь между четырьмя партиями,

представленными в федеральном парламенте), растянулся фактически на 5 лет, и только к концу 2008 года полностью мажоритарная избирательная система на региональных выборах окончательно ушла в прошлое.»

В условиях постоянных изменений в сфере избирательного и партийного законодательства в 2001-2009 годах региональные элиты, политики, общественные организации постоянно пытались приспособиться к изменяющимся правилам игры и найти способы обойти постоянно вводимые федеральным центром новые ограничения, а федеральный центр, со своей стороны, отмечая как в регионах обходят очередную новую юридическую норму, искал все новые варианты, как усилить свой контроль над происходящим.

На первом эта реформы в 2003-2005 региональные элиты для обеспечения своей независимости от федерального центра в условиях принудительного введения смешанной избирательной системы и запрета на существование региональных партий, активно использовали механизм создания региональных избирательных блоков, которые учреждались формально отделениями федеральных партий, но при этом имели собственное название, программу, и, таким образом, превращались в регионах в нового субъекта политического процесса.

Исходя из вышеизложенного, можно сделать вывод о том, что регулирование выборов в субъектах Российской Федерации все больше привлекает на себя внимание федеральных властей, что может свидетельствовать о намерении законодателя унифицировать систему выборов законодательных собраний. Целью этого можно считать усиление влияния на деятельность региональных парламентов, ведь при нынешней ситуации реальные шансы на получение мест есть только у партий, представленных в Государственной Думе, что позволит с одной стороны более эффективно проводить внутреннюю политику, а с другой исключить возможность появления у власти случайных людей, тем самым обезопасив себя.

Заключение

Изучив материалы по данной теме, проанализировав нормативно-правовую базу, сопоставив мнения экспертов, напрашивается вывод о том что избирательное право, а в большей степени избирательная система, остается еще достаточно спорным моментом российского законодательства. Автор данной работы предполагает что этими к этим причинам стоит отнести:

Изменение избирательного законодательства долгий процесс поскольку применение тех или иных новелл законодательства возможно не сразу, а при проведении соответствующих выборов, которые как известно проводятся с достаточно большой периодичностью, иногда может пройти и пять лет после внесения изменений, а все достоинства и недостатки могу быть обнаружены только при практическом применении данных норм;

Следующей причиной предполагаю выделить то, что Россия занимает большую территорию, с разной плотностью населения, а этот фактор не мало важен при применении той или иной избирательной системы;

Так же хотелось бы отметить, что за частую изменения в избирательной законодательства имеет под собой не только благие намерения, например совершенствование института выборов, а всего лишь борьба политических элит, направленных на приведение к власти, и занятию должностей «нужными» людьми, что часто можно наблюдать особенно в последние 5 лет реформы;

Если же абстрагироваться от реалий российского права, то так же можно выделить еще одну причину, а именно отсутствие в принципе оптимальной избирательной системы, поскольку известные мировой практике системы, ни одна из них не лишена недостатков, а следовательно процесс ее улучшения, может быть абсолютно бесконечным;

Указав на недостатки, я не считаю правильным останавливаться на этом этапе, как это зачастую делают эксперты-критиканы, которые кроме как негативных высказываний, ничего толком предложить не могут.

Мое же личное мнение, которое сразу же отмечу, может оказаться слишком субъективным, заключается в том что бы применять при выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания, пропорциональную избирательную систему с обязательным преференциальным вотумом, т.е. когда избиратель голосуя за определенную партию, так же указывает того кандидата которого он считает наиболее достойным для работы в соответствующем органе. Конечно эта система, так же не безупречна, но помогает избавиться от одной на мой взгляд существенной проблемы при формировании Государственной Думы, а именно отсутствие представительства части регионов в парламенте, что за частую приводит к тому что вопросы, и проблемы некоторых из них остаются лишь их проблемами.

Но вместе с тем я понимаю, что такой подход решению проблемы так же влечет много трудностей, например как подсчет голосов, и распределение мандатов. Ведь гражданин может проголосовать только лишь за партию, и оставить без внимания список кандидатов. Второй вариант поведения граждан, это возможное слепое голосование, когда избиратель отметит в списке не того кандидата которого он на самом деле хотел бы видеть, а поставив галочку в бюллетень только лишь по причине того что ему нужно это сделать. И здесь выходит на поверхность следующая проблема, которая в сущности и влияет на политические процессы, по-моему мнению это аполитичность граждан совершенно не заинтересованных в том кто на ближайшие несколько лет будет формировать ритм жизни государства и общества.

Хотелось бы в будущем дождаться появления кодифицированного избирательного закона. Который бы в полной мере отвечал потребностям правоприменителя, а именно содержал конкретные указания по тем или иным вопросам. Как уже было отмечено выше, считаю установление единой избирательной системы во всех субъектах федерации не совсем оправданным шагом, хотя и оставлять мажоритарную систему не стоит поскольку она лишает региональные парламенты представительности, и как предлагает Любарев ввести в регионах “персонализированную” смешанную избирательную систему, аналогичную действующую в Германии.

Конечно, можно еще долго рассуждать о том, что лучше, или что хуже при решении данных проблем, но факт остается фактом, пока мы не избавимся от негативных факторов связанных с политической игрой, которая на руку лишь политикам, а простым гражданам в это время остается лишь оплачивать эти игры, и как зрителям кинотеатра, с нетерпением ждать появления главного героя, которой все исправит, в один миг.

Список использованной литературы:

  1. Конституция РФ, принятая на всенародном референдуме 12 декабря 1993г. \\ «Российская газета» от 25 декабря 1993 г. N 237;

  2. Федеральный конституционный закон от 28 июня 2004 года N 5-ФКЗ "О референдуме Российской Федерации" \\ Собрание законодательства Российской Федерации от 5 июля 2004 г. N 27 ст. 2710;

  3. Федеральный закон от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" \\ Собрание законодательства Российской Федерации от 17 июня 2002 г. N 24 ст. 2253;

  4. Федеральный закон от 18 мая 2005 года N 51-ФЗ "О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации" \\ Собрание законодательства Российской Федерации от 23 мая 2005 г. N 21 ст. 1919;

  5. Федеральный закон от 10 января 2003 года N 19-ФЗ "О выборах Президента Российской Федерации" \\ Собрание законодательства Российской Федерации от 13 января 2003 г. N 2 ст. 171;

  6. Федеральный закон от 11 июля 2001 г. N 95-ФЗ
    "О политических партиях" \\ Собрании законодательства Российской Федерации от 16 июля 2001 г. N 29 ст. 2950;

  7. Постановление Правительства Российской Федерации от 17 сентября 2007 года N 589 "О мерах по оказанию содействия избирательным комиссиям в реализации полномочий при подготовке и проведению выборов депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации и Президента Российской Федерации" \\ Собрание законодательства Российской Федерации от 24 сентября 2007 г. N 39 ст. 4667;

  8. Постановление Правительства Российской Федерации от 2 июля 2003 года N 391 "О порядке выдачи гражданам Российской Федерации, находящимся в местах содержания под стражей подозреваемых и обвиняемых, справки для участия в выборах или в референдуме" \\ Собрание законодательства Российской Федерации от 7 июля 2003 г. N 27 (часть II) ст. 2812;

  9. «Методические рекомендации по выбору вида пропорциональной избирательной системы при подготовке проекта закона субъекта Российской Федерации о выборах депутатов законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации»: Постановление Центральной избирательной комиссии Российской Федерации от 25 декабря 2002 года №167/1419-3

  10. Постановление Центральной избирательной комиссии Российской Федерации от 3 октября 1995 года № 23/198-II “О Разъяснении о порядке применения части 10 статьи 42 Федерального закона “О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации” // Вестник ЦИК РФ, 1995, № 12, с. 36–37.

  11. Постановление Центральной избирательной комиссии Российской Федерации от 25 декабря 2002 года № 167/1419-3 “О Методических рекомендациях по выбору вида пропорциональной системы при подготовке проекта закона субъекта Российской Федерации о выборах депутатов законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации” // Вестник ЦИК РФ, 2002, № 11, с. 159–192.

  12. Алебастрова И.А. Конституционное право зарубежных стран. М.: Юрайт-М, 2001, с. 167;

  13. Катков Д.Б., Корчиго Е.В. Избирательное право: Учебное пособие. М.: Юриспруденция, 2001.

  14. Катков Д.Б., Корчиго Е.В. Избирательное право: Учебное пособие / Под ред Ю.А. Веденеева. – М.: Юриспруденция, 2001.

  15. Баглай М. В. Конституционное право Российской Федерации : учеб. для вузов / М. В. Баглай. — 6-е изд., изм. и доп. — М.: Норма, 2007. - 784 с.

  16. Козлова Е.И., Кутафин О.Е. Конституционное право России: Учебник. – М.: Юристъ, 2001.

  17. Конституционное право зарубежных стран: Учебник для вузов /Под общ. ред. М.В. Баглая, Ю.И. Лейбо и Л. М. Энтина. – М.: Издательство НОРМА, 2001.

  18. Конституционное право: Учебник / Отв. ред. В.В. Лазарев. - М.: Юристъ, 1999

  19. Автономов А.С., Веденеев Ю.А., Луговой С. Сравнительное избирательное право. - М: Норма, 2003.

  20. Веденеев Ю.А., Мостовщиков В.Д. Введение в избирательное право. - М.: НОРМА, 2003

  21. Избирательное право и избирательный процесс в Российской Федерации. - М.: НОРМА, 2003.

  22. Конституционное (государственное) право зарубежных стран: В 4-х т. / Отв. ред. проф. Б. А. Страшун - 3-е изд., обновл. и дораб. - М., 2002. -748 с.

  23. Александр Кынев. Выборы парламентов российских регионов 2003-2009: Первый цикл внедрения пропорциональной избирательной системы. – М.:Центр «Панорама», 2009. – 516 с.

  24. Лейкман Э., Ламберт Д.Д. Исследование мажоритарной и пропорциональной избирательных систем. М.: Изд-во иностранной литературы, 1958, с. 108–110.

  25. Енгибарян Р. В., Тадевосян Э. В. Конституционное право: учебник. – М: Юристъ, 2002.

  26. Дмитриев Ю.А., Исраелян В. Б. Избирательное право. Учебник. – М.: ЗАО «Юстицинформ», 2008.

  27. Веденеев Ю.А. Развитие избирательной системы Российской Федерации: проблемы правовой институционализации // Журнал российского права. - 2006. - № 6.

  28. Любарев А.Е. Изменения избирательного законодательства в 2004–2007 гг. // Российское электоральное обозрение. 2007, №1

  29. Котегова, М.А. Пропорциональные выборы в субъектах Российской Федерации в 2003 – 2007 годах: законодательство и практика / М.А. Котегова // Конституционное и муниципальное право. – 2007. - № 15. – С. 24 – 27.

  30. Веденеев Ю.А., Васильев А.В. // Журнал о выборах. 2001. № 4. С. 22–26; Иванченко А.В. (ред.). Избирательное право и избирательный процесс в Российской Федерации. М.: Норма, 1999, с. 117–120; Майер Г. // Государственное право Германии. Т. 1. М.: ИГП РАН, 1994. С. 140–142;

  31. Веденеев, Ю.А. , Навальный, С.В. Избирательное право: роль и место в системе права России [Текст] / Ю.А. Веденеев, С.В. Навальный // Вестник Центральной избирательной комиссии Российской Федерации. – 2003. - № 2. – С. 67 – 68.

  32. Таровик, С.С. Проблемы реализации принципа свободных выборов в России / С.С.Таровик // Гуманизм и право. - СПб.: Изд-во Санкт-Петербургский государственный аграрный университет, 2007. - № 3 (8). - С. 131-138.

  33. Таагепера Р., Шугарт М.С. Описание избирательных систем // ПОЛИС. 1997. № 3. С. 114–136.

  34. Филиппов А. Выборы законодательных (представительных) органов государственной власти субъектов Российской Федерации (1990–1998) // Выборы и партии в регионах России (ред. Г. Люхтерхандт-Михалева и С. Рыженков). М.–Спб.: ИГПИ–“Летний сад”, 2000. С. 104–141


Критерий

1993

1995

1999

2003

2005-2009

Нормативная основа регулирования

- Указ Президента РФ от 21 сентября 1993 года № 1400 «О поэтапной конституционной реформе в Российской Федерации»

- «Положение о выборах депутатов Государственной думы в 1993 году»

Федеральный закон от 21 июня 1995 года

№ 90-ФЗ «О выборах депутатов Государственной думы Федерального собрания Российской Федерации»

Федеральный закон от 24 июня 1999 года

№ 121-ФЗ «О выборах депутатов Государственной думы Федерального собрания Российской Федерации»

Федеральный закон от 20 декабря 2002 года № 175-ФЗ «О выборах депутатов Государственной думы Федерального собрания Российской Федерации»

- Федеральный закон от 18 мая 2005 года

№ 51-ФЗ «О выборах депутатов Государственной

Думы Федерального собрания Российской Федерации»

- Федеральный закон от 26 апреля 2007года №64ФЗ

- Федеральный закон от 21 июля 2007года №188ФЗ

- Федеральный закон от 9 февраля 2009 года

№ 3-ФЗ

- Федеральный закон от 12 мая 2009 года

№ 94-ФЗ

- Федеральный закон от 3 июня 2009 года

№ 108-ФЗ

- Федеральный закон от 19 июля 2009 года

№ 203-ФЗ

  1. Избирательная система

На основе как мажоритарной, так и пропорциональной избирательных систем избираются по 225 депутатов.

Без изменений

Без изменений

Без изменений

Введена полностью

пропорциональная избирательная система, с закрытыми списками

  1. Заградительный барьер

5%

5%

Введен «плавающий» заградительный барьер (снижение барьера в случаях, если 5 % преодолевает только один список или преодолевшие 5 % списки в совокупности получат менее 50 % голосов избирателей).

Для следующих выборов заградительный барьер увеличен до 7 %.

Подтверждено увеличение заградительного барьера до 7 %, с 2009 г. Установлено, что партия, набравшая на выборах в Государственную думу от 5 до 6 % голосов,

получает один мандат, а партия, набравшая от 6 до 7 % — два мандата.

  1. Сбор подписей

- 100 тыс. для регистрации списка кандидатов;

- до 1 % для регистрации кандидата

- В поддержку выдвижения списка кандидатов должно быть собрано не менее 200 тыс. подписей.

- В поддержку выдвижения кандидата должно быть собрано не менее 1 % подписей избирателей данного избирательного округа

Кандидаты и списки кандидатов могут регистрироваться на основании избирательного залога (для кандидатов — 1000 МРОТ, для списков — 25 000 МРОТ).

Кандидаты и списки кандидатов, выдвинутые партиями и избирательными блоками, допущенными к распределению депутатских мандатов на выборах в Государственную думу, освобождены от необходимости сбора подписей или внесения залога

С 2009 г.

Необходимое количество подписей на выборах в Государственную Думу сокращено до 150 тыс. для выборов 6-го созыва и до 120 тыс. для выборов последующих созывов. Партии, представленные не менее чем в трети законодательных органов субъектов РФ, освобождены от сбора подписей.

  1. Агитация

Предусмотрено предоставление избирательным объединениям и кандидатам бесплатного эфирного времени на государственном телевидении и радио.

Не менее одной трети от общего объема выделяемого бесплатного эфирного времени отводится для совместного проведения дискуссий.

Предвыборная агитация может начинаться после выдвижения кандидата (а не после его регистрации, как в прежнем законе)

Без изменений

- Введено

правило, согласно которому при отказе партии от

участия в дебатах общее время на дебаты сокращается, а партия получает свою долю времени для проведения индивидуальной агитации;

- с 2009г.

Отменена норма, обязывающая партии, получившие менее 3 % голосов, оплачивать СМИ

«бесплатное» эфирное время и «бесплатные» печатные площади, но взамен партии, получившие

менее 3 % голосов на предыдущих соответствующих выборах, лишены бесплатного эфирного времени и печатных площадей

Др. нормы

- В избирательном бюллетене предусмотрена

графа «Против всех»;

- Выборы признаются несостоявшимися, если в них приняло участие менее 25 % избирателей;

- Предусмотрено судебное обжалование решений избирательных комиссий

- Предельная сумма расходов кандидата не может превышать 10 тыс. МРОТ. Предельная сумма расходов избирательного объединения, избирательного блока не может превышать 250 тыс. МРОТ;

- Выборы признаются несостоявшимися, если в них приняло участие менее 25 % избирателей;

- Список должен быть разбит на региональные группы, при этом в центральной части может быть не более 12 кандидатов.

- Максимальный размер

центральной части списка увеличен с 12 до 18 кандидатов.

- Выборы по одномандатному избирательному округу признаются несостоявшимися,

если число голосов, поданных за кандидата, набравшего наибольшее число голосов, меньше, чем число голосов, поданных против всех кандидатов

  • Число региональных

групп в списке кандидатов должно быть не менее 7;

  • Предельные размеры

расходования средств избирательных фондов увеличены для кандидатов, баллотирующихся по одномандатным округам, в 6 раз, для политических партий и избирательных блоков — в 10 раз; при этом размер избирательного залога увеличен в 9 и 15 раз;

- Максимальный размер центральной части списка кандидатов сокращен с 18 до 3;

- Максимальное число региональных групп от 7 до 80;

- Предусмотрена возможность создания собственных избирательных фондов региональным отделениями политических партий; с учетом этого общий максимальный размер расходования

партией средств увеличен примерно в 9 раз;


Критерий

1996

2000

2004

2004-2008

2009

Нормативная основа регулирования

Федеральный закон

от 17 мая 1995 года

76-ФЗ

«О выборах Президента Российской Федерации»

Федеральный закон

от 31 декабря 1999 года

228-ФЗ «О выборах Президента Российской

Федерации»

Федеральный закон

от 10 января 2003 года

19-ФЗ «О выборах Президента Российской Федерации»

  • Федеральный закон

от 21 июля 2005 года

93-ФЗ

  • Федеральный закон

от 12 июля 2006 года

107-ФЗ

  • Федеральный закон

от 25 июля 2006 года

128-ФЗ

  • Федеральный закон

от 26 апреля 2007 года

64-ФЗ


  • Федеральный закон

от 9 февраля 2009 года

3-ФЗ

  • Федеральный закон

от 19 июля 2009 года

203-ФЗ

Выдвижение

Выдвижение кандидата избирательным

объединением производится на съезде избирательного объединения. Выдвижение

кандидата непосредственно избирателями производится путем проведения собрания инициатив-

ной группы численностью не менее 100 человек.


Без изменений

Избирательное объединение – только федеральная политическая партия.

Численность

группы избирателей, которая должна быть создана

в поддержку самовыдвижения кандидата, увеличена со 100 до 500 человек.

Граждане РФ, имеющие гражданство иностранного государства либо вид на жительство или иной документ, подтверждающий право на постоянное проживание гражданина РФ на территории иностранного государства, лишены пассивного избирательного права и права быть членами избирательных комиссий с правом решающего голоса.

Отменен избирательный залог

Сбор подписей

Для регистрации кандидата должно быть собрано

не менее миллиона подписей избирателей (при досрочных и повторных выборах — в два раза меньше)

Без изменений

Кандидаты, выдвинутые политическими партиями и избирательными

блоками, которые были допущены к распределению мандатов в Государственной думе, регистрируются без сбора подписей избирателей.

Необходимое число подписей избирателей увеличено с одного до двух

миллионов.

сокращен допустимый процент «брака» в подписных листах, запрещено одновременное представление подписей и внесение залога

Без изменений

Финансирование

Предельная сумма расходов кандидата не может превышать 250 тыс. МРОТ

Пре дельная сумма расходов кандидата увеличена до

300 тыс. МРОТ.

Предельная сумма расходов средств избирательного фонда кандидата увеличена примерно в 8 раз.

Запрещено вносить пожертвования в избирательные фонды и фонды референдума некоммерческим организациям, получавшим в течение года, предшествующего дню внесения такого пожертвования, денежные средства либо иное имущество от организаций, которым запрещено вносить пожертвования в избирательные фонды

Без изменений

Признание выборов несостоявшимися

Выборы признаются несостоявшимися, если в них

приняло участие менее половины избирателей. При повторном голосовании выборы признаются состоявшимися независимо от явки.

Выборы признаются несостоявшимися, если число голосов, поданных за кандидата,

набравшего наибольшее число голосов, меньше, чем

число голосов, поданных против всех кандидатов.

Без изменений

Отменены на всех выборах голосование «против всех» и соответствующие условия признания выборов несостоявшимися

отмена порога явки,


Без изменений

Избирательная система

Мажоритарная абсолютного большинства, с двух туровым голосованием. Во втором туре мажоритарная относительного большинства

Мажоритарная абсолютного большинства, с двух туровым голосованием. Во втором туре мажоритарная относительного большинства

Мажоритарная абсолютного большинства, с двух туровым голосованием. Во втором туре мажоритарная относительного большинства

Мажоритарная абсолютного большинства, с двух туровым голосованием. Во втором туре мажоритарная относительного большинства

Мажоритарная абсолютного большинства, с двух туровым голосованием. Во втором туре мажоритарная относительного большинства

День голосования

Днем выборов является первое воскресенье после истечения конституционного срока, на который был избран Президент РФ

Днем голосования является первое воскресенье месяца, в котором проводилось голосование на предыдущих общих выборах

Без изменений

Введен единый в году день голосования (второе воскресенье

марта) и второй дополнительный день голосования

(второе воскресенье октября).

Без изменений

Иные нормы

Предусмотрено голосование по открепительному удостоверению.

Кандидат представляет сведения о доходах и имуществе свои, супруга и детей.

  • Кандидаты освобождены от представления сведений о доходах и имуществе своих детей

  • Предусмотрено предоставление политическим партиям и избирательным блокам, выдвинувшим кандидатов, бесплатного эфирного времени на каналах общероссийских государственных

организаций телерадиовещания и бесплатной печатной площади в общероссийских государственных периодических печатных изданиях дополнительно к бесплатному эфирному времени и бесплатной печатной площади, предоставляемой самим кандидатам

запрет на

контрагитацию на телеканалах

Отменена норма, обязывающая партии, получившие менее 3 % голосов, оплачивать СМИ

«бесплатное» эфирное время и «бесплатные» печатные площади, но взамен партии, получившие менее 3 % голосов на предыдущих соответствующих выборах, лишены бесплатного эфирного времени и печатных площадей.




1 Большой юридический словарь. 3-е изд., доп. и перераб. / Под ред. А.Я. Сухарева. – М.: ИНФРА-М, 2008. – VI, 858 с. –(Б-ка словарей «ИНФРА-М).

2 Веденеев, Ю.А. , Навальный, С.В. Избирательное право: роль и место в системе права России [Текст] / Ю.А. Веденеев, С.В. Навальный // Вестник Центральной избирательной комиссии Российской Федерации. – 2003. - № 2. – С. 67 – 68.

3 Князев С.Д. Современное российское избирательное право: понятие, принципы, источники. Владивосток, - 1999., - С., 5-29.

4 Баглай М. В. Конституционное право Российской Федерации : учеб. для вузов / М. В. Баглай. — 6-е изд., изм. и доп. — М.:Норма, 2007. - 784 с.

5 Большой юридический словарь. 3-е изд., доп. и перераб. / Под ред. А.Я. Сухарева. – М.: ИНФРА-М, 2008. – VI, 858 с. –(Б-ка словарей «ИНФРА-М).

6 Большой юридический словарь. 3-е изд., доп. и перераб. / Под ред. А.Я. Сухарева. – М.: ИНФРА-М, 2008. – VI, 858 с. –(Б-ка словарей «ИНФРА-М).

7 Любарев А. Е. КОНСТИТУЦИОННО–ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ МНОГООБРАЗИЯ ИЗБИРАТЕЛЬНЫХ СИСТЕМ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ: Диссертация на соискание ученой степени кандидата юридических наук. – М: МГУ, 2004.

8 Таагепера Р., Шугарт М.С. Описание избирательных систем // ПОЛИС. 1997. № 3. С. 114–136.

9 Приложение 2.

10 Приложение 1

11 Александр Кынев. Выборы парламентов российских регионов 2003-2009: Первый цикл внедрения пропорциональной избирательной системы. – М.:Центр «Панорама»,

2009. – 516 с.

12 Федеральный закон от 11 июля 2001 г. N 95-ФЗ "О политических партиях"



Учебный материал
© nashaucheba.ru
При копировании укажите ссылку.
обратиться к администрации