Кабанов А.Н., Чабовская А.П. Анатомия, физиология и гигиена детей дошкольного возраста - файл n1.doc

приобрести
Кабанов А.Н., Чабовская А.П. Анатомия, физиология и гигиена детей дошкольного возраста
скачать (2860 kb.)
Доступные файлы (2):
n1.doc4331kb.11.04.2010 18:58скачать
n2.txt1kb.10.08.2004 13:27скачать

n1.doc

  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   17
ВВЕДЕНИЕ

Кабанов А. Н. и Чабовская А. П.

К-12 Анатомия, физиология и гигиена детей дошкольного возраста. Учебник для дошкольных педучилищ. М., «Просвещение», 1969.

288 с илл.

Учебник написан по программе дошкольных педагогических училищ Анатомические и физиологические сведения об организме ребенка до­школьного возраста тесно увязаны с гигиеническими.

Воспитатель дошкольного учреждения не только воспитывает детей, но и охраняет их здоровье. Он должен принимать активное участие во всех мероприятиях, которые направлены на оздоровле­ние детских коллективов и создание нормальных условий как ок­ружающей среды, так и всего учебно-воспитательного процесса. Он должен прививать детям гигиенические навыки и повышать са­нитарною культуру в их домашнем быту.

Проидет много лет, прежде чем беспомощный младенец станет взрослым человеком. В течение всего этого времени ребенок растет, развивается. Изменяются строение и работа его органов, а также потребности организма, его реакции на условия внешней среды. Для создания наилучших условий роста и развития ребенка, для правильного его воспитания и обучения надо знать особенности его организма; понимать, что полезно для него," что вредно и какие меры следует принимать для укрепления здоровья и поддержания нормального развития. Вот почему в план подготовки работников дошкольных учреждений включена возрастная анатомия, возраст­ная физиология и дошкольная гигиена.

Анатомия изучает строение тела и отдельных его органов. Фи­зиология изучает жизненные процессы, протекающие в организме, иными словами, работу, или функции, как отдельных органов, так и всего организма в целом. На основе достижений физиологии бы­ли разрешены многие вопросы, связанные с правильной организа­цией питания и общим оздоровлением условий жизни.

Дошкольная гигиена наука об охране и укреплении здоровья детей первых лет жизни (от рождения до 7 лет). Опираясь на воз­растную анатомию и возрастную физиологию, она изучает влия­ние на детей различных условий среды, выявляет и старается смяг­чить или полностью устранить все, что вредит здоровью ребенка, подбирает такие естественные л искусственные условия, которые благоприятствуют его росту и развитию, укрепляют его здоровье,

КЛЕТОЧНОЕ СТРОЕНИЕ И РАЗВИТИЕ ОРГАНИЗМА

1. Клетки и ткани

Строение, состав и свойства клеток организма. Еще в

первой половине XIX в. было установлено клеточное строение ор­ганизмов. Основную массу каждой клетки составляет вязкое, по­хожее на слизь полужидкое вещество — цитоплазма. В ней нахо­дится отграниченный участок — ядро. Разобраться в тонком строении клетки помог электронный микроскоп, дающий увеличе­ние в сотни тысяч раз. Установлено, что снаружи клетка покрыта мембраной, или оболочкой, толщина которой не превышает не­скольких миллионных долей миллиметра. Цитоплазма пронизана огромным количеством разветвленных канальцев, обеспечиваю­щих связь между различными участками клетки. Кроме того,' в ци­топлазме имеются специальные образования, которые, подобно органам тела, выполняют определенные функции, обеспечивая нор­мальную жизнедеятельность клетки.

В состав клеток, помимо воды ч очень небольшого количества неорганических солей, входят органические вещества — белки, уг­леводы и жиры.

На долю белков приходится не менее 75% всех органических веществ. Белковые молекулы огромны. Они содержат от тысячи до миллиона атомов углерода, водорода, азота, кислорода, немного серы и в очень небольшом количестве другие элементы. Каждая молекула белка состоит из отдельных «кирпичиков» — аминокис­лотнебольших молекул, содержащих от 10 до 35 атомов. С бел­ками связаны все жизненные проявления организма. При нагрева­нии, прибавлении кислоты и некоторых других веществ белки свертываются и теряют свои биологические свойства. Таковы белок вареного яйца, хлопья свернувшегося молока.

Углеводы, например тростниковый (или свекловичный) сахар, крахмал,— основной поставщик энергии, необходимой для жиз­ненных процессов. В состав углеводов входят углерод, водород и

кислород, причем атомы последних двух элементов содержатся в такой же пропорции, как и в молекуле воды (НгО). Так, молекула виноградного сахара, или глюкозы, имеет формулу СеН^Об. Моле­кулы крахмала состоят из большого количества соединившихся друг с другом молекул простого сахара ••— глюкозы.

Молекулы жиров состоят из тех же элементов, что и углеводы, но кислорода содержат очень мало. Так, например, молекула од­ного из жиров человеческого тела имеет формулу СзэНшоОб. Неко­торые жиры, точнее, жироподобные вещества имеют более слож­ное строение и содержат фосфор, а иногда и другие элементы.

Сравнительно недавно было выяснено значение нуклеиновых кислот еще одной группы органических веществ, находящихся в каждой живой клетке. Свое название они получили потому, что впервые были найдены в клеточных ядрах (нуклеус—ядро). Мо­лекулы нуклеиновых кислот,» подобно белковым, очень велики и образованы множеством нуклеотидов, содержащих углерод, водо­род, кислород, азот и фосфор. Нуклеиновые кислоты обеспечивают образование из аминокислот белков, свойственных каждой клетке, и сохранение наследственных свойств.

В каждой живой клетке непрерывно происходят различные химические процессы. Как известно, химические реакции в присут­ствии некоторых веществ могут ускоряться. Такие вещества назы­вают катализаторами. Подобные же ускорители находятся в каж­дой клетке организма — это сложные белковые вещества, назы­ваемые ферментами. Они обладают замечательными свойствами.

В отличие от обычных химических катализаторов ферменты вы­сокоспецифичны: каждый фермент ускоряет только определенную химическую реакцию, и притом действует лишь на те вещества, ко­торые имеют сходное строение. Некоторые ферменты действуют всего лишь на одно химическое вещество, не оказывая никакого влияния на другие, даже сходные с ним.

Под влиянием ферментов многие реакции протекают в сотни тысяч раз быстрее, чем в присутствии неорганических катализа­торов.

Ферменты лучше всего действуют при температуре тела. При понижении температуры их действие ослабевает. Кипячение раз­рушает ферменты. Без ферментов жизнь клетки невозможна.

Поддержание живого состояния любой клетки обеспечивается несколькими основными ее жизненными свойствами. Одно из них — способность превращать энергию из одного вида в другой. Так, зеленые растения для образования органических веществ ис­пользуют энергию солнечных лучей, превращая ее в химическую энергию. Химическая энергия органических веществ превращается в клетках человеческого организма в другие виды энергии, напри­мер: механическую, электрическую, тепловую.

Другое свойство клеток — способность строить свое собствен­ное тело, создавая из аминокислот взамен разрушенных белковых

молекул точные их копии. Третье свойство — способность расти и размножаться; клетки растут за счет усиленного образования но­вого клеточного вещества; многократно делясь пополам, клетки размножаются, причем каждая из них похожа на материнскую клетку. Развитие зародыша начинается с деления пополам оплодо­творенной женской половой клетки. Путем последующего деления из двух клеток образуются 4, из четырех — 8 и т. д. В первые дни развития трудно заметить какие-либо различия между образовав­шимися клетками. Но уже к концу первой недели можно обнару­жить три первичных зародышевых листка: наружный, или эктодерма; средний, или мезодерма; внутренний, или энтодерма. По­степенно различие между отдельными группами клеток возраста­ет; яснее выявляется их неодинаковое строение, связанное с физио­логическим разделением функций между ними. Вместо первоначаль­ных трех зародышевых слоев появляются разные группы клеток, входящие в состав отдельных органов и выполняющие опре­деленные жизненные функции. Такие группы клеток вместе с ве­ществом, которое обычно находится в промежутках между отдель­ными клетками, называются тканями. Образование различных тканей и органов — результат четвертого свойства клеток — способ­ности специализироваться.

Еще одно существенное свойство клетки — ее раздражимость, т. е. способность отвечать на раздражения. Деятельность различ­ных клеток тела неодинакова. Поэтому и на раздражение они отве­чают по-разному. Так, например, мышечные клетки сокращаются, т. е. укорачиваются, а клетки слюнной железы выделяют слюну. Активное, деятельное состояние, которое возникает под влиянием раздражения, называется возбуждением.

2. Ткани

Основные группы тканей. Различают четыре основное группы тканей: эпителиальную, соединительную, мышечную и нерв­ную (цвет. табл.I).

Эпителиальные, или покровные, ткани как бы одевают все на­ружные и внутренние поверхности тела. Их клетки плотно примы­кают друг к другу. Между ними можно обнаружить мостики из цитоплазмы, благодаря которым клетки в своей деятельности тес­но связаны друг с другом. Эпителиальной тканью образован верх­ний слой кожи, который играет защитную роль, предохраняя орга­низм от механических, химических и других внешних воздействий. Эпителий кожи состоит из нескольких слоев клеток. Однослойный эпителий выстилает брюшную и грудную полости, покрывает сна­ружи внутренние органы (желудок, почки и т. п.). Из эпителиаль­ной ткани состоит слизистая оболочка, покрывающая изнутри полость рта, дыхательную трубку, пищевод, желудок, кишки и дру-





?лс. 1, Форма строения нейронов:

Л — общая схема строения нейрона; Б •— клетка из коры мозжечка, Я — афферентный нейрон; Г—пирамидная клетка из коры больших полушарий-

/ — тело нейрона, 2 — ядро, S дендриты. 4 — аксон, 5 — миелиновая оболочка

гие органы. Некоторые клетки этой оболочки вырабатывают и вы­деляют слизь, отсюда и название самой оболочки. Железистые клетки, основная функция которых — выработка и выделение тех или иных веществ, также относятся к эпителиальной ткани. Груп­пы таких клеток могут образовывать железы органы, вырабаты­вающие определенного состава сок. По протоку, т. е. по трубочке, сок выделяется из железы.

Соединительные, или опорные, ткани развиваются из среднего зародышевого листка и входят в состав почти всех органов тела. Слой соединительной ткани, находящийся в коже, обусловливает ее эластичность, а под кожей служит местом отложения жира. Из соединительной гкани состоят сухожилия, мышцы и связки, соеди­няющие кости скелета между собой. Хрящи и кости также пред­ставляют собой сильно измененную соединительную ткань. Клетки соединительной ткани не гфилегают друг к другу. Они погружены в межклеточное вещество, составляющее основную массу ткани.

По своему происхождению мышечная ткань находится в близ­ком родстве с соединительной. За редкими исключениями она раз­вивается из среднего зародышевого листка. Мышечная ткань на всякое раздражение (электричеством, кислотой, уколом) отвечает укорочением, сокращением. Способность сокращаться, или сокра­тимость,— основное свойство мышечной ткани. На долю этой тка­ни приходится больше трети веса тела. Из нее состоят мышцы не только скелетные, но и внутренних органов, например желудка, кишок, мочевого пузыря.

Мышцы внутренних органов называются гладкими. Они состо­ят из сильно вытянутых клеток, длина которых не превышает 0,1— 0,2 мм, а поперечник измеряется всего лишь несколькими микро­нами, т е. тысячными долями миллиметра. Внутри клеток в про-

дольном направлении расположены тончайшие нити, или фибрил-лы, которые под влиянием раздражения медленно укорачиваются, вызывая тем самым сокращение всей клетки. Мышцы скелета по сравнению с гладкими имеют более сложное строение, высокую возбудимость и гораздо быстрее сокращаются.

Основное свойство нервной ткани—проведение возбуждения Большинство нервных клеток имеет несколько коротких ветвящих^ ся отростков — дендритов, и один длинный — аксон. Нервная клет­ка со всеми ее отростками называется нейроном (рис. 1). Длинные отростки, окруженные оболочкой, называются нервными волокна­ми. Многие волокна имеют плотную оболочку, состоящую из мие­лина. Нервы состоят из пучков нервных волокон.

Ткани человеческого тела чрезвычайно разнообразны. Это объ­ясняется тем, что в процессе длительного и сложного развития пер­вичные ткани специализируются и превращаются в разнообразные ткани взрослого организма. Изменение и усложнение тканей про­исходит не только в период зародышевой жизни человека, но и долгое время после рождения.

3. Рост и развитие

Закономерности роста и развития. Пропорции тела с воз­растом сильно меняются (рис. 2). У новорожденного высота головы составляет примерно 'Л, а у взрослого человека — '/8 длины всего тхла. Ноги, наоборот, у новорожденного очень коротки, а у взрос­лого обычно несколько превышают половину длины тела. Такие различия в пропорциях свидетельствуют о неравномерности роста и развития отдельных частей тела.

Известно, что вес взрослого человека в 20 с лишним раз боль­ше веса новорожденного. Вес сердца, почек и некоторых других ор­ганов увеличивается почти пропорционально увеличению веса те­ла, лишь с небольшим отставанием; так, вес сердца увеличивает­ся в 15 раз. Очень интенсивно растут мышцы: их вес у взрослого человека в 35—40 раз больше, чем v новорожденного. Некоторые органы еще в период внутриутробного развития растут столь ин­тенсивно, что после рождения их вес увеличивается всего лишь в Д—4 раза. Так, например, головной мозг v новорожденного весит примерно 390 г, а у взрослого в среднем 1480 г. При этом основное увеличение веса мозга после рождения приходится на первые не­сколько лет жизни. После 10 лет вес мозга увеличивается лишь не­значительно. Есть органы, вес которых после рождения совсем не меняется. К таким органам относятся расположенные в височной кости слуховой орган и полукружные каналы. Половые железы увеличиваются в весе в течение первого года жизни, затем в тече­ние 7—9 лет их вес остается почти неизменным, и лишь на 10-м го­ду жизни он вновь увеличивается.



Новорожденный 2 года 6 лет 20лет

Рис 2. Пропорции тела:

пунктирные линии делят длину тела на 8 равных частей, а короткие линии с цифрами справа от фигур — на части, равные длине головы.

Возрастные периоды. По мере роста и развития меняется строе­ние и работа органов, меняются потребности организма, иными становятся интересы и поведение ребенка. Соответственно должна изменяться организация условий жизни, воспитания и обучения ре­бенка. В целях установления важнейших особенностей, характери­зующих последовательные этапы роста и развития ребенка, давно делались попытки выделить несколько возрастных периодов. Осно­ванием для деления служили различные признаки развития, как, например, прорезывание зубов, особенности роста, сроки окостене­ния отдельных частей скелета, особенности психического развития и т. д. Наиболее целесообразным и практически удобным следует считать такое деление на периоды жизни ребенка, которое учиты­вает особенности воспитания и обучения. Различают период внут­риутробного развития; период новорожденности (первые 2 недели жизни); грудной возраст (до одного года); преддошкольный, или ясельный, возраст (от 1 до 2 лет); младший дошкольный возраст (от 2 до 4 лет); средний дошкольный возраст (от 4 до 5 лет); стар­ший дошкольный возраст (от 5 до 7 лет); школьный возраст.

В дошкольных учреждениях дети грудного возраста от 3 меся­цев до 1 года составляют первую группу раннего возраста, кото­рую делят на 3 подгруппы (3—6 месяцев, 6—10 месяцев, 10—12 ме­сяцев), преддошкольники—вторую группу раннего возраста. Детей младшего дошкольного возраста делят на две группы (от 2 до 3 лет и от 3 до 4 лет). Детей старшего дошкольного тоже делят на две группы (вторая называется подготовительной к школе).

Показатели физического развития ребенка. О физическом раз­витии ребенка можно судить по его весу, росту, окружности его грудной клетки и другим показателям. Даже совершенно здоровый ребенок растет в длину и увеличивается в весе неравномерно.

В одни возрастные периоды он растет быстрее, в друше—медлен­нее. При рождении рост ребенка в среднем равен 50 см, а к кон­цу года—75 см, т. е. увеличивается на 50%; вес (в среднем 3200 г при рождении) за год утраивается, достигая 9,5—10 кг. За 2-й год ребенок вырастает на 10—15 см и увеличивается в весе на 2,5—3 кг. В последующие годы, до периода полового созрева­ния, ежегодная прибавка в весе ребенка составляет приблизитель­но 1,5—2 кг, в росте—4—5 см.

Показатели физического развития очень изменчивы, особенно в первые годы жизни. Они сильно снижаются под влиянием тяже­лых бытовых условий, при отсутствии достаточного количества свежего воздуха, плохом питании, недосыпании, малой подвиж­ности и пр.

Любое, как незаразное, так и заразное (инфекционное), забо­левание, особенно если оно протекает тяжело, ослабляет организм ребенка, нарушает его нормальное развитие. Постоянное наблюде­ние за физическим развитием позволяет вовремя выявить неблаго­приятные сдвиги в состоянии ребенка.

Для определения основных показателей физического развития ребенка пользуются антропометрией. Сразу же после рождения, а затем регулярно в определенные периоды времени измеряют рост, вес, окружность грудной клетки ребенка. На основании изме­рений, проведенных у большого количества детей соответствующе­го возраста и пола, составляют средние показатели"(стандарты) физического развития детей в данном городе, районе, стране. Эти­ми стандартами пользуются ддя разработки размеров детской одежды, мебели, физкультурного и прочего оборудования.

При оценке физического развития каждого отдельного ребен­ка учитывают также состояние и окраску кожных и слизистых по­кровов, упитанность (развитие подкожножировой ткани), развитие и тонус мышц, осанку и пр.

Желательно, чтобы воспитатель присутствовал при врачебном обследовании детей его группы. При этом он знакомится с прове­дением обследования, помогает врачу и дает ему нужные сведения о поведении ребенка, его настроении, интересах, аппетите, сне, о том, как ребенок переносит низкие и высокие температуры, и пр. Воспитатели, которые знают, как определяется физическое разви­тие ребенка и какие признаки характеризуют его нарушения, лег­че заметят у детей те или иные отклонения от нормы. Результаты обследования и оценки состояния детей воспитатель учитывает при работе с детским коллективом.

Вопросы. 1. Каковы строение и свойства клеток организма? 2. Какое строение и значение имеют эпителиальная, соединительная, мышечная и нервная ткани5 3. На какие возрастные периоды делят развитие ребенка, какое это имеет значе­ние? 4 Какие показатели характеризуют физическое развитие ребенка?

2 ДВИГАТЕЛЬНЫЙ АППАРАТ

4. Общий обзор скелета человека

Значение двигательного аппарата. К двигательному ап-парату, или костно-мышечной системе, относятся скелет и скелет­ные мышцы. Скедет.— это твердый остов, от которого, зависит фо^-ма тела. Он состоит более чем из 200 костей. Большинство костей соединено друг с Другом подвижно, а потому их взаимное положе­ние может меняться^Рункцйи мышц — закреплять отдельные части скелета в определенном положении или изменять это положение, т. е. производить движение. Обычно своими концами мышцы при^ нрепляются к .двум соседним косздм, причем вокруг каждого пo:

движного соединения костей находится несколько мышц, что по­зволяет разнообразить движения. Мышцы — активная, рабочая часть двигательного аппарата, а кости — его пассивная часть.

Движения человаьа крайне о.аадйобразны_и_тош1ы. Выполне­ние движений, а также поддержание тела в определенном положе­нии и сохранение равновесия обеспечивается точной и строго со­гласованной работой большого количества мышц.

Костно-мышечная система, выполняет _еше, и защитную функ-цию. Кости скелета защищают от ударов и повреждений нежные ткани спинного и головного мозга, сердце, легкие и ряд других ор-

"^З.Скелет туловища. В скелете человека различают скелет тулови­ща, скелет конечностей и череп (цв. табл. II). Основа скелета ту­ловища — позвоночник, состоящий из 33—34 позвонков: 7 шейных, 12 грудных, 5 поясничных, 5 крестцовых, сросшихся в единую кость — крестец, и 4—5 хвостовых, или копчиковых. В позвонке (рис. 3) различают спереди массивное тело, а-сзади дугу с несколь­кими отростками, одни из которых служат для прикрепления мышц, а другие — для соединения с соседними позвонками. В по­звоночном канале, образованном отверстиями между телом и дугой позвонков, находится спинной «мозг. Копчиковые позвонки — не-

11

большие остатки тел хвостовых позвонков, хорошо развитых у жи­вотных.

Позвоночник человека имеет шейный, грудной, поясничный и крестцовый изгибы (рис. 4), которые представляют собой отличи­тельную особенность человека, связанную с вертикальным положе­нием тела. Благодаря этим- изгибам центр тяжести тела стоящего человека переносится назад и находится на отвесной линии, про­ходящей между ступнями ног, ближе к пяткам. Такое положение центра тяжести обеспечивает сохранение равновесия и значитель­но облегчает ходьбу на двух ногах. Изгибы делают позвоночник более упругим и гибким. При ходьбе, беге, прыжках и всевозмож­ных "резких движениях он пружинит и тем самым' предохраняет голову, а вместе'с ней и мозг от сптрягрний

Грудные позвонки — гпгтяпряя чягт^ группой клетки (рис. 5)., От каждого грудного позвонка отходит по одной паре подвижно соединенных с ним ребер. Передние концы 10 верхних пар ребер при помощи .хрящей соединены с грудной костью, или грудиной, причем хрящи 8, 9 и 10-й пар срастаются между собой и присоеди­няются к хрящам 7-й пары. 11-я и 12-я пары ребер не доходят до грудины и оканчиваются свободно. Грудная клетка защищает от ударов и повреждений легкие, сердце, а также органы верхней ча­сти брюшной полости. У человека грудная клетка широкая, но с коротким передне-задним диаметром. Такая форма связана с вер­тикальным положением тела и облегчает сохранять равновесие. *"* Конечности. В верхней части спины расположены две плоские кости — лопатки; они прикрепляются к позвоночному столбу и к ребрам только при помощи мышц. Каждая лопатка соединяется с ключицей, которая другим своим концом соединена с грудной костью. Лопатки и ключицы образуют пояс верхних конечностей, или плечевой пояс. Наружные углы лопаток соединяются с голов­ками плечевых костей рук. Пояс нижних конечностей, или тазовый пояс, состоит из крестца и неподвижно соединенных с ним двух тазовых костей, которые спереди также неподвижно соединены друг с другом. Тазовые кости, как и лопатки, имеют круглые впа­дины, куда входят головки бедренных костей ног. Таз человека шире, чем у животных, и имеет форму чаши. Легко понять, почему это так. У животных брюшные внутренности всем своим весом опи­раются на стенки живота, а у человека — на тазовые кости. Таким образом, форма таза человека связана с вертикальным положени­ем тела.

Скелеты верхних и нижних конечностей, наряду с некоторыми отличиями, имеют между собой много общего (рис. 6). В верхней конечности (руке) различают: плечевую кость, подвижно соединен­ную с лопаткой; предплечье, состоящее из двух костей — локтевой и лучевой; кисть, в состав которой входят мелкие кости запястья. пять длинных костей пясти и кости пальцев (две в большом паль­це, по три в остальных).

12



Рис. 4. Позвоночник





Рис. 5. Грудная клетка:

/ — позвоночник; 2 — ребра; 3 — хрящевая часть ребер; 4 — грудина.

l->.

Соответственные части находятся и в нижней конечности (но­ге) бедро; две кости голени большая и малая берцовые; стопа, состоящая из костей предплюсны, плюсны и пальцев. Бедро обра­зует с большой берцовой костью коленный сустав, к которому спе­реди прилегает небольшая кость — коленная чашечка, предохра­няющая коленный сустав от повреждения.

Череп. В черепе (цв. табл. II) различают два основных отдела:

мозговой, или черепную коробку, и лицевой, или кости лица. Моз­говой череп образует большую полость, в которой расположен го­ловной мозг. В состав мозгового черепа входят следующие кости:

лобная, две теменные, затылочная, две височные, основная и ре­шетчатая. Все они соединены друг с другом неподвижно. Внутри височной кости находится орган слуха, к которому проходит широ­кое слуховое отверстие. Через большое отверстие затылочной ко­сти полость черепа соединяется с позвоночным каналом. На уровне соединения верхнего шейного позвонка с затылочной костью спин­ной мозг переходит в головной.

Лицевой череп образует костный остов верхней части органов дыхания и пищеварения. В его состав входят верхняя и нижняя челюсти, скуловые кости, нёбные кости, сошник, носовые кости. нижние носовые раковины и слезные кости. Нижняя челюсть —

_ единственная подвижная кость черепа.

^ ~" Соединения костей. Соединения костей бывают неподвижные, малоподвижные и подвижные, или суставы.

_ Неподвижное соединение может образоваться путем срастания _kqstЈ&. Тй|В..У ребенка в первые годы его жизни тазовая кость со­стоит изтрех отдельных костей, соединенных друг с другом про­слойками хряща, которые постепенно замещаются костной тканью, и кости срастаются друг с другом. Неподвижность костей мозгового черепа достигается тем, что многочисленные выступы одной кости входят в соответствующие углубления другой. Такое соединение костей получило название шва (рис. 7).

Большинство костей соединено друг с другом подвижно. Неболь­шая подвижность постигается упругими хрящевыми прокладками между костями.* Такиепрокладки находятсямежду отдельными позвонками. При сокращение мышц эти прокладки сжимаются и_ позвонки чуть-чугь пр.иближают.ся^друг .к другу..Поэтому, когда человек лежит с расслабленными мышцами, его тело несколько длиннее, чем при стоянии. При сгибании в сторону мышцы сокра­щаются только с одной стороны позвоночника, поэтому хрящевые прокладки на стороне сгибания сжимаются, а на противоположной стороне растягиваются (рис. 8). Таким образом, ппзнпнки ррп-бенно в^области_поясницы и шеи, могут наклоняться относительно друг друга'. Весь позвоночник в целом дает'значительный" размах движений и может сгибаться вперед, назад и в стороны. При ходь­бе, беге, прыжках прослойки упругого хряща действуют как рессо­ры, смягчая резкие толчки и предохраняя тело от сотрясения. Это

14



Рис 6 Скелет верхней конечности при положе­нии кисти ладонью вперед (А) и назад (Б) и ске­лет нижней конечности (В):

/—ключица, 2—лопатка, 3— плечевая кость. 4 — локтевая кость, 5 — лучевая кость; б—за­пястье; 7 — пясть; 8 — кости пальцев, 9 — тазовая кость, 10 — бедренная кость; И коленная чашечка, 12 — большая берцовая кость, 13 — малая берцовая кость; И кости предплюсны;

15 — кости плюсны, 16 — кости пальцев.

имеет особое значение для сохранности нежной ткани спинного и

головного мозга.

Г.угтп^ич на^твятптгя подвижные соединения костей, образо­ванные при ппмппти пспбиу гумпк (рис. 9). Суставная сумка со­стоит из очень плотной соединительной ткани. В толще сумки и вокруг нее находятся прочные и упругие сухожильные связки. Края сумки вместе со связками прирастают к костям на некотором расстоянии от их соприкасающихся поверхностей и герметически закрывают полость суставам

Соприкасающиеся, или ^уставные, поверхности костей покры­ты слоем хрящевой ткани, что значительно уменьшает трение меж­ду костями и тем сЯМЫм облегчает их движение. Уменьшению тре­ния способствует также жидкость, которая постоянно отделяется

15

на внутренней поверхности сумки и действует как смазка. При рас­тягивании в суставе образуется отрицательное давление. Оно пре­пятствует расхождению костей и придает суставу чрезвычайную прочность. Если проколоть суставную сумку, то внутрь войдет воз­дух и отрицательное давление создаваться не будет. Поэтому су­став с проколотой сумкой значительно менее прочен. При растяги­вании такого сустава кости отходят друг от друга, поэтому может произойти их смещение (вывих).

Движения в различных суставах неодинаковы. Одни суставы допускают движения только в одной плоскости (например, сгиба­ние и разгибание); другие позволяют производить движения в двух взаимно перпендикулярных плоскостях (например, не только сги­бание и разгибание, но и отведение в сторону); третьи обеспе­чивают движения в любом направлении (сгибание и разгибание, отведение в сторону и вращение). Размах и направление движений зависят от формы суставных поверхностей (рис. 10).

5. Свойства и развитие костной ткани

Хрящевая и костная ткани. В процессе развития позво­ночных животных костный скелет появился не сразу. У предков современных позвоночных скелет был хрящевым. У человеческого зародыша также вначале развивается хрящевой скелет. Уже на 5-й неделе внутриутробного развития на месте будущих костей появляются скопления клеток первичной соединительной ткани. Клетки начинают вырабатывать очень плотное, упругое межкле­точное вещество, меняя при этом свой вид. Так образуется хряще­вой скелет зародыша.

Снаружи хрящи покрыты оболочкой — надхрящницей. Внут­ренний слой. надхрящницы состоит из первичной соединительной ткани, которая может превращаться в различные другие виды со­единительной ткани, в частности в хрящевую. За счет размноже­ния клеток первичной соединительной ткани хрящи растут как в толщину, так и в длину.

В дальнейшем хрящевая ткань разрушается, а на ее месте об­разуется костная ткань, т. е. происходит окостенение скелета. Од­нако большинство костей мозгового и лицевого черепа появляется на месте уплотненной первичной соединительной ткани, т. е. без предварительного образования хряща.

По своим свойствам и строению хрящевая и костная ткани раз­личны. В хрящевой ткани (пв. табл. I) клетки или группы клеток от­делены друг от друга полупрозрачным упругим органическим ве­ществом, в котором можно обнаружить тонкие волоконца. Внутри хрящевой ткани нет кровеносных сосудов. Поэтому доставка клет­кам питательных веществ затруднена: они лишь в малом количе­стве проникают через плотное межклеточное вещество.

16



Рис. 8. Схема <рящевых прослоек между позвонками:

/ — утром при сгоянии; 2 — при сгибании туловища в сторону; 3—пр-н ношении тя­жести.





Рис. 10. Схемы основных форм су­ставов:

; — шаровидная форма (движения воз­можны во всех направлениях); .2 — седло-видная форма (движения в двух взаимно перпендикулярных плоскостях); J — ци­линдрическая форма (движения в одной плоскости).

Рис. 9. Плечевой сустав в разрезе при опущенной (Л) и поднятой (б) руке:

/ — плечевая кость; 2 -'-• лопатка; 3 — су­ставная сумка. 4— покрытая хрящом су­ставная поверхность костей.

Костная ткань (рис. 11, /), наоборот, богата кровеносными со­судами, которые вместе с нервами расположены в многочисленных каналах. Клетки костной ткани как бы замурованы в твердом меж­клеточном веществе, состоящем примерно на '/з из органического вещества и на ^з из неорганических солей — в основном фосфорно­кислого кальция и в меньшем количестве углекислого кальция. Органическое вещество кости обусловливает ее упругость, а неор­ганические соли — твердость.

Сочетанием веществ, обладающих различными свойствами, ча­сто пользуются в технике. Так, обволакивая упругую стальную арматуру твердым, но хрупким бетоном, получают железобетон — один из наиболее прочных и долговечных строительных материа­лов. По своим свойствам костная ткань подобна железобетону:

в ней роль стальной арматуры играет органическое вещество, а роль бетона — неорганические соли.

Прочность костей необычайно велика. Правда, от сильного уда­ра ломаются даже толстые кости, но они легко выдерживают осто­рожно положенный на них тяжелый груз. Некоторые кости чело­веческого тела могут выдержать давление более 1000 кг.

Образование костной ткани. Развитию костной ткани предше­ствует появление особых клеток, сохранивших свойства первичной соединительной ткани и легко превращающихся в другие виды опорных тканей. Это особые клетки, они быстро размножаются и начинают интенсивно вырабатывать органическое межклеточное вещество, характерное для костной ткани. Они названы остеобла­стами, т е образователями кости.

Если кость развивается на месте хряща, то очаги окостенения прежде всего появляются на поверхности хрящевой ткани, где скопляются образующиеся в надхрящнице остеобласты.

Одновременно начинается частичное разрушение окружающей хрящевой ткани. В участки разрушения хрящевой ткани прораста­ют кровеносные сосуды, а с ними внутрь хряща проникают осте­областы. Скапливаясь вдоль еще сохранившихся участков хряща, они образуют костную ткань — костные перекладины. Они растут в различных направлениях, перекрещиваясь и частично соединя­ясь друг с другом. В промежутках между перекладинами остаются полости, в которых из первичной соединительной ткани образуется костный мозг, богатый кровеносными сосудами. Костная ткань, построенная в виде многочисленных перекладин, получила назва­ние губчатой, в отличие от плотной костной ткани, которая обра­зуется на поверхности хряща. Если полости между перекладинами зарастают костной тканью, то губчатая ткань превращается в плотную.

Плотная костная ткань, как и губчатая, хорошо снабжена кро­веносными сосудами, через которые костные клетки получают кис­лород, питательные и минеральные вещества Возможность попа­дания этих веществ в костные клетки, замурованные в твердом

18



Рис 12 Последовательные этапы окостенения'

/ — начало окостенения в диафизе, 2 — средняя »iacTb диафиза полностью состоит из кост-вой ткани (по краям—плотной, в середине—губчатой), 3 — начало образования полости в диафизе. 4 — появление очагов окостенения в Эпифизах, 5 и S хрящевая прокладка (а) между диафизом и эпифизами

межклеточном веществе, обеспечивается тончайшими канальцами, густая сеть которых пронизывает ^сю кость. Костные клетки при помощи многочисленных длинных отростков, находящихся в ка-нальцах, соединяются друг с другом, что облегчает поступление необходимых веществ из тех клеток, которые находятся вблизи кровеносных сосудов (рис. 11, 2) Поэтому костные клетки, в отли­чие от хрящевых, могут оставаться жизнеспособными в течение многих лет.

Рост костей. Плоские кости, как„ например, большая часть ко­стей мозгового и лицевого черепа, увеличиваются в размерах пу­тем наложения новой костной тканн как на поверхности (рост в толщину), так и по краям. Иначе р»астут длинные кости конечно­стей, в которых принято различать среднюю часть, или диафиз,

19

и концы кости, или эпифизы. По мере роста такой кости расстоя­ние между эпифизами (т. е. длина диафиза) увеличивается. Это воз­можно потому, что в течение всего периода роста на границе между диафизом и эпифизами сохраняется прослойка хрящевой ткани.

Сначала костная ткань образуется посредине диафиза—как внутри хряща, так и на его поверхности. Постепенно окостенение распространяется на весь диафиз; значительно позднее островки костной ткани появляются и в эпифизах (рис. 12). Хрящевая про­кладка, расположенная между диафизом и эпифизом, подвергает­ся на границе с костной тканью частичному разрушению, но она не исчезает, так как одновременно в центре прокладки происходит образование новых хрящевых клеток.

6. Развитие скелета человека

Скелет новорожденного. Первые островки, или центры, окостенения появляются уже в начале второго месяца внутриут­робного развития, а к моменту рождения они отсутствуют только в костях запястья, в некоторых костях предплюсны и в копчике. Многие кости имеют не один, а два или несколько центров окосте­нения. Так, в позвонке их три, в грудине — шесть, а нередко и боль­ше. Иными словами, будущая кость вначале развивается как несколько отдельных костей, которые впоследствии сливаются во­едино. ^В скелете новорожденного ребенка ептр много уряшрн^тх частей/Хрущевыми остаются/эпифизы j т. е. концы длинных костей конечностей. Во многих кос'1'ях сохраняются хрящевые участки между отдельными центрами окостенения.

У новорожденного плоские кости мозгового черепа еще не на всем протяжении соприкасаются друг с другом. Особенно велик промежуток между\ лобной и теменными ростями — так называе­мый лобный, или большой, родничок, (рис! 13). Он постепенно за­растает в первые годы жизни; как правило, к началу второго года он почти не прощупывается. Промежуток между Ьатылочной и дву-мя теменны ми костя ми (малый родничок) зарастает в течедйе-нер-вых^месяцев^жйзни ребенка, а чаще уже к его появлению на свет.

Даже незначительные ушибы не защищенных костью участком гол&вки грудного ребенка могут привести к опасным повреждени­ям мозговой оболочки и самого мозга. Вот почему надо проявлять особую осторожность при обращении с ребенком первых месяцев жизни, например при купании или пеленании.

Развитие скелета после рождения. После рождения скелет про­должает расти и развиваться. Появляются новые центры окосте­нения. Сроки их появления у здоровых детей довольно постоянны, что дает возможность в нужных случаях устанавливать возраст ребенка по рентгеновским снимкам определенных частей скелета (рис. 14).

20





Рис. 13. Роднички в черепе грудного ребенка:

/ — вид сбоку; 2 — вид сверху.



Рис. 15. Сравнительные размеры че­репа:

/ — новорожденного; 2 — годовалого; 3 — пятилетнего; 4—взрослого.



1 год 2 год 3 год 4 год Рис. 14. Окостенение кисти с возрастом (по рентгеновским снимкам).

В течение первого года жизяи в^длинных костях конечностей за-кянчидя^т^я пкпгтрнрние п,иафизов|Еще в период внутриутробного развития организма длинные кости. приобретают форму трубки вследствие начавшегося разрушения внутренних слоев костной ткани. После рождения кости продолжают расти в толщину путем наслаивания костной ткани снаружи и разрушаться изнутри. По­этому полость внутри кости, постепенно увеличивается. Однако на­ращивание кости с поверхности происходит быстрее, чем ее разру­шение внутри. В результате слой плотного костного вещества ста­новится более толстым, что увеличивает прочность кости. Лишь позднее, .после 4 лет интенсивность образования и разрушения уравнивается и толщина плотной костной ткани остается более или менее постоянной.

21

говорить, сокращается, если уколоть ее булавкой или подейство­вать электрическим током. В естественных условиях раздражите­лем служат импульсы, или волны возбуждения, приходящие к мышце из мозга по нервным волокнам. Возникающее при этом возбуждение мышцы ведет к внезапному изменению ее упругих свойств, в частности к развитию резкого напряжения, а тем самым К сокращению.

Способность мышцы под влиянием раздражения приходить в состояние возбуждения и развивать при этом сильное напряжение, которое проявляется в сокращении,— ее основное свойство.

Мышца состоит из большого количества волокон. Их толщина обычно менее 0,1 мм, а длина от 2 мм до 12 см (чаще всего 4— 8 см). На всем протяжении волокна чередуются светлые и темные участки. Поэтому скелетные мышцы названы поперечнополосаты-ми (цв. табл.I).

Количество волокон в различных мышцах очень различно: в са­мых мелких их может быть несколько сотен, а в наиболее круп­ных — несколько миллионов. Каждое мышечное волокно может укоротиться вдвое и даже сильнее, делая при этом усилие в 100— 200 мг. Понятно, что и сила отдельных мышц неодинакова. Неко­торые мышцы, например трехглавая мышца голени, могут сокра­щаться с силой, в шесть раз превышающей вес тела. •^""Основные группы мышц. Всего в теле человека насчитывают '"более 600 скелетных мышц (цв. табл. III и IV). Чаще всего своими сухожильными концами они прикрепляются к двум соседним, по­движно соединенным друг с другом костям скелета; иногда сухо­жилия тянутся очень далеко, проходя через два или несколько суставов.

К мышцам головы относятся .жевательные и мимические. Со­кращение жевательных мышц вызывает движения нижней челю­сти. Мимические мышцы одним, а иногда и обоими концами прикрепляются к коже. Сокращение их вызывает перемещение отдельных участков кожи, обусловливая то или иное выражение лица. Круговые мышцы глаза и рта, сокращение которых вызывает сжатие век и губ, представляют собой мышечные кольца, заложен­ные под кожей.

К мышцам туловища относятся мышцы грудной клетки, живота и спины. Мышцы грудной клетки, расположенные между ребрами, а также некоторые другие поднимают и опускают грудную клетку;

они называются/дыхательными.- Многочисденные.._мышцы Оспины расположены вдоль позвоночного столба, прикрепляясь главным образом к отросткам позвонков. Одни из них выпрямляют позво­ночник и выгибают его назад, другие сгибают в сторону. Некоторые мышцы спины одним концом прикрепляются к позвоночнику, а другим — К ребраы;„уакие мышцы принимают участие_в_движе_ ниях грудной клеткиуСгибание туловища вперед производится главным образом мышцами живота. По средней линии живота

~23

сверху вниз тянется очень плотный сухожильный тяж. Рядом с ним расположены правая и левая прямые мышцы живота, прикреплен­ные сверху к нижнему краю грудной клетки, а снизу — к месту со­единения тазовых костей. По обеим сторонам прямых мышц рас­положены наружные и внутренние косые мышцы живота. Если правые и левые косые мышцы сокращаются одновременно, они сгибают туловище вперед. При сокращении какой-нибудь одной косой мышцы происходит поворот туловища в сторону. Кроме то­го, брюшные мышцы, сокращаясь, сдавливают брюшную полость и тянут грудную клетку вниз.

Мышцы, расположенные на шее, запрокидывают голову, накло­няют ее и поворачивают; некоторые из них опускают нижнюю челюсть. При неподвижно укрепленной голове грудино-ключично-сосцевидные мышцы и еще некоторые мышцы шеи поднимают rpyi-ную клетку. Целая группа шейных мышц принимает участие в движениях подъязычной кости, которая сверху связана с языком, а снизу — с гортанью. Мышцы, прикрепленные к подъязычной ко­сти, другим своим концом соединены с одной из близлежащих костей (височной, нижней челюстью, грудиной). Сокращение этих мышц, приводя в движение подъязычную кость, изменяет положе­ние языка и гортани при глотании и произнесении различных звуков.

Разнообразные движения рук и ног совершаются при участии большого количества мышц конечностей, плечевого пояса и таза. К мышцам конечностей, помимо сгибателей и разгибателей, отно­сятся мышцы, сокращение которых вызывает вращательные дви­жения (например, повертывание предплечья таким образом, что­бы ладонь смотрела вперед или назад). Сокращение других мышц производит приведение и отведение конечностей. В движениях рук и ног принимают участие многие мышцы, которые одним концом прикреплены к конечности, а другим — к туловищу, как, например, широкая мышца спины, большая грудная мышца и др.

8. Работа мышц

Принцип рычага. Сокращаясь, мышцы выполняют рабо­ту, либо закрепляя положение костей в суставе и делая движение невозможным, либо, наоборот, изменяя их взаимное положение, т. е. производя движение. В первом случае говорят остатиче-__сксш, а во втором — о динамической работе мышц^И та~и другая работа в основном осуществляется по принципу рычага. В рыча­гах, которыми мы пользуемся в жизни, я-очка приложения дейст­вующей силы, как правило, находится на значительно, большем расстоянии от точки опоры, чем точка приложения противодей­ствующей силы. Такие рычаги позволяют даже при небольшом усилии преодолеть значительное сопротивление.

24







Рис. 16. 1. Схемы действия за­тылочных мышц (А), сгибате­лей руки в локте (5) и икро­ножной мышцы (В):

Оточка опоры, Fточка прило­жения силы (место прикрепления мышцы); Р точка приложения противодействия Для сравнения по­казана схема поднятия крышки палкой при подобном же распо­ложении

В рычагах нашего тела точки приложения усилия и противо­действия обычно расположены иначе: ближе к точке опоры нахо­дится место прикрепления мышцы^ т. е. действующей силы. Поэто­му, чтобы преодолеть противодействие, мышцы должны развивать очень большую силу (рис. 16). Когда человек поднимает в согну­той руке гирю в 10 кг, соответствующие мышцы напрягаются с силой более 100 кг. Однако в размахе движения получается боль­шой выигрыш.. Таким образом, затрата огромных усилий компен­сируется возможностью измерять производимые движения не мил­лиметрами, а десятками сантиметров.

Дозирование мышечных усилий. Максимальное напряжение мышцы далеко не всегда необходимо. Чаще всего движения требу­ют небольших усилий. Каждая мышца может строго дозировать

25

усилие путем вовлечения в сокращение разного количества воло­кон. Если бы сократилось только одно волокно, напряжение мыш­цы практически не изменилось бы. При сокращении 10% всех во­локон мышца может развить силу, достаточную, чтобы произвести движение.

Как правило, количество одновременно сокращающихся воло­кон невелико. Обычно различные группы волокон сокращаются поочередно, благодаря чему мышца может работать без устали в течение длительного времени: одни волокна сокращаются, дру­гие отдыхают.

Нервная система, управляя движениями тела, заставляет мыш­цы работать в той мере, как это необходимо в каждый данный мо­мент. Мышцы работают экономно и очень производительно. Об этом свидетельствует их высокий коэффициент полезного действия (как известно, в паровых машинах в работу превращается при­мерно 15% затраченной энергии, остальное ее количество превра­щается в тепло). У человека коэффициент полезного действия мышц, подобно двигателям внутреннего сгорания, может дости­гать 25% и даже 35%.

Статическая и динамическая работа мышц. Человек может дли­тельное время стоять или сидеть, сохраняя одну и ту же позу_^а-тическсс нппрл;ггттир которое обеспечивает ее поддержание, при­нято называть мы.щр.чны.м гпнуг.пм При такой работе напряжение мышц обычно невелико, но оно должно поддерживаться в течение длительного времени. Это возможно потому, что одновременно со­кращается относительно небольшая_ часть мыш'ёчн^П!~'"во.1ик'Он, а остальные отдыхают.

"Однако в некоторых случаях статическая работа мышц может быть очень напряженной, н&нрГимер при удержании штанги, при некоторых упражнениях на кольцах или параллельных брусьях Такая работа требует одновременного сокращения всех или почти всех волокон мышц^ и "может продолжаться лишь очень короткое время, например одну или несколько секунд,^

При динамической работе поочередно сокращаются различные группы мышц, причем некоторые мышцы работают то динамиче-" ски, производя движение в суставе, то статически, обеспечивая на некоторое время неподвижность костей того же сустава. Степень напряжения мышц может быть очень различной.

Оптимальные условия работы мышц. Работоспособность мыш­цы в сильной степени зависит от условий ее деятельности. Опыт показывает, что работа мышц достигает максимума при некоторой средней (оптимальной) нагрузке, снижаясь при слишком большой нагрузке. Работа мышцы снижается и в том случае, когда сокра­щения становятся слишком частыми. Пользуясь специальным при­бором (эргографом), можно зарегистрировать мышечную работу при сгибании пальца руки. При каждом сгибании пальца мышцы производят раооту по поднятию перекинутого через

^

блок груза. На шнуре неподвижно укреплен специальный писчик, заостренный конец которого ходит по закопченной поверхности движущегося барабана — кимографа. При частых движениях паль­ца (2 раза в секунду)- быстро наступает утомление мышц: высота сокращения постепенно падает, а через короткое время груз совсем перестает подниматься. При более редких движениях мышцы успе­вают после каждого сокращения отдохнуть, и'в результате даже через 10 минут незаметно каких-либо признаков утомления.

Выполняя ту или иную мышечную работу, мы можем по жела­нию менять силу и быстроту движений. При этом будет меняться и количество выполненной работы. Чрезмерная нагрузка или чрез­мерное учащение темпа ведут к быстрому утомлению работающих мышц и резкому уменьшению количества выполненной работы.

Для каждой физической работы можно подобрать темп и на­грузку так, чтобы получить наибольшую производительность при наименьшем утомлении. Для многих физически здоровых и креп-еких людей ходьба со скоростью 5—5,5 км.1час наиболее благопри­ятна, так как дает наибольшую работу при наименьшем утомле-Мии. При ходьбе с грузом или при подъеме в гору оптимальный, т. е. наилучший, темп ходьбы оказывается более медленным,

9. Развитие мышц у ребенка

.J Рост мышц после рождения. Еще в первой половине внутриутробного периода развития мышцы приобретают прису­щую им форму и гтруктур^ В дальнейшем их длина и толщина быстро увеличиваются. Они растут в длину соответственно с рос1 том костей скелета путем удлинения мышечных волокон и особен-но~сухджилии, при помощи которых"мышцы прикрепляются к кос-тям"Ро^т~в толщину в небольшой степени происходит за счет образоваш1я_1швых_воло1^он из находящихся в мышцах остатков 'первичной мышечной ткани. Однако в основном (примерно на 90%) рост в толщину происходит путем увеличения диаметра во­локон^ У новорожденных он не превышает 10—15 тысячных долей "миллиметра, а к 3—4 годам увеличивается в 2—2,5 раза. В после­дующие годы диаметр мышечных волокон в значительной степени зависит от индивидуальных~осооецн6стёй организма, и главным образом от двигательной активности.

У новорожденного на долю мышц приходится 20—22% веса .всего тела, т. е. примерно вдвое меньше, чем у взрослого челЬвека, муску^гатура которого чаще всего составляет 35—45% веса тела. Следовательно, за весь период от рождения до взрослого состояния увеличение веса мускулатуры должно быть вдвое более" интен­сивным, чем увеличение общего веса тела. Однако первое время, пока ребенок не начал ходить, мышцы растут даже медленнее, чем

27

^^им^пргяничм р. прдпм^ Так, за первые 4 месяца жизни общий вес тела увеличивается вдвое, а вес мышц возрастает только на 60% и составляет 16% веса тела. С конца первого года жизни', под-влиянием тренировки, рост мышц постепенно становится более ин­тенсивным^ и к 6 годам на долю мышц снова приходится около 22% общего веса тела, а к 8 годам—27°/о. Особенно интенсивно "растут мышцы в период от 14—15 до 17—18 лет. Так, на долю мышц приходится в 14 лет в среднем ,30^_,веса тела, а в 18— 20 лет—40%.

" развитие движений. К появлению на свет двигательный аппа­рат у ребенка достаточно развит, чтобы выполнять целый ряд про­стейших движений.

Способность мышц сокращаться появляется еще раньше — уже к концу второго месяца внутриутробной жизни. Постепенно разви­вается мышечный тонус, причем в период внутриутробного разви­тия и в грудном возрасте тонус мышц сгибателей преобладает над тонусом мышц разгибателей, что имеет значение для сохранения естественного положения тела в матке (рис. 17).

К концу третьего месяца человеческий плод в ответ на прикос­новение к кисти может сжать пальцы в кулак. Еще через месяц начинают изредка появляться еле заметные и очень медленные со­кращения мышц туловища и конечностей, главным образом разги­бателей. Это так называемые шевеления. Постепенно они становят­ся более частыми и настолько выраженными, что беременная женщина ясно их ощущает. Задолго до рождения появляются дыха­тельные движения, выражающиеся в небольшом попеременном увеличении и уменьшении объема грудной клетки, а также глота­тельные и сосательные движения. Элементарная координация дви­жений, необходимая для сгибания и разгибания конечностей, для сосательных, глотательных и дыхательных движений, для движе­ний головы, несомненно, появляется еще до рождения. Однако протекают движения крайне медленно.

Уже в первые дни жизни ребенок проявляет большую двига­тельную активность. В основном, это беспорядочные движения конечностей. При положении на животе ребенок поворачивает в сторону головку, затем туловище и, как бы перекатываясь, ложит­ся на спину. Если держать его в вертикальном положении, голов­ка наклоняется вперед, так как ее центр тяжести находится впере­ди точки опоры, т. е. места сочленения черепа с позвоночником, а тонус задних шейных мышц недостаточен, чтобы поддерживать правильное положение головы.

На втором месяце жизни ребенок поворачивает голову в сто­рону света и несколько позднее в сторону звука. В положении на животе он приподнимает голову, а к концу второго месяца, опи­раясь на руки, поднимает не только голову, но и грудь.

Трехмесячный ребенок начинает переворачиваться со спины на живот. Движения его рук постепенно становятся все более разно-

28







Рис. 19. Появление изгибов позвоночника в связи с сидени­ем и стоянием.

образными. В возрасте 4—5 месяцев они начинают хорошо конт­ролироваться зрением: увидев новый предмет, ребенок протягивает к нему руки, хватает и, как правило, тащит в рот.

К 7 месяцам ребенок хорошо сохраняет сидячее положение, а еще через месяц самостоятельно садится и, держась за различ­ные предметы, поднимается на ноги. Постепенно он начинает пол­зать на четвереньках, а к концу года или в первые месяцы второго года жизни, сначала то и дело падая, а затем все более уверенно ходит по комнате без посторонней помощи.

Освоение вертикального положения туловища или всего тела приводит к ряду существенных изменений в двигательном аппара­те: во-первых, резко повышается тонус и сократительная способ­ность мышц-разгибателей; во-вторых, появляются изгибы почво-_ИПчникП| i^vT-^r't-'Q гп^гп^гтруют сохранению равновесия, оказывают

пружинящее вл и я нир пра_ хпльбе, беге.—прыжках и облегчают работу мышц при длительном сохранении вертикального положе­ния тела. позвоночник новорожденного по всей длине имеет слабо выраженную выпуклость, обращенную кзади; в его нижней части выпуклость выражена сильнее — это •крести.пвп-к.опчикпвы.й изгиб. Шейный изгиб начинает образовываться к концу второго месяца, когда тонус задних шейных мышц увеличивается и ребенок начи­нает сначала поднимать головку в положении лежа на Животе, а затем держать ее при вертикальном положении туловища. Обра­щенная вперед выпуклость шейной части позвоночника становится хорошо выраженной значительно позднее, когда ребенок самостоя­тельно и подолгу сохраняет позу сидения. Одновременно бпгтрр пт-_четливо выявляется обращенная назад выпуклость средней части дозвоночника грубной изгиб. Застое положение сидя и~оСо'оен-но стоя способствует образованию поясничного изгиба, обращен-

30

ного выпуклостью вперед. Обычно этот изгиб становится заметным лишь на 2-м году жизни (рис. 19).

У детей дошкольного возраста изгибы еще только формируют­ся и в сильной степени зависят от положения тела. После длитель­ного лежания, например после ночного сна, шейный изгиб и осо­бенно поясничный могут совершенно исчезать, вновь появляясь и усиливаясь к концу дня под влиянием сидения и ходьбы. Даже в младшем школьном возрасте изгибы в течение ночи значительно уплощаются. Изменчивость изгибов постепенно исчезает.

Для детей дошкольного возраста характерна чрезвычайная гибкость туловища, что объясняется большой толщиной и подат­ливостью межпозвоночных хрящей и поздним окостенением эпифизов позвонков. Изгибы позвоночника образуются, а впослед­ствии закрепляются под влиянием давления со стороны верхних частей тела. Направление давления зависит от осанки, т. е. позы при сидении, стоянии и ходьбе.

10. Развитие основных свойств двигательного аппарата

Координация движений. Поддержание вертикального положения тела требует хорошо согласованной деятельности поч­ти трехсот больших и малых мышц. Каждая мышца должна сокра­щаться со строго определенной силой, чтобы совместно с другими мышцами закреплять в определенном положении подвижно соеди­ненные друг с другом кости скелета. Особенно сложна работа мышц при ходьбе и беге.

Во время ходьбы около 50 мышц участвуют в переносе ноги впе­ред, непрерывно изменяя напряжение. Пока одна нога делает шаг вперед, мышцы другой вместе с мышцами туловища обеспечивают поддержание равновесия, что усложняется непрерывным переме­щением центра тяжести.

У ребенка координация работы мышц при стоянии и ходьбе устанавливается не сразу: Вначале ребенок ходит широко расстав­ляя ноги и балансируя разведенными в стороны руками. Лишь по­степенно, к 3—4 годам, координация движений становится на­столько точной, что ребенок легко ходи г и бегает, сохраняя равно­весие без помощи руки и не расставляя ступней. " ,

В возрасте 4—5 лет ребенок может прыгать, скакать на одной ноге, скользить по ледяным дорожкам, кататься на коньках, про­делывать различные гимнастические и акробатические упраж­нения. Разумеется, новые двигательные акты даются не сразу. Они требуют навыка, тренировки, причем одни дети осваивают их быстро, а другие с большим трудом. Но именно в этом воз­расте становятся доступны самые разнообразные и сложные движения.

31

Движения мелких мышц кисти начинают осваиваться уже к концу 1-го и началу 2-го года жизни. Так, ребенок может схваты­вать и удерживать мелкие предметы не только всей кистью, но большим и указательным пальцами. К 3—5 годам ему доступны самые разнообразные, хорошо координированные и точные движе­ния пальцев: ребенок может научиться рисовать, играть на рояле, резать ножницами. ,

Можно считать, что свойственная взрослому человеку коорди­нация движений различных мышечных групп устанавливается к 6-летнему возрасту. Что же касается действительного овладения многими двигательными навыками, то оно зависит от индивиду­альных особенностей организма, а в еще большей степени от соот* ветствующей тренировки.

Скорость протекания волн возбуждения. Сказанное выше не означает, что к 6 годам заканчивается развитие двигательного ап­парата ребенка. Свойства мышечных волокон продолжают изме­няться и после 6 лет. Состояние возбуждения, а следовательно, и сокращения мышцы возникает под влиянием волн возбуждения, или импульсов, которые с определенной частотой бегут по нерв­ным волокнам. Каждый импульс вызывает в. мышце очередную волну возбуждения. Новая волна возбуждения может возникнуть только по окончании предыдущей. Установлено, что возбудимость мышечных волокон, определяемая той минимальной силой раздра­жения, которая еще может вызвать в них волну возбуждения, до­стигает уровня, соответствующего взрослым, уже в первые годы жизни. Но скорость протекания в мышце отдельных волн возбуж­дения и их частота продолжают увеличиваться до 10 лет. Увели­чение скорости протекания волн возбуждения способствует боль­шей мобилизации мышечной силы.

Темп движений. С возрастом увеличивается скорость, с которой мышца может переходить от сокращения к расслаблению и снова к сокращению, т. е. скорость чередования движений. Темп дви­жений различных мышечных групп (например, последователь­ного сгибания и разгибания кисти, пальцев, ноги в колене) осо­бенно интенсивно растет в старшем дошкольном и младшем школьном возрасте. Способность мышц быстро чередовать сокра­щение и расслабление делает движения более легкими и кра­сивыми.

Сила мышцы. Сила мышцы зависит от того напряжения, которое могут развить все ее волокна, сокращаясь одновременно. Мышц i тем сильнее, чем длиннее и толще ее волокна. С ростом костел увеличивается расстояние между их участками, к которым при­крепляется мышца; соответственно удлиняется и она. За весь пе­риод от рождения до взрослого состояния волокна большинства мышц удлиняются всего лишь в 2—3 раза, тогда как сила мышц увеличивается в десятки раз. Это объясняется тем, что в основном сила мышцы определяется площадью поперечного сечения всех ее

32

волокон, которая за тот же период в некоторых мышцах может возрасти в 10—12 раз, а в камбаловидной мышце, которая вместе с икроножной образует трехглавую мышцу голени, еще значи­тельней.

Рост мышцы в толщину, т. е., иными словами, увеличение диа­метра мышечных волокон (а отчасти и образование новых воло­кон), тесно связан с ее активностью: чем чаще и напряженней работает мышца, тем толще она становится, а следовательно, силь­нее. В течение первого года жизни мышцы, разгибающие ногу в тазобедренном суставе, весят примерно вдвое больше, чем мышцы, сгибающие ее. Как только ребенок начинает ходить, а следователь­но, длительное время сохранять вертикальное положение тела, на долю разгибателей падает очень большая нагрузка. В результате, у полуторагодовалого ребенка сила мышц разгибателей значи­тельно увеличивается: их вес становится в 3 раза больше веса сги­бателей,

У детей дошкольного возраста, несмотря на их большую по­движность, работа мышц если и бывает напряженной, то лишь на короткое время. Иными словами, мышцы тренируются в очень умеренной степени. Этим можно объяснить относительно медлен­ный рост и малую силу мышц у детей дошкольного возраста. Да­же у 6-летних на долю мышц приходится всего лишь около 22% общего веса тела.

Интенсивный рост мышц и значительное увеличение их силы наблюдаются после 6 лет. К 8 годам жизни мышцы составляют уже около 27% веса тела. Это тоже объясняется повышенной ак­тивностью мышц, их естественной тренировкой.

Значение двигательной активности не ограничивается тем, что увеличивается мышечная сила.

Частое и интенсивное напряжение мышцы активизирует рост костей в толщину и перестройку их внутренней структуры. В част­ности, в участках, где прикрепляются мышцы, кость особенно силь­но разрастается (образуется бугристость на поверхности кости), а расположение костных перекладин меняется таким образом, что кость становится прочнее, лучше сопротивляясь силам растяжения и давления.

Выносливость мышц. Очень медленно развивается с возрастом другое свойство мышц — их выносливость. Выносливость — это устойчивость организма, его способность сопротивляться как утомлению при длительной работе, так и различным неблагопри­ятным условиям. Можно говорить о выносливости к ходьбе, бегу, статическому усилию, физическому или умственному труду, а так­же о выносливости по отношению к холоду, низкому атмосферному давлению, микробам заразных болезней и другим воздействиям. Выносливость двигательного аппарата определяется работоспо­собностью мышц, т. е. их способностью длительное время выпол­нять динамическую и статическую работу.

33

Если скорость выполнения двигательных актов становится та­кой же, какая характерна для взрослых, примерно к 15—16'годам, а их координация — даже к 6—8 годам, то выносливость двигатель­ного аппарата увеличивается очень медленно и постепенно в тече- • ние многих-лет. Она продолжает повышаться до 30—40 лет, а ино­гда и до 50—60. Основное условие повышения с возрастом вынос­ливости — соответствующая двигательная тренировка.

Дети дошкольного возраста, как правило, очень подвижны. Приблизительный подсчет показывает, что за день, особенно в лет­нее время, ребенок, двигаясь, покрывает до 15—20 км. Иными словами, происходит значительная естественная тренировка двига­тельного аппарата. Однако в младшем школьном возрасте резуль­таты этой тренировки еще так мало сказываются, что говорить о заметной выносливости не приходится. Дети не могут долю вы­полнять одни и те же одинаковые движения. Даже дыхательные мышцы, естественная тренировка которых начинается с момента рождения, не могут сокращаться длительное время с одной и той же частотой и силой не только при ходьбе, но и при лежании. Ре­бенок 3—4 лет обычно не в состоянии долго идти спокойным, равномерным шагом. Его движения непрерывно меняются. Статиче­ское напряжение его мышц может быть неизменным только в те­чение короткого времени.

Вот почему ребенок младшего дошкольного возраста не может неподвижно стоять или сидеть — он почти непрерывно меняет позу, производит те или иные движения.

В старшем дошкольном возрасте двигательная активность мно-_ го больше и разнообразнее. Мышцы становятся значительно силь­нее, а движения — хорошо координированными. Выносливость не­сколько повышается, но все же ребенок очень быстро переходит от одной деятельности к другой. При ходьбе его движения приобре­тают правильную ритмичность, но лишь на некоторое время, напри­мер на 5, 10 или 15 минут. Увеличивается способность сохранять неподвижную позу, особенно при сидении, но опять-таки ненадолго. Особенно низкой остается выносливость по отношению к макси­мальному силовому напряжению.

Вред чрезмерных напряжений. Под влиянием эмоционального возбуждения, например при увлечении игрой, при грозящей опас­ности, во время соревнований, дошкольник может проявить несвой­ственную ему в обычных условиях очень большую силу и вы­носливость двигательного аппарата. Однако такое чрезмерное напряжение вредно отзывается на состоянии организма (особенно сердечно-сосудистой системы) и может стать причиной тяжелых патологических нарушений. Вот почему всякую физическую нагруз­ку (подвижные и спортивные игры, занятия гимнастикой, прогул­ки и проч.) необходимо строго дозировать.

34

11. Развитие правильной осанки

Нормальная осанка. Осанка, т. е. привычная поза при сидении,'стоянии, ходьбе, начинает формироваться с раннего дет­ства. Нормальной, или правильной, считается такая осанка, кото-пдя"5я'и более благоприятна для функционирования как двигатель­ного .аппарата. так и всего организма. Онахарактеризуется

умрррнн^шд естественными изгибами позвоночника, ч симметрично р асположенными (безвыпячиваниянижнегокрая) лопатками, "развернутыми плечами, прямыми ногами и нормальным17Твода1Яи "СТОП. ,'Тюди~с~хор'бшей осанкой игличаютснстройностью;гоЗТЬву они держат прямо; их мышцы упруги, живот подтянут, движения собранные, четкие.

Неправильная осанка. Признаки неправильной осанки: суту­лость, усиление естественного изгиба позвоночника в грудной об­ласти (кифотическая осанка) или поясничной (лордотическая осанка), а также так называемый сколиоз, т. е боковое искривле­ние позвоночника (рис. 20). Сутулость возникает при слабом раз­витии мышечной системы, в первую очередь мышц спины. При этом голова и шея наклонены вперед, грудная клетка уплощена, плечи сведены кпереди, живот несколько выпячен. При кифотиче-ской осанке все вышеперечисленные симптомы особенно заметны, так как, кроме слабого развития мышц, наблюдаются изменения в связочном аппарате позвоночника: связки растянуты, менее эластичны, отчего естественный изгиб позвоночника в грудной об­ласти заметно увеличивается. При дордотической осанке сильно выражена изогнутость позвоночника в поясничном отделе вперед, шейный изгиб уменьшен, живот чрезмерно выдается. Сколиозы со­провождаются асимметричным положением плеч, лопаток и таза.

Неправильная осанка неблагоприятно сказывается на функци­ях внутренних органов: затрудняется работа сердца, легких, желу-дочно-кишечного тракта; уменьшается жизненная емкость легких;

снижается обмен веществ; появляются головные боли, повышенная утомляемость; снижается аппетит, ребенок становится вялым, апа­тичным, избегает подвижных игр.

Профилактика нарушений осанки. Появившиеся в детском воз­расте отклонения в осанке могут в дальнейшем привести к образо­ванию стойких деформаций костной системы. Нарушению осанки способствует длительное вынужденное сидение на одном месте, особенно если стул и стол не соответствуют росту и пропорциям тела ребенка. Поэтому следует регулярно проводить с детьми фи­зические упражнения, подвижные игры, прогулки на свежем воз­духе, укрепляющие их здоровье и опорно-двигательный аппарат. Нельзя допускать, чтобы дети лежали или спали в очень мягкой или прогибающейся под тяжестью их тела кровати, и притом все­гда на одном и том же боку. Нельзя до»3 месяцев жизни держать ребенка в вертикальном положении, до 6 месяцев сажать, до 9 —

2*

35

10 месяцев надолго ставить на ножки. При обучении ходьбе не сле­дует водить ребенка за ручку, так как при этом положение его ^e-ла становится несколько асимметричным; полезно пользоваться специальными приспособлениями (рис. 21). Не следует разрешать детям подолгу стоять с опорой на одну ногу, например при ката­нии на самокатах. Надо следить за тем, чтобы маленькие дети не стояли и не сидели на корточках продолжительное время на одном месте, не ходили на большие расстояния (дозировка прогулок и эк­скурсий), не переносили тяжестей. Это особенно касается слабых, болезненных детей, а также детей с признаками рахита. Чтобы малыши, играя в песок, не просиживали подолгу на корточках, пе­сочные ящики делают со скамейками и столиками.

Во время занятий и приема пищи надо следить за правильной посадкой детей. Требовать от ребенка правильной посадки можно тогда, когда мебель соответствует его росту и пропорциям тела. Чтобы ребенок сидел удобно и прочно, глубина сиденья стула дол­жна равняться 2 бедра, а ширина должна превышать ширину таза на 10 см. Высота сиденья стула над полом должна быть рав­ной длине голени вместе со стопой (измерять следует до подколен­ной впадины, прибавляя 2 см на высоту каблука). При слишком высоком сиденье ноги не достают пола и положение тела стано­вится менее устойчивым. При низком сиденье ребенок либо отво­дит ноги в сторону, что нарушает правильность посадки и искажает позу, либо подбирает их под сиденье, что может вызвать чувство онемения в ногах, поскольку крупные вены, проходящие в подко­ленной впадине, сильно сдавливаются.

Высота стола над сиденьем, или дифференция, должна позво­лять ребенку свободно, без поднимания или опускания плеч, класть предплечья на крышку стола. При слишком большой дифференции ребенок, работая за столом, поднимает плечи, особенно правое, при слишком малой—он сгибается, сутулится (рис. 22).

Чтобы ребенок мог опираться спиной о спинку стула, дистанция спинки (расстояние между спинкой и краем стола, обращенным к сидящему) должна на 3—5 см превышать передне-задний диаметр грудной клетки. При этом расстояние между отвесными линия­ми, опущенными от переднего края стула и от заднего края стола, или дистанция сиденья, становится «отрицательной», а имен­но край стула на 2—4 см заходит под край стола (рис. 23). При нулевой дистанции сиденья, когда край стула и край стола нахо­дятся на одной отвесной линии, а также при положительной дис­танции сиденья, когда стул несколько отодвинут от края стола, опираться на спинку стула при выполнении какой-либо работы за столом невозможно.

Плоскостопие. На формирование осанки сильно влияет форма стопы. При нормальной ее форме нога опирается на наружный продольный свод, а внутренний свод служит рессорой, обеспечи­вающей эластичность походки. Если мышцы, поддерживающие свод

36



Рис. 20. Типы осанки:

;—нормальная; 2— сутулая; 3 — кифотическая; S лордотическая; 5 — сколиоз.

стопы, ослабевают, вся нагрузка ложится на связки, которые, рас­тягиваясь, уПЛОЩаЮТ СТОПу (рИС. 94)., При ПЛОСКОГТппни нярутпярт-

_ся опорная функция нижних конечностей,^ ухудшается их крово­снабжение. Ьтчего появляются_боли, а иногда и судороги в ногах. "Стопа становится потливой, холодной, синюшной. Уплощение сто-пы влияет на положение таза и позвоночника, что ведет к наруше­нию ^у-анки. Дети, страдающие плоскостопием, при ходьбе широко размахивают руками, сильно топают, подгибают ноги в коленях и тазобедренном суставе; походка их напряженная, неуклюжая.

Развитию плоскостопия_способствует заболевание рахитом, об­щая слабость и пониженное физическое развитие, а также излиш-няя тучность, при которой на стопу постоянно действует чрезмерная весовая нагрузка. У детей, преждевременно (до 10—12 месяцев) начинающих много стоять и передвигаться на ножках, разви­вается плоскостопие. Вредно сказывается на формировании стопы длительное хождение детей по твердому грунту (асфальту) в мяг­кой обуви без каблучка.

При плоской и даже уплощенной стопе обувь снашивается обыч­но быстрее, особенно внутренняя сторона подошвы и каблука. К концу дня дети часто жалуются, что обувь им тесна, хотя с утра она была им впору. Происходит это оттого, что после длительной нагрузки деформированная стопа еще более уплощается, а следо­вательно, удлиняется.

^Для предупреждения плоскостопия рекомендуются умеренные упражнения для мышц, ног и стоп, ежедневные прохладные нож­ные ванны, хождение босиком. Особенно рекомендуется хождение босиком летом по рыхлой, неровной поверхности, так как при этом ребенок непроизвольно переносит тяжесть тела на наруж­ный край стопы и поджимает пальцы, что способствует укреплению

37

свода стопы. Для детей с нарушенной осанкой и плоскостопием в занятия по физической культуре и утреннюю гимнастику вводят специальные корригирующие упражнения.

Проведение занятий по развитию движений. С первых месяцев жизни для развития двигательной активности игрушки подвеши­вают над кроваткой и раскладывают на полу манежа. Стремясь дотянуться до них, дети быстрее овладевают новыми движениями. Очень важно, чтобы одежда не стесняла движений ребенка. Дети, которые постоянно лежат в кроватях, особенно плотно завернутые, становятся вялыми, апатичными, мышцы их делаются дряблыми, развитие движений запаздывает.

Занятия по развитию движений проводятся с детьми до года индивидуально, ежедневно по 5—8 минут, а с детьми от 1 до 3 лет — не только индивидуально, но и группами по 4—5 человек:

продолжительность занятий постепенно увеличивается до 18— 20 минут. Для детей 3 лет и старше проводятся специальные гим­настические упражнения, подвижные игры, утренняя гимнастика.

Нагрузка в подвижных играх и физических упражнениях дол­жна строго дозироваться. Не рекомендуются упражнения с дли­тельным напряжением мышц, что связано с задержкой или напря­жением дыхания. Общая продолжительность занятий для детей 3—5 лет — 20 минут, для детей 6—7 лет — 25 минут.

Для большего эмоционального подъема, выработки чувства рит­ма и темпа физические упражнения проводят под музыку. Гимна­стические стенки, заборчики для лазания, горки, стойки для прыжков, а также мячи, обручи, флажки и прочее оборудование позволяет быстрее усвоить нужные движения, делает занятия по гимнастике более увлекательными и менее утомительными.

В теплое время года занятия по развитию движений проводят на участке. Одежда во время занятий должна быть легкой, не стесняющей движений. Во время прогулок в зимнее время дети катаются на санках, лыжах, коньках; в летнее время — на велоси­педах. На участке дети выполняют определенные виды труда: са­жают цветы и овощи, рыхлят землю, поливают и пропалывают грядки, перевозят и переносят песок, землю, снег и проч. Все это хорошо способствует развитию мышц и двигательных навыков, но ' при условии, если инвентарь, которым дети пользуются (лопаты, грабли, тачки и проч.), соответствует росту, пропорциям тела и силам ребенка. Так, например, в велосипеде расстояние от сиденья до опущенной педали должно быть равно длине голени со стопой. В среднем для детей 3—5 лет оно равно 25, для детей 6—7 лет— 30 см. При этом наиболее удобно расстояние по вертикали от руля до сиденья для детей 3—5 лет — 18, а 6—8 лет — 20 см.

Детские коньки для лучшей их устойчивости должны быть не­большой высоты и иметь широкие лезвия. Ботинки для катания на коньках должны быть низкими, на тонкой подошве, без каблука, с твердым задником и шнуровкой от самого носка. Такие ботинки

38



Рис. 22. Положение тела ребенка при сидени» в зависимости от дифференции;

/ — дифференция достаточная; 2 — дифференция малая; 3—дифференция большая.



1 2 Рис. 23. Дисганция сидения:

/—отрицательная; 2—нулевая; 3 — положителшая.



Рис. 21. Как не надо (/) и как надо (2) водить ребенка, начинающего хо­дить.

Рис. 24. Отпечатки нормальной (/, 2, 3) и плоской (4) стопы

обеспечивают хорошую устойчивость стопы и предупреждают ее вывихи. Шнуруются ботинки у пальцев свободно, а на подъеме туго.

Систематические физические упражнения содействуют разви­тию двигательного аппарата детей, повышают возбудимость мышц, темп, силу и координацию движений, мышечный тонус, общую выносливость, способствуют формированию правильной осанки. Большая активность мышц влечет за собой усиление сердечной дея­тельности, иными словами, тренировку сердца — органа, от работы которого зависит обеспечение всего организма питательными веще­ствами и обмен газов.

Вот почему в настоящее время придается такое большое значе­ние правильной организации физического воспитания детей всех возрастов.

/ Вопросы. 1. Как растут кости в длину и ширину? 2. Каковы особенности ске­лета новорожденных? 3. Как изменяется с возрастом скелет ребенка? 4. Как раз­виваются с возрастом движения ребенка? 5. Какие мероприятия способствуют лучшему развитию двигательных навыков у детей? 6. Как отражается деятельность мышц на росте и развитии скелета ребенка? 7. Что такое координация движений и как она развивается у детей? 8. Как изменяется с возрастом сила и выносли­вость мышц, а также скорость выполнения двигательных актов? 9. Каковы при­знаки правильной осанки? 10. Какие виды неправильной осанки встречаются у детей и каково влияние неправильной осанки на организм ребенка? 11. Какие меры предупреждают образование неправильной осанки? 12. Какой должна быть правильная посадка за столом? 13. Что такое плоскостопие и как его предупре­дить? 14. Какие гигиенические требования предъявляются к организации и про­ведению занятий по развитию движений у детей? 15. Каким должно быть спор­тивное оборудование, предназначающееся для детей?

Задания. 1. Учащиеся должны ознакомиться: с методикой измерения роста, веса, окружности грудной клетки, определения состояния осанки и стопы у детей; с ме­тодикой оценки физического развития детей. 2. Провести наблюдения за занятиями по развитию движения у детей и дать гигиеническую оценку помещению, в кото­ром они проводятся, одежде и обуви детей, физкультурному оборудованию. По­знакомиться с движениями, способствующими исправлению осанки и плоскостопия.

3 НЕРВНАЯ СИСТЕМА

12. Общий обзор строения и функций нервной системы

Центральный и периферический отделы. В нервной сис­теме различают центральный и периферический отделы (цв. табл. V). К центральному отделу относятся спинной мозг, располо­женный в позвоночном канале, и головной мозг, находящийся вну­три мозгового черепа. Снаружи головной и спинной мозг покрыты оболочками.

На разрезе мозга (как головного, так и спинного) можно за­метить, что в одних местах нервная ткань имеет более темный отте­нок— серое вещество, а в других более светлый — белое вещество. Серое вещество мозга состоит из огромного количества нервных клеток; его белое вещество представляет собой скопление нервных волокон, по которым проходит возбуждение.

  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   17


ВВЕДЕНИЕ Кабанов А. Н. и Чабовская А. П
Учебный материал
© nashaucheba.ru
При копировании укажите ссылку.
обратиться к администрации