Клопфер Ф. Введение в этику - файл n1.doc

приобрести
Клопфер Ф. Введение в этику
скачать (4504 kb.)
Доступные файлы (1):
n1.doc4504kb.24.08.2012 06:34скачать

n1.doc

  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   22
Оглавление

Предисловие..3
1 Введение в этику (М. Клопфер)..5


    1. Основные понятия..5

    2. Золотое правило этики..8

    3. Начала этики у Платона и Аристотеля..12

    4. Уровни аргументации..24

    5. Предмет этики: поступок человека…27

  1. Этика долга Канта (Р. Геншель)..33

    1. Введение в проблему..33

    2. О жизни Канта…35

    3. Новый подход Канта к этике…36

2.4. Категорический императив…39

3. Политическая этика общественного договора у Гоббса, Руссо, Канта и Равлса (А. Эссер, Р. Геншель, М. Клорфер, К. Шпелер)…44

3.1 Соотношение права, свободы и справедливости.

3.2 Понимание договора у Гоббса, Руссо и Канта в философии Нового времени...45

3.3 Возрождение идеи договора Джоном Ролсом: Справедливость как Fairness (общество справедливости)

4. Медицинская этика: этические проблемы начала жизни человека (Армин Г. Вильдфойер). 67

4.1. Новейшие условия ограничения врачебных действий.67

3.3. Возрождение идеи договора Джоном Ролсом:

Справедливость как Fairness (общество справедливости)63

4.2. Охрана человеческой жизни при её зарождении.70

4.3. Этические проблемы генетики человека73

4.4 Этические проблемы репродуктивной медицины:102
Предисловие

Данное учебное пособие было подготовлено для семинаров по этике при поддержке фонда Ганса Зайделя. Задача пособия состоит в том, чтобы очертить круг тем, которые в настоящее время составляют предмет дискуссий по этике. При всем многообразии публикаций в газетах и журналах, касающихся различных вопросов этики в научных, общественных и политических сферах, а также в сфере личной жизни, у многих людей растет потребность в получении дополнительных этических знаний.


Достаточно скоро становится очевидным, что этические проблемы указанных сфер имеют очень глубокие корни. Исходя из этого, семинары по этике, проводимые при поддержке фонда Ганса Зайделя, ставят различные вопросы и обеспечивают основательное введение в основы этики.

Основной задачей публикации является изложение знаний и формирование способностей к аргументированному рассмотрению вопросов этики. Именно компетентное участие в дискуссиях по этике требует овладения способами аргументации, которые разработаны в длительной традиции философской этики. Каждый, кто занимается, например, медицинской или экономической этикой, проблемами счастья, ответственности в государстве и обществе, увидит взаимосвязь этих вопросов с классическими основами этики.

Данное учебное пособие, опираясь на отобранный круг тем, дает всем заинтересованным лицам возможность быстро получить стартовые знания, а также подготовиться к более глубокому изучению предмета.


Мюнхен, август 1999 Альфред Байер.

1 Введение в этику (М. Клопфер)


    1. Основные понятия


Слово этика происходит из греческого языка и в смысловом отношении восходит к слову «этос».

Последнее имеет два значения :


- с одной стороны - привычка, нравы и обычаи (ethos)

- с другой - место обитания людей, у животных - их хлев; отсюда также характер и образ мыслей, который духовно объединён нравами и обычаями (кthos).

В греческом оба значения слова Ethos различаются тем, что в греческом языке имеются две буквы «e», а именно ? (Epsilon-E) (более светлая) и (более тёмная) ? (Eta - К). Ethos выражает то, что совершаемое действие считается правильным с точки зрения воспитания действующего, его происхождения и привычек . Если обдумать оба значения слова Ethos как единое целое, то тогда будет ясна внутренняя связь между действиями и ценностями, лежащими в их основе. В этом случае действия совершаются не слепо, а по глубокому убеждению. Такая этическая установка, ставшая привычной, отражает тогда характер или добродетель или мораль лица, совершающего действие.
АРИСТОТЕЛЬ пишет в начале второй книги Никомаховой Этики: «Отсюда ясно, что ни одна из нравственных добродетелей не врождена нам по природе, ибо все природное не может приучаться к чему бы то ни было. Так, например, камень, который по природе падает вниз, не приучишь подниматься вверх, приучай его, подбрасывая вверх хоть тысячу раз; а огонь не приучитсся двигаться вниз, и ничто другое, имея по природе некий образ существования, не приучится к другому.

Следовательно, добродетели существуют в нас не от природы и ен вопреки природе, но приобрести их для нас естественно, а благодаря приучению мы в них совершенствуемся.» (Аристотель. Сочинения: В 4-х т. Т.4, С.78.).
В начале генезиса нравственных добродетелей за счёт привычки уже косвенно затрагивается свобода человека в морально значимых обстоятельствах, которые не присущи другим субъектам природы, т.к. они не могут привыкать ни к чему, что противоречит их природе. Характер человека, возникший в результате привычки, называют также его «второй натурой.»





Два значения слова ethos по Аристотелю, Никомахова Этика II,1




















ethos
привычка






кthos
характер





Оба значения слова Ethos не всегда можно чётко разграничивать. Если, например, кому-то говорят, что он морально прав, то тогда говорящий предполагает

-

С одной стороны соответствие с нормами, практикуемыми в обществе (= Ethos как привычку в смысле внешнего проявления - мораль/нравы),

-

с другой стороны, чтобы похвалить моральность или добродетель человека, который совершил поступок в соответствии с правильными убеждениями, даже если он, возможно, поступил вопреки нормам, существующим в обществе. (= Кthos как характер в смысле внутреннего проявления - мораль/нравственность).
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   22


Оглавление Предисловие..3
Учебный материал
© nashaucheba.ru
При копировании укажите ссылку.
обратиться к администрации