Выпускная квалификационная работа - Защита прав потребителей - файл n1.doc

приобрести
Выпускная квалификационная работа - Защита прав потребителей
скачать (418.5 kb.)
Доступные файлы (1):
n1.doc419kb.24.08.2012 05:33скачать

n1.doc

  1   2   3   4




СОДЕРЖАНИЕ

Введение 4

1. ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ 7

1.1. Из истории движения в защиту прав потребителей в РФ 7

1.2. Сравнительная характеристика деятельности по защите прав потребителей в России и других развитых странах 9

1.3. Государственная и общественная защита прав потребителей 14

2. ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ 22

2.1. Краткая характеристика предприятия 22

2.2. Деятельность ОБЭП в сфере организации защиты прав потребителей 29

2.3. Совершенствование деятельности органов по защите прав потребителей 36

2.4. Всероссийская программа борьбы с контрафактной, фальсифицированной и некачественной продукцией 47

Заключение 55

Библиографический список 60

ВВЕДЕНИЕ
Создание в России действенной системы защиты прав потребителей является одной из основных задач государственной потребительской политики.

Позитивные тенденции в экономике способствуют формированию качественной номенклатуры потребительского рынка, существенно влияют на расширение потребительского спроса населения и выдвигают новые задачи перед системой государственной и общественной защиты прав потребителей.

Актуальность темы выпускной квалификационной работы подчеркивает опыт рыночного развития российской экономики, на основании которого доказана необходимость сохранения государственного контроля в вопросах организации защиты прав потребителей.

Цель выпускной квалификационной работы определить направления по повышению эффективности деятельности органов по защите прав потребителей (их территориальных управлений) в области контроля соблюдения законодательства о защите прав потребителей.

В соответствии с целью, выдвигаются следующие задачи:

- определить роль федеральных и муниципальных органов государственного управления в сфере защиты прав потребителей;

- проанализировать работу антимонопольных органов в сфере защиты прав потребителей и рассмотреть основные проблемы, возникающие в ходе работы по контролю соблюдения законодательства и в процессе судебной защиты прав потребителей;

- на примере ОБЭП МВД РБ рассмотреть деятельность отдела по защите прав потребителей;

- выявить приоритетные направления деятельности отдела и рассмотреть практику судебной защиты прав потребителей;

- определить основные вопросы, с которыми сталкивается отдел по защите прав потребителей в процессе своей деятельности.

Основными документами, регулирующими вопрос защиты прав потребителей в РФ стали Гражданский Кодекс и Федеральный закон «О защите прав потребителей» от 7.02.1992 г. № 2300-1.

Закон о защите прав потребителей регулирует отношения, возникающие между потребителями и изготовителями, исполнителями, продавцами при продаже товаров (выполнении работ, оказании услуг), устанавливает права потребителей на приобретение товаров (работ, услуг) надлежащего качества и безопасных для жизни, здоровья, имущества потребителей и окружающей среды, получение информации о товарах (работах, услугах) и об их изготовителях (исполнителях, продавцах), просвещение, государственную и общественную защиту их интересов, а также определяет механизм реализации этих прав. В соответствии с законодательством, Правительство Российской Федерации вправе издавать для потребителя и продавца (изготовителя, исполнителя, уполномоченной организации или уполномоченного индивидуального предпринимателя, импортера) правила, обязательные при заключении и исполнении публичных договоров.

Право потребителей на просвещение в области защиты прав потребителей обеспечивается посредством включения соответствующих требований в государственные образовательные стандарты и общеобразовательные и профессиональные программы, а также посредством организации системы информации потребителей об их правах и о необходимых действиях по защите этих прав.

Потребитель имеет право на то, чтобы товар (работа, услуга) при обычных условиях его использования, хранения, транспортировки и утилизации был безопасен для жизни, здоровья потребителя, окружающей среды, а также не причинял вред имуществу потребителя. Требования, которые должны обеспечивать безопасность товара (работы, услуги) для жизни и здоровья потребителя, окружающей среды, а также предотвращение причинения вреда имуществу потребителя, являются обязательными и устанавливаются законом.

Изготовитель обязан обеспечивать безопасность товара (работы) в течение установленного срока службы или срока годности товара (работы).

Вред, причиненный жизни, здоровью или имуществу потребителя вследствие не обеспечения безопасности товара (работы), подлежит возмещению в соответствии со статьей 14 ФЗ «О защите прав потребителей».

Если установлено, что при соблюдении потребителем установленных правил использования, хранения или транспортировки товара (работы) он причиняет или может причинить вред жизни, здоровью и имуществу потребителя, окружающей среде, изготовитель (исполнитель, продавец) обязан незамедлительно приостановить его производство (реализацию) до устранения причин вреда, а в необходимых случаях принять меры по изъятию его из оборота и отзыву от потребителя (потребителей).

Если причины вреда устранить невозможно, изготовитель (исполнитель) обязан снять такой товар (работу, услугу) с производства. При невыполнении изготовителем (исполнителем) этой обязанности уполномоченный федеральный орган исполнительной власти по контролю в области защиты прав потребителей принимает меры по отзыву такого товара (работы, услуги) с внутреннего рынка и от потребителя или потребителей в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

Убытки, причиненные потребителю в связи с отзывом товара (работы, услуги), подлежат возмещению изготовителем (исполнителем) в полном объеме.

Выпускная квалификационная работа состоит из введения, содержательной части, заключения и библиографического списка, приложения.

1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОРГАНИЗАЦИИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО ПРАВАМ ПОТРЕБИТЕЛЕЙ

1.1. Из истории движения в защиту прав потребителей
В Российской Федерации правовая основа для формирования и реализации целенаправленной политики в сфере защиты прав потребителей была создана с введением в действие 7 февраля 1992 г. Закона «О защите прав потребителей». В законе нашла отражение тенденция усиления законодательного регулирования отношений, направленных на охрану прав граждан. Закон закрепил важнейшие международного признанные права потребителей: право на государственную и общественную защиту прав потребителей, право на объединение в организации потребителей и другие. Национальная политика в сфере защиты прав потребителей заняла прочные позиции в социально-экономических преобразованиях, происходящих в Российской Федерации. Она осуществляется в тесной взаимосвязи с общим курсом экономических и правовых реформ, институциональными преобразованиями, развитием конкуренции, а также с учетом их влияния на экономическое положение граждан на потребительском рынке товаров, работ, услуг. Тем самым политика в сфере защиты прав потребителей призвана в полной мере способствовать достижению стратегической цели социально-экономических программы Правительства Российской Федерации до 2010 г. – повышению уровня жизни населения.

В России под национальной системой защиты прав потребителей принято понимать совокупность федеральных органов исполнительной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений потребителей, полномочия которых в рассматриваемой области специально оговорены в Законе Российской Федерации «О защите прав потребителей». Составляющие систему элементы осуществляют весь комплекс работ по формированию и реализации национальной политики в сфере защиты прав потребителей на национальном, региональном и муниципальном уровнях. При этом следует отметить, что этими структурами далеко не исчерпывается перечень лиц, участвующих в защите прав потребителей.

Главным федеральным органом по защите прав потребителей является Министерство по антимонопольной политике и поддержке предпринимательства Российской Федерации (МАП РФ). МАП РФ имеет территориальные управления, расположенные в областных и краевых центрах. МАП России осуществляют государственный контроль соблюдения законов и иных правовых актов Российской Федерации, регулирующих отношения в области защиты прав потребителей. Министерство и его территориальные органы имеют право по определенной процедуре рассматривать дела о нарушениях прав потребителей, выдавать предписания об устранении этих нарушений и налагать на нарушителей штрафы, предъявлять в суд иски в интересах потребителей, принимать решения об отзыве товаров, которые могут быть опасны для жизни и здоровья потребителей.

Департамент потребительского рынка и услуг города Москвы является отраслевым органом исполнительной власти г. Москвы, подведомственным Правительству Москвы, обеспечивающим проведение политики города Москвы в сфере розничной торговли, общественного питания и бытового обслуживания населения. Департамент в своей деятельности руководствуется Конституцией Российской Федерации, международными договорами Российской Федерации, федеральными законами, иными федеральными нормативными правовыми актами, Уставом города Москвы, другими законами города Москвы, иными нормативными правовыми актами города Москвы. Департамент осуществляет свою деятельность во взаимодействии с федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти города Москвы, органами местного самоуправления, организациями и общественными объединениями. Департамент координирует деятельность других органов власти города Москвы, в том числе префектур и управлений районов, контролирующих органов в сфере потребительского рынка и услуг.

Основными задачами Департамента является: проведение государственной политики в сфере потребительского рынка и услуг; подготовка и контроль за реализацией городских целевых программ в сфере потребительского рынка и услуг; координация деятельности органов исполнительной власти города и подведомственных организаций в сфере потребительского рынка и услуг; анализ состояния и тенденций развития потребительского рынка города Москвы; разработка предложений о совершенствовании механизмов экономического и правового регулирования деятельности предприятий розничной торговли, общественного питания различных организационно-правовых форм и форм собственности и организаций бытового обслуживания населения; координация деятельности контролирующих и надзорных органов в сфере потребительского рынка и услуг города Москвы; координация и организация системы защиты прав потребителей; содействие развитию предпринимательской деятельности и конкуренции в сфере потребительского рынка и услуг, создание условий для привлечения инвестиций в развитие отрасли; поддержка отечественных товаропроизводителей в сфере потребительского рынка и услуг.
1.2. Сравнительная характеристика деятельности по защите прав потребителей в России и других развитых странах
Потребительское движение зародилось в США в начале ХХ века. Особая роль в защите прав потребителей принадлежит различным объединениям и обществам потребителей, которые начали создаваться еще в XIX веке.

Движение по защите прав потребителей в России началось сравнительно недавно, развиваясь и расширяясь движение по защите прав потребителей в России пошло не от общественных организаций, а основой его стало федеральное законодательство.

Схема развития движения по защите прав потребителей в России представлена на рисунке 1.


Развития движения по защите прав потребителей в России


07.02.1992 г.

ФЗ «О защите прав потребителей»

- Проведение государственной политики в сфере потребительского рынка и услуг;

- Подготовка и контроль за реализацией Целевых программ в сфере потребительского рынка и услуг;

- Координация деятельности органов исполнительной власти города и подведомственных организаций в сфере потребительского рынка и услуг;

-Анализ состояния и тенденций развития потребительского рынка регионов и городов;

- Разработка предложений о совершенствовании механизмов экономического и правового регулирования деятельности предприятий розничной торговли, общественного питания различных организационно-правовых форм и форм собственности и организаций бытового обслуживания населения;

-Координация деятельности контролирующих и надзорных органов в сфере потребительского рынка и услуг городов и регионов;

- координация и организация системы защиты прав потребителей;

- содействие развитию предпринимательской деятельности и конкуренции в сфере потребительского рынка и услуг,

- создание условий для привлечения инвестиций в развитие отрасли;

-поддержка отечественных товаропроизводителей в сфере потребительского рынка и услуг.






Рис. 1. Движение по защите прав потребителей в России
Раскроем развитие движений по защите прав потребителей в США (рис. 2).


Развитие движения по защите прав потребителей в США


1890 г

Лига покупателей

1.Воспитательное воздействие на покупателей;

2. Выработаны формы аттестации изделий, выпущенных при благоприятных условиях производства – так называемые лейблы (Label – ярлык, этикетка, прикрепленная к товару), которые Лига стала выдавать фирмам, обеспечившим благоприятные условия труда и выпускавшим наиболее качественные товары. Эти фирмы были внесены в так называемый Белый список.





1905 г

Президент США


Дал рекомендации по принятию закона о защите прав потребителей





1906 г.

30 июня

Подписал два билля, ставшие законами: один о пищевых продуктах и медикаментах, запрещающий торговлю между штатами неправильно маркированными и фальсифицированными продуктами, напитками и лекарствами, другой – о санитарной инспекции мяса.








1936 г.

Союз потребителей – группа профессиональных лидеров, экономистов и юристов

Основной задачей организации будет “снабжение потребителей информацией и советами о товарах и услугах” и “содержание лаборатории для проведения исследований и испытаний”. Организация также брала на себя задачу сообщать об условиях работы, при которых эти товары производятся и распространяются.







Они добиваются принятия законов в пользу потребителей, публикуют разоблачительные материалы в печати, организуют демонстрации, бойкоты недоброкачественных товаров, возбуждают в судах иски против монополий, оказывают юридическую помощь потребителям


Конец 60-х гг

Движение Ральфа –Нейдера «новый консюмеризм»



Р. Нейдер основал несколько групп, самая внушительная из них – “Общественный деятель”

Ее исследовательское подразделение по проблемам здравоохранения поддерживает компанию против курения, применения неэффективных лекарств, недобросовестной рекламы медикаментов и химических добавок в пищевых продуктах.




70-е годы


Деятельность потребительских организаций заставляет производителей не только давать более правдивую информацию о товарах и видах обслуживания, но и предлагать свои экологические программы.




80-е гг

экологическое движение



Настоящее время

Потребительские организации в США – мощный фактор в регулировании качества товаров и услуг и с ним считаются как производители и торговля, так и государственные структуры.








Европейским экономическим сообществом накоплен большой опыт по защите прав потребителей. Этот опыт представляется весьма полезным для стран, в которых как в России, законодательство о защите прав потребителей появилось совсем недавно.

Схему развития движения в странах ЕЭС рассмотрим на рисунке 3.

Таким образом, рассматривая в сравнении пути развития движений по защите прав потребителей различных страх с развитием движения по защите прав потребителей в России можно сделать следующие выводы:

- законодательство РФ по защите прав потребителей вобрало в себя большую часть опыта зарубежных стран в вопросе защиты прав потребителей;

- начало движения защиты прав потребления в Российской Федерации положено не общественными организациями, а государственными органами;

- одной из задач защиты прав потребителей в Российской Федерации стала поддержка отечественных товаропроизводителей в сфере потребительских товаров и услуг, так как в момент принятия законодательство российская промышленность была в экономической «яме» и наблюдалось засилие рынка потребительских товаров и услуг товарами и услугами импортными товарами не самого лучшего качества, что способствовало развитию движения;

- только в Российской Федерации задачей защиты прав потребителей является создание условий для привлечения инвестиций в различные отрасли, связанные с производством потребительских товаров;

- в целях защиты па потребителей привлекаются государственные контролирующие органы, в том числе: санэпидемстанция, налоговые инспекции, Ростехнадзор (в области охраны окружающей среды) и МВД.

Все эти организации способствуют защите прав государства (сборы, штрафы и налоги, поступающие в бюджет), но и защите прав потребителей, так как параллельно контролируют и качество продукции, товаров, услуг.


Развитие движения защиты прав потребителей в странах ЕЭС



1953 г.

Потребительский Совет Норвегии

юридические и экономические вопросы, так и работу, ориентированную на продукты и услуги


1954 г

Нидерландский союз потребителей


Союз является независимой организацией, тесно взаимодействующий с государственными органами по вопросам экономики, здравоохранения, экологической чистоты и безопасности товаров. Основная задача Нидерландского союза потребителей – обеспечение обратной связи с производителями товаров путем изучения спроса и пожеланий потребителей.




1957 г.

Договор о создании ЕЭС (Римский договор)

В наиболее общей форме потребность в обеспечении и защите таких прав сформулирована в ст.2 Договора, провозгласившей, что задачей Сообщества является создание общего рынка, постоянное и равномерное развитие, возрастающая стабильность, скорейшее повышение уровня жизни.






1960 г

Международная организация потребительских союзов создана пятью потребительскими союзами (США, Англия, Бельгия, Нидерланды, Австрия)


1961 г

Впервые представители национальных обществ потребителей собрались в помещении Комиссии Европейских сообществ




1973 г.

Консультативный комитет по защите прав потребителей создан


Принята Программа действий по защите прав потребителей

1975 г



09.04.85г

Резолюция Генеральной ассамблеи ООН № 39/248 от 09.04.1985

Закрепила 8 прав потребителей: право на безопасность товара, право на информацию, право на выбор товара, право на выражение всоих интересов, право на удовлетворение основных потребностей, право на возмещение ущерба, право на потребительское образование, право на здоровую окружающую среду.





1987 г

Единый Европейский акт

Ставить задачу совершенствовать национальное законодательство в направлении повышения уровня защиты прав своих граждан - потребителей





Рис.3. Развитие движения защиты прав потребителей в странах ЕЭС

1.3. Государственная и общественная защита прав потребителей
Статья 40. Государственный контроль и надзор за соблюдением законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, регулирующих отношения в области защиты прав потребителей

1. Государственный контроль и надзор за соблюдением законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, регулирующих отношения в области защиты прав потребителей (далее - государственный контроль и надзор в области защиты прав потребителей), осуществляются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти по контролю (надзору) в области защиты прав потребителей (его территориальными органами), а также иными федеральными органами исполнительной власти (их территориальными органами), осуществляющими функции по контролю и надзору в области защиты прав потребителей и безопасности товаров (работ, услуг), в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.

2. Государственный контроль и надзор в области защиты прав потребителей предусматривают:

- проведение мероприятий, связанных с контролем, - проверка соблюдения изготовителями (исполнителями, продавцами, уполномоченными организациями или уполномоченными индивидуальными предпринимателями, импортерами) обязательных требований законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, регулирующих отношения в области защиты прав потребителей, а также обязательных требований к товарам (работам, услугам);

- выдачу в пределах полномочий, предусмотренных законодательством Российской Федерации, предписаний изготовителям (исполнителям, продавцам, уполномоченным организациям или уполномоченным индивидуальным предпринимателям, импортерам) о прекращении нарушений прав потребителей, о необходимости соблюдения обязательных требований к товарам (работам, услугам);

- в установленном законодательством Российской Федерации порядке принятие мер по приостановлению производства и реализации товаров (выполнения работ, оказания услуг), которые не соответствуют обязательным требованиям (в том числе с истекшим сроком годности), и товаров, на которые должен быть установлен, но не установлен срок годности, по отзыву с внутреннего рынка и (или) от потребителя или потребителей товаров (работ, услуг), которые не соответствуют обязательным требованиям, и информированию об этом потребителей;

- направление в орган, осуществляющий лицензирование соответствующего вида деятельности (лицензирующий орган), материалов о нарушении прав потребителей для рассмотрения вопросов о приостановлении действия или об аннулировании соответствующей лицензии в установленном законодательством Российской Федерации порядке;

- направление в органы прокуратуры, другие правоохранительные органы по подведомственности материалов для решения вопросов о возбуждении уголовных дел по признакам преступлений, связанных с нарушением установленных законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации прав потребителей;

- обращение в суд с заявлениями в защиту прав потребителей, законных интересов неопределенного круга потребителей, а также с заявлениями о ликвидации изготовителя (исполнителя, продавца, уполномоченной организации, импортера) либо о прекращении деятельности индивидуального предпринимателя (уполномоченного индивидуального предпринимателя) за неоднократное или грубое нарушение установленных законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации прав потребителей.

3. Уполномоченный федеральный орган исполнительной власти по контролю (надзору) в области защиты прав потребителей (его территориальные органы), а также иные федеральные органы исполнительной власти (их территориальные органы), осуществляющие функции по контролю и надзору в области защиты прав потребителей и безопасности товаров (работ, услуг), могут быть привлечены судом к участию в деле или вступать в дело по своей инициативе или по инициативе лиц, участвующих в деле, для дачи заключения по делу в целях защиты прав потребителей.

4. Федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по выработке государственной политики в области защиты прав потребителей, дает разъяснения по вопросам применения законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, регулирующих отношения в области защиты прав потребителей, а также утверждает положение о порядке рассмотрения уполномоченным федеральным органом исполнительной власти по контролю (надзору) в области защиты прав потребителей (его территориальными органами) дел о нарушении законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, регулирующих отношения в области защиты прав потребителей.

Статья 41. Обязанность изготовителя (исполнителя, продавца, уполномоченной организации или уполномоченного индивидуального предпринимателя, импортера) по предоставлению информации федеральным органам исполнительной власти, уполномоченным на проведение государственного контроля и надзора в области защиты прав потребителей (их территориальным органам)

Изготовитель (исполнитель, продавец, уполномоченная организация или уполномоченный индивидуальный предприниматель, импортер) по требованию уполномоченного федерального органа исполнительной власти по контролю (надзору) в области защиты прав потребителей (его территориальных органов), а также иных федеральных органов исполнительной власти (их территориальных органов), осуществляющих функции по государственному контролю и надзору в области защиты прав потребителей и безопасности товаров (работ, услуг), их должностных лиц обязан предоставить в установленный ими срок достоверные сведения, документацию, объяснения в письменной и (или) устной форме и иную информацию, необходимую для осуществления указанными федеральными органами исполнительной власти и их должностными лицами полномочий, установленных настоящим Законом.

Статья 42.1. Полномочия высших исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации в области защиты прав потребителей

Высший исполнительный орган государственной власти соответствующего субъекта Российской Федерации осуществляет мероприятия по реализации, обеспечению и защите прав потребителей и в пределах своих полномочий принимает определенные меры.

Статья 43. Ответственность за нарушение прав потребителей, установленных законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации

За нарушение прав потребителей, установленных законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, продавец (исполнитель, изготовитель, уполномоченная организация или уполномоченный индивидуальный предприниматель, импортер) несет административную, уголовную или гражданско-правовую ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Статья 44. Осуществление защиты прав потребителей органами местного самоуправления

В целях защиты прав потребителей на территории муниципального образования органы местного самоуправления вправе:

-рассматривать жалобы потребителей, консультировать их по вопросам защиты прав потребителей;

-обращаться в суды в защиту прав потребителей (неопределенного круга потребителей).

При выявлении по жалобе потребителя товаров (работ, услуг) ненадлежащего качества, а также опасных для жизни, здоровья, имущества потребителей и окружающей среды незамедлительно извещать об этом федеральные органы исполнительной власти, осуществляющие контроль за качеством и безопасностью товаров (работ, услуг).

Статья 45. Права общественных объединений потребителей (их ассоциаций, союзов)

1. Граждане вправе объединяться на добровольной основе в общественные объединения потребителей (их ассоциации, союзы), которые осуществляют свою деятельность в соответствии с уставами указанных объединений (их ассоциаций, союзов) и законодательством Российской Федерации.

2. Общественные объединения потребителей (их ассоциации, союзы) для осуществления своих уставных целей вправе:

участвовать в разработке обязательных требований к товарам (работам, услугам), а также проектов законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, регулирующих отношения в области защиты прав потребителей;

проводить независимую экспертизу качества, безопасности товаров (работ, услуг), а также соответствия потребительских свойств товаров (работ, услуг) заявленной продавцами (изготовителями, исполнителями) информации о них;

проверять соблюдение прав потребителей и правил торгового, бытового и иных видов обслуживания потребителей, составлять акты о выявленных нарушениях прав потребителей и направлять указанные акты для рассмотрения в уполномоченные органы государственной власти, а также информировать органы местного самоуправления о выявленных нарушениях, участвовать по просьбе потребителей в проведении экспертиз по фактам нарушения прав потребителей;

распространять информацию о правах потребителей и о необходимых действиях по защите этих прав, о результатах сравнительных исследований качества товаров (работ, услуг), а также иную информацию, которая будет способствовать реализации прав и законных интересов потребителей. Публикуемые общественными объединениями потребителей (их ассоциациями, союзами) результаты сравнительных исследований качества товаров (работ, услуг) не являются рекламой;

вносить в федеральные органы исполнительной власти, организации предложения о принятии мер по повышению качества товаров (работ, услуг), по приостановлению производства и реализации товаров (выполнения работ, оказания услуг), по отзыву с внутреннего рынка товаров (работ, услуг), не соответствующих предъявляемым к ним и установленным законодательством Российской Федерации о техническом регулировании обязательным требованиям;

вносить в органы прокуратуры и федеральные органы исполнительной власти материалы о привлечении к ответственности лиц, осуществляющих производство и реализацию товаров (выполнение работ, оказание услуг), не соответствующих предъявляемым к ним обязательным требованиям, а также нарушающих права потребителей, установленные законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации;

обращаться в органы прокуратуры с просьбами принести протесты о признании недействительными актов федеральных органов исполнительной власти, актов органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и актов органов местного самоуправления, противоречащих законам и иным регулирующим отношения в области защиты прав потребителей нормативным правовым актам Российской Федерации;

обращаться в суды с заявлениями в защиту прав потребителей и законных интересов отдельных потребителей (группы потребителей, неопределенного круга потребителей).

Статья 46. Защита прав и законных интересов неопределенного круга потребителей

Уполномоченный федеральный орган исполнительной власти по контролю (надзору) в области защиты прав потребителей (его территориальные органы), иные федеральные органы исполнительной власти (их территориальные органы), осуществляющие функции по контролю и надзору в области защиты прав потребителей и безопасности товаров (работ, услуг), органы местного самоуправления, общественные объединения потребителей (их ассоциации, союзы) вправе предъявлять иски в суды о признании действий изготовителя (исполнителя, продавца, уполномоченной организации или уполномоченного индивидуального предпринимателя, импортера) противоправными в отношении неопределенного круга потребителей и о прекращении этих действий.

При удовлетворении такого иска суд обязывает правонарушителя довести в установленный судом срок через средства массовой информации или иным способом до сведения потребителей решение суда.

Вступившее в законную силу решение суда о признании действий изготовителя (исполнителя, продавца, уполномоченной организации или уполномоченного индивидуального предпринимателя, импортера) противоправными в отношении неопределенного круга потребителей обязательно для суда, рассматривающего иск потребителя о защите его прав, возникших вследствие наступления гражданско-правовых последствий действий изготовителя (исполнителя, продавца, уполномоченной организации или уполномоченного индивидуального предпринимателя, импортера), в части вопросов, имели ли место такие действия и совершены ли они изготовителем (исполнителем, продавцом, уполномоченной организацией или уполномоченным индивидуальным предпринимателем, импортером).

Одновременно с удовлетворением иска, предъявленного общественным объединением потребителей (их ассоциацией, союзом), органами местного самоуправления в интересах неопределенного круга потребителей, суд принимает решение о возмещении общественному объединению потребителей (их ассоциации, союзу), органам местного самоуправления всех понесенных по делу судебных издержек, а также иных возникших до обращения в суд и связанных с рассмотрением дела необходимых расходов, в том числе расходов на проведение независимой экспертизы в случае выявления в результате проведения такой экспертизы нарушения обязательных требований к товарам (работам, услугам).


2. ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ОРГАНИЗАЦИИ ПО ЗАЩИТЕ ПРАВ ПОТРЕБИТЕЛЕЙ
  1   2   3   4


Учебный материал
© nashaucheba.ru
При копировании укажите ссылку.
обратиться к администрации