Психолого-педагогическая характеристика группы учащихся - файл n1.docx

приобрести
Психолого-педагогическая характеристика группы учащихся
скачать (25 kb.)
Доступные файлы (1):
n1.docx26kb.24.08.2012 05:21скачать

n1.docx

Федеральное агентство по образованию

ГОУ ВПО «Кузбасская государственная педагогическая академия»

Факультет физико-математический

Отделение профессионально-педагогического образования

Кафедра теории и методики профессионального обучения
ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ГРУППЫ УЧАЩИХСЯ





Выполнила: студентка 4 курса,

группы ОППО Макарова И.А.


Новокузнецк

2010

Содержание

Психолого-педагогическая характеристика группы учащихся 3

 Приложение 1 7

Приложение 2 9



Психолого-педагогическая характеристика группы учащихся


Группа ЭБУ-09 по специальности «Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям)» сформировалась в 2009 году. Первоначально в нее вошло 26 человек: 23 девушки и 3 юноши. Но после первой же сессии были отчислены два юноши и одна девушка. И теперь в группе 23 человека, возрастом от 17 до 19 лет. Классным руководителем является психолог Паутова С.М., она руководит группой с момента ее формирования.

В группе есть староста, однако эта девушка не обладает истинными качествами руководителя. Ее инициативность и самостоятельность не слишком выражены. На мой взгляд, ей не хватает умения собрать группу в единое целое и повести ее за собой. Она обаятельна, но ей не хватает сильного характера, громкой и убеждающей речи.

Организующее ядро группы, ее актив составляют четыре девушки, прежде всего, из-за своей хорошей успеваемости и успешности в учебной деятельности. Они уже сформировавшиеся личности, ответственные, самостоятельные и дисциплинированные. Они сотрудничают с педагогическим коллективом, очень общительны и отзывчивы, с уважением относятся к одногруппникам. Кстати, и последние же относятся к ним с должным уважением, всегда попросят их совета и помощи, потому что уверены в их знаниях, отзывчивости и умении помогать. Мнения и идеи этих девушек авторитетны для других членов этой группы, а также пользуются уважением со стороны преподавателей.

Отверженной в группе является одна девочка. На всех занятиях она сидит одна, очень скромная и тихая. Она хорошо учится и очень старательна. Когда мне довелось вести уроки, я спрашивала ее по новым и старым темам и видела, как ее зажатость и скромность переходили в открытость и уверенность, когда я молча кивала головой, ведь отвечала она правильно. Я видела ее широко открытые глаза и радость от того, что в конце урока я поставила ей пятерку. Она действительно ее заслужила. Остальные девушки к ней относятся скорее равнодушно, чем отрицательно. Упреки и насмешки в ее сторону позволяет лишь единственный юноша в этой группе. Она хочет общаться и быть нужной всем, вот только остальные не стремятся к этому. Причины ее отверженности мне не понятны. Хотя могу привести в пример ответ одной из девушек в задании «Неоконченные предложения». На вопрос: «В хорошем коллективе всегда…» она ответила: «… есть паршивая овечка».

Говоря об этом единственном в группе юноше, можно сказать, что чувствует он себя здесь прекрасно и ни сколько не смущен тем, что он один. Он может свободно заговорить с любой девушкой из группы, пошутить, упрекнуть и даже оскорбить, и ничего ему за это не будет. Скорее всего, девушки делают ему скидку на то, что он здесь один и особо не обращают на это свое внимание.

В группе нет больших группировок, что объясняется общей дружелюбной и доброжелательной атмосферой. Активное взаимодействие происходит между сидящими за одной партой учащимися. Некоторые из этих пар являются друзьями и в жизни, но большинство связаны именно учебными задачами, хотя отношения между ними тоже можно назвать дружескими: они хорошо понимают друг друга, способны продуктивно трудиться вместе, конфликты у них возникают редко. Я бы сказала, что они делятся на небольшие группы по интересам в зависимости от ситуации, будь то это контрольная или поход в столовую.

В большинстве случаев группа активна, полна энергии. Они быстро откликаются, если нужно сделать полезное дело. Успехи и неудачи вызывают у них сопереживание.

Классный руководитель в этой группе, на мой взгляд, авторитетом и уважением не пользуется. Да и сам классный руководитель не уделяет должного внимания группе. Отношения между группой и классным руководителем сугубо деловые. Классный руководитель не уделяет большое внимание развитию групповой сплоченности коллектива и формированию положительных черт характера. Даже совместные мероприятия проходят сухо и безо всякой эмоциональности. Она просто «не вникает» в индивидуальные особенности учащихся, их интересы, проблемы, потребности. Ее уроки не обойдутся без выговоров, замечаний и криков.

Группа характеризуется достаточно хорошей успеваемостью. Для большинства учащихся учебная деятельность является определяющей на данном этапе их жизни. А для остальной части стимулом к хорошей учебе является получение стипендии. И все-таки, хорошее образование, работа и карьера являются одними из приоритетных пунктов в их жизни сейчас.

Дисциплина в группе строится в основном на требованиях преподавателей, сознательная же дисциплинированность присутствует не у всех учащихся. Что же касается посещаемости занятий, то она оставляет желать лучшего.

Шпаргалки, подсказки, списывание  неотъемлемый момент в учебной деятельности. Даже проводя тест на одном из уроков, я собрала тетради, и, в конце концов, выяснилось, что тетрадки две-три все-таки у них остались.

Жизнь группы вне учебных занятий весьма разнообразна. В основном интерес проявляется к спорту. Они участвуют в соревнованиях по волейболу, пинг-понгу. В соревнованиях по легкой атлетике в зачет колледжа среди смешанных команд группа заняла второе место. Отличились также и в личном первенстве, а именно в толкании ядра и метании в цель, две девушки группы.

В общественно-полезном труде участвует все. Для некоторых это скорее обязанность и, поэтому повод схитрить и улизнуть есть всегда. Другие же безоговорочно выполняют все, что нужно сделать.

В целом, в группе преобладает положительный эмоциональный климат, учащихся характеризует сплоченность, организованность и высокий уровень ответственности. Сложившаяся атмосфера способствует продуктивности учебной деятельности и хорошей успеваемости. Преобладает бодрое, жизнерадостное настроение. В большинстве случаев группа с уважением относится к мнению других. У них всегда появляется чувство гордости за себя, если их отмечают другие.

Основными недостатками организации жизни группы и взаимоотношений ее членов я считаю недолжное внимание классного руководителя. На мой взгляд, необходимо комплексное и тщательное изучение группы. Также необходимо обратить внимание на взаимоотношения в группе, чтобы никто не оставался в стороне, способствовать развитию сплочённости коллектива

Самой группе я бы посоветовала стремиться к тому, чтобы как можно больше учащихся было включено в совместную деятельность, потому что именно совместные обязанности, совместное преодоление каких-либо трудностей делает группу дружнее. Также считаю нужным учиться распределять обязанности и поручения между всеми членами группы. При этом неважно мелкое это будет поручение или большое  главное в том, чтобы каждый учащийся, выполняя порученное ему дело, почувствовал себя частью дружного коллектива.


 Приложение 1


Неоконченные предложения

Для изучения ученического коллектива мною была выбрана методика «Неоконченные предложения», так как она не требует больших временных затрат, проста в использовании и доступна для анализа.

Учащимся были предложены следующие неоконченные предложения:

1. Быть человеком  значит …

2. Самое главное в жизни  …

3. Нельзя прожить жизнь без …

4. Чтобы иметь друзей, надо …

5. Плохо жить без …

6. Когда я смотрю на себя в зеркало, я …

7. В хорошем коллективе всегда…

8. Когда есть свободное время …

9. Если хочешь проверить человека …

10. Чтобы стать настоящей личностью …

11. Чтобы человек был счастливым, то надо, чтобы …

12. Если видишь недостатки человека …

13. Когда я вижу, что мой товарищ совершает что-то дурное …

14. Музыка нужна, чтобы …

15. Бессовестному человеку на свете живется …

Приложение 2


Знаю ли я своих товарищей

Для выполнения данной методики учащимся необходимо было назвать от трех до пяти имен своих близких товарищей из группы и напротив этих имен написать достоинства и недостатки каждого. Иначе говоря, учащимся предлагалось заполнить следующую табличку:

Знаю ли я своих товарищей

Мои товарищи

Достоинства

Недостатки









Таблица не имеет нижней границы. Это говорит о том, что при перечислении достоинств и недостатков товарищей нет предела их количеству. Каждый мог написать сколько угодно как достоинств, так и недостатков своих товарищей или близких друзей.

Федеральное агентство по образованию
Учебный материал
© nashaucheba.ru
При копировании укажите ссылку.
обратиться к администрации