Социальнo педагогическиe аспекты формирования социальной активности личности - файл n1.docx

приобрести
Социальнo педагогическиe аспекты формирования социальной активности личности
скачать (57.2 kb.)
Доступные файлы (1):
n1.docx58kb.24.08.2012 05:06скачать

n1.docx



1Московский городской психолого-педагогический

Университет

Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования

Кафедра «Социальной педагогики»

Курсовая работа

По дисциплине социальная педагогика

На тему: «Социально педагогические аспекты формирования социальной активности личности».

По специальности: 050711
Выполнила студентка

3курса СоПВ-3.2 группы

Тихонова Екатерина Владимировна

Научный руководитель

Торохтий Владимир Свиридович.
Москва 2009год.

ДЕПАРТАМЕНТ образования ГОРОДА МОСКВЫ


Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования

МОСКОВСКИЙ ГОРОДСКОЙ

ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ

«Утверждаю»

Декан факультета

Социальной педагогики


(наименование ф-та)
(подпись)
«___» ___________ 2008.

Задание


по подготовке выпускной квалификационной работы
Студенту (ке) _______________________________________________

Учебная группа ____________

Тема ______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Основные проблемы (разделы):

_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Объём выпускной квалификационной работы не менее ____ листов машинописного текста, формата А4.
Срок сдачи студентом законченной выпускной квалификационной работы «___» _____________ 20___г.
Дата выдачи задания « 14» ноября 2008 г.

Научный руководитель:

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

(Фамилия, имя отчество, ученая степень, звание, место работы, должность)

____________

(подпись руководителя)
Задание принял к исполнению « __» _______________ 20___г.
студент ______________

(подпись)

Содержание:

Введение.

Глава I. Социально педагогические основы формирования социальной активности личности.

1.1 Сущность и содержание социальной активности личности.

Глава II. 1 Пути повышения эффективности формирования социальной активности личности.

2.1 Социальный портрет современного старшеклассника.


2.2 Социально – педагогические аспекты деятельности образовательного учреждения по формированию социальной активности личности.

Заключение.

Список литературы.

Введение.

Модернизация системы отечественного образования в качестве одной из важнейших задач ставит формирование социально активной личности. В педагогической науке накоплен немалый опыт решения проблем формирования современной личности и ее социальной активности. Общие закономерности социального взаимодействия, его детерминация в процессе становления личности, формирования человека раскрыты в исследованиях философов, социологов и психологов, в которых исследователи анализируют современные концепции воспитания, школьные воспитательные системы гуманистического типа, предлагают практические рекомендации по проблеме воспитания современной личности учащегося. Ими разработана общая теория социальной активности личности, исследованы источники и тенденции ее развития.

Объект исследования - социальная активность личности.

Предмет исследования - социально педагогические аспекты формирования социальной активности личности.

Глава 1.Социально педагогические основы формирования социальной активности личности.

1.1 Сущность и содержание социальной активности личности.

Активность социальная – совокупность форм человеческой деятельности, сознательно ориентированной на решение задач, стоящих перед обществом, классом, социальной группой в данный исторический период.

В качестве субъектов активности может выступать личность, коллектив, социальная группа, слой, класс, общество в целом.

Активность проявляется в различных сферах: трудовой, общественно-политической, в сфере культуры и быта [22].

Социальная активность – понятие, традиционно присущее тем социологическим школам и направлениям, которые ориентированы на деятельное, волюнтаристское преодоление наличных диспропорций и социальных напряженностей в границах того или иного общества. Предполагается, что посредством социальной активности определенных индивидуальных и коллективных субъектов является возможным и осуществимым социальный прогресс социума.

Важной проблемой социальной активности (в виду того, что она способна проявляться в самых разнообразных сферах – досуга, быта, социального порядка) выступает проблема социальной адаптации бывших спортсменов и военнослужащих, покинувших ряды армейских подразделений [19].

Социальная активность – рассматривается как явление, как состояние и как отношение. Социальная активность как явление – категория , которая отражает качество человека и вытекающую из него способность социальных субъектов к целенаправленному взаимодействию со средой; социальная активность как состояние – качество, которое базируется на потребностях и интересах личности, существует как внутренняя готовность к действию; социальная активность как отношение – проявляется как более или менее энергичная самодеятельность, направленная на преобразование различных областей деятельности и самих субъектов.

Социальная активность – понятие, отображающее характер функционирования индивидов и социальных групп в обществе. Социальная активность связана с превращением интереса в фактор действия, с познанием, целеполаганием и преобразованием действительности, обусловлена деятельной природой человека, противоречием между условиями существования и объективными потребностями личности и направлена на ликвидацию несоответствия между потребностями и условиями бытия субъекта. Социальная активность не носит произвольного характера, а определяется исторической необходимостью и представляет собой процесс созидания целеполагающим субъектом новых общественных форм, условий собственного существования. «…Мир не удовлетворяет человека, и человек своим действием решает изменит его» (Ленин В.И.). Марксизм учитывает направленность социальной активности, то есть систему потребностей, интересов, взглядов, идеалов, выступающих в качестве мотивов индивидуального поведения и определяющих спецефическое отношение личности к динамике общественного процесса. Объективная закономерность исторического процесса прокладывает себе путь через активные социально-преобразующие действия людей. Можно выделить четыре основных аспекта социальной активности – экономический, социальный, политический, духовно-идеологический. Важную роль в развитии социальной активности народных масс играет политическая система общества. Перестройка, всесторонняя демократизация советского общества, углубление социалистического самоуправления народа с необходимостью предполагают повышение социальной активности трудящихся. Социальная активность – важнейшее условие интенсификации производства, развертывание научно-технического прогресса, совершенствования общественных отношений и самого человека. Социальной активности противостоит социальная апатия. Рост социальной активности трудящихся предполагает развитие, поддержку и поощрение лучших человеческих черт и качеств. Социальная активность личности тесно связана с внутренней мотивацией поведения индивида, его устремлениями, потребностями и интересами [32].

В социологии используется понятие социальной активности. Социальная активность рассматривается как явление, как состояние и как отношение. В психологическом плане существенным представляется характеристика активности как состояния - как качество, которое базируется на потребностях и интересах личности и существует как внутренняя готовность к действию. А также как отношения – как более или менее энергичная самодеятельность, направленная на преобразование различных областей деятельности и самих субъектов.

Высшим проявлением социальной активности является творчество, всегда имеющее личностное изменение. Сегодня проблема социальной активности рассматривается в более широком контексте, как проявление человеческой природы, как его сущностная сила. Это значит, что социальная активность выступает в качестве феномена всей человеческой культуры. Изучение социальной активности личности на уровне философского анализа, как способа жизнидеятельности , рассматривается с позиций внешнего и внутреннего проявления. Прежние подходы к критерию оценки социальной активности в современной ситуации представляются несколько ограниченными. Активная жизненная позиция в условиях административно-бюрократической системы означала активное исполнение всех предписаний сверху и полное подавление всего, что не соответствует этим предписаниям. Человек, как субъект общественных отношений, исторически изменчив. Социально-активной можно назвать такую личность, деятельность которой является шагом вперед по отношению к достигнутому общественному уровню независимо от сферы приложения сил: экономика, политика, наука, искусство и так далее. Проблема социальной активности сегодня усугубляется тем , что внутренние условия активности потеряли свое приоритетное значение в деятельности, которую длительно ориентировали на внешние установки. Человек перестал быть субъектом своей деятельности. Поэтому сегодня создаются внешние условия, способствующие росту внутренней активности людей.

Таким образом, внешние социально-экономические, политические и другие условия существенно влияют на формирование потребностей и интересов личности, а они в свою очередь, определяют мотивационную основу и сферу социализации личности. Нравственные мотивы личности играют ведущую роль в определение личностью целей и средств. В выборе целей определяющую роль играют внутренние условия, а на выбор средств оказывают существенное влияние внешние условия бытия личности, и только устойчивая нравственная мотивация деятельности личности будет способствовать адекватному разрешению возникающих здесь противоречий.

Исследования социальной активности, с какой бы стороны оно не велось- внешней или внутренней- предполагает обращение к деятельности. В современном мире проблема деятельности встает остро.

Вследствие этого и обозначаются проблемы обоснования социализации и социальной активности личности с детства, в соответствии с природными задатками индивида. Необходимо регулирование его отношения к самому себе, к обществу, с принятием определенной роли в обществе и воздействия на него в силу своих возможностей и потребностей. Имеются в виду личностные качества, творческие силы, отношение к деятельности, мобилизирующей активности ребенка.

Решение проблемы социальной активности основывается на психологическом понимании конкретно-исторических условий развития личности в процессе ее деятельности. Богатство духовного мира человека, его активность целиком определяются содержанием и объемом практической деятельности, общественными связями.

Анализ различного рода теорий обучения и воспитания подрастающего поколения в историко – психологическом аспекте свидетельствуют о неразрывном, взаимоопределяющем влиянии социализации на становление социальной активности. В разные исторические эпохи объяснения этому давалось под влиянием господствующего класса. Так, в рабовладельческои мире социализированным признавался только свободный человек, он имел право на активное поведение в обществе. В феодальном- лишь человек « благородной крови ».

Социальная активность проявляется на нормативном уровне , хотя уже возможны некоторые формы поведения, в которых начинают выражаться собственное отношение детей к тому , что они делают , сто предлагают и требуют от них взрослые. Постепенно развивается исполнительность. Инициативности становится все более качественной, возможно ее интеграция, выражающая элементарную социальную позицию детей.

Проблема социальной активности входит в задачи воспитания и обучения традиционного воспитательного процесса. Был сформулирован ряд положений, связанных с повышением уровня активности: выработка « активной жизненной позиции », формирование « сознательного отношения к труду «. Однако, несмотря на декларацию активности в обучении и воспитании детей, реальное использование приемом социализации воспитательного процесса и социальной активности в практике осуществлялось и ещё осуществляется с тенденциями авторитаризма. С переориентацией теорий и практики воспитания на личностно – ориентированный подход проблема воспитательного процесса, гуманного по своей сути, адаптации ребенка в нем и формирование социальной активности имеет иные задачи в сравнении с традиционным воспитательным процессом.

Известно, что личность в коллективе формируется в двух направлениях: как существо общественное и индивидуальное.

Личностные качества развиваются под влиянием среды, педагогических ситуаций и активности самой личности путем создания тех отношений, которые складываются в результате её деятельности и общения. Социальная активность как сложное образование личности, включает осознание ею значимости деятельности и желания учавствовать в ней, умение действовать самостоятельно, проявляя инициативу, исполнительность и ответственность.

Глава 2. Пути повышения эффективности формирования социальной активности личности.

2.1 Социальный портрет современного старшеклассника.

Так как социальная педагогика занимается проблемой социализации личности, становление её в общесте и функционировании в нем, рассмотрим проблему формирования социальной активности личности на примере современного старшеклассника.

Старшеклассник вступает в новую социальную ситуацию развития сразу же при переходе из средней школы в старшие классы или в новые учебные заведения - гимназии, колледжи, училища. Эту ситуацию характеризуют не только новые коллективы, но и, самое главное, направленность на будущее: на выбор образа жизни, профессии, референтных групп людей. Необходимость выбора диктуется самой жизненной ситуацией, инициируется родителями и направляется учебным заведением. Соответственно в этот период основное значение приобретает ценностно - ориентационная активность. Она связывается со стремление к автономии, правом быть самим собой. Как подчеркивает И.С. Кон, « современная психология ставит вопрос об автономии выросших детей конкретно, разграничивая поведенческую автономию ( потребность и право юноши самостоятельно решать лично его касающиеся вопросы ) , эмоциональную автономию ( потребность и право иметь собственные привязанности, выбираемые независимо от родителей) , моральную и ценностную автономию ( потребность и право на собственные взгляды и фактическое наличие таковых ) . Большое значение в этом возрасте имеют дружба, доверительные отношения. Дружба представляет для юношей и девушек одну из важнейших форм отношений, часто дополняясь, а иногда заменяясь всем многообразием отношений любви. « Неформальные взаимоотношения старшеклассников приобретают всё большую ценность», отмечает М.Ю. Кондратьев, они « играют роль своего рода испытательного «полигона», на котором юношами и девушками отрабатывается, апробируется, проверяется на верность стратегия и тактика будущей “взрослой “ жизни».

Ранняя юность – время реального перехода к настоящей взрослости, первые признаки которой появляются в подростковом возрасте. У юношей и девушек очень мало чисто детских черт, которые у подростков преобладают и соседствуют с не всегда удачными попытками вести себя по – взрослому. Вместе с тем старшеклассников полностью взрослыми ещё не назовёшь, так как уних многое ещё сохранилось от детства. В суждениях, оценках, взглядах на жизнь, на свое будущее, в отношении к собственной жизненной судьбе у школьников 10 – 11 классов немало детскости. Многие из них у порога окончания школы ещё недостаточно ответственно относятся к выбору своей будущей профессии, к необходимости усиленно трудится, чтобы в дальнейшем выдержать конкуренцию, ко многим другим вопросам, которые для большинства взрослых людей решаются однозначно положительно. Образно говоря, если подросток - это в основном ещё полуребенок, то юноша – более чем наполовину взрослый.

На период ранней юности, традиционно связываемый с обучением в старших классах школы, приходится становление нравственного самосознания. Этот же период характеризуется переходом на новый уровень морали –конвенциональный [ 15 ] .

Для детей, достигших раннего юношеского возраста, благодаря опережающему развитию их интеллекта, становятся открытыми для обсуждения и понимания многие проблемы и вопросы, обычно волнующие взрослых. Старшеклассники задумываются над такими вопросами, заинтересованно обсуждают их и активно ищут на них ответы. Первыми из этих вопросов , раньше, чем другие, привлекающих к себе внимание, становятся морально – нравственные вопросы. Юношей и девушек связанные с ними проблемы волнуют не столько с познавательной точки зрения, сколько в плане их собственного нравственного самоопределения в связи с началом поры любви и установлением интимных отношений с людьми противоположного пола. Их поиски, связанные с нравственным выбором, в этом возрасте обычно выходят за рамки круга непосредственного общения. Если для детей младшего школьного возраста источником постановки и решения нравственных проблем являются значимые взрослые – учителя и родители, если подростки, кроме того, ищут их решения в кругу сверстников, то юноши и девушки в поисках правильного ответа на те же самые вопросы обращаются к источникам, которыми обычно пользуются взрослые люди. Такими источниками становятся реальные, многообразные и сложные человеческие отношения, научная и популярная, художественная и публистическая литература, произведения искусства, печать, телевидение и тому подобное.

Среди тех нравственных проблем, которые на протяжении веков, а может быть, и тысячелетий волновали и продолжают сейчас тревожить юношество, находятся проблемы добра и зла, справедливости и беззакония, порядочности и беспринципности, многие другие. Они охватывают круг нравственных вопросов, правильность решения которых выходит за пределы личных и интимных межличностных отношений и затрагивает человеческое существование в целом.

Заметим, что современной юности отнюдь не свойственны ни детская наивность, ни подростнический, всё отрицающий негативизм. Нынешнему поколению молодых людей, несмотря на то, что по своим взглядам и поведению они мало чем отличаются от юношей и девушек, живших много веков назад, присущ более трезвый, разумно – практический взгляд на жизнь, гораздо большая независимость и самостоятельность.

Бурные социальные события, произошедшие за последние десятки лет в мире и в нашей стране, преобразования, продолжающие сейчас, собственной своей логикой вынуждают подрастающее поколение самостоятельно делать выбор, лично ориентироваться во всем и занимать вполне независимые позиции. Сама жизнь вырабатывает у большинства современных юношей и девушек такую психологию, которая во многом отличается от психологии юношей, живших несколько десятков лет назад. Это и более открытый, непредвзятый и смелый взгляд на мир, включая постановку и решение многих проблем морально – этического характера, и самостоятельность – хотя и не всегда правильность – суждений, и включение в обсуждение таких социально – политических, экономических и религиозных проблем, которые совсем ещё недавно считались не характерными для юности, непедагогическими, идеологически неоправданными ( например, вопросы религии, бизнеса, секса, поведение учителей и родителей, их критика и тому подобное ).

Для современных старшеклассников честность уже не выступает в ее наивно – реалистической форме, в виде ортодоксально – нравственных сентенций типа: « никогда, ни при каких условиях нельзя говорить неправду » . Большинство юношей и девушек нынешнего поколения утвердились в иной нравственной позиции, которую Ж. Пиаже обозначил как релятивистскую. Такая позиция отнюдь не выражает собой модель вседозволенности и нравственного беспредела. Это, скорее, более разумный и глубокий взгляд на моральные проблемы, выражаемый, пользуясь приведенными выше примером, в суждении: « правда не абсолютна, она должна быть такой, чтобы приносить пользу как можно большему числу людей «.

Справедливость юношами и девушками также понимается уже не так, как она воспринимается детьми: « справедливо – это когда одинаково «. Современные старшеклассники в большинстве своем принцип справедливости трактуют так: « От каждого – по возможностям, каждому – по его делам или реальному вкладу в общее благополучие людей».

Гораздо глубже понимается и нравственный принцип порядочности. Он для старшеклассников, с одной стороны, овеян романтичностью, утрачиваемой, к сожалению, с возрастом, а с другой стороны, основывается на вполне реалистических позициях, когда исходя из него оцениваются действительные поступки людей: родителей, учителей, товарищей и друзей. Особенно вполне данный принцип проявляется в отношениях старшеклассников к своим учителям и родителям. Юноши и девушки в большинстве своем ценят и искренне любят их, относятся к ним с симпатией и заботой, что менее характерно для детей младшего школьного возраста и подростков.

Итак, выводом ко всему вышесказанному может служить следующее.

Рассматриваемый мной период ранней юности – время вступления старшеклассников во взрослую жизнь. Несмотря на то, что в их поведении уже практически нет детских черт, многие юноши и девушки ещё не достаточно готовы к решению многих проблем взрослой жизни. Одним из серьёзных вопросов, над которым задумываются юноши и девушки – это вопрос о нравственности и морали. У старших школьников впервые осуществляется принятие и усвоение нравственных принципов, норм, идеалов. Проблемы добра и зла волнуют юношей и девушек в плане их собственного нравственного самоопределения.

К окончанию школы большая часть юношей и девушек представляет собой людей, практически нравственно сформированных, обладающих зрелой и достаточно устойчивой моралью, которая наряду со способностями, мотивами и чертами характера представляет собой четвертое важнейшее личностное новообразование детства [ 33] .

2.2 Социально – педагогические аспекты деятельности образовательного учреждения по формированию социальной активности личности.

Современная школа должна управлять воспитательным процессом, а не плестись в хвосте, особенно в условиях большого города. Управлять воспитательным процессом – значит не только развивать и совершенствовать заложенное в человеке природой, корректировать намечающиеся нежелательные социальные отклонения в его поведении и сознании, но информировать у него потребность в постоянном саморазвитии, самореализации физических и духовных сил, так как каждый человек воспитывает себя прежде всего сам. Однако, в практике воспитания прочно укоренилось мнение, что воспитываемый всегда является лишь объектом воспитательного воздействия, и, ответная его реакция на это воздействие не учитывается. Воспитывать по старинке « огулом» легче, но результат неудовлетворителен. Такое воспитание действует однозначно негативно: подавляет волю и инициативу, поощряет приспособленчество, отбивает вкус к самопознанию, ибо для этого нужна самостоятельная работа, творческие усилия, а об их развитии школа заботится менее всего.

Существенной стороной деятельности педагогического коллектива школы является организация и руководство внеклассной воспитательной работой. Значительную часть этой работы планируют и осуществляют классные руководители ( нравственное воспитание, стимулирование учебной деятельности, организация общественно – полезного труда ). Большое место в организации внеклассной работы занимают общешкольные мероприятия ( вечера, дискотеки ), которые проводятся руководством школы. При организации внеклассной воспитательной работы необходимо направить усилия педагогического коллектива и руководства на:

  1. Разносторонность ее содержания, и общественную направленность. Необходимо, чтобы она охватывала нравственное, эстетическое, физическое, трудовое воспитание.

  2. Важной стороной этой работы является использование её массовых форм, как для воспитания школьников, так и для разумной организации из свободного времени.

  3. Педагогическому коллективу следует заботиться, чтобы внеклассная работа охватывала всех учащихся.

  4. Внеклассная работа должна способствовать развитию общественных интересов, активности и самостоятельности учащихся. С учетом этих положений педагогический коллектив разрабатывает систему внеклассной и внешкольной работы, а руководство школы оказывает методическую помощь и осуществляет контроль за проведением и качеством этой работы [ 5] .

Сложились общие принципы организации внеклассной работы. Наиболее общим принципом, определяющим специфику с учащимися во внеурочное время, является добровольность в выборе форм и направлений этих занятий. Важно, чтобы школьнику был предоставлен выбор кружков или секций. Для выявления круга интересов учащихся в школе можно распространить анкету о том, чем бы ребята хотели заниматься после уроков. Важно, чтобы любой вид занятий, в который включаются учащиеся, имел общественную направленность, чтобы он видел, что то дело, которым он занимается, нужно и полезно обществу.

Очень важна опора на инициативу и самодеятельность, особенно в условиях организации дел в школе, где учителя многое делают за ребят. Если этот принцип правильно реализуется, то любое дело воспринимается школьниками так, как будто оно возникло по их инициативе. Успеху внеурочной воспитательной работы содействует четкая организация. Осуществление комплексного подхода к воспитанию требует, чтобы при организации всех мероприятий решалась бы не только одна профильная задача, важно, чтобы каждое мероприятие решало максимум воспитательных задач. При выборе содержания, организацией форм всегда необходимо соблюдать принцип учета возрастных и индивидуальных особенностей учащихся. Важным условием действенности всех видов воспитательной работы является обеспечение их единства, приемственности и взаимодействия.

Наиболее распространено следующее деление форм внеклассной работы: индивидуальные, кружковые, объединяющие и массовые.

Индивидуальная работа – это самостоятельная деятельность отдельных учащихся, направленная на самовоспитание. Например: подготовка докладов, номеров художественной самодеятельности, подготовка иллюстрированных альбомов и так далее. Это позволяет каждому найти свое место в общем деле. Эта деятельность требует от воспитателей знание индивидуальных особенностей учащихся путем бесед, анкетирования, изучения их интересов.

Кружковая внеклассная работа способствует выявлению и развитию интересов и творческих способностей в определённой области науки, искусства, спорте. Наиболее распространены такие её формы, как кружки и секции (предметные, технические, спортивные, художественные). В кружках проводятся занятия разного типа: это доклады, обсуждения произведений литературы, экскурсии, изготовление наглядных пособий, лабораторные занятия, встречи с интересными людьми и другое. Отчёт работы кружка за год проводится в виде вечера, конференции, выставки смотра.

К объединяющим формам работы относятся детские клубы, школьные музеи, общества. Широкое распространение получают клубы дружбы, выходного дня, интересных встреч. Действуют она на началах самоуправления, имеют свои названия, уставы. Работа клубов строится по секциям. Так интернациональные клубы могут иметь секции корреспондентскую, изучение истории, географии, экономики. Культуры страны, с которой дружат дети. Профильные клубы (литературные, юного физика, химика, математика). Целью политических клубов может стать изучение молодёжного движения за рубежом, изучении истории политических учений и другое. Распространённой формой являются школьные музеи. По профилю они могут быть краеведческие, исторические, историко – литературные, природоведческие, художественные. Основная работа в школьных музеях связана со сбором материалов. Для этого проводятся походы, экспедиции, встречи с интересными людьми, ведётся широкая переписка, работа в архиве. Материалы музея должны использоваться на уроках, для просветительской деятельности среди взрослого населения. Необходимо, чтобы работа школьного музея проходила в контакте с государственным, который должен оказывать им научную и методическую помощь. Формы массовой работы принадлежат к числу наиболее распространенных в школе. Они рассчитаны на одновременный охват многих учащихся, им свойственна красочность, торжественность, яркость, большое эмоциональное воздействие на детей. Массовая работа содержит в себе большие возможности активизации учащихся. Так конкурс, олимпиада, соревнование, игра требуют непосредственной активности каждого. При проведении же бесед , вечеров, утренников лишь часть школьников выступают в качестве организаторов и исполнителей. В таких мероприятиях, как посещение спектаклей, встреча с интересными людьми, все участники становятся зрителями. Сопереживание, возникшее от участия в общем деле, служит важным средством сплоченности коллектива.

Традиционной формой массовой работы являются школьные праздники. Они посвящаются датам календаря, юбилеям писателей, деятелей культуры. В течении учебного года возможно проведение 4-5 праздников. Они расширяют кругозор, вызывают чувство приобщения к жизни страны. Широко используются конкурсы, олимпиады, смотры. Они стимулируют детскую активность, развивают инициативу. В связи с конкурсами обычно устраиваются выставки, которые отражают творчество школьников: рисунки, сочинения, поделки. Школьные олимпиады организуются по учебным предметам. Участие в них принимают учащиеся с начальных классов. Их цель- вовлечь всех детей с отбором наиболее талантливых. Смотры- наиболее общая соревновательная форма массовой работы. Их задача- подведение итогов и распространение лучшего опыта.

Усиление деятельности по профориентации. Организация кружков, клубов, воспитание стремления к общему поиску. Формой массовой работы с детьми является классный час. Он проводится в рамках отведенного времени и является составной частью воспитательной деятельности. Любая форма внеклассной работы должна быть наполнена полезным содержанием. Характерной особенностью внеклассной работы является то, что в ней наиболее полно реализуется принцип взаимного обучения, когда старшие, более опытные учащиеся, передают свой опыт младшим. В этом состоит один из эффективных способов реализации воспитательных функций коллектива.

Школа является первой, организованно – действующей средой, длительное время влияющей на ребенка в период, когда он проходит три важнейших этапа развития, детство, отрочество, юность. Школа аккумулирует все воздействие среды в целом. Преобразование социальной позиции подростка рассматривается в органической взаимосвязи с преобразованиями социальной среды. Социальные функции школы состоят в том, чтобы обеспечивать приобщение подрастающих поколений к ценностям, созданным цивилизацией, и вооружать их способами освоения и приумножения её богатств. Источник социальной активности, формирующий потребности, находится в общественно- политической и культурной среде жизни, которая воздействует на школу. Социальная позиция включает в себя систему отношений, целей и ценностей, установок и мотивов, формирование социально-активной позиции молодого человека на производстве предваряет отношение к действительности молодых людей в период их обучения в школе.

В Конвенции о правах ребенка, принятой Генеральной Ассамблеей ООН в ноябре 1989 году, зафиксированы три основных права ребёнка: на выживание, развитие и защиту. Это важный ориентир для России, в которой сегодня интенсивно размывается социальная инфраструктура детства в области здоровья, образования, культуры, спорта. Интересы детей, которых в РФ 28.5 % от численности населения, затрачивают всё общество. Образ жизни детей, уровень их развития, служат важнейшим индикатором благополучия страны.

Социальное воспитание детей объективно служит государственным инструментом стабилизации общества. Социальное воспитание должно достигать двух целей: успешности социализации подрастающих поколений в современных условиях и саморазвития человека как субъекта деятельности и как личности. Социальное воспитание подрастающего поколения – задача всего общества, и не только того или иного образовательного ведомства. Социологи пришли к выводу: огромная армия профессиональных воспитателей работает мало эффективно.

Важнейшим условием успешной деятельности в этой сфере является совпадение целей и задач социального воспитания со стратегией развития общества. В социальном воспитании ведущая роль принадлежит семье и школе. Школа сегодня отвыкла работать с семьей в единой системе, не имеет четкой позиции по отношению к своей роли в социуме, не оказывает существенного влияния на процесс и результаты воспитания. Применительно к современной России, ввергнутой в социально-экономический передел, стремительное развитие социально-педагогических служб - это процесс объективно необходимый.

Социальная педагогика или педагогика отношений в социуме рассматривается как базовая интегративная основа в системе служб социальной помощи. Её цель - педагогически целесообразно влиять на отношения в социуме. Социальная служба, это структура, созданная для помощи людям, имеющим проблемы в сфере общественных отношений в своей личной жизни, проблема внеурочной деятельности сейчас явно недооценивается.

Та школа, которая не живет после уроков, не может гарантировать правильного нравственного развития детей. Хорошая школа- это целый мир совместного накопления нравственного опыта, центр организованного общения. Дети воспитываются в деятельности. Главное - опираться на актуальные потребности детей. Обществу нужна надёжно поставленная школьная воспитательная служба. Главное понятие педагогики- воспитание. В научной педагогике есть только одна основополагающая категория- воспитание, она выражает объективный процесс движения отношений, деятельности в обществе, благодаря которому осуществляется преемственность между поколениями. Воспитание обеспечивает вхождение подрастающего поколения в жизнь общества, становление их активными субъектами. Воспитание стимулирует опыт познания мира и опыт мировой общественной практики. Критерием эффективности воспитания является степень соответствия результатов воспитания потребностям и запросам природы и общества, уровню готовности индивида, то есть соответствия его поведения требованиям правовых моральных норм. Внутренняя цель педагогической деятельности в том, чтобы постепенно превратить подрастающего человека их существа управляемого в самостоятельную личность. Внешняя цель педагогики – состоит в развитии сущностных сил индивида, облегчающих его интеграцию в общественную жизнь, чтобы обеспечить успешное его включение в трудовую, социальную деятельность. Механизмы и формы проявления педагогической деятельности опираются на деятельность, отношения, общения.

Целостный педагогический процесс есть материализация всеобщей категории воспитания как общественного явления. Структура целостного педагогического процесса включает следующие компоненты: основные категории и законы, цель и воспитательные ценности, систему « педагог- дети», содержание воспитания и обучения, учебно- воспитательные учреждения. В общем виде критерий эффективности воспитательного процесса могут быть выражены в степени воспитанности подрастающего человека, степени его обучения, в степени мобильности его психических процессов. Сама школа медленно и болезненно меняет свою педагогическую парадигму. Стихийный поиск добавляет новые проблемы. Одной из самых острых проблем остается воспитание. Каковы же концептуальные основы воспитания в сложившийся политической и экономической обстановке?

  1. Воспитание как возрождение гражданина, человека культурного и нравственного, как необходимое условие социализации личности, является социально обусловленным процессом, выполняющим стабилизирующие функции.

  2. Сохранение, развитие культуры.

  3. Обслуживание исторического процесса смены поколений

  4. Создание условий для свободного развития личности, как субъекта культуры исторического процесса собственного развития жизнетворчества.

Важными базовыми компонентами воспитания являются:

  1. Воспитание свободной личности (высокий уровень самосознания, гражданственность, чувство собственного достоинства, самодисциплины).

  2. Воспитание гуманной личности (милосердие, доброта, терпимость, доброжелательность, готовность оказать помощь).

  3. Воспитание духовной личности ( потребность в познании и самопознании, в красоте общения).

  4. Воспитание творческой личности (развитие способностей, знаний, умений, навыков, интеллекта).

  5. Воспитание практической личности ( знание основ экономики, трудолюбия, хозяйственность, владение языками, физическая закалка, хорошие манеры).

Обновления воспитания опирающего на принцип гумманизации означает:

  1. Возвращает воспитание человеку.

  2. Поддержку индивидуальности и самобытности ребёнка, решительный отказ от «валового» подхода в воспитании и признании каждого отдельного ребенка высшей ценностью воспитания, развитие субъективных свойств творческого потенциала.

  3. Осуществление в контексте национальной культуры, как среды питающей духовное и нравственное развитие ребёнка.

  4. Возвращение воспитания в семью к родителям, признание в них главных воспитателей, поиск путей педагогического сотрудничества и доверительного общения с родителями.

  5. Существенное повышение педагогической культуры воспитателей, обретение ими гуманистической педагогической позиции. Современной школе нужен труд ,дающий возможность проявляться интересам детей и педагогов, их созидательным силам и стремлениям. Восстановление и сохранение природы, исторических памятников, возрождение народных промыслов, во всем необходимо участие школы.

Для образовательных учреждений с гуманистическими воспитательными системами характерны следующие признаки:

  1. Наличие собственной идеологии школы.

  2. Формирование определённого образа жизни.

  3. Педагогически целесообразная организация среды образовательного учреждения, как внутренней (предметно-эстетической, пространственной, духовной), так и внешней ( социально, природной), генеральной целью воспитания является формирование гармонично развитой личности, способной полноценно выполнить систему социальных ролей; функции семейные, трудовые, гражданские, геосоциальные, саморегулятивные.

При этом, необходимо ориентироваться на общечеловеческие ценности, следует помнить об опережающим характере цели воспитания, о необходимости проектирования тех качеств, которые понадобятся нашему воспитаннику для жизнедеятельности в будущем. Воспитание должно подготовить сегодняшнего ребёнка и завтрашнего гражданина к жизни и работе в демократическом обществе, глее действительными, а не мнимыми регуляторами поведения будут мораль и право.

Свобода как цель и необходимое условие прогрессивного развития достижима лишь при условии её осознания участниками образовательного процесса, осознания, которым может снабдить молодёжь только воспитание и обучение в их единстве.

Чтобы человек мог справиться с грузом ответственности, возлагаемым на него свободной воли, ему необходимо мужество.

Стремление к самостоятельности выбора того, что составляет содержание и смысл жизни-работы, общения, потреблении, личной жизни, досуга, присуще человеку, но воспитание призвано вдохновить эту генеральную потребность личности укрепить, наполнить ее конструктивным содержанием. В воспитании нуждаются добродетели созерцания и рефлексии, рвения к истине, творчеству и самосовершенствованию. Колоссальное значение имеет также приобщение людей к искусству достойного человека счастья, искусству благородного наслаждения прекрасным. Чтобы восполнить утрачиваемы смысл жизни в постоянно усложняющемся мире, учение и научную работу, размышление над сложившимися проблемами, бескорыстное стремление к познанию важно представить как трудную, но достойную, очень нужную, возвышающую человека и уважаемую другим и деятельность.

Правильное воспитание призвано гармонизировать способности и потребности людей. А для достижения этой цели им нужно уметь рефлектировать. Неразрушительное, а то и созидательное, творческое сознание образованному и развитому человеку дает только рефлексия - и цель, и важнейший компонент образовательно - воспитательных усилий. Воспитание призвано позаботиться об умственном развитии детей, достаточном для понимания ими различий между мечтой и учением, пророчеством и доктриной, утопией и шуткой. Важно убедить подростков не обманываться словами.

Воспитание ума, нацеленное на предотвращение личных и общественных трагедии, должно включать в себя обучение последовательной самокритичности и критичности, способности трезво мыслить, готовности подвергать сомнению все надежды и устремления и отвергать их, если они заключают в себе опасность. Нужно научить детей ненавидеть самообман. В жизни часто придется перепроверять информацию, искать и находить новые материалы для такой проверки и перепроверки.

Человеку необходимо постоянно поддерживать в себе интерес к жизни, к окружающему миру. Поэтому в высшей степени желательно соединение эстетического и этического начал в личности.

Воспитание, обоснованное на глубоком знании моральной организации человека. Чтобы выжить, обществу предстоит научиться более искренней терпимости, чем ныне признаваемая.
Заключение.

Сегодня проблема социальной активности рассматривается в более широком контексте, как проявление человеческой природы, как его сущностная сила. Это значит, что социальная активность выступает в качестве феномена всей человеческой культуры. Изучение социальной активности личности на уровне философского анализа, как способа жизнидеятельности, рассматривается с позиции внешнего и внутреннего проявления. Прежние подходы к критерию оценки социальной активности в современной ситуации представляются несколько ограниченными. Активная жизненная позиция в условиях административно - бюрократической системы означала активное исполнение трех предписаний сверху и полное подавление всего, что не соответсвует этим предписаниям. Человек, как субъек общественных отношений, исторически изменчив. Социально – активной можно назвать такую личность, деятельность которой является шагом вперед по отношению к достигнутому общественному уровню независимо от сферы приложения сил: экономика, политика, наука, искусство и так далее.

Проблема сегодня усугубляется тем, что внутренние условия активности потеряли свое приоритетное значение в деятельности, которую длительно ориентировали на внешние установки. Человек перестал быть субъектом своей деятельности. Поэтому сегодня создаются внешние условия, способствующие росту внутренней активности людей.

Рассмотренный мной период ранней юности – время вступления старшеклассников во взрослую жизнь. Несмотря на то, что в их поведении уже практически нет детских черт, многие юноши и девушки – этто вопрос о нравственности и морали. У старших школьников впервые осуществляется принятие и усвоение нравственных принципов, норм, идеалов. Проблемы добра и зла волнуют юношей и девушек в плане их собственного нравственного самоопределения.

К окончанию школы большая часть юношей и девушек представляет собой людей, практически нравственно сформированных, обладающих зрелой и достаточно устойчивой моралью, которая наряду со способностями, мотивами и чертами характера представляет собой четвертое важнейшие личностное новообразование детства.

Сложились общие принципы организации внеклассной работы. Наиболее общим принципом, определяющим специфику занятий с учащимися во внеурочное время, является добровольность в выборе форм и направлений этих занятий. Важно, чтобы школьнику был предоставлен выбор кружков или секций. Для выявления круга интересов учащихся в школе можно распространить анкету о том, чем бы ребята хотели заниматься после уроков. Важно, чтобы любой вид занятий, в который включается учащиеся, имел общественную направленность, чтобы он видел, что, то дело, которым он занимается, нужно и полезно обществу.

Очень важна опора на инициативу и самодеятельность, собенно в организации дел в школе, где учителя многое делают за ребят. Если этот принцип правильно реализуется, то любое дело воспринимается школьниками так, как будто оно возникло по их инициативе. Успеху внеурочной воспитательной работы содействует четкая организация. Осуществление комплексного подхода к воспитанию требует, чтобы при организации всех мероприятий решалась бы не только одна профильная задача, важно, чтобы каждое мероприятие решало максимум воспитательных задач. При выборе содержания, организацией форм всегда необходимо соблюдать принцип учета возрастных и индивидуальных особенностей учащихся. Важным условие действительности всех видов воспитательной работы является обеспечения их единства, преемственности и взаимодействия.

Таким образом, процесс развития социальной активности личности наиболее эффективно происходит в условиях соединения обучения ( на всех возрастных этапах) и внеклассной, внешкольной деятельности.
Список литературы:

1.Абульханова-Славицкая К.А. Типология активности личности в социальной психологии // Психология личности и образ жизни. – М., 1987 г.

2. Абульханова-Славицкая К.А. Активность и жизненная позиция личности. – М., 1988 г.

3. Богомолов А.В. Развитие социальной активности личности: (нравственный аспект): автореферат диссертаций на соискателя ученой степени кандидата филосовских наук при ЦК КПСС.- М., 1987 г.

4.Мальковская П.Н. « Социальная активность старшеклассников», М. « Педагогика» , 1988 г.

5.Педагогический словарь: для студентов высшего и среднего педагогического учебного заведения /Г.М. Коджаспирова, А.Ю. Коджаспиров. – 2-ое издание, стер. – М.: Издательский центр « Академия», 2005. – 176 с.

6.Социальная активность личности: методическое пособие. (МУ Центр Психолого-педагогической и медико-социальной помощи «Вита» - Новосибирск: Вита,2006 г.

7.Филосовские и социологические проблнмы формирования социальной активности личности: межвуз. сб. науч. Тр. (Владимирский государственный педагогический институт им. П.И. Лебедева-Полянского; редкол: Ф.В Цанн Кай-си (отв. Ред.) и др. – Владимир: ВГПИ, 1989 г.

8.Харчев А.Г. Социология воспитания. Проблемы воспитания личности. М. « Политиздат», 1990 г.

1 Московский городской психолого-педагогический
Учебный материал
© nashaucheba.ru
При копировании укажите ссылку.
обратиться к администрации