Шпаргалка- земельное право - файл n1.doc

приобрести
Шпаргалка- земельное право
скачать (376.5 kb.)
Доступные файлы (1):
n1.doc377kb.24.08.2012 04:54скачать

n1.doc

  1   2   3   4
Вопросы к зачету по курсу " Земельное право"



  1. Предмет и метод земельного права. Разграничение норм земельного и иных отраслей права

  2. Принципы земельного права

  3. Понятие и виды источников земельного права

  4. Земельные правоотношения, их классификация нормы земельного права

  5. Участники земельных отношений

  6. Объекты земельных отношений

  7. Охрана земель: цели и содержание

  8. Право собственности граждан и юридических лиц на землю. Земельная реформа.

  9. Разграничение государственной собственности на землю. Собственность РФ, субъектов РФ, и муниципальная собственность на землю.

  10. Постоянное бессрочное пользование земельными участками

  11. Пожизненное наследуемое владение земельными участками

  12. Аренда земельных участков

  13. Право ограниченного пользования чужим земельным участком

  14. Основания возникновения прав на землю

  15. Безвозмездное срочное пользование земельными участками

  16. Особенности предоставления земельных участков для жилищного строительства и для их комплексного освоения из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности

  17. Переход права собственности на земельный участок при переходе права собственности на здание и сооружение и приобретение прав на земельные участки, на которых они расположены.

  18. Права и обязанности собственников и лиц, не являющихся собственниками земельных участков, по использованию земельных участков

  19. Основания прекращения права собственности на земельный участок

  20. Условия и порядок отказа лица от права на земельный участок

  21. Основания прекращения права постоянного бессрочного пользования и пожизненного наследуемого владения земельными участками

  22. Основания прекращения аренды земельных участков

  23. Основания прекращения безвозмездного срочного пользования земельными участками и сервитута. Конфискация и реквизиция земельных участков.

  24. Ответственность за правонарушения в области охраны и использования земель

  25. Изъятие земельных участков, в том числе путем выкупа для государственных и муниципальных нужд. Условия и порядок изъятия, возмещение убытков.

  26. Контроль за соблюдением земельного законодательства, охраной и использованием земель. Государственный мониторинг земель

  27. Государственное управление в области использования и охраны земель.

  28. Защита прав на землю

  29. Правовой режим земель сельскохозяйственного назначения (понятие, состав, использование)

  30. Оборот земель сельскохозяйственного назначения

  31. Правовой режим земель населенных пунктов.

  32. Правовой режим земель особо охраняемых территорий

  33. Правовой режим земель промышленности, транспорта, связи, обороны и безопасности.

  34. Правовой режим земель недр.

  35. Правовой режим земель лесного фонда.

  36. Правовой режим земель водного фонда.

  37. Правовое регулирование земельных отношений в законодательстве зарубежных стран.



  1. Предмет и метод земельного права. Разграничение норм земельного и иных отраслей права

С изменением содержания общественных отношений по поводу земли, происходит изменение в предмете и задачах земельного права. Земельные участки, в связи с земельной реформой, были признаны недвижимым имуществом, а земельные отношения – имущественными отношениями. Поэтому, при регулировании земельных отношений, допускается применение норм гражданского права. Так же при регулировании земельных отношений применяются административно-правовые нормы, особенно в сфере государственного управления. В условиях земельной реформы и совершенствования управления экономикой гарантируется хозяйственная самостоятельность правообладателей земли и расширилось содержание прав на землю.

Как известно, предметом гражданского права являются имущест­венные и личные неимущественные отношения, а предметом админист­ративного права — управленческие отношения. Предметом же земельного права являются земельные отношения, которые представляют собой ком­плекс имущественных и управленческих отношений.

Особенность предмета земельного права состоит в том, что, с одной стороны, земельные имущественные отношения могут в определенной части регулироваться нормами гражданского и земельного законодательства. С другой стороны, когда земля выступает как объект властных полномочий, для регулирования земельных отношений применяется метод административного права с его властными предписаниями. Например, по поводу ведения земельного кадастра, государственной регистрации и т.п. В связи с этим, возникает вопрос о разграничении норм земельного и гражданского права. Как правило, в купле - продаже земельного участка допускают применение норм гражданского права. Но, при этом, необходимо учитывать запреты, установленные земельным законодательством о продаже в частную собственность земельных участков природоохранного назначения. Кроме этого, необходимо учитывать нормы земельного законодательства о том, что не допускается изменение целевого назначения земли определенного до ее продажи. Однако, если в земельном законодательстве отношения урегулированы непосредственно и достаточно, то нет необходимости говорить о применении норм гражданского права. Например, платное и бесплатное предоставление земельных участков.

Связь земельного права, регулирующего отношения по поводу использования земли, с водным, лесным, горным правом обусловлена тем, что земля —важ­нейшая часть всей биосферы, вместилище всех других связанных с нею при­родных объектов: лесов, вод, животного и растительного мира, полезных иско­паемых и иных ценностей недр земли. Без использования земли практически невозможно использование других природных ресурсов.

Под методом отрасли права понима­ется способ воздействия норм данной отрасли права на поведение участ­ников общественных отношений, т. е. земельных отношений.

- Административно-правовому методу регулирования общественных отношений характерно проявление «власти и подчинения». административный метод, будучи закрепленным в законе, распространяется не на все виды земель­ных отношений, а лишь на те, где он является необходимым и полезным для практики.

-Современное российское законодательство расширяет права всех землепользователей, запрещая вмешательство в их хозяйственную дея­тельность. В отличие от административно-правового метода здесь при­меняется метод свободного дозволения, т. е. свободного усмотрения землепользователей и принятия ими своих собственных решений.


  1. Принципы земельного права.


Принципы отрасли права — это основополагающие начала, которыми руководствуются участники правоотношений.

Статья 1 Земельного кодекса РФ формулирует следующие основные принципы.

1. Учет значения земли как основы жизни и деятельности человека, согласно которому регулирование отношений по использованию и охра­не земли осуществляется исходя из представлений о земле как о природ­ном объекте, охраняемом в качестве важнейшей составной части приро­ды, природном ресурсе, используемом в качестве средства производства в сельском хозяйстве и лесном хозяйстве и основы осуществления хозяй­ственной и иной деятельности на территории Российской Федерации, и одновременно как о недвижимом имуществе, об объекте права собст­венности и иных прав на землю. (н/р в Гл.2-Охрана земель, говорится. Что земля в РФ охраняется как основа жизни и деятельности народов…, ст.42- обязанность использования земельных участков в соответствии с их целевым назначением и способами,которые не должны наносить вред окружающей среде, в том числе как природному объекту)

2. Приоритет охраны земли как важнейшего компонента окружаю­щей среды и средства производства в сельском хозяйстве и лесном хо­зяйстве перед использованием земли в качестве недвижимого имущества, согласно которому владение, пользование и распоряжение землей осуще­ствляются собственниками земельных участков свободно, если это не на­носит ущерб окружающей среде. (т.е. необходимое ограниче­ние хозяйственной свободы пользователей земли в целях охраны окру­жающей среды. ) (н/р ст.42- обязанность использования земельных участков в соответствии с их целевым назначением и способами, которые не должны наносить вред окружающей среде, в том числе как природному объекту )

3. Приоритет охраны жизни и здоровья человека, согласно которому при осуществлении деятельности по использованию и охране земель должны быть приняты такие решения и осуществлены такие виды дея­тельности, которые позволили бы обеспечить сохранение жизни человека или предотвратить негативное (вредное) воздействие на здоровье челове­ка, даже если это потребует больших затрат. (н/р ст.46- прекращение аренды по инициативе арендодателя в случае неустранения причинения умышленного правонарушения, повлекшего причинение вреда здоровью)

4. Участие граждан и общественных организаций (объединений) в решении вопросов, касающихся их прав на землю, согласно которому граждане Российской Федерации, общественные организации (объедине­ния) имеют право принимать участие в подготовке решений, реализация которых может оказать воздействие на состояние земель при их исполь­зовании и охране, а органы государственной власти, органы местного са­моуправления, субъекты хозяйственной и иной деятельности обязаны обеспечить возможность такого участия в порядке и в формах, которые установлены законодательством. (н/р ст.73- осуществление общественного земельного контроля)

5. Единство судьбы земельных участков и прочно связанных с ними объектов, согласно которому все прочно связанные с земельными участ­ками объекты следуют судьбе земельных участков, за исключением слу­чаев, установленных федеральными законами.(н/р ст.35: не допускается отчуждение участка без находящегося на нём здания, строения. Сооружения в случае, если они принадлежат одному лицу)

6. Приоритет сохранения особо ценных земель и земель особо охра­няемых территорий, согласно которому изъятие ценных земель сельско­хозяйственного назначения, земель лесного фонда, занятых лесами пер­вой группы, земель особо охраняемых природных территорий и объек­тов, земель, занятых объектами культурного наследия, других особо ценных земель и земель особо охраняемых территорий для иных целей ограничивается или запрещается в порядке, установленном федеральны­ми законами. Установление данного принципа не должно толковаться как отрицание или умаление значения земель других категорий. ( н/р ст.27: земли особо охраняемых территорий являются ограниченными в обороте и не предоставляются в частную собственность)

7. Платность использования земли, согласно которому любое ис­пользование земли осуществляется за плату, за исключением случаев, ус­тановленных федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации. (н/р ст. 65: использование земли в РФ является платным: форма оплаты- земельный налог и арендную плату за землю. )

8. Деление земель по целевому назначению на категории, согласно которому правовой режим земель определяется исходя из их принадлеж­ности к той или иной категории и разрешенного использования в соот­ветствии с зонированием территорий и требованиями законодательства.

(н/р ст.7- подразделение земель по целевому назначению, ст.8-отнесение земель к категориям )

9. Разграничение государственной собственности на землю на собст­венность Российской Федерации, собственность субъектов Российской Федерации и собственность муниципальных образований, согласно кото­рому правовые основы и порядок такого разграничения устанавливаются федеральными законами.(н/р Гл.3- собственность на землю- указываются разграничения государственной собственности на землю)

В настоя­щее время названное разграничение определяется Федеральным законом «О введении в действие ЗК»

10. Дифференцированный подход к установлению правового режима земель, в соответствии с которым при определении их правового режима должны учитываться природные, социальные, экономические и иные факторы.(н/р ст.7- правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той, или иной категории.)

Без учета природных, социальных, экономических и иных факторов, влияющих на правовой режим земель, закон оказался бы безликим, не­определенным, а порядок использования и охраны земель был бы недифференцированным.

11. Сочетание интересов общества и законных интересов граждан, согласно которому регулирование использования и охраны земель осуще­ствляется в интересах всего общества при обеспечении гарантий каждого гражданина на свободное владение, пользование и распоряжение при­надлежащим ему земельным участком. (н/р ст.49- изъятие земельных участков, в том числе путем выкупа- для государственных и муниципальных нужд.)

И наконец, устанавливается принцип разграничения действия норм гражданского и норм земельного законодательства при регулировании зе­мельных отношений. Суть этого разграничения состоит в том, что граж­данское законодательство устанавливает общие нормы регулирования имущественных отношений, в том числе и земельных, а земельное зако­нодательство устанавливает специальные нормы регулирования земель­ных отношений. Поэтому если есть специальная норма, содержащаяся в Земельном кодексе или в каком-либо другом нормативном правовом акте, решающая какой-то вопрос земельного права, то общая норма гра­жданского законодательства не может применяться.(н/р-право собственности на земельный участок прекращается….. в силу принудительного изъятия…в порядке. Предусмотренном ГК РФ)


  1. Понятие и виды источников земельного права


Источники земельного российского права внешние формы выражения правотворческой деятель-

ности государства, в которых закрепляются, формулируются правила поведения, обязательные для

исполнения.

Источник права (в широком смысле слова) - совокупность документов и принципиальных положений,на которые опирается правоприменитель в осуществлении своей деятельности, включая принципы морали и правосознания.

Источник права (в узком смысле) – действующие в государстве официальные документы, устанавливающие или санкционирующие нормы права (правила поведения).

Источники земельного права – законодательные и иные нормативные правовые акты, принятые и изданные компетентным государственным органом и со-

держащие правовые нормы, регулирующие земельные отношения.

Виды источников земельного права России:

1. Конституция РФ ст. 9. В этом источнике закреплено, что земля и другие природные ресурсы используются и охраняются в РФ, как основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующих территориях. Земля и другие природные ресурсы могут находиться в частной, государственной, муниципальной и иных формах собственности. Эта норма конкретизирована в ст. 36 К РФ, закрепляющей право частной собственности на землю и конкретизирующее его. В этой статье подчёркнуто, что условие и порядок пользования землей определяются на основе ФЗ. Ст. 42 «О праве на благоприятную и окружающую среду». Ст. 58 «Об обязанности каждого сохранять природу». «Об отнесении земельного законодательства к совместному ведению органов федеральной власти и ее субъектов».

Федеральные законы:

2. Земельный кодекс. Положение ст. 9 конституции конкретизируются в ст. 1, 2, 15, 16 и иных статьях, закрепляющих права на землю.

3. Закон «О введение в действие ЗК». Он содержит крайне важные нормы, регулирующие земельные отношения, устанавливает предельные цены земельных участков, продаваемых собственником зданий; для стимулирования переоформления прав на земельные участки устанавливает льготные цены для коммерческих организаций и предприятий, приватизировавших в свое время здания, строения, сооружения. Содержит нормы о разграничении собственности на федеральную собственность, собственность субъекта и муниципальную (при этом, с внесением изменений в этот закон был отменен ФЗ «О разграничении собственности…). Содержит нормы о регистрации права собственности на земельные участки, предоставленные до введения в действие земельного кодекса на праве постоянного бессрочного пользования и пожизненного наследуемого владения!!!

4. Градостроительный кодекс.

5. Лесной кодекс от 04 декабря 2006 г.

6. Водный кодекс от 3 июня 2006 г.

7. ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» от 24 июля 2002 г.

8. ФЗ «О крестьянских фермерских хозяйствах» от 11.06.2003 г.

9. ФЗ «О личных подсобных хозяйствах» от 7.07.2003 г.

10. ФЗ «О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан» от 15 апреля 1998 г.

11. ФЗ «О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую» от 21 декабря 2004 г.

12. ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» от 24 июля 2007 г.

13. ФЗ «О землеустройстве» от 18.06 2001 г.

14. ФЗ «О государственном регулирования обеспечения плодородия земель сельскохозяйственного назначения» от 16.07.98г.

15. ФЗ «Об охране окружающей среды» от 10 января 2002 г.


Законы субъектов РФ

Подзаконные нормативные акты. В них входят:

1) указы Президента РФ;

2) постановления Правительства РФ;

3) ведомственные акты;

4) нормативные акты организаций;

5) акты субъектов Федерации и органов местного самоуправления.

международные договоры, заключенные с иностранными государствами;

  1. Земельные правоотношения, их классификация. нормы земельного права

В связи с приобретением , использованием и охраной земель между органами власти, организациями и частными лицами складываются определенные отношения, которые регулируются нормами земельного права. Тем самым возникают земельные правоотношения.

Правоотношениям в любой отрасли права, равно как и в земельном, присуще наличие нескольких элементов:

1) норма права, которой необходимо руководствоваться при решении тех или иных земельно-правовых вопросов;

2) субъекты права, т. е. участники земельных отношений;

3) объект права — индивидуально-определенный земельный участок, по поводу которого возникают земельные отношения. Объектами земельных отношений является также все недвижимое имущество, которое прочно связано с землей; в сфере государственного управления объектом земельных отношений может быть весь федеральный или субъектов Федерации земельный фонд в целом, его составные части в пределах границ республик, областей, административно-территориальных образований, отдельные участки;

4) содержание земельных правоотношений, т. е. права и обязанности их участников, совершающих свои действия в точном соответствии с нормами права, преследуя цель, ради которой складываются данные земельные отношения.

Классификация земельных правоотношений возможна по различным основаниям:

-по основному хозяйственному назначению земель: возникшие в процессе сельскохозяйственного производства; при использовании земли в промышленности и строительстве; при выделении и использовании земель поселений (городов, поселков городского типа и сельских населенных пунктов)…

-по их субъекту: коммерческие сельскохозяйственные предприятия, арендные коллективы, граждане и т. д.

Так же Земельные правоотношения могут быть:

-материальными, возникающими на основании норм материального права

Материальные правовые нормы — это те, которые устанавливают какие-то существенные права и обязанности участников земельных правоотношений, например право на получение земельного участка, обязанность охранять плодородие угодий, не нарушать интересов соседних землепользователей и т. д. Соответствующие этим нормам земельные отношения называются материальными.

-процессуальными — на основании процессуальных норм.

Процессуальные нормы устанавливают формы реализации материальных норм (порядок подачи заявлений, просьб и ходатайств о предоставлении (продаже) земли, порядок проведения торгов, правила обжалования решений государственных органов, процедуру рассмотрения земельных споров, если они возникают, и т. п.).

земельно-правовые нормы, как и всякие иные правовые нормы, имеют свою внутреннюю структуру, т. е. составные части

-гипотеза, т. е. описание условий действия правовой нормы. При этом «условие» не обязательно должно быть подробным описанием. Обычно лишь указывается на то или иное фактическое обстоятельство, событие, действие. (В гипотезе не обязательно присутствие слова «если», указывающего на условие, но оно всегда подразумевается.)

- диспозиция, которая указывает, каким должно быть поведение людей, организаций, предприятий, учреждений при наличии предусмотренных гипотезой фактических обстоятельств или условий. Так, если гражданин выразит желание заниматься индивидуальной трудовой деятельностью в сельском хозяйстве и если он имеет опыт и способности для этого («гипотеза»), ему должен быть предоставлен земельный участок для ведения крестьянского хозяйства. В каких размерах, в какой местности, на каком праве, при каких условиях — ответы на эти вопросы надо искать в диспозициях других правовых норм.

- Санкция — это составная часть правооохранительной нормы. Она, естественно, может отсутствовать в правовой норме, рассчитанной на регулирование положительных действий. Правоохранительная же норма предусматривает меры воздействия к нарушителю земельного законодательства, т. е. к лицам, не соблюдающим предписания регулятивной нормы.

В земельном законодательстве имеется множество норм, которые по способу правовых предписаний призваны усилить регулятивную и правоохранительную функции земельного права. Нормы земельного права можно подразделить на:

- обязывающие, Обязывающая (императивная) норма провозглашает обязанность совершить определенное активное действие. Так, ст. 42 ЗК РФ обязывает всех владельцев земли осуществлять комплекс мероприятий по охране своих земель в порядке, который установлен в ст. 12—13 ЗК РФ.

-запрещающие. Запрещающая норма устанавливает обязанность не совершать действий, запрещенных этой нормой. В отличие от обязывающих норм, требующих активных действий, запрещающие нормы предписывают воздерживаться от совершения действий, нежелательных с точки зрения закона. Так, ст. 23 и 42 ЗК РФ запрещают нарушать права других собственников и владельцев земли, землепользователей и арендаторов, а также нарушать порядок пользования лесными угодьями, водными и другими природными объектами.

-управомочивающие нормы. Управомочивающая норма дает право участникам земельных отношений совершать определенные действия, указанные в данной норме (например, производить посевы и насаждения, сдавать угодья в аренду и т. д.).


  1. Участники земельных отношений

Статья 5. ЗК Участники земельных отношений

1. Участниками земельных отношений являются граждане, юридические лица, Российская Федерация, субъекты Российской Федерации, муниципальные образования.

2. Права иностранных граждан, лиц без гражданства и иностранных юридических лиц на приобретение в собственность земельных участков определяются в соответствии с настоящим Кодексом, федеральными законами. (н/р Иностранные граждане, лица без гражданства и иностранные юридические лица не могут обладать на праве собственности земельными участками, находящимися на приграничных территориях, и на иных установленных особо территориях РФ)

Используются следующие понятия и определения:

Для того, чтобы быть субъектом земельных отношений, необходимо обладать земельной правосубъектностью.

Граждане.

Граждане должны обладать правоспособностью и дееспособностью в области земельных отношений. В земельном праве правоспособность и дееспособность обычно совпадают в одном лице. Например, невозможно говорить о правоспособности гражданина, получившего земельный участок для ведения крестьянского фермерского хозяйства без дееспособности; следовательно, право субъектов, граждан для получения таких участков, а так же участков из муниципальной или государственной собственности, необходимо быть дееспособным, то есть такое право возникает с 18 лет. Однако, в земельном праве есть и другие земельные участки, такие как для садоводства, для личного земельного хозяйства. Право собственности на такие участки возникает по нормам гражданского права, а, следовательно, гражданин может приобрести право собственности на такие участки с момента рождения, однако право распоряжения возникнет с 18 лет.

Юридические лица.

Для признания ЮЛ участником земельных отношений необходимо учитывать положение п. 1 ст. 48 ГК. Для признания коммерческих и некоммерческих организаций, независимо от форм организаций, субъектами земельных отношений, кроме общих признаков, названных выше, необходимо, чтобы они обладали специальной правоспособностью, то есть способности иметь права и обязанности в силу норм земельного права. Например, ст. 20 ЗК.

РФ, субъекты РФ, муниципальные образования. Эти субъекты имеют особую правосубъектность:

Наряду с гражданами и ЮЛ, они могут быть субъектами земельных отношений. Они вправе участвовать в земельных отношениях на равных началах с другими субъектами в таком качестве государство и муниципальные образования отказываются от своей властной роли и подчиняются публичным и частным принципам и правилам земельного права. Эти условия (публичное и частное) были созданы программой возрождения российской деревни и развития агропромышленного кодекса, утвержденный в 1990г. в этом случае государство и муниципальные образования выступают как собственники земли и как политический суверен и собственник всей земли, за исключением находящейся в частной собственности. Выступая как политический суверен, они определяют (в первую очередь государство) направление политики в области регулирования земельных отношений, порядок пользования различными категориями земель в соответствии с их целевым назначением и разрешенным использованием; закрепляют права и обязанности правообладателей земельных участков; закрепляют нормы по обеспечению рационального и эффективного использования земли, порядок предоставления земельных участков из государственной и муниципальной собственности, регламентируют мониторинг земли и т.д.


  1. Объекты земельных отношений

Статья 6. ЗК Объекты земельных отношений

1. Объектами земельных отношений являются:

1) земля как природный объект и природный ресурс;

2) земельные участки;

3) части земельных участков.

Перечень объектов не является исчерпывающим, так как в действительности объектами земельных отношений являются земельные доли (паи), что подтверждается ФЗ «Об обороте земель сельхоз назначения».

Самостоятельным объектом земельных отношений могут выступать права на землю, как вещные, так и обязательственные. Например, гражданин право собственности может внести в уставный капитал общества с ограниченной ответственности.

В 2008 г. в земельный кодекс была введена глава, посвященная земельным участкам. В ней дается понятие земельного участка в ст. 11. Земельным участком является часть земной поверхности, границы которой определены в соответствии с ФЗ.

Кадастровый учет объектов недвижимости, а значит и земельных участков осуществляется в соответствии с ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» от 24 июля 2007 г. каждый объект (земельный участок) сведения о котором занесены в государственный кадастр недвижимости, имеет неповторяющийся во времени и на территории РФ государственный учетный номер (кадастровый номер). В этих целях органы кадастрового учета осуществляют кадастровое деление территории РФ на кадастровые округа, районы, кварталы.

В ст. 7 ФЗ закреплено, какие сведения вносятся в государственный кадастр недвижимости об уникальных характеристиках объекта недвижимости:

  1. вид объекта, кадастровый номер, основания и дата его внесения

  2. описание места положения объекта и границ земельного участка.

  3. площадь земельного участка

А так же следующие сведения: ранее присвоенный кадастровый номер, кадастровый номер объекта недвижимости, из которого он образован в результате преобразования; сведения о вещных правах и обладателях этих прав в объеме сведений ЕГРП; сведения об ограничениях и обременениях и сведения о лицах, в пользу которых они установлены; сведения о лесах и водных объектах, расположенных в пределах земельного участка; категория земли и разрешенное использование.

Образование земельного участка происходит в следующих случаях: при разделе, выделе доли, объединении, перераспределении земельных участков или выделе из земельных участков, а также из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности. При разделе собственник земельного участка приобретает право собственности на каждую часть земельного участок. Земельные участки, из которых при разделе, объединении, перераспределении образуются земельные участки, прекращают свое существование с даты государственной регистрации права собственности и иных вещных прав на все образуемые из них земельные участки.



  1. Охрана земель: цели и содержание

Конкретные требования охраны земель (почв)  сформулированы в ст. 13 Земельного кодекса Они представляют собой сложный комплекс мероприятий, которые обязаны выполнять в процессе хозяйственного использования земель все их правообла­датели: собственники, землепользователи, землевладельцы и арендаторы. В составе этих мероприятий ст. 13 Кодекса называет:

-сохранение почв и их плодородия;

- защита земель от водной и ветровой эрозии, селей, подтопления, заболачивания, вторичного засоления, уплотнения, загрязнения радиоак­тивными и химическими веществами, захламления отходами производст­ва и потребления, загрязнения, в том числе биогенного загрязнения, и других негативных (вредных) воздействий, в результате которых проис­ходит деградация земель;

-защита сельскохозяйственных угодий и других земель от зараже­ния бактериально-паразитическими и карантинными вредителями и бо­лезнями растений, зарастания сорными растениями, кустарниками и мелколесьем, иных видов ухудшения состояния земель;

-ликвидация последствий загрязнения, в том числе биогенного за­грязнения, и захламления земель;

-сохранение достигнутого уровня мелиорации;

-рекультивация нарушенных земель, восстановление плодородия почв, своевременное вовлечение земель в оборот;

-сохранение плодородия почв и их использование при проведении работ, связанных с нарушением земель.

Для обеспечения эффективной охраны земель разрабатываются федеральные, региональные и местные программы охраны земель, включающие в себя перечень мероприятий по охране земель с учетом особенностей хозяйст­венной деятельности, природных и других условий.

Оценка состояния земель и эффективности предусмотренных меро­приятий по охране земель проводится с учетом экологической эксперти­зы, установленных законодательством санитарно-гигиенических и иных норм и требований.

Статья 13 ЗК РФ предусматривает также, чтобы внедрение новых технологий, осуществление программ мелиорации земель и повышения плодородия почв запрещались в случае их несоответствия предусмотрен­ным законодательством экологическим, санитарно-гигиеническим и иным требованиям.

Для проведения проверки соответствия почвы экологическим нор­мативам проводятся почвенные, геоботанические, агрохимические и иные обследования.

В целях предотвращения деградации земель, восстановления плодо­родия почв и загрязненных территорий допускается консервация земель с изъятием их из оборота в порядке, установленном Правительством Рос­сийской Федерации.

Охрана земель, занятых оленьими пастбищами в районах Крайнего Севера, отгонными, сезонными пастбищами, имеет свои особенности. Они должны учитываться, как сказано в ст. 13 ЗК РФ, в соответствую­щих федеральных законах и иных нормативных правовых актах Россий­ской Федерации и законах и иных нормативных правовых актах субъек­тов Российской Федерации.



  1. Право собственности граждан и юридических лиц на землю. Земельная реформа.


С 1990 г. происходят самые большие изменения во всем законодательстве, в том числе и в земельном. Начало земельной реформы – ноябрь – декабрь 1990 г. были приняты: закон «о земельной реформе», «о крестьянско-фермерских хозяйствах», «О собственности в РСФСР». Значение: впервые после столыпинской реформы граждане получили возможность покупать у органов местного самоуправления свободные участки без домов.

В апреле 1991 г. был принят земельный кодекс РСФРС, который закрепил частную собственность на землю. Указ от 27 декабря 1991 г. «О неотложных мерах по осуществлению земельной реформы в РСФСР». Значение: были переданы бесплатно в собственность земельные участки в сельской местности, которые находились в пользовании. Передача проходила по-разному.

Указ от 23 декабря 1992 г. «О праве граждан Российской Федерации на получение в частную собственность и на продажу земельных участков под личное подсобное и дачное хозяйство, садоводство и индивидуальное жилищное строительство (ИЖС)». Согласно этого указа для этих целей вводился оборот земли.

27 октября 1993 г. был принят указ № 1767 «О регулировании земельных отношений и развития аграрной реформы в России». Значение: реорганизация сельскохозяйственных организаций и передача земельных угодий из состава земель сельскохозяйственного назначения в коллективно-долевую собственность членов этих хозяйств.

Принятием гражданского кодекса – первой и второй части, были закреплены вещные права на земельные участки. ГК установил, что права на земельные участки возникают с момента государственной регистрации; В ст. 209 ГК подчеркивалось, что собственность на земельные участки, то есть владение, пользование, распоряжение и землей и другими природными ресурсами осуществляется в той мере, в какой их оборот допускается законом Он осуществляется свободно, если это не наносит вред окружающей среде и не нарушает прав и законных интересов третьих лиц.

Вступление в силу закона «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» от 21 июля 1997 года - изменило способ регистрации и вся регистрация стала проходить в органах регистрации недвижимости, а до этого проводил земельный комитет. Этим законом была введена правовая экспертиза документов и органы регистрации недвижимости могли отказать в регистрации, если в документах четко не прослеживалось право (например, право собственности).

Принятие нового земельного кодекса 2001 г.

Установление множественности форм собственности на землю явилось одним из основных достижений земельной реформы в нашей стране, впервые оно было провозглашено в 1990 г. Законом РСФСР «О земельной реформе». До этого на всем протяжении существования советского государства действовало право исключительной государственной собственности на землю: земельные участки гражданам и юридическим лицам предоставлялись только в пользование, любые сделки с землей были запрещены.

Право собственности. ( Оно закреплено в гл. 3 ст. 15, 16,17,18.ЗК РФ)

Право частной собственности. Это право граждан и юридических лиц: граждане и ЮЛ имеют равные права на приобретение земельных участков. Однако иностранные граждане:

1.не могут приобретать земельные участки в собственность на приграничных территориях.

2. могут обладать земельными участками из земель сельскохозяйственного значения только на праве аренды.

ЗК не содержит ограничений на количество земли, которое можно приобрести на праве собственности.
  1   2   3   4


Вопросы к зачету по курсу " Земельное право"
Учебный материал
© nashaucheba.ru
При копировании укажите ссылку.
обратиться к администрации