Курсовой поект - Местные финансы: сущность, задачи и роль в организации рыночных отношений в регионах - файл n1.doc

приобрести
Курсовой поект - Местные финансы: сущность, задачи и роль в организации рыночных отношений в регионах
скачать (367 kb.)
Доступные файлы (1):
n1.doc367kb.24.08.2012 04:33скачать

n1.doc

  1   2   3   4   5   6


Содержание



Введение 3

1. Основы организации муниципальных финансов 6

1.1.Сущность и роль муниципальных финансов в финансовой системе страны 6

1.2. Особенности становления системы местных финансов в России 12

1.3. Зарубежный опыт управления муниципальными финансами 16

2. Местный бюджет, как основа финансов муниципальных образований 22

2.1.Формирование доходной части местных бюджетов 22

2.2.Направления расходования средств бюджетов муниципальных образований 28

2.3.Межбюджетные отношения на муниципальном уровне 32

2.4. Рекомендуемые меры по развитию местного самоуправления в России 37

Заключение 42

Список использованной литературы 45

Приложение 48


Введение



Бюджетная система РФ состоит из федерального, региональных и местных бюджетов. Местные финансы являются основой экономическо­го процесса местного самоуправления и наряду с государственным имуществом, переданным в управление муниципальным органам власти, объектами муниципальной собственности, служат базой для решения проблем эффективного функциони­рования и развития объектов инфраструктуры муниципального образования, исполняют практически все конституцион­ные права граждан проживающих на территории муниципального образования. Таким образом, актуальность исследования, посвященного проблемам муниципальных финансов неоспорима.

Проблемы совершенствования управления финансовыми ресурсами муниципальных образований становятся все более актуальными в связи с переходом к новой модели местного самоуправления, трансформацией управления общественными финансами на основе изменений в бюджетном и налоговом законодательстве.

Перед вновь образовавшимися муниципалитетами остро встает проблема финансирования полномочий, переданных на местный уровень, повышения качества управления, сбалансированности социально-экономического развития, эффективного использования муниципальной собственности. Рациональное использование финансов муниципальных образований имеет приоритетное значение для дальнейшего развития территорий и включает комплекс вопросов по совершенствованию управления на местном уровне.

Муниципальные образования в Российской Федерации решают широкий круг проблем, связанных с жизнеобеспечением населения территорий. В то же время хроническая дефицитность их бюджетов, отсутствие стабильных источников доходов и, как следствие, ухудшение качества предоставляемых муниципальных услуг, ставят под вопрос декларированный принцип самостоятельности муниципальных образований.

В связи с вышеизложенным особую актуальность приобретает исследование проблем формирования и направления использования местных финансов на основе внедрения бюджетирования, ориентированного на результат, организации системы средне- и долгосрочного планирования на муниципальном уровне, повышения качества муниципальных услуг.

Объектом данной курсовой работы являются организация общегосударственных финансов и местные финансовые ресурсы.

Предметом исследования являются местные финансы, их сущность, задачи и роль в организации рыночных отношений в регионах, местные финансовые ресурсы.

Цель исследования данной работы состоит в раскрытии и изучении роли муниципальных финансов в бюджетной системе страны.

Для достижения данной цели необходимо будет решить следующие задачи:

- определить состав местных финансов;

- изучить бюджетный процесс на муниципальном уровне;

- рассмотреть процесс становления местных финансов в РФ;

- изучить формирование доходной части местных бюджетов;

- рассмотреть направления расходования средств муниципального бюджета;

- проанализировать межбюджетные отношения на муниципальном уровне;

- наметить пути совершенствования местных бюджетов

Первая глава посвящена изучению основ организации муниципальных финансов, в частности определению главной и второстепенных ролей муниципальных финансов, экономической сущности местных бюджетов, этапы становления бюджетной системы в РФ, в частности местных бюджетов, приведены модели муниципальных систем зарубежных стран.

Во второй главе анализируются источники доходов местных бюджетов (собствен­ные доходы и доходы за счет отчислений от федеральных и региональных налогов и сборов, а также не­налоговые доходы и безвозмездные перечисления), направления расходования данных средств (содержание органов местного самоуправления; формирование муниципальной собственности и управление ею; организация, содержание и развитие учреждений образова­ния, здравоохранения, культуры, физической культуры и спорта, средств массовой информации, других учреждений, находящихся в муниципальной собственности или в веде­нии органов местного самоуправления; содержание муниципальных органов охраны общественного порядка; организация, содержание и развитие муниципального жи­лищно-коммунального хозяйства; муниципальное дорожное строительство и содержание дорог местного значения). Также межбюджетные отношения на муниципальном уровне.

Теоретической и методологической основой исследования послужили научные труды отечественных и зарубежных ученых по теории управления, экономике, финансам, а также других дисциплин, отражающих теорию и практику местных финансов; прикладные исследования по данной проблематике; нормативные правовые акты Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления. Существенную помощь в подготовке данного реферата оказало использование информационных ресурсов всемирной глобальной сети Internet .

При написании данной работы использовались учебники следующих авторов: Романовского M.B. , Мацкуляка, И.Д.,Бабич А.М., Дадашева А.З., Вахрина П.И., Нешитой А. С. ,такие периодические издания как «Муниципальное право», «Финансы и кредит», «Финансы», « Финансы и межбюджетные отношения» и т.д.

1. Основы организации муниципальных финансов



    1. Сущность и роль муниципальных финансов в финансовой системе страны



В соответствии с принципами территориального устройства нашей страны бюджетная система включает: 1 федеральный бюджет, 21 респуб­ликанский бюджет, 55 краевых и областных, 10 бюджетов автономных округов, 1 бюджета автономной об­ласти, 2 бюджета городов федерального значения — Москва и Санкт-Петербург, около 29 000 местных бюджетов. [22. C 405]

По мнению Мацкуляка И.Д., муниципальные (или местные) финансы — это совокупность социально-экономических отношений, возникающих по пово­ду формирования, распределения и использования финансо­вых ресурсов для решения задач местного значения. [17.C 177]

Другое определение муниципальным (местным) финансам дает Бабич А.М., по его мнению, местные финансы — это совокупность экономических отношений, -одним из участников которых является орган местного самоуправления, складывающихся по поводу образования и использования средств местного бюджета и местных внебюджет­ных фондов в интересах населения конкретного муниципального образования, и организуемых муниципальными финансово-кредитными институтами.[7.С 621]

Местные бюджеты являются составной ча­стью финансовой системы Российской Федерации. На рис.1 приведена схема бюджетного устройства в: Российской Федерации.

Консолидированные бюджеты

субъектов Федерации

(региональные и местные

бюджеты)

Бюджеты субъектов

Федерации

(региональные

бюджеты)

Бюджеты муници­пальных образований (местные бюджеты

Территориальные

целевые бюджетные фонды

Бюджеты районов

Бюджеты городских округов

Бюджеты внутригородских

территорий городов

федерального значения

Бюджеты городских и сельских поселений







Рисунок 1.-Бюджетное устройство субъектов Федерации [18.C 243]
Муниципальные финансы являются основой экономическо­го процесса местного самоуправления и наряду с государственным имуществом, переданным в управление муниципальным органам власти, объектами муниципальной собственности, служат базой для решения проблем эффективного функциони­рования и развития объектов инфраструктуры муниципального образования.

Муниципальные финансы включают в себя средства местного бюджета, муниципальные внебюджетные фонды, государственные и муниципальные ценные бумаги, принадлежащие органам местного самоуправления, другие денежные средства, находящиеся в муниципальной собственности.

Существующее государственное законодательство деклари­рует, что местные финансы не являются составной частью го­сударственного бюджета.

К местным финансам относятся бюджет муниципальных районов, бюджеты городских округов, бюджеты внутригородских муниципальных образований и бюджеты городских и сельских поселений. В Российской Федерации более 12 тыс. муниципаль­ных образований имеют утвержденный статус. Однако пример­но лишь половина из них (около 6 тысяч) имеет самостоятельный бюджет.

В реально функционирующей бюджетной системе Рос­сийской Федерации происходит постоянное снижение уровня бюджетной обеспеченности местных муниципальных образований. Вместе с тем, в стране через муниципальные бюджеты финансируются более 65% всех расходов на образование, а среднее образование на 95% финансируется из местного бюджета. Из этих источников на 57% обеспечивается здравоохранение, более чем на 60% — жилищно-коммунальное хозяйство. Около 50% всех расходов на социальную сферу также поступает из местных бюджетов. [12. С. 190 ]

К вопросам, которые относятся к совместной компетенции органов государственной власти и муниципального самоуправ­ления относится исполнение практически всех конституцион­ных прав граждан проживающих на территории данного муни­ципального образования.

Согласно статье 15 Бюджетного кодекса Российской Федера­ции бюджет муниципального образования (местный бюджет) есть форма образования и расходования денежных средств, предназначенных для выполнения функций и решения задач, отнесенных к предметам ведения местного самоуправления. Развитие принципов бюджетного федерализма [5.гл. 3], поз­воляет предполагать различные трактовки данного определе­ния в зависимости от отношений к конкретному уровню бюд­жетной системы.

Муниципальные финансы включают:

• средства местного бюджета;

• государственные и муниципальные ценные бумаги, принад­лежащие органам местного самоуправления;

• другие денежные средства, находящиеся в муниципальной собст­венности.

Муниципальные финансы основываются на принципах самостоя­тельности, государственной финансовой поддержки, гласности.

Муниципальные финансы составляют экономическую основу местного самоуправления наряду с муниципальной собственностью, имуществом, находящимся в государственной собственности и пе­реданным в управление органам местного самоуправления, другой собственностью, служащей удовлетворению потребностей населения муниципального образования.

Бюджеты муниципальных образований относятся к местным бюджетам.

Поскольку органы местного самоуправления самостоятельно рас­поряжаются средствами местных бюджетов, необходимо создать ме­ханизмы стимулирования оптимального распределения муниципаль­ных средств для решения наиболее острых социально-экономических проблем муниципальных образований.

Межбюджетные отношения органов местного самоуправления и органов государственной власти субъектов Российской Федерации строятся на следующих принципах:

• взаимной ответственности;

• применения единой для всех муниципальных образований методологии с учетом их местных особенностей;

• выравнивания доходов муниципальных образований;

• максимально возможного сокращения встречных финансовых потоков;

• компенсации местным бюджетам в случае уменьшения дохо­дов или увеличения расходов, возникающих вследствие решений, принимаемых органами государственной власти;

• повышения заинтересованности органов местного самоуправ­ления в увеличении собственных доходов местных бюджетов;

• гласности.[9. C. 18]

Органы государственной власти осуществляют контроль за расходованием средств, выделенных ими муниципальным образовани­ям на выполнение федеральных целевых и региональных программ, а также в форме субвенций.

Бюджетный процесс в муниципальном образовании проходит следующим образом.

Представительные органы местного самоуправления самостоя­тельно разрабатывают положение о бюджетном процессе в муници­пальном образовании в соответствии с общими принципами, уста­новленными федеральными законами и законами субъекта РФ.

Составление проектов местных бюджетов, их утверждение и исполнение осуществляются в соответствии с бюджетной классифика­цией. Представительный орган местного самоуправления принимает решение о целях, формах и суммах долгосрочных заимствований в порядке, установленном уставом муниципального образования.

Если местный бюджет не утвержден до 1 января планируемого финансового года, финансовые средства муниципального образова­ния до утверждения бюджета расходуются по соответствующим статьям местного бюджета истекшего финансового года ежемесячно в размере 1/12 суммы фактически произведенных расходов с учетом индекса потребительских цен.

Исполнение местных бюджетов контролируется представитель­ными органами местного самоуправления.[13. C. 231]

Роль местных бюджетов в социально-экономическом развитии районов характеризуется следующим.

Во-первых, сосредоточение финансовых ресурсов в бюджете муниципального образования позволяет местным органам власти иметь финансовую базу для реализации своих полномочий в соответствии с Конституцией Российской Фе­дерации, в которой записано: "Местное самоуправление в Российской Федерации обеспечивает самостоятельное ре­шение населением вопросов местного значения, владение, пользование и распоряжение муниципальной собственнос­тью" И далее в Конституции сказано: "Органы мес­тного самоуправления самостоятельно управляют муници­пальной собственностью, формируют, утверждают и испол­няют местный бюджет, устанавливают местные налоги и сборы, осуществляют охрану общественного порядка, а также решают иные вопросы местного значения".

Создание финансовой базы — главная роль местных бюджетов.

Во-вторых, формирование бюджетов муниципальных образований, сосредоточение в них денежных ресурсов дает возможность муниципалитетам в полной мере проявлять финансово-хозяйственную самостоятельность в расходова­нии средств на социально-экономическое развитие района. Местные бюджеты позволяют органам муниципальной вла­сти обеспечить планомерное развитие учреждений образо­вания медицинского обслуживания, культуры жилищного фонда и дорожного хозяйства.

В-третьих, с помощью местных бюджетов осуществля­ется выравнивание уровней экономического и социального развития территорий. С этой целью формируются и реали­зуются региональные программы экономического и соци­ального развития регионов по благоустройству сел и горо­дов, развитию сети дорог, возрождению культурных па­мятников, используя в необходимых случаях межбюджет­ные отношения.

В-четвертых, имея в распоряжении финансовые сред­ства, органы муниципальной власти могут увеличивать или уменьшать нормативы финансовых затрат на оказание му­ниципальных услуг в учреждениях непроизводственной сфе­ры (школах, больницах и др.).

В-пятых, концентрируя часть финансовых ресурсов в местных бюджетах, органы представительной и исполни­тельной власти, могут централизованно направлять финан­совые ресурсы на решение стратегических задач развития региона и приоритетных отраслей.

В-шестых, финансовые органы муниципалитетов мо­гут через местные бюджеты оказывать воздействие на об­разование оптимальных пропорций в финансировании ка­питальных и текущих затрат, стимулирование эффектив­ного использования материальных и трудовых ресурсов, создание новых местных производств и промыслов.

Экономическая сущность местных бюджетов проявляется в их назначении. Они выполняют следующие функции:

(1) формирование денежных фондов, являющихся финансовым обеспечением деятельности местных органов власти;

(2) распределение и использование этих фондов между отрас­лями народного хозяйства;

(3) контроль за финансово-хозяйственной деятельностью пред­приятий, организаций и учреждений, подведомственных этим органам власти.[19. C 363]

Роль местных бюджетов в социальном и экономическом развитии регионов может еще больше возрасти при опре­деленных условиях. Такими условиями могут быть наделе­ние органов местного самоуправления дополнительными полномочиями по формированию доходов местных бюдже­тов и их использованию.[10.С. 112-114]
  1   2   3   4   5   6


Учебный материал
© nashaucheba.ru
При копировании укажите ссылку.
обратиться к администрации