Диплом - Эколого-правовой статус гражданина - файл n1.doc

Диплом - Эколого-правовой статус гражданина
скачать (421.5 kb.)
Доступные файлы (1):
n1.doc422kb.24.08.2012 04:06скачать

n1.doc

  1   2   3   4




Содержание
Введение……………………………………………………………………….3-8

РАЗДЕЛ I. Общие положения экологического статуса гражданина.

    1. Понятие правового статуса личности……………………………….9-15

    2. Экологический статус – элемент конституционного

статуса гражданина………………………………………………….……15-22

РАЗДЕЛ II. Экологические права и обязанности граждан Украины.

2.1. Экологические права граждан: понятие, формы и виды………….23-28

2.2. Виды и содержание экологических прав граждан

2.2.1. Право граждан на безопасную окружающую природную

среду……………………………………………………………………....28-32

2.2.2. Право на свободный доступ к экологической информации........32-39

2.2.3. Право на участие в принятии решений, связанных с негативным влиянием на окружающую среду……………………………………….39-42

2.2.4. Право граждан на возмещение в судебном порядке вреда, причиненного их здоровью и имуществу вследствие негативного влияния на окружающую природную среду…………………………………….42-46.

2.2.5. Иные экологические права граждан……………………………..46-50

2.3. Экологические обязанности граждан………………………………..50-53

РАЗДЕЛ III. Экологические права и обязанности граждан по законодательству других стран.

3.1. Экологические права граждан стран Европы и СНГ............…….54-59

3.2. Экологические обязанности граждан по законодательству Европы и

СНГ............................................................................................................60-63

3.3. Политика Европейского союза в области эколого-правового статуса гражданина………………………………………………………………63-73

Заключение…………………………………………………….…………..74-81

Список использованной литературы и первоисточников………….82-90
Введение
На протяжении сотни тысяч веков человек существует на земле, а природа является его естественной средой обитания. Человечество использует природные ресурсы, изменяет природу в соответствии со своими потребностями. В результате активной жизнедеятельности человека природа подвергается разрушительному воздействию. В древних обществах с недостаточным развитием науки и экономики природа воспринималась как высшая данность человеку. Она непосредственно влияла на жизнь общества и являлась неким божественным провидением.

С индустриальным развитием общества возникла потребность повышения продуктивности, в частности за счет расширения природопользования и повышения нагрузок на окружающую среду. Общество не только приспосабливается к природе, но и начинает изменять ее в соответствии со своими производственными политическими, эстетическими потребностями. Природа превращается из судьбоносной реальности в средство производства. На этом этапе природа рассматривается как сокровищница.

В результате стали заметны вредные последствия, к которым приводит индустриальное развитие, а именно загрязнение вод, почвы, воздуха, вырубка лесов, изменение климата, исчезновение многих видов животных и растений. В середине ХХ столетия возникает новое видение природы. Природа стала восприниматься как окружающая среда и внешнее необходимое условие жизни человека, которому угрожает опасность, а следовательно, необходима защита. Формируются первоочередные задачи охраны природы и экологическое право как отрасль права. Огромное влияние на изменение мироощущения общества оказал труд «Пределы роста», который вышел в свет в 1972 году. Авторы книги пришли к сле­дующим выводам:

  1. Если существующие тенденции роста численности населения мира, индустриализации, загрязнения окружающей природной среды, истощения ресурсов, производства продуктов питания останутся неизменными, пределы роста на нашей планете будут достигнуты в течение ближайших 100 лет. Наиболее вероятным результатом станет внезапное неконтролируемое снижение численности населения и объема производства.

  2. Эти тенденции возможно изменить и создать условия экологической и экономической стабильности, которая сохранится и в будущем. Состояние глобального равновесия должно быть таким, чтобы каждый человек мог удовлетворить основные материальные потребности и имел возможности для реализации своего творческого потенциала.

3. Если человечество выберет путь устойчивого развития, то чем скорее начнет работать над его осуществлением, тем больше будет шансов добиться успеха. [51, c.30-36]

Сделанные выводы сыграли определяющую роль в развитии нового направления международного сотрудничества в сфере защиты и сохранения окружающей среды.

Со второй половины ХХ века возрастает тенденция разрешения экологических проблем мировым обществом сообща. На свет появляются международные акты концептуального значения для обеспечения охраны природной окружающей среды. В 1972 Стокгольмская декларация определила основы взаимоотношений человечества на пути достижения общих целей сохранения природы. Общие принципы сохранения природы, в соответствии с которыми должна направляться и оцениваться любая деятельность человека, затрагивающая природу, изложены во Всемирной хартии природы, принятой в 1982. В начале девяностых годов принимаются нормативные акты, которые конкретизируют концептуальные нормы охраны природы, принятые ранее. К таким международным актам относятся: Декларация РИО по окружающей среде и развитию (1992),Парижская хартия для новой Европы (1990), Всемирная хартия природы (1992), Конвенция об ответственности за вред, причиненный опасной для окру­жающей среды деятельностью (1993, Лугано), Конвенция о правах человека и биомедицине (1997, Овьедо), Конвенция о доступе к информации, участии общественности в приня­тии решений и доступе к правосудию по вопросам, касающимся окружа­ющей среды (Оргус, 1998) и многие другие. [81, c.14]

Современные государства в своих законодательных базах наследуют мировые тенденции по защите и сохранению природной среды, отражают и гарантируют общепринятые экологические права для своих граждан, возлагают на них определенные экологические обязанности и ответственность. Это и является основой эколого-правового статуса гражданина любого государства. Однако, конкретизация прав и обязанностей, степени ответственности определяется каждым государством индивидуально, в зависимости от его политических, экономических, социальных, правовых и других характеристик. Разнообразие детализации эколого-правового статуса граждан очень широко. В этом заключается актуальность темы «Эколого-правовой статус гражданина.»

Согласно общей теории права любой правовой статус человека имеет определенную структуру. Самая распространенная модель: правоспособность, дееспособность, права, обязанности, а также ответственность за неисполнения обязанностей.[79, c.412] Ключевые элементы в эколого-правовом статусе гражданина, на наш взгляд, это права и обязанности. Определение, реализация, защита прав и исполнение, осознание обязанностей представляет определенную проблему на сегодняшний день, так как их законодательные механизмы на практике неотработанны и несовершенны.

На сегодняшний день проблема сохранения природной среды, как условия нормальной жизни и развития человека, требует серьезного внимания не только государства в целом, но и каждого человека в отдельности. Задекларированные международным сообществом принципы и условия сохранения природы должны осознаваться и исполнятся каждым человеком на земле, не зависимо от его принадлежности к какому-либо государству. Человек получил целый ряд экологических прав, и прежде всего право на благоприятную окружающую природную среду, из которого вытекают все остальные. Однако, в замен на это право на человека должна быть возложена обязанность содействовать в сохранении окружающей природной среды, не причинять своими действиями вреда. Ученые всего мира спорят о том, что обязанность не всегда соответствует праву, право дается человеку от природы, а обязанность возлагается государством.[73, c.123] На наш взгляд, экологические обязанности человека прямо пропорциональны экологическим правам, которые он имеет от рождения, и если человек хочет жить в благоприятной и безопасной окружающее среде, он должен не только требовать от государства соблюдения своего права, но и сам делать все возможное для того, чтобы эта среда не страдала от его воздействия.

Механизмы реализации и защиты прав граждан в экологической сфере, а также институт четко прописанных и исполняемых экологических обязанностей – это залог успеха в деле сохранения окружающее природной среды. Понимание и осознание гражданами своих прав и обязанностей формирует у них такое сознание, в котором сохранение окружающей среды – вполне адекватно и необходимая данность.

Украина, как и ряд других государств, в своей Конституции закрепила, а в законодательстве детализировала основополагающее экологическое право – право на безопасную окружающую природную среду и соответствующую обязанность – не причинять вреда природе. Однако, не достаточный понятийный аппарат и не отлаженный механизм реализации прав и обязанностей не дает возможности гражданам Украины в полном объеме реализовать свой эколого-правовой статус. К тому же, с учетом быстро развивающегося научно-технического прогресса и производства постоянно возникают новые виды угроз экологической безопасности, для защиты которой гражданам нужны также новые права и механизмы их реализации. Именно поэтому при написании дипломной работы мы рассматриваем эколого-правовой статус гражданина в рамках его основных прав и обязанностей.

Тему экологических прав и обязанностей, как основу эколого-правового статуса граждан в своих работах разрабатывали Погребной А. А., Каракаш И.И., В.К. Попов и А.П. Гетьман, Малашенко М.И. и другие авторы. Сурилова Е.А., Третьякова А. А., Васильева М.И и другие рассматривали данный вопрос на примере законодательства стран Европы и СНГ. В дипломной работе мы будем использовать работы вышеназванных авторов.

Основные цели и задачи, которые мы поставили перед собой при написании работы, это:

Для достижения поставленных целей мы обратимся к общей теории государства и права, как первоисточнику, для понимания любого правового статуса, проследим связь между понятиями конституционным и экологическим статусом, определим их субординацию по отношению друг к другу, раскроем понятийный аппарат, охарактеризуем суть основных экологических прав и обязанностей граждан по законодательству Украины, дадим краткий анализ законодательства, регулирующего данный вопрос в странах Европы и СНГ. Метод исследования темы дипломной работы – от общего к частному.

Исходя из выше указанных целей, задач и путей их достижения, данная дипломная работа имеет следующую структуру, которая содержит три раздела:

Раздел І. Общие положения экологического статуса гражданина.

Раздел ІІ. Экологические права и обязанности граждан Украины

Раздел III. Ээкологические прав и обязанности граждан по законодательству других стран.

В первом разделе мы рассмотрим понятие правового статуса с точки зрения теории права, попробуем определить суть экологического статуса и его взаимосвязь с конституционным статусом гражданина.

Во втором разделе мы перечислим и раскроем суть основных экологических прав и обязанностей граждан, согласно законодательству Украины, с кратким анализом действующих норм.

Особенностям экологических прав и обязанностей жителей стран СНГ и Европы будут уделено внимание в третьем разделе дипломной работы.

Сделаные нами выводы укажут на недостатки в законодательстве, а также нами будут внесены конкретные предложения по их устранению.
РАЗДЕЛ I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО СТАТУСА ГРАЖДАНИНА

1.1. Понятие правового статуса личности

Правовой статус личности — система, закрепленных в норма­тивно-правовых актах и гарантированных государством прав, свобод, обязанностей, ответственности, в соответствии с кото­рыми индивид как субъект права (т.е. обладающий правосубъек­тностью) координирует свое поведение в обществе.[80, c.409]

Термины «личность», «человек», «гражданин», «лицо» ис­пользуются Конституцией и законодательством. В социальном плане они обозначают членов общества. В политическом плане, в соответствии с Конституцией, личность выступает в качестве гражданина, лица без гражданства, иностранного гражданина, беженца или вынужденного переселенца. Правовой статус лица без гражданства, иностранного граждани­на — самостоятельные категории, однако, учитывая то, что они формируются на основе правового положения гражданина оп­ределенного государства, целесообразно говорить о правовом положении личности в целом. Понятия «правовой статус лич­ности» и «правовое положение личности» равнозначны. [80, c.410]

Правовое положение человека и гражданина, как в целом, так и в отдельности, обусловливается особенностями социально­го статуса, существующего в данный период развития обще­ства и государства. Социальный статус личности зависит от сущ­ности социального уклада, в условиях которого он складывается и функционирует. На него влияют множество факторов. Основ­ными из них являются труд и собственность как основа форми­рования гражданского общества. В перспективе труд (создаю­щий для каждого достойный общественному прогрессу стандарт жизни) и собственность (развивающаяся и приумножающаяся в многообразии форм и видов) будут определять место и роль че­ловека в обществе, его социальный и юридический статус.

Правовой статус личности отражает юридическое закрепление достигнутого обществом объема свободы личности. Он базируется на современном учении о свободе, в основе которого лежат идеи:

  1. Все люди свободны от рождения, и никто не вправе от­чуждать их естественные права. Обеспечение и охрана этих прав
    является главной обязанностью государства.

  2. Свобода личности состоит в возможности делать все, что
    не приносит вреда другой личности.

  3. Границы свободы могут быть определены законом, кото­рый соответствует праву, а право является мерой свободы.

  4. Ограничение прав возможно исключительно с целью со­действия достижению общего благосостояния в демократичес­ком обществе.[73, c.230]

Личность становится субъектом права не автоматически. Она признаётся таковой законами государства и, прежде всего, его конституцией. Для успешного реформирования общества и го­сударства в демократическом направлении необходимо, чтобы правовой статус личности был юридически чётким, вбирающим в себя общечеловеческие достижения в области прав человека.

В трактовке правового статуса личности нет единства среди ученых. Нередко в его структуру вводятся, кроме прав, свобод, обязанностей, ещё и гражданство, законные интересы, гаран­тии [74, c.320]. Указанные категории являются либо предпосылками пра­вового статуса, либо его условиями, сопутствуют ему, примыка­ют к нему, но не составляют его структуру Известно, что интерес предшествует правам и обязанностям независимо от того, находит ли он прямое закрепление в законодательстве или просто подлежит правовой защите со стороны государства. Как категория внеправовая или «доправовая», интерес закрепляется не только в конкретных правовых предписаниях, но и в принципах права. Он способствует формированию правовой установки личности. Выделение законного интереса возможно в качестве элемента структуры социального, а не правового статуса.

Гражданство как определенное политико-юридическое со­стояние является предпосылкой обретения индивидом правового статуса гражданина конкретного государства в полном объеме. Оно определяет формирование правового положения личности и особенностей конституционных основ его статуса.

Гарантии реализации прав и обязанностей существенно влия­ют на содержание и социальное значение правового статуса лич­ности. Без создания государством условий для осуществления прав, свобод, обязанностей они останутся «заявлениями о наме­рениях». Однако, общесоциальные (экономические, политичес­кие, идеологические и др.) и специально-социальные (юриди­ческие) гарантии являются факторами реализации правового статуса личности, а не элементами структуры его системы.

Имеются разные подходы к вопросу о соотношении право­субъектности и правового статуса: одни ученые считают право­субъектность предпосылкой правового статуса, другие склонны включать её в правовой статус в качестве структурного элемен­та, третьи — определяют правосубъектность как более объемную категорию, вбирающую в себя правовой статус.[75, c.324]

Правосубъектность (праводееспособность) относится к ус­ловиям обретения правового статуса, ибо она заключена в спо­собности лица иметь права, исполнять обязанности, нести от­ветственность. Однако, этим её назначение не исчерпывается. Без правосубъектности невозможно определить правовой статус физического и юридического лица: специальная правосубъектность влияет на специальный статус, а индивидуальная право­субъектность в значительной степени характеризует индивиду­альный статус. Правосубъектность способствует установлению отличия правового статуса от иных социальных статусов лично­сти — экономического, политического, этнического и др.

Термин «правосубъектность» применяется к субъектам пра­ва — участникам правоотношения. Термин «правовой статус» используется для характеристики правового положения лица в целом. Предполагая наличие правосубъектности, правовой статус лица является своего рода инструментом, который системати­зирует нормы о субъекте права (его права, свободы, обязаннос­ти, ответственность) и приводит их в устойчивое состояние. Поэтому правосубъектность как важный «опорный» институт (фундамент) обретения правового статуса физическим либо юри­дическим лицом может быть включена в состав правового ста­туса.

Правовой статус гражданина, иностранца или лица без граж­данства непосредственно выражает его правосубъектность, ко­торую, как записано во Всеобщей декларации прав человека ООН, обязаны признавать все государства. Он включает в себя основные неотчуждаемые права человека, которые, как прави­ло, закреплены в конституции демократического государства.

Юридическая ответственность также является элементом правового статуса, который особенно обнаруживается при ана­лизе специального статуса должностного лица. Вторичность юридической ответственности по отношению к субъективной юридической обязанности не исключает необходимости рассмат­ривать её в качестве структурного элемента правового статуса.

Структура правового статуса личности может быть пред­ставлена в виде следующих элементов:

Правовым статусом обладает любое лицо, обособленные группы лиц, а также совокупность всех лиц в обществе в целом — гражданское общество (народ).

Правовой статус бывает следующих видов:

Общий – статус лица как гражданина государства, который закреплен в Конституции и конституционных законах. Он является общим, обобщенным и одинаковым для всех независимо от национальности, религиозных убеждений, социального положения; характеризуется стабильностью и определенностью; предусматривает равенство прав и обязанностей граждан, равенство их перед законом; является базовым для всех остальных; служит основой для приобретения конкретных субъективных прав, возложения обязанностей и несения ответственности.

Специальный – статус лица как представителя той или иной социальной группы, обособленной по определенному юридико-значимому началу (роду деятельности, возрасту и др.), который наделен в соответствии с законами и иными нормативными актами специальными, дополнительными, правами и обязанностями. Он обусловлен особенностями положения лица и потребностями его функциональной специальной активности (студент, пенсионер, военнослужащий, должностное лицо и др.); является общим для определенного круга лиц. Специальный статус дополняет (статус депутата) или ограничивает (статус рецидивиста) общий правовой статус, т. е. корректирует его. В отличие от общего статуса, который является постоянным, специальный статус имеет приходящий характер.

Индивидуальный – статус лица как индивидуума, представляющий собой персонифицированные права и обязанности в их конкретных, естественных и приобретенных способностях и особенностях (пол, возраст, семейное положение, состояние здоровья, религиозные убеждения и т.п.). Он отличается подвижностью: изменяется в соответствии с теми изменениями, которые происходят в жизни человека.[80, c. 418]

Получается своего рода «матрёшка», состоящая из трёх видов статусов у одного субъекта права. Они наслаиваются друг на друга и на практике неразделимы. В основе всех статусов нахо­дится статус человека (в соответствии с международными пра­вами человека). Общий правовой статус у всех граждан — один, специальных статусов (разнообразных) — много, индивидуаль­ных — столько, сколько лиц проживает в государстве.

Правовое положение конкретного физического лица может рассматриваться как сумма общего, специального и индивиду­ального статусов, соотношение которых варьируется в зависи­мости от конкретных ситуаций.

Следует отметить, что специальные статусы, конкретизиру­ющие общий правовой статус на уровне отдельных социальных групп, отличаются более разнообразной отраслевой гаммой, чем общий статус, определяющийся Конституцией.

Специальные статусы могут находиться в рамках одной от­расли права (например, государственно-правовой статус депута­та, гражданско-правовой статус предпринимателя, трудовой ста­тус пенсионера, процессуально-правовые статусы эксперта-кри­миналиста, обвиняемого и др.) или обладать комплексным характером (статус должностного лица, несовершеннолетнего, военнослужащего и др.).

Отграничение специального статуса одного лица от всех про­чих лиц лежит в плоскости его правосубъектности, главным об­разом дееспособности, поскольку правоспособность является одинаковой и равной для всех.[73, c.238] Так, право на занятие предпри­нимательской деятельностью и на создание акционерного об­щества — элемент правоспособности каждого, однако реализо­вать его может только лицо, принадлежащее к социальной группе предпринимателей. Здесь проявляется специфическая дееспо­собность, которая может быть как внутриотраслевой (в таком случае она выступает особым видом отраслевой дееспособнос­ти), так и межотраслевой. Она оказывает влияние на соотноше­ние специального статуса с отраслью права, так как служит оп­ределяющей предпосылкой его возникновения.

Виды правовых статусов личности по субъектам:


1.2. Экологический статус как часть конституционного статуса гражданина.

Экологические права гражданина составляют важную часть конституционного статуса личности и центральное звено ее эколого-правового статуса как системы законодательно закрепляемых прав, интересов и обязанностей граждан в сфере охраны окружающей среды. Эколого-правовой статус как отраслевая разновидность статуса личности базируется на отраслевой правоспособности. Поскольку конституционное право на безопасную окружающую среду реализуется и в конкретных, и в общем правоотношениях, а условием реализации права в общем правоотношении служит общая же правоспособность, то отраслевая правоспособность совпадает в данном случае с общей, то есть возникает с момента рождения. Особенности экологической правоспособности как юридической возможности обладать закрепленными в законодательстве правами и обязанностями, реализующимися в сфере охраны окружающей среды, связаны с естественным, прирожденным характером субъективного права, предпосылкой которого является экологическая правоспособность: правом на безопасную и благоприятную окружающую среду человек обладает на протяжении всей жизни, оно неотделимо от него и является необходимым условием существования. Применительно к этому праву человека отличие отраслевой правоспособности - как своеобразного "права на право" - от самого субъективного права имеет не более чем схематичный характер (субъективное право конкретно - правоспособность абстрактна), поскольку момент возникновения того и другого во времени неразделим. Право на безопасную окружающую среду, взятое как "право-пользование" и другие экологические права как "право-возможности" для достижения первого, не требуют для своей реализации наличия специальных условий, относящихся к субъекту, не предполагает наличия у него особых юридических качеств или специальной правовой формы. [47, c.85]

Момент возникновения способности к активному осуществлению права, когда того требуют обстоятельства, связывается с наличием дееспособности. Такие аспекты субъективного права, как "право-поведение" ("право-возможность"), а также "право-требование" и "право-притязание", осуществимы в присутствии дееспособности, наступление которой зависит от характера и второй отраслевой принадлежности (административно-правовой, гражданско-правовой, уголовно-правовой) правоотношений, в которые вступает субъект, реализуя, например, свое право создавать общественные объединения в области охраны окружающей среды, принимать участие в референдумах по природоохранным вопросам, участвовать в проведении общественной экологической экспертизы, предъявлять в суд иски о возмещении экологического вреда и т.п. Возникновение обязанности граждан по охране природы в нравственном, этическом смысле связывается с процессом становления личности, с осознанием человеком своих действий и поступков. Возложение правовой обязанности сопряжено с моментом открытия вида юридической ответственности. В связи с тем, что право на благоприятную окружающую среду неотделимо от личности и непередаваемо, с достижением полной общеотраслевой дееспособности ее различие с правоспособностью утрачивает практический смысл, и обе эти стороны правосубъектности образуют единую праводееспособность. [49, c.42] Конституционные права личности образуют правоотношения общего типа - правовые связи, в которых субъекты не имеют поименной индивидуализации, а круг обязанных контрагентов неопределенно широк, и в этом смысле право на благоприятную окружающую среду реализуется в общих правоотношениях как право абсолютное, где обязанными субъектами являются все и каждый.

В широком смысле обеспечение безопасного качества окружающей среды достигается соблюдением всех тех требований и ограничений, которые закрепляет закон, а в случае несоблюдения - применением принудительных мер, привлечением нарушителей к ответственности. В рамках же отдельно взятого правового института соотношение таково, что право на безопасную окружающую среду выступает как цель, а все остальные предоставленные ст. 9 Закона Украины «Об охране окружающей природной среды» [7] правовые возможности - как средство ее достижения. Поэтому в начале нормы целесообразно было продекларировать только право на благоприятную окружающую среду, а все остальные права обозначить как средства его реализации. [80, c.45]

В настоящее время наибольшее распространение для обозначения совокупности правовых возможностей личности в природоохранных и природноресурсовых отношениях получило использование категории экологических прав. В свое время В.В. Петров писал, что "современный взгляд на экологические права человека должен учитывать три аспекта его прав, связанных с окружающей средой. Первый аспект - право человека на благоприятную для жизни окружающую природную среду. Второй аспект - право человека на охрану здоровья от неблагоприятного воздействия окружающей среды. Третий - право человека и его обязанность как гражданина участвовать в охране окружающей природной среды". [75, c. 12] Сегодня термин "экологические права" применяется в качестве собирательного наименования для всех тех полномочий граждан и общественных объединений, которые закреплены в Законах "Об охране окружающей среды", "Об экологической экспертизе" и целом ряде других нормативных актов [65, c.75-95.). Под экологическими правами человека понимаются, например, "признанные и закрепленные в законодательстве права индивида, обеспечивающие удовлетворение его разнообразных потребностей при взаимодействии с природой" [46, c. 116]. Термин широко употребляется в популярной лексике, в практике зеленого движения. В целом к настоящему времени в литературе достаточно подробно описаны отдельные правомочия граждан, но значительно меньше внимания уделяется анализу общего смысла, природы этого понятия, его места в соотношении со смежными категориями и в структуре отрасли.

Какого-либо сущностного противоречия между познанием явления сквозь призму эколого-правового статуса, экологической право- и дееспособности или института экологических прав не возникает, если при этом соблюдается единство понимания собственно экологичности как детерминирующего признака. Для предотвращения смешения экологических прав как содержательной основы отраслевого (эколого-правового) статуса личности с родственными по целям группами прав важно установить соотношение права на безопасную окружающую среду, составляющего ядро и определяющего границы института экологических прав, со смежными, но все же имеющими иную отраслевую или предметную принадлежность правами. [48, c.25]

В данной работе исследуется тема экологических прав граждан, поэтому не следует забывать, что теория права и правовая практика разделяют понятия «права человека» и «права гражданина». Копейчиков В.В. в своих трудах разницу этих понятий объясняет тем, что в первом случае речь идет о правах, связанных с самим человеком как биологическим индивидом, его существованием и развитием. Человек (как субъект прав и свобод) здесь выступает преимущественно как физическое лицо.[75, c.41] В системе экологических прав – это права на безопасную или благоприятную среду обитания для человека, обозначенные в разных формах, но с одинаковым содержанием, сохранить и обеспечить необходимые природные условия для жизни и развития человека. Права человека провозглашаются во всех весомых международных актах и обязательно наследуются и конкретизируются конституциями демократических государств. Что же касается прав граждан, то они обусловлены сферой отношений человека с обществом, государством, их институциями. Основу этого вида прав составляет принадлежность человека к государству, гражданином которого он является. .[75, c.42] Как правило, это те экологические права, наличие которых обеспечивает реализацию основных экологических прав человека, провозглашенных в международных актах. Посредством их закрепления государство определяет свою политику и позицию в экологической сфере. В нормативных актах государство определяет, способы обеспечения реализации и защиты права на безопасную окружающую природную среду, и придает им силу экологических прав, таких, например, как право на доступ к экологической информации, право на участие в принятии решений о строительстве экологически опасных объектов и др.

Экологические права - выражение скорее обиходное, нежели научное. Юридически более корректно вести речь, например, о категориях экологических интересов граждан и общества, эколого-правового статуса личности, субъективных прав граждан в экологических правоотношениях, законных и уставных прав общественных объединений в сфере охраны окружающей среды [50, c. 180]

Возможно два толкования объема понятия "экологические права". Если считать их ценностным эквивалентом право на безопасную окружающую природную среду, то автоматически круг субъектов экологических прав, или, что одно и то же, права на благоприятную окружающую среду, ограничивается только гражданами, включая группы граждан и население в целом. Если экологическими правами называть весь возможный конгломерат полномочий, прав и обязанностей в сфере природопользования и охраны окружающей природной среды, то субъектами таких прав будут не только граждане и их объединения, но и противостоящие (обязанные) стороны - предпринимательский сектор и государство, а граждане оказываются наделенными поистине экзотическими "экологическими" правами [86, c. 229]

Представляется более корректным говорить об экологических правах именно в контексте права граждан на безопасную окружающую среду, включая в них все те обширные полномочия общественности (граждан, их объединений, населения), которые непосредственно связаны с содержанием и реализацией главного конституционного, предусмотренного ст. 50, права. Это как бы внешний ограничитель группы экологических прав, связанный с их субъектным составом. Необходимо подчеркнуть, что экологические права общественных объединений производны от экологических прав граждан и могут считаться таковыми только в той мере, в которой направлены на реализацию и защиту публичных экологических интересов. Не менее важен и внутренний признак, определяющий экологичность прав, а именно - движущий мотив, конечная цель, направленность защищаемого законом интереса. Вполне понятно, что интерес предпринимательской структуры в отличии от гражданина в сохранении качества природного ресурса имеет не экологический характер. [63, c.23] Другое (широкое) понимание экологичности прав граждан наиболее последовательно отстаивается М.М. Бринчуком. По его мнению, "вопрос о характере потребностей человека в природе или о функциях природы по отношению к человеку лежит в основе экологических прав... Соответственно, к экологическим правам относятся как универсальное право на благоприятную окружающую среду, так и права человека на использование природных ресурсов". [45, c. 6] Далее автор относит к экологическим право граждан на специальное природопользование, право собственности на природные ресурсы Отличающуюся от приведенной точки зрения имеет О.Л. Дубовик, полагая такие права смежными по отношению к чисто экологическим общим правам. [56, c. 162 – 163]

Целью правового регулирования отношений, возникающих по поводу экологических прав и обязанностей, является в конечном счете обеспечение соблюдения, реализации, защиты важнейшего из них и системообразующего, а именно - права на безопасную окружающую среду. В этом смысле все другие экологические права имеют служебный характер.

Экологические права граждан принадлежат к числу тех прав и свобод, совокупность которых дает возможность судить о положении личности в конкретном обществе, а также и о характеристике государства. Наряду с другими социальными институтами они определяют показатели качества жизни, и с этих позиций обеспечение благоприятной окружающей природной среды выступает как составная часть общих мероприятий по повышению качества жизни человека. Социальная ценность права жить в экологически безопасной среде вполне сопоставима с ценностью права на труд, на отдых, охрану здоровья и др. Более того, поскольку сейчас от состояния окружающей среды все в большей степени зависит здоровье человека, успешная реализация этого права создает необходимые условия для осуществления всех других прав, свобод и интересов граждан. Соответственно загрязнение окружающей среды может рассматриваться как опосредованное нарушение всех других прав человека. Заметим, что подобные характеристики относятся не к иерархичности, которая не принята в сфере прав человека., например, А.Г. Бережнов считает, что "иерархическое построение прав и свобод, подчеркивание приоритета одних прав и свобод перед другими малопродуктивны", а к другому понятийному ряду, построенному на связях детерминирующего характера, где окружающая среда - необходимое и незаменимое условие жизни. [73, c.320] В целом, несмотря на отсутствие в законодательстве каких-либо указаний на приоритетность внутри системы прав человека, проблема выбора все же существует. Можно согласиться с М.Н. Малеиной в том, что, "не проводя строгой иерархии всех известных субъективных гражданских прав, все-таки было бы предпочтительнее закрепить в законодательстве в качестве правового принципа положение о том, что субъективные неимущественные права, обеспечивающие физическое и психическое благополучие личности (права на жизнь, здоровье, физическую и психическую неприкосновенность, благоприятную окружающую среду), при их осуществлении имеют приоритет перед другими субъективными правами". [69, c. 21]

  1   2   3   4


Содержание Введение
Учебный материал
© nashaucheba.ru
При копировании укажите ссылку.
обратиться к администрации