Курсовая работа - Планирование на предприятии торговли - файл n1.doc
Курсовая работа - Планирование на предприятии торговлискачать (307.5 kb.)
Доступные файлы (1):
n1.doc
Саша
Оглавление
Оглавление 2
Введение 3
1.Содержание планирования на предприятии. Сущность, функции и формы планирования 6
1.1 Функции и задачи планирования 6
1.2 Назначение и цели планирования 7
1.3Технология планирования 8
1.4 Основные формы планирования 11
2. Анализ финансово-экономической деятельности предприятия 18
2.1 Общая характеристика финансово-хозяйственной деятельности ООО «Романтика» 18
2.2 Планирование объема производства и реализации услуг 21
2.3. Планирование численности и фонда заработной платы рабочих. 24
2.3.1 Планирование численности рабочих 24
2.3.2 Планирование фонда заработной платы основных рабочих 27
2.4 Расчет плановой себестоимости 31
2.5 Расчет плановой прибыли и ее распределение 34
3.Расчет основных экономических показателей 40
Заключение 42
Список литературы 43
Введение При переходе к рыночным отношениям в России планирование оказалось практически полузабытым. Между тем,
планирование – важная функция управления любым предприятием.
Многолетний опыт зарубежных фирм и российских предприятий показал, что недооценка планирования предпринимательской деятельности в условиях рынка, сведение его к минимуму, игнорирование или некомпетентное осуществление зачастую приводят к неоправданным экономическим потерям и, в конечном счете, к банкротству.
Грамотные руководители хорошо знают, что все великие битвы сначала выигрывают на бумаге – на плане, а только потом в реальной действительности. Рынок не подавляет и не отрицает планирование вообще, а только перемещает эту работу в первичное производственное звено. Даже в стране в целом сохраняется необходимость планирования, и его нельзя полностью заменить невидимой регулирующей рукой рынка. Государство должно планировать стратегию своего экономического развития, решение глобальных экологических проблем, крупных социальных и научно-технических программ, распределение бюджета страны, расходы на оборону и др. Успешно работающие предприятия осуществляют не только стратегическое (долгосрочное) планирование, но и детальную разработку оперативных (текущих) планов по каждому подразделению и даже рабочему месту. Календарные планы (месячные, декадные, квартальные, полугодовые), конкретизирующие цели и задачи предприятия, включают сведения о заказах, об обеспеченности их материальными ресурсами, о степени загрузки производственных мощностей и их использовании с учетом срока исполнения каждого заказа. В них предусматриваются расходы на реконструкцию имеющихся мощностей, замену оборудования, обучение работников и др. в условиях хозяйствования предприятия широко используют преимущества планирования в конкурентной борьбе.
Поэтому важно хорошо подготовится к началу ведения предпринимательской деятельности, уметь составить продуманный и всесторонне обоснованный детальный
план – документ, определяющий стратегию и тактику ведения бизнеса, технологию, организацию производства и реализацию продукции. Наличие такого плана позволяет активно развивать предпринимательство, привлекать инвесторов, партнеров и кредитные ресурсы, а также:
максимально использовать конкурентные преимущества предприятия, предотвращать ошибочные действия;
использовать инновации в своей деятельности;
своевременно принимать защитные меры против разного рода рисков;
объективно оценивать результаты производственной и коммерческой деятельности предприятия.
Одновременно план является руководством к действию. Он используется для проверки идей, целей, для управления предприятием и прогнозирования результатов деятельности. По мере реализации и при изменении обстоятельств план может уточняться путем корректировки соответствующих показателей.
План необходим не только крупным и средним, но и малым предприятиям. Стратегическое планирование (определение общей стратегии) осуществляется высшим руководством предприятия, а разработкой годовых и календарных планов (месячных, декадных и т.д.) занимаются все его службы.
Начинать любое дело без плана слишком рискованно. Поэтому каждый предприниматель должен знать основы планирования в новых условиях. Рынок и план в общем едины. Они не исключают, а уместно дополняют друг друга. В результате выигрывает дело и, следовательно, каждый принимающий в нем участие.
План – это образ, модель будущего;
планирование – умственный процесс обработки информации по обоснованию предстоящих действий.
1.Содержание планирования на предприятии. Сущность, функции и формы планирования 1.1 Функции и задачи планирования
Планирование- это разработка и корректировка плана, включающая предвидение, обоснование, конкретизацию и описание деятельности хозяйственного объекта на ближайшую и отдаленную перспективу. Планированием на предприятии поэтапно охватывается работа людей и движение ресурсов (материальных и финансовых), нацеленных на получение заданного конечного результата. Утвержденный руководителем план имеет силу приказа для указанных в нем лиц и структурных единиц. В нем предельно четко и подробно указываются:
цель деятельности предприятия и его структуры на плановый период, количественно выраженная системой установленных показателей;
средства достижения цели (финансовые, материальные и трудовые);
правила и сроки увязки целей и средств по этапам на весь период действия плана;
этапы и сроки выполнения работ;
исполнители плана по срокам и видам работ
методы, этапы и средства контроля выполнения плана.
Практически вся система хозяйственного управления и регулирования деятельности фирмы строится на методах планирования. Завершение одного этапа работы служит началом следующего этапа. Связать все этапы производственного процесса другим методом без помощи планирования невозможно. Планирование занимает центральное место в механизме хозяйственного управления как способ достижения цели на основе сбалансированности и последовательности выполнения всех производственных операций. (Рис. 1)
Ресурсы

Задачи
Люди


Время
Рис. 1.Связь ресурсов и времени 1.2 Назначение и цели планирования
Успех предпринимательской деятельности во многом зависит от качества внутрифирменного планирования, включающего определение перспективных целей, способов их достижения и ресурсного обеспечения. Каждый предприниматель или фирма должны решить три задачи своей деятельности: что, как и на кого направлена их деятельность. Не импровизация, не спонтанные ситуативные действия, а систематическая подготовка принятия решений о целях, средствах и действиях путем сравнительной оценки альтернатив в ожидаемых условиях составляет сущность планирования бизнеса. (Рис. 2).
Планирование
Целевая функция
Сознательно-обоснованное определение и поддержание необходимых пропорций развития фирмы
Приведение в относительное соответствие намерений фирмы и ее возможностей в обеспечении рынка товарами
Удовлетворение спроса потребителей в соответствующих товарах и получение максимальной прибыли
Рис. 2. Планирование в системе предпринимательства 1.3Технология планирования
Технология планирования включает:
определение и обоснование основной цели и вытекающих из нее задач предприятия;
оформление поставленной задачи, установление конкретных показателей и заданий для исполнителей;
детализацию задания по видам и объемам работ, конкретным рабочим местам и срокам исполнения;
детальные расчеты затрат и получаемых результатов на весь период планирования.
Для разработки плана специалистам по планированию требуется соответствующая информация. Помимо прогнозных и маркетинговых данных, т.е. в основном внешней информации, в органы планирования поступает большой объем внутренней информации.
Сбор и обобщение поступающей информации, ее анализ относится к предплановой работе специалистов. Предплановая работа столь же необходима, как и разработка самого плана.
Составление плана деятельности предприятия начинается с подготовки проекта отдельных его частей:
плана производства и реализации продукции;
плана материально-технического обеспечения;
плана по кадрам и заработной плате;
перспективного плана по новой технике и капитальным вложениям;
План производства и реализации продукции является основой, на которой разрабатываются все остальные части общего плана предприятия и его подразделений (Рис. 3). На практике количество частей (разделов) плана предприятия и их названия различаются в зависимости от размеров предприятий, их отраслевой принадлежности и сложившихся традиций.
Портфель заказов

План производства и реализации продукции
(работ, услуг)
План материального
снабжения
План по труду и заработной
плате



План
по инвестициям
и новой технике
Финансовый
план


Потребители продукции
Рис. 3. Укрупненная структура плана деятельности предприятия После разработки частей плана предприятия и их взаимная корректировка до полной увязки и сбалансированности как по материально-финансовым ресурсам, так и по времени исполнения. Каждая часть общего плана предприятия оказывается при этом непосредственно связанной и обусловленной другими его частями.
Таким образом достигается сбалансированность плана деятельности предприятия. Создается динамическая система взаимосвязи производственных, технических, экономических, организационно-административных, технических, экономических и социальных мероприятий, направленных на достижение конечной цели. Определяются источники и размеры финансирования, а также предельно допустимые затраты по каждому мероприятию, этапам и видам работ (Схема 8). В плане обязательно указываются точная характеристика и масштабы конечных результатов работы предприятия в целом по датам, а также результаты работы цехов и других подразделений по каждому мероприятию в отдельности.
С начала исполнения плана начинается расходование ресурсов. Поэтому любые ошибки в планировании неизбежно оборачиваются потерей средств и времени на исправление выявившихся просчетов. Потери, связанные с просчетами в планировании, достигают порой таких размеров, что у предприятия не оказывается достаточных средств для погашения, и наступает банкротство предприятия.
План предприятия


Предмет планирования
Ресурсы
Исполнители плана

Сроки исполнения
Рис. 4. Исполнение плана на предприятии 1.4 Основные формы планирования
Формы планирования в зависимости от длительности планов делятся на пять видов:
оперативно – календарный;
текущий;
среднесрочный;
долгосрочный;
стратегический.
Группировка планов на долгосрочный, текущий и оперативно-календарный в определенной мере носит условный характер. Различие между ними состоит в сроках получения конечного результата. Что касается объекта планирования, то, как правило, он не изменяется. Одно и то же изделие может включаться во все виды планов (Рис.5).
Например, подготовка производства и продажи изделия включается в долгосрочный план. Проектирование изделия, закупка оборудования и материалов для его производства включается в текущие планы. Распределение персонала по объемам, связанным с производством нового изделия, и оплата текущих расходов включаются в оперативные планы.
Наряду с этим каждый вид планирования имеет характерные отличия. Они заключаются главным образом в:
точности устанавливаемого интервала планирования;
степени интеграции и дифференциации, а также количестве показателей планирования;
степени точности расчетов затрат и результатов производства;
порядке распределения обязанностей между исполнителями плана.
Долгосрочное и текущее планирование
производства продукции (услуг)Оперативно-календарное планирование и регулирование производства
Нормирование
материальных
ресурсов
Планирование технической подготовки производства
Административное управление и контроль за деятельностью предприятия

Нормирование, организация и оплата труда персонала Государственный и общественный контроль производства
Планирование организационно-экономической подготовки производства


Установление цен на выпускаемую продукцию (услугу) Материально-техническое обеспечение производства и сбыта готовой продукцииПерспективная научно-техническая деятельность
Бухгалтерский учет деятельности предприятия и составление отчетности Прогнозирование экономического и технического развития предприятия
Планирование финансов
Анализ хозяйственной деятельности предприятия Планирование кадрового обеспеченияПодготовка данных и документации для разработки плана на новый период
Производство продукции (услуг)
Реализация (сбыт) продукции (услуг)
Рис. 5.Взаимодействие плана и организационно-экономического механизма управления производством продукции (услуг) на предприятии Рамки стратегического плана почти всегда подвижны, так же, как и сроки получения конечного результата и суммы расходов. Как правило, устанавливается лишь основной ответственный исполнитель, так как при первом этапе еще не ясны ни содержание работ, ни их объемы. Точное адресное распределение заданий по срокам их исполнения, объемам расходов и конечным результатам определяется в текущих и особенно в оперативно-календарных планах.
В целом долгосрочное, текущее и оперативно-календарное планирования взаимосвязаны и представляют собой единую систему планирования. Посредством планирования связывается в единый целостный комплекс весь механизм управления предприятием.
Стратегическое планирование заключается в основном в определении главных целей деятельности предприятия и ориентировано на определение намечаемых конечных результатов с учетом средств и способов достижения поставленных целей и обеспечения необходимыми ресурсами. При этом разрабатываются новые возможности фирмы, например, расширение производственных мощностей путем строительства новых предприятий или приобретения оборудования, изменения профиля предприятия или радикальное изменение технологии. Стратегическое планирование охватывает период в 10-15 лет, имеет отдельные последствия, влияет на функционирование всей системы управления и основывается на огромных ресурсах.
Тактическое планирование заключается в определении промежуточных целей на пути достижения стратегических целей и задач. При этом детально разрабатываются средства и способы решения задач, использование ресурсов, внедрение новой технологии.
Представляет интерес следующее толкование терминов, связанных с планированием:
планомерность-это основа управления;
плановость- это принцип управления;
планирование - важнейшая функция управления;
плановые задачи – метод управления;
разработка и реализация плана – это основное содержание процесса управления.
Среднесрочные планы чаще всего охватывают пятилетний срок как наиболее соответствующий периоду обновления производственного аппарата и ассортимента продукции. В них формулируются основные задачи на установленный период, например, производственная стратегия фирмы и каждого подразделения (реконструкция и расширение производственных мощностей, освоение новой продукции и расширение ассортимента); стратегия сбыта (структура сбытовой сети и ее развитие, степень контроля над рынком и внедрение на новые рынки, проведение мероприятий, содействующих расширению сбыта); финансовая стратегия (объемы и направления капиталовложений, источники финансирования, структура портфеля ценных бумаг); кадровая политика (состав и структура кадров, их подготовка и использование); определение объема и структуры необходимых ресурсов и форм материально-технического снабжения и учета внутрифирменной специализации и кооперирования производства. Среднесрочные вклады предусматривают разработку и в определенной последовательности мероприятий, направленных на достижение целей, намеченных долгосрочной программой развития.
Среднесрочный план обычно содержит количественные показатели, в том числе и в отношении распределении ресурсов. В нем приводятся детальные сведения о разбивки по продуктам, данные о капиталовложениях и источниках финансирования. Он разрабатывается в производственных отделениях.
Текущее планирование осуществляется путем детальной разработки оперативных планов для компании в целом и ее отдельных подразделениях в международном масштабе, в частности, программ маркетинга, планов по научным исследованиям, планов по производству материально-техническому снабжению. Основным звеном текущего плана производства является календарные планы, которые представляют собой детальную конкретизацию целей и задач, поставленных стратегическим и среднесрочным планами. Календарные планы производства составляются на основе о наличии заказов, обеспеченности их материальными ресурсами: степени загрузки производственных мощностей их использовании с учетом обусловленных сроков исполнения каждого заказа. В календарных планах производства предусматривается расходы на реконструкцию имеющихся мощностей, замену оборудования, сооружение новых предприятий, обучение рабочей силы. В планы по сбыту продукции и предоставлении услуг включаются показатели по экспорту продукции, заграничному лицензированию, предоставлению технических услуг и обслуживанию
Оперативно-календарное планирование является развернутым продолжением текущего планирования производства. Оно включает:
детализацию текущего плана и доведение его заданий до каждого цеха, отдела или участка;
организацию доставки на рабочие места материалов, топлива, вывоз готовой продукции, организацию контроля качества;
обеспечение сплошного контроля за ходом производственного процесса и оперативное устранение неполадок и сбоев в работе.
Реализация оперативных планов осуществляется через системы бюджетов или финансовых планов, которые составляются обычно на год или на более короткий срок по каждому отдельному подразделению – центру прибыли, а затем консолидируются в единый бюджет или финансовый план предприятия.
Бюджет формируется на основе прогноза сбыта, что необходимо для достижения намеченных планов финансовых показателей. При его составлении, прежде всего, учитывается показатели, разработанные в стратегических или оперативных планах. Через бюджет осуществляется взаимоувязка между стратегическим, текущим и другими видами планирования.
Бюджет предприятия представляет собой выражение оперативного плана в денежных единицах, он как бы увязывает оперативный и финансовый планы, давая возможность предвидеть конечный результат деятельности, т.е. размеры и норму прибыли. Составлением бюджетов занимаются обычно различные службы или специальные секторы. Особые комитеты, состоящие из высших администраторов, рассматривают уже готовый бюджет. Руководитель предприятия утверждает бюджет и несет ответственность за эффективность методов по его разработке.
Основу бюджета составляет прогноз продаж и исчисление издержек производства. На основе прогноза продаж составляются планы производства, снабжения, запасов, научных исследований, капитальных инвестиций, финансирования, денежных поступлений. Бюджет фирмы охватывает все стороны ее деятельности и базируется на оперативных планах отделений предприятия.
2. Анализ финансово-экономической деятельности предприятия
2.1 Общая характеристика финансово-хозяйственной деятельности ООО «Романтика»
Предприятие ООО "Романтика" производит выпуск добротной продукции для массового потребления и разных возрастных категорий: женская куртка, жакет, пиджак, пальто, плащ.
Концепция бизнеса - постоянное изучение спроса потребителей (анкетирование), предусматривает переориентацию ателье на преимущественный выпуск конкурентоспособных изделий из отечественного сырья, цены среднего уровня.
Общество с ограниченной ответственностью «Романтика», действует в соответствии с Федеральным законом Российской Федерации "Об обществах с ограниченной ответственностью", Гражданским Кодексом Российской Федерации, другими законодательными актами Российской Федерации и настоящим Уставом.
ООО «Романтика» является юридическим лицом, имеет самостоятельный баланс, расчетные счета в банках, круглую печать со своим наименованием и эмблемой, другие реквизиты.
ООО «Романтика» осуществляет свою деятельность на территории России, и руководствуется в своей деятельности законами и нормативными актами России. Срок деятельности Общества ООО «Романтика» не ограничен.
Согласно штатному расписанию ООО «Романтика» количество сотрудников составляет 20 человек, 14 занятых непосредственно в производстве.
Целью создания ООО «Романтика» является ведение коммерческой и хозяйственной деятельности, направленной на получение прибыли в порядке и на условиях, определяемых действующим законодательством РФ.
Все виды деятельности Общества осуществляются в соответствии с действующим законодательством РФ.
Для достижения целей своей деятельности ООО «Романтика» вправе от своего имени совершать сделки, приобретать имущественные и неимущественные права и нести обязанности, быть истцом и ответчиком в суде, в арбитражном суде и третейском суде.
ООО «Романтика» является собственником принадлежащего ему имущества, и осуществляет владение, пользование и распоряжение им согласно Российскому законодательству.
ООО «Романтика» может создавать самостоятельно и совместно с другими юридическими и физическими лицами на территории России и за границей дочерние предприятия с правами юридического лица, филиалы, представительства и обособленные подразделения, а также выступать в качестве Учредителя других юридических лиц.
Общество вправе совершать все действия, предусмотренные законом. Сделки, выходящие за пределы уставной деятельности, но не противоречащие законодательству, признаются действительными.
ООО «Романтика» владеет имуществом, которые составляют основные фонды и оборотные средства, а также иное имущество, стоимость которого отражается в его самостоятельном балансе.
По требованию участника Общества, аудитора или любого заинтересованного лица Общество обязано на основании письменного или устного запроса, адресованного Генеральному директору Общества, предоставить им возможность ознакомиться с информацией о деятельности Общества, учредительными документами Общества, в том числе с изменениями. Общество обязано по требованию участника Общества предоставить ему копии действующих учредительных документов Общества.
Запрашиваемая информация должна быть предоставлена Генеральным директором в течение 5 дней со дня получения соответствующего запроса.
Источниками имущества ООО «Романтика» являются собственные и привлеченные (заемные) средства.
Прибыль Общества подлежит налогообложению в порядке, предусмотренном действующим законодательством РФ.
ООО "Романтика" - активно развивающееся предприятие по производству моделей женской одежды.
"Романтика" предлагает широкий ассортимент стильной верхней женской одежды в современной цветовой гамме. Предприятие постоянно обновляет ассортимент, сочетая отличное качество и цены, соответствуя новым направлениям в мире моды и воплощаемые модельерами в моделях.
Особое внимание уделяется поставщикам тканей и фурнитуры, используя в коллекциях полотна самого высокого качества. Предприятия группы "Романтика" оснащены современным оборудованием японского производства, которое гарантирует высокие потребительские свойства моделей.
На сегодняшний день небольшой коллектив способен решать задачи от исполнения заказов на пошив до полного цикла - от идеи до готового изделия. Наличие специализированного оборудования позволяет выполнять заказы практически на любых типах тканей, исключением является только кожа.
Партнерами организации являются:
— "Гильдия Мастеров" - организация праздников
— "Капсула" - сеть магазинов модной одежды
—
Mazashop - интернет-магазин молодёжной одежды и аксессуаров
—
Арт-Фестиваль - организация праздников
— "EXPEDITION" - товары для туризма и отдыха
— ФОРУМТЭК, ИНТЕРСТРОЙЭКСПО, BATIMAT, Ассоциация банков Санкт-Петербурга
Преимущества организации:
— пошив небольших партий изделий, от 15-50 штук
— размещение логотипов, рисунков и пр. на заказанных изделиях. Это может быть вышивка, шелкография, термография
— разработка изделий полного цикла
— создание опытного образца
Выполнение заказа на пошив изделий:
— по лекалам, эскизам, идеям заказчика
— которые уже когда-либо делались или аналогичные, их можно посмотреть в "Примерах работ"
— которые требуют творческого решения, новых идей и специальных возможностей
— которые соответствуют технологическим возможностям
2.2 Планирование объема производства и реализации услуг
План производства и реализации услуг и продукции является важнейшим разделом плана экономического и социального развития предприятия. Он служит базой для определения потребности в материальных, трудовых и финансовых ресурсах
На основе данных этого раздела осуществляется планирование показателей плана: численности и фонда заработной платы, материально-технического обеспечения, себестоимости услуг и продукции и др. В соответствии с поставленными задачами и формируется структура данного раздела проекта.
План предприятия состоит из отдельных разделов, связанных с определенными видами деятельности предприятия. Все эти разделы согласуются по основным технико-экономическим показателям.
В курсовой работе нами разработаны только основные разделы текущего плана предприятия.
План производства продукции разрабатывается в натуральном и стоимостном выражении, с учетом заказов на продукцию и производственной мощности предприятия. Разработка плана в натуральном и стоимостном выражении осуществляется на основе:
Задач, обоснованных в плане развития предприятия (в учебных целях на основе задания для курсового проектирования);
Хозяйственных договоров с поставщиками сырья и потребителями продукции;
Расчет производственных мощностей;
Плановых технико-экономических норм и нормативов, и цен;
Результатов анализа выполнения заданий и плана в предшествующем периоде.
Рассчитаем фонд рабочего времени, на планируемый год исходя из календарного числа дней в году и планируемого режима работы предприятия.
Производственная программа (годовой выпуск изделий в натуральном выражении) ателье в зависимости от исходных данных от исходных данных рассчитывается по формуле:
Vп = 6 * 249 * 1 = 1494 единиц где: М - выпуск изделий в смену;
Др - количество рабочих дней в году;
К - количество смен.
Таким образом, мы видим, что в планируемом периоде ателье выпустит 1494 единиц изделий.
Далее представим расчет фонда рабочего времени ателье на планируемый период.
Таблица 1 Расчет фонда рабочего времени Месяцы | Всего календарных дней (Дк) | В том числе |
Выходные и праздничные | Рабочие (ДР) |
Январь | 31 | 14 | 17 |
Февраль | 28 | 9 | 19 |
Март | 31 | 10 | 21 |
Апрель | 30 | 9 | 21 |
Май | 31 | 10 | 21 |
Июнь | 30 | 10 | 20 |
Июль | 31 | 9 | 22 |
Август | 31 | 8 | 23 |
Сентябрь | 30 | 10 | 20 |
Октябрь | 31 | 8 | 23 |
Ноябрь | 30 | 9 | 21 |
Декабрь | 31 | 10 | 21 |
Всего за год | 365 | 116 | 249 |
На основе данных годового выпуска, фонда рабочего времени по кварталам и сезонности в поступлении заказов производится разбивка годового объема производства по кварталам (табл. 2). В натуральном выражении.
Расчет объема реализации услуг и продукции выполняется на основе данных о средних ценах на услуги и объема производства услуг и продукции в натуральном выражении (табл. 3). В денежном выражении.
Таблица 2. Разбивка годового объема производства по кварталам Наименование изделий | Годовой выпуск изделий, ед. | В том числе по кварталам |
1 | 2 | 3 | 4 |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 |
Женский жакет | 1494 | 360 | 372 | 384 | 378 |
Таблица 3.Объем реализации услуг и продукции в ценностном выражении на 2008 г. и с разбивкой по кварталам Виды услуг и продукции | Годовой выпуск изделий, ед. | Средняя цена ед. услуг 1) р. | Объем реализации услуг 2) р. Vр | В том числе по кварталам |
1 | 2 | 3 | 4 |
Женский жакет | 1494 | 8810 | 13162140 | 3171600 | 3277320 | 3383040 | 3330180 |
НДС | 18% | 1586 | 2369185 | 570888 | 589918 | 608947 | 599432 |
Итого с НДС | - | 10396 | 15531325 | 3742488 | 3867238 | 3991987 | 3929612 |
2.3. Планирование численности и фонда заработной платы рабочих.
2.3.1 Планирование численности рабочих
План по труду и кадрам является логическим продолжением и детализацией отраслевого и народнохозяйственного планов использования рабочих кадров и фондов заработной платы.
Предприятие само определяет общую численность работников, их профессиональный и квалификационный состав, утверждает штат. При этом оно должно обеспечивать относительное сокращение численности управленческого персонала и доли средств, направляемых на его содержание. С этой целью введена плата за трудовые ресурсы, в том числе аппарата управления.
При составлении плана численности работающих основное внимание надо уделять рациональному использованию трудовых ресурсов предприятия, снижению трудоемкости продукции, сокращению численности вспомогательных рабочих, улучшению использования фонда рабочего времени (сокращение потерь и непроизводительных затрат рабочего времени), использованию опыта передовых рабочих.
Явочная численность основных производительных рабочих зависит от количества заправленных машин, станков, норм обслуживания их одним рабочим.
Различают явочное и списочное число производственных рабочих. Явочное - это число рабочих, которые ежедневно должны выходить на работу, списочное - это число рабочих, числящихся в списках предприятия (имеющих трудовые книжки).
В таблице 4 представлен расчет баланса рабочего времени одного рабочего.
Таблица 4. Баланс рабочего времени одного рабочего на 2008 г. Показатели | План на 2008 г. |
В днях | В часах | В % |
Календарный фонд рабочего времени | 365 | - | - |
Количество не рабочих дней - всего | 116 | - | - |
В том числе: праздничных выходных |
12 104 | - | - |
Количество календарных рабочих дней (Др) | 249 | - | 100 |
Не явка на работу – всего дней в том числе: | 25 | - | 10,04 |
Очередные и дополнительные отпуска | 20 | - | 8,03 |
Отпуска по учебе | - | - | - |
Отпуска в связи с родами болезни | - 5 | - | 2 |
Выполнение государственных обязанностей | - | - | - |
Число рабочих дней в году (Э) | 224 | 1792 | - |
Потери времени в связи с сокращением длительности рабочего дня – всего в том числе: | - | - | - |
Для подростков | - | - | - |
Для кормящих матерей | - | - | - |
Средняя продолжительность рабочего дня | - | 7,94 | - |
Предпраздничные дни | - | 12 | - |
Полезный фонд рабочего времени одного рабочего (в часах) (Ф) | - | 1780 | - |
Количество календарных рабочих дней (Др) определяется как разность между календарным фондом времени и числом нерабочих дней.
Средняя длительность очередных и дополнительных отпусков определяется в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации, а также на основании решений предприятия по этому вопросу, отраженных в уставе, коллективном договоре и др. документах.
Неявки по болезни планируются с учетом отчетных данных предприятия и мероприятий по улучшению условий труда, сокращению травматизма, заболеваемости. Другие виды неявок определяются по данным действующего предприятия (для вновь организуемого предприятия - по данным аналогичных предприятий, среднеотраслевым показателям).
По данным таблицы 4 можно сказать, что в планируемом году в фонд рабочего времени заложены неявки лишь по болезням и отпускам, что связанно с коллективным составом, большую часть которого, из-за специфики работы, составляют женщины.
Планирование численности рабочих основного осуществляется по явочному и списочному составу. Списочный состав – количество рабочих, которое числится в списках предприятия.
Списочное число рабочих определяется по формуле:
Чсп = 14•100 / 100 – 10,04 = 16 чел Число резервных рабочих определяется по следующей формуле:
Чр = Чсп – Чяв Чр = 16 – 14 = 2 чел. 2.3.2 Планирование фонда заработной платы основных рабочих
Фонд заработной платы рабочих состоит из основной и дополнительной заработной платы. К основной относится заработная плата, которая выплачивается рабочим за фактически проработанное время (выполненные услуги, продукцию).
К дополнительной заработной плате относятся установленные трудовым законодательством доплаты за непроработанное время.
Предприятие может использовать следующие методы образования фонда заработной платы (ФЗП):
По нормативу заработной платы на единицу продукции в натуральном выражении или на 1 рубль объема продукции. При этом общий ФЗП предприятия равен произведению норматива и величины объема продукции.
По нормативу за каждый процент прироста объема продукции. Общий ФЗП формируется из базового ФЗП и суммы увеличения (уменьшения) этого фонда, исчисленного по нормативу.
Первый метод применяют на предприятиях, где структура выпускаемой продукции имеет устойчивый характер по годам пятилетки, второй метод - на предприятиях с изменяющейся структурой продукции (в том числе на хлопчатобумажных).
В практике планирования и учета выделяют прямой, часовой, дневной и месячный (годовой) фонды заработной платы. Они отличаются составом выплат, при этом часовой фонд всегда меньше дневного, а дневной - меньше месячного.
Часовой фонд заработной платы включает заработную плату рабочих за действительно выполненную работу или проработанное время. Дневной фонд заработной платы - это заработная плата рабочих за отработанные рабочие дни. Месячный (годовой) фонд - это полная заработная плата рабочих, которая включает оплату и за нерабочие дни. Прямой фонд заработной платы рассчитывается раздельно по рабочим -портным, рабочим по ремонту одежды, закройщикам, вязальщикам.
Часовой и дневной фонды заработной платы рассчитывают на явочное число рабочих, а месячный фонд - на списочное число рабочих.
Прямой фонд заработной платы портных, вязальщиков, занятых в бригадах по изготовлению одежды, при оплате по сдельным расценкам рассчитывается по формуле:
Зпр=Ст1•Кср•Т•Vн = 45•1,38•19,5•1494 = 1809159,3 руб. где Ст- часовая тарифная ставка 1 разряда, руб;
Кс - средний тарифный коэффициент;
Т – трудоемкость, час;
V
н – годовой выпуск изделий, ед.
Часовой фонд заработной платы включает прямой фонд и доплаты (приложение 1):
Высококвалифицированным рабочим;
Бригадирам не освобожденным от основных работ;
Резервным рабочим.
Премии определяют следующим образом:
Зп = Зпр•а / 100, где а - % премий по группам основных рабочих в соответствии с действующими системами премирования (20-40%).
Зп = 1809159,3•25 / 100 = 452289 руб. Доплата высококвалифицированного рабочего определяется по формуле:
Дв.р. = Ст в.р.•m•Фп•в / 100, где Ст в.р. – часовая тарифная ставка рабочего, имеющего классное звание;
m – численность рабочих, имеющего классное звание;
Фп – полезный фонд рабочего времени одного среднесписочного рабочего;
в - % доплат высококвалифицированным рабочим мастер 1-го класса 10%, высшего класса 25%.
Ст5 = 45•1,56 = 70,2 Дв.р. = 70,2•2•1780•10 / 100 = 24991,2 Доплата бригадиру, не освобожденному, от основной работы рассчитывается по формуле:
Дбр = d•12•Чбр, где d – устанавливается руководством месячная доплата бригадира.
Дбр = 1500•12•2 = 36000 руб/год Доплата резервным рабочим осуществляется, так как рабочий выполняет операции более низких разрядов, чем установлено ему тарифным разрядом и рассчитывается по формуле:
Др = Ст1 • (Кс.рез. - Кф) •Фп • Чрез, где Кс.рез. – средний тарифный коэффициент резервных рабочих.
Др = 45• (1,56 – 1,38) •1780•2 = 28836 руб. Доплата осуществляется, так как рабочие выполняют в течение смены более 2-х различных операций.
45•1,56•1780•2•15 / 100 = 37486,8 Общий размер доплат резервным рабочим равен:
Др общ. = 28836 + 37486,8 = 66322,8 руб. Часовой фонд заработной платы определяется так:
Зч = Зпр + Зп + Дв.р. + Дбр + Др общ. Зчас = 1809159,3 + 452289 + 24991,2 + 36000 + 66322,8 = 2388762,3 руб. Дневной фонд заработной платы включает часовой и доплаты за сокращенный рабочий день отдельным работникам.
Доплата специальных перерывов определяется:
Д с.п. = Зср.ч. • Фс.п., где Зср.ч. – средняя часовая заработная плата, руб.;
Фс.п. – число часов специальных перерывов в год, час.
Зср.ч. = Зчас / Чсп
• Фп = 2388762,3 / 16•1780 = 84 руб. Фс.п. = F1 • Чсп, где F
1 – потеря времени в смену в связи со специальными перерывами в работе, приходящегося на одного рабочего.
Фс.п. = 12 • 16 = 192 час Д с.п. = 84 • 192 = 16128 руб. Дневной фонд заработной платы рассчитывается по формуле:
Здн = Зчас + Д с.п. =2388762,3 + 16128= 2404890,3 руб. Месячный фонд заработной платы состоит из дневного фонда и соответствующих доплат: оплату за очередные и дополнительные отпуска, отпуска по учебе и т.д.
Доплата на отпуск определяют по формуле:
Дотп = Зср.дн. • tотп • Чсп, где Зср.дн. – средняя дневная заработная плата, руб.
tотп – число дней очередного отпуска, приходящегося на одного рабочего.
Зср.дн. = Здн / Чсп • Э = 2404890,3 / 16 • 224 = 671 руб. Дотп = 671 • 20 • 16 = 214720 руб. Месячный фонд заработной платы рассчитывается следующим образом:
Змес = Здн + Дотп = 2404890,3 + 214720 = 2619610,3 руб. Величина дополнительной зарплаты равна разнице между месячным и часовым фондом.
Здоп = Змес – Зчас =2619610,3 - 2388762,3 = 230848 руб. Процент дополнительной оплаты определяется:
Пдоп = Здоп/Зчас • 100 = 230848 / 2388762,3 • 100 = 9,6% Среднегодовая зарплата рабочих определяется как отношение месячного фонда заработной платы к списочной численности рабочих:
Зср.год. = Змес / Чсп =2619610,3 / 16 = 163725 руб. Среднемесячная зарплата рабочих определяется по формуле:
Зср.мес. = Зср.год. / 12 = 163725 / 12 = 13643,7 руб. Основная зарплата на единицу изделия составит:
Зосн = Зчас / Vн = 2388762,3 / 1494 = 1599 руб. Дополнительная заработная плата на единицу изделия составит:
Здоп1 = Здоп / Vн = 230848 / 1494 = 154,5 руб. По данным расчета прямой фонд заработной платы равен 1 809 159,3 руб., часовой фонд заработной платы равен 2 388 762,3 руб., дневной фонд заработной платы равен 2 404 890,3 руб., месячный фонд заработной платы равен 2 619 610,3 руб., среднемесячная заработная плата рабочего равна 13 643,7 руб.
2.4 Расчет плановой себестоимости
Калькуляция - затраты на производство единицы продукции определенного вида (пряжи соответствующей линейной плоскости, суровой ткани определенного артикула).
Калькуляция - важнейший экономический показатель, так как на его основе рассчитывают оптовую и розничную цену на продукцию, налог на добавленную стоимость и акциз (если есть). Калькуляция - это определение фактической себестоимости единицы продукции.
Плановая калькуляция - расчет себестоимости единицы продукции или всего выпуска в соответствии с затратами по плану. Она необходима для сопоставления с фактическими расходами.
Определим плановую калькуляцию на выполнение соответствующих услуг, работ, продукции на единицу и на весь объем производства. При составлении калькуляции учтем действующий порядок формирования затрат на производство и реализацию с учетом особенностей предприятия.
Так как в состав затрат включаются основные и вспомогательные материалы на изготовление изделий, то составляется смета материальных затрат.
Таблица 5. Смета материальных затрат на изготовление изделий Наименование материалов | Ед. изме-рения | Норма расхода на 1 изделие, м | Цена за 1-цу материалов руб. | Стоимость материала на 1-цу изделия, руб. | Выпуск изделии, штук. | Стоимость материалов на весь выпуск, руб. |
I Основные материалы |
|
|
|
| 1494 |
|
1. Габардин | м | 2 | 300 | 600 | - | 896400 |
II Вспомогательные материалы |
|
|
|
|
|
|
1. Швейные нитки | катушка | 1 | 50 | 50 | - | 74700 |
III Фурнитура |
|
|
|
|
|
|
1. Пуговицы | шт. | 4 | 30 | 120 | - | 179280 |
Итого |
| 7 | 380 | 770 | 1494 | 1150380 |
Далее по данным действующего предприятия может быть составлена смета накладных расходов. Накладные расходы могут меняться по составу и структуре с учетом осуществления реконструкции, технического перевооружения, изменения структурных подразделений, проведение рекламных мероприятий и др.
Накладные расходы по отдельным видам услуг, работ, продукции распределяются пропорционально их объемам в общем объеме производства по предприятию или какому-либо другому показателю (основной зарплате производственных рабочих для трудоемких производств, основным материалам -для материалоемких производств).
Далее проведем расчет плановой себестоимости, который представим в таблице 6.
Себестоимость - это денежное выражение текущих затрат предприятия на производство и реализацию продукции.
Себестоимость продукции - важнейший расчетный показатель работы предприятия, так как он отражает производственно – хозяйственную и финансовую деятельность. На основе себестоимости определяют прибыль - основной обобщающий показатель работы трудового коллектива. Себестоимость продукции также лежит в основе всех видов цен на промышленную продукцию, в том числе государственных розничных цен на товары народного потребления.
Таблица 6. Расчет плановой себестоимости -
№ | Наименование статей расходов | Основной ассортимент |
На ед. изделия | На весь объем |
1 | Основные материалы | 600 | 896400 |
2 | Вспомогательные материалы | 50 | 74700 |
3 | Фурнитура | 120 | 179280 |
4 | Основная заработная плата производственных рабочих | 1599 | 2388762,3 |
5 | Дополнительная заработная плата производственных рабочих | 154,5 | 230848 |
6 | Единый социальный налог (26% к стр. 4 + стр. 5) | 456 | 681099 |
7 | Накладные расходы (200%-500% от стр. 4) | 3997,5 | 5971905,7 |
8 | Прочие расходы (5% от стр.4) | 80 | 119438 |
9 | Производственная себестоимость стр1-стр8 | 7057 | 10542433 |
10 | Внепроизводственные расходы (1-2% от стр.9) | 105,8 | 158136,5 |
11 | Полная себестоимость стр9+стр10 | 7162,8 | 10700569,5 |
Прибыль с единицы изделия определяется по формуле:
Пед.=С•Р/100=7162,8•23/100=1647 руб. Цена изделия определяется по формуле:
Ц=Сед+П=7162,8+1647=8810 руб. Цена - сумма денег, уплачиваемая за единицу товара, эквивалент обмена товара на деньги.
Рыночная цена выполняет различные функции. Цена - это посредник и соизмеритель при обмене товаров на деньги. Цена - важный показатель конъюнктуры рынка, фактор уровня, структуры и соотношения спроса и предложения, территориального размещения производства. Цена - инструмент образования прибыли и управления эффективностью, фактор налогообложения.
Цена - это главная составляющая инфляционных процессов, средство влияния на инвестиционную политику. Цена - мощный фактор уровня жизни населения, влияющий на рынок труда, объем и структуру потребления, уровень реальных доходов различных социальных групп. И, наконец, цена - это орудие конкурентной борьбы.
2.5 Расчет плановой прибыли и ее распределение
В процессе хозяйственной деятельности предприятие осуществляет издержки (материальные, трудовые, финансовые). Издержки предприятия состоят из всей суммы расходов на производство продукции и ее реализацию. Эти издержки, выраженные в денежной форме, называются себестоимостью и включаются в стоимость продукта. Таким образом, себестоимость является частью цены товара, причем она отражает большую часть стоимости продукции и зависит от изменения условий производства и реализации продукции. Себестоимость входит в число особо значимых показателей эффективности хозяйственной деятельности. Она представляет собой затраты предприятия на производство и обращение, служит основой соизмерения расходов и доходов, то есть самоокупаемости. Если не известна себестоимость то, как можно определить прибыль?
Прибыль является основным финансовым результатом деятельности предприятия. Она является основным источником производственного и социального развития предприятия, а с другой стороны - служит источником формирования государственного бюджета.
Прибыль предприятия - это чистый доход предприятия и важный источник доходов государственного бюджета. Показатель прибыли характеризует эффективность хозяйственной деятельности каждого предприятия, в том числе степень рационального использования им материальных, трудовых и денежных ресурсов. Сама прибыль - это источник самоокупаемости и самофинансирования.
Общая (балансовая) прибыль включает прибыль от реализации товарной продукции, прибыль от реализации прочей продукции и прибыль от операций по неосновной деятельности предприятия. Наибольшую долю в общей (балансовой) прибыли занимает прибыль от реализации товарной продукции, которая определяется как разница между выпуском продукции в оптовых ценах и ее полной себестоимостью.
Чистая прибыль представляет собой сумму прибыли, которая остается в распоряжении предприятия после уплаты всех налогов.
Рентабельность продукции показывает прибыльность выпускаемых изделий и определяется делением общей (балансовой) прибыли на полную себестоимость продукции.
Затраты на один рубль товарной продукции показывают, сколько нужно произвести затрат, чтобы получить 1 рубль товарной продукции в оптовых ценах предприятия.
Основную долю балансовой прибыли составляет прибыль от реализации продукции, работ, услуг, которая определяется:
Пр = Vр - С, где V- выручка от реализации продукции, работ, услуг (нетто), руб.;
С-полная себестоимость всего объема продукции, работ, услуг, руб.
Vр = Ц • Vн = 8810 • 1494 = 13162140 руб. Пр = 13162140 – 10700569,5 = 2461570,5 руб. Затраты на 1 руб. реализации рассчитываются по формулам:
Зна 1р = С / Vр = 10700569,5 / 13162140 = 0,813 (81,3 коп) Зна 1р = Сед / Ц = 7162,8 / 8810 = 0,813 руб. Рентабельность определяется по формуле:
Р = Пр / С • 100 = 2461570,5 / 10700569,5 • 100 = 23% Распределение прибыли происходит следующим образом:
1. Налог на прибыль:
Нп = Пн.о. • а / 100, где Пн.о. – налогооблагаемая прибыль;
а – ставка налога на прибыль в соответствии с действующим законодательством, % (24%).
Нп = 2461570,5 • 24 / 100 = 590777 руб. 2. Прибыль чистая:
Пч = Пн.о - Нп = 2461570,5 – 590777 = 1870793,5 руб. Фонд накопления – 60% = Пч • 60 / 100 = 1870793,5 • 60 / 100 = 1122476 руб. Фонд потребления – 40% = Пч • 40 / 100 = 1870793,5 • 40 / 100 = 748317 руб. Порядок распределения и использования прибыли на предприятии фиксируется в уставе предприятия. В соответствии с уставом предприятия могут составляться сметы расходов, финансируемых из прибыли, или образовываться фонды специального назначения:
1.Фонды накопления: а) фонд развития производства или фонд производственного и научно-технического развития;
б) фонд социального развития.
2. Фонды потребления: а) выплаты социального характера;
б) расходы, не относящиеся к выплатам социального характера.
К расходам, связанным с развитием производства, относятся:
расходы на научно-исследовательские, проектные, конструкторские и технологические работы;
финансирование разработки и освоения новых видов продукции и технологических процессов;
затраты по совершенствованию технологии и организации производства, модернизации оборудования;
затраты на техническое переоборудование и реконструкцию действующего производства, расширение производства;
расходы по погашению долгосрочных ссуд банков и процентов по ним;
затраты на проведение природоохранных мероприятий;
взносы предприятия из прибыли в качестве вкладов учредителей в создание уставного капитала других предприятий.
Распределение прибыли на социальные нужды включает в себя:
расходы по эксплуатации социально-бытовых объектов, находящихся на балансе предприятия;
финансирование строительства объектов непроизводственного назначения, развитие подсобного хозяйства, культурно-массовых мероприятий и т. п.
К выплатам социального характера относятся:
надбавки к пенсиям, единовременное пособие уходящим на пенсию ветеранам труда;
расходы по оплате услуг учреждений здравоохранения, оказываемых работникам предприятия;
оплата путевок работникам и членам их семей на лечение, отдых, экскурсии, путешествия;
возмещение платы родителей за детей в дошкольных учреждениях;
компенсация женщинам, находившимся в отпуске по уходу за ребенком;
выходное пособие при прекращении трудового договора;
оплата проезда к месту работы, оплата стоимости проезда работников и членов их семей к месту отдыха и обратно;
стипендии работникам, направленным предприятием на обучение.
В состав расходов, не относящихся к выплатам социального характера, входят:
- доходы по акциям и другие расходы от участия работников в собственности предприятия (дивиденды, проценты, выплаты по долевым паям);
- взносы за счет средств предприятия в негосударственные пенсионные фонды;
- расходы на платное обучение работников в учебных заведениях, включая стипендии;
- стоимость жилья, переданного в собственность работникам;
- расходы на содержание жилья, учебных и дошкольных учреждений, медпунктов, столовых, домов отдыха и т. д., принадлежащих предприятию.
По данным рисунка 6 приходим к выводу, что балансовая прибыль полностью состоит из прибыли от реализации продукции.
Рис. 6 Схема формирования и распределения прибыли предприятия 3.Расчет основных экономических показателей
Исходные данные для комплексного анализа хозяйственной деятельности: Розничный товарооборот в базисном году составил 1230 т.р., а в отчетном году – 13520; Прибыль в базисном году составила 321т.р., а в отчетном году – 402т.р.; Среднегодовая стоимость основных фондов в базисном году составила 1205 т.р., а в отчетном году – 1257 т.р.; Среднегодовая стоимость оборотных средств в базисном году составила 3261 т.р., а в отчетном году – 4100 т.р.; Издержки обращения в базисном году составили 988 т.р., а в отчетном году – 1031 т.р.; Среднесписочная численность рабочих в базисном году составила 20 чел., а в отчетном году 23 чел.; Расходы на оплату труда в базисном году составили 215 т.р., а в отчетном году – 587 т.р. Таблица 7. Расчет основных экономических показателей № | Показатели | Базисный год, т.р. | Отчётный год, т.р. | Отчётный год в % к базисному году |
1 | Розничный т/о, тыс. руб. | 12300 | 13520 | 9,02 |
2 | Прибыль, тыс. руб. | 321 | 402 | 25,2 |
3 | Среднегодовая стоимость основных фондов, тыс. руб. | 1205 | 1257 | 4,3 |
4 | Среднегодовая стоимость оборотных средств, тыс. руб. | 3261 | 4100 | 25,7 |
5 | Издержки обращения, тыс. руб. | 988 | 1031 | 4,5 |
6 | Расходы на оплату труда, тыс. руб. | 215 | 258 | 20 |
7 | Среднесписочная численность работников | 20 | 23 | 15 |
8 | Производительность труда, тыс. руб. | 615 | 587 | 5,6 |
9 | Среднегодовая з/п на одного человека, тыс. руб. | 10,75 | 11,2 | 4,1 |
10 | Показатели эффективности использования торгового потенциала | 21,9 | 20,08 | 9,4 |
11 | Показатели эффективности фин. деятельности | 0,6 | 0,6 | 0 |
12 | Показатели эффективности трудовой деятельности | 57,2 | 52,4 | 8,3 |
13 | Интегральный показатель эффективности трудовой деятельности | 9,09 | 8,57 | 5,7 |
14 | Оборачиваемость оборотных средств | 95,6 | 109,3 | 14,3 |
15 | Фондоотдача, тыс. руб. | 10,2 | 10,7 | 4,9 |
16 | Затраты отдачи, тыс. руб. | 12,4 | 13,1 | 5,6 |
Анализируя полученные технико-экономические показатели, можно сказать, что в планируемом периоде происходят улучшения практически по всем показателям.
По данным экономических показателей, можно сказать, что среднегодовая заработная плата рабочего 10,75 базисном году и 11,2 в отчетном, т.е. произошло увеличение на 4,1%. Однако при бесперебойной работе предприятия и проведении работы по расширению доли рынка (что увеличит поступление прибыли) следует поднять уровень заработной платы с целью привлечения квалифицированных кадров. Как показывают расчеты, Производительность труда уменьшилась на 28 что составляет 5,6%. Показатель эффективности использования трудового потенциала уменьшился на 9,4%. Показатель эффективности финансовой деятельности остался неизменным, и составил 0,6. Показатель эффективности трудовой деятельности уменьшился на 4,8 что в процентном выражении составляет 8,3%.
В свою очередь, Интегральный показатель эффективности хозяйственной деятельности уменьшился 0,52 или на 5,7%. Что же касается оборачиваемости оборотных средств, то здесь наблюдается увеличение показателя на 13,7. Фондоотдача увеличилась на 4,9 %, а затратоотдача увеличилась на 5,6%.
Расчетные данные позволяют сделать вывод о том, что проектированное ателье может работать, эффективно получая стабильную прибыль.
Заключение
Современный темп изменения и увеличения знаний является настолько большим, что планирование представляется единственным способом формального прогнозирования будущих проблем и возможностей. Оно обеспечивает высшему руководству средство создания плана на длительный срок.
Планирование дает также основу для принятия решения. Знание того, что организация хочет достичь, помогает уточнить наиболее подходящие пути действий.
Планирование способствует снижению риска при принятии решения. Принимая обоснованные и систематизированные плановые решения, руководство снижает риск принятия неправильного решения из-за ошибочной или недостоверной информации о возможностях предприятия или о внешней ситуации.
Планирование, поскольку оно служит для формулирования установленных целей, помогает создать единство общей цели внутри организации.
Сегодня планирование становится скорее правилом, чем исключением.
Совершенствование системы планирования в современных условиях требует широкого применения экономико-математических методов, электронно-вычислительной техники, средств организационной техники и связи. Использование их позволит ускорить сбор, обработку и анализ информации и найти оптимальные решения задач, связанных с планированием производства.
Список литературы
Виноградова М.В. Организация и планирование деятельности предприятий сферы сервиса: Учебное пособие. – М.: Издательско – торговая корпорация «Дашков и Ко», 2006. – 464с.
«Экономика предприятия». Учебник под редакцией О.И.Волкова. М.: Инфра-М, 2007 г.
«Планирование на предприятии» Учебник В.А.Горемыкин, Э.Р.Бугулов, А.Ю.Богомолов. М.: Филинъ, 2006 г.
«Экономика торгового предприятия». Учебник под общей редакцией А.И.Гребнева. М.: Экономика, 2007 г.
«Анализ хозяйственной деятельности в торговле». М.И.Баканов. М.: Экономика, 2003 г.
Артеменко В.Г., Белендир М.В. Финансовый анализ: Учебное пособие.- 2-е издание переработанное и дополненное. – М.: Дело и сервис; Новосибирск: Издательский дом Сибирское соглашение, 2003.-160с.
Басовский Л.Е. Прогнозирование и планирование в условиях рынка. – М.: ИНФРА-М, 2003. – 260 с.
Городничев П.Н., Городничева К.П. Финансовое и инвестиционное прогнозирование. – М.: Экзамен, 2005. – 223 с.
Зимин Н.Е., Солопова В.Н. Анализ и диагностика финансово-хозяйственной деятельности предприятия. – М.: Колос, 2004. – 383 с.
Кузнецова Е.В Финансовое управление компанией. – М.: Правовая Культура, 2007.
Лихачева О.Н. Финансовое планирование на предприятии. – М.: Проспект, 2004. – 264 с.
Морозова Т.Г. и др. Прогнозирование и планирование в условиях рынка. Учебное пособие для ВУЗов. – М.: ЮНИТИ, 2004. – 318 с.
Платонова Н.А., Харитонова Т.В. Планирование деятельности предприятия. – М.: ДИС, 2005. – 431 с.
Титов В.И. Анализ и диагностика финансово-хозяйственной деятельности предприятия. – М.: Издательский дом Дашков и К, 2005. – 349 с.
Черныш Е.А. и др. Прогнозирование и планирование. Учебное пособие. – М.: ПРИОР, 2002. – 176 с.
Оглавление