Ворошилов В.В. Журналистика - файл n1.doc

приобрести
Ворошилов В.В. Журналистика
скачать (2494 kb.)
Доступные файлы (1):
n1.doc2494kb.24.08.2012 03:30скачать

n1.doc

  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   18
Ворошилов В. В.

Журналистика. — Учебник. 2-е издание. — СПб.:

Изд-во Михайлова В.А., 2000.
Рассказывая о таком уникальном явлении социальной действительности, как российская журналистика, автор учебника рассматривает практически все аспекты ее функционирования в современных условиях.

Учебник адресуется преподавателям, аспирантам и студентам фа­культетов и отделений журналистики, а также журналистам, работающим в газетах, на телевидении и радио, информационных и рекламных агент­ствах, организациях «паблик рилейшнз»,

Содержание


ВВЕДЕНИЕ

Глава 1

ИСТОРИЯ ЖУРНАЛИСТИКИ

  1. Пражурналистские явления

  2. Ранние этапы развития прессы

  3. Русская журналистика XIX века

  4. Журналистика XX века

  5. Из истории зарубежной журналистики

  6. Исторические типы и теории журналистики

  7. К истории гласности и свободы печати

  8. История журналистского образования

  9. Журналистика XXI века

Глава 2

ТИПОЛОГИЯ ЖУРНАЛИСТИКИ

2.1. Журналистика как система средств массовой информации

  1. Газеты на любой вкус

  2. Плюрализм радиоволн

  3. Эффект телевидения

  4. Интернет

  1. Инфраструктура журналистики

  2. Типология творчества в журналистике

  1. Информационные жанры

  2. Аналитические жанры

  3. Художественно-публицистические жанры

Глава 3

РЕЗУЛЬТАТИВНОСТЬ ЖУРНАЛИСТИКИ

3.1. Журналистика как фактор развития общественного сознания

  1. Анализ противоречий как метод журналистики

  2. Особенности журналистского расследования

  1. Поиск информации

  2. Наедине с листом бумаги

Глава 4

СМИ: ПРАВОВЫЕ И ЭТИЧЕСКИЕ НОРМЫ

  1. Правовое поле журналистики

  2. Этика журналиста

  1. Этика профессиональная и служебная

  2. Кодекс как механизм саморегуляции в журналистских сообществах

  3. Журналиста вызывают в суд

Глава 5

МАРКЕТИНГОВЫЕ КОММУНИКАЦИИ В ЖУРНАЛИСТИКЕ

5.1. Ренессанс российской рекламы

  1. История рекламы

  2. Что такое реклама?

5.1.3 Рекламное объявление в газете: содержание и форма

  1. Реклама на телевидении и радио

  2. Организация рекламной деятельности

    1. «Паблик рилейшнз»

Глава 6

ЭКОНОМИКА ЖУРНАЛИСТИКИ

6.1. СМИ в условиях перехода к рынку

6.1.1 Поиски коллективных форм управления экономикой

6.1.2. Интервенция частного капитала в журналистику

6.2. Маркетинг, как инструмент в рыночном поведнии СМИ Маркетинг как инструмент в рыночном поведении СМИ

6.2.1. Маркетинг прессы

6.2.2. Маркетинг электронных СМИ

6.2.3 Маркетинг СМИ и социология журналистики

6.2.4. Поиск оптимальной финансовой модели СМИ

Глава 7

МЕНЕДЖМЕНТ СРЕДСТВ МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ

7.1 Журналист в условиях рынка

7.11. Сотрудник СМИ: потенциал творческой личности

7.1.2. Самомаркетинг как условие становления журналиста

7.1.3. Истоки миграции в журналистской среде

7.2. Управление в редакции

7.2.1 .-Менеджер в газете

7.2.2. Руководитель как гарант стабильности редакционного коллектива

Глава 8

ИСТОРРИЯ ЖУРНАЛИСТИКИ ЗАРУБЕЖНЫХ СТРАН

8.1. Журналистика Европы

8.2. Журналистика Америки

8.3. Журналистика Азии

8.4. Журналистика Африки

8.5. Журналистика Австралии и Океании

8.6. Крупнейшие собственники СМИ

заключение

библиография


ВВЕДЕНИЕ

Что такое журналистика? Во-первых, это не только часть социаль­ной системы в целом, но и особый содиальный институт общества, в который входят редакции газет и журналов, книжных издательств, теле­радиокомпаний, работа которых (подготовка и передача в массовую ауди­торию периодики, программ радио и телевидения) обеспечивается инф­раструктурой журналистики: технической, информационной, организа­ционно-управленческой; к инфрастуктуре относятся также учебные и научные центры. Во-вторых, это необходимая для функционирования дан­ного социального института система видов деятельности: прежде всего, сбор актуальной социальной информации и ее распространение. В треть­их, это совокупность профессий, потребных для такой деятельности: от редактора до корректора, от телережиссера до видеоинженера .и т.д. В четвертых, это система произведений, создаваемых журналистами. В пяч тых, это комплекс каналов передачи массовой информации: печать, радио, телевидение, интернет. Когда говорят о журналистике, часто оперируют такими понятиями, как СМИ (средства массовой информации), СМК (сред­ства массовой коммуникации), печать, пресса (или только электронная пресса), масс-медиа.

Центральная категория в науке о журналистике — массовая инфор­мация. Она направлена не на специалистов, а на массовую аудиторию; ориентирует людей в общесоциальных, а не профессиональных вопросах, откликаясь на потребности и интересы аудитории; стремится к создании единой позиции людей по этим социальным проблемам. Другие ее особен­ности: отсутствие непосредственного контакта из-за пространственного рас­средоточения и использования технических «посредников» (типография, технические телерадиоцентры); доступность (легкость усвоения и удобный режим получения); возможность одновременного получения всей массой при непрерывности, стабильности поступления, периодичности выпуска, регулярного появления рубрик, циклов, различных подборок; открытость для участия в работе органов информации всех желающих в различных формах (письма, сотрудничество на общественных началах). Вокруг поня­тия «массовая информация» концентрируются пять цепочек категорий. Первая раскрывает особенности массовой информации (МИ) в связи с харак­тером журналистской деятельности в конкретных социальных условиях: социальная позиция — исторические типы журналистики — принципы деятельности — методы творчества. Вторая связана с закономерностями функционирования журналистики как массово-информационной деятель­ности: функции — аудитория журналистики — функционирование — результативность. Третья показывает условия и требования к субъекту жур­налистской деятельности: свобода журналистики — качества журналис­та — право — этика — ответственность. Четвертая дает представление о творческих формах массово-информационной деятельности: типы текстов — виды творчества — направления творчества — жанры — формы. Нако­нец, пятая характеризует эту деятельность со стороны носителей инфор­мации: средства — каналы и типы изданий и программ — система и взаи­модействие — распространение.

Обращенность к массовой аудитории, политико-воспитательные цели, освещение всей общественной жизни, одновременность распространения, высокая оперативность передачи информации, частота и периодичность выхода — все это делает роль журналистики в обществе огромной. Не случайно ее называют четвертой властью (после исполнительной, законо­дательной и судебной) и прежде всего потому, что она своими публикаци­ями может воздействовать не только на другие социальные институты, но и на настроение электората и тем самым определять состав выборных ор­ганов первых двух ветвей власти.

Вместе с тем особенности функционирования российской журналис­тики связаны с современной политической и социально-экономической ситуацией в стране. Россия осуществляет исключительно трудную, но не­обходимую перестройку. В социально-политической жизни — это переход от тоталитаризма к демократии, в экономической — от административно-командной системы к социально регулируемому рынку. В жизни отдельно­го человека — превращение его в самостоятельный субъект хозяйствен­ной и политической деятельности. Такие изменения в обществе, во всем жизненном укладе требуют коренной реформы всей системы информаци­онного обеспечения российских граждан.

Вначале 90-х годов в связи с распадом социалистической системы встала проблема создания нового демократического общества с подлинной хорошо функционирующей рыночной экономикой. Но в ходе трансформа­ции процесса оказалось, что сложилась своеобразная, так называемая пе­реходная экономическая система, то есть система промежуточного типа, когда плановое управление уже не действует, а рыночные координаты еще не заработали в полную силу. Не являясь плановой, переходная экономика еще не приобрела все основные характеристики современной рыночной экономики. С экономической точки зрения для всех переходных периодов, существующих в истории, характерно движение к качественно новой эко­номической организации и в конце концов отмирание одной экономической системы и возникновение и развитие системы нового типа. Переходный период при смене общественно-политических формации в России проте­кает мучительным путем эволюционной ломки экономических и политических основ жизни общества, сопровождается сменой ценностных коор­динат. Прежние социальные нормы и ценности уже не действуют, а новые еще не сложились.

В полной мере перемены и трудности трансформации затронули та­кой социальный институт, как журналистику. Получив политическую сво­боду, средства массовой информации попали в жесткие тиски рынка. Воз­никли и обострились проблемы конкуренции и экономической выживае­мости СМИ. Если раньше средство массовой информации рассматривалось как полигон для реализации партийно окрашенного журналистского мас­терства, то сегодня оно стало составной частью экономики, предприятием, торгующим таким товаром, как массовая информация.

Указанные выше категории, их взаимодействие, закономерности функ­ционирования прессы являются предметом учебного пособия, в то время как его задача — дать представление о сущности предмета, раскрыть внут­ренний мир журналистики, ее историю, современное состояние, показать тактику поведения средств массовой информации в условиях становления рынка.

В семи главах пособия прослеживается кратко история российской и зарубежной журналистики, показываются ее исторические типы, концеп­ции прессы, движение к гласности и свободе слова, рассказывается о ста­новлении системы подготовки кадров для СМИ; дается характеристика си­стемы средств массовой информации'и их инфраструктуры, раскрыва­ются типы, виды и жанры творчества; ведется разговор о результативности журналистики, связанной с реализацией ее функций и принципов, каче­ством журналистского творчества, с соблюдением правовых и этических норм, четким взаимодействием журналистских и маркетинговых коммуни­каций. Подробно говорится о путях экономической выживаемости средств массовой информации, маркетинге и менеджменте средств массовой ин­формации. В научный оборот впервые вводятся предлагаемые автором трак­товки таких понятий, как «экономика журналистики», «маркетинг прес­сы», «самомаркетинг журналиста», «менеджмент СМИ» и др.

Идеи и положения книги явились основой лекционных курсов, чита­емых автором не только на факультете журналистики Санкт-Петербургс­кого государственного университета, где он работает, но и в других петер­бургских вузах: на Гуманитарном факультете государственного Электро­технического университета, кафедре журналистики негосударственного Гуманитарного университета профсоюзов, кафедре связи с общественнос­тью Института управления и экономики, в Европейском институте экспер­тов, Менеджер-центре Академии культуры.
Глава 1

ИСТОРИЯ ЖУРНАЛИСТИКИ

Печатные периодические издания возникли после изобретения книго­печатания (в 1450 г. Иоганн Гутенберг в Германии предложил наборный шрифт вместо традиционной доски, на которой вырезали буквы). Год рож­дения газет — 1609, когда вышли «Relation Adler» (Страсбург) и «Aviso-Rlation derZeitung» (Аутсбург), Само слово «газета» — итальянское. «Gazzeta» называлась мелкая монета, составляющая цену письменного сообщения о какой-либо торговой новости. В Венеции, городе, который в XVI веке был одним из центров мировой торговли, собирались известия со всех сторон света. Предприимчивые писцы размножали от руки эти сообщения и прода­вали их деловым людям, требуя за каждый экземпляр «gazzeta».

Кроме материально-технических предпосылок были и актуальные потребности в зарождения журналистики: политическая — в средстве уп­равления обществом и государством, идеологическая — в эффективном инструменте идеологической борьбы, экономическая потребность — в ис­точнике коммерческой информации. Рубеж XVI —XVII веков был време­нем формирования капиталистических отношений, роста международной торговли, развития науки и культуры, распространения грамотности, раз­вития сети коммуникаций, централизации почты. Важность прессы при­знавалась повсеместно. «Четыре газеты смогут причинить врагу больше зла, чем стотысячная армия», — утверждал Наполеон [1]. В каждой из за­воеванных стран он немедля основывал официальный рупор: «Газетт де Мадрид», «Газетт де Берлин», «Журналь дю Капитоль» (Рим) и др. «Завла­дейте газетами и управлением» — твердит Наполеон Мюрату в начальный период, завоевания Пиренейского полуострова.

1. 1. Пражурналистские явления

Конечно, потребность в обмене информацией между людьми воз­никла еще в глубокой древности. Особенно она усилилась после изобрете­ния письменности — могущественного средства общения на дальние рас­стояния (считается, что первый письменный текст появился в различных странах 8 — 6 тысячелетий до нашей эры). Обращение к новому типу обще­ния — знаковому письму, связанное с нарастанием сложности в экономических и политических отношений родоплеменных сообществ, усилилось в период формирования государственности, когда надо было фиксировать
товары, налоги, учетные и обменные операции. С образованием государства развиваются устные формы распространения информации, огромную роль играют ораторы, воздействующие на мнение и поведение слушате­лей. Например, весьма разнились стили выступлений грека Демосфена и римлянина Цицерона. Когда выступал Цицерон, народ ликовал: «Как кра­сиво говорит Марк Тулий!». А когда слышал «филиппики» Демосфена, речи, направленные против македонского царя Филиппа, то кричал: «Войну — Филиппу!». Информацию распространяли и правительственные гонцы, глашатаи, герольды, дьяки, зачитывая послания, реляции, рескрипты, буллы. О пражурналистских явлениях древности ныне напоминают слова «форум» (площадь в Риме), «трибуна» (выборная должность, а затем место произнесения речи), «вече» (собрание у славян, от старославян вет — совет), и следы этих явлений можно найти в названиях или частях названий газет — «трибун», «курьер», «почта» и т.д. К примеру, в кратком справочни­ке «Зарубежная печать», изданном в 1986 г., можно найти 19 газет, в нёзвании которых есть слово «трибуна». Газеты «Трибуна» издаются в Гондурасе, Парагвае, Чехии и т.д.

Но в чрезвычайно больших государствах древности устные формы распространения сведений актуальные сообщения были малоэффективны и потому всегда шел поиск лучших способов письменного информирова­ния. Античная Греция заимствовала алфавит у финикийцев — торгового народа древнего Средиземноморья [2]. Финикийские купцы передали и опыт монументальной пропаганды: на каменных стелах высекались рас­сказы о делах правителей, на металле гравировались своды законов. Пер­сидский царь Дарий, как сообщает Геродот, начиная поход на Грецию, поставил «два столба из белого камня, из коих на одном ассирийскими, а на другом эллинскими буквами вырезаны были имена всех народов, коих вел он с собою, а вел он всех, нал коими властвовал» [3]. Уже с образовани­ем государства стали писать на покрытых гипсом досках, которые вывеши­вались на видных местах, использовались папирусные свитки, а также спе­циально обработанная кожа животных — пергамент, названный в честь города Пергама в Малой Азии, где его впервые начали изготовлять в 11 веке до н. э.). Первые рукописи создавались и хранились так: «остриями типа шила выцарапывали силлабограммы и другие знаки на глиняных таб­личках, которые затем сушили на солнце. В тех случаях, когда табличек набиралось много, как, например, во дворцах, их хранили, подобрав по сериям. Иногда их складывали в корзины или перевязывали в пачки, иног­да же складывали в деревянные ящички»[4].

В древнем Риме для передачи оперативных сведений и новостей ис­пользовались стены общественных зданий, которые покрывались белой краской; на площади около дома верховного жреца выставлялись специаль­но обработанные белые прочные доски: на них писали о правительствен­ных распоряжениях, важных государственных новостях, о благоприятных и неблагоприятных днях, об итогах гаданий по полету птиц и т.д. Далее эти дощатые щиты — таблицы — складывались в архив. При Гае Юлии Цеза­ре стали оперативно сообщать о решениях сената с помощью выбеленных досок, выставляемых для всеобщего обозрения. При императоре Августе на досках начали публиковать и светскую хронику [5]. Были и рукописные издания, которые выхолили ежедневно и содержали сведения о жизни го­сударства, общественных событиях, войнах, играх и т.д. Созданный по рас­поряжению Цезаря еженедельник «Комментариус рерум новарум» («За­писки о новых событиях») переписывали 300 рабов.

Античная культура вплотную подошла к созданию института журна­листики, т.е. регулярного оповещения всего населения о повседневных со­бытиях. Но стены и камни, и появившиеся папирусные свитки и дорогос­тоящий пергамент— это были лишь протогазеты, пражурналистские яв­ления, то есть первичные формы обмена информацией (слишком узкий круг читателей и ограниченность распространения «изданий»). На рубеже первого и второго веков новой эры переживает расцвет римская сатира (Ювенал, Марциал, Лукиан). В раннем Средневековье (V—X века нашей эры) на сознание и поведение аудитории воздействуют нравоучительные трактаты и проповеди.

Тем временем победное шествие начинает бумага (от итальянско­го — хлопок): впервые полученная в Китае еще в I —II веке н.э., она оказа­лась сначала в Японии (VI в.), затем уже в X веке через арабских купцов попала в Европу, сменив там пергамент, а на Руси — бересту.

В 1320 г. возле Майнца (Германия) была основана первая бумажная фабрика, что способствовало широкому распространению искусства гра­вюры (на дереве вырезался рисунок или текст, потом с деревянной плоско­сти отпечатывали до сотни экземпляров на отдельных листах). Средневеко­вые рукописи украшаются заставками, орнаментами, миниатюрами. В ходе Столетней войны (1337—1453 гг.) возникают агитационно-пропагандистс­кие воззвания, прокламации, стихотворные и прозаические памфлеты.

Развитие производства, рост товарооборота требовали оперативной передачи новостей, и в крупных городах создаются информационные бюро. Одно из первых было создано в 1530 г. в Венеции, откуда, как уже отмеча­лось, и пошло в обиход название «газета». «В XVI столетии на венецианском риальто рядом с лавочкой менялы и золотых дел мастера мы находим особое торговое осведомительное бюро, цель которого заключается в том, чтобы собирать политические и торговые известия, сведения об ушедших и при­шедших кораблях, о ценах на товары, о безопасности дорог, а также о поли­тических событиях, и продавать их в копиях заинтересованным лицам. Мало того, образуется даже особый цех «зсгШоп о" а\азе» (переписчики новостей), которые вскоре появляются и в Риме под названием поуеПагШ или дагеИапи»[б]. Подобные бюро создаются в и других европейских городах.

Но только с изобретением Гутенбергом печатного станка стало воз­можным обеспечить оперативность передачи информации и давать ее на­селению в необходимом объеме. Вторая половина XV века ознаменована повсеместным появлением типографий: Италия — 1465 г., Швейцария — 1468 г, Франция — 1470 г., Бельгия, Венгрия, Польша — 1473 г., Чехия и Англия — 1482 г., Австрия и Дания — 1482 г., Швеция — 1483 г., Порту­галия — 1487 г.[7].

На Руси первыми письменными документами стали летописи, а эпос бытовал в форме былин и исторических песен. На рубеже XV—XVI веков творчеством дипломатов Ивана III утверждается светская публицистика. В 1564 году первопечатник Иван Федоров вместе с Петром Мстиславцем выпускает первую печатную русскую книгу «Апостол». С печатным стан­ком возникло мощное оружие идеологической и политической борьбы. Иван Грозный борется против мятежного боярства не только с помощью оприч­ников, но и широко используя могущество слова. Книгопечатное дело осо­бенно поддерживали Борис Годунов и патриарх Иов. В отличие от запад­ных стран, где господствовала частная инициатива, издание книг в России было государственной монополией, причем все книгопечатание сконцент­рировалось на московском Печатном дворе. Правда, недолго существовала еще и Верхняя типография в Кремле (1678—1783 гг.), организованная для печатания литературных трудов Симеона Потоцкого — наставника детей царя А\ексея Михайловича. Первыми печатными изданиями были книги религиозного содержания, но в последней четверти XVI века начинают появляться и светские издания. Конечно, они не могли заменить собой газету или журнал, призванные освещать важнейшие вопросы современ­ной жизни.

Между первой печатной книгой и первой русской газетой особое место занимают так называемые «Вестовые письма», или «Куранты» (от французского слова «соигагк» — текущий), выходившие с 1655— 1701 годы.

В России при дворе царя существовал обычай переводить и перепи­сывать новости из заграничных газет. В Посольском приказе известия о сражениях, взятии городов, появлении комет, приемах послов и т.п. в рус­ском переводе заносились на узкие длинные листы бумаги — «столбцы», которые подклеивались один к другому (получался свиток в несколько са­женей), Составлялись «Куранты» два-четыре раза в месяц в двух-трех эк­земплярах, прочитывались царю и его ближайшим боярам, а затем отправ­лялись в приказ Тайных дел, так как считались секретными материалами [8]. Отсутствие не только газеты, и даже закрытость, недоступность такого протоиздания, как «Куранты» вело к созданию информационного вакуума, который заполнялся молвой, переносимой странниками, юродивыми, ска­зителями былин.

1. 2. Ранние этапы развития прессыё

Между тем в XVII веке печатные газеты возникают во многих странах Европы: Австрии, Голландии, Италии, Франции и др. Рассчитанные на куп­цов, отвечающие запросам молодой буржуазии, утверждающейся в эконо­мической жизни, они вскоре стали публиковать и политические новости, превращаются в орудие политической и идеологической борьбы, используе­мое не только буржуазией, но и феодально-клерикальными кругами. Одним из отражений этой борьбы стали политические памфлеты, порожденные английской буржуазной революцией XVII века.

Вскоре появились и журналы. Первый из них «Лоигпа! с!е5 5^ауап1з» («Журнал ученого») вышел в 1655 году в Париже.

А в России на рубеже XVII — XVIII веков Петр Первый проводит евро­пеизацию страны: в частности, появляется ряд учебных заведений, развива­ется книгопечатание (с воспитательными целями издаются книги «Юности честное зерцало, или показание к житейскому обхождению», «Приклады, како пишутся комплименты разные»); вместо церковно-славянской азбуки в 1708 г. вводится гражданский шрифт, упрощающий усвоение грамоты.

15 декабря 1702 г. (по старому стилю) Петр Первый подписывает указ о печатании «Ведомостей о военных и иных делах, достойных знания и памяти, случившихся в Московском государстве и в иных окрестных стра­нах», и уже 17 декабря того же года вышел первый номер первой русской печатной газеты (не сохранился). Это событие послужило поводом к уста­новлению с 1991 г. Дня российской прессы 13 января. Слово «газета» ни­чего не говорило русскому человеку, а «ведомость» (от «ведать» — знать) было всем понятно. А поскольку печатное издание дает не одну весть, а несколько, то слово «ведомость» закрепилось за новым изданием и закре­пилось надолго. Спустя десять дней после первого номера, 27 декабря вы­ходит второй номер, имеющий особое название «Юриал или поденная рос­пись, что в мимошедшую осаду под крепостью Нотебурхом чинилось сен­тября с 26 числа в 1702 году». Текст его содержал описание осады Нотебурга [9}. 2 января 1703 г. выходит третий номер. В нем сообщалось, в частности, что «на реке Соху близ Казани нашли много нефти и медной руды», что «индийский царь прислал в дар великому государю нашему слона», что «в математической штюрманской школе больше 300 человек учатся», «пове­дением его величества школы умножаются, и 45 человек слушают филосо­фию и уже диалектику окончили».

Но главная тема издания — Северная война. В неудачном бою под Нарвой в 1702 г. русская армия потеряла свою артиллерию, солдаты пере­живали поражение; нужно было вдохнуть в них бодрость, убедить, что ар­мия скоро обретет и артиллерию и мощь. Поэтому в третьем номере сооб­щалось, что в Москве уже вылито 400 пушек, медных гаубиц и мортиров. «А меди ныне на Пушечном дворе, которая приготовлена к новому литью, боль­ше 40000 пуд лежит» [10]. Цели публикации этой секретной информации, раскрывающей военную тайну, очевидны: ободрить армию, предупредить шведов от новых нападений, поднять авторитет России за границей. А через несколько лет, 27 июня 1709 года, в день победы под Полтавой, Петр I пишет первый в русской журналистике репортаж — дает описание Полтавского боя, опубликованное в № 11 «Ведомостей»: «Сего дня на самом утре жаркий неприятель нашу конницу со всею армиею конною и пешею атаковал, кото­рая хотя зело по достоинству держалась, однако ж принуждена была уступить, токмо с великим убытком неприятелю». Шведские полки попытались развивать наступление, «против которого наши встречу пошли и тако оногэ встретили, что тотчас с поля сбили и пушек множество взяли». Б плен попа­ли первый министр граф Пипер, генералы Рейншильд, Шлиппенбах, и нет сколько тысяч офицеров и рядовых, «о чем подробну вскоре писать будем (а ныне за скоростью невозможно). И единым словом сказать, вся недтриятйдьт екая армия фаетонов конец восприяла (а о короле еще не можем ведать, с нами ли или со отцы наши обретается)» [11]. Автор-упоминает о мифологи­ческом сыне бога Гелиоса — Фаэтоне, который не справился с солнечной колесницей и был поражен молнией Зевса, иносказательно высказывается о судьбе шведского короля — «с нами ли или со отцы надои обретается», т.е. жив он или умер. Все это делается для того, чтобы оживить официальный текст, сделать его интереснее, яснее. Официально первым редакторам «Ве­домостей» был директор Печатного двора в Москве Федор; Поликарпов, а после перевода газеты в Петербург — директор столичной,!типографии Михаил Абрамов. Но Петр сам редактировал порой целые номера, он отфиг рал материалы для газеты, снабжал ее поступающими к нему документами^ письмами. Наивысший тираж — 4 тысячи экземпляров — пришелся на но­мер, вышедший 22 марта 1703 г., известие о Полтавской .битве было отпена-тано в количестве 2500 экземпляров и разошлось целиком, но ряд номеров не находил распространения и оставался на Печатном дворе.- В 1708 г. ти­раж «Ведомостей» колебался от 150 до 1000 экземпляров! а в 1724 г. он сниг зился до 30 экземпляров. Стоила газета от одной до четырех денег дневной заработок наборщика «Ведомостей» не превышал три деньги (деньгой назы­валось полкопейки). Вид Петербурга с Невой и Петропавловской крепостью и летящий Меркурий с трубой и своим жезлом — кадуцеем — такая гравю­ра стала украшать первую полосу газеты с 1711 г. Периодичность «Ведомо'-стей была разной: от 46 до 3 номеров в год, число страниц — от 2 до 22. Первыми «штатными» работниками русской печати были Борис Волков; — переводчик Коллегии иностранных дел, ставший редактором «Ведомостгей;» в 1719 году, и Яков Синявич, отвечающий за информацию © внутренней жизни страны, освещение придворной хроники,и деятельноезд коллегий (правительства).

Хотя газетные жанры ее не сложились, тем не менее в нек©?шрых публикациях прослеживаются их контуры. Так, 1 июля 1719 г. в кВедомос-тях» на 22 страницах описывается празднование дня Петра и Павла в Пе­тербурге. Первая половина отчета — это пересказ проповеди митрополита Стефана Яворского о величии Петра I, вторая — содержит рассказ о са­мом празднике. Если проповедь можно отнести к ранним, образцам публи­цистики в русской прессе, то в рассказе, помимо элементов отчета есть и приметы репортажа. Автор описывает «гульбу в вертограде царском, иде же все чувства насладилися». Он подробно перечисляет, чем же;были по«-ражены участники гулянья: «Зрение, видящи неизреченную красоту различных древес, в линию и перспективу расположенных и фонтанами укра­шенных, тут же и речная устремления, веселящая и град и огород царский.

Благоухание от благовонных цветов имуще свою сладость. Слышание от мусикийских и трубных и пушечных гласов... Последи же по западе солнца были преизрядные фейерверки, и огня в гору летущего и по водам плава­ющего было изобильно» [12].

Петровские «Ведомости» не имели еще постоянного наименования. Если комплект издания за 1704 г. был украшен особым титулом, наиболее полно обозначившим содержание и характер газеты: «Ведомости о воен­ных и иных делах,'достойных знания и памяти, случившихся в Московс­ком государстве и в иных окрестных странах. Начаты в лето от Христа 1704 от генваря, а окончены декабрем сего же года», то в последующем отдельные номера получали разные названия — «Ведомости Московского государства», «Ведомости московские», «Российские ведомости», а иногда заглавием становилось определение напечатанного в газете официального документа: «Реляция», «Подлинное доношение».

С 1727 г. издание «Ведомостей» приняла на себя Академия наук (прав­да, в 1727 г. вышел лишь один номер — на немецком языке). Газета стала именоваться «Санкт-Петербургскими ведомостями» (в советское время — выходила Как«Ленинградская правда», а после августа 1991 г. вернулась к изначальному названию). Первым редактором (с 1727 по 1730 год) был Г.-Ф. Миллер, который подбирал материалы для каждого номера газеты, пе­реводил иностранные известия, черпая их из заграничной прессы, читал корректуру и следил за выпуском номеров в свет. Миллер приехал в Рос­сию из Германии в 1725 г., был зачислен студентом Академии наук и одно­временно начал преподавать латинский язык, историю и географию в ака­демической гимназии (кстати, в 1748—1750 годы Миллер был ректором Петербургского университета).

Первый номер «Санкт-Петербургских ведомостей» за 1728 год был отпечатан на четырех страницах в четвертую долю листа, остальные выхо­дили в том же формате. На первой странице под заголовком газеты поме­щался виньет, изображавший двуглавого орла с цепью ордена Андрея Первозванного. Ниже следовала дата издания. Содержанием номера яви­лись известия из Гамбурга, Лондона, Вены, Берлина, Рима, Парижа и дру­гих европейских городов, а также придворная хроника — сообщения о поздравлениях Государя с новым годом, о производстве в чинах и награж­дениях офицеров и штатских лиц. На протяжении всего XVIII века «Санкт-Петербургские ведомости» продолжали выходить дважды в неделю. Кроме того, газета имела «Суплемент» (от лат. — добавление, дополнение) — 12 номеров, в которых печатались разнообразные дополнительные материа­лы, например, парламентская речь английского короля, манифест короля шведского, указы об: изъятии гривенников 1726 и 1727 годов, о вывозе товаров в Ригу и Ревель и т.д. В течение года было издано в качестве при­ложений четыре реляции — о въезде Петра II в Москву, о его коронации и о похоронах царевны Анны Петровны (две) [13]. Вскоре к иностранным и внутренним известиям добавились объявления о торгах, подрядах, прода­жах, о выходе новых книг, театральных спектаклях и т.д.

С «Санкт-Петербургскими ведомостями» связан важный этап учас­тия в русской периодической печати М. В. Ломоносова. В 1748 г. Акаде­мия наук назначила несколько переводчиков для того, чтобы отбирать сообщения из иностранных изданий, а редактуру поручила М. В. Ломо­носову, который практически (до 1751 г.) руководил газетой, поскольку из восьми полос каждого ее номера пять-шесть занимали иностранные известия, а остальные заполнялись объявлениями. С 1728 по 1742 год «Санкт-Петербургские ведомости» выходили с популярными приложениями «Исторических, генеалогических и географических примечаний». В них публиковались статьи по вопросам литературы и искусства, статьи на естественнонаучные темы, медицинские рекомендации, стихи (к приме­ру, в 1741 году Ломоносов печатает в Примечаниях три оды — на день рождения императора Ивана Антоновича, в честь победы русских войск над шведами при Вильманстранде и поздравление новой императрице Елизавете Петровне.

7 мая 1755 года был открыт Московский университет, который до­бился привилегии держать собственную типографию, и 26 апреля 1756 года она выпускает первый номер газеты «Московские ведомости». В универси­тетском издании, выходившем дважды в неделю на восьми страницах, пе­чатались сведения о новых курсах и лекциях, о диссертациях, списки на­гражденных за отличную учебу студентов, давалась придворная хроника и реклама (о купле-продаже, подрядах). Структура и рубрики московской газеты были сходны с «Санкт-Петербургскими ведомостями». Но когда в 1779—1789 годы «Московские ведомости» стал редактировать Н. И. Нови­ков, содержание и оформление издания изменилось к лучшему (он обно­вил оборудование типографии, расширил набор шрифтов, набрал новых работников, действовал так энергично, что убыточная типография стала приносить прибыль, а тираж газеты возрос с 600 до 4000 экземпляров).

Первый журнал появился в России в январе 1755 года и просуще­ствовал десять лет. Это было издание Академии наук, которое называлось «Ежемесячные сочинения, к пользе и увеселению служащие» и выходило тиражом в 2000 экземпляров. На страницах журнала, редактором которого стал все тот же Г.Ф.Миллер, выступали видные писатели того време­ни — А.П.Сумароков, В.К.Тредиаковский, М.М.Херасков и другие.

Более полувека правительство непосредственно и через Академию наук держало монополию на печатное слово, и только в конце 1750-х годов в качестве издателей появляются частные лица. В январе 1759 года А.П.Сумароков тиражом 1200 экземпляров издает ежемесячный жур­нал «Трудолюбивая пчела», наполненный очерками, эпиграммами, прит­чами; издатель развивает жанр фельетона, выступает с монологами, в которых высказывает озабоченность судьбами русской литературы, теат­ра, России, протестует против рабства крестьян, отданных в бесконтроль­ное владение злым помещикам. Однако на двенадцатой книжке — в де­кабре того же года — «Пчелы» не стало: из-за нападок Сумарокова на правящий класс и материальных затруднений. Два года просуществовал еженедельный журнал «Праздное время, в пользу употребленное», изда­ваемый с января 1759 года группой преподавателей Сухопутного кадетс­кого корпуса в Петербурге.

Один из выпускников этого учебного заведения М.М.Херасков ста­новится известным писателем, с 1755 года он работает (30 лет!) в Москов­ском университете и на базе университетской типографии организует и редактирует целый ряд журналов: «Полезное увеселение», «Свободные часы», «Невинное упражнение», «Доброе намерение».

Наиболее заметный из них — литературный, умеренно консервативный еженедельник «Полезное увеселение» (1760—1762 гг.). Поначалу жур­нал, веря в силу печатного слова, пытался обличать пороки, но год спустя отказался от этого, придя к выводу: «Или сила сочинений развратные сер­дца слаба поразить была, или вредные страсти так утвердели, что их ничто поколебать не может». Поскольку Херасков полагал, что сатира не исправ­ляет людей, а, наоборот, ожесточает, то взамен фельетоне», которых мож­но найти в сумароковской «Пчеле», на страницах «Полезного увеселения» публиковались такие пессимистические стихи самого Хераскова:

Все тщета в подлунном мире, Исключенья смертным нет, В лаврах, рубище, порфире. Всем должно оставить свет. ... Что такое есть — родиться? Что есть наше житие? Шаг ступить — и возвратиться. В прежнее небытие. [14].

60—80 годы XVII в. — это начало периода русского просвещения. В это время усложняется литературный процесс — возникают литератур­ные группировки, школы, течения, увеличивается число журналов, появля­ются публикации, проникнутые антифеодальной направленностью и кри­тикой «просвещенного абсолютизма» Екатерины II. Рост оппозиционных настроений, усилившееся воздействие печати на формирование обществен­ного сознания побудили Екатерину II начать издание сатирического жур­нала «Всякая всячина» (формальный издатель— секретарь Екатерины Г.В.Козицкий). Фактически Екатерина сама осуществляла руководство журналом. Вместе с Е.Дашковой она издавала также журнал «Собеседник любителей российского слова», в котором печатался Д.И.Фонвизин. Иг­норируя язвы социальной действительности, «Всякая всячина» порицала, только нежелательные для правительства явления да людские недостатки, такие, как скупость, мотовство и щегольство дворянства, суеверия, неуме­ние держать себя в обществе и т.д. На это нацелена и программа с которой выступил журнал: «никогда не называть слабости пороком; хранить во всех случаях человеколюбие; не думать, чтоб людей совершенных найти можно было, и для того просить бога, чтоб дал дух кротости и снисхождения». Далее предписывалось «никому не думать, что он один весь свет может исправить» [15]. Например, полагая, что манифестом <от 18 июли 1762 г. взяточничество в России осуждено, журнал призывает не Жаловаться на судей-взяточников: «Любезные сограждане! Перестанем быть злыми, не будем иметь причины жаловаться на правосудие». В то же время яростно критикует девушек, которые «чулков не вытягивают, а когда сядут, тогда ногу на ногу кладут; через что подымают юбку так высоко, что и я сие приметить мог, а иногда и более сего».

По призыву «Всякой всячины», выраженной и программе, публи­кованной в 1769 г., в том же году появляются журналы «И то и сио» М.Д.Чулкова, «Ни то, ни сио в прозе и стихах» В.Г:Рубана, «Адская почта» Ф.А.Эмина, «Трутень» Н.И.Новикова, «Поденыцйна», «Смесь», «Полезное с приятным». Самыми острыми, сатирически насыщенными со­циально-злободневным содержанием, были три издания «ТрутенУ», «Ад­ская почта» и «Смесь». «Адская почта» была ежемесячный журналом одно­го автора писателя-разночинца Ф. А. Эмина и строилась в формё пере­писки двух бесов — Кривого и Хромого, в которой дёлались намеки на конкретных лиц и реальные события русской жизни; в конце каждой из шести выпущенных за время существования издания книжек помещались «Ведомости из ада», сатирические известия о прибывающих в ад. Эмин сразу же стал нападать на «Всякую всячину», он сравнивает издание Ека­териной этого журнала с заигрыванием легкомысленной девицы, которая «всем понравиться хочет»: «Когда твои политические белила и румяна сой­дут, тогда настоящее бытие твоих мыслей всем видимым сделается» [16]. Острые статьи печатала «Смесь». Автор одной из них — «Речи о существе простого народа» рассуждает по поводу распространенного среди дворян мнения, будто «нет разума в простом народе». «Имеет ли он добродетели? И того не знаю. Затем, что стихотворцы прославляют добродетели лири­ческим гласом, однако я никогда не читал похвальной бди крестьянину, так же как и кляче, на которой он пашет...» [17].

Но самое удивительное явление в истории журналистики — это дея­тельность Н.И.Новикова. Его журнал «Трутень» (появился 1 мая 1769 г.) резко ополчается на лихоимство, ханжество, невежество, внешнюю европеизацию дворянства, ложно понимаемые воспитание и образование мо­лодых людей. Название новиковского журнала и эпиграф на титульном листе: «Они работают, а вы их труд ядите», взятый из притчи Сумарокова «Жуки и пчелы», раскрывали основную идейную направленность «Трут­ня». Трутни — помещики, грабящие работающих на них крепостных. Два мира проходят перед читателями журнала: забитые, измученные Фйлатки и «дворяне-тунеядцы». Крестьянская тема была заявлена Новиковым ши­роко и ярко: он, поднимается до отрицания самого института крепостничества, создает сатирические портреты крепостников, таких, как Змеян, Злорад, Недоум, Себялюб, Безрассуд и др., страдающих тщеславиём, алч­ностью, корыстолюбием. Довольно скоро — в 1770 г.— из-за цензуры «Трутень» прекратил существование. Новиков попытался сразу же создать новый журнал «Пустомеля», но он был закрыт на втором номере. И только через два года он приступил к выпуску журнала «Живописец» (1772 — 1773 гг.). В 1774 г. выходит последний сатирический журнал Новикова «Ко­шелек», уступающий предшественникам в остроте изображения отрица­тельных явлений. Названием подчеркивалось, что журнал будет выступать против бессмысленной траты денег на иноземные модные затеи, бессмыс­ленной траты не только материального, но и духовного богатства (кстати, кошельком тогда называли также и мешок из кожи, куда шеголь убирал косу парика). Затем Новиков издает ряд новых журналов: «Утренний свет» (1777— 1780), «Вечерняя заря»(1782— 1783), «Покоящийся трудолюбец» (1784 — 1785), «Московское ежемесячное издание»(1781) [18]. Надо заметить, что «Утренний свет» был нравственно-философским, связанным с идеологией масонов, призывал к самопознанию, психологическому самосозерцанию, к отказу от анализа окружающего мира.

Новиков был не только талантливый журналист, но и плодовитый издатель. В 1779 г. он стал арендовать типографию Московского универси­тета и за 13 лет издал около 900 книг, в том числе переводы Вольтера, Мольера, Руссо, Дидро, Лессинга и др. Просветительская деятельность и масонские связи Новикова привели к его аресту в 1792 г. и к 15-летнему заключению в Шлиссельбургской крепости., откуда он вернулся через че­тыре года после смерти Екатерины больным и разбитым.

Книгопечатание в России в конце XVIII в. бурно развивается и уси­лиями других издателей. Этому способствовал указ 1783 г. о «вольных ти­пографиях», по которому их могли заводить все желающие, не спрашивая специального разрешения. И в столице и в провинции после указа появи­лось огромное количество частных типографий.

На последнее десятилетие XVIII в. наложили отпечаток, с одной сто­роны, французская революция 1789—1794 гг. и радикальные произведе­ния, ставшие вершиной русского просвещения: несущее идеи революции «Путешествие из Петербурга в Москву» Радищева, антикрепостнические — «Ябеда» Капниста, сатирическая журналистика Крылова; с другой — уси­ление реакции, репрессии против Новикова, Радищева и других передовых людей того времени. Тем не менее в «Санкт-Петербургском журнале» на­шли отражение прогрессивные политико-философские идеи, статьи нра­воучительного характера печатаются в «Беседующем гражданине». Оба издания выходили только в течение одного — 1789 года. А в 1791 — 1792 гг. выходит литературный «Московский журнал», издаваемый Н. М. Ка­рамзиным. Многообразие материала, поданного живо и занимательно, изящ­ный язык, высокий эстетический вкус делали издание журналом нового типа. По мнению В. Г. Березиной, следующие черты, присущие «Москов­скому журналу» позволяют считать Карамзина родоначальником «настоя­щего журнала»: 1) определенное твердое направление, 2) строгий отбор произведений с учетом общего направления издания, 3) разнообразие ма­териала, его познавательный характер, 4) чувство современности, 5) посто­янные отделы и рубрики, 6) хорошая постановка отдела критики, 7) чис­тый литературный язык, 8) умение говорить с читателем «увлекательно», «занимательно и живо» [19]. С Карамзина начинается и такой тип изда­ния, как альманах. Он издает книжки двух альманахов: «Аглая» (1795, 1996) и «Аониды» (1796, 1797, 1799) [20].

В целом российская журналистика XVIII века несла читателям идеа­лы гражданственности, патриотизма, гуманности и высокой нравственнос­ти, она была проникнута сочувствием к закрепощенному крестьянству, выказывала враждебное отношение к абсолютизму.

Посмотрим как выглядела русская журналистика в рамках каждого из десятилетий XVIII века.

  1. 1700-1710 гг.: Первая русская газета «Ведомости» (печатается в Москве) — указ Петра 1 от 15 декабря 1702 г., первый номер вышел через день — 17 декабря (по старому стилю).

  2. 2). 1711-1720 гг.: С 1715 г. «Ведомости» печатаются и в Петербурге, а с 1719 г. полностью переходят в новую столицу. За весь 1717 г. читатели получили лишь три номера «Ведомостей», а в 1718-й — один.

  3. 1721-1730 гг.: Издание «Ведомостей» передается Академии наук, газета получает название «Санкт-Петербургские ведомости» (1727). Выхо­дят приложения к газете «Месячные и исторические, генеалогические и географические примечания» (1728—1742 гг.). Академия наук на латинс­ком языке издает «Комментарии», где печатаются работы ученых (1727)

  4. 1731-1740 гг.: В России выходит только одна газета с приложением.

  5. 1741—1750 гг.: В России одна газета — «Санкт-Петербургские ве­домости».

  6. 1751-1760 гг.: Появляется первый журнал «Ежемесячные сочинения, к пользе и увеселению служащие» (январь 1755 г., тираж — 2000 экземпля­ров, издатель — Академия наук). В Московском университете» выходит пер­вый номер газеты «Московские ведомости» (26 апреля 1756 г.). Появляется журнал «Трудолюбивая пчела» А.П.Сумарокова (январь 1759 г., 1200 экз., просуществовал всего год). Выходит журнал «Праздное время, в пользу упот­ребленное» (1759—1760, преподаватели Сухопутного кадетского корпуса).

  7. 1761-1770 гг.: Журналистика Московского университета: четыре журнала группы М. М. Хераскова — «Полезное увлечение», «Свободные часы», «Невинное упражнение», «Доброе намерение». Участие Д.И.Фон­визина в журнале проф. И.Г.Рейхеля «Собрание лучших сочинений, к распространению знания и к произведению удовольствия, или смешанная библиотека о разных, физических, экономических, також до мануфактур и до коммерции принадлежащих вещах».

Петербургские журналы 1769 г.: «Всякая всячина» (2 января), «И то и сио» (январь), «Ни то ни сио в прозе и стихах» (20 февраля), «Полезное с приятным» (24 февраля), «Поденыцина» (28 февраля), «Смесь» (1 апреля), «Трутень» (1 мая,); «Адская почта» (июль 1769). В 1770 г. перешли только «Трутень» и «Всякая всячина».

  1. 1771—1780 гг.: Журналы Н. И. Новикова «Живописец», «Кошелек», «Утренний свет», «Вечерняя заря», «Покоящийся трудолюбец», «Москов­ское издание», его же газета «Санкт-Петербургские ученые ведомости» (1777).

  2. 1781-1790 гг.: Журнал «Собеседник любителей российского сло­ва» (июнь 1783 — сентябрь 1784, Академия наук, Е. Р. Дашкова). «Беседу­ющий гражданин» (1789). «Почта духов» И. А. Крылова (около ста подпис­чиков, 1789). Первые провинциальные издания — журнал «Уединенный пошехонец» (1786, Ярославль), «Иртыш, превращающийся в Иппокрену» (Тобольск, 1789-1791).

  3. 1791 -1800гг.: Журналы «Зритель» (1792г., 169 подписчиков) и «Санкт-Петербургский Меркурий» (1793) — издатели И. А. Крылов и А. И. Клушин. «Московский журнал» Н. М. Карамзина (1791 — 1792). Первая отраслевая га­зета «Санкт-Петербургские врачебные ведомости» (1792—1794).

  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   18


Ворошилов В. В
Учебный материал
© nashaucheba.ru
При копировании укажите ссылку.
обратиться к администрации