Кузнецов И.Н. Технологии социологического исследования - файл n1.doc
приобрестиКузнецов И.Н. Технологии социологического исследованияскачать (128.1 kb.)
Доступные файлы (1):
n1.doc
ББК 60.5 К 89Рецензент:
Кунцевич К.А., доктор социологических наук, профессор
Кузнецов И.Н. К 89 Технологии социологического исследования: Учебно-методическое пособие. — М.: ИКЦ «МарТ»; Ростов н/Д: издательский центр «МарТ*, 2005. — 144 с. (Серия «Учебный курс»).
В пособии излагается методика организации и проведения социологического исследования.
Особое внимание уделяется методике сбора, обработки и анализа социологической информации; технологии разработки программы исследования.
Пособие предназначено для преподавателей, студентов, интересующихся вопросами прикладной социологии. Рекомендуется руководителям всех уровней, слушателям курсов повышения квалификации. Представляет интерес для деловых людей и широкого круга читателей, стремящихся к повышению уровня управленческой культуры.
ББК 60.5 ISBN 5-241-00478-5© Кузнецов И.Н.,2005
© Оформление:
Издательский центр «МарТ», 2005
© Оформление: ИКЦ «МарТ», 2005
Оглавление Часть I. СОЦИОЛОГИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ……………….5 Глава 1. Программа социологического исследования……………5
Глава 2. Методы сбора первичной социологической информации……………………………………………………………….16
2.1. Сбор информации………………………………………16
2.1.1. Опрос как основной метод сбора социологической информации………………………………………………………...17
2.1.2. Изучение и анализ документов……………………...39
2.1.3. Социологическое наблюдение………………………44
2.1.4. Сочетание и комбинирование методов сбора информации………………………………………………………...50
Глава 3. Анализ социологической информации…………………54
3.1. Обработка информации………………………………..54
3.2. Качественный анализ данных исследования…………58
Часть П. ТЕХНОЛОГИЯ РАЗРАБОТКИ ПРОГРАММЫ СОЦИОЛОГИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ………………………71 Аннотация социологического исследования……………………..71
Глава 1. Теоретическая часть программы………………………...73
1.1. Научно-организационный менеджмент……………….73
1.2. Организационная работа по проведению исследования……………………………………………………….74
1.3. Информационно-поисковая работа……………………75
1.4. Определение объекта и предмета проблемы………….77
1.5. Выбор исследовательской стратегии………………….77
1.6. Область целеполагания………………………………...77
1.7. Цель исследования……………………………………..77
1.8. Задачи исследования…………………………………...78
1.9. Область разработки общей концепции……………….78
1.10. Критерии отбора индикаторов……………………….80
Глава 2. Процедурно-методическая часть программы…………..86
2.1. Правила методической стратегии……………………..86
2.2. Выборочный метод……………………………………..87
2.3. Процедура формирования выборки…………………...87
2.4. Квотная выборка………………………………………..88
2.5. Случайная выборка……………………………………..89
2.6. Таблица случайных чисел……………………………...89
2.7. Шкалы измерений………………………………………90
2.8. Типы шкал………………………………………………91
2.9. Методы сбора данных………………………………….91
2.10. Процедура выбора методов…………………………..92
2.11. Наблюдение……………………………………………93
2.12. Документ………………………………………………93
2.13. Методы анализа документов…………………………93
2.14. Процедура контент-анализа………………………….94
2.15. Опрос…………………………………………………..94
2.16. Композиция анкеты…………………………………...95
2.17. Кодировка………………………………………….......97
СЛОВАРЬ ОСНОВНЫХ ТЕРМИНОВ И ПОНЯТИЙ…………...99
Часть I СОЦИОЛОГИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ Глава 1 ПРОГРАММА СОЦИОЛОГИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ Общество как социальная система развивается посредством разрешения противоречий, возникающих внутри единого целого. Отличительной особенностью социальных противоречий является то, что они разрешаются в результате сознательной деятельности людей. Выяснению того, что в конкретный момент является главным, определяющим, служат социологические исследования.
Социологическим исследованием нередко называют любой анкетный опрос или же сбор статистической информации. На самом деле непросто ответить на вопрос, что представляет собой конкретная работа, подлинно ли это научное исследование или только подступы к нему.
В общем плане можно сказать, что это система теоретических и эмпирических процедур, посредством которых возможно получение новых сведений об изучаемом объекте.
Проведение социологических исследований вызывается объективными причинами. Объективные причины связаны, как правило, с необходимостью принятия управленческих решений, направленных на то, чтобы перевести объект управления из одного состояния в другое, более соответствующее задачам развития. Какое управленческое решение выбрать, как добиться максимальной эффективности при минимальных затратах, наконец, соответствует ли намечаемое решение мнениям и пожеланиям людей, составляющих управляемую систему, — все эти вопросы приходится решать в условиях дефицита информации.
А дефицит информации, т. е. противоречие между объемом наличного знания и необходимым его объемом, рождает проблемную ситуацию. Осознание субъектом управления проблемной ситуации является причиной постановки проблемы. Сама же постановка научной проблемы означает назревшую необходимость выхода за пределы того, что уже изучено.
Термин «проблема» возник еще в Древней Греции. Им обозначалась преграда, трудность или задача, возникающая в ходе познания. Им также обозначался целый комплекс вопросов, решение которых представляло теоретический и практический интерес, но при этом оказывалось необходимым преодолеть эти самые преграды.
Проблемная ситуация, возникающая в процессе изучения деятельности того или иного социального института или организации, не всегда выливается в научную проблему. Если ее можно разрешить известными средствами, речь идет о практической проблеме.
Особенностью решения научных проблем является получение нового теоретического знания. Результатом решения практических проблем, как правило, является выбор действия.
Масштабность постановки социальной проблемы и научная глубина ее решения во многом зависят от уровня ее актуальности и обнаружения. Возможны разные уровни.
Сначала проблема осознается лишь узким кругом специалистов или отдельных людей. Примером такого осознания является проблема экологическая. Еще в 1930—1940-е годы специалисты, например В.И. Вернадский, говорили о необходимости установления принципиально новых отношений между человеком и природой. Это находило отражение в научных докладах, статьях, монографиях, адресованных также специалистам.
Ни в обществе, озабоченном в основном проблемами покорения природы, ни в каких-либо официальных организациях эта проблема еще не осознавалась, ее решение не планировалось и не финансировалось.
По мере осознания проблемы более широкими кругами она переходит на институциональный уровень. Здесь в ее решении оказываются заинтересованными не только отдельные люди, но и определенные системы учреждений, представляющих собой социальные институты.
Под социальным институтом в данном случае понимается исторически обусловленная форма организации и регулирования общественной жизни, с помощью которой упорядочиваются отношения между людьми.
Социальный институт, в отличие от института, понимаемого как научно-исследовательское или учебное заведение, формируется стихийно. Он — продукт развития общественных отношений и одновременно стимулятор их развития.
Переход решения проблемы на институциональный уровень, как правило, связан с широким обсуждением ее в печати» на различных совещаниях, во властных структурах различных уровней. Иногда это связывается с началом финансирования и проведения конкретных мероприятий.
Третий уровень решения проблемы — социальный. Здесь в ее постановке и успешном разрешении оказывается заинтересованным все общество, а не только отдельные люди и социальные институты.
В настоящее время формируется высший планетарный уровень решения проблем. Переход на него свидетельствует об осознании всеми странами и народами общественного противоречия, которое в случае его углубления может создать угрозу благополучию, а в отдельных случаях и существованию целых общественных систем. Примером может служить проблема термоядерной войны. Всем ясно, что нельзя допустить ее развязывания. Вопрос — как ликвидировать эту угрозу полностью.
Постановка любой проблемы начинается с уточнения объекта и предмета исследования.
Объектом социологического исследования может быть социальная система любой степени сложности — от группы, насчитывающей несколько человек, до общества в целом. Но в любом случае это будут люди, занимающие определенное социальное положение, функционирующие в определенных условиях жизнедеятельности: пространственно-временных, экономических, политических, бытовых и т. д.
Предметом социологического исследования будет выступать одна из сторон объекта, наиболее значимая с точки зрения практики управления изучаемой социальной системой, т. е. ее функционированием я развитием.
Если в роли объекта исследования может выступать определенная социальная система или социальная группа, то в качестве предмета исследования обычно рассматривается определенный качественный признак изучаемой социальной группы. В любом случае предмет исследования должен содержать в себе социальное противоречие. Если его нет или выражено оно недостаточно ясно, могут родиться псевдопроблемы, а результатом исследования в таком случае могут оказаться банальные истины.
Чтобы предмет содержал в
себе социальные противоречия, чтобы он выступал как значимый качественный признак социальной группы, необходимо, чтобы сама группа была четко очерчена либо по профессионально-организационным признакам, например, это могут быть работники конкретного завода, учителя или ученики школы, жители конкретного города или деревни; либо эта группа должна быть четко очерчена по направленности действия, скажем, участники политических движений, молодежь, пенсионеры, рабочие, бизнесмены и т. д.
Немаловажным качеством социальной группы, выступающей объектом исследования, является стабильность ее временного функционирования. Например, при изучении жизни рабочих-сезонников можно получить совершенно разные результаты в зависимости от времени года, определяющего степень их занятости. Значительные искажения могут возникнуть, например, при изучении отношения к учебе учащейся молодежи, проводя исследование в течение учебного года или во время каникул.
Выбор объекта и предмета исследования определяет его цель и характер — теоретический или прикладной. В конечном счете оно должно приводить либо к получению нового знания, т. е, способствовать решению проблемы в гносеологическом плане, либо к решению задачи социального действия.
В первом случае возможно создание новых обобщающих теорий, во втором — результатом работы является выработка практических рекомендаций по переводу управляемой системы в новое состояние, при котором снижаются или полностью ликвидируются выявленные противоречия. Конкретно это может быть достигнуто посредством устранения неудовлетворенности людей определенными сторонами их жизни, гармонизации их интересов и т. д.
Цель исследования, выбор его объекта и предмета определяют и информационную базу, и уровень обобщения результатов, и методологическую функцию программы. Методологическая функция заключается в том, что она придает
логическую последовательность всему процессу исследования.
Необходимо различать методологию и методик социологического исследования, а также процедуру и технику
его проведения.
Метод в широком смысле — это способ построения и обоснования системы знания. В социологии в качестве методов выступают и общесоциологические принципы
познания процессов и явлений социальной действительности, и конкретные методы сбора необходимой социологически информации: наблюдение, анализ документов, опрос
, а также математические методы обработки данных.
Методика социологического исследования — это совокупность приемов, характеризующих применение того или иного метода с целью получения или обработки исследуемых данных.
В понятие
«техника» социологического исследования в соответствии с этимологией самого слова, происходящего от древнегреческого «техне» — умение или ревело, обычно объединяют систему специальных приемов и последовательность методов. Техника исследования характеризует глубину научного анализа.
Процедура исследования — это определенная последовательность действий всего исследовательского коллектива. Она характеризует согласованность этапов исследования. Очень часто этим понятием объединяет методику, методологию и технику исследования.
Хорошо продуманное социологическое исследование обычно начинается с системного анализа объекта. Под системой понимается определенным образом упорядоченное множество элементов, взаимосвязанных между собой и образующих некоторое целостное единство. Любая социальная группа представляет собой сложную систему.
В социологической теории общество рассматривается как социальный организм, функционирующий и развивающийся по собственным законам. Подобный подход к анализу общества и его социальных систем характеризует диалектический метод научного познания. Социальные системы можно классифицировать по различным основаниям: социальным отношениям, институциональным признакам, структурным элементам и социальным связям.
Например, семья является социальной группой, т. е. совокупностью взаимосвязанных элементов, она выступает хранительницей традиций, культуры народа, субъектом воспитания личности — т. е. системой социального контроля; семья к тому же выступает как социальная ячейка общества, по поводу которой существует масса писаных и неписаных законов, и, таким образом, семья является социальной организацией.
Одно из требований системного анализа, осуществляемого в ходе социологического исследования, заключается в том, чтобы его методика давала возможность установить не только одномоментное качественное состояние, но и определить направление развития, а также его тенденции и динамику. Иногда уже системный анализ предполагает проведение целой цепи исследований, в том числе повторных и панельных.
Повторным исследованием является такое, которое проводится по единой методике. Если же при этом оно проводится на базе одной и той же социальной группы и одной и той же выборочной совокупности, исследование становится панельным.
Общественные системы находятся в определенной иерархии. Самой большой является общество в целом. Оно включает в себя экономическую систему, политическую, идеологическую. Было бы неверным видеть в аналитическом построении систем своеобразный «принцип матрешки». Скорее тут подойдет образ сцепленных олимпийских колец.
В обществе функционирует целый ряд подсистем: классы, этнические, демографические, территориальные группы, группы, выделенные в целях анализа по профессионально-квалификационному принципу. Один и тот же человек может оказаться элементом различных связанных между собой подсистем.
Другое важное свойство общественной подсистемы состоит в том, что сама она в целом и составляющие ее элементы могут существовать и развиваться относительно самостоятельно. Познать систему — значит раскрыть закономерности не только ее функционирования, но и развития.
Так, например, в производственном коллективе может сложиться ситуация, когда имеющиеся резервы повышения производительности труда используются не полностью из-за недостаточного учета влияния человеческого фактора. Администрация посредством эвристического анализа, основанного на практическом опыте, безусловно, имеет представление о возможных причинах подобного противоречия.
Но, в целях избежания ошибок в процессе принятия кардинальных решений, она обращается к специалистам с предложением о проведении необходимого социологического исследования. В заказе констатируется, как правило, проблемная ситуация, исходя из которой, общими усилиями администрации и социологов формулируется проблема. Она находит свое выражение в программе, организуя всю процедуру предстоящего исследования.
Уже в самом начале уточняется, что должно выступать в качестве наиболее существенных факторов. Отсюда следует, что предстоящее исследование должно способствовать поиску ответа на вопрос о значении каждого из перечисленных факторов. В зависимости от того, какому из них придать первостепенное значение, исследование может выбрать социально-экономическое направление или же социально-психологическое.
Решение любой проблемы начинается с формирования самого общего представления о характере функционирования системы. Па основе отрывочных сведений формируется целостный образ. В науке об управлении этот этап получил название этапа формирования информационной модели, отражающей в общих чертах структуру и функции объекта исследования.
В процессе ее создания необходимо следовать двум принципам.
1. Соблюдать единство объективного и субъективного, т. е. необходимо, чтобы сознание исследователя фиксировало лишь объективную структуру, связи и отношения изучаемой системы, не допуская их вольного толкования или домыслов.
2. Соблюдать единство исторического и логического, означающее наиболее полное воспроизведение субъектом исследования генезиса объекта.
На основе информационной модели строится концептуальная модель. Ее эвристическая функция выражается в том, что она помогает выбору направлений исследования, оптимальной организации его методологии и процедуры.
Роль концептуальной модели в исследовании можно проиллюстрировать следующим примером. Ни один военачальник не бросит подчиненные ему войска в сражение, хотя бы в какой-то степени не изучив резерв противника. Но исчерпывающее его изучение оказывается практически невозможным.
Ответственное решение обычно приходится принимать в состоянии неопределенности на основе лишь общего, в известном смысле системного, представления о противоборствующей стороне.
Это общее представление может быть сравнимо с постижением смысла написанной фразы или текста, где начисто стерты некоторые слова и выражения. В таком случае одно из главных требований к концептуальной модели, создаваемой в результате «первичного» изучения, должно заключаться в ее поливариантности.
Концептуальную модель в научной литературе иногда называют моделью гипотетической. При ее построении исследователь проходит путь от конкретного к абстрактному и затем от абстрактного к конкретному. Мысленный образ изучаемого целого при помощи логических операций расчленяется на множество частей, элементов и связей.
В результате этого расчленения социолог должен получить такие мысленные абстракции, к которым можно было бы применить уже известную шкалу ценностей, на основе которой разрабатывается система социальных показателей. Поскольку информационная модель фиксирует многообразие связей и отношений системы, ее сложную структуру, само социологическое исследование в большей или меньшей степени становится комплексным.
Концептуальная модель служит базой для формирования программы исследования.
Программа социологического исследования является документом, содержащим в себе;
1) обоснование постановки проблемы;
2) теоретико-методологический подход к исследованию;
3) краткое изложение авторской концепции;
4) определение конечных и промежуточных целей исследования;
5) принципы формулировки рабочих гипотез;
6) перечень необходимых социальных фактов;
7) описание методов их сбора и обработки;
8) определение количества и уровня квалификации участников исследования;
9) калькуляцию затрат и сроки исполнения работ;
10) уточнение содержания итогового отчета.
Программа должна соответствовать следующим требованиям:
1) эксплицитности. Это означает, что все ее положения должны быть четкими, все элементы продуманы в соответствии с логикой исследования и ясно сформулированы;
2) она должна быть последовательной и логически обоснованной;
3) она должна быть достаточно гибкой, доступной корректировке;
4) она должна содержать такие задачи, решение которых оказывается возможным наличными силами.
История различных отраслей науки показывает, что любому открытию,
совершаемому даже вроде бы случайно, на самом деле предшествует целая серия логических операций, выстроенных по определенному плану. Для объяснения причин неизвестного явления исследователь обычно выдвигает предположения, которые могут диктоваться логикой научного поиска, но могут и противоречить этой логике. Такие предположения
называются гипотезами.
Гипотеза в социологическом исследовании — это научно обоснованное предположение о структуре социальных объектов, о характере элементов и связей, образующих эти объекты, о механизме их функционирования и развития.
Хорошо разработанная гипотеза позволяет соединить теоретические, базовые положения исследования с системой эмпирических данных.
Но чтобы гипотеза выполняла, в том числе и методологическую роль, она должна:
• логически вытекать из уже существующих теорий и не противоречить их основным положениям;
• быть направлена на объяснение новых изучаемых фактов;
• быть проверяема посредством системы естественных или искусственных экспериментов;
• быть непротиворечива как система выдвигаемых исследователем гипотез (т. е. одна гипотеза не должна противоречить другой).
Концептуальную модель недаром иногда называют гипотетической. И поскольку она, как правило, поливариантная, то на основе хорошо сконструированной логически концептуальной модели формируются не одна, а одновременно несколько гипотез. Таким образом, оказывается возможным привлечение дополнительных социальных факторов для проверки всей системы выдвинутых гипотез.
Однако выдвинутые гипотезы должны находиться в определенной иерархии. Какая-то из них является центральной. Возможно, в роли центральной окажутся сразу несколько гипотез. Они отражают ядро проблемы. Содержание вспомогательных гипотез зависит от центральных.
Главная центральная гипотеза выполняет, как правило, центральнообразующую функцию в исследовании. В ней должны содержаться предположения о причинах не только тех или иных поступков людей, но и мотивации их поведения.
Различают гипотезы описательные и объяснительные. Первые выдвигаются в целях объяснения структурных и функциональных связей системы, вторые — о причинах появления тех или иных связей.
Нередко одни гипотезы, проверка которых осуществлялась в ходе проводимого исследования, порождают целую систему гипотез.
Природа гипотезы обусловлена наличием абсолютной и относительной истины. Любая истина, прежде чем обрести качества абсолютности, проходит путь формирования через ступени истин относительных,
Не всякое предположение может претендовать на роль гипотезы. Для выполнения этой эвристической функции необходимо, чтобы подвигаемое положение опиралось на систему проверенных знаний. Чем больше гипотеза включает методически подкрепляемых высказываний,
тем выше вероятность ее справедливости. Следовательно, она представляет собой систему суждений, в основе которых лежат установившиеся категории и законы.
В социологических исследованиях, особенно прикладного характера, не всегда оказывается возможным опереться на достаточную научную базу. В таких случаях приходится пользоваться системой гипотез, получивших название рабочих. Как правило, они бывают, пригодны для относительно узкого круга изучаемых зависимостей и в
известной степени локализованного объекта исследования.
Всякая гипотеза, независимо от степени ее научности, проводит процесс установления ее истинности или ложности. В результате такой проверки она либо подтверждается, либо опровергается.
Научная гипотеза в случае ее подтверждения может превратиться в теорию, если она вскрывает объективную, существенную, повторяющуюся устойчивую и необходимую связь, т. е. закон.
В случае подтверждения рабочей гипотезы она становится эмпирически обоснованным фактом.
Обычно гипотеза строится на основе аналогий и моделирования. Для успешного применения метода конструирования гипотезы по аналогии необходимо соблюдать некоторые логические правила.
Первое постулирует следующее положение: если два предмета сходны в ряде существенных признаков, то они могут быть сходны и в другом определенном признаке, обнаруженном в одном из сравниваемых предметов. Требование второго гласит: при сопоставлении уподобляемых предметов необходимо тщательно изучить их сходство и различие в существенных признаках.
При построении гипотез по аналогии можно идти в двух направлениях:
• от сходства причин к сходству следствий;
• от сходства явлений к сходству их причин. Аналогия тесно связана с методом моделирования.
Моделирование — это такая разновидность научной аналогии, при которой один из аналогичных объектов, выступающий в роли модели, подвергается исследованию в качестве имитации другого. В практике социологических исследований метод аналогии обычно используется при постановке социальных экспериментов.
С точки зрения выполняемых в исследовании функций выделяются три типа гипотез. Их можно проранжировать в зависимости от степени усложнения:
• гипотеза на количественное соотношение;
• гипотеза на объяснение, на выявление значения фактов и элементов системы;
• гипотеза прогнозирующего типа, содержащая в себе элемент предсказания и предвидения.
Гипотеза на количественное соотношение чаще всего формулируется в конкретных социологических исследованиях. Роль подобных гипотез оказывается очень существенной при создании концептуальной модели объекта изучения. Она выдвигается для объяснения эмпирических фактов, связанных с характером поведения людей и их высказываниями.
Третий тип гипотезы чаще всего связан с постановкой эксперимента, естественного или искусственного. Это предположение об изменении характера функционирования социальной системы в случае воздействия на нее определенных факторов.
Гипотеза должна содержать в себе не просто новизну высказывания. Ее практическая значимость зависит от следующих факторов:
— научной или практической обоснованности. В социологическом исследовании она чаще всего строится на существенных данных наблюдения;
— уровня абстрагирования эмпирических данных, соотнесенного с практикой или подтвержденного теорией;
— четкой связи гипотезы с изучаемой проблемой. Не имеет смысла выдвигать такие гипотезы, для проверки которых следует проводить исследование на отраслевом уровне, если объектом анализа является коллектив конкретного предприятия;
— способности гипотезы объяснять не какой-то один частный факт, а всю их совокупность. И если даже один из них не находит объяснения, гипотеза должна быть либо пересмотрена, либо возникает необходимость выдвижения новых гипотез, а выдвинутая первая из них может быть признана пригодной для объяснения лишь частного случая.
В практике проведения социологических исследований более высокая проверяемость гипотез достигается за счет увеличения их количества и вариантности.
Хорошо организованное социологическое исследование отличается ясно сформулированной проблемой, четко интерпретированными понятиями, наличием нескольких взаимосвязанных между собой гипотез, отвечающих требованиям логики научного анализа и допускающих в ходе проведения исследования выдвижение дополнительных гипотез. Показателем качества организации исследования является также присутствие возможности всесторонней проверки гипотез, включая постановку необходимых экспериментов.
В основу работы по формированию гипотез исследователь должен закладывать критерии простоты, ясности и экономичности. Но простота гипотезы не должна приводить к упрощенчеству, т. е. исследователь не имеет права в своих собственных субъективных целях упрощать объективные связи, органически присущие изучаемой системе.
Простота понимания всей концепции исследования, как коллегами, так и заказчиком достигается, в том числе и посредством минимизации употребления специальных научных терминов. Не всегда к месту употребляемые профессионализмы, как правило, раздражают читателя и способны вызвать негативное отношение даже к хорошо проделанной работе.
Задачей в процессе исследования может быть названа цель деятельности. Она содержит в себе требования, выражающиеся в виде условий ее достижения. Частично задача может включать и искомый результат, что находит выражение в сформулированных вопросах исследования. Программа социологического исследования содержит иерархически организованную последовательность задач.
Успеху социологического исследования во многом способствует продуманное его планирование и четкое выполнение намеченных задач. Как показывает практика, лучшим вариантом в данном случае является применение сетевого планирования.
Суть сетевого планирования состоит в составлении определенной схемы, в которой фиксируются начальное состояние проблемы, результат ее решения и те промежуточные процедуры, которые необходимо проделать, чтобы достигнуть желаемого результата. Вся работа при этом рассматривается как система целей, которые могут быть достигнуты не только по принципу последовательности, но и параллельности.
Начальная точка символизирует замысел исследования, конечная — подготовку итогового отчета. На соединяющей их прямой могут быть помещены звенья, характеризующие подбор специалистов, проведение системного анализа, подготовку информационной и концептуальной моделей исследования.
Начиная с концептуальной модели исследования параллельно главной линии, могут пойти две прямые, на которых должны разместиться структурные звенья работы, характеризующие подготовку первичной документации и подготовку программы обработки статистических материалов. От первого звена должна потянуться линия к звену тиражирования документов, затем она может разветвиться к звеньям сбора информации одновременно из нескольких источников. А от звена теоретической разработки алгоритма обсчета материалов исследования — к компьютерной обработке собранной информации.
По завершении этого этапа в руках исследователя оказывается множество статистических таблиц, содержащих огромный массив количественной информации. При умелой группировке они могут содержать в себе определенную совокупность социальных фактов.
Но для того чтобы цифры действительно вскрывали существенные причинно-следственные зависимости, количественная информация должна быть правильно интерпретирована. История развития социологии знает многочисленные случаи, когда богатейший статистический материал, попав в руки дилетантам, приводил к появлению банальных истин. Поэтому к интерпретации данных должны быть подключены специалисты, обладающие самой высокой квалификацией.
Успех проведения всей аналитической работы в немалой степени обеспечивается наличием единого организационно-методического центра исследования. При этом необходимо держать в поле зрения все звенья, поскольку самое слабое из них может низвести
до своего уровня весь результат работы.
Итогом проделанной аналитической работы является отчет. В каждом случае его содержание отражает индивидуальные черты
автора. Но никогда не следует пренебрегать и формой отчета. Не должно быть мелочей в его внешнем оформлении, ибо по нему нередко судят и о содержании работы.
Отчет, конечно, не художественное произведение, но необходимо, чтобы
он читался без затруднения.
Статистическая информация, где это оказывается возможным, должна быть представлена в виде графиков или диаграмм. Содержание отчета должно быть понятно заказчику, не являющемуся специалистом-социологом. Правила элементарной вежливости требуют, возможно, полного перечисления состава исполнителей и соисполнителей работы.
Отчет должен содержать подробные сноски на используемые в работе
труды коллег и предшественников. В нем следует поблагодарить тех, кто косвенным образом оказался причастным к общей работе.
Существует несколько общих требований к структуре отчета.
Во-первых, он должен отображать логику научного исследования. Потребитель должен знать, как проводился системный анализ, строились информационная и концептуальная модели исследования, какие выдвигались гипотезы и как они проверялись.
Второе требование вытекает из первого: отчет должен быть структурирован в зависимости от поставленных программой и решаемых в ходе исследования задач.
В-третьих, из отчета должна быть понятна необходимость применения того или иного метода сбора информации и методы ее статистической обработки.
В-четвертых, отчет должен завершаться краткими выводами и рекомендациями для практической деятельности по переводу исследуемой системы в новое качественное состояние.
В-пятых, закономерности, выявленные в процессе проведения социологического исследования, не должны выдаваться за окончательную истину.
Каждое новое научное представление об изучаемом явлении может быть лишь относительной истиной, отражающей характер функционирования социальной системы в конкретный отрезок времени и в определенных условиях.
ББК 60.5 К 89