Граб Л.М. Тематическое планирование коррекционной работы в логопедической группе для детей 5-6 лет с ОНР - файл n1.doc

приобрести
Граб Л.М. Тематическое планирование коррекционной работы в логопедической группе для детей 5-6 лет с ОНР
скачать (642 kb.)
Доступные файлы (1):
n1.doc642kb.24.08.2012 02:41скачать

n1.doc

  1   2   3   4   5





Граб Л.М.
Тематическое планирование коррекционной работы в логопеди­ческой группе для детей 5-6 лет с ОНР / Л.М. Граб. — М. : «Изда­тельство Гном и Д», 2005. — 56 с.

Пособие предназначено для проведения фронтальных, подгрупповых и индивидуальных занятий с детьми, страдающими ОНР. В комплекте с ра­бочей тетрадью по развитию графических навыков и навыков конструиро­вания оно поможет спланировать работу по формированию лексико-грамматического строя и связной речи.

Пособие содержит задания, развивающие восприятие, внимание, па­мять, мышление, воображение и эмоционально-волевые процессы.

Адресовано логопедам дошкольных образовательных учреждений.

Издатель—А. П, Казаков

Редактор — Н.Е. Ильякова

Корректор — И.Н. Максимова

Обложка — Н.Г. Надворская

Оригинал-макет — Н.М. Залипаева
Тиражирование осуществлено ООО «БИРС»

Тел./факс (095) 264-27-73 (магазин); 255-96-22 (издательство).
Сдано в набор 18.11.03. Подписано в печать 20.02.05.

Печать офсетная. Объем-3,5 п.л. Формат 70x100/16.

Тираж 4.000 экз. Заказ № 1973.
Отпечатано с готовых диапозитивов

в ОАО «Малоярославецкая типография»

249090, г. Малоярославец, ул. С. Беляева, д. 5.


©Граб Л.М., 2004.

© Оформление. ООО «Издательство «Гном и Д», 2005.

Введение

Данное пособие адресовано логопедам для проведения занятий с детьми 5-6 лет в группах с ОНР. Оно окажет помощь при планировании работы по формированию лексико-грамматического строя и связной речи, поможет развить восприятие, внимание, память, мышление, воображение и эмоционально-волевые процессы, а также графические навыки и навыки конструирования. Материалы пособия помогут выстроить работу над 26 лексическими темами. Планирование по каждой теме включает следующие разделы:


В разделе 1 «Словарь и словообразование» каждой лексической темы содержится предметная и глагольная лексика, словарь признаков и наречий, задания на словообразование.
В разделе 2 «Грамматический строй» описываются игровые и дидактические приемы, цель которых — формирование у ребенка определенных грамматических представлений и навыков.
В раздел 3 «Развитие психических функций» входят: игры и упражнения на развитие психических процессов, которые проводятся с использованием приведенной в первом разделе лексики; проблемные вопросы, позволяющие активизировать мыслительную деятельность и задания, формирующие у ребенка «языковое чутье».
Раздел 4 «Связная речь» включает различные виды работ по развитию связной речи, с указанием тем рассказов.
Раздел 5 «Развитие графических навыков». Он представлен отдельной тетрадью, которая содержит задания на развитие графических навыков с образцами разных видов рисунков, штриховок и заданий по конструированию.


4

Тема 1: ОСЕНЬ

1. Словарь и словообразование

2. Грамматический строй

1. Предметней словарь: осень, листопад, урожай, заморозки, дождь, ягоды, грибы, ящик, мешок, корзина, ведро, лукошко, стая, берлога, дупло, листва, пора, клен, еж, бел­ка, медведь, заяц, плащ, куртка, са­поги, портфель, школа, грибник, зонт, листья, лес.

2. Глагольный словарь: опадать, кружиться, шелестеть, краснеть, желтеть, запасать, менять, сушить, за­сыхать, дуть, засыпать, собирать.

3. Словарь признаков: красный, желтый, оранжевый, бордовый, осенний, дождливый, холодный, рыжий, белый, пасмурный, прохладный, ранний, поздний, золотой, разноцветным.

4. Словарь наречий: пасмурно, дождливо, холодно, рано, поздно, ярко, солнечно, ветрено, хмуро.

5. Антонимы: холодный — теплый, ранний — поздний, пасмурно —солнечно

6. Словообразование:

1) прилагательных от наречий (поздно

— поздний, хмуро — хмурое);

2) глаголов от прилагательных (красный— краснеть);

3) прилагательных от существительных

(холод— холодный, клен— кленовый);

4) прилагательных от словосочетаний

(день с солнцем — солнечный);

5) существительных от существительных (гриб — грибник, ягоды — ягодник);

6) сложных слов (листопад).

7. Подбой родственных слов: гриб.

ягода, лист, лес.

8. Многозначность: лист, ножка.

шляпка.

1. Подбор признаков к предмету. Узнавание предмета по признаку.

Согласование существительных и

прилагательных: лист — осенний.

2. Образование множественного числа существительных. Лист- листья, гриб — грибы.

3. Согласование числительных, ме­стоимений, наречий с существительными. Один гриб: мое лукошко; много ягод.

4. Предложно-падежное управление.

(Родительный, Винительный, Творительный, Предложный падежи.)

— Пойдем в лес (предлог «за»: за грибами, за ягодами).

—Наберем грибов (предлоги «в» «у»,

«за», «под», «между»: в корзину, в ведро, за пеньком гриб, под елкой, у сосны, между березами...).

— Соберем урожай (предлог «в»: в

мешок картошку, в ящик помидо­ры...). — Звери готовятся к зиме (ищет берлогу, готовит запасы, меняет шерстку...).

— С какого дерева листок? (предлог

«с»: лист с березы, с осины...).





Тема1: ОСЕНЬ

5

3. Развитие психических функций

4. Связная речь

1. Загадки о предметах по теме.

2.Да-нетка (задавая вопросы, угадай предмет по ответам «да», «нет»).

3. Ассоциативная цепочка к слову «осень», (лист, лужа, гриб, корзина...).

4. Найди такой же листок, грибок...

(сравнить картинки).

5. Что изменилось? (сравнить картинки с изображением лета и осени).

6. С какого дерева листок? (подобрать лист к дереву):

7. Определи предмет по части..

8. Узнай предмет по контуру.

9. Проблемные вопросы:

— Как сохранить воспоминания об осени?

— Что будет, если листья не опадут; птицы не улетят; заяц и белка не поменяют цвет шубки?

— Что хорошего, что плохого для человека в таких явлениях, как дождь, ветер?

— Почему так называют: листопад, грибник, ягодник, школьник?

10. Объясни значение выражений:

— Сесть в лужу.

— После дождичка в четверг.

— Дрожит, как осиновый лист.

1. Экскурсия в лес.

2. В лес с корзинкой.

3. Осень в городе.

4. Докажи, что на картинке осень.

5. Как звери готовятся к зиме?

6. Труд взрослых осенью.

7. Игры детей осенью.

8. Рассказы по темам:

— Признаки осени.

— Ранняя осень.

— Золотая осень.

— Поздняя осень.

— Если бы я был листиком...

— Сказка о путешествии листочка.


5. Развитие графических навыков

Упражнения по развитию графических навыков по этой теме выполняются в

рабочей тетради (см. приложение к данному пособию, упражнения 1-5).

Обведение прямых и волнистых пунктирных линий; предметов по контуру.




6

Тема 2: ОВОЩИ

1. Словарь и словообразование

2. Грамматический строй

1. Предметный словарь: овощи, капуста, картошка, свекла, редиска, лук, чеснок, горох, фасоль, перец, баклажан, кабачок, морковь, огурец, помидор; грядка, рассада, теплица, посадка, борщ, салат, рагу, урожай, огород, огородник, стручок, качан, овощерезка.

2. Глагольный словарь: вырастить,

сорвать, выдернуть, выкопать, срезать, натереть, сажать, шинковать, грузить, созревать, цвести, собирать, солить, квасить, полоть, мыть.

3. Словарь признаков: овощной, красный, зеленый, желтый, фиолетовый, бордовый, крупный, мелкий, гладкий, шершавый, горький, сладкий, соленый, кислый, толстый, крепкий, зрелый.

4. Словарь наречий: рано, поздно,

мелко, крупно.

5. Антонимы: крупный - мелкий, рано

- поздно, кислый - сладкий, гладкий

- шершавый, сажать - собирать.

6. Словообразование:

1) приставочных глаголов (выкопать,

перекопать...);

2) относительных прилагательных

(пюре из картофеля - картофельное);

3) существительных с уменьшительно-

ласкательными суффиксами (горошек, огурчик...);

4) сложных слов (овощерезка, картофелечистка).

7. Подбор родственных слов: овощи,

огород.

8. Многозначность: салат, лук.

1. Подбор признаков к предмету. Узнавание предмета по признаку.

Согласование прилагательных с существительными: лук- горький.

2. Образование множественного

числа существительных. Кабачок

-кабачки.

3. Согласование числительных, местоимений, наречий с существительными. Один огурец, много кабачков, моя морковка.

4. Предложно-падежное управление.

(Родительный, Творительный, Пред-

ложный падежи.)

— Мешок чего?

— Из чего сделан салат? (предлог «из»).

— Корзинка с чем? (предлог «с», «со»)

— Куда сложим урожай? (предлог «в»)





Тема 2: ОВОЩИ

7

3. Развитие психических функций

4. Связная речь

1. Загадки.

2. Да-нетка (задавая вопросы, угадай

предмет по ответам «да», «нет»).

3. Классификация: зеленые овощи,

красные, круглые, треугольные.

4. Игры на восприятие цвета, формы.

размера;

— Узнай изображения по контуру.

— Что похоже на мышку? На мячик?

— Чудесный мешочек.

— Узнай на вкус.

— Что изменилось?

— Раскрась овощи.

5. Проблемные вопросы:

— Как надолго сохранить овощи?

— Почему так называют: теплица, ого-

родник, овощерезка, картофелечистка?

6. 4-й лишний:

— овощи-фрукты;

— зеленые овощи - красные;

— овальные овощи - треугольные;

— едят сырыми - готовят.

7. Объясни значение выражений:

— всякому овощу свое время.

1. Загадки-описания, сравнительно -

описательные рассказы.

2. Описательные рассказы.

3. Рассказы по темам:

— Что можно приготовить из овощей?

— Путь картошки от посадки до кастрюли.

— Сказка 6 любимом овоще.

— Если бы я был помидором...

5. Развитие графических навыков

Упражнения по развитию графических навыков по этой теме выполняются в

рабочей тетради (см. приложение к данному пособию, упражнения 1-7).
Обведение кругов; выполнение штриховки, раскрашивание предметов, рисование по клеточкам и т.д.




8

Тема 3: ФРУКТЫ

1. Словарь и словообразование

2. Грамматический строй

1. Предметный словарь: Фрукты, аб­рикос, персик, банан, яблоко, груша, слива, хурма, киви, гранат; сад, кисть, лоза, дерево, кожура, косточка; варенье, мармелад, джем, повидло, компот, сок, желе; садовник, посадка; витамины, здоровье, ломтик, кусок, вкус, начинка, долька, сухофрукты, изюм.

2. Глагольный словарь: расти, созревать, снять, сорвать, варить, сажать, резать, чистить, цвести, ухаживать, собирать, мыть, есть.

3. Словарь признаков: румяный, душистый, ароматный, кислый, сладкий, крупный, мелкий, гладкий, шероховатый; полезный, вкусный, красный, зеленый, фиолетовый.

4. Словарь наречий: вкусно, кисло,

сладко, много, мало.

5. Антонимы: крупный - мелкий, большой - маленький, зрелый - зеленый, сладкий - кислый, гладкий - шероховатый.

6.Словообразование:

1) прилагательных от существительных

(яблоко - яблочный);

2) приставочных глаголов (срезать, по-

резать, обрезать);

3) существительных с уменьшительно-

ласкательными суффиксами (слива — сливка);

4) сложных слов (садовод).

7. Подбор родственных слов: яблоко,

сад.

8. Многозначность: косточка, кисть.

1. Подбор признаков к предмету. Узнавание предмета по признаку.

Согласование прилагательных с существительными : яблоко - ароматное.

2. Образование множественного

числа существительных. Яблоко - яблоки.

3. Согласование числительных, местоимений, наречий с существительными. Один гранат, мое яблоко, много груш.

4. Предложно-падежное управление.

(Родительный, Винительный, Предложный падежи.)

— «Угощайся» - съешь ломтик яблока,

груши...

— Бабушкина кладовая (предлог «из»:

сок из яблок, варенье из винограда, начинка из абрикосов).

— Что можно приготовить?» (Можно

приготовить варенье, джем...).

— У меня есть, у меня нет...» (работа с

картинками).

— Предлоги; «в», «из», «с» (в банке, из

банки, корзинка с персиками...).





Тема 3: ФРУКТЫ

9

3. Развитие психических функций

4. Связная речь

1. Загадки.

2. Да-нетка (задавая вопросы, угадай

предмет по ответам «да», «нет»).

3. Классификация: крупные фрукты,

красные, зеленые, сладкие, кислые,

большие - маленькие.

4. Игры на восприятие цвета, формы,

размера:

— Узнай изображения по трафарету.

— Что внутри? (Косточки, семечки).

— Чудесный мешочек.

— Узнай на вкус.

—Чего не стало?

— Раскрась фрукты.

5- Проблемные вопросы:

— Как надолго сохранить фрукты?

— Почему так называют: садовод, сухофрукты?

6. 4-й лишний:

— фрукты - овощи;

— фрукты - продукты;

— сладкие фрукты - кислые фрукты;

— тропические фрукты - фрукты нашей страны.

7. Объясни значение выражений:

— изюминка в человеке.

1. Загадки - описания.

2. Описательные рассказы.

3. Сравнительно - описательные рассказы.

4. Рассказы по темам:

— Кто и как ухаживает за садом?

— Птицы - друзья сада.

— Путь яблочного семечка до яблока.

— Рассказ о приготовлении варенья из

яблок.

— Чем полезны фрукты?

— Сказка о любимом фрукте.

— Если бы я был яблоком...

5. Развитие графических навыков
Упражнения по развитию графических навыков по этой теме выполняются в

рабочей тетради (см. приложение к данному пособию, упражнения 1-8).
Обведение предметов по контуру, рисование по клеточкам.



10

Тема 4: ИНСТРУМЕНТЫ

1. Словарь и словообразование

2. Грамматический строй

1. Предметный словарь: инструменты, топор, пила, рубанок, молоток, отвертка, ножницы, иголка, клещи, щипцы, плоскогубцы, мастерок, кисть, ключ, лопата, коса, зубья, ручка, ушко, шило, столяр, слесарь, маляр, штукатур, огородник, швея, сапожник, работа.

2. Глагольный словарь: пилить, рубить, строгать, забивать, отвинчивать, резать, шить, копать, косить, красить, выдергивать.

3. Словарь признаков: острый, тупой,

железный, тяжелый, садовый, рабочий, деревянный, большой, малень­кий.

4. Словарь наречий: тяжело, быстро,

гладко, глубоко, ровно.

5. Антонимы: острый -тупой, большой

- маленький, тяжело - легко.

6. Синонимы: швея - портниха.

7. Словообразование:

1) прилагательных от существительных

(железо - железный, дерево - деревянный);

2) приставочных глаголов (срубить, отрубить, перерубить);

3) существительных с уменьшительно-

ласкательными суффиксами (топор

— топорик; иголка — иголочка);

4) существительных от существительных (сапог - сапожник, огород - огородник).

8. Подбор родственных слов: пила, ключ.

9. Многозначность: ключ, иголка, кисть, ушко, коса.

1. Подбор признаков к предмету. Узнавание предмета по признаку.

Согласование прилагательных с существительными: топор - острый.

2. Образование множественного числа существительных. Пила - пилы

3. Согласование числительных, ме­стоимений, наречий с существительными. Одна пила, мои ножницы, много иголок.

4. Предложно-падежное управление.

(Родительный, Винительный, Творительный падежи.)

— Потерянные инструменты (нет молотка, нет отвертки...).

— Строим скворечник (я возьму молоток, пилу...).

— Что кому нужно? (рубанок нужен сто­ляру).

— Что чем делают? (рубят топором, шьют иголкой...).








Тема 4: ИНСТРУМЕНТЫ

11







3. Развитие психических функций

4. Связная речь







1. Загадки.

2. Да-нетка (задавая вопросы, угадай предмет по ответам «да», «нет»).

3. Игры на восприятие цвета. Формы,

размера:

— Узнай предмет по части.

— Узнай предмет по контуру, по нало­женным изображениям.

— Кому какой инструмент нужен?

4. Проблемные вопросы:

— Почему пилу делают из железа?

— Почему так называют: отвертка, щипцы?

5. 4-й лишний:

— инструменты - нет;

— музыкальные инструменты - рабочие инструменты;

— острые инструменты - нет.

6. Объясни значение выражений:

— Мастер на все руки.

— Золотые руки.

— Сидеть, как на иголках.

— Искать иголку в стоге сена.

1. Загадки-описания.

2. Описательные рассказы.

3. Сравнительно-описательные рассказы (топор — молоток, лопата - мастерок, лопата — совок).

4. Рассказы по темам:

— Зачем нужны инструменты?

— Папа чинит велосипед.

— Помогаю папе.

— Сказка о любом инструменте.







5. Развитие графических навыков

Упражнения по развитию графических навыков по этой теме выполняются в

рабочей тетради (см. приложение к данному пособию, упражнения 1-5).
Обведение ломаных пунктирных линий; предметов по контуру, рисование

предметов по клеточкам.























12

Тема 5: ДЕРЕВЬЯ

1. Словарь и словообразование

2. Грамматический строй

1. Предметный словарь: дерево, растение, сосна, ель, кедр, лиственница, ива, береза, клен, рябина, пень, лес, ствол, корни, ветка, сук, кора, древесина, лист, листва, почка, сережка, желудь, шишка, хвоя, куст, крона, плод, семена, бор, роща, дубрава, гриб, ягоды, боровик, опенок, лисичка.

2. Глагольный словарь: расти; цвести;

шуметь; падать; рубить; собирать.

3. Словарь признаков: зеленый, хвойный, лиственный, смешанный, высокий, низкий, молодой, старый, дряхлый, могучий, стройный, резной, узкий, широкий, пышный, осенний, весенний, желтый, оранжевый, багряный.

4. Словарь наречий: пышно, высоко,

низко, густо, редко.

5. Антонимы: высокий - низкий, толстый- тонкий, гладкий - шероховатый, густо-редко.

6. Синонимы: сук — ветка — побег; дровосек — лесоруб; боровик —белый гриб.

7. Словообразование:

1) прилагательных от существительных

(осина - осиновый);

2) приставочных глаголов (посадим, пересадим);

3) существительных с уменьшительно-

ласкательными суффиксами (дуб—

дубок);

4) прилагательных от словосочетаний

(день с солнцем — солнечный);

5) существительных от существительных (береза — березняк);

6) сложных слов (лесоруб, дровосек, белоствольная, столетний).

8. Подбор родственных слов: лес, лист, дуб, береза, гриб, дерево.

9. Многозначность: лист, игла, лисичка, шишка, сережка.

1. Подбор признаков к предмету. Узнавание предмета по признаку.

Согласование существительных и прилагательных: елка —зеленая.

2. Образование множественного

числа существительных. Ива -ивы, береза - березы.

3. Согласование числительных, местоимений, наречии с существительными. Одно дерево; моя бере­за; много веток.

4. Предложно-падежное управление.

(Родительный, Винительный, Творительный падежи.)

— Пустой лес (в лесу нет грибов, ягод,

елок).

— Откуда упал лист? (предлог «с»: лист

с березы, с дуба...).

— Грибы, (предлог «под», предложный

падеж, предлог «на»: опята на пне; подберезовик под березой...).

— Прогулка по лесу. (Предлоги «между», «к», «от», «за», «из-за»: Шли к высокой березе, между липами, за

могучей сосной...).



Тема 5: ДЕРЕВЬЯ

13

3. Развитие психических функций

4. Связная речь

1. Загадки.

2. Да-нетка (задавая вопросы, угадай предмет по ответам «да», «нет»).

3. Классификация: хвойный, лиственные, плодовые деревья.

4. Игры на восприятие цвета, формы,

размера:

— Какими красками осень раскрасила лес?

— Узнай дерево по листу, по кроне, по стволу, по плоду.

— Назови часть от целого. (Елка - шишка; дуб - желудь).

5. Проблемные вопросы:

— Что будет с нашей планетой без деревьев?

6. 4-й лишний:

— деревья - цветы;

— хвойные деревья - лиственные деревья;

— плоды деревьев - овощи.

1. Загадки-описания.

2. Описательные рассказы.

3. Сравнительно-описательные рассказы (куст - дерево; сосна - ель.).

4. Рассказы по темам:

— Как семечко превратилось в дерево?

— Зачем нужны деревья?

— Приключение шишки.

— Осенний лес.

— Весенний лес.

— Путешествие осеннего листочка.

— Как вести себя в лесу.

— Шишка: что было раньше, что будет

потом?

— Если бы я был елкой...

5. Развитие графических навыков

Упражнения по развитию графических навыков по этой теме выполняются в

рабочей тетради (см. приложение к данному пособию, упражнения 1-8).

Обведение прямых и волнистых пунктирных линий, предметов по контуру, дорисовывание симметричных предметов.





14

Тема 6: ДОМ

1. Словарь и словообразование

2. Грамматический строй

1. Предметный словарь: дом, этаж, крыша, стены, пол, потолок, лестница, балкон, окно, подвал, чердак, антенна, стекла, рамы, крыльцо, дверь, квартира, комната, кухня, ванная, спальня, печь, труба, забор, душ, умывальник, кладовка; строи­тель, маляр, штукатур, стекольщик, каменщик, столяр; терем, изба,

дворец, замок, землянка, хата, сруб; дупло, муравейник, нора, бер­лога, логово, гнездо, будка; кирпич, камень, дерево, глина, кран; топор, рубанок, молоток, клещи, гвозди, пила, ключ.

2. Глагольный словарь: строить, под­нимать, рубить, строгать, стеклить, красить, возводить, обустраивать, забивать.

3. Словарь признаков: высокий, высотный, маленький, многоэтажный, деревянный, каменный, кирпичный, глиняный, деревенский, бревенча­тый.

4. Словарь наречий: высоко, низко, удобно.

5. Антонимы: высокий- низкий, боль­шой - маленький, городской - деревенский.

6. Синонимы: дом - жилище.

7. Словообразование:

1) прилагательных от существительных

(бревно - бревенчатый);

2) существительных с уменьшительно-
ласкательными суффиксами (дом— домик);

3) сложных слов (многоэтажный).

8. Подбор родственных слов: дом, окно.

9. Многозначность: ключ, труба, кран.

1. Подбор признаков к предмету. Узнавание предмета по признаку.

Согласование существительных и прилагательных: дом — высокий.

2. Образование множественного числа существительных. Дом - дома, рама- рамы.

3. Согласование числительных, местоимений, наречий с существительными. Один дом: много эта­жей; моя квартира.

4. Предложно- падежное управление.

(Родительный, Предложный паде­жи.)

— Чем работают? (топором).

— Что забыл нарисовать художник? (У
дома нет...).

— Из чего построен дом? (предлог «из»: из досок, из кирпича...).

— Где живешь? (предлоги «в», «на»).
  1   2   3   4   5


Учебный материал
© nashaucheba.ru
При копировании укажите ссылку.
обратиться к администрации