n1.doc | 642kb. | 24.08.2012 02:41 | скачать |
4 | Тема 1: ОСЕНЬ |
1. Словарь и словообразование | 2. Грамматический строй |
1. Предметней словарь: осень, листопад, урожай, заморозки, дождь, ягоды, грибы, ящик, мешок, корзина, ведро, лукошко, стая, берлога, дупло, листва, пора, клен, еж, белка, медведь, заяц, плащ, куртка, сапоги, портфель, школа, грибник, зонт, листья, лес. 2. Глагольный словарь: опадать, кружиться, шелестеть, краснеть, желтеть, запасать, менять, сушить, засыхать, дуть, засыпать, собирать. 3. Словарь признаков: красный, желтый, оранжевый, бордовый, осенний, дождливый, холодный, рыжий, белый, пасмурный, прохладный, ранний, поздний, золотой, разноцветным. 4. Словарь наречий: пасмурно, дождливо, холодно, рано, поздно, ярко, солнечно, ветрено, хмуро. 5. Антонимы: холодный — теплый, ранний — поздний, пасмурно —солнечно 6. Словообразование: 1) прилагательных от наречий (поздно — поздний, хмуро — хмурое); 2) глаголов от прилагательных (красный— краснеть); 3) прилагательных от существительных (холод— холодный, клен— кленовый); 4) прилагательных от словосочетаний (день с солнцем — солнечный); 5) существительных от существительных (гриб — грибник, ягоды — ягодник); 6) сложных слов (листопад). 7. Подбой родственных слов: гриб. ягода, лист, лес. 8. Многозначность: лист, ножка. шляпка. | 1. Подбор признаков к предмету. Узнавание предмета по признаку. Согласование существительных и прилагательных: лист — осенний. 2. Образование множественного числа существительных. Лист- листья, гриб — грибы. 3. Согласование числительных, местоимений, наречий с существительными. Один гриб: мое лукошко; много ягод. 4. Предложно-падежное управление. (Родительный, Винительный, Творительный, Предложный падежи.) — Пойдем в лес (предлог «за»: за грибами, за ягодами). —Наберем грибов (предлоги «в» «у», «за», «под», «между»: в корзину, в ведро, за пеньком гриб, под елкой, у сосны, между березами...). — Соберем урожай (предлог «в»: в мешок картошку, в ящик помидоры...). — Звери готовятся к зиме (ищет берлогу, готовит запасы, меняет шерстку...). — С какого дерева листок? (предлог «с»: лист с березы, с осины...). |
Тема1: ОСЕНЬ | 5 |
3. Развитие психических функций | 4. Связная речь |
1. Загадки о предметах по теме. 2.Да-нетка (задавая вопросы, угадай предмет по ответам «да», «нет»). 3. Ассоциативная цепочка к слову «осень», (лист, лужа, гриб, корзина...). 4. Найди такой же листок, грибок... (сравнить картинки). 5. Что изменилось? (сравнить картинки с изображением лета и осени). 6. С какого дерева листок? (подобрать лист к дереву): 7. Определи предмет по части.. 8. Узнай предмет по контуру. 9. Проблемные вопросы: — Как сохранить воспоминания об осени? — Что будет, если листья не опадут; птицы не улетят; заяц и белка не поменяют цвет шубки? — Что хорошего, что плохого для человека в таких явлениях, как дождь, ветер? — Почему так называют: листопад, грибник, ягодник, школьник? 10. Объясни значение выражений: — Сесть в лужу. — После дождичка в четверг. — Дрожит, как осиновый лист. | 1. Экскурсия в лес. 2. В лес с корзинкой. 3. Осень в городе. 4. Докажи, что на картинке осень. 5. Как звери готовятся к зиме? 6. Труд взрослых осенью. 7. Игры детей осенью. 8. Рассказы по темам: — Признаки осени. — Ранняя осень. — Золотая осень. — Поздняя осень. — Если бы я был листиком... — Сказка о путешествии листочка. |
5. Развитие графических навыков Упражнения по развитию графических навыков по этой теме выполняются в рабочей тетради (см. приложение к данному пособию, упражнения 1-5). Обведение прямых и волнистых пунктирных линий; предметов по контуру. |
6 | Тема 2: ОВОЩИ |
1. Словарь и словообразование | 2. Грамматический строй |
1. Предметный словарь: овощи, капуста, картошка, свекла, редиска, лук, чеснок, горох, фасоль, перец, баклажан, кабачок, морковь, огурец, помидор; грядка, рассада, теплица, посадка, борщ, салат, рагу, урожай, огород, огородник, стручок, качан, овощерезка. 2. Глагольный словарь: вырастить, сорвать, выдернуть, выкопать, срезать, натереть, сажать, шинковать, грузить, созревать, цвести, собирать, солить, квасить, полоть, мыть. 3. Словарь признаков: овощной, красный, зеленый, желтый, фиолетовый, бордовый, крупный, мелкий, гладкий, шершавый, горький, сладкий, соленый, кислый, толстый, крепкий, зрелый. 4. Словарь наречий: рано, поздно, мелко, крупно. 5. Антонимы: крупный - мелкий, рано - поздно, кислый - сладкий, гладкий - шершавый, сажать - собирать. 6. Словообразование: 1) приставочных глаголов (выкопать, перекопать...); 2) относительных прилагательных (пюре из картофеля - картофельное); 3) существительных с уменьшительно- ласкательными суффиксами (горошек, огурчик...); 4) сложных слов (овощерезка, картофелечистка). 7. Подбор родственных слов: овощи, огород. 8. Многозначность: салат, лук. | 1. Подбор признаков к предмету. Узнавание предмета по признаку. Согласование прилагательных с существительными: лук- горький. 2. Образование множественного числа существительных. Кабачок -кабачки. 3. Согласование числительных, местоимений, наречий с существительными. Один огурец, много кабачков, моя морковка. 4. Предложно-падежное управление. (Родительный, Творительный, Пред- ложный падежи.) — Мешок чего? — Из чего сделан салат? (предлог «из»). — Корзинка с чем? (предлог «с», «со») — Куда сложим урожай? (предлог «в») |
Тема 2: ОВОЩИ | 7 |
3. Развитие психических функций | 4. Связная речь |
1. Загадки. 2. Да-нетка (задавая вопросы, угадай предмет по ответам «да», «нет»). 3. Классификация: зеленые овощи, красные, круглые, треугольные. 4. Игры на восприятие цвета, формы. размера; — Узнай изображения по контуру. — Что похоже на мышку? На мячик? — Чудесный мешочек. — Узнай на вкус. — Что изменилось? — Раскрась овощи. 5. Проблемные вопросы: — Как надолго сохранить овощи? — Почему так называют: теплица, ого- родник, овощерезка, картофелечистка? 6. 4-й лишний: — овощи-фрукты; — зеленые овощи - красные; — овальные овощи - треугольные; — едят сырыми - готовят. 7. Объясни значение выражений: — всякому овощу свое время. | 1. Загадки-описания, сравнительно - описательные рассказы. 2. Описательные рассказы. 3. Рассказы по темам: — Что можно приготовить из овощей? — Путь картошки от посадки до кастрюли. — Сказка 6 любимом овоще. — Если бы я был помидором... |
5. Развитие графических навыков Упражнения по развитию графических навыков по этой теме выполняются в рабочей тетради (см. приложение к данному пособию, упражнения 1-7). Обведение кругов; выполнение штриховки, раскрашивание предметов, рисование по клеточкам и т.д. |
8 | Тема 3: ФРУКТЫ |
1. Словарь и словообразование | 2. Грамматический строй |
1. Предметный словарь: Фрукты, абрикос, персик, банан, яблоко, груша, слива, хурма, киви, гранат; сад, кисть, лоза, дерево, кожура, косточка; варенье, мармелад, джем, повидло, компот, сок, желе; садовник, посадка; витамины, здоровье, ломтик, кусок, вкус, начинка, долька, сухофрукты, изюм. 2. Глагольный словарь: расти, созревать, снять, сорвать, варить, сажать, резать, чистить, цвести, ухаживать, собирать, мыть, есть. 3. Словарь признаков: румяный, душистый, ароматный, кислый, сладкий, крупный, мелкий, гладкий, шероховатый; полезный, вкусный, красный, зеленый, фиолетовый. 4. Словарь наречий: вкусно, кисло, сладко, много, мало. 5. Антонимы: крупный - мелкий, большой - маленький, зрелый - зеленый, сладкий - кислый, гладкий - шероховатый. 6.Словообразование: 1) прилагательных от существительных (яблоко - яблочный); 2) приставочных глаголов (срезать, по- резать, обрезать); 3) существительных с уменьшительно- ласкательными суффиксами (слива — сливка); 4) сложных слов (садовод). 7. Подбор родственных слов: яблоко, сад. 8. Многозначность: косточка, кисть. | 1. Подбор признаков к предмету. Узнавание предмета по признаку. Согласование прилагательных с существительными : яблоко - ароматное. 2. Образование множественного числа существительных. Яблоко - яблоки. 3. Согласование числительных, местоимений, наречий с существительными. Один гранат, мое яблоко, много груш. 4. Предложно-падежное управление. (Родительный, Винительный, Предложный падежи.) — «Угощайся» - съешь ломтик яблока, груши... — Бабушкина кладовая (предлог «из»: сок из яблок, варенье из винограда, начинка из абрикосов). — Что можно приготовить?» (Можно приготовить варенье, джем...). — У меня есть, у меня нет...» (работа с картинками). — Предлоги; «в», «из», «с» (в банке, из банки, корзинка с персиками...). |
Тема 3: ФРУКТЫ | 9 |
3. Развитие психических функций | 4. Связная речь |
1. Загадки. 2. Да-нетка (задавая вопросы, угадай предмет по ответам «да», «нет»). 3. Классификация: крупные фрукты, красные, зеленые, сладкие, кислые, большие - маленькие. 4. Игры на восприятие цвета, формы, размера: — Узнай изображения по трафарету. — Что внутри? (Косточки, семечки). — Чудесный мешочек. — Узнай на вкус. —Чего не стало? — Раскрась фрукты. 5- Проблемные вопросы: — Как надолго сохранить фрукты? — Почему так называют: садовод, сухофрукты? 6. 4-й лишний: — фрукты - овощи; — фрукты - продукты; — сладкие фрукты - кислые фрукты; — тропические фрукты - фрукты нашей страны. 7. Объясни значение выражений: — изюминка в человеке. | 1. Загадки - описания. 2. Описательные рассказы. 3. Сравнительно - описательные рассказы. 4. Рассказы по темам: — Кто и как ухаживает за садом? — Птицы - друзья сада. — Путь яблочного семечка до яблока. — Рассказ о приготовлении варенья из яблок. — Чем полезны фрукты? — Сказка о любимом фрукте. — Если бы я был яблоком... |
5. Развитие графических навыков Упражнения по развитию графических навыков по этой теме выполняются в рабочей тетради (см. приложение к данному пособию, упражнения 1-8). Обведение предметов по контуру, рисование по клеточкам. |
![]() | Тема 4: ИНСТРУМЕНТЫ |
1. Словарь и словообразование | 2. Грамматический строй |
1. Предметный словарь: инструменты, топор, пила, рубанок, молоток, отвертка, ножницы, иголка, клещи, щипцы, плоскогубцы, мастерок, кисть, ключ, лопата, коса, зубья, ручка, ушко, шило, столяр, слесарь, маляр, штукатур, огородник, швея, сапожник, работа. 2. Глагольный словарь: пилить, рубить, строгать, забивать, отвинчивать, резать, шить, копать, косить, красить, выдергивать. 3. Словарь признаков: острый, тупой, железный, тяжелый, садовый, рабочий, деревянный, большой, маленький. 4. Словарь наречий: тяжело, быстро, гладко, глубоко, ровно. 5. Антонимы: острый -тупой, большой - маленький, тяжело - легко. 6. Синонимы: швея - портниха. 7. Словообразование: 1) прилагательных от существительных (железо - железный, дерево - деревянный); 2) приставочных глаголов (срубить, отрубить, перерубить); 3) существительных с уменьшительно- ласкательными суффиксами (топор — топорик; иголка — иголочка); 4) существительных от существительных (сапог - сапожник, огород - огородник). 8. Подбор родственных слов: пила, ключ. 9. Многозначность: ключ, иголка, кисть, ушко, коса. | 1. Подбор признаков к предмету. Узнавание предмета по признаку. Согласование прилагательных с существительными: топор - острый. 2. Образование множественного числа существительных. Пила - пилы 3. Согласование числительных, местоимений, наречий с существительными. Одна пила, мои ножницы, много иголок. 4. Предложно-падежное управление. (Родительный, Винительный, Творительный падежи.) — Потерянные инструменты (нет молотка, нет отвертки...). — Строим скворечник (я возьму молоток, пилу...). — Что кому нужно? (рубанок нужен столяру). — Что чем делают? (рубят топором, шьют иголкой...). |
| Тема 4: ИНСТРУМЕНТЫ | 11 | | |
---|---|---|---|---|
| 3. Развитие психических функций | 4. Связная речь | | |
| 1. Загадки. 2. Да-нетка (задавая вопросы, угадай предмет по ответам «да», «нет»). 3. Игры на восприятие цвета. Формы, размера: — Узнай предмет по части. — Узнай предмет по контуру, по наложенным изображениям. — Кому какой инструмент нужен? 4. Проблемные вопросы: — Почему пилу делают из железа? — Почему так называют: отвертка, щипцы? 5. 4-й лишний: — инструменты - нет; — музыкальные инструменты - рабочие инструменты; — острые инструменты - нет. 6. Объясни значение выражений: — Мастер на все руки. — Золотые руки. — Сидеть, как на иголках. — Искать иголку в стоге сена. | 1. Загадки-описания. 2. Описательные рассказы. 3. Сравнительно-описательные рассказы (топор — молоток, лопата - мастерок, лопата — совок). 4. Рассказы по темам: — Зачем нужны инструменты? — Папа чинит велосипед. — Помогаю папе. — Сказка о любом инструменте. | | |
| 5. Развитие графических навыков Упражнения по развитию графических навыков по этой теме выполняются в рабочей тетради (см. приложение к данному пособию, упражнения 1-5). Обведение ломаных пунктирных линий; предметов по контуру, рисование предметов по клеточкам. | | ||
| | |||
| | |||
| |
12 | Тема 5: ДЕРЕВЬЯ |
1. Словарь и словообразование | 2. Грамматический строй |
1. Предметный словарь: дерево, растение, сосна, ель, кедр, лиственница, ива, береза, клен, рябина, пень, лес, ствол, корни, ветка, сук, кора, древесина, лист, листва, почка, сережка, желудь, шишка, хвоя, куст, крона, плод, семена, бор, роща, дубрава, гриб, ягоды, боровик, опенок, лисичка. 2. Глагольный словарь: расти; цвести; шуметь; падать; рубить; собирать. 3. Словарь признаков: зеленый, хвойный, лиственный, смешанный, высокий, низкий, молодой, старый, дряхлый, могучий, стройный, резной, узкий, широкий, пышный, осенний, весенний, желтый, оранжевый, багряный. 4. Словарь наречий: пышно, высоко, низко, густо, редко. 5. Антонимы: высокий - низкий, толстый- тонкий, гладкий - шероховатый, густо-редко. 6. Синонимы: сук — ветка — побег; дровосек — лесоруб; боровик —белый гриб. 7. Словообразование: 1) прилагательных от существительных (осина - осиновый); 2) приставочных глаголов (посадим, пересадим); 3) существительных с уменьшительно- ласкательными суффиксами (дуб— дубок); 4) прилагательных от словосочетаний (день с солнцем — солнечный); 5) существительных от существительных (береза — березняк); 6) сложных слов (лесоруб, дровосек, белоствольная, столетний). 8. Подбор родственных слов: лес, лист, дуб, береза, гриб, дерево. 9. Многозначность: лист, игла, лисичка, шишка, сережка. | 1. Подбор признаков к предмету. Узнавание предмета по признаку. Согласование существительных и прилагательных: елка —зеленая. 2. Образование множественного числа существительных. Ива -ивы, береза - березы. 3. Согласование числительных, местоимений, наречии с существительными. Одно дерево; моя береза; много веток. 4. Предложно-падежное управление. (Родительный, Винительный, Творительный падежи.) — Пустой лес (в лесу нет грибов, ягод, елок). — Откуда упал лист? (предлог «с»: лист с березы, с дуба...). — Грибы, (предлог «под», предложный падеж, предлог «на»: опята на пне; подберезовик под березой...). — Прогулка по лесу. (Предлоги «между», «к», «от», «за», «из-за»: Шли к высокой березе, между липами, за могучей сосной...). |
Тема 5: ДЕРЕВЬЯ | 13 |
3. Развитие психических функций | 4. Связная речь |
1. Загадки. 2. Да-нетка (задавая вопросы, угадай предмет по ответам «да», «нет»). 3. Классификация: хвойный, лиственные, плодовые деревья. 4. Игры на восприятие цвета, формы, размера: — Какими красками осень раскрасила лес? — Узнай дерево по листу, по кроне, по стволу, по плоду. — Назови часть от целого. (Елка - шишка; дуб - желудь). 5. Проблемные вопросы: — Что будет с нашей планетой без деревьев? 6. 4-й лишний: — деревья - цветы; — хвойные деревья - лиственные деревья; — плоды деревьев - овощи. | 1. Загадки-описания. 2. Описательные рассказы. 3. Сравнительно-описательные рассказы (куст - дерево; сосна - ель.). 4. Рассказы по темам: — Как семечко превратилось в дерево? — Зачем нужны деревья? — Приключение шишки. — Осенний лес. — Весенний лес. — Путешествие осеннего листочка. — Как вести себя в лесу. — Шишка: что было раньше, что будет потом? — Если бы я был елкой... |
5. Развитие графических навыков Упражнения по развитию графических навыков по этой теме выполняются в рабочей тетради (см. приложение к данному пособию, упражнения 1-8). Обведение прямых и волнистых пунктирных линий, предметов по контуру, дорисовывание симметричных предметов. |
14 | Тема 6: ДОМ |
1. Словарь и словообразование | 2. Грамматический строй |
1. Предметный словарь: дом, этаж, крыша, стены, пол, потолок, лестница, балкон, окно, подвал, чердак, антенна, стекла, рамы, крыльцо, дверь, квартира, комната, кухня, ванная, спальня, печь, труба, забор, душ, умывальник, кладовка; строитель, маляр, штукатур, стекольщик, каменщик, столяр; терем, изба, дворец, замок, землянка, хата, сруб; дупло, муравейник, нора, берлога, логово, гнездо, будка; кирпич, камень, дерево, глина, кран; топор, рубанок, молоток, клещи, гвозди, пила, ключ. 2. Глагольный словарь: строить, поднимать, рубить, строгать, стеклить, красить, возводить, обустраивать, забивать. 3. Словарь признаков: высокий, высотный, маленький, многоэтажный, деревянный, каменный, кирпичный, глиняный, деревенский, бревенчатый. 4. Словарь наречий: высоко, низко, удобно. 5. Антонимы: высокий- низкий, большой - маленький, городской - деревенский. 6. Синонимы: дом - жилище. 7. Словообразование: 1) прилагательных от существительных (бревно - бревенчатый); 2) существительных с уменьшительно- ласкательными суффиксами (дом— домик); 3) сложных слов (многоэтажный). 8. Подбор родственных слов: дом, окно. 9. Многозначность: ключ, труба, кран. | 1. Подбор признаков к предмету. Узнавание предмета по признаку. Согласование существительных и прилагательных: дом — высокий. 2. Образование множественного числа существительных. Дом - дома, рама- рамы. 3. Согласование числительных, местоимений, наречий с существительными. Один дом: много этажей; моя квартира. 4. Предложно- падежное управление. (Родительный, Предложный падежи.) — Чем работают? (топором). — Что забыл нарисовать художник? (У дома нет...). — Из чего построен дом? (предлог «из»: из досок, из кирпича...). — Где живешь? (предлоги «в», «на»). |