Олейник Я.А. Лекции по теории принятия решений - файл n5.txt

Олейник Я.А. Лекции по теории принятия решений
скачать (34.4 kb.)
Доступные файлы (14):
TPR_Voprosi.rar
n2.doc48kb.31.10.2008 20:22скачать
n3.txt2kb.19.09.2008 10:43скачать
n4.txt6kb.07.11.2008 16:05скачать
n5.txt6kb.14.11.2008 16:21скачать
n6.txt1kb.21.11.2008 15:58скачать
n7.txt5kb.19.09.2008 14:02скачать
n8.txt5kb.19.09.2008 15:10скачать
n9.txt4kb.26.09.2008 14:46скачать
n10.txt5kb.22.10.2008 13:14скачать
n11.txt7kb.10.10.2008 15:20скачать
n12.txt7kb.17.10.2008 15:17скачать
n13.txt1kb.24.10.2008 14:02скачать
n14.txt8kb.31.10.2008 16:21скачать

n5.txt


Вторая половиа принятия решений (психологическая)

Каким образом наша психика влияет на принятие решений.

Концепция ограниченной рациональности.

Принятие решений необходимо проводить по определенным критериям.


матрица решений

1\2	1	2	3

a	A1	A2	A3

b	A4	A5....

c	..	..	..	

d	..	..	.. 


два билета:

-  стоит 30, выйгрыш 3000, вероятность 0.3
-  стоит 100        10000, вероятность 0.1


первый  (3000-30) * 0.3 - 30 * 0.7  = 870   (стоимость лотереи)
второй  ...........                   900

в итоге второй выгоднее =)

Психологические исследовани показывают что в подавляющем большинстве случаев, люди не ведут себя
подобно рациональному человеку. На это есть 2 объяснения :
 - ограниченные способности людей по восприятию и переработке больших объемов информации
 - нехватка самой информации, тербуемой для принятия решения

Поэтому на необходимо принимать решения в зачастую таких, невыгодных условиях.
В результате исследования,которые проводились с 60-х годов и появилась КОНЦЕПЦИЯ ОГРАНИЧЕННОЙ РАЦИОНАЛЬНОСТИ
В ней используются 3 основных правила, позволяющие принимать решения :
 - люди упрощают рельную ситуацию, рссматривая лишь небольшое количество альтернатив, и их
   возможных последствий
 - люди упрощают проблему выбора, устанавливая так называемые уровни притязания,или 
   устремлений по всем возможным поледствиям, к которым может привести та или иная альтернатива
 - люди выбирают первую альтернативу, которая удовлетворяет всем уровням притязаний

В этой концепции (под её началом), было разработано несколько теорий, в соответствии с которой люди
принимают решения:
 - теория проспектов - (проспект - это некоторая ситуация выбора, с вероятностым исходом)
   1)люди, практичски все, уделяют больше внимания своим потерям, нежели своим приобретениям.
     частично это "растет" из так называемого эффекта собственности, и "привязанность" к этому
     пердмету заставляет испытывать нелогичные чувства, по отношению к его стоимости.
   2)отношению людей к риску очень сильо зависит от формулировки задачи выбора. Т.е. есть ситуации
     в которых нам надо выбирать. Если задача выбора представлена в терминах приобретений,
     то люди уклоняются от риска. И соответственно, если задача представлена в терминах риска,
     то люди выбирают риск.  Это вление приобело название "эффект обрамления"
   3)отличия теории проспектов от теории ожидания полезности, заключается в отношении людей,  к
     вероятности получения того или иного результата. Это явления называют эффектом субъективной оценки
     малых, средих и больших верояностий. Т.е. если нам наша математика говорит наверняка 5$,
     вместо этого есть шанс 1 из 1000 получить 100$ 
 - теория раскаяния 
   1)многие люди после принятия решения испытывают чувство раскаяния или сожаления, это происходит
     потому, что эти люди раценивают качество своего решени, не с точки зрения того что произошло,
     а исходя из того что могло бы произойти
   2)Люди не только испытывают эти чувства, но и пытаются представить, предугадать, еще до принятия
     решения. 

Стратегии многокритериального выбора:

  Наиболее часто люди сталкиваются с такими проблемами, когда альтернативы, оцениваются по нескольким
  показателям эффективности или качества.
  Выявлено: что существую несколько стратегий среди многокритериального выбара альтенатив:

- стратегия компенсации, они применябтся тогда, когда люди сремятся сопоставить достоинства
  и недостатки каждой альтернативы, чтобы сравнить их между собой и выбрать наилучшую.
  К ним относятся:
   + аддитивная стратегия 
     (когда мы вибираем среди 2-х альтернатив, мы выделяем несколько критериев,
     каждому дается "вес", и выбор ведется по сумме критериев) люди определяют полезность каждой 
     альтернативы, как сумму оценок по отдельным атрибутам, полученной, с учетом отностительной 
     важности этих атрибутов.
   + стратегия аддитивных разностей
     Используется при попарном сравнении альтернатив, и люди оценивают не общую полезность 
     альтернативы, а различия между ними.
   + стратегия идеальной точки 
     напоминает правило аддитивных разностей,  но отличается от него тем, что все альтернативы
     сравниваются не между собой, а с некоторым эталоном, 
- стратегии исключения 
   используется в тех случаях, когда люди отказываются от сравнения достинств и недостатков всех
   альтернатив, и применют простые правила, чтобы исключить из рассмотрения как можно больше 
   вариантов, и оставить небольшое количество альтернатив, из которых можно сделть разумный выбор.
   + стратегия доминирования
     для быстрого поиска альтернативы, которая будет по всем атрибутам не хуже, и хотя бы
     по одному атрибуту лучше, чем все остальные атрибуты.
   + коньюнктивная стратегия
     позволят исключить варианты, которые не удовлетвряют минимальным требованиям по всем атрибутам 
   + дизъюнктивная статегия
     состоит в том что каждая альтернатива оценивается по своим лучшим качествам, независио от того
     какие значения имеют остальные атрибуты.
   + лексикографическая
     похожа на дизъюнктивную, за исключениемчто сначала отбирают альтернативы, лучшие из тех по самому
     важному атрибуту.
   + тратегия удаления
     сначала удаляются альтернативы, еудовлетворяющие требованиям по самому важному атрибуту, затем
     среди оставшихся исключаются альтеративы, непододящие по менее важному атрибуту, и далее пока
     не останется один или месколько вриантов для окончательного выбора.
Учебный материал
© nashaucheba.ru
При копировании укажите ссылку.
обратиться к администрации