Орлов А.И. Проблемы управления экологической безопасностью Учебное пособие - файл n3.rtf

приобрести
Орлов А.И. Проблемы управления экологической безопасностью Учебное пособие
скачать (290.5 kb.)
Доступные файлы (7):
n1.rtf130kb.08.07.2004 00:32скачать
n2.rtf143kb.08.07.2004 00:33скачать
n3.rtf288kb.08.07.2004 00:34скачать
n4.rtf156kb.08.07.2004 00:34скачать
n5.rtf586kb.08.07.2004 00:35скачать
n6.rtf315kb.08.07.2004 00:36скачать
n7.rtf44kb.08.07.2004 00:32скачать

n3.rtf

3. Правовые основы обеспечения экологической безопасности
3.1. Структура российского экологического законодательства
Прогрессирующее ухудшение состояния окружающей природной среды настоятельно выдвигает необходимость ее защиты, оздоровления, восстановления, облагораживания. Массовые действия невозможны без соответствующего организационного обеспечения. При этом в экологическом менеджменте велика роль правовых средств, поскольку конкретные действия по защите природы должны опираться на законы, стандарты, утвержденные в установленном порядке правила и другие нормативно-правовые акты и инструктивно-методические материалы. Всю эту совокупность обязательных к исполнению документов, утвержденных компетентными государственными органами, будем кратко называть экологическим законодательством.

Основное при разработке экологического законодательства - забота о здоровье, безопасных и благоприятных условиях труда и быта людей. Поэтому выделяются области законодательства, соответствующие тем или иным сферам производственных отношений, труда и быта людей. Например, первостепенное место в законодательном оформлении земельных отношений отводится сельскохозяйственному производству. Правовые вопросы экологии водных отношений связаны прежде всего с бытовым и питьевым водоснабжением, а также с рыбной ловлей. Правовые основы обеспечения экологической безопасности лесов относятся к регулированию удовлетворения потребностей населения в древесине и других лесных продуктах (грибы, ягоды, лекарственные растения и др.), а также охране и развитию полезных природных свойств лесов (водоохранных, санитарно-гигиенических и оздоровительных) и их обитателей, в том числе объектов охоты. Законодательство об охране атмосферного воздуха нацелено на предотвращение выбросов вредных веществ и иных воздействий на атмосферу, вызывающих неблагоприятные последствия для населения и окружающей природной среды.

Правовые акты, входящие в отечественное экологическое законодательство, посвоей общности делятся на несколько уровней. Основу составляют положения Конституции Российской Федерации, относящиеся к экологии. Головным (базовым) актом в области экологии, ядром отечественного экологического законодательства является Закон Российской Федерации «Об охране окружающей природной среды», принятый 19 декабря 1991 г. Его положения развиваются в Законах и их собраниях (на юридическом языке - кодексах), посвященных отдельным сферам деятельности. Поскольку в современных условиях развитие научно-технического прогресса неизбежно приводит к деградация природной среды, то с целью усиления ее охраны необходимо правовое регламентирование потребления отдельных природных компонентов. Поэтому в России приняты основополагающие кодексы - Земельный (1991 г., новый вариант - 2001 г.) Лесной (1997 г.) и Водный (1995 г.), утверждены Закон о недрах (1995 г.), Закон об охране атмосферного воздуха (1992 г.) и Закон о животном мире (1995 г.).

Российское экологическое законодательство, разработанное в основном в 1990-х годах, включает в себя довольно много Федеральных законов. Кроме названных выше, укажем также:

Федеральный закон «О радиационной безопасности населения» от 9 января 1996 г.;

Закон "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» от 19 апреля 1991 г.;

«Основы законодательства РФ об охране здоровья граждан» от 22 июля 1993 г.;

Федеральный Закон «О природных лечебных ресурсах, лечебно-оздоровительных местностях и курортах» от 23 февраля 1995 г.;

Федеральный Закон «Об особо охраняемых природных территориях» от 14 марта 1995 г.;

Федеральный Закон «Об экологической экспертизе» от 23 ноября 1995 г. (этот закон будет подробно разобран ниже) и др.

Федеральные законы и их собрания (кодексы) развиваются в двух направлениях. Во-первых, на их основе принимаются законодательными органами субъектов Российской Федерации собственные экологические законы. Следующий слой экологических документов создается органами местного самоуправления, отвечающими за соответствующие муниципальные образования. С другой стороны, федеральные органы, министерства и ведомства, службы и агентства, входящие в систему исполнительной власти России, издают экологические правовые акты в своих сферах деятельности. Отметим, что в государственных стандартах на продукцию и услуги, как правило, присутствуют экологические требования. Судебная власть (суды и арбитражные суды) также вносят свой вклад в развитие экологического законодательства, принимая решения по тем или иным делам, содержащим экологические аспекты, и тем самым создавая прецеденты - образцы для будущих правовых решений. Таким образом, все ветви власти - законодательная, исполнительная, судебная - принимают участие в развитии экологического законодательства. Нельзя не отметить роль общественных экологических организаций, которые зачастую являются инициаторами принятия тех или иных экологических правовых актов.

Нижним слоем экологического законодательства являются приказы и инструкции, иная нормативно-техническая и инструктивно-методическая документация, действующие на уровне отдельного предприятия или организации. Хотя они обязательны лишь для ограниченного числа работников данного предприятия, но именно такие документы вполне конкретны и подлежат строгому исполнению. В то же время правовые акты более высокого уровня зачастую содержат вполне верные, но не полностью конкретизированные требования, при этом они сопровождается ссылками на более конкретные документы более низкого уровня. Например, Федеральный Закон «Об экологической экспертизе» от 23 ноября 1995 г. содержит многочисленные ссылки на нормативно-правовые и инструктивно-методические документы специально уполномоченных государственных органов в области государственной экологической экспертизы на федеральном уровне и уровне субъектов федерации. На федеральном уровне упомянутые органы имели в те или иные годы разные названия: Госкомэкология, Министерство по охране окружающей природной среды, Министерство природных ресурсов и др.
3.2. Экологические вопросы в Конституции Российской Федерации
Отечественное экологическое законодательство основывается на ряде положений Конституции Российской Федерации. Так, в главе 1 "Основы конституционного строя" в статье 9 говорится "Земля и другие природные ресурсы используются и охраняются в Российской Федерации как основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории".

Многие экологические положения включены в главу 2 Конституции Российской Федерации "Права и свободы человека и гражданина". Можно выделить три типа статей, представляющих интерес с точки зрения экологической безопасности. Во-первых, это статьи, непосредственно посвященные экологическим правам и обязанностям граждан. Во-вторых, статьи, в которых упоминаются экологические проблемы. В-третьих, статьи, посвященные более общим проблемам, дающие основы для экологической деятельности наряду со многими другими видами деятельности. Рассмотрим все ттри типа статей в указанном порядке.

Основной для экологического законодательства является статья 42 "Каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением". Таким образом, в этой статье Конституции выделено три правовых элемента:

во-первых, право на благоприятную окружающую среду, природную или антропогенную;

во-вторых, право на достоверную информацию о состоянии окружающей природной среды, независимо от того, является ли в рассматриваемый момент времени эта среда благоприятной или нет;

в-третьих, гарантируется право за возмещение ущерба в случае экологических правонарушений (но не в случае причинения вреда природными явлениями, например, землетрясением или наводнением).

Это право естественным образом сочетается с экологическими обязанностями: "Каждый обязан сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам" (статья 58).

Перейдем к статьям, в которых упоминаются экологические проблемы. В части 2 статьи 36 сказано: "Владение, пользование и распоряжение землей и другими природными ресурсами осуществляется их собственниками свободно, если это не наносит ущерба окружающей среде и не нарушает прав и законных интересов иных лиц". Здесь весьма важен текст после слова "если". Он подчеркивает условность (неабсолютность) понятия собственности, его подчиненность интересам общества. Например, согласно этой статье Конституции владелец земельного участка на берегу водоема обязан обеспечить доступ граждан к водоему для осуществления их права на отдых (если, конечно, сам водоем не принадлежит указанному владельцу участка).

В статье 41 говорится о поощрении в Российской Федерации деятельности, способствующей экологическому и санитарно-эпидемиологическому благополучию. В статье 37 констатируется, что: "Каждый имеет право на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены". Согласно статье 21: "Никто не может быть без добровольного согласия подвергнут медицинским, научным или иным опытам".

Весьма многие статьи главы 2, касающиеся более общих блоков проблем, дают юридическое обоснование действиям по повышению экологической безопасности. Например, такие статьи, как 20-я и 53-я:

Статья 20 "Каждый имеет право на жизнь".

Статья 53 "Каждый имеет право на возмещение государством вреда, причиненного незаконными действиями (или бездействием) органов государственной власти или их должностных лиц".

Согласно статье 24 органы государственной власти и органы местного самоуправления должны предоставлять информацию гражданину, касающуюся его прав и свобод, в том числе экологического характера. Свобода распространения экологической информации вытекает из статьи 29. Возможность создания экологических организаций (объединений) гарантируется статьей 30. Возможность активной деятельности таких организаций вытекает из статьи 31, а право граждан и организаций обращаться в органы власти гарантируется статьей 33. Статья 44 обеспечивает возможность проведения научных изысканий в области экологии. Ряд статей посвящен защите прав и свобод (статьи 45-48). Исполнение обязанности платить налоги (статья 57) обеспечивает финансированием природоохранную деятельность.

Можно отметить некоторые особенности действующей Конституции. Во-первых, экологические права граждан, как видно из проведенного выше анализа, вытекают из общих прав и свобод граждан. Выделение Законодателем отдельных экологических статей, прежде всего 42-й и 58-й, свидетельствует о большой общественной значимости экологических проблем. Во-вторых, глава 2 Конституции РФ, вопреки названию, говорит не только о правах и свободах, но и об обязанностях граждан.

В главе 3 "Федеративное устройство" Конституции РФ есть ряд статей, связанных с распределением прав и обязанностей в области экологии между федеральным центром и субъектами федерации. Согласно статье 71 к ведению центральных органов Российской Федерации относится установление основ федеральной политики и федеральных программ в области экологического развития страны. Центр определяет статус и организует защиту сухопутных территорий, морей, воздушного пространства, исключительной экономической зоны и континентального шельфа Российской Федерации. В соответствии со статьей 72 Конституции РФ к совместному ведению РФ и субъектов РФ относятся вопросы владения, пользования и распоряжения землей, недрами, водными и другими природными ресурсами. Они вместе занимаются природопользованием, охраной окружающей среды и обеспечением экологической безопасности. Их общая забота - особо охраняемые природные территории (заповедники и др.). Разработка и совершенствование земельного, водного, лесного законодательства, законодательства о недрах, об охране окружающей среды также относится к совместному ведению РФ и субъектов РФ.

В статье 114 Конституции РФ одной из задач Правительства РФ указано обеспечение проведения в Российской Федерации единой государственной политики в области экологии.

Конституцией Российской Федерации определены процедуры разработки, принятия и совершенствования экологического законодательства, установлены органы, ответственные за такую работу, гарантирована возможность активного участия в ней общественных организаций (объединений).

Отметим, что согласно ст. 71 Конституции к. ведению Российской Федерации, наряду с перечисленными выше сферами деятельности, относятся в рассматриваемой области:

- регулирование и защита прав и свобод человека и гражданина (в том числе экологических);

- федеральная государственная собственность (прежде всего на природные ресурсы) и непосредственное управление ею;

- производство ядовитых веществ, наркотических веществ, установление порядка их использования и контроль за исполнением этого порядка;

- разработка и введение в действие гражданского и гражданско-процессуального законодательство (как основных рычагов защиты природных ресурсов и их владельцев);

- метеорологическая служба,

- стандартизация и метрология (в том числе в области охраны окружающей среды).

Согласно статье 72 Конституции в совместном ведении Российской Федерации и ее субъектов находятся, кроме указанных выше, следующие направления деятельности:

- защита прав и свобод человека и гражданина, обеспечение законности, правопорядка, общественной безопасности (в том числе экологических);

- разграничение государственной собственности (прежде всего на природные ресурсы).

Разумеется, не все на свете относится к ведению федерального центра, единоличному или вместе с субъектами федерации. Вне пределов ведения РФ и ее полномочий по предметам совместного ведения РФ и ее субъектов, что весьма важно, субъекты Российской Федерации обладают всей полнотой государственной власти. Это размежевание экологической компетенции «по вертикали» представляется весьма существенным для рассмотрения проблем развития, совершенствования и непосредственного применения экологического законодательства. Эти проблемы решаются на всех уровнях. А именно: на федеральном - Государственной Думой и Советом Федерации Федерального Собрания РФ, Президентом и Правительством РФ, а также федеральными агентствами, службами, министерствами, ведомствами, комитетами и другими центральными органами. На уровне субъектов Российской Федерации - правотворческими (не только законодательными, но и исполнительными и судебными) органами субъектов. Следующие уровни разграничения - между субъектами федерации и органами местного самоуправления, между этими органами и конкретными предприятиями. Конкретные направления развития, совершенствования и применения экологического законодательства, совершенствования системы экологических нормативно-правовых, нормативно-технических и инструктивно-методических документов, а также соответствующие правовые формы и процедуры будут рассмотрены далее, хотя по необходимости довольно кратко.
3.3. Закон Российской Федерации «Об охране

окружающей природной среды»
Головным (базовым) актом в области экологии, как уже отмечалось, является Закон Российской Федерации «Об охране окружающей природной среды», принятый 19 декабря 1991 г. Ввиду важности этого закона, охватывающего все основные области практической экологии, разберем его содержание подробно, по отдельным разделам.

В разделе "Общие положения" рассмотрены основные принципы охраны окружающей природной среды и перечислены типы выделяемых в окружающей среде объектов, подлежащих охране в соответствии с Законом Российской Федерации «Об охране окружающей природной среды». В том же разделе фиксируется распределение областей компетенции органов государственной власти и местного самоуправления в области экологии.

Следующий раздел посвящен раскрытию закрепленного Конституцией РФ права граждан на здоровую и благоприятную окружающую среду, в том числе полномочиям граждан и общественных организаций (объединений) в области охраны окружающей природной и антропогенной среды.

Специальная глава посвящена раскрытию действующего в настоящее время административно-экономического механизма охраны окружающей природной среды. Работа этого механизма начинается с анализа ситуации, т.е. с учета и социально-экономической оценки природных ресурсов. Законодателем рассмотрены вопросы планирования, финансирования и материально-технического обеспечения экологических программ и мероприятий. Важными составляющими административно-экономического механизма охраны окружающей природной среды являются лимиты (ограничения) на использование природных ресурсов и на технологически необходимые выбросы и сбросы в окружающую среду вредных веществ, а также платность природопользования и экономическое стимулирование предприятий, передовых в природоохранной деятельности.

В Законе регламентируется деятельность различных экологических фондов, а также упоминается о такой составляющей финансового обеспечения экологических проектов, как экологическое страхование. Основные идеи экологического страхования обсуждаются ниже. Вопросам экологического страхования посвящен проект отдельного закона, находящийся в настоящее время в Государственной Думе Российской Федерации в процессе обсуждения.

Важный раздел Закона «Об охране окружающей природной среды» посвящен нормированию качества окружающей среды (в частности, подходам к установлению таких экологических характеристик, как предельно допустимые концентрации вредных веществ).

Рассмотрены экологические требования, которые должны быть выполнены на соответствующих стадиях жизненного цикла фирм и организаций, воздействующих на окружающую природную среду - при размещении, проектировании, строительстве, реконструкции, вводе в эксплуатацию, эксплуатации, реконструкции и ликвидации предприятий, сооружений и иных объектов.

В Законе описан порядок действий властей при возникновении чрезвычайных экологических ситуаций, как природного, так и антропогенного происхождения.

Рассмотрен правовой статус особо охраняемых природных территорий и объектов (заповедников, заказников, редких и исчезающих видов животных и растений и их мест обитания, и др.).

Правовое обоснование в Законе «Об охране окружающей природной среды» дано экологическому мониторингу (специально организованному слежению за состоянием характеристик окружающей природной среды, в частности, за химическим составом атмосферного воздуха, количеством растворенных в воде тех или иных вредных веществ и т.п.) и экологическому контролю влияния на окружающую природную среду организаций и предприятий, причем независимо от их ведомственной принадлежности и форм собственности.

В Законе указаны процедуры разрешения споров в области охраны окружающей среды, возмещения ннанесенного природе и населению ущерба и т.д. Рассмотрены виды экологических правонарушений и вопросы привлечения к ответственности за такие правонарушения.

Согласно Закону «Об охране окружающей природной среды» при осуществлении хозяйственной, управленческой, религиозной и любой иной деятельности государственные органы, предприятия, учреждения и организации различных форм собственности, отдельные граждане, т.е. все юридические и физические лица, общественные организации и объединения, обязаны руководствоваться следующими основополагающими принципами:

- приоритетом охраны жизни и здоровья человека перед экономическими или иными соображениями;

- научно обоснованным сочетанием экологических, социальных, экономических и иных (в частности, оборонных) интересов общества, обеспечивающим реальные гарантии прав человека на здоровую и благоприятную для жизни окружающую среду;

- рациональным использованием природных ресурсов с учетом открытых учеными свойств природных явлений и процессов, потенциальных возможностей окружающей среды, необходимости воспроизводства природных ресурсов (рациональные использование природных ресурсов должно обеспечивать это воспроизводство) и недопущения необратимых последствий для окружающей природной среды и здоровья человека;

- соблюдением требований природоохранного законодательства, неотвратимостью наступления ответственности за их нарушения, в том числе и уголовной;

- гласностью и тесной связью с общественностью (объединениями граждан и отдельными гражданами) в решении экологических задач;

- международным сотрудничеством в охране окружающей среды (с учетом необходимости соблюдения государственной и коммерческой тайны, а также иных предусмотренных законом ограничений на распространение информации).

Как уже говорилось в начале главы, экологическим вопросам посвящено большое количество правовых актов, а само экологическое право за 1990-е годы превратилось в обширную область юридической науки.

Подведем предварительные итоги. Охране от загрязнения, порчи, повреждения, истощения, разрушения подлежат естественные экологические системы. А именно, литосфера - земля, ее недра, почва. Гидросфера - поверхностные и подземные воды, ледники, моря и океаны. Атмосфера - атмосферный воздух (в том числе озоновый слой атмосферы). Биосфера - леса и иная растительность, животный мир, микроорганизмы, генетический фонд. Сочетания перечисленных биологических сфер - природные ландшафты, экологические системы лесов, полей и рек, озер, морей, а также антропогенные системы городов и лесопарков в их составе.

Особой охране подлежат официально выделенные государственные природные заповедники, природные заказники, национальные природные парки, памятники природы, редкие или находящиеся под угрозой исчезновения виды растений и животных и места их обитания. Например, в Московской области запрещено собирать букеты из дикорастущих растений, поскольку при этом могут пострадать редкие и исчезающие виды. Нарушители привлекаются к административной ответственности и обычно подвергаются штрафам по приговорам судов.
3.4. Основные права и обязанности человека в области экологии
В Декларации Стокгольмской конференции ООН по окружающей человека среде (1972 г.) записано, что: "Человек имеет основное право на свободу, равенство и благоприятные условия жизни в окружающей среде, качество которой позволяет вести достойную и процветающую жизнь, и несет главную ответственность за охрану и умножение окружающей среды на благо нынешнего и будущих поколений". На обеспечение этого основного права ориентируют и решения Всемирной конференции в Рио-де-Жанейро о необходимости обеспечения устойчивого экономического и экологического развития (1992 г.).
3.4.1. Право на благоприятную окружающую природную среду
Право на благоприятную окружающую природную среду закреплено в Конституции РФ. В правовом, административном и экономическом механизмах стимулирования экологической деятельности государства, организации и гражданина праву человека на благоприятную окружающую природную среду принадлежит ведущее место. Оно стоит на "входе" всей природоохранной деятельности, осуществляемой той или иной государственной, частной или общественной организацией или отдельным гражданином, как цель этой деятельности, и на "выходе" - как измеритель эффективности этой деятельности. Право на благоприятную окружающую природную среду можно отнести к личным правам граждан, подобно неприкосновенности личности, неприкосновенности жилища, охране личной жизни от постороннего вмешательства. Один из аргументов - природная среда составляет важнейший фактор состояния личности, а земля - пространственное место расположения жилища. Политические и экономические права и свободы связаны с экологическими и служат средством их обеспечения, защиты, гарантирования. Другими словами, экологические права, прежде всего право на жизнь - первично, а экономические и политические права - вторичны.

Очевидно, каждому праву соответствует обязанность его соблюдения. Праву на благоприятную окружающую природную среду соответствует обязанность граждан, организаций, государства возможность соблюдения этого права, т.е. сохрангения или оздоровления окружающей природной среды.

Признав основополагающее право граждан на благоприятную окружающую природную среду, необходимо видеть негативные явления и процессы, препятствующие его осуществлению. Они могут быть разделены на объективные и субъективные. К первым относятся неизбежные последствия научно-технического прогресса с его интенсификацией производства, в частности, с химизацией сельского хозяйства и использованием в нем биопрепаратов, ростом городов, развитием транспорта, связи, негативным воздействием на Мировой океан и озоновый слой атмосферы, в последнее время - появлением трансгенных пищевых продуктов, отдаленные последствия потребления которых неизвестны, и т.д. Ко вторым - недостатки системы управления государством в целом и системой охраны природы в частности, неразвитость экологического, правового, политического сознания многих граждан, особенно предпринимателей и менеджеров, недостаточность их экологической информированности.

Бесспорно совершенно, что основополагающее право граждан на благоприятную окружающую природную среду в принципе несовместимо со стремлением получать максимальную прибыль. (Отметим, что с чисто экономической точки зрения использование критерия максимизация прибыли возможно при краткосрочном управлении фирмой, но бессмысленно при стратегическом [8].) Приоритет экологических прав граждан неизбежно приведет к уничтожению "классической" рыночной экономики и установлению жесткого контроля общества и выражающего его интересы государства над предпринимательской деятельностью и повседневной работой предприятий и организаций.

Право граждан на благоприятную среду должно сопровождаться выработкой гарантий, обеспечивающих соблюдение и стимулирование реализации этого права как гражданами, так и государством, равно как и различными организациями. В области обеспечения благоприятной среды наиболее весомыми, эффективными, крупномасштабными гарантиями представляются возможности непосредственного природопользования для всех желающих граждан, участие в экологических мероприятиях и в обсуждении экологических вопросов, обращения в государственные органы.

Непосредственное природопользование граждан, будучи закрепленным в нормативных правовых актах, существует и реализуется в настоящее время достаточно широко. Российским законодательством выделяются и классифицируются различные гарантии права общего и специального природопользования, первичного и вторичного, бессрочного и временного, совместного или обособленного.

Как правило, общее природопользование осуществляется без специальных разрешений: можно свободно пребывать в лесах, собирать дикорастущие плоды, орехи, грибы, ягоды. При этом необходимо соблюдать правила пожарной безопасности, не допускать поломок и порубок деревьев и кустарников, повреждения лесных культур, засорения лесов, разорения муравейников и гнездовий птиц. Не допускается сбор редких и исчезающих растений, поимка или убийство редких и исчезающих зверей и птиц, уничтожением мест их обитания. Пожарная охрана может закрыть доступ в леса в условиях жаркого лета с целью сокращения вероятности лесных пожаров. Это нельзя рассматривать как ограничение права граждан на общее землепользование, поскольку действия пожарной охраны как раз и обеспечивают возможность осуществления этого права в будущем.

Сюда же относится право земельных собственников и землепользователей в зависимости от целевого назначения земельного участка производить посевы сельскохозяйственных культур (за исключением наркотических), посадку плодовых, декоративных и других насаждений, право пользоваться сенокосами, пастбищами, использовать общераспространенные полезные ископаемые, торф и водные объекты, эксплуатировать другие полезные свойства земли. В недалеком будущем можно ожидать массовых попыток земельных собственников и землепользователей явочным порядком нарушать право граждан на благоприятную окружающую природную среду, незаконно ограничивая доступ на соответствующие земельные участки.

По мере роста культурных запросов и потребностей людей возрастает использование природных ресурсов в духовных целях. Допускаются разные формы наблюдения, а также мечения и фотографирования млекопитающих, птиц, пресмыкающихся, земноводных, рыб, насекомых. Это должно происходить в научных, культурно-просветительских и эстетических целях без изъятия животных из естественной для них природной среды. В то же время допускается пользование животным миром в научных, культурно-просветительских и эстетических целях (в специально предусмотренном порядке) с изъятием животных из природной среды. Их помещают, например, в зоопарки и питомники, в "живые уголки" и цирки. Уместно вспомнить здесь про многомиллионную армию домашних животных.

Усиливается использование гражданами окружающей природной среды в оздоровительных целях. Например, использование водных объектов, отнесенных к категории лечебных. Естественно, запрещается сброс сточных вод в эти объекты. Это, разумеется, ущемляет интересы местных предпринимателей.

Как правило, пользование водами для отдыха и спорта допускается без особых на то разрешений. Государство содействует использованию природных объектов для массового отдыха и спорта. При этом использование части природных объектов может быть запрещено уполномоченными на то государственными органами, в частности, из-за зараженности опасными для человека микроорганизмами. При необходимости в зоне отдыха граждан запрещаются забор воды для питьевых и бытовых нужд, водопой скота. Определяются и некоторые другие условия водопользования, необходимые для обеспечения права граждан на благоприятную природную среду.
3.4.2. Гарантии экологических прав граждан
С теоретической и практической точек зрения весьма важен комплекс реальных правовых и иных гарантий прав граждан на экологически грамотное использование окружающей природной среды. Правоохранительные органы (в том числе экологическая милиция), суды, арбитражные суды согласно действующему законодательству наделены широкими полномочиями по разрешению споров и по рассмотрению исков граждан по вопросам природопользования, прежде всего связанных с ущемлением их прав или с пресечением посягательств на экологические права. Теоретически всем известнео, что действия должностных лиц, совершенные с нарушением закона, с превышением полномочий, могут быть обжалованы в суд. Граждане имеют право на возмещение ущерба, причиненного незаконными действиями государственных, частных и общественных организаций, а также должностных лиц при исполнении ими служебных обязанностей. Однако практика показывает, что граждане отнюдь не всегда обращаются к судебной власти для защиты своих законных экологических интересов.

Лучшей гарантией экологических прав граждан является их осведомленность о состоянии и перспективах изменения окружающей природной среды в соответствии с планами государственных органов и частных организаций. Для реального осведомления граждан им надо знать, что общегосударственная служба наблюдения и контроля за уровнем загрязнения природной среды по единой системе осуществляет сбор, хранение, поиск и обработку информации о состоянии атмосферного воздуха, водных потоков, почвы, других природных ресурсов. В частности, заинтересованные государственные и общественные органы, предприятия и организации обеспечиваются систематической информацией и прогнозами об уровнях загрязнения атмосферы под влиянием хозяйственной деятельности и метеорологических условий. Если в результате неблагоприятного сочетания различных факторов и вредных воздействий на воздух в отдельных районах возникает угроза здоровью людей, об этом немедленно сообщается заинтересованным учреждениям и организациям. В соответствии с действующим законодательством они переводят на специальный режим или временно приостанавливают работу предприятий и транспорта с целью снижения интенсивности выбросов, уменьшения вредного воздействия на здоровье людей, осуществляют в необходимых случаях временную эвакуацию населения.

Чтобы реализовать свои экологические права, гражданам надо прежде всего иметь необходимую информацию для оценки реальной ситуации. Поэтому гласность служит обязательной предпосылкой реализации права человека на благоприятное состояние окружающей среды. Граждане имеют право на свободное получение полной и достоверной информации о состоянии атмосферного воздуха и вод в регионе, об использовании земли, ее недр, лесов и животного мира. Важно, однако, не только законодательное провозглашение этого права, но и его уяснение гражданами, а также и реализация мер по его обеспечению. В обязанности связанных с экологией государственных органов типа Министерства природных ресурсов, Министерства здравоохранения, Госкомэкологии Российской Федерации, других уполномоченных на то государственных органов (их названия время от времени меняются) входят систематические публикации экологической информации, относящейся к сфере их деятельности. В законодательстве детализированы сроки и порядок опубликования, виды необходимых сведений, подлежащих оглашению. Актами органов местного самоуправления могут быть предусмотрены и иные виды экологической информации, подлежащие оглашению соответствующими органами наблюдения и контроля окружающей среды. Должно воспитываться и осуществляться право граждан на участие в подготовке, принятии, непосредственном выполнении и контроле за выполнением соответствующими организациями, должностными лицами и предпринимателями экологических решений, осуществление которых связано с экологически значимым воздействием на окружающую среду, а также с ее охраной. Это право обеспечивается развертыванием деятельности экологических организаций (объединений), опубликованием и общественным обсуждением проектов экологических решений, проведением общественных экологических экспертиз (как правило, альтернативных государственным), референдумов по экологическим вопросам (подробнее см. в работе [3]), гласным определением форм участия граждан в выполнении и контроле за выполнением экологических решений, регулярным извещением граждан через средства массовой информации о ходе и результатах реализации экологических решений.

Понятно, что исполнение гражданином своих экологических обязанностей неотделимо от осуществления соответствующих экологических прав. Очевидно, что сама возможность общества (и выражающего его интересы государства) требовать от своих граждан выполнения обязанностей неразрывно связана с предоставлением им прав, обучением их пользованию экологическими и иными правами в условиях формирования демократического правового государства.

Общественные экологические (природоохранительные) организации, иные общественные организации и объединения граждан согласно действующему законодательству имеют право: разрабатывать, утверждать на своих съездах и пропагандировать природоохранные программы в печати, по радио и телевидению, защищать права и интересы населения в области охраны природы. Они вправе создавать общественные инспекции по охране природы, участвовать в проводимых государственными инспекциями по охране природы проверках выполнения предприятиями, учреждениями, организациями природоохранных планов и мероприятий и требовать проведения таких проверок уполномоченными на то органами. Они могут ставить вопросы об отмене решений о размещении, строительстве, эксплуатации объектов, об ограничении, приостановлении, прекращении или перепрофилировании их деятельности. Природоохранительная работа общественных организаций и иных общественных образований проводится в соответствии с их уставами и действующим законодательством. Государственные органы обязаны учитывать предложения общественных организаций и граждан. К сожалению, действующие правовые акты не раскрывают понятие "учитывать", поэтому деятельность природоохранительных организаций невозможна без активной борьбы с разрушителями природы.
3.4.3. Роль государства в реализации экологических прав
Само по себе правотворчество, как и провозглашение экологических прав, без реализации права, без механизма его осуществления приводит к неэффективности законодательства. Проще говоря, к невозможности реализации провозглашенных в законах прав. Работа по улучшению природопользования должна базироваться на достижениях научно-технического прогресса. В частности, с экологической точки зрения перспективно внедрение малоотходных и безотходных технологических процессов, комбинированных производств, обеспечивающих полное, комплексное использование природных ресурсов, сырья и материалов. Ясно, что такую работу в необходимых масштабах может организовать государство, используя ресурсы различных организаций, частных и государственных, но не отдельный гражданин.

Координацию природоохранной работы объединений, предприятий и организаций независимо от их ведомственной принадлежности и форм собственности осуществляют органы государственной власти и местного самоуправления. На них и на специально уполномоченные государственные природоохранные органы законодательством возложена вся полнота ответственности за экологическую обстановку в соответствующих регионах. Всемерно должны использоваться возможности кооперации между экологическими организациями и подразделениями различных отраслей, расположенными на одной территории. Следует объединять их усилия в сооружении и эксплуатации природоохранных объектов общего назначения.

Образованным в 1988 г. государственным (общероссийским) органам охраны природы, а также комитетам по экологии (охране природы) субъектов федерации и их органам на местах предоставлены большие права (в пределах их компетенции). В частности, они имеют право налагать запреты на строительство, реконструкцию или расширение объектов промышленного и иного назначения, проведение работ по эксплуатации природных ресурсов и других работ, осуществляемых с нарушением природоохранного законодательства. Они могут также приостанавливать работу промышленных и других предприятий, грубо нарушающих нормы и правила охраны окружающей среды. В их компетенции - предъявлять иски предприятиям (объединениям) и организациям, а также российским гражданам и иностранным физическим и юридическим лицам о взыскании средств в возмещение ущерба, причиненного государству загрязнением окружающей среды и нерациональным использованием природных ресурсов. Они вправе рассматривать дела об административной ответственности за правонарушения в области охраны природы и использования природных ресурсов.

При осуществлении своих функций органы охраны природы, как и иные уполномоченные на то государственные органы, исходят из того, что надо вести постоянную работу по предупреждению нарушений природоохранного законодательства, норм и правил охраны окружающей среды. Эта работа организуется на основе делового сотрудничества с территориальными и отраслевыми органами управления, юридическими и физическими лицами. Разумеется, деловое сотрудничество не исключает применения тех или иных мер воздействия и принуждения к экологическим правонарушителям.
3.5. Ответственность за экологические правонарушения
За экологические правонарушения, т.е. противоправные деяния, нарушающие природоохранное законодательство и причиняющие вред окружающей среде и здоровью человека, должностные лица и граждане, по чьей вине они произошли, несут дисциплинарную, гражданско-правовую, административную или уголовную ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации. Рассмотрим эти четыре вида ответственности.
3.5.1. Дисциплинарная ответственность
Дисциплинарная ответственность - это ответственность в пределах организации. Руководство предприятия налагает на виновного или виновных дисциплинарное взыскание. Таким образом, дисциплинарное взыскание - мера наказания работника за нарушение трудовой дисциплины. Используют разные виды дисциплинарных взысканий - замечание, выговор, строгий выговор, перевод на нижеоплачиваемую работу или смещение на низшую должность на определенный срок, увольнение и др. Дисциплинарная ответственность основана на Кодексе законов о труде (КЗоТ), Правилах внутреннего трудового распорядка и аналогичных правовых актах.

Поскольку большинство вторжений человека в окружающую природную среду обусловлено его производственной деятельностью, то дисциплинарная ответственность в экологической области может иметь широкое распространение. Она носит перспективный превентивный характер, обладает свойствами быстроты и оперативности наложения взыскания, простоты исполнения, легко доходит до сознания работников предприятия и эффективно воздействует на волю участников общественных отношений.
3.5.2. Гражданско-правовая ответственность

за экологические правонарушения
Этот вид ответственности относится к гражданскому праву. Гражданско-правовая ответственность за нарушение природоохранного законодательства заключается в возложении на правонарушителя обязанности возместить потерпевшей стороне имущественный вред в натуре (реальное возмещение) или в денежной форме (убытки). Для исчисления убытков обычно используется таксовый метод (т.е. оплата "по таксе"), главной функцией которого является компенсация вреда. Имущественная (таксовая) ответственность возникает в случаях уничтожения или порчи объектов природы и носит как договорный, так и внедоговорный характер. Другими словами, она наступает за нарушение обязательств, связанных с использованием природных ресурсов, либо за невыполнение обязанностей, вытекающих из иных установленных законом оснований. Суммы возмещения вреда должны, как правило, взыскиваться за счет причинителя вреда (как правило - юридического лица), а в конечном итоге за счет виновного лица. (С физического лица обычно удается взыскать лишь незначительную часть нанесенного ущерба, поскольку сумма возмещения вреда обычно много больше доходов конкретного работника - виновника экологического правонарушения.) Взысканные суммы должны расходоваться на ликвидацию вредных последствий экологических правонарушений, на удовлетворение интересов не только потерпевшего природопользователя, но и собственника природного объекта - государства, общества в целом, в отдельных случаях - юридического или физического лица.

Споры, связанные с загрязнением окружающей среды, рассматриваются судами и арбитражными судами. В их компетенцию входит разрешение исков о причинении предприятиями и организациями ущерба рыбному хозяйству, лесному хозяйству, о земельных правонарушениях. Они рассматривают дела о гибели наземных животных, загрязнении водоемов хозяйственными и бытовыми стоками и т.п. Развитие принципов экономической целесообразности и взаимовыгодности, в том числе во взаимоотношениях между физическими и юридическими лицами, товарно-денежных отношений в целом (в том числе хозрасчета, самофинансирования, самоокупаемости) повышает роль гражданско-правовой ответственности, значение неотвратимости наказания, в том числе экономического (согласно основополагающему принципу: "Причинитель вреда возмещает ущерб") за причинение вреда окружающей среде.

Экономический ущерб от загрязнения природы по оценке ряда институтов Российской академии наук превышает триллионы рублей в год (по состоянию на 2001 год), и фактическое возмещение его физическими и юридическими лицами осуществляется пока неудовлетворительно. Рассмотрим несколько примеров.

Примеры привлечения к гражданско-правовой ответственности. Старший инженер производственного управления водопроводно-канализационного хозяйства г. Хабаровска не контролировал работу напорного коллектора, что являлось его служебной обязанностью. В коллекторе остановились насосы, а аварийная ситуация своевременно обнаружена не была. В результате переполнения коллектора произошел его прорыв, и сточные воды попали в р. Амур. Ущерб от загрязнения решением арбитражного суда взыскан с производственного управления водопроводно-канализационного хозяйства г. Хабаровска, был предъявлен иск и к виновному в аварии старшему инженеру. Он, понимая и признавая свою вину, не дожидаясь суда, добровольно уплатил требуемую сумму.

С Россошанского химзавода в пользу колхоза «Заречье» за порчу неочищенными сточными водами 20 га посевов взыскан ущерб, а с виновных должностных лиц в возмещение взыскана в пользу завода соответствующая сумма.

Уголовное дело в отношении директора межхозяйственного предприятия «Московское» было возбуждено за сброс в реку нечистот, приведших к гибели рыбы. Хотя уголовное дело было прекращено, с виновного взыскали ущерб.

К акционерным обществам «Дружба» и «Правда» были предъявлены иски за загрязнение навозной жижей реки Богучарки. После удовлетворения судом иска предъявлены регрессные требования (т.е. вытекающие из основного иска) в возмещение материального ущерба к правлениям акционерных обществ и заведующим животноводческими комплексами этих организаций.

Хотя и трудно бывает устанавливать причинную связь между деянием (действием или бездействием) и наступившим результатом - деградацией природы (ввиду множественности воздействующих на среду факторов, необходимости выявления виновности конкретных лиц с определенных предприятий), делать это все-таки нужно и можно. Примером служит дело о повреждении и гибели леса под Братском, где с алюминиевого завода взыскали ущерб и штраф за уничтожение леса на площади более 200 тыс. га. Как было установлено, при ремонте очистных сооружений завода фтористые соединения выбрасывались в атмосферу без очистки, допускались случаи превышения в выбросах предельно допустимых концентраций загрязняющих веществ.

Некоторые считают, что материальная ответственность станет эффективнее в условиях дальнейшего развития "рыночной экономики", особенно тогда, когда основное бремя возмещения ущерба будет перенесено с предприятия (объединения) на конкретных виновных лиц. Однако эта надежда представляется утопией, поскольку личное имущество конкретного виновника экологического правонарушения, как правила, на несколько порядков меньше нанесенного ущерба. Более эффективный путь - экологическое страхование, которому посвящен отдельный раздел настоящей книги.
3.5.3. Административные экологические правонарушения
Кодекс РФ об административных правонарушениях содержит специальную главу с перечнем административных правонарушений и соответствующих взысканий в области охраны окружающей природной среды. Посягательства классифицируются по видам природных ресурсов. В области землепользования административные взыскания налагаются за бесхозяйственное использование земель, порчу сельскохозяйственных и других земель, несвоевременный возврат временно занимаемых земель или возврат земель в состоянии, непригодном для использования по назначению, самовольное отступление от утвержденных в предусмотренном законодательством порядке проектов внутрихозяйственного землеустройства, за уничтожение, незаконную установку или смещение межевых знаков. В области литосферы (горных отношений) административная ответственность наступает в случаях нарушения требований по охране недр и гидроминеральных ресурсов, нарушения правил и требований проведения работ по геологическому изучению недр. В целях охраны вод административные взыскания накладываются за нарушение правил охраны водных ресурсов, невыполнение обязанностей по регистрации в судовых документах операций с вредными веществами и смесями, нарушение правил водопользования, повреждение или нарушение правил эксплуатации водохозяйственных сооружений и устройств.

Наибольшее число и разнообразие административных правонарушений предусматриваются Административным кодексом РФ в интересах защиты лесов. В Российской Федерации - это незаконное использование земель государственного лесного фонда; нарушение установленного порядка использования лесосечного фонда, заготовки и вывозки древесины, заготовки живицы. К административной ответственности привлекает за незаконную порубку и повреждение деревьев, кустарников, лесных культур, как взрослых растений, так и молодняка, в частности, за уничтожение или повреждение подроста в лесах. Еще один вид нарушений - использование леса не в соответствии с целями или требованиями, предусмотренными в лесорубочном билете (ордере) или лесном билете; в частности, нарушение правил восстановления и улучшения лесов, использования ресурсов спелой древесины.

Конфликты могут возникать и с сельскохозяйственными организациями различных типов и с отдельными фермерами из-за повреждения сенокосов и пастбищных угодий на землях государственного лесного фонда, самовольного сенокоса и выпаса скота. Все граждане, пользующиеся лесами для отдыха, могут быть привлечены к ответственности за самовольный сбор дикорастущих плодов, орехов, грибов, ягод на участках, где это запрещено, а также за сбор дикорастущих плодов, орехов и ягод с нарушением установленных лесным ведомством сроков.

Работники промышленных предприятий и жилищно-коммунальной сферы могут привлекаться к административной ответственности за ввод в эксплуатацию производственных объектов без устройств, предотвращающих вредное воздействие на леса; повреждение леса сточными водами, химическими веществами, вредными выбросами, отходами и отбросами; засорение лесов бытовыми отходами и отбросами, уничтожение или повреждение лесоосушительных канав, дренажных систем и дорог на землях государственного лесного фонда; уничтожение и повреждение ограничительных знаков в лесах; уничтожение полезной для леса фауны; нарушение требований пожарной безопасности.

Охрана атмосферного воздуха предполагает наложение административных взысканий за выброс загрязняющих веществ в атмосферу с превышением нормативов или вообще без наличия разрешения, а также за вредное физическое воздействие на атмосферный воздух (например, повышение температуры, влажности, насыщение мелкой пылью). Наказуемы ввод в эксплуатацию предприятий без соблюдения требований по охране атмосферного воздуха и нарушение правил эксплуатации, а также неиспользование или недостаточное использование оборудования для очистки выбросов в атмосферу.

Специальное внимание уделяется транспорту. Административные взыскания накладываются за выпуск в эксплуатацию транспортных и других передвижных средств с превышением нормативов содержания загрязненных веществ в выбросах (выхлопных газах), а также за эксплуатацию автомототранспортных и других передвижных средств с превышением нормативов содержания загрязняющих веществ в выбросах.

Административным правонарушением является несоблюдение требований по охране атмосферного воздуха при складировании и сжигании промышленных и бытовых отходов, а также нарушение правил транспортировки, хранения и применения средств защиты растений и других препаратов, повлекшее или могущее повлечь загрязнение атмосферного воздуха, и вообще невыполнение предписаний органов, осуществляющих контроль за охраной атмосферного воздуха.

Административными правонарушениями признаются нарушения правил охоты, рыболовства и китобойного промысла.

К общераспространенным видам взысканий за административные правонарушений типа штрафов примыкают и такие специальные взыскания, как:

- приостановление работ, временное прекращение эксплуатации хозяйственно-технических объектов и механизмов,

- перевод на особый режим пользования природным ресурсом, на особый режим контроля за его потреблением,

- прекращение права природопользования вообще либо изъятие конкретного природного объекта из пользования, отказ в предоставлении нового природного объекта в пользование.
3.5.4. Уголовная ответственность

за экологические преступления
В последней редакции Уголовного кодекса РФ, введенной в действие с 1 января 1997 г., в Особенной части выделена отдельная глава 26 "Экологические преступления" (статьи 246 - 262). К экологической тематике относятся и ряд статей из иных глав Уголовного Кодекса. Например, статья 237 "Сокрытие информации об обстоятельствах, создающих опасность для жизни или здоровья людей", статья 245 "Жестокое обращение с животными" или статья 358 "Экоцид", относящаяся к главе 34 "Преступления против мира и безопасности человечества" и предусматривающаяся наказание до 20 лет лишения свободы.

Уголовная ответственность применяется только судом при совершении преступления. Она назначается за совершение общественно опасных экологических деяний в случаях, когда другие, более мягкие меры наказания представляются недостаточными, безрезультатными, а исправление и перевоспитание нарушителей природоохранного законодательства требует применения более строгих, уголовных санкций.

Рассмотрим предусмотренные уголовным законодательством экологические преступлений: Среди них - умышленное уничтожение или существенное повреждение лесных массивов путем поджога либо в результате небрежного обращения с огнем или другими источниками повышенной опасности (статья 261 Уголовного кодекса РФ), а также незаконная порубка деревьев и кустарников (статья 260 Уголовного кодекса РФ).

Работники сельского хозяйства подлежат уголовной ответственности в случае нарушения ветеринарных правил, повлекшего распространение эпизоотии, т.е. эпидемии среди сельскохозяйственных животных (с массовым падежом скота) или иные тяжкие последствия (статья 249 Уголовного кодекса РФ). Аналогичным образом статья 249 Уголовного кодекса РФ карает за нарушение правил, установленных для борьбы с болезнями и вредителями растений, повлекшее тяжкие последствия.

Уголовно наказуемы незаконная охота (статья 258 Уголовного кодекса РФ), незаконное занятое рыбными и другими водными добывающими промыслами (статья 256, ч.1 Уголовного кодекса РФ), а также незаконный промысел ценных морских животных - котиков и морских бобров (статья 256, ч.2 Уголовного кодекса РФ).

В соответствии с Уголовным кодексом РФ премследуются и такие правонарушения, как производство лесосплава или взрывных работ с нарушением правил охраны рыбных запасов (статья 257 Уголовного кодекса РФ), нарушение правил охраны и использования недр (статья 255 Уголовного кодекса РФ), нарушение законодательства о континентальном шельфе (статья 253 Уголовного кодекса РФ).

Признаются преступлениями выбросы и сбросы экологически вредных веществ, т.е. такие действия, как загрязнение вод (статья 250 Уголовного кодекса РФ), атмосферы (статья 251 Уголовного кодекса РФ) или почвы (статья 254 Уголовного кодекса РФ), а также загрязнение морской среды (статья 252 Уголовного кодекса РФ). Речь идет о загрязнении веществами, вредными для здоровья людей или для живых ресурсов моря, либо другими отходами и материалами. При различных обстоятельствах ущерб окружающей среде могут принести признаваемые преступлениями нарушения правил охраны окружающей среды при производстве различных работ (статья 246 Уголовного кодекса РФ), особенно правил безопасности горных работ, работ на взрывоопасных предприятиях или во взрывоопасных цехах, утвержденных законодательством правил при производстве строительных работ, если они повлекли тяжкие последствия.

К преступлениям могут приводить нарушения правил обращения (распределения, переработки, хранения, перевозки и др.) экологически опасных веществ и отходов, например, радиоактивных (статья 247 Уголовного кодекса РФ), а также нарушения правил безопасности при обращении с микробиологическими либо другими биологическими агентами или токсинами (статья 248 Уголовного кодекса РФ).

Нарушение режима особо охраняемых природных территорий и природных объектов (заповедников, заказников, национальных парков, памятников природы и др.) - уголовное преступление (статья 262 Уголовного кодекса РФ). Таковым является также уничтожение критических местообитаний для организмов, занесенных в Красную книгу Российской Федерации, повлекшее гибель популяций этих организмов (статья 259 Уголовного кодекса РФ).
3.5.5. Как бороться с экологическими

преступлениями и правонарушениями?
Экологические правонарушители - это не только те, кто собирает букеты из редких растений или тащит из леса елку под Новый год. Ныне экологические преступники активно используют возможности современной техники, в том числе доступные им в силу служебного положения. Известно, например, что в ряде областей Центральной России с применением автотранспорта отстреливались вдоль дорог во время кормежки лоси, которые затем вывозились в другие области с целью скрытия следов преступления. В Краснодарском крае велась охота на зайцев с помощью мотоцикла. Зайцев ослепляли светом фар, а затем забивали. Зарегистрировано браконьерство с применением легких самолетов в Якутии, Тюменской и Читинской областях. К сожалению, подобные факты встречаются и в других регионах. В описанных случаях и вообще при использовании при незаконной охоте катеров, вертолетов и других транспортных средств ответственность предусмотрена согласно Уголовному кодексу РФ в усиленном размере, а орудия преступления, в том числе автомашины, мотоциклы и иные наземные, водные и воздушные транспортные средства, с помощью которых совершаются или облегчаются преступные действия, согласно приговору суда должны подлежать конфискации, т. е. безвозмездному изъятию.

В судебной практике при определении крупного, существенного или значительного ущерба при нарушении законодательства об охране животного мира стали приниматься во внимание не только сумма этого ущерба, но и другие обстоятельства. А именно, экологическая ценность, количество незаконно добытого, поврежденного или уничтоженного, размер вреда, нанесенного животному миру. Например, крупный ущерб - это отстрел медведя, зубра, лося, оленя при незаконной охоте, уничтожение мест нереста, гибель большого количества мальков при незаконном занятии водным добывающим промыслом, отлов или уничтожение животных, занесенных в «Красную книгу».

Особую экологическую опасность представляют лица, виновные в незаконном занятии рыбным и другими водными добывающими промыслами, незаконной охоте, незаконной порубке леса, если они применяли при этом государственный или общественный транспорт с использованием своего должностного положения и путем обмана или злоупотребления доверием. Тогда их действия должны квалифицироваться по совокупности статей Уголовного кодекса РФ. А именно, предусматривающих ответственность за нарушение законодательства об охране природы, а также ответственность за причинение имущественного ущерба государству или общественной организации путем обмана или злоупотребления доверием.

Дела о причинении крупного ущерба, в том числе об истреблении большого числа ценных или редких животных, а также о совершении преступления группой, с применением взрывчатых веществ, химикатов, токсичных и других ядовитых веществ заслуживают рассмотрения в открытых судебных заседаниях с участием представителей органов охраны природы и общественных экологических организаций.

Успех в наведении экологического правопорядка достигается постепенным наращиванием общественного и государственного воздействия на злостных правонарушителей, сочетанием воспитательных, экономических и правовых мер. Например, Воронежский завод синтетического каучука выбрасывал в атмосферу дурнопахнущие токсические химические вещества, отрицательно влияющие на здоровье людей. Сначала администрация завода доказывала безвредность выбрасываемых веществ. Созданная из специалистов и ученых комиссия обосновала причинную связь между выбросами и повышенной заболеваемостью проживающих вокруг людей: у них существенно чаще, чем в контрольной группе, наблюдались головная боль, утомляемость, бессонница. Отрицался заводом и ежедневный сброс в водохранилище до 40 тыс. м3 неочищенных сточных вод. Экспертиза подтвердила дефектность очистных сооружений. В административном порядке многократно штрафовались должностные лица предприятия: дважды - директор, пять раз - главный инженер, по несколько раз - заместитель главного инженера, заместитель директора по строительству, начальники цехов. Девятнадцать руководящих работников завода лишались премий. К заводу был предъявлен иск за незаконный сброс сточных вод и загрязнение водоемов; ущерб с завода взыскали, а прокуратура обратилась в суд с регрессным иском к виновным лицам - руководителям предприятия и его служб. Наконец, были даны предписания о немедленной приостановке работы одного из наиболее экологически вредных цехов, а также предостережение о привлечении к уголовной ответственности руководителейц предприятия. И только эти меры подействовали - немедленно заводом были изысканы средства для строительства новых очистных сооружений, цеха производства катализаторов, а также срочной эвакуации из санитарно-защитной зоны жилья и детских учреждений (завод срочно приобрел квартиры для переселяемых жильцов и новые помещения для детских учреждений).

3.6. О развитии правового

экологического обеспечения
Руководством Российской Федерации провозглашена правовая реформа в России, призванная усилить правовое обеспечение в различных сферах жизни современного общества. Для ее разработки, конкретизации, планирования и поэтапного осуществления нужна активная работа практикующих юристов и научных работников в этой сфере, а также всех специалистов, использующих правовые знания в своей работе. Реформа касается и правового обеспечения охраны окружающей природной среды. Чрезвычайно важно уяснить проблемы правовой реформы в экологии, пути ее продвижения, цели, средства.

Основными целями этой реформы являются обеспечение оздоровления окружающей среды в интересах здоровья человека и экологической безопасности общества с помощью правовых средств. Действие права проходит несколько стадий. Это правотворчество, затем организация применения права, контроль и, наконец, повседневная правоохранительная деятельность, связанная, в частности, с профилактикой правонарушений. Можно условно классифицировать в соответствии с Конституцией деятельность государственных органов по их видам: законодательная, исполнительная, судебная ветви власти. Необходимо подчеркнуть, что права и свободы гражданина представляют высшую ценность, как сказано в ст. 2 Конституции Российской Федерации. Рассмотрим продвижение правовой реформы в экологию с данных позиций.
3.6.1. Развитие экологического законодательства
Любая правовая реформа начинается с реформы законодательства (правда, важная проблема для России заключается еще и в том, чтобы реформа на этом не заканчивалась, чтобы принятые законы не "ставились на полку", а работали). Экологические нормы российского законодательства нуждаются в реформировании по следующим направлениям:

- собственно экологическое законодательство, посвященное общим вопросам охраны окружающей природной среды;

- законодательство о конкретных видах природных ресурсов (земельное, горное, водное, лесное, о животном мире, об атмосферном воздухе и др.);

- экологические вопросы в других отраслях законодательства - административном, уголовном, финансовом (в том числе налоговом) и др.

Остановимся лишь на общих принципах реформирования экологических норм российского законодательства. Среди них выделим признание приоритетности экологии перед экономикой (хотя это и трудно в период длительного экономического кризиса, и непривычно для большинства населения, которому средства массовой информации внушают ложную мысль о приоритетности экономики как всеми другими сторонами жизни).

Один из основополагающих принципов - реальное обеспечение полной открытости экологической информации, причем не только формальной: необходим юридически подкрепленный комплекс мер по доведению такой информации до каждого гражданина, а также по обучению граждан методам обращения с экологической информацией (т.е. понимания ее значения для практической жизни гражданина и возможности использования этой информации в реальных делах, в том числе при обращении во властные структуры и судебные органы).

Необходимо дальнейшее адекватное развитие административно-экономического механизма охраны окружающей природной среды. Имеется в виду не только усиление чисто экономических мер, но и сохранение в то же время государственных мер воздействия на загрязнителей (как это практикуется и в других странах, например, в Германии и США).

Сказанное предполагает стабильное функционирование и развитие системы государственных органов, уполномоченных заниматься охраной и оздоровлением окружающей природной среды, во главе с единым координирующим органом, например, Министерством природных ресурсов РФ или Госкомэкологией, а также укомплектование этих органов компетентными специалистами (что предполагает развертывание системы подготовки специалистов с высшим образованием и системы повышения квалификации экологов различных специальностей).

Все звенья организации контроля и наложения взысканий за экологические правонарушения должны быть соединены без каких-либо пробелов в этом механизме охраны окружающей природной среды. Следует обеспечить публичность осуществления основных властных и контрольных полномочий в области экологии. При этом необходимо признание реалий, например, разных видов собственности на землю и другие природные ресурсы, что порождает соответствующие правовые последствия в осуществлении управления и контроля в области охраны окружающей природной среды.

Отметим также требование законодательного размежевания исполнительной и судебной власти, обеспечения их самостоятельности и независимости (например, при применении мер административной ответственности за экологические правонарушения).

Как видим, направления правовой реформы в экологии тесно переплетаются и сочетаются с более общими подходами к правовой реформе. Иное и трудно представить, так как экологические общественные отношения напрямую зависят от других сфер общественного бытия и сами на них влияют. Немаловажны и проблемы организации законодательного процесса, которые также имеют довольно общий (отнюдь не только экологический) характер. Отметим некоторые из них.

Законопроекты, выносимые для обсуждения в российском парламенте - Федеральном Собрании Российской Федерации - зачастую недостаточно предварительно проработаны. Заметны ведомственность и лоббирование законопроектов. Это является само по себе вполне естественным явлением, распространенным и в других странах. Однако ведомственность и лоббирование наносит особо заметный вред в нашей стране из-за отсутствия длительных парламентских традиций в России, устоявшихся обычаев и процедур.

Отметим также неизбежную, особенно на первых порах, множественность проектов и точек зрения по одному и тому же вопросу. С большим сожалением приходится констатировать, что эта неразбериха сочетается с отсутствием, как правило, квалифицированных правовых экспертиз законопроектов, равно как и иных способов получения компетентных заключений. Это связано как с общей слабостью юридической науки в России, так и с достойной удивления, сожаления и осуждения оторванностью этой науки от практики законодательной деятельности.

Вредит делу и погоня законодателей за большим числом принятых законов в ущерб их качеству.

Сказанное объясняет появление большого числа противоречий, пробелов, нестыковок в законодательстве. Анализ этих и ряда других проблем позволяет наметить пути продвижения законодательного процесса в экологии как части правовой реформы в целом. Скорость продвижения зависит не только от экологического законотворчества. Большое значение имеет общая ситуация в стране и вызванная ею загрузка законодателей текущими проблемами.

Проведение правовой реформы в организации реального применения экологического законодательства, в частности, в деятельности исполнительных органов разного уровня представляет собой еще более актуальную проблему. Для иностранных наблюдателей и для большинства наших граждан дело зачастую сводится лишь к принятию нового законодательства. В странах с многовековыми правовыми традициями, парламентским режимом и контролем, свободой информации главное в осуществлении реформы, действительно, заключается лишь в установлении новой нормы, нового требования государства к своим гражданам-налогоплательщикам. Когда же уважение к закону, к праву не стало и не может стать повседневной нормой поведения в силу исторически сложившейся общественной психологии, когда граждане систематически встречались и продолжают встречаться с безнаказанными грубыми нарушениями правовых требований, в том числе со стороны должностных лиц, призванных стоять на страже закона, а то и принимающих обязательные к исполнению правовые акты, в этих обстоятельствах принятие закона становится необходимой, но вовсе не главной стадией функционирования правового механизма. Отношение русского народа к закону выражено пословицей: "Закон, что дышло, куда повернул, туда и вышло". Для России не может быть ориентиром и засилье адвокатского крючкотворства, как в США. У нас важно не столько приказать, сколько убедить.

Можно сказать и по-другому: традиционное право с его неписанными нормами гораздо важнее для нас, чем официально принятые верховной властью законы и другие правовые акты. Тем более, что легитимность этой верховной власти в глазах большинства народа весьма мала. Средства массовой информации за последние десять лет сделали деятельность высшего законодательного органа страны - Государственной Думы - посмешищем в глазах среднего гражданина.

Правовая реформа деятельности исполнительной власти в области экологии может означать, прежде всего, соблюдение исполнительными органами экологических требований законов, постановлений самой исполнительной власти. Например, обязательности проведения государственной экологической экспертизы всех предпроектных и проектных материалов, относящихся к хозяйственной или иной деятельности, которая может отрицательно повлиять на окружающую природную среду. Естественно, необходимыми условиями являются обеспечение всех заинтересованных должностных лиц текстами нормативных актов и систематический спрос с чиновников за соблюдение требований экологического законодательства. Весьма важно регулярное обучение должностных лиц и граждан за счет государства применению и соблюдению правовых актов в области экологии.

Регулярное (а не от случая к случаю) стимулирование, материальное и моральное награждение добросовестных природопользователей, равно как и соответствующее вине и нанесенному ущербу наказание загрязнителей должно сочетаться с повседневным и непрерывным государственным и общественным контролем за применением экологического законодательства.

Должна проводиться государственная поддержка природоохранных организаций (объединений) граждан, в том числе финансовая. За счет государства должны субсидироваться средства массовой информации, содействующих продвижению правовой реформы в экологии, быть налажен массовый выпуск и распространение соответствующей литературы для широкого читателя.

Природоохранные органы должны быть реформированы. Их внимание следует сосредоточить на узловых вопросах повышения компетентности и профессионализма аппарата, его правового воспитания (находящегося в настоящее время на уровне, близком к нулевому).

Необходимо расширение преподавания экологии в средней школе, дальнейшее развертывание подготовки в вузах специалистов по различным направлениям экологии, организация и инансирование в достаточном объеме научных исследований в области экологии, введение соответствующих специальностей научных работников и создание сети экологических специализированных советов по защите диссертаций, налажен выпуск учебной и научной литературы, и т.д.

Разумеется, этот перечень может быть расширен, дополнен, конкретизирован.
3.6.2. Судебная власть и экология
Больше всего за последние годы в России в правовой сфере, вероятно, сделано в области судебной реформы. Но именно в области экологии она оказалась наименее эффективной. Суды и арбитражные суды не "повернулись лицом" к экологическим делам. Мало проводится обобщений судебной практики, не осуществляется должная экологическая специализация судей, экологические дела весьма неохотно принимаются к производству, редко рассматриваются по существу. Приходится признать, что экологические иски граждан часто "притормаживаются" в судебных инстанциях.

Здесь немало объективных причин: загруженность судей, отсутствие квалификации в области экологии, сложность экологических дел по существу (необходимость привлечения экспертов), большая актуальность для общества многих других неэкологических дел (о коррупции, об организованной преступности, о выборах, о чести и достоинстве граждан и др.), недостаточное общественное внимание к вопросам экологии, наконец, всеобщий социально-экономический кризис в стране. Ликвидация этих недостатков будет способствовать продвижению правовой реформы в экологии.

Что же можно сделать? Суды различных уровней могут получить со стороны вышестоящих судебных органов новые руководящие разъяснения по вопросам экологии. Целесообразно организовать обучение судей экологическим вопросам, специализацию судей. Необходимо постояно заниматься привлечением общественного внимания к судебной практике, формированием общественного мнения вокруг экологической категории дел вообще и вокруг каждого конкретного экологического дела в частности. В частности, следует организовывать показательные выездные судебные процессы по экологическим делам.

Весьма важно усиление контактов и организация постоянного взаимодействия судебных и природоохранительных органов (в частности, организация регулярного обмена информацией, нормативными актами при сохранении независимости и самостоятельности судебной и исполнительной властей).

Необходимо отметить, что большая часть судебно-правовой реформы лежит вне экологии, в частности, вопросы обеспечения судей необходимыми условиями для работы, материальной базой, современной компьютерной техникой, организации быстрого и без исключений исполнения решений, принятых судом.

Как бы ни совершенствовались ветви и органы власти, правовая реформа может иметь успех только тогда, когда она поддерживается народом. Образно говоря, ключ правовой реформы находится у граждан, у населения. Особенно это касается правовой реформы в области экологии. Законодательство предоставило гражданам обширные права в области защиты окружающей среды, о чем говорилось выше. Они могут требовать назначения экологической экспертизы, предоставления экологической информации, добиваться в судебном или административном порядке отмены решений о размещении, строительстве, эксплуатации экологически вредных объектов, возмещения причиненного здоровью и имуществу вреда, закрытия или приостановления экологически вредных производств. Таким образом, российское законодательство дало гражданам права требовать… Однако требований экологического характера предъявляется немного, несмотря на ухудшающуюся окружающую среду, очевидное всем понижение ее качества.

Основные причины этого видятся в следующем. Граждане отчетливо понимают многолетние перспективы развертывания судебных процедур, необходимость существенных затрат времени и финансов (в том числе в виде упущенной выгоды) со слабой надеждой на адекватное возмещение потерь. На это накладывается недостаточное понимание гражданами того, что их экологические права не дарованы им кем-то свыше, а принадлежат им от рождения, а также боязнь вступать в конфликт с государством, отчужденным от граждан, слабость общественных организаций (объединений) и структур сообщества граждан, подавляемых в течение ряда веков Российским государством, практическое отсутствие достаточно профессиональных и достаточно массовых общественных образований (организаций, объединений), действующих в поддержку экологических прав граждан. И, возможно, самое главное - неверие в силу закона, пренебрежение к закону; привычка подчинения традиции или начальнику, а не праву, вполне оправданная российской общественной психологией и российской историей.

Частично повторяясь, можно сформулировать еще целый ряд причин. Нежелание тратить время, нервы, средства на судебные и административные тяжбы; нежелание прослыть сутягой в глазах друзей, сослуживцев, знакомых, соседей. Отсутствие у подавляющего большинства граждан собственности, страдающей от загрязнения окружающей среды. Наличие более актуальных, на взгляд граждан, экономических и житейских проблем, что вполне естественно в условиях современного многолетнего экономического кризиса. Недостаток экологического образования и воспитания, в частности, неразвитость глобального, т.е. планетарного мышления. Неадекватное состояние правового сознания, соответствующее неадекватному положению правовых органов в России.

Если удастся устранить перечисленные причины или ослабить их действие, то это будет означать продвижение правовой реформы, в том числе в экологии. Невозможно оценить необходимое время, но цель должна быть намечена, и к ней надо начать двигаться. Правовая реформа в экологии необходима, поэтому она должна быть осуществлена.
Литература
1. Боголюбов С.А Защита экологических прав - М., 1996.

2. Боголюбов С.А. Экологическое право. Учебник для вузов. - М., 1998.

3. Боголюбов С.А. Референдумы по экологически значимым проектам. - М.: Центр экологической политики России, 1998. - 47 с.

4. Боголюбов С.А., Колбасов О.С. Закон об охране природы Каким ему быть. - М., 1991.

5. Закон РСФСР «Об охране окружающей природной среды» от 19 декабря 1991 т. // Ведомости Съезда народных депутатов РФ и Верховного Совета РФ. - 1992. - № 10. - С. 457.

6. Конституция Российской Федерации. - М., 1993.

7. Экология. Учебное пособие / Под ред. С.А. Боголюбова. - М.: Знание, 1999. - 288 с.

8. Менеджмент. Учебное пособие / Под ред. Ж.В. Прокофьевой. – М.: Знание, 2000. - 288 с.
Контрольные вопросы
1. Каковы полномочия России и ее субъектов в области экологии?

2. Какие природные объекты подлежат правовой охране?

3. Какие виды экологического законодательства функционируют?

4. Как обеспечиваются экологические права граждан?

5. Что такое экологический ущерб и как он взыскивается?

6. С чего начинается правовая реформа?

7. Каковы направления правовой реформы в экологии?

8. В чем причины медленного темпа осуществления правовой реформы в экологии?

9. Что такое дисциплинарная, гражданско-материальная, административная, уголовная ответственность в области экологии?
Темы докладов и рефератов
1. Конституционные основы экологии.

2. Структура экологического законодательства в России.

3. Экологические права граждан.

4. Принципы охраны окружающей среды и их реализация.

5. Виды и содержание ответственности за экологические правонарушения.

6. Примеры экологических правонарушений и наказаний за них.

7. Российская общественная психология и концепция правового государства.

3. Правовые основы обеспечения экологической безопасности
Учебный материал
© nashaucheba.ru
При копировании укажите ссылку.
обратиться к администрации