Саратовцев Ю.И. Технология туризма - файл n1.docx

приобрести
Саратовцев Ю.И. Технология туризма
скачать (398.9 kb.)
Доступные файлы (1):
n1.docx399kb.24.08.2012 01:11скачать

n1.docx

  1   2   3

Технология туризма Саратовцев Ю.И.

 

2 Книги » Техника и технология в туристической деятельности

 




Технология туризма
Автор: Саратовцев Ю.И.
Издательство: СПбГИЭУ
Классификация: Учебное пособие
Год: 2002
Страниц: 184

Начало

Глава 1. ОРГАНИЗАЦИОННЫЕ И ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ ТУРИСТСКОГО БИЗНЕСА
1.1. Виды делового предпринимательства в сфере туризма
1.2. Организационные технологии туристского бизнеса

Глава 2 ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ СХЕМА ФОРМИРОВАНИЯ ТУРОВ ПЛАНИРОВАНИЕ ПОТРЕБНОСТЕЙ В РЕСУРСАХ
2.1. Технология планирования потребностей в ресурсах

Глава 3
3.2. Технология ценообразования и особенности состава затрат туристского продукта
3.3. Продвижение и реализация турпродукта

Глава 5. ТЕХНОЛОГИЯ ДИВЕРСИФИКАЦИИ ТУРИСТСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
5.1.  Организация дополнительных услуг туристам
5.2. Пути повышения эффективности деятельности туристских фирм
5.3. Прикладные аспекты диверсификации туристской деятельности

Глава 1. ОРГАНИЗАЦИОННЫЕ И ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ

ТУРИСТСКОГО БИЗНЕСА

Для сферы бизнеса и деловой предприимчивости всегда были характерны творческая активность и особое мировоззрение, своеобразная философия, основы которой довольно устойчивы, так как наиболее характерные черты среды, в которой действуют предприниматели (условия неопределенности, неустойчивости и риска), практически не меняются.

В сфере экономики туризма деловая предприимчивость рассматривается как инициативная, сопряженная с экономическим и финансовым риском, самостоятельная деятельность физических и юридических лиц с целью получения прибыли. Ее содержание заключается в нахождении или формировании спроса на турпродукты (услуги) и в его удовлетворении предложением и продажей собственного или приобретенного продукта в виде потребных рынку туристских услуг. Виды деятельности в сфере туризма разнообразны. По типовым фазам воспроизводственного цикла (производство - обмен - распределение -потребление) выделяются производственный, коммерческий и финансовый виды предпринимательской деятельности. Они взаимосвязаны и дополняют друг друга.

Производственное предпринимательство распространяется в основном на производство и распределение туров и услуг, коммерческое - на их продвижение, сбыт и потребление, а финансовое - на обращение, обмен стоимостей (банки, страховые компании и т. д.). К производственному виду предпринимательства относится деятельность, в условиях которой предприниматель осуществляет производство продукции (туров и услуг), информации, духовных ценное:eh, подлежащих последующей реализации потребителям (туристам)

Коммерческий вид делового предпринимательства характеризуется прежде всего тем, что определяющую роль в нем играют товарно-денежные, торгово-обменные операции. Они выражают основное содержание коммерческого предпринимательства в туризме. Основой этого вида предпринимательской деятельности являются операции и сделки по купле-продаже туров и услуг.

Для осуществления своей деятельности предпринимателю, независимо от сферы деятельности, вида производимого продукта, товара, масштабов сделки, связанной с производством и реализацией определенного продукта (либо выполнением определенной работы, оказанием услуги), требуется наличие собственных либо наемных (взятых в рейтинг, лизинг, аренду) ресурсов рабочей силы, средств и предметов труда.

Коммерческой сделке должен предшествовать анализ туристского рынка, в результате которого прогнозируются объемы потребления и сбыта формируемого тура, востребованность предлагаемых видов услуг, цена покупки и цена реализации тура. Если предварительный анализ и прогноз свидетельствуют в пользу коммерческой сделки, то турфирма разрабатывает программу действий по осуществлению сделки, рассчитывает соотношение затрат и результатов.

Особенностью развития предпринимательства в туризме, туристского производства, является то, что оно в значительной степени зависит от внешних факторов, таких как общее состояние и развитие экономики государства, политическая обстановка, вопросы безопасности и информационного обеспечения региональных потребителей. Любой из этих факторов способен оказать решающее влияние на производственно-хозяйственную деятельность и финансовую устойчивость туристского предприятия. С учетом этих факторов и факторов внутренней среды организации разрабатывается определенный механизм, на котором основывается весь процесс управления деятельностью туристского предприятия. Структуру этого технологического механизма составляют определенные элементы (рис. 1.1).

Основными правовыми актами, регулирующими туристскую деятельность, являются: Конституция РФ, Гражданский кодекс РФ, Федеральный закон РФ №132-ФЗ от 24.11.96 «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации», Постановление Правительства РФ № 1222 от 12.12.95 «О лицензировании международной туристической деятельности»; Федеральная целевая программа «Развитие туризма в Российской Федерации», одобренная Указом Президента РФ № 1284 от 22.12.95, другие законы и нормативные акты. Базовым документом, регулирующим туристскую деятельность в Российской Федерации, является Федеральный закон РФ «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации», при подготовке которого были проанализированы опыт законодательного регулирования 62 стран, рекомендации Всемирной туристской организации (ВТО) и материалы международных конференций по туризму.



Основные элементы технологии управления туристической фирмой

1. Государственное правовое и нормативное регулирование деятельности фирмы

2. Рыночный механизм регулирования деятельности фирмы

3. Внутренний механизм регулирования отдельных аспектов хозяйственной деятельности

4. Информационное Обеспечение менеджмента

5. Система методов управления деятельностью турфирмы

6. Система методов контроля за реализацией управленческих решений

Рис. 1.1. Основные элементы технологии управления турфирмой

Федеральный закон РФ «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации» определяет:

1)принципы государственной политики в области туризма;

2)правовые основы единого туристского рынка в Российской Федерации;

3)отношения, возникающие при реализации права граждан на отдых, свободу передвижения и иных прав при совершении путешествий;

4)порядок рационального использования туристских ресурсов Российской Федерации;

5)основные понятия, используемые в сфере туризма;

6)нормы туристской деятельности, содержащиеся в других законах и нормативных правовых актах.

Предполагается дальнейшая работа над созданием правовых, организационных и экономических основ формирования в России современной конкурентоспособной индустрии туризма; включение туризма в перечень основных направлений структурной перестройки российской экономики; создание нормативно-правовой базы развития туризма, соответствующей мировому опыту и правовой практике; формирование экономических механизмов стимулирования развития иностранного и внутреннего туризма; привлечения инвестиций в эту сферу и защиты внутреннего туристического рынка при предоставлении налоговых и таможенных льгот, государственных гарантий и иных мер государственной поддержки; введение жесткой системы сертификации и лицензирования туристической деятельности; создание благоприятных условий для кооперации туристических, банковских структур, транспортных, гостиничных и страховых компаний в целях формирования высокотехнологичных комплексов туристического обслуживания и развития материально-технической базы отрасли.

1.1. Виды делового предпринимательства в сфере туризма

Индустрия туризма включает в себя разнообразные формы предпринимательства. В сфере туристского обслуживания находят свою коммерческую нишу многие предприятия, организации и фирмы. Виды предпринимательства в туризме можно классифицировать следующим образом.

1. Туризм (Tourism) - специфические туристские формы предпринимательства, к которым относятся в первую очередь туристские агентства и туроператорские компании, а также предприятия, специализирующиеся на организации походных туров, сафари, яхт-клубы, организующие туристские поездки, и т. п.

2. Гостиничная индустрия (Hotel accommodation) - все виды предпринимательства в области размещения туристов: гостиницы, кемпинги, туристские лагеря, курорты, молодежные турбазы, пансионы и пансионаты, виллы, сдаваемые внаем туристам, и пр.

3. Индустрия питания (Catering) - индустрия, включающая все виды предприятий, оказывающих туристам услуги питания во время отдыха, путешествий и развлечений (рестораны, кафе, бары, передвижные буфеты и пр.).

4.  Транспорт (Carriers) - все виды транспортных предприятий, оказывающих туристам услуги перевозки: авиакомпании, автотранспортные предприятия, железнодорожные компании и линии, теплоходные и круизные компании.

5.  Гиды-экскурсоводы (Guiding) - люди, занимающиеся специфическим видом туристско-экскурсионного предпринимательства,

Глобальные компьютерные сети - системы бронирования и резервирования. Исследования прогнозируют завоевание такими сетями значительной части рынка туроператоров и турагентов. В связи с использованием в туризме компьютерных систем уже сейчас можно говорить об ускорении информационных потоков и расширении возможностей выбора и бронирования. Они в значительной степени могут стать альтернативным каналом продвижения и сбыта туристского продукта.

1.2. Организационные технологии туристского бизнеса

Основной коммерческой целью предприятий туристического бизнеса, как и в других сферах бизнеса, является получение прибыли. Для реализации этой цели в условиях конкурентного рынка необходимо наличие благоприятных внешних и внутренних условий функционирования турфирмы.

К основным задачам организаций туристического бизнеса относятся следующие.

1. Формирование условий наиболее полного удовлетворения спроса туристов на услуги в рамках избранного сегмента потребительского рынка.

2. Обеспечение высокого уровня обслуживания туристов.

3. Обеспечение экономической целесообразности осуществления технологического и хозяйственного процессов на предприятии туристического бизнеса.

4. Максимизация прибыли и обеспечение ее эффективного использования.

5. Минимизация уровня хозяйственных рисков, связанных с деятельностью предприятия.

6.  Обеспечение постоянного повышения имиджа и рыночной стоимости турфирмы.

Таким образом, организационно-хозяйственный цикл туристского предприятия можно условно разделить на несколько этапов.

Подготовительный период.

2.  Проведение исследований рынка (изучение и оценка спроса, конкурентов и уровня конкуренции, собственной позиции, конкурентности продукта).

3.  Оценка потребности в ресурсах.

Организационный период.

1.   Выбор организационно-правовой формы деятельности.

2.   Формирование организационной структуры турфирмы.

3.   Выбор типа системы управления предприятием.

4.   Определение частных производственно-хозяйственных функций фирмы.

5.   Создание (регистрация) предприятия.

Период функционирования фирмы.

1.   Составление программы формирования турпродукта.

2.   Расчет цены туристского продукта.

3.   Заключение коммерческих сделок с производителями услуг.

4.   Продвижение и сбыт турпродукта.

5.   Управление обслуживанием туристов.

6.   Проведение инновационной политики турфирмы.

Алгоритм организации и функционирования бизнеса сводится к следующему системному процессу (рис. 1.3).

На всех этапах жизненного цикла предприятия проводится финансово-экономический анализ и мониторинг хозяйственной деятельности, финансово-экономические расчеты по оценке инвестиций; составляется учетно-отчетная документация.

Формирование стратегии турфирмы. Стратегия турфирмы представляет собой обобщенную модель действий, необходимую для достижения поставленных целей путем координации и распределения ресурсов. Стратегия формируется поэтапно. Этапы целеполагания и стратегического анализа всегда проходят во взаимодействии.

При осуществлении целеполагания формулируются миссия и стратегические цели.

Выбор миссии предприятия. При формулировании миссии следует учитывать следующие факторы:

•    история создания и развития фирмы;

•    преимущества в области конкурентной борьбы;

•    воздействие групп стратегического влияния.

 alt

Рис. 1.3. Алгоритм организации деятельности туристических предприятий

Группы стратегического влияния могут быть внутренние, внешние и рыночные.

Внутренние группы - владельцы фирмы, профсоюзы, неформальные группировки.

Группы стратегического влияния на рынке выступают в качестве покупателей, поставщиков и конкурентов.

Внешними группами стратегического влияния являются государственные органы, политические группы, активисты.

Требования к миссии:

•    должно быть отражено истинное видение организации в будущем;

•    должна быть понятна и одобрена многими работниками фирмы;

•    должна обеспечивать единство целей;

•    должна выражать интересы владельцев фирмы, ее работников и клиентов, поставщиков и потребителей.

Особенности миссии:

Цели, вырабатываемые на основе миссии, должны служить критериями для всех последующих принятий управленческих решений.

Узость миссии сокращает область поиска альтернативных решений. Излишне широкая миссия не концентрирует усилия руководства.

Миссия определяет направления и ориентиры развития фирмы.

Миссия формулируется индивидуально для каждого предприятия, исходя из его настоящей деятельности и прогнозируемых действий.

Стратегические цели - удовлетворение потребностей туристов в высококачественных услугах (продукции) определенного ассортимента в условиях конкуренции за получение прибыли, накопление капитала и инвестирование в развитие фирмы.

Стратегические цели являются производными от миссии и делятся на две категории - стабилизации и развития.

Цели стабилизации направлены на сохранение либо уровня потребления и производства, либо состояний (безопасности, устойчивой занятости и пр.).

Цели развития направлены на приобретение ресурсов, отсутствующих в данной системе, или на достижение состояний, к которым она стремится.

В стратегическом планировании цели призваны решать следующие задачи:

•    ознакомить с проблемой путем сопоставления существующего состояния с желаемым;

•    служить в качестве требований к действиям;

•    являться критериями выбора альтернатив;

•    координировать деятельность.

Цели должны отражать уровень, на который необходимо вывести деятельность по обслуживанию потребителей.

Стратегические цели отражают генеральную линию развития предприятия. Они ориентированы на решение задач, связанных с рынком или с вопросом выживаемости предприятия. Цели организации можно разделить на экономические и неэкономические. К неэкономическим относятся, например, социальные цели. Экономические цели выражаются в показателях хозяйственной деятельности. Они, в свою очередь, разделяются на качественные (потребительские качества продукции и т. д.) и количественные (доля рынка, объемы продаж и т. п.).

Целевая картина должна отражать четыре измерения:

•    экономические цели;

•    количественные цели;

•    качественные цели;

•    цели развития.

Наиболее распространенным приемом целеполагания является построение «дерева целей», представляющего собой процесс разделения главной цели, определяющей стратегическое направление всей деятельности предприятия, на ее составные части, и дифференцирование их по уровням иерархии.

Пример.

I уровень. Стратегическая цель организации - достичь реального роста годового объема реализации на 20%.

II уровень. Стратегические цели функциональной области деятельности (маркетинг):

-   открыть новое турбюро;

-   расширить ассортимент услуг;

-   составить план рекламной кампании;

-   наладить отношения с местными органами.

III уровень. Оперативные задачи:

январь - инструктаж управляющих турбюро;

февраль - составление списка потенциальных потребителей, рассылка писем;

март - телефонная связь, личные контакты;

апрель - организация турпоездок.

IV уровень. Закрепление оперативных задач за исполнителями.

Цели деятельности соответствуют потребностям и имеют иерархическую структуру с развитыми связями между целями одного уровня и целями разных уровней.

Главными критериями качества поставленных целей являются: максимально возможная конкретность целей; достижимость целей; гибкость целей и наличие пространства для их корректировки в связи с непредвиденными изменениями; измеримость целей; сопоставимость целей.

Стратегическая цель ориентирует на решение той или иной проблемы или задачи, связанной с рынком или с принципиальным вопросом выживаемости организации.

При стратегическом анализе оценивается внешняя и внутренняя среда предприятия.

1.  Факторами внешней среды косвенного воздействия являются:

-   финансовые (ставка процента по кредитам, обменный курс валюты);

-   налоговые (уровень налогообложения, тенденции изменения);

-   хозяйственные (действующие тарифы, доступность поставщиков, развитость инфраструктуры бизнеса);

-   политические (стабильность политической ситуации, национальные традиции);

-   юридические (стабильность и развитость действующего законодательства, правовое обеспечение бизнеса).

2.  К факторам внешней среды прямого воздействия, относятся:

-   покупательная способность населения (уровень доходов, уровень безработицы, склонность к потреблению данных услуг);

-   тип рынка (рыночная структура, стадия жизненного цикла рынка);

-   сила конкурентной борьбы (наличие аналогичного продукта, количество конкурентов, объем потенциального спроса);

-тип конкурентного преимущества (по цене, по диверсификации продукта и т. д.);

-   новые технологии (продвижение продукта, ведение рекламных кампаний, работа с поставщиками туристских услуг, потребителями, посредниками, планирование финансовых потоков, маркетинговых исследований).

3. Факторы внутренней среды включают в себя:

-   конкурентный потенциал фирмы - ее имидж в глазах обеспечивающих туристских фирм, потребителей и внутренний потенциал (эффективность системы управления, достоверность информации, наличие резервов повышения эффективности деятельности - научный, кадровый, финансовый и материальный потенциал);

-   характеристики турпродукта, к которым относятся конкурентоспособность (резерв снижения цены, уровень качества, ассортимент услуг), прибыльность (размер торговой наценки, объемы продаж, быстрота оборота средств), реализация (быстрота и налаженность каналов сбыта, степень известности туров), адрес (широта группы потребителей, перспективы ее увеличения, доступность продукта);

-   цели предприятия (рост, диверсификация, интеграция и т. д.);

-   стратегия фирмы.

Обычно выделяют четыре роли конкурентной борьбы, определяемые долей предприятия на рынке:

•    лидер (40%);

•    претендент на лидерство (30%);

•    последователи (ведомые) (до 20%);

•    «окопавшиеся» в рыночных нишах (до 10%).

В зависимости от позиции на рынке и предъявляемых претензий различаются и стратегии конкурентной борьбы:

•    стратегия лидера;

•    стратегия претендентов на лидерство;

•    стратегия ведомого;

•    стратегия новичков на рынке («окопавшихся» в рыночных нишах).

Стратегия туристского менеджмента непосредственно связана с формированием стратегии развития предприятия и обеспечением эффективной ее реализации. Под стратегией следует понимать формирование системы долгосрочных целей деятельности турфирмы и выбор наиболее эффективных путей их достижения.

Оценка разработанной стратегии проводится по следующим основным параметрам:

согласованность стратегии с внешней средой: в процессе этой оценки определяется, насколько разработанная стратегия менеджмента соответствует прогнозируемым изменениям экономики страны, правовым условиям деятельности туристских предприятий, а также конъюнктуре потребительского рынка;

внутренняя сбалансированность стратегии: в процессе такой оценки определяется, насколько согласуются между собой отдельные стратегические цели и политики менеджмента, а также мероприятия по обеспечению реализации стратегии, при этом особое внимание обращается на их непротиворечивость, логическую последовательность и согласованность во времени;

-реализуемость стратегии с учетом имеющегося ресурсного потенциала предприятия: в процессе такой оценки в первую очередь рассматриваются потенциальные возможности предприятия в формировании финансовых ресурсов за счет собственных источников для обеспечения всех намеченных направлений его развития, кроме того, оценивается уровень квалификации персонала и его технической оснащенности с позиций возможности реализации избранной стратегии;

—        приемлемость уровня рисков, связанных с реализацией стратегии: переход к новому качеству и росту объемов торговой деятельности сопровождается, как правило, возрастанием уровня всех основных видов хозяйственных рисков, особенно финансовых и инвестиционных, поэтому в процессе оценки необходимо определить, насколько уровень этих рисков допустим для деятельности предприятия с позиций их возможных негативных финансовых последствий;

-результативность стратегии: оценка результативности стратегии менеджмента основывается на определении экономической эффективности ее реализации, наряду с этим оцениваются и внеэкономические результаты, достигаемые в процессе реализации этой стратегии (рост деловой репутации турфирмы; повышение уровня управляемости структурными единицами и подразделениями; рост уровня обслуживания и имиджа предприятия у потребителей турпродукта; улучшение психологического климата на предприятии и условий труда персонала и т. п.).

Разработка стратегии туристского менеджмента позволяет принимать эффективные управленческие решения во всех сферах деятельности предприятия, связанные с его развитием в перспективном периоде. Основные положения разработанной стратегии находят отражение в бизнес-плане развития предприятия. Необходимость разработки данного документа связана с тем, что в современных экономических условиях не все туристские предприятия могут обеспечивать свое стратегическое развитие за счет внутренних финансовых ресурсов и привлекают для этого значительный объем внешнего финансирования, особенно на инвестиционные цели. В то же время любой крупный инвестор должен иметь четкое представление о стратегии бизнеса, его масштабах и формах, важнейших показателях маркетинговой, экономической и финансовой деятельности; объеме финансовых ресурсов, связанных с реализацией стратегии и сроках возврата инвестиций; о рисках, реализации стратегии развития предприятия и других характеристиках его деятельности.

Разработка и изложение бизнес-плана подчинены определенной логической структуре, которая в большинстве стран носит унифицированный характер (отклонения от этой общепринятой структуры вызываются лишь отраслевыми особенностями и масштабами деятельности предприятия).

В непрерывном процессе планирования выделяются четыре этапа: разработка, детализация (уточнение), корректировка (внесение изменений) и продление планов.

Результатом процесса планирования в организации является система взаимосвязанных плановых документов - планов.

План - основа деятельности организации любой формы собственности и размеров. Он содержит указания кому, какую задачу и в какое время решать, а также какие ресурсы необходимо направить на решение каждой задачи.

Виды планов различаются по целям, предмету, уровню, содержанию, периодам планирования.

Разработанный бизнес-план дает возможность менеджерам и предполагаемым инвесторам всесторонне оценить результативность избранной стратегии развития турфирмы и ее экономическую эффективность.

Технология маркетинговых исследований рынка туристских услуг

Следует учитывать, что по целям поездки туризм классифицируется следующим образом:

-   курортный туризм с целью отдыха и лечения;

-   экскурсионный туризм - знакомство с природными, историческими и культурными достопримечательностями;

-   деловой туризм - проведение деловых переговоров;

-   научный туризм - знакомство с достижениями науки и техники, участие в конгрессах, конференциях и т. п.

По количеству участников различают групповой и индивидуальный туризм. При выборе своего сегмента на рынке туристских услуг анализируются следующие факторы.

1. Цели поездки: отдых, бизнес, обучение, шопинг.

2. Географические факторы: отдых на море, развлечения, интерес к культурным и архитектурным ценностям.

3. Возрастные группы: школьники, студенты, взрослые, семьи.

4. Экономические потребности и престиж: экономия времени и усилий при достижении комфорта, стремление принадлежать к определенной социальной группе.

На рис. 1.4 показана структура потребностей туристов, являющаяся основой формирования туристической программы.

 

 

 

Цели туризма

 

 

Знания и впечатления

Отдых

Деловые поездки

Шопинг-туры

место туризма

возраст

мотивация

место отдыха

возраст

престиж

экономия

мотивация

мотивация

Рис. 1.4. Сегментация рынка международного туризма

Как видно из рисунка, организация туров на отдых должна учитывать место отдыха, престиж или, напротив, экономию средств, а также возраст туристов; при организации деловых поездок и шоп-туров особое значение имеет мотивация поездки, а для турпоездок с целью обучения - анализ возрастной структуры туристов.

Разработка общих целей и составление прогнозов, основанных на изучении спроса потребителей, сопутствующих услуг и турпродуктов, предложенных конкурентами, являются началом процесса создания любой туристической программы.

При изучении спроса и конъюнктуры рынка строится график функции Д = ѓ(Р) (рис. 1.5), где Д - спрос; Р - цена.

alt

Рис. 1.5. Кривая спроса на туристские услуги

Эластичность спроса {V) характеризуется скоростью изменения функции спроса

V = alt.

Кроме того, рассматриваются экономические, целевые, географические и возрастные факторы, формирующие выбор потенциального потребителя; проводится анализ предлагаемых конкурентами услуг, уровня цен, программ поездок, каналов и способов сбыта туристского продукта, анализ собственных возможностей по материально-техническому обеспечению туров и услуг.

При создании программы важным источником информации является анализ рекламных проспектов и листовок, распространяемых российскими и зарубежными фирмами-партнерами и конкурентами, а также анализ сезонности спроса на туристические услуги (рис. 1.6). Оценка страны после выбора ее в качестве объекта туризма проводится по семи группам факторов, предлагаемых Всемирной туристской организацией (ВТО):

-   природные богатства и географические особенности;

-   энергетические богатства;

-   демографический аспект («человеческий фактор» с точки зрения данных условий жизни, привычек и склонностей населения по отношению к туристическим услугам);

-   политические, юридические, отраслевые и административные аспекты;

-   социальные аспекты (традиции и уровень образования, наличие оплачиваемого отпуска, соотношение времени работы и отдыха);

-   инфраструктура сферы отдыха и развлечений (новизна, разнообразие и качество предлагаемых услуг, транспорт и обеспечение);

-   экономика и особенности финансовой деятельности.

alt

Рис. 1.6. Изменение спроса на туристические услуги в отдельных странах

в зависимости от сезона

После анализа и оценки этих данных составляется полное представление о структуре избранного рынка и разрабатывается программа тура.

Технология и методы определения конкурентной позиции туристской фирмы

Исследование деятельности конкурирующих предприятий, как и анализ спроса, осуществляется в три этапа:

•    выявление действующих и потенциальных конкурентов;

•    анализ показателей деятельности, целей и стратегии конкурентов;

• выявление сильных и слабых сторон деятельности конкурентов.

Ниже приводится описание двух методов определения положения организации среди конкурентов. Первый метод основан на расчетных данных, а второй - на методе экспертных оценок. Расчетный метод позволяет правильно оценить текущее положение фирмы на рынке и определить ближайших конкурентов. Кроме того, способствует определению уровня конкуренции на выбранном сегменте рынка, текущей позиции ближайших конкурентов, а также возможное положение фирмы при входе на рынок и стратегию для ее уверенного экономического роста. Экспертный метод является дополнением к расчетному (табл. 1.2) и помогает определить недостатки фирмы, а также возможные цели на будущее (для уверенного роста фирмы).

Расчетный метод определения позиции фирмы среди конкурентов заключается в составлении конкурентной карты рынка. Для ее составления необходимо оценить текущую рыночную долю предприятий и темпы их прироста. Рыночная доля конкурентов, отражая наиболее важные результаты конкурентной борьбы, показывает степень доминирования предприятия на рынке, его возможность влиять на объемные и структурные характеристики спроса и предложения по рассматриваемой группе товаров (услуг).

Необходимо учитывать следующие условия:

•    продукция (услуги), по которой определяются доли конкурентов, должна относиться к одной и той же классификационной группе;

•    рассматриваемая географическая граница рынка должна быть общей для всех анализируемых предприятий;

•    расчет должен производиться для фиксированного интервала

времени.

Факторы, влияющие на изменение доли рынка:

1.   Объем реализации продукции.

2.   Активность сегмента рынка.

3.   Ассортиментно-ценовая политика.

4.   Предпочтения потребителей.

Конкурентная карта рынка строится исходя из перекрестной классификации размера и динамики рыночной доли предприятий-конкурентов. Это позволяет выделить 16 типовых положений предприятий, отличающихся степенью использования конкурентных преимуществ и потенциальной возможностью противостоять натиску конкурентов (табл. 1.1).

Таблица 1.1

altКонкурентная карта рынка

alt Доля рынка (D)

Классификация групп предприятий на исследуемом рынке

Темпы роста

доли рынка (Т)

 

1. Лидеры

2. Сильная конкурентная позиция

3. Слабая конкурентная позиция

4. Аутсайдеры

alt

alt

alt

alt

1. Предприятия с быстроулучшающейся конкурентной позицией

alt

1

2

3

4

2. Предприятия с улучшающейся конкурентной позицией

alt

5

6

7

8

3. Предприятия с ухудшающейся конкурентной позицией

alt

9

10

11

12

4. Предприятия с быстроухудшающейся конкурентной позицией

alt

13

14

15

16

 

Примечание: G - среднеквадратическое отклонение.

Приведенные в таблице показатели рассчитываются дополнительно.

Для составления конкурентной карты рынка необходимо оценить текущую рыночную долю предприятия и темпы ее прироста.

1. Рыночная доля конкурентов, отражая наиболее важные результаты конкурентной борьбы, показывает степень доминирования предприятия на рынке, его возможность влиять на объемные и структурные характеристики спроса и предложения по рассматриваемой группе товаров. Необходимо учитывать следующие условия:

•    продукция, по которой определяются доли конкурентов, должна относиться к одной и той же классификационной группе;

•    рассматриваемая географическая граница рынка должна быть общей для всех анализируемых предприятий;

•    расчет должен производиться для фиксированного интервала времени. Значение рыночной доли конкурентов можно рассчитать по формуле

alt

где Дi - рыночная доля i-го предприятия по количеству общей стоимости реализованной продукции;

Вi - выручка i-го предприятия по рассматриваемой продукции;

Кi - количество проданной продукции i-го предприятия;

Ц i - цена продукции i-го предприятия.

 

Если Дi

< 1

< 1

,

то предприятие работает в

дорогом или монопольном среднем или дешевом

ценовом сегменте

 

Дополнительно необходимо рассчитать среднеквадратическое отклонение (СКО), которое совместно с минимальным и максимальным значениями определяет границы групп предприятий:

для сектора предприятий, у которых рыночная доля меньше среднего значения

alt

для сектора предприятий, у которых рыночная доля больше среднего значения

alt

где   N- количество предприятий на рынке;

пi - количество предприятий, у которых рыночная доля меньше среднего значения.

Существует схема отнесения предприятий к различным группам по их рыночным долям:

alt

2. Определяют темпы прироста доли рынка по каждому предприятию:

alt

где   Дiо - доля рынка i-го предприятия за базовый период;

ДiT - доля рынка i-го предприятия на текущий период.

alt

Рыночная позиция определяется как

alt

Заполнив матрицу, можно определить положение фирмы среди конкурентов, ее ближайших соперников, а также в зависимости от позиции фирм на конкурентном рынке определить возможные стратегии предприятия: лидера, претендента на лидерство, ведомого, стратегию рыночной ниши.

Экспертный метод.

Таблица 1.2

Анализ сильных и слабых сторон конкурентов

Факторы, характеризующие предприятие

Преимущества

Равная оценка

Недостатки

Менеджмент предприятия

Философия предприятия

 

0

+

Дели и стратегии

 

+

 

Система мотивации работников

 

0+

 

Производство

Качество средств труда

 

0

+

Гибкость технологии

 

0+

 

Качество планирования и управления

0

+

 

Научные исследования и развитие

Интенсивность и результаты

 

0+

 

Ноу-хау

+

0

 

Использование новых информационных технологий

+

 

0

Маркетинг

Организация сбыта

+

0

 

Расположение сбытовых филиалов

+

0

 

Фаза «жизненного цикла» важнейших продуктов

+

 

0

Кадры

Возрастная структура

 

0+

 

Уровень образования

 

0+

 

Квалификация и мотивация менеджмента

 

0+

 

Финансы

Доля собственного капитала

0

+

 

Финансовый баланс

0

+

 

Возможности получения кредитов

0

+

 

Примечание: +- собственное предприятие; 0 - важнейший конкурент

Всесторонний анализ приведенных характеристик деятельности конкурентов, в том числе выявление их сильных и слабых сторон, позволяет предприятию, осуществляющему маркетинговые исследования, сделать выводы относительно возможных вариантов выхода на рынок или дальнейшего расширения рыночной доли, провести оценку стратегии основных конкурентов. Стратегию основных конкурентов изучают, исследуя следующие наиболее важные факторы:

•    конкурентоспособность реализуемого ими комплекса услуг;

•    практику конкурентов в рекламе и стимулировании сбыта;

•    практику конкурентов относительно торговых марок производителей услуг;

•    привлекательность маршрутов и дополнительного набора услуг конкурентов;

•    тип сети и практику продвижения и сбыта продуктов (местная или собственная, формы и методы продажи и т. д.).

Результатом проведенных исследований является возможность правильно определить цели дальнейшей деятельности предприятия на основании информации, из которой можно выявить ключевые факторы успеха каждой стратегии (конкурента) и их слабые стороны для перехода к новому качеству и росту объемов хозяйственной деятельности турфирмы. Это сопровождается, как правило, возрастанием уровня всех основных видов хозяйственных рисков, особенно финансовых и инвестиционных, а оценка результативности стратегии менеджмента основывается, прежде всего, на определении экономической эффективности ее реализации. Поэтому в процессе оценки необходимо определить, насколько уровень этих рисков является допустимым для деятельности турфирмы с позиций их возможных негативных финансовых последствий.

Технология принятия управленческих решений в условиях риска

Принимать управленческие решения на практике приходится достаточно часто. При этом применяется вероятностный подход, предполагающий прогнозирование возможных исходов и присвоение им вероятностей, подразумевающий знание:

а)    известных типовых ситуаций;

б)    предыдущих распределений вероятностей;

в)    субъективных оценок, сделанных аналитиком самостоятельно либо с привлечением группы экспертов.

Технология анализа:

•   прогнозируются возможные исходы Rk, где к = 1,2,...,n: в качестве Rk могут выступать различные показатели, например, доход, прибыль, приведенная стоимость ожидаемых поступлений и др.;

• каждому исходу присваивается соответствующая вероятность Рк, причем

alt

• выбирается критерий (например, максимизация математического ожидания прибыли):

alt

• выбирается вариант, удовлетворяющий выбранному критерию.

Пример.

Имеются два объекта инвестирования с одинаковой прогнозной суммой требуемых капиталовложений. Величина планируемого дохода (тыс. руб.) в каждом случае неопределенна и приведена в виде распределения вероятностей:

 

Проект А

 

 

Проект В

Доход

Вероятность

 

Доход

Вероятность

3 000

0,10

 

2 000

0,10

3 500

0,20

 

3 000

0,15

4 000

0,40

 

4 000

0,30

4 500

0,20

 

5 000

0,35

5 000

0,10

 

8 000

0,Ю

 

Математические ожидания дохода для рассматриваемых проектов будут соответственно равны:

alt

Таким образом, проект В более предпочтителен. Следует отметить, что этот проект является и относительно более рисковым, поскольку имеет большую вариацию дохода по сравнению с проектом А. В данном случае основным критерием отбора варианта была максимизация математического ожидания дохода.

  1   2   3


Учебный материал
© nashaucheba.ru
При копировании укажите ссылку.
обратиться к администрации