Васильева Е.В. Бухгалтерский учет на промышленных предприятиях с рассмотрением особенностей учета в строительной отрасли - файл n1.doc
приобрестиВасильева Е.В. Бухгалтерский учет на промышленных предприятиях с рассмотрением особенностей учета в строительной отраслискачать (842 kb.)
Доступные файлы (1):
n1.doc
Бухгалтерский учет на промышленных предприятиях
с рассмотрением особенностей учета в строительной отрасли
Глава 1. Основные положения
Бухгалтерский учет представляет собой систему сбора, регистрации, обработки, обобщения информации в денежном выражении об имуществе организации и ее обязательствах; их движении путем сплошного, непрерывного документирования всех хозяйственных операций.
Объектами бухгалтерского учета, соответственно, являются имущество предприятия, источники средств, обязательства, хозяйственные операции, осуществляемые в процессе деятельности.
Основными задачами бухгалтерского учета являются:
1) формирование полной и достоверной информации об объектах учета;
2) обеспечение контроля за наличием и движением имущества в соответствии с утвержденными нормами и сметами;
3) своевременное предупреждение негативных явлений;
4) выявление внутрихозяйственных резервов. Основными принципами ведения учета являются:
1) ведение учета в валюте РФ;
2) сплошное документирование;
3) непрерывность учета;
4) обобщение информации на счетах;
5) двойная запись;
6) инвентаризация;
7) составление баланса и отчетности;
8) соответствие аналитического и синтетического учета и др.
Основные законодательные документы, регламентирующие работу бухгалтера:
1) Закон о бухгалтерском учете;
2) Положение по бухгалтерскому учету и отчетности;
3) План счетов бухгалтерского учета;
4) Методические рекомендации по инвентаризации имущества;
5) Положение о составе затрат;
6) Положение об учетной политике и многие другие, касающиеся конкретных разделов учета.
Исходя из этих документов в настоящее время предприятие может самостоятельно устанавливать организационную форму бухгалтерской работы, выбирать формы, методы учета и технологию обработки учетной информации; разрабатывать систему внутрипроизводственного учета и отчетности, формировать свою учетную политику по другим вопросам.
Поэтому на предприятиях одной отрасли организационные формы учета могут существенно различаться. В силу этого в процессе изучения конкретных разделов бухгалтерского учета необходимо обратить внимание на основные вопросы, которые показаны в
схеме 1. Схема 1Основные вопросы бухгалтерского учета
┌─────────────────────────────────────────────┐
│ Законодательные акты │
│ (внешние и внутренние) │
└─────────────────────┬───────────────────────┘
│
▼
┌────────────┴────────────────────────────────┐
│ Первичные документы │
│ (типовые и специализированные) │
└───────────────────────┬─────────────────────┘
│
▼
┌───────┴─────────────────────────────────────┐
│ Их документооборот, регистрация │
│ и технология обработки │
└───────────────────────┬─────────────────────┘
│
▼
┌───────────┴─────────────────────────────────┐
│ Применяемые обобщающие регистры. │
│ Порядок ведения и обобщения │
└───────────────────────┬─────────────────────┘
│
▼
┌───────┴─────────────────────────────────────┐
│Отчетность (внутренняя и регламентированная),│
│ порядок составления и представления │
└─────────────────────────────────────────────┘
Глава 2. Учет денежных средств
Задачи учета денежных средств и расчетов:
1) точный, полный и своевременный учет денежных средств и операций по их движению;
2) контроль за наличием денежных средств и денежных документов, их сохранностью и целевым использованием;
3) контроль за соблюдением норм и форм расчетов с населением и партнерами;
4) выявление возможностей более рационального использования денежных средств.
Учет денежных средств и расчетов регламентируется следующими основными нормативными документами:
1) Положением по бухгалтерскому учету и отчетности РФ;
2) Планом счетов бухгалтерского учета и Инструкцией по его применению;
3) Инструкцией о Порядке ведения кассовых операций в РФ;
4) Положением о безналичных расчетах в РФ;
5) Инструкцией о расчетных, текущих и бюджетных счетах, открываемых в кредитных учреждениях и др.
Денежные средства организации находятся в кассе в виде наличных денег и денежных документов, на счетах в банках, в выставленных аккредитивах, чековых книжках.
2.1. Учет кассовых операций
Наличные деньги могут храниться предприятием только в специально оборудованном помещении, называемом кассой.
Сумма хранимых наличных денег ограничивается лимитом. Размер лимита наличных денег зависит от размера предприятия, численности сотрудников, видов деятельности и получаемой выручки. Лимит определяется специальным расчетом и утверждается руководством банка, в котором обслуживается организация.
Превышение лимита в кассе является грубым нарушение финансовой дисциплины и допускается только в течение 3 дней выдачи заработной платы. Сумма превышения лимита хранения наличных средств должна ежедневно сдаваться в банк на расчетный счет. Сдача наличных денег оформляется специальным документом "Объявление на взнос наличными".
Наличные деньги из кассы могут расходоваться предприятием на строго определенные цели: выплату заработной платы, пособий, командировочные, хозяйственные и некоторые другие нужды. Основная доля расчетов с партнерами осуществляется в безналичном порядке. Величина наличных денег, расходуемая для расчетов по купле-продаже продукции, материалов, других ценностей и услуг, ограничивается специальными государственными актами и в настоящий момент составляет 100 000 рублей по одной сделке.
Прием наличных денег организациями при осуществлении расчетов с населением производится с обязательным применением контрольно-кассовых машин (ККМ). Руководство организации обязано оборудовать кассу и предпринять меры по обеспечению сохранности денег в помещении кассы, а также при доставке их из банка и в банк.
Помещение кассы должно быть изолировано, а двери в кассу должны запираться как с внешней, так и с внутренней стороны. Кассы могут быть застрахованы.
Наличные деньги и документы хранятся в сейфах, которые должны закрываться и опечатываться кассиром.
Ключи и печати хранятся у кассиров, а учтенный дубликат - в опечатанном кассиром пакете у руководителя предприятия (проверяется 1 раз в квартал).
Хранение в кассе ценностей, не принадлежащих предприятию, запрещается.
С кассиром заключается договор о полной материальной ответственности. В организациях, имеющих большое количество подразделений, оплата труда и иные процедуры могут производиться по письменному приказу руководителя другими лицами, с которыми также заключаются договоры о полной материальной ответственности. Запрещается привлечение к данной работе работника, имеющего доступ к кассовым документам. В малых предприятиях обязанности кассира могут выполнять бухгалтер или другой работник.
Ревизия кассы проводится ежемесячно, а в случае необходимости (при болезни кассира, утрате ключа и т.п.) и чаще.
Поступление и выдача наличных денег оформляются расходными и приходными кассовыми ордерами.
Заработная плата, пенсии, пособия выдаются из кассы по платежным ведомостям, к которым составляется единый расходный ордер. Исправления и помарки в этих документах категорически не допускаются.
Расходные документы подписываются и главным бухгалтером, и руководителем, приходные - только главным бухгалтером. Кассовые документы регистрируются выписывающим их лицом в специальных журналах. Прием и выдача денег по ордерам могут производиться только в день их составления.
Все операции по поступлению и расходованию денежных средств кассир записывает на основании кассовых ордеров в кассовую книгу.
Книга должна быть пронумерована, прошнурована и опечатана сургучной печатью. Она ведется в двух экземплярах, второй экземпляр (отрывной) является отчетом кассира. На конец каждого дня в книге выводится остаток. Отчет кассира с приложенными первичными документами ежедневно сдается в бухгалтерию.
Синтетический учет денежных средств, хранящихся в кассе, ведется на активном счете 50 "Касса". Поступление средств отражается по дебету, выдача - по кредиту этого счета. Для учета используются регистры - журнал-ордер N 1 и ведомость N 1.
Записи делаются на каждую дату. Основанием для их заполнения являются отчеты кассира.
Журнал-ордер и ведомость имеют стандартную шахматную форму, в результате:
1) в журнале-ордере формируются проводки, характеризующие выдачу (убыль) денег:
Дебет счетов 51 "Расчетные счета", 52 "Валютные счета", 55 "Специальные счета в банках", 60 "Расчеты с поставщиками и подрядчиками", 62 "Расчеты с покупателями и заказчиками", 68 "Расчеты по налогам и сборам", 70 "Расчеты с персоналом по оплате труда", 71 "Расчеты с подотчетными лицами", 73 "Расчеты с персоналом по прочим операциям", 75 "Расчеты с учредителями", 76 "Расчеты с разными дебиторами и кредиторами", 79 "Внутрихозяйственные расчеты", 99 "Прибыли и убытки", Кредит счета 50 "Касса";
2) в ведомости формируются проводки, характеризующие поступление денег:
Дебет счета 50 "Касса", Кредит счетов 51 "Расчетные счета", 52 "Валютные счета", 55 "Специальные счета в банках", 57 "Переводы в пути", 60 "Расчеты с поставщиками и подрядчиками", 62 "Расчеты с покупателями и заказчиками", 71 "Расчеты с подотчетными лицами", 73 "Расчеты с персоналом по прочим операциям", 75 "Расчеты с учредителями", 76 "Расчеты с разными дебиторами и кредиторами", 79 "Внутрихозяйственные расчеты", 90 "Продажи", 99 "Прибыли и убытки".
Ревизия кассы проводится ежемесячно и внезапно. Ревизия проводится комиссией, назначенной руководителем предприятия, в присутствии кассира путем пересчета ценностей и сравнения результата с данными учета. Результаты ревизии оформляются актом. Излишек ценностей приравнивается к недостаче, при этом требуется уточнение причин его возникновения.
На основании акта в бухгалтерии делаются следующие проводки:
1) в кассе обнаружен излишек наличных денег или денежных документов:
Дебет счетов 50 "Касса",
Кредит счета 99 "Прибыли и убытки";
2) в кассе обнаружена недостача ценностей:
Дебет счета 94 "Недостачи и потери от порчи ценностей",
Кредит счета 50 "Касса".
Причины недостачи уточняются и, если они не являются результатом стихийного бедствия, относятся на виновное лицо, что отражается следующей проводкой:
Дебет счета 73 "Расчеты с персоналом по прочим операциям", Кредит счета 94 "Недостачи и потери от порчи ценностей".
Если недостача является результатом стихийного бедствия, она относится на финансовый результат:
Дебет счета 99 "Прибыли и убытки",
Кредит счета 94 "Недостачи и потери от порчи ценностей".
Бухгалтерский учет на промышленных предприятияхс рассмотрением особенностей учета в строительной отрасли