Шпоры по редактированию - файл n1.doc

приобрести
Шпоры по редактированию
скачать (649 kb.)
Доступные файлы (1):
n1.doc649kb.10.06.2012 06:46скачать

n1.doc

  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   15
Антонова С.Г., Соловьев В.И., Ямчук К.Т. Редактирование. Общий курс: Учебник для вузов. М.: Изд–во МГУП, 1999. – 256 с.

Дописьмен период. Редакт-е – совок-ть взаимосвязанных и целесообразно организованных творч и практич действий и процессов, деятельность по созданию и распространению книги. Редактир зародилось, развилось под влиянием потребностей чела. В ходе развития редакт-я сформировались его цели и принципы, разработаны собственные профессиональные метод и приемы, очерчен объект, установлены содержание и границы, найдено определение понятия, закреплено название. Редактир-е развивалось в связи с необходимостью обработки текста. Текст - средство организации, оформления и закрепления (устн, письм) инф в процессах межличностной и общественной коммуникации. Чел с самых 1ых своих шагов вынужден опираться на инф. Без нее не могло быть познания окруж мира, приспособление чела к нему, его выживания. В связи с потребностью в обмене инф и зародился текст как результат конкретного акта речи. Текст может состоять из 1ого слова или > слов. 1ые действия первобытного чела по редакт-ю были неосознанными. По мере саморазвития чела, совершенствования его интеллекта и речи, накопления им инф появлялась уже осознанная потребность в действиях и процессах, сов-ть которых со временем стала наз редактир. Смысловая инф может быть выражена с пом разл и по–разному связанных слов. В случае внутр речи чел не всегда исп необходимые наборы и связи слов. Иначе при речевом акте, когда говорящий заинтересован, чтобы инф была воспринята, речь была ясной и понятной, обладала целесообразной структурой. Тогда слова должны быть составлены, приведены в порядок в соответствии с целью передачи инф. → редакт-е, точнее – саморедактированием. Передаваемая инф обретает ясность, когда она осознается полностью, выражается четко и правильно. Первобытный чел свое предметное восприятие действит-ти оставил в 1ых своих "записях". Пиктографическое письмо представляло собой цепочку определенным образом связанных знаков. → наличие "редактирования" как определенного действия при передаче сведений. Для символического представления инф в форме пиктограмм требуется хорошее знание визуальной стороны предмета. + пиктограммы должны представлять собой связную запись для обеспечения точного и однозначного восприятия инф. Для понимания природы редакт-я существенное значение имеют данные сигнифики – направление психолингвистич анализа языка и понятий. С позиций сигнифики коммуникация вкл все процедуры, которыми 1н чел может воздействовать на поведение и действия др. Т.к коммуникация основывается на инф, специфической чертой редактирования явл то, что оно непосредственно связано с инф и процессами ее передачи. Т.о, зарождение редактир-я было обусловлено потребностями информационного общения на самой ранней стадии становления и развития первобытного общества. Непосредственная связь с инф выявляет коммуникативную сущность редактир-я. В течение тыс-й ед доступным был нематериальный путь передачи инф посредством слова. Благодаря ему достигалось взаимопонимание между людьми и обеспечивалась возможность передавать знания и опыт. При этом в коллективную коммуникативную цепь вкл лишь та инф, которая соответствовала потребностям коллектива и не шла вразрез с его опытом. В первоб обществе этот опыт был сосредоточен в мудрости людей, которым доверяли и которых уважали (жрецы, старцы, учителя, провидцы и др). Они были хранителями слова и по сути осуществляли своего рода редакт-е, отсеивая незначащие и сохраняя ценные фольклорные факты. Фольклор служил средством, объединяющим общество связями в области инф наследия. Дополнять устные тексты было можно, но изменять не допускалось. В этом процессе участвовали певцы, сказатели и др. Они многократно воспроизводя устные фольклорные тексты, постепенно отшлифовывали их, доводили до соответствия установленным традициям и нормам. Аналогично формировались научные знания и научная коммуникация. Находки археологов свидетельствуют, что уже члены раннеродовой общины обладали значительными сведениями об окружающей среде.

Раннеписьм этап. При анализе историч текстов в их содержании и форме можно найти признаки, говорящие о том, что материалы подвергались редакт-ю. Письменность позволяет проводить историч исследования редакт-я уже на документальной основе. До наших дней дошли письменные источники различ давности. В их ряду одно из 1ых мест занимают Веды – сборники (их 4) гимнов, ритуальных правил и предписаний, кот относятся к древнеинд лит. Главный среди них - Ригведа, (третья четверть II тыс до н.э.) Ригведа – сб гимнов, в кот восславляются боги, воспевается процесс жертвоприношения, восхваляется роль жрецов – брахманов. Длительность периода сложения гимнов не известна. Однако тот факт, что это сб и они были созданы кем–то, нельзя не принимать во внимание при рассмотрении их с позиций редактирования. Документальными источниками письменности, представляющими интерес с т зр истории редакт-я, нужно считать сб сказаний об Иисусе Христе -евангелия. Изучение текстов и их анализ с использ-м "гипотезы многих источников", привели к выводу, что евангелия составлены из распространенных тогда пророчеств, изречений и притч, автором которых якобы был Иисус, + описаний его жизни и совершенных им чудес. Был выделен ряд лит форм: "парадигмы" – поучительные сказания. В основе каждого лежит какое–ниб изречение Иисуса; "новеллы", содержащие рассказы о совершенных Иисусом чудесах, и "логии", означающие разумную, вечную, суверенную основу всех вещей. Евангелия были написаны в I веке. 1ое – Евангелие от Марка – через 40 лет после смерти Христа, 4ое (Евангелие от Иоанна) через 65–70 лет . Не все сб одинаковы с т зр лит формы. Но, они имеют принципиально схожую структуру: тексты разделены на главы, состоящие из коротких, последовательно пронумерованных, как правило, однофразовых фрагментов. Было ли это сделано теми, кого принято считать авторами сб, или кем–ниб другим, сказать трудно, т.к. ни одной подлинной рукописи не сохран. Однако если в ней принимал участие кто–то кроме автора, можно говорить о редакт-ии как самостоятельном процессе. + все евангелия однообразно оформлены, есть повод считать, что они обладают признаками серийного оформления. Рассмотрение каждого евангелия в отд выявляет и др признаки ред-я. Так, Евангелие от Луки отличает высокая культура слова и стиля, оно имеет правильное построение фраз, синтаксис ритмичен и естествен. Факты из жизни Иисуса в значительной степени связаны хронологически с историей Римской империи→ достоверность. Произведение организовано определенным образом → можно предполагать, что оно прошло редакторскую обработку. Согласно лит и материальным источникам, у славян первоначальная письменность возникла в 1ой половине I тыс н.э. Уже в несовершенных формах письменности выд элементы, которые заслуживают внимания с позиций редактир - архаический календарь древних славян, нанесенный на поверхность кувшина (4 в н.э.) Предполагается, что он был предназначен для ритуальных обрядов в определенные дни. Календарь достаточно точен. Этот факт можно принять за свидетельство тщательной фактографической обработки результатов наблюдений, что, по современным оценкам, можно связать с редактир. Отличительной особенностью календаря является своеобразная организация материала. Это также может служить предположением, что в действиях составителя древнего было то, что мы теперь относим к редактир-ю – общий подход к расположению материала. Еще одним фактом того, что редактир-е имело место уже на ранней стадии развития славянской письменности, явл договоры рус князей с Византией, относящиеся к VIII–Х веков. Будучи двусторонними соглашениями, договоры требуют при их подготовке, как правило, неоднократных обсуждений и согласований, что также явл следствием редактир-я. До нашего времени дошли договоры 911, 944 и 977 годов. Можно предполагать, что их редактир-м занимались не только составители, но и сами князья. Плюс, крупнейший памятник 11 в "Русская Правда" – законодательный свод Др Руси. Этот юридический документ не мог быть составлен без редакт-я, т.к он отличается краткостью и точностью языка, отработанностью формулировок.

  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   15


Учебный материал
© nashaucheba.ru
При копировании укажите ссылку.
обратиться к администрации