Дипломная работа - Управление финансами муниципальных образований (на примере МДОУ) - файл n1.doc

Дипломная работа - Управление финансами муниципальных образований (на примере МДОУ)
скачать (115.6 kb.)
Доступные файлы (2):
n1.doc653kb.24.01.2010 00:29скачать
n2.doc173kb.31.10.2009 17:37скачать

n1.doc

  1   2   3   4


СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………....3

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ УПРАВЛЕНИЯ ФИНАНСАМИ

МУНИЦИПАЛЬНЫХ ОБРАЗОВАНИЙ……………………………………...….6

1.1. Финансы муниципальных образований: понятие, состав,

направления использования …………………………………………………...…..6

1.2. Распорядители и получатели бюджетных средств на

муниципальном уровне…………………………………………………….……....11

1.3. Национальный проект «Образование» и Программа развития

дошкольных образовательных учреждений в городе Челябинске……….…......21

1.4. Особенности анализа финансового состояния муниципальных

учреждений………………………………………………………………….…..….30

ГЛАВА 2. ОРГАНИЗАЦИЯ УПРАВЛЕНИЯ ФИНАНСАМИ В

МУНИЦИПАЛЬНОМ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ ДЛЯ

ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО И МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

№ 481 Г. ЧЕЛЯБИНСКА……………………………………………………..……35

2.1. Статус, цели, задачи и основные направления деятельности

МДОУ № 481 г. Челябинска………………………………………………..……..35

2.2. Анализ финансового состояния МДОУ № 481…………………...…..43

2.3. Составление и исполнение сметы доходов и расходов

МДОУ № 481………………………………………………………………….……51

ГЛАВА 3. СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ УПРАВЛЕНИЯ ФИНАНСАМИ

МУНИЦИПАЛЬНОГО ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО

УЧРЕЖДЕНИЯ № 481 Г. ЧЕЛЯБИНСКА………………………………………64

3.1. Основные тенденции в деятельности МДОУ № 481……….………..64

3.2. Совершенствование предпринимательской деятельности и

освоение новых источников внебюджетных доходов…………….……………..67

ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………..…………………...72

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ……….…..………….……….75

ПРИЛОЖЕНИЯ…………………………………………….….…………………...80

ВВЕДЕНИЕ
Среди множества функций, входящих в компетенцию муниципальных образований, значительную долю занимают управление местными финансами и содержание бюджетной сферы. Особую актуальность им придают хроническая нехватка средств местных бюджетов, а также переход на казначейское исполнение бюджета, в результате которых перед администрациями городов и районов остро стоят задачи оптимизации управления финансовыми ресурсами территории, усиления контроля за целевым использованием бюджетных средств их получателями.

Качество управления муниципальными финансами — фактор, имеющий критическое значение для кредитоспособности муниципального образования. От качества управления муниципальными финансами зависит, сможет ли муниципальное образование реализовать свой финансовый потенциал и проводить эффективную бюджетную и долговую политику, противостоять негативным воздействиям внешней среды и извлекать максимальную выгоду из появляющихся возможностей.

В настоящее время финансовые ресурсы в систему дошкольного образования поступают за счет бюджетов муниципальных образований, а также (в относительно небольшой части) за счет родителей воспитанников. Данные ресурсы, как по своему объему, так и по качеству  не обеспечивают в полной мере потребностей системы дошкольного образования.

Эти факторы обуславливают проведение анализа деятельности бюджетных учреждений и поиск новых путей получения доходов для развития и совершенствования финансовой деятельности муниципальных бюджетных организаций. Таким образом, избранная для исследования тема имеет значительную актуальность.

Целью выпускной квалификационной работы является анализ управления финансами в муниципальном дошкольном образовательном учреждении и разработка предложений по его улучшению.

Для достижения поставленной цели решаются следующие задачи:

Вторая глава содержит характеристику бюджетной организации и анализ финансового состояния муниципального дошкольного образовательного учреждения № 481, анализ динамики сметы расходов, структуры активов и пассивов МДОУ.

В третьей главе предлагаются мероприятия по повышению эффективности деятельности МДОУ № 481, выявляются основные тенденции в деятельности бюджетного учреждения, производится расчет прибыльности введения новой платной услуги для МДОУ, вносятся конкретные предложения по улучшению результатов деятельности бюджетной организации.




  1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ УПРАВЛЕНИЯ ФИНАНСАМИ МУНИЦИПАЛЬНЫХ ОБРАЗОВАНИЙ




    1. Финансы муниципальных образований: понятие, состав, направления использования

Муниципальное образование – городское или сельское поселение, муниципальный район, городской округ либо внутригородская территория города федерального значения. [ 3 ]

Муниципальные (или местные) финансы — совокупность социально-экономических отношений, возникающих по поводу формирования, распределения и использования финансовых ресурсов для решения задач местного значения; форма организации фондов денежных средств, формируемых и используемых на уровне муниципального образования. [ 4 ]

Эти отношения складываются между органами местного самоуправления и населением, живущим на территории данного муниципального образования, а также хозяйствующими субъектами.

Муниципальные финансы включают:

• средства местного бюджета;

• муниципальные внебюджетные фонды;

• государственные и муниципальные ценные бумаги, принадлежащие органам местного самоуправления;

• другие денежные средства, находящиеся в муниципальной собственности.

Муниципальные финансы составляют основу экономической самостоятельности муниципальных образований.

Каждое муниципальное образование имеет собственный бюджет (местный бюджет), который принимает орган представительной власти, избираемый гражданами, проживающих на территории муниципального образования. [ 1 ]

Местный бюджет — это централизованный фонд финансовых ресурсов отдельного муниципального образования, формирование, утверждение и исполнение, а также контроль за исполнением которого осуществляются органом местного самоуправления самостоятельно. [ 4 ]

В доходной и расходной частях местных бюджетов раздельно предусматривается финансирование решения вопросов местного значения и осуществления органами местного самоуправления отдельных федеральных полномочий, полномочий субъектов РФ.

Доходная часть местных бюджетов состоит из собственных доходов и поступлений от регулирующих доходов. Она также может включать финансовую помощь в различных формах (дотации, субвенции, средства фонда финансовой поддержки муниципальных образований), средства по взаимным расчетам. [ 4 ] Если доходная часть минимального местного бюджета не может быть обеспечена за счет этих источников, федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъекта РФ передают органам местного самоуправления другие доходные источники федерального бюджета и бюджета субъекта РФ. Свободные переходящие остатки местных бюджетов предыдущего года в расчет не принимаются.

Контроль за исполнением местных бюджетов осуществляется представительными органами местного самоуправления [ 7 ].

Расходная часть местных бюджетов включает [ 4 ]:

1) расходы, связанные с решением вопросов местного значения, установленные законодательством Российской Федерации и законодательством субъекта Российской Федерации;

2) расходы, связанные с осуществлением отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления;

3) расходы, связанные с обслуживанием и погашением долга по муниципальным займам;

4) расходы, связанные с обслуживанием и погашением муниципального долга по ссудам;

5) ассигнования на страхование муниципальных служащих, объектов муниципальной собственности, а также гражданской ответственности и предпринимательского риска;

6) иные расходы, предусмотренные уставом муниципального образования.

Бюджет муниципального образования (местный бюджет) предназначен для исполнения расходных обязательств муниципального образования.

Использование органами местного самоуправления иных форм образования и расходования денежных средств для исполнения расходных обязательств муниципальных образований не допускается.

В местных бюджетах в соответствии с бюджетной классификацией Российской Федерации раздельно предусматриваются средства, направляемые на исполнение расходных обязательств муниципальных образований, возникающих в связи с осуществлением органами местного самоуправления полномочий по вопросам местного значения, и расходных обязательств муниципальных образований, исполняемых за счет субвенций из других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации для осуществления отдельных государственных полномочий. [ 11 ]

Бюджет муниципального района (районный бюджет) и свод бюджетов городских и сельских поселений, входящих в состав муниципального района (без учета межбюджетных трансфертов между этими бюджетами), образуют консолидированный бюджет муниципального района.

В качестве составной части бюджетов городских и сельских поселений могут быть предусмотрены сметы доходов и расходов отдельных населенных пунктов, других территорий, не являющихся муниципальными образованиями.

Порядок разработки, утверждения и исполнения указанных смет определяется органами местного самоуправления соответствующих поселений самостоятельно.

Органы местного самоуправления обеспечивают сбалансированность местных бюджетов и соблюдение установленных федеральными законами требований к регулированию бюджетных правоотношений, осуществлению бюджетного процесса, размерам дефицита местных бюджетов, уровню и составу муниципального долга, исполнению бюджетных и долговых обязательств муниципальных образований.

Формирование, утверждение, исполнение местного бюджета и контроль за его исполнением осуществляются органами местного самоуправления самостоятельно с соблюдением требований, установленных Бюджетным кодексом Российской Федерации [ 2 ] и Федеральным законом «Об общих принципах местного самоуправления» [ 3 ], а также принимаемыми в соответствии с ними законами субъектов Российской Федерации.

Полномочия местной администрации поселения по формированию, исполнению и (или) контролю за исполнением бюджета поселения могут полностью или частично осуществляться на договорной основе местной администрацией муниципального района.

Органы местного самоуправления в порядке, установленном федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, представляют в федеральные органы государственной власти и (или) органы государственной власти субъектов Российской Федерации отчеты об исполнении местных бюджетов.

В местных бюджетах раздельно предусматриваются доходы, направляемые на осуществление полномочий органов местного самоуправления по решению вопросов местного значения, и субвенции, предоставленные для обеспечения осуществления органами местного самоуправления отдельных государственных полномочий, переданных им федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации, а также осуществляемые за счет указанных доходов и субвенций соответствующие расходы местных бюджетов.

Проект местного бюджета, решение об утверждении местного бюджета, годовой отчет о его исполнении, ежеквартальные сведения о ходе исполнения местного бюджета и о численности муниципальных служащих органов местного самоуправления, работников муниципальных учреждений с указанием фактических затрат на их денежное содержание подлежат официальному опубликованию.

Органы местного самоуправления муниципального образования обеспечивают жителям поселения возможность ознакомиться с указанными документами и сведениями в случае невозможности их опубликования.

Расходы местных бюджетов осуществляются в соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации.

Органы местного самоуправления ведут реестры расходных обязательств муниципальных образований в соответствии с требованиями Бюджетного кодекса Российской Федерации в порядке, установленном местной администрацией [ 33 ].

Органы местного самоуправления самостоятельно определяют размеры и условия оплаты труда депутатов, членов выборных органов местного самоуправления, выборных должностных лиц местного самоуправления, осуществляющих свои полномочия на постоянной основе, муниципальных служащих, работников муниципальных предприятий и учреждений, устанавливают муниципальные минимальные социальные стандарты и другие нормативы расходов местных бюджетов на решение вопросов местного значения.

Порядок осуществления расходов местных бюджетов на осуществление отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации, устанавливается соответственно федеральными органами государственной власти и органами государственной власти субъектов Российской Федерации [ 11 ].

В случаях и порядке, предусмотренных указанными законами и принятыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, осуществление расходов местных бюджетов на осуществление органами местного самоуправления отдельных государственных полномочий, переданных им федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации, может регулироваться нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.

Осуществление расходов местных бюджетов на финансирование полномочий федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации не допускается, за исключением случаев, установленных федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации.
1.2. Распорядители и получатели бюджетных средств на муниципальном уровне
Органы местного самоуправления действуют в соответствии с Конституцией РФ, Бюджетным Кодексом Российской Федерации и Федеральным законом «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации». Более детально полномочия органов местного самоуправления определяются нормативно-правовыми актами органов государственной власти субъектов РФ.

Российское законодательство закрепляет право органов местного самоуправления самостоятельно формировать, утверждать и исполнять бюджет муниципального образования, контролировать его исполнение [ 11 ].

Бюджет муниципального образования – основа финансовых ресурсов местного самоуправления (города, района, поселка, другого муниципального образования, определенного законодательством субъектов РФ).

Самостоятельность бюджета муниципального образования обеспечивается [ 11 ]:

Бюджетный процесс – регламентируемая законодательством Российской Федерации деятельность органов государственной власти, органов местного самоуправления и иных участников бюджетного процесса по составлению и рассмотрению проектов бюджетов, утверждению и исполнению бюджетов, контролю за их исполнением, осуществлению бюджетного учета, составлению, внешней проверке, рассмотрению и утверждению бюджетной отчетности [ 1 ].

Участниками бюджетного процесса муниципального образования являются:

- представительный орган местного самоуправления;

- исполнительно-распорядительный орган местного самоуправления, главный распорядитель бюджетных средств - местная администрация;

- распорядители бюджетных средств;

- получатели бюджетных средств;

- органы государственного и муниципального финансового контроля;

- кредитные организации, осуществляющие отдельные операции со средствами местного бюджета;

- иные участники, предусмотренные Уставом муниципального образования.

Представительный орган рассматривает и утверждает местный бюджет и отчёт о его исполнении, осуществляет контроль за исполнением бюджета [ 1 ].

Муниципальная администрация [ 11 ]:

- составляет проект бюджета, вносит его на утверждение представительного органа установленным порядком;

- осуществляет исполнение бюджета;

- распределяет бюджетные средства по подведомственным распорядителям и получателям средств местного бюджета;

- определяет задания по предоставлению муниципальных услуг для подведомственных распорядителей и получателей бюджетных средств с учетом нормативов финансовых затрат;

- утверждает сметы доходов и расходов подведомственных бюджетных учреждений;

- составляет бюджетную роспись;

- осуществляет ведомственный контроль за исполнением бюджета;

- представляет отчёт об исполнении бюджета на утверждение представительного органа установленным порядком;

- осуществляет иные полномочия, определённые бюджетным законодательством.

Распорядитель бюджетных средств осуществляет полномочия в соответствии с действующим бюджетным законодательством [ 1 ].

Получатель бюджетных средств (получатель средств соответствующего бюджета) - орган местного самоуправления, орган местной администрации, находящееся в ведении главного распорядителя (распорядителя) бюджетных средств бюджетное учреждение, имеющие право на принятие и (или) исполнение бюджетных обязательств за счет средств соответствующего бюджета [ 1 ].

Главный распорядитель средств бюджета орган местного самоуправления, бюджетное учреждение, имеющие право распределять бюджетные средства по подведомственным распорядителям и получателям средств бюджета, определенные ведомственной классификацией расходов соответствующего бюджета [ 1 ].

Главный распорядитель бюджетных средств определяет задания по предоставлению муниципальных услуг для подведомственных распорядителей и получателей бюджетных средств с учетом нормативов финансовых затрат; утверждает сметы доходов и расходов подведомственных бюджетных учреждений; составляет бюджетную роспись, распределяет лимиты бюджетных обязательств по подведомственным распорядителям и получателям бюджетных средств и исполняет соответствующую часть бюджета; осуществляет контроль за использованием бюджетных средств распорядителями бюджетных средств, бюджетными учреждениями и другими получателями бюджетных средств.

Распорядитель бюджетных средств – орган местного самоуправления, орган местной администрации, бюджетное учреждение, имеющие право распределять бюджетные ассигнования и лимиты бюджетных обязательств между подведомственными распорядителями и (или) получателями бюджетных средств. [ 1 ]

Распорядитель бюджетных средств составляет бюджетную роспись, распределяет лимиты бюджетных обязательств по подведомственным получателям бюджетных средств и направляет их в орган, исполняющий бюджет; средств определяет задания по предоставлению муниципальных услуг для получателей бюджетных средств с учетом нормативов финансовых затрат; утверждает сметы доходов и расходов подведомственных бюджетных учреждений; осуществляет контроль за использованием бюджетных средств подведомственными получателями бюджетных средств.

Бюджетное учреждение - муниципальное учреждение, финансовое обеспечение выполнения функций которого, в том числе по оказанию муниципальных услуг физическим и юридическим лицам в соответствии с муниципальным заданием, осуществляется за счет средств соответствующего бюджета на основе бюджетной сметы [ 1 ].

В смете доходов и расходов должны быть отражены все доходы бюджетного учреждения, получаемые как из бюджета, так и от осуществления предпринимательской деятельности, в том числе доходы от оказания платных услуг, другие доходы, получаемые от использования муниципальной собственности, закрепленной за бюджетным учреждением на праве оперативного управления, и иной деятельности [ 6 ].

Бюджетное учреждение использует бюджетные средства в соответствии с утвержденной сметой доходов и расходов. Федеральное казначейство Российской Федерации либо другой орган, исполняющий бюджет, совместно с главными распорядителями бюджетных средств определяет права бюджетного учреждения по перераспределению расходов по предметным статьям и видам расходов при исполнении сметы.

Бюджетное учреждение при исполнении сметы доходов и расходов самостоятельно в расходовании средств, полученных за счет внебюджетных источников.

Можно выделить следующие особенности финансов бюджетных организаций.

1. Исключительно тесная связь с бюджетом, из которого и финансируется основная часть расходов бюджетных организаций. Недополучение средств бюджетом приводит к недофинансированию расходов бюджетных организаций. Перевыполнение предусмотренных законом о бюджете соответствующего уровня поступлений приводит к дополнительному финансированию бюджетных организаций.

Благодаря указанной особенности финансы бюджетных организаций находятся в гораздо более тесной связи и взаимозависимости с общественными (централизованными) финансами, чем все другие звенья финансовой системы.

  1. Бюджетные организации могут предоставлять и предоставляют определенные платные услуги, формируя часть своих финансовых ресурсов за счет самостоятельно заработанных доходов, что позволяет отнести их к хозяйствующим субъектам.

Две указанные особенности позволяют определить место финансов бюджетных организаций как промежуточное: между общественными финансами и финансами предприятий и организаций.

Указанное специфическое местоположение подтверждается и следующей особенностью финансов бюджетных организаций.

Это отсутствие самостоятельности в расходовании средств. Поскольку бюджетные организации в основном находятся на бюджетном финансировании, осуществляется жесткий контроль со стороны органов местного самоуправления за экономным и рациональным расходованием выделенных бюджетных ассигнований в отличие от коммерческих структур, для финансов которых характерен принцип самостоятельности.

К основным принципам организации финансов бюджетных учреждений относятся следующие [ 4 ].

1. Целевое использование выделенных и самостоятельно заработанных средств;

2. Жесткое разграничение бюджетного финансирования и самостоятельно заработанных средств. Обе группы средств хранятся на отдельных счетах, на каждую из групп составляется отдельная смета по их расходованию, по каждой из групп составляется самостоятельная отчетность;

3. Бюджетный иммунитет. Согласно ст. 239 БК РФ иммунитет бюджетов представляет собой правовой режим, при котором обращение взыскания на бюджетные средства осуществляется только на основании судебного акта:

а) возмещение недофинансирования, если взыскиваемые средства были утверждены в законодательном порядке в составе расходов бюджета;

б) возмещения убытков, причиненных физическому лицу или юридическому лицу в результате незаконных действий государственных, муниципальных органов или их должностных лиц.

4. Контроль со стороны государственных органов и органов местного самоуправления за целевым и рациональным расходованием средств.

Бюджетное учреждение использует бюджетные средства в соответствии с утвержденной сметой доходов и расходов.

Бюджетное финансирование основано на определенных принципах, характеризуется специфическими формами и методами предоставления средств.

Принципы бюджетного финансирования играют важную роль в организации рациональной системы бюджетного финансирования бюджетных учреждений. К ним относятся следующие [ 12 ]:

1. Получение максимального эффекта при минимуме затрат.

2. Целевой характер использования бюджетных ассигнований.

3.Предоставление бюджетных средств в меру выполнения производственных и других показателей и с учетом использования ранее отпущенных ассигнований.

4. Безвозвратность бюджетного финансирования.

5. Бесплатность бюджетного финансирования.

В практике бюджетных ассигнований используются два способа бюджетного финансирования.

1. Финансирование по системе «нетто-бюджет». Этот способ предоставления денежных средств характеризуется тем, что бюджетное финансирование выделяется на довольно ограниченный круг затрат, предусмотренных утвержденным бюджетом.

2. Финансирование по системе «брутто-бюджет». Применяется для предприятий и организаций, полностью находящихся на бюджетном финансировании. В этом случае бюджетные средства предоставляются на все виды расходов, которые связаны как с текущим содержанием, так и с расширением деятельности бюджетных организаций.

Указанные способы предоставления денежных средств осуществляется при помощи следующих форм бюджетного финансирования бюджетных организаций [ 13 ]:

1. Ассигнования на содержание бюджетных учреждений - бюджетных средств, предусмотренных бюджетной росписью получателю или распорядителю бюджетных средств.

2. Средства на оплату товаров, работ и услуг, выполняемых физическими и юридическими лицами по государственным и муниципальным контрактам – все закупки товаров, работ и услуг на сумму свыше 500 тысяч рублей осуществляются исключительно по результатам торгов.

3. Трансферты населению, то есть бюджетные средства для финансирования обязательных выплат населению: пенсий, стипендий, пособий, компенсаций, других социальных выплат, установленных законодательством Российской Федерации, законодательством субъектов Российской Федерации, правовыми актами органов местного самоуправления.

4. Субвенции и субсидии физическим и юридическим лицам- бюджетные средства, представляемые бюджету другого уровня бюджетной системы Российской Федерации или юридическому лицу на осуществление определенных целевых расходов и на условиях долевого финансирования целевых расходов.

Из выше сказанного можно выделить два основных вида источников финансирования бюджетных учреждений: бюджетное финансирование и собственные средства.

Бюджетное финансирование - предоставленное в безвозвратном порядке денежное обеспечение, выделение (ассигнование) денежных средств из местного бюджета на расходы, связанные с осуществлением муниципальных заказов, выполнением муниципальных программ, содержанием муниципальных организаций [ 13 ].

Бюджетное финансирование осуществляется в форме выделения денежных средств (бюджетных ассигнований) по определенному назначению для покрытия расходов организаций, находящихся на полном либо частичном муниципальном денежном обеспечении.

Собственные средства бюджетных учреждений состоят из различных источников:

а) средства, получаемые от сдачи в аренду помещений, сооружений и оборудования;

б) средства от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности;

в) целевые средства юридических и физических лиц;

г) другие поступления.

Все поступающие средства имеют одну общую цель – обеспечить профильную и хозяйственно-эксплуатационную деятельность бюджетного учреждения.

Собственные средства бюджетных учреждений можно сгруппировать так, как это предусмотрено генеральным разрешением на открытие в органах Федерального казначейства лицевого счета по учету средств, полученных от ведения предпринимательской и иной приносящей доход деятельности [ 15 ].

1. Средства, поступающие от платной деятельности бюджетного учреждения, соответствующей ее профилю.

2. Средства от производственной деятельности мастерских, опытных участков, хозяйств, типографий, магазинов, подразделений общественного питания, не имеющих статуса юридического лица.

3. Средства от оказания услуг по хозяйственным договорам.

4. Средства, поступающие в виде платы за проживание в общежитиях, содержания детей в детских дошкольных учреждениях и т.п.

5. Средства за выполнение научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ и оказание услуг по договорам, грантам на проведение этих работ.

6. Доходы от услуг связи.

В соответствии со статьей 42 п. 2 БК РФ  [ 1 ] «доходы    бюджетного    учреждения,    полученные    от  предпринимательской и иной деятельности,  приносящей доход,  после  уплаты  налогов  и сборов,   предусмотренных  законодательством  о налогах  и сборах,  в  полном объеме учитываются в смете доходов и  расходов    бюджетного    учреждения    и  отражаются   в  доходах соответствующего  бюджета  как  доходы от использования имущества, находящегося  в государственной  или  муниципальной собственности, либо как доходы от оказания платных услуг».

Таким образом, доходы муниципального или государственного образовательного учреждения от платных образовательных услуг (а также предпринимательской и иной деятельности, приносящей доход) после уплаты соответствующих налогов и сборов в полном объеме перечисляются и зачисляются на единый счет бюджета, а также учитываются в смете доходов и  расходов    образовательного учреждения    и  отражаются   в  доходах соответствующего  бюджета  как доходы от оказания платных услуг.

Из бюджета эти средства возвращаются назад, в образовательное учреждение,  с   соблюдением обязательных последовательно осуществляемых процедур санкционирования и финансирования и только в пределах фактического   наличия   бюджетных   средств   на   едином   счету   бюджета (ст. 219 БК РФ).

Основными этапами санкционирования при исполнении расходов бюджета являются: составление и утверждение бюджетной росписи (ст. 219 БК РФ).

Таким образом,  руководитель муниципального образовательного учреждения никакого права самостоятельно распоряжаться привлеченными из внебюджетных источников  средствами не имеет. Ведь бюджетная роспись составляется главным распорядителем бюджетных средств в соответствии с функциональной и экономической классификациями расходов бюджетов РФ.
1.3. Национальный проект «Образование» и Программа развития дошкольных образовательных учреждений в городе Челябинске
Для страны, которая ориентируется на инновационный путь развития, жизненно важно дать системе образования стимул к движению вперед – это и есть первоочередная задача приоритетного национального проекта «Образование» [ 10 ].

Основная стратегическая цель Федеральной целевой программы развития образования на 2006 - 2010 годы - обеспечение условий для удовлетворения потребностей граждан, общества и рынка труда в качественном образовании путем создания новых институциональных механизмов регулирования в сфере образования, обновления структуры и содержания образования, развития фундаментальности и практической направленности образовательных программ, формирования системы непрерывного образования [ 8 ].

Стратегическими задачами Программы являются: совершенствование содержания и технологий образования; развитие системы обеспечения качества образовательных услуг; повышение эффективности управления в системе образования; совершенствование экономических механизмов в сфере образования [ 7 ].

Ожидаемые конечные результаты реализации Программы:

Для реализации проекта предусмотрено несколько взаимодополняющих подходов. Государство стимулирует учреждения и целые регионы, внедряющие инновационные программы и проекты, поощряет лучших учителей, выплачивает премии талантливой молодежи – то есть делает ставку на лидеров и содействует распространению их опыта. Государство поощряет тех, кто может и хочет работать, – это касается и учащихся школ, и студентов вузов, и преподавателей. Поддержку получают наиболее эффективные и востребованные образовательные практики – образцы качественного образования, обеспечивающего прогресс и профессиональный успех.

Кроме того, проект привносит значительные изменения в механизмы финансирования образовательных учреждений. Бюджетные средства на реализацию программ развития, как правило, направляются непосредственно в образовательные учреждения, что способствует развитию их финансовой самостоятельности.

Федеральным институтом развития образования по заказу Министерства образования и науки России осуществлен анализ результативности мероприятий национального проекта «Образование» в субъектах Российской Федерации [ 10 ].

Анализ осуществлен за период 2007, 2008 годов и 9 месяцев 2009 года по следующим параметрам:

1) соответствие мероприятий, реализуемых в регионах, федеральным направлениям и мероприятиям национального проекта;

2) соответствие запланированных и фактически реализованных в регионе мероприятий национального проекта;

3) объемы средств областного бюджета, направленных на реализацию национального проекта;

4) полнота освоения федеральных средств, предоставленных региону на цели национального проекта.

По итогам проведенного анализа Челябинская область вошла в число 19 регионов России, в которых достигнуты высокие результаты реализации национального проекта «Образование». При этом Челябинская область в рейтинге регионов - лидеров занимает верхнюю строчку, и такая оценка – заслуженная [ 42 ].

Город Челябинск сформировал собственную систему поддержки лидеров образования на всех уровнях – от дошкольного до вузовского.

За три года реализации нацпроекта грантовую поддержку получило каждое третье учреждение дошкольного, общего, коррекционного и дополнительного образования детей и каждый седьмой педагог города. При этом на каждое учреждение, получившее грант в 1,0 млн. рублей из федерального бюджета, оказана поддержка 3 учреждениям за счет областного бюджета и 4 – за счет местных бюджетов.

За три года на реализацию нацпроекта «Образование» в Челябинской области было направлено 4,5 млрд. руб., из них более 1,7 млрд. — из областного бюджета. Вложения местных бюджетов муниципальных образований области составили 900 млн. рублей. В целом софинансирование Челябинской областью мероприятий нацпроекта почти в два раза превышает объем федеральных средств, предоставлены области на цели проекта (1,3 млрд. рублей) [ 39 ].

На эти средства современным оборудованием были оснащены городские и сельские школы.

Так, если раньше на один компьютер приходилось 40 учеников, то теперь 14 школьников. Также современные информационные ресурсы активно осваивают и педагоги. За время реализации проекта профессиональную переподготовку прошли 23 тыс. учителей, что составляет 88 процентов от общего числа педагогов области. Об этом сообщает пресс-служба губернатора.

За три года были открыты 29 тыс. дополнительных мест в детских садах. Вследствие чего охват дошкольным образованием в области на сегодняшний день составляет 79,6 процента, в советские времена он составлял 78 процентов. В свою очередь общероссийский показатель в 2008 году достиг порога 58 процентов. Помимо этого, в рамках нацпроекта в регионе были открыты 28 профильных ресурсных центров, которые оснастили современным оборудованием. В них готовят рабочие кадры для предприятий области, а также проводят переподготовку трудящихся. Кроме того, в настоящее время Министерство образования и науки совместно со службой занятости разрабатывает программу по переподготовке высвобождающихся рабочих с предприятий на базе ресурсных центров [ 13 ].

Целевые программы не исчерпывались мерами по открытию дополнительных мест, была предусмотрена поддержка из областного и муниципальных бюджетов всех направлений деятельности, которые влияют на качество дошкольного образования. Выделялись средства на поддержку материально-технической базы, приобретение оборудования, игрушек, образовательных программ, компьютеров и технологического оборудования.

Успешная реализация национального проекта «Образование» позволит обеспечить системные изменения по основным направлениям развития образования России, а также будет эффективно содействовать становлению институтов гражданского общества.

Развитие дошкольного образования – одно из важнейших условий реализации демографической политики Российской Федерации.

Увеличение рождаемости резко обострило проблему доступности детских садов практически повсеместно. Для крупных городов, лишившихся в 90-е годы значительной части детских садов, ликвидация дефицита мест – особенно непростая задача. 

Основным источником финансирования дошкольного образования являются и останутся в ближайшем и отдаленном будущем именно бюджетные средства муниципальных образований. 

В этом направлении Бюджетный кодекс РФ предоставляет достаточно ограниченный набор форм финансирования дошкольного образования из муниципального и регионального бюджетов. Это ассигнования на содержание бюджетных учреждений, средства на оплату товаров, работ, услуг, выполняемых физическими и юридическими лицами по государственным или муниципальным контрактам, ассигнования на осуществление отдельных государственных полномочий, передаваемых на другие уровни власти,  бюджетные кредиты юридическим лицам, субвенции и субсидии (Ст. 69 БК РФ).

На сегодняшний день можно назвать относительно небольшое число регионов, имеющих   действующие целевые программы, направленные на  комплексное развитие дошкольного образования. К их числу относятся  Челябинская область (Целевая программа «Развитие дошкольного образования в Челябинской области на 2006-2010 годы), Ярославская область (Целевая программа «Развитие дошкольного образования в Ярославской области на 2007-2008 годы).

Согласно областной целевой Программе «Развитие дошкольного образования в Челябинской области на 2006-2010 годы», утвержденной Постановлением Законодательного Собрания Челябинской области от 22 декабря 2005 года № 1991 [ 7 ]  дефицит финансовых ресурсов продолжает оказывать негативное влияние на условия содержания детей в дошкольных образовательных учреждениях: организацию питания детей, оснащение образовательного и социально-бытового процессов.   Материально-техническая база большинства детских садов изношена, требует замены и ремонта технологическое оборудование пищеблоков, прачечных, ощущается дефицит технических средств обучения, физкультурного оборудования, игрушек и программно-методических пособий. По целому ряду актуальных направлений образовательной работы с детьми (формирование здорового образа жизни, безопасность на дорогах) современные обучающие пособия и тренажеры практически отсутствуют.

Цель Целевой программы «Развитие дошкольного образования в Челябинской области на 2006-2010 годы - обеспечение государственных гарантий доступности дошкольного образования в Челябинской области.

Задачи Программы - удовлетворение потребности населения Челябинской области в услугах учреждений системы дошкольного образования; повышение качества дошкольного образования; улучшение условий содержания детей в дошкольных образовательных учреждениях; повышение социально-экономической эффективности функционирования системы дошкольного образования.

По демографическому прогнозу территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Челябинской области [ 8 ], рост рождаемости ожидается до 2012 года. По результатам среднего варианта прогноза, численность детей дошкольного возраста к 2011 году увеличится с 192342 до 225120 человек (рост составит 17 процентов), что значительно усугубит проблему дефицита мест в действующих дошкольных образовательных учреждениях.

С учетом мер, принятых в рамках Программы на 2003 - 2005 годы, в решении данной проблемы на первый план выдвигается задача расширения сети учреждений, реализующих программы дошкольного образования, и создания в них дополнительных мест.

Достижение цели Программы и решение поставленных в ней задач обеспечиваются реализацией программных мероприятий. Программные мероприятия увязаны по срокам и источникам финансирования и осуществляются по пяти направлениям:

1) создание условий для удовлетворения потребности населения в услугах дошкольных образовательных учреждений;

2) создание условий для повышения качества дошкольного образования, улучшение подготовки детей к обучению в школе;

3) улучшение питания и оздоровления детей, развитие коррекционного образования;

4) повышение профессионального уровня кадрового состава дошкольных образовательных учреждений;

5) повышение экономической эффективности функционирования системы дошкольного образования.

Общая сумма финансовых средств на реализацию Программы составляет 3067388,2 тыс. рублей [ 9 ]. Финансирование Программы осуществляется за счет средств областного, местных бюджетов, бюджета Челябинского областного фонда обязательного медицинского страхования и иных внебюджетных источников.

В результате выполнения Программы к концу 2010 года в Челябинской области будут достигнуты следующие результаты:

Общий план 2009 года по дополнительному набору детей в детские сады не выполнен на 17 тысяч детей. Наряду с объективными причинами неполного освоения средств областного бюджета до конца 2009 года (поступление средств в муниципальные бюджеты во втором полугодии 2009 года, большое количество объектов, требующих значительного объема ремонтно-восстановительных работ) имеют место причины, обусловленные недостаточным вниманием глав городских округов и муниципальных районов Челябинской области к проблемам дефицита мест и очередности в детские сады, к проблемам возврата детским садам зданий, занятых муниципальными службами, к необходимости вложения средств местных бюджетов в создание дополнительных мест в системе дошкольного образования [ 9 ].

Таким образом, актуальным является решение  проблем дошкольного образования программно-целевым методом, то есть посредством принятия целевых программ, направленных на развитие дошкольного образования, которые позволяют обеспечивать выделение субсидий и субвенций из бюджетов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований в случаях, предусмотренных региональными целевыми программами и  решениями представительных органов местного самоуправления. Именно целевые  программы выступают на сегодняшний день  мощнейшим средством  привлечения бюджетных средств (помимо режима текущего финансирования) на решение проблем дошкольного образования. 
1.4. Особенности анализа финансового состояния муниципальных учреждений
Финансовое состояние - это совокупность показателей, отражающих наличие, размещение и использование финансовых ресурсов [ 16 ].

Анализ финансового состояния муниципального бюджетного учреждения показывает направления использования бюджетных средств с целью выявить проблемы их использования и распределения, а также дает возможность выделить наиболее важные аспекты финансирования муниципальной организации.

Оценка финансового состояния может быть выполнена с различной степенью детализации в зависимости от цели анализа, имеющейся информации, программного, технического и кадрового обеспечения.

Некоммерческие организации предоставляют отчетность, установленную законодательством и нормативными актами для юридических лиц, в органы статистики, государственные внебюджетные фонды, в налоговые органы [ 14 ].

На практике бюджетные учреждения предоставляют бухгалтерские отчеты, включающие не только результаты деятельности организации, финансирование которой осуществляется из бюджетных средств, направляемых ей вышестоящими организациями, но и показатели внебюджетной деятельности.

В настоящее время нехватка бюджетных средств заставляет муниципальные учреждения искать дополнительные источники финансирования. Поэтому большинство учреждений помимо основной деятельности вынуждены оказывать платные услуги [ 12 ].

При этом статьей 298 ГК РФ [ 2 ] на бюджетные учреждения возлагается обязанность учитывать доходы от такой деятельности и приобретенное за счет этих доходов имущество на отдельном балансе.

Приказом Минфина РФ от 30.12.99 г. № 107н утверждена Инструкция по бухгалтерскому учету в бюджетных организациях, раскрывающая порядок ведения раздельного учета операций по бюджетным средствам и средствам, полученным за счет внебюджетных источников.

Исходя из организационно-правовой формы, бюджетные учреждения имеют ряд особенностей ведения бухгалтерского учета, что накладывает свой отпечаток и на проведения анализа их финансового состояния:

- имущество, отражаемое на балансе учреждения, является собственностью государства, либо муниципального образования;

- как некоммерческая организация бюджетное учреждение не ставит получение прибыли целью своей деятельности;

- деятельность учреждения полностью или частично финансируется из бюджета.

Наряду с коммерческими организациями, бюджетные учреждения по итогам работы за отчетный период определяют экономические или финансовые показатели хозяйственной деятельности.

Они используются в целях экономического планирования деятельности учреждения при проведении анализа хозяйственной деятельности, а также для определения налоговой базы.

К наиболее важным показателям деятельности бюджетного учреждения следует отнести:

- объем бюджетного финансирования;

- расходы по бюджету;

- объем реализации продукции (работ, услуг);

- расходы за счет средств внебюджетных источников;

- доходы от оказания платных услуг.

Таким образом, опираясь на отчетность, можно получить представление о четырех аспектах деятельности учреждения:

- имущественное и финансовое положение с позиции долгосрочной перспективы;

- финансовые результаты, регулярно генерируемые учреждением.

Предварительную оценку финансового состояния образовательного учреждения можно сделать на основе горизонтального и вертикального анализа баланса исполнения сметы доходов и расходов по бюджетному финансированию (форма № 1) и баланса исполнения сметы доходов и расходов по внебюджетным источникам (форма № 1-1)

Финансовое состояние учреждения с позиции краткосрочной перспективы оценивается показателями платежеспособности, в наиболее общем виде характеризующими, может ли оно своевременно и в полном объеме производить расчеты по краткосрочным и долгосрочным обязательствам перед контрагентами.

Результативность деятельности учреждения в коммерческом смысле характеризуются показателями доходности.

Анализ финансового состояния организации заканчивается комплексной его оценкой.

При анализе финансового состояния организации после комплексной оценки разрабатывают мероприятия по улучшению финансового состояния, обращая особое внимание на разработку финансовой стратегии организации на перспективу и в ближайшие периоды.

Источником информации для анализа исполнения смет бюджетных учреждений служит информация как непосредственно характеризующая уровень расходов, так и позволяющая выявить факторы их изменения. К ней относятся отчет об исполнении сметы расходов бюджетных учреждений и баланс исполнения смет расходов бюджетных учреждений.

Значение анализа исполнения сметы расходов бюджетных учреждений состоит в том, что с его помощью определяются отклонения, во-первых, кассовых расходов от фактических, во-вторых, кассовых и фактических расходов от назначений по смете и, в-третьих, отклонения всех видов этих расходов от выделенных бюджетных средств.

Анализ способствует выявлению причин отклонений, а также позволяет обеспечить контроль за соблюдение норм расходов на текущее содержание по всем статьям бюджетной классификации.

Анализ деятельности бюджетных учреждений проводится с целью установить, насколько эффективно используются средства бюджета, направленные на финансирование конкретного учреждения, соответствуют ли качество и объем услуг, оказываемых населению, затратам, которые несет учреждение по их оказанию.

Поступление средств из бюджета осуществляется на основании утвержденной сметы расходов. Расчет показателей сметы осуществляется в разрезе категорий, статей, подстатей и элементов экономической классификации расходов.

Анализ финансирования предполагает изучение обеспеченности учреждения бюджетными средствами, а также полноты их использования. Для этого плановое финансирование сравнивается с фактическим, и производится сравнение поступивших сумм бюджетных средств с кассовыми расходами учреждения. Основным источником информации при этом является «Отчет об исполнении сметы расходов».

После перехода на казначейскую систему роль анализа финансирования на уровне субъекта хозяйствования существенно снизилась в силу того, что для конкретного бюджетного учреждения значительно сократилось самостоятельность при распоряжении выделенными средствами, а значит, и возможность влиять на эффективность их использования.

В условиях сокращения бюджетного финансирования учреждения вынуждены вести поиск дополнительных источников доходов за счет оказания платных услуг по основной деятельности.

Объектами анализа внебюджетных средств являются следующие показатели:

- доходы и расходы по видам деятельности в разрезе структурных подразделений учреждения, их состав, структура и динамика за анализируемый период;

- расходы по видам деятельности в разрезе статей, подстатей и элементов бюджетной классификации, их структура и динамика за анализируемый период;

- соотношение доходов и расходов от внебюджетной деятельности.

В современных условиях реформирования методов бюджетного финансирования, принципов бухгалтерского учета, состава и требований к бухгалтерской (финансовой) отчетности соответственно меняется структура показателей результатов финансово-хозяйственной деятельности учреждения.
2. ОРГАНИЗАЦИЯ УПРАВЛЕНИЯ ФИНАНСАМИ

В МУНИЦИПАЛЬНОМ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ ДЛЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО И МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

№ 481 Г.ЧЕЛЯБИНСКА
2.1. Статус, цели, задачи и основные направления деятельности МДОУ

№ 481 г. Челябинска
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение для детей дошкольного и младшего школьного возраста № 481 г. Челябинска (МДОУ № 481) было создано в 1993 году в соответствии с Гражданским кодексом РФ, законом РФ «Об образовании» и законом «О некоммерческих организациях»

Учреждение в своей деятельности руководствуется Конституцией Российской Федерации, законодательством Российской Федерации, Законом РФ «Об образовании», Типовым положением о дошкольном образовательном учреждении, нормативными правовыми актами Российской Федерации и города Челябинска, муниципальными правовыми актами органов местного самоуправления и Уставом дошкольного образовательного учреждения [ __ ].

В соответствии с Уставом учреждение основано на муниципальной собственности с правом оперативного управления имуществом и финансируется собственником полностью.

Учреждение является некоммерческой организацией.

Место нахождения учреждения: город Челябинск, улица 250 лет Челябинску, 30-а.

Учреждение является юридическим лицом, имеет самостоятельный баланс, лицевой счет в органах казначейства, печать установленного образца, бланки со своим наименованием.

Учредителем МДОУ является Управление по делам образования г. Челябинска.

Целью создания Учреждения является оказание дошкольному населению города Челябинска услуг по предоставлению общедоступного и бесплатного дошкольного образования и услуг по содержанию детей в учреждении в соответствии с муниципальным заданием.

Основными задачами МДОУ являются:

Учреждение проходит государственную аккредитацию в порядке, установленном Законом Российской Федерации «Об образовании».

Права собственника имущества МДОУ от имени г. Челябинска осуществляет Комитет по управлению имуществом и земельным отношениям города Челябинска в соответствии с Положением о Комитете, утвержденным решением Челябинской городской Думы.

Имущество учреждения является муниципальной собственностью, формируется за счет бюджетных и внебюджетных источников.

Источниками формирования имущества и финансовых ресурсов МДОУ являются:

МДОУ владеет, пользуется закрепленным за ним на праве оперативного управления муниципальным имуществом в соответствии с уставными целями деятельности и договором о закреплении имущества на праве оперативного управления.

МДОУ не вправе отчуждать в том числе сдавать в аренду, отдавать в залог, вносить в качестве вклада в уставной капитал хозяйственных обществ или иным способом распоряжаться закрепленным за ним имуществом, приобретенным за счет средств, выделенных и полученных по смете без согласия собственника.

МДОУ может за счет прибыли, от разрешенной Уставом МДОУ предпринимательской деятельности и остающейся в распоряжение МДОУ после уплаты им налогов и других обязательных платежей, в том числе определенных законом, формировать фонд накопления, фонд потребления и другие фонды.

МДОУ самостоятельно распоряжается имеющимися финансовыми средствами, в то же время подконтрольно и подотчетно в расходовании бюджетных средств учредителям и Комитету.

При осуществлении права оперативного управления закрепленным за ним имуществом МДОУ обязано:

Контроль за использованием по назначению и сохранностью имущества, закрепленного за МДОУ на праве оперативного управления, осуществляет Комитет по управлению имуществом и земельным отношениям и учредитель в установленном законодательством порядке.

Земельные участки закрепляются за МДОУ в бессрочное бесплатное пользование. МДОУ владеет, пользуется закрепленными за ним на праве оперативного управления имуществом в пределах, установленных законом, в соответствии с установленными целями деятельности, заданиями учредителя, назначением имущества и договором на оперативное управление имуществом между МДОУ и Комитетом по управлению имуществом и земельным отношениям.

Привлечение учреждением дополнительных средств за счет добровольных пожертвований физических и юридических лиц и других источников в соответствии с законодательством Российской Федерации не влечет за собой снижения нормативов и (или) абсолютных размеров его финансирования за счет средств учредителя.

МДОУ несет, в установленном законодательством Российской Федерации порядке, ответственность за невыполнение функций, определенных его Уставом, реализацию в неполном объеме образовательных программ, качество реализуемых образовательных программ; соответствие применяемых форм, методов и средств организации образовательного процесса; возрастным психофизическим особенностям, склонностям, способностям, интересам и потребностям детей; жизнь и здоровье детей и работников учреждения во время образовательного процесса.

МДОУ в целях выполнения стоящих перед ним задач имеет право устанавливать прямые связи с предприятиями, учреждениями, организациями, в том числе и иностранными.

В МДОУ не допускается создание и деятельность политический партий, общественно-политических и религиозных движений организаций.

В МДОУ образование носит светский характер.

МДОУ самостоятельно в осуществлении образовательного процесса, подборе и расстановке кадров, научной, финансовой, хозяйственной и иной деятельности в пределах, установленных законодательством Российской Федерации и Уставом МДОУ.

В своей структуре МДОУ может иметь с согласия учредителя филиалы и другие структурные подразделения, которые создаются в целях развития и совершенствования образовательного процесса в МДОУ и действуют на основании соответствующих Положений, утвержденных заведующей МДОУ.

Действующая организационная структура управления МДОУ № 481 представлена на рисунке 1.

Управление по делам образования

г. Челябинска

  1   2   3   4


Учебный материал
© nashaucheba.ru
При копировании укажите ссылку.
обратиться к администрации