Курсовая работа - Изучение личностных качеств и особенностей военнослужащего - файл n1.doc
Курсовая работа - Изучение личностных качеств и особенностей военнослужащегоскачать (126.5 kb.)
Доступные файлы (1):
n1.doc
Курсовая работа по дисциплине ВСП-03 Общественно-государственная подготовка по теме
«Изучение личностных качеств и особенностей военнослужащего»
Выполнил:
Москва, 2009
СОДЕРЖАНИЕ Введение ...................................3 Изучение личностных качеств и
особенностей военнослужащего:
общие моменты ..................................6 Изучение личностных качеств и особенностей
военнослужащего с помощью метода
анализа документов ................................10 Изучение личностных качеств и особенностей
военнослужащего с помощью метода
наблюдения .................................10 Изучение личностных качеств и особенностей
военнослужащего с помощью метода
индивидуальной беседы ................................12 Изучение личностных качеств и особенностей
военнослужащего с помощью
анализа результатов деятельности и
иных методов .................................14 Заключение .................................16 Список источников (литература и нормативные акты)
.................................21 ВВЕДЕНИЕ Изучение морально-психологического состояния личного состава, принятие мер по поддержанию здорового морального климата в воинских коллективах, их сплочению, воспитанию военнослужащих в духе дружбы и войскового товарищества - это полномочие органов воспитательной работы Вооруженных Сил Российской Федерации
1. К таким органам относятся в том числе и заместители командира подразделения по воспитательной работе и их подчиненные и равные им – то есть для нас, выпускников Военной кафедры ГУ-ВШЭ особенно важно понимать, каким же образом собственно производить это изучение. Наиболее важным элементом изучения морально-психологического состояния личного состава является изучение личностных качеств и особенностей военнослужащего.
Для того, чтобы говорить об изучении личностных качеств и особенностей военнослужащего, необходимо прежде всего определить компоненты объекта исследования.
Предметом такого изучения выступает, соответственно, военнослужащий, а также, хотя это и не указано в названии темы работы, безусловно и воинский коллектив в целом, его отдельные группы, отношения между военнослужащими. Если рассматривать военнослужащего как атом, то воинский коллектив – это сложная молекула, в которой все единицы взаимодействуют и оказывают друг на друга взаимное влияние. Поэтому изучение лишь этой единицы – военнослужащего – в отрыве от изучения коллектива и референтных групп, в которые он входит, недопустимо. Итак, это предмет изучения, то есть реально существующий предмет материального мира, который является не научной категорией, а категорией, относящейся к действительному миру. Объектом же изучения являются личностные качества и особенности этого предмета (военнослужащего). И если относительно таких понятий как качества и особенности разногласий или непонимания быть не может, то с понятием личность всё же необходимо разобраться посерьезнее.
«Психологическая наука проблему личности решает с позиций понимания общественной сущности человека, которая есть совокупность всех общественных отношений»
2.
С другой стороны, в криминологии достаточно много понятий личности, которые, в конечном счете сводятся к тому, что личность следует рассматривать в двух принципиально важных аспектах:
1. внутренний – внутренние характеристики человека, его психологические качества, физиологические (биологические) – то есть те факторы, которые относятся непосредственно к фигуре конкретного человека (военнослужащего);
2. внешний – связи индивида в обществе, то есть совокупность тех отношений, которые существуют между этим человеком и любым другим человеком, с которым он имеет какие-то отношения либо односторонние либо двусторонние (например, если военнослужащий ставит в качестве личного примера поведение А.В. Суворова, это не означает, что военнослужащий общался с ним, однако отношения, пусть и вневременные и носящие односторонний характер между этими двумя личностями существуют; и другой пример – отношения между двумя сослуживцами – это взаимоотношения).
Только в системе общественных отношений человек обретает свою социальную сущность. Он не может существовать и развиваться как человек не в биологическом, а в человеческом гуманитарном смысле этого слова, вне этой системы. Ситуативные или консекутивные, свойственные обществу характеристики так или иначе отражаются в психологических особенностях конкретных людей. Психологические свойства личности вне системы общественных отношений, в которую эта личность включена, просто не существуют. Следовательно, для того, чтобы глубоко понять истоки тех или иных особенностей человека, его поведения, отношения к труду, своим функциональным обязанностям, необходимо всесторонне изучить систему его связей с другими людьми, как в прошлом, так и в настоящем. Следует учитывать влияние как широкой социальной среды, так и среды непосредственного окружения – семьи, учебного, производственного коллектива, стихийно сложившейся микрогруппы и т.д. Широкая социальная среда оказывает влияние на личность через среду непосредственного окружения, которая может усиливать или ослаблять это влияние, извращать его.
Однако психологические особенности обусловлены не только социальной системой. Человек выступает и как природное существо. Его биологическая природа остается необходимым условием его существования и развития, формирования социально обусловленных психологических свойств и качеств. Биологическое в человеке – это состояние здоровья, уровень физического развития, телосложение, рост, вес, мускульная сила, объем легких и другие показатели, которые характеризуют его как биологическую сущность.
В этом смысле необходимо понимать, что лишь в единстве социального и биологического и раскрываются сущностные черты любого человека, в том числе военнослужащего. Причем если для большинства людей физическое состояние может иметь второстепенное значение или даже стоять не на второй, не на третьей, а на более низких ступенях в его иерархии ценностей с точки зрения самоидентификации, то для военнослужащего физическое состояние является фактором, фактически наравне с психологическим и интеллектуальным уровнем, определяющим его развитие, состояние. Особое значение, естественно, биологические черты человека проявляют себя в экстремальных условиях при наибольших нагрузках: так, например, в стрессовых ситуациях, когда военнослужащий не может спокойно вдумчиво без волнения решить задачу на интеллектуальном уровне, его организм пытается решить эту задачу, прибегая к более инстинктивным механизмам, либо начинает себя проявлять с совершенно другой стороны. Так, военнослужащий на занятии и в реальной боевой ситуации может решить задачу практически двумя разными способами лишь из-за повышенного пульса, нервной возбудимости и т.д. Поэтому биологические показатели необходимо знать и учитывать руководителю в работе с людьми. Физические показатели также влияют на его возможность учиться, усваивать материал, решать трудные задачи как в обучении, при взаимоотношениях с другими военнослужащими, так и в бою, наконец, под влиянием физиологических характеристик человека формируются и индивидуальные психологические и интеллектуальные свойства его личности.