Ответы по экономике отрасли - файл n1.doc

приобрести
Ответы по экономике отрасли
скачать (555 kb.)
Доступные файлы (1):
n1.doc555kb.23.08.2012 21:10скачать

n1.doc

  1   2   3   4
Экономика отрасли
1. Понятие отрасли. Экономическая классификация отраслей.
2.Понятие собирательной отрасли. Специфика отрасли ОКД как одной из собирательных отраслей.
































































































3.Отрасль «Общая коммерческая деятельность» и рынок.

Инфр-ра рынка – обслуж-щая часть любой функц-ной структуры. Рыночная инфр-ра – совок-ть организ-но-правовых форм (кред-я, эмиссионная, налоговая, тамож-я системы, системы коммуникации, системы страх-я, предприним-тва и др.) и субъектов рынка, обеспеч-щих его функционир-е (предпр-я опт-й и розн-й торговли, ярмарки и аукционы, разл-го вида биржи, банки, налоговые инспекции, подразделения тамож-й службы, предпр-я связи, рекл-е фирмы и др.) В основу типового разнообразия положены масштабы их дея-ти, выделяют типы: 1) общенац-го (федерального) – реализуют тов-ы по всей территории страны (районы Кр-го Севера, Дальнего востока); 2) регионального уровня (обесп-ют тов-ми регион-е товарные рынки). Каждый тип оптовых пред-тий м/б разл-го вида: 1) независ-е оптовые торговцы (посредники) специализирующиеся на оптовой торговой деят-ти. Осущ-ют полный комплекс закупочно-сбытовых операций с переходом права собств-сти на товар к оптовому звену. 2) посреднические структуры, не использ-е в своей деят-ти перехода к ним права собст-ти на товар (дистрибьюторы, предпр-я-брокеры, предпр-я-агенты) и 3) организаторы оптового оборота (биржи, торговые дома, ярмарки-выставки, аукционы, оптовые рынки). Основные типы оптовых посред-в – это дистрибьюторы, сбытовые агенты, комиссионеры, товарные брокеры и маклеры, консигнаторы, поверенные, дилеры, независ-е оптовики-купцы и др. В завис-ти от функций и набора предоставл-х услуг, посредники делятся на виды: 1)универсальные посредники (дистрибьюторы, оптовики-купцы) – осущ-ют весь комплекс функций организационно-коммерческой деят-ти: покупку тов-в за свой счет, их транспорт-ку и хранение, преобразование производ-го ассорт-та в торговый, кредитование потреб-лей и авансирование поставщ-в, рекламирование, консультации и др. 2)Специализированные – концентрируют свою деят-ть на отдельных ф-циях (комиссионеры –подыскиваю партнеров, подпис-ют контракты от своего имени, но исполняют их за счет продавца или пок-ля; чистые посредники – не имеют в своем распоряжении товар, выполняют условие реал-ции произв-ля (брокеры); агенты промышл-ных фирм – действуют на основе договоров-поручений или простого посредн-ва, заключает договор о поставке от имени произв-ля и за его счет). По признаку подчиненности (поставщикам или пок-лям) поср-ки делятся на:- независ-е посредники (приобр-ют товар на основе договора купли-продажи); - формально независ-е посредники (д-ют на основании договора-поручения (торг-й агент), договора-комиссии (комиссионер); -поверенные (действ-ие на основе договора-поручения от имени и за счет доверителя); -агенты (не берут на себя право собств-ти на товар и выполняют лишь огранич-е число функций, содействуя купли-продажи);- завис-е посредники (явл-ся полномочными агентами по сбыту и оказ-ют влияние на политику цен, сроки и условия продажи тов-в, работают на основе срочных и бессрочных трудовых соглашений (брокер – свести покупателя с продавцом и помочь им договорится, Бр-ру платит тот, кто его привлек. Бр-р не держит тов-х запасов, не прин-ет участия в фин-нии сделок, не прин-ет на себя никакого риска; консигнатор – продавец кред-ет посредника на срок реал-ции товара (под реализ-ю). Организаторы оптового товарооборота: Биржи – специально оборудованное место для торг-ли т.е. организованный товарный рынок в рамках кот в соответст. с установленными правилами совершаются сделки по купле-продаже опред-х видов тов-в. Торг-е дома – это крупная оптово-розн-я фирма, т.е. торгово-посредн-я структура, осуществляющая торгово-закупочные операции с предост-ем клиентам широкого спектра услуг и с активным влиянием на произ-во. Ярмарки-выставки – кратковр-е, период-ки и в основном в одном и том же месте проводимое мероприятие где большое кол-во предприятий (экспоненты) с помощью образцов (экспонатов) предст-ют объективный масштаб тов-в и услуг одной или неск. отрослях, для того чтобы предпр-ль-коммерсант четко представлял их предпр-кие возм-ти и имел возможн-ть заключить прямые торг-е сделки. Аукционы – продажа тов. Облад-х индивид-ми свойствами, осуществл. продажи с публичного торга в заранее определенное время и месте. Посредник на рынке недвижимости, консультационные посредники, аудит и т.п. С их помощью можно выполнять более эф-но след-е функции: 1) стимулир-е сбыта тов-услуг . Оптовики расп-ют персоналом, кот помогает произв-лю охватить множ-во мелких клиентов при сравнительно небольших затратах. Оптовик имеет больше деловых связей. Покуп-ль, как правило, больше верит оптовику, чем какому-то далекому произв-лю; 2) закупка и формир-е ас-та тов-в. Оптовик может подобрать изделие и сформир-ть необход-й тов-ный ас-т, избавив клиента от значит-х хлопот; 3) разбивка круп-х партий на мелкие. Оптовики обеспеч-ют клиентам значит-ю экономию ср-в закупая т-ры вагонами, разбивая большие партии на мелкие; 4) складир-е. Оптовики хранят товар-е запасы, способствуя тем самым снижению соответ-щих издержек пост-ка и потребителей; 5) транспортировка. Оптовики обеспеч-ют более оперативную доставку т-ров. Они находятся ближе к клиентам, чем производители т-ров; 6) финансир-е. Оптовики фин-ют своих клиентов, предоставляя им кредит, а заодно и поставщиков, заблаговременно выдают заказы и вовремя оплач-ют счета; 7) принятие риска; 8) предост-е инф-ции о рынке. Оптовики пред-ют своим пост-кам и клиентам инф-цию о дея-ти конкурентов, о новых това-х, динамике цен и т. д.; 9) услуги по управл-ю, консультац-е услуги; помощь розничным торговцам совершенств-ть деят-ть, принимая участие в разработке схемы магазина, устройстве экспозиции тов-в, обучении продавцов, а также в орг-ции бух учета и управлении запасами тов-в.

4.Структура отрасли «Общая коммерческая деятельность» и краткая характеристика.

Наименование отраслей входящих в струткуру ОКД:


















Общекоммерческая деятельность по обеспечению функционирования рынка: специалисты по лизингу, независимые консультанты, юристы, агенты по недвижимости и др.

Жилищно-коммунальное хозяйство; непроизводственные виды бытового обслуживания населения

Здравоохранение, физическая культура и социальное обеспечение

Образование

Культура и искусство

Наука и научное обслуживание

Финансы, кредит, страхование, пенсионное обеспечение, страхование, консалтинг, юр. услуги

Другие виды деятельности, т.е. все отрасли в которых ведется коммерческая деятельность (не относящиеся к гос. Сектору)


5.Место отрасли «Общая коммерческая деятельность» в народном хозяйстве.

6.Сущность коммерческой деятельности как рыночной категории.

К.Д.- составная часть предпринимательства, выражается в совокупных процессах и операциях направленных на совершенствование актов купли-продажи тов./услуг в целях удовлетворения покупательского спроса и получения прибыли (От латинск. (Commercium – т.е. торговля) Рынок К.Д. – это сфера товарного обращения при организации к.д. предприятия, необходимо соблюдение принципов –самостоятельность, равноправие субъектов рынка: - приспосабливаемость коммерч. функций к изменениям на рынках: - тесная взаимосвязь к. д. с маркетингом и менеджментом; - ответственность за взятые обязательства перед субъектами рынка (поставщиками, потребителями); -предвидение и предовращение комм. рисков. Объектом К.Д. явл. – товары/услуги; Субъектами- сфера тов. обращения. Основными задачами К.Д. явл. – изучение и прогнозирование емкости регионального и тов. рынков, - развитие и совершенствование рекламно-информационной деят-ти, -координация закупочных работ среди поставщиков и потребителей, - удовлетворение потребностей населения, - выбор необходимого сегмента рынка, - организация сбыта и продвижения тов., - грамотное и эффективное формирование ассортиментной и ценовой политики предприятия. Осн. функции К.Д. – новаторская – содействие процессу продуцирования новых идей (технических, организационных, управленческих), осуществление опытно-конструкторских разработок, создание нов. тов./услуг и т.п.; -организационная – внедрение новых форм и методов организации производства, рациональное объединение форм единичного разделения труда и основных элементов производственной системы, контроль за ними; - хозяйственная – наиболее эффективное использование трудовых, материальных, фин-х, интеллектуальных, информационных ресурсов.; -личностная – самореализация предпринимателя как личности ч/з достижение собственной цели, получение удовлетворения от собственной работы. Содержание К.Д. – коммерция явл. неотъемлемой частью деят-ти промышл. предприятия в условиях рынка. Процессы и операции происходящие в к.д. бывают 2х типов.:1)Чисто торговый – направлены на осуществление актов купли-продажи с целью получения прибыли и связанные со сменой форм собственности. Производственные процессы происходящие в коммерческой деят. явл. продолжением производства в сфере товарнго обращения (доставка тов. от производит. к потребит., покупателям, управление тов. запасами, хранение, упаковка, подсортировка, расфасовка..)2)производственный-к.д. производственная закупочная(мат-но-технич. обеспечение), сбытовая. Для достижения в к.д. поставленных задач необходимо учитывать основные принципы: - тесная взаимосвязь к.д. и маркетинга, - гибкость к.д. направленность на изменения требований рынка,-умение предвидеть коммерческие риски,-выделение приоритетов, проявление личной инициативы,-высокая ответственность за принятые обязательства по сделкам купли-продажи, -нацеленность на достижение конечного результата –прибыли. Коммерческие отношения развиваются в условиях эк. свободы субъектов деловых отношений. Где предполагается – умение управлять финансами, ориентация на максимум получение прибыли, выгодные способы ее капитализации, умение принимать коммерческий риск, приспосабливаемость организации структуры предприятия к изменениям в потребностях рынка, полное равноправие партнеров.
7.Субъекты и объекты коммерческих операций. Принципы и приемы коммерции.

Субъектами- сфера тов. обращения.

Объектом К.Д. являются – товары/услуги;
8.Организационные формы коммерческо-посреднической деятельности.


9.Государственное регулирование рынка и роль оптово-посреднических структур.

Отношение к государственному вмешательству в рыночную экономику было различным на разных этапах ее становления и развития. Во всех экономических системах государство регулирует экономику. Подобное регулирование в современных рыночных условиях осуществляется в меньших масштабах, чем в административно-командной системе, тем не менее, экономическая роль государства велика, особенно по сравнению с системой свободной конкуренции. Государственное регулирование экономики в условиях рыночного хозяйства представляет собой систему типовых мер законодательного, исполнительного и контролирующего характера, осуществляемых правомочными государственными учреждениями и общественными организациями в целях стабилизации и приспособления существующей социально-экономической системы к изменяющимся условиям. Основные функции государства: создание и регулирование правовой основы функционирования экономики; антимонопольное регулирование; проведение политики макроэкономической стабилизации; деятельность в сфере распределения доходов. Функции определяют тот необходимый минимум вмешательства государства, без которого не может нормально функционировать рыночный механизм.

В развитии экономики государств очень часто приходится корректировать те недостатки, которые имеет рынок.

1. Рынок не способствует сохранению невоспроизводимых ресурсов и защите окружающей среды;

2. Не может регулировать использование ресурсов, принадлежащих всему человечеству (запасы рыбы);

3. не создает стимулов для пр-ва товаров и услуг коллективного пользования;

4. не гарантирует права на труд и доход;

5. не обеспечивает развития фундаментальных исследований в науке;

6. рынок подвержен нестабильному развитию с присущими ему инфляционными процессами.

Поэтому государство берет на себя ответственность за создание относительно равных условий для взаимного соперничества фирм, эффективной конкуренции, за ограничение монопольного пр-ва.

Исторически сложились два ведущих методологических подхода к регулированию рыночной экономики:

1. Кейнсианская школа - за регулирование хоз. механизма;

2. Доктрины консервативного направления, т. е. те, к-рые за невмешательство государства в экономическую жизнь.

Гос. регулирование эк-ки - целенаправленный координирующий процесс управленческого воздействия правительства на отдельные сегменты внутренних и внешних рынков посредством микро- и макроскопических регуляторов целедостижения равновесного роста общей экономической системы.

Генеральные цели гос. рег.:

1. достижения эконом. и соц. Стабильности;

2. обеспечение национальных эконом. преимуществ;

3. обеспечение эконом. безоп. Страны;

4. адаптация рыночного механизма к различным целям.

Типы гос. регулирования:

1. полный гос. монополизм в управлении нар. хоз-вом.

2. различные варианты сочетания рыночных и гос. регуляторов (Фр).

3. крайний либерализм, признающий эффективность только частного предпринимательства (США).

Деятельность пр-ва:

1. обеспечение правовой базы, способствующей эффективному функционированию рыночной системы;

2. защита конкуренции;

3. перераспределение доходов и богатства;

4. корректировка распред. ресурсов с целью изм. Структуры нац. Продукта.

5. контроль уровня занятости и инфляции

6. стимулирование эконом-го роста отраслей пр-ва.

Комплексное использование методов и инструментов гос-го регулирования образует макромаркетинг национальной экономики. Он является комплексным методом, охватывающим одновременно все фазы воспроизводства и экономического роста территорий и региональных подсистем.

10. Экономические границы отрасли «Общая коммерческая деятельность» и факторы, их определяющие.
11.Отрасль «Общая коммерческая деятельность» и эффективность функционирования национальной экономики.

12.Причины размещения предприятий отрасли. Значение рационального размещения предприятия.
13.Обоснование экономической эффективности размещения.

14.Размер предприятия и факторы, его определяющие. Концентрация предприятий в отрасли.

Существуют два основных параметра для оценки уровня рыночной концентрации: численность продавцов на рынке (производителей в отрасли) и распределение рыночных долей фирм, реализующих товар на данном рынке. Уровень концентрации считается выше, если на рынке функционирует меньшее число фирм. При одинаковом числе фирм на рынке уровень концентрации выше, чем больше неравномерность в распределении рыночных долей.

Для измерения рыночной концентрации используются показатели или индексы концентрации

Требования к индексам

Графически концентрация на конкретном отраслевом рынке анализируется с помощью кривых концентрации.

Критерии оценки показателей рыночной концентрации Ханы и Кея:

Ранжирование отраслей с помощью кривых концентрации. Индекс концентрации больше, если кривая концентрации одной отрасли на всем протяжении лежит выше кривой концентрации другой отрасли;

Принцип трансферта объема продаж. Передача права на реализацию товара от маленькой фирмы должна увеличить уровень концентрации в отрасли. Условие входа и выхода. Вход на рынок небольшой фирмы должен понизить уровень концентрации и наоборот. Поглощение или слияние фирм. Слияние двух и более фирм увеличивает уровень концентрации.

Показатели концентрации: коэффициент концентрации, индекс Герфиндаля-Хиршмана, индекс энтропии, коэффициент Джинни.

Обратная величина к числу фирм в отрасли (1/n) представляет простейший индекс концентрации. Он ранжирует отрасли от большего уровня концентрации к меньшему, не придавая значения относительному размеру фирм в отрасли, что определяет ограниченность практического применения данного индекса.

Коэффициент концентрации. Измеряется как сумма рыночных долей крупнейших фирм, действующих на рынке:

Ck = ? Yi, i =1, 2...k, где Yi - размер фирмы (например, рыночная доля); k - количество фирм, для которых рассчитывается показатель.

Индекс концентрации измеряет сумму долей k крупнейших фирм, на рынке. Для одного и того же числа крупнейших фирм, чем больше индекс концентрации, тем дальше рынок от идеала совершенной конкуренции. Однако информация, которую дает нам индекс концентрации, далеко не достаточна для характеристики рынка. Показатель индекса концентрации не говорит о том, каков размер фирм, которые не попали в выборку k, а также об относительной величине фирм из выборки. С этой особенностью индекса концентрации связана возможная неточность при его использовании.

Индекс Херфиндаля-Хиршмана (Herfindal-Hirshman Index)

Определяется как сумма квадратов долей всех фирм, действующих на рынке: HHI = ?Yi2, i = 1, 2,...,n. Индекс Херфиндаля-Хиршмана принимает значения от 0 (в идеальном случае совершенной конкуренции, когда на рынке бесконечно много продавцов, каждый из которых контролирует ничтожную долю рынка) до 1 (когда на рынке действует только одна фирма, производящая 100% выпуска). Если считать рыночные доли в процентах, индекс будет принимать значения от 0 до 10 000. Чем больше значение индекса, тем выше концентрация продавцов на рынке.

С 1982 года индекс Херфиндаля-Хиршмана служит основным ориентиром при осуществлении антимонопольной политики США. Его основным преимуществом служит способность чутко реагировать на перераспределение долей между фирмами, действующими на рынке. Значение индекса Херфиндаля-Хиршмана прямо связано с показателем дисперсии долей фирм на рынке, так что: HHI = n?2 + 1/n, где ?2 - показатель дисперсии долей фирмы на рынке, равный ?2 = ?(Yi –)/ n; причем - средняя доля фирмы на рынке = 1/n; n - число фирм на рынке. Приведенная формула позволяет нам разграничить влияние на индекс Херфиндаля-Хиршмана числа фирм на рынке и распределения рынка между ними. Если все фирмы на рынке контролируют одинаковую долю, показатель дисперсии равен нулю, и значение индекса Херфиндаля-Хиршмана обратно пропорционально числу фирм на рынке. При неизменном числе фирм на рынке чем больше различаются их доли, тем выше значение индекса.

Индексы Хана и Кея. Это более общий класс индексов концентрации, но присваивающий разные веса фирмам отрасли:1 (1.1.), где а=const>0, значение которой определяется исследованием. При а=2 индекс превращается в индекс Г-Х. Параметр а вводит степень свободы в процесс измерения концентрации. Увеличивая значения а можно придать больший вес более крупным фирмам, функционирующим на рынке—это главное достоинство индексов.

Индекс энтропии. Показывает среднюю долю фирм, действующих на рынке, взвешенную по натуральному логарифму обратной ей величины: E = ?Yi ln(1/Yi), i = 1, ,n. Индекс энтропии представляет собой показатель, обратный концентрации: чем выше его значение, тем ниже концентрация продавцов на рынке. Энтропия измеряет неупорядоченность распределения долей между фирмами рынка: чем выше показатель энтропии, тем ниже возможности продавцов влиять на рыночную цену. Для сравнения показателей энтропии на разных рынках часто используют относительный показатель энтропии. E = 1/n ?Yi ln(1/Yi), i = 1, ,n.2

Коэффициент Джини. - Cтатистический показатель, основывающийся на кривой Лоренца. Кривая Лоренца, отражающая неравномерность распределения признака, для случая концентрации продавцов на рынке показывает взаимосвязь между процентом фирм на рынке и долей рынка, подсчитанной нарастающим итогом, от мельчайших до крупнейших фирм. Индекс Джини представляет собой отношение площади, ограниченной фактической кривой Лоренца и кривой Лоренца для абсолютно равномерного распределения рыночных долей (так называемой «кривой абсолютного равенства») к площади треугольника, ограниченного кривой Лоренца для абсолютно равномерного распределения долей и осями абсцисс и ординат.

Коэффициент вариации. Это отношение стандартного отклонения в распределении рыночных долей к среднему значению размера фирмы. Он оценивает меру разброса в распределении рыночных долей.
15.Экономическая эффективность концентрации предприятий.
16.Концентрация и монополия. Концентрация и олигополия.
17.Вертикальные и горизонтальные слияния и поглощения.

В принципе, в специальной литературе подобная деятельность называется одним словом – слияния (mergers), под которой в широком смысле понимается такой процесс, в ходе которого из нескольких компаний образуется одна. Однако юридическая наука и бухгалтерский учет требуют дробления данной категории на процедуры по слиянию (mergers) и поглощению (acquisitions). Проще всего эти два понятия можно охарактеризовать следующим образом.

В результате слияния несколько компаний объединяются в одну. При этом, как правило, существует одна "приобретающая" компания, выступающая инициатором подобной сделки и обладающая более мощным экономическим потенциалом. Отличительной чертой сделки слияния компаний является то, что акционеры "приобретаемой" компании после объединения сохраняют свои права на акции, но уже нового, объединенного акционерного общества.

Процедуру поглощения отличает то, что здесь приобретающая (поглощающая) компания выкупает у акционеров приобретаемой (поглощаемой) компании все или большую часть акций. Таким образом, акционеры поглощаемой компании теряют свои права на долю в капитале новой объединенной компании.

Здесь необходимо остановиться на том, что под деятельностью по слияниям и поглощениям понимается не только приобретение полностью или большей части какого-либо хозяйствующего субъекта, но также и отчуждение, продажа подразделений, дочерних компаний, изменение структуры собственности фирмы. . Слияния и поглощения представляют собой процедуру смены собственника или изменению структуры собственности компании, являясь конечным звеном в системе мер по ее реструктуризации.

Целью слияний и поглощений является увеличение благосостояния акционеров и достижение конкурентных преимуществ на рынке.
18.Горизонтальная и вертикальная интеграция.

Вертикальная интеграция означает соединение в рамках одной фирмы последовательных стадий производства товара: так, например, автомобильная фирма является собственником сталелитейного завода; нефтеперерабатывающий завод владеет сетью бензоколонок. Вертикальная интеграция создает дополнительную рыночную власть фирмы на обоих рынках технологического процесса, не допуская конкурентов либо к факторам производства, либо к рынкам сбыта, сокращая тем самым напряженность конкуренции на рынке.

Свидетельством осуществления фирмой монопольной власти служит высокая степень вертикальной интеграции. Этот фактор монопольной власти имеет большое значение для российской промышленности, традиционно отличающейся достаточно жесткими вертикальными связями.

Вертикальная интеграция предполагает, что фирма, действующая на данном рынке, является также собственником либо ранних стадий (интеграция первого типа, интеграция ресурсов), либо поздних стадий (интеграция второго типа, интеграция конечного продукта) производственного процесса. Примером вертикальной интеграции может служить фирма по производству автомобилей, владеющая сталелитейным заводом, который обслуживает ее потребности в стали, — интеграция первого типа.

Интеграцией второго типа может быть, например, нефтеперерабатывающий завод, который владеет сетью бензоколонок. Конечно, выделение типов интеграции является довольно условным, поскольку зависит от того, фирму какого именно рынка мы рассматриваем. Так, во втором примере если мы в центр анализа поставим рынок бензина, то данную компанию целесообразнее рассматривать как интеграцию ресурсов, чем как интеграцию продукта.

Вертикальная интеграция предоставляет фирме большую рыночную власть, чем та рыночная власть, которой обладала бы фирма, исходя только из объема своих продаж на данном рынке. Вертикально интегрированная фирма обладает дополнительными конкурентными преимуществами, так как она может в большей степени снижать цену товара или получать большую прибыль при данной цене, благодаря более низким издержкам либо по закупке факторов производства, либо по продаже конечного продукта, связанным с экономией интеграции. Тем самым интеграция дает возможность получать дополнительные финансовые ресурсы. Преимущества вертикальной интеграции тем больше, чем больше размеры головной фирмы.

Вертикальная интеграция создает также новые барьеры для входа: если одна из фирм, действующих на рынке, является крупнейшим собственником факторов производства или рынков сбыта конечной продукции, новым фирмам труднее получить доступ на этот рынок, поскольку данная фирма может всегда отказаться поставлять ресурсы новой фирме или делать это на очень невыгодных для нее условиях. Поэтому новая фирма может войти на такой рынок только будучи сама вертикально интегрированной, что порождает проблему дополнительных финансовых ресурсов (увеличения минимально эффективного объема выпуска в денежном выражении) и делает опасность входа менее реальной.

Показателем вертикальной интеграции в отрасли служит отношение добавленной стоимости к выручке от продаж. В целом чем выше степень вертикальной интеграции, тем выше будет этот показатель. К использованию этого показателя следует подходить осторожно, поскольку его динамика будет отражать не только изменение степени вертикальной интеграции, но и изменение цен выпуска и цен используемых предприятием ресурсов.

Стимулы к ви:


19.Диверсификация.

Рынки бывают:

Дифференциация продукта (ДП) тем выше, чем меньшими заменителями являются товары. Основа ДП – субъективные предпочтения потребителей – продукты дифференцированы только потому, что сами покупатели рассматривают разные марки как разные товары. По мере роста ДП значение ценовой конкуренции понижается, а конкурентоспособность все больше определяют неценовые методы – качество, обновление, реклама и т.п.

ДП бывает:

Горизонтальная – связана с различием потребительских характеристик товаров, удовлетворяющих разные вкусы.

Вертикальная – связана с различием качества товаров, удовлетворяющих одинаковые вкусы.

Выбором потребителя управляют различные факторы:

Конкурентоспособность товаров зависит:

Платежеспособный спрос (ПС) также влияет по-разному:

При горизонтальной: рост ПС ведет к росту вкусов и предпочтений, к входу новых фирм, к снижению концентрации продавцов. Снижение ПС – уменьшение кол-ва продавцов и торговых марок.

При вертикальной: рост ПС – вытеснение низкокачественных высококачественными, концентрация продавцов и монопольная власть увеличивается.

Измерение дифференциации продукта

Недостаток их связан с тем, что они отражают стратегическое поведение продавцов, нежели субъективное отношение покупателя к товарам разных фирм (что явялется основой ДП).

Бренд. Появились в Египте, ремесленники ставили клеймо на предмет роскоши. Огимли - комплексное представление о бренде.

Бренд – это некое представление о продукте у определенного сегмента покупателей. Это представление может сформироваться стихийно и направленно (если направленно – это бреддинг). Окорева «Фин. бизнес»: Бренд – это более чем графическое и словесное обозначение. Права на товарный распространены на различный дизайн и упаковку, и бренд содержит менее различные свойства детали упаковки, рецепт и, относящийся к нему ноу-хау, слоганы и знаки, связанные с брендом.

Бренд – совокупность имиджевых, эксплуатационных, технических и других х-к товара, позволяющего собственнику данной марки использовать бренд в качестве материального актива.

Атрибуты бренда: позитивные, негативные. Х-ки бренда: Имидж – уникальный набор ассоциаций, которые в данный момент находятся в умах потребителей. Индивидуальность – физическая, психологическая.
20.Экономическая эффективность специализации и кооперирования: методика определения.
21.Стандартизация, унификация и типизация как организационные основы специализации и кооперирования.

22.


23. Источники и причины рыночной власти. Показатели при измерении

рыночной власти.

Market Power Рыночной, или монопольной, властью называется способность фирмы (или группы фирм) повысить цену и поддерживать ее выше уровня, обусловленного конкуренцией. Использование рыночной власти приводит к уменьшению объема производства и снижению...Власть фирмы действующей на отраслевом рынке имеет, по крайней мене 3 разновидности. Рыночная власть, возникает при контроле над поведением, и не обязательно над собственностью фирм. Монопольная власть - частный случай рыночной власти фирмы, когда фирма устанавливает контроль над собственностью и поведением агентов рынка. Экономическая власть распространяются за пределы рынка, и фирма приобретает возможность влиять на внешние ограничения. В литературе можно встретить различные взгляды, касающиеся проявления рыночной власти фирм. Одни авторы говорят, что рыночная власть проявляется в способности фирмы устанавливать цену выше предельных затрат. Несколько иной подход предлагают соавторы Хэй и Моррис, которые говорят, что рыночной властью обладают активные фирмы. При расчете показателей рыночной власти фирм рассматриваются различные конкретизированные формы ее проявления. Коэффициент Бейна - стабильная экономическая прибыль фирмы; коэффициент Лернера - отклонение цены от предельных затрат; коэффициент Тобина - превышение рыночной стоимости фирмы над балансовой; коэффициент Папандеру - степень зависимости цены товара от изменений цен других; соотношение цены брэнда к стоимости капитала фирмы - получение фирмой дополнительного дохода за счет вертикальных ограничений. К вертикальным ограничениям относят: линейные цены, плату за франшизу, поддержание перепродажной цены, количественное фиксирование продаж.

Показатели монопольной власти

Подход к определению показателей монопольной власти основан на сравнении реальных рынков с рынком совершенной конкуренции. Насколько рынок приближается к идеалу свободной конкуренции, можно судить по поведению фирм в отношении цены и затрат: чем больше назначаемая фирмой цена отклоняется от предельных затрат, тем большей рыночной властью обладает фирма и тем в большей степени рынок становится несовершенным.

Из микроэкономики известны следующие соотношения между ценой и предельными затратами для разных типов рынков.



Результатом осуществления монопольной власти фирмой может служить полученная ею прибыль. Большинство специальных показателей монопольной власти так или иначе связаны с показателем прибыльности деятельности фирмы, а точнее, доходности капитала, используемого фирмой.

При определении доходности на капитал фирмы возникает ряд как теоретических, так и практических проблем. Основной концептуальной проблемой является разграничение бухгалтерской и экономической прибыли. Теоретические основы различия между ними рассматриваются в курсе микроэкономики. Более конкретно определение разницы между бухгалтерской и экономической прибылью - величины нормальной прибыли - дается финансовым анализом.

Нормальная прибыль является альтернативной стоимостью использования собственных ресурсов фирмы. Для акционерного общества важнейшим собственным ресурсом служит собственный, т. е. акционерный, капитал. Нормальная прибыль в этом случае равна максимальному доходу, который могли бы получить акционеры фирмы, инвестировав свои деньги иным образом, но в проекты с тем же уровнем риска. Считая, что в экономике существуют проекты с нулевым уровнем риска - вложения денег в государственные ценные бумаги, - идентификация альтернативной стоимости собственного капитала акционерного общества сводится к определению того, насколько доходность инвестирования в конкретный проект должна превышать доходность вложений в государственные ценные бумаги в качестве вознаграждения за риск.

Основой для определения нормальной прибыли служит модель ценообразования на капитальные активы (САРМ - capital asset pricing model - англ.), показывающая, насколько доходность на инвестиции должна превосходить доходность по безрисковым вложениям. Для акционерных обществ, чьи акции котируются на фондовом рынке, требуемая норма доходности (обеспечивающая инвестору равную полезность отдачи от вложений в безрисковые активы и в акции конкретной фирмы) равна



где R'- требуемая норма доходности; Rf - норма доходности по безрисковым активам; - - коэффициент ценной бумаги, отражающий риск инвестирования в акции фирмы по сравнению с риском рыночного портфеля; Rm - доходность по данному активу; E - символ математического ожидания.

Таким образом, E(Rm)-Rf является рыночной премией за риск, отражающей превышение доходности инвестирования в рыночный портфель по сравнению с доходностью вложения в безрисковые активы.

По оценкам Мирового банка в 1995 г. в России рыночная премия за риск составляла приблизительно 100% годовых (в номинальном выражении, т. е. без поправки на инфляцию); средняя доходность инвестиций в безрисковые активы - около 80%. Следовательно, для рыночного портфеля в целом требуемая норма доходности составляла 180%.

Для конкретных инвестиций требуемая норма доходности зависит от того, насколько существенно изменение конъюнктуры фондового рынка влияет на курсовую стоимость ценной бумаги. Если курс ценной бумаги слабо реагирует на изменение рыночной конъюнктуры и фондового индекса (показатель в этом случае меньше 1), требуемая норма доходности может быть меньше 180% (например, для необходимая норма доходности составила бы 160%). Напротив, при показателе , превышающем 1, необходимая норма доходности превысила бы 180% в номинальном выражении.

В мировой практике требуемая норма доходности на собственный капитал и служит эквивалентом нормальной прибыли. Для российских фирм проблема оценки нормальной прибыли несколько усложняется из-за различий учета цены использования заемных средств предприятия. В мировой практике цена заемных средств безусловно включается в затраты. В России до настоящего времени в затраты не включаются проценты по облигациям, выпущенным предприятием, и часть процентных выплат по банковским кредитам. Очевидно, возникает необходимость при определении нормальной прибыли в наших условиях включать в нее и выплату цены заемных средств из названных источников, несмотря на то что с точки зрения экономической теории и здравого смысла они служат заемными средствами и должны были бы относиться к затратам. В этом случае для определения нормальной прибыли следует использовать показатель средневзвешенной стоимости капитала (WACC - weighted average cost of capital - англ.), учитывающий финансирование деятельности фирмы из заемных источников.



где R' - требуемая норма доходности на собственный капитал; d - доля собственного капитала в капитале фирмы; R"- средняя ставка процента за пользование заемным капиталом (имея в виду названные выше источники заемного капитала, процент по которым не включается по российскому законодательству в затраты фирмы).

Таким образом, мы видим, что ставка нормальной прибыли для фирмы зависит:

- от доходности безрисковых вложений;

- от средней рыночной премии за риск;

- от риска инвестирования в акции конкретной фирмы;

- от пропорции собственного и заемного капитала в общем объеме капитала фирмы.

Большинство показателей монопольной власти явно или неявно оценивает либо величину экономической прибыли, либо разницу между ценой и предельными затратами. Для оценки поведения фирмы на рынке и вида рыночной структуры используют следующие показатели: индекс Бэйна (норма экономической прибыли), индекс Лернера, коэффициент Тобина, индекс Папандреу.

Индекс Бэйна

Индекс Бэйна показывает экономическую прибыль на один доллар собственного инвестированного капитала. Он определяется как:



В условиях конкуренции на товарных рынках и эффективного финансового рынка индекс Бэйна должен быть одинаков (нулевой) для различных видов активов.

При вычислении и использовании индекса Бэйна возникает ряд трудностей.

- Оценка стоимости капитальных активов и величины амортизации. Часто для прикладных расчетов используют не экономические, а бухгалтерские величины. Бухгалтерское определение капитала исходит из исторической стоимости активов за вычетом амортизации. Однако его продажная цена на сегодня может отличаться от этой величины, что искажает базу для расчетов.

Трудности связаны и с подсчетом обесценения. В бухгалтерском учете используются различные формулы подсчета амортизации (линейная, ускоренная или замедленная амортизация). Но все они исходят из фиксированного срока службы капитальных активов. Если же капитал служит и за пределами амортизационного срока, обесценение капитала не учитывается в бухгалтерском учете, хотя экономические затраты продолжают иметь место.

- Оценка расходов на нематериальные активы (прежде всего на рекламу и научно-исследовательские и опытно-конструкторские разработки). Эти расходы по влиянию на поведение фирмы подобны капитальным затратам: они совершаются в один год, а доход могут приносить в течение нескольких лет. Если эти расходы учитываются как текущие затраты, а не как капитальные, то величина нормы доходности также может искажаться.

- Учет налогов на прибыль. Поскольку фирмы вынуждены платить налоги на прибыль, инвесторов интересует только та величина, которая остается у фирмы за вычетом налогов. Конкуренция среди инвесторов приводит к выравниванию нормы прибыли после уплаты налогов для различных видов активов. Если активы подвергаются налогообложению по различным ставкам, то норма доходности на активы без учета налогов будет сильно варьировать даже в условиях конкурентных рынков.

- Учет риска. Адекватное сравнение рентабельности требует учета рискованности вложений капитала, поскольку различия в рентабельности могут вызываться не столько конкурентными причинами, сколько разной степенью рискованности проектов в разных отраслях. Для компаний, чьи акции котируются на бирже, в странах с развитым финансовым рынком существует возможность оценки риска на основе различных показателей ценных бумаг. Для компаний, не являющихся акционерными обществами или чьи акции не обращаются на бирже, оценка параметров риска инвестиций гораздо сложнее.

Эмпирические результаты вычисления рентабельности исходят из сравнения рентабельности по безрисковым активам (в США - государственные краткосрочные облигации) со средними значениями по экономике в целом и по ее отдельным отраслям. Так, для сравнения можно привести данные американских ученых Б. Фроменти и Д. Йоргенсона,12 которые вычислили рентабельность для ряда отраслей промышленности США за период с 1948 по 1976 г. Они установили, что в среднем годовая рентабельность составила около 11%. За этот же период средний процент, уплачиваемый держателям государственных безрисковых облигаций, равнялся 3.8% годовых. То есть норма доходности в промышленности значительно превосходила норму доходности на облигации. Кроме того, мы видим, что нормы доходности сильно варьируют по отраслям, причем Фроменти и Йоргенсон установили, что эти вариации сохраняются на протяжении всего исследуемого периода, что свидетельствует о слабых переливах капитала между отраслями и о наличии сильных барьеров для входа в отраслях. Если бы барьеры между отраслями не существовали и капитал свободно перемещался между ними, рентабельность вложений капитала в разные отрасли выравнивалась бы на протяжении длительного времени. Еще одно возможное объяснение этим устойчивым различиям состоит в разной степени рискованности вложений для разных отраслей.



Индекс Лернера

Индекс Лернера как показатель степени конкурентности рынка позволяет избежать трудностей, связанных с подсчетом рентабельности. Мы знаем, что цена и предельные затраты связаны друг с другом посредством эластичности спроса по цене. Тогда индекс Лернера имеет следующий вид:



где Ed - эластичность спроса по цене на продукцию данной фирмы.

На конкурентном рынке эластичность спроса по цене для отдельной фирмы бесконечна, а потому цена равна предельным затратам. Следовательно, степень отклонения цены от предельных затрат может служить показателем неконкурентности рынка и степени монопольной власти фирмы.

Так как вычислить предельные затраты фирмы непосредственно невозможно, то их принимают приблизительно равными средним затратам и используют следующую формулу:



где С - средние условно переменные затраты; r - нормальная прибыль (% от используемого капитала); d - норма амортизации; K - величина капитальных активов; Q - объем выпуска.

Значение индекса Лернера можно прямо связать с индексом Херфиндаля-Хиршмана для олигополистического рынка, предположив, что он описывается моделью Курно. Модель Курно основана на предположении, что устанавливающая объем продаж фирма считает объем продаж других фирм неизменным. Тогда предельную выручку можно выразить следующим образом:



где qi - объем производства (продаж) i-той фирмы; Q - рыночный объем продаж.

Преобразовав второе слагаемое, это выражение можно записать так:



Поскольку qi/Q представляет собой долю i-той фирмы на рынке, справедливо равенство



где Yi - рыночная доля фирмы; Ed - показатель эластичности рыночного спроса.

Учитывая, что равновесие i-той фирмы достигается при MRi = MSi, и подставив соответствующее значение в формулу индекса Лернера, получим



Средний для отрасли индекс Лернера (когда весами служат доли фирм на рынке) будет вычисляться по формуле



где НHI - индекс концентрации Херфиндаля-Хиршмана.

Таким образом, мы видим, что на рынке олигополии существует экзогенная взаимосвязь между показателями концентрации и монопольной властью.

Р. Кларк, С. Дэвис и М. Уотерсон13 предложили следующую интерпретацию зависимости индекса Лернера от уровня концентрации с учетом согласованности ценовой политики фирм:

для фирмы -



для отрасли -



где b - показатель согласованности ценовой политики фирм (degree of collusion - степень сговора), принимающий значения от 0 (что соответствует взаимодействию фирм по Курно) до 1 (что соответствует заключению картельного соглашения). Чем выше показатель согласованности ценовой политики, тем меньше зависимость индекса Лернера для фирмы от ее доли на рынке, а для отрасли в целом - от концентрации продавцов. Сам показатель сговора оценивался исследователями на основании построения линейной регрессии, показывающей зависимость индекса Лернера для фирмы от ее доли на рынке: Li = c + d .Yi . Показатель b в этом случае был равен b = c / (c+d). Такой прием основывается на том, что при некооперативном поведении продавцов в модели Курно значение индекса Лернера линейно зависит от доли фирмы на рынке (показатель c равен нулю). Напротив, в рамках картельного соглашения индекс Лернера не зависит от доли фирмы на рынке (напомним, что по условию максимизации прибыли картеля предельная выручка на рынке должна быть равна предельным затратам каждой фирмы, входящей в картель; следовательно, предельные затраты членов картеля предполагаются равными между собой). По оценкам этих исследователей, в 104 рассмотренных ими отраслях показатель согласованности ценового поведения изменялся от 0.039 до 0.536, причем полученные результаты хорошо согласовывались с другими данными о наличии или отсутствии согласованности в ценообразовании и определении выпуска продавцами.

Взаимосвязь между индексом Херфиндаля-Хиршмана и индексом Лернера является главным достоинством первого с точки зрения экономической теории. Это его свойство широко используется в эмпирических исследованиях.

Монопольная власть на российском рынке легковых автомобилей

Первые попытки применить методику определения монопольной власти на основе данных об эластичности остаточного спроса, т. е. спроса на продукцию отдельной фирмы, к анализу российских рынков уже производились, и они, на наш взгляд, наряду с выявлением ряда проблем частного характера показали, что в целом подсчет показателя монопольной власти не является невозможным. Так, при исследовании автомобильного рынка России,14 были получены следующие результаты о динамике индекса Лернера со II полугодия 1993 г. по II полугодие 1994 г.



Проведенное исследование показателя монопольной власти на автомобильном рынке в целом показало, что безусловно полученные абсолютные величины индекса Лернера следует трактовать очень осторожно. Однако их динамика, неравномерность распределения индекса Лернера между продавцами на рынке и т. д. могут послужить весьма интересной информацией, позволяющей оценить масштабы возможности каждого отдельного производителя влиять на рыночную цену.

Коэффициент Тобина

Коэффициент Тобина связывает рыночную стоимость фирмы (измеряемой рыночной ценой ее акций и облигаций) с восстановительной стоимостью ее активов:



где Р - рыночная стоимость активов фирмы; С - восстановительная стоимость активов фирмы, равная сумме расходов, необходимой для приобретения активов фирмы по текущим ценам.

Если фондовый рынок оценивает фирму больше, нежели составляет восстановительная стоимость ее активов, т. е. если P > C (q > 1 ), то это означает, что фирма получает дополнительную прибыль. Фактический или ожидаемый уровень прибыли в отрасли выше, чем необходим, чтобы удерживать фирму в данной отрасли.

К преимуществам использования этого показателя относится то, что он позволяет избежать проблемы оценки рентабельности и предельных затрат для отрасли.

Многочисленные исследования установили, что коэффициент q в среднем довольно устойчив во времени, а фирмы с высоким его значением обычно обладают уникальными факторами производcтва или выпускают уникальные товары, т. е. для этих фирм характерно наличие монопольной ренты. Фирмы с небольшими значениями q действуют в конкурентных или регулируемых отраслях.

Исследования коэффициента Тобина для различных отраслей американской промышленности привели к следующим результатам.15



Индекс Папандреу

Индекс монопольной власти Папандреу основывается на концепции перекрестной эластичности остаточного спроса, т. е. спроса на товар данной фирмы. Необходимым условием осуществления монопольной власти служит слабое влияние на объем продаж данной фирмы цен других фирм одного и того же рынка.

Однако сам по себе показатель перекрестной эластичности остаточного спроса не может служить показателем монопольной власти, так как его величина зависит от двух факторов, оказывающих противоположное влияние на монопольную власть: от числа фирм на рынке и от уровня заменяемости товара рассматриваемого продавца и товаров других фирм. Увеличение числа фирм на рынке приводит к снижению их взаимозависимости и соответствующему снижению показателя перекрестной эластичности остаточного спроса. На рынке совершенной конкуренции эластичность остаточного спроса на товар фирмы стремится к нулю. Снижение взаимозаменяемости товара фирмы и товаров других продавцов в результате углубления дифференциации продукта приводит к снижению эластичности остаточного спроса. Но точно так же и уход крупных продавцов с рынка, где действует рассматриваемая нами фирма, будет приводить к снижению ее зависимости от ценовых решений других фирм, к снижению эластичности остаточного спроса. По определению чистой монополии, продукт фирмы не должен иметь близких заменителей. Следовательно, если рыночная доля фирмы стремится к единице, т. е. структура рынка приближается к монопольной, то эластичность остаточного спроса (приближающегося к рыночному спросу) будет стремиться к нулю.

Кроме того, влияние ценовой политики других фирм на рынке на объем продаж рассматриваемой фирмы зависит от ограниченности мощности других фирм, от того, насколько они смогут в действительности увеличить объем собственных продаж и тем самым снизить долю рынка данной фирмы.

Для преодоления этой проблемы А. Папандреу в 1949 г. предложил так называемый коэффициент проникновения, показывающий, на сколько процентов изменится объем продаж фирмы при изменении цены конкурента на один процент:



где Qdi - объем спроса на товар фирмы, обладающей монопольной властью; Pj - цена конкурента (конкурентов); lj - коэффициент ограниченности мощности конкурентов, измеряемый как отношение потенциального увеличения выпуска к росту объема спроса на их товар, вызванного понижением цены.

Таким образом, мы видим, что структура рынка - это более сложное понятие, чем казалось бы на первый взгляд. Структура рынка имеет множество граней, что отражается в ее различных показателях. Мы рассмотрели показатели концентрации продавцов на рынке и обсудили их основные свойства. Значение концентрации продавцов на рынке чрезвычайно важно для определения рыночной структуры. Однако концентрация продавцов сама по себе не определяет уровень монопольной власти - способности влиять на цену.

Только при достаточно высоких барьерах входа в отрасль концентрация продавцов сможет реализоваться в монопольной власти - способности устанавливать цену, обеспечивающую достаточно высокую экономическую прибыль. Мы охарактеризовали основные типы барьеров входа в отрасль, в основном барьеров нестратегических, не зависящих от сознательных действий фирм.

Наконец, мы рассмотрели основные показатели, позволяющие характеризовать уровень монопольной власти на рынках, и проблемы, связанные с их измерением.

Структура рынка не является экзогенным фактором экономики и подвержена влиянию поведения фирм, действующих на рынке. В дальнейшем мы рассмотрим, как стратегическая ценовая и неценовая политика фирм влияет на характеристики рынка.
24., 25., 26., 27

28. Барьеры при вхождении в отрасль как фактор поведения доминирующей фирмы.

Барьеры входа на рынок и выхода с рынка являются важнейшими характеристиками структуры рынка.

Барьеры входа на рынок - такие факторы объективного или субъективного характера, из-за которых новым фирмам трудно, а подчас и невозможно начать свое дело в выбранной отрасли. Благодаря такого рода барьерам, фирмы, уже действующие на рынке, могут не опасаться конкуренции.

К таким же результатам приводит и наличие барьера выхода из отрасли. Если выход из отрасли в случае неудачи на рынке сопряжен со значительными издержками.

Под барьерами выхода понимаются все факторы объективного или субъективного характера, которые препятствуют фирме без существенных потерь уйти из отрасли. Барьеры выхода связаны с наличием в отрасли значительных необратимых издержек, которые делают невозможным уход из отрасли без потерь. Барьеры выхода увеличивают риск хозяйствования в отрасли, а значит, создают дополнительные барьеры входа в отрасль. Если фирма знает, что уйти из отрасли без потерь невозможно, то это может оказать влияние на ее решения входа в отрасль.

Именно наличие барьеров для входа в сочетании с высоким уровнем концентрации производителей в отрасли дает возможность фирмам поднимать цены выше предельных издержек и получать положительную экономическую прибыль не только в краткосрочном, но и в долгосрочном периодах, что и обусловливает рыночную власть этих фирм.

Барьеры входа на рынок можно разделить на две группы: стратегические и нестратегические барьеры.

Стратегические барьеры возникают благодаря сознательной деятельности самих фирм, их стратегическому поведению, препятствующему проникновению новых фирм в данную отрасль. В качестве стратегических барьеров могут использоваться сберегающие инновации, долгосрочные контракты с поставщиками ресурсов, получение лицензий и патентов на данный вид деятельности, сохранение незагруженных мощностей, а также все способы повышения минимально эффективного объема выпуска для отрасли: увеличение издержек на рекламу и НИОКР, маркетинговые исследования, издержки по созданию имиджа фирмы.

Дополнительные инвестиции в оборудование. Инвестиции в оборудование можно трактовать как необратимые издержки для фирмы: фирма вынуждена их оплачивать, даже если продукт не выпускается. Если старая фирма обладает избыточными производственными мощностями по сравнению с величиной спроса, потенциальному конкуренту будет трудно проникнуть на рынок, старая фирма при первой же угрозе входа может увеличить выпуск до уровня запретительного, а новая фирма потеряет величину необратимых издержек. Величина необратимых издержек служит барьером для выхода фирмы из отрасли: покидая рынок фирма теряет эти издержки. Чем выше уровень необратимых издержек, тем выше ожидаемые потенциальные потери в случае вынужденного ухода фирмы из отрасли, тем менее охотно фирма войдет в отрасль.

Дифференциация продукта. Старая фирма для предотвращения входа новых фирм на рынок может заполнить рынок значительным количеством товаров-субститутов, так что новой фирме будет трудно найти свою нишу среди изобилия товарных марок. Основу такой стратегии для старой фирмы составляет положительная отдача от ассортимента, когда издержки по сбыту и маркетингу продукции при увеличении числа товарных марок растут медленнее, чем при выпуске одного вида товара. В условиях диверсификации товара действует положительный внешний эффект товарных марок: реклама одного товара данной фирмы способствует сбыту и других ее товаров. Это создает дополнительные трудности новой фирме: рекламные расходы увеличивают МЭВ в отрасли и понижают ее ожидаемую прибыль.

Долгосрочные контракты с третьими лицами. В данном случае фирма может заключить долгосрочные контракты о сотрудничестве с поставщиками ресурсов или с потребителями товара, а также с работниками отрасли. Новой фирме будет сложно найти поставщиков ресурса либо рынок сбыта, если существую подобные контракты. Тем самым создаются эффективные барьеры входа.

Дж.Бэйн выделял четыре типа отраслей по высоте и эффективности барьеров входа. Его классификация стала общепринятой в теории организации отраслевых рынков:

1. Отрасли со свободным входом: уже действующие на рынке фирмы не обладают никакими преимуществами по сравнению с потенциальными конкурентами. На рынках со свободным входом обеспечивается полная мобильность ресурсов, цена в отрасли устанавливается на уровне предельных издержек.

2. Отрасли с неэффективными барьерами входа: фирмы, действующие в отрасли, могут с помощью различных методов ценовой и неценовой политики препятствовать входу фирм-аутсайдеров, однако такая политика не будет для них предпочтительнее политики получения прибыли в краткосрочном периоде. Барьеры могут существовать, но они носят краткосрочный характер. В долгосрочном периоде фирмы могут войти в отрасль.

3. Отрасль с эффективными барьерами входа. Наблюдается замедленный вход фирм. Барьеры существуют, но в долгосрочном периоде какая-то часть фирм все-таки может просочиться в отрасль.

4. Рынки с блокированным входом: вход новых фирм на рынок полностью блокирован старыми фирмами и в краткосрочном и в долгосрочном периодах. Число фирм остается стабильным все время.
29.Ценовая дискриминация. Квазиконкурентные рынки.

Ценовая дискриминация существует там, где два или более схожих товара продаются по ценам, которые находятся в разных отношениях с их предельными издержками, то есть либо при одинаковых предельных издержках товары продаются по разным ценам, либо при разных предельных издержках товары продаются по одним и тем же ценам.

Цель ценовой дискриминации заключается в захвате фирмой потребительского излишка в максимально возможном количестве. В обычной ситуации рыночного равновесия фирма получает только причитающуюся ей долю излишка потребителя; разница между денежной оценкой предельной полезности товара для потребителя и его реальными рыночными расходами на покупку данного продукта – излишек потребителя – достается покупателю. Однако фирма может, используя градацию цен, получать от потребителя непосредственно не только цену, но и величину его денежной оценки предельной полезности товара (Фирма не может на большую величину, чем денежная оценка предельной полезности товара, так как иначе потребителю не окупятся альтернативные издержки использования товара и он переключится на другой товарный вид). Таким образом, в условиях ценовой дискриминации фирма получает от рыночного обмена двойную выгоду, в то время как потребителю остается довольствоваться только фактом наличия у него желаемого товара. Эквивалентность обмена тем самым нарушается.

Ценовая дискриминация не всегда может привести к желаемому с точки зрения фирмы результату. Условия, необходимые для проведения эффективной политики ценовой дискриминации, включают в себя:

Наличие рыночной власти у фирмы, проводящей ценовую дискриминацию (то есть способность фирмы оказывать воздействие на спрос);

Возможность фирмы классифицировать потребителей по группам с одинаковыми ценовыми предпочтениями (то есть с одинаковыми денежными оценками предельной полезности товара);

Способность фирмы предотвратить перепродажу товара (в противном случае потребительский излишек достается не фирме, а посреднику из числа потребителей с низкими ценовыми предпочтениями).

Пигу выделяет три степени ценовой дискриминации:

Ценовая дискриминация первой степени.

Этот вид дискриминации заключается в установлении разной цены на каждую единицу товара, так чтобы каждая единица товара продавалась как раз по денежной оценке своей предельной полезности для какого-либо потребителя. В данном случае наблюдается максимальная степень поглощения фирмой потребительского излишка, поэтому данный вид ценовой дискриминации называют еще совершенной ценовой дискриминацией.

На практике совершенная ценовая дискриминация встречается, как правило, в виде ценообразования клубных благ. Клубными называются блага, потребление которых одним индивидом допускает одновременное их использование другими, основным свойством данных благ является неделимость в потреблении. Примером клубного блага является, в частности, посещение парка, площадки для гольфа или игра в теннис. В этих случаях совершенное ценообразование блага включает в себя две части: уплату потребителем взноса за право доступа к использованию блага (членский взнос в клуб, объединяющий пользователей данного блага) и цены непосредственного потребления товара. Цена товара устанавливается на уровне предельных издержек его производства (на уровне равновесия спроса и предложения товара в условиях свободной конкуренции), а размер взноса определяется как величина потребительского излишка рынка. Таким образом, то, что выигрывает потребитель в качестве низкой цены покупки товара, он теряет в качестве платы за доступ к источнику продажи блага.

Ценовая дискриминация второй степени.

В случае ценовой дискриминации второй степени цены товара зависят от объема покупки. Наблюдается так называемое нелинейное ценообразование, то есть ситуация, когда расходы потребителя на покупку товара не пропорциональны покупаемому объему (как в случае линейного ценообразования с равными ценами за единицу продукта), а зависят от того, какую схему изменения цены выбрал продавец. Есть несколько разновидностей ценовой дискриминации второй степени.

Простой тариф: изменение цены всего объема покупки в зависимости от величины покупки. Пример:

Объем покупки Цена за единицу, тыс. руб.

До 100 единиц 40

Свыше 200 20

Блочный тариф: изменение цены затрагивает только последующий (возросший) объем товара. Пример:

Объем покупки Цена за единицу, тыс. руб.

Первые 100 единиц 40

Вторые 100 единиц 30

Последующие 100 единиц 20

Двойные тарифы: цена товара имеет постоянную часть, которая не зависит от объема покупки, и переменную часть, которая определяется объемом покупки. В качестве двойного тарифа можно рассмотреть, например, систему оплаты телефонных разговоров с домашнего аппарата: существует абонентская плата за телефон, величина которой не зависит от объема использования аппарата, и отдельная плата за каждый телефонный разговор (междугородний).

Установление минимального объема покупки: в данном случае потребитель получает возможность покупать товар (или покупать его по более низкой цене) только при условии, что размер его покупки достигнет определенной величины. Примером могут служить продажи обуви по сниженным ценам, если потребитель покупает одновременно 2-3 пары.

Ценовая дискриминация третьей степени.

Здесь различные категории покупателей сталкиваются с различными ценами, но каждая группа покупателей платит одну и ту же цену за любую купленную единицу. Различают несколько разновидностей ценовой дискриминации третьей степени.

Зональные цены. Зональные цены предусматривают дифференциацию цен по времени покупки. Примерами зональных цен служат назначение повышенного тарифа в «часы пик», скидки для заказчиков в наименее загруженные часы: дневные обеды в ресторане по сравнению с ужинами вечером, дешевые зимой и дорогие детом гостиницы на курортах.

Дифференциация цен в зависимости от статуса потребителя. В данном случае статус потребителя служит основой назначения высокой или низкой цены. Например, разные цены могут быть установлены для производственного и потребительского сектора экономики; для государственных и частных предприятий; для внутренних и внешних потребителей.

Дифференциация цен по отношению к информированным и неинформированным потребителям. Фирма назначает относительно высокие прейскурантные цены на товар, но предусматривает скидку, если покупатель предъявляет претензии. Претензии покупателя по отношению к величине цены (или качеству услуги по такой цене и т.д.) характеризуют его как информированного покупателя, знающего истинную ситуацию на рынке, следовательно, достойного осуществления особой ценовой политики.

Дискриминация потребителей по отношению к разной оценке времени. Фирма предусматривает наличие скидок с цены товара, но сопровождает снижение цены дополнительными временными условиями: надо либо долго ждать получения товара (например, стоять в очереди), либо покупка товара связана с поездкой потребителя в дальний магазин фирмы, расположенный в неудобном месте. Потребители, которые готовы заплатить больше за удобство близлежащего магазина и быстрое обслуживание, сталкиваются с более высокими ценами.

Для стимулирования покупок товара по более высокой цене применяется такой способ: фирма предлагает к продаже антиблаго – некачественный товар-дополнитель блага, продающегося по более низкой цене; например, поездка в вагоне второго класса оказывается гораздо хуже поездки в вагоне первого класса. Чем больше отвращение потребителя к дополняющему антиблагу (его отрицательная полезность), тем выше цена блага, связанного с ним. И наоборот. Объем предотвращения покупки блага с целью перепродажи его потребителям с предпочтениями высокого качества.
30.Модели дуополии Курно, Бертрана, Эджуорта и Штакельберга.

Можно исследовать несколько вариантов стратегического поведения фирм на ОР в зависимости от последовательности принятия решения (принимаются ли решения одновременно всеми фирмами или последовательно – сначала лидер выдвигает свои условия, а затем вступают в действие фирмы-последователи) и от выбора фирмами стратегической переменной (объем выпуска или цена).




Стратегическая переменная

Объем продаж

Цена

Последовательность принятия решений

Одновременно

Модель Курно

Модель Бертрана

Последовательно

Модель Штакельберга

Модель Форхаймера

Парадокс Бертрана

Модель Бертрана в отличие от моделей Курно и Штакельберга предполагают наличие ценового взаимодействия фирм на олигополистическом рынке. Таким образом конкуренция заключается в том, что каждая фирма устанавливает свою цену.

Условия модели Бертрана:

1) На рынке действуют две фирмы

2) Продукт производится однородный

3) Целью каждой фирмы является максимизация прибыли

4) Отсутствуют соглашения фирм друг с другом

5) Фирмы назначают цены одновременно так, что каждая не может прогнозировать реакцию конкурента на сделанный ею самой выбор.

Таким образом объем продаж в модели Бертрана является функцией от цены.

Две фирмы выбирают цены p1 и p2. Затраты фирм носят пропорциональный характер:



Существует три варианта определения выпуска первого конкурента в зависимости от ценовой стратегии:

Равновесие по Нэшу (Отсутствие стимулов к изменению своего выбора если остальные игроки (конкуренты) придерживаются принятого решения) возникает когда p1=p2=c в других случаях ситуация неравновесна.


Ценовая война приводит к тому, что фирмы последовательно назначают цены на свою продукцию ниже, чем конкурента. В результате, если предельные издержки у фирм различны, то остается на рынке лишь та фирма, у которой предельные издержки ниже. После чего она становится монополистом. Если же издержки равны, то цена на рынке устанавливается на уровне предельных издержек и фирмы делят рынок пополам.

Рис. Функция спроса одного из игроков в модели Бертрана.
Парадокс Бертрана

Это простейшая модель некооперативного взаимодействия крупных фирм. Пусть на рынке действуют 2 фирмы, производящие однородный продукт, вход для других фирм закрыт. Цель каждой фирмы – максимизация прибыли, соглашений друг с другом у фирм нет. Фирмы устанавливают цену, а рынок определяет соответствующий объем. Предполагаем, что фирмы одновременно назначают цены, т.е. каждая не может прогнозировать реакцию конкурента на сделанный ею самой выбор. Пусть также АС постоянны и равны между собой (LR период).

Пусть фирма 1 назначает цену. Она м.б. любой, но как только она ее назначила, то цена становится фиксированной при принятии решений фирмой 2. фирма 1 естественно назначит монопольную цену – р1=(а+с)/2. Дальше цену назначает фирма 2. Если она назначит цену выше, чем цена 1, она ничего не продаст. Поэтому фирма 2 может назначить цену на уровне цены 1 или чуть ниже (тогда она станет монополистом). Естественно она назначит цену ниже на бесконечно малую величину, чтобы захватить весь рынок. Однако подобную стратегию применит и фирма 1. Т.о., на рынке возникает ценовая конкуренция, и, как следствие, цена падает до минимально возможного уровня. Если фирмы идентичны, и их МС равны, равновесная цена установится на уровне МС. Если же МС фирм не равны, то фирма с более высокими издержками будет вынуждена уйти с рынка. Таким образом олигопольное взаимодействие в его простейшей форме при равенстве предельных издержек конкурирующих фирм оказывается нестабильным и приводит к ценовой войне, истощающей силы обеих сторон, и, сл-но, к конкурентному результату – нулевой прибыли в LR, что ликвидирует стимулы крупных фирм к производству и сбыту данного вида товара.

Модель Курно

Предпосылки: однородный продукт, известна линейная ф-я спроса: P=a-bQ, рыночный спрос складывается из объемов предложения первой и второй фирмы. Q=q1+q2 при цене Р. Фирмы имеют равные условия по издержкам производства: TCi=c*qi и МС=АС=с.

В модели Курно каждый дуополист рассматривает выпуск соперника как постоянный и при данной предпосылке принимает решение о своем уровне выпуска. Прибыли дуополистов определяются как:

П1=TR1-TC1; П2=TR2-TC2.

При предпосылке, что им известна ф-я рыночного спроса получим:

П1=(а-bq1-bq2)q1-cq1

П2=(a-bq1-bq2)q2-cq2

Необходимое условие максимизации прибылей монополистов имеет вид:

DП1/dq1=a-2bq1-bq2-c=0

dП2/dq2=a-bq1-2bq2-c=0

исходя из этих уравнений, получаем кривые реакции дуополистов:

q1=-0.5q2+ (a-c)/2b,

q2=-0.5q1+(a-c)/2b. Решая эту систему уравнений, получаем равновесие на рынке дуополии Курно: q1=q2=(a-c)/3b.

Изопрофиты дуополистов вогнуты к оси, на которой отображается их выпуск. Для любого уровня выпуска конкурента существует единственный уровень выпуска, обеспечивающий максимум его прибыли. Равновесные уровни выпуска одинаковы в силу введенных предпосылок об однородности продукции и о равных условиях по издержкам производства. Они обеспечивают удовлетворение рыночного спроса в объеме Q=q1+q2=2(a-c)/3b при цене p=(a+2c)/3, что обеспечивает каждому дуополисту прибыль: П=(a-c)(a-c)/9b

Модель Штакельберга.

В модели Штакельберга олигополисты выбирают две линии поведения: лидера и последователя.

Последователь будет реагировать на действия лидера, приспосабливая свой выпуск в соответствии с выпуском лидера. В свою очередь последователь предполагает, что на его действия не реагируют.

Лидер придерживается противоположной точки зрения, его выбор ведет к изменению ожиданий последователя, и это он учитывает при принятии своих решений.

Рассмотрим модель в которой 1-производитель Лидер, а 2-последователь

Следовательно, , где и является по сути первым уравнением реакции в модели Курно, а , где и является вторым уравнением реакции в модели Курно

Предположим, что отраслевой спрос представлен формулой

, где Q – общий выпуск двух фирм

Подставив, получим:

Функции затрат каждой из фирм: , а , для удобства предположим что

Прибыль Лидера:

Прибыль Последователя:

отсюда можно вывести уравнение реакции для Лидера и фирмы Последователя.

Так как уравнения реакции в модели Курно:



то в соответствии с условиями модели , а

Следовательно условия максимизации прибыли примут вид:



Уравнения реакции Лидера и Последователя будут иметь следующий вид:

(Лидер) (Лидер)

(Последователь) (Последователь)

Т.е выпуск лидера в 2 раза превышает выпуск последователя, таки образом и их прибыль различается в 2 раза:

Поэтому мы можем прийти к выводу, что фирме выгодно выбирать стратегию лидера.
Равновесие в модели Штекельберга в сравнении с моделью Курно.
31.Кооперативное взаимодействие и поведение олигополистических фирм.
32.Эвристическое ценообразование как инструмент координации.
  1   2   3   4


Экономика отрасли
Учебный материал
© nashaucheba.ru
При копировании укажите ссылку.
обратиться к администрации