Павлова М.А. Интенсивный курс по повышению грамотности на основе НЛП - файл n1.doc

приобрести
Павлова М.А. Интенсивный курс по повышению грамотности на основе НЛП
скачать (968 kb.)
Доступные файлы (1):
n1.doc968kb.23.08.2012 19:55скачать

n1.doc

  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   12



http://koob.ru

М.А.Пав­ло­ва

Ин­тен­сив­ный курс

по­вы­ше­ния гра­мот­но­сти

на ос­но­ве НЛП
Мо­ск­ва

1997


М.А.Пав­ло­ва

Вве­де­ние
Ко­неч­но, что-то в этом учеб­ном по­со­бии не бу­дет для вас со­вер­шен­но но­вым. Мы не пред­ла­га­ем вам пол­но­го тео­ре­ти­че­ско­го кур­са грам­ма­ти­ки, ко­то­рый со­дер­жит­ся в школь­ных учеб­ни­ках. Мы про­сто хо­тим дать не­сколь­ко со­ве­тов, как нау­чить пи­сать гра­мот­но лег­ко и бы­ст­ро, хо­тя со­ве­ты, как но­ше­ное пла­тье, не вся­ко­му при­хо­дят­ся впо­ру. Но ес­ли мож­но учить лег­ко и ус­пеш­но, то что ме­ша­ет вам сде­лать это? Ко­гда вы за­кон­чи­те чте­ние, воз­мож­но, у вас поя­вят­ся свои соб­ст­вен­ные идеи и в па­мя­ти воз­ник­нут дав­но из­вест­ные уп­раж­не­ния, ко­то­рые мож­но ис­поль­зо­вать на за­ня­ти­ях.

Для тех, кто хо­чет сде­лать твор­че­ский ска­чок в обу­че­нии, мо­жет быть по­лез­но чте­ние книг по НЛП и по­се­ще­ние се­ми­на­ров “НЛП в об­ра­зо­ва­нии”, ко­то­рые про­во­дит Мо­с­ков­ский Центр Ней­ро­лин­гви­сти­че­ско­го про­грам­ми­ро­ва­ния в об­ра­зо­ва­нии”. Мы, без со­мне­ния, мог­ли бы “сде­лать” еще де­ся­ток стра­ниц, объ­яс­няя, как НЛП ме­ня­ет под­ход к об­ра­зо­ва­нию (в том чис­ле). Но мы не хо­тим от­ни­мать у вас воз­мож­ность са­мим про­чи­тать кни­ги по НЛП и на­сла­дить­ся идея­ми и сти­лем Грин­де­ра и Бэнд­ле­ра (осо­бен­но в хо­ро­шем пе­ре­во­де).

На сво­ем опы­те мы убе­ди­лись, что боль­шин­ст­во тех, кто по­ку­па­ет кни­ги по об­ра­зо­ва­нию, на­де­ют­ся в кон­це кон­цов при­об­ре­сти что-то вро­де ку­ли­нар­ной кни­ги с точ­ны­ми ре­цеп­та­ми. Им мы бы ре­ко­мен­до­ва­ли ос­та­но­вить свои по­ис­ки на од­ной из книг ти­па “Учи­тесь вкус­но го­то­вить”. В на­шем по­со­бии нет точ­ных ре­цеп­тов. Сво­бод­но при­бав­ляй­те, вы­чи­тай­те и де­ли­те ин­гре­ди­ен­ты для при­го­тов­ле­ния ва­ше­го “блю­да”, ко­то­рое дос­та­вит удо­воль­ст­вие вам и при­го­дит­ся ком­па­нии, со­брав­шей­ся за ва­шим сто­лом. Ес­ли вы хо­ро­шо учи­лись в шко­ле, вы, ра­зу­ме­ет­ся, пом­ни­те ис­то­рию с Ми­ло­ном Кро­тон­ским? Бу­ду­чи ре­бен­ком, он взва­лил на пле­чи те­лен­ка и но­сил его на спи­не. Маль­чик рос, а вме­сте с ним рос и те­ле­нок. Юно­ша ста­но­вит­ся зна­ме­ни­тым бор­цом, по­бе­ди­те­лем Олим­пий­ских игр, о его не­обы­чай­ной си­ле скла­ды­ва­ют ле­ген­ды. По­че­му-то о даль­ней­шей судь­бе бы­ка ис­то­рия умал­чи­ва­ет... Смог ли он хо­дить, ко­гда Ми­лон на­ко­нец по­ста­вил его на зем­лю? Ве­ро­ят­но, он сде­лал два-три ша­га на дро­жа­щих но­гах и упал. Со­вре­мен­ное об­ра­зо­ва­ние во мно­гом на­по­ми­на­ет это­го ан­тич­но­го ге­роя. Мо­гут ли са­мо­стоя­тель­но хо­дить уче­ни­ки, ес­ли в те­че­ние 10 лет учи­те­ля бу­к­валь­но но­си­ли их на пле­чах?

Под­ход НЛП к об­ра­зо­ва­нию по­мо­жет ва­шим уче­ни­кам дви­гать­ся са­мо­стоя­тель­но. Пред­ла­гае­мое ва­ше­му вни­ма­нию учеб­ное по­со­бие пред­став­ля­ет со­бой сис­те­му ра­бо­ты по ин­тен­сив­но­му по­вы­ше­нию прак­ти­че­ской гра­мот­но­сти, раз­ви­тию вни­ма­ния, па­мя­ти, мыш­ле­ния и ре­чи, вклю­ча­ет эле­мен­ты пси­хо­кор­рек­ции. По­со­бие со­сто­ит из све­де­ний по НЛП, под­роб­ных кон­спек­тов 26 трех­ча­со­вых за­ня­тий и при­ло­же­ния, со­стоя­ще­го из тек­стов раз­но­пла­но­вых уп­раж­не­ний по ор­фо­гра­фии и пунк­туа­ции, со­став­лен­ных в свя­зи с час­тот­ным оп­ре­де­ле­ни­ем оши­бок в пись­мен­ных ра­бо­тах уча­щих­ся (за вре­мя ра­бо­ты в шко­ле ав­то­ром про­ве­ре­но и про­ана­ли­зи­ро­ва­но бо­лее 1500 дик­тан­тов и со­чи­не­ний стар­ше­класс­ни­ков). По­со­бие да­ет воз­мож­ность спла­ни­ро­вать ин­ди­ви­ду­аль­ный под­ход к по­вы­ше­нию прак­ти­че­ской гра­мот­но­сти и ад­ре­со­ва­но тем, кто за­ни­ма­ет­ся пре­по­да­ва­ни­ем рус­ско­го язы­ка. Наи­бо­лее эф­фек­тив­но ис­поль­зо­ва­ние по­со­бия для за­ня­тий с уча­щи­ми­ся 9-11 клас­сов, хо­тя ос­нов­ные прин­ци­пы и боль­шин­ст­во игр и уп­раж­не­ний с ус­пе­хом при­ме­ня­лись и при­ме­ня­ют­ся в ра­бо­те на уро­ках с уча­щи­ми­ся 5-8 клас­сов.
В один из дней, пред­ше­ст­вую­щих на­ча­лу за­ня­тий, мы пред­ла­га­ем уча­ст­ни­кам груп­пы дик­тант, со­дер­жа­щий боль­шую часть пра­вил кур­са сред­ней шко­лы по ор­фо­гра­фии и пунк­туа­ции. По­сле про­вер­ки дик­тан­тов дан­ные за­но­сят­ся в таб­ли­цу и со­став­ля­ет­ся гра­фик час­тот­но­сти до­пу­щен­ных оши­бок (см. стр.61). Ес­ли текст дик­тан­та по­ка­жет­ся вам слиш­ком слож­ным, вы мо­же­те вы­брать лю­бой дру­гой текст на ва­ше ус­мот­ре­ние.
ПО­СЛЕ ОХО­ТЫ

Мы воз­вра­ща­лись с охо­ты с да­ле­ко не за­уряд­ной до­бы­чей: во­семь­ю­де­ся­тью че­тырь­мя ди­ки­ми ут­ка­ми, на­стре­лян­ны­ми в те­че­ние не­сколь­ких ча­сов. Путь был не­лег­кий, и мы за­мет­но обес­си­ле­ли, од­на­ко на­строе­ние ни у ко­го не пор­ти­лось: в на­шей ком­па­нии был ни­ко­гда не уны­ваю­щий Ки­рилл. Он-то и рас­счи­тал, что че­рез пол­ча­са нам уда­ст­ся от­дох­нуть у лес­но­го объ­езд­чи­ка. Толь­ко мы вхо­дим в дом - свин­цо­во-чер­ные ту­чи на­ви­са­ют над ле­сом, вот-вот раз­да­ст­ся гром, за­бле­стит мол­ния. И вот на­ча­лась гро­за. Но че­рез пол­ча­са яро­ст­ный ли­вень сна­ча­ла при­ос­та­но­вил, а за­тем и со­всем пре­кра­тил свою трес­кот­ню. Сти­хии боль­ше не спо­рят, не ссо­рят­ся, не бо­рют­ся. Рас­стро­ен­ные пол­чи­ща туч уно­сят­ся ку­да-то вдаль, а не­бо, оза­рен­ное пре­ры­ваю­щим­ся сол­неч­ным лу­чом, уже брыз­жет зо­ло­том. Ос­мат­ри­ва­ешь­ся во­круг и по­ра­жа­ешь­ся, как мгно­вен­но по­сле до­ж­дя пре­об­ра­жа­ет­ся все ок­ру­жаю­щее: бла­го­дар­но тре­пе­щет ос­ве­жен­ная ли­ст­ва, все жи­вое суе­тит­ся и ме­чет­ся, над ка­мы­шом ру­чья кру­жат­ся тем­но-си­ние стре­ко­зы, шмель что-то ин­три­ган­ски жуж­жит не слу­шаю­щим его на­се­ко­мым, уже не чув­ст­вую­щим опас­но­сти. И все мы те­перь го­во­рим на­пе­ре­бой, а рас­су­ди­тель­ный Ки­рил­ка встав­ля­ет: “Да умолк­ни­те хоть на ми­ну­ту! По­ка не умолк­не­те, я ни сло­ва не ска­жу вам о сво­ем пла­не”. Мы за­ти­ха­ем. “Пой­дем­те-ка к озе­ру, толь­ко до­го­во­рим­ся, что вы са­ми вы­бе­ре­те се­бе до­ро­гу”,- пред­ла­га­ет он.

Лю­без­но про­стив­шись с не­мо­ло­дой, но очень энер­гич­ной хо­зяй­кой, мы от­прав­ля­ем­ся в путь. В ка­кой-ни­будь по­лу­сот­не ша­гов от из­буш­ки из лес­ной ча­що­бы вы­те­ка­ет ру­че­ек. Его, од­на­ко, не пе­ре­прыг­нешь и вброд не пе­рей­дешь. Вы­ру­ча­ет нас шат­кий до­ща­тый мос­тик, по ко­то­ро­му мож­но прой­ти лишь по­оди­ноч­ке. Вый­дя из ле­са, мы сна­ча­ла сле­ду­ем по уже изъ­ез­жен­но­му про­сел­ку, а за­тем по ас­фаль­ти­ро­ван­но­му шос­се, за­ме­нив­ше­му не­мо­ще­ную до­ро­гу.

Крат­кие све­де­ния по НЛП, ко­то­рые по­мо­гут вам

ис­поль­зо­вать эту кни­гу.

Рас­крыв кни­гу на этих стра­ни­цах, вы мо­же­те вы­би­рать: про­чи­тать ли их сей­час или об­ра­щать­ся к ним в про­цес­се чте­ния кон­спек­тов за­ня­тий.
Что та­кое ней­ро­лин­гви­сти­че­ское про­грам­ми­ро­ва­ние?

НЛП- но­вое про­грес­сив­ное на­прав­ле­ние в пси­хо­ло­гии, в ос­но­ве ко­то­ро­го ле­жит строй­ная сис­те­ма убе­ж­де­ний и пред­по­ло­же­ний от­но­си­тель­но мас­шта­бов че­ло­ве­че­ских воз­мож­но­стей, про­цес­сов ком­му­ни­ка­ции и из­ме­не­ний в че­ло­ве­ке. НЛП воз­ник­ло в 1974 го­ду (вы­ход в свет пер­вых книг по НЛП, на­пи­сан­ных Джо­ном Грин­де­ром и Ри­чар­дом Бэнд­ле­ром, “Струк­ту­ра ма­гии” и “Из ля­гу­шек в прин­цы”) как эф­фек­тив­ная мо­дель ком­му­ни­ка­ции. В со­вре­мен­ном ми­ре НЛП ус­пеш­но ис­поль­зу­ет­ся в кон­тек­стах ме­недж­мен­та, пси­хо­те­ра­пии и об­ра­зо­ва­ния. Это пси­хо­ло­ги­че­ское на­прав­ле­ние со­еди­ня­ет в се­бе зна­ния не­сколь­ких ког­ни­тив­ных на­ук: ки­бер­не­ти­ки, пси­хо­ло­гии, лин­гвис­ти­ки и ней­ро­био­ло­гии. Но­вым эта­пом в раз­ви­тии НЛП сле­ду­ет счи­тать пе­ри­од с 1984 го­да, ко­гда бы­ла опуб­ли­ко­ва­на кни­га тех же ав­то­ров “Че­ре­па­хи до са­мо­го ни­за или Пред­по­сыл­ки лич­но­ст­ной ге­ни­аль­но­сти”. НЛП ро­ди­лось в со­дру­же­ст­ве пред­ста­ви­те­лей раз­ных на­ук и пси­хо­ло­гов-прак­ти­ков Ри­чар­да Бэнд­ле­ра, Джо­на Грин­де­ра, Лес­ли Ка­ме­рон (Бэнд­лер), Мэ­ри Бэс Мэ­гус, Дэ­ви­да Гор­до­на, Ро­бер­та Дил­тса и Джу­дит Де­ло­зье.

РАП­ПОРТ

Рап­порт - это до­воль­но хруп­кие фор­мы об­рат­ной свя­зи в про­цес­се об­ще­ния, вы­зы­ваю­щие в со­бе­сед­ни­ке ощу­ще­ние то­го, что его по­ни­ма­ют, что он нра­вит­ся. В слу­чае хо­ро­ше­го рап­пор­та у со­бе­сед­ни­ка по­яв­ля­ет­ся чув­ст­во до­ве­рия к ком­му­ни­ка­то­ру. В хо­де ус­та­нов­ки рап­пор­та важ­но су­меть под­стро­ить­ся (не­на­вяз­чи­во ис­поль­зо­вать) пред­по­чи­тае­мые со­бе­сед­ни­ком ре­че­вые пре­ди­ка­ты и “от­зер­ка­ли­вать” по­зу, жес­ты, темп ды­ха­ния и т.д. Не­об­хо­ди­мо пре­ду­пре­дить, что “от­зер­ка­ли­ва­ние” долж­но быть край­не де­ли­кат­ным, ина­че оно вы­зо­вет пря­мо про­ти­во­по­лож­ную ре­ак­цию. За под­строй­кой сле­ду­ет ве­де­ние, ко­гда ком­му­ни­ка­тор, из­ме­няя свое по­ве­де­ние, вы­зы­ва­ет из­ме­не­ния в по­ве­де­нии парт­не­ра.

КЛЮ­ЧИ ГЛАЗ­НО­ГО (ЗРИ­ТЕЛЬ­НО­ГО) ДОС­ТУ­ПА

Ко­гда лю­ди ду­ма­ют и го­во­рят, они дви­га­ют глаз­ны­ми яб­ло­ка­ми. Эти дви­же­ния на­зы­ва­ют­ся пат­тер­на­ми глаз­но­го ска­ни­ро­ва­ния. На­ши гла­за де­мон­ст­ри­ру­ют осо­бен­но­сти па­мя­ти и про­цес­са мыш­ле­ния, по­ка­зы­ва­ют, ка­ким об­ра­зом че­ло­век по­лу­ча­ет дос­туп к ин­фор­ма­ции, за­ко­ди­ро­ван­ной в на­шем моз­гу в од­ной или бо­лее ре­пре­зен­та­тив­ных сис­те­мах. Зри­тель­ная ре­ак­ция че­ло­ве­ка ука­зы­ва­ет на ре­пре­зен­та­тив­ную сис­те­му, ко­то­рой он поль­зу­ет­ся в на­стоя­щий мо­мент. Ко­гда вы на­блю­дае­те за раз­го­ва­ри­ваю­щи­ми или раз­мыш­ляю­щи­ми людь­ми, то мо­же­те за­ме­тить, что глаз­ные яб­ло­ки на­хо­дят­ся в по­сто­ян­ном дви­же­нии. Итак, эти дви­же­ния яв­ля­ют­ся по­ка­за­те­ля­ми то­го, как лю­ди ду­ма­ют.

На схе­ме клю­чи глаз­но­го дос­ту­па изо­бра­же­ны так, как ес­ли бы вы смот­ре­ли на ли­цо че­ло­ве­ка, на­хо­дя­ще­го­ся пе­ред ва­ми.

Взгляд вверх и вле­во: ви­зу­аль­ная па­мять. Это хра­ни­мые ви­зу­аль­ной па­мя­тью об­ра­зы про­шло­го. Сю­да вклю­ча­ют­ся сны и скон­ст­руи­ро­ван­ные об­ра­зы, ко­то­рые уже бы­ли “уви­де­ны” ра­нее.

Взгляд вверх и впра­во: кон­ст­руи­ро­ва­ние ви­зу­аль­ных об­ра­зов. Как пра­ви­ло, здесь че­ло­век кон­ст­руи­ру­ет об­ра­зы, ко­то­рые он не ви­дел.

Взгляд го­ри­зон­таль­но на­ле­во: ау­ди­аль­ная па­мять. За­пом­нен­ные зву­ки (зву­ки ре­чи, ме­ло­дии, час­то но­ме­ра те­ле­фо­нов, за­пом­нен­ные сти­хи без фо­ку­си­ров­ки на смыс­ле - рит­мич­ное за­по­ми­на­ние).

Взгляд го­ри­зон­таль­но впра­во: ау­ди­аль­ное кон­ст­руи­ро­ва­ние. Обыч­но это кон­ст­руи­руе­мая речь или кон­ст­руи­ро­ва­ние зву­ков с но­вым тем­бром, рит­мом, вы­со­той и т. д.

Взгляд вниз на­ле­во: внут­рен­ний диа­лог. Внут­рен­ний диа­лог яв­ля­ет­ся ком­мен­та­ри­ем опы­та. Внут­рен­ний диа­лог мо­жет быть ору­ди­ем ра­цио­наль­но­го ло­ги­че­ско­го мыш­ле­ния.

Взгляд вниз впра­во: чув­ст­ва. В этот мо­мент че­ло­век мо­жет по­лу­чить дос­туп к эмо­ци­ям и к ки­не­сте­ти­че­ским пе­ре­жи­ва­ни­ям. Ха­рак­тер­ная по­за для лю­дей, на­хо­дя­щих­ся в де­прес­сии: го­ло­ва опу­ще­на, “по­ник­ший” вид, взгляд вниз впра­во (или вниз вле­во).

Рас­фо­ку­си­ро­ван­ные гла­за: че­ло­век на­хо­дит­ся не ме­нее чем в двух сис­те­мах. На­при­мер, слы­шит и ви­дит, ви­дит и чув­ст­ву­ет, а воз­мож­но, все вме­сте. Та­кое со­стоя­ние на­зы­ва­ют лег­ким тран­сом - из­ме­нен­ным соз­на­ни­ем.

Для не­ко­то­рых лев­шей схе­ма бу­дет об­рат­ной. Еще раз под­черк­нем: она вы­ра­жа­ет обоб­щен­ную мо­дель по­ве­де­ния.

В В

констр па­мять

А А

констр. па­мять

К Вн. диа­лог

РЕ­ПРЕ­ЗЕН­ТА­ТИВ­НЫЕ СИС­ТЕ­МЫ (МО­ДАЛЬ­НО­СТИ)

Из­вест­ны пять ос­нов­ных спо­со­бов, с по­мо­щью ко­то­рых лю­ди вос­при­ни­ма­ют мир. Мы мо­жем ви­деть, слы­шать, чув­ст­во­вать, ню­хать и про­бо­вать на вкус. В на­шем моз­гу сен­сор­ная (по­лу­чен­ная ор­га­на­ми чувств) ин­фор­ма­ция транс­фор­ми­ру­ет­ся в не­ко­то­рую ре­пре­зен­та­цию (пред­став­ле­ние) или мо­дель. Эти ин­ди­ви­ду­аль­ные мо­де­ли на­зы­ва­ют­ся ре­пре­зен­та­тив­ны­ми сис­те­ма­ми. В пер­вую оче­редь мир вос­при­ни­ма­ет­ся зри­тель­но (ви­зу­аль­ная сис­те­ма вос­при­ятия - В), на слух (ау­ди­аль­ная сис­те­ма вос­при­ятия - А) и в ощу­ще­ни­ях (ки­не­сте­ти­че­ская сис­те­ма - К). Сис­те­ма, ко­то­рая ис­поль­зу­ет­ся ча­ще, чем дру­гие, на­зы­ва­ет­ся пред­по­чи­тае­мой ре­пре­зен­та­тив­ной сис­те­мой че­ло­ве­ка. Эта сис­те­ма ис­поль­зу­ет­ся соз­на­тель­но и бес­соз­на­тель­но, в ней че­ло­век про­во­дит наи­боль­шее ко­ли­че­ст­во раз­гра­ни­че­ний или раз­ли­ча­ет наи­боль­шее ко­ли­че­ст­во суб­мо­даль­но­стей. Пред­по­чи­тае­мые ре­пре­зен­та­тив­ные сис­те­мы яв­ля­ют­ся од­ним из наи­бо­лее сис­те­ма­ти­че­ских спо­со­бов раз­ли­че­ния мо­де­лей ми­ра лю­дей. И да­же ко­гда че­ло­век де­мон­ст­ри­ру­ет пред­поч­те­ние од­ной ре­пре­зен­та­тив­ной сис­те­мы, это не оз­на­ча­ет, что он не ис­поль­зу­ет и дру­гие сис­те­мы. На­обо­рот, лю­ди ис­поль­зу­ют все сис­те­мы все вре­мя. Но обыч­но они все же за­ви­сят от сво­ей пред­по­чи­тае­мой сис­те­мы. Осо­бен­но яр­ко это про­яв­ля­ет­ся в си­туа­ции стрес­са, ко­гда че­ло­век “за­ви­са­ет” в од­ной из сис­тем.
СУБ­МО­ДАЛЬ­НО­СТИ

Ка­ж­дая сен­сор­ная сис­те­ма со­дер­жит ряд уз­ких ха­рак­те­ри­стик или суб­мо­даль­но­стей. Не­ко­то­рые ха­рак­тер­ные суб­мо­даль­но­сти при­во­дят­ся ни­же:


ВИ­ЗУ­АЛЬ­НАЯ

АУ­ДИ­АЛЬ­НАЯ

КИ­НЕ­СТЕ­ТИ­ЧЕ­СКАЯ

яр­кость

рас­стоя­ние

ме­сто­по­ло­же­ние раз­ме­ры

двух­мер­ный трехмер­ный

цвет

гром­кость

ме­сто­поло­же­ние источ­ни­ка зву­ка

то­наль­ность

на­прав­ле­ние зву­ка

темп

ре­зо­нанс

про­дол­жи­тель­ность

ин­тен­сив­ность

тек­сту­ра

дав­ле­ние

вес

тем­пе­ра­ту­ра гладкость



РЕ­ЧЕ­ВЫЕ ПРЕ­ДИ­КА­ТЫ

Ко­гда вы вни­ма­тель­но слу­шае­те чью-то речь, вы мо­же­те за­ме­тить, что бес­соз­на­тель­но че­ло­век пре­иму­ще­ст­вен­но ис­поль­зу­ет ре­че­вые пре­ди­ка­ты (гла­го­лы, на­ре­чия, при­ла­га­тель­ные и не­ко­то­рые су­ще­ст­ви­тель­ные) пред­по­чи­тае­мой ре­пре­зен­та­тив­ной сис­те­мы. Кто-то ска­жет: “Я от­чет­ли­во ви­жу на­ри­со­ван­ную ва­ми пер­спек­ти­ву” (В), кто-то ска­жет: “Это зву­чит серь­ез­но” (А), а кто-то “Я чув­ст­вую се­бя уве­рен­но в этой си­туа­ции” (К).

Ви­зу­аль­ные пре­ди­ка­ты: по­смот­ри­те, от­ра­жа­ют­ся, вы­гля­дят, яс­но, бле­стя­щий, кра­соч­ный, вид, цвет и т.п.

Ау­ди­аль­ные пре­ди­ка­ты: зву­чит, рас­ска­жи­те, слы­шит­ся, гром­ко, шум­но, звон­ко, зве­ня­щий, эхо и т.п.

Ки­не­сте­ти­че­ские пре­ди­ка­ты: чув­ст­вую, пе­ре­жи­ваю, те­п­ло, силь­но, вкус, ощу­ще­ние.

Ино­гда воз­ни­ка­ют труд­но­сти в оп­ре­де­ле­нии при­над­леж­но­сти ре­че­вых пре­ди­ка­тов к од­ной из ре­пре­зен­та­тив­ных сис­тем. Час­то это свя­за­но с кон­тек­стом - для ви­зуа­лов сло­во “от­чет­ли­вый” бу­дет иметь од­но зна­че­ние, для ау­диа­лов - дру­гое. Мно­гие сло­ва нель­зя от­не­сти толь­ко к од­ной из ре­пре­зен­та­тив­ных сис­тем. На­при­мер, при сло­ве “мо­ре” од­ни ви­дят кар­тин­ку, дру­гие слы­шат шум волн, а тре­тьи вды­ха­ют мор­ской воз­дух и чув­ст­ву­ют го­ря­чий пе­сок под но­га­ми. Еще раз хо­тим на­пом­нить, что обыч­но че­ло­век ис­поль­зу­ет пре­ди­ка­ты всех трех сис­тем. Ес­ли вы хо­ти­те под­стро­ить­ся по ре­че­вым пре­ди­ка­там, по­слу­шай­те речь со­бе­сед­ни­ка, оп­ре­де­ли­те пред­по­чи­тае­мую сис­те­му и ис­поль­зуй­те ее в сво­ей ре­чи. В ре­зуль­та­те у парт­не­ра обыч­но воз­ни­ка­ет чув­ст­во, что “с ним го­во­рят на его язы­ке”.

На ос­но­ве пред­по­чи­тае­мой ре­пре­зен­та­тив­ной сис­те­мы и пред­по­чи­тае­мых ре­че­вых пре­ди­ка­тов оп­ре­де­ля­ет­ся обоб­щен­ный тип лич­но­сти: ви­зуа­лы, ау­диа­лы и ки­не­сте­ти­ки. Ис­сле­до­ва­ния по­ка­за­ли, что уче­ни­ки на­чаль­ной шко­лы в ос­нов­ном ки­не­сте­ти­ки, сред­ней - бо­лее ау­ди­аль­ны, и в стар­шей - бо­лее ви­зу­аль­ны.
УС­ЛО­ВИЯ ХО­РО­ШО СФОР­МУ­ЛИ­РО­ВАН­НОЙ ЦЕ­ЛИ

(фраг­мент в при­ме­не­нии к об­ра­зо­ва­нию)

1. Оп­ре­де­ли­те же­лае­мое со­стоя­ние. Во­прос “Че­го вы хо­ти­те?”

Про­верь­те, что­бы цель бы­ла за­яв­ле­на в по­зи­ти­ве ( Я хо­чу пи­сать гра­мот­но). Час­то лю­ди го­во­рят: “Я не хо­чу чув­ст­во­вать се­бя пло­хо”. В та­ком слу­чае не­об­хо­ди­мо пе­ре­фор­ми­ро­ва­ние: “А что вы хо­ти­те по­лу­чить вза­мен это­го чув­ст­ва?” Пом­ни­те, час­ти­ца НЕ су­ще­ст­ву­ет в язы­ке, но не в опы­те.

Ино­гда цель за­яв­ля­ет­ся сле­дую­щим об­ра­зом: “Я хо­чу, что­бы учи­тель пе­ре­стал ста­вить мне двой­ки”. Уточ­ни­те, на­сколь­ко это за­ви­сит от са­мо­го че­ло­ве­ка. Ре­зуль­тат реа­лен лишь то­гда, ко­гда за­ви­сит от са­мо­го че­ло­ве­ка и кон­тро­ли­ру­ет­ся им. Итак, “На­сколь­ко это от вас за­ви­сит?”

Оп­ре­де­ли­те ме­та­цель: “Ес­ли это у вас бу­дет, что вам это даст?” (Ук­руп­не­ние и дви­же­ние вверх по ло­ги­че­ским уров­ням). По­лу­чив от­вет на этот во­прос, сно­ва пред­ло­жи­те его, ис­поль­зо­вав в пер­вой час­ти но­вое за­яв­ле­ние парт­не­ра. (“Я хо­чу пи­сать гра­мот­но”. - “Хо­ро­шо, а ес­ли ты уже нау­чил­ся гра­мот­но пи­сать, что те­бе это даст?” - “Ну, я по­лу­чаю хо­ро­шие оцен­ки, ме­ня хва­лят”. - “Хо­ро­шо, а ес­ли ты по­лу­ча­ешь хо­ро­шие оцен­ки и те­бя хва­лят, что это те­бе да­ет?” - “Я бу­ду чув­ст­во­вать се­бя уве­рен­но и спо­кой­но”. - “Зна­чит, ес­ли я те­бя пра­виль­но по­ни­маю, ты хо­чешь чув­ст­во­вать се­бя уве­рен­но и спо­кой­но. И для это­го ты хо­чешь нау­чить­ся гра­мот­но пи­сать?”). Ус­та­нов­ка яко­ря. Вы мо­же­те под­нять­ся и на бо­лее вы­со­кий ло­ги­че­ский уро­вень, за­дав этот во­прос еще раз, ес­ли это не­об­хо­ди­мо. Та­ким об­ра­зом, мо­ти­ва­ция на обу­че­ние ста­но­вит­ся бо­лее глу­бо­кой и вы­те­ка­ет из лич­ной се­ман­ти­ки ре­бен­ка.

2. Как вы уз­нае­те, что вы это уже имее­те?

Во­прос: “Пред­ставь, как ес­ли бы это у те­бя уже бы­ло, как ты это пой­мешь?” (“Пред­ставь се­бе, что ты уже уме­ешь гра­мот­но пи­сать. Как ты пой­мешь, что это у те­бя уже есть? Что ты ви­дишь во­круг (быть мо­жет, чье-то ли­цо), что ты слы­шишь (мо­жет быть, чей-то го­лос, ко­то­рый что-то го­во­рит), что ты чув­ст­ву­ешь? На что это по­хо­же?”). Об­ра­ти­те вни­ма­ние на сен­сор­ную ос­но­ван­ность це­ли - она вы­ве­ре­на в ка­те­го­ри­ях сен­сор­но­го опы­та: ви­жу, слы­шу, чув­ст­вую. Ус­та­нов­ка яко­ря.

3. Что ме­ша­ет вам дос­тичь этой цели сей­час?

Во­про­сы: “Ка­кие ре­сур­сы (спо­соб­но­сти и воз­мож­но­сти) у вас уже есть?” Здесь обыч­но на­зы­ва­ют хо­ро­шую па­мять, вни­ма­ние, уме­ние со­сре­до­то­чить­ся, же­ла­ние быть уве­рен­ным и спо­кой­ным, ум и т.п. Ес­ли ре­бе­нок за­труд­ня­ет­ся с от­ве­том, по­мо­ги­те ему, спро­сив, ка­кие ка­че­ст­ва по­мо­га­ют ему быть ус­пеш­ным в лю­бой дру­гой об­лас­ти.

“Сколь­ко спо­со­бов сде­лать это вы мо­же­те най­ти? Ка­ким бу­дет пер­вый шаг? Ес­ли вы это по­лу­чи­те, как это из­ме­нит ва­шу жизнь? Как дос­тиг­ну­тая цель по­влия­ет на ок­ру­жаю­щих?”

За­ме­чай­те клю­чи глаз­но­го дос­ту­па.
ЯКО­РЕ­НИЕ

Якорь - лю­бой раз­дра­жи­тель, ко­то­рый вклю­ча­ет ряд внут­рен­них ре­ак­ций и/или дей­ст­вий. Яко­ря мо­гут быть ви­зу­аль­ные, ау­ди­аль­ные, ки­не­сте­ти­че­ские, обо­ня­тель­ные и про­стран­ст­вен­ные. Час­то бы­ва­ет дос­та­точ­но ус­лы­шать ка­кую-то ме­ло­дию, и мы вне­зап­но пе­ре­но­сим­ся в про­шлое, ви­дим, слы­шим и пе­ре­жи­ва­ем то, что бы­ло ко­гда-то. Это дей­ст­вие ау­ди­аль­но­го яко­ря. Ес­ли вы ве­де­те ав­то­мо­биль и ви­ди­те, как на све­то­фо­ре за­жи­га­ет­ся крас­ный свет, но­га ав­то­ма­ти­че­ски на­жи­ма­ет на тор­моз. Это при­мер ви­зу­аль­но­го яко­ря. Еди­нич­ные ре­сурс­ные яко­ря ис­поль­зу­ют­ся для дос­ту­па к ре­сурс­но­му со­стоя­нию. Кол­лап­сом яко­рей на­зы­ва­ют до­бав­ле­ние ре­сур­са к не­ре­сур­су, со­еди­не­ние со­стоя­ний. Для ус­та­нов­ки эф­фек­тив­но­го яко­ря не­об­хо­ди­мо удо­сто­ве­рить­ся, что че­ло­век ис­пы­ты­ва­ет же­лае­мое ре­сурс­ное со­стоя­ние. От­ка­либ­руй­те (оп­ре­де­ли­те) сен­сор­ные клю­чи дан­но­го со­стоя­ния (ды­ха­ние, клю­чи глаз­но­го дос­ту­па, ми­ми­ка, мел­кие мы­шеч­ные дви­же­ния, на­пря­жен­ность-рас­слаб­лен­ность и т.д.). Ко­гда ре­сурс­ное со­стоя­ние дос­тиг­нет сво­ей выс­шей точ­ки, по­ставь­те якорь. Ес­ли это ки­не­сте­ти­че­ский якорь, то это мо­жет быть ру­ко­по­жа­тие или вы кос­не­тесь пле­ча, пред­пле­чья или со­жме­те за­пя­стье со­бе­сед­ни­ка. Это наи­бо­лее удоб­ные мес­та для ус­та­нов­ки яко­ря. Че­рез не­ко­то­рое вре­мя про­верь­те якорь, на­ло­жив его точ­но на то же ме­сто и с той же си­лой дав­ле­ния. Ес­ли вы сде­ла­ли это пра­виль­но, вы долж­ны на­блю­дать клю­чи, ко­то­рые от­ка­либ­ро­ва­ли пе­ред ус­та­нов­кой яко­ря.
ГЕ­МИ­СФЕ­РО­ЛО­ГИЯ

Ге­ми­сфе­ро­ло­гия - нау­ка об асим­мет­рии по­лу­ша­рий го­лов­но­го моз­га. Док­тор Род­жер Спер­ри, Но­бе­лев­ский лау­ре­ат (1981 г.), про­вел опе­ра­цию по раз­де­ле­нию по­лу­ша­рий го­лов­но­го моз­га. На ос­но­ве ис­сле­до­ва­ний он сфор­му­ли­ро­вал кон­цеп­цию о до­ми­ни­ро­ва­нии по­лу­ша­рий у че­ло­ве­ка, со­глас­но ко­то­рой ле­вое по­лу­ша­рие спе­циа­ли­зи­ру­ет­ся на вер­баль­но-сим­во­ли­че­ских функ­ци­ях, а пра­вое - на про­стран­ст­вен­но-син­те­ти­че­ских. Ле­вое по­лу­ша­рие “от­ве­ча­ет” за сло­вес­ные вы­ра­же­ния, чис­ла, ана­ли­ти­че­ское мыш­ле­ние и ли­ней­но-циф­ро­вые рас­су­ж­де­ния. Пра­вое по­лу­ша­рие “от­ве­ча­ет” за об­раз­ную па­мять, ори­ен­ти­ро­ва­ние в про­стран­ст­ве, во­об­ра­же­ние, цве­то­вые рит­мы, ки­не­сте­ти­че­ские пе­ре­жи­ва­ния и твор­че­ст­во. Обыч­но од­но из по­лу­ша­рий до­ми­ни­ру­ет, т.е. мож­но го­во­рить о ле­во­по­лу­шар­ных и пра­во­по­лу­шар­ных лю­дях. Встре­ча­ют­ся слу­чаи рав­но­го раз­ви­тия по­лу­ша­рий - ам­би­дек­ст­рия.

КРУГ СО­ВЕР­ШЕН­СТ­ВА

Это уп­раж­не­ние по­мо­га­ет по­лу­чить дос­туп к ре­сурс­но­му со­стоя­нию и ис­поль­зо­вать его в бу­ду­щем.

1. По­про­си­те парт­не­ра встать там, где ему удоб­но, и пред­ста­вить пе­ред со­бой круг. Ка­ко­го цве­та этот круг? Где он на­хо­дит­ся? Ка­ко­го он раз­ме­ра?

Сле­ди­те за под­дер­жа­ни­ем рап­пор­та и об­ра­щай­те вни­ма­ние на ды­ха­ние.

2. Пред­ло­жи­те вспом­нить си­туа­цию, в ко­то­рой он был очень ус­пеш­ным. “Вспом­ни­те си­туа­цию, в ко­то­рой вы бы­ли очень ус­пеш­ны”. Сле­ди­те за соб­ст­вен­ной лич­ной кон­гру­энт­но­стью, верь­те, что это воз­мож­но. Ес­ли воз­ни­ка­ют труд­но­сти, по­про­си­те пред­ста­вить си­туа­цию, ко­гда кто-то его про­сто хва­лит. “На­ши чув­ст­ва по­доб­ны ни­тям, ко­то­рые идут в про­шлое. Вспом­ни­те, ко­гда у вас бы­ло ощу­ще­ние что вы сде­ла­ли что-то очень хо­ро­шо”. Что вы ви­де­ли то­гда во­круг се­бя? Что вы слы­ша­ли? Что вы чув­ст­во­ва­ли? “Пред­ставь­те, что вы мо­же­те по­вер­нуть руч­ку на­строй­ки и сде­лать крас­ки бо­лее яр­ки­ми, чув­ст­ва бо­лее на­сы­щен­ны­ми, а зву­ки бо­лее от­чет­ли­вы­ми”.

3. Пред­ло­жи­те парт­не­ру вой­ти в круг. На­ло­жи­те якорь. Сле­ди­те за со­блю­де­ни­ем ус­ло­вий эф­фек­тив­но­го на­ло­же­ния яко­рей.

4. Пред­ло­жи­те вый­ти из кру­га. За­тем сно­ва вер­ни­те парт­не­ра в круг и про­верь­те дей­ст­вие яко­ря. Мож­но по­вто­рить этот шаг еще раз.

5. По­про­си­те ва­ше­го парт­не­ра по­ду­мать о том бу­ду­щем, ко­гда это со­стоя­ние мо­жет ему при­го­дить­ся. Пред­ло­жи­те пе­ре­жить это со­стоя­ние. Якорь.

6. Сно­ва по­про­си­те парт­не­ра вой­ти в круг и вспом­нить это ре­сурс­ное со­стоя­ние. Якорь. “Нра­вит­ся ли вам это со­стоя­ние? Ес­ли да, то вы мо­же­те взять этот круг со­вер­шен­ст­ва с со­бой. Те­перь там, где вы за­хо­ти­те, вы мо­же­те поль­зо­вать­ся сво­им кру­гом со­вер­шен­ст­ва”.
УС­ЛО­ВИЯ ЭФ­ФЕК­ТИВ­НО­ГО УРО­КА С ПО­ЗИ­ЦИЙ НЛП

1. На­ча­ло уро­ка с по­зи­тив­но­го яко­ря. Ес­ли обу­че­ние ас­со­ции­ру­ет­ся с чем-то при­ят­ным - оно эф­фек­тив­но.

2. Мо­ти­ва­ция на обу­че­ние. Соз­дай­те при­чи­ну для уче­бы, свя­зан­ную с се­ман­ти­кой са­мо­го ре­бен­ка.

3. Ис­поль­зо­ва­ние на уро­ке пра­во­по­лу­шар­но­го и ле­во­по­лу­шар­но­го под­хо­да, ук­руп­не­ние-раз­ук­руп­не­ние ин­фор­ма­ции (оп­ре­де­ли­те наи­мень­ший ку­сок, с ко­то­ро­го мож­но на­чи­нать про­цесс обу­че­ния), опе­ра­ция срав­не­ния (что об­ще­го и что раз­лич­но­го), по­ли­мо­даль­ная речь (ис­поль­зо­ва­ние пре­ди­ка­тов всех трех сис­тем), клю­чи глаз­но­го дос­ту­па, учет раз­ных ре­пре­зен­та­тив­ных сис­тем. Ин­фор­ма­ция, по­дан­ная по всем трем мо­даль­но­стям, вос­при­ни­ма­ет­ся как ре­аль­ная.

4. Ис­поль­зо­ва­ние со­стоя­ния не­по­ни­ма­ния. Од­ни, ко­гда на­чи­на­ют не по­ни­мать, злят­ся и те­ря­ют ин­фор­ма­цию, дру­гие ис­поль­зу­ют это со­стоя­ние. Ошиб­ка - то­же ре­зуль­тат дея­тель­но­сти. Не­по­ни­ма­ние - дверь к по­ни­ма­нию. Най­ди­те что-то, что бы­ло сде­ла­но хо­ро­шо.

5. Срав­ни­вай­те ус­пе­хи уче­ни­ка с его соб­ст­вен­ным про­шлым со­стоя­ни­ем, а не с ус­пе­ха­ми дру­гих. Ре­же го­во­ри­те час­ти­цу НЕ.

6. По­зи­тив­ное яко­ре­ние.

7. Об­мен стра­те­гия­ми, ис­поль­зо­ва­ние эф­фек­тив­ных стра­те­гий.

8. Под­дер­жа­ние груп­по­во­го и ин­ди­ви­ду­аль­но­го рап­пор­та.

9. Под­строй­ка к бу­ду­ще­му в кон­це уро­ка. Ус­пеш­ный уче­ник зна­ет, где, ко­гда и как он бу­дет при­ме­нять изу­чае­мое. За­вер­ше­ние уро­ка ме­та­фо­рой.
МЕ­ТА­ФО­РЫ

С точ­ки зре­ния НЛП, ме­та­фо­ра не то­ж­де­ст­вен­на тер­ми­ну “ме­та­фо­ра” в фи­ло­ло­гии, хо­тя в ос­но­ве ме­та­фо­ры и там и здесь ле­жит сход­ст­во. Ско­рее, ме­та­фо­ру в НЛП мож­но на­звать прит­чей. Мы же бу­дем поль­зо­вать­ся тер­ми­ном “ме­та­фо­ра” как за­кре­пив­шим­ся в ней­ро­лин­гви­сти­че­ском про­грам­ми­ро­ва­нии по­ня­ти­ем. Итак, ме­та­фо­ра ос­но­ва­на на сход­ст­ве. Ме­та­фо­ры обо­га­ща­ют мо­дель ми­ра, воз­дей­ст­ву­ют на оба по­лу­ша­рия, ак­ти­ви­зи­ру­ют мыш­ле­ние и па­мять, за­дей­ст­ву­ют глу­бин­ные струк­ту­ры пси­хи­ки. Для соз­да­ния эф­фек­тив­ной ме­та­фо­ры ис­поль­зу­ет­ся осо­бый язык - пат­тер­ны язы­ко­во­го влия­ния или Мил­тон-мо­дель.

Струк­ту­ра ме­та­фо­ры:


Про­блем­ное со­стоя­ние

свя­зую­щая стра­те­гия

Же­лае­мое со­стоя­ние

(сбор ин­фор­ма­ции с ис­поль­зова­ни­ем ме­та­мо­де­ли, реп­си­стем и ре­че­вых пре­ди­ка­тов, пе­ре­форми­ро­ва­ние)




(сбор ин­фор­ма­ции, ус­ло­вия хо­ро­шо сфор­му­ли­ро­ван­ной це­ли)

Так, на­при­мер, в ме­та­фо­ре из по­след­не­го за­ня­тия свя­зую­щей стра­те­ги­ей яв­ля­ет­ся стра­те­гия гра­мот­но­го пись­ма.



День 1.

Ес­ли вы хо­ти­те мар­ки­ро­вать на­ча­ло за­ня­тий, то удоб­нее все­го по­доб­рать му­зы­каль­ный фраг­мент, ко­то­рый вы смо­же­те пре­вра­тить в ау­ди­аль­ный якорь, на­чи­ная ка­ж­дый день с этой ме­ло­дии. По­че­му удоб­но на­чи­нать имен­но с ау­ди­аль­но­го яко­ря? Оче­вид­но, это да­ет воз­мож­ность уча­ст­ни­кам на­стро­ить­ся на вос­при­ятие го­ло­са пре­по­да­ва­те­ля, пе­ре­клю­чить вни­ма­ние на ра­бо­ту в ау­ди­аль­ном ка­на­ле. Мож­но на­чи­нать с рит­мич­ных хлоп­ков, пред­ло­жив уча­ст­ни­кам от­ка­либ­ро­вать темп и ритм хлоп­ков и под­стро­ить­ся, хло­пая в такт. Ин­те­рес­но про­сле­дить, как об­щий ритм и темп хлоп­ков влия­ют на го­тов­ность к на­ча­лу ра­бо­ты, вклю­ча­ют в об­щее дей­ст­вие. Вы, ко­неч­но, по­ни­мае­те что хлоп­ки ста­но­вят­ся по­ли­мо­даль­ным по­зи­тив­ным яко­рем.

Во вре­мя за­ня­тий мы час­то рас­ска­зы­ва­ем ис­то­рии, на пер­вый взгляд, не имею­щие от­но­ше­ния к обу­че­нию гра­мот­но­му пись­му. В НЛП та­кие ис­то­рии на­зы­ва­ют­ся ме­та­фо­ра­ми. Ес­ли вы хо­ти­те, что­бы ме­та­фо­ра бы­ла по­ня­та не­вер­но, обя­за­тель­но раз­бе­ри­те ее со­дер­жа­ние. Объ­яс­нив смысл ме­та­фо­ры, вы не­пре­мен­но су­зи­те ее, ог­ра­ни­чи­те кон­текст, то­гда как без объ­яс­не­ния ка­ж­дый вос­при­мет рас­ска­зан­ную ис­то­рию так, как это удоб­но и важ­но для не­го.

Тот, кто ос­та­нав­ли­ва­ет­ся у порт­ре­та Джо­кон­ды, по­ни­ма­ет ее за­га­доч­ную улыб­ку по-сво­ему. Ка­ж­дый по­ни­ма­ет что-то свое, что нуж­но ему имен­но сей­час. Ме­та­фо­ры ак­ти­ви­зи­ру­ют мыш­ле­ние, за­дей­ст­ву­ют глу­бин­ные струк­ту­ры па­мя­ти, ус­та­нав­ли­ва­ют ин­ди­ви­ду­аль­ные свя­зи. Пер­вые ме­та­фо­ры, кро­ме все­го про­че­го, по­зво­ля­ют за­клю­чить до­го­вор с груп­пой о вза­им­ной ра­бо­те.

Ме­та­фо­ра “Все в тво­их ру­ках”.

Эта ис­то­рия про­изош­ла дав­ным-дав­но в ста­рин­ном го­ро­де, в ко­то­ром жил ве­ли­кий муд­рец. Сла­ва о его муд­ро­сти раз­нес­лась да­ле­ко во­круг его род­но­го го­ро­да. Но был в го­ро­де че­ло­век, за­ви­дую­щий его сла­ве. И вот ре­шил он при­ду­мать та­кой во­прос, что­бы муд­рец не смог на не­го от­ве­тить. И он по­шел на луг, пой­мал ба­боч­ку, по­са­дил ее ме­ж­ду сомк­ну­тых ла­до­ней и по­ду­мал: “Спро­шу-ка я у муд­ре­ца: ска­жи, о муд­рей­ший, ка­кая ба­боч­ка у ме­ня в ру­ках - жи­вая или мерт­вая? Ес­ли он ска­жет - жи­вая, я сомк­ну ла­до­ни, и ба­боч­ка ум­рет, а ес­ли он ска­жет - мерт­вая, я рас­крою ла­до­ни и ба­боч­ка уле­тит. Вот то­гда все пой­мут, кто из нас ум­нее”. Так все и слу­чи­лось. За­ви­ст­ник пой­мал ба­боч­ку, по­са­дил ее ме­ж­ду ла­до­ня­ми и от­пра­вил­ся к муд­ре­цу. И он спро­сил у то­го: “Ка­кая ба­боч­ка у ме­ня в ру­ках, о муд­рей­ший, - жи­вая или мерт­вая?” И то­гда муд­рец, ко­то­рый дей­ст­ви­тель­но был очень ум­ным че­ло­ве­ком, ска­зал: “Все в тво­их ру­ках...”

Ме­та­фо­ра “Во­сем­на­дца­тый верб­люд”.

Жил ко­гда-то на Вос­то­ке че­ло­век, ко­то­рый раз­во­дил верб­лю­дов. Всю жизнь он ра­бо­тал, а ко­гда со­ста­рил­ся, то по­звал к се­бе сы­но­вей и ска­зал: ”Де­ти мои! Я стал стар и не­мо­щен и ско­ро ум­ру. По­сле мо­ей смер­ти раз­де­ли­те ос­тав­ших­ся верб­лю­дов так, как я вам ска­жу. Ты, стар­ший сын, ра­бо­тал боль­ше всех - возь­ми се­бе по­ло­ви­ну верб­лю­дов. Ты, сред­ний сын, возь­ми се­бе тре­тью часть. А ты, млад­ший, возь­ми де­вя­тую часть”.

Про­шло не­ко­то­рое вре­мя, и ста­рик умер. То­гда сы­но­вья ре­ши­ли раз­де­лить на­след­ст­во так, как ве­лел им отец. Они вы­гна­ли ста­до на боль­шое по­ле, пе­ре­счи­та­ли и ока­за­лось, что в ста­де все­го сем­на­дцать верб­лю­дов. И нель­зя бы­ло раз­де­лить это чис­ло ни на 2, ни на 3, ни на 9. Что бы­ло де­лать - ни­кто не знал. И ста­ли сы­но­вья спо­рить, и ка­ж­дый пред­ла­гал свое ре­ше­ние. Но 17 по-преж­не­му не де­ли­лось ни на 2, ни на 3, ни на 9. И они уже ус­та­ли спо­рить, но так и не при­шли к об­ще­му ре­ше­нию. В это вре­мя ми­мо ехал пут­ник на сво­ем верб­лю­де. Ус­лы­шав крик и спор, он спро­сил: ”Что слу­чи­лось?” И сы­но­вья рас­ска­за­ли об их бе­де. Пут­ник слез с верб­лю­да, пус­тил его в ста­до и ска­зал: “А те­перь раз­де­ли­те верб­лю­дов, как ве­лел отец”. И так как верб­лю­дов ста­ло 18, то стар­ший сын взял се­бе по­ло­ви­ну, то есть 9, сред­ний - треть, то есть 6 верб­лю­дов, а млад­ший де­вя­тую часть, то есть двух верб­лю­дов. И ко­гда они раз­де­ли­ли та­ким об­ра­зом ста­до, в по­ле ос­тал­ся еще один верб­люд, по­то­му что 9+6+2 рав­но 17. А пут­ник сел на сво­его верб­лю­да и по­ехал даль­ше.
Рас­чи­ст­ка по­ля дея­тель­но­сти и мо­ти­ва­ция на обу­че­ние.

Пе­ред тем как не­по­сред­ст­вен­но пе­ре­хо­дить к сня­тию ин­ди­ви­ду­аль­ной стра­те­гии ор­фо­гра­фии ка­ж­до­го уча­ст­ни­ка, важ­но уз­нать их ожи­да­ния от за­ня­тий. Здесь уме­ст­но ис­поль­зо­ва­ние во­про­сов “хо­ро­шо сфор­му­ли­ро­ван­ной це­ли”. Сле­дую­щее уп­раж­не­ние Ри­чард Бэнд­лер на­зы­ва­ет “ра­бо­той со школь­ны­ми фо­бия­ми”. Од­на из глу­бо­чай­ших про­блем обу­че­ния со­сто­ит в том, что боль­шин­ст­во де­тей уже ис­пы­та­ли в шко­ле не­при­ят­ные пе­ре­жи­ва­ния на не­ко­то­рых уро­ках и ус­пе­ли сде­лать вы­вод, что к этим пред­ме­там у них нет спо­соб­но­стей. Из-за это­го оп­ре­де­лен­ный пред­мет или шко­ла во­об­ще ста­но­вят­ся сиг­на­лом, ко­то­рый за­пус­ка­ет не­при­ят­ные вос­по­ми­на­ния, за­став­ляю­щие ре­бен­ка пло­хо се­бя чув­ст­во­вать. Ино­гда это го­лос учи­те­ля (что-то вро­де “Ты ни­че­го не по­ни­ма­ешь!”), но ча­ще это внут­рен­няя кар­тин­ка, со­про­во­ж­даю­щая­ся не­при­ят­ны­ми пе­ре­жи­ва­ния­ми. А вы, долж­но быть, за­ме­ча­ли, что лю­дям не­мно­го­му уда­ет­ся нау­чить­ся, ко­гда они пло­хо се­бя чув­ст­ву­ют. Ес­ли ре­ак­ция ре­бен­ка по-на­стоя­ще­му силь­на, пси­хо­ло­ги да­же оп­ре­де­ля­ют ее как “школь­ную фо­бию”.

Су­ще­ст­ву­ет ряд тех­ник, на­прав­лен­ных на из­ме­не­ние пло­хо­го са­мо­чув­ст­вия в от­вет на школь­ные си­туа­ции. Са­мый про­стой спо­соб сня­тия не­при­ят­но­го ощу­ще­ния, свя­зан­но­го с обу­че­ни­ем рус­ско­му язы­ку, за­клю­ча­ет­ся в сле­дую­щем. На дос­ке сле­ва за­пи­ши­те слож­но­под­чи­нен­ное пред­ло­же­ние, вы­де­ли­те ор­фо­грам­мы, со­ставь­те схе­му (на­де­ем­ся, та­кая ра­бо­та дос­та­вит вам удо­воль­ст­вие). По ре­ак­ции де­тей вы поч­ти без­оши­боч­но оп­ре­де­ли­те, у ко­го из них есть “фо­бия” на рус­ский язык. Те­перь пред­ло­жи­те де­тям за­крыть гла­за и по­ду­мать о ка­ком-то очень при­ят­ном ис­пы­тан­ном пе­ре­жи­ва­нии, на­при­мер, об ожи­да­нии чу­дес­но­го по­дар­ка на день ро­ж­де­ния или пред­вку­ше­нии ин­те­рес­ной по­езд­ки в ка­ни­ку­лы (важ­но, что­бы ожи­да­ние дей­ст­ви­тель­но сбы­лось), о ка­кой-то си­туа­ции, в ко­то­рой они чув­ст­во­ва­ли се­бя воз­бу­ж­ден­но и за­ин­те­ре­со­ван­но. За­тем пред­ло­жи­те от­крыть гла­за, что­бы од­ну-две се­кун­ды по­смот­реть на за­пись на дос­ке. По­том сно­ва по­про­си­те за­крыть гла­за и вер­нуть­ся к то­му вос­хи­ти­тель­но­му опы­ту. Сно­ва по­про­си­те по­смот­реть на дос­ку на не­сколь­ко се­кунд доль­ше и опять вер­нуть­ся к при­ят­но­му пе­ре­жи­ва­нию. Про­де­лай­те че­ре­до­ва­ние еще не­сколь­ко раз, по­ка эти два пе­ре­жи­ва­ния не про­ин­тег­ри­ру­ют­ся проч­но. Про­верь­те ре­зуль­тат - пред­ло­жи­те де­тям от­вер­нуть­ся и по­ду­мать о лю­бом ней­траль­ном пе­ре­жи­ва­нии, а по­сле это­го пусть они по­смот­рят на дос­ку и по­де­лят­ся с ва­ми свои­ми чув­ст­ва­ми. Уди­ви­тель­но, но это дей­ст­ви­тель­но ра­бо­та­ет! Эта тех­ни­ка на­зы­ва­ет­ся по-дру­го­му “ин­те­гра­ци­ей яко­рей”.

Ес­ли вы хо­ти­те дос­тичь ус­пе­ха в обу­че­нии школь­ни­ков, ис­поль­зуй­те из­вест­ный прин­цип НЛП - все­гда свя­зы­вай­те на­ча­ло обу­че­ния с ра­до­стью и удо­воль­ст­ви­ем. С при­ят­ны­ми и не­при­ят­ны­ми пе­ре­жи­ва­ния­ми свя­за­ны и осо­бен­но­сти па­мя­ти. Что­бы что-то вспом­нить, на­до вер­нуть­ся в то со­стоя­ние соз­на­ния, в ко­то­ром бы­ла по­лу­че­на ин­фор­ма­ция. Так ра­бо­та­ет па­мять. По­ду­май­те, ес­ли в на­ча­ле уро­ка ре­бе­нок был огор­чен или оби­жен учи­те­лем, а за­тем по­лу­чил но­вые све­де­ния по пред­ме­ту, то что­бы вспом­нить впо­след­ст­вии изу­чен­ное, он дол­жен вер­нуть­ся в то со­стоя­ние. И по­сколь­ку он не хо­чет чув­ст­во­вать се­бя пло­хо, он вряд ли вспом­нит. Воз­мож­но, имен­но этим объ­яс­ня­ет­ся “то­таль­ная ам­не­зия” у боль­шин­ст­ва лю­дей на все 10 лет уче­бы.

Учи­ты­вая спо­соб­ность ре­бен­ка ви­деть внут­рен­ние об­ра­зы, мо­ти­ви­руй­те его на обу­че­ние. Пред­ло­жи­те пред­ста­вить кар­тин­ку, в ко­то­рой он ис­пы­ты­ва­ет удо­воль­ст­вие от то­го, что его хва­лят за гра­мот­но и кра­си­во на­пи­сан­ную ра­бо­ту. Не обя­за­тель­но за дик­тант или из­ло­же­ние - хо­тя бы за ма­лень­кое по­здрав­ле­ние с празд­ни­ком для близ­ко­го че­ло­ве­ка или ко­рот­кий кра­соч­ный пла­кат, ко­то­рый ему по­ру­чи­ли на­пи­сать. Пусть он рас­смот­рит вы­ра­же­ние ли­ца то­го се­бя на кар­тин­ке, ус­лы­шит чьи-то бла­го­дар­ные го­ло­са, по­слу­ша­ет свой внут­рен­ний диа­лог. Что чув­ст­ву­ет тот ре­бе­нок? Уточ­ни­те, дей­ст­ви­тель­но ли ему при­ят­но ви­деть, как хва­лят его в кар­тин­ке. Пусть он “по­вер­нет руч­ку на­строй­ки” и сде­ла­ет чув­ст­во мак­си­маль­но яр­ким и силь­ным. Спро­си­те, хо­чет­ся ли ему на са­мом де­ле по­бы­вать в та­кой си­туа­ции. А те­перь по­про­си­те ре­бен­ка “вой­ти” в кар­тин­ку и пе­ре­жить это ра­до­ст­ное со­стоя­ние. Ино­гда ре­бе­нок уп­ря­мо твер­дит, что он ни­ко­гда не смо­жет ока­зать­ся в по­доб­ной си­туа­ции. В по­доб­ном слу­чае уме­ст­но ис­поль­зо­ва­ние рам­ки “Как ес­ли бы это слу­чи­лось”. Хо­ро­ший эф­фект да­ет уп­раж­не­ние “Круг со­вер­шен­ст­ва” - те, кто по­се­тил курс НЛП-прак­тик, зна­ют это уп­раж­не­ние.

Вот те­перь мы ре­ко­мен­ду­ем пе­ре­хо­дить к сня­тию стра­те­гии ор­фо­гра­фии. Ес­ли груп­па боль­шая или по ка­ким-то при­чи­нам вам не­удоб­но сни­мать стра­те­гию ор­фо­гра­фии на за­ня­ти­ях, это мож­но сде­лать по­сле за­ня­тий. Уча­ст­ни­ку за­ня­тий пред­ла­га­ют­ся сло­вар­ные сло­ва, уже изу­чен­ные до это­го в шко­ле. Про­ще все­го взять учеб­ник и вос­поль­зо­вать­ся ор­фо­гра­фи­че­ским сло­ва­ри­ком в кон­це. Ис­пы­туе­мо­му да­ет­ся за­да­ние про­из­не­сти сло­во раз­дель­но по бу­к­вам. При этом ве­ду­щий про­во­дит “рас­па­ков­ку” стра­те­гии, на­блю­дая за клю­ча­ми глаз­но­го дос­ту­па. В про­цес­се сня­тия стра­те­гии уча­ст­ни­ку за­да­ют­ся сле­дую­щие во­про­сы: “Ко­гда ты про­из­но­сишь это сло­во по бу­к­вам, как ты по­ни­ма­ешь, что это сло­во пра­виль­ное? Что те­бе по­мо­га­ет? Ка­кие-то об­ра­зы, зву­ки, ощу­ще­ния или что-то еще? Что про­ис­хо­дит сна­ча­ла, ко­гда ты на­чи­на­ешь про­из­но­сить сло­во? Что про­ис­хо­дит по­том? Как ты про­ве­ря­ешь пра­виль­ность сло­ва? Что ты де­ла­ешь внут­ри, ко­гда со­мне­ва­ешь­ся в пра­виль­ном на­пи­са­нии сло­ва?” Вы­яв­лен­ные стра­те­гии фик­си­ру­ют­ся. Вот при­мер за­пи­си ус­пеш­ной стра­те­гии: “Вп - А - Вп/Вк - А”, где Вп - ви­зу­аль­ная па­мять, А - ау­ди­аль­ный ка­нал (счи­ты­ва­ние), Вп/Вк - ви­зу­аль­ная па­мять и ви­зу­аль­ное кон­ст­руи­ро­ва­ние (про­вер­ка или тест) и А - ау­ди­аль­ный вы­ход. Под­роб­нее о сня­тии стра­те­гий вы мо­же­те уз­нать из ста­тьи А. Пли­ги­на и П. По­веть­е­ва “Ис­сле­до­ва­ние стра­те­гий про­вер­ки на­пи­са­ния сло­вар­ных слов” (на­уч­но-ме­то­ди­че­ский сбор­ник НЛП, №1, 1996).

Есть ве­ро­ят­ность, что вы за­хо­ти­те уз­нать, ка­кие спо­со­бы раз­ви­тия па­мя­ти на ос­но­ве внут­рен­не­го ви­зуа­ли­зи­ро­ва­ния удоб­но ис­поль­зо­вать в про­цес­се за­ня­тий рус­ским язы­ком. Экс­пе­ри­мен­ты по­ка­за­ли, что ре­зер­вы па­мя­ти свя­за­ны с раз­ви­ти­ем об­раз­ной па­мя­ти.

Мы твер­до ве­рим, что важ­но не толь­ко нау­чить­ся за­по­ми­нать, но го­раз­до важ­нее нау­чить­ся вспо­ми­нать, вос­про­из­во­дить за­пом­нен­ное. Труд­но по­ве­рить, но ес­ли мы мо­жем уз­нать как де­ла­ют что-то ода­рен­ные лю­ди (а НЛП за­ни­ма­лось дол­гое вре­мя сня­ти­ем стра­те­гий ус­пеш­ных лю­дей), зна­чит, это­му мож­но нау­чить­ся. Дей­ст­ви­тель­но, ес­ли вы умее­те гра­мот­но пи­сать, что ме­ша­ет ре­бен­ку нау­чить­ся де­лать это так же хо­ро­шо, как и вы?

Хо­ро­ший эф­фект да­ют из­вест­ные мне­мо­тех­ни­че­ские прие­мы. Прак­ти­ка до­ка­зы­ва­ет, что уче­ни­ки с удо­воль­ст­ви­ем поль­зу­ют­ся ме­то­да­ми мне­мо­тех­ни­ки, спо­соб­ст­вую­щи­ми раз­ви­тию ви­зу­аль­ной па­мя­ти. На пер­вом за­ня­тии мы пред­ла­га­ем уча­ст­ни­кам за­пом­нить спи­сок из 20 слов, ис­поль­зуя “ме­тод Ци­це­ро­на” (“рас­ставь в сво­ей ком­на­те”). Ци­це­рон тре­ни­ро­вал свою па­мять так: то, что ему нуж­но бы­ло за­пом­нить, он рас­по­ла­гал в зна­ко­мой ком­на­те. По­том дос­та­точ­но бы­ло вспом­нить ком­на­ту и “прой­ти” по ней, со­би­рая не­об­хо­ди­мую ин­фор­ма­цию. Спра­вед­ли­во­сти ра­ди сто­ит за­ме­тить, что этот ме­тод был из­вес­тен еще до Ци­це­ро­на.

Сво­им уче­ни­кам мы пред­ла­га­ли сле­дую­щий спи­сок: оч­ки, гусь, шо­ко­лад­ка, серд­це, гру­зо­вик, нос­ки, кни­га, чув­ст­во, солн­це, мышь, пы­ле­сос, ча­сы, цве­ток, ком­пь­ю­тер, смех, ле­ст­ни­ца, ва­за, све­ча, сед­ло, слон. Про­ве­рив, кто сколь­ко слов мо­жет вос­про­из­ве­сти в про­из­воль­ном по­ряд­ке, по­про­си­те рас­ска­зать, кто как за­по­ми­нал сло­ва, ко­то­рые не име­ют пред­мет­но­го об­раза (смех, чув­ст­во). Кста­ти, их ча­ще все­го и не мо­гут вспом­нить. Наи­бо­лее ус­пеш­ные уче­ни­ки соз­да­ют ас­со­циа­тив­ный об­раз, свя­зан­ный с эти­ми сло­ва­ми.

Да­вай­те те­перь пе­рей­дем к объ­яс­не­нию пер­вой те­мы по рус­ско­му язы­ку, ес­ли вы еще пом­ни­те, ка­ким пред­ме­том вы со­би­ра­лись за­ни­мать­ся.
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   12


Учебный материал
© nashaucheba.ru
При копировании укажите ссылку.
обратиться к администрации