Яковлева Е.В. Внешнеэкономическая деятельность предприятия: учебное пособие - файл n1.doc

приобрести
Яковлева Е.В. Внешнеэкономическая деятельность предприятия: учебное пособие
скачать (682 kb.)
Доступные файлы (1):
n1.doc682kb.23.08.2012 19:55скачать

n1.doc

  1   2   3   4   5
Федеральное агенство по образованию

Государственное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

ОМСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТЕХНИЧЕСКИЙ

УНИВЕРСИТЕТ

Яковлева Е.В.

ВНЕШНЕЭКОНОМИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

ПРЕДПРИЯТИЯ

Учебное пособие
Омск, 2009
УДК

ББК

Я 47


Рецензенты:

Яковлева, Е.В.

Я 47 Внешнеэкономическая деятельность предприятия: учеб. пособие / Е.В. Яковлева. – Омск: Изд-во ОмГТУ, 2009. – 90 с.

ISBN


Рассмотрены основы внешнеэкономической деятельности предприятия, позволяющие компетентно вести практику хозяйствования в современных экономических условиях на внешнем рынке.

Учебное пособие предназначено для студентов специальности 080502 – «Экономика и управление на предприятии (по отраслям)», может быть полезно студентам других экономико-управленческих специальностей и направлений бакалавриата и магистратуры.


Печатается по решению редакционно-издательского совета ОмГТУ.


УДК

ББК

ISBN


 Е.В. Яковлева, 2009

 Омский государственный

технический университет, 2009
СОДЕРЖАНИЕ


ВВЕДЕНИЕ

5

  1. ВНЕШНЕЭКОНОМИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ПРЕДПРИЯТИЯ КАК УЧЕБНАЯ ДИСЦИПЛИНА

6

    1. Предмет изучения дисциплины

6

    1. Практическая значимость и актуальность вопросов дисциплины внешнеэкономическая деятельность предприятия

7

    1. Современные субъекты внешнеэкономической деятельности

8

  1. СТРАТЕГИИ ВЫХОДА ПРЕДПРИЯТИЯ НА

ВНЕШНИЙ РЫНОК

16

    1. Виды стратегий

16

    1. Факторы, влияющие на выбор внешнеэкономической стратегии

20

    1. Жизненный цикл товара, изменение рыночной стратегии

24

    1. Особенности рынка производственных товаров

27

  1. ВЫБОР ИНОСТРАННОГО ПАРТНЕРА

31

    1. Иностранные фирмы: общая характеристика

31

    1. Правовое положение и ответственность фирм

35

  1. ОРГАНИЗАЦИОННЫЕ ОСНОВЫ

ВНЕШНЕТОРГОВОЙ ОПЕРАЦИИ

39

    1. Виды и методы внешнеторговых операций

39

    1. Внешняя торговля услугами

44

    1. Внешняя торговля результатами интеллектуальной деятельности

47

    1. Государственное регулирование внешней торговли

49

    1. Товарная номенклатура внешнеэкономической деятельности

62

    1. Таможенные режимы

66

  1. ЭКОНОМИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ РЕШЕНИЙ В ПРАКТИКЕ ВНЕШНЕЭКОНОМИЧЕСКОЙ

ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЯ

69

    1. Основные группы показателей

69

    1. Экономическая эффективность экспорта

70

    1. Экономическая эффективность импорта

71

    1. Экономическая эффективность экспортно-импортных операций

73

    1. Определение коэффициента кредитного влияния

73

    1. Экономическая эффективность товарообменных операций

74

    1. Экономическая оценка эффективности иностранных инвестиций

75

  1. СТРАХОВАНИЕ ВО ВНЕШНЕЭКОНОМИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

77

    1. Классификация рисков внешнеэкономической деятельности

77

    1. Методы управления внешнеэкономическими рисками

79

    1. Страхование экспортных кредитов

82

КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ ПО ДИСЦИПЛИНЕ

87

ТЕМЫ РЕФЕРАТОВ

89

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

90


ВВЕДЕНИЕ
Актуальность внешнеэкономической деятельности предприятия в современных экономических условиях в РФ определяется следующим.

Во-первых, из всех сфер современной российской экономики ее внешнеэкономический сектор с начала 1990-х годов оказался одним из наиболее важных. Отмена государственной монополии на внешнюю торговлю, разрешение предприятиям самостоятельно выходить на внешний рынок подорвало замкнутость, определенная элитарность сферы внешнеэкономической деятельности изменило ее масштабы и значение. Радикальные изменения в статусе данного сектора привели к тому, что в осуществлении внешнеэкономической деятельности стало принимать участие огромное количество хозяйствующих субъектов. В связи с этим рассматриваемая сфера в ее новом качестве заслуживает детализированного научного изучения. Во-вторых, внешнеэкономическая деятельность хозяйствующих субъектов и регионов страны стала своеобразным демпфером, позволившим смягчать, а иногда и преодолевать неизбежные кризисные явления, поражавшие экономику страны после ликвидации административно-командной системы. Кризис неплатежей, двух-трехкратный спад объемов производства во многих секторах экономики, недостаточная способность фискальных органов формировать требуемые объемы налоговых доходов консолидированного бюджета государства и другие негативные явления удавалось смягчать во многом благодаря поддержанию и даже увеличению валютной выручки экспортеров. Это также определяет актуальность внешнеэкономической деятельности как фактора решения многих проблем социально-ориентированной рыночной трансформации народного хозяйства. В-третьих, стихия слабо регулируемого и даже полукриминального рынка, захватившая немалую часть внешнеэкономических связей, привела к невосполнимым потерям, одним из проявлений которых стало крупномасштабное «бегство» капиталов из России. Изучивший дисциплину студент должен:

1. ВНЕШНЕЭКОНОМИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

ПРЕДПРИЯТИЯ КАК УЧЕБНАЯ ДИСЦИПЛИНА
1.1. Предмет изучения дисциплины

Учебная дисциплина внешнеэкономическая деятельность предприятия (ВЭДП) изучает круг вопросов, связанных с экономической деятельностью субъектов хозяйствования на внешних рынках. Предметом изучения дисциплины ВЭДП является организация и проведение эффективных внешнеэкономических операций в условиях турбулентной среды международного бизнеса.

Цель дисциплины: формирование внешнеэкономических компетенций экономистов-менеджеров специальности 080502 – «Экономика и управление на предприятии (по отраслям)». Задачами дисциплины соответственно являются:

  1. ознакомление с внешней средой международного бизнеса;

  2. изучение теоретических основ международного разделения труда (МРТ) и международной торговли (МТ);

  3. изучение основ международной торговой политики;

  4. ознакомление с процессами экономической интеграции стран мирового сообщества;

  5. изучение методов международного ценообразования;

  6. изучение организации и техники внешнеэкономических операций;

  7. изучение методов валютно-финансовых расчётов;

  8. рассмотрение приёмов исследования и оценки перспективных зарубежных рынков;

  9. изучение методов подготовки технико-экономического обоснования внешнеторговых операций и инвестиционных проектов с международным участием.

Представим как различные понятия «внешнеэкономические связи» (ВЭС) и «внешнеэкономическая деятельность» (ВЭД).

ВЭС – это хозяйственные, торговые, политические отношения между странами, устанавливаемые на уровне правительств тех или иных стран. Таким образом, планирование объёмов ВЭС осуществляется на правительственном уровне по стратегически важным для государства позициям.

ВЭД в отличие от ВЭС осуществляется на уровне производственных структур (предприятий, фирм, организаций и т.д.), получивших в РФ право самостоятельного выбора иностранных партнёров, номенклатуры товара для экспортно-импортных сделок, цены товара, объёма и сроков поставки и т.д. ВЭД является, таким образом, частью производственно-коммерческой деятельности производственных структур. ВЭДП можно представить как совокупность следующих функций: производственно-хозяйственных, организационно-экономических, коммерческих (рис. 1). Выполнение тех или иных функций определяется видом предприятия.

ВЭД и ВЭС не следует рассматривать как две раздельные сферы функционирования. Характер ВЭС государства существенно определяет стратегию ВЭД отраслевых министерств, ведомств, отдельных предприятий и объединений.


1.2. Практическая значимость и актуальность вопросов

дисциплины внешнеэкономическая деятельность предприятия

Понятие ВЭД как таковое в Российской экономической практике появилось примерно в 1987 г. с началом осуществления внешнеэкономических реформ, суть которых сводилась к децентрализации внешней торговли и переходу от межправительственных внешнеэкономических связей к ВЭД на уровне предприятий.

Начало реформ было связано с выявлением негативных сторон в развитии внешней торговли страны, таких как: отсталая стратегия и товарная структура экспорта и импорта; падение темпов внешнеторгового оборота; устарелые формы организации работы на внешнем рынке.

Это явилось результатом монопродуктового развития внешнеторговых отношений как с восточноевропейскими и развивающимися странами, так и с промышленно развитыми странами. Они строились на чрезмерном объёме продаж сырья и энергоносителей, что означало вывоз каждой четвёртой тонны добытой нефти в 1988г. На машины и оборудование приходилось 13,6% объёма экспорта, экспорт наукоёмкой продукции и услуг практически отсутствовали. В итоге доля российской продукции (машин и оборудования) в общем объёме мирового экспорта к началу 90-ых гг. не превышала 3,5%, что соответствует уровню дореволюционной России. Неразвитость экспортной структуры и зависимость от колебаний конъюнктуры мирового рынка по узкой группе товаров обернулись для России, прежде всего большими валютными потерями (в связи со снижением цен на нефть в 1984-1989 гг. Однообразие и неизменность импортных позиций в течение длительного периода привели к прекращению развития в стране многих отраслей и направлений производства. Были снижены завышенные объёмы закупок товаров народного потребления и продовольствия, достигавшие ежегодно 30,5-30,6% всего импорта. Импортные же поставки промышленного оборудования через посредников в лице внешнеторговых объединений, часто не имели адресности, к тому же не предусматривалась ответственность за своевременный ввод его в эксплуатацию. Перечисленные негативные факторы послужили основной причиной реформирования ВЭС, основными этапами которого являются следующие.

  1. Расширение прав отраслевых министерств и ведомств, предприятий, по выходу на внешний рынок (1986–1988 гг.).

  2. Расширение числа участников ВЭД за счёт создания СП, международных объединений и организаций, ассоциаций внешнеэкономического сотрудничества с зарубежными странами (1989–1991 гг.).

  3. Начиная с 1992 г.: создание нового механизма государственного регулирования ВЭД и более стабильной нормативной базы внешней торговли Российского государства; развитие экспортного потенциала России, включая совершенствование его структуры, повышение степени конкурентоспособности и увеличение доли наукоёмкой продукции; создание механизма государственного стимулирования экспорта; формирование современной инфраструктуры ВЭД; устранение сохраняющейся дискредитации иностранных инвесторов и формирование институтов страхования от политического и экономического рисков.

1.3. Современные субъекты внешнеэкономической деятельности
Развитие ВЭД сопровождается изменением облика её субъекта. Субъектами внешнеэкономической деятельности являются государственные органы, осуществляющие ее регулирование, а также субъекты, которые ведут такую деятельность.

Совокупность современных участников ВЭД можно классифицировать по ряду принципов: по профилю ВЭД, по характеру совершаемых внешнеторговых операций, по организационно-правовым формам, определяющим порядок их образования, принадлежность капитала и порядок распределения доходов (рис. 2).

Государственное регулирование внешнеэкономической деятельности в РФ осуществляют: Президент РФ, Правительство РФ, Министерство экономического развития и торговли РФ, Государственный таможенный комитет РФ, иные органы.

Задачи, функции, правомочия этих государственных органов в рассматриваемой области определены Конституцией РФ, Федеральным законом "О государственном регулировании внешнеторговой деятельности", а также специальными актами, например, Положением о Министерстве экономического развития и торговли, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 21 декабря 2000 г. № 990, на данный орган возложены функции координации и регулирования внешнеэкономической деятельности.

Среди консультационных и координационных органов, действующих в данной сфере, можно назвать:

- Комитет РФ по военно-техническому сотрудничеству с иностранными государствами (действует на основании Положения, утвержденного Указом Президента РФ от 1 декабря 2000 г. № 953), осуществляющий в пределах своей компетенции реализацию решений Президента РФ и Правительства РФ по вопросам регулирования и контроля деятельности в области военно-технического сотрудничества РФ с иностранными государствами;

- Комиссию по военно-техническому сотрудничеству РФ с иностранными государствами (действует на основании Положения, утвержденного Указом Президента РФ от 1 декабря 2000 г. № 953), которая является совещательным и консультативным органом, разрабатывающим для главы государства предложения, касающиеся основных направлений государственной политики в этой сфере;


- Комиссия по экспортному контролю РФ (действует на основании Положения, утвержденного Указом Президента РФ от 29 января 2001 г. N° 98) - межведомственный координационный орган по экспортному контролю, образованный в целях обеспечения реализации государственной политики в области экспортного контроля, в том числе в отношении международных режимов экспортного контроля, а также в целях координации деятельности федеральных органов исполнительной власти в данной сфере.

Непосредственными участниками внешнеэкономической деятельности являются хозяйствующие субъекты: российские и иностранные физические и юридические лица, имеющие право осуществлять предпринимательскую, и в том числе внешнеэкономическую, деятельность.

Учет участников внешнеэкономической деятельности ведут таможенные органы в соответствии с Порядком учета, утвержденным Приказом ГТК РФ от 31 августа 2000 г. N° 787. Для участников ВЭД учет носит добровольный характер. Средством идентификации участника внешнеэкономической деятельности служит учетная карта участника ВЭД.

Право на осуществление внешнеэкономической деятельности в отношении продукции военного назначения приобретается после получения свидетельства и занесения в реестр, который ведется Комитетом РФ по военно-техническому сотрудничеству с иностранными государствами.

В целях повышения эффективности военно-технического сотрудничества РФ с иностранными государствами создано федеральное государственное унитарное предприятие "Рособоронэкспорт", выполняющее посреднические функции в данной сфере (действует на основании Устава, утвержденного Указом Президента РФ от 6 января 2001 г. № 8).

Более подробно остановимся на отдельных субъектах ВЭД, представленных на рис. 2.

Консорциумы – форма объединения предприятий производственного и внешнеэкономического профиля деятельности. Создаются для реализации крупномасштабных проектов (строительство объектов за рубежом, например). Участниками консорциума являются предприятия-производители и поставщики экспортной продукции, проектные и финансовые организации. Действия консорциума может иметь разовый (при строительстве конкретного объекта) и долговременный характер (при необходимости реализации какой-либо внешнеэкономической программы).

Консорциум является наиболее прогрессивной формой производственно-сбытовой кооперации. В консорциумы объединяются, например, поставщики промышленного оборудования (производители) и инжиниринговые компании. Рассмотрим основные операции по созданию производственно-сбытового консорциума и его взаимодействию с заказчиком (рис. 3). На рис. 3: 1а, 1б – предложение фирмам А и Б о создании консорциума; 2а, 2б – заключение консорциального соглашения между фирмами А И Б; 3 – участие лидера в торгах и получение заказа; 4а, 4б – заключение договоров с заказчиком на выполнение согласованного между партнёрами по консорциуму объёма работ; 5а, 5б – получение кредитов в банке партнёрами по консорциуму; 6, 6а, 6б – оплата заказчиком за выполнение работы партнёром по консорциуму; 7а, 7б – выплата вознаграждений лидеру фирмами А И Б; 8, 8а, 8б – расчёты фирм с банком.
С
овместные предприятия (СП) являются одной из форм экономического сотрудничества. СП – есть международная форма организации и осуществления конкретной хозяйственной деятельности, основанная на объединении капиталов зарубежных и местных учредителей. СП позволяют соединить денежные средства и иные виды ресурсов из различных стран и осуществлять общую производственно-коммерческую деятельность на территории одной из них или в каждой стране. Прибыль и риск, связанный с совместной деятельностью, распределяются, как правило, пропорционально по доле средств, вложенных каждым участником.

Интересы местных и зарубежных партнёров при создании и использовании СП чаще всего не совпадают. Для зарубежных предпринимателей участие в СП есть форма вывоза капитала, способ проникновения на зарубежный рынок. Заинтересованность же принимающего государства часто связана с возможностью накопления технического и экономического опыта, освоения передовой технологии, в том числе и в области управления, увеличения экспорта.

Вместе с тем и при наличии разных интересов совместная деятельность даёт взаимные выгоды участвующим сторонам, позволяя разделить риск (финансовый, политический) между партнёрами.

Существуют различные организационно-правовые формы международного совместного предпринимательства: товарищества на паях, акционерные компании.

Сложности создания СП в РФ обуславливаются различиями экономических систем, частичной конвертируемостью национальной валюты – рубля, ограничениями на экспорт и импорт ряда товаров.

СП в РФ способны помочь решению таких проблем, как насыщение внутреннего рынка различными товарами и услугами, расширение отечественного экспортного потенциала, освоение новой техники и технологии, создание дополнительных рабочих мест.

Организации-посредники обеспечивают внешнеэкономические операции на внешнем рынке от лица производителей.

Отраслевые ВЭО призваны содействовать развитию ВЭД предприятий и объединений отрасли.

Торговые дома – предоставляют собой ассоциации самого различного рода внешнеторговых, производственных, транспортных, складских, научно-исследовательских, страховых организаций, входящих в их состав на добровольной основе и осуществляющих свою деятельность как у себя в стране, так и за рубежом. Близки к торговым домам, но с меньшей универсализацией (сбыт собственной национальной продукции) – трейдинговые компании. Основными функциями трейдинговых компаний являются выбор «рынка для товара и товара для рынка», предоставление кредита покупателю, транспортировка, оформление документации. Российские торговые дома в настоящее время представлены лишь специализированными фирменными магазинами, торгующими и оказывающими услуги за иностранную валюту.

Основные задачи ассоциаций внешнеэкономического сотрудничества (АВС): оказание практической помощи участникам ВЭД в вопросах комплексного изучения мировых рынков, правового обеспечения внешнеторговых сделок, содействие в подготовке ВТК и поиска партнёров; проведение семинаров, конференций; издание справочников, сборников и бюллетеней.

В России насчитывается несколько групп АВС, которые сформировались по ряду характерных признаков – страновому, региональному, производственному, например, АВС с традиционными российскими партнёрами: Германией, Италией, Индией, Финляндией; «Асараб» – с арабскими странами; «Росинтермед» – в области медицины; «Росстройимпекс» – в области строительства и архитектуры. Наиболее значима АВС при ТПП России, которая представляет интересы крупных стабильных экспортёров-производителей.

К международным неправительственным организациям относятся, например, «Интерэлектро» – объединение по сотрудничеству в области электроники (создано при участии Германии, Италии, Великобритании); «ВЕСТ» – Восточноевропейское сотрудничество и торговля.

Торгово-промышленные палаты (ТПП) в соответствии с Законом РФ «О ТПП в РФ» (в ред. Федеральных законов от 19.05.1995 N 82-ФЗ, от 21.03.2002 N 31-ФЗ, от 08.12.2003 N 169-ФЗ) образуются на основе объединения (добровольного) не менее пятнадцати учредителей на территории одного или нескольких субъектов РФ. ТПП является негосударственной некоммерческой общественной организацией, объединяющей российских предпринимателей и российских производителей. ТПП является юридическим лицом. ТПП выполняют следующие основные функции:

- оказание помощи российским предприятиям и предпринимателям в реализации их коммерческо-финансовых интересов в России и за рубежом;

- организация взаимодействия между субъектами предпринимательской деятельности и с государством;

- содействие развитию системы образования и подготовки кадров для предпринимательской деятельности;

- оказание предпринимателям, их объединениям, союзам, ассоциациям информационных услуг;

- содействие развитию экспорта российских товаров и услуг, оказание технической помощи субъектом предпринимательской деятельности в проведении операций на внешнем рынке;

- принятие мер к недопущению, пресечению недобросовестной конкуренции; неделового партнёрства;

- содействие урегулированию споров, возникающих между предпринимателями, предприятиями;

- предоставление услуг для осуществления коммерческой деятельности иностранных фирм и организаций.

Региональные ТПП являются членами ТПП РФ, которая выполняет указанные задачи и формируется на федеральном уровне.

Активное воздействие на регулирование ВЭД оказывают созданные при ТПП РФ:

- Международный коммерческий арбитражный суд (МКАС);

- Третейский суд,

- Морская арбитражная комиссия (МАК),

- Ассоциация диспашеров (АД).

МКАС, Третейский суд выносит решение по спорам, возникающим при осуществлении внешней торговли. МАК занята урегулированием конфликтов, возникающих из отношений по фрахтованию судов, морскому страхованию, спасению получивших повреждения грузов. АД определяет размеры общей аварии при кораблекрушениях или происшествиях на море.

Важная роль в регулировании ВЭД принадлежит Центральному банку России, который заключает межбанковские соглашения, представляя интересы государства в отношениях с национальными или центральными банками других государств, международными банками. К основным функциям Центробанка относятся:

- разработка сферы и системы обращения в стране иностранной валюты и ценных бумаг;

- издание соответствующих нормативных актов;

- регулирование курса рубля к валютам других стран;

- выдача лицензий банкам на осуществление валютных операций.

Более половины мирового оборота товаров реализуется через огромное число посредников. Посредники – независимые от изготовителей и потребителей лица, предприятия и фирмы, учавствующие в обращении товаров.

Главной целью привлечения посредников является повышение экономичности внешнеторговых операций за счёт следующих факторов:

- повышение оперативности при сбыте товаров;

- реализации товаров на более благоприятных для продавца условиях за счёт быстрого учёта посредниками конъюнктуры товаров на внешнем рынке;

- привлечение финансовых средств в виде авансов, кредитов на создание их сбытовой сети;

- получение достоверной информации от посредника об оценке качества и конкурентных свойствах товара.

Посредник действует в рамках соответствующего договора между ним с одной стороны и принципалом (лицом от имени и в интересах которого действует посредник) с другой стороны. Рассмотрим основных посредников, оказывающих услуги на внешнем рынке.

Простые посредники или «брокеры» заключают сделки купли-продажи от имени и за счёт принципала. Они не являются стороной в контракте, а выполняют функцию поиска товаров и партнёров по сделке, получая за это специальное брокерское вознаграждение – куртаж (0,25-3% от стоимости сделки). Брокерскую сделку, как правило, оплачивает тот, кто первый обратился к брокерам. Кроме «сводничества» брокеру могут быть поручены операции по проведению маркетинговых исследований, контролю исполнения контракта.

Комиссионеры с одной стороны выражают интересы принципала, с другой – выступают продавцом от собственного имени, но за счёт продавца. Сторонами комиссионного соглашения являются комитент и комиссионер. Комиссионеру поручается продать товар за определенное комиссионное вознаграждение на территории конкретной страны или группы стран; оговаривают минимальную цену, ниже которой комиссионер не имеет права продавать товар.

Порядок проведения операций по договору о комиссии может осуществляться в следующей последовательности.

1. Поиск комиссионера, имеющего опыт продажи товара на хорошо известном ему рынке.

2. С комиссионером комитент заключается договор о поставке товаров на реализацию.

  1. Поиск покупателя и заключение с ним от своего имени договора купли-продажи, извещение об этом комитента.

  2. Получение копии контракта, выполнение его условий комитентом.

  3. По результатам торговых операций осуществляется вознаграждение комиссионера.

Комиссионные вознаграждения устанавливаются в виде определённого процента от стоимости реализованного комиссионером товара (размер комиссии, как правило, составляет 1,5-4%). Участие комиссионера освобождает комитента от рутинной, текущей деятельности по работе с контрагентами. Комиссионер заинтересован продать товар дороже, так как от этого напрямую зависит размер его вознаграждения.

Аукционист выступает в роли агента, имеющего разрешение на аукционную торговлю. Обеспечивает продажу товара участнику аукциона, предложившего за него наиболее высокую цену.

Агент дель-креде – в его роли обычно выступают крупные банки, которые дают продавцу гарантии получения платежей в случае неплатежеспособности покупателя.

Экспедитор – занимается предоставлением услуг по отправке груза, принимая его у отправителя и передавая основному перевозчику, обладает специальными знаниями об особенностях транспортировки и отправки разнообразных товаров (жидкий криогенный продукт, например).

Существенно отличаются от простых посредников (брокеров) сбытовые купцы, дистрибьютеры. Это торговые фирмы, лица сами заключающие контракты купли-продажи, как с экспортёрами, так и с потребителями товаров. Степень самостоятельности дистрибьютера по отношению к своим партнёрам проявляется в следующем:

- самостоятельный выход на рынок по выполнению обязательств перед экспортёром;

- несение всех рисков порчи или утраты товаров;

- самостоятельное установление цен на товары, приобретённые у экспортёра;

- определение количества товара, сроков поставок и платежей, гарантий или штрафных санкций и др.;

- формирование положений о разрешении споров с экспортёром.

Агент-консигнатор. Консигнация – предоставление товаров агенту на определённый срок для их последующей реализации. Собственником товаров остаётся принципал. Вознаграждение агента-консигнатора может увеличиваться за счёт:

- оплаты аренды складских помещений (складов консигнации);

- страхования, которое может оплатить агент-консигнатор;

- банковской гарантии, которая так же может быть за счёт агента-консигнатора.

Консигнация может быть:

- твёрдая, если консигнатор становится собственником товара, а затем его продаёт;

- на возвратной основе, то есть непроданный консигнатором товар возвращается владельцу;

- на частично-возвратной основе, если консигнатор берёт обязательство продать определённую часть товара (обязательный объём продаж), остальной товар возвращается собственнику.

Представим взаимодействие сторон, участвующих в договоре консигнации: 1– подписание договора консигнации; 2 – направление товара консигнатору; 3 – продажа товаров на внешнем рынке; 4 – оплата за проданный товар; 5 – возврат части нереализованных товаров; 6 – расчётно-платёжные операции консигната и консигнатора (рис. 4).





2. СТРАТЕГИИ ВЫХОДА ПРЕДПРИЯТИЯ

НА ВНЕШНИЙ РЫНОК
Различают несколько основных стратегий выхода на внешний ры­нок. Особенно широкое их применение характерно для рынков товаров массового спроса, однако основные положения той или иной стратегии могут быть использованы и при работе на рынке товаров производственного назначения.
  1   2   3   4   5


Федеральное агенство по образованию
Учебный материал
© nashaucheba.ru
При копировании укажите ссылку.
обратиться к администрации