Загайтов И.Б. Планирование и прогнозирование в АПК - файл n1.doc

приобрести
Загайтов И.Б. Планирование и прогнозирование в АПК
скачать (181 kb.)
Доступные файлы (7):
n1.doc95kb.08.10.2003 18:28скачать
n2.doc119kb.08.10.2003 18:34скачать
n3.doc134kb.09.10.2003 19:21скачать
n4.doc120kb.09.10.2003 17:50скачать
n5.doc98kb.15.10.2003 11:31скачать
n6.doc90kb.24.10.2003 17:40скачать
n7.doc119kb.17.11.2003 16:09скачать

n1.doc

Лекция №1


Сущность и научные основы планирования

социально-экономического развития

План


    1. Сущность планирования

    2. Виды планов. Принципы планирования

    3. Научные основы планирования

    4. Опыт и «белые пятна» планирования.




    1. Сущность планирования


Планирование – это научно обоснованная разработка системы сбалансированных во времени и в пространстве мероприятий, имеющих своей целью организационно-экономическое воздействие на повышение эффективности воспроизводства.

Планирование следует отличать от предвидения и прогноза. Предвидение – качественная, а прогноз – количественная оценка будущих событий. С их помощью осуществляется познание только отдельных, изолированных социально и экономически значимых процессов, тогда как планирование характеризуется многогранным описанием сбалансированных во времени и пространстве грядущих подвижек в социально-экономическом развитии. Кроме того, если предвидение и прогноз, выполняя прежде всего познавательную функцию, могут, но далеко не всегда реально используются в решении конструктивных задач, то планирование, наоборот, изначально является конструктивным действием, и в этой связи опирается на познавательный потенциал предвидений и прогнозов. Уже поэтому эффективная организация предвидения и прогноза является важнейшим условием успешности плановой деятельности.

Планирование является одной из форм реализации требований закона планомерности (т.е. общественной согласованности) социально-экономического развития, а потому потребность в планировании возрастает по мере того, как усложняются экономические связи, усиливается влияние социальных факторов на экономический рост, обостряется влияние на экономику и социальную сферу – экологических проблем.

В условиях патриархального хозяйства в самых примитивных формах планирование ограничивалось рамками большой семьи и оформлялось, максимум, на уровне пословиц – «Готовь сани летом, а телегу зимой». В крупном рабовладельческом, феодальном хозяйствах – это уже перечень регулярных наставлений управляющим от владельцев имений, предписаний по линии государства, рекомендаций жрецов, а позднее - священников. В современном капиталистическом обществе на государственном и местном уровне – это целевые программы, в предприятиях - бизнес-планы; в социалистических странах – это система планов государственного, местного, отраслевого уровня, планов предприятий.

Возможности планирования определяются рядом объективных и субъективных факторов. Прежде всего, уровнем обобществления и централизации условий воспроизводства. В самом деле, чем более централизована собственность на предприятиях АПК (элеваторы, МТС, мелькомбинаты, хлебозаводы), тем легче согласовать и оформить в виде плана основные направления деятельности данных предприятий. В Китае, где государственная собственность охватывает все базовые отрасли народного хозяйства, а кооперирование распространилось на значительную часть АПК и коммерческого оборота, возможностей для планирования хозяйственной деятельности, естественно больше, чем в РФ, Ю. Корее, Индии, Пакистане. Соответственно в Китае выше и темпы экономического развития. Так, в 1990-2000 гг. среднегодовой рост сельхозпроизводства в Китае составил 3,7%, 1,9% в Индии, 2,8 в Пакистане.

Возможности планирования во многом определяются состоянием системы научного предвидения и прогноза, уровнем обеспеченности нормативной базой, кадрами и техникой, позволяющими выполнять плановые расчеты, общественным признанием важности плановой деятельности.

В процессе планирования осуществляются следующие основные виды работ: а) разработка Концепции плана; б) разработка целевых Программ; в) разработка Плана социально-экономического развития; г) контроль выполнения и корректировка Плана.

Концепция – краткое логическое обоснование основных целевых установок и этапов социально-экономического развития. Например, концепция долгосрочного развития народного хозяйства Воронежской области должна указать, почему в ближайшие 10 лет область следует ориентировать на приоритетное развитие в качестве индустриально-аграрного, а не аграрного или аграрно-индустриального региона. Почему за этот период можно и нужно удвоить или утроить валовой региональный продукт, а не повысить его в 1,5 или 4,5 раза. Почему такая задача должна решаться не в 2 этапа, а в 3 этапа (преодоление условий спада производства, расширенное воспроизводство с использованием внешних инвестиций, расширенное воспроизводство по преимуществу за счет собственных накоплений).

Целевая программа – это Концепция, развернутая до количественно конкретных характеристик реализации отдельных целевых установок, с указанием важнейших источников и способов привлечения необходимых для выполнения программы средств, механизмов стимулирования хозяйственной деятельности. Таковыми могут быть Программа вывода из кризиса, либо Программа развития АПК региона, Программа реформирования ЖКХ, Программа преодоления бедности, Программа обеспечения продовольственной либо финансовой безопасности и т.д. Например, Программа развития АПК, в отличие от Концепции, должна определить, какие следует иметь к концу каждого этапа объемы производства не только валовой продукции, но и основных видов продукции; сколько для этого потребуется средств на приобретение дополнительных трудовых и материальных ресурсов; в какой мере издержки производства на каждом этапе удастся покрыть за счет выручки от реализации произведенной продукции, а в какой мере придется прибегнуть к внешним заимствованиям.

Поскольку каждая Программа ориентирована на реализацию только отдельных целевых установок общей Концепции социально-экономического развития, она не может претендовать на высокоточные решения. Поэтому на уровне целевой Программы количественные оценки, как правило, должны быть интервальными, что в ряде случаев требует их представления в нескольких вариантах (минимум, максимум, усредненный). Многовариантность оценок становится особенно необходимой, если у разработчиков возникают существенные трудности в выборе предпочтительных способов реализации перспективных задач.

В Программе должны найти отражение такие социально значимые вопросы, как динамика доходов работников АПК, создание новых рабочих мест, облегчение условий труда и быта сельского населения, проблемы воспроизводства плодородия земель и др. Что особенно важно, в Программе должен быть изложен механизм реализации основных ее задач – на основе адекватного совершенствования систем ведения хозяйства, организации управления производственной деятельностью, товарными и финансовыми потоками, стимулирования более производительного труда и т.д. Следовательно, Программа отличается от Концепции

План социально-экономического развития – система всесторонне обоснованных, сбалансированных во времени, в межотраслевых и межрегиональных связях количественно выраженных целевых установок Концепции социально-экономического развития, причем, по возможности с минимальными издержками и в кратчайший срок.

План полнее отдельных Программ реализует целевые установки Концепции, но по ряду направлений он не обязательно включает все показатели, предусматриваемые в Программах. Так, если одна из целевых установок Концепции развития народного хозяйства требует обеспечить выход на IV этап решения продовольственной проблемы, Продовольственная программа конкретизирует эту целевую установку в показатели перспективного объема производства широкого ассортимента овощей и продуктов животноводства, с указанием площади посевов каждой культуры и поголовья скота, то в Плане социально-экономического развития может оказаться достаточным фиксировать только суммарный объем производства овощей и совокупную площадь их возделывания.

План так же, как и Программу, отличает от Концепции количественная конкретность оценок перспектив социально-экономического развития, однако в отличие от Программы, уровень обоснованности этих оценок значительно выше, поскольку он предполагает их сбалансированность во времени, в межотраслевых и межрегиональных связях. Например, если в Программе развития АПК определено производство подсолнечника в объеме, достаточном для получения 12 кг масла на душу населения, то не исключено, что на межотраслевом уровне обнаружится целесообразность расширения посевов подсолнечника либо для оплаты маслом импорта мяса, либо для покрытия растущих потребностей лакокрасочной промышленности.

В отличие от Программы социально-экономического развития, План характеризуется однозначностью проектируемых способов решений, соответствующим образом обоснованной с позиций оптимальности одного избранного варианта. При этом оптимальность может быть определена в сочетании количественных и качественных характеристик эффективности хозяйственной деятельности. Например, когда не лучшим показателям прибыли сопутствуют хорошие показатели занятости, дифференциации доходов, естественного прироста населения, экологического благополучия и т.д.

Планирование начинается с разработки Концепции, на базе которой разрабатывается либо несколько Программ, либо План социально-экономического развития. Возможно составление Плана и в иной последовательности: сначала Концепция, затем целевые Программы, на их основе – План.

Планирование далеко не завершается только составлением планов. В силу многих объективных и субъективных причин даже в лучшем случае План не может в полной мере учесть все многообразие природных, экономических и социально-политических факторов, которые будут оказывать определенное влияние на развитие народного хозяйства даже в близкой перспективе, не говоря уже о более отдаленной. Поэтому задача экономической службы состоит в том, чтобы постоянно отслеживать реальный ход выполнения Плана, анализировать обнаруживаемые отклонения, оценивать их возможное влияние на реализацию основных задач Плана и целевых установок Концепции и своевременно вносить необходимые коррективы в балансы материальных, трудовых и финансовых ресурсов, затем в Планы производства, обмена, распределения и потребления последующих лет в различных отраслях и регионах. Если эти корректировки окажутся существенно значимыми, они должны будут найти отражение в целевых Программах и в Концепции социально-экономического развития. Уже поэтому планирование – не эпизодический, а непрерывный процесс либо разработки, либо корректировки Концепций, целевых Программ и Планов.

1.2. Виды Планов. Принципы планирования



По мере прогресса производительных сил значение планирования возрастает, расширяются масштабы планирования, усложняются способы планирования. И все это потому, что усложняются производственные и социальные связи, увеличивается дефицитность отдельных видов экологических ресурсов. Одновременно изменяется характер плановой деятельности, а значит, и видовой состав разрабатываемых Планов.

По уровню организации можно выделить следующие виды Планов:

Необходимость разработки разновременных планов связана, с одной стороны, с продолжительностью важнейших процессов воспроизводства и его цикличностью. В сельском хозяйстве – это год, четырех - шестилетний период, в целом по народному хозяйству период существенного изменения активной части основных фондов (в СССР – 5 лет, в РФ не менее 10 лет). С другой стороны, заблаговременность планирования может определяться спецификой социальных целевых установок (Программа восстановления ВПК, Программа преодоления бедности и т.д.)

При социально менее зрелых социальных отношениях (мелкое частное производство) наиболее значимыми являются планы внутрихозяйственного уровня. По мере усиления экономических функций государства возрастает значение государственных планов различного уровня. С развитием монополий появляется необходимость разработки отраслевых и межотраслевых планов. По мере подрыва отношений отчуждения все большей части населения от присвоения национального богатства возрастает значение народнохозяйственного уровня планирования.

По заблаговременности выделяем:

- краткосрочные планы (до года включительно),

С общественным прогрессом возрастает как необходимость, так и возможность увеличения заблаговременности планирования. Необходимость – в связи с усложнением хозяйственных связей и ростом масштабов накоплений, что повышает роль предвидения в выборе рациональных способов использования инвестиционных ресурсов. Возможность повышения заблаговременности планирования определяется прогрессом науки, позволяющим расширять горизонт предвидения, прогрессом техники, обеспечивающей ускорение работ, связанных с плановой деятельностью.

Однако увеличение заблаговременности планирования ни в коей мере не снижает значение краткосрочных и среднесрочных Планов. Дело в том, что поскольку планирование есть одна из форм управления развивающейся циклично экономикой (а цикличность особенно характерна для АПК), то разработки Концепций, целевых Программ и Планов желательно по срокам ориентирована на эту цикличность. Следовательно, объективным реалиям годового цикла хозяйственной деятельности должно соответствовать составление годовых планов, сезонной цикличности – более коротких планов выполнения сезонных работ.

Специфически капиталистическая цикличность смены кризисов - депрессией, оживлением, подъемом должна учитываться в целевых Программах вывода экономики из спада, застоя и оптимизации условий экономического роста. Такие Программы можно отнести к среднесрочным. Наконец, решение проблем, связанных с обновлением инфраструктуры народного хозяйства, а также принципиально новых социальных задач, изначально требует немалого времени, а потому предполагает разработку долгосрочных Программ, а в ряде случаев и Планов.

Первым в мире основательно обоснованным долгосрочным планом стал рассчитанный на 10-15 лет, утвержденный в декабре 1920 г. План ГОЭЛРО. Он был ориентирован на коренное изменение структуры народного хозяйства и подъема производительных сил до уровня, позволяющего приступить к строительству социалистической экономики. Поскольку в дальнейшем, по мере реализации этой основной установки появилась возможность более конкретно определить, что важнейшей задачей становится скорейшая индустриализация страны, превращение ее из аграрной в индустриально-аграрную, без чего невозможно обеспечить обороноспособность и подвести материально-техническую базу под социалистическую реконструкцию села (а в нем проживало к концу 1926 г.-82 % населения), - возникла необходимость в разработке Плана решения данной конкретной задачи. Расчеты показали, что при концентрации ресурсов в этом направлении потребуется для реализации подобной целевой установки примерно 5 лет. Так начиналась история советских пятилеток, каждая из которых до 50-х годов четко фиксировала главную задачу, практически (как предполагалось) достижимую за 5 ближайших лет.

Не всегда эти целевые установки были реальными. Например, сегодня трудно признать обоснованной главную задачу третьей пятилетки (1938-1942 гг.) – догнать и перегнать индустриально развитые капиталистические страны по производству продукции на душу населения. Не исключено, что ошибка в данном случае была связана с недостаточной информированностью разработчиков Плана об объемах среднедушевого производства ВВП в ведущих странах Запада к началу 1938 г. (США опережали СССР в 4 раза, Германия в 3,2, Великобритания в 3,4 раза, Франция в 2,5 раза, Швеция в 2,7 раза, Швейцария в 3,7 раза и т.д.). Но как бы то ни было в отдельных случаях, для нас важно иметь в виду, что срок, на который разрабатывается План, всегда определяется целевыми установками Концепции, положенной в основу данного Плана.

По уровню управляемости выполнением Планов их разделяют на директивные и индикативные. Директивное планирование предполагает решающую роль собственника используемых в процессе воспроизводства ресурсов в определении как целевых установок, так и остальных важнейших показателей разработки и исполнения Плана.

Поэтому на уровне народного хозяйства директивным планирование может быть только в отношении государственных предприятий и тех позиций в деятельности предприятий частной либо коллективной собственности, которые существенно зависят от использования принадлежащих обществу ресурсов (полезные ископаемые, воздух, вода, социальная сфера и т.д.). Отсюда директивный характер планирования в частных предприятиях платы за природные ресурсы, налоговых платежей и др. – либо в денежной форме, либо трансформированных в выполнение натуральных обязательств.

Аналогично на региональном уровне директивное планирование распространяется только на основные показатели работы предприятий, принадлежащих местным органам власти, а также в известной мере на показатели негосударственных предприятий. Наконец, в частных предприятиях директивность фиксируется с позиций их собственника, и распространяется на важнейшие показатели хозяйственной деятельности, прежде всего – на целевые установки Плана.

В то же время некоторые плановые показатели не могут и не должны носить директивный, т.е. приказной характер. Таковы, например, для сельхозпредприятий всех форм собственности промежуточные показатели производственной деятельности (посевная площадь, урожайность, поголовье скота и др.). Они представляют интерес в основном информационный – в качестве индикатора изменений в ресурсной базе сельскохозяйственного производства. Для частных и кооперативных предприятий не являются директивными и многие разработанные на государственном уровне конечные показатели их хозяйственной деятельности, в том числе валовая и товарная продукция, себестоимость, прибыль, производительность труда и т.д., но они тоже практически значимы в качестве индикаторов вероятной динамики спроса и предложения, перспективной конкурентоспособности.

Таким образом, реально планирование на всех уровнях должно сочетать элементы директивности и индикативности. Но все же, когда преобладают элементы директивности, особенно в части ориентации целевых установок Плана, на народнохозяйственные показатели эффективности производства, можно говорить, что мы имеем дело с директивным планированием, в остальных случаях предполагается индикативное планирование.

Для хозяйственной практики в равной мере плохо, если нарушается объективно целесообразное сочетание в планировании директивности и индикативности. При злоупотреблении директивностью в планировании неизбежно парализуется инициатива исполнителей Плана в использовании эффекта маневра ресурсами. Это особенно важно в сельском хозяйстве, где колеблемость природных условий производства в полной мере не может быть изначально заложена ни в какой План. Наоборот, злоупотребление отказом от директивности, ориентация исключительно на индикативное планирование открывает дорогу экономической анархии с ее неизбежно негативными социально-экономическими последствиями.

Эффективное планирование предполагает следование ряду принципов. В том числе таким, как: научная обоснованность, непрерывность, выделение «ведущего звена», системность, согласованность интересов субъектов хозяйственной деятельности, гибкость планирования, подстраховка выполнения и стимулирование выполнения Плана.

  1. Принцип научной обоснованности предполагает подход к планированию не с субъективистских позиций добрых намерений, а на основе научного предвидения тенденций социально-экономического развития; всестороннего учета факторов, способных оказать в перспективе существенное влияние на хозяйственную деятельность; использование научно выверенных методов прогноза важнейших показателей развития экономики. В целом это должно обеспечить реалистичность плановых показателей.

  2. Принцип непрерывности планирования, во-первых означает, что процесс планирования включает в себя не только разработку Концепции, целевых Программ и Плана, но и их корректировку, с учетом реально изменяющихся условий воспроизводства. Во-вторых, в соответствии с этим принципом планирование должно быть организовано таким образом, чтобы в ходе выполнения данного плана (скажем, пятилетнего) всегда была видна перспектива хозяйственного развития на такой же срок. То есть, в первом году текущей пятилетки должен разрабатываться план первого года следующей пятилетки, во втором году нынешней пятилетки – план второго года будущей пятилетки и т.д.

  3. Принцип выделения «ведущего звена» требует четкого определения в Плане главных задач как на весь плановый период, так и по отдельным этапам, определения приоритетных показателей как для отраслей, так и для регионов. Это позволяет концентрировать материальные, финансовые и интеллектуальные ресурсы на тех направлениях, которые в общей шкале проектируемых предпочтений будут признаны наиболее значимыми.

  4. Принцип системности планирования предполагает сочетание в определенной последовательности различных видов плановой деятельности: Концепции, целевых Программ и Плана; народнохозяйственного, регионального, хозяйственного и внутрихозяйственного; долговременного, среднесрочного и краткосрочного; директивного и индикативного. При этом будем иметь ввиду, что в каждом конкретном случае последовательность такого рода сочетаний определяется социальной спецификой субъектов плановой деятельности.

  5. Принцип согласованности интересов субъектов хозяйственной деятельности исходит из признания особой значимости человеческого фактора в процессе воспроизводства, а потому предполагает не только учет специфики целевых установок, которыми руководствуются в производстве различные классы, социальные группы, государственные структуры, но и многообразные формы согласования их действий в форме договоров и других юридически оформленных актов, решений и постановлений, одобренных на уровне органов представительной власти, референдумов и т.д. Все это должно сократить возможное противодействие и повысить шансы успешного выполнения Плана.

  6. Принцип гибкости планирования предполагает возможное несовпадение реальных и учтенных в разработанном Плане условий хозяйственной деятельности, а потому проектирование такой структуры и размещения производства, которая позволяет с минимальными издержками перейти из фазы оживления в фазу подъема, пережить кризис и сохранить ресурсы для использования специфических преимуществ обновления основного капитала в фазе депрессии. Предусматривает создание технико-технологических предпосылок для успешного хозяйствования в условиях избыточной и недостаточной влагообеспеченности, в условиях мира и войны.

  7. С принципом гибкости тесно связан принцип подстраховки выполнения Плана, в соответствии с которым, исходя из признания возможной неуспешности использования потенциала гибкости планирования, необходимо на разных уровнях плановой деятельности предусматривать создание резервов всех видов ресурсов.

  8. Принцип стимулирования выполнения Плана ориентирует на обязательное введение в действие системы материальных, моральных и административных механизмов, призванных сглаживать возможные противоречия между субъектами хозяйственной деятельности, локализовать противодействие некоторых из них реализации важнейших показателей Плана, и наоборот, поощрять скорейшее малозатратное решение его основных целевых установок. При этом в качестве материальных стимулов могут быть использованы система цен, налогов, кредитов, дотаций и доплат, штрафных санкций. В качестве моральных стимулов – неэкономические привилегии, награды и другие поощрения; в качестве административных – запреты и разрешения выполнять определенные виды деятельности и др.



1.3. Научные основы планирования



Эффективность планирования в решающей мере зависит от качества разработки планов, что в свою очередь определяется уровнем его научной обоснованности.

Практически это, прежде всего, означает умение учесть в процессе планирования сложное взаимодействие всеобщих, общих и специфических экономических законов, включая специфику их проявления в агросфере. При этом особое значение имеет использование закона обязательного соответствия производственных отношений уровню и характеру развития производительных сил, законов планомерного, пропорционального развития экономики и социальной сферы, товарно-денежного обращения, земельной ренты и др.

Однако поскольку хозяйственная деятельность осуществляется с помощью многообразных технических и биологических ресурсов, планирование должно считаться и с законами их функционирования, в т.ч. учитывать нормы расхода сырья при различных технологиях, законы физического и морального износа основных фондов, особенности сроков выбраковки коров в условиях пастбищного и стойлового их содержания, ручного и машинного доения, законы воспроизводственного оборота различных видов скота и т.п.

Исходя из специфики возможного влияния природных факторов на хозяйственную деятельность, необходимо изучать и стараться использовать в планировании законы динамики погодных условий, изменений климата, качества отдельных видов почв. Аналогично необходимо отслеживать тенденции развития социально-политических, в том числе правовых отношений и адекватно их отразить в материалах планирования.

Конечный итог этого многофакторного взаимодействия практически обнаруживается с помощью особого раздела экономической науки – теории экономического предвидения, которая, как известно, рекомендует использовать в данном случае методы аналового предвидения, статичной, диалектической и динамичной экстраполяции. А если к тому же удастся все это сочетать со знанием ряда разделов прикладной математики, появляется возможность поднять уровень предплановых расчетов до количественно конкретных прогнозов важнейших позиций Плана.

К сожалению, современный уровень науки не позволяет всесторонне научно обосновать значительную часть плановых показателей на уровне не только прогнозов, но и предвидения. Поэтому неподдающиеся предвидению и прогнозу позиции Плана устанавливаются на основе предсказаний экспертов. Научный подход в этом случае обеспечивается особым способом обработки предсказаний. При этом роль экспертов должны выполнять те специалисты, которые в ходе практических испытаний доказали высокую оправдываемость своих интуитивных оценок будущих экономических событий (скажем, со средней ошибкой не выше 20%).

Принципиально важно сопоставление Планов по уровню научной обоснованности прогнозов (Оn). Для этого можно воспользоваться следующим расчетом:

Оn = Q : n, где

Q – количество планируемых показателей, обеспеченных научным предвидением, прогнозом и профессиональной экспертизой,

n – общее число прогнозируемых показателей
1.4. Опыт и «белые пятна» планирования
Элементы экономического планирования на уровне не только отдельных имений, но и в государственном масштабе известны с глубокой древности. Типичный пример – библейское сказание о мудром Иосифе, который якобы осуществил систему мер по накоплению запасов в урожайные годы для спасения Египта и усиления его могущества в маловодный период.

Однако в исторический период, как ранее уже отмечалось, родиной всеобъемлющего, регулярного и исключительно результативного планирования стала Советская Россия, позднее СССР. Здесь был разработан первый долгосрочный план ГОЭЛРО (декабрь 1920 г.), здесь же началась история среднесрочных пятилетних Планов (с 1929 г.) и целевых Программ. Время показало, что планирование экономики позволяет обеспечить более рациональное использование ресурсов, сокращать непроизводительные издержки, ускорить решение наиболее значимых народнохозяйственных проблем, добиваться более высоких темпов экономического роста.

Неслучайно, что понеся большие потери во второй мировой войне, чем любая другая крупная держава, и несмотря на относительно большие расходы на оборону при отсутствии сколько-нибудь существенной кредитной поддержки, СССР в 1929-1990 гг. увеличил объем ВВП почти в 9 раз, против 5,3 раза в США, 4,8 раза в Германии, 4,6 во Франции, 3,5 раза в Великобритании. Во многом этому содействовало плановое ведение хозяйства, и потому естественно, что в форме индикативного, а частично индикативно-директивного планирования советский опыт в послевоенный период получил широкое распространение в Китае, Индии, других развивающихся странах. Позднее – в Японии, Франции, Германии, Италии, США.

Естественно и то, что наибольший эффект планирования социально-экономического развития достигнут там, где оно базируется на высоком удельном весе государственной формы собственности в ведущих отраслях экономики. Так, в Китае всего за 20 лет (1980-2000 гг.) достигнут рост ВВП в 7,2 раза, тогда как в Индии –в 3, в Японии и США –в 1,7, в Западной Европе –в 1,5 раза.

Время показало, что многие важные вопросы теории планирования требует более основательной разработки. Прежде всего это касается теории предвидения и прогноза динамики социальных и природных катаклизмов, способных оказать существенное влияние на развитие экономики.

Остается немало «белых пятен» в познании экономических закономерностей «взрывного действия», в частности, циклических и непериодических кризисов.

Нуждается в основательном совершенствовании информационное, математическое, программное и техническое обеспечение плановых работ.

Особая проблема – правовая регламентация организации планирования народного хозяйства, призванная содействовать повышению качества плановой деятельности, освободить от двоякого рода волюнтаризма: с одной стороны, преувеличения директивности плановых заданий, а с другой – чрезмерных надежд на стихийный эффект индикативных показателей.

Целесообразна определенная регламентация интервалов напряженности и качества Плана, чтобы не повторять такие прошлые ошибки, как планирование нереально коротких сроков решения проблемы утроения производства мяса в течение 3-х лет в конце 50-ых годов, и наоборот, ориентация на заведомо низкие темпы экономического роста, в период так называемого «застоя», что позволяло легче отчитаться за выполнение плановых показателей.

Должны быть определены условия поощрений и взысканий по итогам выполнения Планов.

Лекция №1
Учебный материал
© nashaucheba.ru
При копировании укажите ссылку.
обратиться к администрации