Реферат - Индикативное планирование развития национальной экономики - файл n1.doc

Реферат - Индикативное планирование развития национальной экономики
скачать (93 kb.)
Доступные файлы (1):
n1.doc93kb.23.08.2012 18:45скачать

n1.doc



ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ
Государственное образовательное учреждение высшего

профессионального образования

«Тихоокеанский государственный университет»


Кафедра________________________________________________
РЕФЕРАТ
по дисциплине___________________________________________

________________________________________________________

на тему_________________________________________________

________________________________________________________

Вариант №___
Выполнил студент____курса

Специальность_________ЗФ

Шифр___________________

Ф.И.О.__________________

Проверил________________
Хабаровск 20___г.

План
1. Введение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .3

2. Индикативное планирование развития национальной экономики . . . . . 4

2.1. Общее представление о планировании . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 4

2.2. Задачи планирования . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .8

2.3. Формы планирования и виды планов . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .10

3. Заключение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 16

4. Список литературы . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .17


Введение
Индикативное планирование экономики представляет собой деятельность государственных органов власти по целенаправленному воздействию на экономику страны в целях получения намеченных результатов.
По своему содержанию индикативное планирование - представляет собой процесс разработки плана развития экономики страны, имеющего рекомендательный характер, доведение до хозяйствующих субъектов его показателей, контроль за выполнением плановых наметок, стимулирование агентов производства к следованию в своей деятельности показателям индикативного плана.
Индикативный план - основной документ для выработки и проведения макроэкономической политики в рамках национальной экономики.
В условиях переходной экономики имеет место необходимость двух достаточно своеобразных способов государственного воздействия на экономику: регулирования всей экономической системы с использованием методов индикативного (рекомендательного) планирования - с одной стороны, и жесткого директивного планирования государственной сферы экономики - с другой.

Индикативное планирование развития национальной экономики
1. Общее представление о планировании
Планирование как самостоятельная отрасль экономики является наукой, специализированным видом управленческой деятельности и искусством. Алгоритм управления включает восемь основных функций (1-8) и пять дополнительных (9-13).

Основные функции управления:

1. Анализ.

2. Прогноз.

3. Целеполагание.

4. Стратегическое планирование.

5. Планирование: а) перспективное; б) среднесрочное; в) текущее; г) тактическое или технико-экономическое; д) оперативно-календарное.

6. Регулирование.

7. Контроль.

8. Учет: а) административный; б) финансовый; г) производственный. Дополнительные функции управления — это создание: 9) творческого и

10) психологического климата, 11) корпоративной культуры, 12) социальной обеспеченности, 13) целеустремленности коллектива.

Объектом планирования в национальной экономике служит процесс расширенного воспроизводства, предусматривающий пять стадий:

1) НИОКР;

2) производство: а) маркетинг; б) производство; в) логистика;

3) распределение;

4) обмен;

5) потребление и сервисное обслуживание.

Каждый элемент модели, в том числе планирование, испытывает воздействие всех функций управления.

Планирование как наука представляет собой совокупность систематизированных знаний о закономерностях формирования и функционирования различных хозяйственных систем. Наука планирования многоотраслевая. Отдельные ее разделы, например, оперативно-календарное планирование, всесторонне разработаны. Менее разработано тактическое и стратегическое планирование. Роль планирования, как и потребность в нем общественного производства, постоянно растет. Это обусловлено целым рядом объективных условий:

— рост числа управленческих кадров усиливает требования к уровню организации их работы и подготовки;

— увеличение масштабов общественного производства, усложнение хозяйственных связей невозможно без улучшения координации процессов НИОКР, производства, распределения, обмена и потребления;

— расширение международных связей требует совершенствования валютных отношений;

— изменение методов хозяйствования, переход к рыночным условиям предполагает кардинальную перестройку системы планирования на всех уровнях управления экономикой;

— развитие научно-технического прогресса связано с его включением в процессы планирования.

Как наука планирование имеет свой предмет, или объект, и методы исследований.

В качестве предмета науки планирования выступают отношения, которые складываются между участниками производственного процесса по поводу установления и реализации приоритетов, целей, пропорций и комплекса мероприятий, обеспечивающих их достижение.

Эти отношения проявляются в:

— кооперации труда различного вида и масштаба;

— производственно-хозяйственных процессах, совершающихся в экономических системах.

Процессы планирования исследуются в двух разрезах — применительно к:

— первичным звеньям производства (предприятиям, производственным объединениям);

— производству в масштабе всей страны.

Методы науки планирования — это система различных средств и приемов анализа и обобщения изучаемых явлений действительности. Методы и приемы в области планирования основаны на различных подходах к объектам исследования.

1. Конкретно-исторический подход предусматривает изучение отношений планирования как процессов, находящихся в стадии развития и изменения.

2. Системный подход позволяет исследовать количественные и качественные параметры протекания вероятностных процессов в сложных социально-экономических структурах с системных позиций.

3. Комплексный подход, как и системный, предполагает рассмотрение явлений в их связи и зависимости. Однако комплексный подход — более широкое понятие, чем системный подход, с помощью которого он реализуется.

4. Эксперимент представляет собой метод поиска или уточнения взаимосвязи социально-экономических явлений опытным путем.

5. Моделирование — это создание такого аналога планируемого процесса, в котором отражены его важнейшие, с точки зрения цели исследования, свойства и опущены второстепенные, малосущественные черты.

6. Методы специальных (социологических) исследований применяются, если в планировании имеются процессы, поддающиеся количественному измерению.

Наука о планировании призвана создать свою методологию и теорию путем выявления законов и закономерностей, определения принципов планирования и построения соответствующего категорийно-понятийного аппарата.

Задачи теории планирования:

— объяснить (исследовать) механизм отношений, возникающих в производстве в процессе планирования;

— находить пути и способы эффективного решения конкретных хозяйственных задач;

— изучать и разрабатывать пути комплексного применения методов воздействия на людей в процессе планирования производства и т. п.

2. Задачи планирования
Задача науки планирования состоит в том, чтобы за внешней видимостью отношений путем теоретического их анализа вскрыть сущность, определить направления развития, возможности наилучшего использования для повышения эффективности производства.

Планирование является также специализированным видом управленческой деятельности, широко распространенным в производстве.

В настоящее время в связи с переходом к рыночным методам хозяйствования в науке и практической работе идет переосмысление места и роли планирования в управлении экономикой.

Суть рыночной концепции управления составляет стратегическое планирование, которое опирается на человеческий потенциал как основу организации, ориентирует производство на запросы потребителей, обеспечивает своевременную реакцию хозяйствующего субъекта на любые изменения, происходящие во внешней среде, позволяет организации выживать и достигать своих целей в долгосрочной перспективе.

Деятельность руководителя и специалиста в области планирования имеет свои особенности, которые вытекают из творческого характера их труда. Процесс принятия плановых решений, как правило, сопровождается переработкой больших объемов управленческой информации, связан с оценкой достоверности и неопределенности информации, организацией коллективного труда и поиском групповых критериев предпочтений при формировании альтернативных вариантов. Приходится согласовывать противоречивые интересы различных предприятий, организаций, должностных лиц. Плановая работа требует огромного нервного напряжения, связана с большими физическими и эмоциональными нагрузками, риском, ответственностью не только за свою личную судьбу, но и за судьбу коллектива. Специалист должен одновременно держать в поле зрения многие вопросы, уметь в критических ситуациях оперативно и обоснованно принимать решения. Он должен обладать высоким профессионализмом, чтобы его деятельность была результативна и направлена на поиск новых сфер выгодного вложения ресурсов, новых рынков, новых продуктов. Важную роль играют здесь не только необходимые знания и опыт практической работы, но и психологические особенности человека: темперамент, психика, характер и т. п. Сказанное позволяет утверждать, что принятие плановых решений — не только наука, но и искусство. Как искусство планирование тесно связано с мыслительной деятельностью конкретного человека и потому неповторимо.


3. Формы планирования и виды планов
Планирование как форма государственного воздействия на экономику существует практически во всех странах. Оно органически вписывается в рыночный механизм хозяйствования. Важно определить, что и как должно планировать государство, а что — сами субъекты хозяйствования. Чтобы решить эту проблему, необходимо рассмотреть виды планирования.

По содержанию и форме проявления различают несколько видов планирования и планов.

С точки зрения обязательности плановых заданий различают директивное и индикативное планирование.

Директивное планирование представляет собой процесс принятия решений, имеющих обязательный характер. Причем решения принимаются на государственном уровне. Вся система социалистического народнохозяйственного планирования имела исключительно директивный характер, силу закона. Поэтому за невыполнение плановых заданий руководители субъектов хозяйствования несли дисциплинарную, а иногда и уголовную ответственность. Директивные планы, как правило, адресны и отличаются чрезмерной детализацией.

Многие недостатки социалистического планирования порождены его дирек-тивностью. Однако из этого не следует вывод, что такое планирование нецелесообразно в рыночных условиях. Директивное планирование может служить эффективным средством решения многих народнохозяйственных задач, имеющих общенациональное значение, например, охрана окружающей среды, оборона, социальная политика, структурная перестройка экономики и т. п. Специалисты в области планирования отмечают, что директивное планирование, будучи альтернативой рыночной самонастройке, не является тем не менее антиподом рынку. Это продукт и важный конституирующий его элемент, практикуемый не только государством, но и самим бизнесом.

Индикативное планирование представляет собой наиболее распространенную во всем мире форму государственного планирования макроэкономического развития. Индикативное планирование — антипод директивного, потому что не носит обязательный для исполнения характер. В составе индикативного плана могут быть обязательные задания, но их число весьма ограничено. В целом же он носит направляющий, рекомендательный характер.

Как инструмент управления индикативное планирование чаще всего применяется на макроуровне. Задания индикативного плана называются индикаторами. Индикаторы — это параметры, характеризующие состояние и направления развития экономики, выработанные органами государственного управления в ходе формирования социально-экономической политики и устанавливающие меры государственного воздействия на хозяйственные процессы с целью достижения этих параметров.

В качестве индикаторов используются показатели, характеризующие динамику, структуру и эффективность экономики, состояние финансов, денежного обращения, рынка ценных бумаг, движение цен, занятость и качество жизни населения, внешнеэкономические связи и т. п. Основная задача индикативного плана состоит не только в том, чтобы дать количественную оценку этих показателей, но и в том, чтобы обеспечить взаимоувязку и сбалансированность всех показателей развития экономики. Поэтому роль индикативного плана — выявить те параметры экономики, которые могут быть скорректированы государством в случае, если экономическое развитие будет осуществляться по неблагоприятному сценарию.

Индикативное планирование применяется и на микроуровне. Причем при составлении перспективных планов используется индикативное планирование, а в текущем планировании — директивное. Многие зарубежные исследователи отмечают необходимость четко различать обязательства и планы. В отличие от плана (индикатора) обязательство (директива) связано с принятием решения о конкретных действиях. Например, компания работает по пятилетним планам, носящим индикативный характер. В них установлено, что для выполнения поставленных целей компания вынуждена увеличить производственные мощности, расширить свою программу по совершенствованию продукта, пригласить на работу способных инженеров. Некоторые отделения, желая, чтобы дело двигалось как можно быстрее, поспешили связать себя обязательствами по расширению производственных мощностей, приобретению оборудования, найму людей. Спустя год обстоятельства изменились и стало очевидным, что капитальные затраты должны иметь совсем другую структуру. Если бы не было спешки, это было бы учтено в следующем плановом периоде и привело бы к лучшему использованию капитала. Из примера видно, что индикативное и директивное планирование должны дополнять друг друга, быть органически увязаны между собой.

В зависимости от срока, на который составляется план, и степени детализации плановых расчетов принято различать долгосрочное (перспективное), среднесрочное и краткосрочное (текущее) планирование.

Перспективное планирование охватывает период более пяти лет, например, 10, 15 и 20. Такие планы призваны определять долговременную стратегию предприятия, включая социальное, экономическое, научно-технологическое развитие.

Перспективное планирование следует отличать от прогнозирования, хотя по форме они представляют собой один и тот же процесс. Прогнозирование — это процесс предвидения, построенный на вероятностном, научно обоснованном суждении о перспективах развития объекта в будущем, его возможном состоянии. Прогнозирование позволяет выявить альтернативные варианты развития планируемого процесса или объекта и обосновать выбор наиболее приемлемого варианта. В этом смысле прогнозирование выступает одним из этапов перспективного планирования, без которого перспективное планирование представляло бы гадание, а не научное предвидение.

В ряде социально-экономических процессов прогнозирование представляет собой самостоятельную функцию управления. Некоторые явления вообще не поддаются планированию, но требуют своего учета в управлении, например, демографические процессы, духовная жизнь.

Среднесрочное планирование осуществляется на период от 1 года до 5 лет. На некоторых предприятиях среднесрочное планирование совмещается с текущим. В этом случае составляется так называемый скользящий пятилетний план, в котором первый год детализируется до уровня текущего плана и представляет собой по сути дела краткосрочный план.

Текущее планирование рассматривает период до 1 года, включая полугодичное, квартальное, месячное, недельное (декадное) и суточное планирование.

По содержанию плановых решений выделяют: стратегическое, тактическое и оперативно-календарное планирование.

Стратегическое планирование, как правило, ориентировано на долгосрочную перспективу и определяет основные направления развития хозяйствующего субъекта. Посредством стратегического планирования принимаются решения о том, как расширить деятельность в своей сфере, создать новые возможности бизнеса, стимулировать процесс удовлетворения нужд потребителей, какие усилия следует предпринять для насыщения рыночного спроса, на каких рынках лучше действовать, какую продукцию выпускать или какие услуги оказывать, с какими партнерами вести дела и т. п.

Основная цель стратегического планирования состоит в создании потенциала для выживания предприятия в условиях динамично изменяющейся внешней и внутренней среды, порождающей неопределенность будущего. С помощью стратегического планирования предприятие ставит перспективные цели и вырабатывает средства их достижения.

Тактическое или технико-экономическое планирование. Если стратегическое планирование рассматривать как поиск новых возможностей предприятия на рынках, то тактическое планирование следует считать процессом создания предпосылок для реализации этих новых возможностей, а оперативно-календарное планирование — процессом их реализации.

В технико-экономических планах отражаются мероприятия по расширению производства и повышению его технического уровня, обновлению и росту качества продукции, наиболее полному использованию научно-технических достижений и т. п. В результате тактического планирования составляется план экономического и социального развития, представляющий комплексную программу производственной, хозяйственной и социальной деятельности фирмы на соответствующий период.

На основе технико-экономического плана устанавливаются связи между структурными подразделениями предприятия, формируются научно обоснованные пропорции в производстве, осуществляется разработка бюджетов (смет) по основным видам деятельности, организуется контроль за их выполнением.

Следует помнить правило: единственная возможность сделать процесс тактического планирования контролируемым заключается в планировании только основных видов продукции и затрат, важнейших функций. Однако при различной структуре планов должна соблюдаться зависимость: издержки-выпуск-прибыль-цена. В противном случае тактическое планирование становится нецелесообразным.

Оперативно-календарное планирование (ОКП) — завершающий этап в планировании хозяйственной деятельности фирмы. Основная задача ОКП состоит в конкретизации показателей тактического плана с целью организации повседневной планомерной и ритмичной работы предприятия и его структурных подразделений.

Оперативно-календарное планирование увязывает все элементы предприятия в единый производственный организм, включая техническую подготовку производства, его материально-техническое обеспечение, создание и поддержание необходимых запасов материальных ресурсов, сбыт продукции и т. п.

Специфика ОКП тесно связана с особенностями технологии изготовления продукции, организации производства, труда и управления. С учетом этого принято выделять типовые системы ОКП: позаказную, покомплектную, подетальную. Соответственно выделяются типовые этапы оперативного планирования.

В теории и практике планирования могут также выделяться другие виды планирования, охватывающие как главные, так и второстепенные аспекты этого процесса. В частности, планирование можно классифицировать:

а) по степени охвата.

б) по объектам.

в) по сферам.

г) по глубине.

д) по координации частных планов во времени.

е) по учету изменения данных.

ж) по очередности.

Заключение
Индикативное планирование представляет собой организованную деятельность, осуществляемую планирующими органами для подготовки решений и проведения мероприятий, которые оптимизируют экономическое развитие страны.
Процедура разработки индикативного плана включает в себя такие элементы, как выработку целей социально-экономического развития, обоснование глобальных макроэкономических показателей, темпов и макроэкономических пропорций развития, расчет рациональной социальной, отраслевой и территориальной структуры общественного производства, контроль за ходом реализации плановых наметок в жизнь.
Эффективная деятельность государства в этой области может быть обеспечена лишь при условии формирования единой, комплексной системы краткосрочного, среднесрочного и долгосрочного программирования и регулирования различных аспектов функционирования хозяйства. В развитых странах мира система "индикативного планирования" - включает в себя целый комплекс работ по формированию общенациональных, региональных отраслевых программ развития, методов мобилизации ресурсов как государства, так и негосударственных экономических субъектов для реализации общенациональных и региональных целей и задач развития.

Список использованной литературы
1.Учебник «Национальная экономика» Шульга В. А.

2. Государственное регулирование национальной экономики: Учебное пособие. Орешин В.П.

3. Бухалков М. И. Внутрифирменное планирование: Учебник. М.: Инфра-М, 1999.

4. Бенвенисте Гай. Овладение политикой планирования. М.: Универс, 1990.

5. Ильин А. И. Планирование на предприятии. В 2-х ч. Ч. 1. Стратегическое планирование: Учеб. пособие. Минск: ООО «Мисанта», 1998.




ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ
Учебный материал
© nashaucheba.ru
При копировании укажите ссылку.
обратиться к администрации