Мартынов Э.З. Автомобильные перевозки: конспект лекций - файл n1.doc

Мартынов Э.З. Автомобильные перевозки: конспект лекций
скачать (930 kb.)
Доступные файлы (1):
n1.doc930kb.23.08.2012 18:40скачать

n1.doc

  1   2   3   4   5


Министерство образования и науки Российской Федерации
Новосибирский Государственный Технический Университет

––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––

Э.З. МАРТЫНОВ


АВТОМОБИЛЬНЫЕ ПЕРЕВОЗКИ




Утверждено

Редакционно-издательским советом университета

в качестве конспекта лекций



Новосибирск

2006

ББК 65.9(2)373.3-813я73

М 294

Рецензент В.П. Гилета, канд. техн. наук, доц.
Работа подготовлена на кафедре технологии машиностроения

по дисциплине «Организация перевозочных услуг

и безопасность транспортного процесса»

для студентов V курса МТФ

Мартынов, Э.З.

М 294 Автомобильные перевозки: конспект лекций / Э.З. Мартынов. –

Новосибирск: Изд-во НГТУ, 2006. – 52 с.
ISBN 5-7782-0652-6
Конспект лекций предназначен для студентов, обучающихся по специальности 190306 «Эксплуатация и обслуживание транспортных и тех-нологических машин и оборудования (в автосервисе и фирменном обслуживании)» дневного и заочного отделений.

Состоит из двух частей. В темах 1–5 рассматриваются вопросы организации и планирования грузовых автомобильных перевозок, понятие грузов, грузоперевозок, автомобильных транспортных средств. В теме «Организация грузовых перевозок» излагаются вопросы маршрутизации перевозок, поиск оптимальных маршрутов с минимизацией затрат. В те-ме 6 изложены вопросы организации пассажирских перевозок автомобильным транспортом.

Материал конспекта и приведенные примеры предполагают использование их студентами при выполнении практических работ, расчетно-графической работы, а также дипломных проектов соответствующей тематики.

ББК 65.9(2)373.3-813я73



ISBN 5-7782-0652-6 Э.З. Мартынов, 2006

 Новосибирский государственный

технический университет, 2006


Т е м а 1
ГРУЗЫ, ГРУЗООБОРОТ И ГРУЗОВЫЕ ПОТОКИ (4 ч)
1.1. Значение грузовых перевозок

для экономики государства
Спрос на грузовые автомобильные перевозки определяется динамикой и структурой объемов производства в стране. Экономика и перевозки взаимно влияют друг на друга. Развитие экономики вызывает рост перевозок. Возможности перевозочных услуг благотворно влияют на уровень инвестиций и темпы роста экономики в регионе.

Автомобильным транспортом (AT) в России перевозится около 80 % общего объема грузов. Но в общем грузообороте доля AT составляет лишь несколько процентов. Таким образом, основная сфера деятельности AT – это доставка продукции в городах и подвоз-вывоз грузов в транспортных узлах железнодорожного и морского транспорта.

Транспорт является частью производительных сил общества и представляет собой самостоятельную отрасль материального производства. Его продукция выражается в перемещении продукции других отраслей. Она имеет следующие особенности:

 материальный характер транспортной продукции заключается в изменении пространственного положения перевозимых товаров;

 продукция транспорта потребляется как полезный эффект, а не вещь;

 транспортную продукцию нельзя накопить впрок, повышение спроса на перевозки потребует использования дополнительных провозных возможностей;

 в процессе работы транспорта не создается новой продукции, а наоборот, этот процесс сопровождается потерей физических объемов грузов;

 транспортная продукция вызывает дополнительные затраты в производящих отраслях.

Важной проблемой AT является организация взаимодействия с другими видами транспорта в транспортных узлах. Здесь на AT ложится значительный объем завоза-вывоза грузов и обслуживания клиентуры, не имеющей других коммуникаций, кроме автомобильных дорог.

С точки зрения экономических отношений AT делится на три группы.

Транспорт общего пользования – выполняет коммерческие перевозки грузов сторонних организаций и физических лиц на договорной основе.

Транспорт предприятий и организаций – перевозит свои грузы за собственный счет для производственных нужд на транспортных средствах, принадлежащих им на праве собственности или аренды. Следует отметить, что в РФ транспортом этой группы выполняется около
90 % общих грузоперевозок.

Личный транспорт служит для удовлетворения потребностей исключительно владельца транспортного средства. Основное значение этот транспорт имеет для пассажирских перевозок.

Повышению эффективности работы грузового автотранспорта и его конкурентоспособности на рынке транспортных услуг будет способствовать:

– пополнение парка грузовых автомобилей, пользующихся спросом на рынке транспортных услуг как по конструкции кузова (самосвалы, фургоны, рефрижераторы), так и по грузоподъемности (до 3 т и свы-ше 15 т);

– развитие транспортно-экспедиторских фирм и транспортных бирж, облегчающих поиск клиентуры, предоставление дополнительных услуг, связанных с терминальной обработкой грузов;

– создание условий, стимулирующих перевозчика к обеспечению безопасного функционирования грузового автотранспорта (безопасность дорожного движения, требования экологии и т.п.).
1.2. Классификация грузовых

автомобильных перевозок
Производственный процесс AT состоит в перемещении грузов и пассажиров и называется автомобильными перевозками.

В связи с многообразием условий выполнения перевозок и видов грузов грузовые автомобильные перевозки различают по следующим признакам:

1) по отраслям (виды перевозимых грузов):

 промышленные грузы, занимающие около 30 % от общего объема перевозок. Это грузы промышленных предприятий, включая сырье, готовую продукцию, топливо, перевозимые между промышленными объектами;

 строительные – 35 %. Это грузы промышленного и гражданского капитального строительства, включающие грузы строительной индустрии, сырьевые строительные материалы, строительное оборудование, грунт и пр.;

 сельскохозяйственные – 10 %. Это сельскохозяйственная продукция, семена, удобрения и т.п.;

 потребительские – 20 %. Это грузы продовольственного, промтоварного снабжения и бытового обслуживания населения. К этой группе относятся также грузы очистки города от твердых бытовых отходов, снега и мусора;

 прочие – 5 %;

2) по размеру партий груза: массовые, для которых характерны перевозки большого объема однородного груза; мелкопартионные, при которых масса партии груза не превышает половины грузоподъемности подвижного состава (ПС);

3) по территориальному признаку: технологические, выполняемые внутри предприятий; городские – осуществляются по территории города; пригородные – на расстоянии не далее 50 км от границ города; междугородные, выполняемые далее 50 км от границ города; международные – между различными государствами;

4) по способу выполнения: прямого сообщения, осуществляются от пункта отправления до пункта назначения одним автомобилем; терминальные, выполняемые через систему грузовых автостанций (складов, терминалов); смешанного сообщения, которые осуществляются несколькими видами транспорта. Разновидностью этих перевозок являются комбинированные перевозки, производимые несколькими видами транспорта без перегрузки;

5) по времени освоения: постоянные, характерные для промышленных и торговых грузов; сезонные, наиболее характерные для сельскохозяйственных грузов; временные, наиболее характерные для строительных грузов;

6) по типу организации: централизованные, когда перевозчик или специализированная фирма являются организаторами перевозок; децентрализованные, когда каждый грузополучатель самостоятельно обеспечивает перевозку груза.
1.3. Грузы и их классификация
Все предметы и материалы с момента принятия их к транспортировке и до сдачи получателю являются грузами. От вида груза зависит тип используемого для перевозок подвижного состава (ПС), погрузочно-разгрузочных машин или механизмов (ПРМ) и технология перевозок.

В зависимости от наличия упаковки грузы бывают бестарные и тарные. Грузы, которые могут перекатываться, называются катными.

По степени опасности грузы делятся на следующие группы: малоопасные (стройматериалы, пищевые продукты и т.п.); опасные по своим размерам (длинномерные и крупногабаритные); пылящие или горячие (цемент, минеральные удобрения, асфальт, и т.п.); опасные грузы (сжиженные газы, кислоты и т.п.).

Масса и габаритные размеры груза определяют его отношение к грузам большой массы (масса одного грузоместа более 250 кг для обычных грузов и более 400 кг для катных).

Тяжеловесным называется груз, который, будучи погружен в транспортное средство, вызывает превышение хотя бы одного из параметров по разрешенной максимальной массе ПС или осевым нагрузкам, определенных в нормативных документах.

Крупногабаритным называется груз, погруженный в транспортное средство, вызывающий превышение хотя бы одного из параметров по предельным габаритным размерам ПС, определенных в нормативных документах.

Длинномерным называется груз, погруженный в транспортное средство, выступающий за задний борт более чем на 2 м.

По степени загрузки ПС грузы делятся на четыре класса (табл. 1.1). Класс груза определяет эффективность использования ПС и уровень тарифов на перевозку.

Т а б л и ц а 1.1
Классы грузов


Класс

Коэффициент использования грузоподъемности ?

Диапазон

Среднее значение

1

0,91...1,0

0,96

2

0,71...0,9

0,8

3

0,51...0,7

0,6

4

0,40...0,5

0,45


Коэффициент использования грузоподъемности равен отношению

,

где qф – фактическая грузоподъемность ПС; qн – номинальная грузоподъемность ПС.

В зависимости от режима хранения и требуемых условий перевозки грузы делятся на обычные, скоропортящиеся, антисанитарные
и живность.

Неизбежные потери грузов относятся к естественной убыли, которая при перевозках нормируется. Нормы устанавливаются производителем или потребителем продукции и соответствуют тем максимальным размерам естественной убыли, за которые перевозчик не несет ответственности. Как правило, нормы зависят от сезона, способа перевозки, дальности, региона и т.п.
1.4. Объем грузоперевозок, грузооборот,

грузопотоки
Объем грузоперевозок Q – это количество груза, перевезенного или планируемого к перевозке за определенный период времени.

Грузооборот Р определяет транспортную работу по перемещению грузов за определенный период времени, измеряемую в тонно-километрах.

Грузопоток – объем грузов, следующих в данном направлении за определенное время между грузообразующими и грузопоглощающими пунктами (ГОП и ГПП).

Объем грузоперевозок, грузооборот и грузопотоки характеризуются величиной, структурой грузов, временем освоения и коэффициентами неравномерности.

Структура грузов определяется их видами; время освоения включает дату начала, окончания перевозки и темпы перевозки. Коэффициенты неравномерности объема перевозок Kно и грузооборота Kнг определяются на основании таблицы грузопотоков (табл. 1.2).
Т а б л и ц а 1.2
Грузопотоки между пунктами транспортной сети


Пункты

отправления

Пункты назначения

Всего

Вi



Вj



Bl

A1

Q1,1




Q1,j




Q1,n



















Ai

Qi,1




Qi,j




Qi,n



















Am

Qm,1




Qm,j




Qm,n




Всего




















Эпюры грузопотоков, наложенные на схему транспортной сети автомобильных дорог, принято называть картограммой (рис. 1.1). Таблицы грузопотоков и картограммы могут составляться отдельно по видам грузов и суммарно, а картограмма – суммарно с выделением отдельных их видов.


Рис. 1.1. Картограмма грузовых потоков
Грузопотоки и грузооборот участка транспортной сети характеризуются количеством грузов, проходящих по нему в обоих направлениях, и объемом транспортной работы. Для определения интенсивности движения грузов по отдельным участкам транспортной сети, кроме эпюры грузопотоков, применяют эпюру грузонапряженности. Грузонапряженность – объем груза (т), приходящийся на 1 км пути за единицу времени.


Рис. 1.1. Картограмма грузопотоков

1.5. Виды транспортной тары и ее назначение
Упаковка – это средство или комплекс средств, обеспечивающих защиту продукции от повреждений и потерь, а окружающую среду от загрязнений, а также процесс обращения – транспортирование, хранение и реализацию продукции (ГОСТ 17527-86).

Основным элементом упаковки является тара, представляющая собой изделие для размещения продукции. Кроме того, используются вспомогательные упаковочные средства, которые в комплексе с тарой или без нее выполняют функцию упаковки. Масса упаковки – это масса тары и вспомогательных упаковочных средств единицы упаковки. Нетто – масса продукции в единице упаковки, брутто – масса упаковки и продукции в ней.

Различают транспортную и потребительскую тару. Первая образует самостоятельную транспортную единицу, а вторая поступает к потребителю с продукцией и не выполняет функции транспортной тары. Размеры тары строятся на базе модуля – наименьшей общей кратной величины, применяемой для унификации размеров тары.

Тара бывает: крупногабаритная (1200  1000  1200 мм); малогабаритная – с размерами меньше указанных; индивидуальная – для единицы продукции; групповая – для определенного числа продукции; разовая – для однократного использования; возвратная – используемая повторно; многооборотная – для многократного применения; инвентарная – многооборотная, принадлежащая конкретному предприятию; разборная – тара, конструкция которой позволяет разобрать ее на отдельные части и собрать; неразборная; складная – многооборотная тара, складывается без нарушения сочленения элементов; разборно-складная; закрытая – конструкция предусматривает применение крышки или другого вида затвора; открытая; штабелируемая – позволяет укладывать ее в устойчивый штабель; жесткая и мягкая изотермическая – сохраняет заданную температуру в течение установленного времени; герметичная – обеспечивает непроницаемость газов, паров и жидкостей.

Основными видами транспортной тары являются: ящик – тара с корпусом, который имеет форму прямоугольника в сечении, параллельном дну, с крышкой или без нее; бочка – тара с корпусом параболической или цилиндрической формы, с обручами или зигами катания, с доньями; фляга – с корпусом цилиндрической формы и цилиндрической горловиной, диаметр которой меньше диаметра корпуса, с приспособлением для переноса и крышкой с затвором; канистра – тара с корпусом, который имеет в сечении, параллельном дну, форму, близкую к прямоугольнику с приспособлением для переноса, сливной горловиной и крышкой с затвором; баллон – тара с корпусом каплеобразной, шарообразной или цилиндрической формы со сферическим дном, с узкой горловиной (стеклянный баллон называется бутылью); ме-
шок
– мягкая тара с корпусом в форме рукава, с дном и горловиной.
1.6. Правила маркировки грузов
Все грузы, принимаемые к перевозке, должны иметь маркировку, которая на всех видах транспорта одинакова. Правила маркировки определяет ГОСТ 14192-96, являющийся межгосударственным стандартом стран СНГ.

Транспортная маркировка должна содержать манипуляционные знаки, основные, дополнительные и информационные надписи. Расположение надписей на маркировке приведено на рис. 1.2. Пунктирные блоки на рис. 1.2 обозначают необязательные надписи (или) обозначения. Пример транспортной маркировки представлен на рис. 1.3.

Рис. 1.2. Расположение надписей

на маркировке:

1, 2 – манипуляционные надписи; 3 – порядковый

номер места в партии и общее число мест в партии

груза; 4 – наименование грузополучателя и пункта

назначения; 5 – наименование пункта перегрузки;

6 – надписи транспортных организаций; 7 – объем

грузового места (для экспортных грузов); 8 – габа-

ритные размеры; 9 – масса брутто; 10 ­ масса нетто;

11 – страна-изготовитель и (или) поставщик; 12 – на-

именование пункта отправления; 13 – наименова-

ние грузоотправителя



Рис. 1.3. Пример транспортной маркировки
Манипуляционные знаки – это изображения, указывающие на способы обращения с грузом. Манипуляционные знаки должны соответствовать ГОСТ Р51474-99. Знаки наносят непосредственно на тару или упаковку, ярлыки или этикетки на каждое грузовое место в левом верхнем углу на двух соседних стенках тары и упаковки. В зависимости от размера и формы тары габаритные размеры манипуляционного знака должны составлять 100, 150 или 200 мм.

Предупредительные надписи используют на маркировке в тех случаях, когда способ обращения с грузом невозможно выразить только манипуляционными знаками. Например: «За обвязку не поднимать».

Маркировка может быть выполнена непосредственно на таре (грузе без упаковки) или на отдельной табличке (бирке), надежно прикрепленной к грузу.
  1   2   3   4   5


Учебный материал
© nashaucheba.ru
При копировании укажите ссылку.
обратиться к администрации