Душков Б.А. Энциклопедический словарь: Психология труда, управления, инженерная психология и эргономика - файл n1.doc
приобрестиДушков Б.А. Энциклопедический словарь: Психология труда, управления, инженерная психология и эргономикаскачать (745.5 kb.)
Доступные файлы (1):
n1.doc
Энциклопедический словарь: Психология труда, управления, инженерная психология и эргономика. /Под ред. Б.А. Душкова. 2000. С. А АДАПТАЦИОННЫЙ СИНДРОМ (от греч. — стечение) — совокупность адаптационных реакций организма, носящих общий защитный характер и возникающих в ответ на значительные
по силе и продолжительности неблагоприятные воздействия
(стрессоры). Функциональное состояние, возникающее под действием стрессоров, называется
стрессом. Понятие А. с. было предложено в 1936
г. канадским физиологом Г Селье. В развитии А. с. выделяют три стадии: стадия тревоги, продолжающаяся от нескольких часов до двух суток и включающая фазы шока и противошока, на последней из которых происходит мобилизация защитных реакций организма; стадия сопротивляемости, характеризующаяся повышением устойчивости организма к различным воздействиям; далее наступает л ибо стабилизация состояния и выздоровление, либо стадия истощения, которая может окончиться гибелью организма.
АДАПТАЦИЯ (от лат. а(3ар1о — приспособляю) — приспособление строения и функций организма и его отдельных органов к меняющимся условиям (общеприродным, производственным и социальным) среды. Процессы А. направлены на сохранение
гомеостаза. По времени протекания различают быструю-кратковременную и медленную-долговременную А. По механизмам протекания различают физиологическую А,,
сенсорную К. (изменение чувствительности
анализаторов), социальную А. (приспособление к условиям социальной среды), производственную А. (приспособление к условиям труда). Адаптационные реакции организма на неблагоприятные воздействия значительной интенсивности имеют ряд общих черт и называются
адаптационным синдромом. Изменения, сопровождающие А., затрагивают все уровни организма: от молекулярного до психологической регуляции деятельности. Решающую роль в успешности А. играют процессы тренировки, функциональное, психическое и моральное состояние человека. В последние годы в связи с разработкой сложных кибернетических систем принято говорить также об А. отдельных технических устройств, промышленных
роботов и других
высших автоматов. АДАПТАЦИЯ ЗРЕНИЯ — одна из разновидностей
сенсорной адаптации, заключающаяся в приспособлении глаза к различным условиям освещения. Различают А. э. к свету и к темноте.
АЛЬФА-РИТМ — ритмические колебания потенциала
электроэнцефалограммы частотой 8—13 Гц и средней амплитудой 30—70 мкВ, характерных периодическим усилением и ослаблением. А.-р. выражен преимущественно в задних отделах головного мозга при закрытых глазах в состоянии относительного покоя при расслабленной мускулатуре. У 15—20 % испытуемых А.-р. отсутствует. А.-р. блокируется при открывании глаз, действии внешних, особенно световых, раздражителей, усилении внимания и умственных нагрузках. Реакция блокады А.-р. используется при изучении восприятия, внимания, мыслительной деятельности и т п. Установлена связь характеристик А.-р. с рядом свойств нервной системы (динамичность. сила) и некоторыми чертами личности.
АНАЛИЗ ТРУДОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ — изучение рассмотрение деятельности, основанные на ее расчленении на составные части, определяющий входящих в нее элементов, разборе ее основных свойств. Наиболее разработанная методика системного А. т. д, предложена В. Д. Шадриковым. Она опирается на методологию
системного подхода и предполагает А. т.д. на нескольких уровнях. Уровень личностно-мотивационного анализа предполагает изучение системы потребностей личности, с одной стороны, и возможностей их удовлетворения, заложенных в особенности профессии, — с другой. Степенью взаимосоответствия этих двух аспектов определяется уровень мотивации трудового поведения. На уровне компонентно-целевого анализа вскрываются цель и значение каждого действия в общей структуре трудовой деятельности. При этом должна рассматриваться не только внешняя сторона, но и внутренняя, связанная с реализацией психических свойств работника и психических процессов, участвующих в выполнении действий. На уровне структурно-функционального анализа изучаются принципы организации и механизации взаимодействия отдельных действий в целостной структуре деятельности. При этом вскрываются связи между отдельными действиями, их значимость и вес. На уровне информационного анализа выявляются те признаки, ориентируясь на которые работник выполняет трудовые действия, устанавливаются способы получения работником информации, необходимой для деятельности, изучается организация информационного потока во времени и т. п. На психофизиологическом уровне проводится изучение физиологических систем и процессов, опосредствующих деятельность. Большое значение при этом придается анализу активационных и информационно-энергетических процессов. Уровень индивидуально-психологического анализа предлагает изучение субъекта деятельности, личности работника во всем многообразии ее свойств.
В результате сочетания всех перечисленных уровней описания деятельности она представляется как многоуровневое полиструктурное образование. При этом
системный анализ требует рассматривать любое явление в развитии, что по отношению к профессиональной деятельности выступает, в частности, как требование изучения процесса овладения деятельностью, становления профессионального мастерства. Дальнейшая разработка методов системного А. т д. требует конкретизации приемов выявления существенных связей изучаемых структур и их динамики. В качестве одного из таких приемов можно использовать регистрацию психологических свойств, синхронно проявляющихся и воздействующих друг на друга при совершении того или иного действия, В результате строится матрица связей, которую можно вырезать графически в виде структуры профессионально-важных работника (структурограмма).