Дробозина Л.А. Финансы: Учебник для вузов - файл n1.doc

приобрести
Дробозина Л.А. Финансы: Учебник для вузов
скачать (349.1 kb.)
Доступные файлы (1):
n1.doc2502kb.18.07.2003 00:37скачать

n1.doc

  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   64






Руководитель авторского коллектива

и научный редактор учебника

Людмила

Александровна

Дробозина

Доктор экономических наук, профессор, член-корреспондент РАЕН, заведующая кафедрой "Финансы" Всероссийского заочного финансово-экономического института.
Автор книг:

"Финансовая система Англии",

"Финансовая и денежно-кредитная система Англии"

(в соавторстве),

"Новые явления в сфере государственных финансов"

(на примере Великобритании).
Автор и научный редактор учебников: "Финансы и кредит СССР"(1982 и 1988) "Общая теория финансов"(1995) "Финансы. Денежное обращение. Кредит" (1997).
Автор статей и руководитель раздела "Финансы капиталистических государств" "Финансово-кредитного словаря" (1984, 1986, 1988). Автор статей в БСЭ.

FINANCE
Edited by Professor L.A. Drobozina

Textbook




ФИНАНСЫ
Под редакцией проф. чл.-корр. РАЕН

Л.А. Дробозиной

Рекомендовано Министерством общего

и профессионального образования Российской Федерации

в качестве учебника для студентов

высших учебных заведений, обучающихся

по экономическим специальностям



ББК 65.261я73 Ф59
Всероссийский заочный финансово-экономический институт

Ректор акад. А.Н. Романов

Председатель Научно-методического совета проф. Д.М. Дайитбегов

Рецензенты:

кафедра "Налоги и налогообложение "

Финансовой академии при Правительстве РФ

(зав. кафедрой д-р экон. наук, проф. Л. П. Павлова)

и д-р экон. наук, проф. Е.В. Коломин
Главный редактор издательства Н.Д. Эриашвили


Ф59 Финансы: Учебник для вузов/ Под ред. проф. Л.А. Дробозиной. М.: ЮНИТИ, 2001. 527 с. ISBN 5-238-00067-7.
Учебник дает совокупность необходимых знаний как целостной учебной дисциплины высшего профессионального образования по специальности "Финансы и кредит".

Последовательно рассматриваются сущность и функции финансов, финансовая политика, финансовая система и ее звенья, управление финансами, финансы коммерческих организаций и предприятий, государственный бюджет, его расходы и доходы, бюджетное устройство, бюджетный процесс, территориальные финансы.

Даются сравнительная характеристика финансовых категорий в Российской Федерации и ведущих западных странах, а также анализ развития основных закономерностей финансовых отношений, охватывающий XIX и XX вв.

Для студентов экономических вузов и специальностей, а также специалистов финансовых служб.

ББК 65.261я73

ISBN 5-238-00067-7

© Коллектив авторов, 1999

© ЮНИТИ, 1999. Воспроизведение всей книги или любой ее части запрещается без письменного разрешения издательства
Авторы учебника «Финансы»
Доктор экономических наук, профессор, чл.-корр. РАЕН Л.А. Дробозина (предисловие, гл. 1, 3, 4, 6, 10, 19)

Доктор экономических наук, профессор, академик РАЕН Г.Б. Поляк (т. 12)

Профессор Ю.Н. Константинова (гл. 2, 17)

Профессор Н.В. Колчина (гл. 5)

Профессор Л.П. Окунева (гл. 7, И, 13, §18.1)

Доцент Л.Д. Андросова (гл. 8)

Доцент В.В. Карчевский (гл. 9 §18.2)

Доцент Н.А. Верба (гл. 14)

Доцент Е.В. Погорелая (гл. 15)

Доцент Т.А. Башкатова (гл. 16)

Предисловие



Курс «Финансы» — теоретическая дисциплина, излагающая теорию финансов. До перехода России на рыночные отношения студенты финансово-экономических вузов и экономических факультетов университетов страны изучали две финансовые дисциплины: «Финансы капитализма» и «Финансы СССР», которая впоследствии была заменена курсом «Финансы социалистического общества». После того как Российская Федерация, бывшие союзные республики СССР и восточноевропейские страны перешли на рыночные отношения, теория финансов стала единой с теорией финансов развитых зарубежных стран и стран с переходной экономикой. Кардинально изменился финансовый механизм.

В учебнике «Финансы» рассматриваются сущность и функции финансов в условиях перехода на рыночные отношения, их роль в процессе расширенного воспроизводства, состояние финансов России в современных условиях, финансовая политика, звенья финансовой системы. Специальная глава посвящена финансам коммерческих организаций и предприятий, от состояния которых во многом зависят финансы страны в целом. Значительное место отведено ведущему звену финансовой системы — государственному бюджету, территориальным финансам, бюджетному федерализму, государственному кредиту, его формам, государственному долгу, внебюджетным специальным фондам, страхованию и финансовому контролю.

Основные финансовые категории рассматриваются не только на примере Российской Федерации, но и ведущих зарубежных стран.

Авторы при изложении материала исходили по Положения Правительства РФ и Центрального банка России о том, что

Важнейшим условием кардинального оздоровления экономики является повышение организующей роли государства в обеспечении эффективности производства за счет, с одной стороны, объединения «проблемных» организаций в крупные корпорации, в том числе с государственным участием... С другой стороны, государство совместно с органами местного самоуправления должно оказывать всемерную поддержку развитию малого и среднего предпринимательства, созданию конкурентной среды... Правительство Российской Федерации выступает за усиление роли государства в процессе формирования и развития рынка и его социальной ориентации1.

В отличие от первого издания учебника (Общая теория финансов/Под ред. проф. Л.А;. Дробозиной. — М.: Юнити, 1995) в соответствии с новой программой курса введена глава «Основные закономерности развития финансов», в которой излагаются финансовые отношения России в XIX—XX вв., рассматриваются становление финансовой системы социалистического государства и развитие финансов в годы советской власти.

Курс «Финансы» основывается на знании дисциплины «Экономическая теория» и тесно связан с дисциплинами «Деньги, кредит, банки», «Статистика», «Право».

Успешное овладение дисциплиной «Финансы» позволит применить полученные знания на практике финансовой работы и облегчит усвоение последующих специальных дисциплин — «Бюджет и бюджетная система РФ», «Финансы предприятий», «Налоги и налогообложение», «Финансовый менеджмент».

Учебник подготовлен в полном соответствии с учебной программой по дисциплине «Финансы».

ГЛАВА

1

Сущность и функции финансов



1.1. Финансы — государство — товарно-денежные отношения




Финансы (фр. finance от лат. financia — доход, платеж) возникли в условиях регулярного товарно-денежного обращения в связи с развитием государства и его потребностей в ресурсах.

Сущность финансов, закономерности их развития, сфера охватываемых ими товарно-денежных отношений и роль в процессе общественного воспроизводства определяются экономическим строем общества, природой и функциями государства.

Как историческая категория финансы появились одновременно с государством при расслоении общества на классы. Во времена первобытно-общинного строя не было классов, не было и государства. Первое крупное деление общества на классы — рабовладельцы и рабы и первое государство — рабовладельческое. Переход от рабовладельческой общественно-экономической формации к феодальной привел к образованию феодальных государств.

В докапиталистических формациях большая часть потребностей государства удовлетворялась путем установления различного рода натуральных повинностей и сборов, а денежное хозяйство было развито только в армии. Главными расходами рабовладельческих и феодальных государств были затраты на ведение войн, содержание двора монарха, государственного аппарата, строительство общественных сооружений (храмов, каналов, оросительных систем, портов, дорог, водопроводов). Главными доходами были поступления от государственного имущества (доменов) и регалий (монопольного права монарха на отдельные промыслы и торговлю определенными товарами), военная добыча, дань-с покоренных народов, натуральные и денежные сборы и повинности, пошлины, займы.

С разложением феодализма и постепенным развитием в его недрах капиталистического способа производства все большее значение стали приобретать денежные доходы и расходы государства, а доля натуральных сборов и повинностей резко сократилась.

На ранних стадиях развития государства не существовало разграничения между ресурсами государства и ресурсами его главы: монархи распоряжались средствами страны как своей собственностью. Лишь с выделением государственной казны и полным, отделением ее от собственности монарха (XVI—XVII вв.) возникают понятия:

Государственные финансы послужили мощным рычагом первоначального накопления капитала, происходившего в XVI— XVIII вв. Из колониальных стран в метрополии притекали огромные богатства, которые в любой момент могли быть использованы в качестве капитала. Государственные займы и налоги широко использовались в производительных целях для создания первых капиталистических предприятий. Важная роль в создании первоначальных капиталов принадлежала системе протекционизма, которая позволяла первым капиталистам устанавливать на производимые промышленные изделия высокие цены, получать высокие прибыли, в значительной части направляемые на расширение производства.

В условиях капитализма, когда товарно-денежные отношения приобретают всеохватывающий характер,

финансы выражают экономические отношения в связи с образованием, распределением и использованием фондов денежных средств в процессе распределения и перераспределения национального дохода.

Основные средства капиталистических государств стали концентрироваться в государственном бюджете.

Для государственных финансов капиталистических стран характерен быстрый рост расходов, что обусловлено прежде всего усилением милитаризации экономики. В конце XIX в. почти во всех капиталистических странах затраты государства на военные цели, погашение государственного долга и процентов по нему составляли свыше 2/3 всех государственных расходов. Крупные средства направлялись также на содержание государственного аппарата — парламента, министерств, ведомств, полиции, тюрем и др. Затраты на просвещение, здравоохранение были крайне невелики. Основным источником доходов государства были налоги, преимущественно косвенные.

XX в. характеризуется мощным развитием производительных сил, образованием монополистических объединений, слиянием государства с монополиями, расширением функций капиталистических государств. Государство не только обеспечивало обороноспособность страны, охрану частной собственности на средства производства, свободу предпринимательства и правопорядок, но и участвует в процессе производства, распределения и использования общественного продукта.

В условиях государственно-монополистического капитализма, особенно после Второй мировой войны, резко возрастают государственные расходы, в значительной мере обусловленные затратами на милитаризм. Скачок государственных расходов происходит в годы войн. Так, в США во время Второй мировой войны вследствие скачкообразного роста военных затрат государственные расходы увеличились в 10 раз. Однако в послевоенные годы расходы государства сокращаются незначительно и основная тенденция заключается в постоянном их увеличении.

Следует отметить, что в структуре государственных расходов после Второй мировой войны произошли существенные изменения. Несмотря на огромный рост расходов на милитаризацию (особенно в США), удельный вес этих затрат по сравнению с концом XIX и началом XX в. понизился и существенно увеличились удельный вес и абсолютные суммы расходов на социальные цели (образование, здравоохранение, социальное обеспечение). Демократизация общественной жизни в условиях развитой рыночной экономики привела к тому, что в ряде малых стран Западной Европы (Швеции, Норвегии и др.) затраты на социальные цели стали одними из главных. Так возникло понятие «шведская модель социализма».

Значительное развитие получили расходы по вмешательству государства в экономику: возросли государственные капитальные вложения в электроэнергетику, угольную, газовую и другие отрасли промышленности, на поддержку сельского хозяйства — одной из самых опекаемых отраслей экономики.

В главных капиталистических странах за счет государственных средств была создана атомная промышленность. Резко увеличился государственный сектор экономики. Пытаясь увеличить занятость населения и сократить безработицу, правительства выдают предпринимателям, расширяющим производство, субсидии для капиталовложений. Резко повысились затраты на научно-технический прогресс (до 50-70% общей суммы расходов на эти цели). Государство стало активно помогать монополиям своей страны в острой конкурентной борьбе на мировом рынке, предоставляя экспортным фирмам так называемые экспортные премии.

Расходы по регулированию процесса капиталистического воспроизводства во многих странах достигли 20% и более общей суммы расходов государственного бюджета.

Вмешательство в процесс воспроизводства и сферу социальных отношений осуществляется не только на национальном, но и на межгосударственном уровне. Так, страны Европейского Союза (ЕС) создали межгосударственные фонды денежных средств, используемые для финансирования сельского хозяйства, преодоления структурной безработицы, переподготовки и передислокации рабочей силы, преодоления существенных диспропорций в развитии отдельных регионов этих стран.

Появились новые государственные расходы на охрану окружающей среды, преодоление экономической отсталости отдельных регионов, оказание субсидий и кредитов развивающимся странам.

Огромные расходы вызвали необходимость увеличения налогов — главного финансового метода мобилизации ресурсов в государственный и местные бюджеты.

Налоги — важнейшее орудие перераспределения национального дохода. В XX в. возросло значение прямых налогов и главного среди них — подоходного налога с физических лиц. Впервые этот налог был введен в Великобритании в 1842 г., а в большинстве стран Западной Европы и США — в первой четверти XX в. Вследствие понижения необлагаемого минимума и уменьшения налоговых льгот по семейному положению в годы Второй мировой войны этот налог превратился в массовый налог, в налог на заработную плату и небольшие доходы. Им облагается практически все самодеятельное население. Второй крупный прямой налог — налог на прибыль корпораций.

Наряду с увеличением прямых налогов в 1970—1990 гг. произошло повышение косвенных налогов, прежде всего за счет поступлений по акцизам и налогу на добавленную стоимость. Возрос удельный вес налогов в валовом национальном продукте — с 30% (в США) до 50% и более (в малых странах Западной Европы).

Однако, несмотря на повышение налогов, аккумулируемых доходов не хватает на покрытие все возрастающих расходов государства. Бюджеты капиталистических стран в годы после Второй мировой войны характеризуются крупными хроническими дефицитами, покрываемыми государственными займами, выпуск которых влечет за собой рост государственного долга.

После Второй мировой войны резко расширилась сфера финансовых отношений. Значительное развитие получили;

В развитых зарубежных странах важной сферой финансовых отношений являются финансы частных национальных и транснациональных корпораций. По своей организационной структуре корпорации представляют собой акционерные общества. Акционерная форма организации деятельности предприятий в странах с развитой рыночной экономикой, получила исключительно широкое развитие. В современных условиях в акционерные предприятия вкладывает свои средства не только буржуазия, но и значительная часть населения. Так, одна из самых крупных корпораций США «Дженерал Моторс» насчитывает около 1 млн. акционеров и никто из них не имеет акций более чем на 1%.

Почему же акционерная форма собственности получила такое широкое развитие в странах с развитой рыночной экономикой? Выпуск акций — одна из мощных форм мобилизации капитала, позволяющая трансформировать денежные сбережения в производственные инвестиции. Без акций, облигаций, кредитов банков и других элементов финансового рынка корпорации должны были бы находиться на самофинансировании, что резко ограничило бы возможности их роста. Финансовая сторона деятельности акционерных обществ и предприятий других форм собственности приобретает все большее значение, Современные условия капиталистического воспроизводства, обострение конкурентной борьбы актуализировали вопросы управления финансами предприятий.

В странах с развитой рыночной экономикой решение кардинальных вопросов развития корпораций осуществляется под строгим контролем ее финансового управления. Успех деятельности акционерных обществ во многом определяется знанием всеми сотрудниками основ финансово-экономического анализа. Финансы предприятий обслуживают кругооборот огромных фондов денежных средств. Поэтому вопросы финансового менеджмента (наиболее эффективного управления государственными средствами и средствами предприятий) приобретают исключительно важное значение.

  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   64


Учебный материал
© nashaucheba.ru
При копировании укажите ссылку.
обратиться к администрации