Дербенева Г.Ф. Планирование на предприятии АПК Практикум по бизнес- планированию - файл n1.doc

приобрести
Дербенева Г.Ф. Планирование на предприятии АПК Практикум по бизнес- планированию
скачать (1292.5 kb.)
Доступные файлы (1):
n1.doc1293kb.23.08.2012 12:26скачать

n1.doc

  1   2   3   4   5   6   7

Материалы предоставлены интернет - проектом www.globalteka.ru®

Авторское выполнение научных работ любой сложности – грамотно и в срок




Г. Ф. Дербенева



ПЛАНИРОВАНИЕ


На предприятии

АПК

Практикум

По бизнес-

планированию

ББК 67.99

Д 36


Рецензенты:

Доктор экономических наук, профессор В Е. Новиков

Кандидат экономических наук, доцент Н. А. Харитонов
Дербенева Г. Ф.

Д36 Планирование на предприятии АПК. Практикум по бизнес – планированию. Учебное пособие. М.: - ИКФ «ЭКМОС», 2002 – 96 с
Издание посвящено теоретическим и практическим основам бизнес – планирования на предприятии АПК. В нем изложены методические рекомендации по разработке бизнес – плана производства сельскохозяйственных культур, его структура и содержание. Приводятся примеры бизнес- планов.

Книга предназначена для преподавателей, студентов, аспирантов, а также может представить интерес для руководителей сельскохозяйственных предприятий, специалистов агробизнеса и фермеров.


ВВЕДЕНИЕ


Планирование является объективно необходимой предпосылкой функционирования рыночной экономики и его нельзя полностью заменить саморегулированием рынка. На уровне предприятия планирование принимает форму бизнес- плана. Бизнес- планирование охватывает различные периоды времени и учитывает специфику деятельности предприятия. Осуществляется как перспективное (среднесрочное), так и оперативное (текущее) планирование.

Бизнес – план выступает как необходимый инструмент осуществления проектно – инвестиционных решений. В нем учитываются основные направления деятельности предприятия, ставятся проблемы, с которыми оно сталкивается, и определяются пути их решения. Так, например, при бизнес- планировании на предприятиях АПК целесообразно исходить из того, что подъем сельскохозяйственного производства возможен только на основе его технологического и технического переоснащения. В настоящее время разработано большое количество технологий в производстве продукции растениеводства и животноводства. Их выбор для конкретного товаропроизводствителя представляют собой многовариантную задачу. Критерием такого выбора является экономическая эффективность этих технологий.

Одновременно бизнес- план является руководством к действию: он дает руководителю предприятия возможность аналитически оценить текущее состояние производства и перспективы его развития. В бизнес- плане определяются собственные или заемные средства. В бизнес- плане определяются наиболее целесообразные источники финансирования: собственные средства, кредиты при разных процентных ставках, лизинг, государственные поддержки, привлечение для выполнения работ обслуживания или других предприятий.

С этой целью предусматривается:

Цель настоящего учебного пособия оказать методическую помощь студентам – аграрникам при подготовке к зачетам, экзаменам, выполнению контрольных и курсовых работ по курсу «Планирование на предприятии АПК».

Изучение материала, изложенного в данном учебном пособие, поможет студентам осуществлять продуманный и всесторонне обоснованный бизнес- план – документ, определяющий стратегию и тактику ведения современной хозяйственной деятельности производства в реализации сельскохозяйственной продукции и ее переработке.

В учебном пособие приведены примеры бизнес – планов альтернативного производства сельскохозяйственных культур. Они составлены для условного сельскохозяйственного предприятия при внедрении технологий возделывания и уборки зерновых и кормовых культур. Эти бизнес- планы, в первую очередь, могут быть применены к конкретным предприятиям Московской области, на условиях производства которой они ориентированы. С небольшими корректировками они могут быть использованы товаропроизводителями Центрального и других экономических районов, применяющих те же технологии возделывания и уборки основных сельскохозяйственных культур.

Учебное пособие предназначено для получения квалификации магистра, специалиста и бакалавра в сфере агропромышленного производства в высших учебных заведениях, а также для специалистов органов управления АПК, научных работников, работников информационно – консультационных служб. Изложенный в учебном пособии подход к бизнес- планированию может использоваться как рекомендации для практического применения технологий, обеспечивающих рентабельное производство при минимуме расхода используемых ресурсов.
1 Бизнес- план как форма планирования на предприятиях АПК в рыночных условиях
Результативность и эффективность функционирования предприятия АПК во многом определяется качеством внутрихозяйственного планирования, включающего определение перспективных целей, способов их достижения и ресурсного обеспечения. Бизнес –план, как форма внутрихозяйственного планирования, должен содержать классическую для товарного производства, постановку трех задач: «что», «как» и «для кого» производить. Место бизнес- плана во внутрихозяйственном планировании показано на рисунке 1

ВНУТРИХОЗЯЙСТВЕННОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ



Определение

Показателей необходимого

Уровня развития

предприятия

Баланс

Производственных ресурсов и реализационных

Возможностей предприятия








Краткосрочное бизнес- планирование
Бизнес- план конкретного проекта, реализующего этап стратегического варианта развития




Долгосрочное внутрихозяйственное планирования
Выбор целевого функционала из альтернативных вариантов развития

Среднесрочное бизнес- планирование
Оценка предполагаемой экономической эффективности стратегического варианта развития



Рисунок 1 –место бизнес- плана во внутрихозяйственного планирования

Бизнес- план – это документ, представляющий собой результат комплексного исследования основных сторон деятельности предприятия (описание его создания, реконструкции или функционирования), рабочий инструмент товаропроизводителя для организации своей деятельности. Бизнес- план в отличие от внутрихозяйственного плана предприятия обычно отражает развитие одного конкретного направления его работы на определенном рынке. В малых фермерских хозяйствах внутрихозяйственный и бизнес- план могут совпадать как по объему, так и по содержанию.

Каждый разработчик бизнес- плана выбирает соответствующую или разрабатывает свою методику, при использовании которой, по его мнению, возможно получение наиболее адекватных решений предпринимательского проекта. Поэтому универсальной методикой подходящего для всех случаев, - нет.

Любой бизнес- план воплощает определенный предпринимательский проект, предусматривающий его поэтапное обоснование. Последовательность такого обоснования для предприятия АПК приводится в таблице 1.1

Таблица 1.1

Основные этапы обоснования предпринимательского проекта для

предприятия АПК

Номера этапов и подэтапов

Название и структура этапа

1

Основные характеристики проекта

1.1

Цель проекта

1.2

Географический ареал, доля на внутреннем и внешнем рынках, рыночная ниша

1.3

Мощность предприятия и номенклатура выпускаемой продукции

1.4

Перечень источников финансирования

2

Анализ проекта

2.1

Исследование спроса на продукцию, предусмотренную проектом (население, темп его роста, доля в нем группы потребителей данной продукции, душевые доход и потребление)

2.2

Стратегия маркетинга (проникновение на рынок, расширение рыночной ниши, повышение конкурентоспособности продукции, диверсификация)

2.3

Маркетинговый и ценовой мониторинг

2.4

Цели в области сбыта (оборот, доля рынка, репутация фирмы, прибыль)

3

Стратегия поставок

3.1

Оценка потребности в средствах производства производственного назначения: технология, производящих мощностях, энергии

3.2

Оценка потребности социальной инфраструктуры

3.3

Источник снабжения (внешние, внутренние, их местонахождение)

3.4

Программа поставок (определение поставщиков, соглашения в договора, средства транспортировки, хранения, оценка риска срыва поставок)

4

Экологизация

4.1

Разработка нескольких вариантов местоположения производственной площади с учетом природно – географических условий

4.2

Выбор варианта местоположения производственной площади с учетом инфраструктуры региона

4.3

Оценка соответствия экологического воздействия проекта требованиям стандарта

4.4

Оценка стоимости земли под производственной площадкой

5

Технологическое и техническое обеспечение проекта

5.1

Разработка предварительной производственной программы с учетом рыночных и ресурсных ограничений для различных уровней производства при минимальном уровне цен, после определения предполагаемого объема продаж разрабатываются детальная производственная программа

5.2

Определение потребности в средствах производства и рабочей силе (составление балансов материальных и трудовых ресурсов) для различных стадий производства и различных уровней загрузки производственных мощностей

5.3

Регламентация уровней производственных мощностей в зависимости от сезонной нагрузки:

-номинальная при максимальной загрузке производственных мощностей,

минимальная при минимальных объемах производства и поставках сельскохозяйственного сырья для переработки

5.4

Выбор технологии исходя их возможности получения максимальной урожайности, продуктивности, производительности, выхода готовой продукции

6

Реализация проекта

6.1

Закрепление функций и обязанностей технологического цикла производства за обслуживающим персоналом и руководством

6.2

Заключение необходимых контрактов (договоров) с заказчиками, поставщиками, на сбыт продукции

6.3

Разработка графика реализации продукции, постоянный маркетинг издержек на всех этапов

7

Финансовый анализ и финансирование проекта

7.1

Анализ и оценка затрат, результатов и будущего чистого дохода, выраженных в финансовых категориях

7.2

Методические принципы (анализ надежности проектной информации, анализ структуры и значимости издержек и проектируемого дохода для определения важнейших факторов, оказывающих решающее влияние на осуществимость инвестиций, определение и оценка ежегодных кумулятивных финансовых чистых доходов, выраженных в категориях прибыльности, эффективности и объемов инвестиций, учет фактора времени в ценах, стоимости капитала, процесс принятия инвестиционных решений в условиях неопределенности (учет предпринимательского риска)

7.3

Объекты финансового анализа (определение наиболее привлекательного альтернативного проекта в условиях сложившегося уровня неопределенности, выявление важнейших факторов и возможных стратегия для управления и контроля за соответствующими рисками, определение структуры и объема необходимых финансовых ресурсов для реализации и эксплуатации проекта, вариантов их приобретения по наиболее низкой цене в наиболее эффективных вариантов их использования)

7.4

Классификация издержек

7.5

Методы экономической оценки инвестиционных проектов

7.6

Традиционные методы оценки инвестиционных проектов:

- метод определения срока окупаемости,

- метод определения проектной нормы прибыли

7.7

Дисконтные методы оценки инвестиционных проектов:

-метод чистой дисконтированной стоимости (ЧДС);

- метод внутренней нормы окупаемости (ВНО);

- метод дисконтированного периода окупаемости (ДПО)

7.8

Оценка инвестиционного проекта по нескольким методам и выбор наиболее оптимального метода

7.9

Финансирование проекта и оценка потребностей:

- предварительная (до разработки ТЭО),

окончательная (после выбора месторасположения, определения производственной мощности, расчетов издержек на подготовку участка, строительство, приобретение технологий и оборудования)

7.10

Акционерный капитал (выпуск обычных и привлекательных акций)

7.11

Заемный капитал:

- краткосрочные и долгосрочные займы под оборотный капитал (коммерческие банки и поставщики различных видов сырья и материалов)

- долгосрочные займы (национальные государственные и международные институты) под финансирование новых проектов,

- лизинговое финансирование под оборудование (лизинговые компании, банки, агентства промышленного развития)

7.12

Финансовые показатели деятельности производства:

- коэффициент задолженности,

- показатель текущей задолженности,

- показатель покрытия долгосрочного долга,

- показатель отношения дебиторской задолженности к кредиторской задолженности

7.13

Экономические показатели:

- капитал продукт (маргинальный коэффициент)

- чистой дисконтированной стоимости

- текущей прибыльности инвестиций

- эффективной занятости
  1   2   3   4   5   6   7


Учебный материал
© nashaucheba.ru
При копировании укажите ссылку.
обратиться к администрации