Дербенева Г.Ф. Планирование на предприятии АПК Практикум по бизнес- планированию - файл n1.doc
приобрестиДербенева Г.Ф. Планирование на предприятии АПК Практикум по бизнес- планированиюскачать (1292.5 kb.)
Доступные файлы (1):
n1.doc
Материалы предоставлены интернет - проектом
www.globalteka.ru®
Авторское выполнение научных работ любой сложности – грамотно и в срок
Г. Ф. Дербенева
ПЛАНИРОВАНИЕ
На предприятии
АПК
Практикум
По бизнес-
планированию
ББК 67.99
Д 36
Рецензенты:
Доктор экономических наук, профессор В Е. Новиков
Кандидат экономических наук, доцент Н. А. Харитонов
Дербенева Г. Ф. Д36 Планирование на предприятии АПК. Практикум по бизнес – планированию. Учебное пособие. М.: - ИКФ «ЭКМОС», 2002 – 96 с
Издание посвящено теоретическим и практическим основам бизнес – планирования на предприятии АПК. В нем изложены методические рекомендации по разработке бизнес – плана производства сельскохозяйственных культур, его структура и содержание. Приводятся примеры бизнес- планов.
Книга предназначена для преподавателей, студентов, аспирантов, а также может представить интерес для руководителей сельскохозяйственных предприятий, специалистов агробизнеса и фермеров.
ВВЕДЕНИЕ
Планирование является объективно необходимой предпосылкой функционирования рыночной экономики и его нельзя полностью заменить саморегулированием рынка. На уровне предприятия планирование принимает форму бизнес- плана. Бизнес- планирование охватывает различные периоды времени и учитывает специфику деятельности предприятия. Осуществляется как перспективное (среднесрочное), так и оперативное (текущее) планирование.
Бизнес – план выступает как необходимый инструмент осуществления проектно – инвестиционных решений. В нем учитываются основные направления деятельности предприятия, ставятся проблемы, с которыми оно сталкивается, и определяются пути их решения. Так, например, при бизнес- планировании на предприятиях АПК целесообразно исходить из того, что подъем сельскохозяйственного производства возможен только на основе его технологического и технического переоснащения. В настоящее время разработано большое количество технологий в производстве продукции растениеводства и животноводства. Их выбор для конкретного товаропроизводствителя представляют собой многовариантную задачу. Критерием такого выбора является экономическая эффективность этих технологий.
Одновременно бизнес- план является руководством к действию: он дает руководителю предприятия возможность аналитически оценить текущее состояние производства и перспективы его развития. В бизнес- плане определяются собственные или заемные средства. В бизнес- плане определяются наиболее целесообразные источники финансирования: собственные средства, кредиты при разных процентных ставках, лизинг, государственные поддержки, привлечение для выполнения работ обслуживания или других предприятий.
С этой целью предусматривается:
совершенствование организационно – управленческой структуры предприятия;
оценка финансово0экономического состояния предприятия с учетом всевозможных рисков в производственно – финансовой деятельности;
анализ риска и конкурентов;
анализ использования ресурсов предприятия для выявления резервов и потенциальных возможностей предпринимательской деятельности.
Цель настоящего учебного пособия оказать методическую помощь студентам – аграрникам при подготовке к зачетам, экзаменам, выполнению контрольных и курсовых работ по курсу «Планирование на предприятии АПК».
Изучение материала, изложенного в данном учебном пособие, поможет студентам осуществлять продуманный и всесторонне обоснованный бизнес- план – документ, определяющий стратегию и тактику ведения современной хозяйственной деятельности производства в реализации сельскохозяйственной продукции и ее переработке.
В учебном пособие приведены примеры бизнес – планов альтернативного производства сельскохозяйственных культур. Они составлены для условного сельскохозяйственного предприятия при внедрении технологий возделывания и уборки зерновых и кормовых культур. Эти бизнес- планы, в первую очередь, могут быть применены к конкретным предприятиям Московской области, на условиях производства которой они ориентированы. С небольшими корректировками они могут быть использованы товаропроизводителями Центрального и других экономических районов, применяющих те же технологии возделывания и уборки основных сельскохозяйственных культур.
Учебное пособие предназначено для получения квалификации магистра, специалиста и бакалавра в сфере агропромышленного производства в высших учебных заведениях, а также для специалистов органов управления АПК, научных работников, работников информационно – консультационных служб. Изложенный в учебном пособии подход к бизнес- планированию может использоваться как рекомендации для практического применения технологий, обеспечивающих рентабельное производство при минимуме расхода используемых ресурсов.
1 Бизнес- план как форма планирования на предприятиях АПК в рыночных условиях
Результативность и эффективность функционирования предприятия АПК во многом определяется качеством внутрихозяйственного планирования, включающего определение перспективных целей, способов их достижения и ресурсного обеспечения. Бизнес –план, как форма внутрихозяйственного планирования, должен содержать классическую для товарного производства, постановку трех задач: «что», «как» и «для кого» производить. Место бизнес- плана во внутрихозяйственном планировании показано на рисунке 1
ВНУТРИХОЗЯЙСТВЕННОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

Определение
Показателей необходимого
Уровня развития
предприятия
Баланс
Производственных ресурсов и реализационных
Возможностей предприятия

Краткосрочное бизнес- планирование
Бизнес- план конкретного проекта, реализующего этап стратегического варианта развития
Долгосрочное внутрихозяйственное планирования
Выбор целевого функционала из альтернативных вариантов развития
Среднесрочное бизнес- планирование
Оценка предполагаемой экономической эффективности стратегического варианта развития
Рисунок 1 –место бизнес- плана во внутрихозяйственного планирования Бизнес- план – это документ, представляющий собой результат комплексного исследования основных сторон деятельности предприятия (описание его создания, реконструкции или функционирования), рабочий инструмент товаропроизводителя для организации своей деятельности. Бизнес- план в отличие от внутрихозяйственного плана предприятия обычно отражает развитие одного конкретного направления его работы на определенном рынке. В малых фермерских хозяйствах внутрихозяйственный и бизнес- план могут совпадать как по объему, так и по содержанию.
Каждый разработчик бизнес- плана выбирает соответствующую или разрабатывает свою методику, при использовании которой, по его мнению, возможно получение наиболее адекватных решений предпринимательского проекта. Поэтому универсальной методикой подходящего для всех случаев, - нет.
Любой бизнес- план воплощает определенный предпринимательский проект, предусматривающий его поэтапное обоснование. Последовательность такого обоснования для предприятия АПК приводится в таблице 1.1
Таблица 1.1
Основные этапы обоснования предпринимательского проекта для
предприятия АПК
Номера этапов и подэтапов | Название и структура этапа |
1 | Основные характеристики проекта |
1.1 | Цель проекта |
1.2 | Географический ареал, доля на внутреннем и внешнем рынках, рыночная ниша |
1.3 | Мощность предприятия и номенклатура выпускаемой продукции |
1.4 | Перечень источников финансирования |
2 | Анализ проекта |
2.1 | Исследование спроса на продукцию, предусмотренную проектом (население, темп его роста, доля в нем группы потребителей данной продукции, душевые доход и потребление) |
2.2 | Стратегия маркетинга (проникновение на рынок, расширение рыночной ниши, повышение конкурентоспособности продукции, диверсификация) |
2.3 | Маркетинговый и ценовой мониторинг |
2.4 | Цели в области сбыта (оборот, доля рынка, репутация фирмы, прибыль) |
3 | Стратегия поставок |
3.1 | Оценка потребности в средствах производства производственного назначения: технология, производящих мощностях, энергии |
3.2 | Оценка потребности социальной инфраструктуры |
3.3 | Источник снабжения (внешние, внутренние, их местонахождение) |
3.4 | Программа поставок (определение поставщиков, соглашения в договора, средства транспортировки, хранения, оценка риска срыва поставок) |
4 | Экологизация |
4.1 | Разработка нескольких вариантов местоположения производственной площади с учетом природно – географических условий |
4.2 | Выбор варианта местоположения производственной площади с учетом инфраструктуры региона |
4.3 | Оценка соответствия экологического воздействия проекта требованиям стандарта |
4.4 | Оценка стоимости земли под производственной площадкой |
5 | Технологическое и техническое обеспечение проекта |
5.1 | Разработка предварительной производственной программы с учетом рыночных и ресурсных ограничений для различных уровней производства при минимальном уровне цен, после определения предполагаемого объема продаж разрабатываются детальная производственная программа |
5.2 | Определение потребности в средствах производства и рабочей силе (составление балансов материальных и трудовых ресурсов) для различных стадий производства и различных уровней загрузки производственных мощностей |
5.3 | Регламентация уровней производственных мощностей в зависимости от сезонной нагрузки: -номинальная при максимальной загрузке производственных мощностей, минимальная при минимальных объемах производства и поставках сельскохозяйственного сырья для переработки |
5.4 | Выбор технологии исходя их возможности получения максимальной урожайности, продуктивности, производительности, выхода готовой продукции |
6 | Реализация проекта |
6.1 | Закрепление функций и обязанностей технологического цикла производства за обслуживающим персоналом и руководством |
6.2 | Заключение необходимых контрактов (договоров) с заказчиками, поставщиками, на сбыт продукции |
6.3 | Разработка графика реализации продукции, постоянный маркетинг издержек на всех этапов |
7 | Финансовый анализ и финансирование проекта |
7.1 | Анализ и оценка затрат, результатов и будущего чистого дохода, выраженных в финансовых категориях |
7.2 | Методические принципы (анализ надежности проектной информации, анализ структуры и значимости издержек и проектируемого дохода для определения важнейших факторов, оказывающих решающее влияние на осуществимость инвестиций, определение и оценка ежегодных кумулятивных финансовых чистых доходов, выраженных в категориях прибыльности, эффективности и объемов инвестиций, учет фактора времени в ценах, стоимости капитала, процесс принятия инвестиционных решений в условиях неопределенности (учет предпринимательского риска) |
7.3 | Объекты финансового анализа (определение наиболее привлекательного альтернативного проекта в условиях сложившегося уровня неопределенности, выявление важнейших факторов и возможных стратегия для управления и контроля за соответствующими рисками, определение структуры и объема необходимых финансовых ресурсов для реализации и эксплуатации проекта, вариантов их приобретения по наиболее низкой цене в наиболее эффективных вариантов их использования) |
7.4 | Классификация издержек |
7.5 | Методы экономической оценки инвестиционных проектов |
7.6 | Традиционные методы оценки инвестиционных проектов: - метод определения срока окупаемости, - метод определения проектной нормы прибыли |
7.7 | Дисконтные методы оценки инвестиционных проектов: -метод чистой дисконтированной стоимости (ЧДС); - метод внутренней нормы окупаемости (ВНО); - метод дисконтированного периода окупаемости (ДПО) |
7.8 | Оценка инвестиционного проекта по нескольким методам и выбор наиболее оптимального метода |
7.9 | Финансирование проекта и оценка потребностей: - предварительная (до разработки ТЭО), окончательная (после выбора месторасположения, определения производственной мощности, расчетов издержек на подготовку участка, строительство, приобретение технологий и оборудования) |
7.10 | Акционерный капитал (выпуск обычных и привлекательных акций) |
7.11 | Заемный капитал: - краткосрочные и долгосрочные займы под оборотный капитал (коммерческие банки и поставщики различных видов сырья и материалов) - долгосрочные займы (национальные государственные и международные институты) под финансирование новых проектов, - лизинговое финансирование под оборудование (лизинговые компании, банки, агентства промышленного развития) |
7.12 | Финансовые показатели деятельности производства: - коэффициент задолженности, - показатель текущей задолженности, - показатель покрытия долгосрочного долга, - показатель отношения дебиторской задолженности к кредиторской задолженности |
7.13 | Экономические показатели: - капитал продукт (маргинальный коэффициент) - чистой дисконтированной стоимости - текущей прибыльности инвестиций - эффективной занятости |