Андреев А.Н.Теория литературы: личность, произведение, художественное творчество. Часть 1 - файл n1.doc

приобрести
Андреев А.Н.Теория литературы: личность, произведение, художественное творчество. Часть 1
скачать (1398 kb.)
Доступные файлы (1):
n1.doc1398kb.10.06.2012 06:38скачать

n1.doc

  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   84
УДК 80(075.8) ББК 83я73

А65

Рецензенты;

д-р филол. наук, проф., член-кор. БелАО Н. И. Мищенчук; канд. филол. наук, доц. О. Р. Хомякова

Андреев А. Н.

А65 Теория литературы: личность, произведение, художественное творчество: Учеб. пособие. В 2 ч. Ч. 1. Теория литературно-худо­жественного произведения / А. Н. Андреев. - Мн.: БГУ, 2004. - 187 с. ISBN 985-485-205-9.

В учебном пособии рассматриваются важнейшие свойства художест­венных произведений, особенности художественного мышления, исследу­ется природа личности как субъекта и объекта эстетических отношений. Проблемы теории литературы анализируются с позиций философской эс­тетики при помощи метода тотальной диалектики. По-новому освещен ряд узловых проблем литературоведения, в непривычном ключе интерпрети­руются традиционные проблемы творческого метода, рода, жанра, стиля. Освещаются актуальные вопросы психологизма в литературе, националь­ной специфики, критериев художественности и др. Теоретически обосно­вана и на практике продемонстрирована методология целостного эстетиче­ского анализа произведений.

Предназначено для студентов филологических факультетов высших учебных заведений. Может быть полезно специалистам-гуманитариям раз­личного профиля, а также читателям, интересующимся проблемами лите­ратуроведения.

УДК 80(075.8) БВК83я73

ISBN 985-485-205-9 (ч. I) ISBN 985-485-206-7

© Андреев А. Н. © БГУ,2004

»004

ВВЕДЕНИЕ

Одной из самых актуальных на сегодняшний день, центральных про­блем теории литературы является систематическая разработка теории ху­дожественного произведения.

Гениальная мысль о различении в художественном произведении со­держательной и формальной сторон на века определила основную тенден­цию в изучении проблем произведения. К содержанию традиционно отно­сят все моменты, связанные с семантической стороной творчества (ос­мысление и оценка реальности). План выражения, феноменологический уровень относят к области формы. (Основа системы понятий о составе художественного произведения наиболее полно разработана в трудах Г. Н. Поспелова [60; 61; 62], который, в свою очередь, непосредственно опирался на эстетические идеи Гегеля [27].)

Вместе с тем эта же основополагающая мысль спровоцировала уп­рощенный подход к анализу произведений. С одной стороны, научный анализ содержания сплошь и рядом подменяется так называемой интер­претацией, т. е. произвольным фиксированием субъективных эстетических впечатлений, когда ценится не объективное познание закономерностей образования и функционирования художественного произведения, а ори­гинально выраженное собственное отношение к нему. Произведение слу­жит отправной точкой для интерпретатора, который переосмысливает произведение в актуальном для него контексте. С другой стороны, вообще отрицается необходимость и возможность познания произведения со сто­роны его содержания. Произведение трактуется как некое сугубо эстети­ческое явление, не имеющее якобы никакого содержания, как чистый фе­номен стиля.

В значительной степени это происходит потому, что, наметив со­держательный и формальный полюса (поэтический «мир идей», духовное содержание и способы его выражения), наука до сих пор не сумела преодолеть, «снять» эти противоречия, представить убедительную вер­сию о «сосуществовании» противоречий. На протяжении всей истории литературоведческой мысли неизбежно актуализировались либо герме­невтически ориентированные концепции (т. е. произведение истолковы­валось в определенном социокультурном ключе; в нем отыскивали скрытый смысл, выявление которого требовало соответствующей мето­дологии декодирования, дешифровки), либо эстетские, формалистиче­ские школы и теории, изучающие поэтику (т. е. не сам смысл произве­дений, а средства, его передающие). Для одних произведение так или иначе было «феноменом идей», для других - «феноменом языка». Соот­ветственно произведение рассматривалось преимущественно с позиций либо социологии литературы, либо исторической поэтики. К первым можно отнести «реальную критику» русских революционеров-демократов XIX в., культурно-историческую, духовно-историческую, психоаналитическую, ритуально-мифологическую школы, марксистское литературоведение, постструктурализм. Ко вторым - эстетические тео­рии «искусства для искусства», «чистого искусства», русскую «фор­мальную школу», структурализм, эстетические концепции, «обслужи­вающие» модернизм и постмодернизм.

Кардинальный же вопрос всей теории литературы - вопрос о взаи-мопредставленности содержания в форме и наоборот - не только не ре­шался, но чаще всего и не ставился. Не отвергая принципиального под­хода к художественному произведению как к идеологическому по своей природе образованию, имеющему специфический план содержания и план выражения, эстетики и литературоведы в последнее время все чаще культивируют идею многоуровневости эстетического объекта [25; 46; 31; 72].

При этом меняется представление о природе самой целостности произведения. Достижения в области общенаучной методологии - в частности, разработка таких понятий, как структура, система, целост­ность, - заставляют гуманитариев также идти от макро- к микроуров­ню, не забывая при этом об их интегрированности. Выработка диалек­тического мышления становится чрезвычайно актуальной для всех гуманитарных дисциплин. Очевидно, только на этом пути можно достичь глубинных знаний об объекте исследования, адекватно отра­зить его свойства.

4

Данная работа посвящена решению фундаментальной эстетической и литературоведческой проблемы: исследованию художественного про­изведения как формы общественного сознания и одновременно как соб­ственно эстетического объекта. Предметом аналитического рассмотре­ния является не текст (или отдельные его составляющие) и не «мир идей» произведения (имеющий соответствующий эстетический, религи­озный, философский и другие аспекты), а именно художественное про­изведение - целостный объект, несущий, с одной стороны, идеальное духовное содержание, которое может существовать, с другой стороны. только в исключительно сложно организованной форме: художествен­ном тексте.

Таким образом, автор ставит задачу: не избегать соцгюлогизации или эстетизации литературы (и не подбирать одностороннюю аргументацию, субъективно отдавая предпочтение какой-либо одной концепции), а су­меть обнаружить в избранном объекте указанные взаимоисключающие, но в то же время и взаимообусловливаюшие аспекты; исследовать «идейные» параметры как предпосылку эстетических свойств, а в «эстетике» произ­ведения обнаружить социологический потенциал. Иными словами, задача видится в синтезе полярных точек зрения.

Разумеется, такая задача потребовала от автора прежде всего ориги­нальной методологии, которая давала бы возможность в принципиальном плане подступиться к научной проблеме подобного рода. Автономность и актуальность данного - методологического - аспекта теоретического ли­тературоведения не вызывает сомнения [17; 72].

В настоящее время в области гуманитарных наук активно происхо­дит та же «гибридизация» дисциплин, что несколькими десятилетиями ранее начала осуществляться в циклах наук естественных. На стыках наук возникают новые дисциплины. Самый яркий пример «синтетиче­ской» науки, появившейся в результате «слияния» философии, истории, искусствоведения, психологии и других, - культурология. Нечто подоб­ное, на наш взгляд, происходит сегодня и в литературоведении. Дело. разумеется, не в моде как таковой и не в веяниях времени, - словом, факторы внешние здесь ни при чем. Дело в сути самой проблемы. Ука­занные процессы стыковки гуманитарных наук оказываются возможны­ми и необходимыми потому, что отдельные подходы (как, например, социологически ориентированный марксистский или формалистически -структуралистский) исчерпали свои конструктивные, созидательные ресурсы (несмотря на то что они, несомненно, имеют свои бесспорные

научные достижения). На повестку дня встала проблема поиска новых путей в осмыслении литературного произведения как целостного объек­та, не делящегося на «чистые» эстетику и психологию, религию и фило­софию, нравственность и политику.
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   84


Учебный материал
© nashaucheba.ru
При копировании укажите ссылку.
обратиться к администрации