Шпаргалки по Муниципальному праву. 90 вопросов. Распечатать и вырезать - файл n1.docx

приобрести
Шпаргалки по Муниципальному праву. 90 вопросов. Распечатать и вырезать
скачать (194 kb.)
Доступные файлы (1):
n1.docx194kb.22.08.2012 21:46скачать

n1.docx

  1   2   3   4   5   6   7
ПОНЯТИЕ МУНИЦИПАЛЬНОГО ПРАВА

КАК ОТРАСЛИ ПРАВА

Среди множества отраслей российской правовой системы муниципальное право является сравнитель но молодой отраслью права. В последние годы муниципальное право является одной из самых динамично развивающихся отраслей российского права. В мировой юридической науке и практике государственного устройства вопросам мест ного значения отводится значительная роль. Термин муниципальное право≫ может быть рассмотрен в различных значениях: 1) как отрасль права (наряду с гражданским, уголов ным и иными отраслями права) - находится в настоящий момент в разработке российских правоведов, теоретиков и практиков; 2) как учебная дисциплина (учебный предмет);

3) как наука. Муниципальное право - комплексная отрасль права, для которой характерно соединение разнородных институтов общих и специальных отраслей российского права. В рамках муниципального права находят применение нормы таких правовых отраслей, как конституционное, административное, гражданское, бюджетное, финансовое, земельное, градостроительное, экологическое право. Муниципальное право как отрасль права отличается от иных отраслей собственным предметом и методом регулирования. В силу того,-что муниципальное право - комплексная отрасль права, она имеет некоторые особенности в предмете правового регулирования. Комплексная отрасль - отрасль права, многие нормы которой являются одновременно нормами других отраслей права. Например, некоторые нормы МП являются одновременно нормами КП, ФП, ГП, земельного и других отраслей права. МП - относительно новая, формирующаяся отрасль права. Муниципальное право не относится к числу основных отраслей права. Его место в системе права определяется тем, что данная правовая отрасль носит вторичный, производный характер. Подобного рода отрасли права в правовой науке именуются комплексными отраслями права. Примерами подобного рода правовых образований можно считать морское право, банковское право, таможенное право, страховое право, служебное право и др. Спецификой подобного рода отраслей права является то, что нормы, их образующие, носят комплексный характер, то есть, с одной стороны, эти нормы, как правило, относятся к основным отраслям права (таким, например, как конституционное право, гражданское право, финансовое право и т.п.), а, с другой - они регулируют отношения в сфере местного самоуправления и, следовательно, образуют правовую систему как бы вторичного характера - муниципальное право РФ. Такие нормы в теории права именуют “поливалентными”. Однако отрасль муниципального нрава составляют не только поливалентные нормы, но и нормы собственно являющиеся муниципальными нормами права. К этим нормам относятся, прежде всего, так называемые нормы организационно-правового характера. Как известно, отрасли права подразделяются на отрасли публичного права и отрасли частного права. Муниципальное право РФ с этой точки зрения носит смешанный характер. С одной стороны, муниципальное право регулирует отношения, связанные с осуществлением власти, местной (муниципальной) власти, то есть особого специфического круга властеотношений. Эта сфера правового регулирования, безусловно, относится к публично-правовой. С другой стороны, местное самоуправление - это широкая сфера частноправовых отношений, особенно в той части, где органы местного самоуправления выступают как юридические лица.
Предмет муниципального права как отрасли права - группа отличительных общественных

отношений, регулируемых нормами муниципального права. В соответствии с принципом народовластия на территории РФ и принципом самостоятельности и независимости каждой ветви власти народ является единственным источником власти. Властные функции народной власти могут проявляться непосредственно через органы государственной власти либо через органы местного самоуправления. Предмет муниципального права - это однородные отношения, возникающие

в процессе реализации населением права на местное самоуправление. Его образует местное самоуправление как комплекс общественных отношений властно-управленческого, организационного, финансово-экономического характера. В рамках предмета муниципального права выделяют следующие группы правовых отношений: 1) возникающие в процессе формирования органов местного самоуправления; 2) связанные с разделением полномочий между представительными и исполнительными органами местного самоуправления; 3) связанные с организацией и деятельностью особых муниципальных органов; 4) связанные с осуществлением органами местного самоуправления конкретных полномочий: а)в сфере нормотворчества;

б)в финансово-кредитной сфере (формирование, исполнение местного бюджета); в )по поводу управления муниципальной собственностью, взимания местных налогов и сборов; г) в социально-культурной области, физической культуры и спорта; д)в области здравоохранения; Существует и иной подход, согласно которому предмет муниципального права имеет сложный со-

став и включает ряд элементов: 1) правовые и организационные отношения, складывающиеся в процессе работы органов местного самоуправления; 2) правовые нормы и организационные обычаи (правила), регулирующие деятельность представительных и исполнительных органов местного самоуправления, а также деятельность выборных должностных лиц; 3) права и обязанности муниципальных органов при условии четкого разделения их компетенции и обособленности относительно органов государственной власти РФ и субъектов РФ; 4) бюджетное устройство и бюджетный процесс в рамках муниципального образования.

Метод муниципального права - критерий разграничения его с другими отраслями российской правовой системы. В муниципальном праве используются стандартные методы, выработанные теорией государства и права: 1) императивный - имеет место при установлении категорических предписаний, правил поведения, подлежащих соблюдению всеми участниками муниципально-правовых отношений. Осуществляется путем применения императивных правовых норм;

2) диспозитивный - предполагает выбор самими участниками муниципально-правовых отношений конкретного варианта поведения из числа предложенных. Для муниципального права характерно сочетание публично-правового и частноправового методов правового регулирования. Использование того или иного метода правового регулирования во многом зависит от способа правового воздействия, который закреплен в муниципально-правовой норме, подлежащей применению к сложившемуся правовому отношению. Выделяют 3 основных способа правового воздействия

государства на участников муниципально-правовых отношений: 1) дозволение - предоставление участнику правового отношения права выбрать конкретный вариант собственного поведения, права на совершение тех или иных действий, не запрещенных законом; 2) запрещение - возложение на участника правового отношения обязанности воздерживаться от определенного поведения, от совершения тех или иных действий, запрещенных законом;__ 3)обязывание - возложение на участника правового отношения обязанности вести себя определенным образом, обязанности совершить в пользу конкретного лица либо неопределенного круга лиц какое-либо действие имущественного или неимущественного характера. В муниципальном праве применяется также метод рекомендаций. Это обусловлено тем, что органы местного самоуправления не входят в систему органов государственной власти и Конституция РФ гарантиирует самостоятельность местного самоуправления в пределах его полномочий. Спец методы. метод равенства сторон договора метод власти-подчинения, метод односторонности волеизъявлений, метод согласования

Муниципально-правовые отношения - это регулируемые нормами муниципального права общественные отношения, возникающие в процессе организации и деятельности местного самоуправления в городских, сельских поселениях и на других территориях с учетом исторических и иных местных традиций. Основу данных отношений составляют: 1. субъекты муниципальных правоотношений 2. объекты муниципальных правоотношений 3. содержание муниципальных правоотношений В качестве субъектов муниципально-правовых отношений могут выступать:1) муниципальное образование - может являться участником не только муниципально-правовых отношений, но и ряда других публично-правовых отношений - административных, конституционных международных, а также множества частноправовых отношений - гражданских, трудовых, земельных и т. д.; 2) ассоциации или союзы муниципальных образований - создаются в целях координации деятельности муниципальных образований, более эффективного осуществления их прав и интересов; подлежат государственной регистрации; 3) население муниципального образования жители муниципального образования, имеющие постоянное либо преимущественное место жительства на территории данного муниципального образования 4) органы местного самоуправления 5) органы территориального общественного самоуправления; 6)органы государственной власти; 7) общественные объединения; 8) государственные и негосударственные предприятия, учреждения и организации (коммерческие и некоммерческие); 9) муниципальные унитарные предприятия и учреждения.

Следующим, не менее важным элементом муниципальных правоотношений являются их объекты. Можно выделить следующие группы общественных отношений:

- отношения, возникающие в процессе выбора населением организационных форм МС, его стр-ры, формирования органов МС. Это отношения, связанные с образованием, объединением, преобразованием МО, установлением и изменением их границ и наименований;

- отношения, связанные с деятельностью МС, его органов по управлению муниц. собственностью, муниц. хозяйством, формированием и использованием местного бюджета, управленческой и контрольной деятельностью в различных сферах местной жизни.

- отношения, возникающие в процессе осуществления органами МС отдельных гос. полномочий, переданных им в соответствии с законодательством, организации и исполнения ими законодательных и правовых актов федеральных органов власти и органов власти субъектов РФ.

- отношения, связанные с реализацией органами МС конституционного права на судебную защиту, на компенсацию расходов, возникающих в связи с возложением на них дополнительных полномочий, а также в связи с неправомерными действиями органов гос. власти.

Также можно предложить и другую классификацию объектов муниципальных правоотношений, по которой их можно разделить на:

- отношения, возникающие к материальным ценностям (объекты муниципальной собственности, средства местного бюджета и т.д.);

- отношения, возникающие к нематериальным благам (право гражданина обращаться с заявлением в муниципальный орган и т.д.). Содержание муниципальных правоотношений В соответствии с Конституцией РФ, ФЗ «Об общих принципах организации МС в РФ» все субъекты, осуществляющие МС, наделены правами и обязанностями. В статье 2 названного закона за населением закреплено право самостоятельно решать вопросы местного значении, так и обязанность совершать эти действия под свою ответственность. Представительный орган МС, в соответствии со статьей 15 этого же закона, имеет право утверждать бюджет. Но это не только его право. Он обязан это делать в силу того, что без бюджета невозможно функционирование местных учреждений, а также осуществление функций и решение задач местного значения. Полномочный субъект правоотношений в системе МС - это не только уполномоченный, располагающий определенным правом субъект . Таким образом и права, и обязанности находятся в определенном сочетании. \
Муниципально-правовые нормы: понятие, классификация.

Правовые нормы, регулирующие отношения, возникающие в процессе организации и деятельности местного самоуправления принято называть муниципально-правовыми нормами, которые в своей совокупности и образуют муниципальное право как отрасль российского права. Особенность норм муниципального права определяется тем, что оно является комплексной отраслью права, поэтому муниципально-правовые нормы как бы раздваиваются, являются одновременно нормами гражданского, административного, финансового и других отраслей права. Муниципально-правовые нормы можно классифицировать по следующим видам: по объекту правового регулирования они делятся на нормы, закрепляющие местное самоуправление как форму народовластия, основы местного самоуправления, полномочия местного самоуправления, его гарантии и ответственность; по характеру предписаний - на нормы управомочивающие, обязывающие, запрещающие, отсылочные; по степени предписаний - на императивные и диспозитивные; по источникам, в которых они содержатся; по времени и территории действия, - на материальные и процессуальные нормы. Совокупность близких по характеру регулируемых общественных отношений муниципально-правовых норм представляет собой институт муниципального права. К институтам муниципального права относятся: конституционно-правовые основы местного самоуправления; территориальные основы; финансовые и экономические основы; формы осуществления местного самоуправления; органы и должностные лица местного самоуправления Классификация норм муниципального права возможна не только по их видам, но и по муниципально-правовым институтам. Правовой институт в муниципальном праве представляет совокупность муниципально-правовых норм, регулирующих определенный круг взаимосвязанных общественных отношений, которые образуют в рамках предмета муниципального права самостоятельную, обособленную группу. К муниципально-правовым институтам относятся, например, основы деятельности местного самоуправления. Это довольно сложный институт, который состоит из более простых институтов: института территориальной основы местного самоуправления, института муниципальной собственности, института муниципальной службы и др. СИСТЕМА МУНИЦИПАЛЬНОГО ПРАВА Муниципальное право является системной отраслью права, т. е. имеет совокупность правовых институтов При характеристике системы муниципального права авторы придерживаются различных подходов: одни выделяют 2 части в рамках системы - общую и особенную, другие характеризуют 3 части - общую, особенную и специальную, третьи авторы характеризуют систему муниципального права как совокупность основных правовых институтов. Общая часть - совокупность норм общего характера, характеризующих конституционные основы, гарантии местного самоуправления, порядок формирования органов местного самоуправления, формы участия граждан в работе муниципальных органов и т. п. В рамках общей части муниципального права выделяют следующие муниципально-правовые институты: Особенная часть - совокупность правовых институтов, регулирующих порядок осуществления органами местного самоуправления полномочий в конкретной области - финансово-кредитной сфере, образовательной области, социально-культурной области и т. д. Особенная часть содержит институты, регулирующие порядок делегирования органам местного самоуправления отдельных государственных полномочий. Специальная часть - совокупность правовых институтов, регулирующих особенности функционирования местного самоуправления в отдельных регионах.

Понятие и виды источников муниципального права РФ

Источники МП – исходящие от государства или официально признаваемые им формы выражения и закрепления норм МП, придания им общеобязательного характера.

Источники МП устанавливают государственные и международные гарантии осуществления МС, а также ответственность органов и должностных лиц МС перед населением и государством.

Выделяют три группы источников МП. .

1. Нормативные правовые акты, принимаемые на федеральном уровне, Конституция РФ - главный источник МП и ФЗ. В Конституции содержатся нормы, закрепляющие исходные начала и принципы организации МС, гарантии прав МС.

ФЗ от 6 октября 2003 г. № 131 -ФЗ «Об общих принципах организации МС в РФ»содержит нормы, раскрывающие смысл основных понятий и терминов, используемых при правовом регулировании муниципальных отношений. Его нормами закрепляются полномочия органов государственной власти РФ и ее субъектов в области МС, перечень вопросов местного значения, которые находятся в ведении муниципальных образований, основы деятельности МС, формы прямого волеизъявления граждан и другие формы осуществления МС, государственные гарантии МС и ответственность органов МС и должностных лиц МС.

Европейская хартия МС действует в рамках Совета Европы, членом которого Россия является с 1996 г. Хартия устанавливает важнейшие принципы организации МС, а также гарантии прав МС. Хартия была ратифицирована Россией в 1998 г. и в соответствии с ч. 4 ст. 15 Конституции РФ стала составной частью правовой системы РФ.

  1. Нормативные правовые акты, принимаемые органами государственной власти субъектов Федерации: конституции республик, уставы других субъектов Федерации, законы субъектов Федерации о МС, муниципальной службе, муниципальных выборах, местном референдуме и др. В эту группу входят акты высших должностных лиц субъектов (президентов, губернаторов и др.), постановления законодательных (представительных) органов государственной власти субъектов, акты правительств, других органов исполнительной власти субъектов Федерации.

  2. Нормативные правовые акты, принятые путем прямого волеизъявления населения МО, органами МС и должностными лицами МС: уставы МО; общеобязательные правила по предметам ведения МО; решения представительных органов МС, устанавливающие порядок управления и распоряжения муниципальной собственностью, и другие нормативные правовые акты МО (муниципальные правовые акты).

Также источники МП классифицируют: по юридической силе (уровень юридической силы правового акта зависит от вида акта, его места в системе правовых актов государства ); по предметам ведения МС, которые в этих источниках затрагиваются (по этому основанию они могут подразделяться на акты, касающиеся управления муниципальной собственностью, местными финансами); по кругу субъектов, их принявших (акты, которые принимает население МО, и акты, которые принимают органы МС; акты органов государственной власти по вопросам МС и акты МО и т.д.) и др.
Наука МП: понятие, предмет, источники, методы научных исследований.

Наука МП – это система научных идей и знаний об общественных отношениях, связанных с организацией МСУ, формами и методами деятельности его органов по решению вопросов МСУ, реализации отдельных государственных полномочий. Таким образом, предметом этой науки является МСУ и общественные отношения с ним связанные.

Источники: а) труды ученых и видных деятелей «земства» в дореволюционной России В.Н. Лешков, А.И. Васильчиков, В.П. Безобразов, Б.Б. Веселовский, А.Д. Градовский, М.И. Свешников и другие; б) научные работы авторов (Писарев А.Н., Казанчев Ю.Д.); в) работы отечественных авторов обобщающие опыт зарубежных стран; г) научные работы по проблемам МСУ в советском периоде.

Источники науки муниципального права - это те носители информации, в которых содержатся знания о социальных и правовых явлениях, составляющих предмет данной отрасли научных знаний;

теоретические; нормативно-правовые; правоприменительные, Место муниципального права в системе российского права определяется его комплексным характером. Наиболее тесно МП взаимодействует с КПРФ. КП: закладывает основы для институтов МП; определяет его основные принципы и цели; закрепляет основные права граждан, без которых невозможно осуществление МС (право граждан на МС). В КП определены основы статуса МО и органов МС.

МП тесно взаимосвязано с финансовым, бюджетным, налоговым правом. ФЗ «Об общих принципах организации МС в РФ» закрепляет экономическую основу МС, в том числе режим местных налогов и сборов, который не должен противоречить Налоговому кодексу РФ. Одновременно этот закон регулирует бюджетный процесс на местном уровне, порядок формирования доходной и расходной частей бюджета МО, порядок осуществления заимствования финансовых средств. Правовой основой для закрепления указанных положений является Бюджетный кодекс РФ.

МП имеет тесную связь с АП по большому количеству вопросов. Это вопросы:

  1. муниципальной службы;

  1. ответственности органов МС и должностных лиц МС.

КоАП РФ предусматривает административную ответственность должностных лиц органов МС за действия, направленные на незаконное ограничение свободы торговли.

МП взаимодействует с ЗП. Земельный кодекс РФ закрепляет основные полномочия органов МС в области земельных отношений и предоставляет им право управлять и распоряжаться земельными участками, находящимися в муниципальной собственности.

По вопросам внешнеэкономической деятельности к муниципальным органам применяются нормы международного частного права.
7.Основные этапы развития науки МП. Особенности современного этапа развития науки МП. М Историю местного самоуправления в дореволюционной России принято отсчитывать с земской и городской реформ Александра II. Условно выделяют следующие периоды в истории местного самоуправления: до XIX в.: а) земская реформа Ивана IV упразднила систему кормлений, предоставила большие полномочия земским и губным старостам, избираемым населением;

б)XVII в. Государство отказалось от идеи местной самостоятельности и выборных
должностей;

в)1708 г. Петр I создал губернии, которые управлялись «коронными чиновниками»,
а местное население в управлении не участвовало;

г)1714 г. Петр I для сбора подушной подати учреждает выборную должность земского комиссара;

д)1719 г. Петр I проводит реформу (все чиновники назначались из центра, местное
самоуправление сведено на нет);

  1. реформы XIX в.:

а)отмена крепостного права;

б)закрепление крестьянского общественного устройства в виде сословных волостей;

в)учреждение земства — выборного органа, представляющего муниципальную власть в дореволюционной России. Первоначально земство было наделено полномочиями по решению вопросов местного значения, но постепенно права земства ограничивались;

г)изменение городского самоуправления Александром II, издание Городового положения 1870г., наделяющего довольно широкой компетенцией местные органы;

д) централизация и бюрократизация местной власти Александром III, восстановление сословности избирательного права, лишение избирательного права отдельных групп населения;

  1. начало XX в.:

а)издание Манифеста 1905 г., которым был поставлен вопрос о провозглашении кон-
ституционных начал российской государственности;

б)приход к власти в 1917 г. Временного правительства, стремившегося провести мест-
ную реформу, с тем чтобы оно осуществлялось на основе выборности;

  1. Советский период:

а)1917 г. декрет Совета народных комиссаров «Об учреждении комиссариата по мест-
ному самоуправлению», которому перешли все местные дела;

б)ликвидация земств;

в)принятие Конституции РСФСР 1918 г. Местные советы и их исполнительные комитеты стали выступать как местные органы государственной власти и управления;

г)принятие Конституции СССР 1936 г. и Конституции РСФСР 1937 г. Местные Советы
окончательно были отнесены к органам государственной власти.

д)принятие Закона РСФСР от 06.07.1991 г. «О местном самоуправлении», послужившего началом реформирования местных органов власти и системв МС.
ЗЕМСКАЯ И ГОРОДСКАЯ РЕФОРМЫ. МЕСТНОЕ САМОУПРАВЛЕНИЕ В РОССИИ

В ПЕРИОД 1864-1870 ГГ. Система местного самоуправления, сложившаяся к середине XIX в., имела существенные недостатки. Попытки устранить эти недостатки были предприняты в Положении от 01.01.1864 г. ≪О земских губернских и уездных учреждениях≫, что обозначило начало земской реформы. Однако у новой системы земского самоуправления также имелись недостатки - наличие земских органов только на средних административных уровнях (в губернии и в уезде) и отсутствие земских учреждений в цент- ре и в волостях. В соответствии с Положением в систему земских учреждений были включены: 1) земские избирательные съезды, которые занимались избранием каждые 3 года нового земского гласного. Земский гласный - выборный член городских собраний. В земских избирательных съездах были представлены все сословия. Каждое сословие проводило - отдельный съезд, т. е. проводилось 3 избирательных съезда - съезд уездных землевладельцев, съезд городских избирателей, съезд выборных представителей от сельских обществ. Недостатком этой представительной системы был имущественный ценз, согласно которому к выборам допускалась лишь небольшая часть богатых земских жителей;

2) земские собрания - формировались на земских избирательных съездах. Выделялись губернские и уездные земские собрания, обладавшие различной компетенцией. В ведении губернских земских собраний находились следующие вопросы: а) разделение имущества земства на губернское

и уездное;б) открытие новых ярмарок, новых пристаней на судоходных реках либо перенесение существующих; в)представление через начальника губернии ходатайств о перенесении земских дорожных сооружений в разряд государственных. В ведении уездных земских собраний находились следующие вопросы: - распределение внутри уезда государственных

и губернских сборов; - разрешение на открытие торгов и базаров; 3)земские управы, которые являлись исполнительными органами земских учреждений. Выделялись губернские и уездные земские управы, их личный состав определяло земское собрание. Должностные лица земских управ не считались государственными чиновниками.

В систему органов городского общественного самоуправления входили:1) городское избирательное собрание – проводилось каждые 3 года для избрания городских гласных;

2)Городская дума (распорядительный орган) - состояла из председателя - городского головы (глава городской управы), гласных, председателя уездной земской управы и представителя духовенства.

В обязанности Городской думы входило избрание состава городской управы;

3)городская управа (исполнительный орган) - в ее обязанности входили решение непосредственно городских вопросов, разработка проектов смет, взимание и распределение городских сборов. Городская управа была подконтрольна Городской думе. В соответствии с Городовым положением должностные лица городского общественного самоуправления не являлись государственными чиновниками.


МЕСТНОЕ САМОУПРАВЛЕНИЕ В РОССИИ В ПОСЛЕРЕВОЛЮЦИОННЫЙ ПЕРИОД

После Октябрьской революции остро встал вопрос о местном самоуправлении, вся власть на местах была передана Советам. Советом Народных Комиссаров (СНК) 27 декабря 1917 г. был принят решающий Декрет о роспуске Земского союза, в результате чего с органами местного самоуправления было покончено. Огромную роль в сохранении и развитии системы городского и земского самоуправления могло бы сыграть политическое соглашение большевиков и левых эсеров о создании коалиционного правительства в декабре 1917 г. Левые эсеры в отличие от большевиков были ярыми сторонниками сохранения и совершенствования системы местного самоуправления. Несмотря на это, на основании достигнутого политического соглашения был создан Комиссариат по местному самоуправлению, ставший ключевым органом в системе местного самоуправления. В распоряжение Комиссариата были переданы следующие важнейшие институты местного самоуправления: 1) Главное управление по делам местного хозяйства; 2) касса городского и земского кредита; 3) земские учреждения. Существование Комиссариата по местному само-

управлению было недолгим. В марте 1918 г. после выхода левых эсеров из состава правительства решением СНК он был упразднен. В 1926-1926 гг. постановлением СНК были утверждены ≪Положение о городских Советах≫ и ≪Положение о местных финансах≫, которые сформировали относительно независимую хозяйственно-организационную власть на местах. Нормативной базой деятельности Советов являлись не столько акты центральных органов государственной власти, сколько партийные документыи решения ЦК партии, Президиума Верховного Сове-

та и Совета Министров. Конституция РСФСР 1918 г. окончательно закрепила сложившуюся систему местных органов государственной власти, которая включала в себя следующие уровни:

1) съезды Советов, избираемые в процессе многоступенчатых выборов. Впоследствии на основе провозглашенного в Конституциях СССР 1936 г. и РСФСР 1937 г. принципа всеобщего равного прямого избирательного права при тайном голосовании система съездов Советов была упразднена, все представительные органы власти на местах стали называться Советами; 2) городские и сельские Советы, избираемые непосредственно населением на местах; 3) городские и сельские комитеты, избираемые городскими и сельскими Советами. Возврат к термину ≪местное самоуправление≫ в России происходит в 60-х гг. XX в., в систему местного самоуправления включались следующие органы власти: 1) местные Советы; 2) исполнительные комитеты (исполкомы) - коллегиальные органы; 3)трудовые коллективы; 4)партийные ячейки В 80-х гг. XX в. упраздняется система трудовых коллективов и партийных ячеек, вводится должность председателя местного Совета, учреждается президиум местного Совета. На местах также действуют различные отделы, управления, комитеты и комиссии. Местные Советы решали все вопросы местного значения исходя из общегосударственных и партийных интересов, но не из интересов населения. Основной

формой работы Советов были сессии.

Особенности англосаксонской системы МС (на примере Великобритании, США).

Англосаксонская модель (Великобритания, Канада, Австралия, Новая Зеландия и др.)

характеризуется следующими чертами:

  • Отсутствие на местах полномочных представителей правительства.

  • Правительство оказывает влияние на то, каким образом органы местного самоуправления осуществляют свои задачи, используя финансовые рычаги -субвенции, дотации, а также путем осуществления контроля.

  • Муниципальные органы могут делать только то, что им прямо разрешил закон.

  • Правовая база муниципального управления была создана частными и местными статутами, которые принимал парламент.

В США сложились три основные формы организации городского управления.

  1. Система «мэр - совет» (или «городской управляющий») модель действует более чем в половине всех самоуправляющихся городов США. При этом может идти речь о «сильном» мэре и «слабом» мэре. На объем власти мэра, его позиции в системе муниципального управления влияют такие факторы, как процедура его избрания; срок полномочий мэра; право мэра налагать вето на решение совета и др.

  1. Система «совет - менеджер» (или «городской управляющий») - эта форма управления используется почти в 40 % случаев. Мэр и муниципальный совет нанимают профессионального чиновника-менеджера (городского управляющего), который руководит городской администрацией и управляет городом как частным предприятием.

  2. Комиссия - встречается достаточно едко, в небольших городах. Комиссия состоит обычно из 5 членов, избираемых всеобщим голосованием. Члены комиссии одновременно выполняют функции совета и глав основных подразделений аппарата муниципального управления. Характерные особенности модели: муниципалитеты рассматриваются как автономные образования, осуществляющие власть, возложенную на них парламентом; • на местах отсутствуют полномочные представители правительства, опекающие местные выборные органы; • правительство оказывает влияние на то, каким образом органы местного самоуправления осуществляют свои задачи, используя финансовые рычаги: субвенции, дотации, а также путем осуществления контроля. Если органы местного самоуправления действуют в пределах своих полномочий, то контроль ограничивается согласованием вопросов с соответствующими министерствами; • отношения между центральной властью и муниципалитетами определяются принципом «действовать в пределах своих полномочий». В противном случае акты местной власти считаются совершенными с превышением полномочий и могут быть признаны судом не имеющими силы и повлечь за собой судебную ответственность.




Французский тип местного управления. Статусом местных органов во Франции обладают департаменты и коммуны, причем основные административно-территориальные структуры являются одновременно и местными образованиями, и органами государственного управления. В настоящее время в стране насчитывается 95 департаментов и свыше 36 тыс. коммун. Кроме них в качестве государственных единиц управления выступают также административные округа и региональные органы. Департамент как местный орган в лице генерального совета наделен следующими полномочиями: создавать и организовывать определенные департаментские публичные службы и управлять ими; управлять имуществом департамента; принимать бюджет департамента и контролировать его исполнение; осуществлять функции совещательного органа департамента, хозяйственного планирования и регионального программирования. Высший орган коммуны – муниципальный совет, избирающий из своего состава мэра и его заместителей. Мэр представляет исполнительную власть коммуны и выступает в двух качествах – как глава самоуправления и как представитель центральной власти (в связи с тем, что коммуна является одновременно и государственным округом, и местным образованием). В ряде других государств система местного самоуправления относится к тому же типу, что и во Франции, что, однако не означает абсолютного дублирования. В Италии, например, имеет место трехзвенная система – в областях, провинциях и общинах. Области – это автономные структуры с самостоятельной ответственностью и функциями, провинции и общины – единицы местного управления в рамках территориального деления государства и областей. Как правило, область делегирует часть административных функций провинциям и общинам, выделяя им соответствующие финансовые средства (как областные, так и государственные). Характерные особенности модели: • высокая степень централизации местного самоуправления; • развитая система административного контроля центральной власти над местными органами; • муниципальным органам разрешены все действия, которые прямо не запрещены законом и не относятся к компетенции других органов.


Особенности МС в Германии. Система МСУ в Германии — коммунальное управление. Коммунальную модель ФРГ отличает прежде всего то, что за основу МСУ принят район (или город в масштабе района), что исключает проблему становления МСУ в крупных городах, включая города федерального значения. Район одновременно выступает не только как самостоятельная коммунальная единица, но и как центр, объединяющий отдельные территориальные самоуправляемые общины, представитель их интересов вовне. Район при этом является также низовым эвеном органов системы государственной власти, Организационная особенность — устойчивая тенденция к объединению отдельных МО в рамках единого государства. При этом в ФРГ продолжается формирование крупных промышленных центров и образование городских мегаполисов в результате поглощения ими близлежащих населенных пунктов и привлечения на работу в города жителей из окрестных сел и небольших городов. При этом одновременно создается эффективно развитая экономика муниципальной инфраструктуры городского или окружного союза.

Система муниципальных органов ФРГ состоит из муниципальных советов (районных, городских и общинных), включающих в себя представительный (выборный) орган МСУ и местную администрацию. Минимальная численность МО, которая может получать право на избрание представительного органа самоуправления, составляет 200 человек. Особенностью коммунального управления ФРГ является также наличие четырех типов муниципальной администрации.

  1. «Южно-германский совет» (Баден-Вюртемберг, Бавария) — бургомистр является главой администрации и одновременно председателем общинного совета, избирается непосредственно населением.

  2. «Неправильный магистрат»(Шлезвиг-Гольштейн, Гессен, Бремен) — функционируют два коллегиальных органа: представительный в лице собрания депутатов общины и исполнительно-распорядительный в лице магистрата — с их четко разделенной организационной и функциональной деятельностью.

  3. «Бургомистр» (Рейнланд-Пфальц, Саар) — глава исполнительно-распорядительного органа, бургомистр, избирается советом и одновременно председательствует на его заседаниях.

  1. «Северно-германский совет» (Северный Рейн-Вестфалия) — глава местной администрации, избранный населением общины, — директор, который исполняет свои функции под контролем совета и комитета управления.

Европейская хартия местного самоуправления, провозглашая принцип широкой автономии как основы самодостаточного существования органов МСУ, рассматривает его в следующих основных агрегированных аспектах: а) уровень и объем его компетенции; б) правовой порядок осуществления полномочий; в) личная ответственность за результаты реализации функций и задач местного управления и используемых для этого средств.

Европейская хартия МСУ в целом исходит из того, что самоуправление должно отвечать местным потребностям и корпоративным интересам населения МО, а органы МСУ должны иметь право свободного выбора решений, способов, средств их реализации в объеме своих полномочий и под свою личную ответственность.


Понятие местного самоуправления МС - признаваемая и гарантируемая Конституцией РФ самостоятельная и под свою ответственность деятельность населения по решению непосредственно или через органы МС вопросов местного значения исходя из интересов населения, его исторических и иных местных традиций. МС рассматривается в качестве: а)основы конституционного строя.

Конституция закрепляет МС в качестве основы демократического управления, Конституция гарантирует организационную обособленность МС, его органов в системе управления обществом и государством. Выделение особой сферы вопросов и самостоятельность МС в пределах своих полномочий; б)права населения на самостоятельное решение вопросов местного значения.

Основной субъект права на самоуправление - население городских и сельских поселений. Конституция устанавливает, что право МС осуществляется населением как через формы прямого волеизъявления, так и через выборные и другие органы МС.

-Население городского, сельского поселения независимо от его численности не может быть лишено права на осуществление МС. Это право население может реализовать путем создания самостоятельного МО, а также путем осуществления территориального общественного самоуправления.

-Обеспечивается право каждого гражданина на осуществление МС (право избирать и быть избранными в органы МС и др); в) формы народовластия.

  • МС - это одна из форм реализации народом принадлежащей ему власти.

  • МС имеет особый субъект, которым является население, граждане,

  • МС занимает особое место в демократическом механизме управления обществом и государством: МС, его органы не являются составной частью государственного механизма управления. Вместе с тем МС и гос. власть имеют единый источник - власть народа.

  • МС имеет особый объект управления - вопросы местного значения.

  • Самостоятельность МС.

- Собственная ответственность МО.

В соответствии с Конституцией РФ и законодательством МС осуществляется гражданами:

  1. путем референдума, выборов, через собрания, сходы, другие формы прямого волеизъявления:

  2. через выборные и другие органы МС.

Значение МС. Характеристики гражданского общества наилучшим образом сопрягаются с выявленной выше сущностью МС как единства власти и свободы. Именно поэтому становление гражданского общества в России потребовало развития МС. Будучи институтом гражданского общества, МС является одновременно и своеобразной «формой реализации гражданского общества». Без развития МС невозможно ни становление гражданского общества, ни обеспечение свобод и прав личности.

Сущность понятия МС определяется его назначением в обществе, что проявляется в характере и объеме его правовой и организационной деятельности, т.е. в реализации разнообразных функций и задач по обеспечению жизнед-сти местного сообщества по предметам своего ведения и в объеме компетенции.


. Мун системы. Основные теории МСУ.

Теории МСУ - учения о МСУ, содержащие, как правило, обоснование его необходимости для осуществления народовластия и предложения по оптимальной его организации.

Основные теории МСУ были разработаны в XIX в. западноевропейскими учеными-юристами и были связаны с проводимыми в странах Европы реформами МСУ.

Выделяется 5 основных теорий МСУ: свободной общины; общественно-хозяйственная; гос; дуализма мун управления; социального обслуживания.

1. Теория свободной общины была распространена в немецких гос-вах в начале XIX в. Исторически указанная теория была первой в ряду теорий МСУ.

Основные положения теории свободной общины заключаются в следующем: 1. ОМСУ должны избираться населением; 2. предметы ведения ОМСУ принципиально отличаются от вопросов гос управления; 3. ОМСУ не входят в систему органов гос власти; 4. гос органы не вправе вмешиваться в деятельность ОМСУ, а должны лишь следить за соблюдением ОМСУ законности и правопорядка.

2. Общественно-хозяйственная теория возникла на базе теории свободной общины. Ее сторонники также подчеркивали разделение ОМСУ и органов гос власти, однако причины этого видели в другом. Если сторонники теории свободной общины акцентировали внимание на естественном характере прав населения мун образования на МСУ, то ученые, выдвинувшие и обосновавшие общественно-хозяйственную теорию, подчеркивали хозяйственное назначение деятельности ОМСУ.

3. Гос теория МСУ является полной противоположностью вышеназванным теориям.

Основные положения гос теории состоят в следующем: МСУ - одна из форм гос управления; не должно быть четкого разграничения между предметами ведения органов гос власти и ОМСУ; условное отграничение ОМСУ необходимо лишь для установления ответственности должностных лиц МСУ перед населением мун образования.

4. Основное положение теории дуализма мун управления - признание двойственного характера полномочий ОМСУ. Дуализм МСУ заключается в том, что ОМСУ: решают вопросы местн значения; выполняют гос функции на местном уровне. Решая на местном уровне гос задачи, ОМСУ периодически выступают как элемент системы гос управления.

5. Сторонники теории социального обслуживания подчеркивают, что назначение ОМСУ лишь в организации социального обслуживания населения мун образования, отрицая другие задачи МСУ.


Понятие общих принципов местного самоуправления Общие принципы местного самоуправления -- это закрепляемые Конституцией РФ, федеральными законами, обуслов-ленные природой местного самоуправления коренные начала и идеи, лежащие в основе организации и деятельности населения, формируемых им органов, самостоятельно осуществляющих управление местными делами и обязательные для федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Федерации и муниципальных образований. В принципах местного самоуправления находят отражение требования объективных закономерностей и тенденций развития местной власти. Для них характерно следующее: 1) они предопределяют единые основы построения и функционирования муниципальной власти на всей территории Российской Федерации; 2) являясь теоретической основой муниципального строительства, они помогают уяснить сущность местного самоуправления, его отличительные черты и признаки; 3) они выступают в качестве критерия оценки действующей системы местного самоуправления: насколько она отвечает началам и идеям, выраженным в принципах местного самоуправления; 4) отражая сущностные признаки и черты местного самоуправления, они способствуют сохранению преемственности в развитии институтов местного самоуправления. Принципы местного самоуправления получили правовое за-крепление в Европейской Хартии местного самоуправления, кото-рая служит правовым фундаментом для муниципального законо-дательства стран -- членов Совета Европы. Конституция РФ, Закон об общих принципах организации местного самоуправления, основываясь на положениях Хартии, закрепляют общие принципы местного самоуправления, прису-щие всей системе местного самоуправления в Российской Феде-рации. Реализация принципов местного самоуправления обеспечива-ется не только их правовым закреплением в законодательстве, ус-тавах муниципальных образований, но и системой соответствую-щих данным принципам организационных форм и методов муни-ципальной работы. К общим принципам местного самоуправления относятся: а) самостоятельность решения населением вопросов местного зна-чения; б) организационное обособление местного самоуправления, его органов в системе управления государством и взаимодействие с органами государственной власти в осуществлении общих задач и функций; в) сочетание представительной демократии с формами прямого волеизъявления граждан; г) соответствие материальных и финансовых ресурсов местного самоуправления его полномочи-ям; д) ответственность органов и должностных лиц местного само-управления перед населением; е) многообразие организационных форм осуществления местного самоуправления; ж) соблюдение прав и свобод человека и гражданина; з) законность в организации и деятельности местного самоуправления; и) гласность деятель-ности местного самоуправления; к) коллегиальность и единонача-лие в деятельности местного самоуправления; л) государственная гарантия местного самоуправления.


Самостоятельность решения населением вопросов местного значения В соответствии со ст. 130 Конституции РФ местное самоуправление призвано обеспечивать самостоятельное решение населением вопросов местного значения. В этом -- суть местного самоуправления. Нормы муниципального права, закрепляя принцип самостоятельности местного самоуправления, выделяют следующие основные черты, характеризующие его содержание. 1. Самостоятельное решение населением вопросов местного значения осуществляется путем местного референдума, муниципалъных выборов, других форм прямого волеизъявления, а также через выборные и другие органы местного самоуправления. 2. Реализация данного принципа предполагает обеспечение фи-нансово-экономической самостоятельности местного самоуп-равления. Органы местного самоуправления самостоятельно уп-равляют муниципальной собственностью, формируют, утвержда-ют и исполняют местный бюджет, устанавливают местные налоги и сборы. 3. Муниципальное законодательство, гарантируя самостоя-тельность местного самоуправления, запрещает органам госу-дарственной власти вмешиваться в деятельность органов мест-ного самоуправления по решению вопросов местного значения. 4. Самостоятельность муниципальных образований гаранти-руется нормами муниципального права в пределах их полномо-чий. Пределы полномочий местного самоуправления устанавливаются Конституцией РФ, федеральными законами, конституциям и уставами субъектов Российской Федерации, их законами. Ответственность органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления перед населением Сущность местного самоуправления проявляется не только в финансово-экономической и организационной самостоятельности муниципального образования, но и в ответственности его населе-ния, берущего на себя бремя решения вопросов местного значения. Население решает вопросы местного значения непосредственно или через органы местного самоуправления. Причем наличие у муниципального образования выборных органов согласно ст. 1 и 14 Закона об общих принципах организации местного самоуправ-ления является обязательным. Органы местного самоуправления наделяются в соответствии с уставами муниципальных образова-ний собственной компетенцией в решении вопросов местного зна-чения. Принцип ответственности органов и должностных лиц местного самоуправления перед населением призван обеспечить: а) эффективность осуществления местных задач, отнесенных к ведению муниципальных образований; б) учет и защиту интересов населения муниципальных образований в деятельности органов местного самоуправления; в) тесную связь населения с органами и должностными лицами местного самоуправления.

  1   2   3   4   5   6   7


ПОНЯТИЕ МУНИЦИПАЛЬНОГО ПРАВА
Учебный материал
© nashaucheba.ru
При копировании укажите ссылку.
обратиться к администрации