Файзуллин Г.Г., Касимов Т.С. Курс лекций по аграрному праву - файл n1.doc

Файзуллин Г.Г., Касимов Т.С. Курс лекций по аграрному праву
скачать (565.5 kb.)
Доступные файлы (1):
n1.doc566kb.22.08.2012 21:08скачать

n1.doc

  1   2   3   4   5   6   7
V

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ БАШКИРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
Файзуллин Г.Г, Касимов Т.С.

КУРС ЛЕКЦИЙ ПО АГРАРНОМУ ПРАВУ

Файзуллин Г. Г. и Касимов Т.С. Курс лекций по аграрному праву Изд-е Башкирск. ун-та. - Уфа, 2001 г. - 112 с. - ISBN 5-7477-0518 0

колледжах.

Курс лекций для студентов, изучающих аграрное право в вузах и

рхд

Рецензенты: Ф.Р.Муратшин, д. юрид. н., проф. Т.Р.Ханнанова, к. юрид. н., доц.

ISBN 5-7477-0518-0

© Башкирский университет, 2001

ВВЕДЕНИЕ

Преподавание в России аграрного права в качестве отдельной учебной дисциплины в юридических ВУЗах и на юридических факультетах ВУЗов вызвано рядом причин. К ним относятся социально-экономические преобразования аграрных отношений, связанные с созданием многоукладной аграрной экономики, формированием новых хозяйственных структур на кооперативной, коммерческой, государственной основе, переходом к рынку в АПК в России, в том числе и в ее субъектах.

Включение аграрного права в номенклатуру юридических дисциплин явилось также результатом развития аграрно-правовой науки, разработки общих концептуальных положений и специальных правовых проблем, относящихся ко всем институтам аграрного права. Содержание учебной дисциплины «Аграрное право» определяется содержанием соответствующих отраслей юридической науки, права и законодательства, которые служат основанием для формирования систематизированного комплекса знаний, навыков, умений у студентов-юристов. Система учебного курса состоит из общей 'и особенной частей. Поскольку федеральное и республиканское законодательство постоянно обновляется, при изучении аграрного права студентам наряду с учебной и монографической литературой следует использовать важнейшие нормативно-правовые акты аграрного и других отраслей законодательства РФ и ее субъектов. Также следует знать опубликованные в средствах массовой информации доклады, программы, выступления руководителей России и Башкортостана, в том числе руководителей аграрного сектора экономики.

Для изучения аграрного права рекомендуется следующая литература: Г.Е. Быстрое, Н.Н. Веденин, М.И. Козырь, Ф.М. Раянов и другие. Аграрное право России - М., Юрист, 1996 г; Веденин Н.Н. Аграрное право, М., 2000г.; Земельное право РФ / Под редакцией Н.Н. Осокина, Москва, Де-юре, 1995г.; В.В. Мартемьянов. Хозяйственное право, Москва, БЕК, 1994 г.; Н.И. Клейн. Предпринимательское право, Москва, Юридическая литература, 1993г.; Аграрное и экологическое законодательство в России и СНГ. Ответственный редактор Боголюбов С.А. и к. ю н. Менина Е.Л., 1999 г.; Аграрно-правовая наука России: история и современность. Воронин Б.А. Екатеринбург, 1999; Муратшин Ф.Р. Становление и развитие аграрного законодательства Башкортостан: история и современность, Уфа, 1999; Иконицкая И.А. Земельное право РФ: теория и тенденция развития, М., 1999; Раянов Ф.М. Правовая работа в сельском хозяйстве, Уфа, 1986; Файзуллин Г.Г. Правовое обеспечение развития фермерства Москва, 1996; Ханнанов Р.А., Ханнанова Т.Р. Правовое обеспечение устойчивости сельскохозяйственного производства, Уфа, 1997; Искужин Т.С. Локальное правовое регулирование аграрных отношений, Уфа, 1999 и т.д.

3

ОБЩАЯ ЧАСТЬ

ТЕМА 1. АГРАРНОЕ ПРАВО КАК ОТРАСЛЬ ПРАВА

Студенты должны понимать отрасль аграрного права как совокупность установленных или санкционированных государством правовых норм (правил поведения), регулирующих аграрные отношения.

Аграрное право - комплексная учебная дисциплина. Обоснованность выделения аграрного права как отрасли права подтверждается наличием у него признаков, присущих комплексной отрасли права. Понятие комплексной отрасли права вошло в научный обиход советской юридической науки в 40-х годах, когда стало высказываться мнение о целесообразности выделения особых обособленных правовых комплексов, включающих в себя нормы нескольких отраслей права. Вопрос об аграрном (сельскохозяйственном) праве как комплексной отрасли права стал обсуждаться с начала 1973г., когда была опубликована статья М.И. Козыря, ныне считающегося патриархом отечественной науки аграрного права, «Советское сельскохозяйственное право: тенденции становления и развития».

Понятие «аграрные отношения» сопряжено с понятием «сельское хозяйство», «сельскохозяйственное производство», «земельные отношения» и т. д.

Как известно, сельскохозяйственное производство представляет собой процесс, посредством которого люди, связанные между собой определенными производственными отношениями, производят необходимые продукты питания и сырье. Кроме того, это важная отрасль производства сельскохозяйственной продукции. Как считает ряд правоведов-аграрников, сельское производство включает в себя не только материальную производственную сферу, оно также тесно взаимосвязано с социальной сферой.

На базе социально-экономических особенностей деревни формируется комплекс аграрных отношений, который и является сферой реализации аграрной политики любого государства.

В аграрные отношения включают сельскохозяйственные, земельные, возникающие в сфере материально-технического снабжения и обслуживания сельскохозяйственного производства, сбыта сельскохозяйственной продукции, в сфере кредитования сельского хозяйства, социальные отношения в деревне и другие отношения, которые возникают в условиях становления многоукладности в сельскохозяйственной сфере экономики.

Исходным пунктом для изучения этой темы является учение об отраслях права, которые разделяются по объективным критериям: предмету, методу правового регулирования; потребности в обособленном правовом

регулировании соответствующих общественных отношений и др.

Решающим критерием для выделения аграрного права в качестве комплексной отрасли права является наличие комплекса аграрных отношений, объектом которых является преимущественно производственно-хозяйственная деятельность сельскохозяйственных предприятий, организаций и объединений. Одним из объективных факторов становления и развития аграрного права как комплексной отрасли права явилось возникновение и укрепление правовой связи между сельскохозяйственными товаропроизводителями и предприятиями, осуществляющими их производственно-техническое обслуживание, материально-техническое снабжение и переработку сельскохозяйственной продукции. Особенность экономической природы и правового регулирования отношений между этими предприятиями состоит в их направленности на эффективное производство конечной сельскохозяйственной продукции (продовольствия),

удовлетворяющее потребности населения страны.

Аграрное право имеет присущий только ему предмет правового регулирования, то есть совокупность тех однородных общественных отношений, которые подпадают под упорядочивающее воздействие норм данной отрасли. Предметом аграрного права является сложный комплекс отношений, складывающихся в процессе сельскохозяйственного производства. Этот комплекс включает в себя: управленческие, имущественные, земельные и трудовые общественные отношения. Специфика сельскохозяйственных отношений делает необходимым выделение правовых норм и институтов, регулирующих их в отдельную комплексную отрасль права - аграрное право.

При рассмотрении общественных отношений, входящих в предмет аграрного права, нужно иметь в виду, что далеко не все управленческие, имущественные, земельные и трудовые отношения регулируются нормами аграрного права. Регулирование собственно этих отношений - сфера административного, гражданского, земельного и трудового права

соответственно.

Управленческие отношения, регулируемые аграрным правом - это только те отношения, которые связаны с управлением аграрными предприятиями. Названные отношения подразделяются на внутренние и внешние. Внутренние управленческие отношения в аграрном праве -отношения по управлению, складывающиеся внутри сельскохозяйственных предприятий. К их особенностям относятся преобладание диспозитивных норм (содержащихся, в частности, в Примерном Уставе колхоза и в Федеральном законе «О сельскохозяйственной кооперации») и норм локальных правовых актов. Внешние управленческие отношения в аграрном праве - отношения между государственными и муниципальными органами, с
одной стороны, и аграрными предприятиями - с другой.

Имущественные отношения относятся к сфере аграрного права, подобно управленческим отношениям, только в тех случаях, когда в них участвуют сельскохозяйственные предприятия. Они также подразделяются на внутренние, происходящие внутри предприятий, и внешние, складывающиеся у аграрных формирований друг с другом или иными субъектами права.

Земельные отношения, которые регулируются нормами аграрного права, это отношения по использованию земли как основного средства сельскохозяйственного производства, прав на землю сельскохозяйственных предприятий и их отдельных работников, связанных с различными формами обладания земли для сельскохозяйственных целей (собственностью, владением, пользованием, арендой).

Земельные отношения, регулируемые правовыми нормами, имеют свою специфику. Земля как объект субъектных прав (гражданских) относится к недвижимым вещам (ст. 130 ГК РФ). С другой стороны, являясь недвижимым имуществом, земля отличается от иных недвижимых имуществ, поскольку признается (ст. 9 Конституции РФ) основой жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории. Сказанное означает, что земля как природный ресурс одновременно выполняет и важную социально-экономическую функцию. К уникальным свойствам земли как основы жизни человеческого общества исследователи относят ее естественное плодородие, способность производить и воспроизводить растительный мир. Осваивая земледелие, человек получает для себя продукты питания, удовлетворяя тем самым свои потребности как биосоциальное явление.

Наличие у земли указанных естественно-природных свойств обусловливает закрепление в правовых нормах особого поведения различных субъектов, начиная от государства, его органов и кончая юридическими и физическими лицами, направленного на социально справедливое и экономически обоснованное распределение земель, их рациональное использование и охрану.

ГК РФ (ст. 260) предусматривает запрет или ограничение на изменение целевого назначения земель сельскохозяйственного и иного назначения.

ГК РФ (п. 2 ст. 260) с учетом указанных обстоятельств приписывает следующее: на основании закона и в установленном им порядке определяются земли сельскохозяйственного назначения, использование которых для других целей не допускается или ограничивается. Пользование земельным участком, отнесенным к таким землям, может осуществляться в пределах, определяемых его назначением.

Наконец, из трудовых отношений аграрным правом регулируются

отношения, касающиеся труда на сельскохозяйственных предприятиях, его особых условий, порядка оплаты, распределения доходов.

Свою специфику имеют и методы аграрного права. Под методом правового регулирования, являющегося одним из критериев деления права на отрасли, понимается совокупность приемов и способов юридического воздействия на регулируемые данной отраслью общественные отношения. В аграрном праве, предметом которого служит комплекс тесно связанных между собой отношений, используются различные методы правового регулирования, применяемые в различных отраслях права. Это такие общие способы воздействия, как: запрет, предписание (императивные), разрешение (диспозитивные), согласование. При этом отдельным группам отношений, регулируемых аграрным правом, присущи в большей степени свои специфические методы, например, управленческим отношениям - методы власти-подчинения, дозволения и координации, имущественным - методы равноправия сторон и свободы вступления ими в отношения друг с другом.

В целом с развитием с начала 1990-х годов рыночных отношений в сельском хозяйстве, основанных на свободе хозяйственной деятельности и предпринимательства, все большее значение приобретает метод разрешения (дозволения). В аграрном праве большое значение придается и рекомендательным нормам.

ТЕМА 2. ИСТОЧНИКИ АГРАРНОГО ПРАВА

Источники аграрного права - внешняя форма выражения, закрепления аграрно-правовых норм, документы, в которых содержатся эти

нормы.

Анализ нормативно-правовых актов, в которых закреплены нормы, регулирующие аграрные отношения, следует начинать с характеристики общих признаков, свойственных источникам любой отрасли права. Особое внимание должно быть уделено особенностям источников аграрного права как комплексной отрасли права. Для регулирования аграрных отношений достаточно широко применяются специальные комплексные нормативно-правовые акты аграрного законодательства. При изучении данной темы необходимо уделить внимание характеристике таких актов, содержащих нормы аграрного права, которые не входят ни в одну из отраслей права.

В аграрном праве используются два вида правового регулирования: унифицированное и дифференцированное. Каждое из них развивается под влиянием основных тенденций функционирования аграрного законодательства - расширения сферы регулирования аграрных отношений, обусловленных коренной перестройкой отношений, в том числе отношений собственности в сельском хозяйстве; изменением форм правового

регулирования аграрных отношений, связанного с устранением излишнего регламентирования, нормативных излишеств, администрированием, мелочной опеки; усилением процесса правового регулирования аграрных отношений.

Унифицированные (от латинского «приведение чего-либо к единой системе») нормативно-правовые акты составляют ядро аграрного законодательства, служат нормативной базой формирования данной отрасли. Такими актами признаются те, которые в равной мере единообразно регулируют аграрные отношения в частном, кооперативном, государственном секторах сельского хозяйства. Благодаря унифицированному аграрному законодательству уменьшается количество нормативных актов и содержащегося в них нормативного регулирования. Унификация в аграрном праве особенно необходима в настоящее время, когда государство устанавливает правила деятельности субъектов сельскохозяйственного производства в условиях и стремится к их равноправию на основе этих единых правил регулирования в целях достижения наибольшей эффективности сельского хозяйства. К унифицированным актам Российской Федерации относятся Федеральная целевая программа стабилизации и развития агропромышленного производства в Российской Федерации в 1996—2000 годы, Закон РСФСР от 23 ноября 1990 г. «О земельной реформе», Закон РСФСР «О приоритетном обеспечении агропромышленного комплекса материально-техническими ресурсами» от 26 июня 1991 г., Закон РСФСР «О социальном развитии села» от 21 декабря 1990 г., Земельный кодекс РСФСР от 25 апреля 1991 г., Закон РФ «О селекционных достижениях» от 6 августа 1993 г., два закона РФ от 14 мая 1993 г.: «О зерне» и «О ветеринарии» и другие законы; указы Президента: «О неотложных мерах по осуществлению земельной реформы в РСФСР» от 27декабря 1991 г № 323, «О регулировании земельных отношений и развитии земельной реформы в России» от 27 октября 1993 года № 1767, «О приведении земельного законодательства Российской Федерации в соответствии с Конституцией Российской Федерации» от 24 декабря 1993 г. № 2287, «О реализации конституционных прав граждан на землю» от 7 марта 1996 г. № 337 и другие указы; постановления Правительства: «О порядке осуществления прав собственников земельных долей и имущественных паев» от 1 февраля 1995 г., «О порядке реорганизации колхозов и совхозов» от 29 декабря 1991 г. № 816, «О порядке приватизации и реорганизации предприятий и организаций агропромышленного комплекса» от 4 сентября 1992 г. № 708 и другие нормативно-правовые акты.

В Республике Башкортостан к унифицированным аграрно-правовым актам относятся законы «О земельной реформе в Башкирской ССР» и «Земельный кодекс Башкирской ССР» от 22 марта 1991 г.

8

Дифференцированные нормативно-правовые акты

Дифференцированные акты аграрного законодательства -юридический источник и форма выражения норм аграрного права, в основе которых лежит дифференциация (разделение, расчленение целого на различные части) регулирования аграрных отношений, обусловленная созданием новой системы производственных отношений, базирующейся на многообразии форм собственности и хозяйствовании рынка.

К подобным актам аграрного законодательства относятся, в частности, Закон РФ от 22 ноября 1990 г. «О крестьянском (фермерском) хозяйстве», Закон РФ «О сельскохозяйственной кооперации», Закон от 26 декабря 1995 г. «Об акционерных обществах», Закон РФ от 8 февраля 1998 г. «Об обществах с ограниченной ответственностью, а также Закон РБ «О крестьянском (фермерском) хозяйстве в Башкирской ССР» от 21 марта 1991 г., «Об аренде в Башкирской ССР» от 18 июня 1991 г., «О плате за землю» от 28 февраля 1992 г., а также ряд других Указов Президента РБ и Постановлений Кабинета Министров РБ.

Указ Президента Республики Башкортостан от 7 декабря 1995 года №УП-756 «О передаче гражданам в собственность земельных участков для веления личного подсобного хозяйства, садоводства, строительства и обслуживания индивидуального жилого дома, дачного и гаражного

строительства».

Формирование новой системы аграрных отношений, базирующейся на многообразии форм собственности и хозяйствовании в условиях рынка, порождает дифференциацию аграрного законодательства.

Нормативно-правовые акты аграрного законодательства по способу их формирования допустимо делить на акты делегированного правотворчества и санкционированного правотворчества. Большинство основных источников аграрного права, как и любой другой отрасли права, является результатом государственного правотворчества, то есть нормативными актами, принятыми государственными законодательными или исполнительными органами, или муниципальными органами. Однако специфика аграрного права заключается в том, что в нем значительную роль играют акты делегированного и санкционированного правотворчества. Такое разделение осуществляется в зависимости от того, какого рода субъекты

принимают нормативные акты.

Делегированное правотворчество означает, что государство поручает или иным образом дает полномочия на принятие нормативных актов, регулирующих аграрные отношения, сельскохозяйственным организациям и предприятиям, и органам крестьянского самоуправления. Наиболее известным примером источников аграрного права, созданных на основании делегированных государством полномочий, служит Примерный

Устав колхоза (сельскохозяйственного производственного кооператива), утвержденный Съездом колхозников России 13 февраля 1992 года. К числу актов делегированного правотворчества относятся разного рода локальные нормативные правовые акты, такие, как правила внутреннего трудового распорядка, положения об оплате труда, коллективном подряде и т.д.

Санкционированное правотворчество выражается в том, что государство придает юридическую силу, одобряя, утверждая в установленном порядке уже принятые негосударственными организациями и предприятиями нормативные акты. Наиболее распространенным видом санкционированного правотворчества является утверждение государственными органами уставов сельскохозяйственных организаций и предприятий, осуществляемое в процессе государственной регистрации последних.

Определенная часть нормативных предписаний, регулирующих аграрные отношения, закреплена в комплексных актах, являющихся источниками права ряда отраслей. Как правило, это законы Российской Федерации и ее субъектов. Нормативной базой правотворчества всех видов выступает Конституция Российской Федерации, которая характеризуется верховенством в системе законодательства, демократической и гуманистической направленностью, стабильностью конституционных предписаний, единством нормативных и программных начал.

В последнее время значительно возросла роль текущих законов в регулировании аграрных отношений. Особо следует выделить законы, обеспечивающие функционирование многообразия форм собственности, разгосударствление и приватизацию, равные правовые и экономические условия частных, кооперативных, государственных сельскохозяйственных предприятий и объединений.

Большая часть аграрного законодательства состоит из подзаконных актов.

Особое внимание следует уделить изучению Указов Президента Российской Федерации, которыми определен правовой механизм реализации земельной и аграрной реформы.

Видное место занимают Постановления Кабинета Министров и Правительства, объектом которых являются различные виды аграрных отношений в области развития и взаимодействия частной, государственной, муниципальной собственности, а также собственности общественных организаций. На основе правительственных постановлений обеспечивается финансовое, валютное, кредитное, налоговое, ценовое регулирование сельского хозяйства.

В системе источников аграрного права многочисленные нормативные акты министерств и ведомств, в том числе Министерства сельского хозяйства и продовольствия РФ, комитетов по земельным ресурсам

10

и землеустройству Российской Федерации и Республики Башкортостан.

Студентам основное внимание надо уделить анализу рекомендаций Министерства сельского хозяйства и продовольствия РФ по реорганизации колхозов и совхозов, которые закрепляют основные принципы аграрной реформы, определяют основные направления реорганизации колхозов и совхозов. Особого изучения требует проблема применения актов бывшего Союза ССР на территории Российской Федерации. В данном случае следует иметь в виду, что применение законов бывшего Союза ССР на территории Российской Федерации допустимо, если законы и нормативные акты бывшего Союза ССР приняты в пределах полномочий, переданных союзным органам Российской Федерации, если они ратифицированы или подтверждены соответствующими органами государственной власти и управления РФ, если соответствующие общественные отношения не урегулированы законами РФ.

В аграрном праве широко применяются такие нормативные акты, как примерные уставы, типовые положения, примерные правила, типовые договоры, рекомендации и другие источники. Они довольно широко используются в сельскохозяйственном кооперативном законодательстве, которое в настоящее время выступает важной составной частью аграрного законодательства.

В связи с реализацией аграрной политики, направленной на поддержку частных и коллективных сельскохозяйственных предприятий, особо должен быть выделен вопрос о правовой природе Примерного Устава колхоза (сельскохозяйственного производственного кооператива), который определяет экономические, социальные, организационные и правовые основы деятельности колхозов (сельскохозяйственных производственных кооперативов). В настоящее время действует Примерный Устав колхоза (сельскохозяйственного производственного кооператива), принятый съездом колхозников России 13 февраля 1992 г. Его нормы применялись с учетом Рекомендаций по приведению уставов колхозов, сохраняющих прежнюю форму хозяйствования, в соответствии с действующим законодательством. Они утверждены Министерством сельского хозяйства и продовольствия Российской Федерации 4 января 1993 г.

Сельскохозяйственные производственные кооперативы широко практикуют издание нормативных актов, за которыми государство признает силу источников права. К ним относятся: устав конкретного сельскохозяйственного производственного кооператива, правила внутреннего распорядка сельскохозяйственного производственного кооператива, положения об оплате труда, внутрихозяйственном расчете, коллективном подряде, аренде, другие внутрикооперативные акты. Студент обязан понять сущность и природу санкционированного правотворчества государства, делегированного правотворчества сельскохозяйственных производственных

11

кооперативов, уяснить порядок принятия локальных нормативных актов, определить условия их деятельности.

Виды локальных правовых актов, входящих в норматив, которые принимаются сельскохозяйственными товариществами, обществами, в том числе и акционерными обществами, государственными

сельскохозяйственными товариществами, обществами, в том числе и акционерными обществами, государственными сельскохозяйственными предприятиями, регламентированы ГК РФ и общими и специальными законами, определяющими правовой статус каждого вида предприятий. При изучении темы «Источники аграрного права» следует изучить руководящие постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации.

ТЕМА 3. ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ПЕРЕХОДА К РЫНОЧНЫМ ОТНОШЕНИЯМ В АГРОПРОМЫШЛЕННОМ КОМПЛЕКСЕ

Для успеха земельной реформы (и экономической реформы в целом) необходимо правовое закрепление режима собственности на землю, которое, опираясь и на опыт других стран, и на опыт самой России, должно способствовать установлению таких земельных отношений, которые решали бы многие современные проблемы и исключали бы негативные последствия в будущем.

Важнейший аспект экономической системы общества -государственное вмешательство в экономику, в данном случае - право частной собственности на землю. Осознавая необходимость существования частной собственности для нормальной экономической деятельности, так же, как и то, что частная собственность, в том числе на землю, относится к естественным правам человека, трудно не согласиться с идеей Ш. Монтескье: «Ни один государственный вопрос не требует такого мудрого благоразумного рассмотрения, как вопрос о том, какую часть следует брать у подданных, и какую часть оставлять им».'

Сложившаяся за годы Советской власти структура государственных и кооперативных предприятий в агропромышленном комплексе была не приспособлена к рыночным отношениям, а изначально ориентирована на государственные закупки, снабжение, регулируемые цены и т.п.

Одной из задач аграрной реформы стало создание иной структуры, больше отвечающей требованиям рыночной экономики, базирующейся на самостоятельных товаропроизводителях и рыночных механизмах их взаимодействия. Основными путями формирования производственной структуры стали приватизация земли и реорганизация колхозов и совхозов. В

' Монтескье IIJ. Избранные произведения. М, 1955. С. 337.

12
результате этих процессов создается система мобильных, ориентированных на рынок частных (базирующихся как на индивидуальной, так и на коллективной собственности) производителей сельскохозяйственной продукции. Они кооперируют в снабжении, сбыте и переработке своей продукции, агросервисе. Также создается система частных и смешанных предприятий агробизнеса, обеспечивающих обслуживание сельского хозяйства, переработку и доведение его продукции до конечного потребителя.

С начала реальных экономических преобразований в России и Башкортостане начались реорганизация и приватизация

сельскохозяйственных предприятий.

Реорганизация - это процесс разделения предприятий на более мелкие предприятия, слияние с другими предприятиями или преобразование их в иную организационно-правовую форму.

В настоящее время, в условиях перехода к рыночной экономике, реорганизация сельскохозяйственного предприятия (колхоза, совхоза и т.п.) представляет собой переход прав и обязанностей к другим лицам, продолжающим его деятельность. ГК РФ и различает пять видов реорганизации:

1. Слияние (два или более юридических лиц превращаются в одно);

2. Присоединение (одно или несколько юридических лиц присоединяются к другому);

3. Преобразование (юридическое лицо одного вида трансформируется в юридическое лицо другого вида);

4. Разделение (юридическое лицо делится на два и более юридических лиц);

5. Выделение (из состава юридического лица выделяется одно или несколько юридических лиц, при этом юридическое лицо, из которого произошло выделение, продолжает существовать).

Особым случаем выделения из юридического лица является создание крестьянских хозяйств. Закон «О крестьянском (фермерском) хозяйстве» предусматривает свободный выход члена сельскохозяйственного предприятия с наделением его землей для организации крестьянского хозяйства, за исключением отдельных видов предприятий, перечень которых оговаривается законом (учебно-опытные, опытно-производственные и т.п.). При этом никакой орган сельскохозяйственной организации или уполномоченный государственный орган не вправе препятствовать организуемому крестьянскому хозяйству праву обратиться с иском в суд, решение которого является окончательным и подлежит исполнению.

Организация сельскохозяйственного предприятия считается совершенной и влечет соответствующие последствия с момента

13

государственной регистрации вновь возникших юридических лиц (кроме варианта присоединения, ст. 57 ГК РФ).

Приватизация представляет собой процесс получения гражданами и юридическими лицами государственных и муниципальных фондов безвозмездно или в виде выкупа. В колхозах и совхозах и земля подлежит приватизации. В результате приватизации земли и средств производства в ЛПК сложатся: земельный, финансовый, продовольственный рынки, а также рынок средств производства для сельского хозяйства и рынок труда в АПК. Правовые основы земельного рынка в АПК определены постановлением Съезда народных депутатов РСФСР от 3 декабря 1990 г. «О программе возрождения российской деревни и развития агропромышленного комплекса», законами «О крестьянском (фермерском) хозяйстве», «О регулировании земельных отношений и развитии аграрной реформы в России» от 27 октября 1993 г., Земельным кодексом РСФСР, указами Президента России «О неотложных мерах по осуществлению земельной реформы в РСФСР» от 27 декабря 1991 г., «О продаже земельных участков гражданам и юридическим лицам при приватизации государственных и муниципальных предприятий» от 25 марта 1992 г. Происходящие за последние годы в стране изменения в государственном и политическом устройстве, социально-экономическом развитии вызвали глубокие перемены в аграрном секторе народного хозяйства и в Республике Башкортостан. Верховный Совет Республики Башкортостан, его постоянная Комиссия по аграрным вопросам и продовольствию уделяли серьезное внимание созданию законодательной основы аграрной реформы, формированию многоукладного сельского хозяйства, созданию фермерских хозяйств.

Фактически за два года Верховный Совет сумел создать правовую основу для осуществления земельной реформы на данном этапе ее проведения. Известные Земельный кодекс Башкирской ССР, законы «О земельной реформе в Башкирской ССР», «Об аренде в Башкирской ССР», «Об ответственности за нарушение земельного законодательства», Постановление Президиума Верховного Совета республики «Об образовании специального земельного фонда местных Советов народных депутатов» и другие важнейшие документы, принятые в 1991 - 1992 г., позволили проводить реформу АПК без значительных осложнений.

В настоящее время очень важную работу проводит преемник аграрного комитета Верховного Совета Башкортостана - Комитет Законодательной Палаты Государственного Собрания Республики Башкортостан по аграрным вопросам, продовольствию, экологии^ природным ресурсам и природопользованию.

По законодательству Российской Федерации гражданам и юридическим лицам при приватизации государственных и муниципальных

14

предприятий, а также при расширении и дополнительном строительстве объектов этих предприятий, наряду с арендой земельных участков, дано право приобретать их в собственность. Продажа земельных участков в собственность осуществляется уполномоченными органами по цене не ниже нормативной.

Земельные участки, предоставленные гражданам и их объединениям для предпринимательской деятельности, по их желанию ■ также могут продаваться им в собственность, порядок продажи указанных земельных участков установлен Указом Президента Российской Федерации от 14 июня 1992 г.

Однако краеугольным камнем современной политики и дальнейшего реформирования земельных отношений становятся вопросы собственности на землю и взаимоотношения по этому вопросу федерального центра и субъектов федерации, согласно Конституции РФ и субъектов РФ вопросы владения, пользования и распоряжения землей, недрами, водными и другими природными ресурсами отнесены к вопросам совместного ведения. В то же время Конституция РБ, отнеся землю к достоянию (собственности) многонационального народа Башкортостана, относит вопросы владения, пользования, распоряжение землей к ведению республики, регулируемому законодательством РБ. В определенной степени проблемы снимаются Договором РФ и РБ от 3 августа 1994 г., который в статье 3 отнес этот вопрос к ведению республики с оговоркой, что по этим вопросам должны быть соглашения с федеральными органами власти.

Частная собственность на землю в Башкирской ССР не допускается. Проходивший 17 декабря 1995 г. референдум в Республике Башкортостан в соответствии с требованиями Закона РБ от 20 июня 1991г. «О референдуме Республики Башкортостан» в условиях широкой гласности, при свободном волеизъявлении граждан вынес на всенародное голосование главный вопрос: о купле-продаже земли, 84% из голосовавших сказали «нет» неограниченной купле-продаже земли. Потребности рыночной экономики потребовали наконец-то принять институт частной собственности на землю на региональном уровне. В связи с этим можно назвать ряд нормативно-правовых актов принятых законодателями Республики Башкортостан, в том числе Земельный кодекс РБ, Указ Президента РБ «О передаче гражданам в собственность земельных участков для ведения личного подсобного хозяйства, садоводства, строительства и обслуживания индивидуального жилого дома, дачного и гаражного строительства». Особенно среди них можно выделить статью 10 Конституции РБ (новая редакция с поправками от 3 ноября 2000 года № 94-з Законом Республики Башкортостан),1 где «земля и

Конституция Республики Башкортостан. - Уфа. 2000. - С. 15.

15

другие природные ресурсы могут находиться в частной, государственной, муниципальной и иных формах собственности». В то же время в указанных нормативно-правовых актах республики, как впрочем и в федеральных законах, содержится правовой механизм, который позволяет ограничивать куплю-продажу земли, предназначенной для производства сельскохозяйственных продуктов, то есть сельскохозяйственного назначения. В позитивном смысле можно отметить и тот факт, что созданные Указом Президента РБ комиссии из числа ведущих юристов, представителей властных структур и интеллектуальной силы Башкортостана подвергали экспертизе республиканского законодательства, а также Конституции РБ. В результате было внесено 200 поправок к Конституции и 50 поправок к различным нормативно-правовым актам.

Таким образом, процесс приведения в соответствие законов республики в соответствии с федеральными законами продолжается. Следует отметить также и то, что депутатами Госсобрания правовой службой Администрации Президента, ведущими юристами вносится ряд поправок и с учетом федеральных законов. Правовые основы рынка капиталов (финансов, акций и других ценных бумаг) закреплены ГК РФ, Федеральным законом «Об акционерных обществах» и другими нормативно-правовыми актами. В агропромышленном комплексе правовые основы функционирования акций и других ценных бумаг конкретизируются в Законе «О крестьянском (фермерском) хозяйстве», в Указе Президента «О неотложных мерах по осуществлению земельной реформы в РСФСР», постановлении правительства РФ «О порядке реорганизации колхозов и совхозов» от 29 декабря 1991г. и другими нормативно-правовыми актами.

Таким образом, и в Башкортостане, поэтапно, с учетом региональных и национально-культурных факторов подходят к принятию института частной собственности на землю, что создает единое экономическое и правовое пространство для проведения реформ в аграрном секторе экономики по всей России.

Ликвидация представляет собой прекращение деятельности сельскохозяйственного предприятия без права правопреемства, т.е. с момента ликвидации к субъектам не переходит право продолжения деятельности.

Ликвидация может быть добровольной или принудительной (по решению суда).

Лица, выступившие инициаторами ликвидации юридического лица, назначают ликвидационную комиссию. В случаях, когда ликвидация осуществляется в судебном порядке, суд может возложить соответствующие обязанности по осуществлению ликвидации юридического лица на самих учредителей (участников), либо на орган, который уполномочен на проведение ликвидации учредительными документами.

16

1

Согласно ст. 62 ГК РФ к ликвидационной комиссии переходят полномочия по укреплению делами сельскохозяйственного предприятия. В этой связи, в частности, от имени ликвидируемого предприятия ликвидационная комиссия выступает в суде.

После окончания срока предъявления требований кредиторами ликвидационная комиссия составляет промежуточный ликвидационный баланс. Если имеющиеся у ликвидируемого предприятия денежные средства недостаточны для удовлетворения требований кредиторов, то ликвидационная комиссия осуществляет продажу имущества с публичных торгов в порядке, предусмотренном для исполнения судебных решений процессуальным законодательством.

Сельскохозяйственное предприятие считается прекратившим свое существование после внесения записи об этом в данный государственный реестр юридических лиц.

Рынок продовольствия в Российской Федерации формируется многопланово: через систему государственных продовольственных фондов и конкретный порядок закупки сельскохозяйственной продукции и продовольствия, с помощью биржевого механизма через системы свободных контрактов, через частные торговые предприятия и организации потребительской кооперации. Правовые основы рынка продовольствия были ранее закреплены Указом Президента РФ «О формировании государственных продовольственных фондов на 1992 год» от 4 января 1992г., распоряжением Правительства РФ от 14 января 1992 г., Положением о контрактной системе закупок сельскохозяйственной продукции и продовольствия в государственные ресурсы в 1992г., утвержденным Министерством сельского хозяйства и Министерством торговли и материальных ресурсов Российской Федерации от 16 марта 1992 г., Законом РФ «О товарных биржах и биржевой торговле» от 20 февраля 1992г., Уставом потребительской кооперации.

Централизованное установление объема закупок

сельскохозяйственной продукции и продовольствия по количеству и групповому ассортименту (культурам) в государственные ресурсы как обязательное основание для заключения контракта между производителем и потребителем с 1994 года предусмотрено Указом Президента Российской Федерации от 27 октября 1993 г. Крестьяне (фермеры) и сельскохозяйственные предприятия вправе распоряжаться произведенной продукцией по своему усмотрению. Они могут реализовать сельскохозяйственную продукцию и продовольствие путем заключения свободных контрактов, используя биржевой механизм, частные торговые предприятия, организации потребительской кооперации и колхозные рынки.

Правовые основы рынка средств производства для предприятий агропромышленного комплекса определены в настоящее время

17

постановлением Верховного Совета РФ «О приоритетном обеспечении агропромышленного комплекса материальными техническими ресурсами» от 26 июня 1991 г. и постановлением Правительства РФ о применении данного закона. Министерству сельского хозяйства РФ предложено всемерно содействовать созданию новых рыночных структур и форм снабжения агропромышленного комплекса материально-техническими ресурсами товарных бирж, торговых домов, коммерческо-информационных центров, лизинговых фирм, брокерских контор, акционерных предприятий по снабжению и других. Особое внимание уделяется развитию товаропроизводящей сети, учитывающей специфику крестьянских (фермерских) хозяйств, созданию частных или государственных магазинов непосредственно в селах и поселках для продажи необходимой фермеру продукции.

Обеспечение АПК материально-техническими ресурсами на период перехода к рыночным отношениям осуществляется на основе: государственного заказа на продукцию производственного назначения по важнейшей номенклатуре; поставок в соответствии с заключенными союзными и межреспубликанскими договорами и соглашениями; свободного приобретения на рынке средств производства; закупок за рубежом.

Предприятия-производители продукции АПК заключают договора и обеспечивают поставку продукции, исходя из ее нормативной потребности (как продукции, на которую установлен государственный заказ, так и свободно реализуемой). Государственный заказ на поставку АПК продукции производственно-технического назначения устанавливается правительством Российской Федерации и обязателен для исполнения всеми предприятиями и организациями, расположенными на территории России.

Обеспечение материально-техническими ресурсами колхозов, совхозов и других предприятий и организаций агропромышленного комплекса, крестьянских (фермерских) хозяйств осуществляется на основе горизонтальных хозяйственных связей с предприятиями-поставщиками и взаимодействия с организациями оптово-посреднической сети Министерства сельского хозяйства РФ и Министерства торговли и материальных ресурсов РФ.

Рынок труда в сельском хозяйстве формируется на основе законодательства о занятости населения и мерах социальной защиты безработных. В частности, законы «О социальном развитии села» от 21 декабря 1990 г., «О занятости населения в РФ» от 19 апреля 1991 г., «О повышении социальных гарантий» от 19 апреля 1991 г. предусматривают также право работников на переподготовку и переквалификацию, в случае изменений условий занятости с сохранением средней заработной платы, а также материальное обеспечение в период временной незанятости с учетом

18

прожиточного минимума. Кабинет Министров, Федерация товаропроизводителей, Совет Федерации профсоюзов Республики Башкортостан, исходя из необходимости стабилизации и подъема экономики и обеспечения действенной социальной защиты трудящихся в соответствии с Законом РБ «О коллективных договорах и соглашениях в РБ» заключают генеральные соглашения на отдельные годы, устанавливающие общие принципы согласованного проведения социально-экономической политики, а также дополнительные трудовые и социальные гарантии, являющиеся основой для заключения отраслевых (тарифных), специальных соглашений, коллективных договоров.

ТЕМА 4. ОРГАНИЗАЦИОННО-ПРАВОВЫЕ ФОРМЫ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В АПК

Прежде чем приступить к раскрытию данной темы, мы должны констатировать, что в АПК страны в условиях государственной собственности на землю и других средств производства в течение длительного периода не был реализован такой важнейший фактор эффективности и стабильности производства, как многообразие форм предпринимательства и форм собственности. В стране полвека монопольно господствовали колхозы и совхозы, где нельзя было и думать о личной выгоде, предпринимательстве. Обе эти формы по сути были схожи, так как функционировали в условиях государственной собственности на землю. Их социально-экономическое развитие шло на основе доведенных государством планов, госзаказов, социалистических обязательств на реализацию продукции, лимитов на поставляемые продукты (технику, ГСМ, удобрения и т.д.)'

В условиях всеобщей уравниловки в материальном стимулировании труда сводились на нет такие важные качества человека, как предприимчивость и творческое начало.

Реформирование колхозной и совхозной форм организации сельскохозяйственного производства стало неизбежным при переходе Российской Федерации к рыночной экономике. Широкомасштабная реорганизация колхозов и совхозов началась с принятием Указа Президента РФ от 27 декабря 1991 г. «О неотложных мерах по осуществлению земельной реформы в РСФСР», Постановления Правительства РФ от 29 декабря 1991 г. «О порядке реорганизации колхозов и совхозов» и пакета рекомендаций министерства сельского хозяйства и продовольствия РФ.

Принятие конституционных основ для развития

предпринимательства, принятие Гражданского Кодекса РФ и других нормативно-правовых актов позволили значительно расширить сферу и

19

предпринимательской деятельности на селе на основе различных форм собственности.

Индивидуальные предприниматели. Согласно действующему законодательству любой дееспособный гражданин имеет право заниматься на селе предпринимательской деятельностью без образования юридического лица. гУго право осуществляется путем регистрации своей деятельности в качестве индивидуального предпринимательства в органах местной администрации. В этом случае гражданин должен был зарегистрировать свою деятельность в качестве индивидуального предпринимателя.

Деятельность индивидуального предпринимателя регулируется правилами Гражданского кодекса РФ, относящимся к коммерческим организациям. Индивидуальный сельский собственник, как всякий предприниматель, имеет право:

приобретать имущество или имущественное право (землю, скот, технику и др.);

использовать имущество физических и юридических лиц по соответствующему соглашению, например, арендовать земельные участки, технику, брать какие-либо средства на прокат и т.д.

нанимать или увольнять работников,

открывать счета в банке и получать кредиты,

самостоятельно распределять полученную прибыль и т.д.

Индивидуальная предпринимательская деятельность в сельском хозяйстве может осуществляться как с предоставлением, так и без предоставления земли. Без наделения землей предприниматель может заниматься, например, выделкой шкурок пушных зверей и пошивом шапок, ремонтом автомобилей, ветеринарным обслуживанием животных, принадлежащих населению, и другими видами услуг.

В том случае, когда для ведения сельскохозяйственного производства индивидуального предпринимателя предоставляется земля, может быть создано крестьянское (фермерское) хозяйство с соответствующими правами и обязанностями, согласно Закону РСФСР «О крестьянском (фермерском) хозяйстве».

Крестьянское (фермерское) хозяйство' не является самостоятельным субъектом имущественных отношений. Оно представляет собой совокупность физических лиц (граждан), действующих на базе общего имущества. Оно не становится юридическим лицом, так как не обособляет «свое» имущество от имущества участников. В связи с этим признание его юридическим лицом в Законе РСФСР «О крестьянском (фермерском) хозяйстве» ошибочно. Однако

Далее «крестьянское хозяйство»

20

статья 259 ГК не исключает возможности создания на базе крестьянского хозяйства юридического лица - коммерческой организации в форме хозяйственного товарищества или производственного кооператива.

  1   2   3   4   5   6   7


Учебный материал
© nashaucheba.ru
При копировании укажите ссылку.
обратиться к администрации