Дедюхина Г.В. Работа над ритмом в логопедической практике - файл n1.doc

приобрести
Дедюхина Г.В. Работа над ритмом в логопедической практике
скачать (659 kb.)
Доступные файлы (1):
n1.doc659kb.22.08.2012 21:08скачать

n1.doc

  1   2



УДК 376.1.036.5-056.264 ББК 74.3 Д26

Идея, разработка издания принадлежит издательству «Айрис-Дидактика»

Серийное оформление Ю. Б. Кургановой

Дедюхина, Г. В.

Д26 Работа над ритмом в логопедической практике: метод, пособие / Г. В. Дедюхина. — М.: Айрис-пресс, 2006. — 64 с. — (Библиотека логопеда-практика).

1SВN 5-8112-1565-7

Пособие содержит пошаговые программы формирования ритмической способности у детей дошкольного и младшего школьного возраста, и в том числе у детей с особенностями развития (речевыми нарушениями различной степени сложности, ранним детским аутизмом, задержкой психического развития и др.). Большой объем упражнений для исполь­зования в практической работе расширит и обогатит профессиональный инструментарий разных специалистов: логопедов, психологов, дефектологов, воспитателей.

Простота и доступность изложения, практическая направленность пособия сделают его привлекательным также и для родителей, стремя­щихся обеспечить гармоничное развитие своего ребенка.

ББК 74.3 УДК 376.1.036.5-056.264

Содержание

Введение .. 4

1 Организация и содержание I этапа 8

Первый блок упражнений (направлен на построение

ритмического ряда) 10

Второй блок упражнений (направлен на установление

ритмических координаций) 17

Третий блок упражнений (направлен на усвоение способов
трансформации) 30

2. Организация и содержание II этапа 3 5

Первый блок упражнений (направлен на усвоение

ритмических эталонов темпа) 36

Второй блок упражнений (направлен на формирование

представлений о паузировании) 39

Третий блок упражнений (направлен на формирование
представлений о ритмическом ударении) 43

3. Организация и содержание III этапа 50

Первый блок упражнений (направлен на усвоение

слогоритмической структуры слова) 51

Второй блок упражнений (направлен на слоговой

и звукобуквенный анализ слова) 53

Третий блок упражнений (направлен на выделение
морфологических признаков слова) 56

Приложение

Логопедическая щетка-«ежик» 60

Литература 61


1SВN 5-8112-1565-7

© Айрис-пресс, 2006

Введение

Ритмическая способность, являясь категорией универ­сальной, рассматривается специалистами в качестве пред­посылки и одновременно условия реализации различных видов деятельности — речевой, интеллектуальной и др.

Развитие ритмической способности находится в тес­ной связи с формированием пространственно-временных представлений. Каждое движение, осуществляясь в систе­ме пространственных координат, обеспечивается опреде­ленным уровнем развития зрительно-моторной коорди­нации и оптико-пространственных связей, т. е. совокуп­ной деятельностью зрительного, двигательного и кожно-кинестетического анализаторов. Восприятие вре­мени реализуется благодаря совокупной деятельности слу­хового, зрительного и двигательного анализаторов. Таким образом, межанализаторная деятельность обеспечивает готовность к овладению основными ритмическими струк­турами. В то же время уровень развития межанализатор­ной деятельности определяется степенью сформированности ритмической способности. В онтогенезе последова­тельное развитие межанализаторного взаимодействия, координации и интеграции создает базу для сенсомоторных механизмов речи, определяет успешность формиро­вания сложнейших речевых функций и языковых про­цессов, составляющих основу звуковой стороны речи, функ­ций письма и чтения и др. Таким образом, развитие ритмической способности должно являться важной состав­ляющей коррекционно-развивающих логопедических про­грамм. На сегодняшний день наиболее разработанными являются фонетическая ритмика (Т. М. Власова, А. Н. Пфафенродт, 1989) и логопедическая ритмика (Г. А. Волкова, 2002).

Логопедическая ритмика построена на тесной связи движения с музыкой и речевым материалом. Музыка и слово помогают активно реализовывать движение или за-

тормаживать нежелательную моторную реакцию. Метод фонетической ритмики рассматривается его авторами как прием работы по формированию и коррекции произноси­тельной стороны речи слабослышащих детей, организован­ный в системе двигательных упражнений.

Материалы данного пособия, так же как приемы лого­педической и фонетической ритмики, основаны на принци­пе взаимосвязи развития движения и речи. Включение этих материалов в структуру обычного логопедического заня­тия расширит профессиональный арсенал логопедов, не вла­деющих приемами смежных дисциплин — музыкальной грамоты и сурдопедагогикой.

Пошаговые программы данного пособия разработаны на основании следующих положений:

В данной работе используется последовательность фор­мирования ритмических моделей от построения ритмиче­ского ряда к метру, темпу и ритмическому рисунку.

5

Пошаговые программы представлены упражнениями, ко­торые распределены по этапам в соответствии с механиз­мом формирования ритмических моделей. На первом эта­пе организуется движение, которое, в свою очередь, сопро­вождает восприятие музыкального звучания, зрительных образов, речи. Опора на различные модальности (слуховую, зрительную, тактильную и др.) со сменой доминанты явля­ется обязательным условием выполнения каждого упраж­нения. Многочисленные межанализаторные связи, которые формируются при организующей роли движения, составля­ют базу для более сложных операций. Усвоение ритмиче­ских моделей обеспечивается процессами активного внима­ния и, в свою очередь, способствует активизации контроли­рующей функции внимания. Вырабатывается устойчивость, увеличиваются объем и переключаемость внимания. Акти­визируются кратковременная механическая и ассоциатив­ная память. Представления о ритмической модели форми­руются в тесной связи с развитием ориентировочной осно­вы деятельности. Анализ образца, обращение к нему в ходе построения ритмического ряда, сопоставление результатов действий с исходными данными, предварительное планиро­вание каждого этапа построения ритмического ряда явля­ются необходимыми составляющими работы над ритмом.

Построение комплексных ритмических моделей на вто­ром этапе основывается на интегративных связях, обеспе­чивающих устойчивые слухопроизносительные, речедвигательные, зрительно-двигательные, двигательно-слуховые координации. Формирование основных компонентов рече­вого ритма — темпа и метра — проводится на уровне звука (фонемы), слога, фразы. Выделение паузы и ритмического ударения в ряду звуков и слогов, смыслового центра фразы позволяет рассматривать их как ритмические модели.

На третьем этапе фонемы и слоги рассматриваются как знаки, ритмическая последовательность которых составля­ет слогоритмическую и звукослоговую структуру слова. Дан­ная работа осуществляется в соответствии с уровнем разви­тия фонематических представлений и благодаря фонемати-

6

ческому анализу. Необходимым условием усвоения звукослоговой структуры, выделения морфологических призна­ков слова является выделение акцентированного слога.

Для каждого этапа работы сформулированы основные задачи и показатели результативности. Пошаговая (т. е. последовательная и детальная) реализация каждой задачи обеспечивается объединением упражнений в блоки и на­личием цели для каждого упражнения. Нумерация упраж­нений сквозная.

Реализация каждой пошаговой программы в структу­ре логопедического занятия осуществляется в соответствии с его целями и задачами. Таковыми могут быть:

• развитие фонематического восприятия и т. д.
Использование упражнений данного пособия в реали­зации этих задач обеспечивает успешность комплексных
коррекционно-развивающих мероприятий, направленных
на усвоение фонематической системы языка и развитие
звуковой стороны речи, создает оптимальные условия для
усвоения речевого материала.

В пособии нет ссылок на возрастную адресность предла­гаемых упражнений. Составляя индивидуальную программу для ребенка, специалисты могут опираться на знание струк­туры речевого дефекта при различных формах дизонтогенеза и уровень сформированности ритмической способности, выявленный в ходе диагностического исследования. Диагно­стические тесты вы можете найти в книге А. Н. Корнева «Нарушения чтения и письма у детей» (СПб.: Речь, 2003).

Организация и содержание I этапа

Основными задачами первого этапа являются:

  1. Формирование представлений о временной и простран­ственной (линейной) последовательности знаков (двигатель­ных, зрительных, слуховых, речевых) в ритмическом ряду.

  2. Установление интегративных связей (зрительно-дви­гательных, зрительно-слуховых, зрительно-двигательно-слу-ховых, двигательно-речевых, слухо-зрительно-речевых, слу-
    хо-двигательно-речевых), обеспечивающих ритмические
    координации.

  3. Усвоение способов построения и трансформации рит­мических рядов (зрительного в слуховой/моторный, звуко­вого в зрительно-пространственный, слухового в зрительный / моторный и др.).

Построение ритмического ряда любой модальности выполняется на основе повторяемости, чередования состав­ляющих его элементов.

Работа над двигательным ритмом начинается с увели­чения объема движения, стремления к сохранению непре­рывности, плавности каждой модели движения. Определя­ется оптимальный для ребенка темп выполнения заданий. При этом учитываются период включения в движение (ин­дивидуальный для каждого ребенка), устойчивость и рав­номерность амплитуды движений. Выработка точности, силы, переключаемости движений, оживление темпа явля­ются следующими шагами в освоении двигательных про­грамм. Устанавливается речевой контроль выполняемых действий: каждое движение ребенок сопровождает звуко-

комплексами, звукоподражаниями, словами, автоматизиро­ванными речевыми рядами (пересчетом), потешками (в со­ответствии со степенью овладения звуковой стороной речи). Темп и метр движения соотносятся с темпом и метром звучания. Соединяя движение с фонацией и речью, ребенок выделяет начало и конец плавного, непрерывного движе­ния, вычленяет звуки, слова из речевого потока. Так фор­мируется слухо-моторная координация, развивается регу­лирующая функция речи. Ритмические координации дви­жения и речи, подчинение их заданному темпу позволяют успешно формировать двигательную основу произвольно­го дыхательного и голосового актов, преодолевать недоста­точность пространственно-временной организации речедвигательных актов.

В тех случаях, когда физиологическое дыхание нару­шено, а фонационное — не сформировано (при дизартриях, ринолалиях), требуется включение комплекса упражне­ний, направленных на формирование синергии дыхания и фонации. В процессе их выполнения отрабатываются про­извольность, устойчивость и длительность фонационного выдоха, ритмичная смена дыхательных фаз. С этой целью с учетом медицинских показаний проводятся различные виды дыхательной гимнастики.

Использование разнообразных моделей движения, под­дающихся зрительному контролю, обеспечивает формиро­вание зрительно-моторной координации, развитие функции активного внимания. Модели движения могут быть пред­ставлены в виде зрительных ритмических рядов — доро­жек из мозаики, счетных палочек, плоскостных геометри­ческих форм, рисования линий различной протяженности и направленности. Благодаря этому преодолевается фраг­ментарность восприятия, замещение сложных действий простейшими операциями, формируется целостное воспри­ятие зрительного ряда, усваивается пространственная упо­рядоченность движения слева направо.

Использование дорожек при построении слуховых рит­мических рядов (музыкальных инструментов, бытовых

шумов) позволяет вычленять различные звучания из ме­лодического потока, дифференцировать их, сохранять по­следовательность звучаний. Так формируются зрительно-слуховые координации, развиваются функции удержания и распределения внимания.

Ритмические трансформации, направленные на удержа­ние заданного ритмического ряда и переключение его с од­ной модальности на другую, способствуют развитию функ­ций активного внимания, мнестических процессов. Эффек­тивно использование подобных упражнений на этапе автоматизации поставленных звуков.

Показателями результативности первого этапа являются:


Первый блок упражнений (направлен на построение ритмического ряда)

Упражнение 1

Цель. Формировать повторяющийся ритм движений рук с наращиванием их количества и сохранением посто­янного темпа выполнения.

Ребенку предлагается образец повторяющихся ритмич­ных движений рук с постоянной фиксацией силового на­пряжения в начале или конце движения. Ритмичность повторяющихся движений достигается за счет соблюдения
очередности (логопед стучит, затем ребенок стучит) и со­
хранения темпа выполнения задания, комфортного для ре­бенка.

Упражнение 2

Цель. Формировать чередующийся ритм движений.

Ребенку предлагается повторять серию движений (хлоп­нуть, стукнуть, топнуть) сопряженно с логопедом, с очеред­ностью и по показу.

По мере усвоения заданной серии необходимо менять последовательность выполнения движений.

Упражнение 3

Цель. Формировать устойчивый ритм дыхательных движений (с помощью дыхательной гимнастики).

Работа начинается с определения темпа, оптимального для ребенка, стремления к сохранению постоянного темпа дыхательных движений. Количество устойчивых движе­ний увеличивается от занятия к занятию и фиксируется путем пересчета и регистрации итогового количества. Ло­гопед производит пересчет в темпе дыхательных движе­ний ребенка.

Упражнение 4

Цель. Формировать представление о ритмическом зри­тельном ряде на основе повторяемости его элементов.

Ребенку предлагается выложить ряд форм с заданны­ми свойствами (дорожку из красной мозаики, забор из жел­тых палочек, дорожку из квадратиков), выбрав необходи­мые из множества.

11

Вариант. Ребенку предлагается выделить на каждой строчке форму, не похожую на остальные (см. рис. 1). Пред­варительно проводится анализ изображений, выбираются оди­наковые (объединенные по признакам цвета, формы, величи­ны, наличию или отсутствию углов, направлению штриховки и др.). Затем определяется лишняя, отличающаяся от других форма. Одинаковые можно заштриховать или раскрасить.



Рис. 1

Упражнение 5

Цель. Составлять ритмический ряд на основе чередова­ния его элементов.

Ребенку предлагается выложить ряд геометрических форм с чередованием:

а) цвета,

б) величины,

в) формы.

Чередование элементов предлагается по показу или об­разцу (см. рис. 2).

12

После предварительного анализа и выделения каждого элемента ритмического ряда ребенку предлагается продол­жить ряд.

О О

Рис. 2

Вариант 1. Чередование элементов ритмического ряда задается речевой инструкцией, например: выложи разно­цветную дорожку. Сначала положи два красных, потом два желтых кружочка.

Вариант 2. Ребенку предлагается закончить ряд (см. рис. 3), вставив недостающие формы.

Рис. 3

Вариант 3. Ребенку предлагается найти нарушения ритмического ряда (см. рис. 4) и исправить его.

ОП ОП ПОПО

Рис. 4 Инструкции:

Вариант 4. Ребенку предлагается выложить ряд из за­данных геометрических форм и затем зарисовать его, ис­пользуя школьный трафарет.

13

Для этого упражнения можно использовать деревян­ные геометрические формы из набора «Учись считать», пластмассовые формы из набора «Конструктор», шаблоны и школьный трафарет.

Упражнение 6

Цель. Воспроизводить линейный ритмический ряд, ис­пользуя прием рисования.

Ребенку предлагается нарисовать вертикальные линии в определенном ритме — с чередованием цвета, высоты линий или расстояния между ними (см. рис. 5). Игровые приемы — нарисовать разноцветный забор с чередовани­ем двух и более цветов, «починить» его, вставив пропущен­ные линии заданного цвета и высоты, — позволяют фор­мировать устойчивые двигательные переключения.



Вариант 1. Аналогичное задание (см. рис. 6) дается на рисование горизонтальных линий («коврик»).



Рис. 6

Вариант 2. Ребенку предлагается задание на чередова­ние вертикальных и горизонтальных линий (см. рис. 7):

а) с заданным количеством деталей (заборчик из двух
вертикальных и одной горизонтальной линий, из двух вер­тикальных и двух горизонтальных);

б) с заданным цветом деталей (вертикальные линии —
красные, горизонтальные — желтые).






Рис. 5

Подготовительное упражнение:

Выложить заборчик с чередованием цвета из счетных палочек. Основой (землей) может служить длинная линей­ка, полоска бархатной бумаги.

14



Рис. 7

Усложнение:

Включение дополнительных знаков в ритмический ряд, составление произвольного ряда по замыслу ребенка, что

15

позволяет формировать избирательность и переключаемость произвольного внимания, повышает уровень рабо­тоспособности. Используются приемы рисования со зри­тельными опорами в виде сплошных и пунктирных линий, выделения точек начала и конца движения.

Основным условием выполнения упражнения является сохранение чередования цвета, высоты или длины линий.

Какие предметы нарисованы на верхней строке? Запомни последовательность их расположения. Найди такую же последовательность в каждом ряду (см. рис. 9) и обведи ее цветным карандашом (закрой фишкой).




Упражнение 7

Цель. Выделять заданную ритмическую цепочку в пред­лагаемом ряду (строке).

Ребенку предлагается запомнить порядок расположе­ния геометрических форм (различных предметных изоб­ражений, линейных конструкций, букв) в рамочке, найти ряд форм, расположенных в той же последовательности на строке (в ряду).

Варианты инструкций:

Какие формы нарисованы в рамочке? Запомни по­следовательность их расположения. Найди строку с та­ким же рядом форм. Заштрихуй все формы на этой стро­ке (см. рис. 8).



Рис. 9





Рис. 10

Найди буквы «а», «у», обведи их цветными каран­дашами: букву «а» красным карандашом, букву «у» — зеленым (см. рис. 10).




Второй блок упражнений (направлен на установление ритмических координаций)

Упражнение 8

Цель. Соотносить ритм повторяющихся движений с ритмическим рисунком стихотворного текста.

Ребенок проговаривает знакомый стихотворный текст, отхлопывая (отстукивая) ритм обеими руками или сопровождая его покачивающими движениями по столу в на­правлении от основания кисти к пальцам.

16

2 Работа над ритмом в логопедической практике

17

С безречевыми детьми это упражнение выполняется способом совмещенных действий, когда логопед прогова­ривает текст, отхлопывая или отстукивая ритм руками ребенка.

Вариант 1. Ребенок проговаривает знакомый стихо­творный текст, ритмично дирижируя ведущей рукой (счет 2/4). Направление дирижирующих движений горизонталь­ное — от себя к логопеду и обратно.

Вариант 2 (коллективные формы). Ребенок прогова­ривает знакомые считалочки, сопровождая их «салящи­ми» движениями руки к другим детям и логопеду.

Упражнение 9

Цель. Соотносить ритмический рисунок движений рук с речевым ритмом.

Выполнение пассивной гимнастики кисти и пальцев рук сопровождается звукокомплексами, слогами (речевыми сред­ствами, доступными ребенку).

1. Последовательное вращение каждого пальца руки
ребенка по часовой стрелке и против нее сопровождается
мелодичным произнесением или пением цепочки повто­ряющихся слогов: большой палец — «па-па-па», указатель­ный — «та-та-та», средний —«ка-ка-ка», безымянный —
«ля-ля-ля», мизинец — «ма-ма-ма».

  1. Последовательное растягивание межпальцевых скла­док путем отведения каждого пальца руки, начиная с боль­шого, сопровождается восклицанием «опа!». При этом
    объем движений, растягивающих каждую межпальцевую
    складку, является максимальным.

  2. Последовательное сгибание и разгибание каждой
    фаланги пальцев руки сопровождается эмоциональным
    восклицанием «ку-ку!».

18


  1. Последовательное разминание большого и указатель­ного, большого и среднего, большого и безымянного паль­цев, большого пальца и мизинца сопровождается звукопод­ражанием «топ» (на звук «п» логопед легко сжимает кон­чики пальцев ребенка).

  2. Последовательное прокатывание межпальцевого про­странства между указательным и большим, средним и ука­зательным, безымянным и средним, мизинцем и безымян­ным пальцами раскрытой ладонью логопеда сопровожда­ется эмоциональным восклицанием «ух!» или «ах!».

Координация движения и речи формируется поэтапно. На первом этапе логопед фиксирует внимание ребенка на двигательных ощущениях, побуждает к речевому сопро­вождению каждого действия. Целью следующего этапа является координация действий логопеда и речи ребенка. Основным условием выполнения упражнения является фиксация начала и конца движения в соответствии с про­должительностью слоговой цепочки и подчинение речево­го темпа темпу движения.

Упражнение 10

Цель. Соотносить ритм звучания музыкальных инстру­ментов с ритмом движений.

Звучание каждого музыкального инструмента соотно­сится с имитационным движением. Например, звучание колокольчика соответствует раскачивающим движениям кистей рук, барабана — попеременным движениям кула­ков по столу, бубна — похлопывающим движениям кула­ка о раскрытую ладонь, дудочки — синхронным движе­ниям обеих рук, прижатых к губам. Ребенок слушает зву­чание и воспроизводит соответствующее движение.

Вариант 1. Ребенок воспроизводит движения под ритм звучания музыкальных инструментов с наращиванием ряда, фиксацией количества движений и звучаний.

19

Вариант 2. Ребенок воспроизводит ритмы в соответ­ствии со сменой звучания музыкальных инструментов со­ответствующими им движениями.

Усложнение:

Увеличение количества звучаний и движений, участву­ющих в составлении ритмического ряда; нарушение рит­мических координации: несоответствие звучаний музыкаль­ных инструментов движениям.

Упражнение 11

Цель. Соотносить количество звуковых сигналов с ко­личеством элементов зрительного ряда.

Ребенку предлагается игровая ситуация: как только он слышит звук барабана, то кладет на дорожку кружочек (инструмент находится за ширмой). Логопед стимулирует ребенка к выполнению действия сразу после звукового сиг­нала. Далее ребенку предлагается озвучить дорожку, иг­рая на барабане столько раз, сколько кружочков на до­рожке. Количество звуковых сигналов может быть огра­ничено в соответствии со способностью ребенка к пересчету и называнию итогового числа.

Вариант. Озвучивать дорожку можно, используя другие музыкальные инструменты (колокольчик, дудочку, бубен).

Упражнение 12

Цель. Соотносить ритм звучания музыкальных инстру­ментов со зрительным ритмом, выстраивать ритмический ряд с опорой на цвет.

«Разноцветные звуки»: предварительно ребенку пред­лагается образец звучания двух различных инструментов. Каждое звучание соотносится с фишкой (карточкой) соот­ветствующего цвета. Затем предъявляется повторяющий­ся или чередующийся ряд цветных фишек (карточек) и

20

предлагается воспроизвести звучание соответствующих музыкальных инструментов.

Вариант 1. «Цветной оркестр»: ребенок выкладывает ритмический цветовой ряд по инструкции (образцу, пока­зу), затем воспроизводит звучание соответствующих музы­кальных инструментов.

Вариант 2 (коллективные формы):

Вариант 3. Ребенку предлагаются готовые ритмиче­ские цветовые ряды с заложенными в них ошибками или пропущенными элементами. Логопед дает последователь­ное звучание музыкальных инструментов, дети находят и исправляют ошибки или выкладывают недостающие эле­менты.

Усложнение:

Увеличение количества звуков, участвующих в состав­лении слухового ритмического ряда либо времени между предъявлением звукового образца и составлением ритми­ческого цветового ряда.

Упражнение 13

Цель. Соотносить ритм движений с ритмом звукопод­ражаний голосам животных, птиц, бытовым шумам.

Звукоподражания голосам животных, птиц, бытовым шумам соотносятся с имитационными движениями рук (доступными для ребенка). Используются синхронные («прыг-прыг») и попеременные («топ-топ») движения.

21

Вариант 1. Ребенок воспроизводит ритмические коор­динации звукоподражаний и движений с наращиванием ряда, фиксацией количества движений и звукоподражаний.

Вариант 2. Ребенок воспроизводит ритмические коор­динации, соотнося характер движения с интонацией произ­носимых звукоподражаний.

Например: кошечка («мяу») — мягкие поглаживаю­щие движения; корова («му»)— интенсивные постукива­ющие движения.

Вариант 3. Ребенок воспроизводит ритмические коор­динации со сменой звукоподражаний и соответствующих им движений.

Логопед произносит цепочку повторяющихся или че­редующихся звукоподражаний, побуждая ребенка выкла­дывать форму на дорожку (линейку) после каждого звуча­ния.

Вариант 1. Логопед предлагает ребенку озвучить с по­мощью звукоподражаний дорожку, заранее выполненную из чередований квадратов и кругов.

Вариант 2. Логопед воспроизводит цепочку звукопод­ражаний с ошибками (без соответствия звукоподражания цвету дорожки), побуждая ребенка внимательно слушать и исправлять ошибки.





Звукоподражания

бом-бом

хлоп-хлоп

тук-тук

Движения

хлопки ладонью по столу

хлопки в ладоши

постукивание кулаком по столу

Усложнение:

Увеличение количества звукоподражаний и движений, участвующих в составлении ритмического ряда, наруше­ние ритмических координации: несоответствие звукопод­ражания и движения, когда ребенок исправляет ошибки взрослого.

Упражнение 14

Цель. Соотносить ритм повторяющихся и чередующих­ся звукоподражаний голосам животных, птиц, бытовым шумам с ритмом выбранных на основе зрительного вос­приятия геометрических форм.

Звукоподражания голосам животных, птиц, бытовым шумам соотносятся с геометрическими формами. Напри­мер, мычание коровы — с квадратом, мяуканье кошки — округом.

22

Упражнение 15

Цель. Соотносить ритм движений со слуховым рит­мом.

«Разноцветные штрихи»: ребенку предлагается рисо­вать мелками, пастелью, простым карандашом штрихи (клубочки) тогда, когда он услышит звук музыкального инструмента (колокольчика, бубна, свистка) либо музы­кального отрывка («Дождик», «Полечка» и др.).

Вариант. «Веселые печати»: ребенку предлагается «пе­чатать» на листе бумаги веселые картинки, когда он слы­шит звук бубна (барабана).

Основным условием выполнения этого упражнения является координация звучания инструмента (музыкаль­ного отрывка) с движением руки. Игровые приемы «Раз­ноцветные штрихи», «Веселые печати» включаются в ра­боту над слуховым восприятием.

Усложнение:

Предъявляется непрерывное чередование громкого и тихого звучания музыкального инструмента (бубна) или звуковой коробочки. Слушая его, ребенок проводит линии

23

без отрыва от листа бумаги (доски) (см. рис. 11). Основ­ным условием выполнения данного упражнения является соотнесение громкости звучания и силы нажима при напи­сании линий: громкое звучание соответствует написанию линии сверху вниз с сильным нажимом, слабое звучание — линии снизу вверх со слабым нажимом.



Рис. 11

Упражнение 16

Цель. Соотносить ритм движений с речевым ритмом.

Ребенку предлагается дорисовывать предметные изо­бражения (заборчики, полосатые коврики для куклы), про­водя вертикальные линии (см. рис. 12):



Рис. 12

а) с фиксацией начала и конца движения;

б) с заданными параметрами (высокие — низкие за­борчики, длинные — короткие коврики).

Рисование вертикальных линий сопровождается рече­вым комментарием в виде эмоциональных восклицаний

24

(«опа»), звукоподражаний («кап»), слоговых рядов, фра­зы («Сверху вниз»).

Вариант. Ребенку предлагается дорисовывать предмет­ные изображения (лесенки, полочки для шкафчика и др.), проводя горизонтальные линии:

а) с фиксацией начала и конца движения,

б) с заданными параметрами (узкие — широкие, длин­ные — короткие лесенки или полочки).

Рисование горизонтальных линий сопровождается ре­чевым комментарием в виде эмоциональных восклицаний («опа»), звукоподражаний («топ»), слоговых рядов, фразы («Слева направо»).

Основным условием выполнения этого упражнения яв­ляется координация движения руки и речи.

Упражнение 17

Цель. Соотносить ритм движений с речевым ритмом.




Ребенку предлагается нарисовать заборчик, проводя линии без отрыва от листа бумаги (доски) (см. рис. 13). Рисование сопровождается речевым комментарием («раз и»). На «раз» он проводит линию сверху вниз с силь­ным нажимом, на «и» — линию снизу вверх со слабым нажимом.

Рис. 13

Рис. 14

Усложнение:

«Дракоша»: ребенку предлагается нарисовать дракошу, проводя линии без отрыва от листа бумаги (доски) (см. рис. 14). Каждая линия с нажимом короче предыдущей на

25

1/2 (1/3). Рисование сопровождается речевым коммента­рием «и_ раз».

Упражнение 18

Цель. Соотносить ритм движений с ритмом автомати­зированных речевых рядов (пересчетом).

Ребенку предлагается выполнять цепочку повторяющих­ся или чередующихся движений в соответствии с речевой инструкцией: «Хлопни в ладоши два раза, стукни ладош­ками по столу три раза. Повтори несколько раз эти дви­жения со счетом». Ребенок хлопает в ладоши, сопровож­дая каждое движение пересчетом: «Раз, два», стучит ла­дошками три раза по столу: «Раз, два, три». Темп выполнения движений задается темпом пересчета.

Упражнение 19

Цель. Выстраивать ритмический ряд на основе соотне­сения движений и фонации.

Предварительная работа заключается в усвоении при­емов фонетической ритмики, направленной на синхрониза­цию моторного комплекса (артикуляции и движения рука­ми), фонации и дыхания.

Вариант 1. Построение ритмического ряда из двух по­следовательно произносимых звуков и его воспроизведе­ние с опорой на моторный комплекс.

Например, логопед показывает движения руками, побуж­дая ребенка к воспроизведению ритмического ряда: «ау». На «а» — разводить руки в стороны, на «у» — вытягивать руки вперед из положения «ладошки на уголках рта».

Вариант 2. Построение и воспроизведение ритмического ряда, состоящего из двух последовательно производимых дви­жений с опорой на фонацию. Логопед проговаривает цепочку 26

гласных звуков, побуждая ребенка к скоординированному воспроизведению звукового и моторного комплекса.

Вариант 3 (коллективные формы). Повторение ком­плекса по цепочке: логопед показывает одному ребенку, тот — своему соседу и т. д. Последний ребенок показыва­ет движение логопеду и воспроизводит звучание.

Вариант 4. Воспроизведение звукового ряда с помощью образца движения.

Логопед показывает движение руками и артикуляцию звукового ряда (беззвучно), предлагая ребенку громко по­вторить заданный ряд, как в сочетании с движением, так и без него, с небольшим временным интервалом.

Вариант 5. Логопед показывает артикуляцию звуко­вого ряда (беззвучно), предлагая ребенку громко повторить этот ряд наоборот: «ау у а, у и — иу, аи иа, оу уо». В случае ошибки ребенка можно сопровождать предъявле­ние звуков соответствующими движениями (как со сторо­ны педагога, так и со стороны ребенка).

По мере усвоения ребенком данного комплекса упраж­нений звуковой материал включается в дыхательную и го­лосовую гимнастику.

Упражнение 20

Цель. Выстраивать ритмический ряд на основе соотне­сения буквы и звука.

Ребенку предлагается выстроить буквенный ряд по об­разцу или речевой инструкции, используя буквы из маг­нитной азбуки.

Варианты инструкций:

Найди и поставь сначала букву «а», потом букву «у». Рядом с буквой «у» поставь букву «а». Продолжи этот ряд.

27

Найди и поставь букву «у», слева от нее поставь букву «а», справа букву «а».

Ребенок составляет ритмический ряд и напевно озву­чивает каждый его элемент. Основным условием выпол­нения этого упражнения является соблюдение приемов дыхательной гимнастики, когда заданный ритмический ряд произносится на одном выдохе.

Усложнение:

Включение движений фонетической ритмики при озву­чивании зрительного ряда.

Упражнение 21

Цель. Соотносить ритмический зрительный ряд с рече­вым ритмом.

Ребенку предлагается «зашифровать» заданные слоги разноцветными кружками и с помощью этого «шифра» заполнить строку по образцу. Образцом служит речь логопеда, который проговаривает ритмический ряд повто­ряющихся или чередующихся слогов, предлагая ребенку воспроизвести его на строке с помощью разноцветных кружков. Слоги проговариваются логопедом в темпе, опти­мальном для ребенка. В качестве предварительной рабо­ты проводится совместное составление образца, когда каж­дому слогу присваивается кружок заданного цвета и его анализ (речевое планирование).

Упражнение 22

Цель. Соотносить ритм движений с речевым ритмом.

Ребенку предлагается проговаривать цепочку слогов, соблюдая условие: слоги со звуком «а» проговаривать, от­хлопывая в ладоши, слоги со звуком «у» — отстукивая по столу:

а) па-пу, па-пу, па-пу, па-пу, па-пу, па-пу, па-пу, па-пу;

б) па-па-пу, па-па-пу, па-па-пу, па-па-пу, па-па-пу;

28

в) пу-пу-па, пу-пу-па, пу-пу-па, пу-пу-па, пу-пу-па;

г) пу-па-пу, пу-па-пу, пу-па-пу, пу-па-пу, пу-па-пу.

Упражнение 23

Цель. Соотносить речевой ритм со зрительно-двигатель­ными координациями.

«Звуковые дорожки»: ребенку предлагается напевно произносить гласные звуки (слоги), проводя пальцем по дорожке. Основное условие: соотносить продолжительность звучания с длиной дорожки (голос звучит, пока движется рука по дорожке).

а)

Упражнение 24

Цель. Соотносить ритм движений со зрительно-рече­выми координациями.

Предварительно логопед обводит на листе бумаги ла­дошку ребенка, предлагает показать на рисунке каждый пальчик и назвать соответствующий ему слог (см. упраж­нение 9, пункт 1). Используя рисунок, логопед показывает цепочку движений, сопровождая их слогами. Например, на­жимая последовательно на изображение большого, средне­го, безымянного пальцев, произносит: «па — ка ля». Ре­бенку предлагается повторить действия логопеда сразу по­сле предъявления образца и с небольшим временным интервалом.

29

Третий блок упражнений (направлен на усвоение способов трансформации)

Упражнение 25

Цель. Воспроизводить ритмические ряды по образцу (речевому, зрительно-двигательному).

Логопед предлагает ребенку последовательность дей­ствий:

а) выложить разноцветную дорожку, слушая голоса
животных (каждому звукоподражанию соответствует опре­деленный цвет квадрата);

б) «озвучить» эту дорожку с помощью звукоподража­ний, нажимая пальчиком на каждый квадрат;

в) воспроизвести серию движений (стучать кулачками
на звукоподражание «му», хлопать в ладоши на звукопод­ражание «ме») с одновременным проговариванием звуко­подражаний, используя в качестве образца разноцветную
'дорожку.

Упражнение 26

Цель. Воспроизводить речевой ритмический ряд по дви­гательному образцу.

Логопед показывает цепочку движений (см. упражне­ние 22), побуждая ребенка воспроизводить соответствую­щий слоговой ряд. Например, два хлопка в ладоши, два стука по столу соответствуют слоговой цепочке «па па пу пу».

Упражнение 27

Цель. Воспроизводить речевой ритмический ряд с по­мощью зрительно-двигательных координации.

30 .

Предварительный анализ образца включает узнавание и называние слогов с оппозиционными звуками, их соотне­сение с дорожками заданной длины. Например, слогу «па» соответствует длинная дорожка, слогу «ба» — короткая.

Ребенку предъявляются варианты дорожек, с помощью которых воспроизводятся слоговые ряды.

Образцы дорожек:

а) . _

б) . . ._

Упражнение 28

Цель. Воспроизводить ритмический ряд букв по образ­цу, заданному цветом.

Предварительный анализ образца включает узнавание и называние букв, соотнесение буквы с заданным цветом (см. рис. 15). Ребенку предлагается запомнить цвет каж­дой буквы (зеленый, желтый, красный или любой другой). Затем образец закрывается листком бумаги, предъявля­ются строчки с различными ритмическими рисунками, ко­торые необходимо «расшифровать», т. е. соотнести квад­ратик заданного цвета с соответствующей ему буквой и за­писать буквы в порядке их следования до конца строки.

Усложненный вариант этого упражнения можно ис­пользовать в работе над просодическими компонентами речи, когда ребенку предлагается расставить ударение про­извольно или в заданной позиции, разделить ряд на ритми­ческие отрезки, воспроизвести последовательность звуча­ния, соблюдая расставленное ударение, паузы (с фиксацией смены дыхательных пауз).

Если ребенок испытывает затруднения в удержании рит­мического ряда (пропускает элементы или вставляет лиш­ние, путает порядок их следования), следует уменьшить ко­личество элементов, составляющих ритмический ряд, уве­личить количество вариантов ритмических рядов, включить дополнительные задания по самопроверке готовой работы и упражнений по принципу «корректурной пробы».

31



Рис. 15

Упражнение 29

Цель. Воспроизводить речевой ритмический ряд по об­разцу, заданному цветом.

Предварительный анализ включает узнавание и воспро­изведение слогов, соотнесение их с заданным цветом, уста­новление последовательности и количества цветных кру­гов в каждом образце (см. рис. 16).

Вариант 1. Ребенку предлагается заполнить строку в соответствии с образцом, обозначенным цветом, затем вос­произвести последовательность, используя слоги.

32



Рис. 16

Образец данной карточки предлагается ребенку на эта­пе автоматизации звука «р» в слогах.

Вариант 2 (усложненный). Ребенку предлагается «за­шифровать» заданные слоги разноцветными кружками и заполнить строку по образцу с помощью этого «шифра». Образцом служит речь логопеда, который проговаривает ряд повторяющихся или чередующихся слогов и предла­гает ребенку воспроизвести его на строке с помощью раз­ноцветных кружков. Слоги проговариваются логопедом в темпе, оптимальном для ребенка. В качестве предваритель­ной работы проводится совместное составление образца, когда каждому слогу присваивается кружок заданного цве­та и его анализ (речевое планирование).

33


Упражнение 30

Цель. Воспроизводить речевой ритмический ряд по об­разцу, заданному цветом.

Предварительная работа описана в упражнениях 9 (пункт 1), 24.

Ребенку предлагается последовательность действий (см. рис. 17):

а) обвести ладошку на листе бумаги;

б) раскрасить каждый пальчик своим цветом: боль­шой — красным, указательный — желтым, средний —
зеленым, безымянный — синим, мизинец — черным;

в) вспомнить слог, соответствующий каждому паль­
чику;

г) слушая цепочку слогов, рисовать кружочки заданно­
го цвета;

д) воспроизводить цепочку слогов, используя в качестве
образца строку цветных кружочков.




Рис. 17


Усложнение: за счет введения временного интервала на этапе г, между этапами г и д.




Организация и содержание II этапа

Основными задачами второго этапа являются:

  1. усвоение ритмических эталонов темпа (быстрого —
    медленного — умеренного) и метра (чередования акценти­рованных и неакцентированных долей, паузирования);

  2. усвоение ритмического рисунка '(соотношения дли­тельности и пауз);

  3. формирование представления о ритмическом ударе­нии.

Все упражнения первого этапа выполнялись в комфорт­ном, привычном для ребенка темпе, с сохранением опреде­ленной частоты многократно повторяемых действий. На втором этапе последовательно вводятся представления о быстром, медленном и умеренном темпах. Усвоение тем­повых характеристик осуществляется на противопостав­лении быстрого и привычного темпа, медленного и при­вычного, быстрого и медленного. Устанавливается баланс между умеренным и привычным, комфортным для ребен­ка темпом.

Все ритмические упражнения второго этапа построены на изменении интенсивности и амплитуды движения, голо­совых модуляций, смены гласных, оппозиционных соглас­ных и ударения в слоговых рядах, звукоряде слова. Выде­ление паузы в ритмическом ряду любой модальности (зри­тельной, двигательной, слуховой и т. п.) осуществляется с максимальным привлечением внешних опор и постепен­ным их сворачиванием. Зрительные опоры в виде горок, синкопированных дорожек, двигательные — в виде поз и

35

движений обеспечивают успешное усвоение ритмического рисунка.

В ходе работы над просодическими компонентами речи (паузой, ударением) используются специальные знаки и условные обозначения, обеспечивающие зрительный конт­роль над организацией речевого потока.

Эти упражнения способствуют развитию мелодико-ин­тонационной стороны речи.

Показателями результативности второго этапа явля­ются:

Упражнение 32

Цель. Регулировать темп движений.

Выполнение ручных проб — «кулак — колечко», «ку­лак — ребро ладони — ладонь» сопровождается звучани­ем метронома в заданном темпе. На первом этапе целесо­образно использовать прием внешнего комментирования выполняемых действий. По мере усвоения и удержания ребенком заданного темпа организующую и контролиру­ющую роль выполняет только звучание метронома. Затем ребенку предлагается выполнение ручных проб с измене­нием темпа, заданного звучанием метронома.

Упражнение 33

Цель. Регулировать темп речедвигательных координа­ций.

Ребенок проговаривает слоговые цепочки, отхлопывая или отстукивая каждый слог в темпе, заданном метроно­мом. Координация речи, движения и звучания метронома в определенном темпе является промежуточным резуль­татом данного упражнения.


Первый блок упражнений (направлен на усвоение ритмических эталонов темпа)

Упражнение 31

Цель. Удерживать заданный темп движений.

Ребенок выполняет координаторные движения (например, хлопает в ладоши, одновременно отстукивая ритм ногой). Логопед подбирает на метрономе темп, соответствующий ин­дивидуальному темпу выполнения движений. Он побуждает ребенка прислушиваться к звуку метронома при выполне­нии данного упражнения и удерживать заданный темп.

36


па

Например:

па па па па па па

па-па-па-па-па-па-па-па-па-па-па

Достижение конечного результата заключается в про­извольном изменении темпа речи и движения в соответ­ствии с изменением темпа звучания метронома.

па

па

па

па-па-па

Например: па-па-па

Вариант. При выполнении упражнения производится учет количества слогов и движений.

37

Упражнение 34

Цель. Соотносить темп звучания со зрительно-двига­тельными координациями.

Ребенку предлагается «рисовать» быструю и медлен­ную музыку с помощью разноцветных штрихов. Предва­рительная работа заключается в прослушивании музыкаль­ного отрывка и подборе цветного карандаша или пастели.

Быстрый темп звучания соотносится с частыми штри­ховыми движениями (ПШППППП), медленный — с ред­кими штриховыми движениями (111111).

Вариант. Ребенок прослушивает новые музыкальные отрывки и подбирает к ним готовые рисунки.

Упражнение 35

Цель. Регулировать речевой темп с помощью зритель­но-двигательных координаций (дорожек и лабиринтов).

Предварительная работа заключается в заучивании скороговорок, коротких потешек, двустиший.

Ребенку предлагается проговаривать знакомый текст, проводя пальцем по лабиринту или дорожке заданной дли­ны. Основным условием выполнения этого упражнения является соотнесение речевого темпа с длиной дорожки (ла­биринта): проводя пальцем по короткой дорожке (лаби­ринту), ребенок быстро произносит знакомый текст, длин­ная дорожка (лабиринт) соответствует медленному темпу произнесения.

Второй блок упражнений

(направлен на формирование представлений
о паузировании)


Упражнение 36

Цель. Выделять паузу в ритмическом двигательном ряду.

Ребенку предлагается отхлопать (отстучать) заданный ритм, комментируя каждое движение: «Раз, два, пауза...» Энергичные хлопки (постукивания) сменяются паузой — сжиманием рук в «замочек» или плавным фиксирующим движением обеих рук по столу.

По мере усвоения ритмического ряда из цепочки дви­жений исключается движение, обозначающее паузу, затем сворачивается внешнее комментирование: «Раз, два, пауза».

Усложнение:

Смена повторяющегося ритма чередующимся:

а) раз — пауза — раз, два — пауза,

б) раз, два, три — пауза — раз — пауза,

в) раз — пауза — раз, два — пауза — раз -—пауза —
раз — пауза.

Упражнение 37

Цель. Выделять паузу в ритмическом зрительном ряду.

Ребенку предлагается воспроизвести синкопированную дорожку из счетных палочек (мозаики, геометрических форм) по образцу (см. рис. 18). Предварительный анализ образца включает выделение и комментированный показ каждого элемента ритмического ряда, включая паузу. Основным условием выполнения этого упражнения явля­ется речевое сопровождение каждого действия, например: «Две палочки пауза, одна палочка пауза...»


38
  1   2


Учебный материал
© nashaucheba.ru
При копировании укажите ссылку.
обратиться к администрации