Игнатов В.Г., Кокин А.В. Экология и экономика природопользования - файл n5.doc

приобрести
Игнатов В.Г., Кокин А.В. Экология и экономика природопользования
скачать (1120.5 kb.)
Доступные файлы (6):
n1.doc179kb.06.11.2002 09:03скачать
n2.doc755kb.06.11.2002 09:08скачать
n3.doc1744kb.06.11.2002 09:11скачать
n4.doc1744kb.06.11.2002 09:11скачать
n5.doc594kb.06.11.2002 09:12скачать
n6.doc2656kb.06.11.2002 09:15скачать

n5.doc

  1   2   3   4   5   6   7   8




Административное регулирование землепользованием включает организационные и экономические меры.

Организационные меры. Включают государственный контроль использования и охраны земельных ресурсов на основе действующего законодательства о земле (договоры, соглашения, лицензии, лимиты и т.д.), о стандартах качества эксплуатации, содержания земель, степени их опустынивания (ветровая, водная эрозия, засоление, заболачивание, подтопление и т.д.), загрязненности. Сюда относится создание общественных и экологических фондов для сохранения земель, а также экологическое (добровольное и обязательное) страхование земель различного назначения, экологическая сертификация земель.

Государственный земельный кадастр, как одна из организационных мер, представляет собой систему сведений и документов о категориях, правовом режиме земель, субъектах использования, качественных характеристик и ценности земли.
По Федеральному закону от 2 января 2000 г. № 28-ФЗ «О государственном земельном кадастре» государственный земельный кадастр – систематизированный свод документированных сведений, получаемых в результате проведения государственного кадастрового учета земельных участков, о местоположении, целевом назначении и правовом положении земель Российской Федерации. Сведений о территориальных зонах и наличии расположенных на земельных участках и прочно связанных с этими земельными участками объектов. Государственный кадастровый учет земельных участков – описание и индивидуализация в Едином государственном реестре земель земельных участков, в результате чего каждый земельный участок получает такие характеристики, которые позволяют однозначно выделить его из других земельных участков и осуществить его качественную и экономическую оценки. Государственный кадастровый учет земельных участков сопровождается присвоением каждому земельному участку кадастрового номера. Дает понятие земельного участка, как часть поверхности земли (в том числе поверхностный почвенный слой), границы которой описаны и удостоверены в установленном порядке уполномоченным государственным органом, а также все, что находится над и под поверхностью земельного участка, если иное не предусмотрено федеральными законами о недрах, об использовании воздушного пространства и иными федеральными законами. Определяет межевание земельного участка – как мероприятие по определению местоположения и границ земельного участка на местности и территориальную зону – как часть территории, которая характеризуется особым правовым режимом использования земельных участков и границы которой определены при зонировании земель в соответствии с земельным законодательством, градостроительным законодательством, лесным законодательством, водным законодательством, законодательством о налогах и сборах, законодательством об охране окружающей природной среды и иным законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
Статья 4. Цели создания и ведения государственного земельного кадастра.

Государственный земельный кадастр создается и ведется в целях информационного обеспечения:

государственного и муниципального управления земельными ресурсами;

государственного контроля использования и охраны земель;

мероприятий, направленных на сохранение и повышение плодородия земель;

государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним;

землеустройства;

экономической оценки земель и учета стоимости земли в составе природных ресурсов;

установления обоснованной платы за землю;

иной связанной с владением, пользованием и распоряжением земельными участками деятельности.


Обсуждаемые современные проблемы государственного земельного кадастра заключаются в необходимости объединения земельного кадастра с системой прав на недвижимость, которая связана с землей, а также с реестром прав, реестром юридических лиц, реестром идентификационных номеров граждан и т.д.1 Внедрение геоинформационных систем (ГИС) может оказать сильное влияние на совершенствование системы управления землепользованием и недвижимостью, тесно связанную с землей.

Мониторинг земель. Государственный мониторинг земель представляет собой систему наблюдений за состоянием земель. Объектами государственного мониторинга земель являются все земли в Российской Федерации.

Задачами государственного мониторинга земель являются:

1) своевременное выявление изменений состояния земель, оценка этих изменений,

прогноз и выработка рекомендаций о предупреждении и об устранении последствий

негативных процессов;

2) информационное обеспечение ведения государственного земельного кадастра,

государственного земельного контроля за использованием и охраной земель, иных

функций государственного и муниципального управления земельными ресурсами,

а также землеустройства;

3) обеспечение граждан информацией о состоянии окружающей среды в части

состояния земель.

3. В зависимости от целей наблюдения и наблюдаемой территории государственный мониторинг земель может быть федеральным, региональным и локальным. Государственный мониторинг земель осуществляется в соответствии с федеральными, региональными и местными программами.

4. Порядок осуществления государственного мониторинга земель устанавливается Правительством Российской Федерации.
Землеустройство – как система мероприятий по организации использования и охраны земельных ресурсов в гармонии с окружающими ландшафтами.
Землеустройство включает в себя мероприятия по изучению состояния земель, планированию и организации рационального использования земель и их охраны, образованию новых и упорядочению существующих объектов землеустройства, установлению их границ на местности (территориальное землеустройство), организации рационального использования гражданами и юридическими лицами земельных участков для осуществления сельскохозяйственного производства, а также по организации территорий, используемых общинами коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации.

Документы, подготовленные в результате проведения землеустройства, используются при ведении государственного земельного кадастра и мониторинга земель.

См. также Федеральный закон от 18 июня 2001 г. N 78-ФЗ "О землеустройстве"

Организация и порядок проведения землеустройства.

1. Землеустройство проводится по инициативе уполномоченных исполнительных органов государственной власти, органов местного самоуправления, собственников земельных участков, землепользователей, землевладельцев или по решению суда.

2. Землеустройство проводится в обязательном порядке в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, федеральными законами.

3. Сведения о землеустройстве носят открытый характер, за исключением сведений, составляющих государственную тайну, и сведений, относящихся к личности собственников земельных участков, землепользователей, землевладельцев или арендаторов земельных участков.

4. При проведении землеустройства обеспечивается учет законных интересов лиц, права которых могут быть затронуты при его проведении, путем извещения их в письменной форме землеустроителями не позднее, чем за семь календарных дней до начала работ. Отсутствие при проведении землеустроительных работ надлежащим образом извещенных лиц не является препятствием для проведения землеустройства.

Заинтересованные лица вправе обжаловать действия, ущемляющие их права и законные интересы, в установленном порядке.

5. В случае изъятия, в том числе путем выкупа, земельных участков для государственных или муниципальных нужд собственники земельных участков, землепользователи, землевладельцы и арендаторы земельных участков обязаны обеспечить доступ к земельным участкам для проведения землеустройства.

6. Юридические лица или индивидуальные предприниматели могут проводить любые виды работ по землеустройству без специальных разрешений, если иное не предусмотрено федеральными законами.

7. Порядок проведения землеустройства устанавливается федеральными законами, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.
Экономические меры. Включают экономическое стимулирование, экономическую защиту землепользования, определяют рациональное, сбалансированное, синергетическое использование и охрану земельных ресурсов от негативных последствий хозяйственной деятельности с помощью:

- выделения бюджетных кредитов для восстановления земель;

- частичной компенсации государством снижения дохода не по вине пользователей земельным фондом;

- поощрения землепользователей за улучшение качественной характеристики использования и обработки земли, за эффективную систему охраны земельного ресурса в рамках прогрессивных (ужесточающихся во времени) экологических требований;

- установление повышенных цен на экологически чистую продукцию;

- установление налоговых и иных льгот за перевод земель из мало,- в высокопродуктивные;

- установление повышенного налогообложения за ухудшение параметров, указанных в экологическом сертификате, за невыполнение обязанностей по приведению земель в состояние, пригодное для использования по назначению, за искажение сведений государственной экологической регистрации и т.д.;

- установления платности за пользование землей.

При этом платность землепользования подразумевает:

- плату за использование земли в пределах установленных нормативов;

- за загрязнение земли в пределах лимитов (ограничений);

- за загрязнение земли сверх установленных лимитов (платежи за загрязнение).

Форма платы за землю:­ земельный налог, арендная плата, нормативная, рыночная цена земли.

В условиях формирования рыночного механизма в России объективно определить цену на землю можно в ходе торгов. Но даже там, где рынок сформирован, необходим механизм его регулирования. Об этом свидетельствует опыт, в частности, ФРГ, Швеции, имеющих механизм оценки земель на основе использования такого составляющего, как нормативная оценка стоимости земли. Методика обоснования нормативной цены земли еще не отработана и требует совершенствования. Она должна быть достаточно гибкой, учитывая изменения в экономике, в АПК, качественные особенности земель, универсальной (пригодной для всех территорий) и др.

Очевидна необходимость учета общероссийской классификации земель, местных особенностей и, конечно, получаемого дифференциального дохода. По крайней мере, хотя бы в приближенном размере земельной ренты при сложившейся ставке ссудного процента по долгосрочным кредитам. Цена земли должна реализовать свою важнейшую функцию регулирования землепользования.

С помощью земельного рынка должна осуществляться передача участков земель от тех пользователей, кто не смог эффективно распорядиться землей , к тем , кто будет более рачительным, сможет получить больший эффект от владения ею. Данный процесс должен быть регулируемым административными и экономическими методами. Уровень подобного регулирования должен зависеть от конкретной экономической ситуации в регионе. Здесь важно выработать меры для решения задач, связанных с возрастным, квалификационным цензом, с проведением конкурсов на передачу земельных участков новым землепользователям.

Экономические методы воздействия призваны регулировать отношения по поводу защиты сельскохозяйственных земель, сохранения и повышения плодородия, защиты от загрязнения, эрозии, засоления, обводнения, любых форм отчуждения. К ним относится финансовое воздействие с помощью налогов, штрафов, льгот, субсидий, кредитования; финансирование на основе федеральных и региональных программ. В настоящее время важна государственная поддержка, в том числе развития ипотечного кредита долгосрочного и среднесрочного характера под залог имущества, в т.ч. и земель. Снижение или освобождение от налогов, если это обеспечит эффективное землепользование, бюджетное финансирование. Оборот земли - нормальное явление для рыночного хозяйства. Но это направление в земельных отношениях, как показывает зарубежный опыт, имеет и негативные стороны. В этой связи заслуживает внимания аренда сельскохозяйственных угодий с учетом создания противовесов против хищнического использования земель или использования их не по назначению.

Результатом первого этапа реформы явилось устранение в агропромышленном комплексе диктата со стороны вышестоящих органов управления, сковывавшего инициативу землепользователей. Осуществлен переход от единственного вида собственности на землю (государственной) к ее многообразию. В собственность сельских товаропроизводителей передано около 93% площади всех сельхозугодий. За крестьянскими (фермерскими) хозяйствами закреплено около 12 млн. га земли, или 5% всех сельхозугодий. Расширены площади приусадебных земель сельских жителей. Миллионы граждан получили участки под сады и огороды.

Однако положительные результаты аграрной реформы не обошлись и без издержек, связанных с падением производства, разрушения производственного потенциала, а также с допущением ошибок. Аграрная реформа начала проводиться без достаточного теоретического обоснования, без детально проработанной программы, учитывающей условия территорий и отраслей АПК. Западные модели ведения сельскохозяйственного производства не могут быть приняты без их серьезной модификации, особенностей отношения собственности. Во многих странах развиваются различные формы собственности и при определенных условиях с высокоэффективным производством (Китай, Израиль, США). Ошибочным явилась приватизация перерабатывающих, обслуживающих предприятий, собственниками которых стали их коллективы. Произошел сдвиг в ценообразовании в пользу данных структур в ущерб эквивалентных отношений сельскохозяйственного производства с перерабатывающими и обслуживающими предприятиями, торговлей. Поддержка государства осуществляется, но она недостаточна.

По своей экономической природе плата за землю представляет собой, с точки зрения права частной собственности, - абсолютную земельную ренту. Если же земля принадлежит всему обществу, то абсолютная рента устраняется. В таком случае плата за землю является частью земельной ренты (дифференциальной). Следовательно, в отличие от абсолютной ренты она учитывает различие в плодородии, местоположении, включая рельеф, уровень водообеспечения, климат, наличие дорог и инфраструктуры - то есть это дифференциальный доход.

Принципиально цена земли может быть рассчитана на основе рентного подхода:


где R - величина годовой ренты, r – коэффициент, берется меньше 1,0, а его величина часто определяется банковским (ссудным) процентом.

Например, если ежегодная рента земельного участка составляет 10 рублей, а ссудный процент равен 10, тогда цена участка составит 100 рублей.

Для ввода механизма оборота земель необходимо создание земельных банков, которые могли бы давать кредиты под залог земли.

Дифференциальная рента формируется за счет разного качества земли, разного положения относительно дорог, их качества, энергообеспеченности, транспорта, рабочей силы, наличия воды и т.д. Разность в получаемых результатах землепользования в этом случае составляет основу дифференциальной ренты.

Затратный подход на формирование цены земли определяется затратами на подготовку, обработку земли, на выращивание и переработки продукции. Этот подход используется для оценки стоимости воспроизводства земельного ресурса определенного качества. То есть, рассчитываются как бы компенсирующие затраты на возможность восстановления земельного ресурса. Однако в затратном механизме цены земли возникает парадокс, суть которого заключается в том, что земля лучшего качества несет меньше затрат на воспроизводство продукции земледелия, чем земля худшего качества и на восстановление ее качества расходуется меньше средств, чем на землю худшего качества.

Альтернативная стоимость земли (упущенная возможность). Позволяет оценить землю (или любой другой ресурс) имеющую заниженную рыночную цену или вообще не имеющую ее, и через упущенные доходы и выгоды, которые можно было бы получить при использовании данного ресурса, в других, альтернативных целях.

Если земля отведена под разработку полезного ископаемого, и она не может быть использована для сельскохозяйственного производства (кроме условий подземной добычи), то такую потерю необходимо компенсировать соответствующими платежами с учетом дифференциальной ренты, а также с учетом ущерба лесам, водным средам, ландшафтам, паркам и т.д. в размере возможного их восстановления или создания аналога в другом месте. Такая компенсация может быть препятствием для освоения месторождений полезных ископаемых, но это позволяет определить целесообразность ведения подобных разработок.

Осуществляя компенсацию потерь, горнодобывающие предприятия увеличат капитальные затраты, списывая их на себестоимость сырья, тем самым реально определяя их действительную стоимость.

Введенный в действие с 1 января 1992 г Закон «О плате за землю» определил порядок, формы, размеры, льготы платы за землю сельскохозяйственного и несельскохозяйственного назначения, включая земли населенных пунктов, промышленности и транспорта. Лесного и водного фонда.

Закон вводит нормативную цену земли, определяет льготы по плате за землю и порядок взимания данного платежа, и его использование. Введение в действие закона позволяет прекратить практику произвольного изъятия доходов хозяйств, и свел размеры платежа к объективным данным с площади и видам участков земли, их ценности.

Либерализация цен, инфляционные процессы уточнят ставки платежей с учетом реальных финансовых условий хозяйственной деятельности предприятий и организаций. Эти изменения нашли отражение в федеральном законе «О внесении изменений и дополнений в Закон РСФСР» О плате за землю” (9 августа 1994). По этому закону существенно увеличены размеры ставок земельного налога на сельхозугодья, за земли городов и поселков, предоставлены дополнительные льготы по земельному налогу предприятиям, организациям и учреждениям отдельных отраслей народного хозяйства, а также для граждан. Начиная с 1995 г, правительство индексирует ставки земельного налога. Плательщиками налога могут выступать российские и иностранные юридические и физические лица и лица без гражданства.

Объектами обложения являются земли сельскохозяйственного назначения, земельные участки для жилищного, дачного, гаражного строительства, предпринимательской деятельности, земли промышленности, телевидения, энергетики, информатики и космического обеспечения, земли лесного и водного фондов, земли городов и других населенных пунктов. В качестве объективной величины налога принята нормативная величина земельной ренты.

В размер ренты не входит предпринимательский доход, полученный за счет лучшего хозяйствования и других субъективных факторов.

Ставки налога устанавливаются отдельно по категориям земель основного целевого назначения, видам угодий, природным зонам, группам почв, городам, поселкам, зонам крупных населенных пунктов. За сельхозугодья устанавливаются по видам угодий - пашни, многолетние насаждения, сенокосы, пастбища. Отдельно учитываются неорошаемые и орошаемые, осушенные пашни, участки закрытого грунта (парники и теплицы):


ЗН- земельный налог; S1- площадь земельного участка по данным учета местных комитетов по земельной реформе; n- количество участков земли различного назначения, находящихся в пользовании одного юридического или физического лица; С1- ставка земельного налога соответствующего назначения; К1 - коэффициент корректировки ставки земельного налога.

На территории области, края, республики величина ставок налога также может различаться в зависимости от качества земли, корректировок налога, исходя из качества дорог, удаленности плательщиков от административных центров.

За участки в границах сельских населенных пунктов или вне их, но представленных для ведения личных подсобных хозяйств, садоводства, огородничества, животноводства, сенокошения и выпаса скота, земельный налог взимается по средним ставкам налога для земель сельхозназначения данной территории (района).

Ставки за пользование участками городской территории базируются на нормативах капитальной оценки городских земель с учетом градостроительной ценности.

В облагаемую площадь включаются земельные участки, занятые зданиями и сооружениями, участки необходимые для их содержания (санитарно-защитные зоны объектов, технические и др.зоны). В городах повышенного статуса (в т.ч. курортные зоны отдыха и др.) применяются коэффициенты увеличения средней ставки земельного налога.

Налог на земли, занятые жилищным фондом, а также под личным подсобным хозяйством, дачными участками, индивидуальными, кооперативными гаражами в границах городской черты, взимается со всей площади земельного участка в размере 3% от ставок земельного налога, установленного в городах и поселках городского типа.

Промышленные предприятия, занимающие земли вне черты населенных пунктов, уплачивают налог в размере 20% от средних ставок ЗН для городских земель с численностью до 20 тыс.чел.

По землям водного фонда вне населенного пункта, покрытых и непокрытых водой, ставки налога устанавливаются как для участков сельхозназначения.

Налог на земли лесного фонда установлен в размере 5% от платы за древесину, отпускаемую на корню.

Законом полностью освобождены от уплаты налога участники Великой Отечественной войны, инвалиды, фермеры (впервые организующие крестьянское хозяйство) на срок 5 лет и ряд др. граждан. Не вносят налог в бюджет учреждения искусства, кинематографии, образования, здравоохранения, заповедники, ботанические сады, высшие учебные заведения, предприятия связи, госпредприятия водных путей и гидросооружений Минтранса РФ, учреждения культуры и др.

От уплаты налога на землю освобождаются при условии получения гражданами и предприятиями земли, требующей рекультивации, для добычи торфа, используемого для повышения плодородия почв (первые 10 лет пользования), осваиваемые земли на период освоения (по плану, разработанному местным комитетом по земельной реформе) и др.

Органы местной власти могут устанавливать дополнительные льготы для отдельных плательщиков в пределах сумм налога. поступающего в местные бюджеты. Могут предоставляться и частичные льготы по срокам и ставкам.

В связи с формированием земельного рынка, реальных рыночных цен особое значение приобрела нормативная цена земли. Она приближена к среднерыночным ценам и призвана обеспечить экономическое регулирование земельных отношений при передаче земли в собственность, по наследству, при дарении, предоставлении займов под залог и в других случаях.

Нормативная цена земли установлена в размере 200-кратной ставки земельного налога на единицу площади земельного участка. При определении величины нормативной цены земли не учитываются льготы по ЗН, увеличение размера ЗН за превышение норм отвода земель. Органы исполнительной власти субъектов РФ могут устанавливать в зависимости от уровня рыночных цен на земли различного назначения повышающие коэффициенты к нормативной цене земли. При этом размер нормативной цены земли не должен превышать 75% уровня рыночных цен на соответствующие земельные участки. Администрация района, города, может повышать или понижать нормативную цену земли, но не более, чем на 25%.

При осуществлении сделок с земельными участками и в иных случаях применение нормативной цены земли территориальные комитеты по земельным ресурсам и землеустройству выдают заинтересованным лицам документ о нормативной цене конкретного участка.

Зачисление средств от платы за землю производится в местные бюджеты соответствующих территорий. Часть средств централизуется в соответствии с порядком, принятым федеральным собранием РФ.
Технологические меры. Обеспечение землепользования новейшими технологиями обработки и восстановления земельных ресурсов, внедрение в производство ресурсосберегающих технологий путем повышения продуктивности земель с наименьшими энергетическими затратами с единицы обрабатываемой площади. Это: рациональное использование пахотных земель; удачное сочетание технологий севооборотов для восстановления продуктивности земель; внесение удобрений; полив капельными технологиями; биологические и химические методы борьбы с вредителями сельскохозяйственных культур. Суть стратегии развития сельскохозяйственного производства заключается в комплексировании новейших технологий обработки земли и выращивания сельскохозяйственных культур, в сохранении генетического разнообразия живой природы, связанной с землепользованием, в снижении энергетических затрат на производство единицы продукции. Для этих целей необходимо составление специальных карт и кадастров.

ТИПИЧНЫЕ ВИДЫ ЗЕМЕЛЬНЫХ ПРАВОНАРУШЕНИЙ


























































Незаконные сделки с землей























































Самовольное строительство























































Самовольное занятие земель























































Порча сельскохозяйственных и других земель























































Загрязнение земли (химическими, радиоактивными веществами, производственными отходами, сточными водами и др.)























































Строительство и эксплуатация объектов, отрицательно влияющих на состояние земель























































Нарушение срока землепользования и возврата временно занятых земель























































Систематическое не внесение платежей за землю























































Уничтожение знаков границ землепользования























































Невыполнение обязанностей по приведению земель в состояние, пригодное для использования по назначению























































Искажение сведений государственной регистрации, учета и оценки земли























































Порча плодородного слоя (почвы)























































Уклонение от исполнения предписаний должностных лиц по вопросам охраны земель






  1   2   3   4   5   6   7   8


Учебный материал
© nashaucheba.ru
При копировании укажите ссылку.
обратиться к администрации