Реферат - Национализм - файл n1.doc
Реферат - Национализмскачать (84.5 kb.)
Доступные файлы (1):
n1.doc
Введение
Существует огромное количество концепций национализма. Национализм рассматривается то как идеология, то как политическая доктрина, то как переживание, чувство. В одной из своих статей посвященных проблеме изучения национализма Э. Кисс вспоминает образное сравнение "с тем знаменитым описанием слона, которое было сделано группой слепых, каждый из которых дотрагивался до различных частей тела этого животного. Соответственно, нация рассматривается то как идеологема, то как факт политической реальности, то как общность, обладающая рядом определенных характеристик, то как общность, скрепленная единым чувством и самосознанием, то как население того или иного государства, то как просто фантом.
И тем не менее, нельзя не признать, что в подавляющем количестве трудов по проблеме национализма, даже если теории выглядят взаимоисключающими, содержится здравое зерно - вот в чем подтверждение истории про слепых и слона; ни одно исследование не может быть просто отвергнуто. "Виноват " в этом сам изучаемый феномен, что наиболее ярко выразил Б.Андерсон в своем рассуждении о трех противоречиях национализма. Парадоксы состоят в следующем: 1) Объективно современный характер нации с точки зрения ее историка - Субъективный древний характер нации с точки зрения националистов. 2) Формальная всеобщность национальности как социокультурного понятия (в современном обществе любой человек может "иметь " национальную принадлежность, подобно тому, как он имеет пол) - Реальная особенность конкретных проявлений этой национальности, как, например, по определению, греческая национальность отличается своеобразием. 3) Политическая сила национализма - Его скудость и даже непоследовательность с философской точки зрения. Если внимательно вчитаться в "список парадоксов ", то нельзя не заметить, что все они имеют как бы общий знаменатель: друг другу противопоставляются идеальная система национализма и культурная система, возникшая под воздействием идеологии национализма. Отсюда и отсутствие хотя бы минимально общепринятой не то что бы теории, а хотя бы феноменологического описания национализма. Единственное общее место - национализм зародился не ранее XVIII или в крайнем случае, XVII века.
1.Определение понятия «национализм»
При определении понятия национализм принципиально важное значение приобретает ясность и определенность терминологий. Однако добиться ясности и определенности в этом вопросе весьма трудно(если вообще возможно), поскольку терминология, выражающая национальную проблематику, как , правило, неопределенна, размыта, неоднозначна. Такая неопределенность объясняется как сложностью объекта исследований - нации, так и различной интерпретацией одних и тех же терминов национально-расовой проблематики в отечественной и зарубежной литературе.
В «Советском энциклопедическом словаре» национализм трактуется как «...буржуазная и мелкобуржуазная идеология и политика, а также психология в национальном вопросе: противоположен пролетарскому интернационализму. Основа национализма - идеи национального превосходства и национальной исключительности...». Определение более чем расплывчатое, неконкретное, но при этом однозначно подчеркивается негативный характер национализма. Негативно трактуется национализм и в отечественной научной литературе последних лет. Так, известный историк и специалист по национальной проблематике Т. М. Исламов, пишет о национализме как о явлении «...негативном, деструктивном, пренебрегающем чужими интересами, а интересы собственного этноса, зачастую ложные и мнимые, ставящем превыше всего, когда ради достижения своих целей есть готовность пожертвовать всем, вплоть до жизни и благополучия целых стран и народов».
В отечественной литературе национализм отождествляется с термином «шовинизм», характеризуется этноцентризмом, проповедью национальной исключительности и разжиганием национальной вражды и ненависти к другим этносам, которые наделяются отрицательными признаками, характеристиками.
Другим смысловым содержанием характеризуется термин «национализм» в зарубежной, где этот термин содержит позитивный смысл, хотя не исключается и негативное содержание. Так, Катрин Вердери определяет национализм как «... политическое использование символа нации через дискурс и политическую активность, а также как эмоции, которые заставляют людей реагировать на использование этого символа». Подобное определение национализма по смыслу в значительной степени совпадает с термином «национальное самосознание» в отечественной терминологии. Национализм в этом случае изначально лишен оценочного характера. В зависимости от конкретных исторических условий национализм может быть как позитивным, так и негативным. В целом в западной литературе, как и в отечественной, невозможно обнаружить единого общепринятого определения национализма. Многие исследователи начинают свой анализ от отказа дать научное определение национализма вообще. Хью Ситон-Уотсон, английский историк и социолог, сделал пессимистический вывод, что научной «...дефиниции национализма вообще не может быть». Подобный пессимизм объясняется тем фактом, что национализм - явление сложное, изменчивое как по своей сущности и значению, так и по формам проявления. Национализм - всегда явление конкретное, своеобразное. В зависимости от конкретных условий он всегда проявляется специфически. Такое многообразие проявлений обусловливает политзначность термина национализм, в связи с чем дискуссии о национализме часто сводятся к изложению конкретных исторических фактов этого явления. Разумеется, учитывая сложность явления и многообразие его проявлений, национализм невозможно определить жестко, однозначно. Любая дефиниция национализма должна быть гибкой, диалектической, но в то же время иметь определенное содержание.