Ситников А.П. Самый короткий путь к власти - файл n1.htm

приобрести
Ситников А.П. Самый короткий путь к власти
скачать (178.6 kb.)
Доступные файлы (1):
n1.htm1357kb.13.09.2006 00:16скачать

n1.htm

  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   24


САМЫЙ КОРОТКИЙ ПУТЬ К ВЛАСТИ

СБОРНИК СОВРЕМЕННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ ПРОВЕДЕНИЯ ПОЛИТИЧЕСКИХ КАМПАНИЙ

Составители сборника и авторы отдельных глав:

Николай Николаевич Петропавловский

Алексей Петрович Ситников

Максим Анатольевич Артемьев

Виктор Иосифович Гафт

 

СОДЕРЖАНИЕ

Предисловие составителя. 2

Введение. 3

Глава 1. МОДЕЛЬ ВЫБОРНОЙ КАМПАНИИ.. 4

Глава 2. СБОР ИНФОРМАЦИИ.. 6

Глава 3. ВЫБОРНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ.. 11

Глава 4. ФИНАНСИРОВАНИЕ ВЫБОРНОЙ КАМПАНИИ.. 16

Глава 5. АНАЛИЗ ОКРУГА.. 21

Глава 6. АНАЛИЗ ЭЛЕКТОРАТА.. 23

Глава 7. КЛЮЧЕВЫЕ ПРОБЛЕМЫ... 29

Глава 8. ФАКТОРЫ ВЫБОРНОЙ КАМПАНИИ.. 33

Глава 9. АНАЛИЗ ПРЕДЫДУЩИХ ВЫБОРОВ.. 34

Глава 10. АНАЛИЗ АВТОРИТЕТНЫХ МНЕНИЙ. 36

Глава 11. АНАЛИЗ КОНКУРЕНТОВ.. 39

Глава 12. АНАЛИЗ САМОГО СЕБЯ.. 41

Глава 13. КОМАНДА.. 45

Глава 14. ДОБРОВОЛЬЦЫ... 59

Глава 15. СТРАТЕГИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ.. 62

Глава 16. ТАКТИКА.. 66

Глава 17. ГРАФИК. 72

Глава 18. БЮДЖЕТ.. 82

Глава 19. КАНДИДАТ.. 83

Глава 20. РАБОТА СО СРЕДСТВАМИ МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ.. 87

Глава 21. ПОЛИТИЧЕСКАЯ РЕКЛАМА.. 97

Глава 22. ПРЕДВЫБОРНАЯ АГИТАЦИЯ.. 114

Глава 23. ЛОЗУНГИ.. 129

Глава 24. ФОРМИРОВАНИЕ ИМИДЖА.. 134

Глава 25. ВСТРЕЧИ С ИЗБИРАТЕЛЯМИ.. 136

Глава 26. КАМПАНИЯ “ОТ ДВЕРИ К ДВЕРИ” 142

Глава 27. МОНИТОРИНГ. 147

Глава 28. ЯВКА ИЗБИРАТЕЛЕЙ.. 149

Глава 29. КОНТРОЛЬ ЗА ХОДОМ ВЫБОРОВ.. 153

Глава 30. ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ.. 164

Психологические аспекты выборных кампаний. Специальное приложение. 165

Глава 31. ПРИКЛАДНЫЕ ПСИХОТЕХНОЛОГИИ.. 165

Глава 32. ПСИХОСЕМАНТИКА ДЛЯ ВЫБОРНЫХ КАМПАНИЙ.. 181

Глава 33. ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МЕТАФОР.. 188

Глава 34. ЭТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПСИХОТЕХНОЛОГИЙ.. 192

Глава 35. ЗАКЛЮЧЕНИЕ.. 196

Приложения. 197

Приложение №1 ТЕХНОЛОГИИ АНАЛИЗА И ПРОЕКТИРОВАНИЯ ПОЛИТИЧЕСКИХ ПРОЦЕССОВ.. 197

Приложение №2 ОБЗОР ПОЛИТИЧЕСКИХ ПАРТИЙ РОССИИ.. 204

Приложение № 3 ТИПИЧНЫЕ ЗАБЛУЖДЕНИЯ КАНДИДАТОВ В ДЕПУТАТЫ... 211


“Мы Вам не гарантируем победу, но без нас Вы точно проиграете, а вместе с нами у Вас появляется шанс победить”

 

Девиз имиджмейкеров

Предисловие составителя

Вы приобрели или у кого-то взяли эту книгу. Судя по проявленному к ней интересу, Вы уже или имели дело с выборными кампаниями или собираетесь в них участвовать в каком то качестве. Наверняка, что-то в большей или меньшей степени Вам уже об этом известно, что-то Вы уже умеете делать, а что-то знаете как. Если мы своим скромным вкладом в виде этой книги расширим горизонты Ваших возможностей, знаний, а в последствии и навыков мы будем считать свою задачу выполненной.

Введение

“Демократические свободные выборы в органы государственной власти и в выборные органы местного самоуправления Российской Федерации являются высшим непосредственным выражением принадлежащей народу власти. Государство гарантирует свободное волеизъявление на выборах путем защиты демократических принципов и норм избирательного права" - такова преамбула Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав граждан Российской Федерации".

В России уже прошло несколько поколений выборных кампаний. При всем этом, их уровень оставался в основной массе недостаточно высоким. С одной стороны, это объясняется малым опытом проведения демократических выборов, практическим отсутствием квалифицированных специалистов и специальной литературы, а с другой стороны — известной гранью русского менталитета, согласно которой любой уважающий себя гражданин: "хорошо разбирается в строительстве, медицине, политике и пр...", а любой хотя бы немного приобщенный к политике, еще и соответственно в проведение выборных кампаний.

Например, опыт недавних выборов показал, что в зависимости от финансовых и кадровых возможностей партии и объединения имели существенно различную структуру организации своей кампании. Даже поверхностное наблюдение деятельности ряда штаб-квартир убеждают: организация блиц — кампаний носила во многом импровизированный характер, многие службы (организация, финансы, транспорт, пропаганда) дублировали друг друга, одни и те же люди выполняли подчас несколько функций. Нельзя не согласиться с довольно резкой оценкой организационной стороны кампании партий и блоков: "Нет смысла анализировать особенности избирательной кампании всех тринадцати движений, партий и блоков. Подавляющее большинство организаторов этих кампаний продемонстрировало профессиональную беспомощность. Результаты голосования отражают, как правило, не только политическую аморфность и безликость этих формирований, но и неспособность их руководителей грамотно спланировать и организовать то, что в Америке называют предвыборной гонкой" [19].

Организация и проведение выборных кампаний относится к видам деятельности, которые требуют высочайшей компетенции персонала и их руководителей. Здесь должны работать специалисты - профессионалы и даже специализированные организации (фирмы, кампании, учреждения). Например, в США первая такая фирма была организована в 1937 г. в Калифорнии супружеской парой Уитейкера и Бэкстер. В период с 1939 по 1955 годы они провели 75 (!) политических выборных кампаний.

В данном сборнике рассматриваются различные аспекты организации выборных кампаний, интеграция и осмысление элементов опыта различных групп и авторов, как российских, так и зарубежных, плюс богатый личный практический опыт составителей данной работы, которые организовали, провели и проконсультировали несколько десятков избирательных кампаний: от выборов мэра и депутатов в Городскую думу и Законодательное Собрание области до Государственной Думы РФ.

В силу известных причин, имена кандидатов, как победивших, так и нет, а также места проведения кампаний, конкретные предприятия, города не упоминаются.

Глава 1. МОДЕЛЬ ВЫБОРНОЙ КАМПАНИИ


В настоящее время в мире существует несколько моделей выборных кампаний. Разного рода споры о том, какая модель выборов наиболее уместна для России: американская, немецкая, ближневосточная или латиноамериканская, по нашему мнению неуместны. Через два - три выборных периода у нас сложится не одна, а несколько российских выборных моделей. И очевидно московская модель будет отличаться от уфимской или ростовской. Только тогда будет корректным сделать сравнительный анализ моделей и технологий.

В данный же момент, в силу ряда особенностей, а также практического опыта кампаний, нам представляется оптимальной так называемая рыночная или маркетинговая модель технологий выборных кампаний. Но не в "чистом" европейском или американском виде, а с учетом огромного количества общероссийских и территориальных особенностей. Данная модель не претендует на роль идеальной или образцовой, которая со временем и приобретенным опытом наверняка появится в России. Это - практический подход к проблемам и попытка поделиться приобретенным и осмысленным опытом.

Что из себя представляет рыночная модель выборов? В этой модели избиратели выступают в роли гипотетических Покупателей, всевозможные политические избирательные объединения, группы, штабы, команды, партии, движения и пр. - в роли гипотетических Продавцов. В роли Товара выступают кандидаты, их программы, имидж и пр., а весь политический процесс - в виде своеобразного политического рынка. Современный рынок не возможен без активного, и даже агрессивного маркетинга. По одному из определений, маркетинг - это деятельность, посредством которой изучается, прогнозируется, стимулируется, организуется и удовлетворяется спрос не только на товары или услуги, но и на организации, людей, территории и идеи.

Не так давно на сцене избирательных марафонов появился термин "политический маркетинг". Очень интересно звучит формулировка Д. Линдона: "Политический маркетинг - это совокупность теорий и методов, которыми могут пользоваться политические организации и органы власти с двоякой целью определить свои задачи и свои программы, и повлиять на поведение граждан... Избирательный (электоральный) маркетинг, в строгом смысле слова, это лишь часть политического маркетинга и имеет более ограниченную цель: помочь политическим партиям и кандидатам разработать и провести эффективную избирательную кампанию". [13]

Иными словами, маркетинг любой политической, в том числе и избирательной, кампании предполагает изучение конъюнктуры "политического рынка", настроения избирателей, их готовность поддержать те или иные программы; на основе "социологической проработки" политического рынка намечается стратегия и тактика кампании, ее направления ("оси"), средства и методы их реализации; политическая пропаганда должна иметь четко выраженную направленность на отдельные категории избирателей ("стрельба по мишеням"); сама организация кампании (календарь кампании, специализация групп поддержки, "хождение в народ", выбор содержательного и графического исполнения предвыборных плакатов, выступления перед избирателями и т.п.), подчиняется определенным правилам и максимально рациональна.

В настоящее время, в нашей стране имеется по оценочным данным около трехсот(!) партий, объединений, движений и блоков, которые прямо или косвенно будут принимать участие во всех грядущих выборных кампаниях. Такое разнообразие участвующих не может не вызвать “размывание” или “растаскивание” голосов избирателей. Это является одной из причин, почему резко возрастает роль технологий в проведении кампаний. Очевидно, что в ряде случаев решать успех выборов будут доли процента. И в таких условиях уровень подготовки Штабов кампаний, их профессионализм будет играть решающую роль.

Нами совершенно однозначно понимается то, что, несмотря на гигантское количество разнообразной литературы из разных областей человеческого знания, люди осваивают практические навыки только в деле. Поэтому мы ставим одной из главных целей сборника - помочь ориентироваться в сложном мире политических выборных кампаний и научить правильно, ставить цели и задачи каждому человеку в Вашей команде.

Начало начал


С чего начинается любая политическая выборная кампания? Как правило, с первым появлением у кого-то первой мысли о возможном участии кого-то в грядущих выборах. Наверняка, ментальный процесс, связанный с анализом, оценкой возможностей и прочими этапами кампании - штука чрезвычайно интересная и занимательная. Однако же, оставив это для занятий политологам, психоаналитикам и психотерапевтам, начнем рассмотрение технологий организации и проведения политических выборных кампаний (в дальнейшем просто - кампаний) с момента ПРИНЯТИЯ РЕШЕНИЯ.

Можно было бы посвятить целую главу источникам и мотивам, предшествующим принятию решения от элементарной жажды власти или социального самоутверждения, через: “Если не я, то - кто тогда?” или: ”Кто угодно, только не этот дурак!”, до банального любопытства и бегства от скуки. Будем считать, что в Вашем случае истинные мотивы находятся где-то посредине этой шкалы, и мотивы эти гражданственны и нравственны.

Итак, решение принято, как говорится, Рубикон перейден (хотя мосты еще не сожжены). С чего начать? В разных источниках этот на этот вопрос дают разные ответы. Кто-то считает, что начинать нужно с анализа, кто-то считает, что со сбора информации. Относясь с глубоким уважением к любой точке зрения, мы считаем, что в большинстве случаев начинать нужно со многого сразу. Иначе на организацию кампании понадобиться времени раза в три больше чем осталось. Но, тем не менее, имеются определенные приоритеты и определенные алгоритмы в построении структуры кампании. Три основных приоритета в начале кампании любого уровня будут иметь место:

РЕСУРСЫ, АНАЛИЗ, ЛЮДИ.

Причем сказать, что есть главное в этой триаде будет достаточно затруднительно и вряд ли целесообразно. Безусловно, анализ делают конкретные люди, для привлечения которых нужны ресурсы, которые предоставят другие люди и так далее, до бесконечности. Поэтому будем считать, что главное — все, и начнем рассматривать эту пирамиду с одной стороны.

Ресурсы кампании


Перед тем как мы начнем рассматривать многообразие ресурсов любой политической выборной кампании, условимся, что в их качестве мы будем рассматривать самый широкий спектр источников материального и нематериального плана. Как пополняемых (финансы, люди...), так и необратимых (время и пр.).

Глава 2. СБОР ИНФОРМАЦИИ


Информационные ресурсы кампании наряду с финансовыми являются важнейшим звеном для дальнейшего добротного анализа и выработки той единственной стратегии, которая должна привести к победе. Современные выборы невозможно проводить, не обладая вполне определенным набором качественной, полной, достоверной и актуальной информации.

Информацию, используемую в выборной кампании, делят на информацию, получаемую в результате различного рода исследований и на информацию, получаемую из уже имеющихся источников. Сбор информации начинается с первых, начальных этапов, и заканчивается после оглашения результатов выборов. То есть для партий и объединений сбор электоральной информации - постоянный процесс. Разделим информационные ресурсы на несколько групп и рассмотрим их поподробнее и “вблизи”.

Исследование окружающей Среды


 Это сбор информации, поступающей из нескольких источников: данных по статистики, демографии, экономике, обследования общественного мнения, изучения предполагаемых оппонентов, и многое другое (подробнее все это будет рассмотрено в соответствующих разделах данной работы).

С чего же все-таки начать? Пожалуй, целесообразно начать со сбора имеющейся геополитической и социально-демографической информации о регионе выборов. Отметим, что информация должна детализироваться в зависимости от масштаба кампании — чем меньше масштаб, тем детальней должна быть информация.

Комментарии: перед тем как перейти непосредственно к перечню необходимой для кампании информации необходимо отметить имеющееся в России неравенство “стартовых возможностей” разных кандидатов по целому ряду позиций. В частности — быстрый доступ к полной и исчерпывающей информации о регионе. В документах регламентирующих проведение выборов отсутствует механизм равных возможностей хотя бы по получению информации. Другими словами, уже на ранних стадиях кампании, еще задолго до регистрации, предполагаемый кандидат, имеющий доступ к статистическим, демографическим, экономическим и другим многочисленным информационным массивам, имеет неоспоримую и существенную временную фору. У Райкина этот известный российский принцип озвучен как: “Что храним то и имеем!”. Смеем надеяться, что читающий эту книгу кандидат или член его Команды заранее побеспокоились об организации доступа к необходимой информации.

Географическая информация


Это - карта региона выборов с дополнительной детализацией соответственно масштабу кампании или регионального отделения штаба. То есть карты улиц района, микрорайонов, территориальных управлений, префектур, районов населенного пункта, самого населенного пункта, района области, области, края, региона (например, западная Сибирь), республики и всей России, в конце концов. Если речь идет о картах территории района населенного пункта и более мелких образований, то желательно иметь дополнительные схемы или карты с нанесенными на них коммуникациями. Водоснабжение, горячая вода, электроэнергия, телефонная сеть, газоснабжение и пр. Авторы отдают отчет в том, что в разрезе возросшей угрозы “коммунального терроризма”, в ряде населенных пунктов категорически ограничен доступ к подобным картам и схемам, кстати, существующим не только на бумаге, а еще и в компьютерных версиях (в ряде городов). Мера эта, наверное, оправдана, но все-таки фактическое знание местных коммунальных проблем, и более того реальных вариантов их улучшения, - очень большой козырь во время встреч с избирателями по месту проживания.

Необходима транспортная схема региона выборов или сферы компетенции регионального штаба кампании. В нее входят:

-          для населенного пункта - схема общественного транспорта с количеством подвижного состава по каждому виду транспорта (автобус, троллейбус, трамвай, маршрутные и специальные транспортные средства), интервалам движения и стоимостью проезда.

-          для пригородных районов (сельских и дачных территорий) кроме вышеозначенного необходимы полные данные по пригородным электропоездам вплоть до количества перевозимых граждан по дням недели и времени суток, качества подвижного состава и возможных перспектив его ремонта и обновления. В отдельных регионах, очевидно, понадобятся данные даже по источникам снабжения авиакеросином или наличии ледоколов.

Комментарии: если Вы думаете, что это лишние подробности — почитайте главу о выборных исследованиях, проведите их, проанализируйте полученные данные и убедитесь в том, что “Бытие определяет сознание” и электорат на первые места в иерархии социальных ценностей зачастую ставит условия своего “Бытия”.

Необходимо собрать также информацию о сопредельных и приграничных с районом выборов местностях и их влиянии на жизнь в регионе (цены, товары, миграция, безопасность и пр.).

Если будет возможно, то отнюдь не лишними будут геофизические, климатические и природные данные региона о почвах, лесах, реках, составе недр, господствующих ветрах, качественном составе питьевой воды (обязательно!) и прочей достойной информации.

Экономическая информация об округе


-          Это исчерпывающие данные по промышленности, предпринимательстве и местном бюджете. Необходимо знать количество предприятий всех форм собственности находящихся на территории округа с их качественным составом.

-          То есть, сколько и каких находится комбинатов, заводов, фабрик, производящих предприятий малого бизнеса, коммерческих структур, совместных предприятий, предприятий с участием иностранного капитала, предприятий сферы услуг и так далее.

-          Количественный состав работающих на них избирателей.

-          Средняя заработная плата по предприятиям.

-          Финансовое состояние основных предприятий (имеющих больший относительный “вес”), прибыльность, убыточность, долги (структура долгов кому за что?), неплатежи и пр.

-          Перечень основных проблем предприятий на данное время.

-          Состав акционеров крупнейших акционерных обществ.

-          Основные поставщики налогов в местный бюджет.

-          Уровень занятости и источники возможной безработицы.

-          Уровни доходов избирателей, как основных так и дополнительных (с возможными источниками).

-          Снабжение региона продуктами, товарами, услугами.

-          Средние цены на основные продукты, промтовары и услуги. Их динамика.

-          Характеристика и структура собственности (особенно жилья, земли, нежилых строений и производства).

Демографические данные округа


Это данные последней переписи населения округа. Необходимо следующее:

-          Распределение по возрасту, полу, образованию, национальности.

-          Национальные особенности.

-          Количество семей, регистраций браков, разводов.

-          Динамика рождаемости, количество детей в семьях.

-          Вся информация о смертности (очень важно!): причины, возраст, территориальные особенности, динамика и пр.

-          Уровень и динамика миграционных процессов.

Исторические данные округа


Это общая история округа, история основания и развития отдельных населенных пунктов, замечательные события данной истории, связь различного рода знаменитостей с регионом выборов.

Устоявшиеся локальные мифы, рассказы, предания и пр.

Культурные данные округа


Общая культура округа, обычаи, обряды, песни, язык и тому подобное. Характерные культуральные особенности отдельных территорий, населенных пунктов или групп избирателей.

Данные по вероисповеданию


Оценочное количество верующих с распределением плотности по карте округа.

Количество конфессий, как зарегистрированных, так и нет.

Ведущие конфессии, их лидеры (с информацией о них).

Ожидаемое отношение к выборам и кандидатам.

Данные по политической ситуации округа


Количество партий, движений, объединений, клубов и других политических сил региона.

Весь комплекс информации об этих силах (численность сторонников, распределение по территории, данные о лидерах, адреса представительств, штаб-квартир и пр.).

Прогнозируемое поведение на выборах (политические симпатии предпочтения, возможные коалиции, планируемые акции).

Политическая культура данной местности.

Данные регионального управления внутренних дел


Основные данные о преступности на территории округа. Приводим минимальный перечень:

-          Состав преступлений, их количество и раскрываемость.

-          Анализ преступников (пол, возраст, образование, место работы или срок безработности).

-          Динамика преступлений за последний год два по количеству и видам.

-          Территориальное размещение криминогенных мест.

-          Численный состав сотрудников УВД.

-          Его основные проблемы.

-          Местные криминальные авторитеты и группировки, отношение к ним, отношение между ними.

Комментарии: очень многие данные по интересующим Вас вопросах существуют на местах в виде компьютерных баз данных собесов, палат регистраций, комитетов по управлению имуществом, фондов имущества, налоговых инспекций, БТИ, комитетов по землепользованию и тому подобное. С этими данными достаточно просто и легко работать в плане анализа и размножения. Понятно, что каждая из перечисленных структур формально хранит эти данные в глубоком секрете, но практический опыт показывает, что в местных кругах активных пользователей ПЭВМ, эти данные приобретаются без особого труда и зачастую за чисто символическую плату или вообще без таковой.

Данные об объеме власти на местах


Собирается информация о возможностях и влиянии первых лиц региона, в частности:

-          реальная расстановка сил в органах региональной власти и степень влияния в них различных заинтересованных групп;

-          прогноз вероятного поведения властей в период предвыборной кампании (будут ли власти вести себя нейтрально, а если нет, то будут ли прямо или косвенно оказывать помощь и поддержку некоторым из кандидатов, либо оказывать открытое или скрытое противодействие (контр пропаганду);

-          можно ли ожидать от властей беспристрастной корректной организации выборов и особенно подведения итогов (чтобы потом не говорить: ”Мы победили днем и проиграли ночью при подсчете голосов”);

-          позиции и пристрастия "теневых" властей (контр элит), местных старейшин, крупнейших предпринимателей, "авторитетов" и т.д.

Глава 3. ВЫБОРНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ


В современной политической выборной кампании все действия кандидата, его штаба и Команды в целом, должны базироваться на компетентных и обширных выборных исследованиях. Для выборной кампании наиболее актуальными являются так называемые базовые исследования. К таковым можно отнести следующие:

-          исследования избирателей (общественного мнения);

-          исследования по средствам массовой информации и         коммуникациям;

-          исследование кандидатов-оппонентов;

-          исследование команд и спонсоров оппонентов;

-          самоисследование для кандидата и Команды.

Рассмотрим основные методы сбора информации. В работе Б.Л. Грушина "Мнение о мире и мир мнений" дана следующая систематизация методов изучения общественного мнения:

1. Методы изучения внешне объективизированных фактов сознания:

а) наблюдение внешнее;

б) наблюдение участвующее;

в) анализ документов личных;

г) анализ документов общественных;

д.) анализ практических действий отдельных лиц;

е.) анализ практических действий групп.

2. Методы изучения непосредственных факторов сознания (опросы):

а) беспрограммный опрос:

-          личный (беседа на заданную тему) ;

-          заочный (изложение на заданную тему;

б) программный опрос:

-         личный (интервьюирование индивидуальное или групповое, устное, письменное или смешанное);

-         заочный (письменный).

Исследования для выборных кампаний


Председатель Международного института практической политики в Вашингтоне Ральф Мердик называет следующие методы исследования, имеющие целью создание баз данных для ведения избирательной кампании:

1)   обследование общественного мнения (проведение опросов);

2)   анализ результатов предыдущих выборов;

3)   одно-переменный демографический анализ;

4)   многопеременный кластерный анализ;

5)   интервьюирование репрезентативных групп;

6)   анализ средствами электроники;

7)   мониторинг общественного мнения;

8)   поверхностное моделирование;

9)   теория катастроф;

10)пространственное моделирование;

11)анализ важнейших проблем региона;

12)анализ кампании оппонента.

Многие отечественные исследователи и ученые считают эффективным и целесообразным дополнительное использования еще и следующих методов:

1)Экспертный метод.

2)Социальный эксперимент.

3)Метод включенного наблюдения.

4)Метод социальной типологии.

5)Метод контент-анализа.

Детальное описание каждого из вышеобозначенных методов и десятка других посложнее и попроще есть в специальной литературе и их слабые и сильные стороны хорошо известны специалистам социологам, аналитикам, демографам и так далее.

Мы считаем, что любой из этих методов в отдельности и во всевозможных комбинациях может и должен применяться во время выборной кампании. Вопрос стоит только в компетентности тех, кто ставит задачу по исследованиям, профессионализме исследователей, наличия у заказчика достаточных материальных, а у исполнителей - временных ресурсов, плюс ко всему этому, чтобы заказчик имел выбор исполнителей.

А если так случилось, что ничего этого нет и Вы сами решились на организацию, проведение, кодирование, а затем на обработку, анализ и оценку достоверности результатов проведенных Вами самими социологических исследований, то ради всех святых, — не придумывайте ничего нового. Возьмите хорошую популярную книгу о проведении опросов (благо таких уже очень много) и сделайте по шагам, там обозначенным, все как положено. Иначе Вы рискуете получить, мягко говоря, недостоверную информацию и построить на ней все свои дальнейшие шаги.

В конце еще раз: все-таки найдите специалистов. Очень часто это не так уже и дорого, как Вы предполагаете и, в конце концов, когда же социологам зарабатывать себе на пропитание, как не на выборах! (Извините, это в сердцах). Поехали дальше.

Исследования общественного мнения осуществляется в двух основных формах:

a)   количественное исследование, предполагающее опрос статистически репрезентативной выборки избирателей;

b)   анализ фокусных групп.

Исходное, количественное обследование позволит установить наиболее важные факты, касающиеся кандидата и его соперников, факты от которых можно отталкиваться при последующих обследованиях. Подобное обследование включает в себя выявление следующих элементов:

1)   электоральных намерений;

2)   отношение к положению в регионе (в том или нет направлении идет ее развитие);

3)   оценки экономической ситуации (укрепляется ли экономика или становится слабее, улучшается или ухудшает жизнь конкретного индивида);

4)   проблем, наиболее остро стоящими перед избирателями;

5)   сильных и слабых сторон всех участников политической борьбы;

6)   кандидата, вызывающего наибольшее доверие и лидирующего с точки зрения его подхода к ключевым политическим и экономическим проблемам.

Комментарии: Для того, чтобы проиллюстрировать на примере результаты выборных исследований далее по тексту будут приводиться данные по ряду конкретных выборных исследований проведенных на последних выборных кампаниях в разных городах РФ. На их результаты вряд ли стоит ориентироваться в Вашем случае, но хорошее представление о них можно получить и соответственно определиться со своим заказом на исследования.
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   24


Учебный материал
© nashaucheba.ru
При копировании укажите ссылку.
обратиться к администрации