Реферат - Виды предпринимательской деятельности - файл n1.doc

Реферат - Виды предпринимательской деятельности
скачать (136 kb.)
Доступные файлы (1):
n1.doc136kb.22.08.2012 19:12скачать

n1.doc





Введение.

Предпринимательская деятельность весьма разнообразна. Поскольку любой бизнес в той или иной степени связан с основными фазами воспроизводственного цикла – производством продукции и услуг, обменом и распределением товаров, их потреблением – можно выделить следующие виды предпринимательской деятельности: производственное предпринимательство, коммерческое, финансовое.

Кроме того, в последние десятилетия во всех экономически развитых странах мира выделяется, обосабливается такой самостоятельный вид предпринимательства, как консультативное предпринимательство (консалтинг).

Анализ предпринимательской деятельности в странах с развитой рыночной системой хозяйствования показывает, что существует две модели предпринимательства (эти модели классифицируются по объекту приложения предпринимательской инициативы):

- классическое предпринимательство;

- инновационное предпринимательство.
Глава I. Производственное предпринимательство.

Будучи относительно самостоятельными видами предпринимательской деятельности взаимно переплетаются, дополняют друг друга. При этом приоритет надо отдать производственному предпринимательству, определяющему все виды предпринимательской деятельности и наиболее сложному.

Производственное предпринимательство – это процесс производства конкретных товаров, осуществления работ и оказания услуг для их реализации (продажи) потребителям (покупателям).

К производственному предпринимательству относятся инновационная, научно-техническая деятельность, непосредственно производство товаров и услуг, производственное их потребление, а также информационная деятельность в этих областях.

Любой предприниматель, вознамерившийся заняться производственной деятельностью, прежде всего, должен определить, какие конкретно товары он будет производить, какие виды услуг намерен оказывать. Далее этот предприниматель приступает к маркетинговой деятельности. Для выявления потребности в товаре, спроса на него он вступает в контакты с потенциальными потребителями, покупателями товаров, с оптовыми или оптово-розничными торговыми организациями. Формальным завершением переговоров может служить контракт, заключенный между предпринимателем и будущими покупателями товара.

Следующий этап производственного предпринимательства – приобретение или аренда факторов производства.

В число факторов производства входят: производственные фонды, рабочая сила, информация.

Производственные фонды подразделяются на основные и оборотные.

Основные производственные фонды (орудия труда) включают в себя здания, сооружения, передаточные устройства, силовые машины и оборудование, рабочие машины и оборудование, измерительные и регулирующие приборы и устройства, лабораторное оборудование, вычислительную технику, транспортные средства, инструмент и приспособления, производственный инвентарь, прочие основные фонды. К основным производственным фондам относят здания производственных цехов, заводоуправления, лабораторий и др.

В число сооружений входят ограждения вокруг территории предприятия, фирмы, мосты, нефтяные скважины, угольные разрезы и др.

К передаточным устройствам относят силовые кабели, линии электропередач, различные трубопроводы и др.

Силовые машины включают в себя различные двигатели, турбины, паровые котлы и др.

Важнейший элемент основных производственных фондов – рабочие машины и оборудование. К ним относятся все технологическое оборудование, машины и оборудование вспомогательных цехов.

В состав транспортных средств входит транспорт всех видов: автомобильный, железнодорожный, авиационный, морской, речной, гужевой и др.

Оборотные производственные фонды (предметы труда) составляют сырье, основные и вспомогательные материалы, топливные и энергетические ресурсы, тара и тарные материалы, малоценный и быстроизнашивающийся инструмент и производственный инвентарь, запасные части для ремонтов, покупные комплектующие изделия и полуфабрикаты, незавершенное производство и полуфабрикаты собственного изготовления, расходы будущих периодов.

К сырью относятся предметы труда, полученные в добывающих отраслях промышленности (руда, нефть, уголь, газ и т.п.) или в сельском хозяйстве (хлопок, лен, шерсть, кожа и т.п.), не прошедшие промышленной переработки.

Материалы – это предметы труда, прошедшие определенные этапы переработки и поступающие в производство для изготовления готовой, законченной продукции. Основные материалы составляют основу, субстанцию будущего готового продукта (металл, дерево, ткань и т.п.), а вспомогательные материалы дополняют основные (красители, пуговицы и т.п.) или способствуют процессу производства (смазочные масла).

Инструмент и инвентарь относят к оборотным фондам по двум признакам: стоимости и сроку службы.

Полуфабрикаты различают покупные и собственного производства. Полуфабрикат – это незаконченная продукция, подлежащая доработке до готового продукта в другом участке предприятия, фирмы или на другом предприятии.

Незавершенное производство представляет также не законченную продукцию, но в отличие от полуфабриката незавершенное производство находится на рабочем, оно не может быть передано для доработки в дуге подразделение предприятия и подлежит доработке в данном цехе.

Главное значение расходов будущего периода – обеспечить повышенные расходы на первых порах освоения новой продукции. Впоследствии в течение определенного времени эти расходы будут отнесены на издержки производства.

Рабочую силу предприниматель нанимает путем объявлений, через биржи труда, агентства по трудоустройству, с помощью друзей, знакомых. При подборе персонала следует учитывать образование кандидата на определенную работу, уровень его профессиональных навыков, опыт предшествующей работы, личные качества.

Далее предприниматель приобретает всю необходимую ему информацию о возможности привлечения ресурсов: материальных, финансовых и трудовых, о рынке сбыта намечаемой к изготовлению продукции и услуги и т.д.

Для начала производственной деятельности предпринимателю надо иметь необходимый стартовый капитал. В случае его отсутствия предприниматель обращается в коммерческий банк или к другому обладателю свободных денежных средств за получением кредита или получение предпринимателем факторов производства (помещений, оборудования, сырья, материалов, информации и др.) в кредит. Предприниматель должен вернуть кредитору денежную сумму, полученную в кредит или равную стоимости взятых в кредит факторов производства плюс проценты за пользование кредитом.

Косвенными участниками производственной предпринимательской деятельности являются федеральные и муниципальные финансовые органы, налоговая инспекция, налоговая полиция. Они выполняют чисто фискальную функцию, изымая у предпринимателя в федеральный и местный бюджеты налоги, обязательные платежи, отчисления, штрафы, пошлины и т.п.

Результатом производственной деятельности предпринимателя являются реализация продукции или работ, услуг покупателю, потребителю и выручка определенной суммы денег. Разность между денежной выручкой и издержками производства составит прибыль предприятия. Различают валовую (балансовую) и остаточную (чистую) прибыль предпринимателя.

Валовая прибыль представляет собой денежную сумму, которая остается у предпринимателя после оплаты им всех затрат на производство и реализацию продукции, но до выплаты налогов.

Остаточная (чистая) прибыль определяется вычитанием из валовой прибыли налогов, отчислений, различных платежей, штрафов, пошлин и т.п. и представляет собой конечный итог деятельности предпринимателя-производственника.

Общую финансовую оценку деятельности такого предпринимателя определяют показателем рентабельности. Он рассчитывается отношением остаточной прибыли к полным издержкам производства.
Глава II. Коммерческое предпринимательство.

Полем деятельности коммерческого предпринимательства служат товарные биржи и торговые организации.

Товарная биржа – это разновидность оптового товарного рынка без предварительного осмотра покупателем образцов и заранее установленных минимальных партий товаров. На товарной бирже добровольно объединяются коммерческие посредники и их служащие для проведения торговых операций по совместно разработанным и соблюдаемым правилам.

Цель биржи – создать механизм управления свободной конкуренцией и с ее помощью с учетом изменения спроса и предложения выявить реальные рыночные цены.

Товарная биржа - это наиболее развитая форма регулярно функционирующего оптового рынка массовых заменителей товаров (зерно, уголь, металл, лес и т.д.), продающихся по стандартам. Классическими примерами служат специализированные товарные биржи, такие, как Лондонская (цветные металлы), Ливерпульская (хлопок) и др.

Также на товарных биржах широко распространено заключение соглашений при так называемых фьючерсных сделках. Такие сделки предполагают уплату денежной суммы за товар по цене, установленной в контракте, через определенный срок после заключения сделки.

Основные функции товарных бирж:

- оказание посреднических услуг по заключению торговых сделок;

- упорядочение товарной торговли, регулирование торговых операций и разрешение торговых споров;

- сбор и публикация сведений о ценах, состоянии производства и других факторах, оказывающих влияние на цены.

Большую часть оборота товарных бирж составляют сделки не с наличным товаром (кассовые сделки), а сделки с будущим товаром или по договорам поставки (срочные сделки).

Товарные биржи бывают закрытые или открытые. В торгах на закрытых биржах могут принимать участие только брокеры – биржевые посредники, выступающие между покупателем и продавцом, а в торгах на открытых биржах – также посетители.

По характеру биржевых операций товарные биржи подразделяются:

- биржи реального товара;

- фьючерсные.

Основное содержание коммерческого предпринимательства составляют операции и сделки по купле-продаже товаров и услуг.

Прежде чем приступить к коммерческой сделке, необходимо выполнить маркетинговой анализ рынка.

В общем виде маркетинг представляет собой систему организации и управления всеми сторонами хозяйственной деятельности коммерческого предприятия, фирмы. Маркетинг рассчитан на комплексный подход в управлении деятельностью торгового предприятия. Посредством маркетинга осуществляются все виды жизненного цикла торгового предприятия: исследования рынка, продвижение товаров по каналам обращения до конечного потребителя, финансовое обеспечение и получение прибыли. При этом к торговому предприятия предъявляются два взаимосвязанных требования: максимально возможная адаптация к изменяющемуся поведению потребителей и выживаемость в условиях конкуренции.

Важнейшим условием осуществления маркетинга в торговой деятельности является его планирование. План маркетинга служит для установления задания по объему продаж в натуральном и стоимостном выражении. При этом товары различаются по характеристике спроса: первая группа – товары, еще не завоевавшие рынок, вторая группа – товары традиционные, пользующиеся устойчивым спросом.

Структура маркетинга включает в себя также такие функции, как исследование рынка, оценка ситуации, предвидение, планирование, практическая реализация намеченного и контроль за ходом выполнения каждой из перечисленных функций.

В общем виде программа любой коммерческой сделки включает:

- наем работников для выполнения торгово-посреднических услуг (закупка товара, его транспортирования, продажи, проведения рекламной работы, оформления необходимых документов);

- приобретение или наем помещений, складов, баз, торговых точек, необходимых для хранения и реализации товара;

- закупку товара для последующей его продажи;

- привлечение денежных средств в кредит для финансирования сделки и последующий возврат кредита и процентов за пользование им;

- получение и оплату услуг сторонних организаций и лиц, выполняющих посреднические функции;

- получение или приобретение необходимой информации, требуемой для планирования, оформления и регулирования сделки;

- реализацию товаров покупателю и получение выручки;

- регистрацию сделки, выплату налогов и платежей федеральным и муниципальным финансовым органам.

Все важнейшие мероприятия коммерческой сделки увязываются между собой по срокам, и, где это возможно, предусматривается параллельно-последовательная методика проведения операций. В заключение разрабатывается бизнес-план и укрепленный координационный план действий. Если сделка носит крупный и продолжительный характер, рекомендуется разрабатывать план-график выполнения работ с указанием сроков и исполнителей.

Глава III. Финансовое предпринимательство.

Финансовое предпринимательство – это специализированная область предпринимательской деятельности, характерной особенностью которой является то, что предметом купли-продажи выступают ценные бумаги (акции, облигации и др.), валютные ценности и национальные деньги. Для целей финансового предпринимательства образуется специализированная система организаций: коммерческие банки, финансово-кредитные компании (фирмы), фондовые, валютные биржи и др. специализированные организации.

В РФ предпринимательская деятельность банков и др. финансово-кредитных организаций регулируется как общими законодательными актами, так и специальными законами и нормативными актами ЦБ РФ и Минфина РФ. В соответствии с законодательными актами предпринимательская деятельность на рынке ценных бумаг должна осуществляться профессиональными участниками. Государство в лице Минфина РФ также выступает в качестве предпринимателя на рынке ценных бумаг. В этом качестве выступают субъекты РФ и муниципальные образования, выпуская в оборот соответствующие ценные бумаги. Участниками рынка ценных бумаг являются коммерческие организации, осуществляющие эмиссию ценных бумаг.

В Федеральном законе «О защите конкуренции на рынке финансовых услуг» сформулированы такие понятия, как финансовая услуга, рынок финансовых услуг, финансовая организация.

Финансовая услуга – деятельность, связанная с привлечением и использованием денежных средств юридических и физических лиц, в том числе осуществление банковских операций и сделок, предоставление страховых услуг и услуг на рынке ценных бумаг, заключение договоров финансовой аренды (лизинг) и договоров по доверительному управлению денежными средствами или ценными бумагами, а также иные услуги финансового характера.

Финансовая организация – юридическое лицо, выполняющее на основании соответствующей лицензии банковские операции и сделки либо предоставляющее услуги на рынке ценных бумаг, услуги по страхованию или другие услуги финансового характера, а также негосударственный пенсионный фонд, его управляющая компания, управляющая компания паевого инвестиционного фонда, лизинговая компания, кредитный потребительский союз и иная организация, осуществляющая операции и сделки на рынке финансовых услуг.

Рынок финансовых услуг – сфера деятельности финансовых организаций на территории РФ или ее части, определяемая исходя из места предоставления финансовой услуги потребителям. Предпринимательская деятельность на рынке финансовых услуг осуществляется по каждому виду рынка финансовых услуг самостоятельно, обособленно, в соответствии с общими принципами предпринимательской деятельности, в частности, в соответствии с положениями ГК РФ, а также с учетом требований, принципов, определенных в федеральных законах, регулирующих деятельность предпринимателей в каждом виде рынка финансовых услуг.

Предпринимательская деятельность на рынке финансовых услуг – это деятельность на следующих рынках:

- на рынке ценных бумаг;

- на рынке банковских услуг;

- на рынке страховых услуг;

- на рынке иных финансовых услуг.
III.1. Предпринимательская деятельность на рынке ценных бумаг.

На рынке ценных бумаг осуществляются следующие виды профессиональной деятельности: брокерская, дилерская, деятельность по управлению ценными бумагами, клиринговая, депозитарная, деятельность по ведению реестра владельцев ценных бумаг и по организации торговли на рынке ценных бумаг.

Брокерская деятельность заключается в совершении гражданско-правовых сделок с ценными бумагами в качестве поверенного или комиссионера, действующего на основании договора поручения или комиссии, а также доверенности по совершению таких сделок при отсутствии указаний на полномочия поверенного или комиссионера в договоре. Брокер - профессиональный участник рынка ценных бумаг, занимающийся брокерской деятельностью, который должен выполнять поручения клиентов добросовестно и в порядке их поступления, получая за это деятельность от клиентов материальное вознаграждение.

Дилерской деятельностью является совершение сделок купли-продажи ценных бумаг от своего имени и за свой счет путем публичного объявления цен покупки или цен продажи отдельных ценных бумаг с обязательством покупки или продажи этих ценных бумаг по объявленным лицом, осуществляющим такую деятельность ценам, ценам. Профессиональный участник рынка ценных бумаг, осуществляющий дилерскую деятельность именуется дилером. Им может быть только коммерческая организация, в то время как брокером может выступать как коммерческая организация, так и индивидуальный предприниматель.

Деятельностью по управлению ценными бумагами на рынке ценных бумаг признается осуществление юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем от своего имени и за вознаграждение в течение определенного срока доверительного управления переданными ему во владение и принадлежащими другому лицу в интересах это лица или указанных этим лицом третьих лиц: ценными бумагами; денежными средствами, предназначенными для инвестирования в ценные бумаги; денежными средствами и ценными бумагами, получаемыми в процессе управления ценными бумагами. Профессиональный участник, осуществляющий деятельность по управлению ценными бумагами, именуется управляющим.

Клиринговая деятельность – деятельность по определению взаимных обязательств (сбор, сверка, корректировка информации по сделкам с ценными бумагами и подготовка бухгалтерских документов по ним) и их зачету по поставкам ценных бумаг и расчетам по ним. Клиринговая организация, осуществляющая расчеты по сделкам с ценными бумагами, обязана формировать специальные фонды для снижения рисков неисполнения сделок с ценными бумагами.

Депозитарная деятельность – деятельность по оказанию услуг по хранению сертификатов ценных бумаг или учету и переходу прав на ценные бумаги. Профессиональный участник рынка ценных бумаг, осуществляющий депозитарную деятельность, именуется депозитарием. Лицо, пользующееся услугами депозитария по хранению ценных бумаг или учету прав на ценные бумаги, именуется депонетом, на ценные бумаги которого не может быть обращено взыскание по обязательствам депозитария, которым может быть только юридическое лицо. Взаимоотношения между депозитарием и депонентом регулируются заключенным ими депозитарным договором.

Деятельность по ведению реестра владельцев ценных бумаг включает сбор, фиксацию, обработку, хранение и предоставление данных, составляющих систему ведения реестра владельцев ценных бумаг. Деятельностью по реестру владельцев ценных бумаг имеют право заниматься только юридические лица, которые именуются держателями реестра (регистраторами). Держателем реестра может быть эмитент или профессиональный участник рынка ценных бумаг, осуществляющий деятельность по ведению реестра на основании поручения эмитента.

Деятельность по организации торговли на рынке ценных бумаг является предоставление услуг, непосредственно способствующих заключению гражданско-правовых сделок с ценными бумагами между участниками рынка ценных бумаг. Данная категория рынка ценных бумаг именуется организаторами торговли на рынке ценных бумаг. Фондовой биржей может признаваться только организатор торговли на рынке ценных бумаг, не совмещающий деятельность по организации торговли с иными видами деятельности, за исключением депозитарной и деятельности по определению взаимных обязательств. Членами фондовой биржи могут быть любые профессиональные участники рынка ценных бумаг.

Все категории профессиональных участников рынка ценных бумаг для осуществления своей деятельности должны в установленном порядке получить специальное разрешение (лицензию).
III.2. Предпринимательская деятельность на рынке банковских услуг.

Это деятельность осуществляется кредитными организациями на основании лицензии, выданной ЦБ РФ. Кредитной организацией является юридическое лицо, образуемое на основе любой формы собственности как хозяйственное общество, которое для извлечения прибыли как главной цели своей деятельности на основании лицензии ЦБ РФ имеет право совершать банковские операции. Кредитные организации организуются либо в виде банка, либо небанковской кредитной организации. В соответствии с Федеральным законом от 3 февраля 1996 года № 17-ФЗ «О банках и банковской деятельности» кредитные организации имеют право осуществлять следующие банковские операции:

- привлечение денежных средств физических и юридических лиц во вклады;

- размещение указанных выше привлеченных средств от своего имени и за свой счет;

- открытие и ведение банковских счетов физических и юридических лиц;

- осуществление расчетов по поручению физических и юридических лиц, в том числе банков-корреспондентов, по их банковским счетам;

- инкассация денежных средств, векселей, платежных и расчетных документов т кассовое обслуживание физических и юридических лиц;

- купля-продажа иностранной валюты в наличной и безналичной формах;

- привлечение во вклады и размещение драгоценных металлов;

- осуществление переводов денежных средств без открытия банковских счетов (за исключением почтовых переводов).

Кредитные организации также имеют право осуществлять следующие сделки:

- выдачу поручительств за третьих лиц, предусматривающих исполнение обязательств в денежной форме;

- приобретение права требования от третьих лиц, исполнения обязательств в денежной форме;

- доверительное управление денежными средствами и иным имуществом по договору с физическими и юридическими лицами;

- осуществление операций с драгоценными металлами и драгоценными камнями в соответствии с законодательством РФ;

- предоставление в аренду физическим и юридическим лицам специальных помещений или находящихся в них сейфов для хранения документов и ценностей;

- лизинговые операции;

- оказание консультативных и информационных услуг, а также иные сделки в соответствии с законодательством РФ.

Кредитные организации в соответствии с лицензией ЦБ РФ на осуществление банковских операций могут выполнять профессиональную деятельность на рынке ценных бумаг.

В соответствии с федеральным законом кредитной организации запрещается заниматься производственной, торговой и страховой деятельностью.
III.3. Предпринимательская деятельность на рынке страховых услуг.

Важнейшим видом предпринимательства является специализированная страховая деятельность. При страховом предпринимательстве страховые организации в соответствии с законодательством и договором гарантируют страхователям возмещение ущерба при возникновении риска потери имущества, здоровья, жизни и других видов потерь. При этом страховые компании получают плату при заключении договора страхования, т.е. компенсируют свои издержки, вероятность риска, обеспечивая предпринимательскую прибыль. Страховое предпринимательство является одним из наиболее рисковых видов деятельности. В то же время организация страховой предпринимательской деятельности дает определенную гарантию страхователю (юридическим и физическим лицам) получить соответствующую компенсацию при наступлении иска в их деятельности, что является одним из условий развития в стране цивилизованного предпринимательства.

Страховая деятельность осуществляется на основе договоров имущественного или личного страхования, заключаемых гражданином или юридическим лицом (страхователем) со страховой организацией (страховщиком).
III.4. Посредническое предпринимательство.

В процессе организации посреднической предпринимательской деятельности субъекты экономической деятельности не посредственно не производят и не продают товары, а выступают в качестве посредников между производителями и потребителями.

Посредник – это лицо (юридическое или физическое), представляющие интересы производителя или потребителя, но само таковым не являющееся. Посредники могут вести предпринимательскую деятельность самостоятельно или выступать на рынке от имени (по поручению) производителей или потребителей. В качестве посреднических предпринимательских организаций на рынке выступают оптовые снабженческо-сбытовые организации, брокеры, дилеры, дистрибьюторы, биржи, в какой-то мере коммерческие банки и др. кредитные организации. Посредническая предпринимательская деятельность является в значительной мере весьма рисковой, поэтому предприниматель-посредник устанавливает в договоре уровень цены, учитывая степень риска при осуществлении посреднических операций.

Глава IV. Консультативное предпринимательство.

Слово «консультант» происходит от латинского – советующий. Под этим словом понимается специалист в определенной области, дающий советы по вопросам своей специальности. В зарубежной практике коммерческая, платная консультация по вопросам управления получила название консалтинг. По определению Европейской федерации ассоциаций консультантов по экономике и управлению: менеджмент-консалтинг заключается в предоставлении независимых советов и помощи по вопросам управления, включая определение и оценку проблем и/или возможностей, рекомендацию соответствующих мер и помощь в их реализации.

В промышленно развитых странах с рыночной экономикой вложения средств в интеллектуальный капитал в форме консультационных услуг считаются не менее эффективными, нежели вложения в новое оборудование или передовую технологию. В России в современных условиях подобного отношения к консультанту не наблюдается. Более того, имеющийся интеллектуальный потенциал в области экономики и управления исследуется далеко не полностью. Наблюдается парадоксальная ситуация: большинство предприятий находящихся в тяжелом экономическом положении по причинам нередко организационно-управленческого характера, неприспособленности к рыночным условиям, не используют при этом при этом интеллектуальный потенциал в данной области.

Те же руководители, которые своевременно прибегают к помощи консультантов, уже ощутили пользу и экономический эффект финансово-хозяйственного анализа, разработки программ оздоровления, активного маркетинга, разработки инвестиционной и финансовой политики и т.д.

Например, известная немецкая автомобильная компания «Порше» к 1991 году оказалась на грани банкротства. Руководство предприятия обратилось к японской консалтинговой фирме «Син гидзюцу» («Новая технология»). Собрав команду бывших кадровых служащих японской «Тойоты», фирма приступила к делу. Заморские консультанты, изучив ситуацию, стали внедрять на знаменитом «Порше» японскую систему поточного производства, минимизирующую все виды потерь на всех производственных участках. Корректировать эту систему, делать поправку и скидки на местные особенности, опыт и традиции посчитали бессмысленным: система будет работать или по всей цепочке или никак. Через три года внедрения японской технологии на «Порше» появились реальные результаты: компания стала выпускать больше автомобилей с меньшими затратами, с сокращенным на 19% персоналом, работающим быстрее и качественнее. Благодаря японским рекомендациям сборочный конвейер стал короче, исчезли множество подсобных помещений и даже целые участки, в результате чего территория завода уменьшилась по площади на 30%. Вдвое сократился производственный брак, хотя он и прежде был невысоким. Почти на 40% возрос темп сборки автомобилей.

Консалтинговые услуги могут осуществляться в форме устных разовых советов. Однако чаще всего они предоставляются в виде консалтинговых проектов и включают в себя следующие основные этапы:

- выявление проблем (диагностика);

- разработка решений, проекта;

- осуществление решений, проекта.

Заключительный этап в зависимости от объема проекта может занимать от нескольких дней до нескольких месяцев. Иногда контакты с клиентами могут быть и многолетними.

Методы консультирования могут быть различными. Наиболее применяемые три вида консультирования: экспертное, процессное, обучающее.

Экспертное консультирование – наиболее пассивная форма консалтинга. Консультант самостоятельно осуществляет диагностику, разработку решений и рекомендаций по их внедрению. Клиент при этом лишь обеспечивает консультанта необходимой информацией.

При процессном консультировании специалисты консалтинговой фирмы на всех этапах разработки проекта активно взаимодействуют с клиентом, побуждая его высказать свои идеи, предложения; консультанты вместе с клиентом анализируют проблемы и разрабатывают предложения. При обучающем консультировании главная задача специалистов – подготовить почву для возникновения идей, для выработки решений. С этой целью они проводят у клиента лекции, семинары, разрабатывают для клиента учебные пособия, предоставляя тем самым всю необходимую теоретическую и практическую информацию. На практике в чистом виде ни один из перечисленных методов консультирования не применяется, а как правило, применяются комбинации всех трех.

Консультационные услуги на коммерческих началах кроме частных фирм оказывают государственные, учебные, информационные и исследовательские организации.

Особенности рынка консультационных услуг состоят в том, что у фирм, занимающихся этим видом деятельности, отсутствует возможность показать образец своего товара, образец своей услуги. Поэтому перед такими фирмами очень остро стоит задача привлечения клиентов.

Способы привлечения клиентов различны. Это могут быть рекламирование своих возможностей, привлечение клиентов через посредников, использование рекомендаций предыдущих заказчиков, положительно отзывающихся о деятельности фирмы и др.

Наиболее простой и широко применяемый способ - рекламирование. Фирма распространяет различного рода рекламные справки, рекламные объявления, в которых приводятся ее возможности в области консультирования, примерная стоимость услуг, ссылка на успешно выполненные проекты. Широко распространена такая форма привлечения клиентов, как использование посредников. Ими могут быть сотрудники фирм-клиентов, пользующихся доверием у своего руководителя.

Решающим фактором, определяющим престиж фирмы-консультанта, служит ее успешная, результативная предыдущая деятельность. Положительные рекомендации крупных или даже средних клиентов – лучшая реклама.

Определенную роль в обеспечении заказов по консультированию может сыграть имидж фирмы-консультанта. Наличие визитной карточки, проспекта, соответствующая обстановка в офисе, внешний вид, одежда и приветливость сотрудников фирмы – все это может повлиять на положительное решение заказчика сотрудничать с данной фирмой-консультантом.

Глава V. Классическое предпринимательство.

Классическое предпринимательство – это традиционное, консервативное предпринимательство, направленное на максимальную отдачу ресурсов, управление объемами производства, где задействованы внешние факторы (ссуды) и внутренние факторы по выявлению резервов фирмы для повышения рентабельности, обновления номенклатуры выпускаемой продукции.

Максимальная отдача ресурсов реализуется, если предприниматели обладают следующими преимуществами:

- предприимчивость и готовность идти на строго дозированный риск;

- детальное знание потребностей рынка как;

- железная дисциплина;

- великолепное знание дела;

- умение привлекать хороших сотрудников;

- осуществление строгого контроля за соотношением между расходами и прибылью, готовность закрыть производство, если оно оказывается нерентабельным;

- стремление всегда быть лучше своих конкурентов.
Глава VI. Инновационное предпринимательство.

Инновационное предпринимательство – это модель предпринимательской деятельности, связанная с такой важной функцией в деятельности предпринимателя, как новаторство. Роль предпринимателя сводится к созданию новшеств, продуктов, неизвестных ранее, посредством использования традиционных факторов экономики (труда, земли, капитала), путем нового их сочетания.

Роль предпринимателя как новатора наиболее полно выразил и обосновал Й. Шумпетер: «Задача предпринимателей – реформировать и революционизировать способ производства путем внедрения изобретений, а в более общем смысле – через использование новых технологий для производства новых товаров или прежних товаров, по новым методам, благодаря открытию нового источника сырья или нового рынка готовой продукции – вплоть до реорганизации прежней и создания новой отрасли промышленности».

Существует несколько определений инновации.

1. Инновация (нововведения) – это изменения в первоначальной структуре производственного организма, а именно, переход внутренней структуры к новому состоянию.

2. Инновация – это комплексный процесс создания распространения и использования нового практического средства (новшества для лучшего удовлетворения известной потребности людей).

3. Инновация – это внедрение в практику, осуществление и использование новой идеи, предложения, людей, научно-технического решения.

4. Инновация – это прибыльное использование новшеств в виде новых технологий, видов продукции и услуг, организационно-технических и социально-экономических решений производственного, финансового, коммерческого и административного характера.

5. Инновация – это объект, внедренный в производство в результате проведенного научного исследования или служебного открытия, качественно отличный от предшествующего аналога.

Й. Шумпетер под инновациями понимал переход из одного уровня качества на другой, производственная система переходит в иную плоскость с новыми более качественными параметрами. По Шумпетеру, «производить» означает не комбинировать имеющиеся ресурсы, а создавать нечто новое. Он выделяет пять типичных изменений:

1. Изменения вследствие использования новой техники, новых технологических процессов и нового рыночного обеспечения производства.

2. Изменения вследствие внедрения продукции с новыми свойствами.

3. Изменения вследствие использования нового сырья.

4. Изменения в организации производства и способов его материально-технического обеспечения.

5. Изменения вследствие появления новых рычагов сбыта.

Под инновационным предпринимательством понимается процесс создания и коммерческого использования новшеств, нововведений в различных сферах.

Существуют следующие виды инноваций.

По распространенности: единичные и диффузные инновации.

По месту в производственном цикле: сырьевые инновации, продуктовые и обеспечивающие.

По преемственности: открывающие, отменяющие, замещающие, возвратные.

По охвату доли рынка: локальные, системные.

По потенциалу и степени новизны: радикальные, совершенствующие, комбинированные.

По сфере деятельности предприятия: технологические (производственные), экономические (торговые), социальные (управленческие).

Инновационное предпринимательство имеет дело с созданием, освоением и коммерческим использованием нового продукта или услуги. Этот процесс включает в себя ряд этапов:

- поиск новой идеи, ее оценку, составление бизнес-плана;

- поиск необходимых ресурсов, создание опытного образца и испытания;

- изучение рынка сбыта и продвижение товара на рынок.

Основные этапы разработки товара-новинки:

1. Поиск инновационных идей.

2. Отбор наиболее перспективных путей.

3. Тщательная разработка замысла.

4. Экспертная оценка.

5. Разработка бизнес-плана.

6. Изготовление опытных образцов.

7. Испытание.

8. Маркетинговые исследования.

9. Продвижение товара на рынок.

10. Завоевание рыночных ниш.

11. Массовое изготовление товара.

Инновационное предпринимательство предполагает постоянный поиск нововведений: новых идей, новых продуктов, новых услуг, а также организационных форм по созданию и внедрению новшеств. Для нововведения нужна новая организационная форма, а для выпуска продукции или услуги, наоборот, консервативная, устоявшаяся организационная форма, которая обеспечивает изготовление оснастки. Закупку сырья и организацию поточного производства и в конечном итоге – выпуск продукции.

Для инновационного предпринимательства важно наличие предпринимательской среды, которая позволяет находить соответствующие организационные формы для реализации идей, нововведений.

Предпринимательская среда – это среда, способствующая воспроизведению и осуществлению целенаправленного поиска, подготовке и реализации нововведений. Элементами такой среды являются: наличие инвесторов со свободными финансовыми ресурсами и товаропроизводителей со свободными мощностями, которые могли бы их использовать для изготовления конкурентоспособной продукции; существование соответствующей инфраструктуры.

Организационно-правовые формы, в которых осуществляется инновационное предпринимательство, могут быть самые различные.

Венчурные фирмы – специализируются на исследованиях, разработке, производстве новой продукции и услуг. Создателями таких фирм являются ученые-исследователи, инженеры, изобретатели. Венчурные фирмы работают на этапе роста и насыщения изобретательской активности и, как правило, передают результаты своих исследований другим фирмам-эксклерентам, патиентам, коммутентам.

Венчурный капитал представляет собой вложения не только крупных компаний, но и банков, государственных структур, страховых, пенсионных и других фондов, в сферы с повышенной долей риска, в расширяющийся бизнес.

Фирма-эксклерент – это пионерская фирма, «снимающая сливки» - повышенную долю прибыли и сверхприбыли на этапе максимума цикла изобретательской активности и с самых первых партий выпуска новой продукции.

Фирма-патиент – работает, как правило, на узкий сегмент рынка и удовлетворяет потребности, которые сформировались под действием моды, рекламы. Работает на этапах роста выпуска продукции и одновременно на стадии падения изобретательской активности.

Фирма-коммутант – работает на этапе падения цикла выпуска продукции, нацелена на удовлетворение местных, национальных потребностей, адаптирует инновации к конкретным местным условиям, вносит изменения на разных стадиях производственного цикла – от постановки продукции на производство до изменений в технологии уже выпускаемого продукта.

Интересной организационно-территориальной формой инновационного предпринимательства являются научно-технологические парки (технопарки).

Научно-технический парк – это самостоятельная организационная структура, создаваемая в сфере науки и научного обслуживания с целью поддержания предпринимательства и формирования среды для освоения производства и реализации на рынке инновационной продукции.

Основные задачи технопарков:

- превращение открытий и изобретений в технологии;

- превращение технологий в коммерческий продукт;

- передача в массовое производство технологий изготовления продукта через малое предпринимательство;

- формирование и рыночное становление наукоемких фирм;

- поддержка предприятий в сфере наукоемкого бизнеса.

Виды технопарков:

- исследовательский технопарк. Принимает завершенные фундаментальные исследования; разрабатывает проекты в сфере передовых идей; доводит исследования до прикладных разработок. Источники финансирования: государственная поддержка.

- научно-технологический. Отрабатывает новые технологии; осуществляет изготовление опытной партии продукта; тиражирует техническую документацию. Финансирование: государственная поддержка и поддержка структур бизнеса.

- технологический. Осуществляет технологическую подготовку производства; реализует готовую продукцию, включая ноу-хау; производит продукт малыми партиями; участвует в серийном производстве продукта. Финансирование: несмотря на прибыльность деятельности, нуждается в поддержке структур бизнеса.

- промышленно-технологический. Предоставляет во временное пользование площади, оборудование для организации производства новой продукции по новой технологии. Финансирование: в финансовой поддержке не нуждается (прибыльная деятельность).

Инкубатор бизнеса – это структура, специализирующаяся на создании благоприятных условий для возникновения эффективной деятельности малых инновационных фирм, реализующих оригинальные научно-технические идеи. Инкубатор бизнеса выполняет ряд функций:

- обеспечение поддержки фирмам путем предоставления им на льготных условиях оборудования для опытного производства, оказания консультационных услуг, ввода неизвестных фирм в круг бизнеса, правовой и информационной помощи;

- достижение успешной стратегии коммерциализации рисковой технологии;

- осуществление образовательной функции.
Заключение.

Многообразие видов предпринимательской деятельности можно сгруппировать в шесть основных: производственная предпринимательская деятельность, коммерческая, финансовая, консультативная, классическая, инновационная.

Важнейшим видом предпринимательской деятельности является производственная предпринимательская деятельность. Здесь осуществляется основная фаза воспроизводственного цикла – производство продукции и услуг. К этому виду предпринимательства относятся инновационная предпринимательская деятельность, научно-техническая, непосредственно производство продукции.

Важнейшим этапом производственной деятельности служат приобретение или аренда факторов производства. В число таких факторов входят основные и оборотные производственные фонды, рабочая сила, информация.

Основное содержание коммерческого предпринимательства составляют операции и сделки по купле-продаже, другими словами – перепродаже товаров и услуг. Полем деятельности коммерческого предпринимательства служат товарные и торговые организации.

Сферой деятельности финансового предпринимательства являются обращение, обмен стоимостей. Особенность финансовой деятельности в том, что она проникает и в производственную, и в коммерческую деятельность, хотя может быть и самостоятельной – банковское, страховое дело и др. Основное поле деятельности финансового предпринимательства – коммерческие банки и фондовые биржи.

За последние десятилетия в экономически развитых странах мира, в том числе и в России выделяется новый вид предпринимательства под названием консалтинг, т.е. предоставление платных консультационных и экспертных услуг. Консультативное предпринимательство становиться все более перспективным и имеет множество направлений. Так, например, к консультативному предпринимательству относят профессиональное обслуживание предприятий по вопросам администрирования, антикризисного и финансового управления, управления кадрами, проведения маркетинговых исследований, общей организации производственного процесса. Наблюдая за динамикой роста консалтинга на Западе можно прогнозировать значительный рост спроса в России на этот вид услуг.

Классическое предпринимательство – это традиционное, консервативное предпринимательство, направленное на максимальную отдачу ресурсов, управление объемами производства, где задествованы внешние факторы (ссуды) и внутренние факторы по выявлению резервов фирмы для повышения рентабельности, обновления номенклатуры выпускаемой продукции.

Современное производство немыслимо без нововведений. Потребность в нововведениях удовлетворяет инновационное предпринимательство – процесс создания и коммерческого использования новшеств, нововведений в технике, экономике, организации, управлении. Широкое применение инноваций требует их четкой классификации – распространенность, преемственность, охват доли рынка, потенциал и степень новизны, сфера деятельности. Творческий характер инноваций не позволяет регламентировать организационные структуры по реализации инноваций: крупные фирмы и малые предпрития, венчурные фирмы, технопарки, финансово-промышленные группы.
Список использованнвх источников и литературы.

1. Федеральный закон от 23.06.1999г. № 117-ФЗ «О защите конкуренции на рынке финансовых услуг».

2. Федеральный закон от 03.02.1996г. № 17-ФЗ «О банках и баноквской деятельности».

3. Абчук В.А. Курс предпринимательства: учебное пособие. – М.: «Альфа», 2001. -544 с.

4. Агафонов С. Как группа пенсионеров научила немцев работать по-японски и спасла от банкротства знаменитый «Порше»// Известия. – 1996. – 27 янв. – с.3.

5. Предпринимательство: Учебник/ Под ред. М.Г. Лапусты. – 3-е изд., испр. и доп. – М.: ИНФРА-М, 2004. – 534с. (Высшее образование).

6. Предпринимаельство: Учебник для вузов/ Под. ред. проф. В.Я. Горфинкеля, проф. Г.Б. Поляка, проф. В.А. Швандора. – М.: ЮНИТИ, 2000. – 475 с.

7. Череданова Л.Н. Основы экономики и предпринимательства: учебник для начального профессионального образования. – М.: «Академия», 2006. – 172 с.

Учебный материал
© nashaucheba.ru
При копировании укажите ссылку.
обратиться к администрации