Пустоветова И.К. Менеджмент: Учебное пособие. Часть 2 - файл n1.doc

приобрести
Пустоветова И.К. Менеджмент: Учебное пособие. Часть 2
скачать (1061 kb.)
Доступные файлы (1):
n1.doc1061kb.22.08.2012 18:52скачать

n1.doc

  1   2   3   4   5


Федеральное агентство по образованию

Государственное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«Омский государственный технический университет»

И. К. ПУСТОВЕТОВА

МЕНЕДЖМЕНТ

Учебное пособие

Часть II

Омск 2007
УДК 658.012 (075) ББК 65.290 – я73

П 89

Рецензенты:

А. Н. Витушкин, канд. техн. наук, проф. (Сибирская государственная автомобильно-дорожная академия)

В. П. Рылов, канд. экон. наук, проф.

(АНО «Образовательно-инновационный центр»)

Пустоветова, И. К.

П 89 Менеджмент: учеб. пособие. В 2 ч. Ч. 2 / И.К. Пустоветова. – Омск: Изд-во ОмГТУ, 2007. – 92 с.

Во второй части учебного пособия рассматриваются процессы и функции менеджмента, направления повышения эффективности управления человеческим капиталом и организацией. Продолжают освещаться вопросы менеджмента организации, функционирующей в конкурентной рыночной среде. Особенностью книги является подход к рассмотрению менеджмента с позиций наиболее эффективного использования потенциала организации в условиях динамично меняющегося окружения. Содержание работы соответствует государственным образовательным стандартам специальностей 080502 «Экономика и управление на предприятии (по отраслям)» и направления 080100 «Экономика».

Пособие предназначено для студентов экономических специальностей и направлений, молодых специалистов и управленцев, повышающих квалификацию, с целью успешного овладения теоретическими знаниями и практическими навыками, необходимыми для эффективной деятельности менеджеров.


УДК 658.012 (075)

ББК 65.290 – 2я73

Печатается по решению редакционно-издательского совета

Омского государственного технического университета.

© И.К. Пустоветова, 2007
© Омский государственный

технический университет, 2007

ОГЛАВЛЕНИЕ

Введение 4

РАЗДЕЛ III

ПРОЦЕССЫ И ФУНКЦИИ МЕНЕДЖМЕНТА

Глава 5. Интеграционные процессы в менеджменте 6

    1. Принятие управленческих решений 6

    2. Модели и методы принятия решений 10

    3. Коммуникации 12

    4. Система информационного обеспечения управления 16

Вопросы для повторения 18

Задания для самостоятельной работы 19

Глава 6. Функции менеджмента 20

    1. Планирование 20

    2. Организация 23

    3. Мотивация 29

    4. Контроль 36

Вопросы для повторения 42

Задания для самостоятельной работы 43

РАЗДЕЛ IV

ЭФФЕКТИВНОСТЬ УПРАВЛЕНИЯ ЧЕЛОВЕЧЕСКИМ КАПИТАЛОМ

И ОРГАНИЗАЦИЕЙ
Глава 7. Управление персоналом организации 44

7.1. Формирование и развитие персонала 44

7.2. Групповая динамика 52

7.3. Руководство: власть и партнерство 55

7.4. Лидерство 56

7.5. Имидж менеджера 58

7.6. Управление конфликтами, изменениями и стрессам 63

Вопросы для повторения 69

Задания для самостоятельной работы 70

Глава 8. Эффективность менеджмента 71

8.1. Эффект и эффективность 71

8.2. Эффективность управления организацией 73

8.3. Эффективность управления персоналом организации 74

8.4. Эффективность работы менеджмента организации 85

Вопросы для повторения 88

Задания для самостоятельной работы 89

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 89

ВВЕДЕНИЕ

Данная книга представляет вторую часть учебного пособия «Менеджмент». Она продолжает раскрывать содержание вопросов, вошедших в государственные образовательные стандарты по специальностям 080502 – Экономика и управление на предприятии (машиностроение и металлообработка), 080502 – Экономика и управление на предприятии (торговля и общественное питание) и направлению 080100 – Экономика.

Вторая часть учебного пособия состоит из двух разделов, включающих четыре главы.

Раздел третий называется «Процессы и функции менеджмента». Познакомившись с материалами пятой главы, читатель узнает, какие процессы в менеджменте относятся к интеграционным (связующим). Получит представление о природе принятия управленческих решений, о моделях и методах принятия решений. Внимание читателя привлекут материалы, в которых рассматриваются вопросы организации коммуникаций, особенности системы информационного обеспечения управления. Шестая глава посвящена рассмотрению сущности и содержания основных функций менеджмента: планирования, организации, мотивации и контроля.

В разделе четвертом рассматриваются вопросы эффективности управления человеческим капиталом и организацией. В седьмой главе внимание уделяется управлению главной составляющей организации – персоналом. Дается определение понятию «персонал», рассматривается обобщенно содержание работ по формированию и развитию персонала. Охарактеризованы процессы групповой динамики. Должное внимание уделено вопросам руководства и лидерства в организации. Читатель познакомится с функциями и составляющими имиджа менеджера. Показано, что конфликты, изменения и стрессы имеют разную природу, в том числе и позитивную, даны рекомендации по управлению ими. Глава восьмая посвящена теории оценки эффективности менеджмента. Автор дает определение понятиям «эффект» и «эффективность», выделяет факторы эффективности менеджмента. Подробно рассмотрены вопросы оценки эффективности управления организацией, эффективности управления персоналом и эффективности работы менеджмента организации.

Во второй части в конце каждой главы приводятся вопросы для повторения материала и задания для самостоятельной работы, в тексте глав сделаны ссылки на дополнительные, рекомендуемые для изучения источники.

Библиографический список содержит используемую и рекомендуемую к изучению литературу.

После изучения второй части учебного пособия студенты должны знать принципы принятия и реализации эффективных управленческих решений, природу, функции и виды коммуникаций, особенности системы информационного обеспечения управления, содержание менеджмента как профессиональной деятельности по управлению персоналом, технологию и экономический механизм менеджмента; уметь разрабатывать и обосновывать варианты эффективных хозяйственных решений, выявлять проблемы управления при анализе конкретных ситуаций, предлагать способы их решения и оценивать ожидаемые результаты, налаживать эффективные коммуникации как по вертикали, так и по горизонтали, разрабатывать собственный имидж, управлять подчиненными. Полученные знания и умения будут использованы студентами при последующем изучении других дисциплин, в ходе разработки курсовых и дипломной работ и в предстоящей им практической деятельности.

Автор выражает искреннюю благодарность рецензентам: кандидату технических наук, профессору кафедры «Менеджмент и маркетинг» СибАДИ, директору Регионального центра повышения квалификации при СибАДИ А.Н. Витушкину и кандидату экономических наук, профессору, директору АНО «Образовательно-инновационный центр» В.П. Рылову.

РАЗДЕЛ III

ПРОЦЕССЫ И ФУНКЦИИ МЕНЕДЖМЕНТА

Глава 5. Интеграционные процессы в менеджменте
П

ринятие решений – это важный компонент

делового успеха.

Б. Швальбе
Действительно жить – это значит жить,

располагая правильной информацией.

Н. Винер
Прочитав эту главу, вы сможете понять роль интеграционных процессов в менеджменте. Познакомитесь с основами процесса принятия управленческих решений, узнаете, какие модели и методы управления применяют менеджеры в своей работе, как определяется понятие «коммуникации», какие виды коммуникаций существуют и от чего зависит их эффективность. Получите ответы на вопросы: что такое внутрифирменная система информации и как эффективно использовать современные информационные технологии.
5.1. Принятие управленческих решений
Чтобы организация могла правильно сформулировать цели и реализовать их эффективное достижение, необходимо выполнять функции планирования, организации, мотивации и контроля. Эти функции управления взаимосвязаны, связь функций обеспечивается интеграционными (связующими) процессами. К интеграционным процессам в менеджменте относятся: принятие управленческих решений и коммуникации. В процессе управления менеджер постоянно принимает решения относительно планируемых действий, организации их исполнения, выбора способа мотивации персонала и его реализации, организации контроля и др. Коммуникации позволяют наладить информационный обмен, который необходим для принятия квалифицированных управленческих решений, доведения их до исполнителей, а также эффективных контактов с внешней средой.

Рассмотрение группы интеграционных процессов начнем с процесса принятия управленческих решений.

Управленческое решение – это выбор определенного варианта действий из некоторого имеющегося ограниченного их количества. Менеджер делает этот выбор, чтобы обеспечить наиболее успешное продвижение руководимого им объекта (организации, подразделения, отдела и т.д.) по пути достижения целей.

Управленческие решения делятся на две группы: запрограммированные и незапрограммированные. В отношении первых предполагается, что такое решение представляет собой определенную последовательность действий, очередность выполнения которых и содержание заранее известны и их эффективность подтверждена практикой. Ко второй группе относятся решения, которые приходится принимать впервые по возникшей проблеме или в сложившейся ситуации. При этом проблема является новой, ее параметры и их взаимосвязи частично или полностью неизвестны, нет информации о реакции на воздействие внешней среды.

На практике решения редко бывают представлены в чистом виде: только запрограммированные или только незапрограммированные. Чаще всего они находятся посередине между этими двумя видами.

Подходы к принятию решений зависят от личности менеджера, его образования, имеющегося опыта, социальных установок и психологических особенностей. А также обстоятельств, в которых принимаются решения: риска, неопределенности будущего, отсутствия или наличия необходимой информации, временных ограничений и др. Большое значение имеют последствия реализации решения: возможен негативный результат (рост издержек, отрицательное влияние на окружающую среду, нарушение этических норм, законодательства и др.). Характер подхода к принятию управленческого решения может быть интуитивным, основанным на знаниях и прошлом опыте, рациональным.

Интуитивное решение – это выбор, который сделан менеджером только на основании ощущения того, что нужно поступать таким образом, а не иначе.

Решение, основанное на знаниях и прошлом опыте, – это выбор, основанный на здравом смысле. Подобная проблема или ситуация уже была в прошлом и известен хорошо зарекомендовавший себя способ ее решения – такими соображениями в данном случае руководствуется менеджер.

Рациональное решение – также основано на знаниях и прошлом опыте, но его принятие при этом не зависит от последнего.

Принятие решения основывается на объективном аналитическом процессе, схема которого представлена на рис. 5.1.

Любое управленческое действие требует соответствующего способа реализации, полностью отвечающего его содержанию, поставленной цели и средствам осуществления, имеющимся в распоряжении менеджера. Способ реализации управленческой деятельности называется методом управления. Школа науки менеджмента разработала целый ряд методов и моделей, позволяющих принимать обоснования управленческих решений в разных ситуациях (см. п. 5.2.). Применение метода управления или модели должно базироваться на научном подходе.

Классификация методов управления позволяет разделить их на группы или категории, имеющие некоторые общие признаки, что дает возможность получить более полное представление о характерных особенностях методов управления. Например, можно разделить методы на группы, положив в основу такой классификационный признак как функции управления, и тогда возможно выделение четырех групп: методов планирования, организации, мотивации и контроля.

Классификацию методов управления можно также провести исходя из основного разделения отдельных стадий управленческого цикла: все действия можно разделить на способствующие принятию управленческого решения и обеспечивающие реализацию управленческого решения.


Рис. 5.1. Этапы процесса принятия рационального решения


О
Установление обратной связи
бщая схема управленческого цикла показана на рис. 5.2. Использование такого подхода позволяет разделить методы управления на две группы:

– методы принятия управленческих решений;

– методы обеспечения реализации управленческих решений.

К первой группе относятся методы и модели, позволяющие получить ответ на три основных вопроса, стоящих перед любой организацией:

– что производить (какую услугу оказывать) и в каком объеме;

– как организовать работу и с какими затратами;

– кто будут наши потребители и как продвигать продукт.

Более подробно о методах этой группы см. в п. 5.2.

Во вторую группу входят в основном методы управления персоналом – разнообразные способы воздействия на сотрудников организации с целью осуществления их деятельности в процессе реализации целей. Методы управления персоналом делятся на три группы: административные, экономические и социально-психологические.

Административные методы управления основываются на отношениях единоначалия, дисциплины и ответственности, реализуются в форме организационного и распорядительного воздействия.

Входные возмущающие воздействия внешней среды

(v1, v2, ... vn) = V




Управляющая подсистема






Рис. 5.2. Схема управленческого цикла
Экономические методы представляют собой элементы экономического механизма управления организацией. В условиях действия рыночных механизмов хозяйствования и сложной системы взаимозависимости между ценами, прибылью, убытками, рентабельностью, спросом и предложением усиливается роль экономических методов управления. К группе экономических методов относятся методы мотивации трудовой деятельности. Способ воздействия на трудовое поведение человека в данном случае базируется на использовании влияния одного или группы факторов, называемых мотиваторами.

Социально-психологические методы основаны на использовании закономерностей социологии и психологии. Объектом их воздействия выступает человек на рабочем месте или группы людей в организации (трудовой коллектив в целом, подразделение, отдел, бригада, звено).

5.2. Модели и методы принятия решений
Формулируя гипотезу о взаимосвязях между компонентами проблемы с целью принятия решения, менеджер создаёт модель действительности. Моделирование может быть одним из этапов метода, выбранного менеджером, либо выполняться самостоятельно – при этом разработанная модель позволяет получить менеджеру недостающую информацию о проблеме.

Модель – это упрощённое представление действительности. Упрощённое в силу того, что число факторов, включаемых в модель, конечно, хотя может быть достаточно большим. При этом сама модель может быть настолько сложной, что её разработка и дальнейшее использование потребуют от руководителя специальных знаний в области математики, статистики, вычислительной техники.

Моделирование зарекомендовало себя эффективным способом принятия решений, поскольку позволяет уменьшить степень неопределённости информации о проблеме, с которой приходится иметь дело руководителю. Классификация моделей, используемых в современных организациях, представлена в табл. 5.1.

Построение модели является процессом, состоящим из следующих основных этапов:

1. Постановка задачи. Заключается в определении задачи, стоящей перед исследователем (менеджером), т. е. в определении того, какие результаты должны быть получены. Результатом, например, может быть: оптимизация распределения запасов или процесса обслуживания клиентов, возможность прогнозирования действий конкурентов.

2. Построение модели. Определение задачи, выполненное на первом этапе, позволяет обратиться к обширному списку методов моделирования и выбрать тот из них, который позволит наилучшим образом решить поставленную задачу. Это может быть модель теории игр, линейного программирования, управления запасами, теории очередей, экономико-математическая и др. Затем определяются содержание, объём и источники получения информации, необходимой для построения модели, и строится модель.

3. Проверка достоверности модели. Проверку осуществляют с помощью имитационного моделирования, в ходе которого задают параметры проблемы и оценивают результат, полученный с помощью данной модели. Построенная модель считается хорошей при обязательном наличии двух условий: первое – она должна адекватно отражать проблему, упрощённым представлением которой является, и второе – результат, который достигается с её помощью, должен способствовать эффективному решению проблемы.

4. Применение и обновление модели. Применение модели требует наличия у менеджера специальной подготовки в этой области знаний и навыков работы на персональном компьютере, потому что использование на практике большинства моделей возможно лишь с помощью ЭВМ. Изменения во внешней среде влияют на проблему, заставляя её видоизмениться, а это требует изменения модели. Поэтому процесс корректировки модели практически непрерывен.

Таблица 5.1

Классификация моделей

Тип

Группа

Вид

Характеристика


Концептуальные





Словесное описание проблемы (ситуации)

Представляет собой смысловую структуру рассматриваемой проблемы (ситуации). Построение концептуальной модели способ-ствует правильной постановке задачи. Концептуальная модель включает описание симптомов, причин и возможных последствий, взаимосвязей и ресурсов, ограничений и критериев.


Формализованные



Наглядно-образные


Алгоритмические

Отображают взаимосвязанную последовательность процедур (алгоритм), предписывающих точное соблюдение какого-либо процесса (например, вычислительного) или образа действий, ведущего от начальных условий к конечному результату. Например, алгоритм принятия решения.


Структурные

Отражают цепи прохождения команд и формальную зависимость работников организации, а также информационные потоки. Например, организационная структура предприятия.


Функциональные

Представляют увеличенное или уменьшенное портретное описание исследуемого объекта. Например, чертёж цеха, выполненный в определённом масштабе или его миниатюрная модель.


Графические (график, таблица, сетевая модель)

Представляют исследуемый объект аналогом, который ведёт себя как реальный объект, но не выглядит как таковой. Например, график, иллюстрирующий соотношение между объёмом производства и издержками.


Знаковые


Математические

Для описания свойств или характеристик исследуемого объекта используется совокупность математических зависимостей, описывающих структуру и особенности функционирования, взаимосвязи между потребляемыми ресурсами и получаемыми результатами. Например,

Прибыль = Доходы – Затраты – Налоги.


Программы на языках программирования

Являются последовательностью предложений языка программирования, описывают алгоритм решения задачи, представленной в виде математической модели. Например, “1C: Бухгалтерия”


Моделирование, как любой другой метод, может привести к ошибкам. Эффективность модели может быть снижена рядом потенциальных погрешностей. Наиболее часто встречаются следующие: недостоверные исходные предположения и допущения; информационные ограничения, проявившиеся при построении модели; страх пользователя (возникает в случае неподготовленности менеджера к работе с моделью или в случае чрезмерной сложности последней); слабое использование модели в практической работе; чрезмерная стоимость создания модели в сравнении с приносимым результатом.

Число моделей науки менеджмента достаточно велико, как и число проблем, для решения которых они были разработаны. Это модели теории игр [9], теории очередей [34], управления запасами [34], линейного программирования [4], экономического анализа [3, 7], прогнозирования [2], имитационное моделирование [22].

К наиболее распространенным методам принятия решений относятся: платежная матрица и дерево решений [21].

5.3. Коммуникации
Под коммуникацией (от лат. communico – делаю общим, связываю, общаюсь) в широком смысле понимают общение, передачу информации от человека к человеку. В организационном контексте понятие «коммуникация» рассматривается как:

процесс – это общение людей: обмен идеями, мыслями, намерениями, чувствами, информацией;

объект, т. е. совокупность технических средств, обеспечивающих процессы передачи информации.

Дадим определение понятию «коммуникация» в управленческом смысле, воспользовавшись определением доктора экономических наук, профессора Т.А. Акимовой: «Коммуникация – это процесс общения и передачи информации между людьми или их группами в виде устных и письменных сообщений, языка телодвижений и параметров речи» [1 , с. 215].

По признаку направленности коммуникации делятся на внешние и внутренние. Внешние коммуникации – это коммуникации между организацией и внешней средой. Задача внешних коммуникаций – удовлетворение потребностей организации в информации о собственном состоянии в экономическом и общественном контекстах и в информации, необходимой для принятия управленческих решений: о потребителях, конкурентах, поставщиках и проч., а также предоставление необходимой информации об организации государственным органам, общественности, потребителям и др. представителям внешней среды. Внутренние коммуникации являются частью производственно-хозяйственной деятельности. Сюда относятся разнообразные внутренние отчеты и служебные записки, ведомости бухгалтерского и складского учета и прочая документация, а также информация производственного характера, передающаяся устным путем: должностной инструктаж, инструкции, связанные с обучением, и т. п. Частью внутренних коммуникаций являются распоряжения, приказы и указания, а также доклады об их исполнении. К внутренним относятся коммуникации между людьми, возникающие на рабочем месте и позволяющие выразить симпатии и антипатии, обсудить последние новости, поделиться впечатлениями и т. п.

Внутренние коммуникации делятся на следующие группы и виды:

1. Организационные

– между уровнями;

– между подразделениями (отделами);

2. Межличностные

– «руководитель – подчиненный»;

– «руководитель – рабочая группа»;

– между членами рабочей группы.

– неформальные [24].

Коммуникационный поток перемещается в горизонтальном и вертикальном направлениях. Горизонтальные коммуникации – это связи одного уровня. В рамках горизонтальных коммуникаций курсирует информация между подразделениями, внутри подразделений, между членами рабочей группы и в ходе неформальных контактов. Вертикальные коммуникации – это связи между уровнями. Межуровневые коммуникации могут быть организованы по нисходящей и по восходящей. Сверху вниз передается в основном информация распорядительного свойства, снизу вверх идут отчеты о выполнении распоряжений, о существующих или назревающих проблемах, передаются предложения по повышению качества работы. Уточним, что процесс передачи информации снизу вверх называется обратной связью. На эффективность коммуникаций оказывают влияние виды и способы обеспечения коммуникаций, особенности и тип личности участников коммуникационного процесса, особенности организации (табл. 5.2).

В коммуникационном процессе выделяют следующие основные элементы:

Источник. Поскольку мы говорим об организационных коммуникациях, источником коммуникаций являются сотрудники, генерирующие идеи, обладающие определенной информацией, намерениями в отношении контактов.

Отправитель. Это лицо, кодирующее информацию и передающее ее. Источник и отправитель обычно одно лицо.

Сообщение. Это собственно информация, закодированная с помощью символов. В качестве символов кодирования используются специальные знаки (например, буквы), слова, наглядное изображение объекта, звуки и др.

Канал. Это средство, передаточное устройство, с использованием которого сообщение доставляется от отправителя к получателю (речь, печать, радио, телевидение, телефон, факс, электронная почта и др.)

Получатель. Лицо, получающее информацию и интерпретирующее ее.

Обратная связь. Помогает оценить, правильно ли получатель декодировал сообщение, произвел ли он действия, необходимые отправителю.

Информационный шум. Это все то, что искажает информацию, затрудняя тем самым коммуникационный процесс. К информационному шуму относятся: семантические проблемы, неправильное кодирование или интерпретация сообщения, различия в статусе участников коммуникационного процесса, опыт получателя, заставляющий отклонять информацию, ему противоречащую или незнакомую.

Таблица 5.2

Факторы, оказывающие влияние на эффективность коммуникаций

Фактор

Характеристика

1

2

Виды коммуникаций


Вербальные

Представляют собой устные (совещание, переговоры, диалог и т. п.) и письменные (при-казы, распоряжения, должностные инструкции, служебные письма и пр.) сообще­ния.


Невербальные

Осуществляются с использованием языка телодвижений (жесты, поза, мимика лица, осанка и пр.) и параметров речи (интонация, темп речи и громкость голоса, стиль речи и пр.).

Способы обеспечения


Слушание

Необходимо выслушивать не только слова, но и чувства, и мысли собеседника.



Поведение

Поведение представляет собой процесс взаимодействия между отправителем сообщения и получателем. Эффективное поведение предполагает открытость для контакта, честность в разговоре, дружелюбие и внимание к собеседнику.



Обратная связь

Дает возможность установить, действительно ли сообщение понято получателем в том смысле, который придал ему отправитель.


Речь


Используемые слова должны быть понятны собеседнику, в ходе общения не должны возникать семантические барьеры (от греч. semantikos обозначающий). Барьеры возникают в случае употребления слов, значение которых неизвестно собеседнику. (Часто это касается слов иностранного происхождения, профессиональных терминов). Произношение слов должно быть правильным, стиль речи – грамотным.

Чтение


Чтение записок, циркуляров, инструкций и т.п. занимает около 15 % времени межличностных контактов менеджера. Важно владеть техникой быстрого чтения и умением выделить в тексте основное.


Письмо


Необходимость владеть навыками составления служебных документов. Информация, изложенная на бумаге, должна быть написана грамотным языком, в сжатой форме.

Окончание табл. 5.2

1

2

Особенности и тип личности


Экстраверт

Коммуникабелен, легко идет на контакт с людьми.


Интроверт

Слегка замкнут, ориентируется при принятии решений на интуицию и собственные знания в большой мере, нежели на советы других людей.

Восприятие

Процесс восприятия определяет «реальность» для индивида. Люди реагируют не на то, что в действительности происходит в их окружении, а на то, что воспринимается ими как происходящее.

Особенности организации

Структура

По мере движения вверх, с уровня на уровень, информация искажается, т. к. каждый уровень управления фильтрует сообщение, оставляя только ту часть информации, которая, по его мнению, касается вышестоящего уровня. На качество информационного процесса влияют статусы собеседников.

Каналы коммуникаций

Потоки информации, курсирующие по коммуникационным каналам, необходимо регулировать, не допуская информационных перегрузок персонала и добиваясь того, чтобы информация была своевременной, полной, точной, достоверной.

Информационные технологии

Использование современных технологий повышает эффективность коммуникационного процесса (см. п. 5.4.).


Процесс коммуникаций схематично представлен на рис. 5.3.


Сообщение


Получатель


Отправитель
Канал связи

Канал обратной связи


Рис. 5.3. Общая схема процесса коммуникаций
При обмене информацией отправитель и получатель проходят четыре взаимосвязанных этапа:

Зарождение идеи. Отправитель должен решить, какую идею или сообщение сделать предметом передачи.

Кодирование и выбор канала. Идея кодируется с помощью символов. В результате кодирования идея превращается в сообщение.

Передача. Происходит физическая передача сообщения.

Декодирование. Получатель переводит символы отправителя, усваивает их и выполняет или не выполняет действия, которые тот от него ждет [41].

5.4. Система информационного обеспечения управления

Информационное обеспечение является важной областью современного менеджмента, непременным и первостепенным фактором нормального функционирования организации. Оно состоит в сборе и переработке информации, необходимой для принятия управленческих решений.

Внутрифирменная система информации (ВСИ) носит производственный характер, она предназначена для решения разнообразных задач хозяйственной деятельности: планирования и прогнозирования, предоставления информации о ходе производственного процесса и возникающих отклонениях, учета и контроля и др.

Содержание и объем потребляемой информации определяются потребностями управленческих уровней и спецификой вырабатываемых управленческих решений. К информации предъявляются следующие требования:

– она должна удовлетворять потребности пользователя;

– быть точной, достоверной и своевременной;

– систематизация сведений должна быть оптимальной, сбор и обработка – непрерывными.

Внутрифирменная система информации состоит из собственно информации, внутренних и внешних каналов связи и средств обработки информации. ВСИ – действенный компонент производственной деятельности: для определения ее эффективности используется следующий показатель: отношение получаемой прибыли к затратам на технические средства и обеспечение функционирования системы.

Рассмотрим основные принципы и цели, задачи и функции внутрифирменной системы информации [8, с. 161–162].

Основные принципы и цели ВСИ:

– определение требований к содержанию информации и ее характеру в зависимости от целенаправленности;

– выработка системы хранения, использования, предоставления информации в централизованном и децентрализированном управлении;

– определение потребностей в технических средствах (в том числе компьютерной технике) в фирме в целом и в каждом хозяйственном подразделении;

– разработка программного обеспечения, создание и использование банков данных;

– проведение многовариантных расчетов в процессе разработки программ маркетинга, в планировании, контроле, сборе и обработке цифровой информации;

– автоматизированная обработка и выдача текстовой информации;

– обеспечение копировальными устройствами, телексами, всеми средствами связи и коммуникаций в рамках фирмы в целом и ее отдельных подразделений;

– автоматизация административно-управленческого труда на основе использования компьютерной техники.

К важным задачам ВСИ относятся:

– координация деятельности по сбору и обработке данных финансовых отчетов на высшем уровне управления и в производственных отделениях в целях повышения качества и своевременности поступления финансовой информации по фирме в целом;

– определение основных направлений системы сбора, обработки и хранения первичных данных;

– определение основных направлений развития технологии обработки информации.

Внутрифирменная система информации выполняет следующие функции:

– определение потребности каждого руководителя в характере и содержании необходимой ему информации для целей оперативного управления производственно-сбытовой деятельностью фирмы;

– определение потребностей в технических средствах фирм в целом и каждого менеджера для обеспечения всей необходимой информацией;

– централизованное планирование всех затрат на приобретение, аренду технических средств для обеспечения бесперебойного функционирования системы информации;

– определение уровня затрат на использование технических средств в системе информации (содержание и обучение обслуживающего персонала, оплату используемых помещений, затраты на приобретение магнитных лент, дискет, бумаги и проч.);

– обеспечение должного уровня сбора, хранения и предоставления информации;

– разработка программных средств, прикладных программ.

Широкое использование ЭВМ в информационно-управленческой деятельности обусловило возникновение и развитие новых видов профессиональной деятельности: программистов, операторов, системных администраторов и др.

На современном этапе реализации хозяйственных функций все организации в большей или меньшей степени применяют информационные технологии.

Информационные технологии – это система методов сбора накопления, хранения, поиска и обработки информации на основе применения средств вычислительной техники. Это понятие охватывает также разработку и производство компьютеров и программного обеспечения, доступ в Интернет и использование информационных ресурсов в целях ведения бизнеса [16].

Интернет является эффективным инструментом бизнеса, обеспечивающим взаимодействие организации с внешним миром. Он дает возможность организовать единую производственную цепочку «поставщик – производитель – потребитель» с меньшими операционными затратами и большей эффективностью производства. Вместе с Интернетом возник электронный бизнес (electronic business, e-business). Различают следующие его виды:

– электронный бизнес, ориентированный на бизнес-партнера (Business to Business, B2B). Это вид деятельности в информационном пространстве, имеющий своей целью создание и упрочнение долговременных деловых связей с партнерами по бизнесу;

– электронный бизнес, ориентированный на конечного пользователя (Business to Customer, B2C). Вид деятельности, нацеленный на удовлетворение потребностей клиента и установление долговременных и прочных связей с ним;

электронная коммерция (electronic commerce, e-commerce). Установление контактов с контрагентом, проведение актов купли – продажи товаров и услуг, лицензионных, арендных и др. соглашений;

электронное снабжение (electronic procurement). Проведение закупок сырья, материалов и других ресурсов через Интернет.

Электронный бизнес позволяет сократить продолжительность производственно-сбытового цикла. Снизить производственные затраты, повысить качество товаров и услуг и, как следствие, повысить конкурентоспособность организации на рынке.

Активно развивается электронный документооборот: выставление счетов по предварительно разработанным формам, ведение внутренней отчетности на основе автоматизированного анализа информационных потоков, осуществление платежей в онлайновом режиме и др.

Возникло новое понятие организации корпоративной сети – интранет (intranet). Данное понятие применяется к тем сетям, которые используют стандарты и технологии Интернета, обеспечивая доступ к корпоративным документам, справочникам, информации о кадровом составе, программному обеспечению, организуя видео-совещания, обучение работников, совместную работу рабочих групп. Одновременно с сетью интранет в организациях может существовать сеть экстранет (extranet), обеспечивающая связи с внешними клиентами – поставщиками, заказчиками, потребителями и др., которым предоставляется выборочный доступ к корпоративной сети.

К особенностям и сильным сторонам использования современных информационных технологий относятся: общедоступность сетей, возможность доступа в любое время суток, постоянная связь с абонентом, наличие последних новостей, возможность познакомиться с большим числом источников информации, необходимой для принятия управленческого решения.
Вопросы для повторения


  1. Что такое управленческое решение? Какие виды управленческих решений вам известны?

  2. Какие общепринятые подходы к принятию решений существуют и от чего зависит выбор подхода, осуществляемый менеджером?

  3. Что представляет собой схема процесса принятия рационального решения и какие основные виды работ выполняются на каждом из его этапов?

  4. Что такое методы управления? Какие классификации методов управления вам известны?

  5. Что представляет собой принципиальная схема управленческого цикла и как используются внутри него методы управления?

  6. Что представляют собой административные методы управления? Каковы роль и сущность экономических методов управления? Как действуют социально-психологические методы управления?

  7. Что такое модель? Как используется моделирование при принятии решений? Какие задачи позволяет решить моделирование?

  8. Какие виды моделей вы знаете? Какие можно выделить этапы построения модели?

  9. Какие общепринятые понятия коммуникации существуют и как они связаны между собой?

  10. Как классифицируются коммуникации?

  11. В каких направлениях перемещается коммуникационный поток? Какие факторы влияют на эффективность коммуникаций?

  12. Каковы основные элементы коммуникационного процесса? Как он осуществляется?

  13. Что такое внутрифирменная система информации и какие требования предъявляются к информации на современном этапе управления организацией?

  14. Каковы основные принципы и цели, задачи и функции внутрифирменной системы информации?

  15. Что представляют собой современные информационные технологии? Каковы их сильные стороны?


Задания для самостоятельной работы


  1. На примере известной российской или зарубежной фирмы покажите, как ее менеджмент использует в практике работы: а) модели принятия решений; б) методы принятия решений; в) методы управления персоналом.

  2. Проанализируйте публикации в специализированных журналах («Менеджмент в России и за рубежом», «Управление персоналом» и др.) на тему организации коммуникаций в компаниях и управления их эффективностью. Какие ошибки были допущены руководством? Сформулируйте свои предложения по повышению эффективности коммуникационного процесса и обоснуйте их целесообразность.

  3. Подберите пример (это может быть российская или зарубежная фирма), наглядно показывающий преимущества эффективно работающей системы информационного обеспечения управления (СИОУ). Как организация достигла этого? В каком направлении предполагается дальнейшее развитие СИОУ? Сформулируйте свои предложения по совершенствованию СИОУ в данной фирме.


  1   2   3   4   5


Учебный материал
© nashaucheba.ru
При копировании укажите ссылку.
обратиться к администрации