Шпоры по логике - файл n1.doc

приобрести
Шпоры по логике
скачать (172 kb.)
Доступные файлы (1):
n1.doc172kb.22.08.2012 18:47скачать

n1.doc


Ло́гика «наука о рассуждении», «искусство рассуждения» — «речь»— наука о формах, методах и законах интеллект. познавательной деятельности, формализуемых с помощью логического языка. Поскольку это знание получено разумом, логика также определяется как наука о правильном мышлении. Поскольку мышление оформляется в языке в виде рассуждения, частным случаем которого явл. док-во и опровержение, логика иногда определяется как наука о способах рассуждения или наука о способах доказательств и опровержений. В отличие от др.наук, изучающих мышление, логика изучает особенности, св-ва форм мысли, отвлекаясь при этом от того конкретного содержания, которое могут нести эти формы мысли; она изучает их со стороны строения, структуры, т. е. внутренней закономерной связи составляющих форму мысли элементов.

психология и логика. На мышление мы можем смотреть с 2точек зрения. Мы можем на него смотреть как на известный процесс, законы которого мы исследуем. Это будет точка зрения психологическая. Психология изучает, как совершается процесс мышления. С др. стороны, мы можем смотреть на мышление, как на средство достижения истины. Логика исследует, каким законам должно подчиняться мышление, чтобы оно могло привести к истине.Итак, разница между психологией и логикой в отношении к процессу мышления может быть выражена след. образом. Психология рассматривает безразлично всевозможные роды мыслительной деят-ти: рассуждение гения,бред больного,мыслительный процесс ребёнка-для психологии представляют одинаковый интерес, потому что она рассматривает только, как осуществляется процесс мышления; логика же рассматривает условия, при которых Мысль может быть правильной. В этом отношении логика сближается с грамматикой. Подобно тому, как грамматика указывает правила, которым должна подчиняться речь, чтобы быть правильной, так логика указывает нам законы, которым должно подчиняться наше мышление для того, чтобы быть правильным.



Предмет логики. Вначале логика возникла и развивалась в недрах философии как единой науки, объединявшей всю совокупность представлений людей об окруж. мире и самом человеке, его мышлении. При этом первоначально законы и формы правильного мышления изучались в границах ораторского искусства, как одного из средств воздействия на умы людей, убеждения их в целесообразности определ. поведения. Так было в Древней Индии, Древнем Китае, Древней Греции, Древнем Риме, а также средневековой России. Однако в искусстве красноречия логический аспект представляет пока еще как подчиненный, ибо логические приемы служат не столько цели достижения истины, сколько цели убеждения аудитории.

Задача логики. Есть положения или факты, истинность которых усматрив. непосредственно,и посредственно, именно через посредство других положений или фактов. Если я скажу: “я голоден”, “я слышу звук''., то я выражу факты, которые должны считаться непосредственно познаваемыми. разве я нуждаюсь в доказательстве, что передо мной находится предмет, имеющий зелёный цвет? Этот факт непосредственно очевиден.. Я вижу, что дождь идёт, — это факт непосредственного познания; что ночью шёл дождь, есть факт посредственного познания, потому что я об этом узнаю через посредство другого факта, именно того факта, что почва мокрая. Задача логики заключается в том, чтобы показать, каким правилам должно следовать умозаключение, чтобы быть верным. Логика не поставляет своею целью открытие истин, а ставит своею целью док-во уже открытых истин. Логика указывает правила, при помощи которых могут быть открыты ошибки.

Несовмест понятия могут быть в отношениях соподчинения, противоположности и противоречия.понятия находятся в отношении соподч тогда, когда их объемы не имеют общих элементов, но в то же время входят в объем какого-то третьего понятия, родового для них .понятия «сосна» и «береза» явл соподчиненными: ни одна сосна не может быть березой, и наоборот, но и множество всех сосен, и множество всех берез включается в более широкий объем понятия «дерево.

История логики. Творцом логики следует считать Аристотеля (384—322). некоторые немногие создания древних пережили века, и в настоящее время мы продолжаем ими пользоваться. К их числу относится геометрия Евклида и логика Аристотеля, которая также часто называется традиционной логикой.В XIX в. появилась и стала быстро развиваться символическая или математ, или современная логика, в основе которой лежат идеи, выдвинутые задолго до ХIХ в. немецким математиком и философом Лейбницем. говорил о возможности представить док-во как математ вычисление. Ирландский логик и математик Джордж Буль (1815—1864 гг.) истолковал умозаключение как результат решения логических равенств. Т.о, одно из основных отличий символич логики от традиц. заключается в том, что в последней при описании правильного мышления используется обычный, или естественный язык; а символическая логика исследует тот же предмет (правильное мышление) с помощью построения искусственных, спец, формализованных языков, или, как их еще называют, исчислений. основное содержание традиционной логики вошло в символическую, было в ней уточнено и расширено, хотя многое при этом оказалось переосмысленным.

Понятие. Первая и наиболее простая форма мышления — это понятие. В качестве составной части оно входит в другие, более сложные формы мышления — суждение и умозаключение. Понятием наз форма мышления, которая обозначает собой какой-либо объект или его свойство. В окружающем мире существует бесконечное множество различных объектов и свойств, а в нашем сознании они отражаются в виде понятий.например,мы называем предмет«горой»,др растением»;, третий —«небесным телом». 1св-во или признак мы называем «мужеством», другое — «хитростью». Поэтому можно сказать, что понятия — это мысленные названия объектов или, говоря условно, «имена вещей».

До сих пор мы изображали схематично отношения между двумя понятиями, а это можно сделать и с большим количеством понятий. Например, отношения между понятиями «боксер», «негр» и «человек» изображаются следующей схемой

Структура понятий. В структуре каждого понятия нужно разделять2 стороны: содержание и объем. Содерж. понятия-совокупность существ. признаков предмета, мыслимого в понятии. содержанием понятия "человек" явл общественное существо, способное производить орудия труда. А содержанием понятия "гос-во" выступает власть экономически господствующих социальных сил. Для раскрытия содержания необходимо путем сравнения установить признаки, которые необходимы и достаточны для выделения данного предмета и выяснения его отношения к др. предметам. Объемом понятия назыв совокупность предметов, кот. мыслится в данном понятии. Например, объем понятий "растение", "животное", "товар" выражает всю безграничную совокупность соответствующих предметов реальной действи-ти.

Содержание понятия — это наиболее важный признак того объекта, который обозначен этим понятием. чтобы установить содержание понятия «человек», надо указать такой признак, который явл наиболее важным, главным, основным для человека, признак, который отличает его от всех других существ, объектов, предметов и вещей. Таким признаком является наличие у человека разума. След-но, в содержание понятия «человек» входит только один важный признак — наличие разума. А в содержание понятия «мужчина» входит уже два важных признака:1) наличие разума 2) принадлежность к опред. полу. Т.о, содержание понятия может включать в себя как один признак какого-либо объекта, так и два, и множество признаков, причем их кол-во, как мы увидели, зависит от того объекта, который выражается или обозначается данным понятием.

Понятия находятся в отношении противоречия, если одно из них представляет собой отрицание другого, причем в отличие от противоположных понятий, между противоречащими понятиями никак не может быть третьего или среднего варианта. «высокий человек» и «невысокий человек». В том случае, когда1 понятие явл отрицанием др, 3 вариант автомат исключается: и «низкий человек», и «человек среднего роста» — это «невысокий человек


Объем понятия — это кол-во объектов, охватываемых этим понятием. Например, объем понятия «человек» гораздо шире, чем объем понятия «мужчина», потому что людей сущ-ет больше, чем мужчин. А объем понятия «русский мужчина» гораздо меньше, чем объем понятия «мужчина», потому что русс мужчин на свете намного меньше, чем вообще всех мужчин. И, наконец, объем понятия «первый президент России» равен единице, потому что включает в себя только1 чел-ка. Точно так же объем понятия «город» явл очень широким в силу того, что это понятие охватывает собой все множество городов, какие только существуют на свете, а объем понятия «столица» меньше объема понятия «город», так как это понятие охватывает собой только столицы (которых намного меньше, чем городов). Объем же понятия «столица России» равен единице, потому что включает в себя один единственный город.

Закон обратного отношения между содержанием и объемом понятием. Объем 1 понятия может входить в объем др понятия и составлять при этом лишь его часть. Например, объем понятия “моторная лодка” входит в объем др, более широкого по объему понятия “лодка”. При этом содержание 1 понятия оказывается шире, богаче (содержит больше признаков), чем содержание второго.чем шире объем понятия, тем уже его содержание, и наоборот. Он указывает на то, что чем меньше информация о предметах, заключенная в понятии, тем шире идее предметов и неопределеннее его состав, и наоборот, чем больше информации в попятам (например, “съедобное растение” ила “съедобное маковое растение”), тем уже и определеннее круг предметов.

Закон мышления - внутр, существ-ая, устойчивая, необходимая, повторяющ. связь между элементами мысли и самими мыслями. Источники этих связей - объективны. Законы мышления являются обобщенным отражением закономерностей внешнего мира, преобразов в чел-ой голове и ставших общими принципами познающего мышления. Отсюда, порядок и связь вещей определяет порядок и связь мыслей. Этот процесс идет по2направлениям: содержательному (отражение связей реальных вещей); формальному (отражение связей форм мысли).





Виды понятий по их объему. По объему они бывают единичными (в объем понятия входит1объект: «Солнце», «г. Москва», «первый президент России»,), общими (в объем понятия входит много объектов: «небесное тело», «президент», «писатель») и нулевыми (в объем понятия не входит ни одного объекта, например: «Баба Яга», «Кащей Бессмертный», «Дед Мороз», т.е. понятие сущ-ет, а объект, который оно обозначает, не сущ-ет). По объему понятия также бывают собирательными (понятие обозначает объект, который состоит, собирается из какого-то ограниченного набора элементов, делится, распадается на какие-то составные части, например: «10 класс“А”»,«рота солдат», «музыкальный коллектив») и несобирательными (понятие обозначает объект, который не состоит, не собирается из какого-то ограниченного набора элементов, не делится, не распадается на какие-то составные части, являясь чем-то единым, целым, например: «человек», «звезда», «океан», «карандаш»).

Виды понятий по содержанию. По содержанию понятия бывают конкретными (понятие обозначает какой-либо объект, например: «стол», «гора», «планета») и абстрактными (понятие обозначает не объект, а признак, св-во: «мужество», «глупость», «неряшливость», «темнота»). Также по содержанию понятия бывают положит. (понятие обозначает наличие чего-либо: «школа», «небоскреб», «комета») и отрицат. (понятие обозначает отсутствиечего-либо,:«не школа», «не животное», «неправда», «бестактность»). Легко заметить, что понятие является отрицат, когда слово, кот оно выражено, употребл. с частицей не или без, однако, если эта частица входит в состав слова, которое без нее не употребляется («неряха», «неряшливость», «ненастье», «нерадивость»), то понятие, выраженное таким словом, является положительным.


Отношения между понятиями. Круги Эйлера. Между понятиями знание кот явл в логике1 из наиболее важных.Понятия по объему бывают совместимыми и несовместимыми. Совмест наз понятия, объемы кот имеют общие элементы, каким-либо образом соприкасаются. понятия «спортсмен» и «американец» совместимые, т.к. их объемы имеют общие элементы, или объекты: есть такие спортсмены, кот явл американцами и, наоборот, есть такие американцы, кот явл спортсменами. Несовмест наз понятия, объемы кот не имеют общих элементов, никаким образом не соприкасаются. понятия «треугольник» и «квадрат» явл несовмест, потому что их объемы не имеют общих элементов: ни один треугольник не может быть квадратом, и наоборот. Совмест понятия могут быть в отношениях равнозначности, пересечения и подчинения. Понятия находятся в отношении равнозначности в том случае, если их объемы полностью совпадают. «квадрат» и «равностор прямоугольник».

Пересечение- тогда, когда их объемы совпадают только частично. «школьник» и «спортсмен»: есть такие школьники, которые являются спортсменами, и есть такие спортсмены, которые являются школьниками; но в то же время школьник может не быть спортсменом, так же, как и спортсмен может не быть школьником.

подчинение - когда объем 1 из них обязательно больше объема др. и полностью его в себя включает (один объем как бы подчиняется другому). «карась» и «рыба», т.к. все караси — это обязательно рыбы, но рыбами являются не только караси, есть и другие виды рыб. Т.о, объем понятия «карась» является меньшим по отношению к объему понятия «рыба» и полностью в него включается.

Понятия находятся в отношении противоположности в том случае, если они обозначают какие-то взаимоисключающие признаки, крайние состояния чего-либо, между кот, однако, всегда есть некий средний, переходный вариант. понятия «высокий человек» и «низкий человек» (третьим или переходным вариантом между ними будет понятие «человек среднего роста»).


Логическая операция определения понятий. Опреде понятия — это логич операция, кот раскрывает его содержание. определяемое понятие подводится под ближайшее к нему родовое понятие, после чего следует указание на его видовое отличие. определение: «Астрономия — это наука о небесных телах» построено по классическому способу. В нем определяемое понятие «астрономия» сначала подводится под ближайшее к нему родовое понятие «наука» (астрономия — это обязательно наука, но наука — это не обязательно астрономия), а потом указывается на видовое отличие астрономии от других наук (…о небесных телах).

Логическая операция деление понятия — это логич операция, которая раскрывает его объем.Деление понятия состоит из 3частей:1) делимое понятие;2) рез-ты деления;3) основание деления (признак, по кот производится деление). «Люди бывают мужчинами и женщинами делимым является понятие «люди», рез-ты деления — это понятия «мужчины и женщины», а основание данного деления — пол, т.к. люди в нем разделены по половому признаку. В зависимости от основания деление может быть различным. «Люди бывают высокими, низкими и среднего роста» (основание деления — рост); «Люди бывают учителями, врачами, инженерами и т.д.» (основание деления — профессия). Любая классификация — это не что иное, как логическая операция деления понятия.. Когда мы говорим: «Люди делятся на мужчин и женщин» или «Учебные заведения бывают начальными, средними и высшими», то в этом случае уже создаем пусть маленькую и простую, но — классификацию. Итак, логическая операция деления понятия лежит в основе любой классификации, без которой не обходится ни научное, ни повседневное мышление.


Правило определения понятий. 1.Определение не должно быть широким, т.е. не должно превышать своим объемом определ понятие. определение «Солнце — это небесное тело» явл широким: определение — «небесное тело» — по объему намного больше определяем. 2.Определение не должно быть узким, т.е. определение не должно быть по своему объему меньше определяемого понятия.Опред-е «Геометрия — это наука о треугольниках» явл узким. Геометрия действ-но наука о треугольниках. содержание понятия в данном случае не раскрывается.3. В определении не должно быть круга, т.е. в определении нельзя употреблять понятия, которые явл определяемыми. в определении «Клеветник — это человек, который занимается клеветой» присутствует круг, поскольку понятие «клеветник» определяется через понятие «клевета», т.е. фактически — через самое себя. 4.Определение не должно быть двусмысленным, т.е. в нем нельзя употреблять термины в переносном значении. Опред-е «Лев — это царь зверей». В нем термин «царь» используется в переносном смысле, но кроме этого, у него есть еще и прямой смысл. Получается, что в опред-ии употребляется один термин, а возможных смыслов у него два.5.Определение не должно быть только отрицательным. «Квадрат — это геометрич фигура, которая не является треугольником» — только отрицательное. Определение может быть отрицательным в том случае, когда оно дополнено положительной частью. определение «Квадрат — это геометрич фигура, которая не явл треугольником, а явл прямоугольником, у которого все стороны равны» — правильное.

Обобщение понятия — это логич операция, кот противоположна ограничению и представляет собой переход от видов понятия к родовому с помощью отбрасывания от его содержания какого-либо признака. если от содержания понятия «биология» отбросить признак «изучать различные формы жизни», то оно превратится в понятие «наука», кот будет родов. по отношению к исходному видовому понятию «биология»:


Правила деления понятий. 1.Деление должно проводиться по одному основанию, т.е. при делении понятия следует придерживаться только одного выбранного признака. в делении «Люди бывают мужчинами, женщинами и учителями» используются два разных основания — пол и профессия, что недопустимо. Ошибка, возникающая при нарушении этого правила, называется подменой основания. 2.Деление должно быть полным, т.е. надо перечислить все возможные результаты. деление «Учебные заведения бывают начальными и средними» явл неполным. Здесь неполнота основания, т.к. не указан еще один результат деления — «высшие учебные заведения 2. Рез-ты деления не должны пересекаться, т.е. понятиям, представляющим собой рез-ты деления, следует быть несовместимыми, их объемы не должны иметь общих элементов. в делении «Страны мира делятся на северные, южные, восточные и западные» допущена ошибка — пересечение результатов деления. 3.Деление должно быть последовательным, т.е. не допускающим пропусков и скачков. «Леса бывают хвойными, лиственными, смешанными и сосновыми». Явно лишним понятие «сосновые леса». Правильно было бы разделить леса на хвойные, лиственные и смешанные, а потом произвести второе деление — разделить хвойные леса на сосновые и еловые. Т.о, надо было совершить 2 последовательных деления. Такая ошибка называется скачком в делении.

Логические операции обобщения и ограничения понятий.Ограничение понятия — это логич операция перехода от родового понятия к видов. с помощью прибавления к его содержанию какого-либо признака. это уменьшение его объема, а значит — увеличение содержания. если к содержанию понятия «физический прибор» прибавить признак «измерять напряжение электрич тока», то оно превратится в понятие «вольтметр», которое будет видов по отношению к исходн родовому понятию«физический прибор»:


Суждение — это2 после понятия форма мышления. Суждением называется форма мышления, в которой что-либо утвержд или отрицается.«Все сосны явл деревьями»; «Некоторые люди — это спортсмены»; «Ни один кит — не рыба».Суждение также называется высказыванием. Рассмотрим несколько важных свойств суждения, которые также являются его отличиями от понятия. 1)Любое суждение состоит из понятий, связанных между собой. если связать между собой понятия «карась» и «рыба» , то может получиться суждение: «Все караси явл. Рыбами». 2)Любое суждение явл истинным или ложным. Если суждение соответствует действительности или реальности, оно истинное, а если не соответствует, — ложное. суждение «Все розы — это цветы» является истинным, а суждение «Все мухи — это птицы» — ложным. 3) Суждения бывают простыми и сложными. Сложные суждения сост из простых, соединен. каким-либо союзом.

Основная хар-ка суждений. В любом суждении присутствует конкретная мысль. Она выступает формой выражения действит-ти в сознании человека. Эта форма представляет собой какое-либо высказывание о предметах, их свойствах и состояниях, а также об отношениях между ними. Мысль характеризуется2весьма важными свойствами Во-первых, она что-либо утверждает или отрицает: "Москва больше Пскова". Во-вторых, мысль может быть или истинной или ложной: суждение "Сознание оказывает воздействие на обществ. бытие" явл истинным, ибо человек, наделенный сознанием, изменяет окружающую его действительность, в том числе и обществ. отношения . По своему содержанию любое суждение имеет атрибутивный характер. Оно всегда отражает принадлежность (либо не принадлежность) признака конкретному предмету и явлению. Следует подчеркнуть, что предметом суждения могут быть любая вещь, свойство или отношение вещей, класс предметов или некоторые предметы класса.


Виды простых суждений. Если в состав суждения входит один субъект и один предикат, то такое суждение является простым. Простые суждения по объему субъекта и качеству связки делятся на 4 вида. Объем субъекта может быть общим (все) и частным (некоторые), а связка может быть утвердительной (есть, или является) и отрицательной (не есть, или не является). Общеутвердительные суждения. Это суждения с общим объемом субъекта и утвердительной связкой: Все S есть Р, например: «Все школьники являются учащимися». Эти суждения обозначаются в логике латинской буквой А.Частноутвердительные суждения. суждения с частным объемом субъекта и утвердительной связкой: Некоторые S есть Р, например: «Некоторые животные являются хищниками». Эти суждения обозначаются латинской буквой I.Общеотрицательные суждения — это суждения с общим объемом субъекта и отрицательной связкой: Все S не есть Р (или Ни одно S не есть Р), например: «Все планеты не являются звездами» (или «Ни одна планета не является звездой»). Такие суждения обозначаются латинской буквой Е.Частноотрицательные суждения — это суждения с частным объемом субъекта и отрицательной связкой: Некоторые S не есть Р, например: «Некоторые грибы не являются съедобными». Эти суждения обозначаются латинской буквой О.

непосредственные и опосредованные умозаключения. В непосредственных умозаключениях вывод делается из одной посылки. Например: все цветы явл. Растениями=некоторые растения явл. Цветами. В опосредованных умозаключениях вывод делается из нескольких посылок. Например:все рыбы-живые существа; все караси-рыбы=все караси-живые существа.Поскольку непосредственные умозаключения представляют собой различные логические операции с суждениями, то под умозаключениями подразумеваются, прежде всего, опосредованные умозаключения.


Виды сложных суждений. Сложным назыв. суждение, в составе кот. можно выделить хотя бы одно простое суждение. Выделяется 6 видов сложных суждений. 1.Конъюнктивное суждение — это сложное суждение с соед. союзом «и» «/\».а /\ в (читается «а и в»), где а и в — это два каких-либо простых суждения. «Сверкнула молния, и загремел гром». 2.Дизъюнктивное суждение— это сложное суждение с раздел союзом «или». \/. а \/ в (читается «а или в»), где а и в — это два каких-либо простых суждения. «Он изучает англ, или он изучает немецкий» явл нестрогой дизъюнкцией 2 простых суждений. 3. Строгая дизъюнкция — это сложное суждение с раздел союзом «или» в его исключающем (строгом) значении «\/». С помощью этого знака строгое дизъюнктивное суждение, состоящее из 2 простых суждений, можно представить в виде формулы а \/ в (читается «или а, или в»), где а и в — это 2 каких-либо простых суждения. Например, сложное суждение «Он учится в 9 классе, или он учится в 11 классе» явл строгим дизъюнктивным или строгой дизъюнкцией (разделением)2 простых суждений. 4.Импликативное суждение— это сложное суждение с условным союзом «если… то», который обознач условным знаком ?. С а ? в (читается «если а, то в»), где а и в — это два каких-либо простых суждения. «Если вещество является металлом, то оно электропроводно» представляет собой импликативное суждение или импликацию (причинно-следственную связь) двух простых суждений. 5.Эквивалентное суждение — это сложное суждение с союзом «если… то» не в его условном значении, а в тождественном (эквивалентом). обознач услов. знаком ?, с помощью которого эквивалентное суждение, сост. Из2 простых суждений, можно представить в виде формулы а ? в (читается «если а, то в, и если в, то а»), где а и в — это два каких-либо простых суждения. «Если число является четным, то оно делится без остатка на 2» представляет собой эквивалентное суждение. 6. Отрицательное суждение — это сложное суждение с союзом «неверно, что…», обознач. условным знаком ¬. ¬а (читается «неверно, что а»), где а — это какое-либо простое суждение. Оно включает в свой состав одно самостоятельное простое суждение (а). «Неверно, что все мухи являются птицами».


правила распределенности терминов в простых суждениях. В общеутверд. суждениях субъект распределен, а предикат не распределен. Распределенными оба термина будут в случае их равнозначности. В общеотрицат. суждениях оба термина всегда распределены, они полностью исключают друг друга, явл несовместимыми понятиями. "Ни один овощ не является фруктом". В частноутвердит. суждениях оба термина не распределены, если они выражаются перекрещивающимися понятиями: "Некоторые студенты - изобретатели". Если же в частноутвердит. суждении предикат подчинен субъекту, тогда предикат будет распределен: "Некоторые летательные аппараты - космические ракеты". В частноотрицат. суждениях субъект не распределен, а предикат всегда распределен. Т.о, субъект распределен в общих суждениях и не распределен в частных суждениях; предикат распределен в отрицательных суждениях и нераспределен в утвердительных суждениях. Исключение составляют общеутвердительные и частноутвердительные суждения, у которых предикат распределен.

3)Противоречащими назыв. суждения, которые взаимно исключают друг друга. Они одновременно не могут быть ни истинными, ни ложными. Все люди говорят на русском языке" и "Некоторые люди не говорят на русском языке". Сравнимые среди сложных - это суждения, которые имеют одинаковые составляющие и различаются типами логических связок, включая отрицание: "Норвегия или Швеция являются членами НАТО" и "Неверно, что Норвегия и Швеция являются членами НАТО". Сравнивать эти суждения можно потому, что у них общие составляющие, хотя по логической форме они отличаются друг от друга: первое из них дизъюнктивное суждение, второе - отрицание конъюнкции. Наличие общих составляющих позволяет сопоставлять их по смыслу и установить зависимости по истинности.

Отношения между суждениями. Логический квадрат. Основу отношений между суждениями сост. их сходство по содержанию, выраж. в таких логич. Харак-ках, как смысл и истинность суждений. В соответствии с этим логические отношения устанавл. не между любыми, а лишь между сравнимыми суждениями, т.е. теми, кот имеют общий смысл. Сравнимыми среди простых суждений явл суждения, имеющ. Одинак. термины и различающ. по качеству или кол-ву. Несравнимыми среди простых суждений явл такие, кот имеют различные субъекты или предикаты. Сравнимые делятся на совместимые и несовместимые. Совмест. явл суждения, кот одновременно могут быть истинными. Различают3 вида совмес-ти.

1.Разнозначащие (эквивалент.) выражают одну и ту же мысль: "для того, чтобы всегда говорить правду, требуется сила духа"; и "Правдивые люди - сильные духом;2. Частичная совместимость характерна для суждений, которые могут быть одновременно истинными, но не могут быть одновременно ложными. "Некоторые студенты хорошо знают культурологию" и "Некоторые студенты не знают хорошо культурологию". 3. Отношения подчинения характерны для суждений, которые имеют общий предикат, а понятия, выражающие субъекты2 таких суждений, находятся в отношении логич. подчинения. "Все промышленно развитые страны на соврем. этапе развития применяют нетрадиц. методы овладения ресурсами развивающихся стран" и "Некоторые промышленно развитые страны на соврем этапе развития применяют нетрадиц методы овладения ресурсами развивающихся стран". В данном случае первое суждение будет подчиняющим, а второе - подчиненным.При истинности подчиняющего - подчиненное всегда будет истинным. Несовмест. Явл. суждения, кот. одновременно не могут быть истинными. Такие суждения делятся на след виды: контрарные (противоположные);подконтрарные и противоречащие. 1)Контрарными (противоположными) наз. общие суждения, выражающие противоположные мысли. Эти суждения не могут быть одновременно истинными, но могут быть одновременно ложными. "Все люди имеют врожденные пороки" и "Ни один человек не имеет врожденных пороков";2). Подконтрарными наз частные суждения, кот выражают противоположную мысль. "Некоторые студенты явл отличниками" и "Некоторые студенты не явл. отличниками";




Отношения между простыми суждениями обычно иллюстрируют с помощью схемы, получившей название логич квадрата. Логич квадрат - это диаграмма, служащая для мнемонического запоминания логич отношений между видами суждений по объединенной классификации. Вершины квадрата обозначают вид суждения по объединенной классификации А , Е , 0 , I. Стороны и диагонали символизируют логич отношения между простыми суждениями (кроме эквивалентных). Верхняя сторона есть О отношение А и Е - противоположность (контрарность); нижняя сторона - отношение между I и O - частичная совместимость(субконтрарность);две вертикальные стороны - отношения между А и I (левая), Е и О (правая) - подчинение; диагонали - отношения между А и О, Е и I- противоречие(контрадикторность).

Структура суждений.суждение имеет опред структуру, в кот можно выделить 4 части. Субъект (S) — это то, о чем идет речь в суждении. «Все учебники являются книгами» речь идет об учебниках, поэтому субъектом суждения выступает понятие «учебники».Предикат (Р) — это то, что говорится о субъекте. «Все учебники являются книгами» о субъекте (т.е. об учебниках) говорится, что они — книги, поэтому предикатом суждения выступает понятие «книги» . Связка — это то, что соединяет субъект и предикат. В роли связки могут быть слова «есть», «является», «это» и т.п.Квантор — это указатель на объем субъекта. В роли квантора могут быть слова «все», «некоторые», «ни один» и т.п.«Некоторые люди являются спортсменами.Между субъектом и предикатом суждения могут быть следующие отношения. Равнозначность. В суждении «Все квадраты — это равносторонние прямоугольники» субъект («квадраты») и предикат («равносторонние прямоугольники») находятся в отношении равнозначности. Пересечение. В суждении «Некоторые писатели — это американцы» субъект («писатели») и предикат («американцы») находятся в отношении пересечения. Подчинение. В суждении «Все тигры — это хищники» субъект («тигры») и предикат («хищники») находятся в отношении подчинения, потому что представляют собой видовое и родовое понятия. Несовместимость. В суждении «Все планеты не являются звездами» субъект («планеты») и предикат («звезды») находятся в отношении несовместимости.

Умозаключение — это3форма мышления, в кот из одного, или 2, или нескольких суждений, называемых посылками, вытекает новое суждение, называемое заключением, или выводом. В логике принято располагать посылки и вывод друг под другом и отделять посылки от вывода чертой: В привед. примере первые2 суждения явл посылками, а 3 — выводом. Понятно, что посылки должны быть истинными суждениями и должны быть связаны между собой. Если хотя бы одна из посылок ложна, то и вывод ложен: «все живые организмы питаются влагой; все растения-живые организмы=все растения питаются влагой». Если посылки между собой не связаны, то вывод из них сделать невозможно. Например, из след2 посылок никакого вывода не следует: «все птицы-млекопитающие животные;все воробьи-птицы=все воробьи-млекопитающие животные». Обратим внимание на то, что умозаключения состоят из суждений, а суждения — из понятий, т.е. одна форма мышления входит в другую в качестве составной части.
Виды опосредованных умозаключенийУмозаключ. бывают дедукт, индукт и умозак по аналогии.

Дедукт умозаключения (выведение) — это умозак, в кот из общего правила делается вывод для частного.все звезды излучают энергию. Солнце-звезда=солнце излучает энергию. если все звезды излучают энергию, значит Солнце тоже ее излучает, потому что оно является звездой. В дедукции рассуждение идет от общего к частному, от большего к меньшему, знание сужается, в силу чего дедуктивные выводы достоверны. Индуктивные умозаключения (наведение) — это умозаключения, в которых из нескольких частных случаев выводится общее правило. В индукции рассуждение идет от частного к общему, от меньшего к большему, знание расшир., в силу чего индукт. выводы не достоверны, а вероятностны. индукция — это расширяющееся знание, способное приводить к новому, в то время, как дедукция — это разбор старого и уже известного.


Структура умозаключения включает три элемента: Исходное (данное) знание, выражающееся в посылках; Обосновывающее знание, выражающееся в правилах умозаключения; Выводное знание, выражающееся в заключении или выводе. При анализе умозаключения посылки и заключение принято записывать отдельно, располагая их друг под другом. Все граждане РФ имеют право на образование Новиков - гражданин РФ Новиков имеет право на образование . При наличии содержательной связи между посылками мы можем получить в процессе рассуждения новое истинное знание при соблюдении двух условий. Во - первых, должны быть истинными исходные суждения - посылки. Однако следует иметь в виду, что иногда и ложные суждения могут дать истинное заключение. Так, в результате специального подбора ложных посылок в следующем рассуждении получим истинное заключение: Все слоны имеют крылья Все птицы - слоны Все птицы имеют крылья Во - вторых, в процессе рассуждения необходимо соблюдать правила вывода, которые обусловливают логическую правильность умозаключения. Без этого даже из истинных посылок можно получить ложное заключение. Например: Я - человек Ты - не я Ты - не человек.

Умозаключения по аналогии— соответствие) — это умозаключения, в которых на основе сходства предметов (объектов) в одних признаках делается вывод об их сходстве и в других признаках. Планета Земля расположена в солнечной системе, на ней есть атмосфера, вода и жизнь. Планета Марс расположена в солнечной системе, на ней есть атмосфера и вода=вероятно, и на марсе есть жизнь. (сопоставляются2 объекта (пл Земля и пл Марс), кот сходны между собой в некоторых важных признаках (находиться в солнечной системе, иметь атмосферу и воду). делается вывод о том, что, возможно, эти объекты сходны между собой и в др признаках: если на Земле есть жизнь, а Марс во многом похож на Землю, то не исключ наличие жизни и на Марсе. Выводы аналогии вероятностны.

Непосредственные умозаключенияНепосредст. умозаключения - это такие, в кот вывод осущ-ся из одной посылки путем ее преобразований: превращения, обращения, противопоставления предикату и по "логическому квадрату". Превращение - разновидность непосредст.умозаключения, при кот изменяется качество посылки без изменения ее количества. Оно осущ-ся 2 способами. а) Путем двойного отрицания, которое ставится перед связкой и перед предикатом: S есть Р -> S не есть не-Р "Все студенты - учащиеся"; "Ни один студент не является не учащимся". Двойное отрицание равносильно утверждению. б) Путем перевода отрицания из предиката в связку: S есть не-Р -> S не есть Р . "Некоторые философы признают возможность недиалектического мышления" -> "Некоторые философы не признают возможность диалектического мышления". Смысл превращения заключается в следующем: заключение, полученное посредством превращения, уточняет наше знание. Обращение – непосредст. умозаключение, в кот происходит перемена мест субъекта и предиката при сохранении качества связки. Обращение подчиняется правилу распред-сти терминов, согласно кот. субъект распределен в общих и не распределен в частных суждениях, предикат распределен в отрицат и не распределен в утвердит суждениях. Все S есть Р -> Некоторые Р есть S. "Все студенты первого курса сдали зачет по логике" -> "Некоторые сдавшие зачет по логике - студенты первого курса". Ни одно S не есть Р -> Ни одно Р не есть S. "Ни один студент второй учебной группы не является неуспевающим" -> "Ни один неуспевающий не является студентом второй учебной группы". Некоторые S есть Р -> Некоторые Р есть S. "Некоторые студенты - участники спартакиады" -> "Некоторые участники спартакиады – студенты. Смысл обращения заключается в следующем: используя этот логич прием, мы уточняем наши знания, придаем им большую определенность, так как предметом нашей мысли становится предмет, отраженный предикатом исходного суждения.

Противопоставление предикату - непосредст умозаключение, кот предполагает получение заключения, где субъектом явл понятие, противоречащее предикату исходного суждения, а предикатом явл субъект исходного суждения. Все S есть Р -> Ни одно не-Р не есть S. "Все офицеры - военнослужащие" -> "Ни один не военнослужащий не является офицером". Ни одно S не есть Р -> Некоторые не-Р есть S. "Ни одна захватническая война не является справедливой" -> "Некоторые несправедливые войны являются захватническими". Смысл умозаключений посредством противопоставления предикату состоит в том, что в них выясняется отношение предметов, не входящих в объем предиката, к предметам, отраженным субъектом исходного суждения. Умозаключение по логич квадрату это такой вид непосредст. умозаключений, кот позволяет получать выводы, учитывая правила соотношений истинности - ложности между категорическими суждениями А , Е , I , О. Например, пусть дано истинное суждение A : "Все войны есть продолжение политики насильственными средствами". Из него следуют выводы: Е - "Ни одна война не является продолжением политики насильственными средствами" - ложное; I - "Некоторые войны являются продолжением политики насильственными средствами" - истинное; О - "Некоторые войны не являются продолжением политики насильственными средствами" - ложное. Смысл умозаключений по логическому квадрату состоит в том, что знание зависимости истинности или ложности одних суждений от истинности или ложности других помогает делать правильные выводы в процессе рассуждения.





Закон тождества утверждает, что любая мысль (любое рассуждение) обязат должна быть равна (тождественна) самой себе, т.е. она должна быть ясной, точной, простой, определенной. Говоря иначе, этот закон запрещает путать и подменять понятия в рассуждении (т.е. употреблять одно и то же слово в разных значениях или вкладывать одно и то же значение в разные слова), создавать двусмысленность, уклоняться от темы и т.п. Смысл высказывания «Ученики прослушали объяснение учителя» — непонятен, потому что в нем нарушен закон тождества. Ведь слово «прослушали», а значит и все высказывание можно понимать двояко: то ли ученики внимательно слушали учителя, то ли все пропустили мимо. «Из-за рассеянности на турнирах шахматист неоднократно терял очки». Очевидно, что по причине нарушения закона тождества появляются неясные высказывания, или суждения. Нарушение этого закона также лежит в основе многих задач и головоломок. Например, мы спрашиваем собеседника: «За чем (зачем) находится вода в стеклянном стакане?», преднамеренно создавая двусмысленность в этом вопросе (зачем — для чего и за чем — за каким предметом, где). Собеседник отвечает на один вопрос (например, он говорит: чтобы пить, поливать цветы и т.п. и т.д.), а мы подразумеваем другой вопрос и, соответственно, другой ответ (за стеклом).Как видим, закон тождества действует в разнообразных ситуациях и нарушается как непреднамеренно, так и умышленно.

Закон достаточного основания утверждает, что любая мысль (тезис) для того, чтобы иметь силу, обязательно должна быть доказана (обоснована) какими-либо аргументами (основаниями), причем эти аргументы должны быть достаточными для доказательства исходной мысли. «Конечно же это вещество является электропроводным (тезис), потому что оно — металл (основание)» — закон достаточного основания не нарушен, так как в данном случае из основания с необходимостью следует тезис (из того, что вещество металл, с необходимостью вытекает, что оно электропроводно). А в рассуждении «Сегодня взлетная полоса покрыта льдом (тезис), ведь самолеты сегодня не могут взлетать (основание)» 


В силу закона противоречия, если1 суждение что-то утверждает, а др то же самое отрицает об одном и том же объекте, в одно и то же время и в одном и том же отношении, то они не могут быть одновременно истинными. Например,2 суждения: «Сократ высокий» и «Сократ низкий» (понятно, что одно из них нечто утверждает, а др отрицает, ведь высокий — это не низкий, и наоборот) не могут быть одновременно истинными. противоречия бывают контактными, когда одно и то же утверждается и сразу же отрицается и дистантными, когда между противоречащими друг другу суждениями находится значительный интервал в речи или в тексте. Например, в начале своего выступления лектор может выдвинуть одну идею, а в конце высказать мысль, противоречащую ей. Иначе обстоит дело с дистантными противоречиями: они часто проходят (проскальзывают) мимо зрительного или мысленного взора, непроизвольно пропускаются,.Противоречия также бывают явными и неявными. В первом случае 1 мысль непосредственно противоречит другой, а во 2случае противоречие вытекает из контекста: оно не сформулировано, но подразумевается. Примером контактного и явного противоречия может служить такое высказывание: «Водитель Н. при выезде со стоянки грубо нарушил правила, т.к. он не взял устного разрешения в письменной форме». противоречия настолько очевидны, что могут использ-ся только для создания комических эффектов. Важно отметить, что противоречия также бывают мнимыми. Некая мыслительная или речевая конструкция может быть построена так, что на первый взгляд выглядит противоречивой, хотя на самом деле никакого противоречия в себе не содержит. Например, высказывание А.П. Чехова: «В детстве у меня не было детства» кажется противоречивым, т.к. оно вроде бы подразумевает одновременную истинность двух суждений, одно из которых отрицает другое: «У меня было детство» и «У меня не было детства». закон противоречия нарушается только тогда, когда речь идет об одном и том же предмете, в одно и то же время и в одном и том же отношении. В рассматриваемом высказывании речь идет о двух разных предметах: термин «детство» употребляется в различных значениях — детство как определенный возраст и детство как состояние души, пора счастья и безмятежия.


Закон исключенного третьего. Суждения бывают противоположными и противореч. суждения «Сократ высокий» и «Сократ низкий» являются противоположными, а суждения «Сократ высокий» и «Сократ невысокий» — противоречащими. противопол суждения всегда предполагают некий третий, средний, промежуточный вариант. Для суждений «Сократ высокий» и «Сократ низкий» 3 вариантом будет суждение «Сократ среднего роста». Противоречащие суждения, в отличие от противоположных, не допускают промежуточный вариант. Именно в силу наличия 3 варианта противоположные суждения могут быть одновременно ложными. Если суждение «Сократ среднего роста» является истинным, то противоположные суждения «Сократ высокий» и «Сократ низкий» одновременно ложны. Точно так же именно в силу отсутствия третьего варианта противоречащие суждения не могут быть одновременно ложными. Таково различие между противоположными и противоречащими суждениями. Сходство между ними заключается в том, что и противоположные суждения, и противоречащие не могут быть одновременно истинными, как того требует закон противоречия. Таким образом, этот закон распространяется и на противоположные суждения, и на противоречащие. для противоречащих суждений существует закон исключенного третьего, который говорит о том, что два противоречащих суждения об одном и том же предмете, в одно и то же время и в одном и том же отношении не могут быть одновременно истинными и не могут быть одновременно ложными (истинность одного из них обязательно означает ложность другого).

— рассматриваемый закон нарушен, тезис не вытекает из основания с необходимостью (из того, что самолеты не могут взлетать, не вытекает с необходимостью, что взлетная полоса покрыта льдом, ведь самолеты могут не взлетать и по другой причине). Таким образом, на законе достаточного основания базируется важный юридический принцип презумпции невиновности, который предписывает считать человека невиновным, даже если он дает показания против себя, до тех пор, пока его вина не будет достоверно доказана какими-либо фактами.и наоборот).

Значкение законов логики. они характеризуются постоянством. Он существует независимо от чьей-либо воли. логические законы едины для всех. логические законы имеют свою специфику. Законы логики есть законы правильного мышления, но не окружающего мира.

законы логики представляют собой своеобразный фундамент науки логики. Все, что есть в ней, основано на этих основополагающих правилах. Иногда их называют еще принципами, а их применение распространено повсеместно. Сознательно или бессознательно, но каждый человек в повседневной жизни — на работе, отдыхе, в магазине или на улице применяет логические законы на практике. Иногда высказывания, случайно или намеренно, не подчиняются логическим законам. Чаще всего это сразу заметно и, как говорится, «бросается в глаза». Поэтому многие люди и говорят о бесполезности логики как науки — ведь всегда понятно, когда человек строит свое суждение неверно. Однако не стоит забывать, что, помимо повседневной жизни, где достаточно логики обывательской, есть наука, которая характеризуется более высоким уровнем познания. Именно здесь и необходима точность, правильность мышления. То, что можно простить в простом разговоре, недопустимо в научной дискуссии.

Доказательство — это совокупность приемов подтверждения или опровержения чего-либо (тезиса, утверждения, идеи, мысли и т.п.). Подтверждение — это установление истинности какого-либо высказывания, а опровержение — установление его ложности. Все док-ва дел на непосредственные и опосредованные. В непосред. Док-ве некое высказывание подтвержд или опровергается путем соотнесения его с действительностью. Например, для того, чтобы установить истинным или ложным является утверждение «Сейчас на улице идет дождь» достаточно соотнести его с действит-тью, т.е. просто выглянуть в окно. Опосредов. Док-ва также называют теоретическими (мысленное созерцание). Итак, если в непосредст док-ве истинность или ложность какого-либо утверждения устанав-ся на основе соотнесения его с действит-тью, то в опосредов док-ве некое высказывание подтвержд или опроверг-ся с помощью других высказываний, истинность которых установлена ранее и не подлежит сомнению.

Соотношение доказательства и аргументации. Аргументация-полное или частичное обоснование какого-либо утверждения с использованием других утверждений. Задачей аргументации явл. Выработка убеждения или мнения в истинности какого-либо утверждения. Убеждение-полная уверенность в истинности, мнение-тоже уверенность, но неполная. То утверждение, кот. Обосновывается называется тезисом. Утверждения, используемые при обосновании тезиса, называются аргументами. «все сыновья наследователя явл. Его потомками, все потомки наследователя явл. Наследниками, которые не могут быть лишены наследства». Тезис-суждение « все сыновья наследователя явл. Его наследниками, кот. Не могут быть лишены наследства». Аргументы-«все сыновья наследователя явл. Его потомками». Здесь из истинности аргументов вытекает истинность тезиса. Частным случаем аргументации явл. Доказательство. Это установление истинности какого-либо положения с использованием логических средств и утверждений, истинность которых уже установлена.
Структура доказательства

Опосредованное доказательство имеет определенную структуру, которая состоит из трех элементов.Тезис — это то, что доказывается (какое-либо суждение, высказывание, утверждение и т.п.).Аргументы, или основания — это то, чем доказывается (какие-либо суждения, высказывания, утверждения и т.п., истинность которых установлена ранее).Демонстрация — это то, как доказывается. В доказательстве необходимо показать (продемонстрировать) во-первых, связь аргументов с тезисом, а, во-вторых, их достаточность для его подтверждения или опровержения. «Шахматы — это полезная игра». Аргументами в данном случае могут быть два суждения.Если что-то развивает мышление, то оно полезно;2. Шахматы развивают мышление.=шахматы полезны.


Правила доказательного суждения. Правила и ошибки, относящиеся к тезису. Правила.1. Тезис должен быть логич определенным, ясным и точным. На собрании некоторые выступающие не могут четко сформулировать 2-3 тезиса, а затем весомо изложить их перед слушателями.2. Тезис должен оставаться тождественным, т.е. одним и тем же на протяжении всего док-ва или опровержения.Ошибки.1. «Подмена тезиса». Суть в том, что один тезис умышленно или неумышленно подменяют др и этот новый тезис начинают док-ть или опровергать. Это часто случается во время спора, дискуссии, когда тезис оппонента сначала упрощают или расширяют его содержание, а затем начинают критиковать. На осине не могут расти яблоки; вместо этого док-тся, что они растут обычно на яблоне и не встречаются ни на груше, ни на вишне. 2. «Довод к человеку». Ошибка состоит в подмене док-ва самого тезиса ссылками на личные качества того, кто выдвинул этот тезис. Например, вместо

того чтобы док-ть ценность и новизну диссерт-ой работы, говорят, что

диссертант — заслуженный человек, что он много потрудился. 3. «Переход в другой род». Имеются2 разновидности этой ошибки: а) «кто слишком много доказывает, тот ничего не доказывает»; б) «кто слишком мало доказывает, тот ничего не доказывает».

Б)относящиеся к аргументам. Правила. 1.Аргументы, приводимые для док-ва тезиса, должны быть истинными. 2.Аргументы должны быть достаточным основанием для док-ва тезиса. 3.Аргументы должны быть суждениями, истинность которых доказана самостоятельно, независимо от тезиса.Ошибки. 1. Ложность основания. В качестве аргументов берутся не истинные, а ложные суждения, кот выдают или пытаются выдать за истинные. 2. «Предвосхищение оснований». Эта ошибка совершается тогда, когда тезис опирается на недоказанные аргументы, последние же не док-ют тезис, а только предвосхищают его. 3. «Порочный круг». Ошибка состоит в том, что тезис обосновывается аргументами, а аргументы обосновываются этим же тезисом. Эта разновидность ошибки «применение недоказанного аргумента».


В) демонстрации. Правила.Тезис должен быть заключением, логически следующим из аргументов по общим правилам умозаключений или полученным в соответствии с правилами косвенного док-ва.Ошибки в форме док-ва.

1. Мнимое следование. Если тезис не следует из приводимых в его подтверждение

аргументов. Иногда вместо правильного док-ва аргументы соединяют с тезисом посредством слов: «следовательно», «итак», «таким образом», «в итоге имеем» В рез-те возникает словесная видимость док-ва. 2. От сказанного с условием к сказанному безусловно. Аргумент, истинный только с учетом определенного времени, отношения, меры, нельзя приводить в качестве безусловного, верного во всех случаях. Так, если кофе полезен в небольших дозах, то в больших дозах он вреден.
Паралогизм. Софизм. Парадоксы. В отличие от непроизвольной логической ошибки — паралогизма, являющейся следствием невысокой логической культуры, софизм — это преднамеренное, но

тщательно замаскированное нарушение требований логики. Примеры древних софизмов «Вор не желает приобрести ничего дурного; приобретение хорошего есть дело хорошее; следовательно, вор желает хорошего». «Лекарство, принимаемое больным, есть добро; чем больше делать добра, тем лучше; значит, лекарство нужно принимать в больших дозах». Софизмы использовались и теперь продолжают использоваться для тонкого обмана. Парадокс — это рассуждение, доказывающее как истинность, так и ложность некоторого суждения, иными словами, доказывающее как это суждение, так и его

отрицание. Парадокс «Лжец».В простейшем варианте «Лжеца» человек произносит всего одну фразу: «Я лгу».Или говорит: «Высказывание, которое я сейчас произношу, является ложным».Традиционная лаконичная формулировка этого парадокса гласит: если лгущийговорит, что он лжет, то он одновременно лжет и говорит правду.


Условия и приемы ведения дискуссий. Для того, чтобы дискуссия была плодотворной, т.е. представляла собой действительный поиск истины, а не столкновение амбиций, требуется соблюдение определенных условий.Во-первых, необходимо наличие некого предмета спора — проблемы, вопроса, темы и т.п., иначе дискуссия неизбежно превратится в бессодержательное и пустое словесное препирательство.Во-вторых, надо, чтобы относительно предмета спора существовала реальная противоположность спорящих сторон, т.е. они должны придерживаться различных убеждений насчет него. В противном случае дискуссия обернется обсуждением слов: оппоненты будут говорить об одном и том же, но использовать при этом разные термины, тем самым непроизвольно создавая видимость расхождения во взглядах.В-третьих, важно, чтобы была некоторая общая основа спора — какие-нибудь принципы, убеждения, идеи и т.п., которые признаются обеими сторонами. Если такой основы нет, т.е. спорящие не сходятся ни в одном положении вообще, то дискуссия становится невозможной.В-четвертых, требуется наличие какого-то знания о предмете спора. Если же стороны не имеют о нем ни малейшего представления, то дискуссия будет лишена всякого смысла.В-пятых, спор не приведет ни к какому позитивному результату, если отсутствуют определенные психологические условия: внимательность каждой дискутирующей стороны к своему оппоненту, умение выслушивать и желание понимать его рассуждения, готовность признать свою ошибку и правоту собеседника. Таковы основные условия эффективной и плодотворной дискуссии. Отсутствие или нарушение хотя бы одного из них приводит к тому, что она не достигает своей цели, т.е. не устанавливает истинность или ложность какого-либо тезиса (утверждения, положения, воззрения и т.п.).









Учебный материал
© nashaucheba.ru
При копировании укажите ссылку.
обратиться к администрации