Курсовая работа - Проблема суицида в подростковом возрасте - файл n1.doc

Курсовая работа - Проблема суицида в подростковом возрасте
скачать (88.8 kb.)
Доступные файлы (1):
n1.doc434kb.11.12.2007 22:01скачать

n1.doc

  1   2   3   4   5   6   7   8   9   10   11


Федеральное агентство по образованию РФ

Государственное образовательное учреждение

Высшего профессионального образования

«Братский государственный университет»

Кафедра «Педагогики и психологии»

Дисциплина «Возрастная психология»


ПРОБЛЕМА СУИЦИДА В ПОДРОСТКОВОМ ВОЗРАСТЕ
Курсовая работа

Выполнил:

студентка гр. ПиП-05-1 Н.С.Тарасова

Проверил:

ст. преподаватель

кафедры педагогики и психологии М.В.Трофимова


БРАТСК 2007

Содержание

Введение………………………………...………………………………….3

Глава 1. Проблема подросткового суицида …………………………...5

1.1.Проблема суицида в современном обществе…………………...…...5

1.2. Общая характеристика развития личности в подростковом возрасте…...……………………………………………………………………....12

1.3. Суицид и подросток…………………………………….…………....20

Выводы по главе 1..……………………………………………………….24

Глава 2. Исследование зависимости склонности к суициду от уровня агрессивности у подростков …………………….…………………..25

2.1. Исследование проблемы суицидального поведения подростков....25

2.1.1.Описание исследования……..............................................………...25

2.1.2. Исследование зависимости склонности подростка к суициду от уровня агрессивности………………………………...………………………….25

2.1.3. Анализ результатов исследования………………………...………28

Выводы по главе 2………………………………………...……………………..30

Заключение…………………...…………………………………………..31

Список литературы и используемых источников…………...……...32

Приложение 1…………………………...………………………………...33

Приложение 2………………………………...…………………………...34

Приложение 3………………………………...…………………………...37

Введение
Темой данной работы является проблема суицида в подростковом возрасте. В свое время данную проблему изучал Зигмунд Фрейд, а за ним и многие его последователи. По сей день причины и факторы толкающие подростка к самоубийству глубоко изучаются. Поэтому актуальность данной темы не вызывает сомнения. Для того, чтобы доказать это хотелось бы привести некоторые фаты: в России каждый год жертвами суицида становятся около 60 тысяч человек, среди них около 2,5 тысячи – подростки, Россия занимает третье место в мире по количеству суицидов на душу населения после Шри-Ланки и Казахстана, в России самоубийство (как причина смерти) стоит на четвертом месте, сразу после автомобильных катастроф, по абсолютному количеству подростковых самоубийств среди детей в возрасте от 15 до 18 лет Россия занимает первое место. Второе место у США, по данным западных исследователей, 15% самоубийств подростки совершают под воздействием алкоголя или наркотиков, большинство самоубийц принимают решение в состоянии аффекта, число самоубийств, совершаемых из-за неразделенной любви, в возрасте до 16 лет составляет 42,2% у девушек и 36,6% у юношей. К 25 годам удельный вес этой причины резко сокращается, из 1000 опрошенных людей, имевших попытку суицида, только 20% обращались за помощью к психологам или психиатрам, чтобы решить свои проблемы. Всего лишь 12% из числа обратившихся за помощью к специалистам считали, что им действительно помогли.

Данные цифры наглядно доказывают актуальность темы.

Общая цель работы - изучить проблему подросткового самоубийства. Объектом данной работы был выбран суицид как токовой. Предметом же исследования является суицид в подростковом возрасте, так как в этом возрасте происходят наиболее значимые изменения в становлении личности, в данный период протекает острый кризис саморегуляции, меняется мировоззрение и многие другие изменения. Поэтому подростковый возраст наиболее сензитивен для моральных переживаний, что зачастую подталкивает ребенка к суицидальным действия. О внешних и внутренних причинах такого поведения, а также о группах риска и признаках переживаний подобного рода рассказано в главе 1.

На основе изученной литературы по данной проблеме была выдвинута гипотеза о зависимости склонности подростков к суициду от уровня различных видов агрессии.

Для подтверждения или опровержения гипотезы были поставлены следующие задачи:

  1. Проанализировать литературу о подростковом возрасте и суицидальном поведении.

  2. Выбрать методы и методики исследования.

  3. Провести эмпирическое исследование.

  4. Выявить факторы влияющие на склонность подростка к суициду.

Исследование было реализовано с помощью эмпирических методов, таких как, метод тестирования и диагностического анкетирования. Мы использовали модифицированный опросник Басса-Дарки, диагностическую анкету на выявление критических ситуаций подростков приведенную в пособии Р.В. Овчаровой.

В своей работе мы опирались на работы таких авторов, как А.Г.Амбрумова, Лебедев В.И., Волкова А.Н. и др.
Глава 1. Проблема подросткового суицида
Для веселия планета наша мало оборудована,

Надо вырвать радость у грядущих дней,

В этой жизни помереть не трудно.

Сделать жизнь значительно трудней.
В. Маяковский

(«Сергею Есенину»)
1.1. Проблема суицида в современном обществе
Проблема самоубийства волновала человека во все времена. И во се времена отношение к этому явлению было неоднозначным. Например, в советские времена существовало убеждение, что суицид - явный признак психического заболевания. То есть каждый суицидент посмертно получал звание ненормального, а тех, кого удалось вытащить, пожизненно ставили на учет у психиатра. Вообще размышления о самоубийстве - чаще всего признак не отсутствия, а избытка ума (то самое "горе от ума", о котором не раз уже приходилось говорить). Нельзя не оценить заслугу известного психиатра А.Г.Амбрумовой - она сумела фактически доказать то, что большинство суицидентов - люди практически здоровые 12. И основала для них в Москве телефон доверия, а также кризисный стационар - не только чтобы откачивать тех, кто сделал этот шаг, сколько затем, чтобы предупредить самоубийства.

Зигмунд Фрейд в свое время ввел понятие «инстинкт смерти» - иначе он не мог объяснить многое из того, что способен сотворить с собой человек. Стремление к саморазрушению, очевидно, заложено в нем от природы – если все живое вокруг изо всех сил борется за существование, то отдельные человеческие индивиды, наоборот, вкладывают недюжинную энергию в то, чтобы полностью испортить себе жизнь, а иногда и расстаться с нею. Фрейд говорил: «Поистине человек – странное создание: только он способен на самоуничтожение, лишь ему присуще загадочное влечение к смерти – никакому другому живому существу это не свойственно». [7]

В девяностые годы в Росси это явление наблюдалось особенно часто: страну захлестнул вал самоубийств. Часто из жизни уходят подростки, а то и совсем маленькие дети. Приведем несколько примеров.

  1. Лихорадочная страсть к успеху любой ценой. Ученицу одной из престижных школ города У. Едва спасли – напилась таблеток. Оказывается, мать отругала ее за то, что та скатилась до четверки по сочинению.

  2. Еще одна трагедия, потрясшая несколько лет назад одно из пригородных ульяновских сел. Сережа рос в благополучной семье, родители – из интеллигенции. Способный к точным наукам мальчик рос молчуном, про таких говорят: «Слова не вытянешь». Надвигались выпускные экзамены, а по литературе против его фамилии в классном журнале стояла жирная точка. Мудрая учительница, жалея ребенка, не ставила ему отметок. Но как-то поделилась с матерью: Что, мол, делать? Вечером родители крупно поговорили с сыном. Ты, мол, нас позоришь. А утром отец вынул его из петли уже мертвым.

  3. Почти у всех детей лет с девяти просыпается философский «интерес к смерти». Подрастая, ребенок может подвести над собой эксперимент. Но подросток не осознает, что «оттуда» не возвращаются. Вспомните хотя бы потрясший недавно всю страну таинственный уход из жизни трех девочек-подростков из подмосковной Балашихи. «Похороните нас в одном красном гробу…» написала в предсмертной записке одна из них.

«Суициды вообще-то были всегда», – скажет кто-то. Да, но в наше время число таких случаев растет и растет, особенно среди подростков. Данные статистики в ответ на эти вопросы: «92% случаев суицида в среде подростков спровоцированы школой и семьей».

Многие авторы вслед за З. Фрейдом пытались найти в человеке глубинный инстинкт смерти, саморазрушения.

К самодеструктивному поведению относятся осознанные акты поведения, прямо или косвенно, немедленно или в отдаленном будущем ведущие человека к гибели. Такое поведение демонстрируют наркоманы, алкоголики, самоубийцы. Сложность этой категории людей заключается в том, что их поведение достаточно осознанно. Они представляют последствия своего поведения и практически осознанно продолжают злоупотреблять опасностью.

В последнее время растет число детей и подростков, имеющих эту тенденцию личности. Помочь им можно лишь только хорошо понимая причины, приводящие к пренебрежению жизнью. Лучше всего эти причины видны на группе самоубийц, так как это наиболее явная, отчетливо заостренная форма аутодеструктивного поведения. [14]

Для наглядности приведем некоторые факты:

Далее попробуем разобраться в том, какие виды суицида в науке выделяют на сегодняшний день. Мы выяснили, что суицид – это осознанный акт устранения из жизни под воздействием острых психотравмирующих ситуаций, при котором собственная жизнь теряет для человека смысл.

Суицидной можно назвать любую внешнюю или внутреннюю активность, направляемую стремлением лишить себя жизни. При заблаговременной диагностике внутренней активности суицидальный акт может быть предотвращен и не выйдет в план внешнего поведения.

Внутренние суицидальные проявления включают в себя:

К внешним формам суицидного поведения относятся:

Все суициды делятся на три группы: истинные, скрытые и демонстративные.
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   10   11


Учебный материал
© nashaucheba.ru
При копировании укажите ссылку.
обратиться к администрации