Клименко С.В., Чичерин А.Л. Основы государства и права - файл n1.doc
приобрестиКлименко С.В., Чичерин А.Л. Основы государства и праваскачать (850.3 kb.)
Доступные файлы (1):
n1.doc
МОСКОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
имени М. В. Ломоносова
С. В. Клименко, А. Л. Чичерин
основы
ГОСУДАРСТВА И ПРАВА
Пособие для поступающих в юридические вузы Москва
ЗЕРЦАЛО
1999
ББК 67
;? 1
"I 4
.
1 .
Клименко С.В., Чичерин А.Л. Основы государства и права. Пособие для поступающих в юридические вузы. — М.: Издательство "Зерцало". 1999. —354с.
Настоящее учебное пособие подготовлено на юридическом фа-культете Московского государственного университета им. М.В. Ломоносова в полном соответствии с программой по основам государства и права для поступающих в юридические вузы.
ISBN 5-8078-0003-6
> С.В. Клименко, А.Л. Чичерин, 1997
1 Издательство "Зерцало", 1998
Предисловие Предлагаемое учебное пособие по своему содержанию полностью соответствует программам вступительных экзаменов по основам государства и права, принятым в юридических вузах (прежде всего на юридическом факультете МГУ им. М.В. Ломоносова и в МГЮА). В нем излагаются основы теории государства и права, рассматривается сущность правоохранительной деятельности, система и функции правоохранительных органов, дается характеристика отдельным отраслям права (конституционному, гражданскому, уголовному и др.) с учетом последних изменений в действующем российском законодательстве.
Вместе с тем настоящее учебное пособие отличается от всех других, ранее изданных пособий по основам государства и права для поступающих в юридические вузы.
Во-первых, учебный материал изложен в нем предельно ясным, понятным для выпускников средней школы языком. Все определения выражены так, чтобы они легко усваивались и запоминались.
Во-вторых, необходимые абитуриентам знания по основам государства и права подаются не только в словах и фразах, но и в виде схем, рисунков, воплощающих в образной форме сущность рассматриваемых государственных и правовых явлений, главные их характеристики.
В-третьих, все ключевые понятия и определения в учебном пособии выделены жирным шрифтом. Таким образом, в рамках пособия создана своего рода "шпаргалка", которая призвана облегчить усвоение довольно сложного и обширного по объему материала.
Абитуриент, изучивший данное пособие, и желающий спустя какое-то время повторить его содержание, избавляется от необходимости прочи-
тывать весь его текст. Ему достаточно пробежать глазами специально выделенные в тексте фразы.
В-четвертых, структура настоящего учебного пособия включает в себя вопросы-задания для самопроверки с ответами (Приложение
№ 3), предназначенные помочь абитуриенту закрепить полученные знания.
Итак, желаю успеха! Доктор юридических наук,
профессор юридического факультета
МГУ им. Ломоносова
В.А. Томсинов
Глава первая
Государство 1.1. Понятие государства, его признаки и функции. Соотношение государства с обществом и правом 1.1.1. Понятие государства
Слова
"государство ", "публичная власть ", "суверенитет " наверняка слышали многие, но в чем заключается сущность этих юридических понятий и каковы их основные признаки, знают далеко не все.
Нередко понятие
"государство" отождествляется с понятием
"страна", то есть выступает как политико-географическое образование (Россия — государство, занимающее 1/7 часть суши). Авторы многих публикаций, используя термин
"государство", имеют в виду
общество, — например, когда пишут, что Великобритания промышленно-развитое государство, а страны Тропической Африки — экономически отсталые государства.
Однако в нашем случае государство рассматривается прежде всего как
Организация политической власти, существующая в определенной стране.
Дать определение государства, которое бы отражало все грани этого сложного общественного явления, практически не удавалось никому, хотя такие попытки предпринимались многими выдающимися философами, политиками, юристами, как в древности, так и в наши дни. Например, Аристотель утверждал, что государство — это средоточие всех умственных и нравственных интересов граждан. Цицерон рассматривал государство как союз людей, объединенных началами общей пользы и справедливости. Представители классовой теории основывались на том, что государство — это всегда диктатура господствующего класса.
Итак, что же такое государство?
Государство —
это особая политическая организация, обладающая суверенитетом, располагающая аппаратом подавле- ния и управления и придающая своим велениям обязательную силу для населения всей страны. 1.1.2. Признаки государства
Государство отличается от органов управления первобытного общества следующими признаками.
1. Наличие публичной власти. Публичная власть представляет собой
совокупность аппаратов подавления (отрядов вооруженных людей в виде армии, полиции и т.д.) и управления (органов законодательной и исполнительной власти), которые выступают носителями государственного суверенитета.
Государственную власть в обществе осуществляет особый слой людей, которые наделены государственно-властными полномочиями, то есть они имеют возможность издавать законы, использовать в необходимых случаях госу- , дарственное принуждение, чтобы подчинить поведение людей воле, отраженной в правовых актах государства.
2. Административно-территориальная организация насе-ления страны. Распространение государственной власти только на население, проживающее в рамках определенной страны, неизбежно влечет его деление на административно-территориальные единицы (края, области, округа и т.д.). Смысл этого деления заключается в наилучшей (оптимальной) организации государственной власти и управления на занимаемой территории. В отличие от цивилизо-' ванного, в первобытном обществе подчиненность людей власти зависела от их принадлежности к тому или иному роду, племени, семье, то есть основывалась на кровнородственных связях.
3. Государственный суверенитет. "Государственный суверенитет — независимость государственной власти от всякой иной власти (политической и идеологической) внутри страны и вне ее, выраженная в ее исключительном, монопольном праве самостоятельно и свободно решать все свои дела.
Государственный суверенитет — основа силы государства, его способности эффективно осуществлять свои
6
функции. В то же время суверенитет не может быть основой для антиправовых действий, для произвола. Например, для того, чтобы присвоить себе "право войны", для одностороннего произвольного прекращения существующих правовых отношений, в которых участвует государство.
Государственный суверенитет имеет две стороны:
внутреннюю сторону — исключительное, монопольное право на законодательство, на управление и юрисдикцию внутри страны в пределах всей государственной территории;
внешнюю сторону — самостоятельность и независимость во внешних делах страны, недопустимость вмешательства во внутригосударственные дела извне, кроме ограниченного числа случаев, предусмотренных международным правом. Когда соответствующие действия совершаются в строго правовом порядке (например, по решению международного юрисдикционного органа при защите прав человека, введение миротворческих вооруженных сил по решению ООН в соответствие с ее Уставом).'
Государственный суверенитет как особенность (свойство) государственной власти следует отличать от народного суверенитета и национального суверенитета.
Народный суверенитет — само содержание демократии, основа народовластия, право народа самому, своей волей определять свою судьбу. Аналогичное значение имеет понятие национального суверенитета: это право наций и народностей на то, чтобы самостоятельно решать вопросы своей жизни, право на свое национальное самоопределение.
Государственный суверенитет может совмещаться с народным и национальным суверенитетом."
1 5. Сбор налогов с населения является неотъемлемой чертой государственной организации общества. На начальных стадиях развития государства доходы, получаемые в виде налогов, целиком шли на содержание армии, полиции, государственного аппарата. Затем, с течением времени, в цивилизованных, индустриально-развитых странах часть налогов стала использоваться для поддержки образования, медицины, неимущих слоев населения и т.д.
1 Алексеев С.С. Государство и право. Начальный курс. М., Юридическая лит-ра, 1993. С. 30-31.
Сбором налогов занимаются специальные государствен-] ные органы, деятельность которых основана на налоговом! праве, определяющем виды, размер и порядок налогообложе-! ния.
1.1.3. Функции государства
В функциях государства выражается его назначение, главная роль, которую государство играет в решении основных вопросов общественного развития. В зависимости от
: специфики общественных отношений государственные функции подразделяются на внутренние и внешние.
Функции государства —
это основные направления его деятельности, выражающие сущность и социальное назначение государственного управления обществом. \ 1. Внутренние функции представляют собой основные направления деятельности государства, которые характеризуют его внутреннюю политику. В свою очередь, внутренние функции делятся на охранительные и регулятивные.
Сущность
охранительных функций заключается в защите прав и свобод граждан, соблюдении режима законности и правопорядка, окружающей среды, словом,
в обеспечении охраны всех установленных и регулируемых правом общественных отношений. Регулятивные функции государства направлены на организацию общественного производства, экономики страны, на создание достойных условий для формирования полноценно развитой личности и общества в целом. К регулятивным функциям можно отнести
экономическую, социальную, функцию финансового контроля. Экономическая функция может быть сведена к выработке экономической политики, установлению правовых основ предпринимательской деятельности и ценовой политики, управлению государственными органами и предприятиями и т.д.
Социальная функция государства выражается в оказании социальной помощи нуждающимся, в выделении необходимых средств на здравоохранение, просвещение, строительство дорог, жилья и т.д.
8
функция финансового контроля в общем плане представляет собой выявление и учет доходов населения, направление их в государственный бюджет.
2. Внешние функции государства заключаются в его деятельности на международной арене, в его взаимоотношениях с другими странами. Внешние функции выступают в виде
международного сотрудничества и
обороны страны от нападения извне. В свою очередь, международное сотрудничество осуществляется
по двум основным направлениям: в русле внешнеполитической и внешнеэкономической деятельности.
Внешнеполитическая деятельность современных цивилизованных государств основана на признании и уважении суверенного равенства всех стран: невмешательства в их внутренние дела, уважения территориальной целостности и нерушимости установленных границ, отказа от применения силы, уважения прав и свобод человека и т.д.
Функция обороны страны от внешнего нападения составляет важное направление деятельности государства. Эта функция осуществляется экономическими, дипломатическими и военными средствами. В мирное время оборона страны заключается в подготовке страны к отражению возможного нападения извне, а в военное время — это прямая вооруженная борьба с противником.
Таким образом, функции государства представляют собой цельную, взаимосвязанную деятельность системы государственных органов, которая должна быть направлена на создание условий для гармоничного развития отдельной личности и всего общества в целом.
.1.1.4. Соотношение государства и общества
Общество —
это объединение людей, имеющих общую территорию проживания, единую культуру и сходный образ жизни. Общество образуют, например, россияне, проживающие на территории Российской Федерации, французы — на территории Франции.
Общества являются
органическими образованиями. Нельзя в одночасье создать общество из любой группы людей.
Общества складываются в результате очень сложных процессов самоорганизации. Время, которое требуется для того, чтобы сложилось общество, может быть разным (от десятилетий до столетий), но какой-то срок требуется всегда. Следовательно,
важным признаком общества является
общая история составляющих его людей. Необходимыми предпосылками его возникновения являются проживание определенной общности людей на одной территории и их подчиненность единым нормам жизни (законам, обычаям и т.д.) на протяжении жизни нескольких поколений.
Общество может по каким-то причинам распасться. После его распада между людьми, когда-то его составлявшими, может сохраняться некоторое единство культуры, традиций, языка и т.д. Признаки общности могут проявляться достаточно долго. Например, после распада древнерусского общества, образовавшиеся общества Великороссии, Малороссии и Белороссии сохранили значительное сходство друг с другом (близость языка и отчасти культуры). Тем не менее их необходимо рассматривать как разные общества.
Следует различать общество и государство. Как уже отмечалось, государство — это организация политической власти, существующая в определенной стране. В самом обобщенном виде страна представляет собой территорию, на которой постоянно проживает определенное общество и на которую государство распространяет свою власть.
Образование общества
предшествовало государственной организации его жизни. Это объективно подтверждается историческими и социологическими исследованиями, данными археологии и антропологии.
Общество, в результате раскола на экономически неравные классы, объективно порождает такую организацию власти, которая должна одновременно
защищать интересы имущих и
сдерживать противоборство, возникающее между ними и экономически зависимой частью населения страны. Такой организацией, выделившейся из общества и стоящей над ним, стало
государство. 1.1.5. Соотношение государства и права
Право, как и государство, является продуктом общества на определенном этапе его развития. Право развивается вместе с государством, находясь с ним в тесной взаимосвязи. Эта взаимосвязь проявляется в следующем.
Нормы права не могут возникать, развиваться и функционировать без государства, поскольку
государство является тем политическим механизмом, который формирует право в виде общеобязательных правил поведения, то есть юридических норм.
Нормы права являются результатом правотворческой деятельности государства в лице его определенных компетентных органов (парламента, правительства и т.п.)
Таким образом, юридические нормы становятся общеобязательными (помимо всего прочего) в силу того, что они устанавливаются либо санкционируются государством.
Государство
гарантирует реализацию правовых норм, охраняет право от нарушений. Именно государственная охрана, возможность государственного принуждения, стоящие за правом, и отличают правовые нормы от других социальных норм, действующих в обществе.
"Право есть ничто без аппарата, способного принуждать к соблюдению права." (В.И. Ленин.) Не только право зависит от государства, но и государство зависит от права. Оно не может нормально функционировать, не опираясь на право.
В законодательном закреплении нуждается организация и деятельность государственного аппарата.
Правовые нормы определяют систему государственного механизма, его основные направления и принципы деятельности, полномочия государственных органов.
Правовые нормы устанавливают юридическую основу для взаимоотношений должностных лиц и граждан. Все это является важным условием режима законности в обществе, исключающего произвол государства.
10 11
Понятие государства, его признаки и функции
Признаки государства Публичная власть
Административно-1
территориальная
организация
населения
Государственный суверенитет
Сбор налогов и пошлин
Функции государства - это основные направления его деятельности, выражающие сущность и социальное назначение государственного управления обществом
Государство •
особая политическая
организация, располагагаю-
щая аппаратом подавления и
управления и придающая своим
велениям обязательную силу ,
для населения всей
Внутренние \т функции Щ
| Внешние b (функции щ
|
^
| ^
| | •В^^
| ^
| |
охранительные 1
| регулятивные I
| международное L сотрудничество 1
| оборона страны 1
|
1 ' Общая теория права и государства. /Под ред. Лазарева 1 В. В. М., "Юрист", 1996. С. 47.
| | | /^
| \
| (Научная мысль прошлого и настоящего выработала множество теорий, по-разному истолковывающих причины возникновения государства, сущность государственной власти, ее цели, задачи, предназначение и т.п. Такое пристальное внимание к данной теме объясняется сложностью и многогранностью самого государства как общественного и политического явления.
|
внешнепо- b литические |
| внешнеэко- b номические |
|
"Уже тысячелетия люди живут в условиях государственно-правовой действительности: они являются гражданами (или подданными) определенного государства, подчиняются государственной власти, сообразуют свои действия с правовыми предписаниями и требованиями. Естественно, что еще в глубокой древности они стали задумываться над вопросами о причинах и •s путях возникновения государства и права. Создавались самые разнообразные теории, по-разному отвечающие на эти вопросы. Множественность этих теорий объясняется различными историческими и социальными условиями, в которых жили их авторы, разнообразием идеологических и философских позиций, которые они занимали."1 При этом следует иметь в виду, что любая отдельно взятая теория представляет собой субъективный взгляд ее приверженцев на объективные процессы развития общества и государства. Тем не менее глубокое и всестороннее изучение научных трудов различных школ и направлений в этом вопросе дает ключ к пониманию закономерностей происхождения и эволюции государства, помогает определить основные социальные функции и роль государства в жизни общества, освещает иные его грани. Ниже приводится таблица, которая поможет уяснить главные тезисы и аргументы этих теорий. Однако для более глубо-|кого изучения данной темы необходимо обратиться к специальной юридической литературе и первоисточникам, список которых дан в конце раздела.
|
к»
ге
О
"в S S
я
•о о
S
Г5 X
О
У. fa «
о
г>
п •
4 а Теория происхоадения государства и ее основные представители Теологическая (религиозная) Аврелий Августин (354-430 г. г н.э.), христианский философ и богослов Фома Аквинский (1225-1274) христианский философ и богослов Патриархальная Аристотель (384-322 г.г. до н.э.), древнегреческий философ Николай Михайловский (1842-1904), русский социолог, публицист Договорная (естественно-правовая) Гуго Гроций (1583-1646), голландский мыслитель, теоретик права Джон Локк, (1632-1704), английский философ-просветитель Томас Гоббс (1588-1679), английский философ-материалист Шарль-Луи Монтескье (1689-1755), французский философ-просветитель Дени Дидро (1713-1784), французский философ-материалист Жан-Жак Руссо (1712-1778), французский философ-просве-итель Сущность теории Государство возникает и разв: вается как осуществление Божестве нох'о замысла.
• Идея незыблемости roc дарства.
• Зависимость самого гос\ дарства от Божественной воли.
осударство возникает в резул! тате разрастания семьи.
• Государственная власть -продолжение отцовской (патриа{ хальной) власти, которая первош чально охватывает только семью, затем распространяется на в,се насела ние страны.
Данная теория обосновывает существование "отцовской" власти
монарха в отчестве.
Общественный договор как ре зультат свободного соглашения ш рода — главная, причина возникщ вения государства.
Сущность договора: народ казывается от своей свободы в обме на гарантии личной безопасности.
Содержание договора:
• воля народа является исто ником любой политической власти обществе;
• верховенство закона;
• взаимная ответственно' •осударства и личности;
• обеспечение прав и свобо личности в рамках государства.
"за' Аргументы "против" Налицо
ненаучность данной теории: она основана не на объективных исторических и иных данных, а на
вере в божественное происхождение государства.
В конечном счете, вопрос об истинности данной теории решается вместе с вопросом о существовании Бога.
Изучение некоторых архаичных культур, сохранившихся до нашего времени (например, племен североамериканских индейцев), позволяет утверждать, что зачатки государственных структур во многом создавались у них по аналогии с семейными.
• Отдельные элементы договорной теории получили реальное воплощение в практике государственного строительства США (юридическое закрепление в Конституции договора между народами, входящими в их состав).
• Основные положения многих представителей договорной теории вошли в концепцию правового государства.
• Установлено, что, как правило, патриархальная семья появилась
вместе с государством, в процессе разложения первобытнообщинного строя.
• Наблюдается явное и очевидное несовпадение задач государственного управления (прежде всего, обороны и агрессии) и функций семьи (воспроизводство и совмест-
ное потребление).____________
• Государство (по договорной теории) выступает исключительно как искусственный продукт сознательной воли людей. Эта теория упускает из виду исторические, экономические, и иные
объективные причины возникновения государства.
• Подавляющее большинство государств мира не имели в своей основе какого бы то ни было соглашения между правителями и жителями страны.
• Маловероятно, что множество людей могут договориться между собой и при отсутствии каких бы то ни было властных структур в
условиях конфликта интересов.___
14
15
(продолжение) Органическая Герберт Спенсер (1820-1903), английский философ и социолог Насилия Шан Ян (390-338 г.г. до н.э.), древнекитайский государственный деятель Евгений Дюринг (1833-1921), немецкий философ Людвиг Гумплович (1838-1909), австрийский социолог и юрист Карл Каутский (1854-1938), один из лидеров и теоретиков германской социал-демократии Психологическая Лев Петражицкий (1867-1931), польский социолог и правовед, основатель психологической школы права Габриэл Тард (1843-1904), французский социолог и криминолог, один из основателей психологического направления в западной социологии 16
Отождествление строения и функций государства со строением и функциями живого организма.
• Государство — общественный организм, состоящий из людей, как живой организм из клеток.
• Само человечество возникает как продукт эволюции животного мира. Дальнейшее развитие приводит к объединению людей в единый организм государство, в котором правительство выполняет функции мозга, управляющего всем организмом.
• Низшие классы реализуют внутренние функции, высшие — внешние.
Государство возникло в результате применения внешнего и (или) внутреннего насилия одних людей над другими.
• Внешнее насилие — завоевание одного народа другим.
• Внутреннее насилие — экономическое и политическое господство одних членов общества над другими.
• Психологическая потребность людей жить в организованном обществе — основная причина, порождающая государство.
• Психологическая необходимость слабых подчиняться более сильным, осознание людьми справедливости определенных моделей поведения, подражание и т.п. служат необходимыми предпосылками возникновения государства.
Органическая теория
• вводит системный признак в понятие государства;
• обосновывает дифференциацию и интеграцию государственной и общественной жизни;
• указывает на связь естественных и общественных законов.
• Элементы внутреннего и внешнего насилия всегда сопровождали процесс образования государства.
• Монополия на ле-гитимное (законное) насилие до сих пор является определяющим атрибутом государства.
Человек -— биосоциальное существо, наделенное сознанием и волей. Организованное общество безусловно является естественной (и единственно возможной) средой его жизнедеятельности. Человек практически лишен возможности нормально, полноценно развиваться
jne общества.
• Различие самой природы государства и живого организма требует разделения методов и подходов при их изучении. Нельзя прямо отождествлять общественные процессы с процессами физиологическими.
• Государство имеет ряд задач и функций, не имеющих аналога с функци-ми организма.
• Внутреннее и внешнее насилие в ряде случаев являлось лишь
необходимым условием, но не обязательно
причиной возникновения государства, в то время как объективные причины его образования коренились в процессах внутреннего развития общества.
• Для возникновения государства необходим такой уровень экономического развития общества, который позволил бы содержать аппарат управления. Если этот уровень не достигнут, то никакой уровень насилия сам по себе не может привести к возникновению государства.____________________
Прежде чем люди могут осознать необходимость создания государства, их психика должна сформироваться, т.е. подвергнуться влиянию внутренних (самосознание) и внешних (экономических, политических и др.) объективных факторов, которые не учитывает данная теория.
17
(окончание) Классовая (экономическая) Карл Маркс (1818-1883), Фридрих Энгельс (1820-1895), немецкие философы, основоположники диалектического и исторического материализма Льюис Морган (1818-1881), американский этнограф и историк первобытного общества Владимир Ульянов (Ленин) (1870-1924), российский политик, лидер РСДРП, позднее РКП(б), один из основателей Советского государства Государство — результат действия объективных процессов экономического развития общества.
• общественное разделение труда, появление прибавочного продукта, частной собственности приводит к расколу общества на классы с противоположными экономическими интересами.
• возникая, государство использует средства подавления и управления, обеспечивает интересы экономически господствующего класса.
Общественно-историческая практика показывает, что развитие хозяйства и экономики неизбежно приводит к возникновению противоположных интересов, и, соответственно, противоборствующих общественных классов.
Главный недостаток экономической теории —
недооценка биологических, нравственных, психических и иных аспектов, обусловивших образование государства.
В целом, понимание природы государства в рамках ка--кой-либо одной теории можно считать односторонним, по* тому что причины его возникновения объективно коренятся во всей совокупности экономических, психологических, био-i логических и иных закономерностей.
"Здесь главная задача состоит в том, чтобы не отрицать разнообразие научных подходов к предмету исследования, а суметь интегрировать их объективные выводы в общую теорию, объясняющую сущность явления не односторонне, а во всем разнообразии его проявлений в реальной жизни."
2 с. 45.
2 Хропанюк В.Н. Теория государства и права. М., 1995,
18
Литература 1.
Аврелий Августин. О граде Божием. / Творения Блаженного Августина, К., 1901-1912
2.
Фома Аквинский. О правлении государей. / Opera Omnia, N.Y. 1948
3.
Аристотель. Политика. / Аристотель. Сочинения в четырех томах. Т.4. М., "Мысль", 1984
4.
Н. Михайловский. Очерки философии права. /
ПСС, Т.З. СПб, 1909
5.
Гуго Гроций. О праве войны и мира. М., 1959
6.
Дж. Локк. Два трактата о государственном правлении. 19
/ Избранные философские произведения. М., 1960
7.
Т. Гоббс. Левиафан, или Материя, форма и власть. / Избранные произведения. М., 1964
8.
Ш.-Л. Монтескье. О духе законов. / Избранные произведе-j ния. М., 1955
9.
Д.Дидро. Избранные произведения. М. -Л. 1951
10.
Ж.-Ж. Руссо. Об общественном договоре. / Избранные со4| чинения. М., 1961
11.
Г. Спенсер. Основание социологии. М., 1908.
12.
Шан Ян. Книга правителя области Шан. М., "Ладомир'| 1993
13.
Е. Дюринг. Ценность жизни. СПб, 1894.
14.
Л. Гумплович. Общее учение о государстве. СПб, 1910
15.
К. Каутский. Развитие форм государства. Ростов-на-Дон) 1905
16.
Л. Петражицкий. Теория права и государства в связи теорией нравственности. Т. 1.СП6, 1907
17.
Г. Тард. Социальные законы. СПб, 1906
18.
К. Маркс. К критике гегелевской философии права. / К. Маркс, Ф. Энгельс. Сочинения. Т. 1.
19.
Ф. Энгельс. Происхождение семьи, частной собственности государства. М., 1985.
20.
В. Ленин. Государство и революция. / Полное собрание ее чинений. Т. 33
21. Л. Морган. Древнее общество. М., 1935
1.3. Формы государства 1.3.1. Понятие формы государства
Форма государства как совокупность его внешних признаков представляет собой
организацию государственной власти в стране, которая выражается в форме правления, форме государственного устройства и в виде политического режима.
Таким образом, форма государства имеет три грани своего выражения:
• способ территори-
» это определенный порядок образования и организации высших органов государственной власти и управления.
ального устройства, определенный порядок взаимоотношений центральной, региональной, местной властей.
и
это методы приемы осу-
ществления государственной (политической) власти.
1.3.2. Форма государственного правления
Форма государственного правления характеризует структуру высших органов государственной власти, порядок их образования, распределение компетенции между ними, взаимоотношения этих органов друг с другом. В соответствии с этим все государства подразделяются на монархии и республики.
Монархия —
форма государственного правления, при которой высшая власть в государстве принадлежит одному лицу —
монарху, получающему власть в порядке престолонаследия, Признаки монархии
1. Монарх олицетворяет собой государство, выступая во внешней и внутренней политике как глава государства.
2. Монарх осуществляет единоличное правление.
3. Власть монарха объявляется священной.
4. Монарх фбрмально независим в своей деятельности.
5. Создан особый порядок утверждения и принятия власти монархом.
6. Установлено бессрочное пожизненное правление монарха.
20
21
Эти признаки являются базовыми в определении cyi ности монархии, что, безусловно, не исключает возможное^ их видоизменения в связи с определенными историческим! культурными традициями, темпами и уровнем экономической го и социально-политического развития того или иного гос) дарства.
Виды монархий
В теории государства традиционно выделяются абсо| лютная и ограниченная монархии.
Абсолютная монархия —
это форма правления, при кото\ рой впасть монарха ничем не ограничена: он издает законы, назначает высших чиновников, собирает и расходует казну бе: всякого контроля со стороны кого бы то ни было. Например, Российская Империя времен Петра I, фра№ цузская монархия при Людовике XIV. В настоящее время аб< солютная монархия сохраняется в Саудовской Аравии, -Ката< ре, Омане.
Ограниченная монархия выступает в виде дуалисщ ческой и парламентарной.
Дуалистическая (двойственная) монархия возникает переходные периоды, когда класс феодалов уже не в состоя нии безраздельно господствовать, а буржуазия еще не в силах взять всю полноту политической власти в свои руки.
Признаки дуалистической монархии
1. Наличие двухпалатной структуры парламента. Нижняя палата формируется выборным путем и представляет интересы буржуазии, а верхняя — назначается монархом.
2. Правительство при дуалистической монархии подчинено монарху, который по своему' усмотрению назначает и отстраняет от должности министров.
3. Монарх обладает правом вето на принимаемые парламентом законы.
22
"Дуалистическая монархия неизбежно эволюционирует в чисто буржуазную форму правления — либо в парламентарную монархию, либо в республику."
1 В настоящее время дуалистическая монархия существует в Иордании, Кувейте, Марокко.
При парламентарной монархии король "царствует, но не правит". Его наличие обуславливается стечением исторических обстоятельств, силой традиций, особенностями политического противоборства и т.д. Монарх лишь формально утверждает состав правительства, сформированного ставленником партии, победившей на парламентских выборах. Ни парламент, ни правительство не подчинены монарху и не несут перед ним политической ответственности.
На сегодняшний день парламентарными монархиями являются Великобритания, Дания, Бельгия, Швеция, Норвегия, Япония, Австралия, Канада, Новая Зеландия и т.д.
Республика —
форма государственного правления, при которой высшая власть в государстве принадлежит выборным органам —
парламенту, президенту; наряду с ними существует независимое правосудие и муниципальное самоуправление. Признаки республики
1. Наличие высших выборных органов власти.
2. Возможность участия граждан в управлении делами государства
3. Разделение властей.
4. Определенная процедура принятия высшими органами власти своих решений.
5. Высокий авторитет судебной власти.
Виды республик
Республики, как правило, бывают парламентскими или президентскими.
В парламентской республике главой госу-
Мишин А.А., Барабашев Г.В. Государственное право буржуазных и Развивающихся стран. М., Юридическая литература, 1989, С. 132
23
дарства является выборное должностное лицо — президент.. Его роль в формировании правительства, как и в управлении] страной, носит чисто номинальный характер. Правительство,! возглавляемое премьер-министром, функционирует в том| случае, если оно располагает поддержкой парламента, которым несет политическую ответственность.
Признаки парламентской республики
1. Верховенство власти парламента.
2. Правительство формируется ставленником партии, победившей на парламентских выборах.
3. Члены правительства ответственны перед парламентом за свою деятельность.
4. Правительство находится у власти до тех пор, пока пользуется поддержкой парламентского большинства.
5. Парламент может вынести вотум недоверия правительству в целом или одному из его членов, что влечет за собой отставку правительства.
В настоящее время парламентские республики существуют в Италии, Германии, Австрии, Швейцарии, Финляндии, Израиле, Ирландии, Исландии, Индии, Турции и т.д.
Президентская республика характеризуется тем, что высшим должностным лицом в стране является президент, обладающий полномочиями главы государства и главы правительства.
Признаки президентской республики
1. Президент назначает правительство, которое ответственно перед ним.
2. Президент назначает, перемещает и отстраняет от должности членов правительства.
3. Президент избирается не парламентом, а в результате референдума или коллегиями выборщиков.
4. Президент имеет право вето на законы, принимаемые парламентом. i
24
5. Президент
я\ >ляется главнокомандующим воору-
женными силами стра
\ Н Ы.
Классическим mi
„ ^имером президентской республики являются Соединенные
TIT r A т/-
ли ,. Штаты Америки. Кроме того, президентские республики ^
-и- с т-
д, пс существуют в Колумбии, Бразилии, Мексике, Панаме, boj
J J j > г >
1 „ швии и др.
В некоторых rot
r ,.
г ?ударствах существует
республиканская (Ьорма правления, нос», * J i. J ^ * у F ^ щая смешанный характер, то есть сочетающая черты парлам -
~ с т/-
!ентскои и президентской республики. К таким государствам,
\ v л J r i частности, относится Франция.
1.3.3. Форма госу
r JlaapcTBeHHoro устройства
Форма государств „ , r J r Генного устройства — это способ территориального ycmpt J r. ^
nmoLnau^f, Jna*rJucmea государства, которое вносит во взаимоотношения центральной, ре-астей. определенный порядок гиональнои, местной в\ ч, Виды форм
государственного устройства
Унитарное госуда , \pcmeo отличается абсолютной политической целостностью. '
д ,
А ч
унитарное государство неделимо: его отдельные админист\ 1 * 1 ,
,,„0тт ™„0™ „-Ъативно-территориалъные единицы не имеют своего собств* vvw.n^-,^, /*b*^VJl^^t^LV4^(^tXV_,//J,LJS} S
а „
энного законодательства, органов государственной власти г, ,
^ F y т„„ V
управления, не обладают суверените- том. Каждая из состав
Дает одинаковыми пр>
ЫХ ЧаСТСИ еДИНОГ°
госУД
аР
ства -госулао
гавами и представительством в органах
Признак
и унитарного государства
1. Единый Основ№ „г,
Р„ „„ „ юи Закон, нормы которого применяются на всей территории
' г г г страны.
^.Ьдиные в масш С
Тртт,
ur ггабе всей страны высшие представительные, исполнитель!
,. v -,
р ibie и судебные органы.
3.Единая система:
} * а т- законодательства.
4.Единое граждан\
5т-, I .Ьдиная денежна^ ство.
и единица.
25
б.Общая для всех административно-территориальных единиц налоговая и кредитная политика.
7.Составные части унитарного государства не обладают суверенитетом (не являются государственными образованиями).
К числу унитарных государств относятся Великобритания, Франция, Италия, Норвегия, Швеция, Испания, Португалия, Греция, Таиланд, Япония, Финляндия, Египет.
Федерация —
соединенное, союзное государство. Федерация —
сложное государство, представляющее собой союз ряда государственных образований. Для этой формы государственного устройства характерны общие для всей федерации высшие органы власти и управления, однако при сохранении высших органов власти и управления каждого из государственных образований — членов федерации (республик, штатов и т.д.) (США, Канада, Бразилия, Мексика, ФРГ, Австрия, Бельгия, Швейцария, Индия, Малайзия, Пакистан).
Признаки федерации
1. Территория федерации состоит из территорий ее субъектов.
2. Верховная законодательная, исполнительная и судебная власть принадлежит федеральным государственным органам.
3. Компетенция между субъектами федерации и самой] федерацией разграничивается союзной Конституцией.
4. Субъекты федерации имеют свои конституции, свои] высшие законодательные, исполнительные и судебные орга-] ны.
5. Высший законодательный (представительный) орган| федерации имеет двухпалатную структуру (верхняя палата,' представляющая интересы субъектов федерации и палата, представляющая интересы населения всей страны).
26
Виды федераций
Территориальная 1. Государственные образования, составляющие данный вид федерации, не являются суверенными образованиями.
2. Субъекты лишены конституцией права прямого представительства в международных отношениях.
3. Установлен запрет одностороннего выхода из союза.
4. Управление вооруженными силами осуществляется федеральными органами.
(США, Мексика, ФРГ)
Национальная 1. Субъекты — национально-государственные образования.
2. Субъекты федерации объединяются согласно принципу добровольности.
3. Гарантированность суверенитета больших и малых наций.
4. Утверждение права наций на самоопределение. (Индия)
Конфедерация —
это "государственный союз государств", каждое из которых обладает государственным суверенитетом. Но это не международно-правовой, а именно государственный союз, при котором объединяется и совместно осуществляется ряд направлений суверенной государственной деятельности (оборона страны, внешняя торговля, таможенное дело и т. д.).
При конфедерации центр тяжести государственного суверенитета находится в самих государствах, объединяющихся в конфедерацию.
Признаки конфедерации
1. Конфедерация является союзом суверенных государств, объединившихся для достижения определенных целей.
2. Конфедерация — непрочное, как правило, временное образование.
3. Отсутствие единой территории (конфедерация состоит
Из территорий входящих в ее состав государств).
4. Отсутствие единого гражданства.
27
5. Право свободного выхода субъектов из конфедера-j
ции.
6. Бюджет конфедерации состоит из добровольных взносов ее членов.
7. В предмет ведения конфедерации входит незначитель-^ ный круг вопросов (войны и мира, международной полити-j ки).
8. Армия состоит из воинских контингентов государств^ членов конфедерации.
Исторические факты подтверждают то обстоятельство^ что конфедеративные образования имеют нестойкий, пере-| ходный характер; они либо распадаются, либо преобразуются в федерацию: Северная Америка — конец XVIII века, Герма-| ния второй половины XIX века, конфедерация Египта и Сирии в середине XX века.
1.3.4. Государственный режим
В понятии "государственный режим" сосредоточена! сущность государственной власти, которая
выражается в\ средствах и способах властвования, в демократическом иль антидемократическом характере ее воплощения в жизнь. Государственный режим, в зависимости от осуществле-j ния государственной власти, подразделяется на демократиче| ский и антидемократический.
Демократический режим предполагает достаточно ши\ рокий круг реально обеспеченных прав и свобод человека гражданина, защищенность личности от произвола и беззако\ ния, осуществление деятельности государства только н\ основе и в рамках закона и т.д. Антидемократический резким фактически отвергает мократические принципы и основывается на подавлении лич\ ности, установлении диктатуры одного класса, группы, г тии; огосударствлении общественных организаций; милитарь зации общества и т.д. Государственный режим в значительной мере
индивидуа* лизирует форму государства. Он выступает важной состав-j ной частью политического режима, который охватывает на
только государство, но и другие элементы политической системы общества.
Кроме того, между различными гранями формы государства существует определенная взаимосвязь. Например, республиканская форма правления часто "тяготеет" к федеративному государственному устройству и демократическому политическому режиму.
Монархическим формам правления в определенных случаях свойственны унитарные централизованные формы государственного устройства и недемократические политические режимы.
Литература 1. Алексеев С.С. Государство и право. Начальный курс. М., "Юридическая литература", 1996. С. 40-46.
2. Общая теория права и государства. Под ред. Лазарева В.В. М., "Юрист", 1996. С. 255-269
3. Хропанюк В.Н. Теория государства и права. М., 1996. С. 89-134.
4. Спиридонов Л.И. Теория государства и права. М., 1995. С. 49-66.
5. Конституционное (государственное) право зарубежных стран. Общая часть. Под ред. Страшуна Б.А. М., Бек, 1996. С. 303-317, 564-592.
6- Мишин А.А., Барабашев Г.А. Государственное право буржуазных и развивающихся стран. М., Белые альвы, 1996. С. 78-129.
28
29
Формы государства
Форма правления - определенный порядок образования
и организации высших органов
государственной власти
и управления
Форма государственного устрюйства- способ территориального устройства.
определенный порядок взаимоотношени
центральной, региональной, местной
^••^^^•^
(аиды)
^Т^ JI федеративная I конфеде-
• ' ПЯТИЯЙЯЯ
I унитарная I I федеративная ! юнфеде-1 ———.——I I—
j-—г—. | ративная
\ \
Государственный режим - .етоды и приемы осуществления государственной власти
признаки Провозглашение и гарантированность! прав и свобод человека и гражданина [ шшннвпг
Правовой характер деятельности государственных органов •••••В
Демократические методы государственного властвования
Политическое многообразие общественной жизни Защищенность личности от произвола и беззакония Свобода личности в сфере экономической деятельности 30
Антидемократический Подавление личности, отсутствие реальных прав и свобод Главенство государства над правом Диктатура одной политической партии, класса и т.д. Огосударствление общественных организаций Милитаризация общественной жизни Преследования за официально не признанные убеждения, инакомыслие
1.4. Механизм (аппарат) государства 1.4.1. Понятие механизма государства
"Если политический режим выражает содержание государственной власти, средства и способы властвования (демократические, авторитарные, тоталитарные), то само "тело", "вещество", из которого состоит государство, — это аппарат власти, государственные органы, учреждения и организации."
1 Механизм государства —
это система государственных органов, учреждений, организаций, осуществляющих практическую работу по реализации охранительной и регулятивной функции государства. "Аппарат государства представляет собой единый организм; в то же время для него характерна расчлененность на органы, блоки, подсистемы и даже на самостоятельные власти (законодательную, исполнительную, судебную). В этой расчлененности есть своя иерархия: различные государственные органы, их блоки, подсистемы занимают неодинаковое место в государственном механизме, находятся в сложных взаимоотношениях, связаны началами субординации и координации. Специфические государственные органы в государственном аппарате обладают властными полномочиями. Однако среди организаций и учреждений, относящихся к числу "государственных", есть и неспецифическая часть — организаций и учреждений, которые выполняют хозяйственные, научные, социально-культурные задачи, но которые не имеют властных полномочий. Особо велик неспецифический блок учреждений и организаций в обществах, где государство выполняет непосредственно хозяйственную и социально-культурную деятельность."
2 Основными правовыми формами деятельности механизма государства является правотворческая, правоисполни-тельная и правоохраительная деятельность.
Алексеев С.С. Государство и право. Начальный курс. М., Юридиче-*аялит-
ра, 1993, С. 34 Алексеев С.С. Указ. соч. С. 35
31
•
Правотворческая деятельность — это форма телъности компетентных органов государства, в ходе кото-i рой устанавливаются нормы права, посредством издания, мз|
менения или отмены правовых актов. •
Правоисполнителышя деятельность прежде всего за\ ключается в реализации требований правовых норм, в ходе кс торой компетентные государственные органы организуют контролируют соблюдение юридических норм. •
Правоохранительная деятельность является особое разновидностью государственной деятельности, которая ocyi ществляется с целью охраны и защиты права специально упол* намоченными государственными органами путем применение юридических мер воздействия к правонарушителям. 1.4.2. Понятие органа государства и их классификация
Как уже отмечалось, механизм государства состоит из различных частей и блоков, где основным элементом является орган государства.
Государственный орган —
это составная часть механизм ма государства, которая имеет собственную структуру! определенные законом полномочия по управлению конкретной сферой общественной жизни, и тесно взаимодействует с dpyi гими элементами государственного механизма. Государственные органы могут быть подразделены нг различные виды и по различным основаниям. Наиболее щественное значение имеет деление государственных органов
по порядку их создания и характеру выполняемых ими задач. зависимости от этого основания государственные органь! подразделяются на
представительные, исполнительные и су\ дебные (правоохранительные) органы. Государственный аппарат является основным субъекте? воплощения государственной власти: посредством его органов государство осуществляет возложенные на него задач! организует и охраняет общественные отношения.
Классификация государственных органов
1 Государственый • аппарат 1
|
| | | | | |
Государствен органы, имею властные полномочи
| ные щие
| Хозяйственные и социально-культурные учреждения и организации
|
я
| |
———— 1 ——— —————
| | 1
|
Законодательные | органы 1
| Исполнительные L органы 1
| Судебные L органы |
|
| | | | |
| | |
Органы политического | управления: 1 "силовые" ведомства 1
| Органы хозяйственного • и социально-культурного 1 _ _ управления 1
|
Алексеев С.С. Указ, соч., С. 38
Литература 1. Алексеев С.С. Государство и право. Начальный курс. М., "Юридическая литература", 1996. С. 34-40.
2- Общая теория права и государства. Под ред. Лазарева В.В. М, "Юрист", 1996. С. 301-318.
3- Хропанюк В.Н. Теория государства и права. М., 1996. С. 134-154.
4- Спиридонов Л.И. Теория государства и права. М., 1995. С. 66-83.
2-251
32
33
1.5. Правовое государство: понятие, признаки, основы 1.5.1. Понятие правового государства
Довольно часто в философской и художественной литера! туре государство изображается как некая вероломная и безжа лестная машина угнетения. Видимо, не случайно А.Н. Радище! в своем знаменитом "Путешествии из Петербурга в Москву" использовал в качестве эпиграфа строки Тредиаковского о Цер> бере — "Чудище обло, озорно, огромно, стозевно и лайяй" сравнивая его с феодально-крепостническим государством
toi эпохи.
Однако по мере развития человеческой цивилизации госу дарство постепенно превращалось из примитивного "варвар ского" принудительно-репрессивного образования в демократа ческую и гуманную организацию политической власти, осно ванную на верховенстве права.
При этом право играет главенствующую роль лишь в то> случае, если оно является
мерой свободы отдельного человека \ всех членов общества, когда оно предстает воплощением нрав! ственных, духовных и гуманных начал его государственной ор] ганизации.
Развитая правовая система государства еще не свидете^ ствует о наличии в обществе правовой государственности. Не давний опыт показывает, что в тоталитарных государствах ре гулярно издавались правовые акты, обеспечивалась их жестк реализация, однако многие законы противоречили праву. проявлялось прежде всего в уголовном законодательстве, рамк| действия которого были существенно расширены. Уголовнс' наказуемыми признавались по сути административные и дисщ плинарные проступки
(прогул или опоздание на работу влекли собой применение мер уголовной ответственности), а также д ния, в силу своей малозначительности лишь формально несу признаки преступления
(хищение одного-двух килограммов sept —
несколько лет лагерей). Зачастую в законах попирались не только устоявшиес справедливые и объективные правовые категории и принцип! (например, осуществление правосудия только судом), но и of щепризнанные моральные нормы (дети не отвечают за престуг
34 •
ения своих родителей). Вопреки этому моральному принципу головным и уголовно-процессуальным законодательством
СССР предусматривалась уголовная ответственность "членов семей изменников Родины", для которых создавались спецлаге-
Оя, например, печально известный АЛЖИР (Акмолинский лагерь жен изменников Родины).
Право и закон только тогда чего-то стоят, когда они выражают высшие человеческие ценности — истину, разум, свободу, справедливость — и способствуют их реальному воплощению в жизнь. Итак,
правовым государством может быть признана такая организация политической власти в стране, которая основана на верховенстве гуманного, справедливого закона, действует строго в определенных законом границах, обеспечивает социальную и правовую защищенность своих граждан. 1.5.2. Признаки правового государства ,
Правовое государство обладает чертами, которые присущи всякому государству. Однако, в дополнение к ним, правовое государство характеризуется следующими особенностями.
1. Верховенство закона во всех сферах государственной и правовой жизни. Верховенство правовых законов обуславливается не только тем, что они выражают общую волю населения страны. Кроме этого, правовые законы являются объективно общеобязательными, потому что их нарушение разрушает важные общественные связи, ведет к хаосу и, в конечном счете, к гибели всего общества. Именно поэтому государство, устанавливая в законах общеобязательные правила поведения, должно учитывать объективные потребности общественного развития.
Более того, сама процедура принятия и принципы действия закона определяют его главенствующее место в системе норма-тивно-правовых актов.
Уважение к закону является неотъемлемой чертой правово-
г° государства, важным признаком сознания и поведения его
гР
а*дан. В связи с этим еще Платон отмечал: "Я вижу близкую того государства, где закон не имеет силы и находится
35
под чьей-либо властью. Там же, где закон — владыка над пра-| вителями, а они его рабы, я усматриваю спасение государства..."!
"Лишь там над царскою главой Народов не легло страданье, Где крепко с вольностью святой Законов мощных сочетанье.
Владыки! Вам венец и трон Дает закон — а не природа; Стоите выше вы народа, Но вечный выше вас закон.
3"
"В правовом государстве законы и другие нормативные акты должны приниматься лишь тогда, когда без них нельзя обойтись. Чем шире область социальной жизни, свободной от нор-J мативно-правового регулирования, тем прочнее устои правовое го государства. Инфляция нормативных актов приводит к раз-] мыванию правовой системы, делает законодательство трудно-] обозримым. Многочисленные правовые акты нередко вступают в противоречие друг с другом, излишне усложняют правопри-менительную и правоохранительную деятельность."
4 2. Взаимная ответственность государства и личности. Отношения государства и личности в правовом государстве строятся на основе их связанности взаимными правами и обя-1 занностями. Это не означает, что государство и личность рас-| сматриваются как
равновеликие субъекты с точки зрения обще-| ственого долга.
Государство, устанавливая в правовых законах меру сво-| боды человека, в то же время ограничивает себя в собственных решениях и действиях:
"Все что не запрещено индивиду, ему до\ зволено " —
"Все, что не дозволено власти, ей запрещено ". Обязательность закона для государственной власти обеспе чивается системой мер, которые призваны ограничить еепроиЗ вол, например:
• юридическая ответственность должностных лиц госу-р
СТва любого уровня за невыполнение своих обязанностей;
• политическая ответственность правительства перед органами государственной власти;
• политическая ответственность депутатов перед своими
йзбирателями;
и т.д.
Естественно, в свою очередь, гражданин реализует свои права в рамках, четко обозначенных законом.
3. Реальная гарантированность прав и свобод личности. Этот признак правового государства является чрезвычайно важным конституционным принципом, отраженным в ст. 2 Конституции РФ 1993 года: "Человек, его права и свободы, являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина — обязанность государства." Иными словами, государство обязано не только соблюдать права и свободы человека, но и создавать условия для их реального воплощения.
4. Разделение властей. Важной особенностью правового государства является реализация принципа разделения властей.
Разделение властей — это правовой принцип, суть которого заключается в
недопущении сосредоточения всей полноты государственной власти в руках какой-либо одной из ее ветвей: законодательной, исполнительной или судебной, чтобы тем самым предотвратить возможность злоупотребления властью. "Необходим такой порядок вещей, при котором различные власти могли бы взаимно сдерживать друг друга", — утверждал выдающийся французский мыслитель Шарль-Луи Монтескье. Речь идет о так называемой системе сдержек и противовесов, где баланс законодательной, исполнительной и судебной власти определяется специальными правовыми мерами, обеспечивающими не только взаимодействие, но и взаимоограничение ветвей власти в установленных правом пределах.
3 А.С. Пушкин, "Вольность".
4 "Теория права и государства" Под ред. Г.Н. Манова. М., Бек, 1995. С. 253.
36
37
1.5.3. Основы правового государства
Правовое государство: понятие, признаки, основа принципиально
важными предпосьщ. ками создания и упр< чения правового г< сударства являютс: следующие моменты. 1.
Экономическое основой правового го сударства
ооеспечивает
Верховенство закона во всех сферах государственной и правовой жизни общества
Взаимную ответственность личности и государства
• Реальную гарантированность прав и свобод личности
являются
определенные произ! Бедственные отноше ния, базирующиеся ни развитии разнообраз! ных форм собствен| ности, свободно\ предпринимательстве! борьбе с экономиче ским монополизмом т.д.
2. Создание в об ществе условий, необ ходимых для реализа ции каждым человй ком своих творческр и трудовых возмоэЦ ностей, обеспечен» личных прав и своб4| человека, составляв прочную
социальну основу правового гс дарства. 3.
Политическая основа правового государства наибох полно проявляется в его суверенитете. Правовое государе является суверенным, иными словами, оно концентрирует в сед суверенитет народа и наций, населяющих определенную ст
Таким образом, можно сделать вывод о том, что целью с| ществования современного правового государства является соа
деятельности правового государства
лежит принцип разделения законодательной
аНие условий для оптимального развития общества, государства, личности.
Литература
j Общая теория права и государства. Под ред. Лазарева В.В. М., "Юрист", 1996. С. 376-391
2. Хропанюк В.Н. Теория государства и права. М., 1996. С. 72-89.
3. Нерсесянц B.C. История идей о правовой государственности и современности. Институт государства и права РАН. 1994.
4. Черниловский З.М. Правовое государство: исторический опыт. / Советское государство и право. 1985, № 4.
5. Гессен В.М. Теория правового государства. Политический строй современных государств. Т. 1. СПб, 1905.
6. Кудрявцев В.Н. Право в правовом государстве. / Социалистическая законность. 1989, № 1.
Вопросы
1. Как определяется понятие государства в современной юридической литературе?
а) союз людей, объединенных началами общей пользы и
справедливости;
б) машина для поддержания господства одного класса над Другим;
в) особая политическая организация, придающая своим ве-
Лениям обязательную силу для населения всей страны и обладающая суверенитетом;
г) средоточие всех умственных и нравственных интересов
38
39
д) воплощение нравственного духа.
2. Какой из указанных признаков общественной власти бы, характерен для первобытнообщинного строя? а) наличие аппарата управления;
б) слитность прав и обязанностей членов общества;
в) наличие аппарата подавления;
г) административно-территориальная организация населения;
д) сбор налогов и пошлин.
3. Соотнесите фамилии ученых, философов, политиков созданнные ими теории происхождения государства. Проставьт^ буквы в квадратах. а) теологическая (религиозная);
б) патриархальная;
в) договорная (естественно-правовая);
г) органическая;
д) насилия;
е) психологическая;
ж) классовая.
Шан Ян, Е. Дюринг, Л. Гумплович, К. Каутский.
[ | Аврелий Августин, Фома Аквинский. I—I К. Маркс, Ф. Энгельс, В. Ульянов (Ленин). Г~| Л. Петражицкий. ГП Г. Спенсер. ~] Аристотель.
Г. Греции, Дж. Локк, Т. Гоббс, Ш.-Л. Монтескье, Д. Дидр| Ж.-Ж. Руссо.
4. Как определяется понятие "функция государства"? а) методы осуществления государственной власти;
б) основные направления государственной деятельности, выражающие сущность и социальное назначение государственного управления обществом;
в) виды государственной/деятельности;
г) объективные трудности, решение которых представляет существенный интерес для общества и входит в круг полномочий государства;
д) формы осуществления государственной власти.
5. Какие из указанных функций являются регулятивными? а) экономическая;
б) охраны правопорядка:
в) финансового контроля;
г) экологическая;
д) социальная.
6. Чем монархия отличается от республики? а) институтом референдума;
б) наличием президента;
в) образованием правительства на парламентской основе;
г) передачей власти главы государства по наследству;
д) ответственностью правительства перед парламентом.
7. Назовите форму государственного правления, при которой правительство образуется на парламентской основе и несет политическую ответственность перед парламентом. а) дуалистическая монархия;
б) парламентская республика;
в) парламентарная монархия;
г) президентская республика;
д) смешанная республика.
40
41
8. Определите форму правления указанных ниже государств! Проставьте буквы в квадратах. I II II II | 1
| 1
| 1
| |
| | | | |
| 1
| 1
| 1
| |
| | | | |
| 1
| 1
| 1
| |
| | | | |
| 1
| 1
| 1
| |
| | | | |
| 1
| 1
| 1
| |
Дуалистическая монархия Парламентарная монархия Абсолютная монархия Президентская республика Парламентская республика
Смешанная республиканска форма правления
а) Великобритания
б) Франция
в) Израиль
г) Иордания
д) Норвегия
е)США
ж) Швейцария
з) Бельгия
и) ФРГ
к) Колумбия л) Бразилия м) Китай н) Италия о) Марокко п) Дания р) Австрия
с) Япония т) Кувейт у) Испания ф) Канада ц) Катар ч) Оман ш) Саудовская Аравия
9. Какое из указанных положений характеризует форму сударственного устройства? а) методы и приемы осуществления государственно! власти;
б) способ территориального устройства, порядок вза имоотношений между центральной, региональной и местно! властями;
в) источник и способ образования и организации выс| ших органов государственной власти и управления;
г) соединение законодательных, исполнительных и кон| трольных функций.
10. Определите форму государственного устройства указан-,,х ниже государств. Проставьте буквы в квадратах. rri I I I I I i I I I
фда
и*
|^^^^^^^^мвииви^ввииввмяв^^м^™ишиим
1 1
nr
Унитарное государство Конфедерация
а) Великобритания и) США
б) франция к) Канада
в) Швейцария Л) Пакистан
г) Испания м) Дания
д) Мексика
е)ФРГ ж) Бельгия з) Греция
союз
с) Австрия
т) Германский
(1815-1867) у) Финляндия
ф) Португалия
н) Австро-Венгрия х) Малайзия
(1867-1918) о) Швеция ц) Япония
п) Индия ч) Таиланд
р) Нидерланды ш) Швейцарский союз
(1815-1848) 11. Какие из указанных положений характеризуют политический режим? а) антидемократические методы осуществления власти;
б) правовое положение личности в обществе;
в) демократические методы осуществления власти;
г) передача власти по наследству;
д) степень политической свободы человека и гражданина.
12. Какие из указанных образований входят в механизм (аппарат)государства? а) профсоюзы;
б) законодательные органы власти;
в) общественные объединения;
г) исполнительные органы власти
д) политические партии;
е) правоохранительные органы.
42
43
13. Как определяется государственный орган? а) как политическая организация;
б) как механизм государства;
в) как предприятие;
г) как звено государственного аппарата;
д) как общественная организация.
14. Выделите основные специфические признаки правовог государства. а) верховенство закона во всех сферах государственной правовой жизни общества;
б) территориальная организация населения страны;
в) взаимная ответственность государства и личности;
г) наличие аппарата управления и подавления;
д) разделение властей;
е) реальная гарантированность прав и свобод личности.
15. Восстановите недостающие фрагменты схемы: Классификация государственных органов
Государственый
аппарат
Хозяйственные и социально-культурные
учреждения и организации
Законодательные • органы 1
| 1
| I
|
Органы хозяйственного
и социально-культурного
управления