Клименко С.В., Чичерин А.Л. Основы государства и права - файл n1.doc

приобрести
Клименко С.В., Чичерин А.Л. Основы государства и права
скачать (850.3 kb.)
Доступные файлы (1):
n1.doc2222kb.10.11.2001 15:19скачать

n1.doc

  1   2   3   4   5   6   7   8   9   10   11
МОСКОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

имени М. В. Ломоносова

С. В. Клименко, А. Л. Чичерин

основы

ГОСУДАРСТВА И ПРАВА

Пособие для поступающих в юридические вузы

Москва

ЗЕРЦАЛО

1999

ББК 67

;? 1

"I 4

.

1 .

Клименко С.В., Чичерин А.Л. Основы государства и права.

Пособие для поступающих в юридические вузы. — М.: Издательство "Зерцало". 1999. —354с.

Настоящее учебное пособие подготовлено на юридическом фа-культете Московского государственного университета им. М.В. Ломо­носова в полном соответствии с программой по основам государства и права для поступающих в юридические вузы.

ISBN 5-8078-0003-6

> С.В. Клименко, А.Л. Чичерин, 1997 1 Издательство "Зерцало", 1998

Предисловие

Предлагаемое учебное пособие по своему содержанию полностью соответствует программам вступительных экзаменов по основам государства и права, принятым в юридических вузах (прежде всего на юридическом факультете МГУ им. М.В. Ломоносова и в МГЮА). В нем излагаются основы теории государства и права, рассматривается сущность правоохранительной деятельности, система и функции правоохранительных органов, дается характеристика отдельным отраслям права (конституционному, гражданскому, уголовному и др.) с учетом последних изменений в действующем российском законодательстве.

Вместе с тем настоящее учебное пособие отличается от всех других, ранее изданных пособий по основам государства и права для поступающих в юридические вузы.

Во-первых, учебный материал изложен в нем предельно ясным, понятным для выпускников средней школы языком. Все определения выражены так, чтобы они легко усваивались и запоминались.

Во-вторых, необходимые абитуриентам знания по основам государства и права подаются не только в словах и фразах, но и в виде схем, рисунков, воплощающих в образной форме сущность рассматриваемых государственных и правовых явлений, главные их характеристики.

В-третьих, все ключевые понятия и определения в учебном пособии выделены жирным шрифтом. Таким образом, в рамках пособия создана своего рода "шпаргалка", которая призвана облегчить усвоение довольно сложного и обширного по объему материала.

Абитуриент, изучивший данное пособие, и желающий спустя какое-то время повторить его содержание, избавляется от необходимости прочи-

тывать весь его текст. Ему достаточно пробежать глазами специально выделенные в тексте фразы.

В-четвертых, структура настоящего учебного пособия включает в себя вопросы-задания для самопроверки с ответами (Приложение 3), предназначенные помочь абитуриенту закрепить полученные знания.

Итак, желаю успеха!

Доктор юридических наук,

профессор юридического факультета

МГУ им. Ломоносова

В.А. Томсинов



Глава первая Государство

1.1. Понятие государства, его признаки и функции. Соотношение государства с обществом и правом

1.1.1. Понятие государства

Слова "государство ", "публичная власть ", "суверенитет " наверняка слышали многие, но в чем заключается сущность этих юридических понятий и каковы их основные признаки, знают далеко не все.

Нередко понятие "государство" отождествляется с поня­тием "страна", то есть выступает как политико-геогра­фическое образование (Россия — государство, занимающее 1/7 часть суши). Авторы многих публикаций, используя тер­мин "государство", имеют в виду общество, — например, когда пишут, что Великобритания промышленно-развитое государство, а страны Тропической Африки — экономически отсталые государства.

Однако в нашем случае государство рассматривается прежде всего как Организация политической власти, су­ществующая в определенной стране.

Дать определение государства, которое бы отражало все грани этого сложного общественного явления, практически не удавалось никому, хотя такие попытки предпринимались многими выдающимися философами, политиками, юриста­ми, как в древности, так и в наши дни. Например, Аристо­тель утверждал, что государство — это средоточие всех ум­ственных и нравственных интересов граждан. Цицерон рас­сматривал государство как союз людей, объединенных нача­лами общей пользы и справедливости. Представители клас­совой теории основывались на том, что государство — это всегда диктатура господствующего класса.

Итак, что же такое государство?

Государство это особая политическая организация, об­ладающая суверенитетом, располагающая аппаратом подавле-

ния и управления и придающая своим велениям обязательную силу для населения всей страны.

1.1.2. Признаки государства

Государство отличается от органов управления перво­бытного общества следующими признаками.

1. Наличие публичной власти.

Публичная власть представляет собой совокупность ап­паратов подавления (отрядов вооруженных людей в виде ар­мии, полиции и т.д.) и управления (органов законодательной и исполнительной власти), которые выступают носителями го­сударственного суверенитета.

Государственную власть в обществе осуществляет осо­бый слой людей, которые наделены государственно-властными полномочиями, то есть они имеют возможность издавать законы, использовать в необходимых случаях госу- , дарственное принуждение, чтобы подчинить поведение лю­дей воле, отраженной в правовых актах государства.

2. Административно-территориальная организация насе-ления страны.

Распространение государственной власти только на на­селение, проживающее в рамках определенной страны, неиз­бежно влечет его деление на административно-территориальные единицы (края, области, округа и т.д.). Смысл этого деления заключается в наилучшей (оптимальной) организации государственной власти и управ­ления на занимаемой территории. В отличие от цивилизо-' ванного, в первобытном обществе подчиненность людей власти зависела от их принадлежности к тому или иному ро­ду, племени, семье, то есть основывалась на кровнородствен­ных связях.

3. Государственный суверенитет.

"Государственный суверенитет — независимость госу­дарственной власти от всякой иной власти (политической и идеологической) внутри страны и вне ее, выраженная в ее ис­ключительном, монопольном праве самостоятельно и сво­бодно решать все свои дела.

Государственный суверенитет — основа силы госу­дарства, его способности эффективно осуществлять свои

6

функции. В то же время суверенитет не может быть основой для антиправовых действий, для произвола. Например, для того, чтобы присвоить себе "право войны", для односторон­него произвольного прекращения существующих правовых отношений, в которых участвует государство.

Государственный суверенитет имеет две стороны:

внутреннюю сторону — исключительное, монопольное право на законодательство, на управление и юрисдикцию внутри страны в пределах всей государственной территории;

внешнюю сторону — самостоятельность и независимость во внешних делах страны, недопустимость вмешательства во внутригосударственные дела извне, кроме ограниченного числа случаев, предусмотренных международным правом. Когда соответствующие действия совершаются в строго пра­вовом порядке (например, по решению международного юрисдикционного органа при защите прав человека, введе­ние миротворческих вооруженных сил по решению ООН в соответствие с ее Уставом).'

Государственный суверенитет как особенность (свойство) государственной власти следует отличать от на­родного суверенитета и национального суверенитета.

Народный суверенитет — само содержание демократии, основа народовластия, право народа самому, своей волей определять свою судьбу. Аналогичное значение имеет поня­тие национального суверенитета: это право наций и народно­стей на то, чтобы самостоятельно решать вопросы своей жизни, право на свое национальное самоопределение.

Государственный суверенитет может совмещаться с на­родным и национальным суверенитетом."1

5. Сбор налогов с населения является неотъемлемой чер­той государственной организации общества.

На начальных стадиях развития государства доходы, по­лучаемые в виде налогов, целиком шли на содержание армии, полиции, государственного аппарата. Затем, с течением вре­мени, в цивилизованных, индустриально-развитых странах часть налогов стала использоваться для поддержки образо­вания, медицины, неимущих слоев населения и т.д.

1 Алексеев С.С. Государство и право. Начальный курс. М., Юридическая лит-ра, 1993. С. 30-31.

Сбором налогов занимаются специальные государствен-] ные органы, деятельность которых основана на налоговом! праве, определяющем виды, размер и порядок налогообложе-! ния.

1.1.3. Функции государства

В функциях государства выражается его назначение, главная роль, которую государство играет в решении основ­ных вопросов общественного развития. В зависимости от: специфики общественных отношений государственные функ­ции подразделяются на внутренние и внешние.

Функции государства это основные направления его деятельности, выражающие сущность и социальное назначе­ние государственного управления обществом. \

1. Внутренние функции представляют собой основные на­правления деятельности государства, которые характеризу­ют его внутреннюю политику. В свою очередь, внутренние функции делятся на охранительные и регулятивные.

Сущность охранительных функций заключается в защите прав и свобод граждан, соблюдении режима законности и правопорядка, окружающей среды, словом, в обеспечении охраны всех установленных и регулируемых правом обще­ственных отношений.

Регулятивные функции государства направлены на орга­низацию общественного производства, экономики страны, на создание достойных условий для формирования полноценно развитой личности и общества в целом. К регулятивным функциям можно отнести экономическую, социальную, функ­цию финансового контроля.

Экономическая функция может быть сведена к выработке экономической политики, установлению правовых основ предпринимательской деятельности и ценовой политики, управлению государственными органами и предприятиями и т.д.

Социальная функция государства выражается в оказании социальной помощи нуждающимся, в выделении необходи­мых средств на здравоохранение, просвещение, строитель­ство дорог, жилья и т.д.

8

функция финансового контроля в общем плане представ­ляет собой выявление и учет доходов населения, направление их в государственный бюджет.

2. Внешние функции государства заключаются в его дея­тельности на международной арене, в его взаимоотношениях с другими странами. Внешние функции выступают в виде меж­дународного сотрудничества и обороны страны от нападения

извне.

В свою очередь, международное сотрудничество осу­ществляется по двум основным направлениям: в русле внешне­политической и внешнеэкономической деятельности.

Внешнеполитическая деятельность современных цивили­зованных государств основана на признании и уважении су­веренного равенства всех стран: невмешательства в их внут­ренние дела, уважения территориальной целостности и неру­шимости установленных границ, отказа от применения силы, уважения прав и свобод человека и т.д.

Функция обороны страны от внешнего нападения состав­ляет важное направление деятельности государства. Эта функция осуществляется экономическими, дипломатически­ми и военными средствами. В мирное время оборона страны заключается в подготовке страны к отражению возможного нападения извне, а в военное время — это прямая вооружен­ная борьба с противником.

Таким образом, функции государства представляют со­бой цельную, взаимосвязанную деятельность системы госу­дарственных органов, которая должна быть направлена на создание условий для гармоничного развития отдельной лич­ности и всего общества в целом.

.1.1.4. Соотношение государства и общества

Общество это объединение людей, имеющих общую территорию проживания, единую культуру и сходный образ жизни. Общество образуют, например, россияне, про­живающие на территории Российской Федерации, французы — на территории Франции.

Общества являются органическими образованиями. Нель­зя в одночасье создать общество из любой группы людей.

Общества складываются в результате очень сложных процес­сов самоорганизации. Время, которое требуется для того, чтобы сложилось общество, может быть разным (от десяти­летий до столетий), но какой-то срок требуется всегда. Сле­довательно, важным признаком общества является общая ис­тория составляющих его людей. Необходимыми предпосыл­ками его возникновения являются проживание определенной общности людей на одной территории и их подчиненность единым нормам жизни (законам, обычаям и т.д.) на протяже­нии жизни нескольких поколений.

Общество может по каким-то причинам распасться. После его распада между людьми, когда-то его составляв­шими, может сохраняться некоторое единство культуры, тра­диций, языка и т.д. Признаки общности могут проявляться достаточно долго. Например, после распада древнерусского общества, образовавшиеся общества Великороссии, Мало­россии и Белороссии сохранили значительное сходство друг с другом (близость языка и отчасти культуры). Тем не менее их необходимо рассматривать как разные общества.

Следует различать общество и государство. Как уже от­мечалось, государство — это организация политической власти, существующая в определенной стране. В самом об­общенном виде страна представляет собой территорию, на которой постоянно проживает определенное общество и на которую государство распространяет свою власть.

Образование общества предшествовало государственной организации его жизни. Это объективно подтверждается ис­торическими и социологическими исследованиями, данными археологии и антропологии.

Общество, в результате раскола на экономически нерав­ные классы, объективно порождает такую организацию влас­ти, которая должна одновременно защищать интересы иму­щих и сдерживать противоборство, возникающее между ни­ми и экономически зависимой частью населения страны. Та­кой организацией, выделившейся из общества и стоящей над ним, стало государство.

1.1.5. Соотношение государства и права

Право, как и государство, является продуктом общества на определенном этапе его развития. Право развивается вместе с государством, находясь с ним в тесной взаимосвязи. Эта взаимосвязь проявляется в следующем.

Нормы права не могут возникать, развиваться и функционировать без государства, поскольку государство является тем политическим механиз­мом, который формирует право в виде общеобязательных правил поведения, то есть юридических норм.

Нормы права являются результа­том правотворческой деятельности государства в лице его определенных компетентных органов (парламента, правительства и т.п.)

Таким образом, юридические нормы становятся общеобязательны­ми (помимо всего прочего) в силу то­го, что они устанавливаются либо санкционируются государством.

Государство гаран­тирует реализацию пра­вовых норм, охраняет право от нарушений. Именно государствен­ная охрана, возмож­ность государственного принуждения, стоящие за правом, и отличают правовые нормы от других социальных норм, действующих в обществе.

"Право есть ничто без аппарата, способно­го принуждать к со­блюдению права."

(В.И. Ленин.)

Не только право зависит от государства, но и государ­ство зависит от права. Оно не может нормально функциони­ровать, не опираясь на право.

В законодательном закреплении нуждается организация и деятельность государственного аппарата.

Правовые нормы определяют систему государственного механизма, его основные направления и принципы деятель­ности, полномочия государственных органов.

Правовые нормы устанавливают юридическую основу для взаимоотношений должностных лиц и граждан. Все это является важным условием режима законности в обществе, исключающего произвол государства.

10

11

Понятие государства, его признаки и функции

Признаки государства

Публичная власть

Административно-1

территориальная

организация

населения

Государственный суверенитет

Сбор налогов и пошлин

Функции государства -

это основные направления его деятельности, выражающие сущность и социальное назначение государственного управления обществом

Государство •

особая политическая

организация, располагагаю-

щая аппаратом подавления и

управления и придающая своим

велениям обязательную силу ,

для населения всей



Внутренние функции Щ


Внешние b (функции щ


^


^




•В^^


^




охранительные 1


регулятивные I


международное L сотрудничество 1


оборона страны 1


1 ' Общая теория права и государства. /Под ред. Лазарева 1 В. В. М., "Юрист", 1996. С. 47.






/^


\


(Научная мысль прошлого и настоящего выработала мно­жество теорий, по-разному истолковывающих причины возник­новения государства, сущность государственной власти, ее цели, задачи, предназначение и т.п. Такое пристальное внимание к данной теме объясняется сложностью и многогранностью са­мого государства как общественного и политического явления.


внешнепо- b литические |


внешнеэко- b номические |


"Уже тысячелетия люди живут в условиях государственно-правовой действительности: они являются гражданами (или подданными) определенного государства, подчиняются государ­ственной власти, сообразуют свои действия с правовыми пред­писаниями и требованиями. Естественно, что еще в глубокой древности они стали задумываться над вопросами о причинах и •s путях возникновения государства и права. Создавались самые разнообразные теории, по-разному отвечающие на эти вопросы. Множественность этих теорий объясняется различными истори­ческими и социальными условиями, в которых жили их авторы, разнообразием идеологических и философских позиций, кото­рые они занимали."1 При этом следует иметь в виду, что любая отдельно взятая теория представляет собой субъективный взгляд ее приверженцев на объективные процессы развития об­щества и государства. Тем не менее глубокое и всестороннее изучение научных трудов различных школ и направлений в этом вопросе дает ключ к пониманию закономерностей происхождения и эволюции государства, помогает определить основные социальные функ­ции и роль государства в жизни общества, освещает иные его грани. Ниже приводится таблица, которая поможет уяснить глав­ные тезисы и аргументы этих теорий. Однако для более глубо-|кого изучения данной темы необходимо обратиться к специаль­ной юридической литературе и первоисточникам, список кото­рых дан в конце раздела.


к»

ге

О



S S

я

•о о

S

Г5

X

О

У.

fa «

о

г>

п

4

а

Теория происхоадения государства и ее основные представители

Теологическая (религиозная) Аврелий Августин (354-430 г. г н.э.), христианский философ и богослов

Фома Аквинский (1225-1274) христианский философ и бого­слов

Патриархальная

Аристотель (384-322 г.г. до н.э.),

древнегреческий философ

Николай Михайловский

(1842-1904), русский социолог,

публицист

Договорная (естественно-правовая) Гуго Гроций (1583-1646), гол­ландский мыслитель, теоретик права

Джон Локк, (1632-1704), англий­ский философ-просветитель Томас Гоббс (1588-1679), ан­глийский философ-материа­лист

Шарль-Луи Монтескье (1689-1755), французский философ-просветитель

Дени Дидро (1713-1784), фран­цузский философ-материалист Жан-Жак Руссо (1712-1778), французский философ-просве-итель

Сущность теории

Государство возникает и разв: вается как осуществление Божестве нох'о замысла.

• Идея незыблемости roc дарства.

• Зависимость самого гос\ дарства от Божественной воли.

осударство возникает в резул! тате разрастания семьи.

• Государственная власть -продолжение отцовской (патриа{ хальной) власти, которая первош чально охватывает только семью, затем распространяется на в,се насела ние страны.

Данная теория обосновывает существование "отцовской" власти монарха в отчестве.

Общественный договор как ре зультат свободного соглашения ш рода — главная, причина возникщ вения государства.

Сущность договора: народ казывается от своей свободы в обме на гарантии личной безопасности.

Содержание договора:

• воля народа является исто ником любой политической власти обществе;

• верховенство закона;

• взаимная ответственно' •осударства и личности;

• обеспечение прав и свобо личности в рамках государства.

"за'

Аргументы

"против"

Налицо ненаучность данной теории: она основана не на объек­тивных исторических и иных данных, а на вере в божественное про­исхождение государства.

В конечном счете, вопрос об истинности данной теории ре­шается вместе с вопросом о существовании Бога.

Изучение некоторых ар­хаичных культур, сохранив­шихся до нашего времени (например, племен североаме­риканских индейцев), позво­ляет утверждать, что зачатки государственных структур во многом создавались у них по аналогии с семейными.

• Отдельные элементы договорной теории получили реальное воплощение в прак­тике государственного строи­тельства США (юридическое закрепление в Конституции договора между народами, входящими в их состав).

• Основные положения многих представителей дого­ворной теории вошли в кон­цепцию правового госу­дарства.

• Установлено, что, как пра­вило, патриархальная семья появи­лась вместе с государством, в про­цессе разложения первобытно­общинного строя.

• Наблюдается явное и очевид­ное несовпадение задач государст­венного управления (прежде всего, обороны и агрессии) и функций семьи (воспроизводство и совмест-ное потребление).____________

• Государство (по договорной теории) выступает исключительно как искусственный продукт созна­тельной воли людей. Эта теория упускает из виду исторические, эко­номические, и иные объективные причины возникновения госу­дарства.

• Подавляющее большинство государств мира не имели в своей основе какого бы то ни было согла­шения между правителями и жите­лями страны.

• Маловероятно, что множе­ство людей могут договориться меж­ду собой и при отсутствии каких бы то ни было властных структур в условиях конфликта интересов.___

14

15

(продолжение)

Органическая Герберт Спенсер (1820-1903), английский философ и со­циолог

Насилия

Шан Ян (390-338 г.г. до н.э.), древнекитайский государ­ственный деятель Евгений Дюринг (1833-1921), немецкий философ Людвиг Гумплович (1838-1909), австрийский социолог и юрист

Карл Каутский (1854-1938), один из лидеров и теоретиков германской социал-демокра­тии

Психологическая

Лев Петражицкий (1867-1931), польский социолог и правовед, основатель пси­хологической школы права

Габриэл Тард (1843-1904), французский социолог и криминолог, один из осно­вателей психологического направления в западной социологии

16

Отождествление строения и функ­ций государства со строением и функ­циями живого организма.

• Государство — общественный организм, состоящий из людей, как живой организм из клеток.

• Само человечество возникает как продукт эволюции животного мира. Дальнейшее развитие приводит к объ­единению людей в единый организм государство, в котором правительство выполняет функции мозга, управляю­щего всем организмом.

• Низшие классы реализуют внутренние функции, высшие — внеш­ние.

Государство возникло в результате применения внешнего и (или) внутрен­него насилия одних людей над другими.

• Внешнее насилие — завоевание одного народа другим.

• Внутреннее насилие — эконо­мическое и политическое господство одних членов общества над другими.

• Психологическая потребность людей жить в организованном об­ществе — основная причина, порож­дающая государство.

• Психологическая необходи­мость слабых подчиняться более сильным, осознание людьми спра­ведливости определенных моделей поведения, подражание и т.п. служат необходимыми предпосылками воз­никновения государства.

Органическая теория

• вводит системный признак в понятие госу­дарства;

• обосновывает диф­ференциацию и интеграцию государственной и обще­ственной жизни;

• указывает на связь естественных и обществен­ных законов.

• Элементы внутрен­него и внешнего насилия всегда сопровождали про­цесс образования госу­дарства.

• Монополия на ле-гитимное (законное) наси­лие до сих пор является определяющим атрибутом государства.

Человек -— биосоци­альное существо, наде­ленное сознанием и волей. Организованное общество безусловно является есте­ственной (и единственно возможной) средой его жизнедеятельности. Чело­век практически лишен возможности нормально, полноценно развиваться jne общества.

• Различие самой природы госу­дарства и живого организма требует разделения методов и подходов при их изучении. Нельзя прямо отождествлять общественные процессы с процессами физиологическими.

• Государство имеет ряд задач и функций, не имеющих аналога с функци-ми организма.

• Внутреннее и внешнее насилие в ряде случаев являлось лишь необходимым условием, но не обязательно причиной возникновения государства, в то время как объективные причины его образова­ния коренились в процессах внутреннего развития общества.

• Для возникновения государства необходим такой уровень экономичес­кого развития общества, который позво­лил бы содержать аппарат управления. Если этот уровень не достигнут, то ника­кой уровень насилия сам по себе не мо­жет привести к возникновению госу­дарства.____________________

Прежде чем люди могут осознать необходимость создания государства, их психика должна сформироваться, т.е. подвергнуться влиянию внутренних (самосознание) и внешних (эконо­мических, политических и др.) объек­тивных факторов, которые не учиты­вает данная теория.

17

(окончание)

Классовая (экономическая)

Карл Маркс (1818-1883), Фридрих Энгельс (1820-1895), немецкие философы, осново­положники диалектического и исторического материализма

Льюис Морган (1818-1881), американский этнограф и исто­рик первобытного общества

Владимир Ульянов (Ленин) (1870-1924), российский политик, лидер РСДРП, позд­нее РКП(б), один из основате­лей Советского государства

Государство — результат действия объективных процес­сов экономического развития общества.

• общественное разделе­ние труда, появление прибавоч­ного продукта, частной соб­ственности приводит к расколу общества на классы с противо­положными экономическими интересами.

• возникая, государство использует средства подавления и управления, обеспечивает интересы экономически господ­ствующего класса.

Общественно-историческая практика показывает, что развитие хозяйства и экономики неизбежно приводит к возникновению противо­положных интересов, и, соответ­ственно, противоборствующих обще­ственных классов.

Главный недостаток экономической теории — недооценка биологических, нравственных, психических и иных аспектов, обусло­вивших образование госу­дарства.

В целом, понимание природы государства в рамках ка--кой-либо одной теории можно считать односторонним, по* тому что причины его возникновения объективно коренятся во всей совокупности экономических, психологических, био-i логических и иных закономерностей.

"Здесь главная задача состоит в том, чтобы не отрицать разнообразие научных подходов к предмету исследования, а суметь интегрировать их объективные выводы в общую тео­рию, объясняющую сущность явления не односторонне, а во всем разнообразии его проявлений в реальной жизни."2

с. 45.

2 Хропанюк В.Н. Теория государства и права. М., 1995,

18

Литература

1. Аврелий Августин. О граде Божием.

/ Творения Блаженного Августина, К., 1901-1912

2. Фома Аквинский. О правлении государей. / Opera Omnia, N.Y. 1948

3. Аристотель. Политика.

/ Аристотель. Сочинения в четырех томах. Т.4. М., "Мысль", 1984

4. Н. Михайловский. Очерки философии права. / ПСС, Т.З. СПб, 1909

5. Гуго Гроций. О праве войны и мира. М., 1959

6. Дж. Локк. Два трактата о государственном правлении.

19

/ Избранные философские произведения. М., 1960

7. Т. Гоббс. Левиафан, или Материя, форма и власть. / Избранные произведения. М., 1964

8. Ш.-Л. Монтескье. О духе законов. / Избранные произведе-j ния. М., 1955

9. Д.Дидро. Избранные произведения. М. -Л. 1951

10. Ж.-Ж. Руссо. Об общественном договоре. / Избранные со4| чинения. М., 1961

11. Г. Спенсер. Основание социологии. М., 1908.

12. Шан Ян. Книга правителя области Шан. М., "Ладомир'| 1993

13. Е. Дюринг. Ценность жизни. СПб, 1894.

14. Л. Гумплович. Общее учение о государстве. СПб, 1910

15. К. Каутский. Развитие форм государства. Ростов-на-Дон) 1905

16. Л. Петражицкий. Теория права и государства в связи теорией нравственности. Т. 1.СП6, 1907

17. Г. Тард. Социальные законы. СПб, 1906

18. К. Маркс. К критике гегелевской философии права. / К. Маркс, Ф. Энгельс. Сочинения. Т. 1.

19. Ф. Энгельс. Происхождение семьи, частной собственности государства. М., 1985.

20. В. Ленин. Государство и революция. / Полное собрание ее чинений. Т. 33

21. Л. Морган. Древнее общество. М., 1935

1.3. Формы государства

1.3.1. Понятие формы государства

Форма государства как совокупность его внешних призна­ков представляет собой организацию государственной власти в стране, которая выражается в форме правления, форме государ­ственного устройства и в виде политического режима.

Таким образом, форма государства имеет три грани своего выражения:

• способ территори-

» это определенный порядок образования и организации выс­ших органов государ­ственной власти и управления.

ального устройства, определенный порядок взаимоотношений цент­ральной, региональной, местной властей.

и

это методы приемы осу-

ществления го­сударственной (политической) власти.

1.3.2. Форма государственного правления

Форма государственного правления характеризует структуру высших органов государственной власти, порядок их образова­ния, распределение компетенции между ними, взаимоотношения этих органов друг с другом. В соответствии с этим все госу­дарства подразделяются на монархии и республики.

Монархия форма государственного правления, при кото­рой высшая власть в государстве принадлежит одному лицу монарху, получающему власть в порядке престолонаследия,

Признаки монархии

1. Монарх олицетворяет собой государство, выступая во внешней и внутренней политике как глава государства.

2. Монарх осуществляет единоличное правление.

3. Власть монарха объявляется священной.

4. Монарх фбрмально независим в своей деятельности.

5. Создан особый порядок утверждения и принятия власти монархом.

6. Установлено бессрочное пожизненное правление монар­ха.

20

21

Эти признаки являются базовыми в определении cyi ности монархии, что, безусловно, не исключает возможное^ их видоизменения в связи с определенными историческим! культурными традициями, темпами и уровнем экономической го и социально-политического развития того или иного гос) дарства.

Виды монархий

В теории государства традиционно выделяются абсо| лютная и ограниченная монархии.

Абсолютная монархия это форма правления, при кото\ рой впасть монарха ничем не ограничена: он издает законы, назначает высших чиновников, собирает и расходует казну бе: всякого контроля со стороны кого бы то ни было.

Например, Российская Империя времен Петра I, фра№ цузская монархия при Людовике XIV. В настоящее время аб< солютная монархия сохраняется в Саудовской Аравии, -Ката< ре, Омане.
Ограниченная монархия выступает в виде дуалисщ ческой и парламентарной.

Дуалистическая (двойственная) монархия возникает переходные периоды, когда класс феодалов уже не в состоя нии безраздельно господствовать, а буржуазия еще не в силах взять всю полноту политической власти в свои руки.

Признаки дуалистической монархии

1. Наличие двухпалатной структуры парламента. Ниж­няя палата формируется выборным путем и представляет ин­тересы буржуазии, а верхняя — назначается монархом.

2. Правительство при дуалистической монархии подчи­нено монарху, который по своему' усмотрению назначает и отстраняет от должности министров.

3. Монарх обладает правом вето на принимаемые пар­ламентом законы.

22

"Дуалистическая монархия неизбежно эволюционирует в чисто буржуазную форму правления — либо в парламентар­ную монархию, либо в республику."1

В настоящее время дуалистическая монархия существует в Иордании, Кувейте, Марокко.

При парламентарной монархии король "царствует, но не правит". Его наличие обуславливается стечением историче­ских обстоятельств, силой традиций, особенностями полити­ческого противоборства и т.д. Монарх лишь формально утверждает состав правительства, сформированного ставлен­ником партии, победившей на парламентских выборах. Ни парламент, ни правительство не подчинены монарху и не не­сут перед ним политической ответственности.

На сегодняшний день парламентарными монархиями яв­ляются Великобритания, Дания, Бельгия, Швеция, Норвегия, Япония, Австралия, Канада, Новая Зеландия и т.д.

Республика форма государственного правления, при которой высшая власть в государстве принадлежит выборным органам парламенту, президенту; наряду с ними существу­ет независимое правосудие и муниципальное самоуправление.

Признаки республики

1. Наличие высших выборных органов власти.

2. Возможность участия граждан в управлении делами государства

3. Разделение властей.

4. Определенная процедура принятия высшими органа­ми власти своих решений.

5. Высокий авторитет судебной власти.

Виды республик

Республики, как правило, бывают парламентскими или президентскими. В парламентской республике главой госу-

Мишин А.А., Барабашев Г.В. Государственное право буржуазных и Развивающихся стран. М., Юридическая литература, 1989, С. 132

23

дарства является выборное должностное лицо — президент.. Его роль в формировании правительства, как и в управлении] страной, носит чисто номинальный характер. Правительство,! возглавляемое премьер-министром, функционирует в том| случае, если оно располагает поддержкой парламента, которым несет политическую ответственность.

Признаки парламентской республики

1. Верховенство власти парламента.

2. Правительство формируется ставленником партии, победившей на парламентских выборах.

3. Члены правительства ответственны перед парламен­том за свою деятельность.

4. Правительство находится у власти до тех пор, пока пользуется поддержкой парламентского большинства.

5. Парламент может вынести вотум недоверия прави­тельству в целом или одному из его членов, что влечет за со­бой отставку правительства.

В настоящее время парламентские республики существу­ют в Италии, Германии, Австрии, Швейцарии, Финляндии, Израиле, Ирландии, Исландии, Индии, Турции и т.д.

Президентская республика характеризуется тем, что высшим должностным лицом в стране является президент, обладающий полномочиями главы государства и главы пра­вительства.

Признаки президентской республики

1. Президент назначает правительство, которое ответ­ственно перед ним.

2. Президент назначает, перемещает и отстраняет от должности членов правительства.

3. Президент избирается не парламентом, а в результате референдума или коллегиями выборщиков.

4. Президент имеет право вето на законы, принимаемые парламентом. i

24

5. Президент я\

>ляется главнокомандующим воору-

женными силами стра

\ Н Ы.

Классическим mi

„ ^имером президентской республики яв­ляются Соединенные TIT r A т/-ли ,. Штаты Америки. Кроме того, прези­дентские республики ^ -и- с т-д, пс существуют в Колумбии, Бразилии, Мексике, Панаме, boj J J j > г > 1 „ швии и др.

В некоторых rot r ,.

г ?ударствах существует республиканская (Ьорма правления, нос», * J i. J ^ * у F ^ щая смешанный характер, то есть соче­тающая черты парлам - ~ с т/-

!ентскои и президентской республики. К таким государствам, \ v л

J r i частности, относится Франция.

1.3.3. Форма госу

r JlaapcTBeHHoro устройства

Форма государств „ ,

r J r Генного устройства — это способ тер­риториального ycmpt J r. ^ nmoLnau^f, Jna*rJucmea государства, которое вносит

во взаимоотношения центральной, ре-астей.

определенный порядок

гиональнои, местной в\

ч,

Виды форм

государственного устройства

Унитарное госуда ,

\pcmeo отличается абсолютной полити­ческой целостностью. ' д ,

А ч унитарное государство неделимо: его отдельные админист\ 1 * 1 , ,,„0тт ™„0™ „-Ъативно-территориалъные единицы не

имеют своего собств*

vvw.n^-,^, /*b*^VJl^^t^LV4^(^tXV_,//J,LJS} S

а энного законодательства, органов госу­дарственной власти г, , ^ F y т„„ V управления, не обладают суверените-

том.

Каждая из состав

Дает одинаковыми пр>ЫХ ЧаСТСИ еДИНОГ° госУДаРства -госулао гавами и представительством в органах

Признак

и унитарного государства

1. Единый Основ№ „г,

Р„ „„ „ юи Закон, нормы которого применяют­ся на всей территории ' г г г

страны.

^.Ьдиные в масш С

Тртт, ur ггабе всей страны высшие представи­тельные, исполнитель! ,. v

-, р ibie и судебные органы.

3.Единая система: } * а т- законодательства.

4.Единое граждан\

5т-, I .Ьдиная денежна^

ство.

и единица.

25

б.Общая для всех административно-территориальных единиц налоговая и кредитная политика.

7.Составные части унитарного государства не обладают суверенитетом (не являются государственными образования­ми).

К числу унитарных государств относятся Великобрита­ния, Франция, Италия, Норвегия, Швеция, Испания, Порту­галия, Греция, Таиланд, Япония, Финляндия, Египет.

Федерация соединенное, союзное государство. Федера­ция сложное государство, представляющее собой союз ряда государственных образований.

Для этой формы государственного устройства характер­ны общие для всей федерации высшие органы власти и управления, однако при сохранении высших органов власти и управления каждого из государственных образований — членов федерации (республик, штатов и т.д.) (США, Канада, Бразилия, Мексика, ФРГ, Австрия, Бельгия, Швейцария, Ин­дия, Малайзия, Пакистан).

Признаки федерации

1. Территория федерации состоит из территорий ее субъ­ектов.

2. Верховная законодательная, исполнительная и судеб­ная власть принадлежит федеральным государственным ор­ганам.

3. Компетенция между субъектами федерации и самой] федерацией разграничивается союзной Конституцией.

4. Субъекты федерации имеют свои конституции, свои] высшие законодательные, исполнительные и судебные орга-] ны.

5. Высший законодательный (представительный) орган| федерации имеет двухпалатную структуру (верхняя палата,' представляющая интересы субъектов федерации и палата, представляющая интересы населения всей страны).

26

Виды федераций

Территориальная

1. Государственные образо­вания, составляющие данный вид федерации, не являются суверен­ными образованиями.

2. Субъекты лишены консти­туцией права прямого представи­тельства в международных отно­шениях.

3. Установлен запрет одно­стороннего выхода из союза.

4. Управление вооруженны­ми силами осуществляется феде­ральными органами.

(США, Мексика, ФРГ)

Национальная

1. Субъекты — нацио­нально-государственные образования.

2. Субъекты федера­ции объединяются соглас­но принципу доброволь­ности.

3. Гарантированность суверенитета больших и малых наций.

4. Утверждение права наций на самоопределение. (Индия)

Конфедерация это "государственный союз госу­дарств", каждое из которых обладает государственным суве­ренитетом.

Но это не международно-правовой, а именно государ­ственный союз, при котором объединяется и совместно осу­ществляется ряд направлений суверенной государственной деятельности (оборона страны, внешняя торговля, тамо­женное дело и т. д.).

При конфедерации центр тяжести государственного су­веренитета находится в самих государствах, объединяющихся в конфедерацию.

Признаки конфедерации

1. Конфедерация является союзом суверенных госу­дарств, объединившихся для достижения определенных це­лей.

2. Конфедерация — непрочное, как правило, временное образование.

3. Отсутствие единой территории (конфедерация состоит Из территорий входящих в ее состав государств).

4. Отсутствие единого гражданства.

27

5. Право свободного выхода субъектов из конфедера-j

ции.

6. Бюджет конфедерации состоит из добровольных взно­сов ее членов.

7. В предмет ведения конфедерации входит незначитель-^ ный круг вопросов (войны и мира, международной полити-j ки).

8. Армия состоит из воинских контингентов государств^ членов конфедерации.

Исторические факты подтверждают то обстоятельство^ что конфедеративные образования имеют нестойкий, пере-| ходный характер; они либо распадаются, либо преобразуются в федерацию: Северная Америка — конец XVIII века, Герма-| ния второй половины XIX века, конфедерация Египта и Си­рии в середине XX века.

1.3.4. Государственный режим

В понятии "государственный режим" сосредоточена! сущность государственной власти, которая выражается в\ средствах и способах властвования, в демократическом иль антидемократическом характере ее воплощения в жизнь.

Государственный режим, в зависимости от осуществле-j ния государственной власти, подразделяется на демократиче| ский и антидемократический.

Демократический режим предполагает достаточно ши\ рокий круг реально обеспеченных прав и свобод человека гражданина, защищенность личности от произвола и беззако\ ния, осуществление деятельности государства только н\ основе и в рамках закона и т.д.

Антидемократический резким фактически отвергает мократические принципы и основывается на подавлении лич\ ности, установлении диктатуры одного класса, группы, г тии; огосударствлении общественных организаций; милитарь зации общества и т.д.

Государственный режим в значительной мере индивидуа* лизирует форму государства. Он выступает важной состав-j ной частью политического режима, который охватывает на

только государство, но и другие элементы политической си­стемы общества.

Кроме того, между различными гранями формы госу­дарства существует определенная взаимосвязь. Например, республиканская форма правления часто "тяготеет" к феде­ративному государственному устройству и демократическому политическому режиму.

Монархическим формам правления в определенных слу­чаях свойственны унитарные централизованные формы госу­дарственного устройства и недемократические политические режимы.

Литература

1. Алексеев С.С. Государство и право. Начальный курс. М., "Юридическая литература", 1996. С. 40-46.

2. Общая теория права и государства. Под ред. Лазарева В.В. М., "Юрист", 1996. С. 255-269

3. Хропанюк В.Н. Теория государства и права. М., 1996. С. 89-134.

4. Спиридонов Л.И. Теория государства и права. М., 1995. С. 49-66.

5. Конституционное (государственное) право зарубежных стран. Общая часть. Под ред. Страшуна Б.А. М., Бек, 1996. С. 303-317, 564-592.

6- Мишин А.А., Барабашев Г.А. Государственное право бур­жуазных и развивающихся стран. М., Белые альвы, 1996. С. 78-129.

28

29

Формы государства

Форма правления -

определенный порядок образования

и организации высших органов

государственной власти

и управления

Форма государственного устрюйства-

способ территориального устройства.

определенный порядок взаимоотношени

центральной, региональной, местной



^••^^^•^

(аиды)

^Т^

JI федеративная I конфеде-' ПЯТИЯЙЯЯ

I унитарная I I федеративная ! юнфеде-1 ———.——I I—j-—г—. | ративная \

\

Государственный режим -

.етоды и приемы осуществления государственной власти

Демократический


1


признаки

Провозглашение и гарантированность! прав и свобод человека и гражданина [

шшннвпг

Правовой характер деятельности государственных органов

•••••В

Демократические методы государственного властвования

Политическое многообразие общественной жизни

Защищенность личности от произвола и беззакония

Свобода личности в сфере экономической деятельности

30

Антидемократический

Подавление личности, отсутствие реальных прав и свобод

Главенство государства над правом

Диктатура одной политической партии, класса и т.д.

Огосударствление общественных организаций

Милитаризация общественной жизни

Преследования за официально не признанные убеждения, инакомыслие



1.4. Механизм (аппарат) государства

1.4.1. Понятие механизма государства

"Если политический режим выражает содержание госу­дарственной власти, средства и способы властвования (демократические, авторитарные, тоталитарные), то само "тело", "вещество", из которого состоит государство, — это аппарат власти, государственные органы, учреждения и ор­ганизации."1

Механизм государства это система государственных органов, учреждений, организаций, осуществляющих практи­ческую работу по реализации охранительной и регулятивной функции государства.

"Аппарат государства представляет собой единый орга­низм; в то же время для него характерна расчлененность на органы, блоки, подсистемы и даже на самостоятельные влас­ти (законодательную, исполнительную, судебную). В этой расчлененности есть своя иерархия: различные государствен­ные органы, их блоки, подсистемы занимают неодинаковое место в государственном механизме, находятся в сложных взаимоотношениях, связаны началами субординации и коор­динации. Специфические государственные органы в государ­ственном аппарате обладают властными полномочиями. Од­нако среди организаций и учреждений, относящихся к числу "государственных", есть и неспецифическая часть — органи­заций и учреждений, которые выполняют хозяйственные, на­учные, социально-культурные задачи, но которые не имеют властных полномочий. Особо велик неспецифический блок учреждений и организаций в обществах, где государство вы­полняет непосредственно хозяйственную и социально-культурную деятельность."2

Основными правовыми формами деятельности механиз­ма государства является правотворческая, правоисполни-тельная и правоохраительная деятельность.

Алексеев С.С. Государство и право. Начальный курс. М., Юридиче-*аялит-ра, 1993, С. 34 Алексеев С.С. Указ. соч. С. 35

31

Правотворческая деятельность — это форма телъности компетентных органов государства, в ходе кото-i рой устанавливаются нормы права, посредством издания, мз| менения или отмены правовых актов.

Правоисполнителышя деятельность прежде всего за\ ключается в реализации требований правовых норм, в ходе кс торой компетентные государственные органы организуют контролируют соблюдение юридических норм.

Правоохранительная деятельность является особое разновидностью государственной деятельности, которая ocyi ществляется с целью охраны и защиты права специально упол* намоченными государственными органами путем применение юридических мер воздействия к правонарушителям.

1.4.2. Понятие органа государства и их классификация

Как уже отмечалось, механизм государства состоит из различных частей и блоков, где основным элементом являет­ся орган государства.

Государственный орган это составная часть механизм ма государства, которая имеет собственную структуру! определенные законом полномочия по управлению конкретной сферой общественной жизни, и тесно взаимодействует с dpyi гими элементами государственного механизма.

Государственные органы могут быть подразделены нг различные виды и по различным основаниям. Наиболее щественное значение имеет деление государственных органов по порядку их создания и характеру выполняемых ими задач. зависимости от этого основания государственные органь! подразделяются на представительные, исполнительные и су\ дебные (правоохранительные) органы.

Государственный аппарат является основным субъекте? воплощения государственной власти: посредством его орга­нов государство осуществляет возложенные на него задач! организует и охраняет общественные отношения.

Классификация государственных органов1

Государственый • аппарат 1














Государствен органы, имею властные полномочи


ные щие


Хозяйственные и социально-культурные учреждения и организации


я




———— 1 ——— —————




1


Законодательные | органы 1


Исполнительные L органы 1


Судебные L органы |


















Органы политического | управления: 1 "силовые" ведомства 1


Органы хозяйственного • и социально-культурного 1 _ _ управления 1


Алексеев С.С. Указ, соч., С. 38

Литература

1. Алексеев С.С. Государство и право. Начальный курс. М., "Юридическая литература", 1996. С. 34-40.

2- Общая теория права и государства. Под ред. Лазарева В.В. М, "Юрист", 1996. С. 301-318.

3- Хропанюк В.Н. Теория государства и права. М., 1996. С. 134-154.

4- Спиридонов Л.И. Теория государства и права. М., 1995. С. 66-83.

2-251

32

33

1.5. Правовое государство: понятие, признаки, основы

1.5.1. Понятие правового государства

Довольно часто в философской и художественной литера! туре государство изображается как некая вероломная и безжа лестная машина угнетения. Видимо, не случайно А.Н. Радище! в своем знаменитом "Путешествии из Петербурга в Москву" использовал в качестве эпиграфа строки Тредиаковского о Цер> бере — "Чудище обло, озорно, огромно, стозевно и лайяй" сравнивая его с феодально-крепостническим государством toi

эпохи.

Однако по мере развития человеческой цивилизации госу дарство постепенно превращалось из примитивного "варвар ского" принудительно-репрессивного образования в демократа ческую и гуманную организацию политической власти, осно ванную на верховенстве права.

При этом право играет главенствующую роль лишь в то> случае, если оно является мерой свободы отдельного человека \ всех членов общества, когда оно предстает воплощением нрав! ственных, духовных и гуманных начал его государственной ор] ганизации.

Развитая правовая система государства еще не свидете^ ствует о наличии в обществе правовой государственности. Не давний опыт показывает, что в тоталитарных государствах ре гулярно издавались правовые акты, обеспечивалась их жестк реализация, однако многие законы противоречили праву. проявлялось прежде всего в уголовном законодательстве, рамк| действия которого были существенно расширены. Уголовнс' наказуемыми признавались по сути административные и дисщ плинарные проступки (прогул или опоздание на работу влекли собой применение мер уголовной ответственности), а также д ния, в силу своей малозначительности лишь формально несу признаки преступления (хищение одного-двух килограммов sept несколько лет лагерей).

Зачастую в законах попирались не только устоявшиес справедливые и объективные правовые категории и принцип! (например, осуществление правосудия только судом), но и of щепризнанные моральные нормы (дети не отвечают за престуг

34 •

ения своих родителей). Вопреки этому моральному принципу головным и уголовно-процессуальным законодательством СССР предусматривалась уголовная ответственность "членов семей изменников Родины", для которых создавались спецлаге-Оя, например, печально известный АЛЖИР (Акмолинский ла­герь жен изменников Родины).

Право и закон только тогда чего-то стоят, когда они вы­ражают высшие человеческие ценности — истину, разум, свобо­ду, справедливость — и способствуют их реальному воплощению в жизнь.

Итак, правовым государством может быть признана такая организация политической власти в стране, которая основана на верховенстве гуманного, справедливого закона, действует строго в определенных законом границах, обеспечивает социальную и правовую защищенность своих граждан.

1.5.2. Признаки правового государства ,

Правовое государство обладает чертами, которые присущи всякому государству. Однако, в дополнение к ним, правовое го­сударство характеризуется следующими особенностями.

1. Верховенство закона во всех сферах государственной и правовой жизни.

Верховенство правовых законов обуславливается не только тем, что они выражают общую волю населения страны. Кроме этого, правовые законы являются объективно общеобязатель­ными, потому что их нарушение разрушает важные обществен­ные связи, ведет к хаосу и, в конечном счете, к гибели всего об­щества. Именно поэтому государство, устанавливая в законах общеобязательные правила поведения, должно учитывать объ­ективные потребности общественного развития.

Более того, сама процедура принятия и принципы действия закона определяют его главенствующее место в системе норма-тивно-правовых актов.

Уважение к закону является неотъемлемой чертой правово-г° государства, важным признаком сознания и поведения его гРа*дан. В связи с этим еще Платон отмечал: "Я вижу близкую того государства, где закон не имеет силы и находится

35

под чьей-либо властью. Там же, где закон — владыка над пра-| вителями, а они его рабы, я усматриваю спасение государства..."!

"Лишь там над царскою главой Народов не легло страданье, Где крепко с вольностью святой Законов мощных сочетанье.

Владыки! Вам венец и трон Дает закон — а не природа; Стоите выше вы народа, Но вечный выше вас закон.3"

"В правовом государстве законы и другие нормативные ак­ты должны приниматься лишь тогда, когда без них нельзя обой­тись. Чем шире область социальной жизни, свободной от нор-J мативно-правового регулирования, тем прочнее устои правовое го государства. Инфляция нормативных актов приводит к раз-] мыванию правовой системы, делает законодательство трудно-] обозримым. Многочисленные правовые акты нередко вступают в противоречие друг с другом, излишне усложняют правопри-менительную и правоохранительную деятельность."4

2. Взаимная ответственность государства и личности.

Отношения государства и личности в правовом государстве строятся на основе их связанности взаимными правами и обя-1 занностями. Это не означает, что государство и личность рас-| сматриваются как равновеликие субъекты с точки зрения обще-| ственого долга.

Государство, устанавливая в правовых законах меру сво-| боды человека, в то же время ограничивает себя в собственных решениях и действиях: "Все что не запрещено индивиду, ему до\ зволено " "Все, что не дозволено власти, ей запрещено ".

Обязательность закона для государственной власти обеспе чивается системой мер, которые призваны ограничить еепроиЗ вол, например:

• юридическая ответственность должностных лиц госу-рСТва любого уровня за невыполнение своих обязанностей;

• политическая ответственность правительства перед ор­ганами государственной власти;

• политическая ответственность депутатов перед своими йзбирателями;

и т.д.

Естественно, в свою очередь, гражданин реализует свои права в рамках, четко обозначенных законом.

3. Реальная гарантированность прав и свобод личности.

Этот признак правового государства является чрезвычайно важным конституционным принципом, отраженным в ст. 2 Конституции РФ 1993 года: "Человек, его права и свободы, яв­ляются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина — обязанность госу­дарства." Иными словами, государство обязано не только со­блюдать права и свободы человека, но и создавать условия для их реального воплощения.

4. Разделение властей.

Важной особенностью правового государства является реа­лизация принципа разделения властей.

Разделение властей — это правовой принцип, суть которо­го заключается в недопущении сосредоточения всей полноты го­сударственной власти в руках какой-либо одной из ее ветвей: за­конодательной, исполнительной или судебной, чтобы тем самым предотвратить возможность злоупотребления властью. "Необходим такой порядок вещей, при котором различные власти могли бы взаимно сдерживать друг друга", — утверждал выдающийся французский мыслитель Шарль-Луи Монтескье. Речь идет о так называемой системе сдержек и противовесов, где баланс законодательной, исполнительной и судебной власти определяется специальными правовыми мерами, обеспечи­вающими не только взаимодействие, но и взаимоограничение ветвей власти в установленных правом пределах.

3 А.С. Пушкин, "Вольность".

4 "Теория права и государства" Под ред. Г.Н. Манова. М., Бек, 1995. С. 253.

36

37

1.5.3. Основы правового государства

Правовое государство: понятие, признаки, основа принципиально

важными предпосьщ. ками создания и упр< чения правового г< сударства являютс: следующие моменты. 1. Экономическое основой правового го сударства



ооеспечивает

Верховенство закона во всех сферах государственной и правовой жизни общества

Взаимную ответственность личности и государства

• Реальную гарантированность прав и свобод личности

являются

определенные произ! Бедственные отноше ния, базирующиеся ни развитии разнообраз! ных форм собствен| ности, свободно\ предпринимательстве! борьбе с экономиче ским монополизмом т.д.

2. Создание в об ществе условий, необ ходимых для реализа ции каждым человй ком своих творческр и трудовых возмоэЦ ностей, обеспечен» личных прав и своб4| человека, составляв прочную социальну основу правового гс дарства.

3. Политическая основа правового государства наибох полно проявляется в его суверенитете. Правовое государе является суверенным, иными словами, оно концентрирует в сед суверенитет народа и наций, населяющих определенную ст

Таким образом, можно сделать вывод о том, что целью с| ществования современного правового государства является соа

деятельности правового государства

лежит принцип разделения законодательной



аНие условий для оптимального развития общества, госу­дарства, личности.

Литература

j Общая теория права и государства. Под ред. Лазарева В.В. М., "Юрист", 1996. С. 376-391

2. Хропанюк В.Н. Теория государства и права. М., 1996. С. 72-89.

3. Нерсесянц B.C. История идей о правовой государствен­ности и современности. Институт государства и права РАН. 1994.

4. Черниловский З.М. Правовое государство: исторический опыт. / Советское государство и право. 1985, № 4.

5. Гессен В.М. Теория правового государства. Политический строй современных государств. Т. 1. СПб, 1905.

6. Кудрявцев В.Н. Право в правовом государстве. / Социали­стическая законность. 1989, № 1.

Вопросы

1. Как определяется понятие государства в современной юридической литературе?

а) союз людей, объединенных началами общей пользы и справедливости;

б) машина для поддержания господства одного класса над Другим;

в) особая политическая организация, придающая своим ве-Лениям обязательную силу для населения всей страны и обла­дающая суверенитетом;

г) средоточие всех умственных и нравственных интересов

38

39

д) воплощение нравственного духа.

2. Какой из указанных признаков общественной власти бы, характерен для первобытнообщинного строя?

а) наличие аппарата управления;

б) слитность прав и обязанностей членов общества;

в) наличие аппарата подавления;

г) административно-территориальная организация населе­ния;

д) сбор налогов и пошлин.

3. Соотнесите фамилии ученых, философов, политиков созданнные ими теории происхождения государства. Проставьт^ буквы в квадратах.

а) теологическая (религиозная);

б) патриархальная;

в) договорная (естественно-правовая);

г) органическая;

д) насилия;

е) психологическая;

ж) классовая.

Шан Ян, Е. Дюринг, Л. Гумплович, К. Каутский.

[ | Аврелий Августин, Фома Аквинский. I—I К. Маркс, Ф. Энгельс, В. Ульянов (Ленин). Г~| Л. Петражицкий. ГП Г. Спенсер. ~] Аристотель.

Г. Греции, Дж. Локк, Т. Гоббс, Ш.-Л. Монтескье, Д. Дидр| Ж.-Ж. Руссо.

4. Как определяется понятие "функция государства"?

а) методы осуществления государственной власти;

б) основные направления государственной деятельности, выражающие сущность и социальное назначение государствен­ного управления обществом;

в) виды государственной/деятельности;

г) объективные трудности, решение которых представляет существенный интерес для общества и входит в круг полномо­чий государства;

д) формы осуществления государственной власти.

5. Какие из указанных функций являются регулятивными?

а) экономическая;

б) охраны правопорядка:

в) финансового контроля;

г) экологическая;

д) социальная.

6. Чем монархия отличается от республики?

а) институтом референдума;

б) наличием президента;

в) образованием правительства на парламентской основе;

г) передачей власти главы государства по наследству;

д) ответственностью правительства перед парламентом.

7. Назовите форму государственного правления, при которой правительство образуется на парламентской основе и несет по­литическую ответственность перед парламентом.

а) дуалистическая монархия;

б) парламентская республика;

в) парламентарная монархия;

г) президентская республика;

д) смешанная республика.

40

41

8. Определите форму правления указанных ниже государств! Проставьте буквы в квадратах.

I II II II



1


1


1
















1


1


1
















1


1


1
















1


1


1
















1


1


1




Дуалистическая монархия Парламентарная монархия Абсолютная монархия Президентская республика Парламентская республика

Смешанная республиканска форма правления

а) Великобритания

б) Франция

в) Израиль

г) Иордания

д) Норвегия

е)США

ж) Швейцария

з) Бельгия

и) ФРГ

к) Колумбия л) Бразилия м) Китай н) Италия о) Марокко п) Дания р) Австрия

с) Япония т) Кувейт у) Испания ф) Канада ц) Катар ч) Оман ш) Саудовская Аравия

9. Какое из указанных положений характеризует форму сударственного устройства?

а) методы и приемы осуществления государственно! власти;

б) способ территориального устройства, порядок вза имоотношений между центральной, региональной и местно! властями;

в) источник и способ образования и организации выс| ших органов государственной власти и управления;

г) соединение законодательных, исполнительных и кон| трольных функций.

10. Определите форму государственного устройства указан-,,х ниже государств. Проставьте буквы в квадратах.

rri I I I I I i I I I фдаи*

|^^^^^^^^мвииви^ввииввмяв^^м^™ишиим

1 1

nr

Унитарное государство Конфедерация

а) Великобритания и) США

б) франция к) Канада

в) Швейцария Л) Пакистан

г) Испания м) Дания

д) Мексика

е)ФРГ ж) Бельгия з) Греция

союз

с) Австрия

т) Германский

(1815-1867)

у) Финляндия

ф) Португалия

н) Австро-Венгрия х) Малайзия

(1867-1918)

о) Швеция ц) Япония

п) Индия ч) Таиланд

р) Нидерланды ш) Швейцарский союз

(1815-1848)

11. Какие из указанных положений характеризуют полити­ческий режим?

а) антидемократические методы осуществления власти;

б) правовое положение личности в обществе;

в) демократические методы осуществления власти;

г) передача власти по наследству;

д) степень политической свободы человека и гражданина.

12. Какие из указанных образований входят в механизм (аппарат)государства?

а) профсоюзы;

б) законодательные органы власти;

в) общественные объединения;

г) исполнительные органы власти

д) политические партии;

е) правоохранительные органы.

42

43

13. Как определяется государственный орган?

а) как политическая организация;

б) как механизм государства;

в) как предприятие;

г) как звено государственного аппарата;

д) как общественная организация.

14. Выделите основные специфические признаки правовог государства.

а) верховенство закона во всех сферах государственной правовой жизни общества;

б) территориальная организация населения страны;

в) взаимная ответственность государства и личности;

г) наличие аппарата управления и подавления;

д) разделение властей;

е) реальная гарантированность прав и свобод личности.

15. Восстановите недостающие фрагменты схемы:

Классификация государственных органов

Государственый

аппарат



Хозяйственные и социально-культурные

учреждения и организации

Законодательные • органы 1


1


I


Органы хозяйственного

и социально-культурного

управления
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   10   11


Учебный материал
© nashaucheba.ru
При копировании укажите ссылку.
обратиться к администрации