Треушников М.К. Арбитражный процесс - файл n1.doc

приобрести
Треушников М.К. Арбитражный процесс
скачать (372 kb.)
Доступные файлы (1):
n1.doc3117kb.14.09.2008 09:38скачать

n1.doc

  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   25
"АРБИТРАЖНЫЙ ПРОЦЕСС: УЧЕБНИК ДЛЯ СТУДЕНТОВ ЮРИДИЧЕСКИХ ВУЗОВ И ФАКУЛЬТЕТОВ"
(издание третье, исправленное и дополненное)
(под ред. М.К. Треушникова)
(ОАО "Издательский Дом "Городец", 2007)

АРБИТРАЖНЫЙ ПРОЦЕСС
УЧЕБНИК ДЛЯ СТУДЕНТОВ

ЮРИДИЧЕСКИХ ВУЗОВ И ФАКУЛЬТЕТОВ
Материал подготовлен с использованием правовых актов

по состоянию на 1 октября 2006 года
Издание третье, исправленное и дополненное
Под редакцией

заслуженного деятеля науки РФ, профессора

М.К. ТРЕУШНИКОВА
Учебник подготовлен

коллективом кафедры гражданского процесса

юридического факультета МГУ им. М.В. Ломоносова

и рекомендован Учебно-методическим объединением

по юридическому образованию вузов России
Коллектив авторов:
Андреева Т.К., доц. - гл. 6, 7, 23;

Борисова Е.А., докт. юрид. наук, доц. - гл. 21;

Иванова С.А., проф. - гл. 8, 10, 12, 16, 20;

Кудрявцева Е.В., доц. - гл. 24, 30, 31;

Молчанов В.В., доц. - гл. 4, 11, 13, 14;

Пискарев И.К., доц. - гл. 17, 19;

Салогубова Е.В., доц. - гл. 9, 15;

Треушников М.К., проф. - введение, программа, гл. 1, 2, 3, 5;

Шерстюк В.М., проф. - гл. 18, 22, 25 - 29.
Предисловие к третьему изданию
Третье издание учебника выполнено по программе, разработанной на кафедре гражданского процесса юридического факультета МГУ им. М.В. Ломоносова. Программа как необходимый компонент процесса обучения студентов дается в начале учебника.

Принципиальное обновление содержания учебного курса вызвано принятием и введением в действие в России новых фундаментальных нормативных источников, регулирующих порядок отправления правосудия арбитражными судами, - Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ, принят Государственной Думой 14 июня 2002 г.) и Федерального закона "О введении в действие Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации" (принят Государственной Думой 21 июня 2002 г.).

За четыре года применения АПК РФ (с 1 сентября 2002 г.) произошли серьезные изменения в законодательстве об арбитражном судопроизводстве и приобретен большой опыт реализации арбитражных процессуальных институтов и норм.

Последовательно создаются 20 арбитражных апелляционных судов, формируемых по округам отдельно от судов первой инстанции (до 1 января 2006 г.) во исполнение ФКЗ "О внесении изменений и дополнений в Федеральный конституционный закон "Об арбитражных судах в Российской Федерации" от 11 июня 2003 г.

С 1 января 2003 г. введен в действие Регламент арбитражных судов Российской Федерации, изложенный в новой редакции (Постановление Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 30 декабря 2002 г. N 12). В него внесены изменения Постановлением Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 22 июня 2006 г. N 16 <*>.

--------------------------------

<*> Вестник ВАС РФ. 2006. N 8. С. 86.
Приняты новые постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации по вопросам, связанным с введением в действие АПК РФ, Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)".

Опубликовано значительное количество обзоров судебной практики, а также информационных писем Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации <*>.

--------------------------------

<*> Вестник ВАС РФ. Специальное приложение. 2003. N 11.
В 2005 г. на рассмотрение в арбитражные суды поступило 1628133 заявления, а в 2004 г. - 1340699 заявлений.

Из общего числа поступивших заявлений 25,7% составляют исковые заявления по экономическим спорам, возникающим из гражданских правоотношений, 71,9 - заявления по спорам, возникающим из административных правоотношений, и 2% - заявления о признании должников банкротом <*>.

--------------------------------

<*> Вестник ВАС РФ. 2006. N 5. С. 5.
Современная нормативная основа предопределяет обновленное содержание курса "Арбитражный процесс" и предлагаемого третьего издания учебника.

Арбитражный процесс как учебная дисциплина прочно завоевывает свое место в учебных планах юридических вузов России.

Естественно, что этот предмет изучается после фундаментального курса "Гражданский процесс" и в некоторой степени на основе постулатов, аксиом и доктрин данной отрасли правовых знаний.

В силу отмеченных обстоятельств и во избежание дублирования ряд унифицированных тем теоретического характера, таких как понятие и стадии арбитражного процесса, содержание процессуальных отношений, учение об иске, дается в относительно сокращенном изложении.
ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

"АРБИТРАЖНЫЙ ПРОЦЕСС"
для студентов юридических факультетов

высших учебных заведений
специальность 02.11.00, направление 52.14.00

"Юриспруденция"
Утверждена на заседании кафедры гражданского

процесса юридического факультета МГУ им. М.В. Ломоносова

20 сентября 2006 г.
Раздел I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
Тема 1. Арбитражные суды, их функции и задачи судопроизводства в арбитражных судах
История становления и развития арбитражных судов в России: торговые суды дореволюционной России, арбитражные комиссии (1922 г.), создание государственного и ведомственного арбитража (1931 г.). Реформа арбитража, ее причины. Становление и развитие арбитражной системы в Российской Федерации (1992 - 2002 гг.). Современная система, состав и структура арбитражных судов в России. Функции арбитражных судов. Статус судей арбитражных судов. Полномочия, порядок образования и деятельности Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, федеральных арбитражных судов округов (арбитражных кассационных судов), арбитражных апелляционных судов, арбитражных судов субъектов Федерации. Задачи судопроизводства в арбитражных судах.
Тема 2. Понятие арбитражного процесса
Понятие арбитражного процесса. Арбитражная процессуальная форма. Стадии арбитражного процесса. Виды арбитражного судопроизводства. Арбитражный процесс (арбитражное процессуальное право) как юридическая наука и учебная дисциплина.
Тема 3. Арбитражные процессуальные правоотношения
Общая характеристика арбитражных процессуальных правоотношений, их отличие от регулятивных правоотношений.

Основания возникновения, изменения и прекращения арбитражных процессуальных правоотношений. Объект арбитражных процессуальных правоотношений, их содержание. Субъекты арбитражных правоотношений.

Арбитражный суд как обязательный субъект процессуальных правоотношений. Иные субъекты арбитражных процессуальных правоотношений.
Тема 4. Арбитражное процессуальное право, его источники
Арбитражное процессуальное право в системе российского права. Источники арбитражного процессуального права. Нормы арбитражного процессуального права. Институты. Соотношение общих и специальных норм. Действие арбитражных процессуальных норм во времени и пространстве. Связь арбитражного процессуального права с другими отраслями права.
Тема 5. Принципы арбитражного процессуального права (арбитражного процесса)
Понятие принципов арбитражного процессуального права. Значение принципов в нормотворческой и правоприменительной деятельности. Состав и классификация принципов арбитражного процессуального права. Принципы организационно-функциональные и функциональные. Место и роль принципа законности.

Организационно-функциональные принципы: принцип отправления правосудия арбитражными судами, принцип независимости судей арбитражного суда, принцип равенства организаций и граждан перед законом и судом, принцип гласности, принцип государственного языка арбитражного судопроизводства.

Функциональные принципы: принцип диспозитивности, состязательности, процессуального равноправия сторон, сочетания устности и письменности в процессе, принцип непосредственности.
Тема 6. Подведомственность дел арбитражным судам
Понятие экономических споров и иных дел, связанных с осуществлением предпринимательской и иной экономической деятельности. Роль субъектного состава правоотношений для определения подведомственности дел арбитражным судам. Подведомственность экономических споров и иных дел, возникающих из гражданских правоотношений. Подведомственность дел, возникающих из административных и иных публично-правовых отношений. Специальная подведомственность дел арбитражным судам. Подведомственность дел, рассматриваемых в порядке неисковых производств. Подведомственность дел об оспаривании решений третейских судов и о выдаче исполнительных листов на принудительное исполнение решений третейских судов, о признании и приведении в исполнение решений иностранных судов и иностранных арбитражных решений.

Разграничение споров и иных дел по подведомственности между арбитражными судами и судами общей юрисдикции. Передача сторонами экономических споров на разрешение третейских судов.
Тема 7. Подсудность дел арбитражным судам
Понятие подсудности. Отличие подсудности от подведомственности. Виды подсудности дел арбитражным судам. Родовая подсудность. Общее правило территориальной подсудности. Альтернативная, договорная, исключительная подсудность дел арбитражным судам. Правила передачи дела из одного арбитражного суда в другой арбитражный суд.
Тема 8. Правовое положение отдельных участников арбитражного процесса
Состав арбитражного суда, его формирование. Основания и порядок отвода судей.

Лица, участвующие в деле. Процессуальные права и обязанности лиц, участвующих в деле. Стороны в арбитражном процессе. Участие в деле нескольких истцов и ответчиков. Процессуальное правопреемство. Третьи лица. Участие прокурора в арбитражном процессе. Участие в арбитражном процессе государственных органов и органов местного самоуправления, выступающих в защиту прав других лиц.
Тема 9. Представительство в арбитражном процессе
Ведение дел в арбитражном суде с помощью представителей. Запреты на представительство для отдельных лиц. Полномочия представителя, их оформление и подтверждение. Проверка арбитражным судом полномочий лиц, участвующих в деле, их представителей.
Тема 10. Иск в арбитражном процессе
Исковая форма защиты права в арбитражном процессе. Элементы и виды исков по экономическим спорам и иным делам, возникающим из предпринимательской деятельности. Право на иск в арбитражном процессе. Процессуальные средства защиты ответчика против иска. Распоряжение сторон исковыми средствами защиты права. Изменение иска и его элементов. Соединение и разъединение нескольких исковых требований в арбитражном процессе.
Тема 11. Доказательства и доказывание
Предмет доказывания в арбитражном процессе. Основания освобождения от доказывания. Понятие доказательств. Классификация доказательств. Обязанность доказывания и представления доказательств. Истребование доказательств арбитражным судом. Относимость и допустимость доказательств. Отдельные виды доказательств. Письменные и вещественные доказательства. Порядок истребования и представления письменных и вещественных доказательств. Осмотр и исследование письменных и вещественных доказательств на месте их нахождения. Объяснения лиц, участвующих в деле. Свидетельские показания. Условия и порядок назначения по делу экспертизы. Права экспертов. Заключение эксперта как доказательство. Обеспечение доказательств. Арбитражные судебные поручения. Оценка доказательств арбитражным судом.
Тема 12. Обеспечительные меры в арбитражном процессе
Понятие обеспечительных мер в арбитражном процессе. Основания применения обеспечительных мер. Виды обеспечительных мер. Встречное обеспечение. Предварительные обеспечительные меры. Замена одной обеспечительной меры другой. Отмена обеспечения иска и возмещение убытков, причиненных обеспечением иска.
Тема 13. Судебные расходы
Понятие и виды судебных расходов. Государственная пошлина. Судебные издержки. Освобождение от уплаты арбитражных расходов. Возврат государственной пошлины. Выплата сумм, причитающихся экспертам, свидетелям и переводчикам. Распределение между лицами, участвующими в деле, судебных расходов. Отнесение судебных расходов на лицо, злоупотребляющее своими процессуальными правами.
Тема 14. Процессуальные сроки
Понятие и виды процессуальных сроков. Сроки, установленные законом. Сроки, определяемые арбитражным судом. Исчисление сроков. Приостановление, восстановление, продление и окончание процессуальных сроков. Последствия пропуска процессуального срока.
Тема 15. Информационное обеспечение участников арбитражного процесса
Судебные извещения. Надлежащее извещение. Перемена адреса во время производства по делу. Порядок направления арбитражным судом копий судебных актов.
Раздел II. ПРОИЗВОДСТВО В СУДЕ ПЕРВОЙ ИНСТАНЦИИ
Тема 16. Предъявление иска в арбитражном суде
Порядок предъявления иска и последствия его нарушения. Исковое заявление, его форма и содержание. Исправление недостатков искового заявления. Принятие искового заявления. Правовая природа досудебного (претензионного) порядка урегулирования экономических споров и его значение. Условия применения обязательного досудебного (претензионного) порядка урегулирования экономических споров. Сроки, порядок, форма предъявления претензий. Рассмотрение претензий. Последствия соблюдения и нарушения досудебного (претензионного) порядка урегулирования споров для арбитражного процесса. Возвращение искового заявления. Отзыв на исковое заявление. Предъявление встречного иска. Оставление искового заявления без движения.
Тема 17. Подготовка дела к судебному разбирательству
Цели и значение подготовки дела к судебному разбирательству как самостоятельной стадии процесса. Сроки подготовки дела к судебному разбирательству. Процессуальные действия судьи в этой стадии. Содержание определений, выносимых в стадии подготовки дела к судебному разбирательству. Предварительное судебное заседание. Назначение дела к судебному разбирательству.
Тема 18. Примирительные процедуры. Мировое соглашение
Способы (меры) примирения сторон судом. Сущность мирового соглашения. Форма, содержание и порядок заключения мирового соглашения. Утверждение мирового соглашения. Исполнение определения об утверждении мирового соглашения.
Тема 19. Судебное разбирательство
Сроки рассмотрения дел и принятия решения. Порядок в заседании арбитражного суда. Рассмотрение спора без участия сторон и их представителей и при непредставлении отзыва на исковое заявление и истребованных судьей материалов. Отложение рассмотрения дела. Приостановление производства по делу и его возобновление. Формы окончания производства по делу без вынесения решения. Прекращение производства по делу, оставление искового заявления без рассмотрения. Протоколирование судебного заседания. Рассмотрение дела в раздельных заседаниях суда. Истребование доказательств. Судебные прения.
Тема 20. Акты арбитражного суда
Понятие и виды арбитражных актов. Сущность и содержание решения арбитражного суда. Виды решений. Обеспечение решения. Исправление недостатков решения. Законная сила решений арбитражного суда. Определения арбитражного суда, их виды. Постановления арбитражных судов.
Тема 21. Рассмотрение и разрешение дел, возникающих из административных и иных публичных правоотношений
Понятие и сущность производства по делам, возникающим из административных и иных публичных правоотношений. Виды (категории) дел, относящихся к производству, возникающему из административных и иных публичных правоотношений.

Применение общих правил искового производства и специальных правил при рассмотрении и разрешении дел, возникающих из административных и иных публичных правоотношений.

Рассмотрение дел об оспаривании нормативных правовых актов: право на обращение в арбитражный суд с заявлением о признании нормативного правового акта полностью или в части недействующим, требования к заявлению, особенности судебного разбирательства, правовая природа решения арбитражного решения по делу. Его опубликование.

Рассмотрение и разрешение дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц. Понятие ненормативного правового акта. Отличительные признаки ненормативного правового акта от нормативного. Влияние характера правового акта на решение вопросов подведомственности и подсудности.

Право на обращение в арбитражный суд с заявлением о признании ненормативных правовых актов недействительными, других решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц незаконными.

Правовая природа и содержание решения арбитражного суда по делу об оспаривании ненормативных правовых актов, других решений, действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц.

Рассмотрение и разрешение арбитражными судами дел об административных правонарушениях. Подсудность дел о привлечении к административной ответственности. Требования, предъявляемые к заявлению о привлечении к административной ответственности. Процессуальный порядок рассмотрения и разрешения дел. Сущность решения суда и его содержание.

Судебное оспаривание решений административных органов о привлечении к административной ответственности. Подача заявления, форма заявления, порядок рассмотрения, решение суда, его содержание.

Рассмотрение и разрешение дел о взыскании обязательных платежей и санкций. Право на обжалование в суд, заявление и его содержание, процессуальный порядок рассмотрения и разрешения заявления, судебное решение.
Тема 22. Производство в арбитражных судах по делам об установлении фактов, имеющих юридическое значение
Понятие юридических фактов. Классификация юридических фактов в правоотношениях в сфере экономической и иной предпринимательской деятельности. Отличие судопроизводства по делам об установлении юридических фактов от искового производства: особенности обращения в арбитражный суд, специфические условия возбуждения процесса. Подведомственность и подсудность дел арбитражным судам об установлении фактов, имеющих юридическое значение. Субъектный состав по делам об установлении юридических фактов. Решение арбитражного суда по делам об установлении юридических фактов и его правовое действие.
Тема 23. Производство по делам о несостоятельности (банкротстве) организаций и граждан
Понятие и признаки несостоятельности (банкротства) организаций и граждан. Предупреждение несостоятельности (банкротства). Право на обращение в арбитражный суд по делам о несостоятельности (банкротстве). Лица, участвующие в деле о несостоятельности (банкротстве). Подготовка дел к разбирательству. Примирение по делам о несостоятельности (банкротстве). Сроки рассмотрения дел. Иные специальные правила рассмотрения и разрешения дел о несостоятельности (банкротстве).
Тема 24. Упрощенное производство
Условия рассмотрения дела в порядке упрощенного производства. Дела, рассматриваемые в порядке упрощенного производства. Особенности судебного разбирательства и судебного решения по делу, рассмотренному в порядке упрощенного производства. Отличие упрощенного производства в арбитражном процессе от приказного производства в гражданском процессе.
Раздел III. ПЕРЕСМОТР СУДЕБНЫХ АКТОВ
Тема 25. Производство в суде апелляционной инстанции
Виды производств по пересмотру решений арбитражных судов. Устройство арбитражных апелляционных судов. Право апелляционного обжалования и его субъекты. Объекты апелляционного обжалования. Срок, порядок подачи, содержание апелляционной жалобы. Производство по апелляционной жалобе. Полномочия суда апелляционной инстанции. Основания к изменению или отмене решения судом апелляционной инстанции. Постановление суда апелляционной инстанции и его обжалование.
Тема 26. Производство в суде кассационной инстанции
Право кассационного обжалования: субъекты права кассационного обжалования, объект обжалования. Срок, порядок подачи и содержание кассационной жалобы. Арбитражные суды, проверяющие законность решений в кассационной инстанции. Процессуальные действия, связанные с поданной кассационной жалобой. Срок рассмотрения кассационной жалобы. Пределы рассмотрения дела в суде кассационной инстанции. Полномочия суда кассационной инстанции. Основания к отмене (изменению) решения или постановления арбитражного суда судом кассационной инстанции. Постановление суда кассационной инстанции. Обязательность указаний суда кассационной инстанции.
Тема 27. Производство по пересмотру судебных актов в порядке надзора
Пересмотр актов арбитражных судов в порядке надзора. Объект пересмотра в порядке надзора. Возбуждение процесса по пересмотру судебных актов в порядке надзора. Порядок рассмотрения надзорной жалобы или представления прокурора. Полномочия Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации по пересмотру актов в порядке надзора. Порядок принятия постановления Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации и обязательность его указаний для арбитражного суда, вновь рассматривающего дела.
Тема 28. Производство по пересмотру по вновь открывшимся обстоятельствам вступивших в законную силу судебных актов
Понятие пересмотра судебного акта по вновь открывшимся обстоятельствам. Основания пересмотра. Порядок и срок подачи заявления о пересмотре решения, постановления, определения. Арбитражные суды, осуществляющие пересмотр актов по вновь открывшимся обстоятельствам. Рассмотрение заявления. Оформление результатов пересмотра. Судебные акты, принимаемые по результатам рассмотрения дела.
Раздел IV. ФУНКЦИИ АРБИТРАЖНЫХ СУДОВ, СВЯЗАННЫЕ С

ИСПОЛНЕНИЕМ СУДЕБНЫХ АКТОВ, РАЗРЕШЕНИЕМ СПОРОВ ТРЕТЕЙСКИМИ

СУДАМИ И УЧАСТИЕМ ИНОСТРАННЫХ ЛИЦ В АРБИТРАЖНОМ ПРОЦЕССЕ
Тема 29. Производство по делам, связанным с исполнением актов арбитражных судов
Порядок выдачи исполнительного листа, его дубликата, срок предъявления исполнительного листа к исполнению. Восстановление пропущенного срока для предъявления исполнительного листа к исполнению. Общие условия исполнения. Ответственность за неисполнение судебного акта. Поворот исполнения судебного акта и разрешение вопроса о повороте исполнения. Оспаривание решений и действий (бездействия) пристава-исполнителя.
Тема 30. Разрешение экономических споров третейским судом
Задачи третейского суда и порядок его организации. Международный коммерческий арбитражный суд при Торгово-промышленной палате Российской Федерации. Состав третейского суда. Возбуждение дела и порядок третейского разбирательства. Принятие решения третейским судом. Исполнение решения третейского суда. Производство в арбитражных судах по делам об оспаривании решений третейских судов и о выдаче исполнительных листов на принудительное исполнение решений третейских судов.
Тема 31. Производство в арбитражных судах по делам с участием иностранных лиц. Сотрудничество арбитражных судов различных государств
Процессуальные права иностранных лиц. Компетенция арбитражных судов в Российской Федерации по делам с участием иностранных лиц. Судебный иммунитет. Правовые основы сотрудничества и взаимопомощи арбитражных судов. Решения иностранных судов, их признание и исполнение. Производство по делам о признании и приведении в исполнение решений иностранных судов и иностранных арбитражных судов.
Основные нормативные акты
Арбитражный процессуальный кодекс Российской Федерации. Принят Государственной Думой РФ 14 июня 2002 г.

Закон Российской Федерации "О статусе судей в Российской Федерации" от 26 июня 1992 г. (с изменениями и дополнениями).

Федеральный закон "О введении в действие Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации". Принят Государственной Думой РФ 21 июня 2002 г.

Федеральный конституционный закон "О судебной системе Российской Федерации". Принят Государственной Думой РФ 23 октября 1996 г. (с изменениями и дополнениями).

Федеральный закон "Об арбитражных заседателях арбитражных судов субъектов Российской Федерации". Принят Государственной Думой РФ 11 апреля 2001 г.

Федеральный закон "О третейских судах в Российской Федерации". Принят Государственной Думой РФ 21 июня 2002 г.

Федеральный закон "О несостоятельности (банкротстве)". Принят Государственной Думой 27 сентября 2002 г.

Федеральный конституционный закон "Об арбитражных судах в Российской Федерации" от 5 апреля 1995 г. (с изменениями и дополнениями, внесенными ФКЗ "О внесении изменений и дополнений в Федеральный конституционный закон "Об арбитражных судах в Российской Федерации" от 11 июня 2003 г. и ФКЗ от 25 марта 2004 г. N 2-ФКЗ "О внесении изменений в статьи 23 и 331 Федерального конституционного закона "Об арбитражных судах в Российской Федерации").
Учебная и научная литература
Арбитражный процесс: Учебник / Под ред. М.К. Треушникова. М.: Издательский дом "Городец", 2007.

Арбитражный процесс: Учебник / Под ред. проф. Р.Э. Гукасяна. М., 2006.

Арсенов И.Г. Арбитражный процесс: Проблемы кассационного производства. М.: Норма, 2004.

Кожемяко А.С. Кассационное производство в арбитражном суде: теория и практика. М.: Издательский дом "Городец", 2004.

Шерстюк В.М. Арбитражный процесс в вопросах и ответах. М.: Издательский дом "Городец", 2004.

Шерстюк В.М. Новые положения третьего Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. М.: Издательский дом "Городец", 2003.

Шерстюк В.М. Развитие принципов арбитражного процессуального права. М.: Издательский дом "Городец", 2004.
Глава 1. АРБИТРАЖНЫЕ СУДЫ, ИХ ФУНКЦИИ.

ЗАДАЧИ СУДОПРОИЗВОДСТВА В АРБИТРАЖНЫХ СУДАХ
§ 1. История становления арбитражных судов

в Российской Федерации
В Российской Федерации законом предусмотрены различные формы защиты права. Защиту нарушенных или оспоренных прав осуществляют в соответствии с подведомственностью дел, установленной процессуальным законодательством, суды общей юрисдикции, арбитражные суды или третейские суды. Защита нарушенных гражданских прав в административном порядке возможна лишь в отдельных случаях, предусмотренных законом. При этом решение, принятое в административном порядке, может быть обжаловано в суд (ст. 11 Гражданского кодекса Российской Федерации, действующего с 1 января 1995 г., далее - ГК РФ).

В ст. 127 Конституции Российской Федерации говорится: "Высший Арбитражный Суд Российской Федерации является высшим судебным органом по разрешению экономических споров и иных дел, рассматриваемых арбитражными судами, осуществляет в предусмотренных федеральным законом процессуальных формах судебный надзор за их деятельностью и дает разъяснения по вопросам судебной практики".

В ст. 3 ФКЗ "Об арбитражных судах в Российской Федерации" <*> закреплена система арбитражных судов в Российской Федерации, которую составляют: Высший Арбитражный Суд Российской Федерации; федеральные арбитражные суды округов (арбитражные кассационные суды); арбитражные апелляционные суды; арбитражные суды первой инстанции в республиках, краях, областях, городах федерального значения, автономной области, автономных округов (далее - арбитражные суды субъектов Федерации).

--------------------------------

<*> Редакции ФКЗ "О внесении изменений и дополнений в Федеральный конституционный закон "Об арбитражных судах в Российской Федерации" от 11 июня 2003 г. // Российская газета. 2003. 9 июня.
Прототипом арбитражных судов современной Российской Федерации являлись существовавшие до Октябрьской революции 1917 г. коммерческие (торговые) суды в ряде городов России <*>.

--------------------------------

<*> Вестник Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации (далее - Вестник ВАС РФ). 2002. N 5. Приложение. С. 9.
Имеются по крайней мере две точки зрения относительно появления коммерческих, или торговых, судов в России. Одни авторы полагают, что первый коммерческий суд был создан в Одессе в 1808 г., другие отодвигают эту границу к первым векам существования нашего государства <*>.

--------------------------------

<*> Казанцев С.М. Из нашей истории // Вестник ВАС РФ. 2002. N 5. Приложение. С. 22.
Кроме Одессы, коммерческие суды были учреждены в городах Москве, С.-Петербурге, Таганроге, Феодосии, Керчи, Архангельске, Кишиневе, Варшаве. Эти суды были упразднены (за некоторым исключением) еще до Октябрьской революции 1917 г. <*>, а дела, отнесенные к их ведению, переданы к производству судов общей юрисдикции.

--------------------------------

<*> Там же. С. 28.
К подсудности коммерческих судов относились три категории дел, а именно: 1) торговые дела; 2) вексельные дела и 3) дела о торговой несостоятельности <*>.

--------------------------------

<*> Васьковский Е.В. Учебник гражданского процесса. (Переиздание учебника 1917 г.) Краснодар, 2003. С. 173.
Арбитраж в СССР и РСФСР имел смешанную правовую природу, осуществлял одновременно и судебные, и управленческие (административные) функции.

Арбитражные суды Российской Федерации заменили государственный и ведомственный арбитраж. Поскольку доминирующее положение в экономической сфере занимала государственная собственность, то и формой разрешения споров был государственный, в том числе ведомственный, арбитраж.

Точкой отсчета процесса постепенной замены арбитражей судами является Закон "Об арбитражном суде", введенный в действие с 1 октября 1991 г. <*>.

--------------------------------

<*> Ведомости Верховного Совета РСФСР (далее - ВВС РСФСР). 1991. N 30. Ст. 1013 - 1014; N 34. Ст. 1965.
Понятие "государственный арбитраж", применявшееся в российской юриспруденции длительное время, не соответствует принятому в иных странах понятию "арбитраж". Под "арбитражем" в практике различных государств понимается разрешение споров третейскими судами, которым стороны по соглашению передают право разрешения конфликта и принимают обязательства добровольно подчиниться решению арбитров.

Арбитражные суды в России являются государственными и осуществляют судебную власть при рассмотрении и разрешении возникающих в процессе экономической и иной предпринимательской деятельности споров, которые имеют в основе гражданские правоотношения (экономические споры) либо административные правоотношения.

Словосочетание "арбитражные суды" содержит тавтологию, поскольку слово "арбитражный" в переводе с латинского языка означает "судебный". При разработке арбитражного законодательства в 1992 - 1993 гг. предлагались различные варианты названия судов, в том числе в некоторых проектах этот суд назывался "хозяйственным судом". Однако сохранилось неудачное название "арбитражный суд".

Смысл этого неудачного наименования суда состоит в том, чтобы показать субъектам гражданского оборота отличие новой судебной системы от бывшего арбитража, продемонстрировать переход от административных методов управления хозяйством к договорным способам хозяйствования в условиях развивающихся рыночных отношений.

Суды общей юрисдикции, как правило, разрешают гражданские дела с участием граждан и не связанные с экономическими отношениями в области производства и распределения материальных благ. Арбитражные же суды ориентированы на разрешение споров, возникающих в процессе хозяйственной деятельности, т.е. в сфере производства и распределения товаров. В Постановлении Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от 28 сентября 1994 г. говорится, что арбитражный суд является специализированным судом по разрешению экономических споров, т.е. споров, связанных с предпринимательской деятельностью <*>.

--------------------------------

<*> Вестник ВАС РФ. 1995. N 2. С. 43.
В первые годы после Октябрьской революции в условиях слаборазвитых товарно-денежных отношений судебные споры между казенными учреждениями не допускались <*>. Возникающие разногласия между предприятиями и организациями разрешались в административном порядке вышестоящими органами управления.

--------------------------------

<*> Декрет о суде N 2 // Собрание узаконений РСФСР (далее - СУ РСФСР). 1917 - 1918 гг. N 26. Ст. 347.
Однако с развитием хозяйственных отношений возникла необходимость в создании специального органа по разрешению споров между государственными предприятиями и организациями. С этой целью в 1922 г. в Российской Федерации были созданы арбитражные комиссии. Имущественные споры между государственными учреждениями и предприятиями разных ведомств решались Высшей арбитражной комиссией при Совете Труда и Обороны (СТО) и арбитражными комиссиями при областных экономических совещаниях (ЭКО СО), а затем арбитражными комиссиями при совнаркомах автономных социалистических республик, арбитражными комиссиями при исполкомах областей и губерний. В системе органов управления отдельными отраслями экономики создавались также ведомственные арбитражные комиссии <*>.

--------------------------------

<*> Абова Т.Е. Арбитражный процесс в СССР. М., 1985.
Дальнейшее развитие арбитража связано с внедрением хозрасчетных отношений и оформлением хозяйственных связей на договорной основе. Постановлениями ВЦИК и СНК СССР, принятыми в марте 1931 г., все государственные, хозяйственные и кооперативные органы и предприятия были обязаны оформлять взаимоотношения по поставке товара, производству работ и оказанию услуг заключением договоров и нести за их невыполнение установленную законом ответственность <*>.

--------------------------------

<*> Собрание законодательства (далее - СЗ) СССР. 1931. N 10. Ст. 109; N 18. Ст. 166.
В мае 1931 г. в системе органов государственного управления был образован государственный арбитраж, призванный разрешать имущественные споры между учреждениями, предприятиями и организациями социалистического хозяйства в направлении, обеспечивающем укрепление договорной и плановой дисциплины и хозяйственного расчета <*>.

--------------------------------

<*> Первое положение о государственном арбитраже было утверждено Постановлением ВЦИК и СНК СССР 3 мая 1931 г. (СЗ СССР. 1931. N 26. Ст. 26). Оно действовало до 1960 г. с изменениями и дополнениями, вносимыми в разные годы.
С момента образования арбитраж существовал в двух видах: государственный и ведомственный. В государственном арбитраже разрешались споры предприятий и организаций различного административного подчинения, в ведомственном - подчинения одному ведомству (министерству, комитету).

В течение шестидесятилетней истории существования государственного арбитража (с мая 1931 по октябрь 1991 г.) неоднократно предпринимались попытки модернизации его устройства и деятельности, приспособления к изменяющимся экономическим условиям, повышения его роли в народном хозяйстве. На арбитраж возлагались все новые задачи. В 1960 г. Совет Министров СССР отменил Положение о Государственном арбитраже 1931 г. и утвердил новое Положение о Государственном арбитраже при Совете Министров СССР <*>.

--------------------------------

<*> Собрание постановлений Совета Министров СССР (далее - СП СССР). 1960. N 15. Ст. 127.
В августе 1970 г. Совет Министров СССР принял Постановление "О повышении роли органов Государственного арбитража и арбитражей министерств и ведомств в народном хозяйстве" <*>, согласно которому арбитраж должен был содействовать повышению эффективности общественного производства, рационализации хозяйственных связей, укреплению хозяйственного расчета, усилению роли договора в хозяйственных отношениях.

--------------------------------

<*> Там же. 1970. N 15. Ст. 122.
До 1974 г. нижестоящие арбитражи не подчинялись вышестоящим, а состояли при исполнительных органах, т.е. система была несоподчиненной.

17 января 1974 г. Госарбитраж СССР был преобразован в союзно-республиканский орган и было утверждено новое Положение о Государственном арбитраже при Совете Министров СССР <*>.

--------------------------------

<*> Там же. 1980. NN 16, 17. Ст. 19.
Последний этап развития госарбитража связан с принятием законодательства о нем после Конституции СССР 1977 г. Арбитраж признавался органом государства, статус которого определялся Конституцией СССР.

Организация и порядок деятельности органов Государственного арбитража впервые закреплялись Законом "О Государственном арбитраже в СССР", принятым Верховным Советом СССР 30 ноября 1979 г. На основе этого законодательства были приняты Положения о Государственном арбитраже при Совете Министров СССР и Правила рассмотрения хозяйственных споров государственными арбитражами <*>. В Российской Федерации Государственный арбитраж руководствовался в своей деятельности Положением об органах Государственного арбитража, утвержденным Постановлением Совета Министров РСФСР от 5 декабря 1980 г.

--------------------------------

<*> СП СССР. 1980. NN 16, 17. Ст. 104.
Система арбитражей упразднена с 1 октября 1991 г. В п. 2 Постановления Верховного Совета РСФСР "О введении в действие Закона РСФСР "Об арбитражном суде" записано: "Упразднить с 1 октября 1991 года на территории РСФСР арбитраж и иные аналогичные органы в системах министерств, государственных ведомств, в ассоциациях, концернах, иных объединениях, а также на предприятиях и в организациях" <*>.

--------------------------------

<*> ВВС РСФСР. 1991. N 30. Ст. 1013 - 1014.
Органы Государственного арбитража в отдельных областях России исполняли свои функции и сохраняли полномочия до избрания арбитражных судов в соответствии с Законом РСФСР "Об арбитражном суде", принятым 4 июля 1991 г., с изменениями и дополнениями, внесенными Законом РФ от 24 июня 1992 г. <*>

--------------------------------

<*> Там же. N 30. Ст. 1017; N 34. Ст. 1965.
Замена системы арбитражей арбитражными судами предопределялась новыми экономическими условиями перехода к рыночным отношениям, существования нескольких форм собственности. Разрешение споров между равными субъектами хозяйствования прежними способами и методами, которые применялись в условиях плановой системы хозяйствования, стало невозможно. Арбитраж был преобразован в суд, деятельность которого по рассмотрению и разрешению споров протекает в арбитражной процессуальной форме, создающей устойчивые гарантии защиты права в равной мере всем участникам гражданского оборота.

В связи с принятием Конституции РФ (1993 г.), нового ГК РФ, а также дальнейшим совершенствованием арбитражной судебной системы и ее функционирования возникла необходимость в принятии ФКЗ "Об арбитражных судах в Российской Федерации" <*> и нового, третьего по счету, Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации <**>, которые в настоящее время и определяют систему и состав арбитражных судов, а также процессуальную форму их деятельности.

--------------------------------

<*> Федеральный конституционный закон "Об арбитражных судах в Российской Федерации" от 5 мая 1995 г. // Российская газета. 1995. 16 мая; ФКЗ "О внесении изменений и дополнений в Федеральный конституционный закон "Об арбитражных судах в Российской Федерации" от 11 июня 2003 г. // Российская газета. 2003. 9 июня.

<**> Арбитражный процессуальный кодекс Российской Федерации. Принят Государственной Думой 14 июня 2002 г. // Российская газета. 2002. 27 июля (далее - АПК РФ).
§ 2. Система, устройство арбитражных судов в России.

Статус судей арбитражных судов
Система арбитражных судов. Арбитражные суды в Российской Федерации составляют единую систему федеральных судов, определяемую ФКЗ "О судебной системе Российской Федерации" (абз. 4 ч. 3 ст. 4) и ФКЗ "Об арбитражных судах в Российской Федерации". Согласно этому Закону в России действует Высший Арбитражный Суд РФ, 10 федеральных арбитражных судов округов (суды кассационной инстанции), арбитражные апелляционные суды, арбитражные суды субъектов Российской Федерации.

Высший Арбитражный Суд РФ является судебным органом по разрешению экономических споров и иных дел, рассматриваемых арбитражными судами, осуществляет в предусмотренных федеральным законом процессуальных формах судебный надзор за их деятельностью и дает разъяснения по вопросам судебной практики (ст. 9 ФКЗ "Об арбитражных судах в Российской Федерации").

Он выступает в качестве вышестоящей судебной инстанции по отношению к федеральным арбитражным судам округов (арбитражных кассационных судов), арбитражным апелляционным судам и арбитражным судам субъектов Российской Федерации.

Федеральный арбитражный суд округа (арбитражный кассационный суд) в пределах своей компетенции рассматривает дела в качестве суда кассационной инстанции, а также по вновь открывшимся обстоятельствам.

Он является вышестоящей судебной инстанцией по отношению к действующим на территории соответствующего судебного округа арбитражным апелляционным судам и арбитражным судам субъектов Российской Федерации.

Арбитражный апелляционный суд в пределах своей компетенции рассматривает дела в качестве апелляционной инстанции, а также по вновь открывшимся обстоятельствам.

Арбитражный суд субъекта Российской Федерации в пределах своей компетенции рассматривает дела в качестве суда первой инстанции, а также по вновь открывшимся обстоятельствам.

Под устройством любого арбитражного суда понимается его внутренняя структура. Так, Высший Арбитражный Суд РФ действует в составе:

Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ;

Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ;

судебной коллегии по рассмотрению споров, возникающих из гражданских и иных правоотношений;

судебной коллегии по рассмотрению споров, возникающих из административных правоотношений (ст. 11 ФКЗ "Об арбитражных судах в Российской Федерации").

В составе Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации по решению Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ могут быть образованы иные судебные коллегии по рассмотрению отдельных категорий дел.

Для подготовки и прохождения материалов судебных дел, изучения практики применения законодательства, разработки предложений по совершенствованию законодательства, выполнению иных функций арбитражных судов создается аппарат арбитражного суда, включающий отделы и другие подразделения.

Аппарат арбитражного суда организует прием лиц, участвующих в деле, принимает и выдает документы, удостоверяет копии документов арбитражного суда, производит рассылку и вручение документов, проверяет уплату государственной пошлины, судебных расходов и арбитражных штрафов, подлежащих внесению на депозитный счет суда; содействует судьям в подготовке дел к рассмотрению в судебных заседаниях (ст. 45 ФКЗ "Об арбитражных судах в Российской Федерации").

Вопросы внутренней деятельности арбитражных судов Российской Федерации и взаимодействия между ними, а также их взаимоотношения с Конституционным Судом Российской Федерации, Верховным Судом Российской Федерации, Министерством юстиции Российской Федерации, органами судейского сообщества регулируются Регламентом арбитражных судов Российской Федерации. Он в новой редакции принят Постановлением Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации N 12 от 30 декабря 2002 г. и введен в действие с 1 января 2003 г. <*>.

--------------------------------

<*> Вестник ВАС РФ. 2003. N 3. С. 5 - 30; 2006. N 8. С. 86.
Статус судей. Судьи - члены арбитражного суда являются носителями судебной власти. Их статус, как и статус судей других судов, определяется Законом РФ "О статусе судей в Российской Федерации" <*>. Все судьи в Российской Федерации обладают единым статусом и различаются между собой только полномочиями и компетенцией (ст. 2 Закона РФ "О статусе судей в Российской Федерации" с изменениями и дополнениями, внесенными ФЗ от 28 ноября 2001 г. <**>, ст. 12 ФКЗ "О судебной системе Российской Федерации").

--------------------------------

<*> ВВС РСФСР. 1992. N 30. Ст. 1792.

<**> Вестник ВАС РФ. 2002. N 2. С. 47 - 60.
Судья организует разрешение дел, способствуя достижению мирового соглашения между спорящими сторонами; участвует в рассмотрении жалоб (представлений) на решения арбитражных судов; изучает и обобщает практику применения законодательства арбитражными судами; подготавливает предложения по ее совершенствованию; разрабатывает предложения по совершенствованию законодательства; осуществляет другие функции, возложенные на него законом.

При разрешении дел судья вправе требовать от государственных и иных органов, организаций, должностных лиц, граждан исполнения распоряжений, связанных с осуществлением возложенных на него законом обязанностей; запрашивать необходимую информацию от государственных и иных органов, организаций, в том числе научных учреждений и информационных центров, и от граждан.

Судьи при разрешении любых вопросов в заседаниях арбитражного суда пользуются равными правами и возможностями. Полномочия судьи не ограничены определенным сроком. Судью нельзя сменить или перевести на другую должность без его согласия. Он не имеет права высказывать публично где-либо свое мнение о рассматриваемом в суде деле до принятия судом решения по этому делу.

Судья арбитражного суда обязан точно исполнять требования законодательства и быть справедливым.

Работа судьи в иных организациях на условиях совместительства не допускается, за исключением педагогической и научно-исследовательской деятельности.

Судья не вправе заниматься предпринимательской деятельностью и иметь частную практику.
§ 3. Функции арбитражных судов. Задачи судопроизводства

в арбитражных судах
Функции арбитражных судов можно разделить на две группы: 1) свойственные всем арбитражным судам и 2) возложенные только на Высший Арбитражный Суд России.

Арбитражные суды выполняют органично связанные между собой функции: а) разрешают возникающие в процессе предпринимательской деятельности споры; б) предупреждают нарушения законодательства; в) ведут статистический учет и анализируют статистические данные о своей деятельности; г) осуществляют международные связи в установленном порядке.

Кроме общих, на Высший Арбитражный Суд РФ возложены функции по изучению и обобщению практики применения законодательства арбитражными судами; подготовке и осуществлению предложений по ее совершенствованию и унификации. На основе изучения и с учетом предложений арбитражных судов Высший Арбитражный Суд РФ разрабатывает и вносит предложения по совершенствованию законодательства в порядке законодательной инициативы; ведет судебно-арбитражную статистику.

Высший Арбитражный Суд РФ в лице его Пленума дает арбитражным судам разъяснения по вопросам применения законодательства.

Так, Пленум Высшего Арбитражного Суда РФ принял ряд постановлений, имеющих важное значение для процесса отправления правосудия <1>. В связи с принятием нового законодательства в 2002 - 2003 гг. Пленум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации принял такие важные для практики Постановления, как "О некоторых вопросах, связанных с введением в действие Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации" (9 декабря 2002 г. N 11) <2>, "О некоторых вопросах, связанных с введением в действие Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" (27 января 2003 г. N 2) <3>, "О некоторых вопросах, связанных с введением в действие Федерального закона "О несостоятельности (банкротстве)" (8 апреля 2003 г. N 4) <4>.

--------------------------------

<1> Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации (1992 - 2000 гг.) // Вестник ВАС РФ. 2001. N 1. Приложение.

<2> Вестник ВАС РФ. 2003. N 2. С. 5.

<3> Там же. N 3. С. 24.

<4> Вестник ВАС РФ. 2003. N 6. С. 5.
Высший Арбитражный Суд РФ принимает и совместные с Верховным Судом России постановления по применению законодательства судами общей юрисдикции и арбитражными судами. Так, Пленумом Верховного Суда РФ и Пленумом Высшего Арбитражного Суда РФ 1 июня 1996 г. было принято Постановление N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации".

По вопросам внутренней деятельности арбитражных судов в Российской Федерации и взаимоотношений между ними Высший Арбитражный Суд РФ разработал и утвердил новый Регламент, обязательный для арбитражных судов в Российской Федерации (п. 3 ст. 10 ФКЗ "Об арбитражных судах в Российской Федерации").

Только Высший Арбитражный Суд РФ в целях обеспечения правовой информацией направляет в нижестоящие суды и публикует для всеобщего ознакомления информационные письма Президиума ВАС РФ по различным направлениям судебной практики. Информационные письма печатаются в журнале "Вестник Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации" <*>.

--------------------------------

<*> Информационные письма Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, части I и II. Специальное приложение // Вестник ВАС РФ. 2003. NN 10, 11.
Задачи судопроизводства в арбитражных судах закреплены в Арбитражном процессуальном кодексе 2002 г.:

защита нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов лиц, осуществляющих предпринимательскую и иную экономическую деятельность, а также прав и законных интересов Российской Федерации, муниципальных образований в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц в указанной сфере;

обеспечение доступности правосудия в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности;

справедливое публичное судебное разбирательство в установленный законом срок независимым и беспристрастным судом;

укрепление законности и предупреждение правонарушений в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности;

формирование уважительного отношения к закону и суду;

содействие становлению и развитию партнерских деловых отношений, формированию обычаев и этики делового оборота (ст. 2 АПК РФ).
§ 4. Право на обращение в арбитражный суд
Право на обращение в арбитражный суд можно рассматривать в двух аспектах:

1) как право абстрактное, т.е. как потенциальную возможность субъектов хозяйствования (организаций, граждан-предпринимателей) или государственных органов, а также органов местного самоуправления (в предусмотренных в законе случаях) на обращение в юрисдикционный орган в лице арбитражного суда за защитой нарушенного права или охраняемого законом интереса;

2) как право персонифицированное, т.е. как право конкретного юридического или физического лица на защиту, если оно считает, что его права нарушены и нуждаются в подтверждении и реализации с помощью судебной власти.

Право на обращение в арбитражный суд как абстрактное право является одним из неотъемлемых элементов правового статуса всех организаций, если они зарегистрированы в качестве юридических лиц (ст. 48 ГК РФ). Наличие статуса юридического лица отражается в зарегистрированном надлежащим образом Уставе организации и других учредительных документах (ст. ст. 51 - 52 ГК РФ).

Право на обращение в арбитражный суд - элемент правового статуса также и граждан, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица и имеющих статус предпринимателя, приобретенный в установленном законом порядке (граждане-предприниматели). Статус предпринимателя приобретается посредством государственной регистрации (ст. 23 ГК РФ). В отдельных случаях, установленных законодательными актами Российской Федерации, право на обращение в арбитражный суд имеют органы государственной власти и органов местного самоуправления, прокурор, а также организации, не являющиеся юридическими лицами. Например, отказ в государственной регистрации юридического лица, а также уклонение от такой регистрации могут быть обжалованы в арбитражный суд (ст. 51 ГК РФ).

Наличие права на обращение в арбитражный суд как элемента правового статуса организаций и граждан-предпринимателей не означает, что все договорные отношения субъектов хозяйствования или управления, рыночные отношения, хозяйственные связи обеспечиваются лишь принудительной силой судебной власти. Наоборот, развитие хозяйственных отношений предполагает, что права организаций и граждан-предпринимателей реализуются, а обязанности исполняются добровольно и сознательно в соответствии с законами и договорами без обращения в арбитражный суд.

Право на обращение в арбитражный суд как потенциальная возможность защиты перерастает в субъективное право конкретного лица в случае наличия у него интереса в защите права. Право на обращение в арбитражный суд как субъективное право реализуется в различных формах.

В ч. 4 ст. 4 АПК РФ закреплено, что обращение в арбитражный суд осуществляется в форме:

искового заявления - по экономическим спорам и иным делам, возникающим из гражданских правоотношений;

заявления - по делам, возникающим из административных и иных публичных правоотношений, по делам о несостоятельности (банкротстве), по делам особого производства, при обращении о пересмотре судебных актов в порядке надзора и в иных случаях;

жалобы - при обращении в арбитражный суд апелляционной и кассационной инстанций, а также в иных случаях, предусмотренных АПК РФ или иными федеральными законами;

представления - при обращении Генерального прокурора Российской Федерации или его заместителей о пересмотре судебных актов в порядке надзора.

Если федеральным законом установлен для определенной категории споров досудебный (претензионный) порядок урегулирования либо он предусмотрен договором, спор может быть передан на рассмотрение арбитражного суда лишь после соблюдения этого порядка.

Прокурор, государственные органы, органы местного самоуправления и другие органы имеют право на обращение в суд без соблюдения досудебного (претензионного) порядка урегулирования спора.

Отказ от права на обращение в суд недействителен.
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   25


Учебный материал
© nashaucheba.ru
При копировании укажите ссылку.
обратиться к администрации