Дорошкова Т.А. Основы финансового менеджмента: учеб. пособие - файл n1.doc

приобрести
Дорошкова Т.А. Основы финансового менеджмента: учеб. пособие
скачать (945.5 kb.)
Доступные файлы (1):
n1.doc946kb.22.08.2012 15:50скачать

n1.doc

  1   2   3   4   5   6   7




Министерство образования и науки Российской Федерации
Федеральное агентство по образованию
Государственное образовательное учреждение высшего
профессионального образования
«Хабаровская государственная академия экономики и права»
Кафедра финансов
ОСНОВЫ ФИНАНСОВОГО МЕНЕДЖМЕНТА
Учебное пособие


Рекомендовано Дальневосточным региональным

учебно-методическим центром (ДВ РУМЦ)

в качестве учебного пособия для студентов

экономических специальностей вузов региона


Хабаровск 2006

ББК У 9 (2) 26

Х 12


Основы финансового менеджмента : учеб. пособ. / сост. Т. А. Дорошкова. – Хабаровск : РИЦ ХГАЭП, 2006. – 108 с.

Рецензенты:

М. В. Ивашкин, канд. экон. наук, доцент кафедры маркетинга и коммерции Тихоокеанского государственного университета;

О. Ф. Беленко, зам.начальника отдела межрегиональных связей министерства экономического развития и внешних связей Хабаровского края, канд. экон. наук, доцент

Учебное пособие охватывает основные темы, вопросы и понятия, изучение которых предусмотрено требованиями государственных стандартов высшего профессионального образования РФ по специальности «Финансы и кредит», «Антикризисное управление», «Бухгалтерский учет, анализ и аудит». Рассмотрены основы финансового менеджмента, методика использования результатов операционного анализа для максимизации прибыли предприятия, представлены основные аспекты оптимизации структуры капитала, дивидендной политики и политики привлечения заемных ресурсов, уделено внимание основным принципам принятия управленческих решений в области управления финансовыми рисками, инвестициями и оборотными активами.

Предназначено для студентов, аспирантов экономических специальностей вузов и практических работников.


© Хабаровская государственная академия экономики и права, 2006

Содержание


Введение…………………………………………………………………………………

4

1 Теоретические основы финансового менеджмента………………………………

5

1.1 Финансовый менеджмент – сущность и задачи, основные принципы организации..............................................................................................................................


5

1.2 Базовые концепции финансового менеджмента………………………..............

11

1.3 Информационное обеспечение финансового менеджмента…………………...

13

1.4 Базовая терминология финансового менеджмента……………………………..

18

2 Основы операционного анализа……………………………………………………

22

2.1 Сущность и условия проведения операционного анализа. Эффект операционного рычага………………………………………………………………………….


22

2.2 Порог рентабельности и запас финансовой прочности предприятия………...

26

2.3 Оптимизация масштабов деятельности предприятия………………….............

31

3 Дивидендная политика предприятий………………………………………………

35

3.1 Основные теории и факторы, определяющие выбор дивидендной

политики…………………………………………………………………………………


35

3.2 Связь дивидендной политики с перспективами развития предприятия..............

41

4 Эффект финансового рычага и оптимизация структуры капитала……………...

44

4.1 Эффект финансового рычага – две концепции……………………………………

44

4.2 Сопряженный эффект операционного и финансового рычагов……………….

49

4.3 Оптимизация структуры капитала………………………………………..............

51

5 Основы управления финансовыми рисками………………………………………

58

5.1 Финансовые риски – сущность, основы анализа…………………………………

58

5.2 Взаимосвязь риска и доходности………………………………………………...

64

5.3 Возможности снижения исходного уровня финансовых рисков………………

68

6 Основы инвестиционного анализа…………………………………………………

71

6.1 Основные задачи и этапы формирования инвестиционной политики.............

71

6.2. Методы оценки эффективности инвестиционных решений…………..............

76

6.3 Оптимизация распределения инвестиций по альтернативным проектам…………………………………………………………………………………


81

6.4 Учет инфляции в инвестиционном анализе……………………………………...

83

6.5 Учет риска в инвестиционном анализе………………………………………….

84

7 Управление оборотными активами предприятия…………………………

86

7.1 Основная цель и этапы управления оборотными активами предприятия……………………………………………………………………………..


86

7.2 Управление запасами товарно-материальных ценностей…………………......

90

7.3 Управление дебиторской задолженностью………………………………………

93

7.4 Управление денежными активами………………………………………………..

99

Заключение……………………………………………………………………….

104

Библиографический список…………………………………………………….

105

Введение
В условиях рыночной экономики конкурентоспособность, платежеспособность, эффективность деятельности любому хозяйствующему субъекту может обеспечить только правильное, научно обоснованное управление финансовыми ресурсами и финансовыми отношениями. Для организации такого управления необходимо знать методологию и методики финансового менеджмента, уметь применять на практике его приёмы.

Искусство управления финансами хозяйствующих субъектов требует на современном этапе своевременный корректировки его финансовой стратегии и тактики, постоянного поиска новых методических приёмов обоснования управленческих решений, новых финансовых инструментов реализации этих решений.

Высокий динамизм методов финансового менеджмента определяется быстрыми изменениями внешних и внутренних условий хозяйствования предприятий.

С другой стороны, финансовому менеджменту присущи относительно стабильные фундаментальные приёмы и методы, позволяющие обеспечить предприятию принятие эффективных управленческих решений в области финансов в рыночных условиях. Это относится к общим принципам оптимизации структуры капитала; методам управления инвестициями, денежными потоками, финансовыми рисками; механизмам антикризисного финансового управления и пр. Знание и практическое использование этих элементов эффективного управления финансами предприятия необходимы руководителям и работникам экономических, в первую очередь финансовых служб для выработки и реализации финансовой идеологии, адекватной современным условиям хозяйствования.

Представленное учебное пособие имеет своей целью ознакомление работников финансовых служб организаций, студентов, аспирантов экономических специальностей с основными принципами организации финансового менеджмента, формирование современного представления о стратегии и тактике финансового управления предприятием в современной рыночной экономике.

1 Теоретические основы финансового менеджмента
1.1 Финансовый менеджмент – сущность и задачи, основные принципы организации
В системе управления различными аспектами деятельности любого предприятия в современных условиях наиболее сложным и ответственным звеном является управление финансами. Принципы и методы этого управления оформились в специализированную область знаний – финансовый менеджмент.

Финансовый менеджмент можно представить как систему управления финансовыми ресурсами и финансовыми отношениями хозяйствующего субъекта, которая охватывает совокупность принципов, методов, форм и приёмов регулирования рыночного механизма в области финансов для достижения хозяйствующим субъектом его стратегических и тактических целей.

При этом предполагается, что последние индивидуальны для каждого предприятия и определяются различными внешними и внутренними экономическими, политическими, природными условиями деятельности. Определившись с основной целевой установкой своей деятельности, предприятие формирует стратегию и тактику управления финансами для достижения этой цели.

Стратегия предполагает разработку общих направлений и способов формирования и использования финансовых ресурсов, определение правил и ограничений, которыми будут руководствоваться при принятий финансовых решений.

Тактика предусматривает определение конкретных методов и приёмов формирования и использования финансовых ресурсов для достижения поставленной цели в реальных условиях хозяйствования.

Необходимо отметить, что предложенное определение присуще именно развивающейся отечественной школе финансового менеджмента, так как сложившиеся западноевропейская и американская школы более четко определяют целевую функцию управления финансами: западноевропейская школа предполагает, что основная цель управления – максимизация прибыли и рентабельности деятельности, американская школа в качестве основной цели определяет максимизацию рыночной стоимости предприятия, что предполагает сочетание многих привлекательных целевых установок и сориентировано на более современные теории организации бизнеса. В условиях же российского рынка финансовый менеджмент даёт необходимый набор методов для достижения тех целей, которые ставит перед собой само предприятие.

В конечном итоге главной целью финансового менеджмента можно считать обеспечение максимизации благосостояния собственников предприятия в текущем и перспективном периоде.

В процессе достижения своей главной цели финансовый менеджмент направлен на решение следующих основных задач:

1. Обеспечение формирования достаточного объема финансовых ресурсов в соответствии с задачами развития предприятия в предстоящем периоде. Реализуется путем определения общей потребности в финансовых ресурсах, управления привлечением заёмных финансовых средств, оптимизации структуры источников формирования ресурсного финансового потенциала.

2. Обеспечение наиболее эффективного использования сформированного объема финансовых ресурсов в разрезе основных направлений деятельности предприятия предусматривает установление необходимой пропорциональности в использовании финансовых ресурсов. В процессе производственного потребления сформированных финансовых ресурсов в разрезе основных направлений деятельности предприятия должны быть учтены стратегические цели его развития и возможный уровень отдачи вкладываемых средств.

3. Оптимизация денежного оборота достигается путем эффективного управления денежными потоками предприятия в процессе кругооборота его денежных средств, обеспечением синхронизации объемов поступления и расходования денежных средств, поддержанием необходимой ликвидности его оборотных активов.

4. Обеспечение максимизации прибыли предприятия при предусматриваемом уровне финансового риска. Необходимо иметь в виду, что максимизация уровня прибыли предприятия достигается, как правило, при существенном возрастании уровня финансовых рисков, так как между этими двумя показателями существует прямая связь. Поэтому максимизация прибыли должна обеспечиваться в пределах допустимого финансового риска, конкретный уровень которого устанавливается собственниками или менеджерами предприятия с учетом их финансового менталитета.

5. Обеспечение минимизации уровня финансового риска при предусматриваемом уровне прибыли. Если уровень прибыли предприятия задан или спланирован заранее, важной задачей является снижение уровня финансового риска, обеспечивающего получение этой прибыли. Такая минимизация может быть обеспечена путем диверсификации видов операционной и финансовой деятельности, а также портфеля финансовых инвестиций; профилактикой и избежанием отдельных финансовых рисков, эффективными формами их внутреннего и внешнего страхования.

6. Обеспечение постоянного финансового равновесия предприятия в процессе его развития. Такое равновесие характеризуется высоким уровнем финансовой устойчивости и платежеспособности предприятия на всех этапах его развития и обеспечивается формированием оптимальной структуры капитала и активов, эффективными пропорциями в объемах формирования финансовых ресурсов за счет различных источников, достаточным уровнем самофинансирования инвестиционных потребностей.

Все рассмотренные задачи тесно взаимосвязаны и должны быть согласованы между собой в процессе реализации финансового менеджмента.

Как практическая сфера деятельности финансовый менеджмент реализуется по следующим направлениям:

1. Общий финансовый анализ и планирование, в рамках которых осуществляется формулирование общей финансовой стратегии предприятия, осуществляется общая оценка имеющихся активов и источников финансирования, объемов и состава ресурсов, которые необходимы для реализации намеченной стратегии, источников дополнительного финансирования, системы контроля за состоянием и эффективностью использования финансовых ресурсов.

2. Управление источниками финансовых ресурсов предполагает детальную оценку объема требуемых финансовых ресурсов, формы и времени их возможного привлечения, степени доступности, стоимости и риска, связанного с каждым из потенциальных источников финансирования.

3. Управление распределением финансовыми ресурсами, в том числе инвестиционной деятельностью, предусматривает предварительную оценку целесообразности преобразования финансовых ресурсов в другие виды ресурсов, оптимальности структуры оборотных и внеоборотных активов, эффективности осуществления финансовых вложений.

4. Управление финансовой деятельностью, направленное на поддержание необходимого уровня ликвидности, рентабельности, финансовой устойчивости.

5. Текущее управление денежными средствами, предполагающее оптимальную организацию денежных потоков для обеспечения платежеспособности предприятия и ритмичности текущих платежей.

Следует также отметить, что финансовый менеджмент можно рассматривать с трех точек зрения: функциональной, институциональной, организационно-правовой.

С функциональной точки зрения финансовый менеджмент представляет собой систему экономического управления, в которой имеются две подсистемы (субъект и объект управления), связанные между собой потоком информации. При этом субъектом управления выступает организационная структура финансового менеджмента предприятия, а объектом управления – финансы предприятия и его финансовая деятельность.

Эффективное управление финансовой деятельностью предприятия обеспечивается реализацией ряда принципов, основными из которых являются:

1. Интегрированность с общей системой управления предприятием. Предполагается, что финансовому менеджеру необходимо помнить, что любое управленческое решение в различных сферах деятельности предприятия оказывает (прямо или косвенно) влияние на формирование денежных потоков и результаты финансовой деятельности.

2. Комплексный характер формирования управленческих решений. Предполагается, что все управленческие решения взаимосвязаны и каждое вносит свой вклад в общую результативность финансовой деятельности предприятия.

3. Ориентированность на стратегические цели развития предприятия. Предполагается, что должны приниматься во внимание лишь те решения, которые не вступают в противоречие с миссией (главной целью деятельности) предприятия, стратегическими целевыми установками и направлениями его развития.

4. Высокий динамизм управления. Предполагается, что необходимо учитывать при разработке и принятии финансовых решений изменение факторов внешней среды, ресурсного потенциала, форм организации производственной и финансовой деятельности, финансового состояния и других параметров функционирования предприятия.

5. Многовариантность подходов к разработке отдельных управленческих решений. Предполагается, что подготовка каждого управленческого решения должна учитывать альтернативные возможности действий. Выбор этих решений для реализации должен быть основан на системе критериев, определяющих финансовую идеологию, финансовую стратегию, конкретную финансовую политику предприятия.

Как специальная область управления, финансовый менеджмент выполняет следующие функции:

1. Управление оборотными и внеоборотными активами, оптимизация состава активов, исходя из предусматриваемых объемов операционной деятельности, с позиций эффективности их комплексного использования, обеспечения ликвидности, выбора эффективных форм и источников их финансирования.

2. Управление собственным и заёмным капиталом, оптимизация структуры капитала в целях обеспечения наиболее эффективного его использования, разработка мероприятий по рефинансированию капитала в наиболее востребованные виды активов.

3. Управление финансовыми и реальными инвестициями через формирование важнейших направлений инвестиционной деятельности предприятия, оценку инвестиционной привлекательности отдельных проектов, формирование реальных инвестиционных программ и портфеля финансовых инвестиций, выбор наиболее эффективных форм финансирования инвестиций.

4. Управление денежными потоками по операционной, инвестиционной, финансовой деятельности, синхронизация входящих и выходящих потоков денежных средств по объему и во времени, обеспечение эффективного использования остатка временно свободных денежных средств.

5. Управление финансовыми рисками и предотвращение банкротства. В процессе реализации этой функции осуществляется управление составом финансовых рисков, формируется система мероприятий по профилактике и минимизации отдельных финансовых рисков, их страхованию, диагностируется на основе постоянного мониторинга уровень угрозы банкротства и при необходимости задействуются механизмы антикризисного финансового управления.

Функции могут быть конкретизированы с учетом специфики предприятия как объекта финансового управления и основных форм его финансовой деятельности.

Процесс управления финансовой деятельностью базируется на определенном механизме, который представляет собой систему основных элементов, регулирующих процесс разработки и реализации управленческих решений в области финансовой деятельности предприятия.

В структуру механизма финансового менеджмента входят следующие укрупненные элементы:

1. Государственное нормативно-правовое регулирование финансовой деятельности предприятия.

2. Рыночный механизм регулирования финансовой деятельности предприятия.

3. Внутренний механизм регулирования отдельных аспектов финансовой деятельности предприятия.

4. Система конкретных методов и приёмов осуществления управления финансовой деятельностью предприятия.

Эффективное сочетание элементов механизма финансового менеджмента позволяет осуществлять функции финансового управления предприятием по настоящему результативно.

С институциональной точки зрения, финансовый менеджмент – это орган управления финансами хозяйствующего субъекта, который с помощью различных специфических методов управленческого воздействия обеспечивает целенаправленное функционирование объекта управления. При этом объект управления представлен совокупностью финансовых ресурсов, финансовых отношений, кругооборота стоимости и денежного оборота предприятия.

Организационная структура финансового менеджмента, или субъект управления, может быть построена различным образом в зависимости от размеров предприятия и видов его деятельности. Для крупных компаний характерно обособление специальной службы, включающей в себя подчас несколько специализированных структурных подразделений, подчиненных финансовой дирекции, на небольших предприятиях специализированные функциональные центры управления финансовой деятельностью, как правило, не создаются. Функции этого управления, в связи с незначительным объемом финансовой деятельности, возлагаются обычно на владельца или директора предприятия и бухгалтера.

При этом можно выделить следующие основные функции финансового менеджмента как управляющей системы:

1. Разработка финансовой стратегии предприятия. При этом формируется система целей и целевых показателей финансовой деятельности на долгосрочный период, определяются приоритетные задачи и разрабатывается политика действий предприятия по основным направлениям его финансового развития.

2. Осуществление финансового планирования. Реализация этой функции связана с разработкой системы финансовых планов, в основе которой лежит финансовая стратегия, требующая конкретизации на каждом этапе развития предприятия.

3. Создание организационных структур, обеспечивающих разработку, анализ, принятие и реализацию финансовых управленческих решений. В процессе реализации этой функции необходимо следить за адаптацией организационных структур к меняющимся условиям функционирования предприятия.

4. Формирование эффективных информационных систем, обеспечивающих обоснование альтернативных вариантов управленческих решений. Реализация этой функции предполагает определение объемов необходимого информационного обеспечения, формирование внешних и внутренних источников информации.

5. Осуществление анализа различных аспектов финансовой деятельности предприятия. На этой основе следует организовать постоянный мониторинг финансового состояния предприятия в целом и в разрезе отдельных направлений его деятельности, что может послужить формированию информационного обеспечения управления финансами.

6. Разработка системы стимулирования реализации принятых управленческих решений в области финансов. При этом формируется система поощрения и санкций за выполнение и невыполнение целевых показателей, финансовых нормативов и плановых заданий. Действенность такой системы стимулирования обеспечивается внедрением контрактной формы оплаты труда.

7. Осуществление эффективного контроля за реализацией принятых финансовых решений. В ходе осуществления этой функции создаются системы внутрихозяйственного контроля, определяются системы контрольных периодов и контролируемых показателей, распределяются контрольные обязанности между отдельными службами и финансовыми менеджерами.

С организационно-правовой точки зрения, финансовый менеджмент – это особый вид предпринимательской деятельности, который заключается в творческом реагировании на изменения во внешней и внутренней экономической среде предприятия. При этом, как и в любой предпринимательской деятельности, особую важность приобретают такие вопросы как эффективное управление инвестициями, достижение компромисса между риском и доходностью. Основным результатом осуществления такой деятельности является получение прибыли, прирост экономического потенциала предприятия, что также характеризует финансовый менеджмент как своего рода особую предпринимательскую деятельность. Наиболее ярко в этой роли он проявляет себя на финансовом рынке.

1.2 Базовые концепции финансового менеджмента
Финансовый менеджмент базируется на ряде взаимосвязанных фундаментальных концепций. Концепция представляет собой определенный способ понимания и трактовки какого-либо явления. С помощью концепции или системы концепций выражается основная точка зрения на данное явление. В финансовом менеджменте основополагающими являются следующие концепции, которые должны приниматься во внимание при разработке, выборе и реализации любого управленческого решения в области финансов.

1. Концепция денежного потока предполагает, что при подготовке управленческого финансового решения финансовый менеджер должен предварительно осуществлять:

а) идентификацию денежного потока( возникающего вследствие реализации данного решения), его продолжительности и вида;

б) оценку факторов, определяющих величину элементов денежного потока;

в) выбор коэффициента дисконтирования, позволяющего сопоставлять элементы потока, генерируемые в различные моменты времени;

г) оценку риска, связанного с данным потоком и способ его у чета.

2. Концепция временной ценности денежных ресурсов предполагает, что финансовый менеджер должен исходить из общеизвестной установки, что временная ценность является объективно существующей характеристикой денежных ресурсов. Смысл её состоит в том, что денежная единица, имеющаяся сегодня, и денежная единица, ожидаемая к получению через какое-то время, не равноценны. Эта неравноценность определяется действием трех основных причин: инфляцией, риском неполучения ожидаемой суммы и оборачиваемостью.

Поскольку решения финансового характера с необходимостью предполагают сравнение, учет и анализ денежных потоков, генерируемых в разные периоды времени, для финансового менеджера концепция временной ценности денег имеет особое значение.

3. Концепция компромисса между риском и доходностью состоит в том, что получение любого дохода в бизнесе чаще всего сопряжено с риском, причем связь между этими двумя взаимосвязанными характеристиками прямо пропорциональная: чем выше требуемая или ожидаемая доходность, т.е. отдача на вложенный капитал, тем выше и степень риска, связанного с возможным неполучением этой доходности; верно и обратное. Безусловно, в финансовом менеджменте могут ставиться и решаться различные задачи, в том числе и предельного характера, например максимизация доходности или минимизация риска, однако чаще всего речь идет о достижении разумного соотношения между риском и доходностью.

4. Концепция стоимости капитала исходит из того, что стоимость капитала является одной из важнейших характеристик структуры источников средств.

Смысл концепции стоимости капитала состоит в том, чтобы финансовый менеджер учитывал, что обслуживание того или иного источника обходится компании не одинаково, каждый источник финансирования имеет свою стоимость. Стоимость капитала показывает минимальный уровень дохода, необходимого для покрытия затрат по поддержанию данного источника и позволяющего не оказаться в убытке. В связи с этим стоимость капитала при подготовке управленческих решений зачастую выступает основой для определения базовой доходности.

5. Концепция эффективности рынка учитывает, что уровнем эффективности рынка определяется скорость изменения цен на активы предприятия при принятии любого управленческого финансового решения. Степень эффективности рынка характеризуется уровнем его информационной насыщенности и доступности информации участникам рынка. В связи с этим концепция эффективности рынка тесно взаимосвязана с концепцией ассиметричной информации.

6. Концепция асимметричной информации. Смысл её состоит в том, что отдельные категории лиц могут владеть информацией, недоступной всем участникам рынка в равной мере. Если такое положение имеет место, говорят о наличии асимметричной информации. Влияние информации может иметь цепной характер и приводить к катастрофическим последствиям. Возможность асимметричности информации должна непременно учитываться финансовым менеджером, так как это может быть источником дополнительного риска при принятии и реализации финансовых решений.

7. Концепция агентских отношений становится актуальной в условиях рыночных отношений по мере усложнения форм организации бизнеса. Большинству фирм в той или иной степени присущ разрыв между функцией владения и функцией управления и контроля, смысл которого состоит в том, что владельцы компании вовсе не обязаны вникать в тонкости текущего управления ею, интересы владельцев компании и ее управленческого персонала могут совпадать далеко не всегда.

Выделяют и более дробные классификации конфликтующих подгрупп управленческих работников, каждая из которых отдает приоритет своим групповым интересам. Чтобы в известной степени нивелировать возможные противоречия между целевыми установками конфликтующих групп, владельцы компании вынуждены нести так называемые агентские издержки. Существование подобных издержек является объективным фактором, а их величина должна учитываться при принятии решений финансового характера.

8. Концепция альтернативных затрат, или затрат упущенных возможностей. Предполагает, что принятие любого решения финансового характера в подавляющем большинстве случаев связано с отказом от какого-то альтернативного варианта.

Следовательно, необходимо проследить, чтобы избранное финансовое решение принесло эффект, который превышает альтернативные затраты по иным вариантам.

9. Концепция временной неограниченности деятельности предприятия предполагает, что при принятии финансового решения необходимо исходить из того, что предприятие будет существовать вечно. Следовательно, необходимо ориентироваться в первую очередь на стратегические долгосрочные установки, помнить о том, что любое финансовое решение (даже принятое из сиюминутных соображений) окажет влияние на будущую деятельность предприятия. Кроме того, установка на бесконечность деятельности даёт основание применять в прогнозно-аналитический работе относительно стабильные и предсказуемые учетные оценки.

Таким образом, можно видеть, что знание сути и характера взаимосвязи рассмотренных концепций и использование их в качестве ориентиров необходимо для принятия обоснованных решений при управлении финансами хозяйствующих субъектов.

1.3 Информационное обеспечение финансового менеджмента
От информационного обеспечения в значительной мере зависит эффективность каждой управляющей системы. Применительно к финансовому менеджменту это утверждение особенно актуально, так как от качества используемой информации при принятии финансовых решений зависит успех их будущей реализации.

Основу информационного обеспечения составляет информация финансового характера. Высокая роль финансовой информации в подготовке и принятии эффективных управленческих решений предъявляет соответственно высокие требования к её качеству при формировании информационной системы финансового менеджмента.

Основные требования, предъявляемые к финансовой информации:

1) значимость. Определяется тем, насколько привлекаемая информация влияет на результаты принимаемых финансовых решений;

2) полнота. Характеризуется завершенностью комплекса показателей, необходимых для проведения анализа, планирования и принятия оперативных управленческих решений;

3) достоверность. Определяется тем, насколько адекватно формируемая информация отражает реальное состояние и результаты финансовой деятельности предприятия, внешней финансовой среды, насколько она проверена и объективна;

4) своевременность. Характеризуется соответствием формируемой информации потребности в ней по периоду использования;

5) понятность. Определяется простотой построения, соответствием определенным стандартам представления, доступностью понимания теми категориями пользователей, для которых она предназначается;

6) избирательность. Предполагает высокую степень используемости формируемой информации в процессе управления финансами предприятия;

7) сопоставимость. Обеспечивается использованием национальных и международных стандартов финансовой отчетности, последовательностью и стабильностью применяемых методов учета финансовых показателей на предприятии;

8) эффективность. Означает, что затраты по привлечению определенных информативных показателей не должны превышать эффект, получаемый в результате их использования при подготовке и реализации соответствующих финансовых решений.

Содержание системы информационного обеспечения финансового менеджмента определяется отраслевыми особенностями деятельности предприятий, их организационно-правовой формой функционирования, объемов и степенью диверсификации финансовой деятельности и рядом других условий. Конкретные показатели этой системы формируются за счет как внешних, так и внутренних источников информации.

I. Система показателей информационного обеспечения финансового менеджмента, формируемых из внешних источников, делится на четыре основные группы.

1. Показатели, характеризующие общеэкономическое развитие страны. Служат основой проведения анализа и прогнозирования условий внешней финансовой среды функционирования предприятия при принятии стратегических решений в области финансовой деятельности. Формирование системы показателей этой группы основывается на публикуемых данных государственной статистики.

Показатели, входящие в состав первой группы, подразделяются на два блока:

а) показатели макроэкономического развития (темп роста внутреннего валового продукта и национального дохода; объем эмиссии денег в рассматриваемом периоде; денежные доходы населения; вклады населения в банках; индекс инфляции; учетная ставка центрального банка);

б) показатели отраслевого развития – основные информативные показатели по отрасли, к которой принадлежит предприятие (объем производственной (реализованной) продукции, его динамика; общая стоимость активов предприятий; сумма капитала предприятий; сумма прибыли предприятий; индекс цен на продукцию отрасли).

2. Показатели, характеризующие конъюнктуру финансового рынка. Система нормативных показателей этой группы служит для принятия управленческих решений в области формирования портфеля долгосрочных финансовых инвестиций, осуществления краткосрочных финансовых вложений и некоторых других аспектов финансового менеджмента. Формирование системы показателей этой группы основывается на публикациях периодических коммерческих изданий, фондовой и валютной биржи, а также на соответствующих электронных источниках информации.

Показатели, входящие в состав второй группы, также подразделяются на два блока.

В первом блоке – показатели, характеризующие конъюнктуру рынка фондовых инструментов;

Во втором блоке – показатели, характеризующие конъюнктуру рынка денежных инструментов.

3. Показатели, характеризующие деятельность контрагентов и конкурентов. Используются для принятия оперативных управленческих решений по отдельным аспектам формирования и использования финансовых ресурсов. Эти показатели формируются обычно в разрезе отдельных блоков: «Банки», «Страховые компании», «Поставщики продукции», «Покупатели продукции», «Конкуренты».

Состав информативных показателей каждого блока определяется конкретными целями управления финансами, объемом операционной, инвестиционной и финансовой деятельности, длительностью партнерских отношений и другими условиями.

4. Нормативно-регулирующие показатели – используются в процессе подготовки финансовых решений, связанных с особенностями государственного регулирования финансовой деятельности предприятий и формируются в разрезе двух блоков:

а) нормативно-регулирующие показатели по различным аспектам финансовой деятельности предприятия;

б) нормативно-регулирующие показатели по вопросам функционирования отдельных сегментов финансового рынка.

II. Система показателей информационного обеспечения финансового менеджмента, формируемых из внутренних источников:

1. Показатели, характеризующие финансовое состояние и результаты деятельности по предприятию в целом. Применяются в процессе финансового анализа, планирования, разработки финансовой стратегии и политики по основным аспектам финансовой деятельности, формируются по данным финансового учета предприятия.

Преимуществом показателей этой группы является их унифицированность, они базируются на общепринятых стандартизированных принципах учета; чёткая регулярность формирования; высокая степень надежности.

2. Показатели, характеризующие финансовые результаты деятельности отдельных структурных подразделений предприятия. Используются для текущего и оперативного управления практически всеми аспектами финансовой деятельности предприятия, а в наибольшей степени – в процессе финансового обеспечения операционной его деятельности, формируются по данным организуемого на предприятии управленческого учета.

Управленческий учет отражает не только стоимостные, но и натуральные значения показателей; периодичность представления результатов управленческого учета полностью соответствует потребности в информации для принятия оперативных управленческих решений; этот учет может быть структуризирован в любом разрезе – по центрам ответственности, видам финансовой деятельности и т.п.; он может отражать отдельные активы с учетом темпов инфляции, стоимости денег во времени и т.п.

3. Нормативно-плановые показатели, связанные с финансовым развитием предприятия. Используются в процессе текущего и оперативного контроля за ходом осуществления финансовой деятельности. Они формируются по следующим двум блокам:

а) система внутренних нормативов, регулирующих финансовое развитие предприятия;

б) система плановых показателей финансового развития предприятия.

Для сравнительного анализа принимаемых финансовых решений большое значение имеет расчет финансовых коэффициентов, которые отражают финансовые пропорции между различными статьями отчетности, самостоятельными показателями и т.д.

Метод использования финансовых коэффициентов заключается в их расчете и сравнении с какой-либо базой:

- с общепринятыми стандартами;

- со среднеотраслевыми показателями;

- с показателями прошлых периодов;

- с показателями конкурирующих предприятий;

- с другими показателями исследуемого предприятия.

Комплекс финансовых коэффициентов, необходимых каждому конкретному предприятию, в каждом конкретном случае подбирается индивидуально, однако можно выделить следующие группы финансовых коэффициентов, которые признаются наиболее важными.

1. Коэффициенты оценки финансовой устойчивости. Позволяют выявить уровень финансового риска, связанного со структурой источников формирования капитала, оценить степень финансовой стабильности предприятия.

2. Коэффициенты оценки ликвидности. Характеризуют возможность предприятия своевременно рассчитываться по своим текущим финансовым обязательствам за счет оборотных активов различного уровня ликвидности.

3. Коэффициенты деловой активности (оценки оборачиваемости активов). Характеризуют, насколько быстро сформированные активы оборачиваются в процессе хозяйственной деятельности предприятия и, соответственно, насколько эффективно они используются.

4. Коэффициенты оценки оборачиваемости капитала. Характеризуют, насколько быстро используемый предприятием капитал в целом и отдельные его элементы оборачиваются в процессе его хозяйственной деятельности.

5. Коэффициенты оценки рентабельности. Характеризуют способность предприятия генерировать необходимую прибыль и определяют общую эффективность использования всех экономических ресурсов предприятия.

6. Коэффициенты рыночной активности. Характеризуют стоимость и доходность ценных бумаг (в первую очередь – акций) предприятия.

Задачи, решаемые современным финансовым менеджментом, характеризуются:

- необходимостью одновременной обработки большого количества информации;

- многовариантностью решений;

- сложностью производимых расчетов;

- высокой оперативностью принимаемых решений.

Все это обуславливает широкое применение в финансовом менеджменте информационных технологий. В современном управлении финансами используются:

- системы управления базами данных, позволяющие обобщить информацию и выявлять статистические закономерности;

- справочные правовые системы, позволяющие оперативно отслеживать изменения в действующем законодательстве, мнения специалистов и др. (например, СПС «КонсультантПлюс»);

- электронные таблицы и средства, позволяющие на их основе производить математические, статистические и финансовые вычисления;

- средства автоматизации, сбора и обработки бухгалтерских и аналогичных данных (например, «1С Предприятие» и т.п.);

- специализированные программные продукты, позволяющие решать сложные финансовые задачи (например, Project Expert и др.).

Широко развивающиеся на современном этапе в мировом сообществе, включая и Россию, процессы международной интеграции, обуславливают необходимость использования в управлении финансами особых информационных систем – Интернета и аналогичных систем.

Использование всех представляющих интерес показателей, формируемых из внешних и внутренних источников, позволяет создать на каждом предприятии эффективную систему информационного обеспечения финансового менеджмента, ориентированную как на принятие стратегических финансовых решений, так и на оптимизацию текущего управления финансовой деятельностью.

1.4 Базовая терминология финансового менеджмента
Сложность полноценного использования многих методик финансового менеджмента в российской практике обусловлена тем, что упомянутые методики используют показатели, отраженные в зарубежной финансовой отчетности. Учет и отчетность российских предприятий не всегда предоставляют возможность непосредственно получать финансовую информацию и без предварительной корректировки использовать её в управлении финансами. Некоторые показатели зарубежной отчетности не имеют аналогов в отчетности российской, и для их расчета необходимо использовать данные текущего бухгалтерского учета как финансового, так и управленческого.

Таким образом, для российских финансовых менеджеров важно знать, какие нужны корректировки в существующей системе отчетности и какие дополнительные показатели необходимо рассчитать, чтобы применить методы и методики финансового менеджмента, широко используемые в странах развитой рыночной экономики.

Следует также обратить внимание на то, что в отечественной литературе по финансовому менеджменту существует своего рода разнобой в терминологии, что приводит к сложностям в интерпретации различных категорий, методик, понятий.

Рассмотрим одну из терминологий, чтобы воспользоваться ею в ходе дальнейшего изучения финансового менеджмента – терминологию, приведенную в учебнике «Финансовый менеджмент: теория и практика» под редакцией Е.С. Стояновой.

Основные показатели, которые используются в практике финансовыми менеджерами и не отраженные в российской финансовой отчетности:

1. Добавленная стоимость (ДС) – величина этого показателя свидетельствует о масштабах деятельности предприятия и его вкладе в создание национального богатства.
ДС= ВР – Материальные затраты предприятия,
где ВР – выручка от реализации – нетто (за минусом НДС и акцизов).

Чем больше удельный вес ДС в выручке от реализации, тем меньше зависимость предприятия от его контрагентов, тем потенциально проще ему осуществлять управление своими финансами. Поэтому достижение многих целевых установок предполагает предварительное повышение такого относительного показателя, как норма добавленной стоимости – НДС.
НДС = .
Этот показатель также определяет возможность достижения определенной рентабельности деятельности, так как ДС, по сути, состоит из затрат живого труда и прибавочного продукта, т.е. прибыли, и при относительно постоянном уровне затрат живого труда повышение НДС говорит о потенциальном повышении рентабельности.

2. Валовая маржа (ВМ) – иначе называется «маржинальная прибыль», «маржинальный доход» – характеризует остаток выручки от реализации после покрытия переменных затрат.
ВМ = ВР – Затраты переменные
Легко заметить, что валовая маржа может быть представлена и несколько иначе:
ВМ = Затраты постоянные + Прибыль
Если учесть, что затраты постоянные относительно постоянны, то чем больше валовая маржа, тем больше шансов у предприятия получить прибыль. Поэтому предприятие стремится к увеличению относительного показателя – коэффициента валовой маржи, который характеризует удельный вес валовой маржи в выручке от реализации:
КВМ =
Повышение КВМ также свидетельствует о потенциальном росте рентабельности.

3. Нетто – результат эксплуатации инвестиций (НРЭИ) или прибыль до уплаты процентов за кредит и налога на прибыль, экономический эффект, снимаемый предприятием с затрат.
НРЭИ = ДС – расходы по оплате труда – Отчисления на социальные нужды –

? Затраты на восстановление и эксплуатационное обслуживание основных средств и иного имущества – Налоги, кроме налога на прибыль.

По существу, этот показатель близок по величине к российскому показателю балансовой прибыли (БП), но при его исчислении не учтены финансовые затраты (ФИ), связанные с привлечением кредитов и займов. Поэтому для быстроты расчетов разрешается использовать равенство:

НРЭИ = БП + ФИ.
Именно это обусловило то, что в ряде учебных изданий этот показатель называется прибылью до уплаты процентов за кредит и налога на прибыль.

4. Экономическая рентабельность активов (RА) характеризует эффективность использования всех экономических ресурсов предприятия:
RА= .
Для более глубокого анализа формула экономической рентабельности активов в ходе интегрального финансового анализа преобразуется в формулу Дюпона (Дюпоновская система интегрального анализа эффективности использования активов предприятия). При этом в качестве показателя эффекта может использоваться как НРЭИ, так и чистая прибыль предприятия.
RА= = ,
где А – активы предприятия.

При этом левая часть произведения показывает величину рентабельности продаж (по терминологии Е.С. Стояновой она называется «коммерческая маржа», которая характеризует политику предприятия в области ценообразования. Действительно, рост или снижение этого показателя зависят от соотношения динамики цен и затрат на производство продукции.

Правая часть произведения показывает оборачиваемость активов или оборачиваемость капитала (по терминологии Е.С. Стояновой – коэффициент трансформации). Этот показатель зависит от того, насколько эффективно используются ресурсы предприятия.

Получается, что рентабельность активов может быть представлена в виде произведения 2 самостоятельных показателей, на каждый из которых оказывает влияние свой комплекс факторов. Наблюдая формулу Дюпона в динамике, предприятие может выявить наиболее слабую составляющую и воздействовать на неё для повышения рентабельности активов, а следовательно, – для повышения эффективности деятельности предприятия. Кроме того, могут быть своевременно выявлены негативные тенденции в финансовом управлении предприятием (например, когда активное увеличение цен влечет за собой замедление оборота активов). При необходимости каждое из составляющих звеньев может быть конкретизировано дальше, в результате будут получены модификации формулы Дюпона. Подбирая оптимальные значения каждого элемента в формулах, предприятие может построить на этой основе систему взаимосвязанных бюджетов и сформировать эффективный финансовый план.
  1   2   3   4   5   6   7


Учебный материал
© nashaucheba.ru
При копировании укажите ссылку.
обратиться к администрации