Шпаргалки - ГРЭ (государственное регулирование экономики) - файл n1.doc

приобрести
Шпаргалки - ГРЭ (государственное регулирование экономики)
скачать (258 kb.)
Доступные файлы (1):
n1.doc258kb.22.08.2012 15:45скачать

n1.doc

  1   2
1.Провалы в раноч.эк-ке.Когда говорят о функц-нии рынка,то в идеальном случае рынок должен сделать возможным любой обмен, к-ый яв-ся взаимовыгодным для обеих сторон.Провал рынка - это неспособность рынка обеспечить эф-ное распр-ние огранич-ых ре-ов. Причины провала рыка: внеш.эф-ты, общ-ые блага и недостаточная конкуренция.Внеш. эф-ты.Для того, чтобы р-ки эф-но функц-вали, цены должны отражать альтернатив.стоим-ть произ-ва тех или иных тов-в и услуг.Классич.примером внеш. эф-та яв-ся загрязнение окруж.среды(произ-во стали:в ценах отраж-ся внутр.затраты орг-ции, но при произ-ве в атмосферу выбрасываются загрязняющие вещ-ва, к-ые не отраж-ся в ценах).Общественные блага Тов-ы имеют 2 св-ва:свойство исключения (лицо, осущ-щее предложение, одним предлагает товар, а другим - нет);свойство соперничества (исп-ние товара 1 лицом, ограничивает возможность его исп-ния другими лицами).Тов-ы, не обладающие этими св-вами наз-тся общест-ми благами. (нац-ная оборона. Нельзя защитить от ядерной атаки 1-ого чела , не распространив эту защиту на всех).Хотя в чистом виде общ-ные блага встречаются редко.Недост-ая кон-ция.В тех же случаях, когда имеет место недост-я кон-ция, провал рынка может произойти из-за того, что цены слишком высоки.В кач-ве примера-рынок, на к-ом действует 1 продавец какого-то товара или услуги.Если будет установлена слишком высокая цена(напр. На электричество),то потребители получат ложный сигнал об альтернативной стоимости электричества и могут осуществить экономически необоснованные замены электроэнергии, напр.На нефть, газ.Провал рынка, который обязан своим происхождением недостаточной конкуренции, не обязательно исчерпывается такой экстремальной ситуацией как монополия.При известных обстоятельствах конкуренция между небольшим числом фирм может также привести к ценам, превосходящим альтернативные стоимости, особенно в тех случаях, когда фирмы ограничивают конкуренцию.Источниками провалов рынка яв-ся инфляция и безработица.

2.Внешние эффекты.Иногда рыноч.механизм не позволяет достичь эф-ого размещения рес-ов.Причиной сущ-ния внеш.эф-ов яв-ся то обстоятельство,что все люди живут в одном мире и используют одни и те же рес-ы.Каждый чел может преследовать свои цели,при этом его действия могут иметь побочный рез-ат ,к-ый оказывает воздействие на состояние других лиц, это означает,что потреб-ие или произ-во какого-то блага может оказывать побочное воздействие на потр-ние или произ-во другого блага.Такие возд-вия и наз-ся внеш. эф-ми. «-»ые внеш.эф-ты.Выраж-ся в снижении полезности какого-либо потреб-ля или выпуска какой-либо фирмы (загрязнение окруж. среды).«+»ые внеш. эф-ты выраж-ся в увеличении полезности стороннего потреб-ля или выпуска фирмы(Ленинградское оптико-механическое объединение, территория к-ого отделена от основных город-х магистралей железной дорогой, в свое время построило подземный переход под путями, к-ми пользуются горожане.В рез-те вырос их уровень полезности). По направлению действия внеш.эф-ты делятся на:1)"Производство - производство".2) "Производство - потребление".3)"Потребление – производство 4) "Потребление - потребление".Таким образом,одни суб-ты хоз-ва(фирмы или потребители), преследуя свои цели,могут одновременно наносить ущерб или приносить выгоду другим суб-ам.

3.Теория прав собст-ти Коуза.Право соб-ти-это исключ. право,предпо-щее запрет на несанкционированный доступ со стороны тех, кто не яв-ся собст-ком.Сторонами парв сост-ти яв-ся права и ответ-ть. Основная ответ-сть, связ..с соб-ью- уплата налогов с нее.Теорема Коуза. если права соб-и четко специализированы, то стр-ра произ-ва будет оставаться неизменной независимо от изменений в распределении прав соб-ти.Иными словами первонач.распр-ние прав соб-ти совершенно не влияет на стр-ру произ-ва, так как в конечном счете каждое из правомочий окажется в руках соб-ка, способного предложить за него наивысшую цену на основе наиболее эф-го исп-ния данного правомочия.Смысл теоремы состоит в том,что при отсутствии издержек ведения переговоров, составления контрактов и др. а также при ясно установ-ых и надежно защищенных правах соб-ти экономич. активы,т. е. те блага,из к-ых можно извлечь прибыль(напр., земельные участки, недра, компании)будут постепенно перекупаться теми, кто готов заплатить за них более высокую цену.

4.Произ-во обществ благ в рын экономике. Общественные блага - блага, к которым имеют доступ все индивиды. К общественным благам относятся: оборона, бесплатное образование, общедоступное посещение парков, музеев и т.п.

Эти характеристики не позволяют назначать плату за общественные блага, вследствие чего частный сектор оказывается не заинтересованным в финансировании их производства. Различают общенациональные и местные (локальные) общественные блага. Большинство экономических благ являются частными. Они покупаются частными лицами и потребляются обществом. Однако имеются и многочисленные и очень важные общественные блага, которые не ограничиваются лишь сферой частных интересов (оборона государства, коммуникации, поддержание общественного правопорядка и др.). Общественное благо обладает следующими свойствами:
– неисключаемость – невозможно лишить потребителя пользоваться данным благом, даже по его собственному желанию;
– неделимость – индивид не может сам выбрать объем потребления блага;
– неконкурентность – с увеличением числа потребителей блага уровень потребления каждого из них не уменьшается. Если какой то товар (услуга) обладает всеми тремя свойствами, то он называется чисто общественным благом. Отметим, что чисто общественных благ чрезвычайно мало. Потребители получают выгоды от чисто общественного блага независимо от того, платят они за него или нет. Подобное поведение потребителя получило название проблемы безбилетника: условие, связанное с неисключаемостью блага, когда индивид рационально утаивает свое желание платить за общественное благо, ожидая получать выгоду без ее оплаты.
5.Избыточн конц-ция и моноп-ция в эк-ке. Мир о теч опыт антимоноп закон-ва Монополии – крупные хозяйственные объединения (картели, синдикаты, тресты, концерны и другие), находящиеся в частной собственности (индивидуальной, групповой или акционерной) и осуществляющие контроль над отраслями, рынками и экономикой на основе высокой степени концентрации производства и капитала с целью установления монопольных цен и извлечения монопольных прибылей. Господство в экономике служит основой того влияния, которое монополии оказывают на все сферы жизни страны. Монополия порождает нерациональное распределение экономических ресурсов Антитрестовская политика представляет собой попытки защитить и усилить конкуренцию путем создания препятствий для возникновения, использования или защиты монопольной власти. Применение такого экономического регулирования необходимо для:обеспечения баланса интересов потребителей (доступные цены) и регулируемых предприятий (финансовые результаты привлекательные для кредиторов и новых инвесторов); определения структуры тарифов на основе принципов справедливого и эффективного отнесения издержек на тарифы для различных типов потребителей; стимулирования предприятий к сокращению издержек и излишней занятости, улучшению качества обслуживания, повышению эффективности инвестиций; создания условий для развития конкуренции (например: обеспечения открытого равного доступа конкурентов к информационным сетям). Наиболее разработанным принято считать антимонопольное законодательство США, имеющее к тому же и наиболее давнюю историю. Оно базируется на " трех китах ", трех основных законодательных актах:Закон Шермана (1890 год). Этим законом запрещалась тайная монополизация торговли, захват единоличного контроля в той или иной отрасли, сговор о ценах.Закон Клейтона (1914 год) запрещал ограничительную деловую практику в области сбыта, ценовую дискриминацию (не во всех случаях, а только тогда, когда это не диктуется спецификой текущей конкуренции), определенные виды слияний, переплетающиеся директораты и др.Закон Робинсона-Пэтмэна (1936 год) – запрет на ограничительную деловую практику в области торговли: " ножницы цен ", ценовая дискриминация и др.

6. Роль гос-ва в решении проблем макроэк нестаб-ти. Макроэкономическая нестабильность оказывает значительное влияние на предпринимательскую деятельность. Неопределенность антиинфляционной, налоговой, антимонопольной, антидефолтной и законодательной политики способствует торможению развития предпринимательства и усилению его рискованности.
- Ухудшение состояния предпринимательской среды расширяет негативные процессы в экономике: уход от налогов - «теневой» сектор, коррупцию, криминал.
- Предпринимательство как система отношений влияет на всю совокупность переходных экономических процессов, развитие форм собственности, конкуренцию, бюджетное финансирование, социальную и политическую стабильность. В результате сама предпринимательская деятельность становится важнейшим фактором, воздействующим на макроэкономическое равновесие и стабильность.
- В процессе российских реформ особое значение приобретает повышение роли государства по снижению рисков в предпринимательской деятельности и развитие научных основ поиска форм управления предпринимательскими рисками.  Макроэкономическая нестабильность является одной из основных недостатков рыночной экономики. В то время как в командной экономике, или коммунизме, все решения относительно экономической политики государства, распределения ресурсов и организации производства принимаются центральным плановым органом, в рыночной экономике, как известно, эти решения никем не согласуются. Необходимость вмешательства государства в экономику вытекает, с одной стороны, из особенностей функционирования самой рыночной системы, неспособной справиться с решением ряда важных проблем и ситуаций (провалы рынка), с другой стороны, из усиления целостности современных общественных систем, требующей институционального представления общих для всех субъектов интересов. Как показывает практика развитых и развивающихся стран, высоким антиинфляционным действием обладают денежно-кредитная политика (ограничение денежной массы), фискальная политика (сокращение дефицита государственного бюджета), структурная политика, антимонопольная политика и др. Борьба с инфляцией оказывается часто важнейшей задачей стабилизации, без которой дальнейшее развитие экономики немыслимо. Такая стабилизация иногда дается очень дорого, сопровождаясь большим или меньшим экономическим спадом, ростом безработицы и другими неблагоприятными последствиями.

7. безразличие рынка к решении вопросов социальной справедливости.

Социальное неравенство существовало на протяжении практически всей разумной истории человечества.  Не смотря на то что во все века неравенство осуждалось, подвергалось уничтожающей критики и никогда не вызывало симпатий у членов общества, люди в ходе исторической практики с поразительным упорством сопротивлялись созданию «совершенных» обществ, основанных на социальном равенстве и отсутствии угнетения и принуждения одних социальных групп другими.

Истоки  социального неравенства многие современные ученые видят в природных различиях людей по физическим данным, личностным качествам, внутренней энергии, а также по силе мотивации, направленной на удовлетворение наиболее значимых, насущных потребностей. Первоначально возникающее неравенство обычно крайне неустойчиво и не приводит к закреплению социальных статусов.

Относительно примитивная культура не создает социальных норм относительно жесткого закрепления отношений неравенства. Развитие социальных отношений, появление сложных обществ и системы социальных институтов предполагает наличие более сложной сети взаимно пересекающихся обменов социальными ценностями, в ходе которых происходит постоянное перераспределение этих ценностей. Изначальные различия людей по физическим данным и личностным качествам приводит к тому, что наиболее сильные, энергичные, целеустремленные и высокомотивированные личности получат преимущества входе обмена социальными ценностями. Эти преимущества дают возможность таким личностям совершать асимметричные, неравные обмены. В ходе постоянно совершающихся взаимопересекающихся асимметричных обменов начинается формирование нормативной основы неравенства. Нормативная основа представляет собой совокупность специфических норм, закрепляющих поведение индивидов в соответствии с их рангом. Начинается закрепление и создание законодательной базы для возвышения отдельных социальных групп.

Следующим формирования отношений неравенства является закрепление существующего положения, которое складывается в некоторый момент в ходе обмена. Это закрепление осуществляется путем создания нормативной базы, которая устанавливает ранговое место (или статус) каждого индивида или социальной группы в социальной структуре при условии наличия в его распоряжении необходимого количества ценностей. Характер имеющихся ценностей формирует вид структуры, относительно которой определяется статус индивида или группы.
8.роль государства в решении региональных проблем. инструменты региональной политики

Важным аспектом при регулировании развития региона является его финансовая составляющая, поскольку любые действия будут предприниматься лишь при условии оплаты связанных с ними расходов. Наиболее значимыми компонентами являются специально организуемые формирование и распределение финансовых потоков между уровнями и единицами территориальной структуры государства, а также специально создаваемые условия для роста финансового потенциала региона. Среди инструментов государственного регулирования регионального развития прямого и косвенного воздействия особое место занимают финансово-экономические инструменты.

Инструменты государственного регулирования территориального развития

Инструменты

Прямые: Законодательные акты

регулирование государственной собственности; правление предприятиями государственного сектора; дотационные выплаты, трансферты; выплаты по социальной защите.

Финансово- экономические:

Фискальная политика; денежная политика; внешнеэкономическая политика; инвестиционная политика; политика регулирования доходов.

Социально-политические

социальные программы развития; обеспечение эффективной занятости; социальная защита населения; политика в сфере образования, культуры, здравоохранения

Как известно, финансовой основой целостности федеративного государства служит федеральный бюджет или бюджет центрального правительства. Составляя значительную часть государственных финансов любой федерации, бюджет играет важную роль в осуществлении государственной социально-экономической политики и в системе макроэкономического регулирования.

Успех экономических преобразований в России в огромной мере зависит от степени согласования интересов федерального Центра, субъектов Федерации и органов местного самоуправления в финансовой сфере. Есть основания полагать, что основ­ные противоречия между Центром и регионами лежат именно в бюджетной сфере и эти противоречия, несмотря на разворачивающийся договорный процесс, представляют собой реальную опасность для целостности государства. Кризисные явления, проявляющиеся в виде государственного долга, инфляции, - это лишь одна сторона дела. Другая его сторона связана с вертикальной и горизонтальной несбалансированностью бюджетной системы, обостряющей финансовые и политические противоречия между центром и субъектами Федерации.

Возникает внутренне противоречивая ситуация: с одной стороны, политика Центра и регионов не должны противостоять друг другу, но, с другой - они и не совпадают. В их взаимодействии возникают две тенденции - центробежная и центростремительная. В годы советской власти явное пре имущество отдавалось центростремительной тенденции. Однако в развитой рыночной экономике региону все меньше требуется по мощь Центра. В переходный период координация политики должна осуществляться с креном в сторону центробежной тенденции. От установления разумного баланса этих тенденций зависит эффективность проводимых реформ.
9. Роль государства в реш-ии проблем НТП и струк-ой перестройки экон-ки в РФ

В структуре российской экономики в переходный период продолжает расти доля добывающих отраслей и производств «первого» передела (металлургия) и снижается доля высокотехнологичных производств. Подобный сдвиг часто называется «утяжелением» экономической структуры.

Концепция структурной перестройки в России исходит из сохранения отраслевого разнообразия народнохозяйственного комплекса. В структуре промышленности выделяются три группы отраслей:

1) топливно-энергетический комплекс. Эти отрасли сохраняют свою конкурентоспособность и могут привлекать иностранные инвестиции;

2) отрасли обрабатывающей промышленности, способные поставлять продукцию на экспорт (авиакосмическая, энергетическое машиностроение, отчасти станкостроение). Они нуждаются в государственной поддержке на внутреннем и внешнем рынках;

3) отрасли обрабатывающей промышленности, которые могут быть конкурентоспособными на внутреннем рынке (автомобильная, сельскохозяйственное машиностроение, пищевая). Развитие этих отраслей напрямую зависит от умеренно протекционистских мер и стимулирования внутреннего спроса на их продукцию путем лизинга и потребительского кредита.

В России за годы реформ в структуре ВВП резко выросла доля услуг, что отражает быстрое развитие в этот период торговли, банков и других финансовых институтов. Одновременно существенно сократился объем производства в отраслях, ориентировавшихся на государственный спрос (ВПК) или бюджетную поддержку (угольная промышленность, сельское хозяйство).

Структурные сдвиги на макроуровне проявляются в ограничении предприятиями ассортимента наиболее конкурентоспособными видами продукции, освоении выпуска новых изделий, зачастую на основе кооперации с иностранными партнерами. В результате начинается постепенное оживление производства «Экономика» под редакцией Булатова, стр. 652.

Вместе с тем, структурная политика не должна противоречить основной линии в развитии свободной рыночной экономики, на модернизацию посредством частной инициативы. В этом известная трудность, вынуждающая к поиску нестандартных, гибких методов. Они должны, исключать:

-- какие-либо индивидуальные налоговые или другие льготы;

-- массированные государственные субсидии и инвестиции, которые требовали бы увеличения налогового бремени;

-- в том числе субсидирования через регулируемые цены;

-- установление каких-либо официальных отраслевых приоритетов, подкрепленных бюджетным финансированием.

Эти ограничения продиктованы накопленным опытом и принятой экономической стратегией в целом.

Поскольку все же активизация структурной политики необходима и ее цель состоит в том, чтобы содействовать опережающему развитию производства и экспорта готовых изделий, высоких технологий, представляется целесообразным взять за основу следующие принципы:

1. государственная поддержка заключается в относительно небольших размерах финансирования;

2. поддерживаются продукты и фирмы, уже проявившие себя на рынке, доказавшие свою конкурентоспособность. Таким образом, будут выявляться реальные приоритеты;

3. финансовую поддержку получают только претенденты, победившие на публичных, прозрачно организованных конкурсах

Для ускорения процесса перехода от экономического спада к росту процесс структурных преобразований в экономике должен иметь государственную поддержку. Целью государственной политики в этой сфере является создание национального производства, выпускающего конкурентоспособную по мировым масштабам продукцию. При выработке такой политики важное значение имеет выявление основных особенностей отраслевой и воспроизводственной структур национальной экономики и мировых тенденций изменения этих структур в процессе экономического развития.
10 Необходимость регулирования экономики на межгосударственном уровне

Межгосударственное регулирование - высшая ступень государственного регулирования современной экономической жизни, исторически появившаяся последней. Как и государственное регулирование национальной экономики в целом либо ее составных частей (субъектов федерации, региональных и локальных образований), межгосударственное регулирование может осуществляться прямыми (административно-правовыми) и косвенными (экономическими) методами.
Глобальная экономика регулируется при приоритете экономических, а не административных методов. Как мы уже отметили выше, финансово-кредитная сфера в значительной мере обеспечивает возможность глобализации и интегрируется более высокими темпами. В то же время именно финансово-кредитная сфера породила большую часть инструментов государственной политики, которые принято называть "экономическими регуляторами" (денежно-кредитные, фискальные, таможенные и т.п.). Наднациональное ограничение или стимулирование использования таких инструментов и составляет основу межгосударственного экономического регулирования. Следует также сказать, что по мере развития межгосударственного регулирования, оно наполняется и законодательными (прямыми) регуляторами.
Распределение регулирующих функций и разграничение полномочий между национальным и межгосударственным уровнями регулирования, также как и масштабы государственного вмешательства в экономику каждой страны, соотношение административных и экономических методов регулирования и выбранные модели, во всех странах мира не были постоянными, раз и навсегда определенными. Государственное регулирование на мировом уровне с течением времени претерпело определенные изменения, и анализ динамики этих изменений позволяет автору данной статьи выделить этапы его развития и сделать ряд прогнозов относительно его будущего.

11 Границы вмешательства государства в рыночную экономику Вмешательство государства требуется в след.областях:Во-первых, это правильная организация денежного обращения.Во-вторых, предоставление государством общественных товаров,таких как национальная оборона, государственное управление, единая энергетическая система, национальные сети коммуникаций, вакцинация и т.д..В-третьих, устранение государством последствий внешних эффектов. В процессах рыночного производства и потребления могут возникать своеобразные дефекты, не имеющие денежного выражения и не фиксируемые рынком. Эти внешние эффекты нарушают рыночное равновесие и обуславливают неоптимальное распределение ресурсов, что делает необходимым вмешательство государства в экономику. Обозначим максимально допустимые границы вмешательства государства в экономику в след. сферы: 1)Перераспределение доходов. Рынок признает справедливыми доходы, полученные в результате свободной конкуренции на рынках факторов производства, размеры доходов зависят от эффективности вложения факторов. В обществе есть люди, не владеющие ни землей, ни капиталом, ни трудом. Им нечего предъявлять на рынки факторов производства, они не участвуют в конкуренции, не получают никаких доходов. К таким людям относятся дети, безработные, люди преклонного возраста.В таком случае госуд-во вправе вмешаться в перераспределение доходов.ОбычныйвебЗдесь минимальная граница вмешательства государства является подвижной, на нее влияют текущее состояние экономики, уровень жизни в стране, определяющий потребительские стереотипы. А максимальная граница определяется следующим: размером социальных выплат, которые должны быть согласованы с возможностями государства; размеры налогов не должны подрывать экономические стимулы владельцев факторов производства; при определении объемов и сроков выплат соц. пособий необходимо учитывать негативные эффекты рабочей силы и рыночный механизм в целом.2)Занятость. Механизм рынка не реализует автоматически право на труд для тех, кто может и хочет работать. Для эффективной работы рынка требуется оптимальный резерв рабочей силы. По ряду причин в рыночной экономике неизбежна безработица, что ставит перед государством не мало сложных проблем. Его обязанностью становится регулирование рынка рабочей силы с целью поддержания определенного уровня занятости, материального обеспечения людей, утративших рабочие места или не сумевших найти их.3)Развитие фундаментальных научных исследований и связанных с ними крупных инвестиций с длительными сроками окупаемости, высокой степенью риска и неопределенностью в отношении прибыли практически не под силу рыночному механизму. Здесь не обойтись без участия государства, которое стимулирует структурную политику и научно-технический прогресс. Напротив, рынок эффективно работает при освоении перспективных видов новой техники и технологии.4)Реализация национальных интересов в мировой экономике предполагает проведение государством соответствующей внешнеторговой политики, контроль над международной миграцией капиталов и рабочей силы, воздействие на валютные курсы, управление платежными балансами и др.

12Провалы государства при решении экономических проблем

Согласно теории общественного выбора утверждается, что в силу экономических причин существует политическое не­равенство между отдельными группами населения и возможно принятие неэффективных решений, т. е. провалы (фиаско) государства. Кроме этого, разрастание бюрократического аппарата усложняет сам процесс принятия решений. Поэто­му «провалы» рынка дополняются, а иногда и усиливаются и «провалами» государства.

К «провалам» государства относятся:

? ограниченность необходимой для принятия решений информации. Правительственные решения могут приниматься часто при отсутствии надежной статистики, учет которой позволил бы принять правильное решение. Наличие мощных
групп с особыми интересами, лоббирования, модного бюрократического аппарата приводит к значительному искажению необходимой информации;

? несовершенство политического процесса, а именно: рациональное неведение, лоббизм, манипулирование голосами вследствие несовершенства регламента, логроллинг, поиск политической ренты, политико-экономический цикл и т. д.;

? ограниченность контроля над бюрократией и стремительный рост государственного аппарата, усложняющий эту проблему;

? неспособность государства полностью предусмотреть и контролировать ближайшие и отдаленные последствия принятых им решений, ибо конечные результаты действий государства зависят не только от него самого.

Деятельность государства, направленная на устранение провалов рынка, сама оказывается далекой от совершенства. Необходимо строго следить за последствиями его деятельности. Экономические методы должны применяться таким образом, чтобы они не подменяли действия рыночных сил.

И все-таки с развитием общества и человека любая форма вмешательства со стороны государства становится более благоприятной в настоящем, чем в прежние времена. А совершенствование государственных учреждений, форм и мето­дов их работы обеспечит их благотворное вмешательство в несовершенную рыночную систему хозяйствования, никем не сдерживаемых частных интересов.
13.Регулирование рынка на различных уровнях.
Уровни государственного регулирования экономики в хозяйственном механизме

Различают три основных вида экономического регулирования: государственное, рыночное и корпорационное. Оптимальное их сочетание требует органической увязки различных уровней государственного экономического регулирования. Если брать уровни ГРЭ по вертикали, то это будут: макро-, микро-, мезоуровень (средний, промежуточный):

1) макроуровень национальной экономики, а на современном этапе в известной мере и наднациональный уровень межгосударственных союзов, например, ЕС;

2) мезоуровень - отдельные сектора экономики (АПК, ТЭК, ВПК), отрасли и регионы страны. ГРЭ на этом уровне является составной частью промышленной политики государства;

3) микроуровень - хозяйствующие субъекты (предприятие, фирма), производители и потребители, продавцы и покупатели.

14.Экономическая политика: ее виды.

Экономическая политика – это совокупность мер или решений, принимаемых правительством относительного того, какой должны быть экономика и каковы ее экономические цели.

Можно выделить четыре вида экономической политики в зависимости от ориентации на поддержку функционирования и развития систем определенного типа: «объектно-ориентированная стратегия» - поддержка функционирования и развития социально-экономических систем объектного типа (предприятий, организаций, регионов и т.п.); «средоориентированная стратегия» - поддержка функционирования и развития межобъектных сред (институтов), стимулирующих «правильное» поведение объектов; «процессно-ориентированная стратегия» - поддержка процессов распространения от одного объекта к другому тех или иных изменений (инноваций); «проектноориентированная стратегия» - поддержка и финансирование проектов. В СССР основным типом государственной экономической политики была объектно-ориентированная политика – создание СНХ, ВПО, НПО, предприятий для реализации различных проектов и процессов. В России в 1990-е гг. преобладала средоориентированная политика (развитие и поощрение торговли, коммерческих систем, банковских систем). В 2000-е гг. в России доминирует проектно-ориентированная политика: национальные проекты, БОР, проектное финансирование науки. Можно предположить, что в 2010-е гг. основной станет процессно-ориентированная политика, т.е. поддержка процессных систем: акцент с поддержки модернизационных проектов будет перенесен на поддержку модернизационных процессов, административно-бюрократических процедур.

15. Механизм ГРЭ.

Механизм гос. эк. рег-ния - одна из важнейших подсистем совр. смешанной эк-ки. Различают три основных вида эк. рег-ния: государственное, рыночное и корпорационное. Оптимальное их сочетание требует органической увязки различных уровней гос. эк. рег-ния. Если брать уровни ГРЭ по вертикали, то это будут: макро-, микро-, мезоуровень (средний, промежуточный):

1) макроуровень нац. эк-ки, а на современном этапе в известной мере и наднациональный уровень межгосударственных союзов, например, ЕС. Правительство и ЦБ оказывают целенаправленное воздействие на совокупный спрос и предложение через уровень цен, занятость, темпы эк. роста;

2) мезоуровень — отдельные сектора экономики (АПК, ТЭК, ВПК), отрасли и регионы страны. ГРЭ на этом уровне является составной частью промышленной политики гос-ва;

3) микроуровень — хозяйствующие субъекты (предприятие, фирма), производители и потребители, продавцы и покупатели. Гос-во воздействует путём антимонопольного рег-ния, создания условий для конкуренции и правового рег-ния межхозяйств. связей.

Механизм рег-ния эк-ки включает: ресурсы, объекты, субъекты, формы, методы и инструменты.

16. Ресурсы ГРЭ.

Гос. финансы; гос. сектор эк-ки; ден. масса под контролем ЦБ; законодательное право; возможность сбора и обработки инф-ии; недра, принадлежащие гос-ву по закону; естественные монополии, находящиеся под правительственным контролем; и т.д.

17. Объекты ГРЭ.

Объекты ГРЭ - сферы, отрасли, регионы, социально-эк. процессы, т.е. то, на что направлена регулирующая деят-ть гос-ва для обеспечения условий эффективного функционирования нац. эк-ки.

К осн. объектам, на которые направлено воздействие гос-ва, отн-ся: • секторальная, отраслевая, региональная, воспроизводств. и соц. стр-ры хоз-ва; • эк. цикл; • занятость; • уровень жизни; • образование и подготовка кадров; • денежное обращение; • НИОКР и инвестиции; • платежный баланс; • соц. сфера, труд. отношения, механизм защиты населения; • окр. среда; • цены, антиинфляционные процессы; • гос. сектор эк-ки; • фин. ресурсы и межбюджетные отношения; • процессы разгосударствления, приватизация, демонополизация; • формы собств-ти в разных отраслях эк-ки; • внешнеэк. деят-ть и др.

При переходе к рынку в России остро стояла и сейчас стоит задача создания эффективных собственников, поэтому такие объекты гос. рег-ния как стр-ра собств-ти, разгосударствления, демонополизация должны быть под пристальным вниманием гос-ва.
18. Субъекты ГРЭ.

Субъекты: законодательная, исполнительная и судебная ветви власти, ЦБ,

Субъектами эк. политики являются носители, выразители и исполнители хозяйственных интересов.

Носители хоз. интересов - это соц. группы, отличающиеся друг от друга по ряду признаков: имущественному, по доходам, видам деят-ти при аналогичных доходах, профессиям, отраслевым и региональным интересам. Это наемные работники и хозяева предприятий, фермеры и земельные собственники, мелкие и крупные предпр-ли, управляющие и акционеры и т.д. У каждой из этих групп есть свои интересы, обусловленные их социально-эк. положением, а также принадлежностью к тому или иному региону, виду деят-ти. Представители этих групп индивидуально выражают свои интересы в ср-вах массовой инф-ции, на митингах и обращаясь с просьбами, протестами, пожеланиями в гос. учреждения, ответственные за эк. и соц. политику.

Выразители хоз. интересов – объединения и ассоциации носителей эк. интересов: это профсоюзы, союзы предпр-лей, фермеров, различных торговцев, студентов, маклеров, аптекарей и т.д. Одни из этих союзов насчитывают миллионы членов (профсоюзы), другие играют огромную роль в эк-ке страны из-за представляемых ими капиталов (союзы предпр-лей, банковских учреждений). Есть и совсем малозначащие объединения (ассоциация физ. и юр. лиц) заинтересованные в приватизации конкретного земельного участка, принадлежащего муниципалитету. Самые могущественные выразители хоз. интересов - это союзы предпр-лей и профсоюзы. Они осуществляют собственные концепции социально-эк. политики, стремясь оказать максимальное воздействие на ГЭП, имеют печатные издания, значительные финн. ресурсы, центры подготовки кадров и связи с общественностью. Выразителями социально-эк., политических, религиозных, культурных, экологич., специфических региональных интересов являются политические партии. В отличие от выразителей эк. интересов, которые заявляют, от чьего имени они выступают, политические партии часто действуют под знаменем общенац. интересов.

Исполнителями хоз. интересов являются органы трех ветвей власти, построенные по иерархическому принципу, а также Центральный нац. банк. В гос-вах с федеративным устройством (Россия, США, Индия, ФРГ и др.) существуют федеральные и местные парламенты и правительства, защищающие общегос. или местные эк. интересы. Заметна тенденция усиления роли центральных органов власти среди субъектов ГРЭ; все более независимыми в осуществлении ГРЭ от законодательной власти становятся исполнительные органы. Интересным с точки зрения изучения механизма ГРЭ является слияние субъектов гос. и частной эк. политики и возникновение в рез-те этого новых регулирующих органов, не вписывающихся теоретически в классическую схему парламентской или президентской республики. Например, создается орган из представителей союзов предпр-лей, профсоюзов и исполнительной власти для рег-ния тарифных соглашений между предпр-лями и трудящимися. Организуются комитеты по поддержанию или развитию отдельных отраслей из представителей министерства эк-ки и отраслевых союзов предпр-лей. Эти органы чаще всего формируются центральными и местными властями вместе с заинтересованными союзами - выразителями эк. интересов.
19. Формы ГРЭ.

Конкурентно-рыночная; государственная; межгосударственная; общественная (корпорационная).

Помимо этих ведущих компонентов в процессе становления институтов гражд. об-ва все большую значимость в рег-нии социально-эк. процессов приобретают различного рода соглашения, конференции, ассоциации - союзы промышленников и предпр-лей, ассоциации банкиров или торгово-промышленные палаты, не являющиеся элементами гос-ва, но и не чисто рыночные стр-ры. Следует назвать и такие образования, как проф. союзы, об-ва потребителей, экологич. движения. Именно им, а не рынку передает свои функции рег-ния эк-ки современное гос-во.

Соотношение между данными формами подвижно и опр-ся конкретно-историч. ф-рами каждой страны на различных этапах ее развития. Так, если после «кейнсианской революции» в эк. науке на практике четко обозначилась тенденция к усилению гос. (а затем и межгос.) рег-ния эк-ки, то в последние десятилетия - в условиях «монетаристской контрреволюции» стала преобладающей тенденция к дерег-нию, когда все больше проблем решаются рынком и корпорациями. Особенность совр. этапа - развитие новых форм взаимодействия четырех форм рег-ния: появляются разнообразные формы координации деят-ти гос-в (и их группировок), крупного, среднего и мелкого бизнеса, их совместных действий в сфере разработки и реализации целевых программ, выработки промышленной стратегии. Одной из таких форм является создание смешанных государственно-частных пр-тий (в том числе совместных). Их преим-вами выступают дополнение достоинств функц-ния пр-тий в условиях конкурентного рынка реализацией на микроуровне целей макроэк. политики; гибкое маневрирование объемом гос. капитала; воздействие правительства на инвестиционную, инновационную, структурную, ценовую политику фирмы. В то же время повышается значение и регулирующее влияние межгос. институтов, а также транснациональных корпораций (около 2/3 мировой торговли сегодня - внутренний оборот последних).

Но дерег-ние не означает демонтажа системы гос. вмешательства в эк-ку вообще. Просто гос-во освобождается в индустриально развитых странах (где достаточно отлаженным представляется механизм конкурентно-рыночного и корпорационного рег-ния) от части своих прежних функций - с тем, чтобы эффективнее решать другие, остающиеся за ним задачи, которые более решать некому. Гос. приоритетами все больше становятся денежная, валютная, кредитно-финансовая и налоговая политика, антимонопольные меры. И в условиях происшедшего в 70-х гг. неоконсервативного сдвига в макроэк. политике во Франции,

ФРГ, Испании, Японии, Южной Корее и других странах гос-во проводит активную политику в сфере НИОКР и структурных сдвигов. Во всех странах со смешанной эк-кой, даже в тех, где политика дерег-ния

осущ-ся наиболее последовательно (США, Великобритания), важнейшей функцией гос-ва остается «соц. корректирование», соц. защита.
20. Методы ГРЭ.

Методы гос. воздействия на эк-ку подразделяются на прямые (административные) и косвенные (эк.).
Прямые методы гос. рег-ния в основном связаны с использованием административных ср-в воздействия на эк. отношения, которые характеризуются непосредственным властным воздействием гос. органов на регулируемые отношения и поведение соответствующих субъектов.

Прямой характер применяемых при гос. рег-нии административных ср-в выражается в принятии субъектом управления в рамках компетенции управленческого решения в виде правового акта управления, юридически обязательного для адресата и содержащего прямое предписание императивного (директивного) хар-ра на совершение определенных действий. При этом используются как меры убеждения, так и меры принуждения. К административным ср-вам гос. рег-ния относятся, например, гос. регистрация субъектов предпр-кой деят-ти, лицензирование отдельных видов пр-кой деят-ти и т.д.

Косвенные методы гос. рег-ния основываются на эк. ср-вах воздействия на регулируемые отношения со стороны субъектов государственно-управленческой деят-ти. Они опосредованно через эк. интересы без прямого властного воздействия отражаются на поведении участников эк. отношений путем создания условий, влияющих на мотивацию должного поведения, созданием матер. стимулов, как матер. поощрения, так и ответств-ти. К эк. ср-вам отн-ся прежде всего ср-ва денежно-кредитной и бюджетной политики, косвенное план-ние, инструменты ценообразования и другие.

Ср-ва административного рег-ния в сфере эк-ки чрезвычайно разнообразны. Среди них следует назвать разрешение совершения определенных действий, например, лицензирование; утверждение конкретных заданий тем или иным субъектам предпр-кой деят-ти; обязательные предписания совершения каких-либо действий; запрещение конкретных действий; регистрацию определенных действий; установление квот и других ограничений; применение мер административного принуждения; применение матер. санкций; выдача гос. заказов; контроль и надзор и т.д.


21. Экономические методы ГРЭ.

К эк. ср-вам относятся прежде всего средства денежно-кредитной и бюджетной политики, косвенное планирование, инструменты ценообразования и другие. Эк. методы: свобода эк. выбора в рамках действующего законодательства; косвенное вмешательство в процесс ценообразования; совершенствование налогового законодат-ва и т.д.

22. Административные методы ГРЭ: гос. регулирование з/п (бюджетники); установление различных нормативов, норм и их законодательная регламентация.

Средства административного рег-ния в сфере эк-ки чрезвычайно разнообразны. Среди них следует назвать разрешение совершения определенных действий, например, лицензирование; утверждение конкретных заданий тем или иным субъектам предпр-кой деят-ти; обязательные предписания совершения каких-либо действий; запрещение конкретных действий; регистрацию определенных действий; установление квот и других ограничений; применение мер административного принуждения; применение материальных санкций; выдача гос. заказов; контроль и надзор и т.д.

23. Концепции ГРЭ

1. Теория меркантилизма Меркантилисты считали основным источником богатства торговлю, а деньги, золото, серебро и драгоценности - истинным сокровищами. Характерное для меркантилистов отождествление богатства с деньгами привело их к выводу, что и государство тем богаче, чем больше денег (естественно, полноценных - золота и серебра) оно имеет. Накопление же денежного богатства может быть достигнуто с помощью государственной власти. Поэтому представители школы меркантилизма обосновывали необходимость активной государственной экономической политики. Теория раннего (или денежного) меркантилизма предлагала государствам осуществить систему мер, направленных на удержание денег в стране. Среди этих мер - запрещение вывоза денег за границу, введение государственной монополии на торговлю валютой; создание "складочных мест" для торговли иностранными товарами. Все вырученные от продажи средства иностранцы были обязаны истратить на покупку изделий местного производства.

2. Экономический либерализм Всестороннее обоснование новых взглядов экономического либерализма дали создатели классической школы политической экономии Адам Смит и Давид Рикардо.

В основе учения А. Смита лежало представление об экономических законах, действующих подобно законам природы и определяющих развитие общества. Ему была близка идея "естественной гармонии" (равновесия), которая устанавливается в экономике стихийно при отсутствии внешнего (государственного) вмешательства и является оптимальным режимом функционирования рыночной экономической системы. А. Смит называл такое естественное функционирование экономики принципом "невидимой руки", а роль государства ограничивал функцией "ночного сторожа" - поддержания порядка, охраны и защиты частной собственности и конкуренции. Д. Рикардо был также сторонником всемерного ограничения вмешательства государства в экономику. Как и А. Смит, он полагал, что в экономике действуют объективные и стихийные, но познаваемые законы. Механизм их действия при отсутствии внешнего (государственного) вмешательства поддерживает экономическую систему в равновесии. В то же время Д. Рикардо обращал особое внимание на необходимость выработки государственной экономической политики, способствующей росту производительных сил общества. В этом он видел, важную роль экономической науки (политической экономии), способной исследовать экономические законы и разработать для государства необходимую экономическую политику.

3. Кейнсианская концепция Д. Кейнс ввел в научный оборот понятие макроэкономики. Разработанные им агрегированные модели макроэкономических показателей получили не только количественную определенность, но собственный измеритель - деньги. Крайне скептически Д. Кейнс относился к принципу "невидимой руки", сформулированному А. Смитом. В своем главном научном труде Д. Кейнс исходил из того, что система свободного рынка лишена внутреннего механизма, обеспечивающего макроэкономическое равновесие. Дисбаланс между сбережениями и ожидаемыми инвестициями вызывает снижение деловой активности, что в свою очередь усиливает инфляционные процессы и влияет на уровень безработицы. Таким образом, согласно этой теории, изменение совокупных запасов потребительских и инвестиционных товаров в основном воздействует на уровень производства и занятости. Поэтому кейнсианство поощряет активное вмешательство государства в экономику посредством дискреционной фискальной политики.

4. Концепция монетаризма В основе идей монетаризма лежит количественная теория денег, трактующая деньги как основной элемент рыночного хозяйства. Согласно данной теории денежная масса, находящаяся в обращении, оказывает непосредственное влияние на уровень цен. Это означает, что деньги выполняют функцию управления спросом, и соответственно хозяйственными процессами, в том числе оказывают значительное влияние на объем производства и занятость. По, мнению монетаристов, рыночная система имеет два принципиальных преимущества - она чрезвычайно динамична и является саморегулирующейся. В результате эта система дает широкий простор изменениям, восприимчива к нововведениям, гибко приспосабливается к новым потребностям. Рынок побуждает людей проявлять энергию, умение, амбиции, идти на риск. Рыночная система способна обеспечить быстрый и эффективный рост, источник этого роста лежит, прежде всего, в активности и предприимчивости людей. Механизм саморегулирования экономически эффективен, требует относительно мало затрат.

5. Государственный дирижизм Как и все представители институционального направления, французские ученые критично воспринимали неоклассическую теорию рынка. Главным объектом их критики была абстрактность этой теории, несоответствие ее позиций тому реальному рынку, который сложился в большинстве стран мира во второй половине XX века. Разрабатываемые экономистами-неоклассиками рыночные модели, утверждали представители этой школы, отражают только часть элементов, из которых складывается реальная экономика. Неоклассическая теория ограничивает исследование не просто рынком, а рынком "совершенной конкуренции", значительно упрощая существующие в реальной жизни связи и мотивации. Механизм свободной конкуренции не выполняет более роли регулятора равновесия, утверждал Ф.Перру и его сторонники. Рынок структурно преобразован монополиями и вмешательством других институтов. Современная экономика, по мнению Ф.Перру, - это комбинация фирм господствующих и фирм подчиненных. Как правило, в роли доминирующей фирмы может выступать компания, на долю которой приходится свыше 40% продукции конкретной отрасли. Она оказывается неким автономным центром конъюнктуры, а остальные компании, фирмы приспосабливаются к ее решениям.

6. Теория регуляции В основу было положено определение философа Ж. Кангилема, который рассматривал регуляцию как "процесс совмещения, в соответствии с определенными правилами или нормами, множества движений или действий, а также их последствий или результатов, которые сначала из-за своего многообразия или разновременности появления кажутся не связанными друг с другом". **. Отправной точкой его воззрений был теоретический анализ основополагающих марксистских категорий, таких, как стоимость рабочей силы, складывающаяся в результате взаимодействия общепринятой нормы потребления и нормы эксплуатации, определяемой процессом накопления. Особое внимание уделялось также статусу денег, роли кредита и воздействию инфляции на накопление. Теория регуляции капитализма - это теория возникновения, развития, и отмирания общественных форм. Именно поэтому после знакомства с этими положениями работы кое-кто из ученых экономистов расценил теорию регуляции как всего лишь "новые одежды для старой марксистской теории".

7. Теория устойчивого развития Темпы использования человечеством важнейших видов природных ресурсов, нерациональная структура производства и потребления привели к образованию многих видов загрязнений окружающей среды, которые уже превышают допустимые пределы. Основной причиной этого является быстрый рост всех основных элементов глобальной системы: численности населения, промышленного производства, производства продуктов питания, потребления ресурсов и загрязнения окружающей среды. Причем этот рост подчиняется закону, который математики называют экспоненциальным ростом. Экономика должна удовлетворять потребности людей, но ее рост должен вписываться в пределы экологических возможностей планеты. Вместо хаотичного беспредельного роста необходимо сбалансированное устойчивое развитие цивилизации.

8. Функциональные экономические системы (ФЭС) В данной статье автор предлагает собственную, теорию регулирования рыночного хозяйства, теорию функциональных экономических систем, которая представляют собой своеобразный симбиоз из воззрений многих выдающихся ученых, в той или иной мере относящих себя к последователям концепций кейнсианства и монетаризма.

Теория функциональных экономических систем фактически может поставить точку в извечном противоборстве между кейнсианством и монетаризмом.

Кроме того, поскольку ФЭС возникают в процессе эволюции институтов, данная теория вносит определенный вклад в развитие институциональной теории.

Теорию функциональных экономических систем автор предлагает рассматривать, как новую исследовательскую системную парадигму, поскольку она не может быть сведена к частной дисциплине, а изучает взаимодействие различных сфер общества - экономики, политики, социологии, культуры, идеологии и др.
24. Инструменты ГРЭ

1. Административные инструменты. Административные средства не связаны с созданием дополнительного материального стимула или опасностью финансового ущерба. Они базируются на силе государственной власти и включают меры запрета, разрешения и принуждения. К мерам принуждения можно отнести и то, что государственные органы обязывают промышленные предприятия организовывать у себя производственное обучение молодежи, создавать определенные бытовые удобства для занятых, устанавливать очистные сооружения. Административные средства регулирования в развитых странах с рыночной экономикой используются в незначительных масштабах. Их сфера действия в основном ограничивается охраной окружающей среды и созданием минимальных бытовых условий для относительно слабо социально защищенных слоев населения. Наряду с административными средствами следует отметить еще одно неэкономическое средство регулирования - правительственные убеждения. В ряде случаев правительство обращается с призывами к населению проявлять сдержанность в расходах, покупать больше отечественных и меньше импортных товаров, активнее участвовать в жилищном строительстве, покупать облигации государственного целевого займа.

2. Экономические инструменты: денежно-кредитные бюджетные Экономические средства государственного регулирования подразделяются на средства денежно-кредитной и бюджетной политики. Основные средства денежно-кредитной политики - это: а) регулирование учетной ставки (дисконтная политика, осуществляемая центральным банком); б) установление и изменение размеров минимальных резервов, которые финансово-кредитные институты страны обязаны хранить в центральном банке; в) операции государственных учреждений на рынке ценных бумаг, такие как эмиссия государственных обязательств, торговля ими и погашение. Прямое государственное хозяйственное регулирование осуществляется средствами бюджетной политики. Государственный бюджет - это доходы и расходы центрального правительства и местных властей. Главным инструментом мобилизации финансовых средств для покрытия государственных расходов являются налоги. Налоги в ГРЭ - это, с одной стороны, главный источник финансирования государственных расходов, материальная основа бюджетной политики, а с другой стороны, это инструмент регулирования

Ускоренная амортизация. Особую роль среди инструментов ГРЭ играет ускоренное амортизационное списание основного капитала и связанные с ним образование и реализация скрытых резервов. Ускоренное амортизационное списание основного капитала в современных условиях является главным средством стимулирования накопления, структурных изменений в экономике и важным инструментом воздействия на хозяйственный цикл, занятость и НИОКР. Суть его заключается в отрыве физического процесса снашивания машин, оборудования, зданий и сооружений от калькулируемого в издержках производства переноса стоимости вещественных носителей основного капитала на производимые товары и услуги. Изменяя ставки и порядок амортизационного списания, государственные регулирующие органы определяют ту часть чистой прибыли, которая может быть освобождена от налогов путем включения в издержки производства и затем перечислена в амортизационный фонд для финансирования в дальнейшем новых капиталовложений.

Государственный сектор Государственные капиталовложения осуществляются в значительной степени в государственном секторе экономики, играющем важную роль в ГРЭ. Он является одновременно объектом и инструментом воздействия на частное хозяйство. Государственный сектор (ГС) представляет собой комплекс хозяйственных объектов, целиком или частично принадлежащих центральным и местным государственным органам. Значительная часть ГС - это объекты инфраструктуры, в большинстве своем нерентабельные. Другая часть - государственные предприятия в сырьевых и энергетических отраслях, где требуются большие инвестиции, а оборачиваемость капитала медленная. Рентабельность государственных фирм, как правило, ниже, чем частных. Часть ГС - это пакеты акций смешанных частно-государственных компаний.

Внешнеэкономическое регулирование имеются и специальные инструменты непосредственного воздействия на хозяйственные связи с заграницей. Это, в первую очередь, меры стимулирования экспорта товаров, услуг, капитала, научно-технического и административного опыта; кредитование экспорта, гарантирование экспортных кредитов и инвестиций за рубежом, введение или отмена количественных ограничений, изменение пошлин во внешней торговле; меры по привлечению или ограничению доступа иностранного капитала в экономику страны, изменение условий его функционирования и репатриации, качественная селекция (с точки зрения отраслевой направленности и технического уровня) поступающего из-за границы капитала, привлечение в страну иностранной рабочей силы, участие в международных экономических организациях, интеграционных межгосударственных объединениях.

25. Направления госрегулирования экономики

Государственное регулирование осуществляется через:

правовые регуляторы;

административные:

экономические.

Правовое регулирование устанавливает правила функционирования рынка, экономических отношений, обеспечивает защиту деятельности субъектов общества в целом и отдельных его членов. Оно охватывает все сферы рыночного пространства (товарную, финансовую, рабочей силы), а также те отношения, которые складываются в этом пространстве.

Основной причиной осуществления правового регулирования экономики в новых условиях является такой недостаток рыночной системы, как стремление получить прибыль без учета возможных негативных последствий. Целью правового регулирования является обеспечение цивилизованных рыночных отношений, соблюдение интересов их участников.

Правовое регулирование осуществляется путем разработки и введения в действие законодательных и нормативных актов. Первичные правовые основы для всей экономической системы закреплены в Конституции РФ.

Административное регулирование (управление). Оно базируется непосредственно на силе государственной власти и включает меры запрета, разрешения, принуждения. В отличие от экономических методов, административные существенно ограничивают свободу выбора в принятии решения для субъектов рыночных отношений. В то же время административные регуляторы носят экономический характер, т.к. их применение сказывается на поведении хозяйствующих субъектов и в конечном счете на состоянии экономической системы.

Административное регулирование в мировой практике в условиях рыночной экономики признается необходимым в тех областях, где полная экономическая свобода одних субъектов рыночных отношений оборачивается тяжелыми последствиями для других или общества в целом.

К административным методам относятся: контроль за соблюдением стандартов на производимую продукцию; установление квот, таможенных пошлин на импорт или экспорт продукции в целях защиты отечественных товаропроизводителей; определение приоритетных направлений дотаций и инвестиций; развитие функций местного самоуправления др.

Мировая и отечественная практика свидетельствует об опасности жесткого администрирования, которое ведет к деформациям социально-экономической системы. Однако ограниченное, экономически и социально оправданное применение административных мер признается эффективным в сфере развития рынка и в процессе его формирования.

Экономическое регулирование основывается на воздействии на экономические интересы отечественных товаропроизводителей и материальном стимулировании развития определенных видов деятельности согласно потребностям общества. Экономическое государственное регулирование представляет собой сложное сочетание многочисленных элементов. Оно включает в себя:

меры прямого воздействия на экономику, куда относятся целевое финансирование, в т.ч. региональные и целевые программы; а также система государственных закупок;

косвенные регуляторы, к которым можно отнести бюджетно-налоговую, денежно-кредитную, амортизационную, валютную, таможенную политики.

Стабилизационная политика поддерживает равновесие совокупного спроса и совокупного предложения путем сглаживания колебаний экономики.

Основными целями стабилизационной политики являются:

достижение необходимого уровня занятости;

стабильность экономического роста;

сдерживание инфляции и др.

Правительство должно стимулировать экономику в период спада и сдерживать в периоды подъема.

Стабилизационная политика осуществляется через фискальную (налогово-бюджетную) и кредитно-денежную политику при условии согласованности их действия.

Стабилизационная политика влияет на ожидания хозяйственных субъектов, поэтому она должна носить предсказуемый характер. Хозяйствующие субъекты в свою очередь тоже влияют на проводимую стабилизационную политику.
26. основные цели государственного регулирования экономики

Исходя из сущности, определяются цели государственного регулирования. Экономическая наука рассматривает на глобальном уровне основную, высшую цель регулирования и прикладные цели. В любой стране высшая цель должна сводиться к достижению максимального благосостояния всего общества. Но ее реализация возможна через достижение прикладных целей, к которым относятся:

- экономический рост;

- полная занятость;

- стабильность уровня цен и устойчивость национальной валюты;

- внешнеэкономическое равновесие.

В системе экономических целей обеспечение экономического роста считается ведущей конкретной задачей. Ее решение связывается с абсолютным и относительным увеличением ВНП.

С обеспечением экономического роста сопряжена другая важнейшая цель - удовлетворение требований полной занятости. Суть ее - достижение максимально возможного и в долгосрочном плане стабильного использования всего трудоспособного населения. Конкретно задача решается созданием новых рабочих мест и другими методами борьбы с безработицей. Комплекс этих мер в развитии страны принято называть политикой обеспечения занятости.

Стабильность уровня цен и национальной валюты - условие стабильности экономики. Поэтому достижение рассматриваемой цели является важнейшим ориентиром в действиях государства.

Решение трех перечисленных целевых задач означает достижение в рамках национального хозяйства относительного макроэкономического равновесия и создает более благоприятные условия для достижения внешнеэкономического равновесия. Оно поддерживается системой государственных мер в сфере международной торговли, межстранового движения капиталов, трудовых ресурсов, обеспечения сбалансированности платежного баланса.

Значимость и последовательность постановки целей в той или иной стране определяется разнообразными обстоятельствами внутреннего и внешнего порядка. Применительно к условиям России последовательность достижения рассмотренных целей может заметно отличаться от очередности, характерной для западных стран. Да и в самом составе целей есть определенная специфика, вызванная недостаточной зрелостью рыночных отношений.

27. административно-правовое регулирование экономики

Административно-правовое регулирования экономики - это хозяйственное законодательство, которое определяет правовые рамки и нормы при реализации экономической политики, включает в себя такие разделы как законы о собственности и о компаниях, налоговое законодательство, закон о денежном обращении, банковское законодательство, антимонопольное, внешнеторговое и т.д.

Иначе правовое регулирование это – требование государства, необходимое для упорядочивания общественной жизни. Поэтому данные требования должны быть социально обусловлены, системно организованы и практически реализованы.

Основные направления развития административно – правового регулирования:

28. управление государством основными сферами экономики

Потребности государства в решении экономических, политических и социальных задач обеспечивают бюджетные и внебюджетные фонды, государственный кредит и фонды страхования.

Общегосударственные финансы образуют центральное звено всей финансовой системы. Финансовая политика государства подразделяется на две формы: фискальную и бюджетную. Фискальная политика связана с мобилизацией денежных ресурсов посредством налогообложения физических и юридических лиц и последующим использованием этих ресурсов для регулирования уровня деловой активности, решения социальных, экологических, политических и иных задач.

Бюджетная политика имеет своим содержанием регулирование бюджета. Бюджетная политика как составная часть социально-экономической политики государства зависит, во-первых, от социально-экономического строя общества. Им определяются соотношение государства и рынка, баланс экономических интересов органов власти и хозяйствующих субъектов. Во-вторых, бюджетная политика во многом зависит от федеративно - государственного устройства страны.

Налоговая система - совокупность налогов, сборов, пошлин и других платежей, взимаемых государством, а также формы и методы их построения. Она призвана обеспечить финансовыми ресурсами большую часть расходов государства. Налоговой системе свойственны логичность, отлаженность, эффективность выполнения основных функций, приспособляемость к изменяющимся условиям, справедливость налогообложения.

Налоговая система должна выполнять:

• фискальную функцию, - обеспечение финансированием государственных расходов; налоги - основной источник доходов государства;

• регулирующую функцию, - обеспечение с помощью налоговой политики, изменения системы налогообложения, налоговых ставок, величины налогового бремени реализации основных целей экономического развития, оптимизации отраслевой и региональной структуры экономики. Инвестиции, занятость, внешнеэкономическая деятельности, окружающая среда и другие аспекты деятельности хозяйствующих субъектов в рыночной экономике в существенной мере регулируются с помощью налоговой системы;

• социальную функцию - поддержание социального равновесия, сглаживание резкого неравенства между доходами отдельных социальных групп.

Денежно-кредитное регулирование в условиях современной рыночной экономики базируется на организации денежного обращения и платежно-расчетных операций, где ключевую роль играет банковская система.

Денежно-кредитная политика - система мероприятий в кредитно-денежной сфере, осуществляемая государством и центральным банком и направленная на достижение определенных социально-экономических и политических целей.

Главная цель денежно-кредитной политики – регулирование хозяйственной конъюнктуры путем воздействия на состояние кредита и денежного обращения, создание условий достижения устойчивого роста производства, стабильного уровня цен, высокого уровня занятости и баланса внешнеэкономической деятельности.

29.Государственные программы и заказы - направление ГРЭ

Гос. заказы предст-ют собой рез-т перехода в начале рын-х преобразований от директивного планир-я к ограниченному. Гос. заказы применялись и ранее в 20-ые годы в зарубежных странах и в России (в советской промышленности).

Гос. заказ имел и недостатки. Его выполнение не всегда обеспечивалось сбытом. Не всегда обеспечивался финансовыми ресурсами; был невыгоден предприятиям-изготовителям. Широкое применение гос. заказы получили в США. С этой формой хозяйст-ния связано рождение новых отраслей промышленности: электронной, аэрокосмической, атомной и т.д. Анализ отеч-ого и зарубежного опыта хозяйств-я в рын. усл-х позволил сформулировать осн. принципы формир-я и реализации гос. заказов.

Принципы формирования государственных заказов

Гос. заказ можно опр-ть как одну из форм расходной части гос. бюджета и как форму регулирования рыночной экономики.

Госпрограммы разрабатываются спец. гос. органом или министерствами эк-ки и финансов. Министерство финансов также разрабатывает план финансирования программы. К разработке программ также широко привлекаются представители ЦБ, союзы предпринимателей, торгово-промышленные палаты, профсоюзы. Программа и финансовый план ежегодно утверждаются парламентом. Гос. эк.программирование явл. достаточно эффективным при решение ряда хоз-х задач. В условиях рын. эк-ки программирование м. б.только индикативным, то есть носить рекомендательно-стимулирующий хар-р, тем не менее оно явл. эффе-ым ср-вом решения хоз. задач разного уровня. Как правило программы обеспечивают соц-эк. развитие в желательном направлении. Программирование позволяет использовать все средства ГРЭ и избежать противоречивости и несогласованности регулирующих мероприятий отдельных гос.органов.

Новым приоритетом основных направлений опр-ны инвестиции в чел.потенциал, в интеллектуальную соб-ть, что приведет к долгосрочной перспективе улучшения российской эк-ки за счет увеличения доли высоких технологий; определены параметры увеличения ВВП, роста инвестиций, уровня инфляции, роста реальных доходов.
30.Финансовая политика государства. Сущность и основные цели.

Под фин. политикой понимают комплекс мероприятий гос-ва по использованию финн-ых отношений, мобилизации финн. ресурсов, их распределению и использованию на основе фин. законадательства. Фин. политика гос-ва явл. лишь ср-вом осущ. его соц.-эк. политики и выполняет вспомогательную роль. Именно в рамках соц-эк политики может разрабатываться и проводиться в жизнь эффективная фин политика.

По содержанию фин политика предполагает:

 разработку общей концепции такой политики, опр-е ее осн. направлений, целей, задач;

 создание адекватного финн. мех-ма – системы установленных гос-вом форм, видов и методов орг-ции фин отношений;

 управление фин. дея-тью гос-ва и других субъектов хоз. отношений.

Фин. политика состоит из следующих главных компонентов:

  1. налоговой политики;

  2. бюджетной политики;

  3. денежно-кредитной политики;

  4. ценовой политики;

  5. таможенной политики;

  6. социальной политики;

  7. инвестиционной политики;

  8. политики в области международных финансов.

Осн.цели:

1) Повышение объема и эффективности использования финансовых ресурсов.

2) Повышение в общем объеме производства доли отраслей второй группы, снижение затрат на ВПК.

3) Достижение более высокого уровня жизни населения на основе развития отраслей промышленности и сельского хозяйства.

Некоторые экономисты выделяют также и другие цели проведения финансовой политики, такие как: снижение темпов инфляции сглаживание экономических циклов. Однако легко заметить, что указанные цели являются по своей сути производными от задачи финансовой политики обеспечить высокое благосостояние всего населения
31.Финансовая система РФ. Роль и функции финансов.

ФИНАНСОВАЯ СИСТЕМА РФ - совокупность всех входящих в финансы РФ звеньев в их взаимосвязи. Ф.с. РФ составляют следующие звенья (институты): а) бюджетная система с входящими в нее государственными (федеральным, республиканскими, краевыми, областными) и местными бюджетами; б) внебюджетные целевые фонды; в) финансы предприятий, объединений, организаций, учреждений, экономических отраслей; г) имущественное и личное страхование; д) кредит (государственный и банковский).

Финансы – это система эко. отношений, выражающих процессы формирования, распределения и использования денежных средств, обеспечивающих расширенное воспроизводство. (Роль финансов)В системе отношений финансы функционируют посредством денег, служат элементом воздействия на хозяйственные процессы, а также являются средством формирования экономических интересов предприятия (фирм, отраслей, регионов).

Сущ. 2 фун-ции финансов: распределительная закл. в созда­нии так называемых основных, или первичных доходов и контрольная закл. в контроле за распреде­лением валового внутреннего продукта по соответствующим фон­дам и расходованием их по целевому назначению. Помимо этих функций, финан­сы выполняют также регулирующую функцию. Эта Он связана с вмешательством гос-ва через финансы (гос. расходы, налоги, гос. кредит) в процесс воспроиз­водства.

32. Роль гос-ва в образовании доходов госбюджета.

БКРФ опред-ет бюджет как «форму образования и расходования фонда денежных средств, предназначенных для финансового обеспечения задач и фун-ий гос-ва и местного самоуправления». Бю-т, как фонд ден. средств, в цельном виде никогда не сущ-ет, т.к. по мере поступ-ия доходов они обращаются на покрытие расходов. Он является лишь планом образования и исп-ия общегос-го фонда ден. средств, то есть росписью доходов и расходов гос-ва, соглас-ых друг с другом, как по объему, так и по срокам поступ-ия и исп-ия. Одним из важнейших направлений реф-ия гос. финансов стало расчленение единого госбюджета на три части: фед. бюд-т, бюд-ты субъектов федерации и местные бюд-ты. БКРФ дает следующее определение: «бюд-ная система - основанная на эк-их отношениях и гос-ом устройстве РФ; рег-ая нормами права совокупность фед. бюд-та, бюд-ов субъектов федерации, местных бюд-ов и бюд-ов гос-ых внебюджетных фондов». Организационное построение БС всецело зависит от формы гос-го устройства. БС унитарных государств включает в себя два уровня: гос-ый бюд-т и местные бюд-ты. У гос-в с федеративным устройством наряду с фед-ым и местными бюд-ми выделяются бюд-ты субъектов федерации. БС РФ состоит из 3 уровней:

1 – фед. бюд-т РФ и бюд-ты гос-ых внебюджетных фондов;

2 – бюд-ты субъектов РФ (89 бюд-ов - 21 респ-ий бюд-т, 55 краевых и областных бюд-ов, 10 окружных бюд-ов автон-х округов, бюд-т автономной Еврейской области, городские бюджеты Москвы и Санкт-Петербурга) и бюд-ы тер-ых гос-ых внебюджетных фондов;

3- местные бюд-ы (около 29 тысяч городских, районных, поселковых и сельских бюд-ов). Совокупность бюд-ов всех уровней образует консолидированный бюджет. КБ опр-ся БКРФ как свод бюд-ов всех уровней на соотв-ей территории. КБ субъекта РФ сост-ют бюджет самого субъекта и свод бюджетов нах-ся на его территории муниц-ых образований.КБ РФ – это фед. бюджет и конс-ые бюджеты всех субъектов федерации. КБ позволяют получить полное представление обо всех доходах и расходах региона или страны в целом, они не утверждаются и служат для аналитических и статистических целей.

33. Налоговая политика гос-ва.

НП – комплекс правовых действий органов власти и управления, опр-ий целенаправленное применение налоговых законов. Это также правовые нормы осуществления налоговой техники при рег-нии, план-ии и контроле гос. доходов. НП является частью финансовой политики. Содержание и цели НП обусловлены соц-эк строем общества и соц. группами, стоящими у власти. Эк-ая обоснованная НП преследует цель оптимизировать централизацию средств через нал.систему.НП используется гос-ом для перераспределения нац. дохода в целях изменения структуры производства, территориального эк. развития, уровня доходности населения.Задачи НП: обеспечение гос-ва фин. ресурсами; создание условий для регулирования хозяйства страны в целом; сглаживанию возникающего в процессе рын. отношений неравенства в уровнях доходов населения. Типы НП:1. политика макс-ых налогов, хар-ся принципом “взять все, что можно”. При этом государству уготовлена “налоговая ловушка”, когда повышение налогов не сопровождается приростом государственных доходов. Предельная граница ставок определена и зависит от множества факторов в каждом конкретном случае. Зарубежные ученые называют предельную ставку в 50%.

2. политика разумных налогов – спос-ет развитию предпр-ва, обеспечивая ему благоприятный налоговый климат. Предприниматель максимально выводится из-под налогообложения, но это ведет к ограничению соц. программ, поскольку гос. поступления сокращаются.

3. нп, предусматривающая достаточно высокий уровень обложения, но при значительной соц. защите. Налоговые доходы напр-ся на увеличение различных соц. фондов. Такая политика введет к раскручиванию инфляционной спирали.

Для РФ хар-н 1 НП в сочетании с 3.НП, проводимая с расчетом на перспективу, – это налоговая стратегия, а на текущий момент – налоговая тактика. Тактика и стратегия незаменимы, если гос-во стремится к согласованию общественных, корпоративных и личных эк-их интересов. Нередко тактические шаги, предпринимаемые рук-ом гос-ва по координации налогообложения на текущий момент, эк-и не обоснованы. Это не только препятствует реал-и налоговой стратегии, но и деформирует весь эк-ий курс гос-ва. В НП проявляется относительная сам-ть гос-ва. Изменяя НП, манипулируя нал-ым механизмом, гос-во получает возможность стимулировать эк-ое развитие или сдерживать его.

34.Кредитно-денежная политика го-ва. Роль ЦБРФ в проведении гос.эк-ой политики.

КДП воздействует на денежную массу и %ые ставки, а они, в свою очередь – на потребительский и инвестиционный спрос. КДП базируется на принципах монетаризма, она обладает быстротой и гибкостью.Отрицательный момент КДП - оказывает лишь косв-ое влияние на ком. банки с целью рег-ия динамики предложения денег и не может напрямую заставить их сократить или расширить кредиты.В РФ задача КДП сос-ит в таком управлении денежной массой, которое спос-ло бы фин. стабилизации, постепенному снижению инфляции и в то же время сдерживало спад производства.Целью КДП яв-ся помощь эк-ке в достижении общего уровня производства, хар-ся полной занятостью и отсутствием инфляции. КДП сос-ит в изменении денежного предложения с целью стабилизации совокупного объема производства, занятости и уровня цен.Осуществляя КДП ЦБРФ воздействуя на кред-ую деят-ть ком. банков и направляя рег-ие на расширение или сокращение кредитования эк-ки, достигает стабильного развития внутр. эк-ки, укрепления денежного обращения, сбалансированности внут. эк-их процессов. С помощью КДП гос-во стремится смягчить эк-ие кризисы, сдержать рост инфляции, в целях поддержания конъюнктуры гос-во исп-ет кредит для стим-ия капиталовложений в различные отрасли эк-ки страны.

КДП осущ-ся как косвенными (экономическими), так и прямыми (административными) методами воздействия. Различие между ними состоит в том, что ЦБРФ либо ок-ет кос-е воздействие через ликвидность кредитных учреждений, либо устан-ет лимиты в отношении кол-х и кач-х параметров деят-ти банков.Инструменты КДП - изменение ставки рефин-ия, изм-е норм обяз-ых резервов, операции на открытом рынке с цен. бумагами и иностр. валютой, а также внедрение кредитных ограничений. Рефин-ие означает получение ден. ср-в кред-ми учр-ми от ЦБРФ.

В случае повышения ЦБ ставки рефин-ия, ком-ие банки будут стремиться компенсировать потери, вызванные ее ростом путем повышения ставок по кредитам, предоставляемым заемщикам. Недостатком использования рефин-ия при проведении КДП яв-ся то, что этот метод затрагивает лишь ком.банки. ЦБ устанавливает %ую ставку по ломбардным кредитам, т.е. кредитам, выдаваемым под какой-либо залог, в качестве которого выступают обычно цен. бумаги. Следует учесть, что в залог могут быть приняты только те ценные бумаги, качество которых не вызывает сомнения.ЦБРФ по своей сути эквивалентен цен-ым эмиссионным банкам других стран. В качестве своей основной фун-ииЦБРФ форм-ет КДП. Спектр деятельности ЦБРФ весьма широк: от действия в качестве агента гос-ва и упр-ия банк-ми холдинг-компаниями до обеспечения необх-го кол-ва денег.

ЦБ имеет право выпускать в обращение денежные знаки, которые, тем самым, образуют предложение бум-ых денег. Кред-ден. рег-ие эк-ки РФ осущ-ся ЦБ путем опр-ия норм обяз-ых резервов, учетных ставок по кредитам, пред-ым банкам, уст-ем нормативов для банков, проведением операций с цен. ЦБ упр-ет гос-ым долгом, изменяя кол-во облигаций, нах-ся в обращении, проводя ту или иную КДП.Функции ЦБ:

1.  хранит вклады деп-ых учр-ий, кот. наз-ся резервами (по ним не уплачивается проценты)

2. выст-ет в кач-ве фискального агента прав-ва.

3. осущ-ет контроль за деят-ю банков, чтобы выявить сомнительные операции и мошенничество.

4. рег-ет предложение денег в интересах эк-ки в целом.

35.Социальная политика государства.Основными принципами проведения социальной политики являются:1) защита уровня жизни путем введения разных форм компенсации при повышении цен и проведение индексации;2) обеспечение помощи самым бедным семьям;

3) выдача помощи на случай безработицы;4) обеспечение политики социального страхования, установление минимальной заработной платы;

5) развитие образования, охрана здоровья, окружающей среды в основном за счет государства;6) проведение активной политики, направленной н обеспечение квалификации. Социальная политика - политика регулирования социальной сферы, направленная на достижение благосостояния в обществе.Социальная сфера включает в себя формы регулирования трудовых отношений, участие трудящихся в управлении производственным процессом, коллективные договоры, государственную систему социального обеспечения и социальных услуг (пособия по безработице, пенсии), участие частных капиталов в создании социальных фондов, социальную инфраструктуру (образование, здравоохранение, обеспечение жильем и т.д.), а также реализацию принципа социальной справедливости.

Социальная политика в переходный к рынку период должна строиться на трёх основных принципах:

- приоритетности проблем социальной защищенности населения;

- повышении роли личного трудового дохода в удовлетворении социально - культурных и бытовых нужд населения и ликвидации на этой основе иждивенства;

организации нового механизма финансирования социальной сферы, то есть переходе от государственного патернализма к социальному партнерству.

Целью социальной политики в России в переходный период являлось разумная политика налогообложения, осуществление активной политики на рынке труда, стимулирования предпринимательской активности, обеспечение социальной защищенности от безработицы и инфляции.Содержание социальной политики, ее цели и задачи раскрываются в системе функций – относительно самостоятельных, но тесно связанных видов политической деятельности. Важнейшими из них являются:-выражение, защита, согласование интересов социальных групп и слоев общества, отдельных его членов;-оптимальное разрешение общественных противоречий в социальной сфере, осуществление «диалога» между гражданами и государством;-интеграция различных слоев населения, гармонизация их интересов, поддержание целостной общественной системы, стабильности и порядка;-прогностическая;-социальная защита населения;-управление социальными процессами и др. С помощью функций обеспечивается главная задача социальной политики – гармонизация общественных отношений, осуществляется управление социальным развитием общества.

36.Основные направления проведения социальной политики государства. В самом общем плане основные направления социальной политики - регулирование доходов, занятости, социальная защита граждан, жилищная политика. Государство повышает доходы малоимущим слоям населения, выплачивает пенсии, выдает бедняком продовольственные талоны, выплачивает пособия безработным и многодетным семьям; создает систему обучения и переквалификации безработных; регулирует оплату труда; предоставляет бесплатные услуги образования и здравоохранения, более-менее сносное жилье, регулирует вопросы миграции рабочей силы, занимается решением молодежных проблем и развитием культуры. В результате ослабляется социальная напряженность и экономическое неравенство. принято выделять два относительно самостоятельных блока:

А) социальная политика в широком смысле, которая охватывает решения и мероприятия, затрагивающие все сферы жизни членов общества, включая обеспечение последних товарами, жильем и услугами социальной инфраструктуры, рабочими местами, приемлемыми денежными доходами, расширение и укрепление материальной базы, охрану и укрепление здоровья населения, его образование и культуру, создание системы гарантированных социальных условий для жизнедеятельности граждан;

Б) собственно социальная политика (ее элементами являются политика в области социальной защиты и ее конкретные виды: семейная политика, молодежная политика, политика по социальной защите пожилых людей и инвалидов)

Также можно выделить следующие структурообразующие элементы социальной политики: социальное обеспечение, социальная помощь, социальная защита, социальная работа. К числу ее основных направлений относят: 1) здравоохранение и обязательное медицинское страхование; 2) поддержку семьи, материнства, детства и отцовства; 3) жилищную политику, коммунальное, бытовое обслуживание населения; 4) поддержку престарелых и инвалидов; 5) социальное обслуживание населения; 6) охрану окружающей природной среды; 7) федеральное и местное (муниципальное) обустройство мигрантов, особенно беженцев и вынужденных переселенцев. Существует несколько положений, определяющих возможности государства в социальной сфере:1 ) размеры социальных выплат должны быть согласованы с финансовыми возможностями государства, его бюджетом:2) размеры налогов не должны подрывать экономические стимулы производства; 3) при определении объемов и сроков социальных пособий необходимо учитывать негативные эффекты, которые могут деформировать рынок рабочей силы и рыночный механизм в целом (например, пенсионная система, пособия по безработице, когда и сколько платить).
  1   2


Учебный материал
© nashaucheba.ru
При копировании укажите ссылку.
обратиться к администрации