Вопросы к экзамену - контроль и ревизия - файл n1.doc

Вопросы к экзамену - контроль и ревизия
скачать (60.4 kb.)
Доступные файлы (1):
n1.doc355kb.23.12.2009 18:54скачать

n1.doc

  1   2   3

1.Сущность финансового контроля (ФК), его содержание, цели и задачи. Контроль-сост-я часть упр-я эк-ми объектами и процессами, закл-щиеся в наблюд-иие за объектами с целью проверки соотв-ия сост-я объекта желаемому и необходимому состоянию, предусмот-музаконами, положениям и др. нормат. Системам. В усл-ях рынка, ФК- прежде всего основанная на строгом соблюдении норм фин права деят-ть заинтересованнных лиц и орган-ий,ориентированная на проверку законности и эффек-ти распоряжений управляющими и соот-ми должностными лицами, доверенный ими в управлении собственности, важнейшая фун-я- упр-е финансами, а через них и экон-ми процессами в целом. Целью фк явл-ся вскрытие отклонения от принятых стандартов и принципов занятости, эффек-ти и экономного расхода ресурсов на возможно более ранней стадии с тем, чтобы принять корректирующие меры, а в отдел-ых случиях привлечь виновных лиц к ответственности, получить компенсацию за причиненный ущерб или осущ-ть меры по предотврощению или сокращению нарушений в буд. Основные задачи фк, закл-ся в: проверке выполнения фин обязательств перед гос-ом и органами местного самоуправления организациями и гражданами; проверке правильности использования гос и муниципальными предприятиями ден-ых ресурсов, находящихся в их хоз. ведении или оперативном управлении; проверке соблюдения правил совершения фин-вых операций, расчетов и хранения ден. Ср-в; выявление внутренних резервов производства; устранение и предупреждение нарушений фин-ой дисциплины.

1. Сущность ФК , его содержание, цели и задачи Финансовый контроль осуществляется обществом на всех стадиях создания, распределения и использования НД. Контроль осуществляется за производственными и внепроизводственными затратами, за соответствием затрат полученным доходам, за формированием и эффективным использованием основных и внеоборотных средств


В широком смысле, финансовый контроль – контрольная деятельность уполномоченных органов за выполнением хозяйствующими субъектами своих функций, соблюдения ими финансовой дисциплины с целью выявления возможных отклонений по центрам ответственности и виновным лицам

Объект финансового контроля – финансовые показатели деятельности организаций, учреждений

Цель финансового контроля – выявления отклонений от принятых стандартов, нарушений принципов законности, эффективности и экономного использования ресурсов организации на более ранней стадии, для того чтобы иметь возможность применить корректирующие меры, а в отдельных случаях привлечь виновных лиц к ответственности

Задачи:

1. Проверка выполнения финансовых обязательств перед государством и органами МСУ

2. Проверка правильности использования ФР хозяйствующими субъектами

3. Проверка правильности совершения финансовых операций, расчетов и хранения ДС хозяйствующих субъектов

4. Выявление внутренних резервов

5. Устранения и предупреждение нарушений финансовой дисциплины

Функции

1. Выявление отклонений – установление отклонений в исполнении законов в части использования средств государственного бюджета, отклонения в формировании доходной части и использовании расходной, отклонения в сфере финансовой деятельности министерств, ведомств, предприятий, организаций

2. Анализ причин отклонений – исследование причин, виновников

3. Коррекция – разработка предложений по устранению выявленных отклонений

4. Функция превенции – профилактическая работа для предупреждения правонарушений

5. Правоохрана – пресечение неправомерных действий должностных лиц и граждан, виновных в недостатках и нарушениях, и связана с привлечением к ответственности

2. Роль ФК в управлении организацией. Контроль на предприятии (контроллинг) включает текущий сбор и обработку инф-ии, проверку отклонений факт-их пок-лей деят-ти фирмы от норм-ных или плановых. Контроль выявляет слабые стороны предпринимательской дея-ти, позволяет оптимально использовать ресурсы, вводить в действие резервы, а также избежать банкротства и кризисных ситуаций. Контроль на пред-ии вкл-ся в процесс упр-ия, установление целей, разработку бизнес-планов, бюджетов, мониторинга, оперативной работы, отклонений от намеченных целей на всех этапах жизни товара: от его создания до реализации. В соврем. Усл-ях при создании новых изделий, орг-ии работы, (НИОКР), получение достижений в науке и технике роль контроля будет усиливаться. Понятие «контроль в управлении» следует рассматривать в трех основных аспектах:

1) контроль как систематическая и конструктивная деятельность руководителей, органов управления, одна из их основных управленческих фун-ий, т. е. контроль как деят-ть;

2) контроль как завершающая стадия процесса упр-ия, основой которой является механизм обратной связи;

3) контроль как неотъемлемая составляющая процесса принятия и реализации упр-их решений, непрерывно участвующая в этом процессе от его начала и до завершения. Наряду с внутренним контролем, внутрихозяйственным расчетом, созданием мер по ограничению риска и безопасности хоз деят-ти фирмы большое значение в фин и налоговой сфере в совр-ой обстановке имеет ревизия – как инструмент контроля. Неплатежи, задержки заработной платы, налоговое бремя, инфляция и нестабильность экономики в стране требуют со стороны гос-ва радикальных мер, соответствующих международным стандартам: проверок фин рез-тов, правил документооборота и контроля учетной политики. Эти функции контроля и ревизий в стране выявляют фирмы, укрывающиеся от налоговых платежей, нарушения в использовании бюджетных ассигнований. Наполняемость бюджета и внебюджетных фондов позволит своевременно выдавать заработную плату, пенсии и стипендии, пособия, улучшить социальную помощь, финансировать в должной мере здравоохранение, образование, правоохранительные органы и финансировать в должной мере.

3. Общегосударственный ФК. Система органов гос ФК. Общегосударственный финансовый контроль осуществляют органы государственной власти и управления. Он направлен на объекты, подлежащие контролю независимо от их ведомственной подчинённости. Ведомственный финансовый контроль производят контрольно- ревизионные отделы министерств и ведомств, концернов, управления исполкомов местных органов власти и др. Его объектом являются производственная и финансовая деятельность подведомственных предприятий, учреждений. Президентский контроль за состоянием государственных финансов осуществляется в соответствии с Конституцией путем подписания федеральных законов, издания указов и распоряжений по финансовым вопросам и др. Его целью является обеспечение целостности экономического пространства страны, единства бюджетной и налоговой политикина всей ее территории. В состав Администрации Президента РФ входит Главное Контрольное управление, которое также наделено рядом полномочий. Оно не может самостоятельно применять какие-либо санкции, оно вправе направлять предписания об устранении финансовых нарушений. Предложения, сделанные по итогам проверок, вносятся на рассмотрение Президента. Важной формой финансового контроля в России является парламентский контроль. В соответствии с Бюджетным кодексом законодательные (представительные) органы власти осуществляют:

предварительный контроль – в ходе обсуждения и утверждения проектов законов о бюджете и других нормативных актов, посвященных финансовым вопросам;

текущий контроль – при рассмотрении отдельных вопросов исполнения бюджета на заседаниях парламентских комитетов, комиссий, рабочих групп в ходе парламентских слушаний и в связи с депутатскими запросами;

последующий контроль – при рассмотрении и утверждении отчетов об исполнении бюджета, подготовленных исполнительной властью.

В системе исполнительной власти контрольными полномочиями наделены: Министерство финансов, Федеральное казначейство, региональные и муниципальные финансовые органы, главные распорядители и распорядители бюджетных средств. Правительство РФ как высший орган исполнительной власти регулирует и контролирует финансовую деятельность министерств и ведомств, межбюджетные отношения, информирует Государственную Думу о ходе исполнения федерального бюджета, а также предоставляет Счетной палате информацию, необходимую для осуществления ею контрольных полномочий.

4. Сущность, цель и роль независимого аудита в ФК. Аудиторский контроль - это независимый вневедомственный финансовый контроль, который проводят как отдельные физические лица, прошедшие государственную аттестацию и зарегистрированные в качестве предпринимателей-аудиторов, так и аудиторские фирмы (в том числе иностранные), имеющие любую организационно-правовую форму, предусмотренную российским законодательством (кроме акционерного общества открытого типа).

Основными задачами аудиторского контроля являются сле­дующие:

установление достоверности бухгалтерской и финансовой отчетности и соответствия произведенных финансовых и хозяй­ственных операций нормативным актам;

проверка платежно-расчетной документации, налоговых дек­лараций и других финансовых обязательств и требований прове­ряемых экономических субъектов.

Цель независимого аудита – это подтверждение достоверности финансовой отчетности об исполнении сметы расходов и соответствия порядка ведения бухгалтерского учета законодательству РФ

4. Сущность, цель и роль независимого аудита в финансовом контроле. Независимый (аудиторский) контроль проводится аудиторскими фирмами, аудиторами в соответствии с действующим законодательством и нормативными актами, регулирующими аудиторскую деят-ть.

В РФ аудиторская деятельность, аудит представляет собой предпр деят-ть аудиторов (аудиторских фирм) по осуществлению независимых вневедомственных проверок бухгалтерской (фин) отчетности, платежно-расчетной документации, налоговых деклараций и других финансовых обязательств и требований хозяйственных субъектов, а также оказанию им иных аудиторских услуг. Комиссия по аудиторской деятельности при Президенте РФ имеет право направлять аудиторам, аудиторским фирмам и их объединениям обязательные для исполнения предписания об устранениях ими нарушений законодательства РФ в области аудиторской деятельности.

Аудиторская деятельность осуществляется наряду с финансовым контролем, проводимым в соответствии с законодательством РФ специально уполномоченными органами. Аудиторы, прошедшие аттестацию и желающие работать самостоятельно, а также аудиторские фирмы начинают свою деятельность после государственной регистрации в качестве субъекта предпринимательской деятельности, получения лицензии и включения в государственный реестр аудиторов и аудиторских фирм.

Лицензии на осуществление специального аудита выдаются: Центральным Банком РФ для проведения банковского аудита; Департаментом стразового надзора Министерства финансов РФ для проведения аудита страховых организаций и обществ взаимного страхования. Лицензии на проведение общего аудита, а также аудита бирж, инвестиционных фондов выдает, как правило, Министерство финансов РФ.

Основной целью аудиторской деятельности является установление достоверности бухгалтерской (фин) отчетности хоз субъектов и соответствия совершенных ими финансовых и хозяйственных операций нормативным актам РФ. Аудиторские проверки бывают обязательными и инициативными.

Обязательная аудиторская проверка проводится в случаях, прямо установленных законодательными актами РФ(Согласно законодательству, ежегодную аудиторскую проверку обязаны провести в акционерных обществах, товарных и фондовых биржах, кредитных и страховых организациях, инвестиционных и государственных внебюджетных фондах, а также во всех остальных компаниях, годовой объем выручки которых превышает 500000 минимальных окладов, либо сумма их активов превышает 200 тысяч МРОТ. Согласно таким показателям, аудиторское заключение должно входить в отчетность фирм с годовой выручкой больше 50 миллионов рублей. Попадают под аудиторские проверки не все организации, узнать о списке таких фирм можно в первой строке бухгалтерской формы № 2 «Отчет о прибылях и убытках».), инициативная - по решению хозяйствующего субъекта.

Качество аудиторского заключения м. б. проверено органом, выдавшим лицензию на осущ-ние аудиторской деятельности, по заявлению хозяйствующего субъекта, по собственной инициативе или предложению прокурора. В случае обнаружения неквалифицированного проведения аудиторской проверки, приведшей к убыткам для государства или для хозяйствующего субъекта, с аудитора (аудиторской фирмы) могут быть взысканы на основании решения суда или арбитражного суда по иску органа, выдавшего лицензию:

* понесенные убытки в полном объеме;

* расходы на проведение перепроверки;

* штраф, зачисляемый в федеральный бюджет, в определ размере.

5. Система нормативного регулирования финансового контроля в РФ. Счетная палата – контролирующий орган. Она подчинена госдуме.

Указ президента РФ №314 от 9.03.04г. «о системе и стр-ре органов исполнительной власти РФ»

ФЗ №4 от 14.01.95г « о счетной полате РФ»

Постановление правит-ва РФ от 2004г, утвердившее положение о гос органах, осущ-ый ФК

Админист-ый регламент исполнения фед службы фин бюджет.надзора. утвержден приказом минфина 4.02.07г. №75-н

ФЗ об аудит деят-ти

ФЗ об БУ 21.11.96г №129

Изменилась система контрольных органов: упразднены органы народного контроля, в связи с изменением системы политической власти и установлением власти Президента Российской Федера­ции организован президентский контроль, осуществляемый Кон­трольным управлением Президента Российской Федерации.

На основании Конституции РФ 1993 г. (ст. 101—103) палаты Федерального Собрания РФ образуют Счетную палату РФ. Подоб­ные органы действуют и на уровне субъектов Федерации.

Сформированы также новые органы финансового контроля: ор­ганы государственной налоговой службы, государственного стра­хового надзора; функции финансового контроля осуществляют и созданные в 1990-х гг. органы федерального казначейства. Широ­кое развитие получил контроль в новой форме — аудиторской де­ятельности, проводимой независимыми организациями на плат­ной основе в качестве предпринимательской деятельности.

Преобразования в системе банков и их деятельности примени­тельно к особенностям рыночных отношений обусловили измене­ния в контрольных функциях банков, а также выделение из них на особый уровень Центрального банка РФ с функциями государ­ственного контроля и надзора.

Впоследствии меры по совершенствованию системы органов, осуществляющих финансовый контроль, продолжались: Государ­ственная налоговая служба РФ преобразована в Министерство РФ по налогам и сборам, изменена система органов, осуществляющих государственный страховой надзор. Особое внимание обращено на необходимость укрепления государственного финансового кон­троля, чему призван способствовать намеченный к принятию Фе­деральный закон «О государственном финансовом контроле в Рос­сийской Федерации».

Проблемы, связанные с собиранием и расходованием государ­ственных финансовых ресурсов обусловили создание Межведом­ственного совета по государственному финансовому контролю, обеспечению своевременности и полноты сбора налогов и других

платежей в федеральный бюджет. Целями деятельности Совета определены координация и усиление контроля за поступлением и расходованием средств федерального бюджета, федеральных вне­бюджетных фондов и других государственных средств. В состав Совета включены руководители финансово-контрольных и эконо­мических органов, в том числе министр финансов, Председатель Банка России, руководитель федерального казначейства и др. Председатель Совета — министр финансов. В работе Совета могут принимать участие представители Генеральной Прокуратуры РФ, МВД России, ФСБ России и др. заинтересованных органов.

К задачам Совета отнесены: формирование тактики и методоло­гии государственного финансового контроля; определение его ос­новных направлений и механизма; согласование практических ме­роприятий по осуществлению государственного финансового кон­троля; утверждение программы совместных ревизий и проверок;

подготовка предложений по расширению источников средств фе­дерального бюджета и внебюджетных государственных фондов, по эффективности государственного финансового контроля; обобще­ние и распространение опыта государственного финансового кон­троля.

Совету предоставлены права: запрашивать от министерств и других органов исполнительной власти необходимые материалы и информацию; обсуждать результаты ревизий и проверок, проводи­мых федеральными органами исполнительной власти, заслуши­вать объяснения их руководителей; вносить предложения в Пра­вительство РФ.

Законодательство определяет формы взаимодействия органов, осуществляющих финансовый контроль, с правоохранительными органами в целях усиления его эффективности, что имеет особо важное значение в связи с ростом преступности в экономической сфере.

6)Виды фин.контроля. По формам проведения финансовый контроль делится на:-предварительный;- текущий;- последующий. Предварительный контроль осуществляется на стадии составления финансовых планов, сметных доходов и расходов. Предварительный контроль должен предотвращать нерациональное расходование средств, не допускать снижения всех видов расходов, не позволять нарушать законодательные акты. Текущий контроль проводится в процессе исправления финансовых планов. По существу, проводится повседневно: при организации расчетов, при открытии счетов, проверке начисления заработной платы, проверки налоговых платежей. Последующий контроль проводится после завершения отчетного года. Еще раз, но более тщательно проверяется выполнение плановых расчетов. По методам проведения финансовый контроль делится на: проверки; обследования; анализ; ревизии. Проверки проводятся по отдельным вопросам (например, выплаты премий). Обследование охватывает более широкий спектр деятельности для принятия определенных решений. Для обследования используются анкетирование, тесты, собеседования. Анализ используется как метод финансового контроля и может быть представлен по отдельным факторам, направлениям, периодам времени. Ревизии - обширные и комплексные проверки всей финансовой деятельности за год. Для проведения ревизий  составляется программа, где существует цель, тематика, объекты и основные вопросы ревизионной проверки. После этого следует заключение, где отмечаются плюсы, минусы, накладываемые штрафы и т. д.

7)Взаимосвязь и отличия внешнего и внутреннего контроля,управленческого контроля и ревизии В зависимости от того, кто проводит проверку, аудит подразделяют на внутренний и внешний.Внутренний аудит осуществляется внутрифирменной аудиторской службой и направлен на повышение эффективности управленческих решений по экономическому и рациональному использованию ресурсов предприятия с целью максимальной прибыли и рентабельности. Он проводится внутри организации ее же специалистами и организуется по желанию руководства для получения информации, необходимой для управленческих решений.Внешний аудит выполняют специальные аудиторские фирмы, и основной задачей данного вида аудита является установление достоверности и дача заключения по финансовому отчету проверяемого предприятия, а также разработка рекомендаций по устранению имеющихся недостатков. Аудиторская проверка может быть обязательной и добровольной, т. е. осуществляется по предприятию самого экономического субъекта.
Особенности внутреннего и внешнего аудита можно представить следующим образом.
Внутренний аудит.
Постановка задач определяется собственниками или руководством исходя из потребностей управления. Объектом данного вида аудита является решение отдельных функциональных задач управления. Цель определяется руководством предприятия. Средства выбираются самостоятельно. Вид деятельности – исполнительская. Организация работы – выполнение конкретных заданий руководства. Взаимоотношения – подчиненность руководству. Оплата – начисление заработной платы по штатному расписанию. Отчетность – перед собственником или руководством. Внешний аудит.
Постановка задач определяется договором между независимыми сторонами: предприятием и аудитором. Главным образом система учета и отчетности предприятия. Цель определяется законодательством по аудиту: оценке достоверности финансовой отчетности и законодательства. Средства определяются общепринятыми аудиторскими стандартами. Вид деятельности – предпринимательская. Организация работы определяется аудитором самостоятельно исходя из общепринятых норм. Взаимоотношения – равноправное партнерство, независимость. Оплата – по договору.
Многие функции внутренних аудиторов могут быть выполнены приглашенными независимыми аудиторами; при решении многих задач внутренние и внешние аудиторы могут использовать одинаковые методы, разница лишь заключается в системе точности и детальности применения этих методов.

Отличительные признаки аудита от ревизии:

1.        По целям.

Цель аудита проверка отчётности на соответствие данным бухгалтерского учёта, налоговому законодательству и нормативным актам.
Цель ревизии нахождение недостатков, их выявление при организации финансово-хозяйственной деятельности предприятия, наказание виновных.

2.        По характеру деятельности.

Аудит-это предмет деятельности. Ревизия это исполнительская деятельность при выполнении указаний вышестоящих организаций.

3.        По управленческим связям.

Аудит это горизонтальные связи и он осуществляется на добровольных началах.
Ревизия это вертикальные связи, осуществляемые на принципе принуждения и отчётах контролирующих организаций.

4.        По практическим задачам.

Аудит это улучшение финансовой политики, привлечение дополнительных инвесторов, кредиторов и помощь в организации оптимальной работы финансовой и экономической службы предприятия, консультирование.

Ревизия это сохранение активности предприятия, пресечение хищений, пресечение расходований сверх нормы, профилактика злоупотреблений.

5.        По результатам проверки.

Аудит предполагает наличие аудиторского заключения и рекомендаций по улучшению организации учёта и финансовой работы на предприятии.

Ревизия заканчивается актом, где делаются выводы, накладываются взыскания и осуществляется передача в вышестоящие органы с разглашением информации в СМИ.

6.        По статусу.

Аудитор это независимый эксперт.

Ревизор работник аппарата управления фирмы вышестоящей организации или государства.

8)Основные задачи и направления внешнего финансового контроля В настоящее время финансовый контроль осуществляется законодательными и исполнительными органами власти, а также специально созданными учреждениями, наблюдающими за финансовой деятельностью всех экономических субъектов (государств, предприятий, учреждений, организаций, граждан).
   Финансовый контроль государственных организаций – это прежде всего контроль над разработкой, утверждением и исполнением бюджетов всех уровней и внебюджетных фондов, а также контроль за финансовой деятельностью государственных предприятий и учреждений, банков и финансовых корпораций.
   Финансовый контроль со стороны государства негосударственной сферы экономики и граждан, затрагивает лишь сферу соблюдения ими финансовой дисциплины, т. е. выполнения денежных обязательств перед государством, таких как:
   1) налоги и другие обязательные платежи;
   2) соблюдение законности и целесообразности при расходовании выделенных им бюджетных субсидий и кредитов;
   3) соблюдение установленных законодательством правил организации денежных расчетов, ведения учета и отчетности.
   Деятельность органов финансового контроля регламентируется юридическими нормами, закрепленными в таких имеющих силу закона документах, как Конституция РФ, Гражданский кодекс РФ, Налоговый кодекс РФ, Бюджетный кодекс РФ.
   Организации, осуществляющие финансовый контроль, могут быть как государственными, так и негосударственными.
   Финансовый контроль осуществляется с помощью различных методов, к которым относятся: наблюдение, проверка, обследование, ревизия и анализ материалов.
   Проверка – это метод финансового контроля, предусматривающий исследование отдельных вопросов финансовой деятельности или иных субъектов на основе документов, получения объяснений от обязанных лиц, а также осмотра помещений и других объектов. Из современного законодательства следует, что проверки подразделяются на тематические и документальные.
   Разновидностью тематической проверки является налоговая проверка, проводимая должностными лицами налоговых органов. Существует два вида налоговой проверки: камеральная и выездная. Камеральная налоговая проверка является разновидностью документальной проверки, так как она проводится налоговым органом по месту его нахождения на основе документов, представленных налогоплательщиком, а также других документов, имеющихся у налогового органа. По результатам проверок составляется акт. В соответствии со ст. 100 НК РФ он составляется по определенной форме, установленной Министерством по налогам и сборам РФ.
   Основным методом финансового контроля является ревизия, которая осуществляется специально созданной комиссией. Законодательство закрепляет обязательный и регулярный характер ревизии. Ревизии подразделяются на документальные и фактические, комплексные и тематические, плановые и внезапные.

12. Внутренний контроль и система мер по ограничению риска х/д Инициативный (внутр) К не вытекает из фин законодательства, но яв-ся неотъемл частью управления фин-ми для достижения тактич и страт целей. Цель внутр К - обеспечение соблюдения всеми сотрудниками пр-я своих должностных обязанностей в соответ с целями орг-и. Цель внутр К во времени непрерывна, перманентна и достигается только на короткое время.

При орг-и и осущ-и внутр К исп-ся как ден, так и неден измерители. Успешно примен-ся натур пок-ли: штуки, метры, тонны, литры - в завис-ти от отраслевой принадлежности пр-ия. Для измерения раб времени примен-ся такие пок-ли, как часы, машино-часы. Внутр К осущ-ся непрерывно. Отд контрол мероприятия проводятся по мере надобности.Рук-во пр-я самост-но устанав состав, сроки, периодичность контрол процедур. Глав принцип орг-и внутр К - целесообразность и экономичность. Аудит закл-е по рез-там обяз аудит проверки в составе своей первой и третьей частей (вводной и итоговой) яв-ся открытым док-том. При публикации бух отчет-ти указ-ся и рез-ты аудит проверки. Все док-ты внутр К носят сугубо конфиденц хар-р.

Внутр К призван организовывать его структуру, а также поддерживать ее в таком состоянии, чтобы в каждый момент времени она соответствовала целям пр-я.Если пр-е имеет только один вид деят-ти и реализует свою продукцию только по договору поставки, ему соответ одна структура внеш К, если это же пр-е организует реализацию своей продукции в розницу через торговый павильон, структура внутр К должна быть изменена. Т.о, осн цель внутр.К - ведение деят-ти в соответ с установл правилами. Внутр аудит решает след задачи:1) К над состоянием активов и недопущение убытков; 2) подтверждение выполнения внутрисистемных контр процедур; 3) анализ эф-ти функц-я системы внутр К и обработки инф-и; 4) оценка кач-ва инф-и, выдаваемой управл информ системой. Внутр аудитор выполняет след функции:1) проверка систем К в целях выработки политики компании в рамках законодательства; 2) оценка экономичности и эф-ти операций компании; 3) проверка уровня достижений програм. целей;

4) подтверждение точности инф-и, используемой рук-вом при принятии решений. Ответ-ть за выполнение своих обязанностей аудитор несет только перед рук-вом пр-я.

9)Подготовка,планирования,проведение и оформление результатов внешнего контроля. Внешний контроль (аудит) осуществляется независимой организацией на договорной основе с экономическим субъектом с целью подтверждения достоверности бухгалтерской отчетности, а также оказания консультационных услуг.Перед началом работы проходит первый, так называемый подготовительный этап аудита, в течение которого необходимо выработать решение по следующим вопросам:1) заключить договоры на проведение аудита и определить условия его проведения (продолжительность, оплату и др.);2) осуществить подбор сотрудников для проведения аудита.Вторым этапом аудита будет его планирование, которое включает следующие мероприятия: получение сведений о клиенте; предварительную аналитическую проверку, предварительную оценку системы внутреннего контроля, масштабов работ; оценку аудиторского (общего) риска; завершение экспертизы и оценку предварительных данных, разработку общего плана (стратегии) аудита; определение оптимального доверия к системе внутреннего контроля; разработку соответствующих процедур тестирования системы внутреннего контроля; разработку независимых процедур тестирования.Третий этап – сама процедура аудита, когда необходимо дать оценку системы бухгалтерского учета и внутреннего контроля, используемого в организации. Этот этап включает в себя проведение тестов, окончательную оценку внутреннего контроля, корректировку программы аудита.Четвертый этап – независимые процедуры, когда аудитор собирает аудиторские доказательства (рабочие документы аудитора), необходимые в дальнейшем для формирования его мнения об отчетности. Независимые процедуры включают такие мероприятия, как проведение независимых тестовых операций; проведение аналитических процедур; проведение тестов оборотов по синтетическим счетам; проведение проверочных процедур общего составления баланса; оценка результатов независимых процедур; обобщение полученных данных и их оценка, корректировка программы аудита и др.Пятый этап аудита – формулировка мнения и составление аудиторского отчета (заключения), в котором должно быть отражено мнение аудитора об отчетности. Данный этап включает: проверку финансовой отчетности, проверку результатов аудита, составление мнения о достоверности отчетности; составление проекта отчета; написание отчета.Результат аудиторской проверки, в соответствии с аудиторскими стандартами оформляется в виде заключения аудитора (аудиторской фирмы).Заключение аудитора имеет юридическую силу для всех юридических и физических лиц, государственных и судебных органов.Заключение аудитора (аудиторской фирмы) по результатам проверки, проведенной по поручению государственных органов, приравнивается к заключению экспертизы, назначенной в соответствии с процессуальным законодательством РФ. Структура аудиторского заключения, применяемого в РФ, приближена к международным стандартам оформления заключения, состоит из трех частей – вводной, аналитической и итоговой.Нарушение законодательства РФ об аудите аудиторскими организациями и их руководителями, индивидуальными аудиторами, аудируемыми лицами, подлежащими обязательному аудиту, влечет уголовную, административную и гражданско-правовую ответственность.Осуществление аудиторской деятельности организацией или индивидуальным аудитором без получения соответствующей лицензии влечет взыскание штрафа в размере от 100 до 300 минимальных размеров оплаты труда, установленного федеральным законом.

10)основные задачи и направления внутреннего финансового контроля. Цель внутреннего контроля – обеспечение соблюдения всеми сотрудниками предприятия своих должностных обязанностей в соответствии с целями организации. Цель внутреннего контроля во времени непрерывна, перманентна и достигается только на короткое время.
   При организации и осуществлении внутреннего контроля используются как денежные, так и неденежные измерители.
   Успешно применяются натуральные показатели: штуки, метры, тонны, литры – в зависимости от отраслевой принадлежности предприятия. Для измерения рабочего времени применяются такие показатели, как часы, машино-часы.
   Внутренний контроль осуществляется непрерывно. Отдельные контрольные мероприятия проводятся по мере надобности.
   Руководство предприятия самостоятельно устанавливает состав, сроки, периодичность контрольных процедур. Главный принцип организации внутреннего контроля – целесообразность и экономичность. Аудиторское заключение по результатам обязательной аудиторской проверки в составе своей первой и третьей частей (вводной и итоговой) является открытым документом.
   При публикации бухгалтерской отчетности указываются и результаты аудиторской проверки.
   Все документы внутреннего контроля носят сугубо конфиденциальный характер.    Внутренний контроль призван организовывать его структуру, а также поддерживать ее в таком состоянии, чтобы в каждый момент времени она соответствовала целям предприятия.
   Если предприятие имеет только один вид деятельности и реализует свою продукцию только по договору поставки, ему соответствует одна структура внешнего контроля, если это же предприятие организует реализацию своей продукции в розницу через торговый павильон, структура внутреннего контроля должна быть изменена. Таким образом, основной целью внутреннего контроля является ведение деятельности в соответствии с установленными правилами.   Внутренний аудит решает следующие задачи:
   1) контроль над состоянием активов и недопущение убытков;   2) подтверждение выполнения внутрисистемных контрольных процедур;
   3) анализ эффективности функционирования системы внутреннего контроля и обработки информации;   4) оценка качества информации, выдаваемой управленческой информационной системой.   Внутренний аудитор выполняет следующие функции:
   1) проверка систем контроля в целях выработки политики компании в рамках законодательства;
   2) оценка экономичности и эффективности операций компании;
   3) проверка уровня достижений программных целей;
   4) подтверждение точности информации, используемой руководством при принятии решений.
   Ответственность за выполнение своих обязанностей аудитор несет только перед руководством предприятия.

11. Проверка смет (бюджетов), центров затрат, центров ответственности и бюджетирования. Центр возн-ия затрат – структурное обособленное подразделение, например участок, по к-рому организуется планирование, учет затрат на про-во в целях управления и контролирования изд-ек.

Центр ответ-ти – структ обособл подразд-ние ппр, возглавляемое рук-лем, к-рый отвечает за результаты работы. Центры ответственности совмещают в учетном процессе и центр возникновения затрат и ответственность руководителей. Центры затрат и ответ-ти в системе бюджетир-ия составляют отчеты об исп-нии бюджетов и получ рез-тах.

Проверка смет, центров затрат и ответ-ти позволяет оценить синхронность поступления и расходования, выявить отклонения, проанализировать причины этих отк-ний, тенд-ции пок-лей во временном отрезке, а также эфф-ть оперативного и страт управления сметами и центрами.

Проверка смет (бюджетов), центров затрат, ответственности и в целом процесса бюджетирования состоит из: 1) анализа потребности в товарно-материальных ценностях (ТМЦ), запасах готовой продукции, изменений уровня потребности и запасов в рамках бюджетного периода в бюджете производства и запасов;

2) анализа влияния на процессы реализации рекламной деят-ти, условий политики, конъюнктуры рынка и т. д.;

3) анализа динамики цен и роста или снижения затрат, причины изменений (в бюджете продаж);

4) анализа норм расходов по видам прямых затрат в течение периода бюджета, оценки доли материальных затрат в стоимости производимой продукции;

5) анализа уровня рентаб-ти, об-мов про-ва, изменений в уровне получаемой прибыли в зависимости от изменений факторов, анализа сбалансированности производства и реализации в бюджетном периоде;

6) анализа планируемых издержек в связи с изменениями объемов производства;

7) анализа планир уровня затрат на вспом цехи и участки в бюджете вспом цехов;

8) оценки изменения ставок переменных расходов;

9) анализа необходимого уровня затрат на продвижение товара на рынок, расходов по его транспортировке, упаковке, рекламе, маркетингу, расходов посредника в результате процесса реализации, заложенных в бюджете коммерческих издержек;

10) анализа пост затрат, залож-х в бюджете управл затрат, анализа их распр-ния по видам произв деят-ти;

11) анализа ожидаемой выручки, прибыли, рентаб-ти, изм-ний в соотв с прошлыми периодами, резервов, фондов, оптимизации учетных процессов;

12) анализа ист-ков поступлений и целей расходования ден ср-тв в разрезах деят-ти ппр;

13) анализа активов и пассивов орг-ции.


13. Ревизия как инструмент контроля. Цели и задачи проведения ревизии. Ревизия – всесторонняя глубокая документальная фактическая проверка производств. и фин-хоз деятельности эк субъекта за определ. период t, проводимая специально уполномоченными на то органами / должн. лицами.

Ревизия является наиболее глубоким методом финансового контроля.

Цель ревизии - осуществление контроля за соблюдением зак-ва РФ при осущ-нии организацией хоз и фин операций, их обоснованностью, наличием и движением имущ-ва и обязат-вами, исп-нием мат. и трудовых ресурсов в соотв. с утвержденными нормами, нормативами и сметами. Задачи ревизии:

  1. соответствие осуществляемой деятельности орг-ии учредительным документам;

  2. обоснованность р-тов сметных назначений;

  3. исполнение смет расходов;

  4. использование бюджетных средств по целевому назначению;

  5. обеспечение сохранности денежных средств и материальных ценностей;

  6. обоснованность образования и расходования гос внебюджетных средств;

  7. соблюдение фин дисциплины и правильность ведения бух учета и составление отчетности;

  8. обоснованность операций с денежными средствами и цб, р-тных и кредитных операций;

  9. полнота и своевременность р-тов с бюджетом и внебюджетными фондами;

  10. операции с ОС и НМА;

  11. операции, связанные с инвестициями;

  12. р-ты по оплате труда и прочие р-ты с физическими лицами;

  13. обоснованность произведенных затрат, связанных с текущей деятельностью, и затрат капитального характера;

  14. формирование фин результатов и их распр-ие.

14. Основные различия ревизии и аудита. Аудит сущ-но отличается от ревизии по целому ряду признаков. Под ревизией понимается обследование деятельности юридического лица вышестоящей или контролирующей организацией с целью проверки правильности и законности действий этого экономического субъекта. Если цель аудита - выражение мнения о достоверности фин отчетности, оказание услуг, помощи, сотрудничество с клиентом, то цель ревизии - это выявление недостатков, предложения об их устранении и наказание виновных. По хар-ру деят-ти: аудит - предпринимат деят-ть; ревизия - исполнительная деятельность, выполнение распоряжений вышестоящей орг-ии (при ведомственном контроле) или гос-тва (при гос фин контроле). По управленч связям: аудит - горизонтальные связи, добровольность, равноправие во взаимоотн-ях с клиентом, отчет перед ним; ревизия - вертикальные связи, принуждение, назначение, отчет перед вышестоящим звеном об исполнении. По практич задачам: аудит - улучшение фин положения клиента, привлечение инвесторов, кредиторов, помощь и консультирование клиента; ревизия - сохранность активов, пресечение и профилактика злоупотреблений. По рез-там: аудит - аудиторское заключение и рекомендации для клиентов, конфиденциальность инфо; ревизия - акт ревизии, организационные выводы, взыскания, указания, передача информации вышестоящим органам, обязательность разглашения информации, в том числе через СМИ. По статусу, аудитор - независ эксперт, ревизор - работник контрольно-ревизионного аппарата фирмы или органа управления.

15. Права, обяз-ти и ответств-ть ревизоров и должн лиц проверяемой орг-ции. Осн. служебн ф-ция ревизора - проведение ревизий и проверок в соотв с получ прогой и в установл сроки. При проведении проверки ревизор имеет право: 1) требовать предъявления необходимых для проведения ревизии док-тов, регистров бух. и оперативного учета, отч-ти, нормативно-плановой документации, договоров, приказов проверяемой орг-ции и ее вышестоящих органов, актов и справок по предыдущим ревизиям и проверкам, устных пояснений и письм. объяснений раб-ков ревизуемых объектов; 2) изымать необх. док-ты, подтверждающие злоупотребления и хищения мат. ценностей, сохранность которых не гарантируется, и док-ты, отражающие фиктивные операции, подлоги, подделки; 3) требовать заверенные копии и выписки из док-тов, характеризующие бесхозяйственность, злоупотребления, хищения, приписки, др. нарушения; 4) получать от пост-ков, заказчиков, субподр, банк. учр-ний справки и копии док-тов по операциям с проверяемой орг-цией для установления их идентичности (встречные проверки); 5) осматривать помещения и склады, в которых нах-ся ден. ср-ва и тмц ревизуемой орг-ции; проводить инвентаризации ос, тмц и ден. ср-в, деб. и кред. задолж-тей; 6)опечатывать док-ты ревизуемой орг-ции, а также помещения (при обнаружении хищений и злоупотреблений и с согласия рук-ля ревизуемой орг-ции, при этом печать нах-ся у ревизора, а ключи у мат-но-ответственного лица); 7) требовать от рук-лей и раб-ков ревизуемого пр-тия объяснений по вопросам, связанным с проведением проверки; 8) проверять правильность списания на изд-ки произ-ва материалов, включения з/п, ст-ти услуг и др. затрат; 9) привлекать раб-ков ревизуемой орг-ции (по согласованию с ее рук-лем) для выполнения отд. работ, необходимых для проведения ревизии; 10)приглашать спец-тов для консультаций и участия в изучении вопросов, определенных заданием по проведению ревизии; 11) проверять жалобы и заявления раб-ков орг-ции в пределах круга вопросов, связанных с проводимой ревизией; 12) ставить перед рук-вом ревизуемой орг-ции и ее вышестоящим органом вопросы о принятии мер по устранению выявленных при ревизии нарушений и недостатков; 13) вносить предложения о наложении дисциплинарных взысканий, освобождении от работы и возмещении матер. ущерба; 14) разрабатывать предложения по рез-там ревизии и осущ-ть контроль за их выполнением; 15) сообщать в оперативном порядке рук-лям, назначившим ревизию, или вышестоящим орг-циям о случаях непринятия на ревизуемом пр-тии мер по устранению нарушений и недостатков в работе, а также об условиях и причинах, способствующих хищениям и злоупотреблениям; 16) сообщать правоохранительным органам через рук-ля, назначившего ревизию, о каждом случае недостачи. Допускается не сообщать лишь о мелких недостачах, по которым виновные лица наказываются в дисциплинарном порядке с возмещением матер. ущерба.

Обязанности ревизора: 1) поставить в известность рук-ля ревизуемой орг-ции о начале ревизии, сообщить о ее задачах, в ходе ревизии информировать его об отд. выявленных недостатках и нарушениях для принятия мер к их устранению в период проведения ревизии; 2) проверять законность фин-во-хоз. операций, сохранность собств-ти, соблюдение сметно-финансовой и штатной дисциплины, постановку б.у. и достоверность отч-ти, кач-во первичных док-тов, правильность бух. записей; проверять фактич. наличие им-ва и его соотв-вие учетным данным; выявлять случаи бесхозяйственности, расточительности, хищений, растрат, недостач, незаконного и непроизводительного расходования ден. ср-в, тмц и др. ценностей, а также др. нарушения; 3) точно и объективно освещать выявленные ревизией факты нарушений и злоупотреблений с указанием виновных лиц, размера причиненного матер. ущерба и причин этих негативных ф-ров; 4) обсуждать рез-ты ревизии на совещании раб-ков ревизуемой орг-ции; 5) проверять полномочия должностных лиц и законность и целесообразность их действий; 6) соблюдать конфиденциальность в отношении инф-ции, полученной в ходе ревизии; 7) ставить вопросы привлекаемым экспертам в письм. форме; 8) повышать проф. квалификацию; 9) вести себя дисциплинированно и не допускать неделовых отношений с раб-ками, деят-ть которых проверяется; 10) проверить выполнение решений по рез-там предыдущей ревизии и отразить в акте проверки полноту и своевременность его выполнения.

Ревизор привлекается к уголовной ответ-ти: 1)за разглашение инф-ции о полученных данных и выводах ревизии до ее завершения, 2)за сокрытие злоупотреблений и др. должностных нарушений, фактов бесхозяйственности и хищений, 3) за использование служебного положения в корыстных целях.

Права, обязанности и ответ-ть лиц, служебная деят-ть которых проверяется

Рук-ль ревизуемого пр-тия обязан: 1) создавать необх. условия для работы ревизионной группы; 2)до окончания проверки или ревизии принять меры к устранению выявленных нарушений; 3) обеспечить сбор спец-тов, рук-лей подразделений и служб для обсуждения рез-тов ревизии и принять меры к устранению выявленных недостатков и к недопущению их в дальнейшем.

Должностные лица, служебная деят-ть которых проверяется, обязаны: 1) по требованию ревизора предъявить для проверки док-ты, учетные регистры, бланки строгой отч-ти, ден. ср-ва и тмц; 2) давать объяснения в уст. и пис. форме по вопросам, имеющим отношение к проводимой ревизии.

Должн лица, служебная деят-ть которых проверяется, имеют право: 1) присутствовать при инвентаризации вверенных им ценностей, контрольных запусках сырья и мат-лов в произ-во, контрольных обмерах, осмотрах складов и хранящихся в них мат. ценностей; 2) знакомиться с актами ревизий и проверок, относящихся к их служебной деят-ти, и представлять в пис. форме объяснения и возражения по ним; 3) знакомиться со всеми док-тами и отчетами, послужившими основанием для выводов о допущенных ими недостатками в работе, а также с произведенными расчетами сумм подлежащего возмещению мат. ущерба; 4) предоставлять ревизору подлинные док-ты и др. материалы в оправдание своих действий.

Должн лица несут ответ-ть: 1) за преднамер искажение фактов и обст-в; 2) за невыполнение требований ревизора о представлении для проверки мат. рес-сов, док-тов, учетных регистров, отчетов и объяснений.

16. Порядок организации и проведения ревизии Ревизия поступления и расходования ср-в фед. бюджета, использования внебюджетных ср-в, доходов от им-ва (в т.ч. от ц/б), находящегося в фед. собств-ти, в фед. органах исполнит. власти, органах гос. власти субъектов РФ, органах местного самоуправления и орг-циях любых форм собств-ти, осущ-ся как в плановом, так и внеплановом порядке.
На проведение каждой ревизии участвующим в ней раб-кам выдается спец. удостоверение, которое подпис-ся рук-лем контрольно-ревизионного органа (КРО), назначившего ревизию, или лицом, им уполномоченным, и заверяется печатью указанного органа.
Сроки проведения ревизии, состав ревиз. группы и ее рук-ль (контролер-ревизор) опред-ся рук-лем КРО с учетом объема предстоящих работ, вытекающих из конкретных задач ревизии и особенностей ревизуемой орг-ции, и, как правило, не могут превышать 45 календарных дней.
Продление первоначально установленного срока ревизии осущ-ся рук-лем КРО по мотивированному представлению рук-ля ревиз. группы (контролера-ревизора).
Конкретные вопросы ревизии опр-ся программой или перечнем осн. вопросов ревизии. Программа ревизии включает ее тему, период, который должна охватить ревизия, перечень осн. объектов и вопросов, подлежащих ревизии, и утверждается рук-лем КРО.
Составлению программы ревизии и ее проведению должен предшествовать подготовительный период, в ходе которого уч-ки ревизии обязаны изучить необх. законодат. и др. нормативные правовые акты, отчетные и стат. данные, др. имеющиеся мат-лы, характеризующие финансово-хоз. деят-ть подлежащей ревизии орг-ции.
Рук-ль ревиз. группы до начала ревизии знакомит ее уч-ков с содержанием программы ревизии и распределяет вопросы и участки работы между его исполнителями.
Программа ревизии в ходе ее проведения с учетом изучения необх. док-тов, отчетных и стат. данных, др. мат-лов, характ-щих ревизуемую орг-цию, м.б. изменена и дополнена.
Рук-ль ревиз. группы (контролер-ревизор) должен предъявить рук-лю ревизуемой орг-ции удостоверение на право проведения ревизии, ознакомить его с осн. задачами, представить участвующих в ревизии раб-ков, решить организационно-технические вопросы проведения ревизии и составить рабочий план.
По требованию рук-ля ревизионной группы (контролера-ревизора) при выявлении фактов злоупотребления или порчи им-ва рук-ль ревизуемой орг-ции в соотв-вии с действующим закон-вом РФ обязан организовать проведение инвентаризации ден. ср-в и мат. ценностей. Дата проведения и участки (объем) инвентаризации устанавливаются рук-лем ревиз. группы (контролером-ревизором) по согласованию с рук-лем ревизуемой орг-ции.
Ревизия финансово-хоз. деят-ти орг-ции проводится путем осуществления: -проверки учредит., регистрационных, плановых, отчетных, бух. и др. док-тов по форме и содержанию в целях установления законности и правильности произведенных операций; - проверки фактич. соотв-вия совершенных операций данным первичных док-тов, в т. ч. по фактам получения и выдачи указанных в них ден. ср-в и мат. ценностей, фактически выполненных работ (оказанных услуг) и т.п.; - орг-ции проведения встречных проверок поступления и расходования ср-в фед. бюджета, использования внебюджетных ср-в, доходов от им-ва, находящегося в фед. собств-ти, сличения имеющихся в ревизуемой орг-ции записей, док-тов и данных с соответствующими записями, док-тами и данными, находящимися в тех орг-циях, от которых получены или которыми выданы ден. ср-ва, мат. ценности и док-ты; - орг-ции процедур фактич. контроля за наличием и движением мат. ценностей и ден. ср-в, правильностью форм-ния затрат, полнотой оприходования продукции, достоверностью объемов выполненных работ и оказанных услуг, в т.ч. с привлечением спец-тов др. орг-ций, обеспечением сохранности ден. ср-в и мат. ценностей путем орг-ции проведения инвентаризаций, обследований, контрольных запусков сырья и мат-лов в произ-во, контрольных анализов сырья, мат-лов и ГП, контрольных обмеров выполненных объемов работ, экспертиз и т.п.; - проверки достоверности отражения произведенных операций в б.у. и отч-ти, в т. ч. соблюдения установленного порядка ведения учета, сопоставления записей в регистрах бу с данными первичных док-тов, сопоставления пок-лей отч-ти с данными бу, арифметич. проверки первичных док-тов; - проверки использования и сохранности бюджетных ср-в, ср-в гос. внебюджетных фондов и др. гос. ср-в, доходов от им-ва, находящегося в гос. собств-ти; - проверки в необходимых случаях орг-ции и состояния внутреннего (ведомственного) контроля.

Участники ревиз. группы (контролер-ревизор) исходя из программы ревизии опред-т необх-ть и возм-ть применения тех или иных ревиз. действий, приемов и способов получения инф-ции, аналитических процедур, объема выборки данных из проверяемой сов-ти, обеспечивающего надежную возм-ть сбора требуемых сведений и доказат-в.
Рук-ль ревизуемой орг-ции обязан создавать надлежащие условия для проведения уч-ками ревиз. группы (контролером-ревизором) ревизии - предоставить необх. помещение, оргтехнику, услуги связи, канцелярские принадлежности, обеспечить машинописными работами и т.п.
В случае отказа раб-ками ревизуемой орг-ции предоставить необх. док-ты либо возникновения иных препятствий, не позволяющих проведению ревизии, рук-ль ревиз. группы (контролер-ревизор), а в необходимых случаях рук-ль КРО сообщает об этих фактах в орган, по поручению которого проводится ревизия.
При отсутствии или запущенности бу в ревизуемой орг-ции рук-лем ревиз. группы (контролером-ревизором) составляется об этом соответствующий акт и докладывается рук-лю КРО. Рук-ль КРО направляет рук-лю ревизуемой орг-ции и (или) в вышестоящую орг-цию либо органу, осуществляющему общее руков-во деят-тью ревизуемой орг-ции, письм. предписание о восстановлении бу в ревизуемой орг-ции.
Ревизия проводится после восстановления в ревизуемой орг-ции бу.

17. Основания и периодичность проведения ревизии. Сроки проведения ревизии, состав ревиз. группы и ее рук-ль (контролер-ревизор) опред-ся рук-лем КРО с учетом объема предстоящих работ, вытекающих из конкретных задач ревизии и особенностей ревизуемой орг-ции, и, как правило, не могут превышать 45 календарных дней.
Продление первоначально установленного срока ревизии осущ-ся рук-лем КРО по мотивированному представлению рук-ля ревиз. группы (контролера-ревизора).

Государство не может безразлично относиться к тому, как ведутся дела на предприятиях и в организациях негосударственной формы собственности. Следовательно, государство должно располагать такими формами финансового контроля, которые позволили бы эффективно контролировать предприятия всех форм собственности. Ревизии финансово-хозяйственной деятельности органов и учреждений, подведомственных Минюсту России, должны проводиться не раже одного раза в год (Указ Президента РФ от 25.07.1996 г. № 1095). При организации, проведении и реализации результатов ревизии работники контрольно-ревизионных органов обязаны руководствоваться: инструкцией о порядке проведения ревизии и проверки контрольно-ревизионными органами Министерства финансов РФ, Конституцией РФ, федеральными конституционными законами, указами и распоряжениями Президента РФ и иными нормативными правовыми актами Министерства финансов РФ, других министерств и иных органов исполнительной власти РФ, правовыми актами субъектов РФ. Ревизия поступления и расходования средств федерального бюджета, использования внебюджетных средств, доходов от имущества (в том числе от ценных бумаг), находящегося в федеральной собственности, в федеральных органах исполнительной власти, органах государственной власти субъектов РФ, органах местного самоуправления и организациях любых форм собственности, осуществляется как в плановом, так и в неплановом порядке. Ревизия организаций любых форм собственности по мотивированным постановлениям, требованиям правоохранительных органов осуществляется в установленном порядке в соответствии с действующим законодательством РФ. Задания следственных органов затем принимается в качестве программы ревизии, план проведения которой разрабатывается контролерами в строгом соответствии с поставленными вопросами. Ревизия поступления и расходования бюджетных и внебюджетных средств органов государственной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления и доходов от имущества, находящегося в их собственности, осуществляется по обращениям этих органов в установленном порядке с возмещением расходов по проведению такой ревизии соответствующим органом государственной власти субъекта РФ или органом местного самоуправления. При составлении планов проведения ревизий предусматривают, чтобы хозрасчетные предприятия подвергались проверкам, не менее раза в год и чтобы была обеспечена преемственность проверки хозяйственно-финансовой деятельности. Основанием для проведения ревизии служит, мотивированное постановление, которое должно иметь номер, дату, тему ревизии, состав ревизионной группы с указанием ее руководителя, проверяемый период, наименование проверяемой организации, Ф. И. 0. руководителя, должность и подписи лиц, выдавших данное постановление. Сроки проведения ревизий и состав ревизионных групп определяется с учетом объема предстоящих работ, вытекающих из конкретных задач ревизии и особенностей деятельности ревизуемых предприятий. Сроки ревизии, как правило, не могут превышать 45 календарных дней. Первоначально установленный срок ревизии может быть продлен руководителем контрольно-ревизионного органа по мотивированному представлению руководителя ревизионной группы. Основанием для продления срока могут быть следующие причины: проведение ревизии за время превышающее один год; изменение программы в ходе осуществления ревизии; необходимость сплошной проверки хозяйственных операций с целью установления полного размера причиненного материального ущерба при выявлении фактов хищений, злоупотреблений и других нарушений; болезнь ревизора на срок до одного месяца и т.п. Каждая ревизия должна охватывать период, начинающийся со дня окончания предыдущей ревизии и заканчивающийся датой начала планируемой ревизии. При необходимости или при наличии постановления следственных органов ревизия проводится за более длительный период. При определении очередности ревизий необходимо учитывать время, прошедшее после предыдущей ревизии, наличие информации о злоупотреблениях или незаконных действиях отдельных работников предприятия, хищениях и недостачах товарно-материальных ценностей и других недостатках в финансово-хозяйственной деятельности в прошедшем периоде.

18. Подготовка и планирование проведения ревизии Ревиз. комиссия (ревизор) осущ-т проверку по утвержденному плану на календарный год. План-ние проводится заблаговременно (последний квартал предыд. года) с учетом кадрового обеспечения. Цель план-ния контрольно-ревиз. работы состоит в упорядочении предполагаемых контрольно-ревизионных (КР) мероприятий для достижения макс. эф-ти и достоверности предстоящей проверки при оптим. использовании временных и чел. ресурсов.

Ревизор при подготовке и план-нии обязан: опр-ть важнейшие направления и особенности деят-ти ревизуемой ед-цы; получить сведения о формах и методах орг-ции управления, учета внутрихоз. контроля; выяснить порядок подотч-ти; определиться в выборе формы и выводов и заключений, а также в том, кому будет представлен отчет; наметить цели ревизии и исследования; предварительно оценить сильные и слабые стороны ключевых направлений систем управления и контроля; опр-ть матер. сторону рассматриваемых вопросов; рассмотреть систему внутр. контроля ревизуемой ед-цы и установить степень доверия к внутр. аудиторам; опр-ть наиболее продуктивный подход к процессу ревизии; обратить внимание на то, какие меры были приняты для выполнения рекомендаций предшествующей ревизии; подготовить необх. документацию.

Планы контрольно-ревиз. работы должны опр-ть: 1. круг необходимой для проверки инф-ции с целью выявления возможностей применения выборочных методов контроля; 2. объем проверяемой инф-ции и время проведения проверки; 3. состав группы ревизоров, которые будут непосредственно участвовать в проведении проверки.

Должны проверяться орг-ции, где: не было ревизии более 1 года; были отмечены серьезные нарушения; более крупные орг-ции по объему деят-ти и кол-ву хоз. операций; смена рук-лей.

В последнюю очередь проверяются все остальные. В план могут быть внесены доп. расследования (внеплановые ревизии).

Четкая подготовка к проведению ревизии – залог ее своевременного и качест. осуществления с наименьшими труд. з-тами. За несколько дней до начала ревизии издается приказ о ее назначении, в котором указ-ся, кому поручено проведение ревизии, срок ее проведения и дата представления рук-лю пр-тия акта ревизии с выводами и предложениями ревизора. До начала ревизии до выезда все уч-ки обязаны предварительно изучить действующие необх. законодат. акты, а также сравнить их с действовавшими в ревизионный период, обращая внимание на изменения. Также отчетные и стат. данные, уч. п-ку.

Осн. обяз-тью ревизора яв-ся проведение ревизий хоз. и соц. деят-ти за отч. год в соотв-вии с утвержденной программой. Программу ревизии хоз. деят-ти пр-тия по согласованию с его рук-вом подготавливает ревизор. Рук-ль ревиз. группы знакомит членов группы с содержанием программы и распределяет ее между исполнителями. Все пункты программы д.б. закреплены за соответствующими исполнителями.

До начала ревизии члены ревиз. группы знакомятся с содержанием акта предыдущей ревизии и принятым по ее рез-там решением. В процессе ревизии проверяется его выполнение. Члены ревиз. группы составляют рабочие планы по проведению ревизии порученных им участков деят-ти пр-тия. В рабочем плане дается перечень работ, подлежащих выполнению во время проведения ревизии, указываются способ проверки, срок выполнения и исполнители. В ходе проведения ревизии могут возникнуть непредвиденные обстоят-ва, решение которых потребует доп. раб. времени. В этом случае в раб. план вносятся соответствующие изменения и дополнения.

19. Объем, основные этапы и последовательность ревизии. В ревиз. работе следует выделить след. этапы: 1) подготовительный; 2) проведение ревизии; 3) оформление рез-тов ревизии; 4) реализация рез-тов ревизии; 5) контроль над выполнением решений, принятых по рез-там ревизии.

Результат ревизии во многом зависит от ее подготовки еще до выезда на объект. Подготовит. этап ревизии закл-ся в сборе инф-ции о ревизуемом субъекте, т. е. изучаются акты предыдущих ревизий, докладные записки, приказы и постановления по рез-там проведенных ревизий, вообще все, что отн-ся к данному пр-тию. Также изучаются данные годовой и промежуточной бух. отч-ти (пр-тия, данные нал. отч-ти (расчеты и декларации). На основании собранной инф-ции опр-ся задачи ревизии, подготавливается план проведения ревизии, рук-ль ревиз. группы проводит постановку конкретных задач ревизии перед членами ревиз. группы.

По прибытии на пр-тие и предъявлении рук-лю пр-тия приказа или распоряжения о проведении ревизии приступают непосредственно к этапу проведения ревизии. Проводят обследование пр-тия, осмотр помещений, цехов, служб аппарата управления, подразделений и мест хранения ТМЦ, подъездных путей, проводят инвентаризацию кассы, изучают первичные док-ты, сводные регистры, ведомости синтетич. и аналитич. учета, собирают объяснения и справки с раб-ков, если в этом есть необх-ть, проводят инвентаризацию расчетов с дебиторами и кредиторами, поставщиками и покупателями (высылают извещения на пр-тия с просьбой сообщить о состоянии расчетов или имеющихся претензий к ревизируемому пр-тию). Если ведение б.у. на пр-тии запущено, рук-ль ревиз. группы дает задание восстановить учет. В течение проверки для систематизации мат-лов ревизоры составляют раб. док-ты, где отражают все обнаруженные факты нарушений. Рез-ты проверки оформляются актом (согласно действующим инструкциям и в соотв-вии с планом или программой ревизии). В акте указывают сведения об орг-ции и ревизорах, рез-ты предыдущих проверок и факты выполнения решений по данным ревизиям, указывают способы и методы, использованные в ходе ревизии, способы проведения инвентаризации, рез-ты проверок по направлениям ревизии, размер причиненного ущерба.

Уже в ходе проверки ревизор должен принять меры по устранению выявленных нарушений, а также ставить вопрос о мере ответств-ти виновных лиц. При незначительных нарушениях рез-ты ревизии могут быть реализованы сразу после окончания ревизии, о чем сообщается в приложении к акту ревизии. А если выявлены факты хищений в крупных размерах, составляется промежуточный акт и передается в следственные органы. По рез-там ревизии составляются выводы и предложения по устранению недостатков, которые представляются рук-лю орг-ции. Он рассматривает выводы и принимает решение по устранению недостатков. В дальнейшем выполнения этих решений должно быть проконтролировано.

Контрольно-ревиз. органы обеспечивают контроль над выполнением решений, принятых по рез-там ревизии, и, при необх-ти, принимают др. предусмотренные законодат-вом РФ меры для устранения выявленных нарушений и возмещения причиненного ущерба, а также систематически изучают и обобщают мат-лы ревизий и на основе этого вносят предложения о совершенствовании системы гос. фин. контроля, дополнениях, изменениях, пересмотре действующих в РФ законодат. и др. нормативных правовых актов

19. Основные этапы и последовательность проведения ревизий 1план-ние ревизий – составление плана ревизии. План составляется рук-лем ревиз. группы, утверждается рук-лем контрольно-ревиз. группы;

2составление программы проверки – это более конкретизируемый план ревизии. Говорит о том, кто будет проверять тот или иной вопрос, период проверки, срок предоставления док-тов;

А)осуществляются работы на месте, т.е. на объекте ревизии;

Б)документальная и фактическая проверка;

В)систематизация мат-лов ревизии и составление акта ревизии,

Г)обсуждение рез-тов ревизии в орг-ции;

Д)разработка мероприятий (предложений) по устранению выявленных нарушений;

Е)контроль за выполнением решений, принятых по рез-там ревизии.

21. Источники получения информации о деятельности проверяемого субъекта при проведении ревизии. Источники ревизии – совокупность законодательных актов, нормативных, первичных документов, регистров бухгалтерского учета и отчетности, на основании которых, используя соответствующие методические приемы контроля, ревизор устанавливает законность, экономическую целесообразность и достоверность совершенных финансово-хозяйственных операций.

Приступая к проверке предпринимательской деятельности организации, ревизор должен определить задачи проверки, т.е. то, что он должен установить в процессе изучения документов, учетных регистров, форм отчетности и т.д.

При документальной ревизии используются следующие источники информации; первичные документы (выписки банка, наряды, товарно-транспортные накладные и путевые листы на работу автотранспорта, справки о стоимости выполненных работ и др.); материалы прове-рок, проведенных контрольными органами, инвентаризаций; журналы-ордера; вспомогательные ведомости; разработочные таблицы; машинограммы и другие регистры бухгалтерского и статистического учета. К источникам информации относятся также договоры с поставщиками, заказчиками, проектными организациями; акты проверок; письменные заявления работников, сигнализирующие об отдельных фактах недостатков и нарушений, допущенных в ревизуемой организации. Эти данные способствуют выявлению имеющихся недостатков в предпринимательской деятельности организации.

20. Направления ревизионной проверки.Организация и производство ревизий обеспечивается силами - гдсла ревизионной работы (Контрольно-ревизионного управ.) Министерства юстиции РФ. При проведении комплекс ревизи министерств юстиции автономных республик, управлений края, области в проверке их финансово-хозяйственной деятельности также принимает участие департамент финансово экономического и хозяйственного обеспечения Минюста России. В отдельных случаях на основании приказа (распоряжения) Министра (первого заместителя министра) для участия в ревизии могут быть привлечены специалисты управлений и отделов министерства, а также других учреждений и органов юстиции.

Ревизии могут осуществляться по следующим основным направлениям:
1) соответствие осуществляемой деятельности организации
учредительным документам;
2) обоснованность расчетов сметных назначений;
3) исполнение смет расходов;
4) использование бюджетных средств по целевому назначению;
5) обеспечение сохранности денежных средств и материальных ценностей;
б) обоснованность образования и расходования государственных внебюджетных средств.
7) соблюдение финансовой дисциплины, правильность ведения бухгалтерского учета и составление отчетности
8) обоснованность операций с денежными средствами и ценными бумагами, расчетных и кредитных операций;
9) полнота и своевременность расчетов с бюджетом и внебюджетными фондами;
10) операции с основными средствами и нематериальными активами;
11) операции, связанные с инвестициями
12) расчеты по оплате труда и прочие расчеты с физически м и
лицами
13) обоснованность произведенных затрат, связанных с текущей деятельностью, и затрат капитального характера;
14)формирование финансовых результатов и их распределение.
Кроме перечисленных выше направлений финансового контроля, также проверяется хозяйственная деятельность ревизуемо го предприятия, т. е. изучается структура предприятия, подведомственные учреждения и службы, общий штат и объем обнiл сметы, счета (бюджетные И текущие), имущество организации (его размеры и стоимостная оценка). Чтобы правильно понять функционирование бухгалтерской службы проверяемой организации, а также потоки финансовой информации и документооборот, изучается структура бухгалтерской службы, организация, формы и методы ведения бухгалтерского учета, как реализуется утвержденное Положение о бухгалтерской службе, должностные инструкции специалистов бухгалтерской службы, обеспечен ли контроль над сохранностью денежных средств и материальных ценностей; формируется ли учетная политика в соответствии с ПБУ «Учетная политика предприятия<>; наличие утвержденных смет расходов и оснований для внесения изменений в эти сметы, а также порядок исполнения данных смет.
Состояние охраны денежных средств в кассе, товарно-материальных ценностей (ТМЦ) на складах, обеспеченность вычислительной и оргтехникой, транспортом (его состояние), наличие внутренних локальных нормативных актов и распорядительной документации, отражающих финансово-хозяйственную деятельность (приказы по срокам представления авансовых отчетов; период, на который выдаются денежные средства под отчет, перечень лиц, имеющих право получения денежных средств на хозяйственные нужды, доверенностей и др.), состояние учета рабочего времени (проверяются табели учета рабочего времени).
Проверка хозяйственной деятельности дает ревизору возможность оценить состояние, размеры проверяемого субъекта, состояние системы внутреннего контроля на предприятии и позволит составить план работы с учетом приоритетных направлений проверки. Реализация результатов ревизии состоит в устранении тех нарушений, которые выявлены в ходе проверки, обсуждение результатов ревизии на предприятии, передача дел в судебно-следственные органы.

20. Направления ревизионной проверки. Планир. осн. напр-ий проведения ревизий и проверок состоит в том, что контрольно-ревизионные органы разл. министерств и ведомств в зав-ти от произв-нных, фин--эк и др условий опр-ют хар-р и содержание предстоящих ревизий в подведомственных орг-ях. Это выр-ся в разработке плана отдельных видов ревизий - простых и комплексных, ревизии с привлечением правоохр. органов, а также от кол-ва участвующих в ревизии чел-к. При коллективных формах ревизии в проверке участвует несколько чел-к, а при индивид. форме - всего один человек. В зав-ти от органов, осущ-их ревизии, их подразделяют на ведомственные, вневедомственные и внутрихозяйственные.

Ведомственные ревизии произв-ся контрольно-ревизионным аппаратом вышестоящих органов (министерств, государственных комитетов и ведомств) в подведомственных им предприятиях, орг-ях, учр-ях.

Вневедомственные ревизии произ-ся контрольно-ревизионным аппаратом органов гос контроля, наделённых контрольными правами по отн-ю к ппр, орг-ям и учр-ям всех отраслей эк-ки, независимо от их ведомственной подчинённости.

Внутрихозяйственными являются ревизии, проводимые внутри ппр (объединения). Они, как правило, контролируют деят-ть входящих в состав ппр (объединения) структурных подразделений, не имеющих юрид. самостоятельности.

По орга-му признаку ревизии могут быть плановыми и внеплановыми. Плановые ревизии проводятся в соответствии с планом ревизионной работы. Вышестоящие органы планируют ежегодное проведение ревизий в подведомственных ппр и орг-ях, а в бюджетных орг-ях и учр-ях, не осущ непосредственно хоз операций - не реже одного раза в два года.

Внеплановые ревизии планом не предусматриваются, а проводятся при необходимости. Такие ревизии могут быть вызваны неблагополучным положением дел на отдельном предприятии, при обнаружении фактов хищений и злоупотреблений, по просьбе судебно-следственных органов и т.д. При расследовании некоторых преступлений, особенно хищений денежных средств и имущества ревизия проводится в обязательном порядке. Материалы такой ревизии дают возможность следственным органам установить лиц, виновных в злоупотреблениях, способы совершения хищений и суммы материального ущерба.

В зависимости от полноты проверки деятельности предприятия ревизии подразделяются на комплексные, некомплексные и тематические.

Комплексными считаются ревизии, при которых проверяются все стороны деятельности предприятия, его производственная и финансово-хозяйственная деятельность.

Некомплексной называется ревизия, проводимая одним ревизором (обычно специалистом по бухгалтерскому учёту и финансам), при которой проверяется хозяйственно-финансовая деятельность. Некомплексные ревизии не позволяют в полной мере выявить состояние ведения производства, уровень внедрения достижений научно-технического прогресса и передовых технологий, поэтому они менее эффективны по сравнению с комплексными ревизиями.

  1   2   3


1.Сущность финансового контроля (ФК), его содержание, цели и задачи
Учебный материал
© nashaucheba.ru
При копировании укажите ссылку.
обратиться к администрации