Хисматуллин P.C. Вопросы криминологии на современном этапе - файл n1.doc

приобрести
Хисматуллин P.C. Вопросы криминологии на современном этапе
скачать (530 kb.)
Доступные файлы (1):
n1.doc530kb.22.08.2012 15:01скачать

n1.doc

  1   2   3   4   5   6
им ц д тс А

МИНИСТЕРСТВО ОБЩЕГО И ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

БАШКИРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

Р.СХИСМАТУЛЛИН

ВОПРОСЫ КРИМИНОЛОГИИ НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ

Учебное пособие
Уфа 1998

Хисматуллин PC. Вопросы криминологии на современном этапе: Учебное пособие/ Изд-е Башкирск.ун-та. Уфа, 1998. - 124 с. - ISBN 5-7477-0238-6.

В учебном пособии с позиций системного подхода рассматриваются актуальные теоретические вопросы науки "Криминология", подробно анализируются психологические особенности подростков-правонарушите­лей, обусловленные свойствами их возраста, освещаются особенности предупреждения преступности несовершеннолетних.

С! целью привития студентам навыков самостоятельных крими­нологических исследований в пособии представлены планы практических занятий по курсу "Криминология", задания по выполнению самостоятельных и контрольных работ.

Предназначено для студентов и аспирантов высших юридических учебных заведений, а также для научных и практических работников.

РЕЦЕНЗЕНТЫ:

Д-р юрид. наук, профессор, Заслуженный юрист Российской Федерации Р.А.Хан нанов; кафедра уголовного права и криминологии Уфимского юридического института МВД РФ.

ISBN 5-7477-0238-6

© Хисматуллин Р.С., 1998.

© Башкирский университет, 1998.

ВВЕДЕНИЕ

Особым видом негативной социальной деятельности является преступная деятельность людей, совершение ими преступлений. С развитием общества возникла специальная наука, которая изучает преступность как существующее в обществе явление, связанное с другими социальными явле­ниями, имеющее свои закономерности возникновения, суще­ствования и развития, требующее многообразных и специ­фических форм борьбы с ним.

Такой наукой стала криминология.

Криминология - это общетеоретическая наука о пре­ступности, ее причинах и условиях, способствующих совер­шению преступлений, личности преступника, а также о ме­тодах борьбы с преступностью.

Криминология - конкретная наука, основанная на обобщенных данных социологических исследований. Овла­дение ее теоретическими основами должно быть неразрывно связано с использованием практического материала. Одним из основных направлений совершенствования качества под­готовки высококвалифицированных юристов является необ­ходимость уделения большего внимания обучению студентов решать профессиональные задачи в типичных ситуациях, изучать и анализировать уголовные дела и другие материа­лы, уметь делать соответствующие выводы по результатам проведенных исследований. Профессиональная деятельность юриста предусматривает, прежде всего, необходимость ра­боты с материалами следственной и судебной практики, данными социологических исследований и статистики, пред­полагает умение самостоятельно разрабатывать четкие про­филактические рекомендации по предупреждению преступ­ности.

Поэтому в учебном плане по курсу "Криминология" предусмотрено изучение не только теоретических проблем науки криминологии, но и участие студентов в практических занятиях, выполнение ими самостоятельных, контрольных и курсовых работ.

Целью данного учебного пособия (далее - Пособие) яв­ляется введение в основы науки "Криминология", содействие наиболее глубокому изучению важнейших тем курса, приви­тие студентам навыков самостоятельных криминологических исследований преступности, личности преступников, причин и условий совершения преступлений, разработке мер преду­преждения правонарушений.

Пособие содержит тезисы лекций по всем темам курса "Криминология", целью которых является дополнить мате­риалы учебников, представить более широкую и обновлен­ную информацию.

Наиболее подробно Пособие освещает особенности предупреждения преступности несовершеннолетних.

Прежде всего, в Пособии подробно анализируются психологические особенности подростков-

правонарушителей, обусловленные свойствами их несовер­шеннолетнего возраста.

Кроме того, профилактика преступности несовершен­нолетних обладает значительной качественной спецификой по сравнению с профилактикой преступности взрослых, по­этому дол жна отличаться принципиально новым подходом к решению данной проблемы. Именно поэтому в качестве са-мостоятедьных проблем в Пособии рассматриваются вопро­сы предупреждения рецидивной преступности несовершен­нолетних, профилактики насильственных преступлений под­ростков.

Особо пристальное внимание уделяется в Пособии ак­туальному на сегодняшний день вопросу предупреждения преступности среди девушек несовершеннолетнего возраста.

В Пособии также исследуется проблема совершенство­вания судебной деятельности по делам о преступлениях не­совершеннолетних, с принципиально новых позиций рас­сматривается деятельность суда по осуществлению правосу­дия и предупреждению правонарушений среди подростков, обосновывается ряд конкретных практических предложений.

Кроме того, в Пособии представлены планы практиче­ских занятий по курсу "Криминология" и задания для само­стоятельной работы студентов дневного отделения, задания по выполнению контрольных работ для студентов, обучаю­щихся по заочной форме обучения, а также методические

рекомендации по подготовке и выполнению указанных ра­бот.

Включенная в Пособие примерная тематика написания курсовых и дипломных работ по курсу "Криминология" до­полнена методическими рекомендациями по написанию дан­ных работ.

В заключительной главе Пособия дан примерный пере­чень вопросов курсовых экзаменов по дисциплине "Криминология", который должен оказать студентам по­мощь в надлежащей подготовке к данному экзамену.

ПРОГРАММА

по курсу "Криминология"

Тема I. Понятие, предмет и система криминологии

1. Понятие науки криминология. Место криминологии в системе юридических и социологических наук. Предмет науки криминологии.

2. Системный метод в анализе преступности, ее причи­нах и условиях, ей сопутствующих, личности преступника, а также методов контроля за преступностью и борьбы с ней. Проблема жертвы преступления. Задачи криминологии и пути внедрения научных рекомендаций в практику борьбы с преступностью.

3. Система криминологии.

Тема 2. Методика криминологии

1. Комплексный характер методик криминологических исследований. Программа и этапы конкретного криминоло­гического исследования.

2. Правовая и социальная статистика, ее применение в криминологии. Статистический метод криминологических исследований. Сравнительный метод, условия применения в криминологии.

3. Анкетный метод и его применение в конкретных криминологических исследованиях. Виды и содержание ан­кет Интервью и техника интервьюирования. Тестирование. Социометрическое исследование.

4. Документальный метод криминологических исследо­ваний, его особенности.

5. Эксперимент и условия его применения в криминоло­гии. Метод наблюдения. Экспертная оценка.

6. Психологические и социально-психологические ме­тоды. Логико-математические методы.

Тема 3. Основные характеристики преступности

1. Природа преступности и ее основные свойства.

2. Количественные характеристики преступности. По­нятия состояния и динамики преступности. Коэффициент преступности.

3. Качественные показатели преступности. Понятия структуры и характера преступности. Дополнительные пока­затели, характеризующие преступность. Особенности и по­нятия рецидивной преступности.

4. Латентная преступность, ее виды. Обстоятельства, способствующие латентной преступности. Классификация преступлений по степени их латентности. Методика опреде­ления уровня латентности преступлений.

5. Виктимологические проблемы преступности. Роль и влияние потерпевших на развитие конкретной преступной ситуации. Типичные виды поведения потерпевших, способ­ствующих развитию преступной ситуации. Классификация профилактических мер. Специфические объекты виктимоло-гической профилактики.

Тема 4. Причины и условия преступности

1. Понятие причин и условий преступности. Условия, способствующие криминогенному формированию личности. Условия, способствующие совершению преступлений. При­чины и условия преступности как социальные явления.

2. Классификация причин и условий преступности. Критерии классификации: по механизму действия на пре­ступность, уровню действия, содержанию, природе.

3. Экономические отношения и преступность. Социаль­ные отношения и преступность. Роль микросоциальных и межличностных конфликтов

4. Политические интересы и преступность. Опасность политических конфликтов и их криминогенность.

5. Нравственное состояние общества и преступность. Воспитание нравственности - составная часть воспитатель­ной работы.

Тема 5. Личность преступника и причины преступного поведения

1. Отличительные черты личности преступника. Поня­тие личности преступника. Задачи и значение ее изучения. Социально-демографическая характеристика и система со­циальных ролей. Социально-психологическая характеристи­ка личности преступника. Дискуссия о соотношении соци­ального, психологического и биологического в личности преступника.

8

2.Классификация и типология преступников, их осно­вания и практическое значение.

3. Индивидуальное преступное поведение. Факторы, формирующие уровень тревожности личности. Социально-психологическое отчуждение личности.

4. Личность преступника с психическими аномалиями. Классификация психопатов-правонарушителей. Преступни­ки-алкоголики. Преступники-олигофрены в степени дебиль-ности.

Тема 6. Общие проблемы предупреждения преступно^ сти

1. Теория предупреждения преступности: становление, предмет, структура. Понятие теории предупреждения пре­ступности. Задачи предупреждения преступности. Классифи­кация мер профилактического воздействия. Общая и осо­бенная части теории предупреждения.

2. Система и субъекты предупреждения преступлений. Регулятивные, охранительные и воспитательные функции системы предупреждения преступлений. Классификация субъектов профилактики преступлений.

3. Социально-экономические и организационные осно­вы предупреждения преступлений. Криминологический про­гноз как предпосылка планирования. Методы криминологи­ческого прогноза: экстраполяция, экспертная оценка и моде­лирование. Виды криминологических программ и планов. Методика их составления и проверки исполнения. Ресурсное обеспечение профилактики преступлений. Правовые гаран­тии - необходимое условие для реализации принципа закон­ности в предупредительной деятельности.

4. Правовые основы предупреждения преступлений.

Тема 7. История отечественной криминологии и ее со­временное состояние

1. Развитие криминологии в дореволюционный период. Социологическое направление в науке уголовного права. Антропологическое направление уголовного права.

2. Развитие криминологии в 20-х - 30-х гг. Создание от­дела моральной статистики в ЦСУ РСФСР в 1918 г. Крими­нологические исследования в 20-е годы.

3. Развитие криминологии в 60-х гг. и ее современное состояние. Возрождение криминологии как науки. Создание (в 1963 г.) Всесоюзного института по изучению причин и разработке мер предупреждения преступности. Основные направления и координация криминологических исследова­ний.

Тема 8. Концепции причин преступности в Западной криминологии (исторический аспект)

1. Рационалистическая концепция причин преступно­сти. Идеалистический рационализм криминологических воз­зрений представителей просветительно-гуманистического направления.

2. Антропологические концепции причин преступности. Теория Ч.Ломброзо. Попытки обосновать противоправное поведение биолого—анатомическими, врожденными чертами личности.

3. Концепция социальной детерминации преступного поведения. Теория "социальной физики" в криминологии. Структурно-функциональный анализ в криминологии

Тема 9. Современное состояние преступности в зару­бежных странах

1. Общая характеристика преступности в высокоразви­тых зарубежных странах. Теория уголовно-статистического регулирования уровня преступности. Экономическая теория роста преступности. Теория возможностей. Демографиче­ская теория. Теория лишений. Теория аномии - синномии.

2. Особенности преступности в отдельных наиболее развитых зарубежных странах (США, Япония).

3. Международное сотрудничество в борьбе с преступ­ностью. Организация Объединенных Наций и международ­ные неправительственные организации по предупреждению преступности.

Тема 10. Криминологическая характеристика преступ­лений

1. Понятие и структура криминологической характери­стики преступлений. Совокупность признаков, составляю­щих структуру криминологической характеристики. Класси-

10

фикация элементов криминологической характеристики по характеру проявлений и сущности.

2. Криминологическая классификация преступлений. Цель и основания классификации преступлений.

3. Сходство и различие классификаций научных дисци­плин уголовно-правового цикла.

Тема 11. Преступность несовершеннолетних и ее преду­преждение

1. Преступность несовершеннолетних и ее особенности. Состояние, структура, динамика и негативные социальные последствия этих правонарушений в современных условиях. Классификация преступлений несовершеннолетних. Взаимо­связь преступности несовершеннолетних с преступностью молодежи.

2. Криминологическая характеристика личностных особенностей несовершеннолетних преступников. Половоз­растные характеристики несовершеннолетних, совершивших преступления. Характеристика преступности различных по роду занятий социальных групп несовершеннолетних. Лич­ностные особенности и характеристика основных типов не­совершеннолетних преступников. Классификация подрост­ков-правонарушителей по степени их психического здоро­вья.

3. Причины и условия, способствующие совершению преступлений несовершеннолетними. Недостатки семейного воспитания - первопричина неправильного нравственного формирования личности несовершеннолетних.

4. Предупреждение преступлений несовершеннолетних. Общесоциальные меры предупреждения правонарушений несовершеннолетних. Социально-профилактические меры предупреждения преступлений несовершеннолетних. Харак­теристика различных уровней системы предупреждения пре­ступлений несовершеннолетних.

Тема 12. Насильственные преступления, хулиганство и их предупреждение

1. Криминологическая характеристика тяжких насиль­ственных преступлений и хулиганства. Специальные случаи посягательства на жизнь. Серийные убийства. Криминоло­гические особенности убийств, причинений тяжкого вреда

11

здоровью, изнасилований и хулиганства. Ситуации, способ­ствующие изнасилованию.

2. Криминологическая характеристика личности на­сильственных преступников и хулиганов, их социально-демографические, поведенческие (до совершения последнего преступления) характеристики и субъективно-ситуационные признаки. Криминологические особенности личности убийц, субъектов причинения тяжкого вреда здоровью, насильни­ков и хулиганов. Особенности личности серийного убийцы.

3. Причины и условия тяжких насильственных преступ­лений и хулиганства. Влияние алкоголизма. Роль семейно-бытовых конфликтов. Недостатки в деятельности правоох­ранительных органов.

4. Основные направления предупреждения тяжких на­сильственных преступлений и хулиганства. Значение ранней профилактики бытовых конфликтов. Социально-культурные меры профилактики убийств, причинений тяжкого вреда здоровью, изнасилований и хулиганства.

Тема 13. Преступность женщин и ее предупреждение

1. Состояние, динамика и структура преступности жен­щин. Основные черты и тенденции женской преступности. Типичные преступления женщин.

2. Криминологическая характеристика личности жен­щин, совершающих преступления. Классификация (типология) женщин-преступниц.

3. Причины и условия, способствующие преступности женщин. Роль семейно-бытовых конфликтов. Мотивы пре­ступления и преступное поведение женщин.

4. Предупреждение преступности женщин. Значение ранней профилактики в предупреждении женской преступ­ности.

Тема 14. Рецидивная преступность и ее предупреждение

1. Понятие рецидивной преступности и ее виды. Анализ структуры рецидивной преступности. Тенденции, характери­зующие рецидивную преступность.

2. Личность рецидивиста. Классификация (типология) рецидивистов.

3. Причины и условия рецидивной преступности.

12

4 Предупреждение рецидива преступлений. Пенитен­циарная и постпенитенциарная профилактика рецидивной преступности.

13

Тема 15. Преступность в экономике и ее предупрежде­ние

1. Криминологическая характеристика преступлений в экономике. Отличительная особенность экономических пре­ступлений. Классификация хищений по способу их соверше­ния. Негативные последствия крупных хищений. Кримино­логические особенности взяточничества. Криминологиче­ская характеристика основных ситуаций дач-получения взя­ток.

2. Криминологическая характеристика личности расхи­тителя имущества. Классификация (типология) лиц, совер­шивших хищение. Криминологическая характеристика лиц, осужденных за взяточничество.

3. Причины и условия совершения преступлений в эко­номике. Классификация обстоятельств, способствующих экономической преступности.

4. Предупреждение преступлений в экономике. Класси­фикация предупредительных мер. Субъекты профилактики экономических преступлений.

Тема 16. Преступления против собственности граждан и их предупреждение

1. Криминологическая характеристика корыстных и корыстно-насильственных преступлений против собственно­сти граждан. Классификация преступлений по характерным, криминологически отличительным свойствам. Виды краж по степени распространенности, способы их совершения. Кри­минологические особенности грабежей и разбоев. Особенно­сти, виды и способы совершения мошенничества. Виды и способы вымогательств.

2. Криминологическая характеристика субъектов коры­стных и корыстно-насильственных преступлений, их класси­фикация (типология). Криминологические особенности во­ров, грабителей, разбойников, мошенников и вымогателей.

3. Причины и условия корыстных и корыстно-насильственных преступлений. Влияние раскрываемости на состояние преступности против собственности граждан.

4. Общие и специальные меры предупреждения корыст­ных и корыстно-насильственных преступлений против соб­ственности граждан. Классификация предупредительных мер.

14

Тема 17. Профессиональная преступность и ее преду­преждение

1. Понятие профессиональной преступности и ее харак­теристика. Признаки профессионально-преступной деятель­ности. Классификация неформальных норм поведения про­фессиональных преступников. Практическое значение ана­лиза профессиональной преступности.

2. Криминологическая характеристика личности про­фессионального преступника. Специализация и квалифика­ция профессиональных преступников (по способу и месту совершения преступления).

3. Причины и условия профессиональной преступности. Социальные условия, способствующие профессиональной преступности.

4. Предупреждение профессиональной преступности. Характеристика организационных и иных мер предупрежде­ния профессиональной преступности.

Тема 18. Организованная преступность и меры борьбы с ней

1. Понятие организованной преступности и ее характе­ристика. Признаки организованной преступности. Основные особенности преступных организаций. Сообщество особо опасных лидеров уголовных элементов, его основные функ­ции. Основные формы коррупции.

2. Личность участника преступных объединений. Клас­сификация участников организованных преступных групп.

3. Причины и условия организованной преступности. Недостатки в сфере хозяйствования как факторы, детерми­нирующие появление и развитие организованной преступно­сти.

4. Предупреждение организованной преступности. Правовые и организационные меры борьбы с организован­ной преступностью.

Тема 19. Преступления, совершаемые по неосторожно­сти, и их предупреждение

1. Общая криминологическая характеристика неосто­рожных преступлений. Классификация основных групп пре­ступлений, совершаемых по неосторожности, в зависимости от сферы деятельности. Типичные мотивы действий при на-

15

рушениях правил безопасности движения и эксплуатации транспорта. Типичные криминальные ситуации на железно­дорожном, воздушном и водном транспорте.

2. Криминологическая характеристика дорожно-транспортных происшествий. Типичные нарушения правил безопасности движения.

3. Криминологическая характеристика личности нару­шителей правил дорожного движения.

4. Причины дорожно-транспортных происшествий. Классификация условий, способствующих нарушениям пра­вил безопасности движения.

5. Общие и специальные меры предупреждения дорож­но-транспортных происшествий. Предупреждение преступ­ных нарушений правил безопасности движения и эксплуата­ции железнодорожного, воздушного и водного транспорта.

Тема 20. Экологические преступления и их предупреж­дение

1. Понятие экологических преступлений, их состояние и структура. Классификация экологических преступлений, ха­рактеристика их признаков. Классификация должностных экологических преступлений.

2. Криминологическая характеристика личности долж­ностных экологических преступников. Понятие специальных субъектов должностных экологических преступлений, их классификация.

3. Причины экологических преступлений. Причины должностных экологических преступлений. Причины коры­стных экологических преступлений.

4. Общие и специальные меры предупреждения эколо­гических преступлений.

Тема 21. Преступность военнослужащих и ее, предупре­ждение

1. Криминологическая характеристика преступности военнослужащих. Классификация преступности в Е5ооружен-ных Силах.

2. Криминологическая характеристика личности пра­вонарушителей-военнослужащих. Социально-демографические, социально-психологические, психофизио-

16

логические и биологические особенности личности правона­рушителя.

3. Причины преступности военнослужащих. Классифи­кация причин и условий, порождающих преступность в Воо­руженных Силах.

4. Основные направления предупреждения преступле­ний военнослужащих. Классификация мер предупреждения преступного поведения военнослужащих.

Тема 22. Преступность в местах лишения свободы и ее предупреждение

1. Криминологическая характеристика преступности в местах лишения свободы. Классификация агрессивных про­явлений осужденных. Специфическое тюремное преступле­ние.

2. Личность правонарушителя в местах лишения свобо­ды. Особенности противоправного поведения осужденных с психическими аномалиями.

3. Причины преступности в местах лишения свободы. Недостатки в деятельности администрации колоний, их классификация.

4. Предупреждение преступности в местах лишения свободы. Профилактика насилия со стороны осужденных с психическими аномалиями. Индивидуально-профилактическое воздействие.

17

ТЕЗИСЫ ЛЕКЦИЙ

по курсу "Криминология"

Тема 1. Пдепмет^метод_и система криминологии

Литература

Криминология: Учебник /Под ред. акад. В.Н.Кудрявцева, проф. В.Е. Эминова. -М.: Юрист, 1995.

Криминология /Под ред. В.Н. Кудрявцева, В.Е.Эминова. -М., 1994.

Иванов Л.О., Ильина Л.В. Пути и судьбы отечественной криминологии. -М.: Наука, 1991.

Истина... И только истина! -М.: Юрид. лит., 1990.

Криминология и профилактика преступлений /Под ред. А.И. Алексеева. -М, 1989.

План лекции

1. Понятие науки криминологии. Предмет науки кри­минологии.

2. Системный метод анализа изучаемых социальных яв­лений. <,

3. Система криминологии.

1. Преступность, совершение людьми преступлений яв­ляется особым видом негативной социальной деятельности. Правовые науки (уголовное право, уголовно-процессуальное право, уголовно-исполнительное право и т.д.) определили формы и методы борьбы с преступностью на ее различных стадиях. Криминология как наука охватила проблему пре­ступности как явления в целом.

Термин "криминология" происходит от латинского слова "crime" (преступление) и греческого "logos" (учение). В настоящее время понимается как наука о преступности.

Криминология - общетеоретическая наука о преступно­сти, ее'причинах и условиях, способствующих совершению преступлений, личности преступника, а также о методах борьбы с преступностью.

Являясь самостоятельной наукой, криминология тесно связана с уголовным правом и иными правовыми науками, а также с социологией, философией, экономикой, психологи­ей, медициной и т.д.
f

J8_____________

JTpj^MЈrjHayj
2. В предмете криминологии выделяются по содержа­нию четыре группы изучаемых социальных явлений:

Преступность - отрицательное социально-правовое яв­ление, имеющее свои закономерности, количественные и ка­чественные характеристики, влекущее негативные последст­вия и требующее специфических форм борьбы с ним.

Причины преступности - совокупность социально-негативных явлений, порождающих и обусловливающих преступность как свое следствие.

Личность преступника - совокупность социальных свойств, признаков, связей, отношений, характеризующих лицо, виновно нарушающее уголовный закон, и в сочетании с иными обстоятельствами влияющих на его поведение.

Предупреждение преступности. Проблема предупреж­дения преступности исследуется на трех уровнях - общесоци­альном, социально-криминологическом и индивидуальном.

В предмет криминологии входит и проблема жертвы преступления. Поведение преступника нередко обусловлено как поведением самой жертвы, так и взаимоотношениями преступника с потерпевшим.

Криминология, как наука о преступности и борьбе с ней, вырабатывает практические рекомендации по преду­преждению преступности. Устанавливая причины и условия преступности, указывает направление необходимых профи­лактических мероприятий.

Таким образом, криминология имеет практический и

прикладной аспекты.

Q%y Рассмотрение всех проблем науки криминологии требует определенного упорядочения, системы. Если пре­ступность - общее понятие, то корыстная или насильствен­ная преступность - это те уровни, которые являются выраже­нием системы криминологии.

Виды преступности - несовершеннолетних, рецидивная, профессиональная, организованная, женская преступность и другие - это элементы системы науки "Криминология", изу­чающей преступность как явление в целом и ее составляю­щие.

19

бобщенно систему криминологии можно представить следующим образом: рассматриваются вопросы о понятии, предмете и методе науки. Затем излагается история крими­нологии и ее сегодняшнее состояние, проблемы преступно­сти, ее причин и условий, личности лиц, совершающих пре­ступления, предупреждения преступности, анализируются различные виды преступности (корыстная, насильственная и т.д.), особенности ее предупреждения.

Тема 2. Методика криминологии

Литература

Бутенко И. А. Анкетный опрос как общение социолога с респондентом. - М., 1989.

Долгова А.И. и др. Методика изучения территориаль­ных различий преступности и их причин. -М., 1989.

Каневский Л.Л. Криминалистические проблемы рассле­дования и профилактики преступлений несовершеннолетних. - Изд-во Краснояр. ун-та, 1991.

Минин А. Я. Информация криминологических иссле­дований (теория и методология) -Екатеринбург, 1992.

Панасюк А. Психологическое тестирование: испытание на профессионализм?// Российская юстиция. -1996. -№3.

План лекции

1. Комплексный характер методик криминологических исследований.

2. Статистический метод криминологических исследо­ваний.

3. Анкетный метод и его применение в конкретных криминологических исследованиях.

4. Документальный метод криминологических исследо­ваний.

5. Эксперимент и условия его применения.

Методика криминологических исследований - это сис­тема конкретных способов, приемов, средств сбора, обра- -ботки, анализа и оценки информации о преступности, ее S причинах и условиях, способствующих совершению престу-плений, личности преступника, мерах борьбы с преступно-стью, методов планирования и реализации рекомендаций по

20

21

совершенствованию практики предупреждения преступле­ний.

Выбор конкретной методики зависит от содержания ис­следования, его целей и объектов, подлежащих изучению.

2. С помощью статистического метода исследуются ко­личественно-качественные показатели преступности и лич­ности правонарушителей.

Метод позволяет:

дать цифровую характерисгику состояния преступно­сти; выявить закономерности развития и динамику преступ­ности; охарактеризовать состав преступников; определить характерные связи между преступностью и другими соци­альными явлениями; собрать данные для разработки кон­кретных профилактических мер.

Наиболее часто применяются следующие статистиче­ские приемы - статистические группировки и обобщающие показатели, а также отношение части к целому - или отно­шение интенсивности.

3. Анкетный метод - это способ исследования путем оп­роса лиц или обобщения сведений, содержащихся в уголов­ных делах, по специально разработанной анкете.

Различаются анкеты закрытые и открытые, а также от­крыто-закрытые анкеты.

Преимущества метода - дает возможность:

в короткий срок и при небольших затратах охватить значительную группу изучаемых лиц;

быстро провести повторные опросы через определен­ный промежуток времени;

достичь эффекта анонимности опрашиваемых.

Недостатки метода:

дает сведения о мнениях о поступках, а не о самих по­ступках;

вероятна возможность ошибочных записей из-за непо­нимания характера вопроса.

Интервью - беседа, один из участников которой задает вопросы, а другой на них отвечает. Достоинство - позволяет получить необходимую информацию быстрее и полнее. Раз­новидности интервью - свободнее и стандартизированное.

Тестирование - метод психологической диагностики, использующий стандартизированные вопросы и задачи

(тесты). Три этапа тестирования: выбор теста, проведение и интерпретация результатов.

Социометрия - измерение социально-психологических связей между людьми, позволяющее проследить криминоло­гические особенности взаимоотношений.

4. Документальный метод предполагает изучение доку­ментов, представляющих интерес в криминологических ис­следованиях; обобщение судебно-следственной практики; опросы преступников, других лиц; проведение психологиче­ских тестов; социограммы.

5. Условия - ограниченность применения в связи с про­блемами этического характера. Возможность применения для проверки действия социально-положительных факторов, эффективности профилактической работы.

Наблюдение - процесс визуального восприятия обста­новки (ситуации). Виды наблюдения: непосредственное и включенное.

При непосредственном наблюдении обстановки (ситуации), имеющей криминологическое значение, исследо­ватель лимитирует свою деятельность созерцательным на­блюдением конкретной ситуации.

При осуществлении включенного наблюдения исследо­ватель является активным участником изучаемого процесса в •коллективе (группе), где о его роли в ряде случаев может ыть никому не известно.

Социальный эксперимент желателен при изучении оп­ределенных условий общественной жизни (например, эффек­тивности деятельности суда присяжных).

Экспертная оценка - необходима для прогнозирования тех или иных явлений. В основе результата оценки факторов, влияющих на преступность, находится мнение соответст­вующих специалистов, ответы которых обобщаются и ана­лизируются для определения их усредненного значения.

Изложенные методы успешно применяются для разра­ботки и воплощения в жизнь комплексных программ борьбы с преступностью на общегосударственном и региональном уровнях.

Важной формой претворения в жизнь криминологиче­ских исследований являются специально проводимые кри­минологические экспертизы. Областью их применения явля­ются:

22

23

1) своевременный криминологический анализ нормо-творческой и правоприменительной деятельности и ее ре­зультатов;

2) предварительная криминологическая оценка различ­ных проектов и программ социально-экономической и иной направленности, реализация которых может иметь, напри­мер, какие-либо негативные последствия.

Между тем, экономические реформы в Российской Фе­дерации проводились в последние годы без надлежащего правового обеспечения. Ни по одному закону, регулирую­щему вхождение экономики в рынок, не была проведена криминологическая экспертиза. Не случайно поэтому в Рос­сии появились многочисленные финансовые пирамиды, "расцвел" теневой бизнес1.

  1   2   3   4   5   6


Учебный материал
© nashaucheba.ru
При копировании укажите ссылку.
обратиться к администрации