359 :: 360 :: 361 :: 362 :: 363 :: 364 :: 365 :: Содержание
§2. Деловое общение в экстремальных условиях
А. Экстремальные условия и их влияние на поведение людей
В настоящее время часто возникают условия, при которых нормальная деятельность различных элементов правоохранительной системы, направленная на обеспечение общественного порядка, борьбу с преступностью, защиту прав и свобод граждан, охрану государственности и т.д., нарушается внезапным осложнением обстановки. Это происходит вследствие природных и технических катастроф, эпидемий и эпизоотии, социальных катаклизмов (в том числе с массовыми нарушениями общественного порядка и ведением боевых действий). Указанные изменения по большинству своих параметров выходят за рамки обычных норм, вынуждая использовать нестандартные формы и методы работы, в том числе и делового общения. В связи с этим необходимо ис-
359
следование особенностей влияния внешних факторов на состояние человека, в том числе на общение в подобных условиях.
Психологическая сущность особых (экстремальных) условий заключается в невозможности строить деловое общение по сложившимся канонам. При этом изменяется мотивация поведения как обычных граждан, так и сотрудников правоохранительных органов. Изменяются нормы (правовые, моральные, этические) поведения. Наибольшую устойчивость сохраняют религиозные нормы, которые в сложных условиях приобретают особое значение.
В особых условиях люди оказываются вследствие не зависящих от них обстоятельств либо по своей воле, то есть для исполнения своего профессионального или морального долга (сотрудники правоохранительных органов и МЧС, врачи, священнослужители, работники гуманитарных миссий). Первые являются в определенной мере жертвами, а часть из них -"творцами" экстремальных ситуаций, как правило, не готовыми к создавшимся условиям. Вторые имеют определенные навыки поведения в особых условиях. При этом всякая экстремальная ситуация, как правило, имеет свои особенности и полностью не повторяется. Однако определенные повторяющиеся черты экстремальных ситуаций можно наблюдать в любой из них.
Экстремальная ситуация может протекать как в условиях специального правового режима, так и без его введения. Установление специального правового режима влечет за собой повышение ответственности и расширение полномочий специально назначенных должностных лиц, ограничение прав и свобод человека (ограничение в передвижении, проведении митингов и демонстраций, мобилизацию дееспособного населения на восстановление обычных условий жизнедеятельности, восстановительные и спасательные работы). При этом властные функции местных органов могут прекращаться или существенно ограничиваться до восстановления обычного положения, порядка управления и организации общественной и частной жизни.
Вновь назначенные представители власти имеют целью восстановление государственного управления, восстановление и поддержание общественного порядка, защиту граждан, охрану их здоровья и собственности, оказание помощи пострадавшим и создание условий для перехода к нормальному функционированию государственных органов и общественных организаций, отмене ограничений прав человека.
360
Правоохранительные органы в экстремальных условиях, кроме указанных задач, занимаются также вопросами предупреждения и пресечения паники, распространения ложных слухов, возможных массовых беспорядков, борьбой с преступлениями и правонарушениями. Они осуществляют режим допуска в районы экстремальных ситуаций, соблюдение правил карантина и борьбу с его нарушителями.
К основным функциям правоохранительных органов в местностях, объявленных на военном или чрезвычайном положении, относятся:
- участие в изъятии транспортных средств и иного необходимого имущества государственных предприятий, учреждений, индивидуальных и кооперативных предприятий, отдельных граждан;
- ограничение интенсивности уличного движения, регулирование работы торгующих организаций;
- регулирование порядка въезда в определенные местности и выезда из них;
- участие в выселении в административном порядке лиц, признанных социально опасными как по своей противоправной деятельности, так и по связям с преступной средой.
Решение указанных задач накладывает свой отпечаток на содержание, характер, этику делового общения в экстремальных ситуациях. В таких условиях модель общения требует от сотрудников дипломатических способностей, психической уравновешенности, знания психических особенностей поведения человека в экстремальных ситуациях, уважения местных обычаев, традиций и норм поведения населения. Особенно важное значение эти факторы приобретают в зонах межнациональных конфликтов.
Среди психологических последствий экстремальных условий на первое место можно поставить нарастание эмоционального компонента в поведении. У значительного количества людей понижается способность к самоуправлению, повышается нервно-психологическое напряжение, активизируются отрицательные эмоции. Население в экстремальных условиях легче поддается влиянию эмоций, а ряду его представителей становится труднее контролировать свое поведение, в том числе и в общении. Появляются чувства отчаяния, страха, безнадежности, гнева, которые приобретают внезапный характер. На поведение таких людей труднее воздействовать рациональными, рассудочными доводами и аргументами. Сотрудникам правоохранительных органов в та-
361
ких условиях нередко приходится противопоставлять этим негативным чувствам свое хладнокровие, рассудительность и красноречие, способность сдерживать себя и подавлять неуправляемые эмоции граждан.
Повышенные физические нагрузки, нервное напряжение обусловливают активизацию явлений, возникающих в основном при нарастающем истощении нервной системы. У людей появляется раздражительность, резкая смена настроений, в ходе общения и межличностного взаимодействия нередко вспыхивают конфликты (порой из-за мелочей). Человек легче перенимает настроение других людей, поддается панике, отчаянию. В то же время большее влияние оказывают и положительные эмоции, когда высокое моральное состояние окружающих более интенсивно передается каждому.
Перечисленные психические особенности, характер экстремальных ситуаций позволяют сделать вывод о том, что сотрудникам правоохранительных органов в ходе делового общения необходимо особое внимание уделять моральному состоянию населения, поддержанию его духа. Для жителей потерпевших регионов важно чувствовать внимание и поддержку страны, убеждаться, что органы власти предпринимают все меры для борьбы с последствиями стихийных бедствий, что все делается последовательно, целеустремленно, по единому плану. Население должно видеть, что люди, отвечающие за правопорядок, не утратили спокойствия и уверенности в своих силах.
В ходе общения необходимо учитывать и принимать во внимание основные психологические реакции человека на экстремальные условия. Анализ позволяет их сгруппировать по двум основным уровням.
Положительные реакции: - мобилизация возможностей, активизация деловых мотивов, долга, ответственности;
- возникновение делового возбуждения, энтузиазма, интереса, азарта;
- актуализация творческих возможностей, повышение готовности к решительным и смелым действиям;
- повышение выносливости, неприхотливости, понижение порогов ощущений, ускорение реакций;
- снижение утомляемости, исчезновение усталости, беспечности.
362
Отрицательные реакции: - появление тревоги, беспокойства, неуверенности, обострение чувства самосохранения;
- появление страха, боязни за себя и дело, острая борьба мотивов долга и личной безопасности;
- значительное снижение нижнего порога нравственной допустимости, разрушение обычных нормативных этических представлений;
- проявление растерянности, оцепенения, ступора или фрустрации (появление чувства безысходности и отчаяния);
- непонимание происходящего, дезорганизация познавательной деятельности;
- разрушение отработанных навыков, появление ошибок в работе;
- недостаточная мобилизованность, несобранность;
- утрата самоконтроля, появление истерических реакций, панические действия, появление чувства слабости;
- острые психозы.
Для понимания этических обоснований общения сотрудников с гражданами и между собой в таких ситуациях рассмотрим изменения, происходящие в характере общения и взаимодействия. Проведенный анализ позволяет сгруппировать их в определенную систему (см, схему 5).
При анализе факторов, влияющих на общение, часто обнаруживалось, что определенные элементы поведения людей в ходе общения сотрудников с ними в экстремальных условиях рассматривались однозначно как просто вредоносные и сознательно вносимые для осложнения общения. Однако дело обстоит несколько иначе, в силу чего представляется полезным рассмотреть формы и признаки изменения поведения людей в острособытийных ситуациях, выделив аспекты, сказывающиеся на эффективности общения.
Первым типом поведения в острособытийных ситуациях, воспринимаемых индивидом как экстремальные, является конфликт. При этом возникает неразрешимое противоречие мотивов, происходит изменение доминант. Это приводит к подавлению сознания и воли, что резко снижает возможности и "поле" общения.
363
Схема 5
Схема 5
Другим типом поведения в острособытийной ситуации является кризис. Человек осознает, что наступил критический момент, характеризующий поворотный пункт на его жизненном пути, и в то же время ощущает неспособность изменить сложившуюся у него систему ценностей, к чему его вынуждают сложившиеся обстоятельства. В этих условиях человек теряет "точки опоры" и попадает во власть полного произвола.
Третьим типом поведения в острособытийной ситуации являются стресс и фрустрация. В этом случае обнаруживается неспособность человека контролировать развитие острого события при одновременно возникающей потребности в нахождении выхода из создавшейся ситуации. Особенностью поведения в данной ситуации является то, что человек ориентирован (на уровне психологической установки) на удовлетворение данной потребности "здесь и теперь". Эта психологическая установка порождает
364
отношение агрессивного неприятия всего того, что, по мнению индивида, ей не соответствует. Все эти формы реакции человека на возникшую экстремальную ситуацию являются средствами его психологической защиты.
365
359 :: 360 :: 361 :: 362 :: 363 :: 364 :: 365 :: Содержание